План текста
Рассмотрим задание №26 или С1 в ОГЭ по обществознанию. В данном задании от нас требуют составления плана текста, выделяя основные относительно завершенные смысловые фрагменты. Кроме этого необходимо озаглавить каждый из вышеуказанных фрагментов.
Общий алгоритм нашей работы над текстом:
- сначала уясняем смысл текста как целого
- выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
- представляем структуру текста
- извлекаем информацию по отдельным частям
- анализируем конкретные идеи текста
Все задания в С части по обществознанию так или иначе связаны между собой, поэтому хорошее понимание первого задания в этом боке поможет успешно справиться с остальными заданиями.
Перейдем к рассмотрению теории по данному заданию.
Теория к заданию №26 (С1) ОГЭ по обществознанию
Итак, что такое план текста?
План – это четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.
Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста.
Хочу напомнить, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным – главное, чтобы при построении у вас соблюдалась логика.
Личный совет от меня – автор текста сам разбивает текст на смысловые части – это абзацы. Нам необходимо просто озаглавить каждый абзац для успешного выполнения задания!
План может быть:
- простым, то есть включающим названия значимых частей текста
- сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов
Разбор типового варианта задания №26 ОГЭ по Обществозананию
Приведу типичный пример текста для анализа:
Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.
Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.
Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.
В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:
- социальная сущность человека
- внутреннее органическое единство людей
- уровни восприятия общества
Можно составить и вопросный план.
Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту каждому соответствует один вопрос.
- Что определяет социальную сущность человека?
- Как проявляется внутреннее органическое единство людей?
- Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?
Составим для тренировки тезисный план.
Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада.
- социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни
- внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой
личности - за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Соликамск Пермского края ОГЭ – обществознание Отработка навыков составления плана текста Сазонова Людмила Михайловна , учитель обществознания
Цель смыслового чтения :
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию; внимательно «вчитаться» и проникнуть в смысл текста с помощью анализа отдельных частей текста.
Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.
План
ПЛАН – перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними
План:
- отражает последовательность изменения мысли и обобщает;
- раскрывает содержание текста;
- восстанавливает в памяти содержание источника;
- ускоряет проработку источника информации;
- организует самоконтроль;
- сосредотачивает внимание и стимулирует занятие;
- используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.
Виды планов
Простой
Сложный
Состоит из основных пунктов
Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание
По речевому оформлению
- Вопросный
- Назывной
- Тезисный
- Цитатный
вопросный
назывной
тезисный
цитатный
Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Как составлять план текста?
Прочитать текст.
Найти новые слова и понятия – выяснить их значение.
Определить тему и основную мысль текста.
Разделить текст на смысловые части.
Озаглавить части текста.
Алгоритм работы над простым планом планом
1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Подкорректируйте план.
Алгоритм работы над сложным планом
1) Учитель сам составляет на занятии сложный план и разъясняет основные принципы его построения.
2) Затем можно дать простой план темы и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов.
3) Далее, одному, двум ученикам поручить написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всей группы.
4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одной – двум темам.
5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме.
Требования к плану
Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто “Гадкий утёнок” вам ни о чём не скажет).
Длина высказывания. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
Пропорциональность . Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми. Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
Последовательность . Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего. Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками (“Из-за… случилось…, что привело к…)
Формулировки обучающихся:
1)Развитие этноса;
Этнос и его неповторимый стереотип поведения.
2)Нормы отношений этносов, структура этнического поведения .
3)Разные народы и разные эпохи
Задание 26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план)
Модельный ответ.
1) Развитие и стабильность этноса;
2)нормы отношений внутри этноса;
3) факторы , влияющие на развитие этноса.
Литература:
Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100
http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm
Содержание
- Планирование и особенности тезисного плана
- Зачем нужен план
- Особенности тезисного плана
- Алгоритмы составления плана
- Алгоритм составления общего плана
- Алгоритм составления тезисного плана
- Типичные ошибки при составлении тезисного плана
- Пример составления тезисного плана
Любите много читать и конспектировать? Приходится изучать большие объемы литературы? Хотите как-то упростить процесс восприятия и запоминания материала? В вашем случае стоит попробовать составлять тезисный план.
В этой статье я расскажу, зачем нужен план и как его грамотно составить.
Одним из этапов работы над любым текстом является составление плана. С его помощью вы сможете лучше понимать и запоминать информацию.
План — перечень элементов текста, в которых заключен основной смысл. Если вы собираетесь писать текст, то правильное структурирование будет играть огромную роль.
Элементы текста — смысловые ориентиры, опираясь на которые вы сможете последовательно двигаться к поставленной цели.
Есть несколько вариантов такого плана:
- вопросительный. В этом случае каждый пункт плана — вопросы к тексту;
- назывной. Является планом-тезисом номинативного строя. В этом случае ключевые моменты просто называются;
- опорная схема. Как правило, это отдельные предложения, в которых заложена основная суть текста;
- тезисный. Он состоит из отдельных тезисов — положений, кратко излагающих ключевую мысль.
Тезисный план представляет собой один из вариантов структурирования текста. Сами тезисы, как я уже писал, это положения, в которых сконцентрирована основные моменты текста.
С помощью тезисов можно разобраться не только в структуре текста, но и в ключевых его идеях, объясняющихся в каждой из частей текста.
Чтобы сформулировать тезисы, сначала нужно внимательно изучить весь доступный вам материал, найти в нем то, что на ваш взгляд можно считать основным и только потом сформулировать тезис.
Тезисный план исходит из того, что в каждом тексте есть определенная структура и логическая связь между составляющими частями текста. Несмотря на то, что каждая текстовая часть отвечает за отдельную идею, которые работают на общую идею, сам текст можно поделить на разделы.
Пункт тезисного плана — двусоставное предложение с заключенной в нем главной мыслью всей части.
Составление тезисного плана возможно только на смысловой основе текста.
Перед тем как приступать к составлению какого-либо из предложенных выше вариантов плана, нужно понимать и уметь составлять общий план текста.
Вот алгоритм его составления:
- Определить суть и задачи текста.
- Выбрать информацию, с помощью которой можно решить поставленные задачи.
- Сформировать из выбранных данных отдельные пункты плана.
- Расположить пункты плана в логической последовательности.
Полученный план должен соответствовать определенным критериям:
- быть логичным и последовательным;
- не содержать повторы;
- содержать исчерпывающую информацию по вопросу или теме;
- не включать пункты, состоящие из одной формулировки (такие пункты лучше объединять с другими);
- быть кратким. Нужно убедиться, что формулировки точные и краткие;
- быть лаконичным. План, в котором более 10 пунктов, запоминается сложнее.
Эти критерии применимы как к общему, так и к любому другому варианту плана.
После ознакомления с особенностями составления общего плана, можно приступать к составлению тезисного.
Вот алгоритм его составления:
- Чтение текста и обозначение главной мысли.
- Формулировка тезиса. Он должен быть кратким, но при этом показывать, насколько идея многогранна. При формулировке тезиса не стоит прибегать к уточнениям — важно просто обозначить суть.
- Перечитка и проверка соответствия формулировки основной идее. Обширные тезисы лучше сокращать.
- Выделение подпунктов плана (подтезисов основного тезиса). Обратите внимание на то, сколько абзацев в тексте и какие они. В каждом абзаце заключена определенная мысль, и об этом нужно помнить.
- Формулировка тезисов. Делать это нужно исходя из количества абзацев и их содержания. Не каждый абзац может стать тезисом, ведь некоторые из них тесно связаны с другими.
- Проверка сформулированных тезисов и выделение подпунктов плана.
Тезисный план бывает двух видов: краткий и подробный. Для последнего обязательно наличие подпунктов.
Я собрал для вас все ошибки, которые чаще всего допускают при составлении тезисного плана. Запоминайте их, чтобы при составлении плана у вас не было проблем.
Топ-6 типичные ошибки:
- Смешение понятий «тезис» и «цитата». В первом случае у нас — краткое положение, а во втором — цитирование какого-либо высказывания целиком с указанием авторства.
- Недостаточное знакомство с текстом. Необходимо прочитать текст полностью: так вы не пропустите ни одну важную мысль и сможете составить подробный тезисный план.
- Составление длинных тезисных предложений. Работа над любым планом предполагает краткость.
- Наличие примеров. Тезисы не созданы для того, чтобы в них приводили примеры. Это лишнее.
- Содержание тезиса должно быть самобытным. Это положительно скажется на убедительности и сохранении документальности.
- Отсутствие предварительного общего плана. Как я уже писал выше, перед работой над тезисным планом нужно составить общий.
При составлении тезисного плана нужно отталкиваться от правил структурирования текстовой информации. Также важно понимать, какие абзацы можно и стоит использовать для формулировки тезиса, а какие нет.
Надеюсь, эта информация поможет вам составить тезисный план правильно.
Каждому человеку, связанному с деятельностью, которая предусматривает чтение, конспектирование обширной литературы приходили в голову вопросы: как упростить этот процесс? Как потратить меньше времени на эту работу?
В таких случаях целесообразно научиться составлять опорный план, а после выборочно конспектировать какой-либо источник. План – это очень важный этап работы над научным текстом, соотношение содержания речи и ее структуры с поставленной задачей.
Содержание
- 1 Что такое тезисный план
- 2 Алгоритм составления общего плана текста
- 3 Правильное составление тезисного плана
- 4 Ошибки, которых нужно избегать во время составления тезисного плана
- 5 Пример составления тезисного плана
Что такое тезисный план
Каждый день мы видим разнообразные тексты
Текст окружает человека везде. Текст является понятием не только лингвистическим, но и философским, а также общим и частным.
Но в нашей жизни огромное количество людей сталкиваются с лингвистической текстуальной стороной.
То есть определенной последовательностью символов, которые связаны единым смыслом, задачами и формой.
С некоторыми процессами, которые касаются текста, сталкиваются школьники средней школы в рамках изучения языков и литературы.
Ценность полученного навыка очень высока, ведь он помогает лучше понимать и оставлять в памяти большое количество информации.
В таком случае необходимо использовать навыки составления плана, так как форма плана помогает закрепить в памяти содержание прочитанного.
Планом называют список основополагающих смысловых элементов текста.
Правильное структурирование плана играет огромную роль во время написания текста.
Пункты – это смысловые ориентиры, которые помогают автору в логичной последовательности двигаться к цели, которая стоит перед текстом.
Существует несколько видов плана:
- Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции).
- Назывной (план-тезис номинативного строя).
- План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку).
- Тезисный.
Подробнее о тезисном плане. Что такое тезисный план? Тезисный план – это один из видов структурирования текста. Тезисом называют кратко сформированное содержание нескольких абзацев текста.
Тезисы помогают понять не только структуру текста, но и главные идеи, которые будут объяснены в каждой последующей части текста.
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что тезисный план текста – это опорный материал, который состоит из основополагающих тезисов. Для того, чтобы выделить главные тезисы текста, необходимо прочесть и выявить основную мысль текста, а после кратко сформулировать тезис.
Тезисный план текста основывается на том, что в определенном тексте присутствует структура, а его составляющие части логически связаны между собой. Но каждая отдельная часть текста несет в себе мысль, которая дополняет общую идею текста, но в то же время разрешает делить его на подразделы.
Каждый пункт тезисного плана представлен двусоставным предложением и зачастую передает главную мысль всей части. Смысловая основа текста – базис для составления тезисного плана.
Алгоритм составления общего плана текста
Крайне важна логичность изложения
В основе любого вида плана лежит алгоритм составления общего плана текста:
- Необходимо в первую очередь понять сущность и задачи текста.
- После определяем, какая же информация нужна для решения задач.
- Данные нужно представить в форме пунктов плана.
- В логической последовательности располагаем пункты плана.
В конце составления общего плана необходимо удостовериться, что он отвечает следующим критериям:
- Логичность изложения.
- Отсутствие повторов.
- Исчерпанность. План должен вмещать всю информацию, которая необходима в тексте.
- Развитие темы текста. Если присутствует пункт плана, который невозможно описать подробнее его формулировки, то его можно объединить с другими пунктами.
- Краткость. Избыточность формирования пунктов – лишняя работа. Формулировки пунктов должны быть точными и краткими.
- Лаконичность. Текст необходимо вмещать в 5-7 пунктов, так как обширные планы труднее запоминать.
Все эти критерии касаются не только общего плана текста, но и всех его видов.
Правильное составление тезисного плана
Как мы говорили ранее, тезис – короткое выражение, в котором содержится главная идея текста, то есть тезис рассказывает о том, о чем идет речь во всем тексте.
Алгоритм правильного составления тезисного плана:
- Нужно прочесть текст и записать главную мысль автора. После необходимо сформулировать тезис, самое главное краткий, но в то же время отражающий всю многогранность идеи. Лучше избегать в тезисе уточнений, так как задача тезиса – передать суть. После того, как тезис сформулирован, необходимо еще раз перечитать и проверить соответствие составленной формулировки с главной мыслью текста. Если тезис обширный, то его лучше по возможности сократить.
- После первого шага нужно начать выделять подпункты плана, либо подтезисы основного тезиса. Комфортнее работать с текстом, разделенным на абзацы, так как абзацы содержат в себе определенную мысль, поэтому предложение, которое выделяет автор в абзац, служит для точности его мысли и формирования уникальной окраски.
Необходимо прочесть каждый абзац и сформулировать тезисы, но возможно такое, что в одном абзаце присутствуют несколько тезисов. В таком случае необходимо выявить основной и оставить место для того, чтобы потом добавлять пункты плана. Не нужно стремиться сразу же проработать все мелочи, так как абзацы, используемые автором для уточнения мысли либо создания нужной окраски у текста, могут быть объединены с другими абзацами, именно поэтому выделение отдельного тезиса в данном случае не имеет необходимости. - В конце составления тезисного плана необходимо просмотреть и проработать каждый абзац отдельно еще раз, это делается для того, чтобы выделить подпункты. Выделение подпунктов зависит от вида тезисного плана.
Существует два вида: подробный и краткий. Для подробного плана подпункты обязательны, а для краткого это зависит от темы.
Ошибки, которых нужно избегать во время составления тезисного плана
Наиболее распространенные ошибки, совершаемые во время составления тезисного плана:
- Люди не разграничивают понятия тезис и цитата. Очень важно отделять понятие «тезис» от понятия «цитата». Тезисом называют краткое подтверждение либо отрицание чего-либо. Цитата – точное выражение из текста, имеющее определенного автора и заключающееся в кавычки.
- Нежелание полностью ознакомиться с текстом. Данная ошибка довольно распространена, так как частичное ознакомление с текстом приведет к неверным тезисным пунктам.
- Слишком длинные тезисные предложения. Основная черта тезиса – краткость.
Рекомендации по составлению правильного тезисного плана:
- в тезисах не стоит приводить примеры;
- необходимо сохранять в содержании тезиса самобытность высказывания для того, чтобы не утерять документальность, а самое главное убедительность;
- необходимо составлять предварительный простой план, так как он оказывает помощь во время написания основных тезисов
Многие люди, не зная основных правил составления тезисного плана, делаю огромное количество ошибок, а они, в свою очередь влияют на понимание текста.
Пример составления тезисного плана
Для того, чтобы создать хороший тезисный план, который будет оказывать помощь в последующей работе, необходимо знать, как правильно структурировать тезисный план, а также знать, какие именно абзацы нужно превращать в тезисы.
Пример тезисного плана текста по теме «контекстная реклама»:
- Понятие контекстной рекламы: плюсы и минусы.
- Коэффициент результативности контекстной рекламы.
- Формулы, позволяющие рассчитать ориентиры для оценки.
- Условия, при которых реклама будет эффективна.
- Анкетирование на тему «Нужна ли людям контекстная реклама».
- Результаты тестирования.
Умение составлять общий и тезисный план текста — это огромный плюс, который поможет человеку в его деятельности, так как правильно сформированный и продуманный тезисный план считается залогом успеха в написании любого текста.
Особенно необходимо данное умение в написании сочинений и при подготовке обширных научных текстов, в которых, как правило, предусмотрен план.
В этом видео вы узнаете, как составить план к сочинению:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Алгоритм составления сложного
плана по обществознанию
Автор: Эркенова Фатима Дагировна
Организация: МКОУ «СОШ №9 им. Х.Ч. Кубанова с. Джага»
Населенный пункт: КЧР, Малокарачаевский район, с. Джага
В структуру экзаменационной работы по обществознанию (ЕГЭ) включено задание – составить сложный план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами. К сожалению, иногда выполнение данного задания вызывает сложности.
Что же такое вообще план?
Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
При составлении плана главное – вспомнить, что можно рассказать о данной теме: например, какие признаки и особенности есть у ее предмета, какие функции он выполняет, какие виды этого предмета бывают и по каким признакам классифицируются, какое значение он имеет.
Не нужно детализировать все пункты – даже для получения максимального балла нужно написать подпункты только в двух случаях, однако для большей уверенности ( и если вы точно уверены в правильности написанного ) можно написать их в 2-4 местах. Первым пунктом логично дать определение – писать его не надо; например, если ваша тема « Политическое участие», можно первой цифрой плана просто написать « Понятие политического участия».
Далее логично упомянуть формы политического участия этот пункт очень удобно детализировать, написав об участии в выборах, в деятельности политических партий, голосовании на референдумах, письмах в органы государственной власти, участие в местном самоуправлении, в митингах и манифестациях. Достаточно упомянуть любые 3-4 формы политического участия – ведь оно бывает легальным и нелегальным, постоянным и эпизодическим, индивидуальным или коллективным, на местном и высшем уровне.
Если вы не помните этого, можно написать, допустим, об участии граждан в деятельности местного самоуправления. Здесь достаточно легко сделать подпункты – участие в выборах в органы местного самоуправления, обращение в органы местного самоуправления, участие в публичных слушаниях.
Также можно написать про избирательные права граждан. Потом скажем о важности политического участия граждан, но этот пункт мы детализировать не будем. В конце можно добавить ещё один пункт – политический абсентеизм ( противоположность политического участия ).
Возможный «трёхбалльный» план выглядит таким образом:
- Понятие политического участия.
- Формы политического участия
участие в выборах; голосование на референдумах; участие в деятельности местного самоуправления; членство в политических партиях;
- Участие граждан в деятельности местного самоуправления:
участие в выборах в органы местного самоуправления; участие в публичных слушаниях; обращение в органы местного самоуправления;
- Важность политического участия граждан.
- Политический абсентеизм.
Предпочтительнее составление плана в называемой или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут)
Назывная форма плана раскрытия данной темы:
- Понятие религии.
- Причины возникновения религии.
- Значение, роль и функции религии.
- Формы религии:
а) ранние религиозные верования, язычество б) политеизм в) монотеизм
- Основные мировые религии
а) буддизм
б) христианство
в) ислам
- Национальные религии
а) иудаизм
б) синтоизм
- Взаимосвязь религии с моралью и правом
- Свобода совести и вероисповеданий.
- Государство и религия.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. План может быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Оптимальный вариант ответа – составление плана в назывной форме. Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме)
Наличие любых двух из 2,3, и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Рекомендации при составлении сложного плана:
- мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы;
- разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;
- озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;
- в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
- проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
- в случае необходимости внесите корректировки;
- помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
- в заголовках ( пунктах и подпунктах плана ) нежелательно повторять сходные формулировки.
ЕСТЬ ЛИ МОДЕЛЬ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА?
Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:
Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов: 1) Что такое…. 2) Понятие… 3) Определение…
Затем, если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития)…. Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия…(сущности…), например: Теории происхождения … Взгляды мыслителей на… Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.
Далее выделить характерные черты ( признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.
Функции…( детализировать в подпунктах).
Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).
Значение ( роль, последствия, тенденции и т.п)…
Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).
Пути решения.
Детализировать в подпунктах следует 2-4 пункта.
Алгоритм составления плана по теме:
- Понятие, сущность…
- Характерные черты (признаки):
а)
б)
в)
- Важнейшие задачи, основные функции:
а)
б)
в)
- Формы, типы, виды классификации:
а)
б)
в)
- Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху
- Проблемы становления (особенности развития) объекта в современной России.
Также можно и по шаблону составить сложный план.
Шаблоны
Шаблон №1/тема касается социального института ( семья, образование, государство и т.д.)/
- Понятие
- Особенности/Признаки
- Виды/Типы/Формы
- Функции
- Особенности/проблемы… в современном мире/ в России
Например, план «Наука как социальный институт».
Шаг 1. Работа по шаблону
Понятие науки
Особенности научного знания
Виды наук
Функции науки
Особенности научной деятельности в России.
Шаг 2. Детализация плана ( подпункты)
- Понятие науки
- Особенности научного знания
А) объективность
Б) доказательность
В) системность
Г) наличие специального языка и методов
- Виды наук
А) Естественные
Б) Гуманитарные и социальные
В) Технические и точные
Г) Науки о познании и мышлении
- Функции науки
- Познавательно-объяснительная
- Производственная
- Культурно-мировоззренческая
- Социальная
- Прогностическая
- Особенности научной деятельности в России.
Шаблон №2 ( тема касается процесса глобализации, инфляции, безработица)
- Понятие
- Причины
- Виды/типы
- Проявление/примеры
- Позитивные последствия/Позитивное влияние на общество( экономику и т.д.)
- Негативные последствия/Негативное влияние на…
- Пути преодоления негативных последствий.
Например, план по теме: «Безработица»
- Сущность понятия «безработица».
- Виды безработицы:
фрикционная;
структурная;
циклическая;
сезонная.
- Формы безработицы:
открытая;
скрытая;
текучая;
застойная
- Последствия безработицы.
- Методы борьбы с безработицей.
Есть темы, которые не совсем укладываются в шаблон или совсем не укладываются ни в один из шаблонов – тогда нужно рассчитывать на сообразительность и теоретическую подготовленность учащихся. В остальных случаях шаблон помогает выстроить структуру плана, становится «канвой» работы.
Например, план по теме; « Международное разделение труда в условиях глобализации »
- Факторы международного разделения труда в условиях глобализации:
спрос на мировом рынке;
положение страны в структуре мировой экономики;
структура национального производства;
научно-технический процесс;
- Преимущества от международного разделения труда.
- Международные экономические отношения в условиях глобализации:
валютно-финансовые отношения;
международное движение капитала;
миграция рабочей силы;
международная торговля;
экономическая интеграция;
- Государственная политика в области международного разделения труда.
Как же научить учащихся составлению сложного плана работе по алгоритму?
В конце урока после изучения темы можно дать задание 28, т.е. учебник и конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Можно составить план вместе, затем разобрать составленные учащимися планы, в итоге учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся работать над составлением плана.
Литература:
- ЕГЭ по обществознанию. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года по обществознанию. ФИПИ.
- Баранов П.А, А.В, Воронцова, С.В, Шевченко. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М. Аст, 2017.-292с.
- Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 по обществознанию. М. 2017.-52с.
- Кишенкова О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем! М.Эксмо,2017.-486с.
- Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С.М.: Айрис-пресс, 2011.-105с.
Приложения:
- file0.docx.. 29,1 КБ