Рабочая программа – документ, в котором определены наиболее эффективные для конкретного класса приемы и методы организации образовательного процесса по каждому учебному предмету, его содержание и формы. Является индивидуальным инструментом преподавателя для достижения результата в соответствии с ФГОС, разрабатывается и оформляется в соответствии с государственными образовательными стандартами РФ. Календарно-тематическое планирование осуществляется на основе разработанной рабочей программы и является приложением к ней.
Онлайн генератор титульного листа рабочей программы по ГОСТ
Рабочая программа
Заполните все поля формы и мы вышлем Вам на email, титульный лист по ГОСТ
Как выглядит титульный лист рабочей программы
Титульный лист – это элемент рабочей программы, представляющий первоначальные сведения о ней. Он содержит:
- полное название образовательного учреждения, формулировка должна соответствовать Уставу;
- наименование рабочей программы с указанием предмета, класса;
- срок реализации;
- гриф рассмотрения или согласования органом самоуправления с указанием даты, номера протокола;
- гриф утверждения, подпись директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе, номер и дата приказа, которым программа утверждена;
- фамилия, имя, отчество разработавшего педагога, его квалификационная категория;
- название города или населенного пункта;
- год разработки программы.
Наглядное представление дают образцы титульного листа, которые удобно скачать.
Как правильно оформить
Титульный лист рабочей программы оформляют в соответствии с требованиями ФГОС. При этом следует учитывать информацию, изложенную в разъяснительных письмах Минобрнауки РФ.
Текст рабочей программы и титульного листа набирают в редакторе Word Windows шрифтом Times New Roman 12-14 или Calibri, выравнивание по ширине, поля 2 см со всех сторон, центровка и обозначение абзацев при помощи средств Word. Распечатывают на листах формата А4. Титульный лист размещают первым, все страницы рабочей программы нумеруют, прошивают, скрепляют печатью и подписью руководителя образовательного учреждения.
Титульный лист по предметам
Рабочая программа по учебным предметам составляется на год или ступень обучения, сведения об этом должны быть отражены в титульнике.
Титульный лист рабочей программы для начальных классов
Титульник рабочей программы для начальных классов может содержать:
- наименование образовательного учреждения;
- название курса для изучения, которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается курс;
- Ф.И.О. учителя (возможно указание стажа работы, категории, опыт работы по конкретной образовательной системе);
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- год составления программы.
Ниже приведены примеры оформления титульных листов рабочих программ по различным предметам.
Русский язык
История
Математика
Биология
Образцы титульного листа по рабочей программе
При оформлении титульника целесообразно воспользоваться готовыми образцами.
Рабочая программа – документ, в котором определены наиболее эффективные для конкретного класса приемы и методы организации образовательного процесса по каждому учебному предмету, его содержание и формы. Является индивидуальным инструментом преподавателя для достижения результата в соответствии с ФГОС, разрабатывается и оформляется в соответствии с государственными образовательными стандартами РФ. Календарно-тематическое планирование осуществляется на основе разработанной рабочей программы и является приложением к ней.
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 75 человек из 35 регионов
- Сейчас обучается 77 человек из 37 регионов
- Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Требования к оформлению рабочей программы Составила презентацию Голубева Людмила Николаевна
-
2 слайд
Рабочая программа – это документ, созданный на основе примерной или авторской программы с учётом целей и задач образовательной программы учреждения. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, а также учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.
-
3 слайд
Технические требования к рабочим программам шрифт Times New Roman, кегль 12 (11), межстрочное расстояние 1,5, поля: верхнее и нижнее – 1,5 см., левое – 2,5., правое – 1,5 см.
-
4 слайд
Структура рабочей программы Титульный лист (название рабочей программы) Пояснительная записка. Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана. Учебно-тематический план Содержание курса Календарно-тематическое планирование Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
-
5 слайд
Тематическое планирование по биологии в 7 классе №Раздел программыОбщее количество часовФедеральный компонентШкольный компонент 1Введение22- 2Многообразие животных503613 3Эволюция строения1111- 4Индивидуальное развитие животных44- 5Развитие животного мира на Земле44- 6Биоценозы66- 7Животный мир и хозяйственная деятельность человека1073 Итого:867016
-
6 слайд
Титульный лист должен содержать: Наименование образовательного учреждения; Название курса, для изучения которого написана программа в соответствии с учебным планом школы; Гриф согласования программы; Гриф утверждения программы (дата, № приказа руководителя образовательного учреждения); Ф. И. О. учителя; Класс (ступень), которым (на которой) изучается учебный курс, предмет, дисциплина; Год составления программы.
-
7 слайд
пояснительная записка Название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана рабочая программа; Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формируются в соответствии со стандартом и с учётом образовательной программы данного образовательного учреждения); Изменения, внесённые в примерную или авторскую программу, их обоснование; Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований; Образовательные технологии и методы достижения поставленных задач, формы организации учебного процесса и их сочетание; Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков и промежуточной аттестации обучающихся в образовательном учреждении
-
8 слайд
Образовательные технологии и методы Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем. Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
-
9 слайд
Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как входящий, текущий, тематический, итоговый контроль; Основные виды контроля: тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т. д.
-
10 слайд
Учебно-методическое оснащение (УМК) КлассКоличество часов в неделю согласно учебному плану школыРеквизиты программыУМК обучающихсяУМК учителя
-
11 слайд
Элементы содержания. Отбор элементов содержания осуществляется на основе образовательного стандарта (примерной программы). При отсутствии государственного образовательного стандарта по учебному предмету, элективному курсу, предметному модулю элементы содержания определяются в соответствии авторской учебной программой. Элементы содержания по практикуму, проектной или исследовательской деятельности определяются на основе их целей и задач. В случае блока уроков – элементы содержания планируются на каждый урок.
-
12 слайд
Планируемый результат формулируется в деятельностной форме. Формулировка выносится из примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания
-
13 слайд
Календарно-тематическое планирование № урока в темеТема урокаТип урокаВид контроляДата проведения
-
14 слайд
Календарно-тематическое планирование для классов реализующих программы ФГОС второго поколения № п/п№ урока в темеТема раздела Тема урокаТип урока, образовательные технологииЭлементы содержанияПланируемые результатыВид контроля, измерителиИнформационно-методическое обеспечениеДомашнее задание ПредметныеМетапредметныеЛичностные
-
15 слайд
Требования к уровню подготовки обучающихся Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательный государственный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается рабочая программа требования к уровню подготовки обучающихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
-
16 слайд
Обзор современных педагогических технологий Информационные технологии обучения Метод проектов Технология деятельностного метода Игровые технологии Технологии личностно-ориентированного образования
-
17 слайд
К современным педагогическим технологиям относятся: технологии личностно – ориентированного образования; • игровые технологии; • проблемное обучение; • информационные технологии; • интегрированное обучение; • модульное обучение; • технологии авторских школ; • технология опережающего обучения с использованием опорных схем; • технология развивающего обучения; • метод проектов; • дистанционное образование. Технология развивающего обучения
-
18 слайд
Интернет-ресурсы Книга: http://www.stihi.ru/pics/2005/06/02-1523.jpg Чернильница: http://www.xrest.ru/images/collection/00707/871/original.jpg Фон сделан при помощи автофигур.
-
19 слайд
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/
Краткое описание документа:
Требования к оформлению рабочей программы
1. Технические требования
2. Структура рабочей программы.
3. Титульный лист.
4. Текст пояснительной записки
5. Учебно-методическое оснащение (УМК)
6. Элементы содержания.
7. Планируемый результат обучающихся.
8. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 252 021 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 23.11.2014
- 7104
- 1
- 23.11.2014
- 1713
- 10
- 23.11.2014
- 2443
- 0
- 23.11.2014
- 600
- 0
- 23.11.2014
- 686
- 0
- 23.11.2014
- 1913
- 0
- 23.11.2014
- 673
- 1
Методические рекомендации
к созданию рабочей программы учителя
по учебному предмету и курсу внеурочной деятельности
2018
СОДЕРЖАНИЕ
- Общие положения
- Оформление титульного листа. Требования.
- Шаблоны титульных листов
- Образец заполнения шаблона титульного листа
- Требования к структуре рабочей программы
3.1. Шаблон структуры рабочей программы
3.2. Шаблоны таблиц для оформления тематического планирования в основной и средней школе по разным предметам:
– русский язык, литература
– иностранные языки
– математика, алгебра, геометрия, история, обществознание, физическая культура, МХК, технология (10-11 классы), ОБЖ, ИЗО, музыка, ОДНКНР
– химия, физика, биология
– информатика, технология (5 – 8 классы), география
3.3. Шаблон структуры рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
- Требования к оформлению рабочей программы
5. Образцы рабочих программ
5.1 Образец рабочей программы по учебному предмету
5.2. Образец рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
- Общие положения.
В соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов (ФКГОС) и Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) рабочая программа учителя является обязательной частью основной образовательной программы школы и оформляется согласно требованиям, установленным вышеперечисленными документами и Положением «О рабочей программе педагога», являющимся локальным нормативным актом школы.
- Оформление титульного листа рабочей программы.
Титульный лист рабочей программы (далее – РП) педагога содержит расположенные в определенном порядке элементы:
- Шапка РП, в которой указывается, частью какой основной образовательной программы является данная РП;
- Реквизиты РП (когда и на основании какого документа принята и утверждена);
- Название рабочей программы с указанием предмета и конкретного класса (не параллели!), для которого разработана данная рабочая программа;
- Разработчик РП (составитель): фамилия, имя, отчество полностью; должность, категория, подпись
- Учебный год (указывается в самом конце титульного листа), на который разработана данная РП.
Задачи учителя:
- Скопировать шаблон титульного листа.
- Заполнить шаблон, не меняя размера и вида шрифтов.
- Распечатать титульный лист, подписать его и заверить подписью директора и печатью школы.
ВНИМАНИЕ!
- Внимательно читайте шапку на титульном листе, поскольку шаблоны даны на все уровни образования!
- Обратите внимание на оформление титульного листа по элективным учебным предметам!
Шаблон для начальной школы:
Основная образовательная программа
начального общего образования
Государственного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №
Принята Педагогическим советом ГБОУ школы № Протокол № ___ от «__» ____________ 20___ г |
Утверждена Директором ГБОУ школы № _________________ / / Приказ № ____ от «__» ____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «_____________________»
в ______ классе
Составитель:
ФИО,
должность,
категория,
подпись
20__ – 20__
учебный год
Шаблон для основной (5 – 9 классы) школы:
Основная образовательная программа
среднего общего образования (ФГОС)
Государственного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №
с
Принята Педагогическим советом ГБОУ школы № Протокол № ___ от «__» ____________ 20___ г |
Утверждена Директором ГБОУ школы № _________________ / / Приказ № ____ от «__» ____________ 20___ г. |
Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «_____________________»
в ______ классе
Составитель:
ФИО,
должность,
категория,
подпись
20__ – 20__
учебный год
Шаблон для старшей (10-11 классы) школы:
Основная образовательная программа
среднего общего образования (ФКГОС)
Государственного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №
Принята Педагогическим советом ГБОУ школы № Протокол № ___ от «__» ____________ 20___ г |
Утверждена Директором ГБОУ школы № _________________ / / Приказ № ____ от «__» ____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ _____________________
в ______ классе
Составитель:
ФИО,
должность,
категория,
подпись
20__ – 20__
учебный год
Шаблон для старшей (10-11 классы) школы:
Основная образовательная программа
среднего общего образования (ФКГОС)
Государственного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №
Принята Педагогическим советом ГБОУ школы № Протокол № ___ от «__» ____________ 20___ г |
Утверждена Директором ГБОУ школы № _________________ / / Приказ № ____ от «__» ____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «_____________________»
в ______ классе
Составитель:
ФИО,
должность,
категория,
подпись
20__ – 20__
учебный год
Шаблон для внеурочной деятельности:
Основная образовательная программа
начального (или среднего) общего образования (ФГОС)
Государственного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №
Принята Педагогическим советом ГБОУ школы № Протокол № ___ от «__» ____________ 20___ г |
Утверждена Директором ГБОУ школы № _________________ / / Приказ № ____ от «__» ____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«_____________________»
в ______ классе (группе)
Составитель:
ФИО,
должность,
категория,
подпись
20__ – 20__
учебный год
*Выбирается та же программа, что и для РП по предмету, в зависимости от уровня образования: начальное или среднее (ФГОС)
Образец заполнения шаблона:
Основная образовательная программа
основного общего образования (ФГОС)
Государственного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №
Принята Педагогическим советом ГБОУ школы № Протокол № от « » г |
Утверждена Директором ГБОУ школы № _________________ / / Приказ № от « » г. |
Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
в 5 в классе
Составитель:
Иванова Мария Петровна,
учитель математики,
категория: высшая,
подпись
2018 – 2019
учебный год
- Требования к структуре рабочей программы
- Для начальной школы:
В соответствии с требованиями ФГОС НОО (п. 19.5 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576) рабочая программа учителя начальных классов должна содержать:
Рабочая программа по предмету:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
- Для основной и средней школы*:
В соответствии с требованиями ФГОС ООО (п. 18.2.2. в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577) рабочая программа учителя основной школы должна содержать:
Рабочая программа по предмету:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
При этом следует обратить внимание на то, что в соответствии с ФГОС в планируемые результаты освоения предмета включаются и метапредметные результаты.
Кроме того, в РП рекомендуется указывать основную нормативную базу, на основе которой ведется составление программы, место предмета в УП школы (количество часов по УП) и УМК (только учебники!) по предмету.
*В старшей школе программ внеурочной деятельности НЕТ! Используем только шаблоны программ по предметам!
- Шаблон структуры рабочей программы по предмету
Рабочая программа по учебному предмету «____________» в ___ классе разработана в соответствии с:
– Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации);
– Внимание! Выбираем:
для начальной школы:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 (в реакции Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1576);
для 5 – 9 классов:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 (в реакции Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577);
для 10-11 классов:
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089;
– Учебным планом ГБОУ школы № 356 Московского района Санкт-Петербурга на 20__-20__ учебный год;
– Примерной программой (авторской программой, если РП основана на авторской программе)
На освоение учебного предмета «_____» в 20__-20__ учебном году в УП ГБОУ школы отведено ___ часов в год (____ часов в неделю)
Преподавание учебного предмета ведется с использованием УМК:
Название, реквизиты учебника
Планируемые результаты освоения учебного предмета
…..
Содержание учебного предмета
….
Внимание! Заключительная фраза!
Основной формой организации учебной деятельности является урок, в рамках которого используются следующие виды деятельности: …… (перечисляем основные виды деятельности, которые чаще всего используем на уроках).
Тематическое планирование
…
(Внимание учителей основной и старшей школы! Шаблоны таблиц тематических планов будут отличаться по предметам!)
- Шаблоны таблиц для оформления тематического планирования в основной и средней школе по разным предметам:
– русский язык, литература
№ |
Тема |
Количество часов, отведенных на изучение |
Количество контрольных работ |
Количество работ по развитию речи |
1 |
… |
|||
… |
||||
Итого: |
– иностранные языки
№ |
Тема |
Количество часов, отведенных на изучение |
Количество контрольных работ |
… |
… |
1 |
… |
||||
… |
|||||
Итого: |
– математика, алгебра, геометрия, история, обществознание, физическая культура, МХК, технология (10-11 классы), ОБЖ, ИЗО, музыка, ОДНКНР
№ |
Тема |
Количество часов, отведенных на изучение |
Количество контрольных работ |
1 |
… |
||
… |
|||
Итого: |
– химия, физика, биология
№ |
Тема |
Количество часов, отведенных на изучение |
Количество контрольных работ |
Количество лабораторных работ |
Количество практических работ |
1 |
… |
||||
… |
|||||
Итого: |
– информатика, технология (5 – 8 классы), география
№ |
Тема |
Количество часов, отведенных на изучение |
Количество контрольных работ |
Количество практических работ |
1 |
…. |
|||
… |
||||
Итого: |
- Шаблон структуры рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «____________» в ___ классе разработана в соответствии с:
– Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации);
– Внимание! Выбираем:
для начальной школы:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 (в реакции Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1576);
для 5 – 9 классов:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 (в реакции Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577);
– Планом внеурочной деятельности ГБОУ школы № 356 Московского района Санкт-Петербурга на 20__-20__ учебный год;
Планируемые результаты освоения курса
…..
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса должно быть с обязательным указанием форм организации и видов деятельности!!!
….
Тематическое планирование
…
- Требования к оформлению рабочей программы
Рабочая программа оформляется с соблюдением обязательных требований к формату используемой бумаги, расположения текста и таблиц на листе, виду и размеру шрифтов, формату стиля и межстрочных интервалов.
- Формат бумаги – А4;
- Формат расположения текста и таблиц на листе – книжный;
- Используемый шрифт – Times New Roman, размер и форма шрифта для основного текста – обычный, прямой, 14;
для подзаголовков – жирный, прямой, 14;
межстрочный интервал – 1,5 в тексте; для заполнения таблиц – 1 в режиме «без интервала»;
- Формат распределения текста на листе (исключая титульный лист):
левый край листа – 3 – 3,5 см
правый край листа – 1,5 см
верх листа – 2 см
низ листа – 2 см
- При создании таблиц рекомендовано размещать таблицу на листе, не разрывая ее на два и больше листов. Если такое форматирование невозможно, то графы таблицы должны быть пронумерованы и нумерация должна выдерживаться на каждом новом листе, куда переходит содержание таблицы.
Например:
№ |
Тема |
… |
… |
… |
… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
- Образцы рабочих программ
5.1 Образец рабочей программы по учебному предмету
5.2. Образец рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
(раздел на данный момент находится в работе)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вышеталовская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы ______
начальных классов Магомедова А.А. Тайибов Г.С.
Протокол №_____ _ __________ 2018г. Приказ №_____ _______2018г
от ____________2018г.
Руководитель ШМО
Гамзатова Г.М.
Рабочая программа
по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(«Основы исламской культуры»
4 класс составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
УМК «Школа России»
Составитель:
Гамзатова Г.М.
учитель начальных классов.
С. Выше-Таловка
2018г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вышеталовская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы ______
начальных классов Магомедова А.А. Абдухаликова Ш.Р.
Протокол №_____ ___________ 2015г. Приказ №_____ _______2015г
от ____________2015г.
Руководитель ШМО
Магомедова Х.А
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
3 класс составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
УМК «Школа России»
Составитель:
Магомедова Х.А.
учитель начальных классов.
С. Выше-Таловка
2015г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вышеталовская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы ______
начальных классов Магомедова А.А. Абдухаликова Ш.Р.
Протокол №_____ ___________ 2015г. Приказ №_____ _______2015г
от ____________2015г.
Руководитель ШМО
Магомедова Х.А
Рабочая программа
по учебному курсу «Литературное чтение»
3 класс составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
УМК «Школа России»
Составитель:
Магомедова Х.А.
учитель начальных классов.
С. Выше-Таловка
2015г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вышеталовская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы ______
начальных классов Магомедова А.А. Абдухаликова Ш.Р.
Протокол №_____ ___________ 2015г. Приказ №_____ _______2015г
от ____________2015г.
Руководитель ШМО
Магомедова Х.А
Рабочая программа
по учебному курсу «Окружающий мир»
3 класс составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
УМК «Школа России»
Составитель:
Магомедова Х.А.
учитель начальных классов.
С. Выше-Таловка
2015г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вышеталовская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы ______
начальных классов Магомедова А.А. Абдухаликова Ш.Р.
Протокол №_____ ___________ 2015г. Приказ №_____ _______2015г
от ____________2015г.
Руководитель ШМО
Магомедова Х.А
Рабочая программа
по учебному курсу «Музыка»
3 класс составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
УМК «Школа России»
Составитель:
Магомедова Х.А.
учитель начальных классов.
С. Выше-Таловка 2015г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вышеталовская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы ______
начальных классов Магомедова А.А. и.о Тайибов Г.С
Протокол №_____ ___________ 2018г. Приказ №_____ _______2018г
от ____________2018г.
Руководитель ШМО
Гамзатова Г.М
Рабочая программа
по учебному курсу «Изобразительное искусство+технология»
2 класс составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
УМК «Школа России»
Составитель:
Магомедова Х.А.
учитель начальных классов.
С. Выше-Таловка
2018г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вышеталовская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы ______
начальных классов Магомедова А.А. Абдухаликова Ш.Р.
Протокол №_____ ___________ 2015г. Приказ №_____ _______2015г
от ____________2015г.
Руководитель ШМО
Магомедова Х.А
Рабочая программа
по учебному курсу «Изобразительное искусство+технология»
3 класс составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
УМК «Школа России»
Составитель:
Магомедова Х.А.
учитель начальных классов.
С. Выше-Таловка
2015г
Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.
На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.
Содержание:
- Что такое рабочая программа
- К рабочим программам относятся
- Рабочая программа – определение
- Как утверждается рабочая программа
- Какова структура программы
- Этапы составления рабочей программы
- Вывод
Что такое рабочая программа
Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.
К рабочим программам относятся
- рабочая программа по предмету;
- рабочая программа дополнительного образования;
- рабочая программа факультативных занятий;
- рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа – определение
Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя и который он разрабатывает сам на основе Примерной программы по предмету (например, «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций).
Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.
В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:
- последовательность изучения учебного материала;
- вносить изменения и дополнения в содержание;
- распределять количество часов по темам, разделам;
- включать материал регионального компонента;
- использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.
Как утверждается рабочая программа
Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:
- Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
- Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
- После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.
Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.
Образец титульного листа рабочей программы
Какова структура программы
С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.
- Пояснительная записка.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Список литературы (основной и дополнительный).
На титульном листе рабочей программы указывается наименование образовательной организации; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) – в соответствии с названием в учебном плане; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс; класс (параллель), для которого составлена рабочая программа; год составления программы.
Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.
Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.
В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.
Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.
Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.
В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.
Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.
В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).
Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Этапы составления рабочей программы
Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.
Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.
Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.
Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.
Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.
Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.
Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.
Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).
Вывод
Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.