Как составить толстый вопрос по литературе

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

?

?

Дайте три объяснения, почему…?

Кто?

Объясните, почему…?

Что?

Почему вы думаете…?

Когда?

Почему вы считаете…?

Может…?

В чём различие…?

Будет…?

Предположите, что будет, если…?

Мог ли…?

Что, если…?

Как зовут…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (Технология «РКМЧП»)

Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

Технология «РКМЧП» представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Приём «Таблицы вопросов»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…? 

Может…?

Будет…? 

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения, почему…

Объясните, почему…

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Что, если…?

Этот приём используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать:

 умение формулировать вопросы;

 умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём “Толстых и тонких вопросов. “Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Особенностью данного педагогического приема является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока:

  • на стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.

  • на этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта).

  • в процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.

Работа по применению приема строится в 3 этапа:

  • I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».

  • II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.

  • III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

На уроке прием представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы

“Тонкие” вопросы

“Толстые” вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Как …?

Было ли …?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему, вы думаете …?

Почему вы считаете …?

В чём различие …?

Предположите, что будет, если …?

Что, если …?

Может …?

Будет …?

Мог ли …?

Согласны ли вы …?

Верно ли …?

Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания. Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса — относить его к “тонким” или “толстым”. Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника.

Проиллюстрируем этот приём на примере фрагмента урока литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Какова главная проблема, которая возникает в произведении «Капитанская дочка»?

Какие реальные исторические лица действуют в произведении «Капитанская дочка»?

В какой губернии находилось имение Гринёва?

Как звали Савельича, «дядьку» Гринёва?

За что Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость?

Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белгородской крепости?

Кто прятал от пугачёвцев Машу Миронову?

От лица кого ведется повествование в произведении?

Дайте объяснение, почему повесть называется «Капитанская дочка»?

Объясните, почему свой сон Гринев называет пророческим?

Почему Гринев, несмотря на сопротивление Савельича, подарил вожатому заячий тулупчик?

Какие чувства испытывает герой впервые дни службы?

В чем различие Гринева и Швабрина?

Как вы думаете, почему Маша «с первого взгляда не очень понравилась» Гриневу?

Предположите, что было бы, если Маша не встретилась с Екатериной II?

Согласны ли вы c эпиграфом к произведению?

Прием «тонких» и «толстых» вопросов по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

На берегах какой реки родился Онегин?

Как звали Ленского?

Кто из героев «…корсет носила очень узкий, и русский Н как Н французский произносить умела в нос»?

В какую игру играл Онегин?

Кувшин с какой водой ставили на стол у Лариных?

В какой день недели были именины у Татьяны?

Какие знаки писала Татьяна на стекле?

Сколько шагов было отмерено для дуэли?

Кто сделал первый выстрел?

Сколько шагов было между дуэлянтами во время выстрела?

Объясните, почему роман «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни»?

Объясните, в чем своеобразие композиции романа?

Как вы думаете, способен ли Онегин любить?

Как вы думаете, был ли счастлив Евгений Онегин?

Объясните, почему Пушкин называет Онегина «угрюмым, томным»?

Как вы считаете, почему от Онегина отвернулись все его соседи?

Объясните, способен ли Онегин на высокую дружбу?

Как вы думаете, почему Ленского соседи любили, а Онегина – нет?

В чем своеобразие характеристики сестер Лариных?

Почему две сестры никогда не бывают вместе?

Объясните,почему А.С.Пушкин называет свою героиню «русскою душою»?

Прием «тонких» и «толстых» вопросов по рассказу Виктора Астафьева «Записка». На стадии осмысления после чтения рассказа учащимся даётся задание составить три-четыре “тонких” и “толстых” вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. Вот какие вопросы были составлены учащимися:

«Тонкие» вопросы:

«Толстые» вопросы:

Откуда привез сын мать?

Как распорядился с ее домишком?

Где «забыл» мать?

Что положил в карман жакетки?

Почему сын « забыл» мать на вокзале?

Что же натолкнуло его на такой шаг?

Можно ли его оправдать сына или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать?

Предположим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду?

Почему такое могло случиться в жизни матери?

Подготовила
учитель

начальных
классов

ГБОУ
ШКОЛА № 2089:

Стекачева
Оксана Васильевна

«Толстые
и тонкие вопросы» при работе с текстом на уроках литературного чтения

Когда
использовать прием «толстых и тонких вопросов»?

Прием «толстых и
тонких» вопросов может быть использован на любой из трех стадий урока (с точки
зрения развития критического мышления).

  • На
    стадии вызова (введение в проблему, актуализация опыта и знаний), 
    это будут вопросы на которые учащиеся хотели бы получить ответы при
    изучении темы.
  • На
    стадии осмысления содержания (изучение нового материала)  прием
    служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
  • При
    рефлексии(закрепление материала) – для демонстрации понимания
    пройденного.

Что
дают нам вопросы?

¨  Обучать
детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по
вопросам ведется в несколько этапов.

¨  1
этап

учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение
каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают “тонкие” вопросы,
потом”толстые”.
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту:
сначала –”тонкие”, а потом “толстые”.
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в
каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим
товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при
чтении учителю останавливаться.

¨  Данная
работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается
умение задавать ”умные” вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске
ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание
текста.

Рекомендации
для учителя

¨  После
того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание.
Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь
– ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

¨  При
обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на
толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

¨  Окончанием
работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы.
Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным
работам.

¨  Не
все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо
поощрять даже незначительные успехи.

¨  При
чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым
вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче,
поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Виды
вопросов:

1.      «Тонкие
вопросы»
  – вопросы, требующие однословного
ответа, вопросы репродуктивного плана.

·        
Кто…?

·        
Что…?

·        
Когда…?

·        
Как звать…?

·        
Было ли…?

·        
Может ли…?

·        
Будет ли …?

·        
Как звали…?

·        
Согласны ли вы…?

2.      «Толстые
вопросы»
–  вопросы, требующие размышления, привлечения
дополнительных знаний, умения анализировать.

·        
Объясните почему…?

·        
Почему, вы думаете…?

·        
Почему вы считаете…?

·        
В чем различие…?

·        
Предположите, что будет, если…?

·        
Что, если…?

·        
Мог ли…?

·        
Согласны ли вы…?

·        
Верно ли…?

Обучение в школе в последние десятилетия направлено не на запоминание изложенных учителем фактов в готовом виде, а на осмысление той или иной информации. Поэтому всё большую актуальность приобретают педагогические приёмы, разработанные в рамках технологии критического мышления. В их число входит методика «Толстые и тонкие вопросы».

Понятие «толстых» и «тонких» вопросов и суть приёма

Ученики пишут

Сформулированные вопросы школьникам необходимо вписать в таблицу

«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Как звали… ?

Было ли… ?

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:

  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.

Американский учёный Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».

Использование техники на уроках в школе

Школьники разговаривают

После составления таблицы ученики работают в группах, задавая вопросы друг другу

«Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока:

  • На стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.
  • На этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта).
  • В процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.

Приём может быть использован на уроках любого цикла. Работа с его применением строится в 3 этапа:

  • I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые». Причём в начальном звене малышам можно предлагать дополнять начало каждого вопроса, а вот в среднем и старшем ребятам следует учиться составлять их полностью.
  • II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.
  • III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача предподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составление таблицы может быть отдано на откуп детям.

Особенности работы с приёмом в начальном, среднем и старшем звене

С детьми разного возраста использование техники «Толстые и тонкие вопросы» имеет некоторые различия. Они связаны с количеством предлагаемых формулировок и работой над составлением таблицы. Что касается первого аспекта, то в начальном звене (таблицу можно начинать заполнять уже во 2 классе) рекомендуется не формулировать много «толстых» заданий, так как малышам ещё довольно трудно давать ответы на проблемные вопросы, требующие определённого жизненного опыта. Также в работе с учащимися 1–4 классов составление таблицы должно вестись вместе с учителем, а самостоятельное освоение вопросника возможно только на этапе создания «тонких» вопросов.

В среднем звене ребята должны сами формулировать проблемные вопросы, а вот ответы на них учителю следует корректировать. Педагог может назначать «специалистов» по вопросам разного характера, только обязательно следует учитывать то, что «тонкие» задания значительно проще составляются и не требуют аналитического подхода при ответе.

Старшеклассники на уроке

Старшеклассникам полагается работать над заданием без помощи учителя

В старших классах вся работа с таблицей становится самостоятельной. И задача учителя — направлять ход рассуждений в соответствии с целями урока.

Примеры использования

Литература

Как уже было сказано, приём «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на уроках любого цикла. Однако гуманитарные и естественные науки, предполагающие работу с текстом, открывают большие возможности для применения техники. Например, на уроке литературы при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» таблица может иметь такой вид:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто главный герой?

Что связывало Базарова с Аркадием?

Когда они познакомились?

Как звали возлюбленную главного героя?

Было ли чувство взаимным?

Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни?

Объясните, почему Базарова тяготили его родители?

Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым?

В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки?

Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе?

Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?

Русский язык

В процессе рассмотрения темы «Причастный и деепричастный оборот» дети могут проработать такой вопросник:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что обозначает причастие?

Что обозначает деепричастие?

Как отличить причастие от деепричастия?

Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?

Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?

Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми?

В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?

Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?

Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?

История

На уроке истории в рамках темы «Причины Второй мировой войны» ученики могут составить вопросник по такому образцу:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто руководил нападением на Польшу?

Что связывало политических руководителей Европы накануне войны?

Когда произошло первое нападение немецких войск на СССР?

Как звали главнокомандующего советских войск?

Было ли известно руководству СССР о готовящемся нападении?

Дайте три объяснения, почему была допущена война в Европе?

Объясните, почему нельзя было избежать такого способа разрешения конфликта?

Почему, как вы думаете, Сталин не прислушался к прогнозам аналитиков о намерениях Гитлера?

В чём различие подходов в подготовке солдат немецкой и советской армии?

Предположите, что было бы, если бы СССР проиграл войну?

Мог ли Жуков сократить человеческие потери?

Обществознание

«Толстые» и «тонкие» вопросы на уроках обществознания позволяют детям рассмотреть многоаспектность темы. Например, «Значение технического прогресса в жизни общества».

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое технический прогресс?

Когда человек начал понимать, что у прогресса есть отрицательные стороны?

Было ли возможным будущее человечества без технологий?

Дайте три объяснения, почему технологии прочно вошли в жизнь каждого человека?

Объясните, почему общество зависит от технологий?

В чём различие европейского и американского подхода к технологическому прогрессу?

Предположите, что будет с обществом, если технологии перестанут развиваться?

География

Для уроков географии приём «Толстые и тонкие вопросы» особенно удобен, так как позволяет глубже проанализировать те или иные природные явления. Так, при изучении темы «Мировые океаны и экологические проблемы» составление таблицы может стать основой для подготовки и написания проектных работ.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое океан?

Что связывает все океаны?

Когда они образовались?

Как называли океаны в древности?

Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации?

Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном?

Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях?

Почему нельзя пить воду из океана?

В чём различие Тихого и Индийского океанов?

Предположите, что будет, если океаны высохнут?

Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты?

Биология

На уроке биологии тема «Бактерии» может быть также рассмотрена при составлении таблицы вопросов:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое бактерии?

Когда впервые упоминаются бактерии?

Как звали учёных, которые занимались изучением строения бактерий?

Было ли возможным дальнейшее развитие человечества без изучения бактерий?

Дайте три объяснения, почему бактерии так важны для человека?

Объясните, почему бактерии являются живучими организмами?

Почему, как вы думаете, есть вредные бактерии?

Предположите, что будет, если бактерии исчезнут?

Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания.

“Толстые” и “тонкие” вопросы – это такая техника обучения, которая применяется в школе при работе с детьми.

Это часть технологии развития критического мышления, которая позволяет развивать

у учащихся не только умение воспроизводить выученный материал, но и правильно осмысливать его,

вникать в самую суть, формировать свое собственное отношение к проблеме.


Теперь по сути “толстых” и “тонких” вопросов.

“Тонкие” вопросы не требуют развернутого ответа, они предполагают однозначные ответы, скорее воспроизведение знаний, чем размышление и рассуждение.

Например:

Назовите дату рождения Льва Толстого.

Кто написал сказку ” О мертвой царевне и семи богатырях”?

Зачем кактусу колючки?


“Толстые” вопросы требуют рассуждения, логического подхода, раскрытия

причинно – следственных связей.

“Толстые” вопросы, скорее, имеют проблемный характер, чем просто знаниевый. Эти вопросы требуют глубокого знания материала, ответ на эти вопросы должны быть развернутыми.

Примеры:

Как в творчестве Льва Николаевича Толстого раскрывается жизнь простых крестьян?

Почему, несмотря на убогость жизни простого народа, описанного А.С.Пушкиным

в “Сказке о золотой рыбке”, мы видим мудрость и поучительность этого описания?

Как доказать, что человек – это слабое звено в природе, а не его “Царь”?

Техника “толстых” и “тонких” вопросов помогает детям с разным уровнем обученности не чувствовать себя неуютно в классе, так как каждый из них может ответить на вопрос по силам.

Но, главное, в этой технике – это возможность научить детей мыслить, выстраивать причинно – следственные связи между событием и последствием, между строением и выполняемой функцией и так далее.

Добавить комментарий