Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей 3–7 лет.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.
В связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагоги дошкольных образовательных организаций проанализировали сильные и слабые стороны этого документа для оптимизации и повышения эффективности своей работы. Познакомившись с текстом, мы не могли не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:
–это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
– п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
-п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.
Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Задачей педагога ДОО становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. В связи с этим возникает проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по разному?!
В науке распространено два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. К сожалению, в стандарте интеграция образовательных областей не заявлена так ярко, как в ФГТ, а лишь подразумевается в образовательных областях, как линии развития ребёнка дошкольного возраста. Важно заметить, что ребёнок воспринимает мир целостно и интеграция областей поддерживает мировосприятие дошкольника.
Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:
– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;
– подготовка ребёнка к участию в конкурсах по интересам (городской творческий конкурс одарённых детей «Липецкая Звёздочка», городской конкурс «Дорога глазами детей» и др.);
– педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей в посещаемых ими кружках;
– совместное с детьми и их родителями проектирование, наполнение и рефлексия личного портфолио само реализации ребёнка;
– составление психолого – педагогической характеристики ребёнка, так как маршрут его индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями.
Наша основная образовательная программа дошкольного образования основана на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитания в детском саду выстраивается с момента поступления ребенка в ОУ и ведется на протяжении всего периода пребывания в детско саду.
В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания имеет свою специфику. Прежде всего -это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей воспитанников (темперамент, характер, способности ,склонности), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуальной образовательной траектории воспитания составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Понятие «индивидуальная траектория » характеризуется как широкий комплекс действий направленный на выбор способов ,приёмов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и развития способностей воспитанников и
обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:
-содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
-деятельностный (специальные педагогические технологии);
-процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа. А так же образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
– для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
– для одарённых детей.
Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:
( С ОВЗ и не успевающих)
После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический коллектив формирует списки детей, показавших низкий или высокий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.
Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).
Педагогами дошкольного образовательного учреждения разрабатывается бланк индивидуального образовательного маршрута.
Так же в помощь педагогам творческой группой разрабатываются методические разработки “Методическое обеспечение для реализации индивидуальных образовательных маршрутов”.
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка,
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
– принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);
– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;
– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Рассмотрим структуру индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости:
– путём наблюдения и анкетирования родителей выявляется личностный потенциал ребёнка;
– составляется подробная ресурсная карта образовательного пространства ребёнка (развивающая среда в ДОО и семье, кружковая деятельность в детском саду и возможности дополнительного образования);
– изучается образовательный запрос родителей и самих детей;
– формируется планкарта индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости (взаимосвязь всех образовательных модулей);
– составляется план-сетку образовательной деятельности ребёнка с фиксированием целей, задач, содержания, методов и приёмов работы, планируемого результата, путей интеграции образовательных областей;
– проводится мониторинг образовательных и творческих достижений ребёнка;
– составляется план – консультаций и посещения узких медицинских специалистов с целью поддержки организма ребёнка;
– проектируется портфолио само реализации ребёнка;
– разрабатывается аттестационный материал по отслеживанию личностного роста ребёнка в течение учебного года;
– разрабатывается система поощрений достижений ребёнка, рефлексия.
При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту педагог включает во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на его личностный потенциал. Ведущей областью, на наш взгляд, является «Познавательное развитие», потому что оно играет большую роль в развитии творческих и исследовательских способностей детей, в формировании предпосылок учебной самостоятельности. Именно эта область может быть основой для интеграции метапредметных способностей ребёнка, таких как выдвижение гипотез по любой проблеме или теме; целеполагание; экспериментирование; планирование пути доказательств своих гипотез; создание индивидуального образовательного и творческого продукта; рефлексия. Нам импонирует, что в области «Познавательное развитие» последовательно отражены уровни познавательного развития детей до школьного возраста – это развитие любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий и творческой активности.
Исходя из п. 4.6 стандарта, проектируя конечный результат индивидуальной образовательной траектории, мы выделили показатели личностного уровня развития одарённости детей дошкольного возраста:
– сознательная постановка целей, определение путей, ведущих к их достижению, характер практических действий по реализации намеченного;
– поиск идеи, замысла, подбор адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи;
– проявление ответственности в духовнотворческой деятельности, рефлексии как оборотной стороны свободы;
– выработка адекватной само оценки;
– целостный «образ»;
– способность работать и творить как в групповом субъекте, так и в индивидуальном порядке создавать духовнотворческий продукт.
Итак, мы можем сделать следующие выводы: стандарт предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьёй.
Рома перешел в новую школу в 8 классе. У мальчика сразу начались проблемы с обучением. Вроде сообразительный парень, оценки в прошлой школе были отличные и хорошие, но с переходом в новую школу он вообще перестал заниматься. Рома не хотел переезжать, уходить из старой школы, поэтому отталкивал от себя новых учителей. С одноклассниками даже не пытался найти общий язык. Рома не выполнял задания на уроке, не делал домашнее задание, когда спрашивали — чаще молчал или говорил, что не готов.
Чтобы не упустить ситуацию, решили спроектировать индивидуальную образовательную траекторию. Она помогает ученикам справиться с трудностями в обучении и в начальной, и в средней, и в старшей школе.
Индивидуальная траектория. Что это?
Новые стандарты ФГОС требуют изменить фокус обучения так, чтобы ребёнок стал субъектом своего образования. На первый план выходят его интересы, возможности и потребности. В этом и состоит основной принцип индивидуальной образовательной траектории — ученик становится активным участником процесса образования. Он непосредственно участвует в выборе траектории и несёт за этот выбор ответственность.
Задача учителя — не просто выдать задание, которое соответствует уровню ученика, а помочь сделать самостоятельный выбор. Вопреки расхожему мнению, нельзя назвать индивидуальным подходом в образовании стратегию, когда учитель просто делит класс на слабых и сильных и даёт им разные по сложности задачи. Это может усугубить неравенство между отстающим и успевающим.
На международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования» заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Ковалёва сказала:
«Если мы обсуждаем индивидуализацию, которая выводит нас на разное содержание, то, действительно, она усиливает этот контекст неравенства. Если же мы обсуждаем содержание как единый учебный материал, а индивидуализацию — как контекст способов освоения этого материала, то в этой логике она, наоборот, расширяет возможности, работает на равенство, потому что увеличивает число способов освоения одного и того же учебного материала».
Задача индивидуализации образования — научить детей самостоятельно управлять своей образовательной траекторией. Путь к успешному решению этой задачи может быть разным. Мы собрали основные принципы построения индивидуальной траектории.
Шаг 1. Подготовка
Можно было вызвать родителей Ромы в школу, рассказывать как сложно обучать их ребенка и просить повлиять на него. Можно было дать ему дополнительные задания, рефераты и контрольные работы. Но давайте будем честны — такой подход не работает.
Чтобы успешно применять индивидуальный подход в образовании, важно отталкиваться от самого ученика, включаться в его активную познавательную деятельность. Учитель информатики школы № 2120 Мария Скорикова говорит, что для построения индивидуальной образовательной траектории нужно учитывать несколько факторов.
1. Возраст ученика
Младший школьник отличается от подростка не только знаниями, но и психологической подготовкой. Если учитель успешно реализовал индивидуальный подход в образовании с девятиклассником, то та же схема не сработает во втором классе. Замечательно, если есть возможность подключить школьного психолога и определить сильные стороны ребёнка, его психологическую готовность к обучению, и учитывать эти факторы в дальнейшем.
2. Активность ученика
Обучение может быть инициировано педагогом и включать элементы активности ученика. Например, учитель выбирает тему и сложность заданий, а ребёнок только определяет их количество. Следующий этап наступает, когда учитель и ученик равны по активности в организации обучения: школьник проявляет инициативу в выборе формата заданий, сам ищет темы для самостоятельного изучения, но это происходит не постоянно, а наравне с учителем. И «продвинутый» уровень — педагог только поддерживает инициативу школьника.
3. Цель образования на определенный период
Учитель, реализующий индивидуальный подход в образовании, понимает, в чём преимущества создания индивидуальной траектории, и знает, какие навыки необходимо развивать. Он видит ученика в точке «А» и может спрогнозировать его маршрут к точке «Б».
4. Увлечения школьника
Мягкая мотивация всегда лучше жёсткой. Если зайти со стороны интереса ученика, ему будет легче включиться в процесс и взять инициативу в свои руки.
Представьте эту информацию в виде кубиков, у которых каждая грань разного цвета. Если мы сложим их в правильном порядке, грань к грани — получится индивидуальная образовательная траектория, подходящая для конкретного ученика в конкретный период времени.
Учитывать все четыре фактора необходимо, но это лишь первый этап. Для построения успешной индивидуальной траектории важно предпринимать и другие шаги и не бояться изменить запланированное, если нет положительной динамики.
Для Ромы тоже составили предположительную траекторию и начали подбирать недостающие элементы. Получилось не сразу. Были и промахи, но постепенно пазл складывался.
Шаг 2. Дать выбор
Мы помним, что ребёнок — основной субъект образования. Поэтому важно, чтобы он мог выбирать тот или иной маршрут. Соответственно, он должен уметь оценивать эффективность своей траектории. И если нет динамики в освоении базовых знаний — иметь возможность сменить индивидуальную траекторию. Необходимо дать ребёнку возможность выбора, а для этого у педагога должен быть целый арсенал учебных ситуаций и ресурсов.
Мария Скорикова:
«На уроке мы можем пользоваться тремя и более ресурсами для получения знаний и их последующей отработки. Ребенок может сам выбрать платформу, уровень и количество заданий. Иногда он полагается на свои прежние успехи, иногда на свое самочувствие или настроение. Выбор в любом случае за ним. Пусть сегодня он сделает меньше и меньше, зато почувствует себя победителем и в следующий раз не побоится пойти на сложный уровень».
Чем больше форматов может предложить учитель, тем больше шансов у ученика. Попробуйте посмотреть на обычные задания со стороны. Например, как ещё можно использовать список слов на уроке английского? Просто выучить — скучно. Составить диалоги, кроссворд, подобрать синонимы или антонимы с помощью словаря, объяснить значение на английском, найти рифму? Все эти способы активизируют словарный запас намного лучше, чем заучивание, а, когда ребенок сам выбирает формат, ему еще и интересно. Мария Скорикова говорит, что часто на уроках спасают цифровые ресурсы. К примеру, задания из подборок Яндекс.Учебника выручают автопроверкой. Некоторые онлайн-платформы с заданиями сохраняют прогресс каждого ученика и получается так называемое портфолио прямо на сайте.
Учителя предлагали Роме на уроках разные виды заданий. И по теме, и по формату. Со временем начали замечать, что он заинтересовался историей и всем, что с ней связано. Рома решал все предложенные учителем нестандартные задачи по алгебре с отсылкой к историческим темам, хотя две недели назад даже не хотел открывать тетрадь.
Шаг 3. Обратная связь и саморефлексия
Индивидуализация образования предполагает, что ребенок тоже несет ответственность за свое обучение, но роль учителя как наставника никто не отменяет. Вот тут важно научить ребенка оценивать свою работу, понимать, справился он с заданием или нет. В этом поможет, во-первых, формирующее оценивание для диагностики результатов на начальной и промежуточной стадии. Во-вторых, прозрачность в оценивании. То есть еще до выполнения задания ученик должен понимать, зачем он это делает, как это будет оценено. Он сам понимает, справился ли он с заданием или нет. Как давать ученикам обратную связь, мы рассказали здесь.
Тьютор Максим Буланов приводит пример:
«Учитель приходит на урок подготовленный. Он знает, какой материал будет давать, знает зачем и чему научит детей. Знает критерии оценивания. А вот дети чаще всего не понимают этого. Наша задача — дать им эту информацию изначально, прописать перед заданием, какая его цель, чему оно их научит и как будет оценено».
Если что-то не получается, учитель вместе с учеником разбирается, в чем причина неудачи, как можно сделать по-другому, какие варианты еще можно попробовать. Это и есть индивидуальный подход в образовании.
Вначале Рома просто читал материал, который ему давали учителя. Потом понемногу отвечал на вопросы, стал выполнять объемные задания. Естественно, не все получалось с первого раза. Педагоги проговаривали успешные моменты и сильные стороны ученика, Рома учился сам оценивать себя, замечать положительные изменения, то есть становился субъектом своего образования. Это и помогло ему не сдаться и не замкнуться в себе снова.
Шаг 4. Поиск подходящей мотивации
Педагог учит делать выбор, принимать решения и реализовывать их. Роль учителя — создать условия для развития, отслеживать достижения и давать возможность ученику получить удовлетворение от своих результатов, чтобы самому понять перспективы и траекторию движения вперед.
При этом оценка не всегда равна мотивации. Одного ученика тройка будет мотивировать на подвиги, энтузиазм другого же вызовут только похвала и пятерки.
«Мы оцениваем прогресс ученика относительно самого ученика, а не общей успеваемости класса. Смотрим на индивидуальную динамику», — говорит Мария Скорикова.
Поэтому важнее найти истинный интерес, который будет стимулировать учебу. Хорошо работает проектная деятельность, когда ученик может сам выбрать тему и формат проекта. Ребенок готовит проект и развивает свои качества в процессе: улучшает знания, подбирает необходимые инструменты, контролирует результат и меняет стратегии в случае неудачи.
В итоге для Ромы определили индивидуальную траекторию, основным инструментом которой стала проектная деятельность. Постоянная активная работа в классе не для Ромы — он быстро теряет мотивацию. Зато способен часами самостоятельно искать нужную информацию, мысленно воспроизводить исторические события. Рома работает над проектами, это заряжает его мотивацией и дает знания, от которых он отбивался бы в классе.
Шаг 5. Контроль
Если вы научили ребенка учиться, оценивать себя и верно расставлять приоритеты — успех у него в рюкзаке. Это не заученное правило, которое забыл через пять минут после контрольной, это навык, который поможет ему на протяжении всей жизни. Но пускать ситуацию на самотек нельзя. Дети нуждаются в наставнике. Даже если они контролируют 90% своего обучения, ваши 10% могут помочь ребенку лучше понять материал, закрепить знания или сделать правильный выбор профессии.
Спрашивайте ученика о его целях, сверяйте, соответствуют ли им выбранные инструменты, успевает ли он все, что запланировал. Сопоставляйте вместе с ребенком достигнутый результат с планируемым, разбирайтесь с причинами успехов и неудач. Помогайте вносить коррективы. Индивидуальная траектория — это не «скорая помощь» в экстренных ситуациях, а постоянная «рука на пульсе».
Индивидуализация образования — трудозатратный процесс, и наскоком его не освоить. Только последовательно, шаг за шагом, предмет за предметом, урок за уроком.
#школа #обучение #учитель #индивидуальная траектория #оценивание #мотивация школьника #план обучения
Одной из основных задач образования является удовлетворение индивидуальных запросов и потребностей каждого ученика. Система образования с годами становится гибкой, вариативной, и в этой сфере появляются новые тенденции. Они приходят на смену стандартным учебным планам. Личностный потенциал каждого ученика реализует индивидуальная образовательная траектория (ИОТ).
- Что такое индивидуальная образовательная траектория (ИОТ)
- Как построить индивидуальную образовательную траекторию
2.1 Шаг первый – подготовка
2.2 Шаг второй – давать выбор
2.3 Шаг третий – обратная связь и саморефлексия
2.4 Шаг четвертый – поиск подходящей мотивации
2.5 Шаг пятый – контроль - Спрашивали – отвечаем
3.1 Алгоритм составления ИОТ - Индивидуальная образовательная траектория как путь реализации потенциала ученика: пример из жизни
Что такое индивидуальная образовательная траектория (ИОТ)
Основным ее принципом является учет интересов, возможностей, особенностей и потребностей школьника. Процесс обучения направлен на приобретение знаний в сферах, которые интересны ученику. Ребенок становится субъектом своего образования. Под руководством образовательных консультантов составляется учебный план (маршрут). Это меняет отношение ребенка к учебе: он становится активным участником учебного процесса, отвечающим за свой выбор. Повышается мотивация, личность развивается, происходит социализация школьника.
Как построить индивидуальную образовательную траекторию
Обновление подходов к образованию вызывает споры и дискуссии. Среди теоретиков, педагогов и родителей нет однозначного мнения о целесообразности применения индивидуальной образовательной траектории в школе. В старшем звене уже внедрено профильное обучение. Школьник имеет право самостоятельно выбирать вариант продолжения образования по определенному профилю: физико-математическому, социально-гуманитарному, технологическому и др.
Вовлекать детей в активную познавательную деятельность с учетом предпочтений и интересов следует с начального звена. Сторонников нового подхода к образованию много, результаты радуют учащихся, учителей, родителей.
Индивидуальные образовательные маршруты составляют для долгосрочного планирования, подходят они для краткосрочных и насущных целей.
- Ликвидировать отставание в связи с болезнью;
- Углубить знания по интересующей школьника теме.
- Помочь эффективно реализовывать программу для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного школьника.
Шаг первый – подготовка
Чтобы достичь поставленных целей в индивидуальном процессе продвижения школьника, обязательным является педагогическое сопровождение. Учитель выступает в роли наставника, компетентного советчика. При подготовке ИОТ следует учесть важные нюансы.
- Возраст имеет значение.
Помочь учителю определить возможности и психологическую готовность к обучению ребенка может школьный педагог-психолог. Полезную информацию от родителей младших школьников надо принять к сведению. Они знают интересы сына или дочки. Чем раньше взрослые рассмотрят и разовьют способности ребенка, тем больше шанс стать успешным в будущем. В подростковом возрасте дети заявляют о своих предпочтениях, могут привести аргументы в их пользу. Не нужно игнорировать желание самого ученика, он становится полноправным членом команды: школьник – наставник – родитель.
- Цель образования (какие развить навыки).
Наставник или репетитор для средней школы определит, какими знаниями обладает ученик. Вместе с учителем решают, какие умения и навыки предстоит развить за планируемый период. А затем начинают действовать, сотрудничая и на каждом этапе подводя итоги движения вперед.
- Активность ученика.
В процессе обучения учитель дает ребенку возможность проявить инициативу в выборе формата заданий, определении тем для самостоятельного изучения. Наставник может предложить ученику выбрать количество сложных заданий. Школьник привыкнет адекватно оценивать свои возможности. Выбор – это и ответственность ученика за результат.
- Увлечения ребенка.
Интересные задания не требуют дополнительной мотивации. Учитель создает благоприятные условия для конкретного ученика. У ребенка могут появиться новые интересы, важно это заметить и откорректировать программу.
Если учитель заметит, что нет положительного продвижения вперед, можно изменить запланированное, предпринять иной подход. У него как у специалиста имеется запас ресурсов. Заслуга его в том, что он находит подходящие приемы и технологии для реализации индивидуальной программы конкретного ученика.
Шаг второй – давать выбор
Итак, ребенок – субъект образования. Что это значит? Если преподаватель, владеющий знаниями и передающий их, выступает как субъект, организующий учебный процесс, то ученик выступает как субъект учебной деятельности. Они на одной ступени – учитель и ученик.
Когда идет работа над созданием индивидуальной образовательной траектории, наставник (это может быть учитель, репетитор для средней школы) дает школьнику возможность выбирать.
- Индивидуальный темп обучения (скорость развития учебного процесса, выполнения программы).
- Выбор изучаемых предметов, дополнительной тематики, тем для творческих работ.
- Форма обучения. Наряду с традиционными уроками ученик может выбрать дистанционное обучение, индивидуальный режим посещения занятий.
- Способы работы с учебным материалом.
- Возможность осуществлять оценку, корректировать свою работу, осознанно оценивать полученные результаты.
Ученик совместно с командой разрабатывает программу своего обучения на какой-то промежуток времени. Педагог только помогает и консультирует. Траектория образования предполагает опору на индивидуальные качества и способности, поэтому каждая программа уникальна, относится к личности отдельно взятого учащегося.
Шаг третий – обратная связь и саморефлексия
Обратная связь нужна. Она позволяет видеть и оценивать достигнутые результаты, в нужный момент внести изменения в образовательную программу (траекторию). Индивидуальная образовательная траектория предполагает формирование ответственности учащегося за свое обучение. Он должен научиться адекватно оценивать себя и результаты своего труда. Разрабатываются критерии оценки. Репетитор для средней школы, учитель доводят до ученика информацию. Школьник видит результат своего труда, самостоятельно делает вывод.
Шаг четвертый – поиск подходящей мотивации
Во всей совместной учебной деятельности есть одна доминанта – достижение поставленных целей и задач программы. А любой процесс происходит благодаря мотивации. Задача взрослого – положительным педагогическим воздействием на ребенка формировать заинтересованность учащегося. Это мощный двигатель к успешному завершению, достижению запланированного результата.
Мотивационный настрой необходимо подкреплять и укреплять. Если возникают проблемы – не унывать, а вместе искать пути их решения. Разобраться, что непонятно, сделать так, чтобы ученик сам понял ошибку. Внутренняя мотивация сразу вырастет: у него получилось!
Учет интересов ученика на всех этапах маршрута, поощрение инициативы, похвала не дадут потерять интерес к совместному труду. Ребенок должен быть удовлетворен результатами. Необходимо говорить с ним о его личном прогрессе. Чтобы достичь даже малой победы, некоторым учащимся приходится потратить много сил и времени, они заслуживают похвалы и за удовлетворительную оценку. Другому тройка даст толчок к движению вперед, а третьему нужна только пятерка, чтобы чувствовать себя успешным.
Шаг пятый – контроль
Индивидуальная образовательная траектория предполагает обучение самоконтролю. Хорошо, если ребенок честно оценивает результаты своей работы, видит ошибки, знает путь к исправлению их. Но совсем исключить участие учителя при контроле знаний, умений, навыков неправильно. Знания и опыт специалиста помогут усвоить трудную тему, грамотно закрепить полученные знания, правильно выбрать профессию. В ходе реализации программы наставник
- помогает выбрать инструменты,
- сопоставляет достигнутые результаты с запланированными в программе показателями,
- проверяет самоорганизацию учащегося,
- рекомендует при необходимости внесение коррективов.
Как идет продвижение по образовательной траектории, проверить легко: ориентироваться на созданный учеником продукт. В нем он реализует полученные знания. Своими умениями ребенок оперирует в стандартной или непривычной ситуации. Если учитель доволен – значит, цель будет достигнута.
Спрашивали – отвечаем
Индивидуальная образовательная траектория успешно применяется репетиторами средней школы. Документ составляется в соответствии со способностями, возможностями, мотивацией ученика. Учитель координирует, организует и консультирует, находясь во взаимосвязи с родителями ребенка. Как создать программу?
Алгоритм составления ИОТ
- Диагностика.
Репетитор средней школы определяет уровень обученности по предмету, познавательные возможности, узнает предпочтения школьника.
2. Разъяснительный этап.
Команда участников должна знать все детали работы над программой. Ученик становится полноправным субъектом образования. Он выбирает индивидуальную образовательную траекторию по предложенным параметрам.
3. Определение целей и задач.
Наставник оказывает помощь, а ученик ставит личностно значимые цели.
4. Установление сроков выполнения базовой и специальной программы.
Срок действия маршрута определяется совместно с родителями и самим ребенком. Оно может измениться. Если ребенок решит углубить знания по какой-то теме, поменять форму занятий, сроки пересматриваются.
5. Составление учебного плана с указанием формы занятий, методов и приемов.
6. Выбор индивидуального плана обучения: темпов изучения материала и выполнения заданий.
7. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
Составленная программа не догма. В ходе работы приоритеты ребенка могут поменяться. Все должны работать на конечный результат. Возможно изменение целей, содержания, стратегии, тактики.
Индивидуальная образовательная траектория как путь реализации потенциала ученика: пример из жизни
Максим несколько лет занимается спортом. Любимая акробатика не мешала все успевать в школе, дома, регулярно посещать тренировки. Поездки на соревнования по 3-4 дня сказались на снижении успеваемости. А тут еще и серьезную травму получил. Пролежал в больнице две недели. Вернулся в школу, и с математикой начались проблемы – отставание даром не прошло. Родители видели, что ситуация не улучшается, оценки получал все хуже.
На семейном совете решили нанять репетитора для средней школы. Нашли опытного преподавателя математики. В беседе она выяснила обстановку, посмотрела тетради, учебники. Решили составить проект образовательного маршрута для Максима. На два месяца составили удобное для всех расписание: занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Занятия дома в традиционной форме – уроки. Расписали все темы, текущий материал также внесли в учебный план. Разбирать пропущенные темы и выполнять домашние задания по изучаемому материалу получалось не всегда гладко, но Наталья Викторовна (так зовут репетитора для средней школы) помогала разобраться.
Через две недели провели контрольный срез, и результат порадовал. Максим сам проверял работу, критерии оценки ему известны. Разобрали допущенные ошибки, проведенный совместно с наставником анализ показал причины. На каждом уроке разбирали упражнения по теме, и затруднения исчезли. Преподаватель на урок приносила много вариантов заданий, работали с таблицами, схемами, цифровыми и электронными ресурсами. Постепенно Максим стал выбирать более сложные задачи, да так увлекся, что уже сам стал искать в интернете задания повышенной трудности. Математику он любил всегда, профессию собирается выбрать, связанную с этой наукой.
Через полтора месяца хорошие оценки вернулись в дневник, а еще через месяц Максим защищал честь школы на городской олимпиаде. Юноша благодарен родителям и репетитору для средней школы Наталье Викторовне, что не упустили время. А программа индивидуальной образовательной траектории помогла организовать работу и поднять в личностные качества на новый уровень.
Индивидуализация образования – важное условие развития школьника. Современный ученик может при грамотном педагогическом руководстве управлять своей познавательной деятельностью, проектировать собственные образовательные траектории, выбирать учебные действия, учиться принимать решения, брать ответственность на себя. Наше общество получит граждан, способных учиться всю жизнь, что пригодится в будущей профессии.
Что это такое? Индивидуальная образовательная траектория – это новый тренд в образовании, который учитывает личные качества учащегося, его потенциал, склонности и запросы. Все это позволяет не просто передать знания, а научить ребенка тому, чем он интересуется больше всего.
Как организовать? Для создания ИОТ необходима работа родителей и педагога. Последний, в свою очередь, отвечает за успешную реализацию траектории и выступает помощником и наставником учащегося.
Оглавление:
- Понятие индивидуальной образовательной траектории
- Компоненты ИОТ
- Организация индивидуальной образовательной траектории педагогом
- Пример использования ИОТ
Понятие индивидуальной образовательной траектории
Перед современным школьным образованием не в последнюю очередь ставится задача учить детей проявлять и развивать свои личностные и индивидуальные качества. Под индивидуальностью подразумеваются некие особенности характера, психики человека, имеющие социальную ценность, делающие людей неповторимыми и непохожими друг на друга.
Всё это достигается путем применения индивидуализации. Имеется в виду многоступенчатый подход к работе с учениками, при котором непременно принимаются во внимание личностные особенности каждого, что позволяет детям в полной мере проявить себя, свои скрытые таланты, способности и возможности.
Индивидуализация реализуется в виде индивидуальной образовательной траектории (индивидуального образовательного маршрута).
Под индивидуальной образовательной траекторией обучающегося понимают именно его направление последовательного личностного развития и роста, где каждый следующий шаг обозначен своими составляющими и целями, а школьник, при содействии педагога, учится действовать самостоятельно, осмысленно, получает ценные жизненные знания и опыт.
Индивидуальный образовательный маршрут – это, собственно, образовательная деятельность школьника, осуществляемая постепенно, шаг за шагом. Потребности и задачи при этом могут быть разными, меняться быстрее или медленнее, что влечет за собой изменение и индивидуального образовательного маршрута. Он, в отличие от учебного плана, делает взаимодействие учителя и ученика более гибким, при том последовательным, расширяет спектр возможных работ и форм реализации поставленных задач.
Как происходит формирование индивидуальной образовательной траектории? Она, в виде дополнения к обязательным образовательным предметам, складывается из внеурочных занятий, свободной деятельности учеников, каких-либо дополнительных (элективных) курсов и т.п. И всё это школьник осваивает как самостоятельно, так и при непосредственном участии и поддержке преподавателя.
Компоненты ИОТ
Две основные составляющие индивидуальной образовательной траектории – это индивидуальный образовательный маршрут (представляющий собой содержательную часть) и выбранные для осуществления процесса образования технологии.
Индивидуальная образовательная деятельность учащегося должна включать в себя следующие важные компоненты:
- смысл выполняемой работы (то есть, отвечать на вопрос «Для чего мне это нужно?»);
- личностную цель (то есть, будущий ценный, значимый результат);
- план действий;
- шаги по исполнению этого плана;
- момент рефлексии (то есть, четкого понимания того, что и зачем делается);
- оценка достигнутых результатов;
- внесение корректив в цели и дальнейшие действия.
Вот факторы, под влиянием которых происходит выбор подходящей для того или иного случая индивидуальной образовательной траектории:
- понимание родителями и учеником необходимости результативной образовательной деятельности, индивидуальные потребности, интересы, личностные качества;
- если речь идет об одаренной личности, то образовательные потребности будут выше, и это надо учитывать;
- достаточность имеющихся ресурсов.
В качестве технологического инструмента для движения по ИОМ выступает персональная дополнительная образовательная программа. Чтобы она действовала максимально адресно и полностью выполняла возложенные на нее функции, эта программа должна:
- Давать ученику и его законным представителям право выбора направления образовательной деятельности, темпа её реализации и достижения личных намеченных целей. По сути, механизм самообразования и самореализации как раз и формируется, исходя из составленной программы, с возможностью на своё усмотрение выбирать основные виды деятельности.
- Адаптироваться в случае изменения требований.
- Быть максимально индивидуализированной (касательно целей, содержания, применяемых технологий) и подстроенной под запросы, особенности и потребности конкретного одаренного индивидуума.
- Способствовать развитию способностей детей, делать этот процесс максимально творческим, интересным и продуктивным.
Далее перечислены компоненты, из которых осуществляется построение индивидуального образовательного маршрута:
- Целевой компонент: формирование цели индивидуальной образовательной траектории и, собственно, образования, с учетом действующих стандартов (утвержденных на государственном уровне), запросов и мотивов учащегося.
- Содержательный компонент: подбор и системное группирование намеченных к изучению учебных предметов, с установлением необходимых связей как внутри этих предметов, так и между ними, а также между циклами образовательного процесса.
- Технологическая составляющая: подбор обучающих и воспитательных методик, технологий, систем и подходов.
- Диагностика: определение подходящих способов диагностики.
- Организационно-педагогическая составляющая: как именно будет осуществляться движение к намеченным педагогическим целям.
Задачи педагога как организатора учебно-воспитательного процесса здесь следующие:
- Придание педагогическому процессу ясной и четкой структуры: формирование целей, мотивации, персонального образовательного маршрута с учетом запросов ребенка и особенностей существующей образовательной среды.
- Обеспечение сопровождения: содействие учащемуся на протяжении всего индивидуального образовательного маршрута.
- Осуществление регулирования образовательного процесса путем подбора подходящих видов деятельности.
- Формулировка предполагаемых результатов.
Организация индивидуальной образовательной траектории педагогом
Рассмотрим поэтапное описание действий преподавателя, направленных на организацию учебного процесса и построение плана индивидуальной образовательной траектории по выбранному разделу, теме или области знаний.
- Этап первый.
Учитель определяет уровень развития учеников и степень проявления индивидуальных качеств характера, с учетом того, какую именно сферу (или её отдельное направление) предстоит изучать. Необходимо выявить, какой именно объём навыков и знаний уже есть у каждого, какие мотивы движут детьми, кому какая деятельность больше по душе, какие методологии и формы проведения уроков предпочтительнее.
- Этап второй.
Каждый ученик выделяет и формулирует для себя главные аспекты намеченной для изучения темы, вычленяет в ней значимые образовательные объекты. То же самое проделывает и преподаватель.
- Этап третий.
Выработка личностного подхода к выбранной образовательной области знаний (или теме). Задача каждого ученика – вычленить здесь фундаментальные объекты, связанные с ними вопросы и проблемы, а затем определить собственное, личностное отношение к ним, понять для себя степень их значимости, разобраться, будет ли он (ученик) своей дальнейшей деятельностью оказывать на всё это влияние (и если да, то какое).
Основные аспекты будущей деятельности, требующие особого внимания, и ученику, и учителю следует зафиксировать и подобрать подходящие технологии и формы для ведения дальнейших действий.
- Этап четвертый.
Ученик (каждый – для себя) составляет собственную программу обучения, принимая во внимание и общие фундаментальные темы, и выбранные «свои». Данная программа рассчитывается на конкретный временной промежуток и представляет собой продукт оргдеятельного типа.
Она призвана подталкивать ученика к максимальному раскрытию своих внутренних личностных качеств и возможностей. Оценка результатов оргдеятельности осуществляется по аналогии с оценкой предметных знаний (теми же методами диагностики и контроля).
- Этап пятый.
Параллельное выполнение общей, принятой для всего коллектива программы образования и собственных персональных программ каждого обучающегося. Для этого в каждом отдельном случае отводится конкретный временной отрезок. Например, урок в случае с учениками младших классов либо неделя (и более) для учащихся старшего звена.
На данном этапе обучающийся последовательно шаг за шагом занимается образовательной деятельностью, то есть, ставит цели, составляет план, затем (следуя этому плану) достигает их, рефлексирует, сравнивает, насколько достигнутый результат соответствует целям, выносит оценку собственным действиям.
- Этап шестой.
Ученики выносят на всеобщее обсуждение собственные образовательные продукты, полученные в ходе вышеописанной деятельности. Учитель при этом демонстрирует культурные аналоги личным продуктам (разработанным учениками). В качестве таких аналогов выступают некие идеальные объекты (законы, теории, понятия и прочие элементы познания), взятые из уже накопленного человеческого опыта и объёма знаний.
На данном этапе перед учащимися стоит задача обнаружить в окружающей действительности именно те составляющие (проблемы, вопросы или конечные продукты), которые удалось сгенерировать в ходе движения по своей собственной образовательной траектории.
- Этап седьмой.
Рефлексия и оценка результатов. Ученики смотрят, какие были поставлены цели (как коллективные, так и персональные), и что в итоге получилось.
Оценка и самооценка результатов образовательной деятельности (лично каждого учащегося, всего коллектива, и преподавателя тоже) происходит, во-первых, путем рефлексивного осмысливания проделанной работы. А во-вторых, с привлечением существующих методов контроля. Тут необходимо проверить, насколько полно достигнуты поставленные цели, каково качество полученного в итоге продукта. Всё тщательно анализируется, делаются соответствующие выводы.
В целом ученик, планомерно двигаясь по индивидуальной образовательной траектории, получает прекрасные возможности для развития, саморазвития и роста. Сначала он, придерживаясь персональной программы, знакомится с некими фундаментальными основами образования и дает им собственную оценку, а заканчивает формированием уникального личностного мировосприятия, образа жизни и отношения ко всему окружающему.
Пример использования ИОТ
Учащийся средней школы Андрей уже несколько лет член волейбольной команды. Спорт любит, старается попасть и на тренировки, и на уроки, но успеваемость всё же в какой-то момент падает из-за частых отлучек на соревнования. Плюс еще добавилась травма, пришлось её лечить в больнице и снова пропускать школу. В итоге по математике он «съехал», оценки стали совсем плохими, и улучшений не намечалось.
Родители, посовещавшись, решили, что без репетитора не обойтись. Пригласили учителя математики с внушительным опытом работы за плечами. Тот сначала поговорил, вник в ситуацию, посмотрел, какие записи велись в тетрадях, что есть из учебников. А дальше составил для Андрея план индивидуальной образовательной траектории сроком на 2 месяца (3 занятия в неделю по 2 часа каждое).
С репетитором были проработаны все пропущенные темы, он помогал справляться с домашними заданиями, хоть временами материал давался Андрею очень нелегко.
Контрольная, проведенная через две недели, показала очень хорошие результаты. Работу Андрей проверял самостоятельно по известным ему критериям. Вместе с учителем они разобрали ошибки, выявили их причины. Далее продолжали делать упражнения по проблемным темам, использовали схемы, таблицы, доступный цифровой и электронный инструментарий.
Ученику все легче давалось выполнение заданий, в итоге он уже нарочно сам искал задачи посложнее, чтобы постараться их решить. Андрею и раньше нравилась математика, а теперь он даже собирается связать с нею свою будущую профессиональную деятельность.
Прошло полтора месяца, снова появились хорошие отметки. Более того, через месяц юноша даже стал участником общегородской олимпиады по математике. В этом была заслуга и его, и родителей, и отличного репетитора. Уровень знаний и личностных качеств стал выше, именно благодаря грамотно построенной индивидуальной образовательной траектории.
В развитии детей и подростков индивидуализация образования имеет большое значение. Оно помогает качественно улучшать познавательную деятельность, корректировать личную образовательную траекторию, проявлять большую самостоятельность в выборе действий и при принятии решений. Именно так воспитывается ответственность, умение всю жизнь стремиться к повышению качества знаний и применять это в выбранной профессиональной деятельности.
Дополнительное
образование детей:
индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный
образовательный
маршрут и индивидуальная траектория развития
Профстандарт обязывает педагога
дополнительного образования обращаться к действенным способам индивидуализации
образовательного процесса. К ним сегодня относят разработку и реализацию
индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного
маршрута и индивидуальной траектории развития. Каким детям необходим
индивидуальный темп обучения? Какие факторы влияют на выбор индивидуального
образовательного маршрута? А также определим различия между индивидуальной
образовательной траекторией, индивидуальным образовательным маршрутом и
индивидуальной траекторией развития.
В дополнительном
образовании можно обеспечить индивидуальный темп продвижения по
образовательному маршруту детям с любым уровнем интеллектуального развития. В
объединениях дополнительного образования могут заниматься:
– одаренные дети;
– дети с ОВЗ;
– дети,
которые находятся в тяжелой жизненной ситуации; – дети группы риска и т. д.
Все эти категории обучающихся требуют
индивидуализации образовательного процесса.
Какие факторы влияют на выбор индивидуального
маршрута, смотрите на рисунке 1.
Рисунок
1. Какие факторы влияют на выбор индивидуального маршрута обучения
Что такое индивидуальный образовательный
маршрут
Развитие учеников в учреждении
дополнительного образования может проходить по нескольким индивидуальным
образовательным маршрутам одновременно или последовательно. Индивидуальный
маршрут создается в рамках одной программы. Его сроки определяют сроки
прохождения данной программы или сроки изучения каких-либо ее отдельных тем.
Маршрут имеет
достижимую в реальном будущем цель, может корректироваться в соответствии с
динамично меняющимися обстоятельствами.
В основе разработки индивидуального
образовательного маршрута лежит уровень освоения программы:
• стартовый:
используются общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность содержания программы;
• базовый:
используются такие формы организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний, обеспечивают целостную картину в рамках
содержательно-тематического направления программы;
• продвинутый:
используются формы организации материала, которые обеспечивают углубленные
знания и доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического
направления программы.
Индивидуальный образовательный
маршрут разрабатывают в семь этапов. На рисунке 2 смотрите, какие действия
предполагает каждый этап.
Рисунок
2. По каким этапам разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный
маршрут предоставляет ученикам возможность выбора видов и способов
деятельности.
Пример
Как может выглядеть индивидуальный образовательный маршрут
в разных вариантах
Вариант «А»
Образец составления индивидуального маршрута для детей
_________________ направленности ОДОД
Актуальность:
Цель:
Задачи:
Количество занятий в неделю: Учебный план:
№ п/п |
Дата, время |
Тема занятия, количество часов |
Используемые технологии, формы методы |
и |
Возможность работы с другими специалистами |
Реализация индивидуального маршрута:
№ п/п |
Дата, время |
Тема занятия |
Содержание (краткое) |
занятия |
Результат занятия |
Цель (на что направлено): |
(что удалось, а что |
||||
Способы оценки успехов ученика:………
Рекомендации по работе с родителями/законными
представителями: …
Вариант «Б»
Индивидуальный
образовательный маршрут
Ф.И.обучающегося__________________________________________________
Название программы__________________________________________________ Сроки
реализации____________________________________________________
Возраст
обучающегося_________________________________________________
Цели и задачи индивидуального образовательного
маршрута
__________________________________________________________________
Индивидуальный учебный план
№ |
Тема занятия |
Виды и способы деятельности |
Результат |
Интеграция с другими специалистами (консультирова ние, мастер- классы, беседы и т.д.) |
Примечание (что удалось на данном занятии, над чем следует работать и т.д.) |
|
Планируемый результат |
Фактический результат |
|||||
1. |
Успехи и достижения
___________________________________________________
Что такое индивидуальная образовательная траектория
Индивидуальная образовательная
траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями.
Траектория в отличие от маршрута может быть длительной по времени. Она
учитывает меньшее количество ситуативно-действующих факторов и больше
ориентирована на индивидуальные условия конкретного ученика.
Проектирование
индивидуальной образовательной траектории можно представить в четыре этапа. На
рисунке 3 смотрите, какие действия предполагает каждый этап.
Рисунок
3. По каким этапам разрабатывают индивидуальную образовательную траекторию
При составлении индивидуальной
образовательной траектории педагог создает для ученика возможность выбора,
выступая в качестве консультанта, советчика. Совместными усилиями педагог и
ребенок определяют значимые цели и направления деятельности, подбирают
необходимые для этого программы и сроки их прохождения, оценивают полученный
результат. Особенно актуальны индивидуальные образовательные траектории, когда
в организации есть воспитанники с ярко выраженными индивидуальными
особенностями. Например, одаренные или с ограниченными возможностями здоровья и
т. д. Таким детям трудно «вписаться» в общепринятые рамки. Для максимального
раскрытия потенциала, им требуется своя индивидуальная траектория, которая
позволит выстраивать образовательный процесс с максимальной результативностью и
пользой. Индивидуальная образовательная траектория может охватывать несколько
программ и рассчитываться на длительный срок.
Пример
Как может выглядеть карта индивидуальной образовательной траектории
учащегося
Карта индивидуальной траектории
Ф.И.
обучающегося_________________________________________________
Возраст
обучающегося_______________________________________________
Цели и задачи индивидуальной образовательной
траектории_________________ Сроки реализации индивидуальной образовательной
траектории_______________
Индивидуальный учебный план по программам
№ |
Название программы |
Виды и способы деятельност и по программе |
Самостоятельная деятельность (чтение книг, изучение дополнительных видов деятельности, |
Образовательный освоил) |
Достижения (создание творческих продуктов, победы в конкурсах, участие в выставках, отчетных концернах и т.д.) |
1. |
|||||
… |
Расписание учебных занятий на неделю
Название программы |
Понедельник /время занятия |
Вторник /время занятия |
Среда /время занятия |
Четверг /время занятия |
Пятница /время занятия |
Суббота /время занятия |
Воскресенье /время занятия |
1. |
|||||||
2. |
|||||||
… |
Анализ и оценка полученных результатов
_________________________________
Что такое индивидуальная траектория развития
Необходимость разработки и
реализации индивидуальной траектории развития основывается на признании
самоценности, уникальности личности, индивидуальности каждого ученика,
приоритете личностного полноценного и свободного развития. Чтобы
построить индивидуальную траекторию развития учеников, нужно соблюдать три
условия:
• предоставить
обучающимся возможность определять смысл овладения каким-либо видом
деятельности; ставить собственные цели при изучении программы; выбирать
оптимальный темп обучения; применять способы учения и познания, которые
соответствуют их собственным особенностям;
• учесть
субъективный и личностный опыт ребенка, опыт конкретных видов деятельности;
• создать
образовательную среду учреждения дополнительного образования, которая будет
способствовать максимальному раскрытию потенциала ребенка.
Какие компоненты включает в себя
структура индивидуальной траектории развития, смотрите на рисунке 4.
Рисунок
4. Какие компоненты включает в себя структура индивидуальной траектории
развития
Универсального
рецепта разработки индивидуальной траектории развития в настоящий момент нет.
Невозможно сразу определить эту траекторию на весь период обучения ребенка по
той или иной дополнительной образовательной программе. Наиболее оптимальным
считается составление индивидуальной траектории развития на один учебный год.