Как составить трезвучие

как построить трезвучиеИтак, сегодня мы будем разбираться, как построить трезвучие на нотной бумаге или за инструментом. Но для начала, немножко повторим, что такое есть это самое трезвучие в музыке? С детства, со времён учёбы в музыкальной школе мне запомнился такой стих: «Трёх звуков некое созвучие и есть прекрасное трезвучие».

В любом учебнике сольфеджио или гармонии объяснение музыкального термина «трезвучие» будет следующим: аккорд, который состоит из трёх звуков, расположенных по терциям. Но чтобы полностью разобраться в этом определении, надо знать, что такое аккорд и терция.

Аккордом называется согласие нескольких музыкальных звуков (не меньше трёх), а терция – это такой интервал (то есть расстояние) между этими самыми звуками, равное трём ступенькам («терция» с латинского языка переводится как «три»). И всё-таки, ключевым моментом в определении слова «трезвучие» является слово «три» – именно три (не два и не четыре) звука, расположенных определённым образом (на расстоянии трёх ступеней). Так что прошу это запомнить!

Как построить трезвучие на фортепиано?

Человеку, который занимается музыкой профессионально, не составит труда построить трезвучие в считанные доли секунд. Но нельзя забывать, что есть музыканты-любители или те, кому просто лень читать бесконечные тексты о музыкальной теории. Поэтому включаем логику: «тре» — три, «звучие» — звук, звучание. Дальше надо выстроить звуки по терциям. Ничего страшного, если поначалу это слово наводит страх, и, кажется, что ничего не получится.

Рассмотрим вариант построения на фортепиано на белых клавишах (черные клавиши пока не замечаем). Нажимаем любую белую клавишу, затем отсчитываем от неё «один-два-три» вверх или вниз, – и, таким образом, находи вторую ноту этого аккорда из трёх, и от любой из этих двух точно так же находим третью ноту (считаем – раз, два, три и всё). Смотрите, как это будет выглядеть на клавиатуре:

как построить трезвучие на фортепиано

Видите, мы отметили (то есть нажали) три белые клавиши, они располагаются через одну. Легко запомнить, правда? Легко сыграть от любой ноты и легко сразу увидеть на клавиатуре – три ноты через одну клавишу одна от другой! Если посчитать эти клавиши по порядку, то окажется, что каждая более высокая или более низкая нота являются третьей по своему порядковому номеру по отношению к соседней – это есть принцип расположения по терциям. А всего этот аккорд охватывает пять клавиш, из которых мы нажали 1-ю, 3-ю и 5-ю. Вот так!

На данном этапе неважно звучание аккорда, главное, что вам удалось преодолеть трудность, и вопроса, как построить трезвучие, возникать больше не будет. Вы его уже построили! Другое дело, что за трезвучие у вас получилось – ведь они разные бывают (их четыре вида).

Как построить трезвучие в нотной тетрадке?

Строить трезвучия, сразу записывая их нотами, не сложнее, чем на фортепиано. Тут вообще всё до смешного просто – нужно просто нарисовать на нотном стане… снеговика! Вот такого:

как построить трезвучие нотами

Это и есть трезвучие! Представляете? Вот такой вот ровненький «снеговик» из нот. Нот в каждом «снеговике» – три и они как расположены? Или все три на линейках, или все три между линейками – соприкасаются друг с другом. Точно также – легко запомнить, легко построить и легко узнать, если увидите нечто подобное в нотах. Плюс к тому же, уже и знаете, как это играется – три ноты через одну клавишу.

Какие бывают трезвучия? Виды трезвучий

Хочешь, не хочешь, а здесь надо прибегнуть к музыкальной терминологии. Кто не разбирается, необходимо будет почитать специальную литературу, и попытаться усвоить азы. Начать можно даже хотя бы с учебника по нотной грамоте, который бесплатно отдаётся каждому желающему в подарок от нашего сайта – достаточно оставить свои данные в формочке наверху страницы, и мы сами пришлём вам этот подарок!

Итак, виды трезвучий – разберёмся и с этим! Трезвучия бывают четырех типов: большое, малое, увеличенное и уменьшённое. Большое трезвучие нередко называют мажорным трезвучием, ну а малое, соответственно, минорным. Кстати, эти мажорные и минорные трезвучия в виде подсказок для фортепиано у нас собраны в одном месте – это здесь. Посмотрите, вдруг пригодится.

виды трезвучий

Эти четыре вида различаются, конечно же, не только лишь одними названиями. Всё дело тут в терциях, которые составляют эти трезвучия. Терции бывают большими и малыми. Нет-нет, и в большой терции и в малой равное количество ступеней – три штучки. Различаются они не количеством охватываемых ступенек, а количеством тонов. А это что ещё такое? – спросите вы. Тоны и полутоны – это тоже единица измерения расстояния между звуками, но только более точная, чем ступени (с учётом чёрных клавиш, которые раннее мы договорились не принимать во внимание).

Так вот, в большой терции – два тона, а в малой всего полтора. Давайте снова обратимся к клавишам фортепиано: есть клавиши чёрные, есть белые – вы видите два ряда. Если эти два ряда соединить в один и играть пальчиками все клавиши подряд (и чёрные, и белые), то между каждой соседней клавишей будет расстояние, равное половине тона или полутона. Значит, два таких расстояния – это два полутона, половина плюс половина равно целое. Два полутона – это один тон.

полутоны

Теперь внимание! В терции малой у нас полтора тона – то есть три полутона, чтобы получить три полутона, нам нужно переместиться по клавиатуре подряд на четыре клавиши (например, с до на ми-бемоль). В терции большой тонов уже два, соответственно, шагать нужно не на четыре, а на пять клавиш (например, от ноты до на ноту ми чистую).

Так вот, из этих двух терций комбинируются четыре вида трезвучий. В большом или мажорном трезвучии сначала идёт большая терция, а затем малая. В малом или минорном трезвучии – всё наоборот: сначала малая, потом большая. В увеличенном трезвучии – обе терции большие, а в уменьшённом, легко догадаться, – обе малые.

4 вида трезвучий

Ну вот, собственно, и всё! Вы теперь, наверное, лучше меня знаете, как построить трезвучие. Скорость постройки будет зависеть от вашей тренировки. Опытные музыканты – даже по этому поводу не парятся, они представляют любое трезвучие мгновенно, начинающие музыканты – иногда чего-то химичат, но это нормально! Удачи всем!

Автор – Шайдуллина Оксана.

Трезвучие — это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Как известно, терции бывают большие и малые. И от их величины зависит вид трезвучия.

Таким образом, из сочетания двух терций можно получить четыре вида трезвучий.

Трезвучия бывают мажорные (большие), минорные (малые), уменьшенные и увеличенные.

Видеоурок «Виды трезвучий» можно посмотреть здесь. Время просмотра — 2 минуты.

Мажорное трезвучие — построение от любой ноты

Виды трезвучий - мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие также называется Большое трезвучие. Оно обозначается заглавной буквой Б и цифрами 53 — Б53 . Оно состоит из б.3 и м.3.

Самостоятельно потренироваться в определении на слух трезвучий можно на странице Тренажёр слуха.

Звучание мажорного трезвучия — яркое, бодрое, приподнятое.

Посмотрите, как строятся мажорные трезвучия от белых клавиш, а также от диезных и бемольных нот.

мажорные трезвучия от белых клавиш мажорные трезвучия от диезных нот мажорные трезвучия от бемольных нот

Минорное трезвучие — построение от всех нот

Виды трезвучий - минорное трезвучие

Минорное трезвучие имеет также название — Малое трезвучие. Обозначается М53.
Состоит из м.3 и б.3.

Минорное трезвучие звучит более мягко, лирически по сравнению с мажорным трезвучием.

Ниже приведены все минорные трезвучия, построенные от белых и черных клавиш.

минорные трезвучия минорные трезвучия # минорные трезвучия b

Уменьшенное трезвучие — построение от всех нот

Виды трезвучий - уменьшенное трезвучие

Уменьшенное трезвучие обозначается Ум53. Оно состоит из двух малых терций. По своей структуре оно меньше минорного трезвучия на один верхний полутон.

Чтобы построить уменьшенные трезвучия от всех нот, посмотрите на таблицу Минорных трезвучий. Если понизить в них верхний звук на полутон, получится Ум53.

Виды трезвучий уменьшенные трезвучияb уменьшенные трезвучия #

Увеличенное трезвучие — построение от всех нот

Виды трезвучий - увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие обозначается Ув53. Оно состоит из б.3 и б.3.

Ув53 по структуре больше мажорного трезвучия на полтона.

Для построения увеличенных трезвучий, посмотрите на таблицу Мажорных трезвучий. Повысьте верхний звук и трезвучия станут увеличенными.

Увеличенные трезвучия с разрешением во всех тональностях и от всех нот можно посмотреть в этой статье.

Виды трезвучий увеличенное трезвучие# увеличенное трезвучие b

ВНИМАНИЕ! При построении Ув53 от ноты си# возникает необходимость использования тройного повышения ноты фа. Для этого используются знаки дубль-диез и диез.

Причем, это не просто теоретическая выдумка, а существующий в музыке факт.

В опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» (цифра 220) мы находим этот пример:

фа-дубль-диез-диез

Построение четырех видов трезвучий от заданной ноты

Например, надо построить четыре вида трезвучий от ноты ре.

При построении четырех видов трезвучий от заданной ноты, выполните следующие действия:

Напишите трезвучие четыре раза.

четыре вида трезвучий от ноты

Определите вид первого трезвучия. В данном случае — это минорное трезвучие. Состоит из м.3+б.3. Никакие знаки не нужны.

минорное трезвучие от ре

В следующем трезвучии добавьте знаки в сравнении с первым трезвучием.

Пусть следующее трезвучие будет мажорным. Его структура б.3+м.3. Значит, надо поставить знак фа-диез.

мажорное трезвучие от ноты ре

Пусть третье трезвучие будет увеличенным. Оно состоит из б.3+б.3. Увеличенное трезвучие (Ув53) на полтона больше мажорного. То есть, надо переписать мажорное трезвучие (Б53) и добавить диез к верхней ноте ля.

увеличенное трезвучие от ноты ре

Осталось построить уменьшенное трезвучие. Ум53 надо сравнить с минорным трезвучием. Оно меньше на полтона, чем М53. Таким образом, надо переписать минорное трезвучие и поставить знак бемоль около ноты ля.

уменьшенное трезвучие от ре

По этому алгоритму надо строить все трезвучия от любой заданной ноты.

Заключение

Прочитав эту статью, вы теперь никогда не забудете, что трезвучия бывают четырёх видов.

Любое трезвучие состоит из двух терций. Состав трезвучий зависит от величины этих терций.

Чтобы закрепить пройденный материал, посмотрите видеоурок «Виды трезвучий» (время просмотра — 2 минуты).

Все виды трезвучий имеют обращения, о которых можно почитать в разделе Теоретические материалы для 8-9 классов.

Если у вас возникли вопросы или что-то осталось непонятным, напишите нам по любому адресу в Контактах или запишитесь на консультацию. Мы всегда рады общению с вами!

Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть большой или малой, комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.

Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).

Мажорное трезвучие

интервальный состав мажорного трезвучияВ основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.

Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.

мажорное трезвучие от ноты до

Или, если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.

мажорное трезвучие от ноты ре

УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

мажорные трезвучия от разных нот

  • От «ми» — мажорное трезвучие получилось из звуков МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. «Ми соль-диез» — это большая терция в его основе, а «соль-диез си» — малая терция, которая добавляется сверху.
  • От «фа» — большое трезвучие образуется из звуков ФА, ЛЯ, ДО. «Фа-ля» — это большая терция, а «ля-до» — малая.
  • От «соль» — большое трезвучие строим из звуков СОЛЬ, СИ и РЕ. Большая терция в основании – это «соль-си», а верхушка «си-ре» — это малая терция.
  • От «ля» — мажорное трезвучие собираем из звуков ЛЯ, ДО-ДИЕЗ и МИ. В основании, как всегда, поставлена большая терция «ля до-диез», а выше- малая терция «до-диез ми».
  • От «си» — звуки нужного нам трезвучия – это СИ, РЕ-ДИЕЗ и ФА-ДИЕЗ. Из всех трезвучий, которые мы сегодня разбирали, это – самое хитрое и сложное, здесь целых два диеза, которые, однако, возникли всё по той же причине: в основе должна быть большая терция, и это звуки «си ре-диез», а после должна идти малая терция , её звуки «ре-диез фа-диез».

[свернуть]

Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.

Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:

песня про капитана - фрагмент

Минорное трезвучие

интервальный состав минорного тревзучияВ основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.

минорное трезвучие от ноты до

Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.

малое трезвучие от ноты ре

УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

минорные трезвучия от разных нот

  • От звука «ми» минорное трезвучие образуется из нот МИ, СОЛЬ, СИ, так как между «ми» и «соль», как это и должно быть, малая терция, а между «соль2 и «си» — большая.
  • От «фа» малое трезвучие проходит по звукам ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и ДО. В основании лежит малая терция «фа ля-бемоль», и к ней присовокупляется сверху большая терция «ля-бемоль до».
  • От «соль» малое трезвучие можно получить из звуков СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и РЕ, потому что нижняя терция должна быть малой (ноты «соль» и «си-бемоль»), верхняя терция – большая (ноты «си-бемоль» и «ре»).
  • От «ля» минорное трезвучие складывается звуками ЛЯ, ДО и МИ. Малая терция «ля до» + большая терция «до ми».
  • От «си» такое трезвучие будет образовано звуками СИ, РЕ и ФА-ДИЕЗ. Базируется оно на малой терции «си ре», к которой сверху добавлена большая терция – «ре фа-диез».

[свернуть]

Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:

подмосковные вечера - нотный фрагмент песни

Увеличенное трезвучие

интервальный состав увеличенного трезвучияУвеличенное трезвучие получается в том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.

Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.

увеличенное трезвучие от ноты до

От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

увеличенные трезвучия от разных нот

[свернуть]

Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.

Уменьшённое трезвучие

интервальный состав уменьшенного трезвучияУменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.

Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.

уменьшенное трезвучие от звука до

Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

уменьшенные трезвучия от разных нот

[свернуть]

Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.

Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?

На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?

Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.

Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:

  1. Мажорное трезвучие звучит уверенно, светло, ярко.
  2. Минорное трезвучие тоже звучит устойчиво, но с оттенком мрака, оно более темное.
  3. Увеличенное трезвучие звучит неустойчиво и ярко, как сирена, очень привлекает внимание.
  4. Уменьшённое трезвучие тоже звучит неустойчиво, но оно как бы более сжатое, блёклое.

Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.

4 вида трезвучий от ноты ре

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые виды аккордов. Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

два обращения трезвучийВсе трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».

Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.

Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.

обращение трезвучия до-ми-соль

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

обращение мажорного трезвучия от ми

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

интервальные составы мажорных аккордовМажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).

Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

обращение минорного трезвучия от ми

Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».

интервальные составы минорных аккордовМалый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд  МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

обращение увеличенного трезвучия от звука ми

Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).

интервальные составы увеличенных аккордовСекстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

обращение уменьшенного трезвучия, построенного от звука ми

Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).

интервальные составы уменьшенных аккордовУменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).

Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов

Давайте обобщим все данные, которые мы получили об интервальных составах аккордов, в таблице. Эту же таблицу вы можете скачать для распечатки ЗДЕСЬ и пользоваться ей в качестве шпаргалки на уроках сольфеджио или в домашней работе до тех пор, пока она прочно не запомнится вами.

ТРЕЗВУЧИЯ

СЕКСТ-
АККОРДЫ

КВАРТСЕКСТ-
АККОРДЫ

МАЖОРНЫЕ

Б.53 = б.3 + м.3 Б.6 = м.3 + ч.4 Б.64 = ч.4 + б.3

МИНОРНЫЕ

М.53 = м.3 + б.3 М.6 = б.3 + ч.4 М.64 = ч.4 + м.3

УВЕЛИЧЕННЫЕ

Ув.53 = б.3 + б.3 Ув.6 = б.3 + ум.4 Ув.64 = ум.4 + б.3

УМЕНЬШЁННЫЕ

Ум.53 = м.3 + м.3 Ум.6 = м.3 + ув.4 Ум.64 = ув.4 + м.3

Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.

Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.

12 аккордов от звука ре

  • Большое трезвучие от РЕ мы уже строили, его комментировать дополнительно не будем. Это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ. Мажорный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА, СИ-БЕМОЛЬ («ре-фа» — малая терция, а «фа си-бемоль» — чистая кварта). Мажорный квартсекстаккорд от этой же ноты – РЕ, СОЛЬ, СИ (чистая кварта «ре-соль» и большая терция «соль-си»).
  • Малое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ. Минорный секстаккорд от данной ноты – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ (большая терция «ре фа-диез» + чистая кварта «фа-диез си»). Минорный квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (чистая кварта «ре-соль» + малая терция «соль си-бемоль»).
  • Увеличенное трезвучие от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ-ДИЕЗ. Увеличенный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ-БЕМОЛЬ (сначала большая терция «ре фа-диез», затем уменьшённая кварта «фа-диез си-бемоль»). Увеличенный квартсекстаккорд от того же звука – РЕ, СОЛЬ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (уменьшенная кварта в основании «ре соль-бемоль» и большая терция над ней «соль-бемоль си-бемоль»).
  • Уменьшённое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Уменьшённый секстаккорд от этого звука – РЕ, ФА, СИ («ре-фа» — малая терция, «фа-си» — увеличенная кварта). Уменьшённый квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ (увеличенная кварта в основании «ре соль-диез», и малая терция над ней «соль-диез си»).

Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.


Дорогие друзья, на этом мы остановим наш большой урок. Если у вас появились вопросы по теме выпуска, пожалуйста, напишите их в комментариях к данной статье. Если что-то, вам кажется, разъяснено не очень понятно, также не стесняйтесь высказывать своё мнение на этот счёт. Мы постоянно трудимся над улучшением качества наших материалов.

В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.

На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!

Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)

Виды трезвучий

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Виды трезвучий. Общая информация
  • 3 Четыре вида трезвучий
    • 3.1 Мажорные
    • 3.2 Минорные
    • 3.3 Увеличенные
    • 3.4 Уменьшенные
  • 4 Как построить трезвучие от ноты по шагам
    • 4.1 Шаг 1
    • 4.2 Шаг 2
  • 5 Как различить трезвучия между собой
  • 6 Обращения трезвучий
  • 7 Как использовать трезвучия

Виды трезвучий. Общая информация

Трезвучиями называются аккорды из трех нот, выстроенных по терциям. Понимание того, как они строятся и берутся – важный шаг в изучении музыкальной теории и сольфеджио. В данной статье мы подробно расскажем, какие виды трезвучий существуют, как отличить их друг от друга и как их брать. 

Четыре вида трезвучий

Всего разделяют четыре типа трезвучий, каждый из которых выстраивается по определенным правилам. В основе каждого из аккордов лежит терция, над которой надстраивается еще одна. Именно первая придает трезвучию характерный звук и настроение, а вторая дополняет и усиливает его. Добавляя к трезвучию дополнительные ступени, вы будете получать более широкие аккорды, которые меняют свои краски и задают немного иной тон настроения.

Мажорные

Мажорное трезвучие соответствует мажорным аккордам, и выстраивается по схеме «Тоника – большая терция – малая терция». По характеру трезвучие получается возвышенным, торжественным, стремящимся вверх. На письме они обозначаются буквой тоники, от которых были взяты. 

Минорные

Соответствуют минорным аккордам. Минорные трезвучия выстраиваются как «Тоника – малая терция – большая терция». Характер мягкое, тревожное, драматичное звучание. В буквенном обозначении к тонике добавляется m, например, Am – Ля минор. а

Увеличенные

Как можно понять из названия, увеличенные трезвучия содержат в себе две большие терции, построенные друг за другом. По своему звуку это диссонанс, имеющий напряженное, неустойчивое звучание, привлекающее внимание. На письме обозначается припиской aug. 

Уменьшенные

Обратные увеличенным, этот вид трезвучий содержит две малые терции. Это точно так же диссонирующий аккорд, который имеет менее напряженное, но более минорное звучание. На письме такие трезвучия обозначаются припиской dim (подробнее в статье про dim аккорды). 

Как построить трезвучие от ноты по шагам

Чтобы построить любое трезвучие, выберите любую ноту из гаммы, в которой вы играете. После этого вам нужно построить от нее интервал, который находится в той же октаве, что и ваша первая нота. Кроме того, можно взять терцию через октаву – это изменит характер звучания. 

Шаг 1

Если это мажорное или увеличенное трезвучие, то первая терция будет большой – отсчитайте от ноты четыре полутона и зажмите нужную ноту на другой струне. Например, если вы выбрали ноту C, то через четыре полутона от нее лежит нота E. 

Если вам требуется минорное или уменьшенное  — то отсчитайте три полутона. Например, для ноты C это будет D# (E♭). 

Шаг 2

Следующий шаг достроить вторую терцию от второй ноты. 

Если это мажорный или увеличенный аккорд – то отсчитайте от второй ноты три полутона. В случае с аккордом До, этой нотой будет G. То есть, аккорд До-мажор состоит из нот C E G. 

Если вы строите минорный или уменьшенный аккорд, то вам нужно найти большую терцию – отсчитайте четыре полутона. В случае с Cm, это будет G. То есть, аккорд до-минор состоит из нот C D# G. 

Кроме этого, вы можете выстроить ту же последовательность нот на одной струне и сыграть каждую отдельно – тогда получится арпеджио, которое можно использовать, например, в солирующих партиях. 

Как различить трезвучия между собой

Теперь, когда мы разобрались в основных видах трезвучий, нужно разобраться, как различить их между собой на слух. Здесь может помочь только запоминание того, как они звучат, и постоянная тренировка. Однако вы можете упростить себе этот процесс, запомнив их основные признаки: 

  1. Мажорные и минорные трезвучия всегда звучат ровно, без ощущения «не той ноты» — поскольку они консонансные. Уменьшенные и увеличенные же, наоборот, ощущаются, как аккорд, в котором «что-то не так», какая то нота не сочетается со всеми остальными. 
  2. По этой же причине мажорные и минорные трезвучия отдельно от гармонии звучат завершенно, их никуда не тяготит. Уменьшенные и увеличенные же, наоборот, как будто бы тянутся к другим аккордам, оставляют после себя ощущение незаконченности и напряженности. 
  3. Минор звучит более печально, мажор – более торжественно. Уменьшенные и увеличенные трезвучия усиливают это ощущение – в зависимости от того, какая из терций лежит в их основе. 

В целом, обучение слышать основные виды трезвучий ничем не отличается от обучения слышать интервалытолько теперь одновременно звучащих нот будет три. Записывайте интересующие вас аккорды на диктофон или создавайте их в секвенсоре, внимательно слушайте и запоминайте настроение и интонацию, с которой они звучат. Это потребует определенной практики, но спустя какое-то время этот навык разовьется, и все будет получаться очень быстро. 

Обращения трезвучий

Все четыре вида трезвучий можно обратить, если их основные интервалы от тоники перенести на октаву вверх. Таким образом, можно получить секстаккорды. Обращение трезвучия происходит следующим образом: 

  1. Тонику переносим на октаву вверх. Например, в мажорном аккорде C – E – G это даст такой порядок звуков – E – G – C – а это уже секстаккорд E6, который как раз и получается от обращения ключевого интервала в трезвучии. 
  2. Если пойти дальше, и обратить звук E – то есть, взять его через октаву, то мы получим G – C – E – квартсекстаккорд E6/4.  

Внутри любого трезвучия обращаются только два первых звука, потому что если обратить последний, то мы получим тот же самый аккорд, но на октаву выше. 

Как использовать трезвучия

Из трезвучий состоит большая часть современной и академической музыки. Они используются для создания гармонии и текстуры композиции, а также нужного настроения. Если вы хотите написать песню – то в первую очередь будете пользоваться обычными аккордами, прежде чем переходить к усложнению и задавать добавочные ступени. 

Очень часто трезвучия раскладывают на голоса – когда отдельные инструменты играют отдельную ступень, либо дают дополнительные октавы друг к другу – это прием очень часто используется в оркестровой музыке. За счет этого получаются консонансные, но очень широкие и яркие аккорды, звучащие несколько по-другому. То же самое можно делать с голосами – когда вокалист и его партия поет мелодию, бэк-вокалы поют то же самое, но на разных ступенях. 

Экспериментируя с трезвучиями и способом их воспроизведения, вы сможете значительно расширить свой композиционный и музыкальный арсенал, и сделать свою музыку интересной и запоминающейся. 

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Что такое трезвучия и как их обращать?

Привет! Сегодня говорим об аккордах, а в частности о трезвучиях и их обращениях.

Итак, есть такое понятие в теории музыки, как созвучия, это одновременное сочетание двух и более звуков. Два звука образуют интервал, а вот аккорд – это созвучие, состоящее из трех и более звуков, которые расположены по терциям, но это не принципиально. Что значит расположены по терциям? Э.. ну, собственно, вот терция от этого звука,

Терция вверх от звука "до"
Терция вверх от звука “до”

а вот еще одна терция уже от этого звука.

Терция вверх от звука "ми"
Терция вверх от звука “ми”

Итак, продолжим. Аккорды начинаются от сочетания трех звуков, в подавляющем большинстве случаев эти звуки расположены по терциям, но терции бывают малые и большие, да существуют еще увеличенные и уменьшенные, но пока это не про нас. Ну и в общем, вы по идее должны спросить, а какие терции используются в аккордах. Все.

Но только в разном порядке и сочетании.

Проще всего это будет показать на трезвучиях. Это аккорды состоящие из 3-х звуков расположенных по терциям. Тут терции могут быть во всех возможных сочетаниях: большая+малая, малая+большая, большая+большая, малая+малая. Из этого следует, что существует всего 4 типа трезвучия, не считая обращений, не думайте пока о них. От порядка и сочетания терций зависит окраска аккорда, и то, как он называется. Строятся терции снизу вверх, как вы поняли.

И вот основные названия аккордов и их состав.

Мажорное или большое трезвучие.

Большое потому что термин мажорный произошел от итальянского maggiore, что в переводе больший, а относится это к нижней большой терции аккорда.

Что такое трезвучия и как их обращать?

Цифры 5 и 3 так же относятся к составу аккорда, 5 это квинта, а 3, соответственно, терция.

Что такое трезвучия и как их обращать?

Минорное или малое трезвучие.

(ит. minore-меньший). Тут все наоборот, сначала малая терция затем большая.

Что такое трезвучия и как их обращать?

И осталось еще две комбинации терций.

М3+М3-это

Уменьшенное трезвучие.

Уменьшенное потому что между крайними звуками трезвучия образуется уменьшенная квинта.

Что такое трезвучия и как их обращать?

Увеличенное трезвучие.

И наконец увеличенное, состоящее из двух больших терций.

Все эти аккорды довольно разные по окраске, но не зависимо от типа трезвучия, нижний звук, т. е. основание ряда терций, называется основным звуком или примой, второй по расстоянию от примы терцией, а третий, так же по расстоянию от примы –квинтой. Соответственно можно продолжить этот ряд надстраивая терции, и тогда дальше будет септима, и это уже септаккорд, еще выше нона и это нонаккорд, нона – это кстати уже составной интервал.

Обращения аккордов.

Обращения визуально лучше всего представить как переворот в гимнастике. Ну то есть основной вид трезвучия это когда прима находится ниже остальных звуков аккорда, как ноги у человека находятся ниже головы, но вот если нижним звуком становится, например, в случае трезвучия, терция или квинта, то это уже обращение. Можно сказать, и по другому, обращения образуются путем переноса звуков основного трезвучия вверх на октаву. В итоге трезвучие имеет два обращения, так как кроме примы – основного тона, есть еще два звука.

Что такое трезвучия и как их обращать?

Первое обращение трезвучия, то есть если закинуть наверх основной тон называется секстаккордом, такое название из-за того что крайние звуки образуют сексту и это отличает обращение от трезвучия, где крайние звуки образовывали квинту.

Что такое трезвучия и как их обращать?

Второе обращение трезвучия, то есть если закинуть наверх основной тон и терцию аккорда называется квартсекстаккордом, из-за кварты внизу и сексты между крайними звуками.

Что такое трезвучия и как их обращать?

Обращения увеличенного трезвучия звучат одинаково акустически. Ну то есть расстояние между звуками будет всегда большая терция по звучанию, не по написанию, это называется энгармонизмом.

Единственное о чем, я тут не сказала это как построить обращение от звука, и если вы не сможете жить без этой информации, то вот ссылка на ролик на моем YouTube канале: https://youtu.be/ZNTfJVJ1Ddc

А на этом все, подписывайтесь на мой канал, всех люблю, всем пока))

Добавить комментарий