Как составить три предложения с прямой речью

С прямой речью перед словами автора.

С прямой речью после слов автора.

С прямой речью разорванной словами автора.

По предложенной схеме с прямой речью перед словами автора составим предложения:

“Мы пойдем сегодня в лес за ягодами?” – спросила внучка у бабушки.

“Бежим искупаться на речку !”- позвал меня соседский мальчик у ворот.

“Что-то сегодня жарко. Видишь, даже куры сидят в тени”, – вздохнула мама.

С прямой речью после слов автора сочиним следующие предложения:

Гид оглядел группу туристов и начал экскурсию с вопроса: “Кто приехал впервые в наш город?”

Мне подумалось:”Сколько людей проходит каждый день по ступенькам собора Петра и Павла!”

Каждый человек, наверное, хоть раз в жизни задает себе вопрос:”В чем состоит счастье?”

А теперь приведем примеры предложений с разорванной прямой речью словами автора:

” Кто пойдет со мной на спектакль “Бег”? – спросила коллега и продолжила:- Только учтите, что он длится почти три часа”.

“Налей воды в бочку, что стоит на огороде, – попросила бабушка внука и добавила:- А потом катайся на велосипеде хоть до самого вечера!”

“Посмотрите в окно! – закричал одноклассник и с восторгом продолжил:- Какой густой снег валит хлопьями!”

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

SIRIN­A
[41.5K]

6 лет назад 

Предложения с прямой речью и словами автора нужно не только уметь составить, но еще и правильно записать, соблюдая все правила оформления и пунктуации. Поэтому сначала я напомню правило по данной теме, а затем перейду непосредственно к заданию.

Сами же предложения можно списать из таблицы выше или же иные варианты, например:

  1. “К нам сегодня приедут гости”, – напомнила мне мама.
  2. Учительница открыла журнал и спросила: “Кто хочет заработать хорошую оценку сегодня?”
  3. “Я очень рада! – воскликнула Катя, прижимая куклу к себе. – Она такая красивая!”

Составим предложения, содержащие прямую речь, по предложенным Автором вопроса схемам. При этом обратите внимание, какие знаки препинания при этом нужно ставить.

1). Схема предложения, в котором прямая речь находится перед словами автора:

  • “Бабулечка, расскажи, как у тебя получаются такие вкусные блинчики?” – внучка прыгала от радости вокруг бабушки, которая поставила на стол блюдо с блинами.

**

2). Схема предложения, в котором слова автора стоят перед прямой речью:

  • Учительница строго смотрела на Вовку и повторила свой вопрос: “Владимир, ты когда начнешь серьезно готовиться к урокам?”.

**

3). Схема предложения, в котором прямая речь разорвана словами автора:

  • “Если вы хотите воплотить свою идею в жизнь, – произнес заведующий лабораторией, обращаясь к практикантам, – дерзайте! Пишите план, какими путями вы будете ее осуществлять”.

Бекки Шарп
[71.2K]

6 лет назад 

“Дорогие женщины, поздравляю вас с праздником 8 марта!” – радостно приветствовал начальник.

Дед Мороз спросил у Пети : “А ты хорошо учился в этом году?”

“Зачем мне клубнику поливать? – спросил недовольный Вася. – Ведь я ее не ем”.

В соответствии с заданием в вопросе, составим три предложения, в составе которых будет прямая речь.

  • “Метель все еще метет, все дороги замело, на машине не проехать, пока трактором не расчистят“, – сказал отец, входя со двора в дом.

  • Мама посмотрела в окно и ответила отцу: “Да сегодня же выходной день, и никто не станет расчищать дороги, так что оставь свою затею ехать на машине”.

  • “Ура! Папа никуда не поедет! – радостно закричали дети. – А мы завтра по такой метели в школу не пойдем!”.

При написании прямой речи нужно правильно ставить знаки препинания, которыми прямая речь всегда выделяется по правилам русского языка.

Тагет­ес
[135K]

6 лет назад 

Так начнем с первой схемы, где обращение к кому-то стоит в первой части, а слова автора во второй, например:

1) “Ванечка, ты не забыл пересадить вишню?” – спросила моя бабушка у деда, когда тот почесав затылок, направился к дому.

2) “Дайте уже поразговаривать!” – возмущенно воскликнул мой племянник, рассердившись, что мы его не принимаем в нашу беседу.

3) “Ну вот очередной допинговый скандал в биатлоне!” – в сердцах воскликнул брат.


Вторая схема, где прямая речь стоит во второй части предложения, например:

1) Увидав, что я достала из шкафа плитку шоколада, сын спросил:”Со мной поделишься?”

2) Когда мы пришли на Дворцовую площадь, сестра сказала:”Ах, до чего красиво!”

3) Приехав в Испанию в третий раз, мой муж сердито прошипел:”Надеюсь это последний наш визит сюда?”


И третья схема, где слова автора стоят посередине предложения, обложенные прямой речью с двух сторон, например:

1) “Ты считаешь, что Слепцова по праву попала в команду? – спросил меня Димка и продолжил – Может следовало попробовать Кайшеву?”

2) “Я буду сегодня кататься на лыжах? – пытливо спрашивал сын – Там столько снега навалило!”

3) “Если вы не будете брать эти духи, – сердился продавец – Я пойду обслуживать других клиентов!”

Божья коров­ка
[160K]

6 лет назад 

1).

“Постарайтесь не забыть про сегодняшнюю консультацию после занятий”, – напомнила Лена своим одногруппникам.

“Кто же пойдет со мной на огород?” – спросила мама у Кати и Юли.

“Как здесь пахнет!” – сказала сестра, вдохнув аромат цветущих роз.

2).

Он закричал во весь голос: “Стой! Там яма!”

Учитель подошел к доске и медленно сказал: “Открываем тетради и переписываем все примеры с доски”.

Фея, коснувшись ее руки, спросила: “Ты точно хочешь этого?”

3).

“Я подумаю, – тихо сказала она. – Может быть и сделаю сегодня то, что вы просите”.

“Он даже не подошел, – жаловалась Надя подруге. – Я это запомню!”

“Хорошо, – пропела та в ответ. – Все будет так”.

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Прямая речь перед словами автора:

“Мама, научи меня завязывать шнурки”, – попросил малыш.

“Мама, а ты научишь меня завязывать шнурки?” – спросил малыш.

Прямая речь после слов автора:

Заяц попросил волка: “Не ешь меня, пожалуйста!”.

Заяц спросил волка: “Ты ведь не съешь меня, правда?”.

Разорванная словами автора прямая речь:

“Зачем ты спрашиваешь меня об этом? – спросила Егора его одноклассница. – Конечно, я помогу тебе”.

“Пожалуйста, выслушай меня, – сказала мама. – Этот проект очень важен для меня”.

“Когда ты был маленьким, – начала бабушка, – тебе нравилось повторять слова много раз подряд”.

Ксарф­акс
[156K]

6 лет назад 

Мои примеры предложений.

1) С прямой речью перед словами автора.

“Почему ты ничего не узнал по данному вопросу?” – спросил начальник у своего помощника.

“Разве ты не знал, что сегодня у нас вечеринка?” – поинтересовалась моя подруга.

2) С прямой речью после слов автора.

Мой брат включил компьютер и сказал мне: “Может поиграем в какую-нибудь компьютерную игру вместе”?

Бабушка нарезала пирог и спросила: “Ну что, давайте пить чай”!

3) С прямой речью, которая была разорвана словами автора

“Это был действительно ты? – спросил он и затем сказал: – Если да, то это очень похвально!”

Вален­тина ангел возме­здия и любви
[214K]

7 лет назад 

Все три вида предложений с прямой речью я могу предоставить из своего творчества в злодейском доме (Midnight Manor), размещённого в рубрике “Неопубликованные высказывания любимых злодеев”.

1) С прямой речью перед словами автора.

2) С прямой речью после слов автора.

3) С прямой речью разорванной словами автора.

Знаете ответ?

Схемы предложений с прямой речью


Схемы предложений с прямой речью

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 99.

Обновлено 5 Марта, 2022

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 99.

Обновлено 5 Марта, 2022

Для передачи чужой речи в русском языке на письме используется особая синтаксическая конструкция — предложение с прямой речью. В 5 классе ученики знакомятся с правилами оформления такого рода предложений, учатся составлять их схемы и придумывать конструкции, соответствующие схемам. Далее изучаются более сложные случаи (прерывание прямой речи словами автора и пр.). Работа со схемами, задание составить предложение по схеме развивает речь и способствует запоминанию правил пунктуации.

Схема предложения с прямой речью

Схема предложения, содержащего чужую речь, очень отличается от уже знакомых ученикам 5 и 6 класса схем простых и сложных предложений. В них не отображается ни основа предложения, ни второстепенные члены. Отмечаются только его основные части: слова автора и прямая речь. Слова автора обозначаются буквой А. Прямая речь — буквой П.

Речь персонажа может состоять из нескольких предложений, но правила оформления схемы предполагают обозначение всего высказывания только одной буквой П, не несколькими. После буквы П стоит знак, которым прямая речь заканчивается, даже если она состояла из нескольких предложений, оканчивавшихся разными знаками препинания.

Пример: «Я не видел его два дня. Думаешь, он пропал?

» — встревожился брат. Схема выглядит так:

«П?» — а.

Как составлять схемы предложений с прямой речью

Слова автора обозначаются большой буквой А, если с них начинается предложение. После неё следует большая буква П, обозначающая прямую речь. Она берётся в кавычки. На схеме отображаются знаки препинания между словами автора и прямой речью (в данном случае двоеточие) и знак, завершающий прямую речь.

Посмотрим на примеры со схемами этих простых случаев.

Света вскрикнула: «Смотрите, змея!» А: «П!»
Ему пришла в голову странная мысль: «А если я попал в иную реальность?» А: «П?»
Кто-то прошептал: «Так тихо становится перед рассветом…» А: «П…»

Точка и запятая после прямой речи ставятся за кавычками, в то время как восклицательный и вопросительный знаки, многоточие стоят внутри их.

Если в предложении прямая речь идёт перед словами автора, между ними ставится тире. После прямой речи стоит запятая, если предложение повествовательное, невосклицательное, в других случаях − вопросительный или восклицательный знаки. Слова автора обозначаются маленькой буквой а.

Схема предложения с прямой речью перед словами автора.

«Бежим!» − закричал Павел. «П!» − а.
«Вы за это ответите», − прошипел Аверин. «П», − а.

Примеры со схемами предложений, где прямая речь прерывается словами автора.

«Давайте ужинать, − сказала мать, − поздно уже». «П, — а, — п».
«Здравствуйте, дети! — радостно воскликнула Катя. — Как я рада вас видеть!» «П! — а — П!»

Обратите внимание, что второй отрезок прямой речи обозначается строчной буквой «п», если он является продолжением предложения, и прописной буквой «П», если это отдельное предложение.

Примеры со схемами предложений, где слова автора прерываются прямой речью.

Дед всегда говорил: «Лучше начать делать и не сделать, чем даже не попытаться», − и был прав. А: «П», − а.
Незнакомец вдруг крикнул: «Отставьте меня! Я ни в чём не виноват!» − и выбежал вон. А: «П!» − а.

Заключение

Что мы узнали?

Построить схему предложения с прямой речью совсем несложно. Её части обозначаются буквами А (слова автора) и П (прямая речь). При этом воспроизводятся все знаки препинания, входящие в предложение.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 99.


А какая ваша оценка?

Прямая речь — это точная передача чужой речи с сохранением особенностей лексического состава и синтаксического построения.

Рассмотрим, что такое прямая речь, способы её оформления с помощью знаков препинания. Приведем примеры и схемы предложений с прямой речью.

Что такое прямая речь?

В произведениях художественной литературы ведется повествование от лица автора. В авторском тексте часто используется прямая речь — дословное высказывание или сообщение того лица, кто что-то говорит или думает. Прямая речь буквально передает высказывание или мысли персонажа произведения.

«Да не переживай ты так!» — сказала сестра и ободряюще улыбнулась мне.

«Что мне ответить ему?» — подумала Катя.

Как дословная передача высказывания, прямая речь сохраняет все его особенности.

Прямая речь

Предложения с прямой речью состоят из двух частей:

  • слова автора;
  • речь действующего лица.

Речь автора сопровождает высказывание говорящего лица. В авторских словах употребляются слова и словосочетания, обозначающие процессы речи или мысли:


Примеры

сказать, говорить, спросить, поинтересоваться, ответить, промолчать, шептать, кричать, приказать, решить, просить, думать, подумать, вспомнить и пр.


Нередко слова персонажа предваряют глаголы, обозначающие действия или чувства, сопровождающие процесс разговора:


Примеры

удивиться, насторожиться, обрадоваться, засмеяться, вздохнуть, обидеться, огорчиться, ужаснуться и пр.


В предложении авторские слова и прямая речь объединяются интонацией и смыслом.

В русском языке существует множество вариантов оформления предложений с прямой речью в зависимости от местоположения речи говорящего лица по отношению к словам автора.

Прямая речь может находиться

  • перед словами автора;
  • после авторских слов;
  • внутри авторской речи;
  • слова автора внутри прямой речи.

Рассмотрим основные способы пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Составим схемы предложений, используя условные обозначения:

  • А (а) — слова автора;
  • П (п) — прямая речь.

Прямая речь перед словами автора

Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью зависит от её места по отношению к словам автора.

Если прямая речь начинает предложение, то она заключается в кавычки, а первое её слово пишется с прописной буквы. После кавычек ставится запятая, если это повествовательное предложение. Вопросительный, восклицательный знак или многоточие употребляются перед кавычками. Затем ставим тире, а последующие слова автора пишем со строчной (маленькой буквы). В конце предложения ставим завершающий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

«Я уже прочитала эту повесть Пушкина», — сказала Аня.

«Сколько можно звать тебя!» — громко воскликнула сестра.

«Неужели уже пошёл дождь?» — огорчилась Настя.

«Как здесь тихо и темно…» — подумал Андрей.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора вводят прямую речь, то после них ставятся двоеточие, а прямая речь оформляется кавычками. Первое слово прямой речи начинается с прописной буквы. После завершения прямой речи ставится соответствующий знак конца предложения. Учтем, что вопросительный, восклицательный знак и многоточие следует поставить перед кавычками, а точка — после них.

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

Саша сказал своему другу Алёшке: «Я отремонтировал велосипед и накачал шины, можем поехать на реку».

Мама взглянула в окно и вздохнула: «Когда же закончится этот нудный дождь?»

Через минуту из дома на крыльцо выскочил босоногий Петька и закричал: «Айда на речку!»

Валя с грустью подумала: «Никто не звонит…»

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делится на две части, если авторские слова находятся в её середине.

Если прямая речь представляет собой одно предложение, которое разрывается словами автора, то после первой её части ставится запятая и тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. После них снова ставится запятая и тире. Прямая речь продолжается со строчной буквы. В конце предложения ставится соответствующий цели или интонации предложения пунктуационный знак.

«В нашем весеннем саду, — говорит Лена, — лепестки цветов яблони как розовое облако».

Если прямая речь состоит из нескольких предложений, а слова автора располагаются между ними, то знаки препинания после первой части прямой речи те же. После слов автора ставится точка и тире. Следующее предложение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце ставится соответствующий знак препинания.

«Сегодня чудесный день, — сказала Ирина маме.- Я, пожалуй, позвоню подруге и схожу с ней в зоопарк».

«На улице морозный ветер, — сообщила Настя.- У меня щеки так и горят огнём!»

«Стучатся в дверь! — испугался мальчик. — Кто там?»

«Постоим немного тут…- прошептала она.- А сейчас звони в дверь».

В словах автора могут быть два глагола со значением речи или мысли. Первый глагол относится к первой части прямой речи, а второй вводит второе предложение. Тогда после слов автора следует поставить двоеточие и тире. А вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы, как представлено на схеме.

«Я сегодня что-то притомился, — сказал отец и добавил: — Сейчас отдохну немного и тогда помогу тебе».

Прямая речь внутри слов автора

Слова автора могут «обрамлять» прямую речь. Знаки препинания расставляются так, как представлено на схемах.

Его слова: «Тихо вокруг» — прозвучали неожиданно громко.

На зов внучки:» Пойдёмте играть в шашки!» — бабушка только укоризненно посмотрела на неё, не переставая помешивать кипящее вишневое варенье в широкой кастрюле.

Мой вопрос: «Как вы себя чувствуете?» — смутил Надюшу.

Его просьба, высказанная с некоторым смущением в голосе: «Обожди немного…» — прозвучала некстати.

Особо обратим внимание на случай, когда после прямой речи ставится только запятая без тире.

При расставании друг сказал мне напоследок: «Может, мы никогда больше не увидимся с тобой», грустно вздохнул и обнял меня.

Прямую речь можно убрать, и тогда выяснится, что в предложении необходима запятая, оформляющая перечисление однородных сказуемых:

При расставании друг сказал мне напоследок, грустно вздохнул и обнял меня.

Видео «Прямая речь»

Тест

Прямая речь: схемы оформления с примерами

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

  • А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
  • А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»

Прямая речь перед словами автора

  • «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
  • «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.

Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а. Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

  1. Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:

    запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.

  2. Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:

    тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:

тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Иначе говоря, при наличии в прямой речи знаков !/?/… первое правило (запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва слов автора) не действует и вместо запятой ставится тире.

Разница хорошо заметна на таких фразах:

Сказав: «До встречи», она быстро вышла.

Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.

Слова автора внутри прямой речи

  • «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
  • «П!?… — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
  • «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи, описанным выше ↑.

Читайте по теме оформления прямой речи:

  • Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны
  • Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога)
  • Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы
  • Сочетаем знаки конца предложения с кавычками



Ученик

(174),
на голосовании



11 лет назад

Голосование за лучший ответ

Альдар

Знаток

(433)


11 лет назад

Я сказал ему: “Это письмо ждёт тебя уже три дня”.
Вопрос застал нас врасплох: “А что, собственно, вы тут делаете? ”
С порога он радостно закричал: “Привет! ”
Я не знал, что сказать, поэтому растерянно протянул: “Да… ”
. “Это письмо ждёт тебя уже три дня”, – сказал я ему.
“А что, собственно, вы тут делаете? ” – спросил кладовщик.
“Привет! ” – закричал он радостно прямо с порога.
“Да… ” – протянул я растерянно, потому что не знал, что сказать.
Он кивнул на папку: “Всё здесь”, – и быстро ушёл.
С порога он радостно закричал: “Привет! ”, – и мы широко улыбнулись друг другу.

Добавить комментарий