Как составить творческий проект по истории

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное
автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный
колледж «Энергия»

СП
Богородское

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ
РАБОТЫ

НАД
ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

ПО
ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ»

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пособие содержит
методические указания для работы над индивидуальным проектом по дисциплине
«История (в т.ч. индивидуальный проект)» для студентов 1 и 2 курса.

В рекомендациях
представлены результаты обобщения методического, теоретического и практического
материала по вопросам подготовки и защиты индивидуального проекта. Раскрываются
и конкретизируются основные этапы выполнения индивидуального проекта студентов
– подготовительный этап, работа над текстом, оформление и защита.

Методическое
пособие предназначено для реализации требований к формированию общих
компетенций студентов.

Индивидуальный
проект выполняется студентами в соответствии с учебным планом. Темы для
проектов сформированы на основе примерной программы учебной дисциплины «История
(в т.ч. индивидуальный проект)» для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования. Утверждаются на ПЦК общеобразовательных дисциплин
ГАПОУ МО «ПК «Энергия» СП Богородское (Ногинск).

            Цель:

– сформировать навыки
коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

– выработать способность к
инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

– сформировать навыки
проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых
знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного
или нескольких учебных предметов или предметных областей;

– выработка способности
постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы,
отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Кроме того, работа
над индивидуальным проектом развивает самостоятельность мышления, способствует
формированию научных интересов студентов, приобретению навыков самостоятельной
работы с литературой, приобщает к научно-исследовательской деятельности,
способствует формированию ключевых компетенций, необходимых сегодня
каждому члену современного общества.

I. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Чтобы
работа над индивидуальным проектом была успешной, необходимо четко соблюдать
последовательность ее выполнения:

1.      Выбрать
из предложенного списка тему индивидуального проекта.

2.      Подобрать
и изучить необходимый материал по теме проекта (книги, справочники,
интернет-сайты, статьи и т.д.).

3.      Составить
список использованной литературы.

4.      Определить
структуру работы (составить план)

5.      Обосновать
актуальность темы индивидуального проекта

6.      Оформить
введение, основную часть и заключение работы

7.      Подготовить
и оформить приложения

8.      Оформить
титульный лист

9.      Представить
работу для проверки руководителю (можно частями по ходу выполнения или при
наличии вопросов)

10.  Подготовить
презентацию

11.   Подготовиться
к защите индивидуального проекта

II. ИЗЛОЖЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Индивидуальный проект  предполагает обзор литературы
по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой
истории, формулировку выводов и их аргументацию.

Выполнение этих задач облегчается анализом литературы,
который проведен студентами при отборе и первичной проработке материала и
зафиксирован в конспектах. Теперь особое значение приобретает систематизация
сделанных записей и собственных замечаний, предположений и предварительных
выводов. Здесь же уточняется и принимается окончательный вариант плана
индивидуального проекта.

III. СТРУКТУРА
РАБОТЫ

Введение

Основное содержание

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Введение

Введение является
важной составной частью каждой работы. Во введении представляется обоснование
работы (выявление проблемы, степень ее изученности).

Введение обычно
отражает следующую логику рассмотрения текста:

·       
Вступление
– это 1-2 абзаца, необходимые для начала работы над проектом.

·       
Обоснование
актуальности выбранной темы – это прежде всего ответ на вопрос
«почему я выбрал(а) эту тему, чем она меня заинтересовала, почему важно
исследовать эту тему,  чем она значима для текущего момента, для современной
ситуации».

·       
Определение
объекта и предмета исследования.

Объект – реальность, которая существовала
(существует) независимо от исследователя

Предмет – часть объекта, включенная в
познавательную деятельность, т.е. то, что подвергается непосредственному
изучению.

Пример: объект – общественное движение в
России в XIX в.

Предмет
– революционно-демократическое направление общественной мысли в России XIX в.

·     
Постановка
цели.

     Цель – это
осознаваемый образ предвосхищаемого результата.  Возможно, формулировка цели в
ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы
ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей
работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко
соотносить цель и план работы.

·     
Цель
разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.

     Основные
задачи отражают последовательность достижения цели. Должно быть представлено не
менее трех задач.

·     
Обоснование
методологической базы
решения основных задач – те способы
деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить
поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых
методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

·       
Историография
проблемы –
краткий обзор литературы и
источников

·       
Вывод
– это обобщение, которое необходимо сделать при завершении работы над
введением.

Основное
содержание

Основной текст
работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (разделы,
главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы) отражают этапы
работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия
в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою
очередь, не менее трех  страниц текста. То есть в целом объем главы должен
составлять, как минимум, 6 страниц.

Название
раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей,
чем основной текст) и пробелом (пропуском строки).

В конце каждой
структурной части основного текста (т.е. раздела/ главы/ параграфа) автором
работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не
оформляется, кроме расположения  – он находится в последнем абзаце текста.

Содержание проекта
должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно
аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным,
простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо
соблюдать общепринятые правила:

·        
не
рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие
утверждения лучше выражать в безличной форме);

·        
при
упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

·        
каждая
глава (параграф) начинается с новой строки;

·        
при
изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из
литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки
(приложение 3).

Заключение

Заключение – самостоятельная
часть индивидуального проекта. Оно не должно быть переложением содержания
работы. Заключение должно содержать:

·        
основные
выводы в сжатой форме;

·        
оценку
полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения
темы.

Основная задача
заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е.
основной результат действительно получен. Основной результат должен быть
соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы
должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные
следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие
важные выводы.

Список источников и литературы.

Список источников
и литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил
и использовал автор непосредственно в процессе проведения
учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и
статей из научных журналов.

Сведения о книгах
в списке литературы излагаются в алфавитном порядке.
Сведения о книге
даются в следующем порядке:

·            
автор
(фамилия, инициалы);

·            
название,
подзаголовок;

·            
выходные
данные (место издания, издательство, год издания, ISBN).

Пример: Левандовский А.А. Россия в XX
веке: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю. А.
Щетинов. – Москва: Просвещение, 1997. – 384 с: ил. – ISBN 5-09-007612-Х

Если речь идет о статье, напечатанной в
сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации
указываются:

·            
название
сборника, журнала, газеты;

·            
место
издания и год издания (если сборник);

·            
год,
номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример:

Журнал: Пленков О.Ю.
Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации / О.Ю. Пленков //
Обществознание в школе. – 1999. – №1. – С.10-16.

Сборник: Кострова А.М.
Воины-интернационалисты Богородской земли в афганской войне 1979 – 1989 гг. /
А. М. Кострова // Россия в войнах и локальных военных конфликтах ХХ – начала
ХХI в.: к 30-летию вывода Ограниченного контингента советских войск из
Афганистана: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Д.П.
Самородов, зам. отв. Редактора А.А. Богданова. – Стерлитамак, 2019. –  С. 44 –
49.

При написании индивидуального проекта
могут быть использованы диссертации и авторефераты:

     
автор,
название

     
  вид
работы (диссертация или автореферат диссертации)

     
  научный
руководитель (в диссертации)

     
 место
защиты диссертации

Пример:

1. Имангалиева А. М. Деятельность
профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943
– начало 1950-х гг.: дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия
Мухаметжановна; науч. рук. Н. А. Болотов;  АГУ. – Волгоград, 2013.- 277 с.

2. Имангалиева А. М. Деятельность
профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943
– начало 1950-х гг.: автореф. дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева
Алия Мухаметжановна; АГУ. – Волгоград, 2013.- 277 с.

Интернет-ресурсы
оформляются следующим образом:

     
автор,
название / название книги, сборника

     
  название
сайта

     
  адрес
(ссылка)

     
 указание
даты обращения

Пример: Маслов
Е.Н. Богородский уезд: 1905-1917 годы / Е. Н. Маслов // Богородск-Ногинск.
Богородское краеведение  [сайт].
URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty/1_1905_17.html
(дата обращения: 01.01.2019 г.)

В библиографическом описании не
разрешается сокращать фамилии авторов, заглавия книг и статей, названия
городов.

Приложения

В работе могут
иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были
использованы автором в процессе разработки темы (копии документов, схемы,
графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так
как они носят прикладной или иллюстративный характер).

Все приложения
нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки.

В тексте работы
должна быть ссылка на каждое приложение.

IV. ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Принимается только
машинописный вариант текста – компьютерный набор.

Шрифт – Times New
Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – полуторный; текст
форматируется «по ширине».

Поле страницы:
верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; отступ красной
строки – 1,25 см.

Текст работы
печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4.

Объем работы – 15
– 25 стандартных страниц формата А4, без учета страниц приложения.

Заголовки
печатаются заглавными буквами на первых двух и более строках текста, которые
центрируются, точка в конце заголовка не ставится.

            Оформление работы не должно
включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к
пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т.п.

Титульный
лист содержит следующие атрибуты
(Приложение 1):

·        
название
учебного заведения;

·        
название
работы,

·        
сведения
об авторе (фамилия, имя, отчество, курс, группа) и научном руководителе
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность);

·        
год
выполнения работы.

Титульный лист не нумеруется.

Оглавление (Приложение 2)

Это вторая
страница работы. Она также не нумеруется. Здесь последовательно приводят все
заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы
начинаются.

Все названия глав
и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же
форме, что и в тексте работы.

Заголовки глав и
параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение,
название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница,
с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова
«стр»/«страница».

Главы нумеруются
римскими цифрами, параграфы – арабскими. Страницы работы должны быть
пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать
плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый
номер страницы, ставят в центре нижнего поля страницы.

V. ПОДГОТОВКА
К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Необходимо
заранее подготовить тезисы выступления.

·        
Выступление
должно быть кратким.

·        
Если
вы хотите подчеркнуть важность и сложность вопроса, то не говорите, что он
сложен и важен, а покажите его сложность и важность.

·        
Строго
следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов

·        
Не
пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.

·        
Будьте
особо внимательны к вопросам и не бойтесь дополнительных вопросов.

·        
Прежде
чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять.
Не бойтесь уточнить или переспросить вопрос.

·        
Будьте
доброжелательны и тактичны, даже если к ответу вы не готовы.

2. Выступление сопровождается
демонстрацией мультимедийной презентации (приложение 4).

Приложение 1.

Государственное
автономное профессиональное

образовательное
учреждение Московской области

 «Подмосковный
колледж «Энергия»

СП
Богородское

Индивидуальный
проект по истории

на
тему:

«Правление
Павла I (1796 – 1801 гг.)»

Преподаватель:

канд.
ист. наук Кострова А.М.

Выполнил:

студент
(ка)
I курса

группы
1ИС1-18Н

Иванов
Иван Иванович

2020

Приложение
2

Оглавление

Введение
………………………………………………………………………
3

Глава
I. Личность
Павла Петровича Романова……………………………
…….7

1.1.
Становление личности цесаревича Павла……………………………..
……7

1.2.
Вступление девятого Всероссийского императора Павла на престол………………………………………………………………………..
……10

Глава
II.
Внутренняя политика Павла I …………………………………….
…..13

2.1.
Военная реформа ………………………………………………………
…….13

2.2.
Сословная политика …………………………………………………….
…..15

Глава
III. Внешняя
политика  Павла I ………………………………………
…..17

3.1.
Антинаполеоновская политика ………………………………………..
……17

3.2.
Смена внешнеполитических ориентиров ……………………………..
……20

Заключение
…………………………………………………………………..
……22

Список
источников и литературы…………………………………………..
……24

Приложения

Приложение
3

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТРАНИЧНЫХ СНОСОК

1.1.   Вступление
девятого Всероссийского императора Павла на престол.

В
1796 году, в возрасте сорока двух лет, после смерти Екатерины, Павел вступил, «наконец,
на отнятый у него матерью трон. Все лучшие годы жизни уже позади. Они прожиты
им в тяжелой, ненормальной атмосфере, созданной Екатериной II»[1].

        
По
мнению К. Валишевского «существовало завещание, отрекавшее наследника от
престола; при нем же был, объяснительный манифест, подписанный Румянцевым и
Суворовым[2].
И Правда Воли Монарше
й Петра Великого остается в силе, объявляя
самодержавную власть монарха единственным регулятором престолонаследия»[3]. Он взял
конверт, завернутый в черную ленту с надписью «Вскрыть после моей смерти в
совете», не говоря ни слова, посмотрел на Безбородко. Тот в свою очередь,
молча, переводит свои глаза на камин, где горит огонь, может быть разведенный самой
Екатериной накануне утром…»
[4]. Согласно
легенде Павел бросил пакет в огонь, что означало фактически  ликвидацию
существующего

закона
о престолонаследии
…..

Приложение
4

ТРЕБОВАНИЯ
К ПРЕЗЕНТАЦИИ

1.          
Эффективность
использования презентации зависит от четкости, продуманности ее структуры. Для
построения структуры следует использовать принцип 1 слайд – 1 идея. Вместе
с тем один ключевой момент можно разделить на несколько слайдов. Не стоит
заполнять один слайд слишком большим объемом информации.

2.          
Каждый
слайд должен иметь простую понятную структуру и содержать текстовые или
графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда.
Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике.

3.          
Предпочтите
горизонтальное расположение материала, наиболее важная информация должна
располагаться в центре экрана.

4.          
Соблюдайте
«цветовое равновесие»  и единый стиль презентации. На одном слайде не
рекомендуется использовать более четырех цветов. Для фона лучше использовать
светлые тона. Цвет и размер шрифта должны быть подобраны так, чтобы все 
надписи читались.

5.          
Не
перегружайте презентацию текстом. С точки зрения эффективного восприятия
текстовой информации один слайд, в среднем,  может содержать не более 7 – 13
строк. На слайде не следует располагать список, состоящий более чем из 5 – 6
пунктов.

6.          
Диаграммы,
схемы  и таблицы используются в презентациях для представления цифровых  и
статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности
выступления или доклада. Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере
выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление.

7.          
Фотографии
и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступления. Они
должны быть четкими и соответствовать текстовому содержанию. Не стоит
перегружать презентацию иллюстративным материалом ( 3 – 5 изображений для одной
идеи)

8.          
Не
следует злоупотреблять анимацией и эффектами. Помните о том, что важен не
внешний эффект, а содержание информации.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

ПО ИСТОРИИ

Основные ожидаемые результаты

учебно-исследовательской и проектной деятельности

В ходе изучения истории обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей:

1. воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;

2. овладению умением в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуации неопределённости;

3. развитию способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений и осуществлению наиболее приемлемого варианта выполнения задания.

Паспорт проектной работы

1.  Название проекта

2.   Руководитель проекта

3.    Консультант(ы) проекта

4.   Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

5.    Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

6.  Возраст учащихся, на который рассчитан проект

7.   Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)

8.  Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

9.   Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

10.   Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

11.   Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

12. Необходимое оборудование

13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

14.   Предполагаемые продукты проекта

15.   Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

ПРОЕКТНАЯ ПАПКА

1.       Паспорт проекта

2.       Планы выполнения проекта и отдельных его этапов

3.       Промежуточные отчеты группы

4.       Вся собранная информация по теме проекта

5.       Результаты исследований и анализа

6.       Записи всех идей, гипотез и решений

7.       Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»

8.       Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления

9.       Эскизы, чертежи, наброски продукта

10.   Материалы к презентации (сценарий)

11.   Другие рабочие материалы

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего проекта …..   

Я выбрал эту тему,  потому что  ….      

Цель моей работы……

Проектным продуктом будет ….     

Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как….   

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): ……

Выбор темы и уточнение названия …. 

Сбор информации (где и как искал информацию)  ….    

Изготовление продукта (что и как делал)  …..   

Написание письменной части проекта (как это делал)  ….         

ОСНОВНАЯ      ЧАСТЬ

Я начал свою работу с того, что …..  

Потом я приступил к ……

Я завершил работу тем, что  ……  

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами  …..   

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я   …..                                                   

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)    

План моей работы был нарушен, потому что  …..                                                                

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как       

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что  …..                                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например   ……

Это произошло, потому что   ……    

Если бы я начал работу заново, я бы…….

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы   …..

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……     

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)    ……                    

ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ

ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ

1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта

2.       Планирование путей ее достижения

3.       Глубина раскрытия темы проекта

4.       Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

5.       Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

6.       Анализ хода работы, выводы и перспективы

7.       Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

8.       Соответствие требованиям оформления письменной части

9.       Качество проведения презентации

10.   Качество проектного продукта

Типология учебных проектов

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Формы продуктов проектной деятельности

WEB-сайт

Анализ данных социологического опроса

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Газета

Журнал

Игра

Коллекция

Макет

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Пакет рекомендаций

Письмо в …

Праздник

Публикация

Путеводитель

Серия иллюстраций

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Экскурсия

П роекты учеников по истории

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РАБОТЫ

НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ»

2021

Паспорт методических рекомендаций

Методические рекомендации содержат указания для работы над индивидуальным проектом по дисциплине «История (в т.ч. индивидуальный проект)» для обучающихся МБОУ Лицея №4

В рекомендациях представлены результаты обобщения методического, теоретического и практического материала по вопросам подготовки и защиты индивидуального проекта. Раскрываются и конкретизируются основные этапы выполнения индивидуального проекта студентов – подготовительный этап, работа над текстом, оформление и защита.

Методическое пособие предназначено для реализации требований к формированию общих компетенций студентов.

Индивидуальный проект выполняется студентами в соответствии с учебным планом. Темы для проектов сформированы на основе примерной программы учебной дисциплины «История (в т.ч. индивидуальный проект)» для реализации основной образовательной программы.

        Цель:

– сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

– выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

– сформировать навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

– выработка способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Кроме того, работа над индивидуальным проектом развивает самостоятельность мышления, способствует формированию научных интересов студентов, приобретению навыков самостоятельной работы с литературой, приобщает к научно-исследовательской деятельности, способствует формированию ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества.

I. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Чтобы работа над индивидуальным проектом была успешной, необходимо четко соблюдать последовательность ее выполнения:

  1. Выбрать из предложенного списка тему индивидуального проекта.
  2. Подобрать и изучить необходимый материал по теме проекта (книги, справочники, интернет-сайты, статьи и т.д.).
  3. Составить список использованной литературы.
  4. Определить структуру работы (составить план)
  5. Обосновать актуальность темы индивидуального проекта
  6. Оформить введение, основную часть и заключение работы
  7. Подготовить и оформить приложения
  8. Оформить титульный лист
  9. Представить работу для проверки руководителю (можно частями по ходу выполнения или при наличии вопросов)
  10. Подготовить презентацию
  11.  Подготовиться к защите индивидуального проекта

II. ИЗЛОЖЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Индивидуальный проект  предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию.

Выполнение этих задач облегчается анализом литературы, который проведен студентами при отборе и первичной проработке материала и зафиксирован в конспектах. Теперь особое значение приобретает систематизация сделанных записей и собственных замечаний, предположений и предварительных выводов. Здесь же уточняется и принимается окончательный вариант плана индивидуального проекта.

III. СТРУКТУРА РАБОТЫ

Введение

Основное содержание

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Введение

Введение является важной составной частью каждой работы. Во введении представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень ее изученности).

Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

  • Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала работы над проектом.
  • Обоснование актуальности выбранной темы – это прежде всего ответ на вопрос «почему я выбрал(а) эту тему, чем она меня заинтересовала, почему важно исследовать эту тему,  чем она значима для текущего момента, для современной ситуации».
  • Определение объекта и предмета исследования.

Объект – реальность, которая существовала (существует) независимо от исследователя

Предмет – часть объекта, включенная в познавательную деятельность, т.е. то, что подвергается непосредственному изучению.

Пример: объект – общественное движение в России в XIX в.

Предмет – революционно-демократическое направление общественной мысли в России XIX в.

  • Постановка цели.

        Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата.  Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

  • Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.

        Основные задачи отражают последовательность достижения цели. Должно быть представлено не менее трех задач.

  • Обоснование методологической базы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.
  • Историография проблемы – краткий обзор литературы и источников
  • Вывод – это обобщение, которое необходимо сделать при завершении работы над введением.

Основное содержание

Основной текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (разделы, главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою очередь, не менее трех  страниц текста. То есть в целом объем главы должен составлять, как минимум, 6 страниц.

Название раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей, чем основной текст) и пробелом (пропуском строки).

В конце каждой структурной части основного текста (т.е. раздела/ главы/ параграфа) автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения  – он находится в последнем абзаце текста.

Содержание проекта должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

  • не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
  • при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
  • каждая глава (параграф) начинается с новой строки;
  • при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки (приложение 3).

Заключение

Заключение – самостоятельная часть индивидуального проекта. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

  • основные выводы в сжатой форме;
  • оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Основная задача заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Список источников и литературы.

Список источников и литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.

Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

  • автор (фамилия, инициалы);
  • название, подзаголовок;
  • выходные данные (место издания, издательство, год издания, ISBN).

Пример: Левандовский А.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – Москва: Просвещение, 1997. – 384 с: ил. – ISBN 5-09-007612-Х

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

  • название сборника, журнала, газеты;
  • место издания и год издания (если сборник);
  • год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример:

Журнал: Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации / О.Ю. Пленков // Обществознание в школе. – 1999. – №1. – С.10-16.

Сборник: Кострова А.М. Воины-интернационалисты Богородской земли в афганской войне 1979 – 1989 гг. / А. М. Кострова // Россия в войнах и локальных военных конфликтах ХХ – начала ХХI в.: к 30-летию вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Д.П. Самородов, зам. отв. Редактора А.А. Богданова. – Стерлитамак, 2019. –  С. 44 – 49. 

При написании индивидуального проекта могут быть использованы диссертации и авторефераты:

  • автор, название
  •   вид работы (диссертация или автореферат диссертации)
  •   научный руководитель (в диссертации)
  •  место защиты диссертации

Пример:

1. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 – начало 1950-х гг.: дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; науч. рук. Н. А. Болотов;  АГУ. – Волгоград, 2013.- 277 с.

2. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 – начало 1950-х гг.: автореф. дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; АГУ. – Волгоград, 2013.- 277 с.

Интернет-ресурсы оформляются следующим образом:

  • автор, название / название книги, сборника
  •   название сайта
  •   адрес (ссылка)
  •  указание даты обращения

Пример: Маслов Е.Н. Богородский уезд: 1905-1917 годы / Е. Н. Маслов // Богородск-Ногинск. Богородское краеведение  [сайт]. URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty/1_1905_17.html (дата обращения: 01.01.2019 г.)

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, заглавия книг и статей, названия городов.

Приложения

В работе могут иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы (копии документов, схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер).

Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки.

В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Принимается только машинописный вариант текста – компьютерный набор.

Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – полуторный; текст форматируется «по ширине».

Поле страницы: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; отступ красной строки – 1,25 см.

Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4.

Объем работы – 15 – 25 стандартных страниц формата А4, без учета страниц приложения.

Заголовки печатаются заглавными буквами на первых двух и более строках текста, которые центрируются, точка в конце заголовка не ставится.

        Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т.п.

Титульный лист содержит следующие атрибуты (Приложение 1):

  • название учебного заведения;
  • название работы,
  • сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, курс, группа) и научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность);
  • год выполнения работы.

Титульный лист не нумеруется.

Оглавление (Приложение 2)

Это вторая страница работы. Она также не нумеруется. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются.

Все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы.

Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр»/«страница».

Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими. Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в центре нижнего поля страницы.

V. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Необходимо заранее подготовить тезисы выступления.

  • Выступление должно быть кратким.
  • Если вы хотите подчеркнуть важность и сложность вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность.
  • Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов
  • Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.
  • Будьте особо внимательны к вопросам и не бойтесь дополнительных вопросов.
  • Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Не бойтесь уточнить или переспросить вопрос.
  • Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу вы не готовы.

2. Выступление сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации (приложение 4).

Приложение 1.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4

Индивидуальный проект по истории

на тему:

«Правление Павла I (1796 – 1801 гг.)»

Преподаватель:

Костина Ю.А.

Выполнил:

2021

Приложение 2

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Глава I. Личность Павла Петровича Романова………………………………….7

1.1. Становление личности цесаревича Павла…………………………………..7

1.2. Вступление девятого Всероссийского императора Павла на престол……………………………………………………………………………..10

Глава II. Внутренняя политика Павла I …………………………………………13

2.1. Военная реформа …………………………………………………………….13

2.2. Сословная политика …………………………………………………………15

Глава III. Внешняя политика  Павла I …………………………………………..17

3.1. Антинаполеоновская политика ……………………………………………..17

3.2. Смена внешнеполитических ориентиров …………………………………..20

Заключение ………………………………………………………………………..22

Список источников и литературы………………………………………………..24

Приложения

Приложение 3

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТРАНИЧНЫХ СНОСОК

  1. Вступление девятого Всероссийского императора Павла на престол.

В 1796 году, в возрасте сорока двух лет, после смерти Екатерины, Павел вступил, «наконец, на отнятый у него матерью трон. Все лучшие годы жизни уже позади. Они прожиты им в тяжелой, ненормальной атмосфере, созданной Екатериной II»[1].

         По мнению К. Валишевского «существовало завещание, отрекавшее наследника от престола; при нем же был, объяснительный манифест, подписанный Румянцевым и Суворовым[2]. И Правда Воли Монаршей Петра Великого остается в силе, объявляя самодержавную власть монарха единственным регулятором престолонаследия»[3]. Он взял конверт, завернутый в черную ленту с надписью «Вскрыть после моей смерти в совете», не говоря ни слова, посмотрел на Безбородко. Тот в свою очередь, молча, переводит свои глаза на камин, где горит огонь, может быть разведенный самой Екатериной накануне утром…» [4]. Согласно легенде Павел бросил пакет в огонь, что означало фактически  ликвидацию существующего закона о престолонаследии…..

Приложение 4

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

  1. Эффективность использования презентации зависит от четкости, продуманности ее структуры. Для построения структуры следует использовать принцип 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем один ключевой момент можно разделить на несколько слайдов. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации.
  2. Каждый слайд должен иметь простую понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике.
  3. Предпочтите горизонтальное расположение материала, наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  4. Соблюдайте «цветовое равновесие»  и единый стиль презентации. На одном слайде не рекомендуется использовать более четырех цветов. Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта должны быть подобраны так, чтобы все  надписи читались.
  5. Не перегружайте презентацию текстом. С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем,  может содержать не более 7 – 13 строк. На слайде не следует располагать список, состоящий более чем из 5 – 6 пунктов.
  6. Диаграммы, схемы  и таблицы используются в презентациях для представления цифровых  и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности выступления или доклада. Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление.
  7. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступления. Они должны быть четкими и соответствовать текстовому содержанию. Не стоит перегружать презентацию иллюстративным материалом ( 3 – 5 изображений для одной идеи)
  8. Не следует злоупотреблять анимацией и эффектами. Помните о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.

[1] Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – СПб.: Кристалл, 2000. С. 442

[2] Валишевский К. Ф. Собрание сочинений в пяти томах. Москва, 2004. Том 5. С. 164.

[3]Валишевский К. Ф. Вокруг Трона // [Электронный ресурс]. URL: http:// https://royallib.com/read/valishevskiy_kazimir/vokrug_trona.html#0 / (дата обращения: 01.09.2018).

[4] Там же.

Творческие проекты и работы по истории

Предложенные в разделе творческие и исследовательские проекты по истории учащихся 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов школы направлены на изучение Истории России и Всемирной истории, рассматривают исторические сведения о Древнем мире, Древней Руси, Древней Греции, Египте, Средневековье, Царской России, Крыме, историю городов и стран, родного края. Популярными темами творческих работ по истории являются период Смутного времени, биография и период правления Ивана Грозного, дворцовые перевороты и Великая отечественная война. В качестве темы для выполнения проекта по истории могут быть выбраны история письменности, чтения, речи, музыки, математики, русского языка, времени, книг, театра, игрушек, религии, одежды, денег, Олимпийских игр, кораблей, пирамид, телефона и т.д.

1
(2)
2
(1)
3
(5)
4
(2)
5
(5)
6
(6)
7
(7)
8
(15)
9
(10)
10
(8)
11
(9)

Проект на тему: “История – моё хобби: как учились в Древней Руси”

В индивидуальном проекте «История – моё хобби: как учились в Древней Руси» автор изучил историю возникновения первых школ в Древней Руси, как и чему учили в школах, кто являлся учениками, как выглядел древнерусский алфавит, научился разрабатывать проект и публично его представлять, а также вовлек своих сверстников изучение истории школ Древней Руси.

Проект “История российской преступности”

Учебная исследовательская работа по обществознанию “История российской преступности” представляет собой срез теоретической информации о преступном мире в России с 19 века и до современности. Автор определяет основные причины возникновения преступности.

История изобретения велосипеда

В готовой исследовательской работе по истории “История изобретения велосипеда” автор изучает справочную информацию об истории изобретения велосипеда и видоизменении данного транспортного средства с течением времени.

Проект “История моей улицы”

Автор в своём исследовательском проекте по истории “История моей улицы” изучила информацию об истории названий улиц, на которых мы живём, определила, чем обусловлено то или иное название улицы.

Проект по истории “Революция 1917”

Автор: 

Данилов Анатолий Олегович 

Представленная исследовательская работа (проект) по истории на тему “Революция 1917” посвящена изучению исторических событий в России, в результате которых была свергнута монархия, и к власти пришли большевики.

Проект “Британская открытка”

В готовой исследовательской работе по истории “Британская открытка” автор изучает справочную информацию об истории зарождения и развития искусства создания поздравительных открыток в Великобритании, а также рассматривает их виды.

Города-герои Великой Отечественной войны

Учебная исследовательская работа по истории “Города-герои Великой Отечественной войны” представляет собой анализ вклада городов-героев в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и содержит перечень этих городов.

Развитие русской культуры в первой половине XIX века

Представленная исследовательская работа (проект) по истории на тему “Развитие русской культуры в первой половине XIX века” посвящена изучению развития разных направлений культурной жизни общества в России 19 века.

Страницы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Слайд 1ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
автор проекта Буянова Софья 5а класс СОШ №4 г.

Апрелевка
руководитель проекта Бархударян В. В.

«Знаменитые сооружения и постройки древности»

Тема проекта

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ автор проекта Буянова Софья 5а класс СОШ №4 г. Апрелевка     руководитель


Слайд 2

Введение

На уроках истории в пятом классе мы изучали историческое развитие стран Древнего мира. Несмотря на различие природных условий, обычаев, люди во всех странах занимались оформлением и обустройством среды своего существования, выражали свои взгляды и эмоции в изобразительном искусстве. Так родились архитектура и скульптура.
Мне захотелось узнать об этом больше и понять, что из прошлого дошло до наших дней.


Слайд 3 Актуальность

темы

Изучение знаменитых сооружений и построек Древнего мира (памятников архитектуры и скульптуры) помогает нам понять историю развития человечества и выявить взаимосвязь между прошлым и настоящим.

Актуальность темы  Изучение знаменитых сооружений и


Слайд 4

Цель работы

На основе исторических материалов изучить знаменитые
сооружения и постройки Древнего мира.

Цель работы


Слайд 5

Задачи исследования

С помощью сохранившихся данных:
описать сооружения и постройки древности
выяснить где и с какой целью они были созданы
указать какие из них сохранились до наших дней
выявить влияние архитектуры и скульптуры прошлого на современность

Задачи исследования


Слайд 6 Объект и предмет исследования

Объект – культура Древнего мира

Предмет – архитектура и скульптура
Древнего мира

Объект и предмет исследования     Объект - культура Древнего


Слайд 7 Методы и способы исследования
Изучение

и анализ учебной и дополнительной литературы.
Использование интернет-ресурсов.

Методы и способы исследования  Изучение и анализ учебной и дополнительной литературы.


Слайд 8 Зарождение и развитие цивилизаций на Древнем Востоке, в Древней

Греции и в Древнем Риме сопровождались прогрессивным развитием человеческого общества, лучшим пониманием человеком окружающего мира, усилением «горизонтальных» (торговых, военных, культурных, межличностных) связей.
Для того, чтобы каждый отдельный человек и общество в целом могли существовать, необходимо было сформировать и обустроить среду обитания – окружающее пространство. Человеку надо было где-то жить, поэтому он строил себе дом. Дома формировали улицы, кварталы и, как следствие, возникали целые города. Археологи находят при раскопках остатки таких селений, и это помогает изучить быт древних людей. Но самые грандиозные сооружения всегда строились для совместного, а не индивидуального использования. Вместе люди собирались для проведения религиозных (культовых) обрядов; массовых развлекательных мероприятий. Сооружения были нужны им для хозяйственной деятельности или просто для красоты. Параллельно с зодчеством развивалось и изобразительное искусство, в основном скульптура. Для реализации своих планов люди использовали природный камень (мрамор, гранит) и металлы. Конечно, архитектура, как наука, была развита недостаточно хорошо, и поэтому многие сооружения впоследствии были разрушены стихийными бедствиями или самими людьми.

Зарождение и развитие цивилизаций на Древнем Востоке, в Древней Греции и в Древнем Риме сопровождались


Слайд 9 Знаменитые древние сооружения и

постройки религиозного (культового)

назначения

Знаменитые древние сооружения и     постройки религиозного (культового)


Слайд 10 Пирамида Хеопса
(древний Египет)
Пирами́да

Хеопса — крупнейшая из египетских пирамид, памятник архитектурного искусства Древнего Египта. Единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Расположена на плато Гиза в окрестностях египетской столицы (Каир). Её возраст оценивается примерно в 4500 лет – строительство закончилось около 2540 года до н. э. Высота пирамиды составляет приблизительно 136.5 м, а общий вес равен около 4 млн тонн.

Пирамида Хеопса      (древний Египет) Пирами́да Хеопса — крупнейшая из египетских


Слайд 11 Галикарнасский
мавзолей

(Древняя Греция)

Мавзолей в Галикарнасе (современное название города – Бодрум) – одно из семи чудес света. Являлся надгробным памятником карийского правителя Мавсола. Построен в середине IV века до н.э., приблизительно в 351 году. Высота его составляла 45 метров. Был украшен более чем 330 статуями. Простоял 19 веков и был разрушен землетрясением в XIII веке.

Галикарнасский        мавзолей


Слайд 12Статуя Зевса в Олимпии
(Древняя Греция)

Статуя Зевса — одно из Семи чудес света. Располагалось в городе Олимпия, внутри храма Зевса. Статуя была воздвигнута в V веке до нашей эры. Она была изготовлена из золота, дерева и слоновой кости. Высота всей статуи составляла от 13 до 17 метров, глаза Зевса были размером с кулак взрослого мужчины. Статуя погибла вместе с храмом от пожара в 425 году.

Статуя Зевса в Олимпии       (Древняя Греция) Статуя Зевса — одно из


Слайд 13 Колосс Родосский
(Древняя Греция)
Колосс

Родосский – гигантская статуя древнегреческого бога Солнца — Гелиоса. Она стояла на острове Родос в Эгейском море, в Греции. Одно из «Семи чудес света». Её высота составляла 36 метров, она была сделана из глины, бронзы и железа. Была воздвигнута в 294 – 282 годах до н.э. Статуя простояла около пятидесяти лет и была разрушена землетрясением в 227 году до н.э. Глиняные ноги статуи сломались под тяжестью металла. С тех пор появилось выражение – «колосс на глиняных ногах».

Колосс Родосский      (Древняя Греция) Колосс Родосский - гигантская статуя древнегреческого


Слайд 14 Храм Артемиды

Эфесской
(Древняя Греция)

Храм Артемиды в Эфесе (современное название города – Сельчук)— одно из «Семи чудес света». Был сооружен из белого мрамора в середине VI века до н.э. Ширина храма Артемиды была 52 метрa, длина — 105 м, высота колонн — 18 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в девять рядов. В 356 году до н. э. тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться. С тех пор имя Герострата стало нарицательным.

Храм Артемиды        Эфесской


Слайд 15 Парфенон

(Древняя Греция)

Парфенон – памятник античной архитектуры, древнегреческий храм. Расположен на афинском Акрополе. Построен из особого, меняющего цвет мрамора в 447—438 годах до н. э. Высота храма составляет 62 метра, крышу поддерживают 50 колонн. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.

Парфенон       (Древняя Греция) Парфенон


Слайд 16 Знаменитые древние сооружения и постройки практического и культурного

назначения

Знаменитые древние сооружения и постройки практического и культурного


Слайд 17 Александрийский
маяк

(Древний Египет)

Александри́йский мая́к — маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии. Являлся одним из «Семи чудес света». Общая высота маяка равнялась 120-135 метрам, а его свет был виден на расстоянии 50 км. Маяк из мрамора и камней был построен для того, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Венчала сооружение восьмиметровая бронзовая фигура бога Посейдона – повелителя морей. Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 году н.э. был разрушен землетрясением.

Александрийский         маяк     (Древний


Слайд 18 Великая Китайская
стена

(Древний Китай)

Великая Китайская стена – крупнейший памятник архитектуры длиной почти 9000 км., построенный в древнем Китае. Толщина Великой стены в основном около 5—8 метров, а высота около 6—7 метров. Построена из известняка. Строительство началось в III веке до н.э., а закончилось в 1644 году. Является оборонительным сооружением.

Великая Китайская        стена     (Древний


Слайд 19 Висячие сады
Семирамиды
(Древняя Западная

Азия)

Висячие сады Семирамиды – одно из «Семи чудес света». По преданию располагались в Древнем Вавилоне. Были возведены в VI веке до н.э. По приказу царя на каменных столбах были созданы искусственные горы, а на их склонах высажены деревья и цветы. Сады просуществовали несколько веков и были уничтожены наводнением в I веке до н.э.

Висячие сады     Семирамиды  (Древняя Западная Азия)  Висячие сады


Слайд 20 Колизей
(Древний

Рим)

Колизей — амфитеатр, памятник архитектуры, одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, столице Италии. Был построен из вулканического и известкового туфа, бетона в I веке нашей эры. Представляет из себя круглый театр без крыши и предназначен для проведения массовых зрелищных мероприятий. Высота стен 48-50 метров. Начал разрушаться в 1349 году после мощного землетрясения. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.

Колизей     (Древний Рим)Колизей — амфитеатр, памятник архитектуры,


Слайд 21 Таким образом, мы видим, что многие сооружения древности не

сохранились до наших дней. Но, по описаниям современников, сохранившимся рисункам и чертежам, уцелевшим строениям мы можем довольно точно представить, как выглядели в те времена древние города.
Строители Древнего Египта и Азии использовали природный камень, глину, известняк. Их строения были грандиозны, но просты.
Сооружения Древней Греции отличаются строгой геометрией, прямыми углами, симметрией и большим количеством колон.
В Древнем Риме получили широкое распространение арки, своды и купола.
К тому же, в Римской Империи был изобретен бетон.
В современных архитектуре и изобразительном искусстве мы можем увидеть прямое наследование традиций древнего зодчества и скульптуры.

Таким образом, мы видим, что многие сооружения древности не сохранились до наших дней. Но, по


Слайд 22 Нам нравятся

пирамиды

Древний Египет

Москва, XXI век

Нам нравятся пирамиды


Слайд 23 Нам нравятся колонны и симметрия

Древняя Греция

Москва, Пушкинский музей

Нам нравятся колонны и симметрия


Слайд 24

Нам нравятся арки

Древний Рим, 82 год н.э.

Москва, XIX век

Нам нравятся арки


Слайд 25 Мы возводим большие скульптуры

Древняя Греция

Москва, XX век

Мы возводим большие скульптуры


Слайд 26 И возводим новые

стены

Древний Китай

Граница между США и Мексикой
XX век

И возводим новые стены


Слайд 27 Проектируем новые маяки

Древний Египет

Европа, XXI век

Проектируем новые маяки


Слайд 28

Разводим новые сады

Древняя Западная Азия

Южная Америка, XX век

Разводим новые сады


Слайд 29 Строим большие стадионы

Древний Рим

Санкт-Петербург, XXI век

Строим большие стадионы


Слайд 30 Устанавливаем новые мавзолеи

Древняя Греция

Китай, XX век

Устанавливаем новые мавзолеи


Слайд 31 Открываем новые храмы

Древняя Греция

Москва, XX век

Открываем новые храмы


Слайд 32Я думаю, что с помощью представленных материалов, мне удалось показать связь

между прошлым и настоящим, выраженную в творениях человеческих рук: архитектуре и скульптуре. Идет время, на смену мрамору, глине и граниту приходят новые синтетические материалы, но люди, во все времена, будут строить сооружения, необходимые им в их физической и духовной жизни. Лучшие творения человека, новые и старые «чудеса света», нам всем необходимо сохранять самыми различными способами. Тогда связь времен не прервется.

Я думаю, что с помощью представленных материалов, мне удалось показать связь между прошлым и настоящим, выраженную в


Добавить комментарий