1. Учебно-методический комплекс темы
УМК – учебно-методический комплекс
представляет собой систему дидактических
средств обучения по теме создаваемую в целях
наиболее полной реализации образовательных и
воспитательных задач, сформированных программой
по данной дисциплине.
Цель создания УМК – обеспечить качественное
методическое оснащение учебно-воспитательного
процесса.
Структура учебно-методического,
комплекса:
1. Титульный лист (наименование
образовательного учреждения, заглавие:
учебно-методический комплекс, тема,
специальность, дисциплина, количество часов, ФИО
преподавателя).
2. Содержание УМК темы
2.1. Технологическая карта занятия
2.2. Требования из примерной (рабочей) программы
к представлениям, знаниям, умениям по теме.
2.3. Тезисы лекций (для теоретического занятия)
или методические разработки для преподавателя.
2.4. Методическая разработка для студента.
2.5. Методическое пособие для самоподготовки
студента.
2.6. Дидактический, иллюстративный и раздаточный
материал по теме.
2.7. Средства контроля знаний (тестовые задания,
слепые графы логической структуры, ситуационные
задачи и др.)
2.8. Глоссарий по теме.
2.9. Литература для подготовки (основная,
дополнительная).
2.10. Вопросы для самоподготовки по теме.
2. Технологическая карта учебного занятия.
План учебного занятия (технологическая карта
учебного занятия) – документ, разрабатываемый
преподавателем на каждое учебное занятие для
обеспечения эффективной реализации содержания
образования, целей обучения, воспитания и
развития студентов, формирования у них прочных
знаний, умений и навыков.
Поурочный план занятия необходим каждому
педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и
уровня педагогического мастерства. Составляется
он на основе содержания рабочей программы
учебной дисциплины. Преподаватель на основе
мыслительного эксперимента осуществляет
прогнозирование будущего занятия, его мысленное
проигрывание, разрабатывает своеобразный
сценарий своих действий и действий обучаемых в
их единстве.
План учебного занятия (технологическая карта)
– это начало творческого поиска, средства
эффективности урока, реализация замысла
педагога, фундамент вдохновения и талантливой
импровизации. В нем отражается тема и цель
учебного занятия с конкретизацией его
дидактических задач, краткое содержание
материала, изучаемого на уроке, определяются
форма организации учебно-познавательной
деятельности обучаемых, методы, средства
обучения, система заданий и задач, в ходе
выполнения которых успешно будет осуществляться
актуализация ранее усвоенных опорных знаний и
способов деятельности, формирование новых
научных понятий и их применение в различных
ситуациях обучения, контроль и коррекция от
незнания к знанию, от неумения к умению совершать
на этом пути необходимые и достаточные
познавательные и практические действия при
решении запланированных на уроке
учебно-познавательных и практических задач.
3. Постановка цели занятия.
Определение конкретной цели обучения является
принципиальным моментом в организации учебного
процесса. Знания и умения – это одна и та же
деятельность, но существующая в разных формах.
Поэтому нельзя “знать”, но не “уметь”, и
наоборот. Если не определить цель занятия, то
нельзя точно определить объем учебного
материала, форму, этапы его представления
студентам.
Цель как мотив мобилизует желание ученика
добиться результата. При отсутствии цели любая
деятельность становится пустым
времяпровождением.
Цель учебная – это не название
темы урока. Это четкое и ясное описание дела для
учащихся.
Сформулируйте конкретную цель урока.
- Цель урока еще не становится целью для ученика.
Он должен не только понять цель, но и принять ее,
сделать целью соей деятельности. - Цель показывает чему ученик должен научиться,
видеть, где он может использовать эти знания или
умения. - Цель объясняет ученику, что он изучает, зачем
работает. - Цель позволяет проводить опрос с позиции
достижения целей учеником.
Цель концентрирует внимание ученика на уроке.
В начале цель формируется в общих терминах, а
далее конкретизируется описанием нужных
действий и образцов поведения.
Понятные и принятые учениками образцы
поведения, учебных действий будут активно ими
выполняться.
Цели урока:
1. Варианты конструирования образовательных
целей:
1.1.Способствовать формированию и развитию
умений и навыков (специальных и общеучебных).
- Изучить;
- Раскрыть;
- Ознакомить;
- Отработать навыки самостоятельной работы;
- Научить работать с самостоятельной
литературой; - Составлять схемы.
1.2. Способствовать запоминанию основной
терминологии технологических процессов.
1.3. Способствовать запоминанию цифрового
материала как ориентира для понимания
количественных характеристик изучаемых
объектов и явлений.
1.4. Способствовать осознанию основного
технологического материала.
1.5. Способствовать формированию представлений
о…
1.6. Способствовать осознанию существенных
признаков понятий, технологических процессов.
1.7. Создать условия для выявления
причинно-следственных связей:
- Раскрыть причины…
- Выяснить последствия…
1.8. Способствовать пониманию закономерности..,
- Создать условия для выявления взаимосвязи
между… - Способствовать пониманию зависимости между…
2. Варианты конструирования развивающих целей:
2.1. Способствовать развитию речи учащихся
(обогащение и усложнение словарного запаса,
усиление выразительности и оттенков).
2.2. Способствовать овладению основными
способами мыслительной деятельности учащихся
(учить анализировать, выделять главное,
сравнивать, строить аналогии, обобщать и
систематизировать, доказывать и опровергать,
определять и объяснять понятия, ставить и
разрешать проблемы).
2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы
учащихся (развитие глазомера, ориентировки в
пространстве, точности и тонкости различения
цвета, формы).
2.4. Способствовать развитию двигательной сферы
(овладение моторикой мелких мышц рук, развивать
двигательную сноровку, соразмерность движений).
2.5. Способствовать формированию и развитию
познавательного интереса учащихся к предмету.
2.6. Способствовать овладению учащимися всеми
видами памяти.
2.7. Способствовать формированию и развитию
самостоятельности учащихся.
3. Варианты конструирования воспитательных
целей:
3.1. Способствовать формированию и развитию
нравственных, трудовых, эстетических,
патриотических, экологических, экономических и
других качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию правильного
отношения к общечеловеческим ценностям.
3. Организационный момент.
- Приветствие;
- Проверка явки учащихся;
- Заполнение учителем классного журнала;
- Проверка готовности учащихся к уроку;
- Настрой учащихся на работу;
- Доведение до учащихся плана урока.
4. Мотивация учебной деятельности.
Мотивация – это процесс, в результате которого
определенная деятельность приобретает для
индивида известный личностный смысл, создает
устойчивость его интереса к ней и превращает
внешние заданные цели деятельности во
внутренние потребности личности. Так как
мотивация – это как бы внутренняя движущая сила
действий и поступков личности, педагоги
стремятся управлять ею и учитывать ее в
построении учебного процесса. Показ обучающимся
тех реальных производственных условий и задач, в
которых им необходимо будет использовать знания
по изучаемой теме, показ профессиональной
направленности, в обучении создают у обучающихся
повышенное внимание к предмету. Мотивация
является одним из необходимых условий активного
включения обучающегося в познавательную
деятельность, поэтому ее созданию уделяется
пристальное внимание психологов и педагогов.
Одной из наиболее простых методик усиления
мотивации является создание потребностей в
учебе через интерес. В связи с этим мотивационное
введение должно вызвать у студентов
познавательно-профессиональный интерес к работе
и явиться стимулом активной, целенаправленной
деятельности.
Преподаватель подчеркивает практическую
значимость, актуальность темы, отражает
региональный компонент.
5. Самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа прежде всего завершает
задачи всех других видов учебной работы. Никакие
знания, не ставшие объектом собственной
деятельности, не могут считаться подлинным
достоянием человека. Помимо практической
важности, самостоятельная работа имеет большое
воспитательное значение: она формирует
самостоятельность не только как совокупность
определенных умений и навыков, но и как черту
характера, играющую существенную роль в
структуре личности современного специалиста.
Самостоятельная работа может входить как
главный элемент в структуру лабораторного или
практического занятия, а может выступать как
организационная форма обучения.
Самостоятельная работа – это деятельность
студентов в процессе обучения и во вне
аудиторное время, выполняемая по заданию
преподавателя, под его руководством, но без его
непосредственного участия.
Основой для самостоятельной работы является
весь комплекс полученных студентами знаний.
Самостоятельная работа тренирует волю,
воспитывает работоспособность, внимание,
культуру учебного труда.
Основными признаками самостоятельной работы
студентов принято считать:
- Наличие познавательной или практической
задачи, проблемного вопроса и особого времени на
их выполнение, решение. - Проявление умственного напряжения обучаемых.
- Проявление сознательности, самостоятельности,
активности студентов в процессе решения
поставленных задач. - Владение навыками самостоятельной работы.
- Осуществление управления и самоуправления
самостоятельной познавательной и практической
деятельностью студента.
В самостоятельной работе студентов по решению
познавательных задач всегда присутствуют
элементы управления и самоуправления данной
деятельности.
Самостоятельность обучаемых проявляется
по-разному: от простого воспроизведения,
выполнения задания по жесткому алгоритму и до
творческой деятельности.
Владение навыками самостоятельной работы
присуще далеко не всякому студенту, вместе с тем
научить обучаемого учиться, научить самому
добывать знания можно, лишь организуя его
самостоятельную практическую деятельность.
Обязательная самостоятельная работа имеет
разнообразные формы, чаще всего это различные
домашние задания.
Домашняя работа может быть рассчитана на
воспроизведение знаний, их закрепление,
углубление, на формирование умений.
В зависимости от поставленной цели виды
домашних заданий могут быть различны: чтение
учебной литературы (основной, дополнительной,
справочной), составление плана текста,
конспектирование, составление сравнительных
таблиц, графологических структур, решение задач,
подготовка реферата, доклада, подготовка к
конференции, олимпиаде, конкурсу, деловой игре,
экзамену, зачету, контрольной работе и т.д.
Наряду с домашними заданиями, общими для всех
студентов, могут применяться индивидуальные
задания, предназначенные для студентов,
проявляющих особый интерес к той или иной
учебной дисциплине.
Педагогическое руководство внеаудиторной
самостоятельной работой заключается в том, чтобы
правильно определить объем и содержание
домашнего задания.
Студентам важно знать и то, как следует
выполнять эти задания, какими приемами и
методами пользоваться, какова методика
самостоятельной работы. Уместна демонстрация
образцов выполненного задания.
Подлинному овладению знаниями, умениями и
навыками способствует разработка
преподавателем дидактических материалов по
организации самостоятельной работы студентов.
Дидактические материалы являются дополнением к
стабильному учебнику. В них содержатся: система
заданий, конкретные указания по выполнению
умственных или практических действий,
наблюдению явлений и фактов, воспроизведению уже
знакомых явлений, выявлению существенных
признаков, формулирование правил, составление
графологических структур схем, сводных таблиц и
т.д.
Разработка дидактического материала
содействует интенсификации учебной
деятельности всех студентов на всех этапах
обучения.
Дидактические материалы могут быть оформлены
по темам, разделам дисциплины и представлять
собою рабочие тетради, которые предлагается
использовать в дополнение к объяснению
преподавателя и к работе студентов по учебнику.
Характерной особенностью рабочих тетрадей
является то, что процесс выполнения заданий, а
также результаты фиксируются тут же в тетрадях,
что позволяет преподавателю контролировать ход
мысли студента. Выполнение заданий может
фиксироваться и в лекционных тетрадях, и в
отдельных тетрадях по самоподготовке студентов.
Эталоны ответов можно помешать в справочной
части тетради для самопроверки выполнения
заданий. Можно эталоны печатать на отдельных
листах.
Использование дидактических материалов вносит
полезное разнообразие в работу студентов,
содействует активизации их внимания, повышению
интереса к выполняемым заданиям.
6. Виды контроля.
В педагогической литературе выделяют
следующие виды контроля: предварительный,
текущий, рубежный (периодический) и итоговый.
Предварительный контроль служит
необходимой предпосылкой для успешного
планирования и руководства учебным процессом. Он
позволяет определить походный уровень знаний и
умений обучаемых. На основании этих данных
преподаватель вносит коррективы в рабочие
программы дисциплин.
Текущий контроль осуществляется во всех
организационных формах обучения и является
продолжением обучающей деятельности
преподавателя. Текущий контроль позволяет
получать непрерывную информацию о ходе и
качестве усвоения учебного материала. Задачами
текущего контроля является стимуляция
регулярной, напряженной работы студентов,
активизация их
познавательной деятельности. Нельзя допускать
большие интервалов в контроле каждого студента,
в противном случае студенты перестают регулярно
готовиться к занятиям.
Сочетание различных форм текущей проверка
знаний позволяет активизировать
воспроизводящую, познавательную деятельность
студентов и исключает элемент случайности в
оценке знаний.
Рубежный контроль позволяет определить
качество изучения студентами учебного материала
но разделам, темам предмета. Такой контроль
проводят обычно несколько раз в семестр.
Примером рубежного контроля могут служит
контрольные работы, компьютерное тестирование.
Педагогический контроль позволяет
проверить прочность усвоения полученных знаний,
гак как проводится через продолжительный период
времени.
Итоговый контроль направлен на проверку
конечных результатов обучения выявление степени
овладения студентами системой знаний, умении и
навыков, полученных в процессе изучения
отдельного предмета или ряда дисциплин.
Итоговый контроль осуществляется на
семестровых, переводных и государственных
экзаменах.
По результатам контроля выставляются оценки по
пятибалльной системе.
Итоговые семестровые оценки по предметам, не
выносимым на экзамены выставляются по
результатам текущего и периодического контроля,
но не являются средним арифметическим всех
имеющихся оценок за этот период. Следует
обращать особое внимание па результаты контроля,
осуществляемого по основным вопросам учебной
программы, по письменным и контрольным вопросам.
Формы проверки знаний.
В средних специальных учебных заведениях
основными формами контроля знаний, умений и
навыков студентов являются: устный опрос
(индивидуальный и фронтальный), письменная и
практическая проверка, стандартизированный
контроль и др.
Индивидуальный опрос – наиболее
распространенный метод контроля знаний
студентов. При устном опросе главное внимание
сосредотачивается не только на простом
воспроизведении фактов, но и на их объяснении и
доказательстве,
Устный опрос должен производиться регулярно,
чтобы стать важным фактором обучения и
воспитания. Вопросы для устного опроса должны
быть заранее подготовленными, продуманными,
точными, недвусмысленными. Для такого опроса
подбираются вопросы, требующие подробного
изложения и разъяснения.
Кроме индивидуального, различают фронтальный и
комбинированный опрос. Фронтальный опрос
проводится в форме беседы преподавателя с
группой. Его достоинство в том, что в активную
умственную работу вовлекаются все студенты
группы.
Для фронтального опроса важна система
вопросов. В них должна быть определенная
последовательность, которая позволяет увидеть
основные понятия, положения,
зависимости в учебном материале. Вопросы
должны быть лаконичными, ответы – краткими. Чаще
всего такая проверка используется для контроля
знаний, подлежащих обязательному запоминанию и
усвоению правил, дат, количественных
показателей, терминов:
Однако, фронтальный опрос не может быть
основным видом проверки. В ходе его проверяется
факт выполнения задания, но трудно установить
полноту и глубину усвоения.
Чтобы вызвать познавательную активность
студентов всей группы, целесообразно сочетать
индивидуальный и фронтальный опрос, а также
применять различные приемы активизации
познавательной деятельности студентов
(предлагают остальным проанализировать ответ
товарища, дополнить его, задать вопросы
отвечающему) остальным проанализировать ответ
товарища, дополнить его, задать вопросы
отвечающему).
Устный опрос требует больших затрат
времени, кроме того, по одному вопросу нельзя
проверить всех студентов. В целях рационального
использования учебного времени проводят
комбинированный, уплотненный опрос, сочетая
устный опрос с другими формами (письменный опрос
но карточкам, выполнение заданий у доски и
другие).
Письменная проверка является важнейшей
формой контроля знаний, умений и навыков
студента. Его применение дает возможность о,
проверить усвоение учебного материала всеми
студентами группы
Письменные работы по содержанию и форме в
зависимости от предмета могут быть самыми
разнообразными; диктанты, сочинения, решение
задач, выполнение упражнений, расчетов,
выписывание рецептов, ответы на вопросы:
Продолжительность письменных контрольных
работ может быть различной.
После проверки и оценки контрольных письменных
работ проводится анализ результатов их
выполнения, выявляются типичные ошибки и
причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки.
Практическая проверка занимает особое место в
системе контроля. Практическая проверка
позволяет выявить, как студенты умеют применять
полученные знания на практике, насколько они
овладели необходимыми умениями. В процессе
выявления профессиональных знаний студент
обосновывает принятые решения, что позволяет
установить уровень усвоения теоретических
положений.
Наиболее широко эта форма используется при
изучении специальных дисциплин, на лабораторных
и практических занятиях, при прохождении
производственной практики.
Широкое применение для контроля находят
профессиональные задачи, деловые игры,
подобранные в соответствии с требованиями
квалификационной характеристики специалиста.
Практическая проверка является ведущей формой
контроля в период производственной практики.
Контроль ЗУН осуществляется как в ходе
выполнения студентами конкретной
производственной деятельности, так и по её
результатам.
7. Домашняя работа.
Домашняя работа может быть рассчитана на
воспроизведение знаний, их закреплении,
углубление, на формирование умений. Могут быть
использованы домашние задания опережающего,
перспективного характера. Применение
опережающих заданий позволяет преподавателю
пробуждать и развивать познавательные интересы,
с большей эффективностью проводить на занятиях
беседы, дискуссии.
В средних специальных учебных заведениях
используют следующие основные виды домашних
заданий в зависимости от поставленной цели:
Цель | Виды домашнего задания |
Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала) |
Чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; наблюдения. |
Закрепление и систематизация знаний | Работа с конспектом лекции, повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, графиков, схем; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; подготовка к выступлению на семинаре, а также рефераты и доклады, составление библиографии. |
Применение знаний, формирование умений | Решение задач и упражнений по образцу, вариативных задач и упражнений; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм, подготовка курсовых, дипломных проектов; экспериментально-конструкторская, опытная работа на тренажере. |
Методические рекомендации к разработке
учебно-методического комплекса
Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей учебной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.
УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности. УМК должен разрабатываться для учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения учебного материала на уровне требований ФГТ.
Основная цель создания учебно-методического комплекса– предоставить обучаемым полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения детей, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) отдела, обеспечивающего преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся. Разработчик(-и) учебно-методического комплекса являются ответственными за качественную подготовку УМК, соответствующего ФГТ.
УМК дисциплины и его компоненты должны:
- учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;
- предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
- предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко и качественно осваивать учебный материал и получать практические навыки;
- соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
- обеспечивать межпредметные связи;
- обеспечивать доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся;
- содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.
УМК в электронном виде хранится в библиотеке школы и может быть опубликован, при необходимости изучения каких-либо разделов обучающимися, на личном сайте преподавателя – разработчика.
Рекомендуемый состав УМК
Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием утверждённой рабочей программы по соответствующей дисциплине. В состав УМК включается:
- аннотация УМК;
- рабочая программа дисциплины, утверждённая директором школы;
- учебно-методические материалы по следующим видам занятий:
- краткий курс лекций;
- практические занятия (план практических занятий);
- контрольно-измерительные материалы;
- учебно-наглядные пособия (таблицы, презентации, аудио-, видеоматериалы и т.п.);
- электронные материалы, пособия для самостоятельной работы учащихся.
Аннотация учебно-методического комплекса – краткое содержание УМК с указанием его целей и задач, ожидаемых результатов освоения дисциплины с точки зрения получения новых знаний и формирования компетенций.
Лекции – раздел учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов учебной дисциплины в концентрированной, логически выдержанной форме. В состав УМК лекционного курса включаются:
- учебно-методические материалы к курсу лекций (учебники, учебные пособия, сборники, подготовленные и изданные авторами УМК, конспекты лекций в печатном виде или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием излагаемого на лекциях материала, файл с раздаточными материалами);
- контрольно-измерительные материалы;
- учебная литература, рекомендуемая обучающимся в качестве основной и дополнительной по соответствующей дисциплине.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, формирующая практические навыки учеников, направленная на развитие самостоятельности обучаемых и приобретение необходимых умений и навыков. Учебно-методические материалы практических занятий, входящие в состав УМК, включают:
- методические указания по проведению практических занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:
– план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме;
– краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие ученику ознакомиться с содержанием вопросов, изучаемых на практическом занятии, со ссылками на дополнительные учебно-методические материалы, позволяющие изучить более глубоко рассматриваемые вопросы;
– тексты ситуаций (музыкальные тексты) для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических занятиях;
– методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых обучающимся, варианты тем рефератов и практических заданий, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа (в старших классах практические занятия рекомендуется проводить с использованием деловых ситуаций для анализа).
Ситуация для анализа – описание конкретной педагогической задачи (ситуации), которая реально вставала или стоит перед музыкантом – исполнителем, с указанием сопутствующих этой ситуации фактов, мнений, суждений, на которые обычно и опирается решение практической ситуации. Это метод, позволяющий преподавателю формировать на практических занятиях самостоятельность и логическое мышление обучающихся, возможность размышлять и находить правильное решение, выбрать наиболее приемлемую модель в решении конкретной практической задачи (ситуации).
Лабораторные занятия – вид самостоятельных практических работ, направленных на углубление и закрепление теоретических знаний, и развитие навыков экспериментирования. По некоторым дисциплинам лабораторные занятия проводятся с использованием компьютерных программ (презентаций, и других).
Учебно-методические материалы лабораторных занятий, входящие в состав УМК, включают:
- методические указания по проведению лабораторных занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:
– план проведения занятий с указанием последовательности и тематики лабораторных работ, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой работе;
– краткие общие и учебно-методические материалы по каждой лабораторной (практической) работе;
– методику выполнения лабораторной работы, включающую краткое описание программного обеспечения, используемого для выполнения лабораторной работы, описания исходных данных для лабораторной работы (тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п.), порядок выполнения работы, методику анализа полученных результатов, порядок оформления отчета по лабораторной работе;
– методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения лабораторных занятий, порядок оформления и презентации отчета по лабораторным работам.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. КИМы включают в себя:
- контрольные вопросы, тесты и задания по отдельным разделам дисциплины (учебным модулям, дидактическим единицам) для проведения текущего контроля знаний обучаемых;
- примеры вопросов, тестов и заданий по отдельным разделам дисциплины для промежуточного контроля знаний обучающихся;
- экзаменационные вопросы по дисциплине.
Документация УМК – совокупность всех учебных и учебно-методических материалов, входящих в состав УМК по соответствующей дисциплине. Документация УМК является интеллектуальной собственностью ОУ, разработавшего УМК.
ПРЯДОК РАЗРАБОТКИ УМК
Учебно – методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки в его применении в практической творческой деятельности.
УМК разрабатывается в следующей последовательности:
- разработка рабочей программы по дисциплине, входящей в учебный план;
- разработка конспекта лекционных материалов, теоретических сведений;
- разработка структуры и содержания практических (лабораторных) занятий;
- планирование самостоятельной работы обучаемых;
- формирование методических рекомендаций и прочих руководств по самостоятельной работе обучающихся, а также самостоятельному изучению дисциплины;
- разработка КИМов;
- апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе;
- оформление документов по УМК;
- согласование и утверждение УМК.
СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ
Экспертиза учебно-методического комплекса начинается с рассмотрения на заседании отдела. Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется заместителю директора в учебную (методическую) часть на внутреннюю рецензию. Затем УМК направляется на внешнюю рецензию в профильную кафедру вышестоящей организации или в соответствующее подразделение образовательного учреждения.
Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания. В библиотеке школы остается электронный вариант УМК с рецензиями. При отрицательном решении методического совета работа возвращается автору (авторам) на доработку.
Министерство
образования нижегородской области
Государственное
бюджетное профессиональное
образовательное
учреждение
«Нижегородское
индустриальное училище»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по
разработке УМК
по
профессиям и специальностям
ППКРС
и СПО
Разработчик: Титов
Е.О. – мастер п/о
Нижний
Новгород
2017
1. Общие положения
1.1. Учебно-методические комплексы (далее по тексту – УМК)
дисциплин создаются с целью обеспечения качественной реализации ФГОС отдельно
по каждой дисциплине и являются основной частью учебно-методической работы
преподавателя.
1.2 УМК представляют собой систему нормативной и
учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и
достаточных для качественной организации основных и дополнительных
образовательных программ, самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
соответствии с учебным планом.
1.3 Планирование работы по созданию комплексного
учебно-методического обеспечения дисциплин осуществляется на учебный год в
плане работы преподавателя.
1.4 Контроль над созданием УМК дисциплин осуществляется методистом
училища, председателями цикловых комиссий, заместителем директора по УПР.
1.5 Содержание УМК дисциплин формируется на основе требований к
комплексному учебно-методическому обеспечению образовательного процесса в образовательных
учреждениях и опыта работы преподавателей училища.
1.6. Прежде всего, необходимо понимать, что под составом УМК
понимаются все те его структурные компоненты, из которых он слагается как
целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации
образовательного процесса по ученым дисциплинам.
Реальный образовательный процесс проходит в динамике и в
современной дидактике и понимается как взаимодействие деятельности и
преподавателей, и обучаемых, направленное на достижение учебных целей, задач
обучения, воспитания и развития, на формирование знаний, умений, навыков.
Для решения вопроса о составе УМК необходимо использовать
деятельностный подход, позволяющий с позиций деятельности преподавателя объективно
выявить и установить все составные компоненты УМК. Такой подход предполагает
проведение структурно-функционального анализа деятельности преподавателя в
пределах учебного занятия. Можно выделить три этапа в работе над созданием
учебно-методического комплекса: подготовительный, основной,
заключительный.
Функциональное назначение подготовительного этапа деятельности
преподавателя состоит в проектировании содержания и целей образовательного
процесса, его результатов и технологии их достижения на предстоящем учебном
занятии. На подготовительном этапе деятельности преподаватель последовательно
решает следующие профессионально-типовые задачи:
– определяет содержание образования для данного учебного занятия;
– осмысливает и конкретизирует цели обучения, воспитание и
развития, которые необходимо достичь на этом учебном занятии; структурирует
содержание образования, выделяет в нем основные дидактические единицы учебной
информации, подлежащие усвоению;
– составляет план учебного занятия;
– подготавливает необходимое материально-техническое оснащение
образовательного процесса.
Для решения этих задач преподавателю необходима нормативная и
учебно-методическая документация (ГОСТы, учебная программа,
календарно-тематический план, план занятия).
Такая документация и является одним из основных компонентов УМК.
Второй этап деятельности следует рассматривать как основной.
Его функциональное назначение состоит в реализации содержания
образования, целей обучения, воспитания и развития обучающихся, формировании у
них знаний, умений, навыков. На этом этапе деятельности задачи преподавателя
заключаются в том, чтобы сообщить обучающимся учебную информацию, организовать
их учебно-познавательную деятельность и обеспечить усвоение ими основных
дидактических единиц учебной информации на необходимых уровнях.
Для решения этих задач необходимы средства обучения.
Одним из основополагающих условий эффективности преподавательской
деятельности являются контроль ее реализации с целью установления соответствия
достигнутых результатов заданным критериям и принятие необходимых решений. Для
обеспечения преподавателя и обучающихся своевременной и объективной контрольной
информацией.
2. Основные задачи
2.1 Систематизация содержания учебных дисциплин с учетом
достижений науки, техники, производства.
2.2 Улучшение методического обеспечения дисциплин рабочего
учебного плана. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и
другими материалами.
2.3 Оказание обучающимся методической помощи в усвоении учебного материала.
2.4 Обеспечение планирования и организации самостоятельной работы
и контроля знаний обучающихся.
3. Структура УМК
Учебно-методический комплекс охватывает все нормативные и
дидактические аспекты обучения. Структура УМК включает:
Нормативные документы:
Ø
выписка из ФГОС СПО —
требования к знаниям, умениям и навыкам по дисциплине (для общеобразовательных
дисциплин – выписка из стандарта среднего общего образования и базисного
учебного плана);
Ø
ведомственные
стандартизирующие документы;
Ø
примерная учебная программа по
дисциплине;
Ø
рабочая учебная программа;
Ø
календарно – тематический
план.
Учебно-методическое
обеспечение дисциплины:
Ø
конспекты лекций;
Ø
методические указания по
выполнению практических, лабораторных занятий;
Ø
задания и методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов;
Ø
темы курсовых, дипломных работ
и методические указания по их выполнению;
Ø
перечень вопросов для
подготовки к экзаменам и (или) зачетам;
Ø
перечень литературы для
самоподготовки студентов;
Ø
Справочник терминов
(глоссарий).
Средства обучения:
Ø
дидактические материалы для
усвоения и закрепления знаний, организации самостоятельной работы студентов;
Ø
инструкционно-технологические
карты;
Ø
учебно-методические пособия;
Ø
электронные средства обучения
и т.п.
Средства контроля:
Ø
задания для текущего,
промежуточного, итогового контроля знаний, умений, навыков;
Ø
задания для самоконтроля
знаний студентов;
Ø
критерии оценок.
При составлении УМК одной темы или раздела учебной дисциплины
используются все вышеперечисленные пункты применительно к данной теме или
разделу.
4. Этапы разработки УМК
Разработка
УМК включает в себя четыре этапа:
I
Этап:
·
разработка
рабочей программы дисциплины,профессионального модуля, входящих в рабочий
учебный план подготовки студентов по соответствующей специальности;
·
подготовка
оригиналов оценочных материалов;
·
разработка
конспекта обучающих материалов (или курса лекций, учебника, учебного пособия);
·
разработка
методических рекомендаций по выполнению СРС и методических рекомендаций по
изучению дисциплины для студентов;
·
разработка
материалов тестирования.
II
Этап – Оформление документации УМК.
III
Этап – Апробация материалов УМК в учебном
процессе.
IV
Этап – Корректировка и утверждение материалов
УМК.
В данной статье мы разберем, что такое учебно-методический комплекс, из чего он состоит и как именно его создать. Для начала сформулируем определение.
Учебно-методическим комплексом (УМК) называются систематизированные материалы, необходимые для осуществления образовательного процесса, которые обеспечивают успешное обучение и активную познавательную, творческую и коммуникативную деятельность учеников.
УМК – это система, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют единое целое, которое позволяет достичь основной цели образовательной программы.
В УМК выделяют четыре основных компонента:
- Ведущий документ – образовательная программа. Именно на ее основе и разрабатывается весь комплекс.
- Учебные систематизированные руководства для обучающихся и педагога. Основные и факультативные программы не могут быть реализованы без дополнительных комплектов материалов информационного, вспомогательного и справочного характера, а также различных предметных руководств, кратких записей занятий, дополнительной литературы научной и методической направленности, системы творческих заданий, шаблонных решений и т.д.
- Система образовательных методов. Этот компонент образуют различные пособия, целью которых является помощь в освоении содержания образовательной программы. Все методы обучения можно с большой долей условности разделить на современные и традиционные. К традиционным принято относить все виды печатных пособий (фото, таблицы, плакаты, картины, раздаточный материал, карточки, диафильмы, звукозаписи). К современным – видеофильмы, мультимедийные материалы, образовательные программы и приложения.
- Система средств, предназначенных для научной организации труда учителя и учеников. Она может быть представлена в виде материалов следующего направления:
- материалы по обеспечению индивидуального подхода к ученикам (методики психологической и педагогической диагностики личности, памятки и карточки для детей и родителей);
- материалы для эффективной работы с детскими коллективами (методики педагогической диагностики, игровые техники, сценарии проведения общих игр и мероприятий).
Как правило, создание любых видов УМК занимает довольно много времени, поскольку это творческая и кропотливая работа.
Основные этапы разработки учебно-методического комплекса
Процесс создания УМК состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в анализе определенных задач обучения, развития и воспитания учащихся, оценке объема и характера информации, которая предлагается для усвоения, а также оценке начального уровня подготовки учеников. Также необходимо подробно изучить учебный материал, разделить его на логические фрагменты, называемые информационными компонентами, а также обосновать логику построения каждого такого компонента.
Второй этап состоит в разработке методических советов, подборке материалов по обеспечению индивидуального подхода к ученикам, разработке опросников, анкет и напоминаний для родителей и учеников, создании сценариев активных мероприятий и других событий, планировании применения игровых методик.
На третьем этапе учитель создает методические и учебные пособия, формируя полноценный пакет материалов, обеспечивающих качественное содействие ученикам в усвоении новой информации, профессиональном и общественном самоопределении.
Каждый педагог вправе составлять свой собственный учебно-методический комплекс и формировать его состав по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки учеников и их образовательных, культурных и иных потребностей, а также состоянием их здоровья. УМК может быть разработан как отдельным преподавателем, так и целой группой – это определяется спецификой структурного подразделения и видом конкретной программы. Цель УМК – решить основной круг задач, встающих в рамках процесса обучения.
Правила разработки учебно-методического комплекса
В вузе УМК создается группой преподавателей или отдельным педагогом, обеспечивающим ознакомление студентов с учебной дисциплиной в соответствии с образовательным планом по конкретным направлениям (специальностям). Ответственность за корректность и качество готового УМК несет кафедра.
Итоговый документ должен соответствовать всем требованиям Государственного образца для студентов (слушателей, курсантов) по конкретной специальности. Также важно, чтобы учебное заведение имело необходимое техническое и учебно-методическое оснащение всех предметов, в том числе и разного рода научной литературой.
Все материалы, внесенные в учебно-методический комплекс, должны иллюстрировать стремительное развитие науки, делать описание учебного материала связным и логичным, предполагать применение самых современных методов и различного рода мультимедийной техники для повышения интенсивности учебного процесса. Все это помогает студентам и школьникам лучше усваивать новое и активнее применять знания на практике.
Таким образом. в создании УМК выделяют следующие этапы:
- создание учебной программы по нужному предмету, входящему в основной учебный план вуза, училища, школы;
- создание модели УМК с определением целей, проблем, содержимого, элементов, методов, конструкций и обучающих средств;
- написание лекционных планов, обоснование методик ведения дополнительных уроков, подбор иллюстративного материала, упражнений, составление правил отчетности, подготовки курсовых работ и т.д.;
- оформление материалов комплекса в электронном и печатном виде;
- правка и доработка материалов УМК (при необходимости).
После подготовки всего комплекса преподаватель должен четко видеть перед собой весь будущий учебный процесс, его последовательность, расписанную по действиям и шагам. В основе любого хорошего и результативного обучения лежит именно подробный и качественный учебно-методический комплекс. Его наличие позволит избежать многих технических проблем, например, связанных с подменой заболевшего учителя, ведь его заместитель сможет использовать все заранее подготовленные материалы, и преемственность изложения информации не пострадает.
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета
Учебно-методический комплекс
Содержание:
-
Определение
- Что такое УМК по ФГОС
- УМК в образовании
- Виды
- Требования к УМК
- Структура и компоненты
- Принципы
- Этапы проектирования
- УМК в начальной школе
- Примеры УМК
Определение
УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.
УМК в педагогике – это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.
Что такое УМК по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. “Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта”.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.
УМК в образовании
УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.
УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.
Виды
В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.
Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:
- для начальной школы;
- для среднего звена;
- для выпускных классов;
- для профессиональной школы.
По степени профессионального качества:
- для магистратуры;
- для бакалавриата;
- для специалитета.
По степени обязательности предметов:
- Общие предметы, которые изучают все обучающиеся и получают аттестационную оценку по итогу курса – «Русский язык», «Физика», «География».
- Факультативные предметы, входящие в базовый образовательный стандарт. Обязательны для изучения, но аттестационного контроля по ним не предусматривается. Это, чаще всего, ознакомительные учебные курсы. Перечень таких предметов ученик может выбрать, в их числе «История родного края», «Поэты и писатели родного края», «Природа родного края. Экскурсии на природу».
- Элективные курсы, предназначенные для тех учеников, которые хотят совершенствоваться в определенных умениях и навыках. «Изучение и описание топонимов и гидронимов родного края», «Изучения и классификация диалектизмов нашей местности», «Описание предметов быта коренных жителей. Экскурсии в местный краеведческий музей». Контрольно-измерительных средств такие УМК не предусматривают и в базовый стандарт образования не входят. Итоговым контролем такого курса может быть выступление ученика на школьной научно-практической конференции или написание статьи.
Все комплексы строятся по стандартам, разработанным высшей профессиональной школой государства, а характеристика УМК зависит от процесса обучения – программы, которую выбрала школа. Например, «Школа России» или «Школа 2100».
Требования к УМК
УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.
Структура и компоненты
Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.
В структуру УМК входят:
- Введение, в котором дается обоснование целей и задач учебного предмета, определяется объем учебной нагрузки в часах, расписываются умения и навыки, которые должны получить обучающиеся после изучения, формулируются связи с другими курсами и указывается вид контроля.
- Программа учебного предмета определяет объем, содержание и тематику учебных занятий. Программа строго регламентирует способы подачи учебного материала, определяет терминологический словарь и практическое применение полученных знаний.
- Календарно-тематический план дает подробное распределение учебного материала по часам в течение учебного года. Планирование позволяет преподавателю видеть перспективы развития учебных навыков у учащихся и корректировать их в процессе обучения.
- Учебные задания и методические рекомендации к ним – это очень важный блок в УМК, потому что преподаватель заранее может спрогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучающихся и минимизировать их. Кроме этого педагог предусматривает вариативность заданий по степени сложности и сравнение успехов учеников одной параллели.
- Ресурсный блок определяет резервные задания и материалы для самостоятельного изучения. Он может содержать комплект упражнений повышенной сложности, список дополнительный литературы, исследовательские и самостоятельные занятия для желающих получить углубленные знания по предмету.
- Контрольно-измерительные материалы – это перечень всех тестовых заданий, контрольных, зачетных и итоговых работ.
УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.
Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.
Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).
Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.
Принципы
Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:
- общедоступность;
- гуманизм;
- личностно-ориентированный поход;
- толерантность;
- патриотизм и гражданская ответственность.
Этапы проектирования
Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.
На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.
На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.
На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.
На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.
УМК в начальной школе
Сейчас в России существуют две системы обучения.
Традиционная система обучения представлена комплексами «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа». Развивающая система обучения – это программы Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Примеры УМК
Пример УМК тут.