Требования к расписанию.ppt
Требования к составлению расписания уроков в общеобразовательной организации
Требования к составлению расписания уроков в общеобразовательной организации
Составитель:
Шалагина С.О.
учитель начальных классов
Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований
Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями).
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
Требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Классы |
Максимально допустимая недельная нагрузка в часах |
|
при 6-дневной неделе |
при 5-дневной неделе |
|
1 |
– |
21 |
2-4 |
26 |
23 |
Шкала трудности предметов для 1 – 4 классов
Шкала трудности предметов для 1 – 4 классов
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов |
Математика |
8 |
Русский (национальный, иностранный язык) |
7 |
Природоведение, информатика |
6 |
Русская (национальная) литература |
5 |
История (4 классов) |
4 |
Рисование и музыка |
3 |
Труд |
2 |
Физическая культура |
1 |
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: – для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за…
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
– для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
– для обучающихся 2 – 4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.
В расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 – 3-х уроках
В расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 – 3-х уроках.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем (количество баллов за день по сумме всех предметов) приходился на вторник и (или) среду.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и…
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели:
для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: – 5-дневная учебная неделя и только в первую смену; – использование “ступенчатого” режима обучения в…
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
– 5-дневная учебная неделя и только в первую смену;
– использование “ступенчатого” режима обучения в первом полугодии;
– динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
– нет балльного оценивания;
– дополнительные недельные каникулы.
Требования к объему домашних заданий
Требования к объему домашних заданий
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час — для 1 класса, 1,5 часа — для 2 и 3 классов, 2 часа — для 4 класса.
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 – 4 классах не должна превышать 5 минут
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 – 4 классах не должна превышать 5 минут.
Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 – 2 классах составляет не более 25 минут, 3 – 4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 – 80%).
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА!
С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email
Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году каникулы.
Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.
Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».
А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?
Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы
И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.
Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?
Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?
- В первую очередь, динамику работоспособности. Это значит, что график загрузки должен быть как верблюд, с одногорбой кривой. В понедельник в утренние часы нагрузку нельзя давать слишком большую, так как дети после выходных ещё «в ступоре» — в фазе включения в рабочий процесс. Да мы и сами с вами знаем, что по понедельникам даже «корабли в море не выходят». А вот уже начиная со вторника, в среду и частично в четверг можно загрузить по полной программе, даже на третьем и четвёртом по счёту уроках, так как это та самая высшая точка горба нашего верблюда – пик работоспособности. Если в вашей начальной школе всё правильно, то все контрольные и самостоятельные ждите как раз по вторникам-средам-четвергам. Пятница (у некоторых и суббота – учебный день) — это время снижения нагрузки, так как утомление к концу учебной недели нарастает, толку от усиленной учёбы в это время практически никакого.
- Во вторую очередь, нельзя не брать во внимание сложность изучаемых предметов. Пик умственной способности у школьников приходится на 10-12 часов, потому это самое время для основных, тяжёлых предметов. Какие же дисциплины можно считать сложными, а какие простыми? Ведь способности учеников абсолютно разные, да восприятие предмета зависит ещё и от профессионализма педагога. Тем не менее, ученые на основе исследований по признакам утомления после определённых уроков определили, что можно поставить в расписании в пик работоспособности, когда дети справляются с большим напряжением, а что попроще нужно изучать в дни и часы, когда сил ещё нет либо уже нет.
Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:
математика – 8 баллов
русский и иностранные языки – 7
окружающий мир и информатика – по 6 баллов
литература – 5
история – 4
рисование и музыка – по 3 балла
технология – 2
физкультура – 1
Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!
Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.
Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.
- В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
- В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.
Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.
Буквой закона
Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, освещение и мебель. Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:
- уроки не раньше 8 утра,
- 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
- три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
- зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.
Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:
- 1-ый класс – 21 час,
- 2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
- 5-ый класс – 32 либо 29 часов,
- 6-ой класс – 33 либо 30 часов,
- 7-ой класс – 35 либо 32 часа,
- 8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
- 10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.
Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!
Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:
- более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
- более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
- более 6 уроков в день для 5-6 классов,
- более 7 уроков в день для 7-11 классов.
Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.
Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.
К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.
Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.
Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?
Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.
Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.
Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе школьных событий.
Всего вам доброго!
Ваша «ШколаЛа»)
Методические
рекомендации
по
составлению расписания в начальной школе
Начальный период обучения в первом классе должен
создавать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие
его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи
адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
Согласно письму Министерства образования Российской
Федерации от 20.04.2001г. № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения
первоклассников в адаптационный период» (подготовлено совместно с
научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и
подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук
и является дополнением к письму Министерства образования России от 25.09.2000г.
№2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной
школы»).
Обращаем внимание, что согласно п.10.10. санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.28.21-10 «Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», введенных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189,
в первом классе в сентябре-октябре проводится по 3 урока (35 минут каждый).
В письме «Об организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы» сказано: «… в сентябре-октябре проводится
ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками,
экскурсиями, физкультурными занятиям, развивающими играми». Чтобы выполнить
задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых
уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного
процесса.
В течение восьми недель учитель может планировать
последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам
в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков
–импровизаций. Формы этих уроков тоже являются обучающими, то фактически в
иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
Возможен следующий вариант: четвертные учебные часы использовать
для гибкого расписания. Например, провести последними уроками в течение
сентября-октября 4-5 экскурсий по предмету «Окружающий мир», 3-4 – по предмету
«Изобразительное искусство», 4-6 – по предмету «Технологии», 4-5 уроков
–театрализаций по предмету «Музыка», 6-7 – уроков-игр и экскурсий по
математике, 17-19 уроков по физической культуре. Уроки физической культуры по
возможности проводить на свежем воздухе, т.к. они направлены, в первую очередь,
на развитие и совершенствование движений детей. На уроках используются
различные игры и игровые ситуации.
Также один урок математики каждую неделю рекомендуется
проводить на свежем воздухе.
Дисциплина «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»
Занятия №43, №44
Дата: 20.02.2018г.
Группа: НО-16, НО-2-16
Преподаватель: Велиева Залина Сейрановна
Тема занятия: Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. Составление расписания уроков в начальной школе.
Цели занятия:
Образовательные:
- знакомство с новым понятием СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ;
- формирование новых знаний о «гигиенических требованиях к режиму образовательного процесса»;
- организация деятельности студентов, направленная на изучение особенностей составления расписания уроков в начальной школе.
Развивающие:
- способствовать развитию умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при постановке задач новой темы;
- развитие умений творческого подхода к решению практических задач, данных во время занятия;
- развитие абстрактного и логического мышления.
Воспитательные:
- создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии;
- обеспечение условий для воспитания положительного интереса к дисциплине «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»;
- обеспечение творческой активности при выполнении заданий, содержащих проблемные ситуации.
Компетенции:
ПК 1.5 Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Вид занятия: лекция – беседа
Тип занятия теоретического обучения: занятие изучения нового учебного материала
Форма организации занятия: фронтальная.
Методы обучения: вербальные и визуальные; эвристический и репродуктивный.
Оснащение:
методическое: методическая разработка занятия
материально-техническое: СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ; расписание уроков 1 класса.
Продолжительность лекции: 2 академических часа
План занятия:
- Организационный момент (4 мин)
- Актуализация опорных знаний (10 мин)
- Изучение нового материала (45 мин)
- Закрепление изученного материала (20 мин)
- Рефлексия (5 мин)
- Подведение итогов занятия (3 мин)
- Оценивание (1 мин.)
- Домашнее задание (2 мин)
Ход занятия
- Организационный момент
Приветствие студентов. Проверка присутствующих, готовности к занятию.
План
1. Знакомство с СанПиНом 2.4.2.2821-10 для школ.
2. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
3. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков.
4. Составление расписания уроков в начальной школе.
2. Актуализация опорных знаний
Повторение с учащимися пройденного материала.
Что такое портфолио студента? Из каких блоков он состоит? Каковы цели, задачи и функции портфолио? Перечислите требования к профессиональным и личностным качествам учителя начальных классов. Анализ должностной инструкции учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения.
- Изучение нового материала
Использование метода ассоциаций.
Ассоциативная цепочка: класс – уроки – дети – дневник – домашние задания – гигиена – расписание уроков. Тема занятия: Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. Составление расписания уроков в начальной школе.
Знакомство с СанПиНом 2.4.2.2821-10 для школ.
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
Количество обучающихся
Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.
Основная образовательная программа
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице:
Классы |
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)* |
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности |
|
при 6-ти дневной неделе, не более |
при 5-ти дневной неделе, не более |
Независимо от продолжительности учебной недели, не более |
|
1 |
— |
21 |
10 |
2-4 |
26 |
23 |
10 |
5 |
32 |
29 |
10 |
6 |
33 |
30 |
10 |
7 |
35 |
32 |
10 |
8-9 |
36 |
33 |
10 |
10-11 |
37 |
34 |
10 |
Примечание: |
Внеурочная деятельность
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Общий объём нагрузки в течение дня
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
- для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;
- для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
Работа с компьютером
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
- для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут;
- для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут;
- для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут;
- для учащихся 7-11 классов — 35 минут.
Работа с интерактивной доской
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:
Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:
- 1-2 классах составляет не более 25 минут;
- в 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
- в 1-4 классах не должна превышать 5 минут;
- в 5-11 классах — 10 минут. С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года.
В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся только в первую смену;
- 5-дневная учебная неделя;
- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
- проведение не более 4-х уроков в день;
- продолжительность уроков — не более 35 минут;
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- использование “ступенчатого” режима обучения в первом полугодии;
- организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется “ступенчатый” метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
- в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;
- со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.
В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.
В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3-4-м — до 2 ч, в 5-6-м — до 2,5 ч, в 7-8-м — до 3 ч, в 9-11-м — до 4 ч.
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 – 4 классов – 2 – 3 уроках; для обучающихся 5 – 11-х классов – на 2 – 4 уроках.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 – 4 уроках.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 – 80%.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.
При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 – 10 мин. (кроме урока физической культуры).
В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.
Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков – в 5 – 11 классах.
Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.
Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 – 4 классах не должна превышать 7 – 10 минут, в 5 – 11 классах – 10 – 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 – 35 см у обучающихся 1 – 4 классов и не менее 30 – 45 см – у обучающихся 5 – 11 классов.
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления.
Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 – 2-х классов – более 1,5 кг, 3 – 4-х классов – более 2 кг, – 5 – 6-х – более 2,5 кг, 7 – 8-х – более 3,5 кг, 9 – 11-х – более 4,0 кг.
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй – для приготовления домашних заданий.
Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большом количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4-х уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Максимальное количество баллов за день по всем предметам должно приходиться на вторник и среду. Понедельник должен быть относительно незагруженным. Четверг после напряженных дней (вторника и среды) необходимо сделать облегченным, чтобы предотвратить падение работоспособности. Пятница по загруженности близка к понедельнику. А суббота должна быть наиболее легким днем. Если наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или оно одинаково во все дни – расписание не соответствует физиолого-гигиеническим требованиям.
Контрольные работы проводятся по графику, который утверждается директором школы. В течение учебного дня может проводиться только одна контрольная работа. Не рекомендуется проводить контрольные работы после уроков физкультуры, на последних уроках, в понедельник и пятницу.
Между окончанием занятий в школе и приготовлением уроков необходим как минимум 1,5-часовой активный отдых на свежем воздухе. Дети с ослабленным здоровьем, перенесшие тяжелые заболевания нуждаются в дневном сне. После отдыха улучшается качество работы, точность и координация движений, острота зрения. Учащиеся первой смены готовят уроки с 15 до 17 ч, в момент подъема работоспособности. Учащиеся второй смены должны выполнять домашние задания утром, до 12-ч.
Основные требования к расписанию уроков
– Рекомендуется чередовать предметы, не требующие одинаковой работы (например, письмо и чтение). Ставить друг за другом такие уроки, как письмо и рисование, нецелесообразно. Напряжение мелких мышц кисти быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности учащихся.
– Следует включать в середину учебного дня (3—4-й урок) уроки труда, физкультуры.
– Необходимо планировать более легкие предметы на начало и конец учебного дня, а также учебной недели.
– Не рекомендуется планировать контрольные работы на конец недели (например, в пятницу), два дня подряд (во вторник и среду), по две в день.
Для учащихся начальной школы домашние задания на понедельник рекомендуются в устной форме (включая письмо, математику). Каникулы предназначены для полноценного отдыха школьников, поэтому домашние задания на их период упраздняются. Рекомендуется только чтение.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) СРЕДУ.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
Математика |
8 |
Русский (национальный, иностранный) английский языки |
7 |
Окружающий мир |
6 |
Литературное чтение |
5 |
История (4 классов) |
4 |
Рисование и музыка |
3 |
Технология |
2 |
Физическая культура |
1 |
- Закрепление изученного материала
Составление расписания уроков на примере 1 класса с помощью преподавателя, опираясь на знания, полученные во время занятия.
- Рефлексия
- Как вы считаете, для чего вам необходимо изучать СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ?
- Чем вам могут помочь знания о гигиенических требованиях к режиму образовательного процесса и о гигиенических рекомендациях к составлению расписания уроков в будущей профессии?
- Оцените усвоение вами нового материала данной лекции?
- Подведение итогов занятия
- Что такое СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ и для чего он необходим в системе образования?
- Назовите гигиенические рекомендации к составлению расписания уроков в начальной школе.
- Какие особенности в процессе обучения у обучающихся 1 класса?
- Оценивание. Обучающиеся будут оценены за составленные расписания уроков.
- Домашнее задание
Составить расписание уроков для 2-4 кл., включая внеурочную деятельность.
Рекомендации по составлению расписания уроков для обучающихся начального общего образования
10.09.2022
Просмотров всего: ,
сегодня:
Рекомендации по составлению расписания уроков для обучающихся начального общего образования.pdf
(скачать)
(посмотреть)
Дата создания: 15.05.2023
Дата обновления: 15.05.2023
Дата публикации: 10.09.2022
Ссылки
-
Официальный интернет-портал государственных услуг
-
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы на сайте bus.gov.ru
-
Культура.рф
-
• Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
-
Официальный сайт Министерства образования и науки РД
-
Сайты школ Кизлярского района РД
-
РУО МКУ”ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР” КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА
-
“РЕШУ ЕГЭ” Образовательный портал для подготовки к экзаменам
-
«Федеральный институт педагогических измерений»
-
Социальная сеть работников образования
-
Образовательный портал “Учеба”
-
Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
-
Официальный сайт Минпросвещения России
-
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
-
Официальный интернет-портал правовой информации
-
Сведения о телефоне и адресе электронной почты управления по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел по Республике Дагестан
Наверх
МКОУ “Большезадоевская СОШ”
368817, Кизлярский район, с. Большезадоевское, ул. Урицкого 13 “б”
8(960)411-52-71
Версия для слабовидящих