Загадка – гениальное изобретение человеческого разума. Она помогает искать и находить связи между предметами, проявлять внимание к деталям, смотреть на знакомые вещи под другим углом. Эта крохотная задачка учит нас думать, тонко чувствовать язык и глубже понимать окружающий мир. Большинство взрослых убеждены, что загадки – это забава для детей. Однако тренировать мозг следует в любом возрасте – хотя бы для профилактики старческого слабоумия. Сколько народных задачек вы сможете вспомнить сходу? 10? 20? Наверняка, это будут самые известные. А ведь загадок тысячи! Кроме того, можно и самим их сочинять.
Как придумать загадку? Дадим несколько советов.
Изучаем
Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.
- Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж).
- Медный бес на стол залез. (Самовар).
- Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка).
Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.
- И рать, и воеводу – всех повалил.
- Что слаще всего на свете?
- Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.
Как придумать загадку-сравнение?
Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.
Солнце |
|
Какое? |
На что похоже? |
жаркое |
на печку |
золотое |
на яблоко, одуванчик |
круглое |
на мяч, колесо, камешек, клубок, голову |
яркое |
на огонь |
Объединить полученные данные можно так:
Жаркое, как печка.
Золотое, как одуванчик.
Круглое, как колесо.
Яркое, как огонь.
Попробуйте – это увлекательный процесс!
Как придумать загадку, если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»
Ветер |
|
Что делает? |
На что (кого) похож? |
воет |
на волка |
летит |
на птицу |
гнёт деревья |
на великана |
свищет |
на Соловья Разбойника |
Вот что получилось:
Летит, словно птица.
Воет, будто волк.
Свищет, как Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, как великан.
Другой вариант – используем противительные союзы и отрицания:
Летит, да не птица.
Воет, да не волк.
Свищет, да не Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, да не великан.
Как придумать загадку «наоборот»?
Мы по-прежнему будем рисовать словесные картины, но кроме схожих черт найдём характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, туча – белая, как вата, да в руки не взять. Туман – седой, как древний старик, да сказку не расскажет. Луна – аппетитная, как ватрушка, да не укусишь.
Жук |
|||
Какой? |
На что (кого) похож? |
Что умеет делать? |
Чем отличается? |
крылатый |
на птицу |
да без хвоста |
|
рогатый |
на барана |
да не забодает |
|
на самолёт |
летает |
да садится на листья деревьев |
|
на пчелу |
жужжит |
да не укусит |
Возможный вариант:
Крылатый, как птица, да без хвоста.
Рогатый, как баран, да не забодает.
Летает, как самолёт, да садится на листья деревьев.
Жужжит, как пчела, да не укусит.
Рассмотрим части и целое
Какую можно придумать загадку посложнее? Давайте привлечем на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?
Один болтун,
Другой свистун
И третий едун.
Два брата видаки,
А два – слышаки,
Два бегуна,
Да два брата-ухвата.
А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.
Велосипед |
||
Названия частей |
Сколько их? |
На что похожи? Что такое же? |
колесо |
2 |
кольцо, тарелка, сушка, блюдце, солнце |
руль |
1 |
вилы, ухват, рога |
седло |
1 |
горб верблюда, стул |
педаль |
2 |
подножка, стремя, ступенька |
Сам сижу на стуле,
ноги – на ступеньках,
Руками за вилы ухватился.
На двух тарелках, будто ракета, мчусь.
Мы привели лишь несколько примеров. Конечно, большинство из них вряд ли когда-нибудь попадут в фольклорные или авторские сборники, но мы на это и не претендуем. Главное – это забавное развлечение будет необыкновенно полезно как детсадовцу, так и младшему школьнику. Наверняка, в процессе совместной игры с ребенком у вас появятся собственные приёмы и художественные находки.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Люди загадывают загадки на протяжении многих тысяч лет. Конечно, загадки интересно загадывать, но многие согласятся, что отгадывание загадок более увлекательный процесс! Вы можете составлять свои собственные загадки, чтобы поделиться с друзьями и близкими.
-
1
Читайте много загадок. Чтение загадок поможет вам написать свою загадку. Вы можете найти много разных загадок в Интернете или в книгах.
- Во многих культурах есть свои правила составления загадок. Скандинавские и англо-саксонские загадки все еще очень популярны, несмотря на то, что они были написаны тысячи лет назад! Как правило, эти загадки имеют очень простые ответы, например, “ключ” или “лук”. Вы можете найти много загадок в Интернете. [1]
- Загадки также встречаются в современной литературе. Кроме того, очень часто можно услышать загадки в фильмах и телепередачах. Например, в книге всемирно известного английского писателя Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит» целая глава посвящена загадкам. Это – пятая глава этой книги «Загадки в темноте».
- Во многих культурах есть свои правила составления загадок. Скандинавские и англо-саксонские загадки все еще очень популярны, несмотря на то, что они были написаны тысячи лет назад! Как правило, эти загадки имеют очень простые ответы, например, “ключ” или “лук”. Вы можете найти много загадок в Интернете. [1]
-
2
Определите тему загадки. Темой загадки может стать что угодно. Выбирайте любой предмет, который знаком человеку и составляйте загадку о нем.
- Темами загадок могут быть природные явления, такие как шторм или снег, животные, или действия.
- Избегайте тем, которые описывают абстрактные понятия или требуют специальных знаний. [2]
-
3
Определитесь с размером вашей загадки. Некоторые загадки очень короткие, всего пару фраз, в то время как другие напоминают небольшой рассказ. Ваша загадка может быть любой длины. Однако помните, все хорошо в меру, поэтому не составляйте слишком длинные загадки. В противном случае вашей аудитории будет неинтересно отгадывать такие загадки.
- Вот пример очень короткой англо-саксонской загадки, написанной в 900 году нашей эры (“Экстонская книга Страшного суда”): “Чудо на волне / вода стала крепкой как кость.” (Ответ: лед на озере).
- Вот пример длинной загадки из той же книги: “Когда я жив, я не говорю. / Любой может взять меня и отрезать мне голову. / Они грызут мое голое тело. / Я не причиняю вред, пока другие не начинают резать меня. / Потом я заставляю их плакать”. (Ответ: Лук).
Реклама
-
1
Начните с ответа. Если вы определитесь с ответом, вам будет легче составить саму загадку. Составляя загадку, используйте прием олицетворение. Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов живыми качествами.
- Например, вы можете выбрать слово “карандаш” в качестве ответа, потому что большинство людей знакомы с этим предметом.
-
2
Подумайте, на что похож ответ вашей загадки, и из чего он состоит. Составьте список возможных вариантов. Подберите глаголы и прилагательные к заданному слову – ответу. Запишите несколько синонимов к этому слову.
- Если вы выбрали слово “карандаш”, в вашем списке возможных вариантов может быть следующее: “ТМ” (тип карандаша) [3]
), “деревянный”, “резиновый”, “желтый”, “розовая шляпка” (ластик), “похож на цифру 1” (описание формы карандаша). - Вы также можете включить и другие моменты: например, он должен быть заточен, благодаря чему, он будет хорошо писать, со временем он станет короче, если часто им пользоваться (парадокс).
- Кроме того опишите, что можно сделать заданной вещью: например, карандаш – небольшой, но умеет все(карандашом можно написать “все”).
- Если вы выбрали слово “карандаш”, в вашем списке возможных вариантов может быть следующее: “ТМ” (тип карандаша) [3]
-
3
Напишите загадку на черновик. Используйте метафоры, чтобы описать знакомые вещи необычными способами. Подумайте о списке идей, который вы составили в предыдущем шаге. Если ваш ответ “карандаш”, подумайте какую метафору можно использовать в этом случае. “Ручная палка” или “желтый меч” являются хорошими метафорами к выбранному слову, при этом они дают четкое представление о загаданном предмете.
- Обратите внимание на пример загадки, в которой используется метафора для описания карандаша: “Золотой меч, с розовой шляпкой, это два дерева “ТМ” и “М”.
- Карандаш – это “меч”, потому что он заточен с одной стороны. Это описание также согласуется с поговорками: “перо сильнее меча”, и может помочь найти отгадку. “Розовая шляпка” – это резинка.
- “Два дерева” – это кедр (наиболее распространенный тип древесины, используемый для изготовления карандашей) [4]
, и резина (каучук – это вещество, получаемое из дерева, из которого производят материал для изготовления ластика). - Карандаш выглядит как цифра “1”. Поэтому уместно использовать эту цифру при составлении загадки.
-
4
Используйте простые слова. Загадки первоначально были формой устной литературы и очень редко записывались. Поэтому думайте о том, как звучит ваша загадка, когда вы произносите ее. Не используйте сложные слова и абстрактные понятия.
- Например, ваша загадка о карандаше может звучать следующим образом: “Это – небольшой предмет, но может все, чем дольше он служит, тем меньше становится”.
- Вот пример загадки из книги всемирно известного английского писателя Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит»: “Без замка, без крышки сделан сундучок, а внутри хранится золота кусок ” (Ответ:яйцо).
-
5
Персонализируйте свою загадку. Еще один способ сделать загадку интересной, это позволить загадываемому предмету говорить от первого лица. Начните загадку с “я”, после чего используйте глагол.
- Например, в случае с загадкой о карандаше, вы можете сказать: “Я ношу розовую шляпку, но головы у меня нет; я острый, но ума у меня нет; я могу сказать что-то, но не могу сказать и слова”.
-
6
Подумайте о том, как звучит ваша загадка. Поскольку загадки, как правило, передаются в устной форме, обратите внимание на то, какие вы используете звуки при составлении загадки. Используйте такой прием, как аллитерация. Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Кроме того попробуйте написать рифмованную загадку. [5]
- Пример загадки, где используется аллитерация: «Мать Софья день и ночь сохнет, утро настанет, прочь отстанет» (Заслонка).
- Это пример рифмованной загадки: “В снежном поле,/На дороге,/ Мчится конь мой одноногий./ И на много, много лет/ Оставляет черный след” (Ответ: карандаш). [6]
- Кроме того, в загадках очень часто можно встретить разновидность метафоры – кеннинги. Кеннинг представляет собой описательное поэтическое выражение, состоящее как минимум из двух существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Например: «пламя моря» — золото. [7]
Этот прием часто использовался в скандинавских загадках.
-
7
Поделитесь своей загадкой с друзьями. Лучший способ узнать о результате своего творческого труда, это поделиться им с друзьями и семьей, и попросить их, отгадать вашу загадку. Ваши творческие начинания могут побудить ваших близких попробовать себя в написании загадок.
-
8
Измените загадку, если это необходимо. Если ваши друзья и близкие сразу отгадали загадку, вы можете немного усложнить ее. Если им не удается отгадать вашу загадку, возможно, вам придется изменить формулировку таким образом, чтобы ответ стал более очевидным.
Реклама
Советы
- Не стоит слишком переживать, если у вас не получается написать загадку, используя разные стилистические приемы. Помните, загадки должны развлекать и приносить удовольствие! Не торопитесь и наслаждайтесь процессом.
- Попросите друга о помощи. Если вы не можете подобрать тему или составить загадку, попросите друга помочь вам. Это может стать приятным времяпрепровождением!
Реклама
Что вам понадобится
- Лист бумаги
- Словарь рифм (по желанию)
- Тезаурус
- Ручка
Об этой статье
Эту страницу просматривали 90 727 раз.
Была ли эта статья полезной?
МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»
Мастер-класс
“Методы обучения детей составлению загадок”
Подготовила
Воспитатель I категории
Кульмаметьева З. Р.
с. Усть-Ишим – 2022 г
Загадка – относится к устному народному творчеству, где в образной форме передаются самые яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадка состоит из вопроса или задания, в котором даётся описание предмета, его характерные особенности. Обычно загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной. Особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Отгадывание и придумывание загадок положительно влияет на разностороннее развитие речи дошкольников. В загадке используются различные средства выразительности (эпитеты и сравнения, определения, приём олицетворения, использование многозначности слов), которые способствуют формированию речи дошкольного возраста. В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разной тематики и окружающий нас мир, явления природы, предметы быта, орудия труда, транспорт, спорт, профессии. Придумывать загадки очень трудно, чем отгадывать. Сначала же дети придумывают по образцу заданной загадки, но с трудом справляются, но в дальнейшем уже составляют интереснее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению и формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание и память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников, а остальная группа в виде пассивных наблюдателей. Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если повторно задать через некоторое время ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспомнит ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
I способ
Какой? |
Что бывает таким же? |
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
– Какой самовар по цвету? – Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
– Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
– Какой он по форме? – круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? |
Что бывает таким же? |
Блестящий |
паровоз |
Шипящий |
Вулкан |
Круглый |
Апельсин |
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Блестящий – паровоз, но не простой, а новенький паровоз
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? |
Что бывает таким же? |
Блестящий |
Новенький |
Шипящий |
Проснувшийся вулкан |
Круглый |
Оранжевый апельсин |
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки “Как” или “Но не”.
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: “Блестящий, как новенький паровоз; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не оранжевый апельсин”.
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
II способ
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? |
Что (кто) делает так же? |
1. -Что делает ежик?
– Пыхтит, собирает, семенит.
– Пыхтит как кто или что?
– Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на “завышение”).
– Пыхтит как старый чайник (сравнение на “занижение”).
– Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на “завышение”).
– Собирает как жадина (сравнение на “занижение”).
– Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на “завышение”).
– Семенит как старый дедушка (сравнение на “занижение”).
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки “Как”, “Но не”.
Составление загадки про ежика с приемом “завышение”: “Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить”.
Составление загадки про ежика с приемом “занижение”: “Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадный; семенит, как старый гном”.
2. Летает, но не бумажный самолет,
Роет норки, но не слепой крот,
Ловит насекомых, но не болотная лягушка. (Ласточка)
Быстро летает, но не реактивный самолет,
Звонко поет, но не веселый ребенок,
Строит жилье, но не опытный плотник. (Соловей)
III способ
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? |
Чем отличается? |
Загадка про гриб:
– На что похож гриб? – На мужичка.
– А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.
– Еще на что похож? – На дом, но без окон.
– А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки: “Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке”.
Загадка про лужу.
Похоже на облако, но никуда не плывет
Похоже на море, но нет волн,
Как зеркало, но нельзя разбить. (Лужа)
Загадка про машину.
Похоже на жука, но нет лапок,
Похоже на улитку, но быстро движется
Как дом, но нельзя побегать. (Легковая машина).
Задачи, которые мы решаем на разных этапах работы с загадкой:
– составляем загадку
– учимся узнавать связное высказывание.
-набираем все части речи в словарь.
-формируем умение связного говорения по правилам.
-кодируем загадку – учимся кодировать рассказ.
-отгадываем загадку – учимся анализировать предъявленные предметы, сравнивать их.
-работая с отгадкой – учимся составлять рассказ о том, что было и что будет потом с объектом.
-полученную в загадке метафору – учимся вставлять в рассказы.
Отгадываем да-нетку (вид загадки) – набираем описательные характеристики. Отрабатываем слоговую структуру слова.
Загадки в виде логического задания, или загадка-смекалка
У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (Одна.)
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев, имеющих одну сестру.)
3.Юмористические загадки, или загадки-шутки
Суть таких загадок в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Такая загадка не подсказывает ответ, а иногда, наоборот, заставляет мысль работать в неверном направлении.
Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)
Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)
Кто была первая русская женщина, освоившая летательный аппарат? (Баба Яга.)
4.Указание лишь частей предмета и их количества
Шесть ног, две головы, один хвост — что это такое? (Всадник и лошадь.)
Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
5. Перечисление действий предмета без его называния
Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка.)
Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.)
6. Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния
Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)
Летом серый, зимой белый. (Заяц.)
7.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
8.Загадка, составленная по методу отрицания
Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)
9.Загадка, составленная по методу противоречий
— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное.
Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)
При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стулья.)
Всем этим способам составления загадок желательно обучать детей, начиная с дошкольного возраста. Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей словами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их действия. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной речи. Особое внимание уделяется развитию ассоциативного мышления у детей, которое является одним из составных любого вида творчества.
Мы предлагаем некоторые способы обучения детей составлению загадок. Начинаем с самого простого, например, с перечисления частей предмета и их количества. Покажите детям картинку, на которой изображен всадник на коне. Не надо загадывать детям загадку. Вы ее с ними «придумаете». Это можно сделать на занятии по математике. Попросите детей посчитать, сколько всего будет ног у коня и всадника вместе, сколько голов, хвостов. Можно посчитать и глаза, и уши. Осталось загадку сформулировать, выучить наизусть и кому-нибудь загадать, например, работникам детского сада, родителям. На следующем занятии возьмите две картинки: одну с изображением стула, другую — с изображением кошки или собаки. Посчитайте с детьми детали: 8 ног, 2 спины, 1 голова, 1 хвост. Отгадка: кошка спит на стуле. Дети самостоятельно могут придумать загадки по картинкам, на которых изображены Змей Горыныч, лиса с уткой в зубах, птица на корове, носороге, муха на арбузе (6 ног, 1 голова, 2 пуза). Интересную загадку можно придумать по картинке, изображающей человека, который сидит за столом на стуле и ест курицу и т. д. В таких загадках можно учить детей образовывать сложные прилагательные: «восьминогий охотится за шестиногими». (Паук — за мухами.)
Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей — по принципу отрицания. Этому способу, как и предыдущему, можно обучать, начиная с пятилетнего возраста. Педагог сам предварительно может придумать про любой предмет свою загадку и предложить ее детям для составления, например:
Круглый, но не апельсин, Катится, но не машина,
Скачет, но не зайка? Что это? (Мячик.)
Рассмотрим еще один способ составления загадок путем противоречий. В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение антонимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из парных понятий: «Понятие мягкий появляется не до и не после понятия жесткий, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание». Метод противоречий имеет для ребенка практическое значение. Дошкольник обязательно станет школьником. Этот метод поможет ему при изучении законов окружающего мира.
Чтобы составить с детьми загадку, используя противоречивые качества предмета, ее надо придумать сначала самому педагогу. Для этого нужно научиться находить противоречия в предметах и явлениях. Диалектика учит нас, что в основе любого развития лежит противоречие. В каждом предмете, в каждом процессе заключены противоположности. Внутренние противоречия являются причиной «самодвижения», «саморазвития». Именно внутренние противоречия в предмете всегда скрыты, и обнаружить их нелегко. Они и есть загадка, тайна. Над разрешением противоречий человечество бьется с самого момента своего зарождения. Они его будут сопровождать и в будущем. Метод противоречий при изучении свойств и качеств позволяет ребенку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Детей этому логическому приему надо специально обучать. Предварительно необходимо научить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обогатить их лексику словами-антонимами. Работа над антонимами может проводиться в разных играх и на занятиях. На занятиях по математике дети сопоставляют предметы и явления по количественным, временным, пространственным отношениям (много — мало, рано — поздно, далеко — близко). На занятиях по развитию речи сопоставляют предметы по качествам, свойствам, состояниям (положительный — отрицательный, хитрый — простодушный). Можно с детьми придумать такую загадку:
Я бываю разная:
Чистая и грязная,
Полная и пустая,
Глубокая и мелкая,
И зовусь тарелкою.
Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педагогом и друг с другом можно растить свободную личность. Не управлять, а направлять развитие без подавления, совершенствуя способности детей в игре, — именно эти принципы составляют суть личностно-ориентированной педагогики.
1)
В коридорах места хватит детям,
Чтобы вволю побегать, поорать.
Но сюда мы ходим не за этим,
Прихватив учебник и тетрадь.
2)
Математика и труд,
Физкультура и черчение.
Что-то много задают,
Целых 45 минут мучения.
3)
В этом очень умном заведении,
Учатся одни сплошные гении.
Я нисколько этим не хвалюсь,
В этом заведении учусь.
4)
За хорошей оценкой гурьбой весёлой,
Топаем мы утром рано в … (школу).
Но сигнал с урока нам всего милей,
Для детей и учителей.
5)
Осенью распахнуты двери,
Учебная программа обещает знания.
Учителю свой дневничок доверю,
Надеюсь на взаимопонимание.
6)
Где нас так трепетно ждут,
Чтобы поделиться знаниями.
Бездарно годы не пройдут,
Придётся выполнять домашние задания.
7)
За окном растёт ромашка,
Как достать шпаргалку из кармашка?
Скоро c родителями уеду на море,
Если удачно сдам экзамены в … (школе).
АЛГОРИТМ
СОЗДАНИЯ
ЗАГАДОК.
П 1.
Загадки в нашей жизни.
Роль загадок в занятиях с детьми.
Загадки любят все. Особенно, конечно,
дети. Прежде всего, любят загадывать. Причина – интересно поставить ”
втупик” товарища, а нередко – и взрослого. Детям просто необычно видеть,
что родитель или воспитатель что-то не знает ! “Как же это ? Папа не
знает !”. Восторг пополам с некоторым страхом и изумлением … “Не
знает !”. И блестят хитрые глаза – вот она, отгадка, такая простая …
Любят отгадывать. Может быть, дети где-то
чувствуют, что отгадывание загадок – это суть жизни человека. Сначала игра,
потом жизнь.
А об успехе загадок говорит игра
“Что? Где? Когда?”, обоюдные каверзы студентов в КВН’е, родившееся
на наших глазах капитал-шоу “Поле-чудес”, всевозможные конкурсы и
викторины. Чуть не забыл детективный жанр. Там-то сплошь загадки.
Естественно, что загадки – прекрасный
материал для педагога. В занимательной форме дети получают знания:
– о предметах и их связях в живой и неживой
природе:
морковь- “красна-девица”, растет в
земле – “сидит в темнице”, а ботва над землей – “коса на
улице”;
– об аналогиях: очень большое небо –
“поле немерено”, большое количество звезд – “овцы не
считаны”, месяц – “пастух рогат”;
– о функциях вещей: книга – рассказывает,
часы – показывают время;
– о характере процессов и
последовательности явлений: “На болоте родился, три раза крестился,
никому не покорился, Героем оборотился” – Ленинград.
Похоже, что
проблемное обучение – по сути, это обучение на загадках! Поставим в трудное
положение, заставим задуматься …
А откуда берутся загадки? Как они
попали в детские книжки, в конспекты педагогов? Как хотелось бы самому сочинять
их. Ведь мир вещей расширяется буквально с каждым днем. Вокруг нас персональные
компьютеры и ведеомагнитофоны, лазеры и космические станции, роботы. Рождаются
новые общественные движения, рождается новое государство. Когда-то сочинятся
про это все загадки ?! Способ нужен сегодня, сейчас, вчера !
П 2.
Существующие способы создания загадок.
Старинные загадки стали частью
фольклора, устного народного творчества. И тут мы сильно не погрешим против
истины, если предположим, что загадки создавались испытанным веками способом –
методом проб и ошибок (МПИО).
Так, загадки тесно смыкались с
творчеством скоморохов, часто использовавших иносказания. Острый глаз помогал
подметить явление в мире вещей и процессов, а острый язык – это выразить в
нескольких емких словах-образах. А дело слушателя
– догадаться, о чем или о ком идет речь …
И отбирались загадки временем,
проверялись на выживаемость. “Четыре братца под одной крышей стоят”,
“Два брюшка, четыре ушка”, – кто скажет, из какого времени пришли к
нам эти загадки ?
Писатели-переводчики дарят нам загадки
других народов. Хорошо известны загадки в переводах К.Чуковского, С.Маршака.
“Красные двери в пещере
моей,
Белые звери сидят у дверей
…”
/Губы и зубы во рту/.
“Шалтай-Болтай сидел на
стене …”
/ Яйцо/
“Был белый дом, чудесный
дом,
Но что-то застучало в нем
…”
/Яйцо/
Это образы англо-американских
загадок из сборника “Сказки Матушки Гусыни”.
Загадки сегодняшнего дня приходят к
нам в журналах “Мурзилка” и “Веселые картинки”, в стихах
детских поэтов.
“Я горячее храню, и
холодное храню.
Я и печь, и холодильник вам в
походе заменю”
/Термос/
“По небу ходит маляр без
кистей.
Краской коричневой красит
людей”.
/Солнце/
“Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает”.
/Свеча/
“На железной клумбе
цветы голубые,
Помогают стряпать
кушанья любые”.
/Газовая плита/
“В нашей кухне круглый год
Дед Мороз в шкафу живет”.
/Холодильник/
Судя по выбору тем-объектов и отсутсвию
каких-либо рекомендаций, можно сделать вывод, что и в настоящее время загадки
создаются все тем же методом проб и ошибок. И остается уповать на то, что
кто-то вновь подметит острым глазом и выразит острым, запоминающимся словом
новые вещи и явления нашего быстро меняющегося мира.
П 3.
Критика существующих способов создания
загадок.
1. Бесплановость в работе создания загадок.
Создание загадок – творческий процесс. А
широко распространено мнение, что творчество принципиально не планируемо. Вот
придет вдохновение, тогда …
2. Случайность выбора объектов загадок.
Объектами загадок становятся чаще всего
предметы обихода, природные явления, школа и ее атрибуты, игрушки, техника.
Но так отстают современные загадки от сегодняшнего мира вещей и явлений !
3. Узок круг объектов загадок.
Даже после выбора объекта фантазия
не идет дальше нескольких предметов этого круга:
– мебель (стол, стул);
– овощи (капуста, лук, морковь);
– транспорт (автомобиль, паровоз, самолет);
– природные явления (дождь, радуга, снег,
ветер);
– школа (мел, доска, звонок).
4. Отсутствие системы в выборе качеств
(действий) объектов загадок.
Какие элементы объекта взять для
составления загадки, какие его действия описать в завуалированной форме?
Ответ существующие методы не дают, вся надежда на фантазию.
5. Невозможность научить любого человека
“конструированию” загадок.
Упование на интуицию и фантазию,
озарение, напрочь отвергают возможность обучения этому искусству. Есть талант
– удешь создавать загадки, нет – извини …
П4.
Требования к способу создания загадок.
Основные требования к способу создания
загадок вытекают з предыдущего раздела с критическими замечаниями.
Естественно, что способ должен обеспечить :
– возможность плановой работы по созданию
загадок. Конечно, дохновение – вещь хорошая, но метод должен обеспечить
создание 5-ти загадок в час. Шутка, но все же …
– направленный выбор объектов загадок.
Например, представили ебе комнату, и об всех предметах (на потолке, стенах,
полу, стен) создали загадки.
– расширение круга объектов загадок. Этот
пункт тесно смыкается с предыдущим. Ну, куда входит комната? В квартиру. И
еперь квартира – объект загадки.
– выбор всех атрибутов (характеристик)
объектов. Любой объект состоит из элементов, которые как-то между собой
связаны, выполняют какие-то функции; объект как-то развивается во
времени. Именно это и берем.
–
возможность научить любого человека
“конструировать” загадки. Уже предыдущие пункты показывают, что их
реализация похожа на метод-способ: берем объект с его окружением,
пристально изучим его элементный состав, связи, функции, историю. И опишем
простыми словами. Заготовка загадки готова. Ну, можно этому научиться ? Думаю,
да.
п5.
Что есть для разработки способа создания загадок ?
1. Алгоритм создания загадок, предложенный в
мае 1989 года слушателем НУНТТ-а Шамовым А.
Объект
загадки
Структурный
анализ объекта
Функциональный
анализ объекта и его элементов
Есть ли
Нет сходный
объект Да
со
сходными
функциями
Описание через Отрицательное
функции сравнение
Композиция
Ритмическая
организация
Загадка
где O – объект
Пример работы по предложенному алгоритму:
а) выбираем объект – очки ;
б) очки состоят из:
– стекол
– оправы ( металлической или пластмассовой
)
в) стекла исправляют дефект зрения (глаза),
оправа
удерживает очки перед глазами;
г) сходный объект – окно, витрина;
И сразу появились два варианта загадки:
Немного стекляшек,
Пластмассы
немножко.
И вот уж готово
Для стекол окошко.
Вы бывали в магазине?
Что такое глаз в витрине?
Правда, здесь при наличии сходного
объекта использовано не отрицательное сравнение типа “есть стекло и
рамка, но не окно”, а положительное сравнение “окно для глаза”.
Аналогично использован сходный объект – витрина.
Полученные загадки показали возможность
использования алгоритма. Но в алгоритме есть и недостатки:
– использован только структурный, а правильнее
сказать, элементный анализ объекта и функциональный анализ;
– указанные операции идут последовательно;
– предлагается при отсутствии сходного объекта
давать описание объекта загадки через его функции;
– предлагается при наличии сходного объекта
давать описание объекта через отрицательное сравнение.
2. Для разработки уточненного алгоритма
создания загадок воспользовались опытом создания АРИЗ :
– сбор и обработка информационного фонда;
– выявление закономерностей;
– формализация.
п.6
Процесс разработки уточненного алгоритма
создания загадок.
1. В качестве информационного фонда
использован сборник загадок для детей (Н>Н>Понамарева), Загадки из
книги “Сказки Матушки Гусыни” и др.
2. Загадки из ИФ “пропущены через
алгоритм Шамова А., что помогло выявить недостатки алгоритма. Недостатки
указаны в предыдущем разделе.
3. Использован опыт работы по проведению
ФСА: предлагается сделать параллельный анализ:
– элементный;
– структурный;
– функциональный;
– параметрический;
– генетический.
4. Получена развернутая схема алгоритма,
причем схема достаточно сложна для работы.
5. Произведено свертывание схемы. В этом
варианте она приобрела вид (см рис 2).
6. Проверка схемы с помощью создания загадок.
Блок-схема алгоритма создания
загадок
Объект
загадки Надсистема объекта
О1 анализ
нарушение,
изъятие
О1 Положительное
описание через Описание
О2
нет
Есть ли да через Отрицательное
О2
О1
сравнение
Композиция
Ритмическая
организация
Загадка
рис. 2
Виды анализа объекта загадки О1:
– элементный;
– структурный;
– функциональный;
– параметрический;
– генетический;
Все виды анализа рекомендуется вести
параллельно, выделяя:
– элементы, из которых построен объект
загадки;
– связи между элементами объекта и связи с
надсистемой;
– функции самого объекта и его элементов;
– параметры элементов, связей и функций;
– развитие объекта или его элементов во
времени.
Рассмотреть возможность нарушения,
изъятия какого-либо объекта анализа (исчезновение элемента объекта
загадки, исчезновение связи между элементами, нарушение функционирования
элемента, нарушение параметра, нарушение хода развития). Естественно, что
это приведет к какому-то нежелательному эффекту (НЭ).
Список НЭ даст композицию, а ритмическая
организация списка даст искомую загадку.
Загадка может создаваться по линии выбора
объекта О”, у которого могут быть сходными с О1 элементы, структура,
функции, параметры, генезис. Если такого О2 нет, то описание идет через
элементы (структуру и т.д.) О1. Если такой О2 есть, то через его элементы
(структуру и т.д.) при положительном описании, и через отрицательное сравнение.
Пример создания загадки по
алгоритму.
Я на клавиши нажал,
Только музыки не слышу.
А послушный мне металл
На бумаге буквы пишет.
п.7
Примеры создания загадок.
1. Объект загадки – загадка.
Человек
Загадка Знание
Слова связаны в
фразы.
Заставляет
задуматься.
От развлечения до
размышления
Слова
образы сложного
Образы создают
цельную картину.
Учит думать
…загадка часто похожа на стихи , ритмическая
организация помогает придать загадке запоминающуюся форму.
Хоть похожа на стишок,
Только действует иначе:
Развлекая – учит нас,
Задает уму задачу.
2. Объект загадки – яйцо.
Яйцо
Скорлупа
Скорлупа Служит едой Долго хранится в холоде
Белок
Белок Желток
Дает Не хранится
Желток Цыпленок Цыпленка тепле
Цыпленок
Скорлупа похожа на белую стенку, белок –
на кисель, желток – на солнце
Если в холоде держать,
Может целый год лежать.
А положите в тепло,- неожиданно
разбиться,
И на ножках убежать.
Если в холоде держать,
Может целый год лежать.
А в тепле , то будет риск,
Что услышим скоро писк.
Желтый шар похож на солнце,
Вокруг кисель, есть белая стена,
И нет ни одного оконца.
3. Объект загадки – паутина.
Паук
Муха Паутина усты,
ветки
трава
нити сеть из нитей ловит мух нити
тонкие
сеть ажурная
Нити похожи на леску для ловли рыбы, на
волосы.
Сеть похожа на кружева, на антенну
радиолакатора,
на невод, на висячий мост , на
сетку-авоську.
По действию есть сходство с ловлей рыбы,
с
подстраховкой акробата с помощью сетки.
Между ветками, кустами
Лесной строитель вяжет мост …
И для мухи-пешехода
На том мосту – прощай, свобода!
Я не вратарь , поэтому люблю,
Когда жужжащий “мяч”
В сетку влетает мою.
Кто повесил эти сетки,
Расчертив траву на клетки?
В них pыбки попадаются,
Жужжат и тpепыхаются.
Что за стpанный pыбачок
В лесных кустах забыл сачок?
Как pыбки попадутся,
То жужжат и pвутся.
Про лесного жителя
Спросим у ребят:
С сеткой кто работает,
Словно акробат ?
4. Объект загадки – иголка.
Рука Иголка
Нить Ткань
Игла, протаскивая нить, оставляет след.
Игла похожа на рыбу.
Вот так рыбка, чудо-рыбка,
Хвост из нитки тянет.
То нырнет, то вновь блеснет
На волнах из ткани.
5. Объект загадки – снегирь.
Ветка Снегирь Мороз,
зима Клюв Птица Летает Красная
грудка Тело Свистит
Хвост Лапки
Снегирь похож на яблоко, на красный сигнал
светофора, на
воздушный шарик.
Может быть, я прав,
Возможно, это шутка:
У птицы на морозе
Раскраснелась грудка.
В зимний сад нельзя
войти.
Почему ? Готов ответ:
Светофор живой на ветке
Не дает зеленый свет.
6. Объект загадки – утюг.
¦ Рука Шнур Утюг Ткань
Пятка Гладит Горячий От нагрева ткань углями до Подошва
электрического нагрева Острый Ручка
Утюг похож на пароход, на чайник (такая
же ручка).
Электрический пароход,
ТО назад плывет, то вперед.
Были волны, – и нет.
Остается за мной гладкий
след.
Я похож на пароход,
И на чайник тоже.
А горячий мой живот
Гладить ткань поможет.
7. Объект загадки – петух.
Куры Двор Петух Голова с
Птица Поет по утрам и вечерам
Яркий хвост гребнем
Красный гребень Тело
Хвост Ноги со шпорами
тух похож на будильник (по своей функции),
по “одеянию”
– на клоуна, хвост похож на веер.
Яркий веер за спиной.
Угадайте, кто такой ?
Был сначала желтенький
комочек.
А сейчас на нем узор из
полос и точек.
Был белый – молчун.
Потом желтый – пискун.
Теперь разноцветный –
певун.
Ваш будильник просто
ходит,
Будит по утру.
Наш будильник очень важно
Ходит по двору.
Я с гребешком, хотя не
парикмахер.
Со шпорами, хоть не
кавалерист.
В одежде яркой, хоть я и
не клоун.
Хоть не певец, но очень
голосист.