Как составить учебный план дисциплины

Учебный план в вузе — это документ, где указаны перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин и других видов учебной деятельности. При его составлении учитывают стандарты и рекомендации Минобрнауки. Приведем основные правила создания такого документа. 

Учебный план — обязательная часть образовательной программы вузов. В процессе его формирования задействуют известную модель создания продукта ADDIE (сокращение от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Для учебного плана ключевым является этап разработки. При его создании важно опираться на предыдущие этапы — анализ навыков, которые нужны будущему выпускнику, исследования рынка труда и вакансий. 

Учебный план составляют по шаблонам, которые разрабатывают на базе факультета. Документ готовят преподаватели выпускающей кафедры и утверждают заведующий кафедрой, декан и ректор. 

В нем указывают перечень дисциплин, практик, испытаний государственной итоговой аттестации. Отмечают объем в зачетных единицах, распределение по периодам обучения, объем контактной работы студентов с преподавателем и их самостоятельной работы в академических часах. К контактной работе относят занятия в аудитории: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы.

План готовят отдельно для каждой формы обучения. Он помогает организовать последовательность и взаимосвязь изучения дисциплин, их рациональное распределение по годам обучения студентов, эффективно использовать кадровый потенциал вуза. 

Учебный план разрабатывают в соответствии с федеральным законом «Об образовании» и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, ФГОС. 

Документ может корректироваться с учетом изменений на кафедре или в требованиях к выпускникам со стороны работодателей.

Новый базовый учебный план составляют, если: 

  • готовится к лицензированию новое направление подготовки или специальности;
  • открывают новый профиль по направлению подготовки, указанному в лицензии;
  • изменились требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или законодательства в образовательной сфере.

Выбирая вуз и специальность для поступления, абитуриенты хотят знать, какие предметы они будут изучать. Содержание образовательной программы можно узнать из специального документа — учебного плана. Сегодня мы расскажем о нём подробнее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Хотите всегда быть в курсе новостей из мира образования? Присоединяйтесь к нашему информационному телеграм-каналу, где мы оперативно сообщаем обо всём важном. А в специальной группе вы найдёте скидки и выгодные предложения.

Что такое учебный план университета

Учебный план в вузе — это документ, где указано, какие дисциплины, в каком порядке и каком объёме будет изучать студент конкретной специальности.

Также из плана можно узнать, сколько практик будет у учащихся, по каким предметам и в какие семестры их ждёт защита курсовых.

Учебный план — это схема обучения студента, поэтому так полезно изучить его перед поступлением.

Структура учебного плана вуза

В любом учебном плане есть 3 связанные между собой составляющие:

  1. Содержание образовательной программы.
  2. График обучения.
  3. Количество часов.

Содержание программы включает в себя перечень дисциплин и видов деятельности студента:

  • аудиторных занятий;
  • самостоятельной работы;
  • подготовки курсовых работ;
  • прохождения практики.

График обучения определяет, когда студент будет заниматься этой деятельностью: в каком семестре изучать те или иные предметы, по каким из них готовить курсовую, когда проходить практику и т. п.

Количество часов указывается для того, чтобы можно было понять, сколько времени отведено на разные типы деятельности. Этот раздел наглядно показывает, какие предметы основные для специальности: их изучение займёт больше всего времени.

Этот раздел будет отличаться у студентов одной специальности, но разной формы обучения: на дневном отделении больше часов отведено на аудиторную работу, на заочном — на самостоятельную.

Структура учебного плана вуза

От плана зависит организация учёбы студентов

Кто составляет учебный план в вузе

Рабочий учебный план составляют преподаватели выпускающей кафедры, а утверждают те, кто несёт ответственность за подготовку специалистов этого направления: заведующий, декан и ректор вуза. При составлении плана педагоги учитывают стандарты и рекомендации Минобразования.

Если вас интересует, как в учебные планы попадают общие предметы, то причина — именно в постановлениях МОН.

Если студент не может учиться по этому плану, для него оформляют индивидуальный график (для этого нужны уважительные причины, например, болезнь или трудоустройство по профилю).

Как часто меняют учебный план

Корректировка плана — нормальный процесс, т. к. требования работодателей к выпускникам меняются и некоторые дисциплины приходится заменять другими. Обычно планы меняют каждые 2-3 года, но всё зависит от специальности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Где найти учебный план вуза и зачем он нужен

Большинство государственных и частных учебных заведений выкладывают свои планы в открытый доступ: их можно найти на сайтах университетов или профильных кафедр. Чаще всего их размещают в разделах «Студенту», «Абитуриенту» или «Документы».

Бумажный экземпляр плана хранится на кафедре, в деканате и учебной части.

Если у сайта неудобная навигация и поиск не дал результатов, советуем написать в приёмную комиссию: они вышлют учебный план на почту абитуриенту. Не стесняйтесь обратиться с такой просьбой: анализ учебного плана вуза поможет выбрать, в каком университете специальность представлена лучше всего.

Пригодится учебный план и студенту: зная его, можно понять, какие дисциплины, курсовые и практики ждут его на следующем курсе и заранее подготовиться.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

А если с изучением какого-то предмета возникли проблемы, на помощь всегда придёт студенческий сервис. Его экспертам можно доверить любую работу: от лабораторной до диплома.

Настоящие рекомендации по разработке и
оформлению рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) разработаны в
соответствии с:

  1. приказом “Об утверждении и введении в действие
    федерального государственного образовательного
    стандарта начального общего образования” от
    06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Минюсте России
    22.12.2009 г.);
  2. письмом Министерства образования и науки
    Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 “О введении
    федеральных государственных образовательных
    стандартов общего образования”;
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
    “Об образовании в Российской Федерации”
  4. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА
    НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО
    (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ
    ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  5. Примерной программы по предмету, изд.Москва
    2012г., утвержденной Председателем Отдела
    религиозного образования и катехизации Русской
    Православной Церкви.
  • примерная (типовая) учебная программа
    документ, рекомендуемый Минобрнауки России,
    который детально раскрывает обязательные
    (федеральные) компоненты содержания обучения и
    требования к качеству усвоения учебного
    материала по конкретному предмету базисного
    учебного плана;
  • авторская учебная программа – документ,
    созданный на основе государственного
    образовательного стандарта и примерной (типовой)
    учебной программы и имеющий авторскую концепцию
    построения содержания учебного курса, предмета,
    дисциплины (модуля). Авторская программа
    разрабатывается одним автором или группой. Для
    авторской программы характерны оригинальные
    концепции и построение содержания. Внедрению
    авторской программы в практику работы ОУ
    предшествует ее экспертиза и апробация;
    авторские программы учебных предметов,
    разработанные на основе примерных программ,
    могут рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно
составление рабочих программ (по решению
методического объединения), но обязательно
составление календарно-тематического
планирования на каждый учебный год.

  • рабочая программа учебного курса, предмета,
    дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) –
    учебная программа, разработанная педагогом на
    основе примерной (типовой) и (или) авторской
    учебной программы и определенного класса
    (группы), имеющая изменения и дополнения в
    содержании, последовательности изучения тем,
    количестве часов, использовании организационных
    форм обучения и т. п. Рабочая программа
    конкретизирует соответствующий образовательный
    стандарт, а также описывает
    национально-региональный уровень; учитывает
    возможности методического, информационного,
    технического обеспечения учебного процесса,
    уровень подготовки учащихся, отражает специфику
    обучения в данном ОУ.

Являясь составной частью образовательной
программы ОУ, рабочая программа призвана
обеспечить гарантии в получении учащимися
обязательного минимума образования в
соответствии с государственным образовательным
стандартом и спецификой местных условий. В
рабочей программе должны быть отражены:

  • требования федеральных компонентов
    государственных образовательных стандартов;
  • обязательный минимум содержания учебных
    программ;
  • максимальный объем учебного материала для
    учащихся;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • объем часов учебной нагрузки, определенный
    учебным планом ОУ для реализации учебных
    предметов, модулей, спецкурсов, практикумов,
    исследовательской и проектной деятельности в
    каждом классе;
  • познавательные интересы учащихся;
  • цели и задачи образовательной программы школы;
  • необходимый комплект учебно-методического
    обеспечения.

Рабочие программы по отдельным предметам для
ФКГОС

Рабочие программы разрабатываются на основе:

Журнал “Справочник заместителя директора
школы” № 6, 2011 года

Рабочая программа составляется на один учебный
год или на ступень обучения (начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее
образование).

Структура рабочей программы:

  • включает в себя: титульный лист; пояснительную
    записку; требования к уровню подготовки
    учащихся;
  • учебно-тематический план;
    календарно-тематическое планирование;
    учебно-методические средства обучения.
    Рассмотрим структурные элементы подробнее.

1. Титульный лист

Титульный лист рабочей программы содержит:

  • наименование ОУ;
  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения
    программы (с указанием даты и номера приказа
    руководителя ОУ);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины
    (модуля);
  • Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего
    учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • класс (параллель), учащиеся которого изучают
    учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • год составления программы и др. (образец
    титульного листа в Приложении №1)

2. Пояснительная записка

В тексте пояснительной записки указываются:

  • название, автор и год издания примерной
    (типовой), авторской учебной программы, на основе
    которой (ых) разработана рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в
    области формирования системы знаний, умений
    (задачи формулируются в соответствии с
    государственным образовательным стандартом – и
    с учетом специфики данного ОУ);
  • изменения, внесенные в примерную (типовую) или
    авторскую учебную программу, их обоснование;
  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая
    тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас,
    контурная карта и др. согласно перечню учебников,
    утвержденных приказом Минобрнауки России),
    используемый для достижения поставленной цели в
    соответствии с образовательной программой ОУ
    (указываются:Ф. И. О. автора пособия, название,
    класс, издательство, год издания);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана
    рабочая программа, в т. ч. количество часов для
    проведения контрольных работ, лабораторных,
    практических работ, экскурсий, проектов
    исследований;

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Элемент структуры рабочей программы
“Требования к уровню подготовки
учащихся”представляет собой описание
целей-результатов обучения, выраженных в
действиях учащихся (операциональных) и реально
опознаваемых с помощью какого-либо инструмента
(диагностичных). Данный перечень
целей-результатов обучения включает в себя
специальные предметные и общие учебные умения и
способы деятельности. Основанием для выделения
требований к уровню подготовки учащихся
выступает государственный образовательный
стандарт общего образования и учебная программа
(примерная (типовая) и (или) авторская), на базе
которой(ых) разрабатывается рабочая программа.
Поэтому требования к уровню подготовки учащихся,
прописанные в рабочей программе, должны быть не
ниже требований, сформулированных в федеральном
компоненте государственного стандарта общего
образования и учебной программе, принятой за
основу.

При разработке требований к уровню подготовки
учащихся необходимо учитывать особенности их
формулирования. А именно, требования должны:

  • быть описаны через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • быть понятными для учащихся.

Сформулировать требования к уровню подготовки
учащихся через операционально выраженные
диагностичные цели-результаты обучения можно
при помощи таксономии целей обучения,
разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень
общих целей обучения, глаголов для формулировки
конкретных учебных результатов и ключевых
вопросов для заданий, составленный на основе
таксономии Блума.

4. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает
последовательность изучения разделов и тем
программы, показывает распределение учебных
часов, определяет проведение зачетов,
контрольных, практических и других видов работ.
Составляется учебно-тематический план на весь
срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде
таблицы.

№ урока Тема занятия Содержание Форма Результат

5. Календарно-тематическое планирование

Запись информации оформляется в виде таблицы:

№ урока Тема занятия Дата Коррекция
       

6. Учебно-методические средства обучения

Учебно-методические средства обучения
включают в себя: основную и дополнительную
учебную литературу (учебники, учебные пособия,
сборники упражнений и задач, контрольных
заданий, тестов, практических работ и
лабораторных практикумов, хрестоматии);
справочные пособия (словари, справочники);
наглядный материал (альбомы, атласы, карты,
таблицы); программы информационно-компьютерной
поддержки учебного процесса (мультимедийные
учебные пособия, электронные издания
энциклопедий; учебно-развивающие программные
среды); оборудование и приборы, необходимые для
реализации рабочей программы. Используемые
учебно-методические средства обучения можно
распределить по четырем группам:

  • “Литература (основная и дополнительная)”;
  • “Дидактические материалы”;
  • “Информационно-компьютерная поддержка
    учебного процесса”;
  • “Оборудование и приборы”.

Данная структура рабочей программы носит
рекомендательный характер. Законом РФ “Об
образовании” не определены требования к
рабочей программе. Она может быть составлена в
соответствии с требованиями к примерной
(типовой) учебной программе. Учитель может внести
коррективы во все структурные элементы
программы с учетом особенностей своего ОУ и
особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определить новый порядок изучения
материала, изменить количество часов, внести
изменения в содержание изучаемой темы, дополнить
требования к уровню подготовки учащихся.

Разрабатывать рабочую программу необходимо
поэтапно.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

Вначале программа рассматривается на
заседании методического объединения учителей на
предмет ее соответствия требованиям
федерального государственного образовательного
стандарта. Решение методического объединения
учителей “рекомендовать рабочую программу к
утверждению” отражается в протоколе заседания,
а на титульном листе рабочей программы (сверху
слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО.
Протокол заседания методического объединения
учителей от ________ №__, подпись руководителя МО
школы, расшифровка подписи.

Затем, при условии ее соответствия
установленным требованиям, согласуется с
заместителем директора по УВР на предмет
соответствия программы учебному плану
общеобразовательного учреждения и требованиям
федерального государственного образовательного
стандарта, а также проверяется наличие в
федеральном перечне на данный учебный год
учебника, предполагаемого для использования. На
титульном листе рабочей программы (посредине)
ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР (подпись)
Расшифровка подписи. Дата.

Рабочая программа утверждается: УТВЕРЖДЕНО
ежегодно до 1 сентября приказом директора
образовательного учреждения, после чего
программа становится нормативным документом
данного ОУ.

Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в
рабочую программу в течение учебного года,
должны быть согласованы с администрацией
образовательного учреждения.

Рабочие программы по отдельным предметам в 1-4
классах

Рабочие программы разрабатываются на основе:

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ от 6 октября 2009 г. № 373

Программы отдельных учебных предметов, курсов
должны содержать:

1) титульный лист оформляется для всех
предметов одного преподавателя в одном образце,
заверенный рассмотрением, согласованием и
утверждением;

2) пояснительную записку, в которой
конкретизируются общие цели начального общего
образования с учетом специфики учебного
предмета, курса;

3) общую характеристику учебного предмета,
курса;

4) описание места учебного предмета, курса в
учебном плане;

5) описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета;

6) личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса;

7) содержание учебного предмета, курса;

8) тематическое планирование;

№ урока Тема занятия Содержание Форма Результат

9) описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса;

10) календарно-тематическое планирование по
предмету.

Запись информации оформляется в виде таблицы:

№ урока Тема занятия Дата Коррекция

Учебные программы по предметам православного
компонента

(Авторские учебные программы)

разрабатываются на основе

  1. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА
    НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО
    (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ
    ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  2. Примерной программы по предмету, изд.Москва
    2012г., утвержденной Председателем Отдела
    религиозного образования и катехизации Русской
    Православной Церкви.

Для авторской программы характерны
оригинальные концепции и построение содержания.

Авторские программы учебных предметов, могут
рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно
составление рабочих программ (по решению
методического объединения), но обязательно
составление календарно-тематического
планирования на каждый учебный год.

Учебная программа

Может включать в себя сведения об одном
предмете или состоять из различных модулей,
последний вариант программы будет иметь
особенности построения.

Учебная программа включает разделы:

  • “Титульный лист”, где указываются данные об
    учредителе, полное наименование школы, грифы:
    согласования с зам.директора по УВР, принятия на
    педсовете, утверждение приказом директора ОУ;
    название программы, возраст обучающихся, может
    указываться класс, авторы-разработчики, год
    издания.
  • “Пояснительная записка”, где охарактеризован
    вклад предмета в достижение целей основного
    общего образования; сформулированы цели, дается
    общая характеристика курса и основные
    результаты освоения предмета на нескольких
    уровнях — личностном, метапредметном и
    предметном.
  • “Содержание курса”, где представлено
    изучаемое содержание, объединенное в
    содержательные блоки.
  • “Тематическое планирование”, в котором дан
    перечень тем курса и число учебных часов,
    отводимых на изучение каждой темы, основных
    видов деятельности ученика (на уровне учебных
    действий).
Тема Количество часов Виды учебных действий
  • “Оснащение учебного процесса”, которые
    содержат характеристику необходимых средств
    обучения и учебного оборудования,
    обеспечивающих результативность преподавания
    предмета в современной школе.
  • Может содержать “Контрольно – измерительные
    материалы” по предмету.
  • Календарно-тематическое планирование (КТП)
    составляется по форме:
№ урока Тема занятия Дата Коррекция

Согласование и утверждение КТП проводится
ежегодно до 1 сентября соответственно
зам.директора по УВР и директором школы.

Учебный план в вузе – это…

А знаете ли Вы, что деятельность любого предприятия планомерна и контролируема, координируема? Данные принципы не обошли стороной и образовательную систему. Не задумывались ли Вы, каким образом и почему по каждой специальности предусмотрены определенные дисциплины? Почему Вы сегодня изучаете основы экономики, а на старших курсах – нюансы экономического анализа и пр.? Все дело в учебном плане.

Что это такое?

Итак, представляем и/или вспоминаем «поступательно-образовательный процесс». Вот Вы поступили в вуз или колледж. Перед вами расписание занятий и «набор дисциплин», которые вы будете изучать в ближайшей перспективе. Далее часть предметов сменится новыми, и так будет вплоть до окончания образовательного заведения и получения диплома о профессиональном образовании. А почему мы изучаем предметы в определенном «наборе» и порядке? Все дело в так называемом учебном плане.

Учебный план группы

Пример учебного плана

Учебный план – это официальный документ, который устанавливает продолжительность и глубину изучения каждой дисциплины в рамках конкретной образовательной программы (специальности). Фактически, учебный план – это детализация образовательной программы с указанием количества лекций, изучаемых дисциплин и тем, заданий, практикумов, с уточнением письменных проектов: лабораторные, курсовые, самостоятельные работы, зачеты и экзамены и пр.

Учебный план также будет демонстрировать:

  • Последовательность погружения в профиль: какие дисциплины студент будет изучать и на каком курсе, в начале или конце семестра, сколько практик и каких видов он будет проходить;
  • Виды проводимых исследований и их частота;
  • Характер осваиваемой профессии. В частности, экономист может заниматься анализом ситуации или учетом ценностей и благ, контролем над операциями и координацией действий и пр.;
  • Потенциальные сложности в процессе изучения. Данный постулат будет зависеть от базовых знаний абитуриента и его предрасположенностей, качеств и пр.

К сожалению, далеко не все абитуриенты знают о существовании столь уникального и индивидуального документа при вузе или ссузе. А, напрасно! Если ознакомиться с ним еще на этапе выбора профессии или образовательного центра, можно избежать массу ошибок и подобрать самый подходящий вариант!

Структура учебного плана

Учебный план – это официальный документ, формируемый на основе действующей образовательной программы, а также учитывающий ряд требования: ФГОС, ГОСТ, регламенты сертификации и пр. Он имеет четкую структуру:

Структура учебного плана

Из чего состоит учебный план?
  • Содержание образовательной программы. Это своего рода краткое описание осваиваемой профессии: основные навыки, профессиональные качества, сфера «применения» специалиста. В соответствии с данным описанием вуз подбирает соответствующие дисциплины, которые помогут студенту развить те самые параметры. Притом важно отметить, что содержание образовательной программы в разных вузах будет или может быть разным. Именно здесь проявляется «творческая индивидуальность», когда учреждение самостоятельно определяет методы и материалы обучения.
  • График обучения. Данный критерий характеризует учебный процесс в целом: сколько времени отводится на аудиторные занятия, практику, обучение в целом, аттестацию и каникулы. В среднем, соотношение учебного периода с отдыхом достигает 10/21 соответственно (10 месяцев обучение, 2- отдых), в некоторых случаях 11/1. График обучения во многом зависит от количества осваиваемых дисциплин и глубины погружения в них.
  • Количество часов. Эта та самая детализация – сколько времени и как часто студент будет изучать каждый предмет. Притом на основные дисциплины всегда отводится больше времени, чем на второстепенные. Уже на данном этапе можно определить акцент образовательной программы на конкретной научной области и потенциальные качества выпускника. Учебный план всегда отражает академические часы, которые эквиваленты 45 минутам.

Содержание образовательной программы не просто описывает основные моменты, но и подчёркивает особенности обучения: количество аудиторных занятий и их виды (лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы и исследования, консилиумы и игры и пр.). Помимо этого, здесь отмечается периодичность и частота, последовательность выполнения письменных проектов по каждой дисциплине. Как правило, все предметы затрагивают такие виды исследований, как контрольные и самостоятельные работы, рефераты и доклады. Частота их подготовки может быть разной, вплоть до десятков. Раз в семестр студенты выполняют курсовые работы и НИР по профильным дисциплинам, чаще всего начиная со второго курса обучения.

Помимо этого, важно проанализировать частоту и продолжительность практики вне вуза или в его отдельных подразделениях, партнерах-предприятиях. Средняя продолжительность этого этапа подготовки составляет около 2-3 недель, но практики отмечают: чем больше практики, тем лучше!

Обратите внимание, если аккредитацию и проверки качества обучения вузы проходят раз в несколько лет, то учебные планы могут меняться ежегодно и чаще. Все зависит от стремления образовательного центра к новшествам и инновациям, обновлению учебного процесса и выпуска квалифицированных специалистов, готовых к суровым трудовым будням, владеющих современными приемами и методами.

Правила формирования учебного плана: что, где, когда?

Учебный план формируется по каждой специальности и форме обучения отдельно. Это значит, что у очников будет один набор дисциплин в определённом объеме, а у заочников – иной. Такая разница вполне объяснима, ведь очное обучение считается более полным и глубоководным, а заочное – сокращённый вариант с акцентом на самообучение и самодисциплину.

Формирование учебного плана – работа комплексная, задействующая фактически все звенья образовательной сети вуза. Для начала преподаватели кафедры проанализировав былой опыт и опыт других вузов, ссузов, формируют список основных дисциплин, необходимых для изучения и обретения профессиональных навыков и знаний.

Правила формирования учебного плана

Как создается учебный план?

Затем они же определяют глубину погружения в каждый из них, распределяя по курсам (годам) обучения, семестрам, выделяя соответствующее количество часов.

Далее все материалы оформляют в виде сводной таблицы с подробным описанием-приложением: дисциплина – перечень тем – количество занятий (лекций и семинаров) – промежуточная аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос и пр.) – форма аттестации (зачет, дифференцированный зачет или экзамен) и пр.

В ходе формирования учебного плана преподаватели кафедры должны учитывать ряд требований: правила ФГОС по отношению к специальности (обязательные дисциплины, часовые нормы, темы, учебная нагрузка и пр.), регламенты Минобразования (расписание занятий и учебная нагрузка график аттестации и пр.).

Далее тщательно спланированный и подготовленный грамотно оформленный документ поступает на рассмотрение и одобрение вышестоящему руководству – заведующему кафедрой, в деканат и выше – ректорат. Одобрение свыше (Минобразования или комиссия по аккредитации и пр.) не требуется.

Введение нового учебного плана производится с нового учебного года, реже – со следующего семестра.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В случае, если по каким-либо (преимущественно объективным) причинам студент не в силах осваивать предписанный план в рамках стандартного учебного процесса, он имеет право перейти на индивидуальное обучение. В этом случае учебный план будет вновь пересмотрен с учетом возможностей учащегося.

Разновидности учебного плана

На практике выделяют два вида учебных планов, каждый из которых выполняет конкретную миссию.

Первый вид – типовой. Данный проект предусматривает стандартный набор дисциплин, который может входить в состав образовательной программы и гарантирует, что ее освоение позволит студентам обрести достаточный минимум знаний и навыков для трудовой деятельности. Здесь будут прописаны минимально допустимые нормы академических часов, описание ключевые предметных блоков (список дисциплин), варианты присваиваемой квалификации и пр.

Разновидности учебного плана

Варианты учебного плана

Типовой учебный план – это общий алгоритм обучения. Второй вид – рабочий учебный план. Это уже детализированный и конкретизированный вузом вариант обучения по конкретной специальности с учетом возможностей: готовность и подготовка преподавательского состава, материально-технической базы. Здесь прописывается точно: какой предмет, в каком объеме, когда (в каком семестре/на каком курсе) будут изучать студенты, какие виды аттестации предусмотрены и пр.

Рабочий учебный план формируется на основе типового, а также описания образовательной программы и пр.

В последнее время вузы стали чаще корректировать учебные планы. Незначительные изменения могут проходить 2-3 раза в семестр, а кардинальные – раз в год. Все зависит от специальности, возможности нововведений и их своевременности, а также причины корректировок (уход преподавателя на больничный или его увольнение, новшества в системе образования, важность НТП-достижений и пр.). Изменения учебного плана чаще всего учитывают требования работодателей, новшества, вводимые Минобразования и пр.

Как и где искать учебный план?

Учебный план – это официальный, но далеко не секретный документ. Он всегда находится в открытом доступе на официальном сайте вуза. Конечно, чтобы его найти, придется постараться и тщательно исследовать все уголки интернет-пространства, зайти в соответствующий раздел.

Абитуриенты и студенты могут найти его в таких сегментах сайта вуза, как «Образовательный процесс/программа», «Абитуриенту», «Документы», «Студенту» и пр. Если интерфейс сайта или его навигация не сулит удачи, то можно воспользоваться поисковым запросом сайта или браузера в целом. Достаточно вбить «Учебный план по программе «…»» с конкретизацией выбранного вуза, и перед вами предстанет вся открытая информация.

Добавить комментарий