Учебный план на период дистанционного обучения (09.11.2020 – 22.11.2020) Учитель: Куляпина Альбина Владимировна Класс: 1 Предмет: русский язык
Дата урока |
Время урока |
Тема урока |
Материалы к уроку (в т.ч. ссылки на образовательные ресурсы дистанционных платформ) |
Текущий контроль |
Примечания |
09.11.2020 г. |
18.00-18.30 |
Строчная и заглавная буквы Б, б. |
Платформа «Skype»? диски-приложения для 1 класса |
Опрос |
|
11.11.2020 г. |
8.00-8.25 |
Строчная и заглавная буквы Б, б. |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/6386/start/213552/ |
Проверка тетрадей |
|
12.11.2020 г. |
8.00-8.25 |
Строчная и заглавная буквы Б, б. |
«Российская электронная школа» Тренировочные упр. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6386/start/213552/ |
Тест |
|
16.11.2020 г. |
18.00-1830 |
Строчная и заглавная буквы Д, д. |
Платформа «Skype»? диски-приложения для 1 класса |
Собеседование |
|
18.11.2020 г. |
8.00-8.25 |
Строчная и заглавная буквы Д, д. |
Задание на сайте UCHI.RU. |
Опрос |
|
19.11.2020 г. |
8.00-8.25 |
Строчная и заглавная буквы Д, д. |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/3820/start/179754/ |
Проверка тетрадей |
Учебный план на период дистанционного обучения (09.11.2020 – 22.11.2020)
Учитель: Куляпина Альбина Владимировна Класс: 1 Предмет: математика
Дата урока |
Время урока |
Тема урока |
Материалы к уроку (в т.ч. ссылки на образовательные ресурсы дистанционных платформ) |
Текущий контроль |
Примечания |
10.11.2020 г. |
18.00-18.30 |
+1, – 1. Знаки +, –, =. |
Платформа «Skype»? диски-приложения для 1 класса |
Устный опрос |
|
11.11.2020 г. |
9.20- 9.50 |
– 1 –1, +1+1. |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/3536/start/155510/ |
Собеседование |
|
12.11.2020 г. |
9.20- 9.50 |
+2, –2. |
Задание на сайте UCHI.RU. |
Проверка тетрадей |
|
13.11.2020 г. |
9.20- 9.50 |
Слагаемые. Сумма. |
Задание на сайте UCHI.RU. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5089/start/302594/ |
Проверка тетрадей |
|
17.11.2020 г. |
18.00-18.30 |
Задача. |
Платформа «Skype» диски-приложения для 1 класса |
Собеседование |
|
18.11.2020 г. |
9.20- 9.50 |
Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/4059/start/270187/ |
Проверка тетрадей |
|
19.11.2020 г. |
9.20- 9.50 |
+2, –2. Составление таблиц. |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/4085/start/276581/ |
Проверочная работа |
|
20.11.2020г |
9.20-9-50 |
Присчитывание и отсчитывание по 2. |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/4060/start/301472/ |
Проверка тетрадей |
Учебный план на период дистанционного обучения (09.11.2020 – 22.11.2020) Учитель: Куляпина Альбина Владимировна Класс: 1 Предмет: литературное чтение
Дата урока |
Время урока |
Тема урока |
Материалы к уроку (в т.ч. ссылки на образовательные ресурсы дистанционных платформ) |
Текущий контроль |
Примечания |
09.11.2020 г. |
10.00-10.25 |
Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. |
Платформа «Skype»? диски-приложения для 1 класса |
Опрос |
|
10.11.2020 г. |
10.00-10.25 |
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/6386/start/213552/ |
Опрос |
|
11.11.2020 г. |
18.00-18.25 |
Гласные буквы Я, я. |
«Российская электронная школа» Тренировочные упр. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6386/start/213552/ |
Тест |
|
16.11.2020 г. |
10.00-10.25 |
Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. |
Платформа «Skype»? диски-приложения для 1 класса |
Собеседование |
|
17.11.2020 г. |
10.00-10.25 |
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. |
Задание на сайте UCHI.RU. и https://resh.edu.ru/subject/lesson/3856/start/285547/ |
Опрос |
|
18.11.2020 г. |
18.00-18.25 |
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/6450/start/285567/ |
тест |
Предмет: окружающий мир
Дата урока |
Время урока |
Тема урока |
Материалы к уроку (в т.ч. ссылки на образовательные ресурсы дистанционных платформ) |
Текущий контроль |
Примечания |
09.11.2020 |
11.00-11.25 |
Кто такие птицы? |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/ |
Проверка тетрадей |
|
12.11.2020 |
18.00-18.25 |
Кто такие звери? |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/ |
Самостоятельная работа |
|
16.11.2020 |
11.00-11.25 |
Что окружает нас дома? |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/4062/start/81551/ |
Собеседование |
|
19.11.2020 |
18.00-18.25 |
Что умеет компьютер? |
«Российская электронная школа» |
Проверка тетрадей |
Предмет: физическая культура
Дата урока |
Время урока |
Тема урока |
Материалы к уроку (в т.ч. ссылки на образовательные ресурсы дистанционных платформ) |
Текущий контроль |
Примечания |
09.11.2020 |
20 мин |
Индивидуальная работа с мячом. |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/6188/start/194632/ |
Тренировочные упражнения на платформе «Российская электронная школа» |
|
11.11.2020 |
20 мин |
Школа укрощения мяча. |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/5341/start/220457/ |
Самостоятельная работа https://learningapps.org/about.php |
|
13.11.2020 |
20 мин |
Подвижные игры. |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5736/start/168916/ |
Собеседование |
|
16.11.2020 |
20 мин |
Перекаты. |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4185/start/168937/ |
Тренировочные упражнения на платформе «Российская электронная школа» |
|
18.11.2020 |
20 мин |
Разновидности перекатов. |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5097/start/168957/ https://learningapps.org/about.php |
Тренировочные упражнения на платформе «Российская электронная школа» |
|
20.11.2020 |
20 мин |
Техника выполнения кувырка вперёд. |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5566/start/168978/ и https://testedu.ru/test/fizkultura/1-klass/ |
Тренировочные упражнения на платформе «Российская электронная школа» |
Предмет:Технология
Дата урока |
Время урока |
Тема урока |
Материалы к уроку (в т.ч. ссылки на образовательные ресурсы дистанционных платформ) |
Текущий контроль |
12.11.2020 |
20 мин |
. ИТБ. Работа с пластилином и природным материалом. Изделие-аппликация из пластилина |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/5095/start/168042/ |
Тренировочные упражнения на платформе «Российская электронная школа» |
19.11.2020 |
20 мин |
ИТБ. Работа с бумагой. Изделия «Волшебные фигуры», |
«Российская электронная школа» /https://resh.edu.ru/subject/lesson/4230/start/170488/ |
Самостоятельная работа |
Предмет: ИЗО
Дата урока |
Время урока |
Тема урока |
Материалы к уроку (в т.ч. ссылки на образовательные ресурсы дистанционных платформ) |
Текущий контроль |
10.11.2020 |
20 мин |
Художники и зрители (обобщение по теме) |
«Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/4053/start/169492/ |
Тренировочные упражнения на платформе «Российская электронная школа» |
17.11.2020 |
20 мин |
Мир полон украшений. |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/4051/start/189928/ |
Самостоятельная работа |
Предмет: музыка
Дата урока |
Время урока |
Тема урока |
Материалы к уроку (в т.ч. ссылки на образовательные ресурсы дистанционных платформ) |
Текущий контроль |
11.11.2020 |
20 мин |
Музыкальная азбука |
«Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/start/226628/ и https://learningapps.org/about.php |
Тренировочные упражнения на платформе «Российская электронная школа» |
18.11.2020 |
20 мин |
Музыкальные инструменты |
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/3994/start/226649/ |
Самостоятельная работа |
https://www.rospsy.ru/learning-difficulties
https://ok.ru/live/1924852096896
Если вы оказались в ситуации, когда надо срочно спланировать обучение учеников на дому, то это публикация именно для вас. В статье рассмотрим технические и методические вопросы, связанные с организацией дистанционной учебной работы.
Определите, как будете проводить дистанционное обучение
В первую очередь продумайте, как вы будете работать с учениками. Дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описан ниже, или использовать их комбинацию.
Встречи в режиме реального времени
Вы договариваетесь с учениками о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учеников и задаете вопросы им. В конце статьи вы найдете список сервисов, позволяющих проводить онлайн-встречи.
Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы
Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учеников стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.
Спланируйте работу
Возьмите временной отрезок, например неделю, и спланируйте работу учеников по вашему учебному предмету. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь ученики.
Задайте себе три вопроса:
Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?
Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?
Исходя из ответов составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда предоставлять им обратную связь.
Можно составить план работы и для учащихся. Ученикам план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учеников может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа.
Определите, как будете связываться с учениками
У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учениками некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении ученики могут работать через нее. Если не было такой платформы, тогда учебные материалы могут передаваться через электронный журнал (хотя он может не выдержать нагрузки, поэтому лучше иметь альтернативный источник связи).
Начните создавать учебные материалы
Привычные формулировки заданий в электронном журнале “учебник, стр.23-25, прочитать и ответить на вопросы” в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.
К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.
Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим.
Ниже вы найдете список тех цифровых сервисов, которые помогут в разработке учебных материалов.
Учтите вызовы, с которыми можем столкнуться
Вызов 1. Ученики, которые не работали на уроке, могут не начать работать и дистанционно. Здесь нет общего правила, которое можно порекомендовать каждому учителю. Надо решать индивидуально по каждому ученику. Для кого-то сработает совместная работа с одноклассниками, для кого-то учебный материал, поданный иначе, для кого-то индивидуальная консультация с учителем и т.д. Использование карательных мер рекомендую избегать. Временно это может нам помочь заставить кого-то работать, но для долгосрочной перспективы это неудачная стратегия. Желание учиться у этого ученика так и не появится.
Вызов 2. На создание учебного материала будет уходить время. Мы создаем учебный материал не для проверки памяти учеников или умения решать, а для того, чтобы их научить. Одно дело, когда мы в классе передаем ученикам то, что очень хорошо знаем, другое дело — сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, причем когда они работают дома.
Вызов 3. Стоит продумать работу, которую ребята будут выполнять на отметку. У учеников под рукой google и одноклассники в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками. А для этого надо подумать над качеством заданий для учащихся.
Старайтесь избежать этих ошибок
Ошибка 1. Составлять список заданий для ученика (как домашка, которую мы привыкли задавать) в электронный журнал. Наша задача — не задания набросать для учеников, а выстроить их обучение.
Ошибка 2. Думать о том, как контролировать ученика. В этом случае мы в первую очередь будем думать о том, как и за что выставить отметку, а не о том, как помочь ему учиться.
Ошибка 3. Выставлять отметку за процесс обучения, а не за итог. Когда ученик изучает учебный материал, работает с тестами для самопроверки, задает вопросы, ошибается — он учится. Этот процесс мы поддерживаем своей обратной связью и помощью одноклассников, например, в совместном чате. Когда он уже научился, тогда мы проводим работу на отметку, как итог той работы, которую он проделал в течение какого-то времени.
Ошибка 4. Просить учеников фотографировать задания и присылать вам на почту. Так можно делать только в случае с единичными учениками, у которых не получается выполнять задание и необходима ваша обратная связь. Иначе на ваш почтовый ящик будут каждый день приходить около сотни писем с фотографиями учеников.
Определите, какие цифровые сервисы будете использовать
Все сервисы я распределила на несколько групп. Исходя из ваших задач определяйте, какие из них задействуете в работе с учениками.
Онлайн-встречи с учениками
Сервисы, с помощью которых вы организовываете онлайн-урок в режиме реального времени.
Zoom zoom.us/
Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и расшаривать свой экран.
Facebook Live
Трансляция видео прямо с Facebook. Создайте закрытую группу класса, в которой можно будет запускать Live трансляции и проводить уроки онлайн. Бесплатно. И нет ограничений по времени.
Instagram Live
Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ученики на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт класса и вести онлайн-встречи там.
WiziQ www.wiziq.com/
Сервис для организации онлайн-обучения. Создается класс, к которому подключаются ученики (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видеовстрече.
Periscope
Приложение для проведения прямых эфиров. Чтобы ученики могли смотреть ваши трансляции, им надо установить это приложение на телефон и создать аккаунт.
Skype
Сервис для проведения видеоконференций. У каждого ученика должен быть аккаунт Skype. Создается группа класса, и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы.
Передача учебного содержания Перечисляю сервисы, через которые можно передавать учебное содержание.
Видео
Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.
Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com
Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно. Видео записывается длинной не более 15 минут и сохраняется на компьютер или публикуется на YouTube. Рамку захвата видео с экрана можно редактировать до требуемого размера. Запись можно ставить на паузу и менять местоположение рамки на экране.
С помощью этого сервиса можно:
записывать технические обучали (инструкции по работе с программами и сервисами);
записывать объяснения темы (урок, лекция);
записывать упражнения и решения примеров.
Рабочие листы в документах Google
Создавайте учебный материал через документ Google и предоставляйте доступ ученикам. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ учителю с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом и мониторить работу ребят, и направлять их.
Edpuzzle https://edpuzzle.com/
При помощи Edpuzle учитель может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов.
В Edpuzzle создается класс, и учитель может мониторить работу учащихся над этим учебным материалом.
Тесты для самопроверки
С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.
LearningApps https://learningapps.org/
Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация, интерактивное видео и т.д.
Kubbu http://www.kubbu.com
Интерактивные задания по любым учебным предметам.
Quizlet https://quizlet.com/
Сервис, позволяющий создавать флешкарты и игры, которые можно использовать для любой учебной ступени или любого учебного предмета. Quizlet чаще всего рассматривают как сервис для изучения иностранных слов. h5p.org
Платформа, на которой можно создавать интерактивные задания для самопроверки, практически на любой вкус. Задания передаются ученикам по ссылке.
Мониторинг
Под мониторингом я понимаю наблюдение за процессом обучения. И здесь указываю сервисы, которые помогают наблюдать за тем, как ученики справляются с выполнением заданий.
Таблица продвижения
Создайте в таблицах Google таблицу, в которую внесите имена учеников (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать ученики. Учащимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.
Работа в Google-документах
Ученики могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Учитель может отслеживать продвижение ученика по заданию, комментировать выполнение задания, направлять ученика.
Wizer http://app.wizer.me
С помощью Wizer вы создаете невероятно красивые по дизайну рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют учителю быстро предоставлять учащимся обратную связь.
Обратная связь
Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших учеников.
Direct Poll https://strawpoll.de
В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды. Используйте его для получения обратной связи от учеников. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.
Google Form
С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету.
Quizizz http://quizizz.com
Сервис для создания викторин. Ученики проходят викторину, а учитель видит статистику по каждому ученику.
Kahoot
При помощи Kahoot тоже создаются викторины. В связи с карантином разработчики предложили функции пакета Премиум использовать бесплатно. Обязательно попробуйте их.Платформы для обучения
Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.
Google Classroom https://classroom.google.com/
Google Sites https://sites.google.com/
Блог
Используйте любую платформу, которая удобна для вас.
Закрытая группа в социальных сетях
Например, facebook группа, доступ к которой есть у всего класса. Удобно быть на связи с учениками и можно проводить онлайн-уроки.
Canva
В этом году в международном формате был запущен социальный проект «Canva для образования». Теперь эта платформа предоставляет возможность создания виртуального класса и проведения командной работы. По ссылке вы найдете описание возможностей и бесплатный мини-курс «Canva для класса» https://www.canva.com/ru_ru/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie/
Я постаралась затронуть все важные аспекты, связанные с организацией учебной работы дистанционно.
А как вы организовывали ДО? Коллеги, делитесь опытом!
В данной статье авторы обобщили опыт проведения уроков в период дистанционного обучения в период пандемии, и на основе полученного опыта предлагают варианты планирования и проведения урока с целью повышения качества полученных знаний и умений.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, планирование урока, определение целей и задач урока, средства дистанционного обучения.
Дистанционное обучение как никогда прежде приобретает популярность в связи с ограничениями из-за коронавирусной инфекции. Появляется потребность в том, чтобы правильно организовать процесс обучения: объяснение учебного материала, обобщение и контроль.
Что же такое дистанционное обучение? Рассмотрим несколько определений.
Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. [1]
Дистанционное обучение — это вид образовательной деятельности, осуществляемый образовательными учреждениями с помощью медиатехнологий и различных образовательных ресурсов, которые выходят за рамки традиционных ограничений времени и пространства учебного заведения. [2]
Данный вид преподавания имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Учителя встретили его с определенной опаской, в то время как многие ученики отнеслись к этой форме восторженно.
С одной стороны, дети становятся более разгружены, в школу ходить не надо, но в то же время они стали значительно больше тратить времени на выполнение домашнего задания и работу в виртуальном пространстве. Учителя должны бы получить больше времени на восстановление сил и психологическую разгрузку, но они стали тратить больше времени на составление уроков, проверку домашнего задания, работу с учениками и родителями. В связи с этим встает вопрос: как правильно организовать процесс дистанционного обучения и дистанционный урок?
Необходимо полностью изменить программу обучения, чтобы уроки были интерактивны, при этом задействованы все учащиеся. Причем не стоит забывать, что не все школы материально оснащены для проведения качественного дистанционного обучения.
Данная ситуация может развиваться по-разному: учителям была представлена полная свобода в проведении уроков. Кто-то пошел по пути наименьшего сопротивления и попросту выдавал домашнее задание, проверял его, используя различные социальные сети, или же мессенджеры. Часть учителей пошла по другому пути, т. е. попытались построить достойную дистанционную образовательную среду, где уделено внимание всем учащимся.
В рамках каждой школы можно провести педагогический сбор, где можно обмениваться опытом использования различных средств, форм, методов и технологий дистанционного обучения, от платформ до средств проверки домашнего задания, с помощью чего реализуется дистанционное обучение, методы его проведения (доля онлайн или оффлайн), средства и инструменты, платформы для организации виртуальных классов.
Начнем с того, как же планировать дистанционное обучение, как распределять нагрузку учителя и эффективно организовывать работу учеников.
В первую очередь стоит говорить о времени:
– проведения видеоконференций (онлайн-трансляций, вебинаров);
– решения и проверки контрольных работ (тестов, проектов);
– даты сдачи и приема домашнего задания, проектов.
Немаловажное внимание стоит уделить тому, что во время перевода всех школ России на дистанционное обучение обучающиеся стали страдать от чрезмерного объема домашнего задания. При составлении и планировании урока рекомендовано согласовывать его с коллегами по школе.
Наиболее важным моментом является планирование урока в дистанционном формате.
Начнем с определения цели и задачи урока. Воспользуемся следующим алгоритмом.
- Учет особенностей класса (возраст, поведение, технические возможности).
- Методы взаимодействия с учениками во время занятия.
- Выберите нужный учебный материал.
- Подготовьте и структурируйте материал так, чтобы он отвечал вашим целям и задачам.
- Подберите инструменты, которые помогут вам достигнуть цель урока и разнообразить занятие.
- Пропишите сценарий урока с обозначением примерного времени, которое займет каждая из частей.
При выборе формата занятия ориентируйтесь на возраст учеников и важность информации, причем надо понимать, что чем старше дети, тем больше можно давать на самостоятельное изучение, более старшие дети обучены самообучению и оценке своей деятельности. Например, видеоконференцию с детьми старшего возраста достаточно проводить один раз в неделю, остальное время давать на самостоятельную работу.
Если же материал важный, то стоит на него уделить несколько видеоуроков. Дети смогут задать все появившиеся вопросы, сразу увидите, насколько учащиеся разобрались в теме. В других ситуациях достаточно дать ученикам просмотреть видеоурок или прочитать материал из учебника или другого средства, где после можно будет обсудить полученные вопросы в групповом звонке.
Для учителей, работающих в средних и старших классах, можно дать следующие рекомендации.
- Скорее всего, подростки уже привыкли к цифровой среде, и вам будет немного легче. Однако, им тоже потребуется ваша поддержка.
- Организуйте самую активную и сложную работу в середине дня — подросткам сложнее заниматься с утра.
- Следите, чтобы общее время ребенка онлайн не сильно превышало допустимые нормы СанПин для данной возрастной группы.
- Делайте 5-минутные перерывы каждые 20–30 минут.
- Просите учеников держать камеры включенными. Так вы сможете следить, чтобы они не сидели во время урока в мессенджерах или играх.
План работы в дистанционном формате — это не просто перенос обычного плана в онлайн. У учителя появляются новые методики и инструменты, и формат занятий меняется. Запланируйте время на корректировку учебного материала, выбор инструментов, освоение новых каналов общения.
Чтобы грамотно скорректировать учебный план, задайте себе несколько вопросов:
— Чему я хочу научить учеников?
— Каким образом ученики достигнут учебных результатов?
— За какое время ученики достигнут нужных учебных результатов?
— Как я помогу им достичь учебных результатов?
— Какие инструменты я буду использовать, чтобы помочь ученикам добиться нужных учебных результатов?
— Как я пойму, что ученики усвоили материал?
Необходимо корректировать планы в зависимости от возраста учеников. Начальной школе стоит выдать подробный план работы на неделю, а старшеклассникам можно просто обозначить сроки сдачи самостоятельных заданий.
Частый вопрос, который задают учителя при переходе на дистанционную форму обучения, — как организовать работу в новом формате? Чтобы грамотно подойти к организации, нужно в первую очередь определиться с целью обучения — и уже исходя из этого выстроить стратегию, выбрать подходящие форматы и инструменты работы.
Нужно начинать с самых простых инструментов и это стоит пробовать ибо первые занятия это стресс. Вроде бы те же дети, но другая форма проведения урока, абсолютно все волнуются и при этом ожидания от дистанционного урока у каждого разные.
Любые средства, которые мы можем использовать при дистанционном обучении, делятся на два класса: платформы и ресурсы.
Из платформ наиболее удобным являются Google Classroom. Он достаточно прост и способен уместить в себе все. Регистрация для обучающихся не составляет особой сложности, главное — продумать содержание урока. С помощью данного сервиса возможно автоматизировать проверку.
Для онлайн встреч можно использовать такие инструменты, как Skype, Zoom, Microsoft Teams. Анализируя опыт использования, можно сказать, что Zoom предлагает большие возможности помогающих организации урока в такой форме работы, в том числе групповой работы. Можно объединять детей в сессионные залы, где дети будут обсуждать данное учителем задание, а в свою очередь учитель будет посещать данные залы и контролировать деятельность учеников. Zoom дает возможность показывать экран, дает возможность показывать доску на уроке, на которой они могут совместно редактировать представленную информацию.
Так же есть весьма неплохой инструмент Google Jamboard которое можно использовать как виртуальную доску, где достаточно много инструментов. Например, туда можно загружать фото задачи и разбирать её.
Так же стоит поговорить про выдачу домашнего задания. При этом стоит учитывать техническую сторону вопроса, материальное оснащение и навыки учащихся выполнять задание в интернете. Если же у учащихся нет таких навыков, то можно выдать домашнее задание традиционным способом. Так же можно попробовать выдавать индивидуальное задание. При дистанционном обучении это достаточно просто реализовать и является одним из плюсов. Но при этом так же стоит учитывать способности учащихся.
Выдавая домашнее задание во время дистанционного обучения рекомендовано выдавать его в двух форматах: обязательную часть, которую должны выполнить все ученики; дополнительную, которую выполняют некоторые обучающиеся. Если говорить о проверке домашнего задания, то на первых порах достаточно проверять его наличие. При этом так же рекомендуется использовать средства автоматической проверки домашнего задания. Их огромное количество и стоит пробовать, испытывать, искать удобные агрегаторы для достижения данной цели.
Очень важно так организовать процесс, чтобы были регулярные онлайн встречи обучающихся с учителем, самостоятельная работа, возможность отдыха, проанализировать свою деятельность, продумать следующие шаги, немного переключиться, а после снова включиться, выполнять какую-то работу подвигаться под видео учителя физкультуры. Один из способов проверить включенность ребенка в урок — это прислать смайлик, которые соответствует его состоянию, и в этот момент стоит дать возможность ребенку в самовыражении и относиться с понимание к тому, что они вам пришлют. Дети устают, это понятно и это стоит уважать.
Дистанционное обучение под собой имеет массу особенностей, способов организации и возможностей. Углубляясь в особенности, мы преодолеем такую проблему как качество дистанционного образования. Разбирая способы организации, мы решим проблему низкой мотивации учащихся при обучении в дистанционном формате. Познавая возможности дистанционного обучения, мы приобретем инструмент, позволяющий нам вести уроки не только офлайн, но и с онлайн подключением. Все это в совокупности позволит нам создать достойный контент и качественное обучение для обучающихся.
Литература:
- Википедия — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
- 张曼 刘兴红、从教育技术国际论坛看教育技术学发展历程 [J].中国教育技术装备2020年1月下 第02期(总第476 期)第4–7页
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, домашнее задание, ученик, время, дистанционный формат, инструмент, планирование урока, ребенок, учитель, дистанционный урок.
В настоящее время дистанционное образование сумело завоевать доверие учащихся на всех уровнях обучения. Эффективность нового способа обучения была выявлена резко на фоне пандемии, что позволило оперативно внедрить новый вариант получения знаний повсеместно. Теперь от школьников до абитуриентов и студентов индивиды имеют право добровольного перехода на дистанционное обучение.
Любая педагогическая деятельность тщательно планируется и регулируется всевозможными ГОСТами, нормами, внутренними правилами учебного заведения и пр. Сегодня мы расскажем об особенностях проектирования и разработки программ для дистанционного формата.
Специфика проектирования и планирования дистанционных программ (полный и частичный дистант)
Сами по себе программы для дистанционного обучения обладают рядом выделяющих их черт. Во-первых, в данном случае отсутствует прямой и живой контакт преподавателя и учащегося. Основной акцент на освоении каждой темы и в целом траектории делается на самообразовании. Педагог лишь предоставляет материалы к изучению, задания для закрепления, а также контролирует ход погружения в тему с помощью дополнительных контрольных или аттестационных рубежей.
Во-вторых, дистанционные программы предполагают погружение в предмет в определенной последовательности. То есть в учебном процессе будет сохранена логика изучения по принципу «от простого к сложному», поэтапности.
В-третьих, рассматриваемый формат свойственен далеко не всем направлениям подготовки. Например, ряд прикладных дисциплин или отдельных тем невозможно вынести в рамки нового варианта обучения, так как требуется личный контроль, тщательное разъяснение темы или нюансов, работа с конкретным специализированным оборудованием и пр.
В-четвертых, образовательный процесс, основанный на дистанционном взаимодействии преподавателя и подопечного, строго регламентирован действующими законодательными нормами и рекомендациями, затрагивающими учебный процесс в целом, а также конкретные дисциплинарные особенности и тонкости.
Проектирование и планирование (то есть непосредственная разработка) образовательных программ дистанционного вида укладывается в рамки двух основных сценариев:
- Полный дистант, когда весь учебный процесс проходит в данном формате, то есть абсолютно все предметы переведены в дистанционный режим: студент получает задания, разъяснения, выполняет порученные ему задания и сдает их в электронном виде посредством использования современных технологий. Посещение учебного заведения в данном случае не требуется, но сроки освоения материалов и выполнения заданий при этом ограничены;
- Частичный дистант. Данный сценарий чаще всего используется по принципу необходимости и предполагает перевод отдельных дисциплин или занятий на новый лад. В данном случае не исключается посещение учебного заведения и освоение отдельных тем или предметов в рамках дистанта с предоставлением соответствующих материалов.
Дистанционные образовательные программы проходят ряд стадий: от проектирования и планирования до внедрения, корректировки, обновления и пр. Притом каждый шаг по созданию и применению данного формата обучения базируется на классических принципах:
- Единство, означающее использование единой системы и формы обучения, преподнесения информации в рамках всего учебного процесса. Чаще всего программы дистанта реализуются в рамках модульной системы: разбивка материала по уровням сложности, темам, справочный и практический и пр.;
- Ограниченность, предполагающая определение четких сроков для постижения всей программы или ее части, выполнение и сдачу проверочных материалов, прохождение аттестации и пр.;
- Логика обучения, основанная на поэтапном изучении наиболее важных моментов программы. То есть каждый учащийся будет соблюдать конкретную последовательность действий: изучение вводной информации по теме, основной разъясняющей информации (получение новых знаний), выполнение заданий по теме (закрепление темы) и прохождение контроля (контрольная работа, тестирование и пр.);
- Разнообразие форм дистанционного обучения, предполагающее повышение мотивации и интереса к учебному процессу через способы подачи информации: электронные учебники, видео-уроки, презентации, кейсы, тесты, онлайн-лекции и пр.;
- Посильность программы. Все темы и задания должны быть изложены на простом и понятном для учащегося языке с учетом особенностей его развития и текущего уровня подготовки, миссии дисциплины или программы в целом.
Сегодня мы остановимся подробнее на первых шагах создания соответствующих комплексов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что учитывать при проектировании и планировании дистанционных образовательных программ?
Перейти на дистанционный формам в образовательном заведении так-то просто. Далеко не всегда представляется возможным переложить специальность или отдельный предмет на новый лад. Поэтому при проектировании и планировании дистанционных программ важно учитывать конкретные факторы.
Первое – вид дистанционного обучения: полный и/или частичный. В данном случае важно уточнить, какой объем информации необходимо перевести на новый лад, какие предметы могут быть перекроены или заменены, опущены и пр., на каких темах следует остановиться подробнее и пр.
В случае полного переноса программы обучения (как по специальности, так и в рамках определённой дисциплины) важно переоценить роль и характер погружения в каждую тему, переработать материал в рамках простого и понятного языка, изложения, сформировать четкую систему заданий и критерии оценки и пр. В случае с частичным дистантом важно грамотно сократить программы и предусмотреть иные формы взаимодействия(то есть очные встречи не будут исключены).
Второе – особенности осваиваемой специальности. В данном случае необходимо учесть такие аспекты, как характер профессии, ее принадлежность к определенной научной области (чтобы понять, на каких науках и дисциплинах делать акцент, какие навыки и как отрабатывать, развивать). Согласитесь, экономистам ни к чему погружаться в химические дисциплины. Для них важны математические, экономические, управленческие, юридические и социальные предметы.
Третье – ступень образования, на базе которой планируется реализация программы или предмета. От данного фактора зависит глубина погружения в предмет и отдельные темы, серьезность и уровень сложности заданий. Погружение в каждый предмет происходит поэтапно. При всем желании невозможно сразу постичь высшую математику без знания азов. Поэтому важно сформировать корректную последовательность освоения программы.
Четвертое – продолжительность обучения и примерный календарный план специальности (что и в каком количестве должны изучать студенты). Чаще всего в дистанционный формат перекладывают уже действующие (очно и заочно) программы. Поэтому можно проанализировать их особенности и перенести соответствующие дисциплины на новый лад. Главное – пересмотреть график обучения, общую нагрузку на студентов (объем материалов по темам, модулям, объем заданий для освоения и закрепления навыков и пр.).
Пятое – способ взаимодействия студентов и педагогов. Полный дистант предполагает самоизучение предметов на основе предложенных материалов и рекомендаций. В этом случае посещение вуза не требуется, а все инструменты для обучения предоставляет вуз, отмечая: как и когда должны быть сданы проверочные работы, пройдены аттестации (сессии) и пр. Чаще всего взаимодействие педагогов и студентов происходит либо на отдельной специальной образовательной платформе, где материалы будут выложены в виде онлайн-курса или в рамках личного кабинета студента (на сайте вуза).
Обратите внимание, что обратная связь должна присутствовать в обязательном порядке. Она необходима для преодоления трудностей, возникающих на пути студентов – получение разъяснений или консультаций, сдачи материалов, общения с педагогом (консультации по выполнению НИР, тестирования и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Шестое – способ подачи информации. Данный фактор в большей степени от предыдущего пункта, а также особенностей, характера и глубины погружения в предмет и отдельные темы, творческих и иных возможностей педагога. Лекции чаще всего предстают в виде электронных конспектов, видеоуроков (если тема носит более прикладной характер), допускается онлайн-лекция с помощью чата или видеосвязи. Письменные работы предстают в виде списка тем и методических рекомендаций к их выполнению. Практическая часть занятий сводится к решению задач, кейсов. Притом теория и практика преподаются параллельно (одновременно), то есть студент получает полный пакет заданий и информации по теме/модулю/предмету. Притом подача информации предполагает прохождение ряда стадий: вводный – постановка цели и задач (что будут изучать и для чего, какие навыки развивать и пр.), информационный блок – описание или разъяснение темы, практическая часть – задания для развития определенных качеств и навыков, контрольный блок – для проверки степени усвоенного материала и пр.
В зависимости от принадлежности к блоку информация может разниться: задания могут быть нацелены на развитие новых навыков или закрепление ранее пройденных модулей, «напоминание», контроль знаний. Информация же может носить обзорный характер (для повторения) или глубокий (постижение конкретных научных моментов и постулатов, навыков). Притом глубина погружения напрямую зависит от роли предмета в составе образовательной программы, направления подготовки.
Седьмое – учет общих требований к составу программы. В отношении каждого направления подготовки или предмета (с учетом его соотношения с направлением подготовки и пр.). Минобрнауки утверждает определенные границы по изучению предметов: количество академических часов, список тем или обязательные темы и модули, перечень примерных заданий и пр. Если план обучения не соответствует заявленным требованиям, то он не способен развить необходимые знания и качества, а сама программа не будет соответствовать действующим нормам и требованиям и не сможет быть аккредитованной.
Таким образом, проектирование и планирование дистанционной программы обучения учитывает массу требований и факторов. Притом обратите внимание, что проектирование предполагает постановку общего ракурса обучения, а планирование – конкретизация изучаемых предметов, модулей, тем и пр. По мере прохождения данных стадий дистанционная программа подлежит внедрению, после чего при необходимости корректируется, периодически обновляется и пр.
Проектированием образовательной программы занимается административный или методический персонал вузов, а конкретизацией учебных дисциплин и их планированием – педагоги.
Классическая схема проектирования и планирования программ или предметов в рамки дистанта предполагает реализацию следующей последовательности действий:
- Определение роли и места дисциплины в общем направлении подготовки;
- Определение возможности по переносу модулей или предмета в целом в рамках интернет-обучения;
- Переработка учебного плана с учетом новых возможностей: определение способа взаимодействия с учащимися, способа подачи информации, разработка заданий для практического воспитания и методических рекомендаций по их выполнению, разработка критериев оценки и пр.;
- Определение сроков обучения в рамках дистанта с конкретизацией сроков сдачи письменных работ и заданий, прохождения аттестации и пр.;
- Порядок итоговой аттестации выпускников: способ проведения ГОСов, требования к дипломной работе, порядок ее онлайн- или очной защиты и пр.
- Констатация требований к материально-технической базе дистанта: программы, ПК, регистрация на сайте и пр.
После формирования детальной программы дистанционного обучения происходит ее внедрение и апробация по результатам которой возможны корректировки (в целях устранения проблем, сложностей, нестыковок и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности проектирования и планирования для полного дистанта
Полное дистанционное обучение предполагает самообразование в рамках заранее намеченной траектории и утвержденного плана с учетом особенностей выбранной профессии (направления подготовки).
В данном случае важно грамотно перевести традиционную программу обучения в дистанционный режим, перекроив формат занятий, пересмотрев способ подачи информации и характер заданий, варианты взаимодействия и пр.
Проектирование полного дистанта предполагает прохождение следующих этапов:
- Анализ требований в рамках специальности: навыки, знания, состав обязательных предметов, ГОСТы и пр.;
- Продолжительность обучения для планомерного и поэтапного распределения предметов, построения логики обучения, определения примерного объема заданий и пр.;
- Технические требования и возможности обучения: работа посредством внутренних ресурсов вуза, разработка специального дистанционного курса на сторонней площадке, использование специального приложения и пр.;
- Переработка каждой темы: постановка цели и задач занятия, простое и понятное разъяснение темы с акцентом на ключевые моменты (понятия, правила, методы и пр.), подборка заданий (для понимания и усвоения, закрепления, проверки и пр.). В данном случае важно ориентироваться на «среднестатистического студента» с соответствующей скоростью и уровнем подготовки, чтобы понимать: сколько времени в среднем уходит на изучение темы и выполнение заданий и пр. Данный момент важен для полноценного проектирования посильной дистанционной программы;
- Оформление темы/дисциплины/курса или программы: текстовая информация (электронная), видеоматериалы, инструкции, кейсы, тесты, письменные работы (НИР, контрольные работы), проверочные задания;
- Аттестация по мере прохождения модуля/темы или в строго очерченные сроки: сдача письменного проекта, прохождение онлайн-тестирования, решение кейсов и пр. В данном случае важно проработать не только сами упражнения, но и критерии их оценки.
Программа полного дистанта предполагает полное самоизучение намеченной траектории и предоставленных материалов с обязательным прохождением промежуточной и итоговой аттестации.
Полный дистант |
Частичный дистант |
|
Предметный состав |
Полный |
Акцент на наиболее важных моментах, посильных для самоизучения |
Сроки обучения |
Утверждены в отношении всей программы, по модулям |
Действуют на период внедрения программы, чаще всего краткосрочны |
Способ взаимодействия |
Интернет-технологии без посещения вуза и живого контакта |
Не исключено очное обучение в вузе, применение онлайн-технологий частично |
НИР |
присутствуют |
|
Сессия, аттестация, проверка знаний |
присутствует |
Обучение в рамках полного дистанта будет содержать подробное описание каждого модуля/предмета/темы, методические рекомендации и инструкции по выполнению практических заданий и письменных проектов, возможности получения онлайн-консультирования у научного руководителя и педагога-предметника.
Проектирование и планирование обучения в рамках полного дистанционного формата будет учитывать ряд особенностей:
- Возраст учащихся и их текущий уровень подготовки;
- Направление подготовки и его предназначение, общие требования к обретаемым знаниям и навыкам, исходя из этого будет очерчен круг обязательных и вспомогательных предметов;
- Материально-техническая база вуза и учащихся: какие программы и приложения понадобятся для обучения, способ взаимодействия и подачи материала с учетом доступности и ясности материала и пр.
Полный дистант должен развивать все основные компетенции дипломанта, специалиста, предоставлять полную и качественную подготовку учащегося.
Специфика проектирования и планирования программ частичного дистанта
Программы частичного дистанта предполагают не полное самоизучение в рамках заявленной специальности или предмета, а лишь частичный переход на самообразование. Данный вариант применяется преимущественно по инициативе учащегося или на фоне внешней обстановки и необходимости в данном вар анте подготовки. Его очевидной отличительной чертой выступает то, что лишь часть программы переходит на дистанционное обучение, потребность в очном/заочном освоении (то есть посещение вуза) также будет присутствовать.
Проектирование и планирование частичного дистанта предполагает проведение следующих операций:
- Анализ текущих программ по специальностям или предметам и определение обязательных моментов, уровень сложности и пр.;
- Возможности по выносу тем или предмета на самоизучение, дистанционный формат с подготовкой соответствующих материалов разъяснительного, методического, практического плана;
- Определение возможности по дистанционному освещению предмета или модуля. Если тема носит более глубокий характер, требует тщательного разъяснения, отработки конкретных навыков, то лучше всего оставить ее для очного/заочного освоения. Также перенести обучение на частичный дистант невозможно, если для работы требуется специфическое оборудование, технологии и пр.;
- Переработка традиционной программы с частичным переходом на дистант, при этом важно сохранить точность и глубину погружения в основные модули, снизить нагрузку на общеразвивающие или вспомогательные предметы и задания, отказаться от малозначительных предметов или тем и пр.
- Продолжительность частичного дистанта с акцентом на выделение определенного объема времени и задания для каждого модуля/темы или предмета;
- Проработка способов оценки пройденного материала на базе частичного дистанта и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по проектированию и планированию дистанционных программ
Заниматься проектированием, планированием образовательной программы или ее части должна целая команда, состоящая из квалифицированных экспертов: преподавателей, методистов программистов, администрации вуза и пр. При этом на каждого из участников будут возлагаться определенные права и обязанности.
Программа полного дистанта предполагает не просто перенос традиционных форматов подготовки на новый лад с использованием современных приемов, техники и методов, но и предварительную проверку индивида – предварительное тестирование для определения уровня его текущих знаний и навыков, оценки программы на предмет посильности для него и определение возможностей группового или индивидуального обучения.
Программа частичного дистанта призвана перенести часть занятий в интернет-формат с акцентом на самообразование студентов или учащихся. В данном случае важно учесть возможности по переходу на дистант (возможно ли трансформировать программу, тему, предмет и пр.), сохранив при этом качество подготовки на уровне не ниже прежнего или не ниже действующих минимальных требований ГОСТ.