Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 270 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 391 человек из 62 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Учебный план для
10 классов в соответствии
с ФГОС СОО -
2 слайд
Нормативным основанием формирования учебного плана среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО являются следующие документы:
Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 № 413 (с последующими изменениями)) .
Приказ Минобрнауки России от 29.06.2017 № 1 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.№413» (зарегистрирован в Минюсте России 26 июля 2017 г. Рег.N 47532).
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.) -
3 слайд
Нормативным основанием формирования учебного плана основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО являются
следующие документы:
– Приказ Министерства Просвещения России от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства Просвещения России от 22 ноября 2019 г. n 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»;
письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» (по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ); -
4 слайд
Нормативным основанием формирования учебного плана основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО являются
следующие документы:– письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 № ТС 194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»;
– письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
– письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
– Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 № 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»). -
5 слайд
5
Федеральные государственные образовательные стандарты
Требования к
результатам
зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты
преемственность результатов для разных уровней
зафиксирован системно-деятельностный подходструктуре
зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательных отношений и их соотношение
определены разделы ООП (содержательно и количественно)
интеграция учебной и внеурочной деятельностиусловиям
кадровым
финансовым
материально-техническим
иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение) -
6 слайд
6
III. Требования к структуре ООП
Основная образовательная программа –целостный документ
Целевой раздел
пояснительная записка
планируемые результаты освоения основной образовательной программы
система оценки достижения планируемых результатов
Содержательный раздел
программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК-технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
программы отдельных учебных предметов и курсов
программа воспитания и социализации
программа коррекционной работы
Организационный раздел
учебный план, календарный учебный график, план внеурочной деятельности
система условий реализации ООП в соответствии с
требованиями стандарта -
7 слайд
Структура основной образовательной программы среднего общего образования
Планируемые
результаты
УП, КУГ, ПВД
Система
оценки
Пояснительная
записка
Система условий
реализации ООП
1. Ц е л е в о й р а з д е л
2. С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л
3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л
Формирование экологической
культуры, культуры здорового
и безопасного образа жизни
Программа
развития
УУД
Программа
воспитания и
социализации
Программы
отдельных учебных
предметов (курсов)
Социализация,
профессиональная ориентация
Учебно-исследовательская
и проектная деятельность
Программа
коррекционной
работы
Духовно-
нравственное
развитие и
воспитание -
8 слайд
ФГОС СОО. Организационный раздел основной образовательной программы
1. Учебный план среднего общего образования
обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОСОпределяет
количество учебных занятий – за 2 года не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа среднего
общего образования может включать
как один, так и несколько учебных планов -
9 слайд
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
-
-
-
12 слайд
Учебный план среднего общего образования
-
13 слайд
Учебный план среднего общего образования
-
14 слайд
Учебный план среднего общего образования
-
15 слайд
Учебный план среднего общего образования
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы “Русский язык”, “Литература”, “Иностранный язык”, “Математика”, “История” (или “Россия в мире”), “Физическая культура”, “Основы безопасности жизнедеятельности”, “Астрономия”.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). -
16 слайд
Дополнительные учебные предметы, курсы
В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность (например, “Искусство”, “Психология”, “Технология”, “Дизайн”, “История родного края”, “Экология моего края”) в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность. -
17 слайд
При разработке учебных планов необходимо учитывать требование п.15 ФГОС СОО о выделении в ООП СОО обязательной части (60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (40% от общего объёма образовательной программы).
В пояснительной записке к учебному плану должно быть прописано, как организация, осуществляющая образовательную деятельность, распределила 40% объема учебного плана, отводимого на часть, формируемую участниками образовательных отношений.
-
18 слайд
Учебный план профиля обучения
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися
индивидуального(ых) проекта(ов).
Уровень ОО -
19 слайд
Индивидуальный учебный план предусматривает: обязательное
изучение 11 (12) учебных предметов на базовом или углубленном
уровне, в том числе – интегрированных
Учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (не менее 1):
«Русский язык и литература»
«Иностранные языки»
«Общественные науки»
«Математика и информатика»
«Естественные науки»
«Физическая культура экология и ОБЖ»
Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения
«Искусство»,
«Психология»,
и др.Общие для включения во все учебные планы учебные предметы, в том числе на углубленном уровне:
«Русский язык»
«Литература»
«Иностранный язык»
«Математика»
«История» (или «Россия в мире»)
«Физическая культура»
«ОБЖ»
«Астрономия»
В учебном плане должно быть предусмотрено
выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
Уровень ОО -
-
-
-
-
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 258 017 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 29.11.2020
- 298
- 0
- 23.11.2020
- 193
- 0
- 04.11.2020
- 204
- 0
- 14.10.2020
- 1189
- 7
- 26.08.2020
- 4898
- 30
- 21.08.2020
- 150
- 0
- 11.08.2020
- 584
- 2
- 10.08.2020
- 587
- 18
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
Пояснительная записка Учебный план образовательной организации, реализующей основные образовательные программы среднего общего образования, отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения. 1.Общие положения. 1.В 2023/2024 учебном году учебный план школы, реализующий программы среднего общего образования (2 летний срок освоения программ среднего общего образования) для 10-11 классов составлен на основании следующих нормативно-правовых документов, определяющих содержание общего образования: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645 с изменениями и дополнениями); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2022г. № 732 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.мая 2012г № 413; - Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Приказом Министерства просвещения РФ от 05.12.2022 № 1053 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным 1 образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115»; - Приказом Министерства просвещения РФ от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных реализации имеющих государственную аккредитацию к использованию при образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от28декабря 2018г. № 345»; - Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" - Уставом МБОУ СОШ № 95; - Проектом Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ СОШ № 95 (ФГОС СОО). 1.1. Достижение социальной компетентности обучающихся определяется требованиями государственного образовательного стандарта.. 1.3.Учебный план составлен в соответствии с целевыми ориентирами, отраженными в Образовательной программе школы, которые определенны как создание образовательной системы школы в соответствии с образовательными потребностями обучающихся и их законных представителей, создание условий для свободного самоопределения обучающихся. Основным приоритетом учебного плана является увеличение его вариативности, которое позволит обучающимся максимально эффективно освоить содержание образования и даст возможность обеспечить все образовательные потребности обучающихся. 1.4.Учебный план школы составлен на основании мнений и пожеланий всех членов 2 педагогического сообщества и реализует основные цели. 1.5.Среднее общее образование - завершающий уровень общего образования, призванный обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. В связи с тем, что на протяжении ряда лет в набирается только один класс 10 класс, образовательная организация обеспечивает реализацию одного (универсального) профиля обучения, который позволит ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов и изучение на углубленном уровне обществознания и информатикию В Учебный план включены: - обязательные учебные предметы, общие для всех профилей «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия» «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». - включены предметы из всех образовательных областей; - в учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта по всем предметам, которые представлены в учебном плане. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Также индивидуальный проект может носить интегративный характер и выходить за рамки представленных предметов в учебном плане. Исходя из этого, мы выстраиваем универсальный профиль обучения на основе базовых и профильных общеобразовательных предметов, факультативных и элективных курсов. Такой подход оставляет широкие возможности обучающимся для выбора факультативных и элективных курсов, учебных предметов, которые в совокупности составляют их индивидуальные образовательные траектории. Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа 3 результатов предполагает: - понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области; - умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; -осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания. Факультативные, элективные учебные курсы, обязательные учебные курсы по выбору обучающихся рассчитаны на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Задачами образовательной деятельности при реализации ФГОС СОО является реализация требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российскойгражданской идентичности в поликультурном социуме; - метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; - предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного 4 типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области; - умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; -осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания. Факультативные, элективные учебные курсы, обязательные учебные курсы по выбору обучающихся рассчитаны на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. . 5 2. Общая характеристика предметных областей Филология и иностранные языки Изучение предметных областей "Филология" и "Иностранные языки" на базовом уровне должно обеспечить: сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (русского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса; сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; сформированность навыков различных видов анализа Общественные науки (История, Обществознание) Изучение предметной сформированность области "Общественные мировоззренческой, науки" ценностно-смысловой должно сферы обеспечить: обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации; понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий; сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук. Предметные результаты изучения предметной области "Общественные науки" включают предметные результаты изучения учебных предметов: Изучение учебного предмета "История" на базовом уровне должно обеспечить: 1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; 6 2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; 3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной иобщественной деятельности, поликультурном общении; 4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; 5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Изучение учебного предмета "Обществознание" на углубленном уровне должно обеспечить: 1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; 3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; 5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; 6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; 7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. "География" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса географии должны отражать: 1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; 2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; 3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; 4) владение объектами, умениями процессами и проведения явлениями, наблюдений их за изменениями отдельными в результате географическими природных и антропогенных воздействий; 7 5) владение закономерностей умениями и использовать тенденций, карты получения разного содержания нового для географического выявления знания о природныхсоциально-экономических и экологических процессах и явлениях; 6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; 7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; 8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" включают предметные результаты изучения учебных предметов: "Математика"(базовыйуровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать: 1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; 2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; 3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; 4) владение показательных, стандартными степенных, приемами решения тригонометрических рациональных уравнений и и иррациональных, неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; 5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; 6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; 7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный 8 характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятияхэлементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; 8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. "Информатика" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать: 1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; 2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; 3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; 4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной программирования и отладки задачи таких с использованием программ; основных использование готовых конструкций прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; 5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; 6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных; 7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. 9.4. Естественные науки Изучение предметной области "Естественные науки" должно обеспечить: сформированность основ целостной научной картины мира; формирование сформированность понимания понимания взаимосвязи влияния и взаимозависимости естественных наук на естественных окружающую наук; среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, 9 творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию; сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования. Предметные результаты изучения предметной области "Естественные науки" включают предметные результаты изучения учебных предметов: "Физика" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса физики должны отражать: 1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, измерений, описание, обнаруживать измерение, эксперимент; зависимость между умения физическими обрабатывать величинами, результаты объяснять полученные результаты и делать выводы; 4) сформированность умения решать физические задачи; 5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; 6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. "Химия" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса химии должны отражать: 1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; 10 4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; 5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; 6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. "Биология" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать: 1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; 3) владение биологических основными исследованиях методами живых научного объектов и познания, экосистем: используемыми описание, при измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; 4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; 5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения Изучение учебных предметов "Физическая культура" и "Основы безопасности жизнедеятельности" должно обеспечить: сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира; знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим; умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях. Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должно обеспечить: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и 11 ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. В рамках учебного плана реализовываются курсы по выбору обучающихся, факультативные и элективные курсы: - целью введения предмета «Современная экономика» в 10-11-ых классах является, выработка у учащихся адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся происходящих изменениям в жизни российского общества, а также для их профессионального самоопределения в сфере экономики. Важным является также воспитание у учащихся инициативы и самостоятельности в принятии решений, способности саморазвитию и самообразованию. Каждый современный человек должен владеть суммой экономических знаний, пониманием места и роли России и региона, в котором проживает, в современной мировой экономике, а также умением ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире. - курс «Химические производства Урала» позволит расширить представление обучающихся о производственном потенциале родного края, а также окажет помощь в развитии профессиональных интересов и отработкой практических навыков при решении расчетных и экспериментальных задач. - включен курс, расширяющий и дополняющий знания в области математики «Математика: от простого к сложному» (10 класс), - для формирования функциональной грамотности, необходимой для дальнейшей деятельности выпускников, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка и по запросам обучающихся введен факультативный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация». Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся позволит обеспечить: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; 12 углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Одним из важнейших принципов образовательной политики школы, является непрерывность и последовательность перехода от среднего образования и высшему и среднему специальному образованию. Спектр факультативных и элективных курсов учебного плана позволяет обучающимся углублять и расширять свои знания по различным предметам согласно их интересам и потребностям, связанным с их будущим профессиональным самоопределением. Режим работы школы Обучение в школе для обучающихся 10-11-ых классов организовано в рамках пятидневной рабочей недели. Учебный план определяет предельно допустимую нагрузку 34 часа в неделю. Начало уроков - 8.00, имеется 2 перемены по 20 минут для организации питания обучающихся, остальные перемены по 10 минут. После уроков обучающиеся принимают участия в различных классных и общешкольных мероприятиях, посещают кружки согласно плана внеурочной деятельности (10 класс). Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на этапе средней школы составляет не более 700 часов. Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки используется перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность тематических образовательных в каникулярное программ. время может реализовываться в рамках Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1-2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями). На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа. В 10-м классе для обеспеченияадаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11-м классе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, 13 соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в школе использована оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и учреждений социума). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех ресурсов предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники. В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель. При наполняемости 25 человек и более класс делится на 2 группы при проведении занятий по иностранному языку, иностранному языку и информатике и ИКТ. Продолжительность учебного года для 10-ых классов - 34, в 11-ом классе – 33 учебных недели. Каникулярный период регламентируется образовательным учреждением. 3. Промежуточная аттестация. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, сопровождается курса, дисциплины промежуточной (модуля) аттестацией образовательной обучающихся. программы, Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам промежуточной академической (модулям) аттестации образовательной при задолженностью. отсутствии Обучающиеся программы или уважительных обязаны не прохождение причин признаются ликвидировать академическую задолженность. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную академической деятельность, задолженности. в В пределах одного года указанный период не с момента включаются образования время болезни обучающегося. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в 11 класс условно. Обучение на уровне среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией. Уровень подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной (неудовлетворительно), системе 3 (удовлетворительно), оценок: 4 (хорошо), 5 (отлично). 2 Наряду с отметочной системой в Школе применяется зачетная система по предметам вариативной части учебного плана, определяемым Педагогическим советом 14 Аттестация по итогам полугодия 10 классы - 1, 2 полугодие 11 классы - 1 полугодие Аттестация по итогам полугодия 10 классы - 1, 2 полугодие 11 классы - 1 полугодие Полугодовая оценка по каждому предмету учебного плана определяется путем вычисления среднего арифметического текущих оценок с последующим округлением до целого числа. Аттестация по итогам учебного года 10 Контрольные срезы знаний для уч-ся 10класс 11 классов проводятся по всем предметам обязательной части учебного плана и предметам части учебного плана по выбору участников образовательного процесса, если на его изучение отводится не менее 68 часов (за весь период изучения курса). Годовые оценки выставляются как среднее арифметическое оценок за учебные периоды (полугодия) Формами промежуточной аттестации учащихся являются: - итоговые предметные и метапредметные контрольные работы; - диагностическое тестирование; - творческие и исследовательские проекты; - комплексные проверки; - письменные контрольные работы (в том числе и в тестовой форме); - ВПР и т.д. Итоговая аттестация в 11 классе проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации, определяемым Министерством образования РФ. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации проводится для обучающихся одиннадцатых классов в декабре последнего года обучения. Изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети - инвалиды. Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет». В случае, если обучающийся получил за итоговое сочинение (изложение) неудовлетворительный результат («незачет»), он допускается повторно к проведению итогового сочинения (изложения) в дополнительные срок 15 Среднее общее образование (ФГОС СОО) Универсальный профиль обучения (2023/2024-2024/2025 учебные года) (количество недельных часов) Предметная область Русский язык и литература Математика и информатика Иностранные языки Естественно-научные предметы Общественнонаучные предметы Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Учебный предмет Уровень Количество часов 10 класс 11 класс Общие учебные предметы Русский язык Б Литература Б Математика Б 2 3 5 2 3 5 Информатика У 4 4 Иностранный (английский) язык Физика Химия Биология История Обществознание География Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Б 3 3 Б Б Б Б У Б Б Б 2 1 1 2 4 1 2 1 2 1 1 2 4 1 2 1 Индивидуальный проект 1 Учебные предметы по выбору из числа обязательных предметных областей Общественные науки Современная экономика 32 31 Учебные предметы по выбору из числа обязательных предметных областей Курсы по выбору: факультативные, элективные курсы Русское правописание: 1 орфография и пунктуация. Математика: от простого к 1 1 сложному Химические производства 1 1 Урала ИТОГО 34 34 Среднее общее образование (ФГОС СОО) Универсальный профиль обучения (2023/2024-2024/2025 учебные года) (количество недельных часов) Предметная область Русский язык и литература Математика и информатика Иностранные языки Естественно-научные предметы Общественнонаучные предметы Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Учебный предмет Уровень Количество часов 10 класс 11 класс Общие учебные предметы Русский язык Б Литература Б Математика Б 2 3 5 2 3 5 Информатика У 4 4 Иностранный (английский) язык Физика Химия Биология История Обществознание География Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Б 3 3 Б Б Б Б У Б Б Б 2 1 1 2 4 1 2 1 2 1 1 2 4 1 2 1 Индивидуальный проект 1 Учебные предметы по выбору из числа обязательных предметных областей Общественные науки Современная экономика 32 31 Учебные предметы по выбору из числа обязательных предметных областей Курсы по выбору: факультативные, элективные курсы Русское правописание: 1 орфография и пунктуация. Математика: от простого к 1 1 сложному Химические производства 1 1 Урала ИТОГО 34 34
Елена Анатольевна Порошина,
тьютор опытно-экспериментальной работы по опережающему внедрению ФГОС СОО
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург
Особенности учебного плана по ФГОС СОО
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 2)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». Вступает в силу с 1 сентября 2020 года. Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.
При сопоставлении ФГОС ООО и ФГОС СОО можно выявить ряд различий по нескольким критериям, в том числе в системе требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. На уровне требований к личностным результатам к уже существующим в рамках ФГОС ООО добавляются понятия «саморазвития», «экологической культуры» и «гражданской идентичности». На метапредметном уровне дополнительно включено владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. В системе предметных требований к результатам освоения ООП коренных различий нет.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации.
Таким образом, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта является учебный план среднего общего образования.
Учебный план образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, должен отражать организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения. Количество часов учебных занятий можно определить после отбора содержания и составления тематического планирования.
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). И поскольку, в соответствии с п. 3. ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации относится «разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации», то и ответственность за формирование учебного плана в полной мере лежит на учебном заведении.
Приступая к проектированию учебного плана, следует иметь в виду, что ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов. В числе требований ФГОС СОО к учебному плану следует выделить формирование индивидуальных учебных планов, включение в план обязательных предметов (8 дисциплин), выделение профильных предметов для любого вида профиля в рамках 3-4 часов в неделю, реализация индивидуального проекта (в рамках базового уровня).
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования); изучение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов (модулей). Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем образовательной организации.
Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 10 (11) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Образовательная организация может самостоятельно выделить часы в учебном плане на учебный предмет «Родная литература», перераспределив часы, выделяемые на учебный предмет «Литература» для изучения произведений из блока «Родная (региональная) литература)» и «Литература народов России». Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных действующим законодательством в области образования, возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации из числа языков народов Российской Федерации.
Обязательными для включения в учебный план являются следующие предметы:
- Русский язык
- Литература
- Иностранный язык
- История
- Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрии
- Астрономия
- Физическая культура
- Индивидуальный проект
Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального. При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией.
Ниже представлен примерный учебный план среднего общего образования, опубликованный в письме Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.04.2019 №03-28-2905/19-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»
Обязательные учебные предметы на базовом уровне |
||
Инвариантная часть |
Учебные предметы |
Кол-во часов за два года обучения |
Базовый уровень |
||
Русский язык |
68 (1/1) |
|
Литература |
204 (3/3) |
|
Иностранный язык |
204 (3/3) |
|
Математика |
272 (4/4) |
|
История |
136 (2/2) |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
136 (2/2) |
|
Естествознание |
204 (3/3) |
|
Астрономия |
34 (0/1) |
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
68 (1/1) |
|
Физическая культура |
204 (3/3) |
Вариативная часть |
Учебный предмет |
Кол-во часов за два года обучения |
Б |
П |
|
Русский язык |
– |
204 (3/3) |
Литература |
– |
340 (5/5) |
Иностранный язык |
– |
408 (6/6) |
Математика |
– |
408 (6/6) |
История |
– |
272 (4/4) |
Физическая культура |
– |
272 (4/4) |
Обществознание |
68(1/1) |
204 (3/3) |
Экономика |
34 (0,5/0,5) |
136 (2/2) |
Право |
34 (0,5/0,5) |
136 (2/2) |
География |
68(1/1) |
204 (3/3) |
Физика |
136 (2/2) |
340 (5/5) |
Химия |
68(1/1) |
204 (3/3) |
Биология |
68(1/1) |
204 (3/3) |
Информатика и ИКТ |
68(1/1) |
272 (4/4) |
Искусство (МХК) |
68(1/1) |
204 (3/3) |
Технология |
68(1/1) |
272 (4/4) |
Основы безопасности жизнедеятельности |
– |
136 (2/2) |
Всего: |
не более 2108 (не более 31 / не более 31) |
|
Вариативная часть |
Учебные предметы |
Кол-во часов за два года обучения |
Б |
П |
|
Региональный компонент |
||
Всего: |
136 (2/2) |
|
Компонент образовательной организации |
||
Всего: |
не менее 272 (не менее 4 / не менее 4) |
|
Итого: |
2516 (37/37) |
|
Предельно допустимая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
2312 (34/34) |
|
Предельно допустимая учебная нагрузка при шестидневной учебной неделе |
2516 (37/37) |
Для формирования учебного плана профиля необходимо:
1. Определить профиль обучения.
2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее трех учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.
3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).
4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля факультативными и элективными курсами.
5. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающегося.
Пример учебного плана универсального профиля
Предметная область |
Учебные предметы |
Уровень |
Кол-во часов |
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
70 |
Литература |
Б |
210 |
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрии |
У |
420 |
Информатика |
Б |
70 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б |
210 |
Естественные науки |
Физика |
Б |
140 |
Астрономия |
Б |
70 |
|
Общественные науки |
История |
У |
280 |
Обществознание |
Б |
140 |
|
Физическая культура, экология и ОБЖ |
Физическая культура |
Б |
210 |
ОБЖ |
Б |
70 |
|
Индивидуальный проект |
Б |
70 |
|
Технология |
ЭК |
280 |
|
Предметы и курсы по выбору |
ФК |
210 |
|
Итого |
2450 |
ГБОУ гимназия №61 реализует модель гуманитарного профиля. Учебный план школы составлен в соответствии с общеобразовательной программой среднего общего образования, обеспечивающей углубленное изучение отдельных учебных предметов основной образовательной программы среднего общего образования. Данный учебный план реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, обеспечивает преемственность при организации учебной деятельности и единство образовательного пространства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, гарантирует овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые позволят ребёнку продолжить образование в высших учебных заведениях.
В соответствии с ФГОС СОО структура учебного плана для X-XI классов содержит обязательную (инвариантную) часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (вариативную часть). Инвариантная часть включает перечень минимально необходимых предметов, которые обеспечивают формирование общей культуры, функциональной грамотности, способность к самоопределению и жизни в современном обществе, часы вариативной части позволяют определить содержание образования с учетом специфики региона и гимназии.
Осуществление целей ООП СОО потребовало при конструировании учебного плана среднего общего образования увеличения количества часов на изучение ряда образовательных областей и отдельных предметов, которое обусловлено:
‒ дополнительной подготовкой обучающихся по предметам гуманитарного цикла в средней школе в соответствии с реализуемой образовательной программой (подробное объяснение необходимости увеличения часов на преподавание конкретных предметов приводится в пояснительных записках к рабочим программам и тематическому планированию соответствующих курсов и программ, разработанных в методических объединениях и утвержденных Педагогическим советом гимназии);
‒ реализацией Санкт-Петербургского регионального компонента содержания образования.
При этом аудиторная нагрузка обучающихся по группе учебных предметов среднего общего образования не превышает объема предельно допустимой аудиторной нагрузки, установленной Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 и максимально допустимой недельной нагрузки, установленной Примерным учебным планом.
Годовой и недельный учебный план для X – XI классов ГБОУ гимназия N61, осуществляющей апробацию ФГОС среднего общего образования, на 2019-2020 учебный год
Предметные области |
Учебные предметы |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
||||
X |
XI |
Всего |
X |
XI |
Всего |
||
Обязательная часть |
|||||||
Базовые учебные предметы |
|||||||
Русский язык и литература |
Русский язык |
1 |
1 |
2 |
34 |
34 |
68 |
Математика и информатика |
Алгебра и начала математического анализа |
3 |
3 |
6 |
102 |
102 |
204 |
Геометрия |
1 |
1 |
2 |
34 |
34 |
68 |
|
Общественные науки |
Обществознание |
2 |
2 |
4 |
68 |
68 |
136 |
Естественные науки |
Астрономия |
– |
1 |
1 |
– |
34 |
34 |
Физическая культура, экология и ОБЖ |
ОБЖ |
1 |
1 |
2 |
34 |
34 |
68 |
Физическая культура |
3 |
3 |
6 |
102 |
102 |
204 |
|
Профильные учебные предметы |
|||||||
Русский язык и литература |
Литература |
5 |
5 |
10 |
170 |
170 |
340 |
Иностранные языки |
Иностранный язык (англ.) |
6 |
6 |
12 |
204 |
204 |
408 |
Общественно-научные предметы |
История |
4 |
4 |
8 |
136 |
136 |
272 |
Итого: |
26 |
27 |
53 |
883 |
918 |
1802 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при шестидневной учебной неделе: |
|||||||
Русский язык и литература |
Русский язык |
1 |
1 |
2 |
34 |
34 |
68 |
Иностранные языки |
Второй иностранный язык (нем./фр.) |
2 |
2 |
4 |
68 |
68 |
136 |
Математика и информатика |
Геометрия |
1 |
1 |
2 |
34 |
34 |
68 |
Информатика |
1 |
1 |
2 |
34 |
34 |
68 |
|
Общественные науки |
География |
1 |
– |
1 |
34 |
– |
34 |
Естественные науки |
Физика |
2 |
2 |
4 |
68 |
68 |
136 |
Химия |
1 |
1 |
2 |
34 |
34 |
68 |
|
Биология |
1 |
1 |
2 |
34 |
34 |
68 |
|
Индивидуальный проект |
1 |
1 |
2 |
34 |
34 |
68 |
|
Итого: |
11 |
10 |
21 |
374 |
340 |
714 |
|
Максимально допустимая аудиторная нагрузка при шестидневной учебной неделе |
37 |
37 |
74 |
1258 |
1258 |
2516 |
|
Внеурочная деятельность |
10 |
10 |
20 |
340 |
340 |
680 |
Учебный план ГБОУ гимназия N61 на 2019-2020 учебный год для X-XI классов направлен на обеспечение реализации гуманитарного профиля исходя из запроса обучающихся и их родителей (законных представителей), с преподаванием предметов «Литература», «Иностранный язык (английский)» и «История» на углубленном уровне и ориентирован на достижение запланированных результатов обучения по ФГОС СОО.
Учебный план гуманитарного профиля состоит из двух частей: предметных областей, состоящих из основных компонентов содержания образования, и части, курсов по выбору.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение. Формирование учебного плана осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей: «Русский язык и литература», «Математика и информатика», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Естественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности».
В учебный план включены обязательные базовые и профильные учебные предметы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. К обязательным базовым учебным предметам, направленным на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся, отнесены: «Русский язык», «Математика», «Обществознание», «Астрономия», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура». К учебным предметам по выбору на базовом или профильном уровнях отнесены: «Литература», «Иностранный язык (английский)», «История», «География», «Физика», «Химия», «Биология».
С целью полноценной подготовки по естественнонаучным дисциплинам, обеспечивающей будущим выпускникам возможность поступления в вуз любого профиля, а также с целью сохранения преемственности и непрерывности образования базовые учебные предметы «Физика», «Химия» и «Биология» преподаются как отдельные предметы. Форма организации учебных занятий: уроки, практикумы, проектные задания, исследовательские модули, самостоятельные и лабораторные работы обучающихся и др.).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений гуманитарного профиля средней школы, представлена учебным предметом «Русский язык» (34 часа в год) с целью формирования общекультурного уровня, достижения обучающимися уровня общекультурной компетентности через содержание государственного стандарта по русскому языку в средней школе, для восполнения, закрепления и углубления знаний и умений обучающихся, активного повышения реального уровня их образованности, а также обеспечение готовности к получению высшего образования в области филологии.
С целью развития математических способностей и логического мышления, пространственного воображение, алгоритмической культуры, критичности мышления, овладения конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования из регионального компонента добавлен 1 час на изучение учебного предмета «Математика (геометрия)».
Из части, формируемой участниками образовательных отношений выделены:
– на изучение второго иностранного языка (немецкий, французский) – (68 часов в год). Практика показала, что изучение второго языка способствует развитию у учащихся общего и лингвистического кругозора. За годы существования гимназии создан широкий учебно-методический комплекс для преподавания немецкого и французского языков, выработана эффективная система преподавания. Это позволяет успешно реализовывать учебные программы и достигать результатов, соответствующих государственным стандартам по иностранному языку;
– на изучение учебного предмета «Информатика» – (34 часа в год);
– индивидуальный проект – (34 часа в год).
Максимальный объем учебной нагрузки при шестидневной неделе составляет в X-XI классах – 37 часов.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. В учебный план внеурочной деятельности среднего общего образования включены элективные учебные предметы, которые определяют направление специализации образования в каждом классе и специфику учреждения. Выбор гимназией перечня элективных учебных предметов обеспечивает дополнительную (профильную) подготовку по предметам гуманитарного профиля, обусловлен социальным заказом (родителей и учащихся гимназии). Элективные учебные предметы, предлагаемые учащимся старшей школы, выполняют три основных функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена и поступления в соответствующие высшие учебные заведения;
2) «надстройку» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
При реализации учебного плана выбраны элективные учебные предметы, которые имеют программу (рекомендованную к использованию или авторскую), обеспечены учебниками из числа входящих в федеральный перечень или учебными пособиями, выпущенными организациями, входящими в перечень.
Элективные курсы в гимназии взаимосвязаны с углублёнными предметными программами. Важной формой работы ученика и учителя являются индивидуальные консультации, поддерживающие самостоятельное движение старшеклассника в освоении содержания и формы исследования. Поддерживают опыт учебного исследования мастер-классы, проблемные и методические семинары, научно-практические конференции.
Подготовка к олимпиадам включается в школьный компонент и рассматривается как одна из возможностей индивидуализации образовательной траектории и формирования планирования как ведущей деятельности в старшем школьном возрасте.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в отличных от учебных занятий формах, таких как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы, и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в гимназии на уровне среднего общего образования, использует содержательный и организационный опыт, накопленный при реализации ФГОС на предыдущей ступени. План внеурочной деятельности определяет занятия по выбору обучающихся, которые расширяют индивидуальные потребности обучающихся.
Поскольку в систему метапредметных требований к результатам освоения основной образовательной программы включены навыки проектной деятельности, одним из основных условий реализации образовательной программы СОО является самостоятельное проектирование образовательного индивидуального проекта. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
В ГБОУ гимназия №61 существует простая и действенная структура организации проектной и исследовательской деятельности. Она включает в себя индивидуальный учебный проект (1 час в неделю) и самостоятельное ведение учебной деятельности под руководством научного руководителя (за счет внеурочной деятельности).
В конце доклада следует отметить, что для успешного введения ФГОС СОО в целом необходим качественный кадровый ресурс. В частности, в ГБОУ гимназия №61 осуществляется подготовка кадров по ведению профильных предметов (литература, история, английский язык). По ФГОС СОО работает 30 педагогов. Все они прошли обучение на курсах.