Как составить учетную политику некоммерческой организации

Учетная политика НКО на 2023 год – образец для религиозной НКО можно скачать на нашем сайте – документ, устанавливающий правила и порядок бухучета в НКО. Несмотря на то что деятельность НКО не связана с извлечением прибыли, от обязанности вести бухучет и представлять отчетность они не освобождаются. Подробнее об этом — в статье.

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2023 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации).
  • Рабочий план счетов, т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2023 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.

С 01.01.2023 в связи с переходом на ЕНП и объединением ФСС и ПФР требуются дополнения в рабочий план счетов. Подробнее здесь.

  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года обязательным к примению является федеральный стандарт 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». 

Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать здесь.

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.

См. также «Срок хранения бухгалтерских документов в организации».

  • Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
  • Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.

Читайте также: «Формирование учетной политики в ТСЖ (нюансы)».

Разработанную учетную политику НКО нужно утвердить и ввести в действие специальным организационно-распорядительным документом. Например, приказом или распоряжением.

Порядок оформления и образец заполнения приказа об утверждении учетной политики вы найдете в этой статье.

Бланк учетной политики НКО можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:


Учетная политика некоммерческой организации

Учетная политика некоммерческой организации

Скачать

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2023 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.

В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 учет ОС регулируется двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020.

Организовать и вести учет ОС согласно ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 вам может Путеводитель от КонсультантПлюс. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.

С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке:

Скачать образец

Образцы учетной политики подготовили и эксперты КонсультантПлюс. Образец УП для целей налогообложения НКО на ОСНО – см. в этой публикации. А образец УП для целей бухучета можно скачать в этой статье. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

НКО вправе вести бухучет упрощенным способом (п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Налоговый учет должен вестись в любой компании, в т. ч. и в НКО. Методология и алгоритм налогового и бухучета прописываются в учетной политике. УП НКО должна отражать специфику деятельности конкретной организации. Тщательно продуманная учетная политика НКО позволит избежать претензий налоговиков и иных надзорных органов. 

Учетная политика некоммерческой организации (НКО) — это внутренний документ организации, где зафиксированы все выбранные ею способы учета, которые неоднозначно трактуются в бухгалтерском или налоговом законодательстве. Учетная политика вырабатывается каждой организаций самостоятельно. Чтобы грамотно составить этот документ и охватить весь спектр необходимых способов оценки и учета активов и обязательств, потребуется учесть не только все проводимые организацией операции, но и планируемые в предстоящем периоде.

Содержание:

  • Сроки утверждения учетной политики НКО
  • Учетная политика НКО на основной системе налогообложения (ОСНО)
  • Учетная политика НКО на упрощенной системе налогообложения (УСН)
  • Настройка учетной политики НКО в 1С 8.3 Бухгалтерия предприятия
  • Можно ли работать без учетной политики?
  • Подведение итогов

Несмотря на то, что деятельность НКО не связана с извлечением прибыли, от обязанности вести бухгалтерский учет, налоговый учет и представлять отчетность она не освобождается. Поэтому учетная политика необходима любой НКО. От того, насколько грамотно составлена учетная политика, зависит итоговый результат работы организации, а ее отсутствие может привести к негативным последствиям. 
Специфика деятельности НКО может быть самой разнообразной, а сама учетная политика НКО должна учитывать все особенности, свойственные деятельности каждой организации.

  • Учетная политика НКО — один из основных документов бухгалтерского учета. В нем прописываются многие правила учета, а зависят они от выбранной системы налогообложения.

Учетная политика НКО (пример) – скачать

Учетная политика необходима, например, для описания применяемых организацией методов отражения имущества, доходов и расходов, а также операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности. Учетная политика для налогового учета существенно отличается от учетной политики для бухгалтерского учета, поскольку базируется на иных нормативных документах (главный из них — НК РФ). Кроме того, в налоговом законодательстве чаще происходят изменения, требующие своевременного реагирования на них, в т. ч. внесения корректировок в учетную политику.

Учетная политика НКО может быть сформирована как единый документ с отдельными разделами, посвященными нюансам бухгалтерского и налогового учета, или же на каждый вид учета создается отдельная политика. Важно дополнить политику по учету рабочим планом счетов, формами применяемых первичных документов и регистров, правилами документооборота и иными решениями организации, необходимыми для осуществления учета.

Сроки утверждения учетной политики НКО

По общему правилу вновь созданные организации разрабатывают учетную политику и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. Сроки утверждения учетной политики для бухгалтерского учета (БУ) и для целей налогового учета (НУ) — разные:

  1. Учетная политика для целей БУ утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации НКО (вновь созданной, либо реорганизованной). Но применяется уже с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Если со следующего года учетная политика меняется, соответствующий приказ нужно утвердить до 1 января этого года (п. 9 ПБУ 1/2008);
  2. Учетную политику по НДС вновь созданные организации утверждают не позднее окончания первого налогового периода (квартала). А применяют — со дня создания (п. 12 ст. 167 НК РФ);
  3. Для утверждения УП по налогу на прибыль сроки не прописаны. Но указано, что применять ее в общем случае нужно до конца текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ).

Менять учетную политику в середине отчетного или налогового периода не запрещается. Однако для этого нужны существенные основания. Их два. Первое — появление новых операций или нового вида деятельности. Второе — поправки в законодательстве о налогах и сборах, либо в федеральных или отраслевых стандартах. Для целей БУ есть дополнительное основание — разработка или выбор более эффективного способа ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика НКО на основной системе налогообложения (ОСНО)

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета;
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н);
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО;
  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными;
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, обязательный порядок составления ежегодной сметы, утверждаемой общим собранием участников);
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации);
  • Рабочий план счетов, т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику;
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм;
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость);
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости);
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

Разработанную учетную политику НКО нужно утвердить и ввести в действие специальным организационно-распорядительным документом. Например, приказом или распоряжением.
НКО вправе вести бухучет упрощенным способом (п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Упрощённый способ ведения бухгалтерского учёта разрешён для предприятий, включённых в реестр МСП, а также некоммерческих организаций и компаний-участников проекта «Сколково». При формировании учётной политики им нужно руководствоваться «Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства» (утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 №64н).

В учётной политике им разрешено не применять ПБУ по расчёту налога на прибыль, учёту договоров строительного подряда, оценочных обязательств, запасов (для предприятий, чья выручка не превышает 120 миллионов рублей в год, а среднесписочная численность не больше 15 человек).
Особенностями учетной политики, разрабатываемой в некоммерческих организациях, являются следующие моменты:

  • У НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость разработки налоговой учетной политики;
  • НКО (кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов) может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);
  • Существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
  • У НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т. ч. на НКО, с определенными особенностями;
  • НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации, вправе выбрать систему налогообложения, применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
  • Для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.

Перечисленные особенности не только расширяют число способов учета доступных НКО, но и создают предпосылки для формирования совершенно уникальной для каждой конкретной организации учетной политики. Причем, несмотря на наличие законодательно установленной возможности, упрощения ряда учетных процедур, текст учетной политики НКО может оказаться более объемным, чем у коммерческой организации.

Помимо положений, которые традиционно используются всеми коммерческими организациями, в учетной политике НКО необходимо прописать нюансы распределения общехозяйственных расходов между коммерческой и некоммерческой деятельностью, а также учет прямых расходов. В том случае если в учетной политике отсутствует способ распределения таких расходов, то налоговики посчитают, что себестоимость коммерческих услуг необоснованно увеличена на расходы, которые следовало бы отнести на некоммерческую деятельность. Общехозяйственные расходы могут распределяться пропорционально заработной плате либо доходам.

Нюансы налогового учета заключаются в грамотной организации раздельного учета доходов и расходов. Налоговое законодательство не определяет методику раздельного учета. Конкретный порядок раздельного учета НКО выбирает сама.

Учетная политика НКО на упрощенной системе налогообложения (УСН)

Порядок формирования бухгалтерской учетной политики на УСН не отличается от порядка, который применяют организации на общем режиме налогообложения. Потому от обязанности вести бухгалтерский учет никакая организация действующим законодательством не освобождена. Да, у организации, применяющей УСН, бухгалтерский учет не такой объемный, ведь применять УСН могут организации при определенных условиях. При УСН учетная политика может быть размером не 48 листов, а на 7 и даже меньше.

В учетной политике нужно указать:

  • Формы первичных документов: применяет ли организация унифицированные формы или разрабатывает формы самостоятельно;
  • Уровень существенности: как определяется;
  • Стоимостной критерий отнесения объектов к основным средствам: они хоть и описаны в ПБУ и в НК РФ, но вдруг вы установите свои критерии. Имеете полное право в рамках действующего законодательства;
  • Способ начисления амортизации: нужно выбрать наиболее подходящий именно для вашей организации, и лучше выбрать способ, который бы не порождал разниц между БУ и НУ;
  • Метод оценки списания запасов и др.

В учетной политике для целей налогообложения организации, применяющие УСН, должны указать в первую очередь выбранный объект налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». От этого будет зависеть и само содержание данного локального нормативного акта. Доходами для УСН признаются те же доходы, что и при основной системе налогообложения, а именно доходы от реализации товаров, имущественных прав, а также, внереализационные доходы.

Доходы при УСН признаются по мере их получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Не являются доходами для УСН (п. 1.1 ст. 346.15, п. 8 ст. 346.18 НК РФ):

  • Доходы, указанные в ст. 251 НК РФ;
  • Доходы организаций, по которым они обязаны уплатить налог на прибыль по ставкам, прописанным в пп. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ.
  • В учетной политике при УСН «доходы минус расходы» в УП для целей налогового учета нужно указать:
  • Доходы уменьшаются на перечисленные в ст. 346.16 НК РФ экономически обоснованные расходы, связанные с коммерческой деятельностью или соцвыплатами. Для признания в расходах все издержки должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Настройка учетной политики НКО в 1С 8.3 Бухгалтерия предприятия

Несмотря на наличие на рынке специализированных продуктов для ведения учета в НКО, многим бухгалтерам по-прежнему приходится вести учет в типовой 1С:Бухгалтерии. Прежде чем приступить к полноценной работе в программе 1С 8.3 Бухгалтерия, необходимо настроить учетную политику организации. В том случае, когда в программе ведется учет сразу нескольких организаций, она должна быть настроена для каждой организации отдельно.

Для начала разберемся, где в 1С 8.3 Бухгалтерии найти учетную политику

В меню «Главное» выберите пункт «Учетная политика» (он находится в подразделе «Настройки»). Перед нами открылась основная форма настроек. Помните, что данные настройки определяют правила ведения БУ. Налоговый учет настраивается отдельно в пункте «Налоги и отчеты».

Укажите «Способ оценки МПЗ». Здесь вам доступно два способа оценки материально-запасов: Первый способ оценивают МПЗ путем вычисления средней стоимости по группе товаров. Второй метод вычисляет стоимость тех МПЗ, которые по времени приобретены раньше «Способ оценки товаров в рознице» — тут все просто, но стоит учесть, что в налоговом учете оценка товаров происходит только по стоимости приобретения.

«Основной счет учета затрат» в учетной политике 1С 8.3 используется для подстановки счета учета по умолчанию в документах и справочниках. В зависимости от вашей учетной политики организации это может быть счет 20, 26 или 44.

В параметре «Виды деятельности, затраты по которым учитываются на счете 20 «Основное производство»» отметьте необходимые вам флаги. При выборе хотя бы одного из пунктов будет необходимо указать, куда включаются общехозяйственные расходы (в себестоимость продаж или продукции).

Настройте методы распределения косвенных расходов и прочие настройки расчета себестоимости. Выберите состав форм бухгалтерской отчетности: для некоммерческих организаций. Через меню «Печать» можно распечатать формы учетной политики и различные приложения к ней.

  • Основные сложности у бухгалтеров некоммерческих организаций вызывает учет на счете 86 «Целевое финансирование». Это связано с тем, что на этом счете собираются и учитываются целевые поступления — основной источник финансирования некоммерческих организаций.

Целевые поступления не облагаются налогом на прибыль (если организация применяет УСН, то не облагаются единым налогом). Поэтому задача бухгалтера — организовать учет на счет 86 так, чтобы можно было подтвердить использование средств по целевому назначению. Ведь если организация не сможет доказать факт целевого использования полученных средств, то контролеры самостоятельно включат их в налогооблагаемую базу.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе их источников поступления. В 1С:Бухгалтерии предусмотрены два субсчета к счету 86:

86.01 «Целевое финансирование из бюджета»
86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления»

К любому из этих субсчетов открываются субконто:

  1. Назначение целевых средств;
  2. Договоры;
  3. Движения целевых средств.

Третье субконто — предопределенное, оно предусмотрено программой в виде показателей формы 6 «Отчет о целевом использовании средств», которую обязаны заполнять в составе бухгалтерской отчетности все НКО. Эта форма содержит информацию о распределении полученных целевых средств, а также об остатках на счете организации после использования данных средств.

Обратите внимание, что второе субконто «Договоры», а не «Контрагенты», его часто в программе не заполняют.

Особого внимания заслуживает первое субконто — «Назначение целевых средств». Остановимся на нем подробнее. Советуем вести это субконто в разрезе затрат:

  • Текущие затраты — т.е. постоянные траты на содержание некоммерческой организации;
  • Капитальные затраты — затраты на строительство объектов инфраструктуры, на благоустройство. 

Как правило, некоммерческие организации взимают целевые средства по двум направлениям: на текущее содержание (ежемесячные, ежеквартальные членские взносы) и на капитальные затраты (вступительный членский взнос), поэтому такая градация субконто «Назначение целевых средств» позволит отслеживать расходование целевых средств по их видам.

Организовав учет на 86-м счете таким образом, вы сможете:

  • Легко заполнить форму №6 бухгалтерской отчетности — в этом нам поможет третье субконто к счету 86;
  • Сможете отчитаться перед членами некоммерческой организации за целевые средства, собранные в рамках бюджета (сметы).

Основная особенность типовой 1С:Бухгалтерии предприятия для учета в некоммерческих организациях — в ней не предусмотрена регистрация проводок по счету 86 с помощью документов (кроме регистрации поступления целевых средств банковской выпиской). Другими словами, все проводки по счету 86 регистрируются бухгалтерской справкой — в программе это «Операции, введенные вручную».

Можно ли работать без учетной политики?

Несмотря на то, что учетная политика — это внутренний документ организации, налоговики имеют право потребовать ее при проверке.

Отдельной статьи, предусматривающей штраф за отсутствие или нарушение положений учетной политики, нет. Однако на практике за отсутствие учетной политики контролеры наказывают как за грубое нарушение правил учета. В соответствии со ст. 120 НК РФ штраф составит 10 000 руб. (30 000 руб. — если нарушение распространяется на несколько налоговых периодов). Штраф наложат и на должностное лицо — по ст. 15.11 КоАП в размере от 5000 до 10 000 руб. (а при повторном нарушении от 10 000 до 20 000 руб. или происходит дисквалификация на срок от одного года до двух лет).

Заключение

Учетную политику для НКО можно найти на многочисленных сайтах в интернете. Однако невозможно найти учетную политику, которая без изменений идеально подойдет конкретной организации. Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой НКО своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке. Лучше поручить разработку учетной политики специалистам.

Обратите внимание, что составить грамотную учетную политику — значит сократить риск возникновения ошибок в учете, что поможет избежать неверного отражения активов и обязательств или искажения налогооблагаемой базы при расчете налогов. Тщательно продуманная учетная политика НКО позволит избежать претензий налоговиков и иных надзорных органов.

Разработка этой политики производится с учетом установленных законодательством допущений и требований и в зависимости от специфики деятельности организации. Разработанная учетная политика должна быть актуальной на момент утверждения, а также должна своевременно дополняться и изменяться в случаях, предусмотренных законодательством.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО – крупнейшее сообщество НКО в России.


НКО, как и другие компании, должны формировать учетную политику, в которой отражаются выбранные способы ведения учета (п. 2 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н).

В чем особенность учетной политики для НКО?

Учетная политика НКО как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета, должны учитывать специфику деятельности НКО.

Сама деятельность НКО может быть самой разнообразной, но в любом случае, НКО независимо от формы создания, не ставит своей целью получение прибыли.

Тем не менее, НКО может также заниматься предпринимательской деятельностью ради достижения обозначенных уставных целей. Поэтому практически все НКО ведут раздельный учет средств, полученных в рамках уставной деятельности и доходов от предпринимательской деятельности.

Помимо этой особенности, НКО должны применять отраслевые стандарты, в которых прописаны правила учета отдельных форм НКО.

Например, Банк России утвердил отраслевой стандарт бухгалтерского учета для НПФ (положение Банка от 28.12.2015 № 527-П). В стандарте определен порядок составления отчетности НПФ. Такие НКО представляют промежуточную бухгалтерскую отчетность ежеквартально в течение 30 календарных дней после окончания отчетного периода (указание Банка РФ от 27.11.2017 № 4623-У).

Для микрофинансовых организаций промежуточная отчетность должна быть представлена в течение 40 календарных дней после отчетного периода (указание Банка от 03.08.2020 № 5523-У).

Поэтому положения учетной политики в части состава бухгалтерской отчетности и сроков ее представления не должны противоречить отраслевым стандартам для отдельных видов НКО.

Как и для коммерческих компаний, учетная политика НКО формируется отдельными документами для целей бухгалтерского и налогового учета.

Может ли НКО не применять некоторые бухгалтерские стандарты?

НКО наряду с обычными коммерческими компаниями могут воспользоваться определенными послаблениями и вести учет упрощенным способом (пп. 2 п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

От возможности применения упрощенных способов учета и отказа от ряда бухгалтерских стандартов, зависит методика ведения учета и возможность формирования «облегченной» бухгалтерской отчетности.

НКО, которые ведут упрощенный учет, могут не утруждать себя формированием резерва на оплату отпусков, не рассчитывать временные и постоянные разницы, не раскрывать информацию о прекращаемой деятельности, не применять бухгалтерские стандарты по учету доходов и расходов.

Но такая возможность отсутствует у НКО, которые подлежат обязательному аудиту, а также у НКО, прямо названных в Законе № 402-ФЗ.

Например, к таким НКО относятся: НКО, выполняющие функции иностранных агентов, микрофинансовые организации, жилищные кооперативы, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, нотариальные и адвокатские палаты.

Поэтому такие НКО должны формировать свою учетную политику, учитывая действия обязательных бухгалтерских стандартов.

Какие нюансы учета должны быть раскрыты в бухгалтерской учетной политике НКО?

Помимо положений, которые традиционно используются всеми коммерческими организациями, в учетной политике НКО необходимо прописать нюансы распределения общехозяйственных расходов между коммерческой и некоммерческой деятельностью, а также учет прямых расходов.

В том случае если в учетной политике отсутствует способ распределения таких расходов, то налоговики посчитают, что себестоимость коммерческих услуг необоснованно увеличена на расходы, которые следовало бы отнести на некоммерческую деятельность.

Общехозяйственные расходы могут распределяться пропорционально заработной плате либо доходам. Данный фрагмент учетной политики может выглядеть так:

«1. Доля расходов, учтенная на счете 26 «Общехозяйственные расходы», относящаяся к реализации некоммерческих программ, списывается в дебет 86 счета «Целевое финансирование». Доля общехозяйственных расходов, относящаяся к коммерческой деятельности, списывается в дебет 90 счета «Продажи».

2. Прямые расходы, связанные с реализацией некоммерческих программ, учитываются по дебету 20 счета «Основное производство» в разрезе каждого некоммерческого мероприятия».

 Какие нюансы учета должны быть раскрыты в налоговой учетной политике НКО?

Нюансы налогового учета заключаются в грамотной организации раздельного учета доходов и расходов. Налоговое законодательство не определяет методику раздельного учета. Конкретный порядок раздельного учета НКО выбирает сама.

Раздельный учет начинается с распределения поступивших средств.

Для того чтобы обеспечить раздельный учет доходов и расходов НКО могут взять за основу регистры налогового учета, разработанные налоговиками.

Данный фрагмент учетной политики может выглядеть так:

«1. Для расчета налога на прибыль НКО организует раздельный учет доходов и расходов, полученных и, соответственно, произведенных в рамках целевого финансирования.

2. Организация раздельного учета осуществляется в регистрах налогового учета, форма которых приведена в Приложении №1 к учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина РФ от 13.03.2006 № 03-11-04/2/59)».

Что такое учетная политика?

Учетная политика – это документ, которым регламентируется порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Так как, в законодательстве нет однозначной трактовки способов учета и допускается возможность их выбора, то важно определить основные методологические аспекты, на которые будет ориентироваться компания при ведении учета.
На формирование учетной политики организации значительное влияние оказывают такие факторы, как цели создания организации, ее организационно-правовая форма, масштабы, структура и так далее.
Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее по тексту закон №402-ФЗ) и в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее по тексту ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Нужна ли учетная политика в некоммерческих организациях?

Некоммерческие организации (далее по тексту НКО) в соответствии с законом № 402-ФЗ обязаны:

  • вести бухгалтерский учет;
  • разрабатывать бухгалтерскую учетную политику;
  • составлять бухгалтерскую отчетность.

Учетная политика НКО дает ответы на многие вопросы, в том числе отвечает, как учитывать целевое финансирование, доход от предпринимательской деятельности, поступление активов и имущества, расходование денежных средств, передачу пожертвований подопечным и многие другие важные аспекты бухучета.

Что отражается в учетной политике НКО?

Структура учетной политики состоит из положений, которые закрепляют способы ведения бухгалтерского и налогового учета. Крайне важно изложить данные положения максимально подробно, с учетом конкретных принципов, правил и практических подходов, применяемых в деятельности НКО. Содержание положений должно быть обусловлено направлением хозяйственной деятельности.

При формировании учетной политики за 2023 год необходимо обратить внимание на важные изменения в части учета основных средств и капитальных вложений, которые вводятся и регламентируются новыми ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (далее по тексту ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 соответственно). Наиболее важным изменением на наш взгляд являются возникновение необходимости начисления амортизации по основным средствам. Ранее у НКО не было такой обязанности.

Основными факторами, которые необходимо принимать во внимание при разработке учетной политики, являются:

1) Закрепление возможности применения упрощенных способов учета (п. 4 ст. 6 закона №402-ФЗ). Для применения данной нормы НКО не должно подлежать обязательному аудиту, и быть включенным в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (ч. 5 ст. 6 закона №402-ФЗ). Упрощенный способ учета предусматривает под собой отказ от применения некоторых ПБУ (ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций), применение сокращенного рабочего плана счетов, формирование бухгалтерской отчетности упрощенного вида. В любом случае НКО вправе не применять следующие ПБУ: ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;

2) Выбор системы налогообложения при ведении коммерческой деятельности на ряду с некоммерческой, которая будет применяться к доходам от продаж и регулировать способы налогового учета;

3) Закрепление даты признания и отражения денежных средств, полученных в рамках осуществления уставной деятельности на счете 86 «Целевое финансирование»: на дату фактического поступления на расчетный счет или на дату начисления;

4) Утверждение способа распределения общехозяйственных расходов между коммерческой и некоммерческой (уставной) деятельностью. Например, расходы могут распределяться пропорционально заработной плате или доле дохода в суммарном объеме всех поступлений (Письмо Минфина от 23.01.2015 N 03-03-06/4/2051).

При составлении учетной политики в обязательном порядке необходимо утвердить следующие разделы:

1) Способы оценки активов и обязательств, критерии существенности показателей об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах. Например, в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы» организации необходимо установить стоимостной показатель, который будет учитываться при поступлении активов. В зависимости от этого показателя актив будет принят к учету в виде ТМЦ с последующим учетом, или сразу списан в расходы. Данный стандарт позволяет сразу списывать в расходы ТМЦ, предназначенные для управленческих нужд;

2) Критерии существенности ошибок в бухгалтерской отчетности. Обычно, уровень существенности ошибки устанавливается в процентах от значения строки отчетности. Например, можно установить уровень существенности в размере 5% от значения строки отчетности;

3) Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств НКО. Основными причинами для проведения обязательной инвентаризации является составление годовой отчетности и смена материально-ответственного лица. В иных случаях НКО самостоятельно может регулировать частоту проведения инвентаризаций;

4) Правила документооборота и методология обработки учетной информации. Например, в данном пункте необходимо указать программные средства, которыми пользуется НКО при осуществлении бухгалтерского учета. Хотим обратить внимание, что с 2022 года обязательным к применению становится новый ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»;

5) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета. Например, особенностью учета в НКО является использование таких счетов, как 20.03 «Затраты на некоммерческую деятельность», 26.02 «Общехозяйственные некоммерческие затраты», 86 «Целевое финансирование»;

6) Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности. В данном разделе утверждаются формы документов, которые составляются в процессе деятельности НКО. Не у всех документов есть утверждённые регламентированные формы. Например, содержание бухгалтерской справки, сметы или инвентаризации резерва отпусков НКО определяет самостоятельно.
! При утверждении данных пунктов рекомендуем указывать ссылки на конкретные статьи нормативных актов.

Специфика учетной политики НКО

Одним из важнейших принципов составления учетной политики является раскрытие специфики деятельности НКО, которая в последующем будет влиять на выбор тех или иных способов учета.

Получение прибыли не является главной целью создания НКО, независимо от её формы. Однако, при ведении предпринимательской деятельности появляется обязанность вести раздельный учет целевых поступлений и приносящей доход деятельности (подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ). Доход, полученный от предпринимательской деятельности, не подлежит распределению между участниками, и в последующем направляется на покрытие расходов в рамках уставной деятельности.

Обязанность вести раздельный учет возникает не только в рамках разделения учета операций поступлений и расходований между уставной и коммерческой деятельностью, но также и в рамках каждой благотворительной программой, которые утверждается ежегодно.

В случае отсутствия раздельного учета, могут возникнуть споры с налоговыми органами, и все целевые поступления будут учтены в качестве внереализационных доходов, с последующей уплатой налога.
То же касается и расходов НКО, при их некорректном учете, налоговые органы могут посчитать, что затраты искусственно увеличены и их необходимо отнести к некоммерческой деятельности.

Для наиболее корректного учета мы рекомендуем использовать специализированную программу 1С 8.3 Бухгалтерия предприятия для ведения НКО, которая обеспечивает полноту отражения хозяйственной деятельности с учетом всех требований законодательства.

Учетная политика НКО при общей и упрощенной системе налогообложения (ОСНО/УСН)

В связи с тем, что некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью наравне с коммерческими предприятиями, то к выбору системы налогообложения нужно подойти ответственно. Закон разрешает налогоплательщику выбирать систему налогообложения, это может быть как упрощенная система налогообложения (УСН), так и основная система налогообложения (ОСНО). В ходе жизнедеятельности компания может сменить налоговый режим 1 раз в год, путем подачи заявления в ИНФС до 31 декабря.
Порядок формирования учетной политики на УСН не отличается от порядка, который применяют организации на общем режиме налогообложения. При выборе УСН компания освобождается от основных налогов: налог на прибыль, имущество и добавленную стоимость.

Организации, применяющие УСН, должны указать в первую очередь выбранный объект налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». От этого будет зависеть и само содержание учетной политики. Главное отличие этих двух объектов, процентная ставка, а именно УСН «доходы» процентная ставка составляет 6 %, а «доходы, минус расходы» – 15% с величины, равной разнице между доходами и расходами.

Доходы при УСН признаются по мере их получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ), но существуют исключения, когда НКО не оплачивает налоги с поступлений: добровольные взносы, пожертвования, субсидии, гранты, этот вопрос регулируется ст. 251 НК РФ.

Одним из условий применения упрощенной системы налогообложения является максимальный порог доходов, при достижении которого ваша компания может потерять право на применении УСН. В случае наступления этого события, вам необходимо будет подать заявление о смене режима в ИФНС.

Если НКО применяет общий режим, то возникает обязанность уплаты налога на прибыль, стандартная ставка которого равна 20% и НДС – 0%, 10% или 20% в зависимости от вида деятельности. В случае если в НКО есть активы, которые облагаются налогом на имущество, следует прописать порядок их расчета в учетной политике.

Порядок утверждения учетной политики НКО

Утверждение учетной политики оформляется приказом или распоряжением руководителя НКО (п. 4 ПБУ 1/2008). Вновь созданная НКО, а также возникшая в результате реорганизации, должна сформировать учетную политику в течение 90 дней со дня государственной регистрации.

Необходимости в ежегодном утверждении учетной политики нет, также, как и издавать приказ о ее продлении, но, если со следующего года планируются изменения, их нужно утвердить до 1 января текущего года соответствующим приказом (п. п. 8, 9 ПБУ 1/2008).

Как не ошибиться при составлении учетной политики?

У каждого НКО, как и у любой коммерческой компании есть свои особенности, с учетом специфики, поэтому найти готовый вариант учетной политики невозможно. Существует конструкторы учетной политики, но они могут использоваться только как основа для составления. Поэтому составление учетной политики требует вмешательства специалиста в области бухгалтерского учета в НКО. Обратите внимание, что составить грамотную учетную политику — значит сократить риск возникновения ошибок в учете и переплаты налогов, а также избежать вопросов со стороны налоговиков.

В связи с тем, что на сегодняшний день российские стандарты бухгалтерского учета сближаются с международными, возникает необходимость постоянного отслеживания изменений в законодательстве и своевременном отражении их в учетной политике.

Учетная политика является фундаментальным началом для грамотного построения бухгалтерского и налогового учета вашего бизнеса. Опираясь на наш многолетний и практический опыт работы с НКО, наша компания готова помочь вам с её формированием, а также с другими вопросами, возникающими в ходе хозяйственной деятельности НКО.

Цели разработки политики учета

Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.

Учетная политика будет востребована не только проверяющими. Она важна в первую очередь для самого пользователя, поскольку отражает все особенности самостоятельно выбранной им методологии (п. 5.1 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Не являются в этом плане исключением и некоммерческие организации (НКО), т. к. на них, так же как и на иных юрлиц, распространяются (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) обязанности:

  • по ведению бухучета (пп. 1, 2 ст. 5);
  • разработке бухгалтерской учетной политики (п. 2 ст. 8);
  • составлению бухотчетности (п. 2 ст. 13).

Причем возможности выбора из существующих способов у НКО в ряде ситуаций оказываются шире, чем у иных организаций.

Специфика учетной политики НКО

Особой учетная политика, разрабатываемая в некоммерческих организациях, становится в силу следующих моментов:

  • у НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость в разработке налоговой учетной политики;
  • НКО (кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов) может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);

ВНИМАНИЕ! Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливаются федеральным стандартом (ст. 21 закона № 402-ФЗ). Работа по разработке такого стандарта уже ведется. Предполагаемая дата вступления стандарта для некоммерческой деятельности – 2021 год (приказ Минфина от 05.06.2019 №83н), но на момент написания статьи его еще нет. 

  • существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
  • у НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т. ч. на НКО, с определенными особенностями;
  • НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации, вправе выбрать систему налогообложения, применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
  • для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.

Перечисленные особенности не только расширяют число способов учета, доступных НКО, но и создают предпосылки для формирования совершенно уникальной для каждой конкретной организации учетной политики. Причем, несмотря на наличие законодательно установленной возможности упрощения ряда учетных процедур, текст самой учетной политики НКО может оказаться более объемным, чем у коммерческой организации.

Что отразить в учетной политике НКО

Учетная политика, предназначенная для применения в 2021 году, должна отражать все значимые в текущей ситуации для организации моменты и подробно (не допуская двоякого толкования) их описывать. Подробность изложения особенно важна, поскольку учетная политика — основной документ, которым нужно руководствоваться в учетной работе, ведущейся в юрлице, для которого она составлена.

При формировании текущей учетной политики необходимо использовать актуальную редакцию закона № 402-ФЗ, НК РФ, распространяющихся на НКО ПБУ и иных нормативных актов. Ссылки на конкретные пункты и статьи этих документов могут быть для удобства пользователя приведены в тексте учетной политики.

Изложенные в учетной политике НКО на 2021 год правила рассчитаны на долгосрочную перспективу (п. 5 ПБУ 1/2008), То есть документ может продолжать действовать и в последующие годы. Если же какие-то положения потребуют изменений или появятся новые объекты, правила учета которых не отражены в действующей учетной политике, ее текст можно изменить или дополнить отдельным организационно-распорядительным документом.

Образец учетной политики НКО, составленный с использованием действующих нормативных актов приведен в начале статьи.

***

Учетная политика для НКО обязательна, как и для любой иной организации. Однако составляется она с учетом особенностей деятельности НКО и наличия возможности применять упрощенный бухучет, позволяющий с определенными оговорками применять те ПБУ, которые распространяются и на НКО. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год, поэтому ее положения, разработанные на 2021 год, могут действовать и в последующие годы, если не потребуются законодательно обоснованные изменения в них или дополнения, обусловленные появлением объектов, правила учета которых в применявшейся учетной политике описаны не были.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бухгалтерские документы».

Добавить комментарий