Как составить укрупненный сметный расчет

Не секрет, что в составе направленной в экспертную организацию для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости ПСД (для объектов строительства), должен быть расчет предполагаемой (предельной) цены строительства. При этом стоимость по сводному сметному расчету на строительство объекта не должна превышать предельную.

Предполагаемая (предельная) стоимость строительства, определяется с применением укрупненных нормативов цены строительства (далее НЦС) или с использованием сметной стоимости объектов-аналогов.

Сегодня поговорим о первом варианте.

Я не буду приводить пример расчета, поскольку не вижу в этом особого смысла, напишу лишь о моментах, которые обычно вызывают вопросы.

Рекомендации по составлению, так называемого укрупненного сметного расчета, даны в МДС 81-02-12-2011 «Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов-укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры”.

Форма расчета и пример приведены в приложении 5 вышеуказанной МДС.

Основная формула расчета приведена в п. 9 МДС, задержимся на некоторых применяемых коэффициентах:

  • Ктр – коэффициент перехода от цен базового района (Московская область), к уровню цен субъектов РФ (название коэффициентов полностью не пишу, для упрощения восприятия текста, можно посмотреть в МДС).

Этот коэффициент опубликован в приложении 17 к приказу Минстроя РФ от 28.08.2014 г № 506/пр., в зависимости от региона.

  • Коэффициенты Крег (учитывающий регионально-климатические условия), Кс (учитывающий удорожание строительства в сейсмических районах) и Кзон (коэффициент зонирования) – определяются в соответствии с соответствующими приложениями к МДС 81-02-12-2011. Тут всё просто, я не даю ссылки на приложения, зачем дублировать методичку.
  • Зр – дополнительные затраты. Это затраты, которые рассчитываются “прямым” счетом, т. е. с использованием ФЕР, ТЕР или ГЭСН, в зависимости от метода составления сметной документации, а так же прочие затраты, не учтенные НЦС. Например затраты на технологические присоединения к электрическим сетям.

Внимательно смотрим технические части, применяемых НЦС и все затраты, которые в них не учтены добавляем в свой расчет.

Далее у нас самое интересное. Расчет прогнозного индекса Ипр.

Формула расчета прогнозного индекса приведена в п. 10 МДС 81-02-12-2011.

Ипр = (Ин.стр/100х(100+(Ин.пл.п-100)/2)/100;

По этой формуле индекс все считают по разному. Кому насколько позволяет фантазия. Кто-то высчитывает помесячно в зависимости от продолжительности строительства. Кто-то переводит стоимость из одного уровня в другой, используя эту формулу несколько раз.

Я была на двух семинарах, на которых приводили разные расчеты и считаю так:

  • Ин. стр – индекс от даты уровня цен принятого в НЦС до планируемой даты начала строительства.

Вот тут на самом деле непонятная формулировка, мы писали запросы в Главгосэкпертизу как рассчитывать этот индекс, но получили в ответ текст из МДС собственно, который нам не помог. Потому считаю, как понимаю сама.

Мы знаем, что НЦС разработаны на весь 2017 год. Планировалось, что нормативы будут выходить ежегодно, но упс, на дворе 2019, а мы до сих пор используем НЦС 2017. Повторюсь, действие НЦС 2017 – весь 2017 год (т.е. на 1.01.2018 г.). Индексы-дефляторы так же публикуются на весь год, потому расчеты с учетом месяцев не имеют смысла, мы не должны сами выводить и рассчитывать индексы, мы ими просто пользуемся.

Логично, что начало строительства не может быть раньше 2019 года. И для того, чтоб определить Ин.стр мы должны либо перевести по формуле из пункта 10 стоимость из уровня 2018 г. в уровень 2019 г. (на начало строительства), либо просто взять индекс 2018 г. (я так и поступаю) и это у меня и есть Ин.стр.

  • Ин.пл.п – индекс на планируемую продолжительность строительства;

Это индекс того года, в который строительство будет завершено. Например 2021 год. Тут все просто.

Как определить продолжительность строительства указано в п.п. 11, 12 и 13 МДС 81-02-12-2011. Но я регулярно использую данные ПОС.

Отмечу, что это не те индексы, которые ежеквартально сообщает Минстрой РФ, а индексы цен производителей по видам экономической деятельности по строке “Капитальные вложения (инвестиции)”, используемый для прогноза социально-экономического развития РФ.

Его публикуют на сайте Минрегиона РФ. Обратите внимание, что именно по статье “Капитальные вложения (инвестиции)”, базовый вариант.

Подставляем наши индексы в формулу и получаем Ипр.

Нюанс еще в том, что затраты, которые посчитаны “прямым” счетом ( Зр) на сегодняшний день не соответствуют уровню цен НЦС. Например, они в уровне цен 2 кв. 2019 года.

Для этих затрат я считаю свой Ипр, чтоб перевести из уровня 2019 года, в уровень, к примеру 2021 год.

Таким образом, я ввожу в свой расчет два Ипр. Для показателей НЦС и для Зр. Не знаю насколько это правильно, но вопросов мне экспертиза не задавала и это логично.

Начисляем НДС и расчёт готов.

Надеюсь понятно изложила.

В следующий раз напишу про расчет с использованием объекта-аналога.

Задача всех укрупненных нормативов ускорение разработки сметных нормативов. В большинстве случаев такие нормативы используются на предпроектной стадии, на технико-экономическом обосновании. Также очень распространенный вариант использования укрупненных сметных нормативов это проверка общей стоимости работ вычисленных по детальным расценкам.

Хотите быть в курсе всех новостей сметного дела?


Подписывайтесь на КЛУБ СМЕТЧИКОВ в Telegram и ВКонтакте!

Укрупненные сметные нормативы

НЦС 2017 на укрупненные нормативы цены строительства были действующей базой в системе ценообразования до 1 января 2020 года. Однако с 1 января вступили в силу новые НСЦ-2020, и укрупненные нормативы цены строительства НЦС 2017 Минстроем были упразднены.

Укрупненный сметный расчет составляется на основании НЦС, или нормативов цены строительства, в целях определения усредненного объема денежных средств, которые будут необходимы для строительства того или иного объекта. Таким образом, можно сказать, что укрупненные сметные нормативы — это инструмент экономического подсчета и прогнозирования при определении цены строительно-монтажных работ на различных объектах.

О том, что такое НЦС в строительстве, можно получить более подробную информацию на сайте Минстроя России и его региональных отделов. Кроме того, многие сметные программные комплексы обладают возможностью составления сметной формы с использованием НЦС.

Существуют даже специализированные программы, позволяющие составить сметную форму именно с использованием нормативов цены строительства, например, «Адепт НЦС-НЦКР». «Адепт НЦС-НЦКР» скачать бесплатно невозможно, так как использование данного программного обеспечения допускается только при лицензии.

Укрупненный сводный сметный расчет, составленный, с использованием специализированных программ, характеризуется оперативностью создания и учетом многих нюансов одновременно. Хотя составление сметы вручную с использованием всех сборников НЦС также не является затруднительным, ведь вся действующая база нормативов доступна на сайте Минстроя России или его региональных представительств.

Содержание укрупненных сметных норм

Укрупненные сметные нормативы выражаются в тысячах рублей, и каждая из норм имеет свой собственный шифр. Все нормы собраны в сборники, о которых будет подробнее написано далее по тексту.

На рисунке 1 приведено содержание НЦС, в котором перечислено то, что учтено и не учтено в нормах. Таким образом, укрупненный сметный расчет — это сумма всех элементов при строительстве объекта, поэтому те позиции, которые не учитываются в НЦС, все равно должны быть включены в состав сметы.

Сборники НЦС

Рисунок 1. Сборники НЦС

Итак, укрупненная смета, составленная на основании НЦС, будет учитывать в своем составе расходы на производство строительно-монтажных работ. Кроме этого, стоимость оборудования и установки временных зданий и сооружений будет входить в общую стоимость сметы.

Если снова обратиться к рисунку 2, можно увидеть, что НЦС — это еще и затраты на проектно-изыскательские работы и на прохождение экспертизы проектно-сметной документации. Получение исходных данных и авторский надзор также являются одной из составных частей содержания нормативов.

Укрупненная смета на строительство, составленная на основании НЦС, содержит затраты на содержание службы заказчика и технического надзора и строительный контроль объекта. Кроме того, стоимость производства работ в зимнее время также является частью сборников нормативов данного типа. Следует также отметить, что краткая информация об укрупненных сметных нормативах и их содержании приведена в методическом документе МДС81-35.2004.

Однако во втором столбце таблицы на рисунке 2 можно увидеть те расходы, которые не являются частью примера объектной сметы по укрупненным показателям или другой сметной формы на основании НЦС. Таким образом, расходы на решение всех вопросов, связанных с оформлением, покупкой, оплатой налогов на земельный участок не являются частью нормативов цены строительства.

Пример сметы по укрупненным показателям также не будет содержать в нормативной части затраты на подключение объекта к структуре инженерных сетей. Помимо этого, расходы на перевозку и командировку рабочих, а также на возведение при необходимости вахтового жилья не содержатся в сборниках НЦС.

Таким образом, образец укрупненной сметы с применением НЦС должен учитывать в своем составе множество элементов. При этом важно подбирать расценки из сборников на основании вида строительного объекта. Ведь каждый из сборников НЦС учитывает в своем составе нормативы по данному критерию. Как отмечалось выше, на данный момент существует 21 сборник, о каждом из них будет подробнее написано далее по тексту.

Сборник 1 НЦС для укрупненных сметных расчетов стоимости строительства

Первый сборник в базе НЦС носит название «Жилые здания» и имеет шифр 81-02-01-2020. Как можно понять из названия, данный сборник используется при составлении сметных форм на жилые здания различного вида. Для усвоения того, что такое укрупненный сметный расчет, важно иметь представление о нормативной базе всех сборников НЦС.

Как отмечалось выше, с 1 января 2020 года сборники НЦС 2017 года были упразднены, а взамен них Минстроем России были выпущены новые сборники НЦС 2020. На основании этих укрупненных сметных норм в строительстве и составляются сметные формы и расчеты. По своей структуре и содержанию, в основном, сборники разных годов выпуска схожи. Однако большие изменения произошли именно в ценовой части каждого норматива.

На рисунке 2 приведена сравнительная таблица, которая содержит укрупненные сметные нормы из 1 сборника НЦС. Как видно, наименование и измеритель норматива, а также сам шифр остались практически неизменными, однако сумма является отличительной чертой в данной таблице.

Сравнение НЦС

Рисунок 2. Сравнение НЦС разных лет

Нормативы из сборника 1 рассчитаны на 1 единицу жилого здания. Для зданий, строительство которых планируется для постоянного проживания, единицей измерения является 1 квадратный метр общей площади квартир. Если здание временное, то единица измерения укрупненной сметы — это одно место.

Всего в сборнике 1 находится два отдела, в первом из них приведены показатели укрупненных сметных нормативов для жилых зданий, а во втором — дополнительная информация. Также в составе сборника находится 20 разделов, в которых нормативы объединены в зависимости от вида здания: это могут быть многоквартирные здания с различным количеством этажей, усадебные дома, общежития.

Кроме того, в общих сведениях к сборнику 1 приведены рекомендации по подсчету объемов работ и затрат, а также данные о содержании различных статей затрат таких, как оплата труда рабочих и машинистов. Если посмотреть видео о составлении примеров укрупненной сметы с использованием нормативов из сборника 1, то можно лучше понять принцип применения сборников НЦС.

Сборник 2 НЦС с укрупненными сметными нормативами

Сборник 2 для укрупненных сметных расчетов называется «Административные здания». Полный шифр сборника — НЦС 81-02-02-2020. Единицей измерения объемов работ может быть 1м2 либо 1м3 здания, а также 1 место либо 1 машино-место.

В составе сборника содержится 5 разделов на административные здания, на основании которых можно составить пример расчета сметы по НЦС на бани, дворцы бракосочетания и т.д.

Кроме того, следует отметить, что не только в сборнике 2, но и во всех сборниках НЦС, приведены данные о коэффициентах, которые необходимо применять, если укрупненная смета на строительство составляется не в базовом регионе России. Базовым регионом признана Московская область.

Сборник 3 укрупненных сметных норм НСЦ

Сборник НСЦ 81-02-03-2020 содержит в своем составе укрупненные сметные нормативы на строительство объектов образования. Единицей измерения при этом является 1м2, 1м3 или 1 место здания.

Сборник содержит пять разделов. К объектам образования относятся сборником 3 дошкольные и общеобразовательные организации, бассейны, организации дополнительного образования и высшие образовательные учреждения.

Кроме того, все сборники базы позволяют составить пример расчета сметы по НСЦ с учетом климатических условий строительства. В таблице 2 каждого сборника, и сборника НЦС 81-02-03-2020 в том числе, приведены коэффициенты, применяемые в зависимости от температурной зоны каждого региона страны.

Сборник 4 в укрупненной смете на строительство

Сборник 4 имеет шифр НЦС 81-02-04-2020 и применяется при составлении укрупненного сметного расчета на объекты здравоохранения. К таким объектам приравнены больницы, лечебные корпуса, поликлиники, амбулатории и т.д. Всего в сборнике содержится 9 разделов.

Примечательно, что в четвертом сборнике, впрочем, как и в остальных сборниках укрупненных сметных норм, приводится формула расчета с использованием поправочных коэффициентов. В эту формулу включены такие коэффициенты, как коэффициент перехода от базового уровня цен к текущему, коэффициент на удорожание в случаях производства работ в сейсмически активных регионах. Кроме этого, формула включает в себя показатели дополнительных затрат и индекса-дефлятора. Также не следует упускать из внимания налог на добавленную стоимость.

Сборник НЦС 5 в укрупненной смете

Сборник 5 при составлении укрупненной сметы на строительство используется для спортивных зданий и сооружений. Шифр сборника — НЦС 81-02-05-2020. В составе сборника числится 10 разделов, в которых можно обнаружить нормативы для строительства стадионов, физкультурно-оздоровительных комплексов, дворцов спорта, катков и пр.

Кроме того, для 5 сборника так же, как и для прочих сборников нормативов, характерно наличие в составе общих указаний наличие примера расчета сметы по НСЦ. В данном примере приводятся формулы расчета, а также разнообразные пояснения.

Сборник НЦС 6

Шестой сборник позволяет составить укрупненный сметный расчет стоимости строительства на объекты культуры. Он имеет шифр НЦС81-02-06-2020, а объем работ измеряется в 1м2 общей площади объекта или в размере 1 места.

На основании данного сборника существует возможность составления примера расчета сметы по НЦС 2020 на музеи, клубы, дома культуры, библиотеки и т.п. Всего в сборнике 6 разделов.

Сборники 7 и 8 в укрупненных сметных нормативах

7 и 8 сборники НЦС содержат в своем составе укрупненные сметные нормы на устройство железных и автомобильных дорог соответственно. Примечательно, что нормы распределены по разделам в соответствии с типом или категорией дорожного полотна.

Кроме этого, в составе обоих сборников содержатся примечания и примеры расчетов различного вида. Также указанными сборниками НЦС можно пользоваться при составлении укрупненной сметы на устройство пешеходных переходов, искусственных сооружений на железнодорожных путях, велосипедных дорожек и т.д.

Сборники 9 и 10 укрупненных сметных норм

Сборник 9 используется при составлении укрупненных смет на строительство мостов и путепроводов. В составе сборника находится 5 разделов, включающих нормативы не только на возведение собственно мостов и путепроводов, но также и на строительство эстакад съезда, пешеходных переходов и монолитных подпорных стен.

В состав сборника 10 входят укрупненные сметные нормы на объекты метрополитена. К объектам данного типа относятся устройство линий метро, строительство станций и депо.

Сборники 11-15 укрупненных сметных норм в строительстве

Укрупненная смета на наружные сети связи содержит в основной части нормативы из 11 сборника НЦС под шифром НЦС 81-02-11-2020. В составе указанного сборника можно подобрать расценки на монтаж кабельных линий, как подземного, так и воздушного типа. Кроме этого, возможно определить стоимость перехода под автомобильными и железными дорогами.

Сборник 12 укрупненных сметных норм применяется при расчете прокладывания наружных электросетей. А сборник 13 объединяет в своем составе нормы для прокладки наружных тепловых сетей.

Сборником 14 можно воспользоваться при составлении укрупненного сметного расчета на наружные сети водопровода и канализации. При этом сборник содержит внутреннее деление на разделы, нормативы в которых объединены на основании материала трубопроводов: это могут быть чугунные, стальные, железобетонные или полиэтиленовые трубы.

15 сборник под шифром НЦС 81-02-15-2020 объединяет укрупненные сметные нормы на строительство сетей наружного газопровода. При этом в составе сборника находится два раздела, первый из которых содержит расценки на прокладку газопровода из стальных труб, а второй — из труб полиэтиленовых.

Сборники НЦС 16 и 17

Сборник 16 носит название «Малые архитектурные формы» и содержит в своем составе нормативы для составления укрупненной сметы на строительство МАФ для объектов образования, здравоохранения. Малые архитектурные формы для жилых домов и спортивных площадок также расцениваются на основании данного сборника. Кроме того, устройство ограждений, тротуаров, освещения территории также является частью нормативов данного сборника.

НЦС 81-02-17-2020 предназначен для составления укрупненного сметного расчета на озеленение территории парков, скверов, придомовых территорий. При проведении работ по озеленению территории объектов образования, здравоохранения и пр. используются также нормативы из 17 сборника.

Сборники 18-21 в укрупненной смете

Сборник 18 используется при составлении укрупненной сметы на строительство объектов гражданской авиации, а сборником НЦС 81-02-19-2020 можно воспользоваться при определении стоимости строительства различных объектов городской инфраструктуры.

Нормы из сборника 20 будут актуальны для укрупненной сметы на объекты морского и речного флота, а 21 сборник применятся для расчета строительства объектов энергетики.

Таким образом, можно отметить большое разнообразие нормативов в составе сборников НЦС. Это позволяет составить укрупненные сметные расчеты на множество строительно-монтажных работ, что помогает определить общую сумму финансовых вложений на каждый отдельный объект.

Хотите быть в курсе всех новостей сметного дела?


Подписывайтесь на КЛУБ СМЕТЧИКОВ в Telegram и ВКонтакте!

Строительство любого объекта – это огромный и многоступенчатый процесс. Но очень часто еще на этапе планирования будущих работ, когда от конечного результата нет ничего, кроме идеи, необходимо понять, сколько же будет стоить строительство задуманного проекта. В подобной ситуации наиболее удобным вариантом является составление сметного расчета по укрупненным нормативам цены строительства (НЦС), которые позволяют без составления подробной сметы максимально точно определить предельную стоимость строительства.

НЦСукрупненные нормативы цены строительстваиспользуются для определения предельного (максимального) объема денежных средств, необходимого и достаточного для возведения объекта непроизводственного значения, строительство которого финансируется из средств федерального, регионального или местного бюджета. Они предназначены для:

  • планирования инвестиций (капитальных вложений);
  • оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения;
  • подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование;
  • минимизации субъективных показателей в оценке стоимости строительного объекта.

НЦС разрабатывались и утверждались на основе проектно-сметной документации по объектам-представителям, запроектированным и построенным в Российской Федерации в период с 1995-2009 года. Для этого был осуществлен сбор первичной информации по значительному количеству объектов различного функционального назначения, а затем произведен тщательный анализ проектно-сметной документации по этим объектам. В результате, в основу разработки НЦС были положены данные, прошедшие экспертизу и отвечающие градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным строительным комплексам и объектам. Конечным результатом стало принятие приказом Министерства регионального развития Российской Федерации №187 от 22.04.2011 г. «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры» первых НЦС с ценами на 1 января 2011 г.. Следующие нормативы были утверждены приказом Минрегиона РФ №643 от 30 декабря 2011 г.. Они содержат цены на 1 января 2012 г..
НЦС-2012 стали последними утвержденными укрупненными нормативами, которые действуют на сегодняшний день. В 2013 году были разработаны проекты для сборников НЦС «Наружные электрические сети», «Наружные тепловые сети», «Сети водоснабжения и канализации», «Сети газоснабжения», однако приняты они так и не были. Соответственно на настоящее время составление сметного расчета по НЦС производится в ценах на 2012 год, но с применением индекса-дефлятора. Кроме того, стоит учитывать, что все цены в укрупненных нормативах взяты по базовому (Московскому) региону, соответственно для расчетов по другим территориям необходимо применить коэффициент перехода от цен базового района к уровню цен субъектов РФ. Отметим также, что в НЦС предусмотрено производство строительно-монтажных работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами. Поэтому при возникновении особых регионально-экономических, регионально-климатических, инженерно-геологических и других условий, также необходимо использовать специальные коэффициенты, содержащиеся в МДС 81-02-12-2011.

В зависимости от функционального назначения все НЦС объединены в определенные сборники, общее число которых 16:

1. НЦС 01-2012 «Жилые здания»
2. НЦС 02-2012 «Административные здания»
3. НЦС 03-2012 «Объекты народного образования»
4. НЦС 04-2012 «Объекты здравоохранения»
5. НЦС 05-2012 «Спортивные здания и сооружения»
6. НЦС 06-2012 «Объекты культуры»
7. НЦС 07-2012 «Железные дороги»
8. НЦС 08-2012 «Автомобильные дороги»
9. НЦС 09-2012 «Мосты и путепроводы»
10. НЦС 11-2012 «Наружные сети и связи»
11. НЦС 12-2012 «Наружные электрические сети»
12. НЦС 13-2012 «Наружные тепловые сети»
13. НЦС 14-2012 «Сети водоснабжения и канализации»
14. НЦС 15-2012 «Сети газоснабжения»
15. НЦС 16-2012 «Малые архитектурные формы»
16. НЦС 17-2012 «Озеленение»

Применение сборников и составление расчетов по НЦС регулируется МДС 81-02-12-2011 «Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры». В соответствии с данным МДС в состав каждого сборника включены:

– стоимость всего комплекса строительно-монтажных работ по объекту, включая прокладку внутренних инженерных сетей (до первого колодца), монтаж и стоимость типового инженерного и технологического оборудования, мебели и инвентаря;
– стоимость строительных материалов и оборудования, в которую включены все расходы (отпускные цены, наценки снабженческо-сбытовых организаций, расходы на тару, упаковку и реквизит, транспортные, погрузочно-разгрузочные работы и заготовительно-складские расходы), связанные с приобретением и доставкой материалов, изделий, конструкций и оборудования от баз (складов) организаций-подрядчиков или организаций-поставщиков до приобъектного склада;
оплата труда рабочих-строителей и рабочих, занятых обслуживанием машин и механизмов (все виды выплат и вознаграждений, входящих в фонд оплаты труда);
– накладные расходы и сметная прибыль;
– затраты на строительство и содержание временных зданий и сооружений;
– дополнительные затраты на производство работ в зимнее время;
– затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований, в т.ч. страхование строительных рисков;
– затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства;
– технический и авторский надзоры;
– резерв средств на непредвиденные работы и затраты;

Однако в состав сборников НЦС не включены и учитываются дополнительно:
дополнительные затраты, возникающие в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах – дополнительные транспортные расходы, которые учитываются применением зональных коэффициентов изменения стоимости строительства в разрезе субъекта РФ, указанных в Приложении №2 в МДС 81-02-12-2011.
– работы в особых условиях (стесненность, загазованность, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами, предусмотренными проектом, а также в других более сложных производственных условиях). В этом случае, нормативы затрат труда рабочих-строителей и машинистов корректируются с помощью коэффициентов, приведенных в Приложении №1, 3 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)».
работы и затраты, связанные с отводом земель для строительства, командировочные расходы рабочих, перевозку рабочих, затраты на строительство и содержание вахтовых поселков, плату за землю и земельный налог в период строительства, плату за подключение к внешним инженерным сетям. Учет указанных затрат приводится в соответствии с МДС 81-35.2004;

Как же производится сам расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС? Опять же обратимся к МДС 81-02-12-2011, в котором содержится рекомендуемая для расчета по укрупненным показателям последовательность:

1)      сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту:
           – определение функционального значения объекта;
           – мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);
           – дата начала и окончания работ на объекте;
           – регион строительства;
2)      выбор соответствующих НЦС (осуществляется по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его мощностных характеристик);
3)      подбор необходимых коэффициентов, предусмотренных в Приложениях №1, 2, 3, 4 к данному МДС и техническим частям соответствующих сборниках, определение их численных значений;
4)      расчет стоимости планируемого к строительству объекта.

В общем виде расчет стоимости планируемого к строительству объекта в прогнозном (на момент окончания строительства) уровне цен производится с использованием следующей формулы:

СПР = 0, где

НЦСi используемый показатель государственного сметного норматива – укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;
N – общее количество используемых показателей государственного сметного норматива – укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года (например, объект народного образования + малые архитектурные формы + озеленение);
М – мощность планируемого к строительству объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);
ИПР прогнозный индекс-дефлятор, определяемый в соответствии с Пунктом 10 МДС на основании индексов цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемых для прогноза социально-экономического развития РФ;
                      ИПР = 01;
                      Ин.стриндекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития РФ, от даты уровня цен принятого в НЦС до планируемой даты начала строительства, в процентах;
                      Ипл.пиндекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития РФ, на планируемую продолжительность строительства объекта, рассчитываемого по НЦС, в процентах.
Ктр – коэффициент перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов РФ, применяемый при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов – нормативов цены строительства. Величина указанных коэффициентов перехода ежегодно устанавливаются приказами Минстроя России;
Крег коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах РФ по отношению к базовому району (Приложение №1 к МДС);
КСкоэффициент, характеризующий удорожание стоимости строительства в сейсмических районах РФ (Приложение №3 к МДС);
Кзонкоэффициент зонирования, учитывающий разницу в стоимости ресурсов в пределах региона (Приложение №2 к МДС);
Зр – дополнительные затраты, учитываемые по отдельному расчету, в порядке, предусмотренном Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004.
НДС – налог на добавленную стоимость.

Что касается нюансов расчетов, связанных с продолжительностью планируемого строительства, то стоит отметить, что она принимается на основании показателя продолжительности строительства, приведенного в соответствующей таблице Отдела 2 «Объекты-представители» каждого сборника НЦС. Однако при определении продолжительности строительства в сложных природно-климатических районах РФ дополнительно необходимо применить повышающий коэффициент, приведенный в Приложении №4 к МДС 81-02-12-2011. Если же перед вами стоит задача определить продолжительность строительства объектов, показатель мощности которых отличается от приведенных в сборниках НЦС показателей и находится в интервале между ними, то подобные задачи решаются через интерполяцию.

В общем виде схема проведения расчета по НЦС выглядит так: стоимости по каждому НЦС суммируются и полученный результат умножается на необходимые коэффициенты. Далее к имеющемуся числу прибавляются дополнительные затраты, определяемые отдельными расчетами, а затем, результат умножается на индекс-дефлятор. Последним шагом является учет НДС к полученной сумме.

На первый взгляд расчет по укрупненным нормативам представляется довольно запутанной операцией, однако в реальности все гораздо проще. Приведем для наглядности пример расчета по НЦС в специальной автоматизированной программной системе для подобных расчетов – «Адепт: НЦС-НЦКР».

1. Открываем программу «Адепт: НЦС-НЦКР», нажимаем на кнопку «Создать» и в выпадающем списке выбираем «Создать расчет по НЦС».

1

2. Перед нами появляется окно, в котором требуется ввести полное наименование расчета, а также его номер. Эти поля обязательны к заполнению.

2

3. На вкладке коэффициенты сразу же можно настроить коэффициенты, которые будут автоматически применяться при добавлении расценок в расчет, исходя из исходных данных по планируемому объекту. Это регионально-климатические, зональные коэффициенты (Приложения №1, 2 МДС) и коэффициенты перехода от цен базового района. Коэффициенты сейсмичности и продолжительности строительства (Приложения №3, 4 МДС), а также коэффициенты особых условий строительства начисляются при необходимости в отдельном порядке позже.

3

В программе можно настроить и автоматический выбор коэффициентов. Для этого достаточно установить год и ввести название региона строительства.

4

4. После нажатия на кнопку «Создать» расчет появляется в дереве объектов. По двойному щелчку мыши пустой расчет открывается в правом верхнем окне. Далее выбираем сборники, по которым будем производить расчет, в разделе «Базы».

7

В левой части программы отображается дерево сборников, в правой – структура выбранного сборника и расценки. Для нашего примера выбираем сборник НЦС 03-2012 «Объекты народного образования», Раздел 2 «Общеобразовательные учреждения», Таблица 03-02-001 «Школы».

8

5. Вверху нижней правой части расположена панель инструментов:
·         Дерево/Расценки – переключение между режимами отображения структуры сборника и режимом отображения расценок
·         Текст сборника – открытие тех.части сборника
·         Информация по расценке – открытие окна с описанием технических характеристик конструктивных решений и видов работ по выбранной расценке, есть возможность распечатать

9

Расценки из сборника просто переносятся мышью в расчет по НЦС, но для начала необходимо определиться, какую именно расценку переносить. Мы строим школу мощностью в 220 мест, однако такая мощность не предусмотрена сборником. Дело в том, что в сборниках НЦС есть простые расценки (стоимость единицы измерения в них не зависит от количества/мощности объекта), а есть сложные расценки (стоимость единицы измерения разная в зависимости от количества/мощности).
При переносе простых расценок достаточно ввести мощность и нажать кнопку «Добавить». Внизу окна переноса рассчитывается стоимость на заданную мощность.

10

У сложных расценок мощность указана в названии и при переносе сразу отражается в поле «Мощность объекта». Если же необходима другая мощность, которой нет в сборнике (как в нашем случае), то ее можно ввести и, если она отличается от табличной, то стоимость единицы измерения рассчитается путем интерполяции. Каким образом?
1.      Если мощность попадает между табличными значениями, в расчете участвуют предыдущее и последующее табличные значения мощности (В1 и В2) и значения стоимости единицы измерения (П1 и П2). Значения и формула расчета показывается в окне переноса расценки внизу.
2.      Если мощность меньше минимального табличного значения, в расчете участвует минимальное табличное значение мощности В и значение стоимости единицы измерения П.
3.      Если мощность больше максимального табличного значения, то в расчете участвует максимальное табличное значение мощности В и значение стоимости единицы измерения П.

11

В нашем случае значение промежуточное, поэтому в расчете будут участвовать оба табличных значения. Нажимаем кнопку «Добавить» – расценка переносится в расчет. Отмеченные серым цветом расценки можно редактировать, создавать копию, удалять, начислять коэффициенты (мы начислили их уже в самом начале создания расчета). Информация по всем начисленным коэффициентам отображается сразу под расценкой.

12

6. Теперь создадим в расчете новый раздел под инженерные сети (в меню кнопки «Раздел» выбрать «Создать»). В появившемся окне вводим наименование раздела «Инженерные сети». Для расчета стоимости инженерных сетей воспользуемся расценками из сборников 11-15 (выбираем нужные и перетаскиваем в раздел).

15 16

7. Предположим, что нам нужно еще сделать малые архитектурные формы для нашей школы (различные объекты на школьной площадке), а также озеленить двор. Находим нужные расценку в сборнике 16 и 17, вводим мощность 220 мест и перетаскиваем расценки мышью в расчет на строку «Всего».

17

При необходимости на каждую расценку можно начислить коэффициент сейсмичности и коэффициенты особых условий строительства («коэффициенты сборника»), а также собственные коэффициенты, нажав на расценку правой кнопкой мыши и выбрав в списке пункт «Коэффициенты».

8. Создадим дополнительные затраты к расчету. Это могут быть работы и затраты, связанные с отводом земель для строительства, командировочные расходы рабочих, перевозку рабочих, затраты на строительство и содержание вахтовых поселков, плату за землю и земельный налог в период строительства, плату за подключение к внешним инженерным сетям и т.д. Для этого в меню кнопки «Начисления» выберем пункт «Дополнительные затраты». В расчете появится пустая строка в итогах. Для нее можно задать наименование, обоснование и сумму.

18

19

9. Далее рассчитаем инфляцию. Для этого в меню кнопки «Начисления» выбираем пункт «Инфляция» и в диалоге «Расчет прогнозного индексадефлятора» вводим сроки строительства. Сроки можно ввести вручную, а можно в нижней части открывшегося окна выбрать необходимые данные по планируемому объекту, ввести мощность, и программа автоматически определит сроки в соответствии с данными сборника. Также во вкладке «Коэффициенты МУ» при необходимости можно начислить коэффициенты на продолжительность строительства в соответствии с рекомендациями Приложения №4 МДС 81-02-12-2011. Нажимаем кнопку «Создать», и после этого в итогах появится расчет инфляции.

22

23

10. Осталось добавить НДС, нажав в меню кнопки «Начисления» пункт «НДС».

24

11. Наш расчет готов. Теперь его можно распечатать, нажав кнопку «Печать» и выбрав форму печати НЦС.

25

26

28

Таким образом, мы полностью провели расчет по укрупненным нормативам цены строительства. Подобные расчеты представляют огромную ценность на этапе разработки строительного проекта и расчета бюджетных заявок  по  строительству объектов недвижимости. Иными словами, при рассмотрении вопроса о строительстве школы, больницы и т.д. с их помощью заказчик сможет предварительно оценить, во сколько ему обойдется возведение здания. Но НЦС определяют стоимость объекта как единого целого на стадии планирования — происходит оценка на уровне идеи, в то время как строительный объект не возникает готовым в одночасье, а строится постепенно. Поэтому на стадии инвестирования, а также проектирования очень важно понять, сколько средств понадобится на начало строительства объекта, когда будут проводиться лишь отдельные виды работ, а также какое из проектных решений будет наиболее экономически выгодным и оправданным. В этом случае проводятся расчеты строительства по НЦКР, которые мы подробно разберем в нашем следующем посте.

Добавить комментарий