Как составить умк по фгос

Учебно-методический комплекс

Содержание:

  • Определение

    • Что такое УМК по ФГОС
    • УМК в образовании
  • Виды
  • Требования к УМК
  • Структура и компоненты
  • Принципы
  • Этапы проектирования
  • УМК в начальной школе
  • Примеры УМК

Определение

УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.

УМК в педагогике это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.

Что такое УМК по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. “Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта”.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.

УМК в образовании

УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.

УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.

Виды

В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.

Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:

  • для начальной школы;
  • для среднего звена;
  • для выпускных классов;
  • для профессиональной школы.

По степени профессионального качества:

  • для магистратуры;
  • для бакалавриата;
  • для специалитета.

По степени обязательности предметов:

  1. Общие предметы, которые изучают все обучающиеся и получают аттестационную оценку по итогу курса «Русский язык», «Физика», «География».
  2. Факультативные предметы, входящие в базовый образовательный стандарт. Обязательны для изучения, но аттестационного контроля по ним не предусматривается. Это, чаще всего, ознакомительные учебные курсы. Перечень таких предметов ученик может выбрать, в их числе «История родного края», «Поэты и писатели родного края», «Природа родного края. Экскурсии на природу».
  3. Элективные курсы, предназначенные для тех учеников, которые хотят совершенствоваться в определенных умениях и навыках. «Изучение и описание топонимов и гидронимов родного края», «Изучения и классификация диалектизмов нашей местности», «Описание предметов быта коренных жителей. Экскурсии в местный краеведческий музей». Контрольно-измерительных средств такие УМК не предусматривают и в базовый стандарт образования не входят. Итоговым контролем такого курса может быть выступление ученика на школьной научно-практической конференции или написание статьи.

Все комплексы строятся по стандартам, разработанным высшей профессиональной школой государства, а характеристика УМК зависит от процесса обучения  программы, которую выбрала школа. Например, «Школа России» или «Школа 2100».

Требования к УМК

УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.

Структура и компоненты

Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.

В структуру УМК входят:

  1. Введение, в котором дается обоснование целей и задач учебного предмета, определяется объем учебной нагрузки в часах, расписываются умения и навыки, которые должны получить обучающиеся после изучения, формулируются связи с другими курсами и указывается вид контроля.
  2. Программа учебного предмета определяет объем, содержание и тематику учебных занятий. Программа строго регламентирует способы подачи учебного материала, определяет терминологический словарь и практическое применение полученных знаний.
  3. Календарно-тематический план дает подробное распределение учебного материала по часам в течение учебного года. Планирование позволяет преподавателю видеть перспективы развития учебных навыков у учащихся и корректировать их в процессе обучения.
  4. Учебные задания и методические рекомендации к ним – это очень важный блок в УМК, потому что преподаватель заранее может спрогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучающихся и минимизировать их. Кроме этого педагог предусматривает вариативность заданий по степени сложности и сравнение успехов учеников одной параллели.
  5. Ресурсный блок определяет резервные задания и материалы для самостоятельного изучения. Он может содержать комплект упражнений повышенной сложности, список дополнительный литературы, исследовательские и самостоятельные занятия для желающих получить углубленные знания по предмету.
  6. Контрольно-измерительные материалы – это перечень всех тестовых заданий, контрольных, зачетных и итоговых работ.

УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.

Структура УМК

Источник: docplayer.ru

Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.

Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).

Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.

Принципы

Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:

  • общедоступность;
  • гуманизм;
  • личностно-ориентированный поход;
  • толерантность;
  • патриотизм и гражданская ответственность.

Этапы проектирования

Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.

На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.

На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.

На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.

На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.

УМК в начальной школе

Сейчас в России существуют две системы обучения.

Традиционная система обучения представлена комплексами «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа». Развивающая система обучения  это программы Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Примеры УМК

Пример УМК тут.

Грешилова Валентина Александровна

Заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель математики, СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж» г. Санкт-Петербург

greshilovav@mail.ru

Разработка учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Аннотация: Данная методическая разработка составлена автором в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (по профессиям, специальностям) третьего поколения. Основная цель разработки – помочь преподавателям за короткий срок разработать учебно-методический комплекс, отвечающий современным требованиям. Разработка комплекса показана на примере дисциплины естественно-научного цикла «Математика», но может быть использована как основа для любой дисциплины или междисциплинарного комплекса.

На сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов в системе среднего профессионального образования остается вопрос разработки качественного учебно-методического комплекса  (далее УМК) по дисциплине (модулю).

Федеральный закон от 29.12.2012 №  276-ФЗ (ред. От 25.11.2013) «Об образовании в российской Федерации» дает следующее определение образовательной программе: «…образовательная программа – комплекс основных характеристик образования…, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)», иных компонентов, а также оценочных средств и методических материалов».

Любой стандарт по профессии или специальности содержит пункт «Требования к условиям реализации программы» в который включены подпункты:

«…образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу…

При формировании программы …..образовательная организация:

Имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов…

…программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям…

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчёта времени, затрачиваемого на ее выполнение».

Таким образом, перед образовательной организацией встает ряд задач, в которые в том числе входят необходимость распределения вариативных часов и разработка УМК по каждой дисциплине (модулю).

В предложенном Федеральным институтом развития образования макете рабочей программы дисциплины (модуля) нет пункта отражающего распределение часов вариативной части. Для того что бы отразить распределение часов вариативной части в рабочей программе я предлагаю в макете после пункта «1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:…»

Прописать следующие пункты «1.4 Освоение учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций

Код

Наименование компетенции

ОК…

ПК …

Наименование компетенций обучения приводится в соответствии с ФГОС.

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки обучающегося ___ ч., в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   __ ч.;

самостоятельной работы обучающегося  ___ ч..

1.6 Количество вариативных часов на освоение программы учебной дисциплины:

____________.

Если вариативные часы, отведенные на учебную дисциплину, направлены на углубление и расширение основных понятий, то заполняется таблица 1. Если введены дополнительные компетенции и  дидактические единицы, то заполняется таблица 2.

Таблица 1

Компетенция

В результате освоения учебной дисциплины в рамках вариативных часов обучающийся должен уметь, знать

Дидактические единицы

Количество часов

уметь:

знать:

Таблица 2

Дополнительная компетенция

В результате освоения учебной дисциплины в рамках вариативных часов обучающийся должен уметь, знать

Дидактические единицы

Количество часов

уметь:

знать:

Указать дополнительные дидактические единицы, темы, разделы обеспечивающие формирование введенных дополнительных профессиональных компетенций, или требований к умениям и знаниям.

Например  (элемент из рабочей программы учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения», базовый уровень):

1.4 Освоение учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций

Код

Наименование компетенции

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ПК 1.4

Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей

ПК 1.5

Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей

ПК 3.2

Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   64 часа;

самостоятельной работы обучающегося  32 часа.

1.6 Количество вариативных часов на освоение программы учебной дисциплины:

8 часов.

Вариативные часы, направлены на углубление и расширение основных понятий

Компетенция

В результате освоения учебной дисциплины в рамках вариативных часов обучающийся должен уметь, знать

Дидактические единицы

Количество часов

ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 3.2

уметь: анализировать сложные функции  и строить их графики

знать:

основные понятия и методы математического анализа

Построение графиков сложных функций

4

ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 3.2

уметь:

решать прикладные задачи с использованием элементов интегрального исчисления

знать:

основные математические методы решения прикладных задач

Приложения определенного интеграла

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

практические работы

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

Подготовка к устному/письменному опросу по темам курса

Решение примеров по образцу по темам курса

Подготовка презентации и (или) докладов, рефератов

     28

      4

Промежуточная  аттестация в форме экзамена  

        Далее пункт 4 макета рабочей программы я предлагаю представить в следующем виде:

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и т.д..

4.1 Методы контроля и оценки текущей успеваемости

Название темы

Код формируемой компетенции

Результат освоения

Методы и средства контроля и оценки текущей успеваемости

умения

знания

в соответствии с тематическим планом и содержанием учебной дисциплины

в соответствии с ФГОС

в соответствии с ФГОС перечисляются умения, указанные в п.4. паспорта программы

в соответствии с ФГОС перечисляются знания, указанные в п.4. паспорта программы

индивидуальный/фронтальный устный/письменный опрос, практическое занятие,

практическая работа по темам курса,

оценка самостоятельной работы обучающегося,

ситуационные задачи, кейсы, выполнение технического задания, отчет, выполнение портфолио и т.д.

4.2 Промежуточная аттестация обучающихся

Форма

Средства контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины

В соответствии с учебным планом

Билеты с вопросами, ситуационные задачи, кейсы, выполнение технического задания, защита портфолио, реферата и т.д.

Заполняя таблицу 4.1, преподаватель еще раз проверяет, все ли он предусмотрел, работая над тематическим планированием. Все ли умения и знания учтены при подборе теоретического материала. Далее таблицу 4.1 переносим в новый документ и начинаем формировать фонд оценочных средств (далее ФОС).

Например (элемент из рабочей программы учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения», базовый уровень):

4.1 Методы контроля и оценки текущей успеваемости

Название темы

Код формируемой компетенции

Результат освоения (умения и знания)

Методы и средства контроля и оценки текущей успеваемости

уметь

знать

Дифференциальное исчисление

ПК1.4, ПК1.5, ПК3.2, ОК4, ОК5, ОК8

решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального исчисления

основные понятия и методы математического анализа;

основы дифференциального исчисления;

роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности

индивидуальный/фронтальный устный/письменный опрос,

практическое занятие № 1,

оценка самостоятельной работы обучающегося

Исследование функции при помощи производных

ПК1.4, ПК1.5, ПК3.2, ОК4, ОК5, ОК8

анализировать сложные функции  и строить их графики

основные понятия и методы математического анализа;

основные математические методы решения прикладных задач;

роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности

индивидуальный/фронтальный устный/письменный опрос,

практическое занятие № 2,3,

оценка самостоятельной работы обучающегося

        Используя данную таблицу, формируем фонд оценочных средств. При формировании ФОС необходимо помнить, что ФОС должен включать в себя, в том числе перечень вопросов и  заданий для проведения промежуточной аттестации. В составе УМК в свою очередь должна быть программа текущего контроля знаний и промежуточной аттестации.

Элемент ФОС учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения», базовый уровень

Паспорт фонда оценочных средств

Наименование тем

Код формируемой компетенции

Результат освоения (умения и знания)

Формы контроля текущей успеваемости

Оценочные средства

уметь

знать

ОК4, ОК5, ОК8, ПК1.4, ПК1.5, ПК3.2

решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального исчисления

основные понятия и методы математического анализа;

основы дифференциального исчисления;

роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности

Входной контроль

Тест

Приложение 1

Тема 1.1 Дифференциальное исчисление

Практическое занятие № 1 «Вычисление производных и дифференциалов высших порядков»

Практическая работа

Приложение 2

Самостоятельная работа: Подготовка к устному/письменному опросу по теме «Дифференциальное исчисление»

Вопросы к теме

Приложение 3

Самостоятельная работа: Решение примеров по образцу по теме «Дифференциальное исчисление»

Задание

Приложение 4

Самостоятельная работа: Подготовка презентаций и (или) докладов, рефератов по теме «Роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности»

Презентация/доклад/реферат

Приложение 5

Тема 1.2 Исследование функции при помощи производных

ОК4, ОК5, ОК8, ПК1.4, ПК1.5, ПК3.2

анализировать сложные функции  и строить их графики

основные понятия и методы математического анализа;

основные математические методы решения прикладных задач;

роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности

Практическое занятие № 2 «Исследование функции при помощи производных»

Практическое занятие № 3 «Исследование и построение графиков сложных функций»

Практическая работа

Приложение 1

Самостоятельная работа: Подготовка к устному/письменному опросу по теме «Исследование и построение графиков сложных функций»

Вопросы к теме

Приложение 3

 Самостоятельная работа: Решение примеров по образцу по теме «Исследование и построение графиков сложных функций»

Задание

Приложение 4

 Самостоятельная работа: Подготовка к практическим работам по темам «Исследование функции при помощи производных» и «Исследование и построение графиков сложных функций»

Приложение 6

 При разработке методических рекомендаций для обучающихся по выполнению практических/лабораторных/самостоятельных работ необходимо соблюдать основные элементы структуры пособия, а именно:

  • Титульный лист;
  • Пояснительная записка;
  • Содержание;
  • Литература/источники.

Важно помнить, что в пособии необходимо указывать критерии оценки каждой работы или вида работ.

Структура практической/лабораторной/самостоятельной работы зависит от характера работы.  Работы, имеющие репродуктивный или репродуктивно-творческий характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся применяют подробные инструкции.

При выполнении частично поисковых работ обучающиеся не применяют подробные инструкции, а самостоятельно осуществляют подбор оборудования; выбирают способы аналитических действий; планируют использование учебной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер, выполняются как решение проблемы с опорой на имеющиеся теоретические знания.

Как правило, в структуре практической лабораторной или самостоятельной работы должны быть отражены основные элементы такие как: тема работы, цель работы (для обучающегося!), оборудование, краткие теоретические сведения, образцы решения задач, порядок выполнения работы, варианты заданий, образец оформления работы/отчета, литература/источники.

Самостоятельная работа предполагает различные формы организации. Соответственно методические рекомендации могут быть представлены в другой форме (рекомендации по подготовке докладов, презентаций, проектов и т. д.).

К примеру, методические рекомендации  по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Математика» могут иметь следующую структуру: пояснительная записка, критерии оценки (в том числе выполнения заданий по образцу, выполнения самостоятельных практических работ, устных/письменных опросов, презентаций/докладов/рефератов), задания для самостоятельной работы (если есть учебное пособие, то данный пункт можно оформить в виде таблицы (пример приведен ниже)), методические рекомендации по выполнению примеров по образцу, методические рекомендации по подготовке к письменному/устному опросу, методические рекомендации по подготовке презентаций/докладов/рефератов, методические рекомендации по подготовке к практическим работам, литература/источники.

Преподавателям дисциплин естественнонаучного цикла есть смысл разработать учебное пособие (учебник), в полной мере реализующее умения и знания в соответствии с ФГОС. Такое пособие в значительной мере могло бы облегчить организацию аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся.

Например, раздел «Задания для самостоятельной работы», можно оформить в виде таблицы (элемент методических рекомендаций по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения», базовый уровень):

Наименование работы

Учебное пособие по математике

(Составитель В.А. Грешилова)

Теория

(номера страниц)

Упражнения

(номера страниц , № задания)

1 вариант

2 вариант

Самостоятельная работа: Решение примеров по образцу по теме «Дифференциальное исчисление»

16-25

стр. 24

5,7,13,14,19,21,21,27,31

стр. 24

6,12,16,17,24,25,29,33

И так оптимальный УМК, на мой взгляд,  по дисциплине состоит из рабочей программы дисциплины, ФОС, методических рекомендаций по выполнению практических/лабораторных/самостоятельных работ, учебного пособия (учебника) по дисциплине, программы текущего контроля знаний и промежуточной аттестации.

Обновлено: 19.05.2023

В данной статье мы разберем, что такое учебно-методический комплекс, из чего он состоит и как именно его создать. Для начала сформулируем определение.

Учебно-методическим комплексом (УМК) называются систематизированные материалы, необходимые для осуществления образовательного процесса, которые обеспечивают успешное обучение и активную познавательную, творческую и коммуникативную деятельность учеников.

УМК – это система, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют единое целое, которое позволяет достичь основной цели образовательной программы.

В УМК выделяют четыре основных компонента:

  1. Ведущий документ – образовательная программа. Именно на ее основе и разрабатывается весь комплекс.
  2. Учебные систематизированные руководства для обучающихся и педагога. Основные и факультативные программы не могут быть реализованы без дополнительных комплектов материалов информационного, вспомогательного и справочного характера, а также различных предметных руководств, кратких записей занятий, дополнительной литературы научной и методической направленности, системы творческих заданий, шаблонных решений и т.д.
  3. Система образовательных методов. Этот компонент образуют различные пособия, целью которых является помощь в освоении содержания образовательной программы. Все методы обучения можно с большой долей условности разделить на современные и традиционные. К традиционным принято относить все виды печатных пособий (фото, таблицы, плакаты, картины, раздаточный материал, карточки, диафильмы, звукозаписи). К современным – видеофильмы, мультимедийные материалы, образовательные программы и приложения.
  4. Система средств, предназначенных для научной организации труда учителя и учеников. Она может быть представлена в виде материалов следующего направления:
  • материалы по обеспечению индивидуального подхода к ученикам (методики психологической и педагогической диагностики личности, памятки и карточки для детей и родителей);
  • материалы для эффективной работы с детскими коллективами (методики педагогической диагностики, игровые техники, сценарии проведения общих игр и мероприятий).

Как правило, создание любых видов УМК занимает довольно много времени, поскольку это творческая и кропотливая работа.

Основные этапы разработки учебно-методического комплекса

Процесс создания УМК состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в анализе определенных задач обучения, развития и воспитания учащихся, оценке объема и характера информации, которая предлагается для усвоения, а также оценке начального уровня подготовки учеников. Также необходимо подробно изучить учебный материал, разделить его на логические фрагменты, называемые информационными компонентами, а также обосновать логику построения каждого такого компонента.

Второй этап состоит в разработке методических советов, подборке материалов по обеспечению индивидуального подхода к ученикам, разработке опросников, анкет и напоминаний для родителей и учеников, создании сценариев активных мероприятий и других событий, планировании применения игровых методик.

На третьем этапе учитель создает методические и учебные пособия, формируя полноценный пакет материалов, обеспечивающих качественное содействие ученикам в усвоении новой информации, профессиональном и общественном самоопределении.

Каждый педагог вправе составлять свой собственный учебно-методический комплекс и формировать его состав по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки учеников и их образовательных, культурных и иных потребностей, а также состоянием их здоровья. УМК может быть разработан как отдельным преподавателем, так и целой группой – это определяется спецификой структурного подразделения и видом конкретной программы. Цель УМК – решить основной круг задач, встающих в рамках процесса обучения.

Правила разработки учебно-методического комплекса

В вузе УМК создается группой преподавателей или отдельным педагогом, обеспечивающим ознакомление студентов с учебной дисциплиной в соответствии с образовательным планом по конкретным направлениям (специальностям). Ответственность за корректность и качество готового УМК несет кафедра.

Итоговый документ должен соответствовать всем требованиям Государственного образца для студентов (слушателей, курсантов) по конкретной специальности. Также важно, чтобы учебное заведение имело необходимое техническое и учебно-методическое оснащение всех предметов, в том числе и разного рода научной литературой.

Все материалы, внесенные в учебно-методический комплекс, должны иллюстрировать стремительное развитие науки, делать описание учебного материала связным и логичным, предполагать применение самых современных методов и различного рода мультимедийной техники для повышения интенсивности учебного процесса. Все это помогает студентам и школьникам лучше усваивать новое и активнее применять знания на практике.

Таким образом. в создании УМК выделяют следующие этапы:

  • создание учебной программы по нужному предмету, входящему в основной учебный план вуза, училища, школы;
  • создание модели УМК с определением целей, проблем, содержимого, элементов, методов, конструкций и обучающих средств;
  • написание лекционных планов, обоснование методик ведения дополнительных уроков, подбор иллюстративного материала, упражнений, составление правил отчетности, подготовки курсовых работ и т.д.;
  • оформление материалов комплекса в электронном и печатном виде;
  • правка и доработка материалов УМК (при необходимости).

После подготовки всего комплекса преподаватель должен четко видеть перед собой весь будущий учебный процесс, его последовательность, расписанную по действиям и шагам. В основе любого хорошего и результативного обучения лежит именно подробный и качественный учебно-методический комплекс. Его наличие позволит избежать многих технических проблем, например, связанных с подменой заболевшего учителя, ведь его заместитель сможет использовать все заранее подготовленные материалы, и преемственность изложения информации не пострадает.

УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.

УМК в педагогике – это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.

Что такое УМК по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. “Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта”.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.

УМК в образовании

УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.

УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.

В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.

Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:

  • для начальной школы;
  • для среднего звена;
  • для выпускных классов;
  • для профессиональной школы.

По степени профессионального качества:

  • для магистратуры;
  • для бакалавриата;
  • для специалитета.

По степени обязательности предметов:

Требования к УМК

УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.

Структура и компоненты

Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.

В структуру УМК входят:

  1. Введение, в котором дается обоснование целей и задач учебного предмета, определяется объем учебной нагрузки в часах, расписываются умения и навыки, которые должны получить обучающиеся после изучения, формулируются связи с другими курсами и указывается вид контроля.
  2. Программа учебного предмета определяет объем, содержание и тематику учебных занятий. Программа строго регламентирует способы подачи учебного материала, определяет терминологический словарь и практическое применение полученных знаний.
  3. Календарно-тематический план дает подробное распределение учебного материала по часам в течение учебного года. Планирование позволяет преподавателю видеть перспективы развития учебных навыков у учащихся и корректировать их в процессе обучения.
  4. Учебные задания и методические рекомендации к ним – это очень важный блок в УМК, потому что преподаватель заранее может спрогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучающихся и минимизировать их. Кроме этого педагог предусматривает вариативность заданий по степени сложности и сравнение успехов учеников одной параллели.
  5. Ресурсный блок определяет резервные задания и материалы для самостоятельного изучения. Он может содержать комплект упражнений повышенной сложности, список дополнительный литературы, исследовательские и самостоятельные занятия для желающих получить углубленные знания по предмету.
  6. Контрольно-измерительные материалы – это перечень всех тестовых заданий, контрольных, зачетных и итоговых работ.

УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.

Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.

Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).

Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.

Принципы

Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:

  • общедоступность;
  • гуманизм;
  • личностно-ориентированный поход;
  • толерантность;
  • патриотизм и гражданская ответственность.

Этапы проектирования

Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.

На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.

На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.

На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.

На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.

УМК в начальной школе

Сейчас в России существуют две системы обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические рекомендации

по формированию и оформлению учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Методические рекомендации содержат общие требования по формированию учебно-методического комплекса (УМК). В рекомендациях представлена структура, содержание, этапы разработки УМК, а также даны практические советы по его оформлению.

Рекомендации предназначены педагогическим работникам, проектирующим и реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, и носят рекомендательный характер.

В настоящее время в условиях модернизации и повышения качества системы образования в целом происходит развитие и совершенствование всех его составных частей. В этих условиях и сфера дополнительного образования неизбежно должна качественно и содержательно изменяться, быть мобильной, отвечать запросам детей и их родителей, образования и общества. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Сегодня при активном насыщении рынка образовательных услуг большим количеством дополнительных общеобразовательных программ, разнообразных по направленности, виду деятельности, уровню освоения, существенно возрастает роль качественного методического обеспечения их реализации. С этой целью разрабатываются нормативные документы разных уровней по активному развитию, переосмыслению и обновлению принципов и подходов к организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Р азработка программн о-методического обеспечения образовательных организаций ДОД является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования. Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание набора программно-методических материалов, который и может быть представлен в виде учебно-методического комплекса.

Создание УМК педагогом дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования. Именно в УМК каждый педагог может разработать технологию определения результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Акцентирование внимания на методической составляющей профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы, прежде всего, полезно самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.

В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессиональному росту.

Актуальность разработки методических рекомендаций по формированию УМК заключается в анализе, систематизации, возможности практического применения и передаче педагогическим работникам информации о структуре, содержании и этапах создания учебно-методического комплекса.

Целью создания настоящих методических рекомендаций является выработка системного подхода к созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Положение об учебно-методическом комплексе предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебный план, реализуемые по всем предметам обучения в школе.

1.2. Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества начального образования.

1.3. Настоящее Положение регулирует процесс подготовки учебного материала, как с точки зрения содержания, так и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовать и поддерживать самостоятельную работу учащихся, сохранить преемственность в преподавании учебных дисциплин, обеспечить доступность образования для всех участников образовательного процесса.

2. Решаемые задачи:

2.1.Сохранение единого информационного пространства школы.

2.2. Подготовка учебно-методического обеспечения каждой дисциплины, преподаваемой в школе, формирование учебно-методических комплексов по всем дисциплинам.

2.3. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки учащихся.

2.4. Создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы начальной школы № 615.

2.5. Получение учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, учебно-методических пособий.

3. Структура учебно-методического комплекса.

Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины.

Состав УМК определяется содержанием учебной программы по соответствующему предмету.

Структура УМК:

Содержательные части образовательного стандарта учебной дисциплины:

введение (выполняется при необходимости);

цели и задачи дисциплины;

содержание дисциплины и условия её реализации:

рабочая программа дисциплины;

виды и содержание занятий по дисциплине;

формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине;

учебно-методические материалы по дисциплине;

учебно-методическая карта дисциплины;

специфические особенности преподавания дисциплины (при необходимости);

лист согласования рабочей программы дисциплины.

использование технических средств обучения и вычислительной техники. Программное обеспечение дисциплины;

организация самостоятельной работы студентов по дисциплине;

элементы научного поиска при изучении дисциплины.

приложения (указаны только обязательные):

методические указания к лабораторному практикуму (выполняются при наличии в учебном плане);

методические указания к курсовому проектированию (выполняются при наличии в учебном плане);

варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению (выполняются при наличии в учебном плане);

контролирующие материалы по дисциплине:

тесты текущего контроля знаний по дисциплине;

тесты итогового контроля знаний по дисциплине;

тесты контроля остаточных знаний по дисциплине.

3.1 Образовательная программа школы.

3.2. Учебная программа дисциплины, утвержденная директором школы;

Учебная программа – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственной программы и учитывающая специфику подготовки учащихся. Оформление учебной программы выполняется в соответствии с требованиями, предъявленными МО РФ.

3.3. Учебно-методические материалы

Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, отражают современный уровень развития науки, предусматривают логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технологий, средств оптимизации учебного процесса, позволяющих учащимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

4. Порядок выбора УМК

На заседании методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников рассматриваются и отбираются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМК;

Обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки школы;

Регулярно оценивается готовность УМК к использованию в учебном процессе, и принимаются оперативные меры по устранению отставания от плана подготовки УМК;

Корректировка УМК

На этапе выбора и корректировки материалов УМК заместителем директора по учебной части, библиотекарем школы осуществляется периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. УМК “Школа России” издательства “Просвещение”, включающий учебники и учебные пособия нового поколения, отвечает всем требованиям Стандарта.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в проекте Стандарта в качестве портрета выпускника.

Каким же должен быть ребенок, оканчивающий начальную школу? Это:

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий своё и чужое мнение;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Эти принципы реализуются в учебниках по всем предметам, среди которых нет главных и второстепенных.

Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. В состав комплекта входят следующие учебники: обучение грамоте (азбука – Горецкий В. Г.), русский язык – Канакина В. П. , литературное чтение – Климанова Л. Ф., математика – Моро М. И., окружающий мир – Плешаков А. А., изобразительное искусство – Неменская Л. А., музыка – Критская Е. Д., информатика – Семенов А. Л., технология – Роговцева Н. И., ОРКСЭ – Кураев А. В., иностранные языки.

Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения и других пособий.

Психолого-педагогические модели построения всех тем в учебниках включают общие подходы к организации учебного материала и совместной деятельности учителя и учащихся. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности:

постановка проблемы, цели и ее анализ учащимся совместно с учителем;

самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т.д.

уточнение сформулированных учащимися обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику;

введение соответствующей терминологии;

выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и способов деятельности по теме.

Учебники, по сути, направляют деятельность учителя:

отражены цели и содержание работы по каждой теме, ее распределение по времени;

представлены средства организации учебно-познавательной деятельности учащихся (условные обозначения, аналитические планы);

сформулированы результаты, к которым должны прийти дети (признаки и определения понятий, способы распознавания изучаемых фактов языка, алгоритмы действий, орфографические правила и т. д.).

Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представленных в учебниках, значительное место занимают аналитические планы.
Аналитические планы — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение:

способствовать осознанию учащимися смысла выполняемой работы;

помочь детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести знания, необходимые для выполнения задания, выбрать способы деятельности;

раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности (познавательными действиями), которые необходимы для достижения положительного результата;

поставить учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения, поиска, монологических высказываний относительно выполняемого задания и выявленных связей и закономерностей в наблюдаемых языковых явлениях;

формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля;

способствовать осознанию не только того, как надо действовать, но и того, почему предпочтительно действовать так, а не иначе.

Особую роль в учебниках выполняют сведения о языке, которые даются детям в основном для размышления, более глубокого понимания, осознания, в отдельных случаях — для запоминания. Приводимые в учебниках сведения из истории языка ставят своей целью приобщение детей к постановке вопроса и поиску ответа относительно того, что и почему изменяется в языке.

Методическая система учебников ориентирована на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности.

Главной при совершенствовании учебников была ориентация учебного материала и способов его подачи на максимально возможное включение учащихся в ситуации применения знаний в измененных условиях, в ситуации самостоятельного перехода от известного к новому, как в области знаний, так и в области способов учебных действий.

Специальная система заданий связывает учебник и рабочую тетрадь, учебник и тетрадь тестов, а также организует поиск необходимой информации: в сети Интернет, энциклопедической, справочной, краеведческой, научно-популярной литературе.

Несомненно, ценность комплекта состоит в том, что ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

Читайте также:

      

  • Сравнительная таблица психического развития в младшем школьном и подростковом возрасте
  •   

  • Социальный консерватизм это кратко и понятно
  •   

  • Чередов и м методика планирования школьных форм организации обучения
  •   

  • Система оценивания в 1 классе по фгос школа россии изо
  •   

  • Методика преподавания в воскресной школе для детей

Разработка
комплексного учебно-методического обеспечения образовательной деятельности по
биологии с учетом современных трендов образования в условиях обновленных ФГОС

Игнатова
Вера Юрьевна, учитель биологии МБОУ СОШ №1 (август 2022)

Термин КУМО (комплексное
учебно-методическое обеспечение) используется в 2-х смыслах: как процесс и как
результат.

КУМО как процесс – это планирование,
разработка и создание оптимального
комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых
для эффективной организации образовательного процесса в рамках
времени и содержания, определяемых образовательной программой.

КУМО как результат (в этом случае УМК) –
это совокупность всех учебно – методических документов (примерных рабочих
программ, планов, методик, учебных пособий и пр.), представляющих проект
системного описания образовательного процесса, который затем будет реализован
на практике в школе.

КУМО образовательной деятельности как
детальное описание каждого элемента необходимых действий образовательного
процесса складывается из нормативной документации, УМК тем учебных занятий, КМО
всех видов практики, КМО итоговой государственной аттестации, работы кабинета и
внеурочной деятельности.

Основные цели формирования комплекса
учебно – методического обеспечения образовательного процесса:

для педагога: отражение реального
положения обеспеченности необходимыми средствами обучения, анализ уровня
раскрытия учебной дисциплины в примерной рабочей программе и введение их в
практическую образовательную деятельность;

– для обучающегося:
качественное получение теоретических знаний и практических навыков в рамках
изучаемой учебной дисциплины.

Основные требования к содержанию учебно – методического
обеспечения по обновленным ФГОС
:

– соответствовать примерной рабочей
программе, полностью отражающей содержание по подготовке обучающихся конкретной
учебной дисциплины в едином образовательном пространстве РФ;

– обязательно содержать весь необходимый разнообразный
для всех видов учебной деятельности дидактический материал, адекватный
организационной форме обучения для достижения требуемого уровня усвоения;

– предоставлять каждому обучающемуся
возможность в удобное время самостоятельно проверить собственные знания и
откорректировать свою учебную деятельность (т.е. диагностическое обеспечение);

 – максимально включать комплекс наиболее
объективных и эффективных методов контроля качества предоставляемого
образования.

В состав средств обучения, включаемых в комплексное
учебно – методическое обеспечение образовательного процесса, по обновленным
ФГОС входит:

– учебно-методическая литература (единые учебники,
учебные пособия, конспекты, справочники, методические пособия  в виде печатных
изданий и электронных носителей);

– учебно-наглядные пособия (печатные и
мультимедийные плакаты, схемы, рисунки, фотографии,  графики, таблицы, диаграммы;
натуральные объекты живой природы, муляжи, макеты, реальные приборы,
инструменты, модели и природные образцы, набор раздаточных дидактических
материалов для проведения тестирования, лабораторных, практических, проектных
работ, решения ситуационных задач);

– технические средства обучения (аудиовизуальные;
 программированного обучения; тренажёры).

Разработка педагогами – биологами комплексного
учебно-методического обеспечения образовательного процесса в виде календарно –
тематического планирования, технологических карт учебных занятий  должна строго
соответствовать обновлённым ФГОС, выписке из учебного рабочего плана, перечню
оборудования биологического кабинета и лаборатории, примерной рабочей программе
по биологии для 5 класса.

Организация данной работы осуществляется
на основании учебного плана преподавания биологии и примерной рабочей программы
по биологии для 5 класса.  Проектирование учебных занятий по обновлённым ФГОС
осуществляется с помощью следующих компонентов:

·       
определения цели;

·       
отбора содержания;

·       
проектирования системы учебных заданий;

·       
выбора форм организации учебной
деятельности на всех этапах урока.

Цель, планируемые результаты формулируются
на основе примерной рабочей программы по биологии для 5 класса. Метапредметные
и личностные результаты представлены суммарно, а предметные – соответственно с
содержанием раздела ПРП «Предметные результаты» и предметным содержанием
учебного занятия.

Отбор содержания учебного занятия
происходит на основании разделов ПРП «Содержание учебного предмета»,
«Предметные результаты освоения программы», «Тематическое планирование» с
широким применением технологий проблемного обучения, проектов, критического
мышления на разных этапах учебной деятельности (мотивационно – целевом,
актуализации опорных знаний, изучении нового материала, самоконтроле и
самооценке, рефлексии).

Основанием для проектирования учебных
задач являются  перечень предметных, метапредметных и личностных результатов
обучающихся по формированию базовых логических действий и перечень основных
видов учебной деятельности раздела  «Тематическое планирование». Системный
подход при разработке учебных задач позволяет создать учебную ситуацию
недостаточности знаний, зафиксировать интерес обучающихся к изучаемой проблеме
и перейти учителю на роль координатора учебной деятельностью школьников.
Учебная задача должна иметь эмоциональную окраску, затрагивать интересы учеников,
обеспечивать коммуникацию, соответствовать учебным и возрастным возможностям,
находиться в зоне ближайшего развития обучающихся. 

Выбор индивидуальной, фронтальной,
групповой форм учебной деятельности в сочетании на разных этапах урока
осуществляется учителем на основании  содержания учебного занятия и  основных
видов деятельности обучающихся.  Индивидуальная форма наиболее эффективна через
дифференцированные индивидуальные задания. Эвристическая  беседа целесообразна
с использованием в комплексе уточняющих, интерпретирующих (объясняющих),
творческих и практических вопросов. Доминирующая групповая учебная деятельность
обучающихся немыслима без применения таких методов познания как бригадный, «пилы»,
аквариумного обсуждения, полилога, мозгового штурма.

Демонстрация слайда авторской
технологической карты по обновлённым ФГОС урока ««Наблюдение и эксперимент как
ведущие методы биологии» (5 класс) – приложение 1

В заключении хочется отметить, что КУМО
как комплексная информационная модель педагогической системы задаёт структуру образовательной
деятельности и отражает все её элементы на учебном занятии. Качественная
разработка и постоянное совершенствование учебно – методической документации –
это составная часть создания оптимального комплекса УМО образовательной
деятельности. Очень важно, чтобы эта документация была не формальным набором
документов, а действительным инструментом  повышения результативности
образовательного процесса.

Приложение
1

Технологическая карта по
обновленным ФГОС урока

 «Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии» (5 класс)

Составитель: Игнатова Вера Юрьевна,
МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска Тамбовской области

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно
– целевой этап

Учитель
настраивает обучающихся на понимание темы урока через постановку проблемы и
приводит их к формулированию целей учебного занятия

Фронтальная
беседа

Диалог
учителя с учениками и полилогическая цепочка обучающихся между собой

Ориентация
на успех как потребности к качественному изучению нового

– самостоятельно
устанавливать искомое и данное в устном выражении своей точки зрения;


овладение  системой универсальных учебных регулятивных действий,
обеспечивающих формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплина,
устойчивое поведение)


осознание целей и задач учебной деятельности темы занятия;


распознавать проблемы, успешно решаемые  при помощи научных методов изучения
живой природы: наблюдения и эксперимента

Этап
актуализации знаний

Учитель
формирует развитие познавательного интереса путём стимулирования детской
любознательности к процессам объектов растительного и животного мира

Фронтальное
обсуждение  видеоролика


просмотр видеоролика о наблюдениях и экспериментах;

-работа
с учебником;


разработка плана наблюдения и правил  проведения опыта;


подготовка шаблона действий для проведения наблюдения и эксперимента

– развитие
научной любознательности, интереса к биологической науке;

 планирование
действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей;


ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды


выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;


осознанно относиться в диалоге к мнению другого человека;  признавать своё
право на ошибку и одноклассника;

– уметь
предлагать критерии для проведения  наблюдений и опытов с учётом предложенной
биологической задачи;


выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;


задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы в ходе диалога и
высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание
благожелательности общения;


сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;


составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) хода
наблюдения и эксперимента, корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте

– выделять проверяемое предположение  о наблюдениях и
экспериментах в ходе поиска информации с использованием различных источников

Этап
изучения нового материала

Учитель
организует и  координирует групповую   работу обучающихся по самостоятельному
изучению и решению поставленных учебных задач

Групповая
работа по выполнению одинаковых заданий


проведение наблюдения за движением дождевого червя;


постановка эксперимента с находящимся в почве и вне почвы растением;


готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;


развитие навыков исследовательской деятельности;


соблюдение правил безопасности при работе с биологическими объектами

самостоятельно
составлять алгоритм проведения наблюдения и опыта с  выбором способа решения
учебной биологической задачи, учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей;


проводить по составленному плану наблюдение и несложный биологический
эксперимент;


понимать и использовать преимущества групповой работы при решении конкретной
биологической проблемы в ходе наблюдения и проведения опыта;

– контролировать
и определять свою деятельность в процессе достижения планируемых результатов
во время наблюдений и эксперимента;

– использовать
вопросы как исследовательский инструмент познания;

– запоминать
и систематизировать биологическую информацию

– приобретение опыта использования  последовательных этапов
наблюдения и правил постановки эксперимента в ходе

выполнения лабораторных   и практических работ изучения живых
объектов и процессов их жизнедеятельности

Этап
самоконтроля

Учитель
побуждает обучающихся к основным выводам исследовательской деятельности

Индивидуальная
работа в тетради

Заполнение
граф шаблонных таблиц


адекватная оценка изменяющихся условий;


осмысление эксперимента и наблюдений;


принятие решения  в изменяющихся условиях на основании анализа биологической
информации

– самостоятельно
формулировать обобщения и выводы в письменном виде по результатам проведённого
наблюдения и  эксперимента;

– выявлять
причинно-следственные связи при изучении биологических  процессов в ходе
наблюдения и эксперимента;

– оценивать
соответствие результата учебной деятельности с целью и заданными образцами;


владеть способами самоконтроля


применять методы биологии (наблюдение, эксперимент) для изучения живых
организмов и описания результатов увиденного;

– оценивать
надёжность биологической информации по критериям и правильность исполнения
наблюдения и эксперимента;

– делать
соответствующие выводы по результатам наблюдения и эксперимента

Этап
рефлексии учебной деятельности

Учитель предлагает оценить свою
деятельность на уроке по карточке для рефлексии

Индивидуальная
работа с рефлекторной карточкой

Выбор
обучающимися рефлекторной карточки соответствия эффективности собственной
учебной деятельности на занятии

Сформированность
навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием

– делать
выбор и брать ответственность за решение;

– оценивать
на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и
эксперимента;

– объяснять
причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

– прогнозировать
возможное дальнейшее развитие биологических процессов,

выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях

– владеть
способами рефлексии;

– давать
адекватную оценку собственного результата учебной деятельности на занятии и 
предлагать план её изменения по мере необходимости

1. Учебно-методический комплекс темы

УМК – учебно-методический комплекс
представляет собой систему дидактических
средств обучения по теме создаваемую в целях
наиболее полной реализации образовательных и
воспитательных задач, сформированных программой
по данной дисциплине.

Цель создания УМК – обеспечить качественное
методическое оснащение учебно-воспитательного
процесса.

Структура учебно-методического,
комплекса:

1. Титульный лист (наименование
образовательного учреждения, заглавие:
учебно-методический комплекс, тема,
специальность, дисциплина, количество часов, ФИО
преподавателя).

2. Содержание УМК темы

2.1. Технологическая карта занятия

2.2. Требования из примерной (рабочей) программы
к представлениям, знаниям, умениям по теме.

2.3. Тезисы лекций (для теоретического занятия)
или методические разработки для преподавателя.

2.4. Методическая разработка для студента.

2.5. Методическое пособие для самоподготовки
студента.

2.6. Дидактический, иллюстративный и раздаточный
материал по теме.

2.7. Средства контроля знаний (тестовые задания,
слепые графы логической структуры, ситуационные
задачи и др.)

2.8. Глоссарий по теме.

2.9. Литература для подготовки (основная,
дополнительная).

2.10. Вопросы для самоподготовки по теме.

2. Технологическая карта учебного занятия.

План учебного занятия (технологическая карта
учебного занятия) – документ, разрабатываемый
преподавателем на каждое учебное занятие для
обеспечения эффективной реализации содержания
образования, целей обучения, воспитания и
развития студентов, формирования у них прочных
знаний, умений и навыков.

Поурочный план занятия необходим каждому
педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и
уровня педагогического мастерства. Составляется
он на основе содержания рабочей программы
учебной дисциплины. Преподаватель на основе
мыслительного эксперимента осуществляет
прогнозирование будущего занятия, его мысленное
проигрывание, разрабатывает своеобразный
сценарий своих действий и действий обучаемых в
их единстве.

План учебного занятия (технологическая карта)
– это начало творческого поиска, средства
эффективности урока, реализация замысла
педагога, фундамент вдохновения и талантливой
импровизации. В нем отражается тема и цель
учебного занятия с конкретизацией его
дидактических задач, краткое содержание
материала, изучаемого на уроке, определяются
форма организации учебно-познавательной
деятельности обучаемых, методы, средства
обучения, система заданий и задач, в ходе
выполнения которых успешно будет осуществляться
актуализация ранее усвоенных опорных знаний и
способов деятельности, формирование новых
научных понятий и их применение в различных
ситуациях обучения, контроль и коррекция от
незнания к знанию, от неумения к умению совершать
на этом пути необходимые и достаточные
познавательные и практические действия при
решении запланированных на уроке
учебно-познавательных и практических задач.

3. Постановка цели занятия.

Определение конкретной цели обучения является
принципиальным моментом в организации учебного
процесса. Знания и умения – это одна и та же
деятельность, но существующая в разных формах.
Поэтому нельзя “знать”, но не “уметь”, и
наоборот. Если не определить цель занятия, то
нельзя точно определить объем учебного
материала, форму, этапы его представления
студентам.

Цель как мотив мобилизует желание ученика
добиться результата. При отсутствии цели любая
деятельность становится пустым
времяпровождением.

Цель учебная – это не название
темы урока. Это четкое и ясное описание дела для
учащихся.

Сформулируйте конкретную цель урока.

  • Цель урока еще не становится целью для ученика.
    Он должен не только понять цель, но и принять ее,
    сделать целью соей деятельности.
  • Цель показывает чему ученик должен научиться,
    видеть, где он может использовать эти знания или
    умения.
  • Цель объясняет ученику, что он изучает, зачем
    работает.
  • Цель позволяет проводить опрос с позиции
    достижения целей учеником.

Цель концентрирует внимание ученика на уроке.

В начале цель формируется в общих терминах, а
далее конкретизируется описанием нужных
действий и образцов поведения.

Понятные и принятые учениками образцы
поведения, учебных действий будут активно ими
выполняться.

Цели урока:

1. Варианты конструирования образовательных
целей:

1.1.Способствовать формированию и развитию
умений и навыков (специальных и общеучебных).

  • Изучить;
  • Раскрыть;
  • Ознакомить;
  • Отработать навыки самостоятельной работы;
  • Научить работать с самостоятельной
    литературой;
  • Составлять схемы.

1.2. Способствовать запоминанию основной
терминологии технологических процессов.

1.3. Способствовать запоминанию цифрового
материала как ориентира для понимания
количественных характеристик изучаемых
объектов и явлений.

1.4. Способствовать осознанию основного
технологического материала.

1.5. Способствовать формированию представлений
о…

1.6. Способствовать осознанию существенных
признаков понятий, технологических процессов.

1.7. Создать условия для выявления
причинно-следственных связей:

  • Раскрыть причины…
  • Выяснить последствия…

1.8. Способствовать пониманию закономерности..,

  • Создать условия для выявления взаимосвязи
    между…
  • Способствовать пониманию зависимости между…

2. Варианты конструирования развивающих целей:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся
(обогащение и усложнение словарного запаса,
усиление выразительности и оттенков).

2.2. Способствовать овладению основными
способами мыслительной деятельности учащихся
(учить анализировать, выделять главное,
сравнивать, строить аналогии, обобщать и
систематизировать, доказывать и опровергать,
определять и объяснять понятия, ставить и
разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы
учащихся (развитие глазомера, ориентировки в
пространстве, точности и тонкости различения
цвета, формы).

2.4. Способствовать развитию двигательной сферы
(овладение моторикой мелких мышц рук, развивать
двигательную сноровку, соразмерность движений).

2.5. Способствовать формированию и развитию
познавательного интереса учащихся к предмету.

2.6. Способствовать овладению учащимися всеми
видами памяти.

2.7. Способствовать формированию и развитию
самостоятельности учащихся.

3. Варианты конструирования воспитательных
целей:

3.1. Способствовать формированию и развитию
нравственных, трудовых, эстетических,
патриотических, экологических, экономических и
других качеств личности.

3.2. Способствовать воспитанию правильного
отношения к общечеловеческим ценностям.

3. Организационный момент.

  • Приветствие;
  • Проверка явки учащихся;
  • Заполнение учителем классного журнала;
  • Проверка готовности учащихся к уроку;
  • Настрой учащихся на работу;
  • Доведение до учащихся плана урока.

4. Мотивация учебной деятельности.

Мотивация – это процесс, в результате которого
определенная деятельность приобретает для
индивида известный личностный смысл, создает
устойчивость его интереса к ней и превращает
внешние заданные цели деятельности во
внутренние потребности личности. Так как
мотивация – это как бы внутренняя движущая сила
действий и поступков личности, педагоги
стремятся управлять ею и учитывать ее в
построении учебного процесса. Показ обучающимся
тех реальных производственных условий и задач, в
которых им необходимо будет использовать знания
по изучаемой теме, показ профессиональной
направленности, в обучении создают у обучающихся
повышенное внимание к предмету. Мотивация
является одним из необходимых условий активного
включения обучающегося в познавательную
деятельность, поэтому ее созданию уделяется
пристальное внимание психологов и педагогов.
Одной из наиболее простых методик усиления
мотивации является создание потребностей в
учебе через интерес. В связи с этим мотивационное
введение должно вызвать у студентов
познавательно-профессиональный интерес к работе
и явиться стимулом активной, целенаправленной
деятельности.

Преподаватель подчеркивает практическую
значимость, актуальность темы, отражает
региональный компонент.

5. Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа прежде всего завершает
задачи всех других видов учебной работы. Никакие
знания, не ставшие объектом собственной
деятельности, не могут считаться подлинным
достоянием человека. Помимо практической
важности, самостоятельная работа имеет большое
воспитательное значение: она формирует
самостоятельность не только как совокупность
определенных умений и навыков, но и как черту
характера, играющую существенную роль в
структуре личности современного специалиста.

Самостоятельная работа может входить как
главный элемент в структуру лабораторного или
практического занятия, а может выступать как
организационная форма обучения.

Самостоятельная работа – это деятельность
студентов в процессе обучения и во вне
аудиторное время, выполняемая по заданию
преподавателя, под его руководством, но без его
непосредственного участия.

Основой для самостоятельной работы является
весь комплекс полученных студентами знаний.
Самостоятельная работа тренирует волю,
воспитывает работоспособность, внимание,
культуру учебного труда.

Основными признаками самостоятельной работы
студентов принято считать:

  1. Наличие познавательной или практической
    задачи, проблемного вопроса и особого времени на
    их выполнение, решение.
  2. Проявление умственного напряжения обучаемых.
  3. Проявление сознательности, самостоятельности,
    активности студентов в процессе решения
    поставленных задач.
  4. Владение навыками самостоятельной работы.
  5. Осуществление управления и самоуправления
    самостоятельной познавательной и практической
    деятельностью студента.

В самостоятельной работе студентов по решению
познавательных задач всегда присутствуют
элементы управления и самоуправления данной
деятельности.

Самостоятельность обучаемых проявляется
по-разному: от простого воспроизведения,
выполнения задания по жесткому алгоритму и до
творческой деятельности.

Владение навыками самостоятельной работы
присуще далеко не всякому студенту, вместе с тем
научить обучаемого учиться, научить самому
добывать знания можно, лишь организуя его
самостоятельную практическую деятельность.

Обязательная самостоятельная работа имеет
разнообразные формы, чаще всего это различные
домашние задания.

Домашняя работа может быть рассчитана на
воспроизведение знаний, их закрепление,
углубление, на формирование умений.

В зависимости от поставленной цели виды
домашних заданий могут быть различны: чтение
учебной литературы (основной, дополнительной,
справочной), составление плана текста,
конспектирование, составление сравнительных
таблиц, графологических структур, решение задач,
подготовка реферата, доклада, подготовка к
конференции, олимпиаде, конкурсу, деловой игре,
экзамену, зачету, контрольной работе и т.д.

Наряду с домашними заданиями, общими для всех
студентов, могут применяться индивидуальные
задания, предназначенные для студентов,
проявляющих особый интерес к той или иной
учебной дисциплине.

Педагогическое руководство внеаудиторной
самостоятельной работой заключается в том, чтобы
правильно определить объем и содержание
домашнего задания.

Студентам важно знать и то, как следует
выполнять эти задания, какими приемами и
методами пользоваться, какова методика
самостоятельной работы. Уместна демонстрация
образцов выполненного задания.

Подлинному овладению знаниями, умениями и
навыками способствует разработка
преподавателем дидактических материалов по
организации самостоятельной работы студентов.
Дидактические материалы являются дополнением к
стабильному учебнику. В них содержатся: система
заданий, конкретные указания по выполнению
умственных или практических действий,
наблюдению явлений и фактов, воспроизведению уже
знакомых явлений, выявлению существенных
признаков, формулирование правил, составление
графологических структур схем, сводных таблиц и
т.д.

Разработка дидактического материала
содействует интенсификации учебной
деятельности всех студентов на всех этапах
обучения.

Дидактические материалы могут быть оформлены
по темам, разделам дисциплины и представлять
собою рабочие тетради, которые предлагается
использовать в дополнение к объяснению
преподавателя и к работе студентов по учебнику.

Характерной особенностью рабочих тетрадей
является то, что процесс выполнения заданий, а
также результаты фиксируются тут же в тетрадях,
что позволяет преподавателю контролировать ход
мысли студента. Выполнение заданий может
фиксироваться и в лекционных тетрадях, и в
отдельных тетрадях по самоподготовке студентов.
Эталоны ответов можно помешать в справочной
части тетради для самопроверки выполнения
заданий. Можно эталоны печатать на отдельных
листах.

Использование дидактических материалов вносит
полезное разнообразие в работу студентов,
содействует активизации их внимания, повышению
интереса к выполняемым заданиям.

6. Виды контроля.

В педагогической литературе выделяют
следующие виды контроля: предварительный,
текущий, рубежный (периодический) и итоговый.

Предварительный контроль служит
необходимой предпосылкой для успешного
планирования и руководства учебным процессом. Он
позволяет определить походный уровень знаний и
умений обучаемых. На основании этих данных
преподаватель вносит коррективы в рабочие
программы дисциплин.

Текущий контроль осуществляется во всех
организационных формах обучения и является
продолжением обучающей деятельности
преподавателя. Текущий контроль позволяет
получать непрерывную информацию о ходе и
качестве усвоения учебного материала. Задачами
текущего контроля является стимуляция
регулярной, напряженной работы студентов,
активизация их

познавательной деятельности. Нельзя допускать
большие интервалов в контроле каждого студента,
в противном случае студенты перестают регулярно
готовиться к занятиям.

Сочетание различных форм текущей проверка
знаний позволяет активизировать
воспроизводящую, познавательную деятельность
студентов и исключает элемент случайности в
оценке знаний.

Рубежный контроль позволяет определить
качество изучения студентами учебного материала
но разделам, темам предмета. Такой контроль
проводят обычно несколько раз в семестр.
Примером рубежного контроля могут служит
контрольные работы, компьютерное тестирование.

Педагогический контроль позволяет
проверить прочность усвоения полученных знаний,
гак как проводится через продолжительный период
времени.

Итоговый контроль направлен на проверку
конечных результатов обучения выявление степени
овладения студентами системой знаний, умении и
навыков, полученных в процессе изучения
отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль осуществляется на
семестровых, переводных и государственных
экзаменах.

По результатам контроля выставляются оценки по
пятибалльной системе.

Итоговые семестровые оценки по предметам, не
выносимым на экзамены выставляются по
результатам текущего и периодического контроля,
но не являются средним арифметическим всех
имеющихся оценок за этот период. Следует
обращать особое внимание па результаты контроля,
осуществляемого по основным вопросам учебной
программы, по письменным и контрольным вопросам.

Формы проверки знаний.

В средних специальных учебных заведениях
основными формами контроля знаний, умений и
навыков студентов являются: устный опрос
(индивидуальный и фронтальный), письменная и
практическая проверка, стандартизированный
контроль и др.

Индивидуальный опрос – наиболее
распространенный метод контроля знаний
студентов. При устном опросе главное внимание
сосредотачивается не только на простом
воспроизведении фактов, но и на их объяснении и
доказательстве,

Устный опрос должен производиться регулярно,
чтобы стать важным фактором обучения и
воспитания. Вопросы для устного опроса должны
быть заранее подготовленными, продуманными,
точными, недвусмысленными. Для такого опроса
подбираются вопросы, требующие подробного
изложения и разъяснения.

Кроме индивидуального, различают фронтальный и
комбинированный опрос. Фронтальный опрос
проводится в форме беседы преподавателя с
группой. Его достоинство в том, что в активную
умственную работу вовлекаются все студенты
группы.

Для фронтального опроса важна система
вопросов. В них должна быть определенная
последовательность, которая позволяет увидеть
основные понятия, положения,

зависимости в учебном материале. Вопросы
должны быть лаконичными, ответы – краткими. Чаще
всего такая проверка используется для контроля
знаний, подлежащих обязательному запоминанию и
усвоению правил, дат, количественных
показателей, терминов:

Однако, фронтальный опрос не может быть
основным видом проверки. В ходе его проверяется
факт выполнения задания, но трудно установить
полноту и глубину усвоения.

Чтобы вызвать познавательную активность
студентов всей группы, целесообразно сочетать
индивидуальный и фронтальный опрос, а также
применять различные приемы активизации
познавательной деятельности студентов
(предлагают остальным проанализировать ответ
товарища, дополнить его, задать вопросы
отвечающему) остальным проанализировать ответ
товарища, дополнить его, задать вопросы
отвечающему).

Устный опрос требует больших затрат
времени, кроме того, по одному вопросу нельзя
проверить всех студентов. В целях рационального
использования учебного времени проводят
комбинированный, уплотненный опрос, сочетая
устный опрос с другими формами (письменный опрос
но карточкам, выполнение заданий у доски и
другие).

Письменная проверка является важнейшей
формой контроля знаний, умений и навыков
студента. Его применение дает возможность о,
проверить усвоение учебного материала всеми
студентами группы

Письменные работы по содержанию и форме в
зависимости от предмета могут быть самыми
разнообразными; диктанты, сочинения, решение
задач, выполнение упражнений, расчетов,
выписывание рецептов, ответы на вопросы:

Продолжительность письменных контрольных
работ может быть различной.

После проверки и оценки контрольных письменных
работ проводится анализ результатов их
выполнения, выявляются типичные ошибки и
причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки.

Практическая проверка занимает особое место в
системе контроля. Практическая проверка
позволяет выявить, как студенты умеют применять
полученные знания на практике, насколько они
овладели необходимыми умениями. В процессе
выявления профессиональных знаний студент
обосновывает принятые решения, что позволяет
установить уровень усвоения теоретических
положений.

Наиболее широко эта форма используется при
изучении специальных дисциплин, на лабораторных
и практических занятиях, при прохождении
производственной практики.

Широкое применение для контроля находят
профессиональные задачи, деловые игры,
подобранные в соответствии с требованиями
квалификационной характеристики специалиста.

Практическая проверка является ведущей формой
контроля в период производственной практики.
Контроль ЗУН осуществляется как в ходе
выполнения студентами конкретной
производственной деятельности, так и по её
результатам.

7. Домашняя работа.

Домашняя работа может быть рассчитана на
воспроизведение знаний, их закреплении,
углубление, на формирование умений. Могут быть
использованы домашние задания опережающего,
перспективного характера. Применение
опережающих заданий позволяет преподавателю
пробуждать и развивать познавательные интересы,
с большей эффективностью проводить на занятиях
беседы, дискуссии.

В средних специальных учебных заведениях
используют следующие основные виды домашних
заданий в зависимости от поставленной цели:

Цель Виды домашнего задания
Первичное овладение знаниями (усвоение
нового материала)
Чтение учебника, первоисточника,
дополнительной литературы; составление плана
текста, конспектирование прочитанного,
графическое изображение структуры текста;
выписки из текста; работа со словарями и
справочниками; ознакомление с нормативными
документами; наблюдения.
Закрепление и систематизация знаний Работа с конспектом лекции, повторная
работа над материалом учебника, первоисточника,
дополнительной литературы; составление плана
ответа на специально подготовленные вопросы;
составление таблиц, графиков, схем; изучение
нормативных документов; ответы на контрольные
вопросы; подготовка к выступлению на семинаре, а
также рефераты и доклады, составление
библиографии.
Применение знаний, формирование умений Решение задач и упражнений по образцу,
вариативных задач и упражнений; выполнение
расчетно-графических, проектировочных работ,
ситуационных производственных задач, подготовка
к деловым играм, подготовка курсовых, дипломных
проектов; экспериментально-конструкторская,
опытная работа на тренажере.

Добавить комментарий