В
процессе преподавания русской литературы
важную роль призван сыграть
учебно-методический комплекс (УМК) –
ряд нормативных документов,
учебно-методической литературы,
систематизированных литературных
источников, обеспечивающих эффективность
подготовки и проведения как уроков
русской литературы, так и разнообразных
форм внеклассной работы.
С
помощью УМК по учебному предмету «Русская
литература» можно решить следующие
задачи:
– обеспечить
успешное формирование прочных историко-
и теоретико-литературных знаний по
предмету и на их основе способствовать
развитию общих учебных и специальных
литературно-творческих умений учащихся;
– способствовать
активизации инновационной деятельности
учителя на уроках литературы, внедрению
современных педагогических технологий,
повышать профессиональный уровень
учителя;
– содействовать
систематизации и интеграции знаний
учащихся, формированию навыков
самостоятельной исследовательской и
литературно-творческой деятельности.
Учебно-методический
комплекс по русской литературе
включает следующие компоненты:
-
Учебные программы.
-
Учебные пособия
для ученика:
-
учебники-хрестоматии;
-
учебники
историко-литературного типа; -
хрестоматии для
внеклассного чтения; -
хрестоматии по
литературной критике; -
учебники-практикумы
для самостоятельной работы; -
справочную
литературу (словари, справочники и
т.д.).
-
Научно-методическую
литературу для учителя:
-
учебно-методические
пособия; -
учебники и
справочники литературоведческого
характера; -
методические и
литературоведческие журналы.
4. Дидактические материалы:
-
карточки-задания
и карточки-информаторы по литературе; -
схемы;
-
таблицы
(синхронистические, хронологические); -
иллюстративный
материал.
5. Аудиовизуальные
и электронные средства обучения, в
том числе электронные учебники и
фонохрестоматии.
Учебная
программа как нормативный документ
определяет объём знаний, умений и
навыков, содержание, структуру
литературного образования по классам,
последовательность изучения тем, а
также перечень основных понятий, которые
должны быть усвоены в процессе изучения
предмета. Учебная программа содержит
список методической литературы для
учителей.
Для удовлетворения
образовательных запросов учащихся,
активизации их познавательной и
литературно-творческой деятельности
в общеобразовательных учреждениях
осуществляется изучение русской
литературы и по учебным программам
факультативных занятий.
Учебник
(учебное пособие) содержит систематизированную
и адаптированную к возрастным особенностям
школьников учебную информацию. Учебники
и учебные пособия по предмету «Русская
литература» должны соответствовать по
структуре и содержанию учебной программе,
соотноситься с другими компонентами
УМК по предмету. Учебный материал должен
быть изложен в соответствии с принципами
научности, объективности и проблемности;
язык и стиль изложения учебного материала
должны соответствовать возрастным
познавательным возможностям учащихся.
Все компоненты учебника (учебного
пособия) – художественные и
литературно-критические тексты (основной,
дополнительный, пояснительный),
методический аппарат и иллюстративный
материал должны быть взаимосвязаны и
ориентированы на эффективное усвоение
учащимися содержания образования.
Хрестоматия
содержит тексты (отрывки) художественной,
научно-популярной, публицистической
литературы. Она предназначена для
расширения и углубления знаний учащихся,
формирования у них умения работать с
источниками информации. Книга для
самостоятельного чтения призвана
формировать у школьников образно-эмоциональные
представления об основных объектах
изучения и развивать у них читательские
интересы.
Учебники-практикумы,
сборники литературных (тестовых) заданий,
включающие различные учебно-познавательные
вопросы, направлены на формирование у
школьников умений анализировать,
обобщать, выявлять причинно-следственные
связи, аргументировать и отстаивать
собственную позицию, проводить
сопоставления художественных произведений
с другими видами искусства.
Эффективному
усвоению содержания образования по
предмету будет способствовать
использование в процессе обучения
дидактических материалов, словарей,
справочников, иллюстративного материала.
Учебно-методическое
пособие для учителя должно создавать
условия для его творческой деятельности.
В содержание пособия могут быть включены
примерные календарно-тематические
планы, списки основной и дополнительной
литературы по темам; конспекты уроков,
информационные материалы по актуальным
проблемам курса, рекомендации по
организации, координации учебно-познавательной
деятельности учащихся как на уроках
русской литературы, так и во внеклассной
работе.
Преподавание
курса «Русская литература» предполагает
широкое использование аудиовизуальных
и электронных средств обучения на всех
этапах организации учебно-познавательной
деятельности учащихся.
При
создании УМК авторские коллективы
должны руководствоваться образовательным
стандартом по учебному предмету, учебной
программой, учитывать современные
научные подходы к отбору содержания,
возрастные познавательные возможности
учащихся, а также методические принципы
обучения русской литераторе как искусству
слова.
15
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
-
Создано:
21.05.2020
Цель: познакомить студентов с УМК по литературе.
Задачи: дать определение понятию «учебно-методический комплекс», рассмотреть состав и структуру УМК, структуру авторских и рабочих программ, календарно-тематического планирования, сформировать представления об учебнике по литературе, как центральном элементе УМК.
План лекции:
- Учебно-методический комплекс. Цели и задачи УМК. Состав и структура УМК.
- Рабочие программы (авторские и учительские). Календарно-тематическое планирование: структура и особенности его заполнения.
Литература:
- Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. М., 2008.
- Романичева Е.С., Сосновская И.В.Введение в методику обучения литературе: учебное пособие // Дом книг
- Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учеб. метод. Пособие / А.В. Макаров, З.П. Трофимова, В.С. Вязовкин, Ю.Ю. Гафарова. Минск: РИВШ БГУ, 2001.
- Фоминых И.В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 307-309.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.
Разработчики материалов лекции: Александрина Елизавета. Королева Кристина, Панина Валерия. Под руководством Путило О.О.
← Предыдущий раздел Следующий раздел →
Вернуться:
7.1. Учебно-методический комплекс по литературе как средство обучения
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, рабочая тетрадь, федеральный перечень учебников.
Учебно-методический комплекс – комплекс учебных материалов для учителей и учащихся, включающих программу, учебник, различные виды учебных пособий (задачник, хрестоматия, практикум и т. д.). Наиболее важная роль в учебно-методическом комплексе принадлежит учебнику, остальные виды учебных книг носят вспомогательный характер.
В настоящее время авторские коллективы ученых разработали учебно-методические комплексы, обеспечивающие процесс литературного образования в современной школе. Министерством образования и науки Российской Федерации регламентируется использование разработанных комплексов, ежегодно обновляются федеральные перечни двух типов:
1) федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
2) федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Так, например, на 2009–2010 учебный год Министерство образования и науки Российской Федерации включило в перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, следующие учебники:
• Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 5–9 классы.
• Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5–9 классы.
• Курдюмова Т.Ф. и др. Литератураю 5–9 классы.
• Меркин Г.С. Литература. 5–8 классы.
• Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс.
• Литература. 5–9 классы / Под ред. Т.Н. Беленького.
В старших классах учебно-методические комплексы разрабатываются для двух уровней образования – базового и профильного.
• Архангельский А.Н. и др. Литература (базовый уровень). 10 класс.
• Агеносов В.В., Голубков М.М., Корниенко Н.В. Литература (базовый уровень). 11 класс.
• Литература (базовый уровень). 10–11 классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой.
• Литература (базовый и профильный уровни). 10–11 классы / Под ред. Г.Н. Ионина.
• Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни). 10–11 классы.
• Литература (базовый и профильный уровни). 10–11 классы / Под ред. В.Г. Маранцмана.
• Лебедев Ю.В. Литература (базовый и профильный уровни). 10 класс.
• Литература (базовый и профильный уровни). 11 класс / Под ред. Г.И. Беленького.
• Лыссой Ю.И., Беленький Г.И., Воронин Л.Б. и др. Литература (базовый уровень). 10–11 классы.
• Сухих И.Н. Литература (базовый уровень). 10–11 классы.
Задания для самостоятельной работы
Познакомьтесь с учебником одного из учебно-методических комплексов, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и проанализируйте его:
• выпишите точно выходные данные и аннотацию;
• письменно проанализируйте и опишите структуру всего учебника (или всего комплекса), а затем одной его части;
• письменно подробно проанализируйте и опишите структуру самой мелкой иерархической единицы: урока, темы, занятия и т. д.
• письменно сделайте вывод о возможности или невозможности использования учебника так, как планировалось его авторами, соотнося вывод с аннотацией.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
О ЛИТЕРАТУРЕ
О ЛИТЕРАТУРЕ
Владимир НАРБУТ*
ЛЮБОВЬ И ЛЮБОВЬ (3-я КНИГА СТИХОВ. СПБ., 1913)Когда случайная группа приятелей по бильярду соберет между собой небольшую сумму и издаст на обоях «Садок судей», начинив его взвизгиваниями под Рукавишникова и отсебятиной под шаржированный
О ЛИТЕРАТУРЕ
О ЛИТЕРАТУРЕ
ВЛАДИМИР НАРБУТ. ЛЮБОВЬ И ЛЮБОВЬСовременник. 1913. № 5. С. 355–356. Подпись: А. Ч. Раздел: «Новые книги». «Садок судей» — один из первых сборников русских футуристов, изданный в 1910 году в Петербурге. Текст отпечатан тиражом 300 экз. на обоях. Название предложено
НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
Одна из форм литературного поведения, проявляющаяся либо в склонности того или иного писателя к самовосхвалению, либо в демонстративном отсутствии у этого писателя интереса (и уважения) к творческой
ПАРТИЙНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ
ПАРТИЙНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ
от лат. pars (partis) – часть, группа.Честь изобретения партийности как универсальной эстетической категории обычно отдается Владимиру Ленину (см. его статью «Партийная организация и партийная литература», датируемую ноябрем 1905 года), хотя Александр
РАСКРУТКА В ЛИТЕРАТУРЕ
РАСКРУТКА В ЛИТЕРАТУРЕ
Этому, – как замечает Владимир Новиков, – «существительному небезупречного происхождения и значения» всего лет пятнадцать от роду. Советская эпоха в нем не нуждалась. Что и понятно: в условиях тотального дефицита автор удачной журнальной
СОЦ-АРТ В ЛИТЕРАТУРЕ
СОЦ-АРТ В ЛИТЕРАТУРЕ
По свидетельству «Лексикона нонклассики», это термин возник в 1972–1973 годах к кругу художников Виталия Комара и Александра Меламида как своего рода иронический кентавр отечественного «соцреализма» и «поп-арта», тогда знакомого нашим согражданам
ШОК В ЛИТЕРАТУРЕ
ШОК В ЛИТЕРАТУРЕ
от франц. choc – удар, толчок, потрясение.Понятие «шок» приобретает смысл лишь в оппозиции к понятию «художественная (или социально-психологической) норма» и соотносится с нею так же, как разного рода сексуальные перверсии соотносятся с традиционной
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
от греч. eschatos – последний и logos – учение.Самым знаменитым носителем эсхатологического сознания в русской литературе, вне всякого сомнения, является странница Феклуша из пьесы Александра
VIII. Слово как средство апперцепции
VIII. Слово как средство апперцепции
При создании слова, а равно и в процессе речи и понимания, происходящем по одним законам с созданием, полученное уже впечатление подвергается новым изменениям, как бы вторично воспринимается, то есть, одним словом,
Уокер Перси. Роман как средство диагноза[2]
Уокер Перси. Роман как средство диагноза[2]
Роман, разумеется, как всегда пребывает в полном беспорядке. Поэтому и заметки о его состоянии или о его кончине обычно ужасающе скучны, и пусть уж лучше пишут на эти темы критики. Но сегодня с романом происходит нечто совершенно
4.2. Экономический либерализм как средство порабощения людей и народов
4.2. Экономический либерализм как средство порабощения людей и народов
Свобода — явление многогранное, и одна из её граней — это экономическая свобода личности в обществе и экономическая свобода общества в целом. Но и либерализм тоже явление многоликое, и, проникая в
Національно-імперський комплекс
Національно-імперський комплекс
Росія була багатоетнічною імперією задовго до того, як узяла на себе зобов’язання стати нацією. Хоча імперська тактика вже допомогла консолідації Московської держави, Московія взяла імперський курс у 1550-х роках — захопленням Іваном IV
3.6.1. Цели обучения литературе
3.6.1. Цели обучения литературе
В Примерной программе для 5–9 классов основной школы определены следующие цели обучения:• «освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
3.6.2. Традиционные методы и приемы обучения литературе
3.6.2. Традиционные методы и приемы обучения литературе
Объяснительно-иллюстративный методСуть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в
Издательство «Дрофа»
Линия УМК по литературе Т.Ф.Курдюмовой и др.
На основе единой программы литературного образования для 5–11 классов общеобразовательных учреждений, составленной доктором педагогических наук, профессором Т. Ф. Курдюмовой, создана линия учебно-методических комплексов для 5–11 классов. Отличительными особенностями учебников-хрестоматий, созданных на основе этой программы, являются вариативное решение всех вопросов при изучении художественного произведения, использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса. Реализованная в учебниках-хрестоматиях система помогает показать движение и развитие литературы как непрерывный процесс. Каждая учебная книга включает литературные произведения от древности до сегодняшнего дня, а также последовательно обращает внимание ученика к вопросам теории литературы. Каждая тема предполагает обращение к литературоведческим понятиям. Благодаря реализации в учебниках принципа вариативности, учитель получает возможность использовать тот или иной учебный материал по своему усмотрению. Такие замены могут происходить даже при изучении одной темы в параллельных классах. При анализе произведений используются различные формы сопоставления художественных текстов. Вопросы и задания для учащихся направлены на совершенствование читательского мастерства, овладение навыками устной и письменной речи, формирование творческого подхода к чтению. Учебник-хрестоматия 5 класса открывает учащимся богатство и многообразие произведений искусства слова, акцентируя внимание при анализе текстов на сюжете. В учебнике-хрестоматии 6 класса представлен литературный материал, посвященный судьбам подростков. В центре изучения — герой литературного произведения. В учебнике-хрестоматии 7 класса отражено богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В учебнике-хрестоматии 8 класса внимание учащихся обращается на исторического героя и историческое событие в произведениях художественной литературы. В центре анализа текста — авторская позиция. Учебник-хрестоматия 9 класса подводит итог знакомству с различными видами, родами, жанрами литературы, темами и проблемами произведений. Полный курс школьного литературного образования, созданный Т. Ф. Курдюмовой, состоит из концентрического цикла для 5–9 классов и систематического курса на историко-литературной основе для 10–11 классов. Единый комплекс с учебником-хрестоматией составляют методические пособия для учителей и рабочие тетради для учащихся. Учебники для 10–11 классов дополняют хрестоматии и методические пособия. Отдельным изданием выпускается программа по литературе для 5–11 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, а также «Книга для учителя» с поурочными разработками.
Линия УМК по литературе для 5-9 классов М.Б.Ладыгина и др.
Линия учебно-методических комплектов по программе углубленного изучения литературы для 5–9 классов, созданной авторским коллективом под руководством кандидата филологических наук, директора московской школы колледжа «Полярная звезда» М. Б. Ладыгина, имеет гриф Министерства образования и науки РФ «Рекомендовано». Главные направления литературного образования в 5–9 классах, как видят их авторы, — раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства, показать ее отличие от народного поэтического творчества, познакомить учеников с основными теоретическими понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения, вооружить их элементарным инструментарием для анализа литературного текста, дать возможность почувствовать специфику художественной условности словесного творчества, отработать и закрепить у них свободное владение устной и письменной речью, сформировать литературный вкус. Учебники-хрестоматии для 5–9 классов — это основные пособия, в которых реализуется данная концепция литературного образования. Все книги построены по традиционному принципу учебника хрестоматии, а потому основную их часть составляют художественные тексты, изучение которых предусмотрено в соответствующем классе школьной программой (они по возможности представлены в полном объеме без адаптации и сокращений). Школьники учатся не просто читать произведения, но и понимать авторскую позицию, глубинный смысл написанного; узнают интересные сведения об авторах (тексты художественных произведений предваряются статьями об их создателях). Рубрика «Уроки волшебства (мастерства)» знакомит школьников с основами литературоведческих знаний; специальные разделы рассказывают о тайнах авторского творчества («В мастерской художника слова») и рекомендуют ученикам дополнительную литературу («Сокровища книжных полок»). В разделе «Читательская лаборатория» содержатся материалы, обучающие школьника работать с учебной статьей, грамотно отвечать на вопросы учителя, анализировать текст художественного произведения. Детальные методические указания к курсу и подробности авторской концепции преподавания литературы в школе учитель найдет в выпускаемых единым комплексом с учебниками методических пособиях. В комплексе с учебниками выпускаются также книги для чтения «Книжная полка», которые наряду с художественными произведениями содержат комментарии, снабжённые методическим аппаратом. Для самостоятельной работы учащихся издаются рабочие тетради.
Линия УМК «Литература. В мире литературы» для 5-11 классов А.Г.Кутузова и др.
Линия учебно-методических комплексов по литературе для 5—9 классов общеобразовательных учреждений создана на основе оригинальной авторской программы, построенной по концентрическому принципу, одобренной экспертными организациями РАО и РАН, учебники включены в Федеральный перечень. Содержание и структура предлагаемой программы построены на концепции литературного образования, основанной на творческой деятельности учащихся. Система творческих работ представлена широко и разнообразно: рецензии, презентации, рефераты, эссе, сочинения и т. п. Вся линия учебников предлагает широкий спектр форм учебных занятий: ролевые игры, исследования, дискуссии, сопоставительный анализ театральных и кинематографических интерпретаций текстов, читательские конференции. Тем самым реализуются межпредметные связи, в частности с МХК, музыкой, театром, кино. Все задания имеют аналитический исследовательский характер или ориентированы на творчество ученика (например эссе). Творческие работы ориентируют на использование ранее изученного материала. Коммуникативно-творческие работы обозначены в учебных книгах рубриками «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Проба пера». Базовый курс школьного литературного образования, созданный авторским коллективом под руководством А. Г. Кутузова, состоит из УМК для 5—9 классов, включающих материал по теории литературы, который раскрывается на историко-функциональном изучении отечественных и зарубежных литературных произведений. Первая учебная хрестоматия курса (5 класс) могла бы носить название «Фольклор и литература», учебник 6 класса — «Миф — фольклор — литература». В центре внимания курса 7 класса — проблема героя литературного произведения. Базовым понятием для изучения в 8 классе является феномен литературной традиции, а в 9 классе — восприятие читателем созданных авторами литературных образов. Главное, что выделяет линию учебников под редакцией А. Г. Кутузова среди других, — это система коммуникативно-творческих работ, сквозной курс духовной литературы, разделы «Художественный мир западноевропейской литературы». Для учителей, преподающих в 5—9 классах, изданы методические рекомендации «Как войти в мир литературы», материалы к урокам в 5—6 классах (М. В. Моисеев. Путеводитель в мире литературы. 5—6 классы). Для учащихся 5 и 6 классов выпущены рабочие тетради. Отдельным изданием выпущены авторские программы по литературе под редакцией А. Г. Кутузова для общеобразовательных учреждений (5—11 классы).
Линия УМК по литературе для 10-11 классов
А.Н.Архангельского, В.В.Агеносова и др.
Линия учебно-методических комплексов по литературе для 10—11 классов общеобразовательных учреждений создана авторами по единой программе, одобренной экспертными организациями РАО и РАН. Учебники включены в Федеральный перечень. В ней представлен систематический курс русской литературы XIX—XX веков на историко-литературной основе. В учебниках содержатся обзорные статьи о развитии литературы в конкретное историческое время, монографические главы о жизни и творчестве писателей. В методические разделы учебников включены разноуровневые вопросы и задания, темы сочинений и рефератов, аннотированные списки рекомендуемой литературы, словарь литературоведческих понятий и терминов. В учебно-методические комплексы, помимо учебников, входят программа и хрестоматии. Десятиклассникам предлагается хрестоматия, в которой представлены статьи литературоведов и критиков о творчестве изучаемых писателей XIX века, одиннадцатиклассникам — произведения русских писателей XX века. Для учителей в комплексе с учебниками выпускаются методические пособия. В учебнике для 10 класса раскрывается литературный процесс XIX века в России. Прослеживаются преемственность с литературными явлениями предшествующих эпох, творчество писателей воссоздается в контексте жизни общества XIX столетия. Авторы предлагают современное прочтение классических произведений, опираясь на новые литературоведческие открытия. В методические разделы учебников включены разноуровневые вопросы и задания. На активного и заинтересованного ученика рассчитаны и вопросы повышенной трудности, и темы рефератов, и обширные списки рекомендуемой литературы. В комплекс, помимо учебника для 10 класса, входят учебная хрестоматия критических и литературоведческих материалов (в двух частях), методическое пособие для учителя. Представляемый школьный учебник для 11 класса содержит систематический курс истории русской литературы XX века. Структура учебника включает в себя обзорные статьи, содержащие информацию о литературном процессе, монографические, рассказывающие о творчестве конкретного писателя. Вместо традиционного для учебников прошлых лет очерка о творческом пути писателя в настоящем издании сначала приводится краткая биография автора, затем характеристика его художественного мира, и наконец, дается анализ текста. После этого ученикам предлагается самостоятельно убедиться в правомерности предложенных выводов. Для тех учеников, которые интересуются литературой, в конце каждой главы дается аннотированный список книг, в котором приведены основные работы отечественных и зарубежных литературоведов по той или иной проблеме. Каждая глава завершается заданиями и вопросами для самостоятельной работы. В конце учебника помещен краткий словарь основных литературоведческих терминов, которые используются авторами и значения которых необходимо знать каждому культурному человеку. При работе с учебником одиннадцатиклассникам рекомендуется использовать хрестоматию «Русская литература XX века» (в двух частях); учителям предлагается методическое пособие. Отдельным изданием выпущена авторская программа для 10—11 классов «Русская литература XIX—XX веков».
Более подробную информацию можно узнать на сайте www.drofa.ru
Издательство «Мнемозина»
Курс литературы. 5-11 классы
Предлагаемый курс создан на основе программы для общеобразовательных учреждений (под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого). Все учебники прошли проверку практикой преподавания литературы в общеобразовательной школе, имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ», включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях на 2011 / 2012 учебный год.
Система учебников построена на принципе преемственности. Учебный материал ориентирован на основные задачи литературного образования: приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развитие способности школьников к восприятию и оценке литературных произведений и отраженных в них явлений жизни. Все это становится основой формирования художественного вкуса, эстетических потребностей и гражданской идейно-нравственной позиции.
Курс литературы условно можно разделить на три части:
• начальный курс (5 – 8 классы):
• курс в историческом освещении (9 класс);
• курс на историко-литературной основе (10 -11 классы).
Учебники для 5 – 8-го классов нацелены на решение главной задачи курса литературы – заложить основы читательской культуры школьников. Методический аппарат книг позволяет наиболее рационально организовать учебную деятельность как в школе, так и дома. Дифференциация вопросов и заданий по степени сложности даёт учителю возможность вовлечь в образовательный процесс всех учеников вне зависимости от степени их подготовленности.
В 9 – 11 классах вводится новый тип учебной книги – учебник-практикум, основной целью которого является развитие читательской самостоятельности учащихся и интереса к художественной литературе. В книгах органично сочетаются традиционный учебник, с системой вопросов и заданий, необходимых при изучении текстов художественных произведений, и дидактические материалы, расширяющие рамки изучения предмета. Одно из основных направлений работы с учебниками – создание некоего диалога между учащимися и писателем, критиком, учителем.
Для каждого класса создан учебно-методический комплект, куда входят книги для чтения, методические пособия учителя, а также электронные материалы, размещенные в свободном доступе на сайте http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
В связи с переходом на профильное обучение в старших классах, углубленное изучение литературы в школах и классах гуманитарного профиля предусматривается некоторое расширение программы, которое нашло отражение в учебниках для 10 – 11-го классов базового и профильного уровня. Эту задачу реализуют комплект для 10 – 11-го классов Г. Н. Ионина и др. (под редакцией Г. И. Беленького и Г. Н. Ионина) и комплект для 10 – 11 классов М. М. Голубкова, Е. Б. Скороспеловой (под редакцией Г. И. Беленького).
В этих учебниках большое внимание уделяется углублённому изучению русской классической литературы и ее тесной связи с историческими процессами, происходившими в нашей стране и в мире, а также взаимовлиянию и взаимопроникновению русской литературы и литературы зарубежных стран. Такой подход к изучению предмета позволяет старшеклассникам не только более глубоко постичь родную литературу, но и оценить вклад России в общемировую культуру. Кроме того, в учебниках 10 – 11 классов значительное место отведено современной русской литературе (литературе последних 10 – 15 лет), что позволяет старшеклассникам сориентироваться в многообразии современного литературного процесса и сформировать вкус к истинно литературным произведениям.
Более подробную информацию можно узнать на сайте http://www.mnemozina.ru
Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Серия «Литература.ру» под редакцией Б.А.Ланина
Содержание учебников серии «Литература. ру» под редакцией Б.А.Ланина направлено на реализацию целей и задач литературного образования школьников и полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования по литературе. В основу обучения положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность ( с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернет).
Серия «Литературные традиции»
Линия учебников «Литература» (авторский коллектив: В.Г.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина) направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников и полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования по литературе. В основу курса положена актуальная на сегодняшний день теоретико-литературная и методическая идея – осознание природы художественного образа.
Более подробную информацию можно узнать на сайте http://www.vgf.ru
Издательство «Просвещение»
Линия УМК под В.Я.Коровиной. 5-10 классы
В линии УМК под редакцией В. Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII—XX вв., произведений зарубежной литературы.
Дополнительные компоненты учебно-методического комплекта способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта изучения литературы, намеченного образовательным стандартом второго поколения.
В каждом учебнике затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге, в 6 классе — художественное произведение и автор, в 7 классе — особенности труда писателя и т. д.).
Учебник для 10 класса учитывает новейшие достижения современного литературоведения и методики преподавания литературы.
В учебнике предлагается необходимый историко-литературный материал: обстоятельный обзор литературного процесса, подробные сведения биографии и творческого пути писателя, анализ отдельных литературных произведений. Материалы учебника соответствуют требованиям нового стандарта по литературе. Статьи учебника информативны, отличаются точностью, емкостью, глубиной анализа литературных явлений. Методический аппарат учебника ориентирует учителя и учащихся на изучение произведений художественной литературы с учетом их жанрово-родовой специфики, а также особенностей восприятия этих произведений учащимися.
В учебниках предложены вопросы и задания, нацеливающие на самостоятельную деятельность разной степени сложности. Фонохрестоматия позволит услышать произведения русской классической литературы в исполнении известных актеров московских театров, народных артистов России.
К фонохрестоматии прилагаются «Методические рекомендации», в которых дана методика работы со звучащим текстом, предложены вопросы и задания для осмысления учащимися актерской, режиссерской и музыкальной интерпретаций текста.
Необходимость издания хрестоматии художественных произведений для 9 класса вызвана тем обстоятельством, что учебник для 9 класса в значительной степени отличается от учебников-хрестоматий 5—8 классов. В 9 классе это учебник с элементами хрестоматии. Многие программные произведения девятиклассники должны будут прочитать самостоятельно, обратившись к фондам библиотек.
В связи с этим издательство сочло целесообразным издание хрестоматии по литературе в дополнение к учебнику 9 класса.
Дидактические материалы содержат необходимые, но не вошедшие в учебник художественные тексты, портреты писателей, другие иллюстрации, а также вопросы, задания, игры, кроссворды, викторины, материалы для внеклассного чтения, дополнительные художественные и литературоведческие материалы. Проверочные работы 5—10 классов содержат материал для проведения диагностических, текущих и итоговых контрольных.
Поурочные разработки содержат конспекты уроков: содержание каждого урока и материалы для контроля уровня литературного развития учащихся. Методические советы для учителя созданы с учетом наиболее интересного опыта изучения литературных произведений, включенных в школьную программу.
Линия УМК под редакцией В.Ф.Чертова. 5-9 классы
Линия УМК реализует деятельностный подход в обучении и задачу последовательного формирования у учащихся читательских умений и навыков филологического анализа художественного текста. Основные идеи линии соответствуют новой концепции разработанных стандартов второго поколения. Чтение, комментарий, анализ и интерпретация художественного текста становятся основой для создания школьниками собственного текста, представления собственных оценок и суждений по поводу прочитанного.
Основные характеристики линии:
- взгляд на литературу как метафору мира, особый способ познания ЖИЗНИ;
- реализация принципа связи искусства с жизнью,-
- сочетание хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса,-
- рассмотрение произведений русской литературы в контексте мировой литературы,-
- практическая направленность всех разделов курса литературы, поэтапное формирование навыков анализа текста и создания учащимися собственного речевого высказывания;
- внимание к художественной функции слова в литературном произведении;
- обращение к художественным текстам и фрагментам, представляющим литературу как форму словесной игры,-
- формирование общекультурных и коммуникативных компетенций.
По данной линии УМК можно работать в классах разного уровня (в обычной общеобразовательной школе и в школах и классах с углубленным изучением литературы), так как в ней содержится система индивидуальных заданий, учитывающих интерес школьников к определенным видам деятельности, а также рекомендации по работе с современными технологиями поиска и обработки информации.
Учебник является основой учебно-методического комплекта. Отличительной особенностью учебников этой линии являются включенные в них «Практикумы», индивидуальные задания и разделы «Мир в слове». Именно эти разделы, а также методический и справочный аппараты, разработанные в соответствии с общей логикой учебного курса, определяют оригинальность учебников. Органичным дополнением учебника, ориентированного на активное, деятельностное постижение лучших произведений русской и мировой литературы, станет фонохрестоматия. Аудиозаписи классических произведений русских и зарубежных писателей в исполнении известных мастеров сцены открывают новые возможности для восприятия, понимания и аналитического обсуждения произведений литературы на уроке.
Методические пособия представлены в форме развернутого поурочного планирования для каждого класса.
Линия УМК под редакцией Ю.В.Лебедева, В.П.Журавлева. 10-11 классы
Главная идея линии – духовно-нравственное становление ученика в процессе приобщения к шедеврам русской классики.
Основные идеи линии УМК:
- приобщение к духовнонравственному опыту народа, нашедшему отражение в русской литературе;
- постижение национальной самобытности классики,-
- соотнесение нравственных идеалов произведений русской и зарубежной литературы,-
- связь проблематики литературных произведений с реальной действительностью;
- оценка произведений с позиций современного миропонимания.
В учебнике Ю. В. Лебедева для 10 класса раскрывается динамика литературного процесса XIX в., его связь с историей, его противоречия. Учебник 11 класса под редакцией В. П. Журавлёва знакомит учащихся с новым современным взглядом на литературный процесс XX в.
Основные идеи учебников для 10 и 11 классов:
формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности; диалог автора и читателя в процессе изучения курса литературы,-
библиографический поиск,- обращение к различным источникам информации (словари, энциклопедии, Интернет) для решения познавательных задач (подготовка к докладу, написанию эссе, рецензии);
- умение обрабатывать инфор^аи найденную в Интернете,-
- анализ в единстве формы и содержания программных художественных произведений
- воспитание идейнонравственного подхода к оценка действительности, запечатленна произведениях литературы.
Учебники подготовлены в соответствии с концепцией разработанного образовательнсгс стандарта второго поколения, они дают возможность изучения литературы в старшей школе на дз; уровнях – базовом и профильно*- Хрестоматии содержат тексты художественных произведений, биографические сведения о писа~« Практикумы составлены с учетов новых требований к проведению Б В практикумы включены вопросы, направленные на совершенствова основных навыков анализа текста, повторение и углубление знаний п истории и теории литературы, на подготовку к итоговой аттестации В поурочных разработках даны методические рекомендации по активизации учебного процесса, а также различные варианты занятий – урок-лекция, ypoк-беседа, урок-диспут и т. д.
Методические пособия содержат концепцию школьного литературного образования, а также новый, складывающийся в литературоведении взгляд на русскую литературу.
Линия УМК под редакцией В.Г.Маранцмана. 5-11 классы
Учебники серии «Академический школьный учебник» подготовлены в соответствии концепцией разработанных стандартов второго поколения и программой под редакцией В. Г. Маранцмана.
В учебники включен материал, принадлежащий к разным эпохам как русской, так и зарубежной литературы. Биографические статьи о писателях написаны в форме очерков и экскурсий по литературным местам и создают осязаемый фон эпохи.
В учебниках для 10-11 классов, рассчитанных на базовый и профильный уровни обучения, подводится итог литературного развития старшеклассников, они основаны на диалоге культур, диалоге исторических эпох, диалоге искусств. Рассмотрение литературного процесса XIX-XX вв. (движение времени, человек и история, время и вечность, человек в революции, человек на войне) соединяется с проблемным повторением курса русской классической литературы.
В рабочих книгах по литературе «Читатель и время» ученикам предлагаются различные виды деятельности, помогающие развитию и углублению читательских способностей:
- эмоционального восприятия,-
- воображения;
- умения осознавать эстетическую форму литературного произведения;
- умения анализировать содержание произведения.
Рабочие книги для 10 и 11 классов помогут более глубокому осознанию закономерностей развития литературного процесса XIX и XX вв. Увлекательный разговор с читателем о литературных шедеврах и дидактика в этих книгах позволяют решить задачу творческого освоения историко- литературного курса и организовать подготовку учащихся к ЕГЭ.
В методических рекомендациях для каждого класса представлены разработки уроков по изучению всех разделов программы, даны материалы для изучения теоретико-литературных понятий, для проведения уроков внеклассного чтения и творческих работ учеников. В методических рекомендациях для 10-11 классов сформулированы основные принципы изучения литературы XIX-XX вв.
Основные идеи линии УМК:
- вариативное построение вопросов при анализе текстов,
- проблемное обучение как главный прием создания интереса к чтению,
- возрастные особенности учеников как мерило актуальности чтения текстов,
- диалоговое обучение: диалог времен, диалог стилей, диалог ученика и учителя, диалог ученика с текстом и с самим собой,
- литературные произведения и другие виды искусства,
- межпредметные и внутрипредметные связи,
- преемственность и поэтапное углубление нравственных задач,
- система творческих работ.
Более подробную информацию можно узнать на сайте www.prosv.ru
Издательство «Русское слово»
Линия учебников по литературе для 5-9 классов.
Авторы Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев
ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ по литературе для основной школы представляет собой завершенную линию учебников, преемственную по отношению к начальной школе («Литературное чтение») и получающую дальнейшее развитие в средней школе. Учебники знаком.— школьников с вершинами отечественной и мировой художественной литературы; метода ческий аппарат позволяет организовать обучение как на базовом, так и на углубленней» уровнях.
Линия учебников осуществляет преемственность с линией учебников по литературному чтению для 1—4 классов авторов Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой.
НОВОЕ ИЗДАНИЕ учебников для 5—9 классов переработано в соответствии с Федераственным государственным образовательным стандартом и Примерной программой. Концепция линии предполагает достижение личностных, метапредметных и предметных результат освоения основной образовательной программы при изучении литературы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ учебников составлен на основе системно-деятельностого подхода, подразумевающего развитие умений работы с учебным текстом, анализа и интерпретации художественного произведения, формулировки и аргументации собственного мнения, поиска и обработки информации (с учетом возможностей современной информационной среды), обобщения и самоконтроля, работы над индивидуальными и коллективными исследовательскими проектами.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ межпредметных связей в учебниках представлен богатый и разнообразный иллюстративный ряд: портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии литературных мест, цветные вклейки с репродукциями картин известных художников.
УМК «Литература» для 10-11 классов.
Авторы С.А. Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев
Учебники для 10—11 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и требованиям к уровню подготовки учащихся по литературе.
Линия учебников по литературе для полной (средней) школы является логическим продолжением линии Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева для основной школы.
Учебники предполагают изучение литературы как на базовом, так и на профильном уровне, что позволяет использовать их в общеобразовательных и профильных классах.
При построении курса на историко-литературной основе особое внимание уделено развитию умений видеть связь художественных произведений с исторической эпохой, ее политическими, социальными и культурными тенденциями. Целостный взгляд на русскую литературу как величайшее национальное сокровище помогает воспитанию патриотизма, уважения и любви к отечественной истории и культуре.
Реализации межпредметных связей способствует богатый иллюстративный ряд учебников, содержащий портреты писателей, иллюстрации к их произведениям, фотографии литераратурных мест, изображения предметов быта определенной эпохи, цветную вклейку с репропродукциями живописных полотен известных художников.
Методический аппарат учебников ориентирован на самостоятельную работу учащихся, конечной целью которой является поиск и усвоение информации, создание самостоятельных исследовательских проектов, выработка необходимых умений и навыков для успешной сдачи экзамена по литературе.
Данная линия учебников может использоваться в общеобразовательных учреждениях, в гимназиях, лицеях и колледжах.
УМК «Литература» для 10-11 классов под редакцией Г.А.Обернихиной
(профильный уровень)
Учебники для 10—11 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и требованиям к уровню подготовки учащихся по литературе.
Материал курса позволяет использовать учебники для углубленного изучения предмета в профильных классах. Основу курса составляет отечественная словесность, история которой рассматривается при систематическом сопоставлении с наиболее показательными явлениями мировой литературы и литературы народов России.
Методический аппарат учебников ориентирован на профильный уровень изучения литературы и предполагает целенаправленную самостоятельную работу с текстом и с дополнительными источниками. Поэтому, помимо традиционных вопросов и заданий к конкретному произведению или по материалу обзорной главы, в учебник включен раздел аналитическая работа с текстом», а также разделы для развития творческих способностей учащихся классов гуманитарного профиля. Рубрики «Лингвистический практикум» и «Сопоставительный анализ произведений» призваны способствовать развитию общефилологической компетенции учащихся.
Более подробную информацию можно узнать на сайте www.russkoe –slovo.ru
Издательство «Баласс»
«Литература» (5–11 классы).
Непрерывный авторский курс Е.В.Бунеевой и Р.Н.Бунеева
Это первый в истории российского образования непрерывный курс литературного чтения и литературы для 1-11 классов. Его главная цель — становление грамотного читателя.
Зачем нужны предметы «Литературное чтение» и «Литература»?
1. Чтобы сделать жизнь каждого ученика богаче и разнообразнее, то есть развить его чувства, эмоции, научить присваивать нравственные ценности.
2. Чтобы приобщить к читательской культуре, научить самостоятельно читать и понимать литературное произведение. Это 1-я и 2-я линии развития, обозначенные в нашей программе.
3. Чтобы приобщить к литературе как искусству слова, сформировать индивидуальный эстетический вкус. Это 3-я линия развития.
4. Чтобы узнавать новое о книгах, писателях и выбирать то, что лично интересно. Это 4-я линия развития.
5. Чтобы правильно и умело пользоваться речью в различных жизненных ситуациях, передавать другим свои мысли и чувства. Это 5-я группа линий развития, общая с курсом русского языка.
Для чего необходимо научиться самостоятельно читать и понимать литературное произведение и приобщиться к читательской культуре?
Только грамотный, компетентный читатель, имеющий стойкую привычку к чтению и потребность в нем, владеет средством познания мира и самого себя, средством самосоздания и самосовершенствования, средством успешной социальной адаптации. Опыт разнообразных читательских переживаний развивает эмоциональную культуру, дает ориентиры нравственного выбора. Кроме того, у компетентного читателя развивается функциональная грамотность (способность свободно использовать навыки чтения и письма для получения и преобразования текстовой информации; пользоваться различными видами чтения). Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности
Какие задания помогают овладевать умениями самостоятельно читать и понимать литературного произведения?
Это так называемые «сквозные» задания, проходящие через учебники по литературному чтению (1–4 классы) и по литературе (5–9 классы):
– задания на овладение правильной читательской деятельностью (обучение ведению диалога с автором через текст), на использование различных приемов осмысления текста;
– задания на выявление авторской позиции в тексте;
– задания на определение своего отношения к прочитанному (к героям, событиям, позиции автора), на формулирование своей позиции. При выполнении этих заданий выслушивается и принимается любая позиция, если она аргументирована, здесь не может быть неправильных ответов. Важно не навязывать ученикам готовых ответов и штампов, а создать условия для самостоятельного выращивания и освоения нравственных ориентиров.
Почему необходимо приобщаться к литературе как искусству слова, узнавать новое о книгах, писателях?
Прежде всего потому, что воспринимать и осмысливать литературное произведение можно и нужно в соответствии с его формой (прозаической или стихотворной), его жанром. Понятно, что рассказ, роман или, например, басню мы читаем по-разному. Поэтому в программу литературного образования мы включили необходимые теоретико-литературные понятия, которые помогают воспринимать и грамотно анализировать художественный текст. Хочется обратить внимание педагогов и родителей на то, что эти понятия являются инструментом, средством, способствующим постижению художественного произведения, но не предметом системного изучения.
Не менее важно узнавать о книгах (например, истории их создания), о писателях как личностях и их творческом пути. Это значимо и для развития школьника, и для определения его читательских предпочтений.
Какие задания помогают приобщаться к литературе как искусству слова?
Можно перечислить некоторые типы заданий:
– наблюдение и самостоятельное (или с помощью учителя) выявление ведущих признаков литературных родов, видов, жанров, или изобразительно-выразительных средств создания образов, или других понятий;
– выявление индивидуальных особенностей стиля писателя;
– сопоставление литературных произведений по тем или иным признакам;
применение знаний по теории литературы в собственных письменных творческих работах;
– сопоставление произведений литературы и других видов искусств и т.п.
Как уроки литературы и литературного чтения помогают научиться умело пользоваться речью?
Если на уроках русского языка развиваются умения всех видов речевой деятельности, то на уроках литературного чтения и литературы необходимо учить восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и созданию собственного в устной и письменной форме.
Какие же задания помогают продвигаться в этом направлении?
В каждом классе предусмотрены четыре типа заданий:
– переложение авторского текста;
– читательская интерпретация (выражение своего понимания) художественного произведения в устной и письменной форме;
– устные развернутые высказывания и сочинения на основе прочитанного;
– письменные творческие работы в разных жанрах.
Более подробную информацию можно узнать на сайте www.school2100.ru
Издательство «Академия»
УМК «Литература 10-11 классы» (базовый уровень)
под редакцией И.Н.Сухих
Особенности УМК
● Учебники написаны как литературные произведения. Их интересно читать и учителю и ученику.
● Разборы конкретных произведений отражают всё многообразие их проблематики и поэтики. Вопросы и задания в учебниках и практикумах могут быть использованы для подготовки к ЕГЭ.
● В программе предусмотрен резерв времени (10 ч) на уроки по развитию речи, внеклассное чтение, внедрение современных педагогических технологий.
В УМК «Литература 10-11 классы» включены следующие компоненты:
Авторская программа для 10-11 классов.
Учебник «Литература. 10 класс» в 2-х частях.
Практикум для 10 класса.
Русская литература в 10 классе (базовый уровень): Книга для учителя.
Литература: учебник для 11 класса (базовый уровень): В 2 ч.
Практикум для 11 класса.
Литература в 11 классе: (базовый уровень): Книга для учителя
Авторы — С.П.Белокурова, И.Л.Шолпо, М.Г.Дорофеева, Е.Н.Козлова, М.Ю.Старцева, И.В.Ежова, Т.Я.Ерёмина.
Более подробную информацию можно узнать на сайте www.academia.ru
3.1. Программа и УМК по литературе как показатель степени действенности вариативной модели методической системы литературного развития школьников
В современных программах и УМК заложены вариативные модели методической системы литературного развития школьников, степень действенности (способности воздействовать, активности) которых различны.
Критерием, являющимся по результатам проведенного исследования важнейшим показателем оценки степени действенности каждой из вариативных моделей методической системы литературного развития школьников, заложенных в современных программах и УМК по литературе, явилось наличие полностью или частично представленных вариативных моделей формирования структурных составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников:
– вариативная модель методической системы связи классных и внеклассных занятий по литературе;
– вариативная модель методической системы использования форм классной и внеклассной работы по литературе;
– вариативная модель методической системы формирования читательских умений школьников;
– вариативная модель методической системы методов и приемов литературного развития школьников;
– вариативная модель преемственности этапов литературного развития школьников;
– вариативная модель методической системы школьного анализа литературного произведения;
– вариативная модель методической системы реализации межпредметных связей на уроках литературы;
– вариативная модель методической системы творческих работ, заданий и упражнений по литературе;
– вариативная модель методической системы критериев литературного развития школьников;
– вариативная модель методической системы методов исследования литературного развития школьников;
– вариативная модель методической системы реализации связи литературы с другими видами искусства;
– вариативная модель методической системы реализации интеграционных связей на уроках литературы;
– вариативная модель методической системы реализации внутрипредметных связей на уроках литературы.
Мы не ставили цель проанализировать все существующие утвержденные Министерством образования и науки РФ программы и УМК по литературе. Для анализа были привлечены программы и УМК по литературе (под ред. Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана), а также представленные в диссертационных исследованиях результаты оценки отдельных вариативных моделей формирования структурных составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников, заложенных в современных программах и УМК по литературе.
Вариативная модель методической системы связи классных и внеклассных занятий по литературе в анализируемых нами программах и УМК по литературе (под ред. Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана) представлена авторами-составителями выбором произведений для классного и внеклассного чтения в соответствии со структурными принципами программ и возрастными читательскими интересами школьников.
В программах рекомендации для проведения классного и внеклассного занятия по литературе в той или иной форме либо отсутствуют (программа под ред. Г.И. Беленького), либо присутствуют, но носят бессистемный характер (программы под ред. В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана). Примечательно, что в программе под редакцией А.Г. Кутузова итоговая читательская конференция как одна из форм внеклассной работы по литературе представлена в системе с 5 по 11 класс. В целом же вариативная модель методической системы использования форм классной и внеклассной работы по литературе в анализируемых программах не представлена.
Вариативная модель методической системы формирования читательских умений школьников последовательно от класса к классу в полной мере раскрывается в программе и УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана. В других же программах и УМК по литературе мы находим перечень читательских умений лишь в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» (под ред. В.Я. Коровиной), «Требования к уровню подготовки учащихся IX класса», «Требования к уровню подготовки выпускников средней школы» (под ред. Г.И. Беленького). Основные читательские умения школьников лишь перечислены авторами-составителями программы под редакцией А.Г. Кутузова для 5–11 классов в пояснительной записке.
Следует отметить, что вариативная модель системы формирования читательских умений школьников, представленная в программе и УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана, видится оптимальной потому, что раскрывает большее соотношение со структурными составляющими процесса литературного развития школьников и условий для его успешного протекания.
Из всех представленных к анализу программ вариативная модель методической системы методов и приемов литературного развития школьников найдет отчетливое отражение в программе под редакцией В.Г. Маранцмана. По характеру описания методов и приемов формирования структурных составляющих процесса литературного развития школьников и условий для его протекания уступают ей другие программы, поскольку они ограничиваются назывными предложениями-характеристиками содержания методов и приемов формирования структурных составляющих процесса литературного развития школьников и условий для его успешного протекания в том или ином разделе.
Кроме того, как констатирует М.А. Мирзоян, программа под редакцией А.Г. Кутузова использует в преподавании литературы те же методы, что и в преподавании естественных наук [192, 12]. Данный факт указывает на то, что прямое перенесение методов не только из смежных наук (дидактики, литературоведения), но и из других предметных методик, чревато негативными последствиями для литературного развития и воспитания читателя-школьника.
Вариативная модель преемственности этапов литературного развития школьников рассматривается нами с позиции ее обеспечения как с первого по выпускной класс, так и с 5 по 11 класс.
С одной стороны, ни одна из программ и УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана не является гарантом реализации преемственности начального (1–4 кл.) и основного этапов (5–11 кл.) литературного развития школьников, потому как не является программой, обеспечивающей непрерывный курс литературного образования (1–11 кл.). Косвенным подтверждением служат результаты анализа современных концепций литературного образования в начальном звене и средних классах в диссертационном исследовании И.В. Сосновской «Литературное развитие учащихся в процессе анализа художественного произведения» (2005): «Трудно определить, является ли какая-либо концепция литературного образования в среднем звене продолжением определенной концепции в начальной школе. Каждая из них самостоятельна, хотя основные идеи программ в определенной степени перекликаются» [299, 49].
В этой связи следует отметить, что программы под редакцией В.Г. Маранцмана и М.П. Воюшиной, рассчитанные на конкретную ступень обучения, имеют единые концептуальные положения по формированию ключевых структурных составляющих системы литературного развития школьников. Это «единство» и позволяет обеспечить более «безболезненный, органичный переход к освоению программы 5 класса под редакцией В.Г. Маранцмана» [33, 329], шире – преемственность начального и основного этапов литературного развития школьников.
«Внешнее» присутствие и соблюдение принципа преемственности, предположим, в усвоении теории литературы, в выполнении литературно-творческих заданий, далеко еще не является гарантом обеспечения преемственности этапов литературного развития школьников. Неслучайно и теоретическое понятие может стать барьером, препятствующим непосредственному восприятию художественного текста (в особенности не вовремя предъявленное, как, например, понятие рода и жанра в 5–6 классе в программе под редакцией А.Г. Кутузова), и значительная часть вопросов и заданий может быть направлена на репродуцирование теоретико-литературных знаний [33, 367].
Ситуация обеспечения «мнимой» преемственности литературного развития школьников сохраняется и в начальной школе. Подтверждением служит вывод И.В. Сосновской на основе анализа программ по литературному чтению в начальной школе (под ред. Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой, О.В. Кубасовой, Л.А. Ефросининой): «Таким образом, авторы программ по литературному чтению стремятся объединить цели формирования навыка чтения и литературного развития школьников. Однако при этом вряд ли можно говорить о наличии системы, соблюдении принципов постепенности и углубления в литературном развитии от класса к классу» [299, 41].
В целом из всех анализируемых нами программ и УМК по литературе, рассчитанных на конкретную ступень обучения (с 5 по 11 класс), преемственность формирования преимущественного количества структурных составляющих процесса литературного развития школьников и условий для его успешного протекания в их соотношении соблюдается в программе под редакцией В.Г. Маранцмана.
Вариативные модели методической системы школьного анализа литературного произведения, реализуемые через программы и УМК по литературе, в частности, под редакцией Г.И. Беленького, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана, наглядно представлены И.В. Сосновской в диссертационном исследовании «Литературное развитие учащихся в процессе анализа художественного произведения» (2005). Основанием для выделения данных моделей служили 17 пунктов, по совокупности которых стало возможным оценить то, насколько авторами-составителями каждой из программ «уделяется внимание изобразительному и выразительному миру художественного произведения»:
1) сопереживание прочитанному;
2) тема, идея, проблемы;
3) сюжет, композиция;
4) мотив;
5) художественный образ;
6) образ персонажа;
7) поступок;
8) художественная деталь;
9) подробность;
10) портрет, пейзаж;
11) подтекст;
12) иносказание;
13) символика, символ;
14) метафоризация;
15) звукообраз, цветообраз;
16) явления психологизма;
17) автор художественного произведения.
Максимальное присутствие компонентов из числа возможных И.В. Сосновская фиксирует в вариативной модели системы школьного анализа литературного произведения, заложенной в программе под редакцией В.Г. Маранцмана (15 компонентов – с 5-го кл. и еще 2 – не с 5-го кл.). Второе место занимает программа под редакцией Г.И. Беленького (6 компонентов – с 5-го кл. и еще 6 – не с 5-го кл.), III место – программа под редакцией А.Г. Кутузова (4 компонента – с 5-го кл. и еще 7 – не с 5-го кл.).
Проведенный нами анализ программы под редакцией В.Я. Коровиной по той же структуре показал, что реализуемая в ней вариативная модель методической системы школьного анализа литературного произведения содержит 10 компонентов – с 5-го класса, 3 – не с 5-го класса (тема, идея, проблема; иносказание; явления психологизма).
Однако при этом не каждая система анализа художественного произведения, представленная в виде вариативной модели, может являться структурной составляющей условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников. Подтверждением служит замечание Т.Е. Беньковской в диссертационном исследовании «Научные школы и направления в методике преподавания литературы XX века» (2007) в отношении программы под редакцией В.Я. Коровиной: «Текст художественного произведения, представленный в учебнике-хрестоматии, «иллюстрирует» осваиваемое теоретико-литературное понятие, которое так и не становится инструментом анализа» [33, 366].
Вывод Н.В. Исаченковой в отношении обеспечения системного подхода к реализации одного из путей анализа литературного произведения является частным подтверждением данного И.В. Сосновской преимущества программы по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана: «Наиболее последовательно система сравнительного анализа представлена в учебной программе по литературе, составленной авторским коллективом под руководством В.Г. Маранцмана» [107, 23].
Вариативные модели методической системы реализации межпредметных связей на уроках литературы во всех программах и УМК по литературе под редакцией Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана представлены на уровне групп двух предметов гуманитарного цикла (литературы и русского языка). Очевидно установление данных связей с целью формирования такой структурной составляющей процесса литературного развития школьников как система развития речи школьников.
Вместе с тем заложенная в программе и УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана вариативная модель методической системы реализации межпредметных связей на уроках литературы находит реализацию и на уровне предметов эстетического цикла (литература, изобразительное искусство, музыка), а «связь с историей, русским языком особенно отчетливо заявлена в учебниках под редакцией В.Я. Коровиной» [33, 370–371].
Во многих программах и УМК по литературе вариативная модель методической системы творческих работ, заданий и упражнений по литературе имеет недостатки, выявленные педагогами-методистами.
Интерес представляет разработанная С.А. Никифоровой система критериев реализации творческих заданий по развитию речи школьников в программах по литературе в диссертационном исследовании «Жанры устной и письменной речи учащихся и литературное развитие школьников 5–6 классов» (2002). Результаты анализа программ по литературе (под ред. Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, Г.А. Кутузова и В.Г. Маранцмана) позволили автору прийти к следующим выводам: «цели, ради которых применяется то или иное конкретное задание, недостаточно отчетливы в структуре большинства программ»; «большинством программ слабо используется потенциал творческих заданий для организации коллективной работы»; имеется диспропорциональное процентное соотношение устных и письменных заданий [208, 17].
О.Б. Марьина, проанализировав характер сопоставительных заданий в учебниках-хрестоматиях (под ред. Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, Г.И. Беленького, В.Г. Маранцмана), отметила: «Несмотря на то, что в ряде учебников сопоставительные задания достаточно разнообразны и интересны, они тем не менее часто указывают на сопровождающий характер приема сравнения. Это свидетельствует о том, что сравнительный анализ не занял надлежащего места в системе литературного анализа художественных произведений» [177, 9–10].
Неутешительный, но в то же время обнадеживающий вывод содержится и в диссертационном исследовании Е.В. Кочетовой «Образные обобщения как основа методики изучения творчества Ю. Трифонова в 10–11 классах» (2009): «Анализ существующих УМК по литературе (В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, Ю.Л. Лыссого, А.Г. Кутузова, Г.С. Меркина, С.А. Зинина в соавторстве с В. Чалмаевым) показал, что задания на сравнения и сопоставления представлены во всех УМК, однако носят дробный, фрагментарный характер. Впервые задания на сравнение и сопоставление представлены как система в УМК под редакцией В.Г. Маранцмана. Четко организованная структура этой системы имеет свои закономерности и позволяет обучить приемам сравнения и сопоставления» [134].
Т.Е. Беньковская, оценивая решение в программах и УМК по литературе проблемы соотношения научности и доступности изложения, выбора способов освоения историко- и теоретико-литературных понятий, пришла к заключению о том, что данный критерий оценки не выдерживают программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной («Не случайно задания по истории и теории литературы, предложенные составителями в учебных пособиях как средних, так и старших классов, в значительной степени носят репродуктивный характер» [33, 365]) и А.Г. Кутузова («И литературно-творческие задания в программе под редакцией А.Г. Кутузова направлены прежде всего на закрепление понятий теории литературы» [33, 367]).
В аспекте формирования другой структурной составляющей процесса литературного развития школьников – системы эмоционального развития школьников – программа под редакцией А.Г. Кутузова также уступает программе под редакцией В.Г. Маранцмана. По замечанию Т.Е. Беньковской, вопросы и задания, обращенные к эмоционально-чувственной сфере ученика, воображению, так необходимые для развития читателя, представлены в программе и в учебниках под редакцией А.Г. Кутузова лишь в средних классах. В то время как в УМК под редакцией В.Г. Маранцмана, подчеркивает Т.Е. Беньковская, «вопросы, обращенные к эмоциям, воссоздающему и творческому воображению при изучении художественных произведений сопровождают учащихся на протяжении всех лет обучения, в том числе в 9–11 классах…» [33, 369].
Таким образом, результаты исследований указывают на то, что программа и УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана в полной мере демонстрирует системный подход к разработке творческих заданий, состоящий в направленности на формирование как можно большего числа структурных составляющих процесса литературного развития школьников. Как пишет Е.Р. Ядровская, подводя итоги анализа УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана, «характер заданий позволяет активизировать работу всех сфер восприятия – эмоций, воображения, мышления…» [339, 68].
Из всех анализируемых нами программ и УМК по литературе система творческих работ по литературе разработана лишь авторами-составителями программ под редакцией А.Г. Кутузова и В.Г. Маранцмана с 5 по 11 класс. Подтверждением также служит статья Е.Р. Ядровской «Проблема творческих работ в школьном литературном образовании» (2009): «При этом наибольшее внимание творческим работам было уделено в программе под ред. А.Г. Кутузова и программе под ред. В.Г. Маранцмана, в которых были выделены соответствующие специальные разделы: «Творческая мастерская», «Творческий практикум» (программа под ред. А.Г. Кутузова) и «Литературное творчество» (программа под ред. В.Г. Маранцмана). В остальных программах творческие работы присутствовали, но не являлись структурообразующим компонентом» [339, 67]. К примеру, «в программе под редакцией В.Я. Коровиной предложен только перечень видов устных и письменных работ по литературе в 5–9 и 10–11 классах» [33, 370]. Все же, как подчеркивает Е.Р. Ядровская, в наибольшей степени критериям оценки системы творческих работ соответствуют программа и УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана.
Вариативная модель методической системы критериев литературного развития школьников представлена лишь в программе и УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана.
В остальных же программах и УМК по литературе (под ред. Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова), как следствие, отсутствует и вариативная модель методической системы методов исследования литературного развития школьников. Разница состоит лишь в том, что в программах по литературе под редакцией Г.И. Беленького, А.Г. Кутузова не указываются авторами-составителями часы на проведение учителем данного вида деятельности. В программе же под редакцией В.Я. Коровиной в тематическом планировании представлены и часы для выявления уровня литературного развития учащихся (однако не всегда в начале и конце учебного года), и метод исследования – тестирование, но отсутствуют задания для тестирования.
Вариативная модель методической системы методов исследования литературного развития школьников представлена в программе по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана в виде программы изучения уровня литературного развития учащихся, содержащейся в разделе каждого курса литературы 5–11 классов.
Вариативные модели методической системы реализации связи литературы с другими видами искусства демонстрируют лишь программы по литературе под редакцией Г.И. Беленького, В.Г. Маранцмана.
Согласно выделенным В.А. Доманским первым двум видам интеграционных связей применительно к литературным курсам программы под редакцией Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана не рассчитаны на реализацию вариативной модели методической системы реализации интеграционных связей на уроках литературы. Данные программы в действительности не являются интегрированными курсами и не предполагают «установление на уроках литературы взаимосвязи с другими гуманитарными предметами (русским языком, историей, мировой художественной культурой, философией) посредством сквозных идей, узлов знаний, сохраняя при этом автономию каждого учебного предмета» [85, 176]. По утверждению В.А. Доманского, программа под редакцией В.Г. Маранцмана реализует третий тип интеграционных связей на уроках литературы, поскольку «литературные темы представлены в сопровождении разнообразных явлений художественной жизни, позволяющих установить взаимосвязь искусств: литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, которые в синтезе дают учащимся представление о разных способах изображения в искусстве человека и мира, расширяют знания о художественных школах и направлениях» [85, 176].
О наличии вариативной модели методической системы реализации внутрипредметных связей на уроках литературы в программах и УМК по литературе (под ред. Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана) и степени ее разработанности и реализации мы судим также по результатам анализа современных программ и учебников по литературе, представленным С.А. Зининым: «Рассмотренные нами программы и учебники для старших классов общеобразовательного и гуманитарного уровня применительно к проблеме внутрипредметных связей отражают различную степень внимания к ней авторов, а также различные формы реализации самих связей по «вертикали» и «горизонтали» курса. «Как показал наш анализ, далеко не во всех программах и учебниках эти связи используются многоаспектно и последовательно» [98, 114].
Результаты сравнительного анализа современных программ и УМК по литературе (под ред. Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана) позволили определить степень действенности заложенной в каждой из них вариативной модели методической системы литературного развития школьников (табл. 1).
Данные в таблице свидетельствуют о том, что различие в степени действенности каждой из анализируемых программ состоит в количестве полностью или частично представленных в них вариативных моделей формирования структурных составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников.
Как мы заметили, общее количество полностью и частично представленных вариативных моделей формирования структурных составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников совпадает у программ по литературе под редакцией А.Г. Кутузова и В.Я. Коровиной.
В этом случае «равенство» имеет «качественное» отличие: программа под редакцией А.Г. Кутузова имеет небольшое преимущество в количестве полностью представленных вариативных моделей формирования структурных составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников. Для данного случая немаловажно отметить и то, что программа под редакцией А.Г. Кутузова имеет другое преимущество перед программой под редакцией В.Я. Коровиной в сравнении вариативных моделей системы творческих работ, заданий и упражнений по литературе, получивших одинаковую оценку («±» – присутствует частично). Преимущество состоит в том, что в программе под редакцией А.Г. Кутузова разработанная авторами-составителями с учетом вариативного подхода система творческих работ по литературе является «структурообразующим» компонентом, в отличие от программы под редакцией В.Я. Коровиной.
Таблица 1
Программа и УМК по литературе как показатель степени действенности вариативной модели методической системы литературного развития школьников
Вариативные модели формирования структурных составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников |
Программа под ред. |
|||
Г.И. Беленького |
В.Я. Коровиной |
А.Г. Кутузова |
В.Г. Маранцмана |
|
вариативная модель системы связи классных и внеклассных занятий по литературе |
+ |
+ |
+ |
+ |
вариативная модель системы использования форм классной и внеклассной работы по литературе |
– |
– |
– |
– |
вариативная модель системы формирования читательских умений школьников |
± |
± |
± |
+ |
вариативная модель системы методов и приемов литературного развития школьников |
± |
± |
± |
+ |
вариативная модель преемственности этапов литературного развития школьников |
+ |
± |
± |
+ |
вариативная модель системы школьного анализа литературного произведения |
+ |
± |
+ |
+ |
вариативная модель системы реализации межпредметных связей на уроках литературы |
± |
± |
± |
+ |
вариативная модель системы творческих работ, заданий и упражнений по литературе |
± |
± |
± |
+ |
вариативная модель системы критериев литературного развития школьников |
– |
– |
– |
+ |
вариативная модель системы методов исследования литературного развития школьников |
– |
– |
– |
+ |
вариативная модель системы реализации связи литературы с другими видами искусств |
+ |
– |
– |
+ |
вариативная модель системы реализации интеграционных связей на уроках литературы |
– |
– |
– |
± |
вариативная модель системы реализации внутрипредметных связей на уроках литературы |
± |
± |
± |
± |
«+» |
4 |
1 |
2 |
10 |
«±» |
5 |
7 |
6 |
2 |
ВСЕГО («+» и «±») |
9 |
8 |
8 |
12 |
«–» |
4 |
5 |
5 |
1 |
Примечание. «+» – присутствует, «±» – присутствует частично, «–» – отсутствует.
Данный факт указывает на необходимость учитывать другой критерий оценки степени действенности каждой из вариативных моделей методической системы литературного развития школьников, заложенных в современных программах и УМК по литературе, – качество частично представленных в них вариативных моделей формирования структурных составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников. Учитывать данный критерий уместно в том случае, если количество полностью или частично представленных вариативных моделей формирования структурных составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников у программ по литературе совпадает.
В результате стало возможным проранжировать программы и УМК по литературе (по количеству полностью представленных вариативных моделей формирования структурных составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников) (табл. 2).
Таблица 2
Ранжирование программ и УМК по литературе
n = 4 |
Программа и УМК по литературе как показатель степени действенности вариативной модели методической системы литературного развития школьников |
Критерий: количество полностью представленных вариативных моделей формирования структурных составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников |
1 |
программа и УМК по литературе под ред. В.Г. Маранцмана |
10 |
2 |
программа и УМК по литературе под ред. Г.И. Беленького |
4 |
3 |
программа и УМК по литературе под ред. А.Г. Кутузова |
2 |
4 |
программа и УМК по литературе под ред. В.Я. Коровиной |
1 |
Как видим, программа и УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана имеет количественное превосходство по наличию полностью представленных вариативных моделей формирования структурных составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников.
Таким образом, программа и УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана выступают более надежным показателем степени действенности вариативной модели методической системы литературного развития школьников.