Учителя — люди креативные, отходят от УМК, подбирают и создают задания под нужды и интересы ученика. Как часто вы ищете интересный текст и долго создаете упражнения к нему? Порой планы урока пишутся часами, а глаз замыливается. Именно поэтому мы решили помочь и написать инструкцию о том, как создать 10 упражнений к одному тексту, и отработать, при этом, не только навык чтения.
В качестве основы давайте возьмем текст
«An English wedding»:
There are a number of traditions for weddings that have survived into the 21st century. It is still traditional for the bride and groom to have their own parties the night before getting married. The groom’s party is called a ‘Stag party’, while the bride’s is known as a ‘Hen party’.
On the morning of the wedding, the groom should not see the bride. If he does, this is bad luck. The bride puts on her special wedding dress, which is usually white. She also needs to wear ‘something old, something new, something borrowed and something blue’.
At the church, or registry office, the bride and groom exchange rings before walking together back down the aisle. When they get outside, the bride throws her bouquet in the air. Tradition says that whoever catches it will be the next person to get married.
But it’s not only the bride who throws something. All the people at the wedding throw confetti and rice over the happy couple.
Finally, after the reception, the bride and groom drive off to have their honeymoon.
Текст предназначен для чтения, а значит начнем мы с упражнения из блока Reading. Помним, что существуют три основных вида чтения (подробнее читайте в статье Разные виды чтения и как им обучать) и всегда надо начинать с задания полегче, на понимание общего смысла текста. Основные задания на reading for gist или specific information:
— Summarize: студенты одним предложениям рассказывают о чем текст.
— Choose Main Idea: выдаем несколько вариантов предложений о чем текст и студенты выбирают подходящий.
— Design title and/or sub-title: студенты придумывают заголовок или подзаголовок к тексту, абзацам.
— Check-list: студенты выбирают из списка, что было указано в тексте.
— Image Association: студенты выбирают картинку, которая лучше всего отражает главную мысль текста.
— Match Question with Answer: студенты соединяют параграфы и вопросы, ответы на которые есть в данных параграфах. Если в тексте было интервью, то студенты соединяют вопросы с ответами.
— Headings: студенты соединяют заголовки и параграфы.
— Ordering Chronologically: студенты расставляют события в хронологическом последовательности.
— Guess Who/what/where/how: студенты читают текст и догадываются о ком он, что будет дальше и так далее.
— True/False: к нашему тексту именно этот тип упражнения и создадим.
Task 1 — True/False
Опираясь на текст, вы составляете несколько предложений, часть из которых — правда, а часть — не соответствует действительности. Если уровень студента средний и выше, можно также добавить третью опцию — not stated, то есть, в тексте об этом не упоминается, например, «Couples usually spend their honeymoon in warm countries». По факту, это может быть правдой, но в тексте об этом нет ни слова, поэтому правильный вариант здесь — not stated.
Какие еще упражнения можно делать на reading comprehension
Об этапах Reading lesson читайте здесь
Мы — сторонники коммуникативной методики, и считаем, что говорение должно занимать на уроке не менее 70%. Давайте подумаем, какие упражнения на Speaking можно составить, опираясь на исходный текст. Очень полезный навык — умение пересказать текст. Этому и посвятим второе задание.
Task 2 — Paraphrase what you’ve read
Попросите ученика обобщить прочитанное, выделив лишь главное, сделать обобщение.
После детального разбора текста, переходите к работе над лексикой.
Task 3 — New words
Попросите ученика выписать новые слова из текста и составить с ними предложения. Самым креативным можно предложить придумать историю, в которой будут фигурировать все слова из списка. Перед занятием вы можете создать словарные карточки, используя сервис Quizlet, и отправить его ученику в качестве vocabulary list— подготовки к уроку.
После того, как вы обсудили текст, разобрали лексику и узнали мнение ученика, самое время выполнить задание на сравнение. Информацию из любого текста можно сравнить с тем, как обстоят дела в родной стране студента.
Task 4 — Compare British wedding with one in your country
- Name similarities
- Name differences
Task 5 — Movies about weddings
Это задание является логическим продолжением предыдущего, ведь большинство фильмов, которые мы смотрим — американские, а значит сравнивать то, о чем мы прочитали, будем с тем, что видим на экранах.
Задайте ученику несколько вопросов, например:
- Have you ever watched movies about weddings? Name them
- What typical wedding traditions do these movies show?
- Are they different from those we’ve read about?
Task 6 — Debates
Идея организовать дебаты особенно актуальна, если вы работаете с группой, но даже если нет, вы всегда можете выступить оппонентом на индивидуальном уроке с вашим студентом. Спорное высказывание, которое станет предметом обсуждения, стоит выделить из текста.
Например, It’s bad luck if a groom sees his bride on the morning of the wedding.
—Yes, I’m sure it’s bad luck, because…
—It’s just a superstition and…
Вы также можете выйти за рамки текста и выбрать актуальный для современности вопрос. Например, обсудить, стоит ли вообще тратить деньги на свадебную церемонию, менять фамилию и регистрировать отношения официально.
Не стоит ограничиваться одним текстом Почитали, поговорили, можно и послушать! Перейдем к listening activity.
Task 7 — Listening for details
Мы уже неоднократно говорили о таком полезном ресурсе для прокачки аудирования как Listen A Minute.com. Там вы можете найти аудио на многие темы, в том числе и weddings. Удобно, что вы можете скачать аудиофайл с сайта. Включите аудио ученику, предварительно ознакомив с вопросами, которые будете обсуждать после, например:
- Does the author like visiting weddings? Why?
- What kind of wedding is his favorite? What do you think about these weddings?
- Who is the best man? What does the author want him to do?
- How does his ideal honeymoon look like? Do you think the same way?
Task 8 — Watching a video
Подберите видео по уровню студента. Сделать это просто — вбейте ключевые слова (в нашем случае, british wedding) в поисковик на YouTube. Мы нашли хорошее видео для начинающих. Составьте вопросы по нему. Не забудьте связать их с исходным текстом — ученик должен понимать, что все, что вы обсуждаете во время урока — логически связано между собой:
- What British wedding traditions were mentioned in the video?
- Were they mentioned in our text?
Наш исходный текст может также стать поводом порассуждать на письме. Итак, writing exercise:
Task 9 — Writing
То, какое задание на развитие навыка письма дать студенту, выбирайте сами. Вариантов здесь множество: дружеское письмо-приглашение на свадьбу, эссе-рассуждение о том, стоит ли приглашать 100 родственников на торжество и устраивать венчание (здесь темы для эссе будут схожи с темами для дебатов) или простое сочинение о том, как ученик представляет себе идеальную свадьбу — выбирайте исходя из целей и интересов студента. Важно, чтобы в тексте, который напишет студент, присутствовали отсылки на материалы, которые вы прочитали/просмотрели/прослушали в ходе урока. Например, рассуждая о венчании, ученик упоминает, что в Великобритании это обязательный ритуал для верующих англичан и т. д. Такое задание подойдет в качестве закрепления пройденного материала, поэтому можете задать его на дом.
Переходим к завершающему этапу. В финале урока стоит вспомнить все новые слова, которые прозвучали в ходе урока, и провести практику речи с обсуждением. Итак, разговорное задание:
Task 10 — Discussion
В вопросах постарайтесь проверить, насколько усвоен текст, а также поинтересоваться мнением ученика, например:
- What a Stag/Hen party is? Are they popular in your country? Did you have it? or Would you like to organize it?
- The groom should not see the bride on the morning of the wedding. Why is it supposed to be bad luck? Is it the same in your country? Do you believe it?
- What’s the traditional dress color? What does it symbolize?
- Why do some guests try to catch a bride’s bouquet? What if someone catches it? Have you ever caught it?
- What do other guests throw? Why?
- What a honeymoon is? What are popular honeymoon destinations?
- What new information have you learnt today?
Таким образом, мы продемонстрировали вам, как выстроить полноценный урок вокруг небольшого текста. Надеемся, что наш шаблон поможет вам даже в том случае, когда изобретательность уже на исходе.
1.
Варианты экспозиции ( Lead
– in activities
) как вступительной части, включающей в
себя знания об авторе литературного произведения, социокультурные и
страноведческие сведения:
а)
учебная дискуссия – форма экспозиции чтения
текста;
б)
задания на предвосхищение текста/ выдвижение гипотез (Predictions);
в)
упражнения на генерацию идей (Brainstorming).
Учащиеся совместными/индивидуальными усилиями разрабатывают семантическое
поле какого-либо понятия или темы, т.о. стимулируя речемыслительную
деятельность.
2.
Приемы, используемые учителем с целью
стимулирования речемыслительной деятельности, активизации внимания (eliciting).
Реализуются в
различных видах
вопросно–ответной
работы (pre-questions). На
данном этапе используются в основном коммуникативные вопросы, выполняющие
обучающую функцию, способствуют преодолению экстралингвистических и языковых
трудностей.
Discuss in groups of
3-4 what you know about…
Look at the map, guess… What does this picture tell
you about?
Complete the Word Web.
What do you know about..?
Have you ever heard about..?
What do you imagine when you think of…?
What … does your country have?
1.
Учебно-методические приёмы организации языковых и речевых единиц, их
классификации:
а)
распознание и определение текстовых ссылок;
б)
нахождение высказывания/ предложения в тексте, передающего основной смысл
текста.
2. Сравнение
(Comparison and contrast). В процессе чтения
происходит сравнение культуры своей страны и страны изучаемого языка,
нахождение сходств и различий.
3.
Упражнения на соотнесение единиц языка (слов,
предложений, текстов) и невербальных элементов (изобразительных,
графических):
а)
соотнесение информации по характеру источников:
текста и изображения , текстов разных жанров.
б)
соотнесение начала и конца текстов;
в)
соотнесение информации разной свернутости, представленной языковыми
единицами различных уровней:
·
слова и заголовка;
·
абзаца и ключевого предложения;
·
слова и определения.
4.
Восстановление (reconstruction/
restoration).
Учащиеся выполняют учебно-речевые действия
реконструкции отдельных неполных высказываний или преднамеренно
деформированного текста:
а) заполнение
пропусков;
б) воссоздание
связанного текста или отдельных предложений;
в) упражнения по
типу «мозайки» (jigsaw reading).
1.
Приёмы вопросно-ответной работы (post–questions):
а) проверка на
понимание прочитанного текста на основе припоминания;
б) вопросы,
предполагающие выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
в) вопросы,
требующие выбор ответа – высказывания, подтверждающего или опровергающего
данное утверждение (True–false
questions).
2.Упражнения
на дополнения (Completion).
Ряд незавершенных предложений сопровождается заданий: закончить их по смыслу,
используя информацию из прочитанного текста.
3. Учебный
перифраз
(Rephrazing). Перифраз более
объемных речевых отрезков – необходимый компонент при изложении прочитанных
текстов и, особенно, при «сжатых пересказах текстов [38, c.38]
.
4. Восстановление
(Reconstruction)
5.Соотнесение
(Matching) [см.
выше]
6.
Группировка и организация единиц, согласно
избранному критерию (grouping,
sorting).
Строится на материале текстов разного объёма, отдельных предложений, списков
слову и словосочетаний. Эффективны для просмотрового чтения (scanning).
7.
Логическая перегруппировка (unscrambling).
Выстраивание в логическую последовательность или согласно
плану; выстроить серию картинок, реже – серию хронологически связанных
текстов, например писем [48, стр. 141-142]
8.
Упражнения на перекодирование информации (information
transfer).
Реализуют принцип взаимосвязанного обучения рецептивным и продуктивным
умениям:
– представление
прочитанного текста в виде письма или дневниковых записей, стихотворений –
как отрывка в прозе;
– передача
содержания текста в виде рисунка, обозначений на карте или в виде диаграммы,
схемы, указывающей на отношения между предметами, объектами [51, стр.146]
9. Направляемая
дискуссия
(guided discussion/controlled discussion). Строится
на основе прочитанного текста, носит контролируемый характер. В процессе
дискуссии происходит сравнение культуры своей страны и страны изучаемого
языка.
10.
Драмматизация.
11. Проектные
задания.
Read the text to find out if your predictions are
correct.
Read two texts about… Are the same… (popular) in
Russia?
Match the pictures and the texts. Read them aloud.
Work in pairs. One of you reads out the first part
of a text (1-4). The other reads out the second part of the text choosing
from (a-e). There is one extra which you don’t need.
Read the text below. It is in… parts. Choose the
sentence (A-G) that summarizes what each part is about.
Match the words and the explanations.
Fit the missing sentences (A-D) into gaps (1-4)
in the text.
The sentences in the text below have been put in the
wrong order. Put them in the correct order.
Look back at the text. Write/give your answers to
these questions: 1)…
Complete the sentences. Choose the right ending.
Decide whether the following sentences are true (T)
or false (F).
Complete the sentences. Complete the following
statements about the story with words from the list/ Use each word only once.
Rewrite the sentences from the text using…
Use the notes to make sentences of your own.
Below is a list of… Classify them according to the
following categories and add three examples from the text.
Put the pictures in the right order.
Using information from the text, draw a scheme of…
Discuss the following:
1. Why
do you think…?
2. What
other information have you read about…?
Act out …
Make a project of…using information from the text.
Make a poster…
Если вы готовите к ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам, то вы точно столкнулись с проблемой. Название ей – нет учебника, по которому бери и готовься.
Я – Наталья, преподаватель английского. Рассказываю, как эффективно учить язык.
Если по английскому языку еще можно найти неплохие пособия (например, я беру за основу пару учебников издательства Macmillan и онлайн ресурсы), то по другим языкам материалов нет.
При подготовке к экзаменам я также использую тренировочные упражнения и выжимаю из них по максимуму. На их основе можно составить упражнения на грамматику, отработать лексику и набрать идей для говорения и письма.
Какие задания составить на лексику и грамматику на базе аудирования
– послушать и выписать все слова на тему праздники/отношения/окружающая среда и так далее;
– составить с выписанными словами предложения, затем использовать в письме, эссе и говорении;
– дать скрипты, выписать выражения, которые ученики могли бы использовать для написания эссе и письма. Определить их уровень по словарю (например, здесь) + определить их стиль – формальный, неформальный, нейтральный.
Какие использовать аудирование для поиска идей для эссе:
– после прослушивания спросить, согласны с говорящим или нет, почему;
– записать идеи говорящего на тему, о которой говорилось в аудиотексте.
Какие задания дать для отработки навыка говорения на основе аудирования
– дать скрипт – послушать говорящего, повторить за ним, затем подготовить свое чтение;
– подчеркнуть слова, сложные для чтения, разобрать правило или исключение из правила;
– работать над интонацией и произношением с помощью аудио. Сначала можно на уроке, затем давать как домашнее задание. Обязательно просим учеников записывать себя на диктофон.
Какие задания составить на лексику и грамматику на базе текстов:
– найти и подчеркнуть в 1,2,3 абзаце – глаголы (определить грамматическую структуру – герундий, какое время, условный тип предложения, причастие и т.д.), имя существительное – если оно во множественном числе, дать форму единственного, и наоборот, отработать исчисляемые и неисчисляемые существительные, имя прилагательное – степени сравнения;
– найти слова, которые образованы при помощи суффиксов; по суффиксу определить часть речи;
– подчеркнуть слова, которые не знают, найти их значение в словаре, записать, составить предложение с ними.
Какие задания дать для отработки навыка говорения на основе текстов:
– взять абзац и подготовить его чтение;
– найти слова из абзаца, которые читаются по определенным правилам (например, найти слова, в которых С читается, как [k], ea = [i:], [e], [ei] и т.д.)
Как видите, упражнений получается довольно много. Если еще периодически использовать онлайн источники, то проблему нехватки материалов и вдохновения вы точно испытывать не будете.
Ставьте лайк, если статья оказалась полезной. Подписывайтесь на мой канал, будет интересно.
Статья
Технология работы с текстом на уроках английского языка
Бурыгина Виктория Викторовна
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности. В основе его лежит перцептивно-мыслительная деятельность. Оно занимает одно из главных мест по использованию и важности, так как на основе чтения происходит и развитие продуктивных навыков – говорения, и письма. Навыки восприятия письменной речи важны еще и потому, что в повседневной жизни мы часто имеем дело с письменными образцами – чтение книг, периодических изданий, работа в Интернете и т.д. Кроме того, чтение повышает культуру человека, развивает личность.
Чтение на уроках английского языка очень важно.
Оно способствует:
v расширению лексического словарного запаса
v умению понимать значения незнакомых слов из контекста (развитие языковой догадки)
v закреплению различных разделов
грамматики
v совершенствованию речевых навыков
В ходе чтения и работы с текстами формируются Универсальные Учебные Действия: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
Существует три этапа работы с текстом:
1.Предтекстовый (Pre-reading)
2.Текстовый (While-reading)
3.Послетекстовый (Post-reading)
Цели предтекстового этапа:
– определить/ сформулировать речевую задачу для первого прочтения.
– создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
– по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Возможные упражнения:
1. По заголовку можно попросить учащихся определить:
– тематику текста;
– перечень поднимаемых в нем проблем;
– ключевые слова и выражения, ассоциации.
2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.
3. Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями.
4. Просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст.
5. Прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
- Использование ассоциаций, связанных с именем автора
– К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
– Кто будет главным героем (его профессия, национальность и так далее)?
– Где и в какое время может происходить действие?
8. Написать возможные вопросы по теме текста
Цели текстового этапа:
– Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
– Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Возможные упражнения:
1. Найти ответы на предложенные вопросы.
2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
3. Составить предложения по порядку
4.Найти соответствия.
5.Выполнить задание на множественный выбор
6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте .
8. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и так далее.
9.Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
10. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
11. Предложить как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста.
12. Прочитать отрывок и пересказать его.
13. Восполнить недостающую информацию.
Цели послетекстового этапа:
– Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Возможные упражнения:
- Выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного.
- Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
- Доказать или охарактеризовать что-то
- Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
- Составить план текста, выделив его основные мысли.
- Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно
- Рассказать текст от лица главного героя, возможно и письменно
- Придумать, что могло бы случиться, если бы … Придумать новый конец текста, возможно и письменно.
- Придумать новое название.
- Драматизация целого текста или его отрывков
Далее приводится пример возможных вариантов заданий для разных этапов работы с текстом «Чай» на уроке английского языка в 4 классе.
Дотекстовый этап и задания (Pre–reading tasks)
Answer the questions:
- Do you like tea?
- Is tea hot or cold ?
- When do you/your parents/friends drink tea?
- What do you/your parents/friends usually drink tea with?
- What kinds of tea do you know?
Vocabulary:
Match the words with definitions:
1.people 2.teatime 3.call 4.a glass 5.a lemon |
a. we drink tea from it (not a cup) b. a yellow fruit c. children, men, women d. drinking of tea e. to give a name |
Текстовый этап и задания(While–reading tasks)
Answer the questions:
1. Who likes tea?
2. How many cups of tea do English families have?
3.Do English people drink tea from glasses?
4. What tea is “Russian tea”?
Choose the right variant:
1.English people drink tea from…
a)glasses |
b)cups |
c)bottles |
2.They like to have tea with…
3.They call tea with lemon…
a)Russian |
b)English |
c)African |
Say true or false:
1.English people don’t drink tea.
2.They have tea for breakfast, lunch, dinner, supper.
3.English people drink tea from cups.
4.They call tea with lemon “English tea”.
Complete the sentences:
tea lemon glasses call people teatime
1.Russian_________like tea.
2.They have ________for breakfast.
3.Some families have two cups of tea at _________.
4. English people don’t drink tea from ________.
5.They like to have tea with milk, not with ________.
6.They ______it “Russian tea”.
Послетекстовый этап и задания (Post–reading tasks)
1. What tea do you like – “English tea” or “Russian tea”?
2. What is new for you about tea? /What do you think is interesting about tea?
3. Retell the text
Answer the questions in written form:
- Do you like tea?
- Is tea hot or cold ?
- When do you/your parents/friends drink tea?
- What do you/your parents/friends usually drink tea with?
- What kinds of tea do you know?
Организация и этапы работы с текстом на уроках английского языка.
Чтение – один из видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. Чтение входит в сферу коммуникативной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм общения (письменную форму).
Необходимо принять во внимание, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания текста) важны ещё и потому, что в обычной жизни мы часто сталкиваемся с письменными образцами – книгами, периодическими изданиями, объявлениями, информацией в Интернете и т.д.
Чтение тесно связано с другими видами речевой деятельности – говорением, письмом, аудированием. Чтение связано с письмом, так как и чтение, и письмо имеют одну графическую систему языка. Это нужно учитывать при обучении иностранным языкам и развивать их во взаимосвязи. Чтение тесно связано с аудированием, потому что в их основе лежит мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Также чтение связано с говорением. Чтение вслух (громкое чтение) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.
В процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-го класса должны овладеть следующими умениями:
-понимать общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;
-находить в тексте необходимую информацию;
-полно и точно понимать сообщаемую в тексте информацию;
-применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста;
Чтение на уроках английского языка способствует расширению лексического словарного запаса, закреплению различных разделов грамматики. В ходе чтения и работы с текстами у учащихся формируются Универсальные Учебные Действия (УУД): познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
Для того чтобы текст стал эффективной основой обучения всем видам речевой деятельности, необходимо научить учащихся правильно работать с текстом. Существует три основных этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Предтекстовый этап (Pre-reading)
На предтекстовом этапе проходит подготовка к чтению – снимаются языковые трудности, проводится ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, которые упоминаются в тексте. Очень важно на данном этапе создать доброжелательную атмосферу в классе. Именно на предтекстовом этапе учитель должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым создавая положительную мотивацию. Приёмы работы с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для разделения языковых единиц и речевых образцов, узнавания их в тексте, овладения различными структурным материалам (словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.
На предтекстовом этапе учитель может использовать учащимся следующие приёмы работы: предсказывание, предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление знаний по пробелам, имеющихся у учащихся, ответы на вопросы и т.д.
Предлагаемые упражнения:
1. По заголовку текста можно предложить учащимся определить: тематику текста, перечень поднимаемых проблем, ключевые слова и выражения, ассоциации.
2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.
3. Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть предложены слова с переводом или с определениями.
4. Просмотреть текст, первый абзац и определить, о чём этот текст.
5. Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста (Какие ассоциации возникают, связанные с именем автора? К какому жанру можно предположительно отнести текст? Кто будет главным героем, его профессия, национальность? Где и в какое время может происходить действие?)
7.Написать возможные вопросы по теме текста.
Текстовый этап (While-reading)
На данном этапе учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определённых познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Предлагаемые упражнения:
1. Найти ответы на предложенные вопросы.
2. Составить предложения по порядку.
3. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить ,что в тексте не упомянуто.
4. Найти соответствия.
5. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, пропущенное в тексте.
6. Выполнить задания на множественный выбор.
7. Подобрать подходящий заголовок к каждому абзацу.
8. Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
9. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов наиболее точно отражает его значение в данном тексте.
10. Выбрать предложения со следующими словами, грамматическими явлениями, идиоматическими выражениями и т.д.
11. Предложить, как будут развиваться события во второй главе, следующей части текста.
12. Прочитать отрывок и пересказать его.
13. Восполнить недостающую информацию.
Послетекстовый этап (Post-reading)
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации.
Предлагаемые упражнения:
1. Выявить новое из прочитанного текста, высказать своё мнение по поводу прочитанного.
2. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
3. Доказать или охарактеризовать что-то.
4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
5. Составить план текста, выделив его основные мысли.
6. Пересказать, кратко изложить содержание текста, можно письменно.
7. Рассказать текст от лица главного героя, можно письменно.
8. Придумать новый конец текста, можно письменно.
9. Придумать новое название.
Задания на каждом этапе работы с текстом будут меняться в зависимости от вида чтения. Существует 4 основных вида чтения – изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое
Просмотровое чтение подразумевает получение общего представления о читаемом материале. Целью данного вида чтения является получение полного понимания темы и круга вопросов, рассматриваемых в тексте. Это выборочное, беглое чтение, чтение текста блоками для более подробного ознакомления с его деталями и частями. Оно применяется при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этом основании принять решение – читать её или нет.
При просмотровом чтении бывает иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Это вид чтения требует от читающего высокого уровня владения достаточным объёмом языкового материала.
Ознакомительное чтение (или чтение с общим охватом содержания) представляет собой чтение, при котором предметом внимания читающего становится всё произведение (статья, рассказ, книга) без установки на получение какой-либо определённой информации. Идёт установка на понимание главного, наиболее существенного в тексте. Так обычно читают художественные произведения, когда они не являются предметом специального изучения. Намеренное внимание к языковым составляющим текста исключается.
Изучающее чтение предусматривает достижение полного и точного понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это вдумчивое и медленное чтение, поскольку учащийся имеет установку на длительное запоминание и прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда к письменной фиксации содержания. При изучающем чтении учащимся предлагаются тексты, обладающие познавательной ценностью и информативностью. Тексты при этом должны быть достаточно трудными в языковом отношении. Одной из задач, решаемых при помощи изучающего чтения, является формирование у учащихся умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.
Поисковое чтение направлено на нахождение конкретной информации. Его целью является быстрое нахождение в тексте определённых данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний, сведений страноведческого характера и т.д.). Текст может прочитываться полностью или частично, если обучающийся знает, где находится интересующая его информация.
Для успешного овладения чтением необходимо:
1. подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами.
2.тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета.
3.быть доступными с точки зрения языковых трудностей.
4.отличаться актуальностью с позиции общечеловеческих ценностей.
5.содержать проблему.
В заключении хочется сказать, что правильно работая над текстом и используя достаточное количество упражнений на уроках английского языка расширяется лексический словарный запас учащегося, совершенствуются речевые навыки, развивается аналитическое мышление, активизируется учебный процесс и формируется устойчивый и познавательный интерес.