Как составить уравнение реакции процесса дыхания

C6H12O6+6O2=6CO2+6H2O+Q

Дыхание — один из
важнейших процессов обмена в-в растит-го
организма. Выделяющаяся при дыхании Q
тратится как на процессы роста, так и
на поддержание в активном состоянии
уже закончивших рост органов растения.

Дыхание
– процесс поглощения раст-ми кисл-да
и выделение ими углекис газа;

Процесс дыхания
происходит в круглосуточном режиме.
Дыхание обеспечивает спец органеллы
клетки – митохондрии.

В процессе дыхания
клетки растения поглощают атмосферный
кислород, используя накопленные орган
соед-я – крахмал. При этом происходят
расход, трата, уничтожение орган в-ва.
В результате дыхания выделяется
углекислота, которая возвращается в
атмосферу, и вода, которая остается в
середине живого организма.

3. Значение дыхания.

Образов-ые при
фотосинтезе орган в-а не остаются в
раст-и неизменными: они испытывают
различные превращ-я, передвиг-ся и
затрачиваются на процессы жизнедеятельности.
Гл из них является дыхание. Дыхание —
это окислит распад сложных орган-х
соединений до углекис газа и воды,
сопровождающийся освобождением Q.

Дыхание: С6Н1206 +
602 — 6С02 + 6Н20 + Q
(2 872 кДж).

Но орган в-во
(моносахарид) само по себе не реагирует
с кисл-дом (не окисляется). Если же
окисление происходит, то идёт постепенно,
в несколько фаз. Интенсивность дыхания
косвенно указывает на напряженность
процессов обмена в организме или в
отдельных органах. Кроме того, существенное
значение имеют промежуточные продукты,
образующиеся на различных стадиях
этого процесса: могут использоваться/быть
исходными для др синтезов. Особенно
важны пентозы – пятиуглеродные сахара,
к-ые синтез-ся только в процессе дыхания.
Одни (дезоки- и рибоза) идут на построение
нуклеиновых кис-т, другое (рибулоза)
принимает участие в процессе фотосинтеза.
То есть, дыхание – не только окислительный,
но и обменный процесс, явл-ся центром
обмена в-в в раст-я.

4. Гликолиз: химизм, ферменты, локализация, энергетика, значение.

Анаэробное дыхание.
Явл. первым этапом разлож-я глюкозы до
пировиноград кис-ы. глюкоза 6-углеродный
атом до постого 3х атомного образ из
дисахаридов полисахаридов/аминокислот/жиров

l
этап: фосфорилирование(ФФЛ гликолиз)
простых сахаров и их превращение в
глицераль-дегидрофосфат (ГДФ). При этом
происход деФФЛ АТФ в АДФ. АТФ превращает
ГДФ в ПВК, при этом образуется АТФ +
запас-е Q;
ll
эт: сначала ГДФ превращ в фосфоглицериновую
кис-у (ФГК), затем ФГК через фосфоенол-ПВК
превращ в ПВК , при это происход ФФЛ
АДФ, что образ АТФ.

Гликолиз (ФФЛ)
происходит так: глюкоза дел-ся на два
3хуглевод молекулы – дихотомическое
деление.

Биохим составляющая
ф-ция гликолиза значительней его
энергетической составляющей . при этом
гликолиз происходит анаэробно в
цитоплазме.

Пентоза фосфатный
цикл(ПФЦ) явл доп циклом к процессу
гликолиза к образ-ю пентоз. Этот биохим
процесс хар-р для раст-й и протек у видов
склонных к накоплению крахмала в
качестве запас в-ва; В отлич от глик-а,
к-й идёт дихотомическим делением, ПФЦ
имеет деление, при к-ом глюкоза прекращ
в глюконовую кис-у, а затем декорбаксилируется,
в результате теряет карбоксил гр (СО2)
и происходит образ-я молекулы НАДФ Н2
+ запас Q;
Из двух молекул пентозы образ-я
моносахара, что обеспеч раст-ям биохим
разообразие.

Физиол смысл ПФЦ
– образование простых сахаров , образ
молекул НАДФ H2О
как источника водорода, необходим для
восстан кис-т, а так же доп источника
Q;
Чистый выход Q в результате ПФЦ в
пересчете на 1 мол глюкозы 35 мол АТФ;
ПФЦ в цитоплазме и пластидах

Химия дыхания

Разделы: Химия

Цели:

  • раскрыть сущность физико-химического процесса дыхания живых организмов, показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы организма человека;
  • продолжить развитие навыков логического мышления;
  • способствовать формированию навыков экологического мышления, навыков здорового образа жизни.

Методы: словесный, демонстрационный, использование компьютерных технологий, исследовательский, проблемный метод.

Формы: интегрированный урок – 2 часа.

Методические приемы: поисковая беседа, тестирование, решение задачи, демонстрация слайдов, рисунков, эксперимент.

Оборудование: компьютер, экран, таблица «Система органов дыхания человека», диск А Лекция Жданова В.Г. «О вреде алкоголя и курения», хвоя сосны, фильтры с результатами исследования загрязнения воздуха.

I. Организационный момент

II.Актуализация знаний

Учитель. Дыхание – важнейший физико – химический процесс для большинства живых организмов, обитающих на поверхности Земли, поскольку она наиболее интенсивно связывает организмы с окружающей средой. Главные механизмы дыхания растений и животных были выявлены наукой к началу XX века. Основной функцией дыхания считалось доставка кислорода к тканям, где происходит окисление биотоплива и последующее удаление образовавшихся углекислого газа и воды. Главным реактором, осуществляющим газообмен организма с атмосферой, для высших животных оказались легкие, образование множеством легочных пузырьков – альвеол.

1. Каков же путь воздуха из атмосферы до альвеол?

Ответ ученика с демонстрацией слайда «Дыхательная система человека». (Приложение 1)

– Мы вспомнили о легочном дыхании, когда осуществляется газообмен между воздухом и кровью.

2. Какие виды дыхания еще нам известны?

Ответ ученика: тканевое – когда осуществляется газообмен между кровью и клетками ткани.

3. Для некоторых организмов характерен еще один тип дыхания. Какой?

Возможный ответ из класса: кожное – это дыхание через поверхность тела, заслушивается сообщение учащегося о кожном дыхании, «золотом мальчике». (Приложение 2)

– Итак, мы вспомнили виды дыхания и вспомнили путь атмосферного воздуха до альвеол и обратно.

Информация на слайде

  • Внешнее дыхание: поступление кислорода из среды в организм, осуществляемое с помощью специальных органов (легкие, жабры, трахеи и т.д.) или напрямую через поверхность тела.
  • Транспорт кислорода: перенос его от органов дыхания ко всем организмам, тканям и клеткам — эта функция обеспечивается кровеносной системой при участии специальных белков – переносчиков кислорода (гемоглобин, миоглобин, гемоцианин и др.)
  • Клеточное дыхание и выброс его продуктов: диффузия кислорода в каждую клетку через ее оболочку, использование поступившего кислорода на окисление биотоплива, выход из клеток образовавшихся CO2 и H2O, их перенос в легкие и выброс при выдохе.

– Итак, вернемся к тому, что живые организмы вдыхают воздух – смесь газов: 21% O2, 78% N2, 0,03% CO2, водяные пары, другие компоненты. Газообмен возможен благодаря физическим и химическим свойствам O2 и CO2.

5. Каковы же они? (Выполняется альтернативный тест по двум вариантам)

  1. Хорошо растворим в воде
  2. Намного тяжелее воздуха
  3. Плохо растворим в воде
  4. Участвует в фотосинтезе
  5. Является жидкостью
  6. Бесцветный
  7. Немного тяжелее воздуха
  8. Является окислителем в обмене веществ
  9. Поддерживает горение и дыхание
  10. Вызывает помутнение известковой воды
  11. Используется при тушении пожаров
  12. Молекула электронейтральна
  13. Газ переходит их области большего давления в область меньшего давления

Ответы:

  • O2 – 3, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 13
  • CO2 – 2, 3, 4, 6, 10, 11, 12, 13

III. Изучение новой темы

6. Какова же роль хотя бы некоторых химических и физических свойств этих газов на указанных стадиях дыхания?

Проанализируем I стадию дыхания:

– Воздух – в альвеолах, их стенки выстланы молекулами воды, которые, как вам известно, полярны, а молекулы O2 – электронейтральны.
К альвеолам подходят капилляры, в которых протекает кровь. Кислород не задерживается в альвеолах, а быстро за 0,01 сек. диффундирует в капилляры. Почему?

Ответ учащихся: O2 плохо растворим в воде.

– Далее кислород попадает большей частью в эритроциты. Почему?

Ответ учителя: этому способствует почти мгновенное соединение с гемоглобином

1 моль Hb + 4 моль O2

– А сейчас проанализируем III стадию – клеточное дыхание:

O2, поступает в клетку из капилляра
О2 эритроцит CO2, выходит из клетки в капилляр

– Почему это возможно?

– В капилляре > O2, в клетке мало. В каком направлении пойдет диффузия O2?

Ответ учащихся: в направлении клетки. В клетке > CO2 (вследствие обмена веществ), а в крови давления в область H2CO3); значит, по крови к легким идет H2CO3и в альвеолах идет обратный процесс (тот же учащийся составляет уравнениеH2CO3 ––> H2O+ CO2).

– Таким образом, при выдохе в атмосферу выходят эти продукты обмена.

– Какое же свойство CO2 здесь прослеживается?

Ответ учащихся: взаимодействие углекислого газа с водой – явление обратимое.

– Какова же роль кислорода в клетке?

(Приглашается к доске учащийся для совместной работы с учителем)

– В клетке всегда должно быть биотопливо – глюкоза C6H12O6, она взаимодействует с O2, образует CO2 и H2O (учащийся пишет уравнение)

– Роль кислорода – освобождать эту энергию, необходимую для осуществления всех функций организма.

– Как называется эта реакция? Какое химическое свойство O2 здесь прослеживается?

Ответ учащихся: это реакция окисления, а O2 – окислитель.

– Итак, газообмен при дыхании основан на физических и химических свойствах кислорода и углекислого газа.

– II стадия зависит в основном от чистоты кровеносных сосудов, а значит от образа жизни индивида.

(Учащимся предлагается фрагмент из лекции профессора Сибирского Гуманитарно-экологического института, президента международной ассоциации психоаналитиков Жданова В.Г. «О вреде курения»)

– Если вспомнить итоги анкетирования в нашем классе в начале года о вредных привычках, то наверное, некоторым из вас стоит призадуматься.

(Результаты анкетирования заставляют насторожиться, они обсуждены с учащимися и на родительских собраниях.)

– Но состояние нашего здоровья зависит еще и от экологической обстановки. Наш поселок расположен в лесной зоне, на берегу Бирюсы, никаких химических перерабатывающих предприятий нет. Правда, в 12 км от нас идет добыча угля, который транспортируется и в наши учреждения, и на предприятия города Тайшета.

– Что же можно сказать об экологической ситуации поселка в плане чистоты атмосферы? Об этом говорят результаты небольших исследований (Приложение 5)

(2 группы ребят дают отчет по своим домашним экспериментальным заданиям) «Химия в школе» № 2,08 с 70, 71.

– Какие предложения вы можете сделать по сохранению атмосферы нашего поселка? (Учащиеся предлагают, например : озеленение территории, ограничение проезда грузового транспорта по улицам поселка и т.д.)

Выводы: залогом чистоты атмосферного воздуха является сохранение зеленого наряда, который за счет фотосинтеза регулирует газовый баланс планеты: обеспечивает выделение O2 и поглощение CO2

IV. Закрепление

Задача.

Котельная при нашей школе в среднем сжигает 2т угля в сутки. Состав угля: 84% углерода, 5% самородной меди, 3,5% серы, 5% воды, 2,5% негорючих веществ. Какова площадь леса, необходимого для восполнения потери O2, расходуемого на сжигание, если 1 га в сутки даст 10 кг O2?

Работают 3 группы учащихся.

– Приглашается один учащийся для записи данных задачи.
– выясняем, какие компоненты повлекут при сгорании затраты O2.
– учащиеся каждого ряда выполняют самостоятельно расчеты по потреблению O2 при сгорании: I ряд – углерода, II ряд – серы, III ряд – меди;
– найденные затраты суммируются
– выполняются расчеты по нахождению площади леса.

2. По уравнениям реакций горения находим массы затраченного кислорода:

– В заключение урока, еще раз возвращаясь к теме, сделаем выводы о том, что для нормальной жизнедеятельности организма необходим обмен веществ на оптимальном уровне, а это возможно при нормально протекающем газообмене между организмом и средой. Газовый баланс атмосферы поддерживается только благодаря зеленому наряду планеты и потому вечными будут заповеди человека:

1. Построить дом
2. Посадить дерево
3. Вырастить сына

Домашнее задание: § 26-28 стр.132-146

Примечание редакции: из-за размеров, превышающих допустимые Приложение 4 не прилагается.

Анализ общего уравнения дыхания

Дыхание

Определение. Виды дыхания

Для осуществления всех реакций в живых организмах требуется постоянный приток энергии. Основным источником энергии в живой клетке является дыхание.

Дыхание — это окислительно-восстановительный процесс расщепления (диссимиляции) органических веществ (углеводов, липидов) с выделением энергии. При окислении высвобождается та энергия, которую аккумулировали зеленые растения в процессе фотосинтеза.

Общее уравнение дыхания:

Это уравнение аэробного дыхания. Наряду с этим существуют организмы более древние в эволюционном отношении, у которых процесс окисления органических веществ идет в анаэробных условиях. Этот тип окисления впервые был изучен у микроорганизмов и получил название «брожение».

Различают три основные типа брожения:

Лежит в основе производства вина, пива, хлеба

Играет большую роль при изготовлении молочнокислых продуктов, кваса, хлебных заквасок, квашении овощей, получении молочной кислоты.

Вследствие неприятного вкуса и запаха масляной кислоты не находит применения, но оно вызывает порчу пищевых продуктов: картофеля, овощей, вспучивание сыра, прогоркание масла.

Кроме этих основных видов брожения в природе существуют пропионовокислое, уксуснокислое, ацетоновое и другие виды.

Для растений, животных и человека характерен аэробный распад углеводов.

Участие органических веществ в процессе дыхания

В процессе дыхания окислению могут подвергаться не только углеводы, но и жиры, белки и органические кислоты. Определить ориентировочно участие определенного субстрата в дыхании можно, оценивая величину дыхательного коэффициента (ДК), т. е. отношение количества выделившегося диоксида углерода к количеству поглощенного кислорода, согласно общему уравнению дыхания:

При расходовании в процессе дыхания углеводов ДК будет равен 1. Как следует из уравнения,

Однако на окисление в ходе дыхания используются и другие субстраты. Например, при прорастании семян масличных растений на дыхание используются запасные липиды — триацилглицеролы. При окислении триацилгли-церола ДК определяется из следующего уравнения дыхания:

ДК 1, а при анаэробном дыхании ДК равен бесконечности:

Анализ общего уравнения дыхания

Процесс дыхания лежит в основе хранения любого растительного сырья. Анализ общего уравнения показывает, что при дыхании происходят следующие явления:

3.1 Потеря сухой массы вещества. В результате расходования органического вещества на дыхание всегда происходит уменьшение сухой массы хранящегося растительного сырья.

3.2 Изменение газового состава атмосферы, окружающей массу хранящегося сырья, вследствие уменьшения массовой доли кислорода и возрастания диоксида углерода. Количество последнего может увеличиться в сотни раз, благодаря чему аэробное окисление переходит в анаэробное, главным образом в спиртовое брожение с образованием в клетке этилового спирта.

3.3 Выделение воды в виде водяных паров при дыхании. Это приводит к повышению влажности сырья и увеличению интенсивности его дыхания.

3.4 Выделение большого количества энергии в виде теплоты. Вследствие плохой теплопроводности растительной массы теплота накапливается внутри слоя хранящегося сырья.

Под влиянием выделения паров воды, накопления теплоты и роста температуры внутри массы хранящегося сырья начинается процесс самосогревания. Температура может достигать значительных величин, вызывая необратимую порчу сырья. Основными технологическими приемами, предупреждающими самосогревание, в частности зерновых масс, являются сушка, активное вентилирование, охлаждение, а для некоторых видов сырья — химическое консервирование.

Интенсивность дыхания

Количественная характеристика дыхания определяется его интенсивностью. Последняя может быть оценена в соответствии с общим уравнением дыхания следующими показателями: величиной потери массы веществ, окисляемых в ходе дыхания; количеством теплоты, выделяемой при дыхании; количеством поглощенного кислорода и выделенного диоксида углерода.

Клеточное дыхание – определение, уравнение и этапы

Определение клеточного дыхания

Клеточное дыхание – это процесс, посредством которого клетки превращают сахара в энергию. Чтобы создать АТФ и другие виды энергии для клеточных реакций, клеткам требуется топливо и акцептор электронов, который превращает химический процесс превращения энергии в полезную форму.

Обзор клеточного дыхания

эукариоты включая все многоклеточный организмы и некоторые одноклеточные организмы, использование аэробного дыхания производить энергию. Аэробного дыхания использует кислород – самый мощный акцептор электронов, доступный в природе.

Аэробного дыхания Этот чрезвычайно эффективный процесс позволяет эукариотам иметь сложные жизненные функции и активный образ жизни. Однако это также означает, что им требуется постоянный запас кислорода, иначе они не смогут получить энергию, чтобы остаться в живых.

Прокариотические организмы, такие как бактерии а также архебактерии можешь использовать другие формы дыхания, которые несколько менее эффективны. Это позволяет им жить в среде, где эукариотические организмы не могут, потому что они не требуют кислорода.

Примеры различных путей расщепления сахара организмами приведены ниже:

Более подробные статьи по аэробному дыханию и анаэробное дыхание можно найти на этом сайте. Здесь мы дадим обзор различных типов клеточного дыхания.

Уравнение клеточного дыхания

Уравнение аэробного дыхания

Уравнение аэробного дыхания показывает, что глюкоза соединяется с кислородом и АДФ с образованием углекислого газа, воды и АТФ:

C6H12O6 (глюкоза) + 6O2 + 36 АДФ (обедненная АТФ) + 36 Pi (фосфатные группы) → 6CO2 + 6H2O + 36 АТФ

Вы можете видеть, что, как только он полностью разрушен, молекулы углерода глюкозы выдыхаются как шесть молекул углекислого газа.

Уравнение брожения молочной кислоты

В молочной кислоте ферментация, один молекула глюкозы расщепляется на две молекулы молочной кислоты. Химическая энергия, которая хранилась в разорванных глюкозных связях, перемещается в связи между ADP и фосфатная группа.

C6H12O6 (глюкоза) + 2 АДФ (обедненная АТФ) + 2 Pi (фосфатные группы) → 2 CH3CHOHCOOH (молочная кислота) + 2 АТФ

Уравнение алкогольного брожения

Алкогольная ферментация похожа на ферментацию молочной кислоты тем, что кислород не является конечным акцептором электронов. Здесь вместо кислорода клетка использует преобразованную форму пируват принять последние электроны. Это создает этиловый спирт, который содержится в алкогольных напитках. Пивовары и дистилляторы используют дрожжевые клетки для создания этого спирта, который очень хорош в этой форме брожения.

C6H12O6 (глюкоза) + 2 АДФ (обедненный АТФ) + 2 Pi (фосфатные группы) → 2 C2H5OH (этиловый спирт) + 2 СО2 + 2 АТФ

Клеточные шаги дыхания

Шаг 1

гликолиз это единственный шаг, который разделяют все виды дыхания. При гликолизе молекула сахара, такая как глюкоза, расщепляется пополам, образуя две молекулы АТФ.

Уравнение для гликолиза имеет вид:

C6H12O6 (глюкоза) + 2 NAD + + 2 АДФ + 2 Pi → 2 CH3COCOO- + 2 NADH + 2 АТФ + 2 H2O + 2H +

Название «гликолиз» происходит от греческого «глико» для «сахара» и «лизис» для «расщепления». Это может помочь вам вспомнить, что гликолиз это процесс расщепления сахара.

В большинстве путей гликолиз начинается с глюкозы, которая затем расщепляется на две молекулы пировиноградной кислоты. Эти две молекулы пировиноградной кислоты затем подвергаются дальнейшей обработке с образованием различных конечных продуктов, таких как этиловый спирт или молочная кислота.

Шаг 2

Сокращение – следующая часть процесса. В химическом смысле «уменьшить» молекулу означает добавить к ней электроны.

В случае ферментации молочной кислоты NADH отдает электрон пировиноградной кислоте, что приводит к конечным продуктам молочной кислоты и NAD +. Это полезно для клетки, потому что NAD + необходим для гликолиза. В случае спиртового брожения пировиноградная кислота подвергается дополнительной стадии, на которой она теряет атом углерода в форме CO2. Полученная промежуточная молекула, называемая ацетальдегидом, затем восстанавливается с образованием НАД + плюс этиловый спирт.

Шаг 3

Продукты клеточного дыхания

Основным продуктом любого клеточного дыхания является молекула аденозинтрифосфат (АТФ), Эта молекула хранит энергию, выделяемую во время дыхания, и позволяет клетке передавать эту энергию различным частям клетки. АТФ используется рядом клеточных компонентов в качестве источника энергии. Например, ферменту может потребоваться энергия от АТФ для объединения двух молекул. АТФ также обычно используется на транспортерах, которые являются белками, которые функционируют, чтобы перемещать молекулы через клеточная мембрана.

Углекислый газ

Углекислый газ – универсальный продукт, созданный клеточным дыханием. Как правило, углекислый газ считается отходом и должен быть удален. В водной решение диоксид углерода создает кислые ионы. Это может резко снизить рН клетки и в конечном итоге приведет к прекращению нормальных клеточных функций. Чтобы избежать этого, клетки должны активно вытеснять углекислый газ.

Другие продукты

В то время как АТФ и углекислый газ регулярно вырабатываются всеми формами клеточного дыхания, различные типы дыхания полагаются на разные молекулы, чтобы быть конечными акцепторами электронов, используемых в процессе.

Цель клеточного дыхания

Все клетки должны иметь возможность получать и транспортировать энергию для обеспечения жизненных функций. Чтобы клетки продолжали жить, они должны иметь возможность управлять основными механизмами, такими как насосы в клеточных мембранах, которые поддерживают внутреннюю среду клетки таким образом, чтобы она подходила для жизни.

Наиболее распространенной «энергетической валютой» клеток является АТФ – молекула, которая накапливает много энергии в своих фосфатных связях. Эти связи могут быть разорваны, чтобы высвободить эту энергию и вызвать изменения в других молекулах, таких как те, которые необходимы для питания клеточных мембранных насосов.

Поскольку АТФ нестабилен в течение длительных периодов времени, он не используется для длительного хранения энергии. Вместо этого сахара и жиры используются в качестве долгосрочной формы хранения, и клетки должны постоянно обрабатывать эти молекулы, чтобы произвести новый АТФ. Это процесс дыхания.

Процесс аэробного дыхания вырабатывает огромное количество АТФ из каждой молекулы сахара. На самом деле, каждая молекула сахара переваривается растение или клетка животного дает 36 молекул АТФ! Для сравнения, ферментация обычно производит только 2-4 молекулы АТФ.

Анаэробное дыхание процессы, используемые бактериями и архебактериями, дают меньшее количество АТФ, но они могут происходить без кислорода. Ниже мы обсудим, как различные типы клеточного дыхания производят АТФ.

Типы клеточного дыхания

Аэробного дыхания

Эукариотические организмы выполняют клеточное дыхание в своих митохондрии – органеллы, которые предназначены для расщепления сахара и очень эффективного производства АТФ. Митохондрии часто называют «электростанцией клетки», потому что они способны вырабатывать так много АТФ!

Аэробное дыхание настолько эффективно, потому что кислород – самый мощный акцептор электронов, найденный в природе. Кислород «любит» электроны – и его любовь к электронам «вытягивает» их через цепь переноса электронов в митохондриях.

Специализированный анатомия митохондрий, которые объединяют все необходимые реагенты для клеточного дыхания в небольшом мембранном пространстве внутри клетки, также способствует высокой эффективности аэробного дыхания.

В отсутствие кислорода большинство эукариотических клеток могут также выполнять различные виды анаэробного дыхания, такие как ферментация молочной кислоты. Однако эти процессы не дают достаточного количества АТФ для поддержания жизнедеятельности клетки, и без кислорода клетки в конечном итоге погибают или перестают функционировать.

Ферментация

Ферментация – это название, данное многим различным типам анаэробного дыхания, которые выполняются различными вид бактерий и архебактерий, а также некоторыми эукариотическими клетками в отсутствие кислорода.

Эти процессы могут использовать различные акцепторы электронов и производить различные побочные продукты. Несколько видов брожения:

  • Алкогольная ферментация – Этот тип ферментации, осуществляемый дрожжевыми клетками и некоторыми другими клетками, метаболизирует сахар и производит алкоголь и углекислый газ в качестве побочных продуктов. Вот почему пиво шипучее: во время брожения его дрожжи выделяют как углекислый газ, который образует пузырьки, так и этиловый спирт.
  • Брожение молочной кислоты – Этот тип брожения осуществляется человеком мускул клетки в отсутствие кислорода, а некоторые бактерии. Ферментация молочной кислоты фактически используется людьми, чтобы сделать йогурт. Для приготовления йогурта в молоке выращиваются безвредные бактерии. Молочная кислота, вырабатываемая этими бактериями, придает йогурту характерный острый кислый вкус, а также реагирует с молочными белками, образуя густую кремообразную текстуру.
  • Пропионовая кислота – Этот тип ферментации выполняется некоторыми бактериями и используется для приготовления швейцарского сыра. Пропионовая кислота отвечает за характерный острый ореховый вкус швейцарского сыра. Пузырьки газа, созданные этими бактериями, ответственны за отверстия, найденные в сыре.
  • Acetogenesis – Ацетогенез – это вид ферментации, осуществляемый бактериями, который производит уксусная кислота как его побочный продукт. Уксусная кислота является отличительным ингредиентом в уксусе, который придает ему острый, кислый вкус и запах. Интересно, что бактерии, которые производят уксусную кислоту, используют этиловый спирт в качестве топлива. Это означает, что для производства уксуса сахаросодержащий раствор должен сначала ферментироваться дрожжами для производства спирта, а затем снова ферментироваться бактериями, которые превращают спирт в уксусную кислоту!

Метаногенез

Метаногенез является уникальным типом анаэробного дыхания, которое может быть выполнено только архебактериями. В метаногенезе углевод-источник топлива расщепляется с образованием углекислого газа и метана.

Метаногенез осуществляется некоторыми симбиотическими бактериями в пищеварительном тракте людей, коров и некоторых других животных. Некоторые из этих бактерий способны переваривать целлюлозу, сахар, содержащийся в растениях, который невозможно разрушить при помощи клеточного дыхания. Симбиотические бактерии позволяют коровам и другим животным получать энергию из этих неперевариваемых сахаров!

источники:

http://lektsii.org/14-65260.html

http://fissi.ru/cellular-respiration/

Дыхательная система ОГЭ ЕГЭ

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Дыхательная система ОГЭ ЕГЭ

    1 слайд

    Дыхательная система ОГЭ ЕГЭ

  • Дыхательная система человека — совокупность органов и тканей, обеспечивающих...

    2 слайд

    Дыхательная система человека — совокупность органов и тканей, обеспечивающих в организме человека обмен газов между кровью и внешней средой.

  • Органы дыхания К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея,...

    3 слайд

    Органы дыхания К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

  • поступление в организм кислорода; выведение из организма углекислого газа; вы...

    4 слайд

    поступление в организм кислорода; выведение из организма углекислого газа; выведение из организма газообразных продуктов метаболизма; терморегуляция; синтетическая: в тканях лёгких синтезируются некоторые биологически активные вещества: гепарин, липиды и др.; кроветворная: в лёгких созревают тучные клетки и базофилы; депонирующая: капилляры лёгких могут накапливать большое количество крови; всасывательная: с поверхности лёгких легко всасываются эфир, хлороформ, никотин и многие другие вещества. Функции дыхательной системы

  • Строение дыхательной системы Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвеол....

    5 слайд

    Строение дыхательной системы Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвеол. Воздухоносные пути легкие Устройство дыхательных путей обеспечивает согревание, увлажнение и очищение поступающего со вдохом воздуха. Частицы пыли мерцательным эпителием продвигаются кверху и с кашлем и чиханием удаляются наружу. Микробы обезвреживаются лимфоцитами слизистой оболочки. носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы. Обеспечивают ВНЕШНЕЕ ИЛИ ЛЕГОЧНОЕ ДЫХАНИЕ

  • Дыхательная система Транспорт О2 Органы Строение Функции Дыхательные пути Нос...

    7 слайд

    Дыхательная система Транспорт О2 Органы Строение Функции Дыхательные пути Носовая полость Имеет носовые ходы. Выстлана мерцательнымэпителием. Содержит слизь, наличие обонятельных рецепторов Увлажнение Согревание Обеззараживание Восприятиезапахов Глотка Из носоглоткии ротовой части глотки, переходящей в гортань. Соединяется с Евстахиевой трубой среднего уха Проведение согретого иочищенного воздуха в гортань Гортань Полый орган, в стенках которого имеется хрящи-Щитовидный. Сверху прикрыта надгортанником(эластичный хрящ). С помощью связок соединяется с подъязычной костью. Есть поперечнополосатые мышцы, слизь и голосовой аппарат Проведение воздуха Защита от попаданияпищи Образование звуков, путем колебания голосовых связок

  • Транспорт О2 Органы Строение Функции Дыхательные пути Легкие Трахея Дыхательн...

    8 слайд

    Транспорт О2 Органы Строение Функции Дыхательные пути Легкие Трахея Дыхательная трубка 12-15 см. В стенках находятся хрящевые полукольца. Внизу делиться на бронха. Слизистаяоболочка образована ресничным эпителием с железистыми клетками Свободноепродвижение воздуха Бронхи Левый и правый бронхи образованы хрящевыми кольцами. Скелет бронхов состоит изгиалиновых хрящей. Два главных бронха ветвятся на три правых бронха и на два левых бронха, образуя «бронхиальное» дерево. Конечные разветвления бронхов- БРОНХИОЛЫ Свободное продвижение воздуха Легкие Правое состоит из3 долей, левое из 2 долей. Находятся в грудной полости. Покрыты плеврой. Лежат в плевральных мешках. Имеют губчатое строение.Структурно-функциональной единицей- АЦИНУС ( бронхиолы, альвеолярные ходы,альвеол.мешочки20000 и альвеолы) Газообмен черезальвеоло-капиллярную мембрану. Клетки эпителия выделяют вещество-СУРФАКТАНТ,который препятствует слипанию альвеол

  • Ткани дыхательной системы: 1.эпителиальная мерцательная 2.Соединительная хрящ...

    9 слайд

    Ткани дыхательной системы: 1.эпителиальная мерцательная 2.Соединительная хрящевая Мерцательный эпителий дыхательной системы

  • Носовая полость Евстахиева труба( среднее ухо)

    10 слайд

    Носовая полость Евстахиева труба( среднее ухо)

  • Гортань-состоит из хрящей, полость которого выстлана слизистой оболочкой, обр...

    11 слайд

    Гортань-состоит из хрящей, полость которого выстлана слизистой оболочкой, образующей складки Гортань- переходит в трахею на уровне 4-5 грудных позвонков

  • Образование звуков Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достат...

    12 слайд

    Образование звуков Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.

  • Трахея Поперечный срез трахеи:  1 — мерцательный эпителий; 2 — собственный сл...

    13 слайд

    Трахея Поперечный срез трахеи:  1 — мерцательный эпителий; 2 — собственный слой слизистой оболочки; 3 — хрящевое полукольцо; 4 — соединительнотканная перепонка Хрящевые кольца, расположенные в стенках трахеи и бронхах, делают эти трубки упругими и неспадающимися, благодаря чему воздух по ним проходит легко и беспрепятственно. Внутренняя поверхность всего дыхательного пути (трахеи, бронхов и части бронхиол) покрыта слизистой оболочкой из многорядного мерцательного эпителия.

  • Лёгкие покрыты плеврой. Плевра — тонкая, гладкая и влажная, богатая эластиче...

    14 слайд

    Лёгкие покрыты плеврой. Плевра — тонкая, гладкая и влажная, богатая эластическими волокнами серозная оболочка, одевающая каждое из лёгких. Различают лёгочную плевру, плотно срощенную с тканью лёгкого, и пристеночную плевру, выстилающую изнутри стенки грудной клетки.  У корней лёгких лёгочная плевра переходит в пристеночную. Таким образом, вокруг каждого лёгкого образуется герметически замкнутая плевральная полость, представляющая узкую щель между лёгочной и пристеночной плеврой. Плевральная полость заполнена небольшим количеством серозной жидкости, играющей роль смазки, облегчающей дыхательные движения лёгких.

  • БРОНХИАЛЬНОЕ ДЕРЕВО В каждое лёгкое с внутренней стороны входят толстые пучки...

    15 слайд

    БРОНХИАЛЬНОЕ ДЕРЕВО В каждое лёгкое с внутренней стороны входят толстые пучки, состоящие из первичного бронха, лёгочной артерии и нервов, а выходят по две лёгочные вены и лимфатические сосуды. Все эти бронхиально-сосудистые пучки, вместе взятые, образуют корень лёгкого. Вокруг лёгочных корней расположено большое количество бронхиальных лимфатических узлов. Входя в лёгкие, левый бронх делится на две, а правый — на три ветви по числу лёгочных долей. В лёгких бронхи образуют так называемое бронхиальное дерево. С каждой новой «веточкой» диаметр бронхов уменьшается, пока они не становятся совсем микроскопическими бронхиолами с диаметром в 0,5 мм. В мягких стенках бронхиол имеются гладкие мышечные волокна и нет хрящевых полуколец. Таких бронхиол насчитывается до 25 млн.

  • Внутреннее строение легкого Структурно-функциональной единицей легких являетс...

    16 слайд

    Внутреннее строение легкого Структурно-функциональной единицей легких является ацинус. Он состоит из одной концевой бронхиолы, которая делиться на 16 дыхательных бронхиол, а они образуют до 1500 альвеолярных ходов, несущих на себе до 20000альвеолярных мешочков и альвеол Альвеолы- пузырьки оплетены снаружи капиллярами. На внутренней поверхности альвеол находится особое вещество сурфактант, который предохраняет альвеолы от спадания и внедрения в них микроорганизмов

  • Бронхи – бронхиолы - альвеолы Сурфактант препятствует смыканию альвеол Внутр...

    17 слайд

    Бронхи – бронхиолы — альвеолы Сурфактант препятствует смыканию альвеол Внутреннее строение легкого

  • Физиология дыхания ( процесс дыхания) Весь процесс дыхания можно разделить на...

    18 слайд

    Физиология дыхания ( процесс дыхания) Весь процесс дыхания можно разделить на три основных этапа: лёгочное(внешнее)дыхание: газообмен в капиллярах лёгочных пузырьков; транспорт газов кровью; клеточное(тканевое)дыхание: газообмен в клетках (ферментативное окисление питательных веществ в митохондриях). Дыхание — физиологический процесс обмена газов в лёгких и тканях

  • Обеспечивается ритмичными движениями грудной клетки( вдох и выдох) 16-18 вдох...

    19 слайд

    Обеспечивается ритмичными движениями грудной клетки( вдох и выдох) 16-18 вдохов и выдохов 1 минуту Дыхательные движения происходят самопроизвольно благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4сек. в дыхательном центре ( продолговатый мозг) I этап Внешнее дыхание Что происходит Вдох(активный акт) Выдох (пассивный акт) Межреберные мышцы Сокращаются, приподнимаютребра Расслабляются, ребраопускаются Диафрагма Опускается, Сокращается, отодвигаетнижние ребра к периферии Поднимается, занимает свое обычноеположение Грудная полость Расширяется,Vгр. клеткиувеличивается, поднимается Уменьшается,Vгр. Клеткиуменьшается, опускается Легкие Растягиваются Сокращаются Давление в легких Падает.В результате создаётся разность между давлением атмосферного воздуха и давлением в лёгких, воздух устремляется в них — происходит вдох. Груднойполости становитьсявыше атмосферного- воздух выходит- происходит выдох

  • Лёгочное дыхание (газообмен в лёгких). В мертвом пространстве газообмен не ид...

    20 слайд

    Лёгочное дыхание (газообмен в лёгких). В мертвом пространстве газообмен не идет. Венозная кровь превращается в артериальную. Газ Количество газовпри вдохе Количество газов при выдохе О2 21% 16% СО2 0.03% 4.6%

  • II этап Транспортная функция эритроцита Эритроциты содержат гемоглобин, сложн...

    21 слайд

    II этап Транспортная функция эритроцита Эритроциты содержат гемоглобин, сложный железосодержащий белок. Эритроциты транспортируют кислород из лёгких в ткани организма. В тканях происходит освобождение кислорода (оксигемоглобин превращается в гемоглобин) и присоединение углекислого газа (гемоглобин превращается в карбогемоглобин). Далее эритроциты транспортируют углекислый газ к лёгким для удаления из организма. Молекула гемоглобина образует стойкое соединение с оксидом углерода II (угарным газом). Отравление угарным газом приводит к гибели организма в связи с кислородной недостаточностью.

  • IIIэтап Внутреннее дыхание( внутри клетки) Окисление органических веществ. ЭН...

    22 слайд

    IIIэтап Внутреннее дыхание( внутри клетки) Окисление органических веществ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН КЛЕТКИ ( дыхание клетки) УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ В межтканевую жидкость КРОВЬ КРОВЬ КИСЛОРОД В межтканевую жидкость СО2

  • До рождения плод через лёгкие не дышит и лёгочные пузырьки находятся в спавше...

    23 слайд

    До рождения плод через лёгкие не дышит и лёгочные пузырьки находятся в спавшемся состоянии; после рождения с первым же вдохом альвеолы раздуваются и остаются расправленными на всю жизнь, сохраняя в себе некоторое количество воздуха даже при самом глубоком выдохе. Газообмен в альвеолах

  • Газообмен в альвеолах

    24 слайд

    Газообмен в альвеолах

  • Причина клеточного дыхания Переход газов из легких в кровь и обратно осуществ...

    26 слайд

    Причина клеточного дыхания Переход газов из легких в кровь и обратно осуществляется путем диффузии. Каждый газ растворяется в жидкости в зависимости от своего парциального давления. Если парциальное давление газа в окружающей среде выше, чем его давление в жидкости, то этот газ будет растворятся в жидкости, если наоборот, то будет выходить из жидкости

  • Виды дыхания Грудное дыхание осуществляется преимущественно за счёт наружных...

    27 слайд

    Виды дыхания Грудное дыхание осуществляется преимущественно за счёт наружных межрёберных мышц. Брюшное дыхание осуществляется за счёт диафрагмы. У мужчин отмечается брюшной тип дыхания, а у женщин — грудной. Однако независимо от этого и мужчины, и женщины дышат ритмично. С первого часа жизни ритм дыхания не нарушается, изменяется лишь его частота. Новорождённый ребёнок дышит 60 раз в минуту, у взрослого человека частота дыхательных движений в покое составляет около 16−18. Однако во время физической нагрузки, эмоционального возбуждения или при повышении температуры тела частота дыхания может значительно увеличиваться. 

  • ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ- наибольшее количество воздуха, которое человек може...

    28 слайд

    ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ- наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха Жизненная емкость легких

  • ЖЕЛ: Дыхательный объем 0,5л Объем который можно вдохнуть после спокойного выд...

    29 слайд

    ЖЕЛ: Дыхательный объем 0,5л Объем который можно вдохнуть после спокойного выдоха Резерв выдоха 1-1.5л Объем , который можно дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха Резерв вдоха 1.5-2.5л Объем , который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха Остаточный объем 1.0-1.5л ( объем который остается после интенсивного выдоха) СУММА ЖЕЛ измеряется СПИРОМЕТРОМ

  • Жизненная емкость легких У тренированных людей ЖЕЛ увеличивается: дыхание ста...

    30 слайд

    Жизненная емкость легких У тренированных людей ЖЕЛ увеличивается: дыхание становиться более редким и глубоким ЖЕЛ- наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха Возраст Жизненная емкость легких Дети 5-6 лет 1.2 л Женщины 2.5-3.5л. Мужчины 4.0-5.0 Спортсмены 5.5

  • Регуляция дыхания НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЧАСТОТА И ГЛУБИНА ДЫХАНИЯ...

    31 слайд

    Регуляция дыхания НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЧАСТОТА И ГЛУБИНА ДЫХАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЧАСТОТА И ГЛУБИНА ДЫХАНИЯ осуществляется Дыхательным центром –ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ Высшей нервной деятельностью- КОРОЙ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ Вегетативная нервная система иннервирует стенки бронхов. Их гладкая мускулатура снабжена центробежными волокнами блуждающих и симпатических нервов. Блуждающие нервы вызывают сокращение бронхиальной мускулатуры и сужение бронхов, а симпатические нервы расслабляют бронхиальную мускулатуру и расширяют бронхи.

  • Регуляция дыхания Гуморальная регуляция УСКОРЯЕТ ЧАСТОТУ И ГЛУБИНУ ДЫХАНИЯ ЗА...

    32 слайд

    Регуляция дыхания Гуморальная регуляция УСКОРЯЕТ ЧАСТОТУ И ГЛУБИНУ ДЫХАНИЯ ЗАМЕДЛЯЕТ ЧАСТОТУ И ГЛУБИНУ ДЫХАНИЯ ИЗБЫТОК СО2 НЕДОСТАТОК СО2 В результате усиления вентиляции легких дыхание приостанавливается, т.к. концентрация СО2 в крови снижается

  • Дыхание при повышенном атмосферном давлении С увеличением глубины на 10м, дав...

    33 слайд

    Дыхание при повышенном атмосферном давлении С увеличением глубины на 10м, давление среды возрастает на 1ат. В крови и тканях увеличивается парциальное давлениеО2 и растворяется N2 Азо́тное отравле́ние, азо́тный нарко́з, глуби́нная болезнь — наркотическое действие азота на центральную нервную систему (угнетение высших функций головного мозга). Может возникнуть при погружении на глубины более 25 метров с аппаратами со сжатым воздухом в зависимости от условий погружения (температура воды, усталость и общее физическое состояние дайвера, волнение, стресс и т. п.). У каждого человека может возникать на разных глубинах сугубо индивидуально. Средняя глубина — 30 метров. Подбор газовой смеси( замена азота гелием, меньшая концентрация О2)

  • Кессонная болезнь Азот «вскипает»(пузырьки азота закупоривают сосуды и разрыв...

    34 слайд

    Кессонная болезнь Азот «вскипает»(пузырьки азота закупоривают сосуды и разрывают ткани) Режим декомпрессии (медленный подъем): избытки газа выводятся без образования пузырьков

  • Дыхание при пониженном атмосферном давлении ГИПОКСИЯ- кислородное голодание П...

    35 слайд

    Дыхание при пониженном атмосферном давлении ГИПОКСИЯ- кислородное голодание При длительном проживании в условиях высокогорья возрастает жизненная емкость легких, повышается кислородная емкость легких, повышается уровень гемоглобина, эритроцитов, в мышцах становиться больше миоглобина

  • Сердечно-легочная реанимация

    36 слайд

    Сердечно-легочная реанимация

  • Болезни органов дыхания

    37 слайд

    Болезни органов дыхания

  • Это интересно знать У всех ластоногих имеется специальный сфинктер из попереч...

    39 слайд

    Это интересно знать У всех ластоногих имеется специальный сфинктер из поперечнополосатой мышечной ткани, расположенный вокруг полой вены над диафрагмой. При нырянии он сдавливает полую вену и прекращает кровообращение во всем теле, кроме головы. Это обуславливает высокую устойчивость к большому содержанию углекислоты в крови и сохраняет на прежнем уровне ее снабжение кислородом. У ныряющих птиц также резко замедляются сердцебиение, они ритмически двигают под водой конечностями и крыльями, что вызывает перемешивание воздуха в воздушных мешках. В результате киты могут находиться под водой до 105, дельфины до 15, а утки до 23 мин

  • Это интересно знать Причины первого вдоха новорожденного. В организме матери...

    40 слайд

    Это интересно знать Причины первого вдоха новорожденного. В организме матери газообмен плода происходит через пупочные сосуды, тесно контактирующие с плацентарной кровью матери. После рождения ребенка и отделения его от плаценты указанная связь нарушается. Метаболические процессы в организме новорожденного приводят к образованию и накоплению углекислого газа, который гуморально возбуждает дыхательный центр. Кроме того, изменение условий существования ребенка приводит к возбуждению экстеро- и проприорецепторов, что также является одним из механизмов, принимающих участие в возникновении первого вдоха.

  • Задания на усвоение пройденного материала Часть С 1. Как и почему изменяется...

    41 слайд

    Задания на усвоение пройденного материала Часть С 1. Как и почему изменяется дыхание у человека (тренированного и нетренированного) при усилении физической нагрузки 2.Каково физиологическое значение чихания? 3.Какое физиологическое значение имеет кашель? 4.Укажите факторы, от которых зависит глубина и частота дыхания человека ( не менее 4 факторов) 5.В чем состоит преимущество людей с высокой ЖЕЛ? 6.Объясните механизм вдоха и выдоха? 7. Почему человек может произвольно задержать дыхание, а усилить работу желудка нет?

  • Продолжение 8. Почему хрящи трахеи имеют форму полуколец? 9.Почему при подъем...

    42 слайд

    Продолжение 8. Почему хрящи трахеи имеют форму полуколец? 9.Почему при подъеме в горы в крови человека через некоторое время увеличивается количество эритроцитов?

  • Что обозначают цифры рисунка Что это за орган дыхательной системы 1 2 3 4 5

    43 слайд

    Что обозначают цифры рисунка Что это за орган дыхательной системы 1 2 3 4 5

  • Что за процесс изображен на рисунке? Для какого этапа дыхания характерен этот...

    44 слайд

    Что за процесс изображен на рисунке? Для какого этапа дыхания характерен этот процесс? Что это за часть дыхательной системы

  • Что скрывает «?» знак ? ? ?

    45 слайд

    Что скрывает «?» знак ? ? ?

  • Укажите где происходит газообмен в тканях? ? ?

    46 слайд

    Укажите где происходит газообмен в тканях? ? ?

  • На что указывают цифры рисунка?

    47 слайд

    На что указывают цифры рисунка?

Краткое описание документа:

Дыхательная система ОГЭ ЕГЭ

Дыхательная система человека — совокупность органов и тканей, обеспечивающих в организме человека обмен газов между кровью и внешней средой.

Органы дыхания К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

поступление в организм кислорода; выведение из организма углекислого газа; выведение из организма газообразных продуктов метаболизма; терморегуляция; синтетическая: в тканях лёгких синтезируются некоторые биологически активные вещества: гепарин, липиды и др.; кроветворная: в лёгких созревают тучные клетки и базофилы; депонирующая: капилляры лёгких могут накапливать большое количество крови; всасывательная: с поверхности лёгких легко всасываются эфир, хлороформ, никотин и многие другие вещества. Функции дыхательной системы

Строение дыхательной системы Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвеол. Воздухоносные пути легкие Устройство дыхательных путей обеспечивает согревание, увлажнение и очищение поступающего со вдохом воздуха. Частицы пыли мерцательным эпителием продвигаются кверху и с кашлем и чиханием удаляются наружу. Микробы обезвреживаются лимфоцитами слизистой оболочки. носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы. Обеспечивают ВНЕШНЕЕ ИЛИ ЛЕГОЧНОЕ ДЫХАНИЕ

Дыхательная система Транспорт О2 Органы Строение Функции Дыхательные пути Носовая полость Имеет носовые ходы. Выстлана мерцательнымэпителием. Содержит слизь, наличие обонятельных рецепторов Увлажнение Согревание Обеззараживание Восприятиезапахов Глотка Из носоглоткии ротовой части глотки, переходящей в гортань. Соединяется с Евстахиевой трубой среднего уха Проведение согретого иочищенного воздуха в гортань Гортань Полый орган, в стенках которого имеется хрящи-Щитовидный. Сверху прикрыта надгортанником(эластичный хрящ). С помощью связок соединяется с подъязычной костью. Есть поперечнополосатые мышцы, слизь и голосовой аппарат Проведение воздуха Защита от попаданияпищи Образование звуков, путем колебания голосовых связок

Транспорт О2 Органы Строение Функции Дыхательные пути Легкие Трахея Дыхательная трубка 12-15 см. В стенках находятся хрящевые полукольца. Внизу делиться на бронха. Слизистаяоболочка образована ресничным эпителием с железистыми клетками Свободноепродвижение воздуха Бронхи Левый и правый бронхи образованы хрящевыми кольцами. Скелет бронхов состоит изгиалиновых хрящей. Два главных бронха ветвятся на три правых бронха и на два левых бронха, образуя «бронхиальное» дерево. Конечные разветвления бронхов- БРОНХИОЛЫ Свободное продвижение воздуха Легкие Правое состоит из3 долей, левое из 2 долей. Находятся в грудной полости. Покрыты плеврой. Лежат в плевральных мешках. Имеют губчатое строение.Структурно-функциональной единицей- АЦИНУС ( бронхиолы, альвеолярные ходы,альвеол.мешочки20000 и альвеолы) Газообмен черезальвеоло-капиллярную мембрану. Клетки эпителия выделяют вещество-СУРФАКТАНТ,который препятствует слипанию альвеол

Ткани дыхательной системы: 1.эпителиальная мерцательная 2.Соединительная хрящевая Мерцательный эпителий дыхательной системы

Носовая полость Евстахиева труба( среднее ухо)

Гортань-состоит из хрящей, полость которого выстлана слизистой оболочкой, образующей складки Гортань- переходит в трахею на уровне 4-5 грудных позвонков

Образование звуков Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.

Трахея Поперечный срез трахеи:  1 — мерцательный эпителий; 2 — собственный слой слизистой оболочки; 3 — хрящевое полукольцо; 4 — соединительнотканная перепонка Хрящевые кольца, расположенные в стенках трахеи и бронхах, делают эти трубки упругими и неспадающимися, благодаря чему воздух по ним проходит легко и беспрепятственно. Внутренняя поверхность всего дыхательного пути (трахеи, бронхов и части бронхиол) покрыта слизистой оболочкой из многорядного мерцательного эпителия.

Лёгкие покрыты плеврой. Плевра — тонкая, гладкая и влажная, богатая эластическими волокнами серозная оболочка, одевающая каждое из лёгких. Различают лёгочную плевру, плотно срощенную с тканью лёгкого, и пристеночную плевру, выстилающую изнутри стенки грудной клетки.  У корней лёгких лёгочная плевра переходит в пристеночную. Таким образом, вокруг каждого лёгкого образуется герметически замкнутая плевральная полость, представляющая узкую щель между лёгочной и пристеночной плеврой. Плевральная полость заполнена небольшим количеством серозной жидкости, играющей роль смазки, облегчающей дыхательные движения лёгких.

БРОНХИАЛЬНОЕ ДЕРЕВО В каждое лёгкое с внутренней стороны входят толстые пучки, состоящие из первичного бронха, лёгочной артерии и нервов, а выходят по две лёгочные вены и лимфатические сосуды. Все эти бронхиально-сосудистые пучки, вместе взятые, образуют корень лёгкого. Вокруг лёгочных корней расположено большое количество бронхиальных лимфатических узлов. Входя в лёгкие, левый бронх делится на две, а правый — на три ветви по числу лёгочных долей. В лёгких бронхи образуют так называемое бронхиальное дерево. С каждой новой «веточкой» диаметр бронхов уменьшается, пока они не становятся совсем микроскопическими бронхиолами с диаметром в 0,5 мм. В мягких стенках бронхиол имеются гладкие мышечные волокна и нет хрящевых полуколец. Таких бронхиол насчитывается до 25 млн.

Внутреннее строение легкого Структурно-функциональной единицей легких является ацинус. Он состоит из одной концевой бронхиолы, которая делиться на 16 дыхательных бронхиол, а они образуют до 1500 альвеолярных ходов, несущих на себе до 20000альвеолярных мешочков и альвеол Альвеолы- пузырьки оплетены снаружи капиллярами. На внутренней поверхности альвеол находится особое вещество сурфактант, который предохраняет альвеолы от спадания и внедрения в них микроорганизмов

Бронхи – бронхиолы — альвеолы Сурфактант препятствует смыканию альвеол Внутреннее строение легкого

Физиология дыхания ( процесс дыхания) Весь процесс дыхания можно разделить на три основных этапа: лёгочное(внешнее)дыхание: газообмен в капиллярах лёгочных пузырьков; транспорт газов кровью; клеточное(тканевое)дыхание: газообмен в клетках (ферментативное окисление питательных веществ в митохондриях). Дыхание — физиологический процесс обмена газов в лёгких и тканях

Обеспечивается ритмичными движениями грудной клетки( вдох и выдох) 16-18 вдохов и выдохов 1 минуту Дыхательные движения происходят самопроизвольно благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4сек. в дыхательном центре ( продолговатый мозг) I этап Внешнее дыхание Что происходит Вдох(активный акт) Выдох (пассивный акт) Межреберные мышцы Сокращаются, приподнимаютребра Расслабляются, ребраопускаются Диафрагма Опускается, Сокращается, отодвигаетнижние ребра к периферии Поднимается, занимает свое обычноеположение Грудная полость Расширяется,Vгр. клеткиувеличивается, поднимается Уменьшается,Vгр. Клеткиуменьшается, опускается Легкие Растягиваются Сокращаются Давление в легких Падает.В результате создаётся разность между давлением атмосферного воздуха и давлением в лёгких, воздух устремляется в них — происходит вдох. Груднойполости становитьсявыше атмосферного- воздух выходит- происходит выдох

Лёгочное дыхание (газообмен в лёгких). В мертвом пространстве газообмен не идет. Венозная кровь превращается в артериальную. Газ Количество газовпри вдохе Количество газов при выдохе О2 21% 16% СО2 0.03% 4.6%

II этап Транспортная функция эритроцита Эритроциты содержат гемоглобин, сложный железосодержащий белок. Эритроциты транспортируют кислород из лёгких в ткани организма. В тканях происходит освобождение кислорода (оксигемоглобин превращается в гемоглобин) и присоединение углекислого газа (гемоглобин превращается в карбогемоглобин). Далее эритроциты транспортируют углекислый газ к лёгким для удаления из организма. Молекула гемоглобина образует стойкое соединение с оксидом углерода II (угарным газом). Отравление угарным газом приводит к гибели организма в связи с кислородной недостаточностью.

IIIэтап Внутреннее дыхание( внутри клетки) Окисление органических веществ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН КЛЕТКИ ( дыхание клетки) УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ В межтканевую жидкость КРОВЬ КРОВЬ КИСЛОРОД В межтканевую жидкость СО2

До рождения плод через лёгкие не дышит и лёгочные пузырьки находятся в спавшемся состоянии; после рождения с первым же вдохом альвеолы раздуваются и остаются расправленными на всю жизнь, сохраняя в себе некоторое количество воздуха даже при самом глубоком выдохе. Газообмен в альвеолах

Газообмен в альвеолах

Причина клеточного дыхания Переход газов из легких в кровь и обратно осуществляется путем диффузии. Каждый газ растворяется в жидкости в зависимости от своего парциального давления. Если парциальное давление газа в окружающей среде выше, чем его давление в жидкости, то этот газ будет растворятся в жидкости, если наоборот, то будет выходить из жидкости

Виды дыхания Грудное дыхание осуществляется преимущественно за счёт наружных межрёберных мышц. Брюшное дыхание осуществляется за счёт диафрагмы. У мужчин отмечается брюшной тип дыхания, а у женщин — грудной. Однако независимо от этого и мужчины, и женщины дышат ритмично. С первого часа жизни ритм дыхания не нарушается, изменяется лишь его частота. Новорождённый ребёнок дышит 60 раз в минуту, у взрослого человека частота дыхательных движений в покое составляет около 16−18. Однако во время физической нагрузки, эмоционального возбуждения или при повышении температуры тела частота дыхания может значительно увеличиваться. 

ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ- наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха Жизненная емкость легких

ЖЕЛ: Дыхательный объем 0,5л Объем который можно вдохнуть после спокойного выдоха Резерв выдоха 1-1.5л Объем , который можно дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха Резерв вдоха 1.5-2.5л Объем , который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха Остаточный объем 1.0-1.5л ( объем который остается после интенсивного выдоха) СУММА ЖЕЛ измеряется СПИРОМЕТРОМ

Жизненная емкость легких У тренированных людей ЖЕЛ увеличивается: дыхание становиться более редким и глубоким ЖЕЛ- наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха Возраст Жизненная емкость легких Дети 5-6 лет 1.2 л Женщины 2.5-3.5л. Мужчины 4.0-5.0 Спортсмены 5.5

Регуляция дыхания НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЧАСТОТА И ГЛУБИНА ДЫХАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЧАСТОТА И ГЛУБИНА ДЫХАНИЯ осуществляется Дыхательным центром –ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ Высшей нервной деятельностью- КОРОЙ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ Вегетативная нервная система иннервирует стенки бронхов. Их гладкая мускулатура снабжена центробежными волокнами блуждающих и симпатических нервов. Блуждающие нервы вызывают сокращение бронхиальной мускулатуры и сужение бронхов, а симпатические нервы расслабляют бронхиальную мускулатуру и расширяют бронхи.

Регуляция дыхания Гуморальная регуляция УСКОРЯЕТ ЧАСТОТУ И ГЛУБИНУ ДЫХАНИЯ ЗАМЕДЛЯЕТ ЧАСТОТУ И ГЛУБИНУ ДЫХАНИЯ ИЗБЫТОК СО2 НЕДОСТАТОК СО2 В результате усиления вентиляции легких дыхание приостанавливается, т.к. концентрация СО2 в крови снижается

Дыхание при повышенном атмосферном давлении С увеличением глубины на 10м, давление среды возрастает на 1ат. В крови и тканях увеличивается парциальное давлениеО2 и растворяется N2 Азо́тное отравле́ние, азо́тный нарко́з, глуби́нная болезнь — наркотическое действие азота на центральную нервную систему (угнетение высших функций головного мозга). Может возникнуть при погружении на глубины более 25 метров с аппаратами со сжатым воздухом в зависимости от условий погружения (температура воды, усталость и общее физическое состояние дайвера, волнение, стресс и т. п.). У каждого человека может возникать на разных глубинах сугубо индивидуально. Средняя глубина — 30 метров. Подбор газовой смеси( замена азота гелием, меньшая концентрация О2)

Кессонная болезнь Азот «вскипает»(пузырьки азота закупоривают сосуды и разрывают ткани) Режим декомпрессии (медленный подъем): избытки газа выводятся без образования пузырьков

Дыхание при пониженном атмосферном давлении ГИПОКСИЯ- кислородное голодание При длительном проживании в условиях высокогорья возрастает жизненная емкость легких, повышается кислородная емкость легких, повышается уровень гемоглобина, эритроцитов, в мышцах становиться больше миоглобина

Сердечно-легочная реанимация

Болезни органов дыхания

Это интересно знать У всех ластоногих имеется специальный сфинктер из поперечнополосатой мышечной ткани, расположенный вокруг полой вены над диафрагмой. При нырянии он сдавливает полую вену и прекращает кровообращение во всем теле, кроме головы. Это обуславливает высокую устойчивость к большому содержанию углекислоты в крови и сохраняет на прежнем уровне ее снабжение кислородом. У ныряющих птиц также резко замедляются сердцебиение, они ритмически двигают под водой конечностями и крыльями, что вызывает перемешивание воздуха в воздушных мешках. В результате киты могут находиться под водой до 105, дельфины до 15, а утки до 23 мин

Это интересно знать Причины первого вдоха новорожденного. В организме матери газообмен плода происходит через пупочные сосуды, тесно контактирующие с плацентарной кровью матери. После рождения ребенка и отделения его от плаценты указанная связь нарушается. Метаболические процессы в организме новорожденного приводят к образованию и накоплению углекислого газа, который гуморально возбуждает дыхательный центр. Кроме того, изменение условий существования ребенка приводит к возбуждению экстеро- и проприорецепторов, что также является одним из механизмов, принимающих участие в возникновении первого вдоха.

Задания на усвоение пройденного материала Часть С 1. Как и почему изменяется дыхание у человека (тренированного и нетренированного) при усилении физической нагрузки 2.Каково физиологическое значение чихания? 3.Какое физиологическое значение имеет кашель? 4.Укажите факторы, от которых зависит глубина и частота дыхания человека ( не менее 4 факторов) 5.В чем состоит преимущество людей с высокой ЖЕЛ? 6.Объясните механизм вдоха и выдоха? 7. Почему человек может произвольно задержать дыхание, а усилить работу желудка нет?

Продолжение 8. Почему хрящи трахеи имеют форму полуколец? 9.Почему при подъеме в горы в крови человека через некоторое время увеличивается количество эритроцитов?

Что обозначают цифры рисунка Что это за орган дыхательной системы 1 2 3 4 5

Что за процесс изображен на рисунке? Для какого этапа дыхания характерен этот процесс? Что это за часть дыхательной системы

Что скрывает «?» знак ? ? ?

Укажите где происходит газообмен в тканях? ? ?

На что указывают цифры рисунка?

Составьте уравнение реакции процесса дыхания огэ биология 9 класс

  • Сейчас обучается 864 человека из 78 регионов

Составьте уравнение реакции процесса дыхания огэ биология 9 класс

  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов

Составьте уравнение реакции процесса дыхания огэ биология 9 класс

  • Сейчас обучается 318 человек из 64 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 839 373 материала в базе

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 28.07.2017
  • 6013
  • 137

«Биология. Животные», Латюшин В.В., Шапкин В.А.

Рейтинг:
5 из 5

  • 28.07.2017
  • 1790
  • 14

«Биология. Общие биологические закономерности», Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»

  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,653
  • гуманитарные
    33,653
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,904
  • разное
    16,900

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Процесс клеточное дыхание его этапы кратко (Таблица)

Клеточное дыхание — это окислительный, с участием кислорода, распад органических питательных веществ, сопровождающийся образованием химически активных метаболитов и освобождением энергии, которые используются клетками для процессов жизнедеятельности.

Общее уравнение процесса дыхания имеет следующий вид:

C6H12O6 + 6O2 ——> 6СO2 + 6Н2O + Q

где Q = 2878 кДж/моль.

Схема процесс клеточное дыхание

Дыхание – процесс многоступенчатый, в нем выделяют две основные стадии: гликолиз и кислородный этап (состоит из 3х подэтапов).

 процесс клеточного дыхания схема

Таблица клеточное дыхание этапы

ATP (АТФ) – это аденозинтрифосфорная кислота, универсальный источник и переносчик энергии

NAD (НАД) – никотинамидадениндинуклеотидфосфата, кофермент

Ацетил-КоА – сложное органическое вещество ацетил-коэнзим А (СН3СО—S)

Пируват – это соли пировиноградной кислоты

Этапы клеточного дыхания

Процессы дыхания

Выход ATP

Первый этап: процесс гликолиза

Процесс гликолиза сложный и состоит примерно из десяти этапов. Глюкоза расщепляется («лизируется») на две молекулы пирувата. При этом образуются две молекулы АТР и две молекулы восстановленного кофермента. Эта стадия может протекать анаэробно, в анаэробных условиях (без кислорода или его недостатке) в результате гликолиза образуется молочная кислота (лактат), его еще называют брожение.

C6H12O6  ——> 2C3H4O3 + (4H) + 2ATP (сокращенный вид)

2 ATP

Второй этап: превращение пирувата в ацетил-КоА

Превращение пирувата в ацетил-КоА под действием пируватдегидрогеназного комплекса и направляет молекулу пирувата в цикл Кребса. Образуются две молекулы восстановленного кофермента. У эукариот процесс протекает в матриксе митохондрий.

5 ATP

Третий этап: цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот)

Цикл Кребса (трикарбоновых кислот или лимонной кислоты) представляет собой серию окислительных реакций. На каждом витке цикла образуется одна молекула АТР и четыре молекулы восстановленного кофермента. (На каждую молекулу глюкозы приходится два «оборота» цикла.) Это аэробная стадия.

Ацетил-КоА + 3NAD+ + PAD + GDP + Фн + 2H2O + КоА-SH = 2КоА-SH + 3NADH + 3H+ + PADН2 + GTP + 2CO2  (общее суммарное уравнение цикла)

25 ATP

Четвертый этап: окислительное фосфорилирование

Основное количество молекул АТP вырабатывается на этом этапе. Генерируется градиент протонов и его электрохимический потенциал используется для синтеза 32 молекул АТР. Аэробная стадия.

Кислород – это конечный акцептор восстановительного потенциала, возникающего при окислении органических молекул.

_______________

Источник информации:

1. Биология человека в диаграммах / В.Р. Пикеринг — 2003.

2. Биология для поступающих в вузы / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. — 2008.

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Похожие таблицы

Комментарии:

Добавить комментарий