Урок-беседа. В форме беседы полезно проводить и опрос и объяснение нового, материала на первой ступени обучения. Характерная особенность этой формы урока состоит в том, что учащиеся принимают в нем активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы из демонстрационных опытов, объясняют явления. Все это, конечно, корректирует учитель, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы.
В начале урока целесообразно в форме беседы провести повторение с целью проверить знания учащихся и восстановить картину пройденного материала, чтобы перейти к последующим вопросам.
Затем полезно выявить примеры из жизненного опыта учащихся, связанные с изучаемым вопросом (например, перед введением понятия об архимедовой силе — явления, замеченные ими при плавании), попросить учащихся попытаться объяснить эти явления, тем самым показать им необходимость получения новых знаний (проблемная ситуация).
Потом следует перейти к демонстрационным или самостоятельным опытам, объяснение которых сначала предложить дать учащимся. При этом лучше вызвать учащихся для ответа поименно, в противном случае активно будут работать лишь несколько учеников. Сначала учитель задает вопрос, дает время для обдумывания и затем называет фамилию учащегося. (Полезно иметь специальную тетрадь со списком класса и фиксировать в ней все ответы, за таких 2—3 ответа нужно ставить оценку в журнал. Можно оценить и вопрос учащегося, если он выявляет знания.) В первую очередь рекомендуется вызвать слабого ученика (но не слишком затягивать беседу). Если он ответит неверно, то попросить его внимательно слушать другие ответы, предупредить, что после выяснения правильного ответа он должен будет повторить его. После того как ответ будет найден и окончательно откорректирован учителем, такое повторение следует провести.
Для успешного проведения урока-беседы важно, чтобы учитель установил хороший контакт с классом, наблюдал за ним и добивался полного понимания изучаемого на уроке вопроса.
Урок-беседа — одна из наиболее трудных форм урока. Она требует от учителя хорошей профессиональной подготовки. Нужно тщательно подбирать вопросы и предвидеть возможные варианты ответов на них. Беседа должна проходить живо и непринужденно, только тогда она захватит всех учащихся класса и даст нужный эффект.
И на первой ступени обучения часть урока может занимать длительный связный рассказ учителя. Он неизбежен в том случае, когда учащееся не располагают данными для самостоятельных выводов или описаний явления, например при изложении основных положений молекулярно-кинетической или электронной теории; он необходим при изложении исторических сведений и технических приложений физики.
Урок-лекция. Эту форму урока рекомендуется применять на второй ступени обучения физике, увеличивая ее место в учебном процессе к выпускному классу; она представляет собой непрерывное изложение учителем содержания темы, связанное с демонстрационными опытами. Как уже было сказано, эта форма неизбежна в некоторых случаях, в зависимости от содержания урока. Она имеет свои преимущества, например позволяет экономить время, затрачиваемое на объяснение материала.
Значение лекций в старших классах состоит в том, что учащиеся постепенно готовятся к слушанию лекций при дальнейшем обучении. Рекомендуется приучать учащихся к конспектированию лекций, составлению планов.
Большим достоинством лекций является возможность показать логическое, связное построение хода мысли, приучать учащихся правильно, доказательно излагать содержание физического материала, так как естественнонаучные дисциплины требуют определенного мышления, определенных доказательств. В ходе лекционного изложения материала отчетливо может быть показана приведенная выше схема: факты — гипотеза— экспериментальные доказательства — практические применения. Учащиеся видят, как нужно обосновать свои суждения, формулировать вывод, кратко, точно и четко излагать мысли и т. п.
Тщательно разработанная и подготовленная лекция, сопровождаемая хорошими демонстрациями, интересными примерами, может служить образцом, она и без специальных приемов активизирует мышление, внимание учащихся, производит на них впечатление.
Урок-лекцию, как и всякий урок, принято сопровождать опросом, закреплением материала, может быть проведена на части урока и самостоятельная работа, однако в настоящее время практикуются и чистые уроки-лекции, в том числе двухчасовые, в ряде школ для прослушивания лекции в аудитории объединяют несколько классов. Однако заметим, что даже в выпускном классе некоторые уроки целесообразно проводить в форме беседы.
Самостоятельная работа учащихся.
Научно-методические идеи современного курса .физики диктуют необходимость усиления внимания к самостоятельной работе учащихся, особенно к работе, направленной на самостоятельное приобретение и пополнение знаний. Если раньше главной целью самостоятельной работы было закрепление, повторение знаний, то теперь, в связи с генерализацией учебного материала, получило развитие такое направление самостоятельной работы, как изучение самими учащимися частных фактов, применений физики в технике и быту на основе знаний .основных принципов науки— ее законов и теорий, более общих понятий. Например, в курсе VI класса раньше в учебнике подробно излагались такие применения сообщающихся сосудов, как водопровод, шлюзы; теперь эти применения учащимся предлагается объяснить самостоятельно по данному в учебнике рисунку. Усилена, как было сказано выше, работа по самостоятельному добыванию знаний из учебника, лабораторных занятий.
При организации этой работы учителю следует иметь в виду, что не всякую тему курса целесообразно доверять учащимся изучать самостоятельно. Учитывается сложность вопросов, их значение, наличие предварительных знаний. Так, например, не подходит для самостоятельного изучения тема «Архимедова сила» (VI класс), так как это понятие вводится на основании довольно сложных демонстрационных опытов и не менее сложных объяснений, и если доверить его изучение учащимся, то придется заново объяснять его тем из них, кто не сможет усвоить его самостоятельно. Наоборот, связанная с понятием архимедовой силы тема «Плавание тел» хорошо соответствует требованиям самостоятельного изучения: в ней изложено применение более общего предшествующего понятия к практике, выводы делаются на основе несложного эксперимента, который целесообразно выполнить самим учащимся; сравнительно легко ликвидируются возможные ошибки учащихся.
Рассмотрим основные виды самостоятельных работ, учащихся, обращай внимание на самостоятельное пополнение знаний.
а) Лабораторные работы и фронтальные лабораторные опыты.
Методика и техника проведения фронтальных лабораторных работ и работ практикума описаны в специальных пособиях для учителей. Работа проводится перед введением нового понятия, для закрепления введенного понятия, определения значения его величины, введения или проверки закона. Рекомендуется, например, изучать устройство динамометра в процессе проведения фронтальной работы, устройство амперметра, вольтметра, реостата и других приборов — при помощи фронтального опыта.
Существует и такая практика проведения работ, когда удельные величины вводят после их определения в лабораторной работе. Например, учащиеся определяют массу и объем тела, а затем по заданию учителя вычисляют массу единицы объема тела,, после чего учитель объясняет, что эта величина носит название плотности, рассказывает о ее значении, далее изучают ее как обычно.
Система введения понятий с опорой на самостоятельный эксперимент представлена в статьях В. А. Бурова.
Учителю сложно оценивать выполнение лабораторных работ. Вряд ли можно поставить достоверную оценку каждому учащемуся, ведь оценить нужно главным образом практическую часть работы, а не ее оформление. Для правильного оценивания работы можно рекомендовать такой прием: учитель выбирает для наблюдений несколько учащихся (число их определяет сам учитель) и фиксирует для себя’ (удобно это делать в специальной тетради и пользуясь краткой записью или особыми знаками) качество выполнения ими работы. Следует оценить обращение с приборами, аккуратность выполнения, степень активности, понимание задач и хода работы (для этого можно подойти к учащимся и задать вопросы) и т. д. В конце урока учитель называет фамилии этих учащихся для того, чтобы они сдали ему описание своей работы. При проверке тетради следует дать обоснование оценки, учитывая проведенные на уроке наблюдения и качество описания. При проведении следующей работы оценивается другая группа учащихся, в нее могут войти повторно два-три ученика, чтобы каждый раз было проявлено старание. Такой прием делает оценку работы более достоверной, повышает ответственность учащегося за ее проведение. Повышается и авторитет лабораторной работы, так как учащиеся убеждаются, что оценка выставлена не формально.
При таком оценивании работ следует, конечно, допускать, чтобы за каждую работу оценки ставились в журнал не всему классу, а выборочно. Учителю предоставляется также право варьировать содержание работ при условии, что в них не вносятся принципиальные изменения: объединять или, наоборот, разделять работы па части в зависимости от метода проведения урока. Некоторые учителя, например, объединяют работы по изучению постоянных магнитов (VII класс), но проводят по частям изучение параллельного соединения.
б) Решение задач.
Наряду с сообщением новых знаний методика преподавания физики отводит большое место их закреплению и использованию, в частности решению задач. Без применения этого метода нельзя представить себе преподавание физики. Заметим, что в дореволюционной русской средней школе этот метод почти не применялся и при сдаче экзамена на аттестат зрелости абитуриенты не решали задачи по физике. В советской средней школе этот метод был создан и развит. В настоящее время его значение усилилось в связи с задачей развития мышления учащихся.
. По отношению к первой ступени обучения физике, когда ученик только начинает постигать основы этой науки, когда ему нужно привить к ней интерес, показать ее специфические методы и т. д., особенно важно, чтобы этот метод обучения — решение задач — занял определенное место и не вытеснял другие методы. Так, опыт преподавания показывает, что количества задач, содержащихся в учебнике VI—VII классов, достаточно для обеспечения таких сторон учебного процесса, как закрепление материала, тренировка в решении задач, контроль знаний учащихся и подбор задач для учащихся с разной успеваемостью.
В решении задач следует использовать один из самых мощных стимулов в обучении детей данного возраста—познавательный интерес. Для этого надо подбирать задачи с интересным содержанием, интересным для учащихся результатом (например, определение давления, производимого учеником на пол, и др.) или сделать интересным оформление условия и решения задачи (вместо обычной задачи из задачника на определение скорости тела решить экспериментальную задачу — определить скорость заводного игрушечного автомобиля, измерив пройденный им по классу путь и затраченное на это время). Задачи с историческим содержанием не только вызывают интерес, но и знакомят учащихся с историей физики без затраты дополнительного времени.
Для учащихся VI и VII классов интересны задачи, связанные с анализом рисунков. На рисунке может быть изображено явление или указаны некоторые данные, показаны шкала и показания приборов и т. п. Ученика просят объяснить рисунок или дополнить его, определить цену деления или показания прибора, вычертить схему по рисунку и т. п. Решения подобных задач выполняются быстро, правильность их легко проверить, посмотрев рисунки, за решения можно поставить оценки.
К наиболее эффективным можно отнести экспериментальные задачи, решение которых связано с наблюдением или опытом. Для их выполнения можно использовать оборудование кабинета и различные подручные средства. Например, передачу давления жидкостью можно наблюдать при помощи пластмассового флакона из-под жидкого мыла, проколов в нем отверстия; изучение плавания тел выполнять со стеклянными баллончиками из-под таблеток, прикрепив к пластмассовой крышке проволочный крючок и т. п.
Полезны и комбинированные задачи, в которых учащиеся сначала теоретически определяют искомую величину, а затем проверяют результат вычисления на опыте, например выясняют, будет ли данное сплошное тело плавать в воде (или другой жидкости). Для решения задачи нужно определить плотность тела, сравнить ее с плотностью воды, сделать вывод и проверить его на опыте.
Опыт преподавания показывает, что на первой ступени обучения физике учащихся затрудняют расчетные задачи уже в три действия и задачи, которые требуют математических преобразований. Так, например, плотность и массу они определяют сравнительно легко, а вот найти объем тела затрудняются. Поэтому при подборе расчетных (количественных) задач необходимо учитывать, что доступны каждому ученику прямые задачи, на определение основной величины и задачи в одно-два действия.
На первой ступени обучения физике особенно полезны качественные задачи. Но ответы на. качественные задачи не всегда однозначны, поэтому полезно на уроках обсуждать такие задачи и выяснять вместе с учащимися ответы и ход рассуждений.
На второй ступени обучения физике критерии отбора задач изменяются. В качестве тренировочных следует использовать не только задачи в одно-два действия, но и более сложные, больше внимания уделять задачам, в которых используются знания нескольких разделов и тем курса. Отличаются и требования к оформлению решения задач.
В практике преподавания физики разработаны приемы записи и решения задач. До решения задачу необходимо внимательно прочитать и записать ее условие; обычно запись делают в левом углу тетради (или доски), при этом величины обозначают буквами, а числовые значения сопровождают записью единиц измерения, причем и то и другое обязательно должно соответствовать ГОСТу.
Страницы: 1 2 3
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 352 человека из 70 регионов
- Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов
- Сейчас обучается 74 человека из 34 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок-беседа. Особенности проведения
Курс повышения квалификации АСОУ (автор Мажейко А.О.)
Контрольная работа Хабибуллиной И.А. МБОУ СОШ Чехов – 7 -
2 слайд
Цель
Целью данной работы является раскрытие педагогических приемов и методик в рамках урока-беседы, в рамках решения педагогических задач;
Гипотеза
Предполагается, что тип урока «беседа» позволит повысить эффективность усваиваемых знаний обучающихся, а также подготовит их к особенностям тестирования международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA; -
3 слайд
Задачи
Обосновать теоретико-методологическую составляющую проведения урока-беседы;
Описать основные педагогические приемы, способствующие успешному проведению урока-беседы;
На основе полученных данных выделить особенности проведения урока-беседы;
На основе проделанной работы выработать общие рекомендации по проведению урока-беседы. Условия успешного проведения данного типа урока; -
4 слайд
Содержание презентации
Введение
Урок-беседа как целостный тип урока в рамках видовой классификации уроков по дидактической цели;
Основные педагогические приемы: вопросно ответные процедуры как инструмент урока-беседы;
Преимущества и недостатки урока-беседы. Нивелирование недостатков;
Общие рекомендации проведения уроков типа «беседа»; -
5 слайд
Введение
Урок-беседа есть тип урока, основным инструментом которого является прямая коммуникация с обучающимися и между обучающимися. Беседа принципиально отличается от фронтального опроса и предполагает определенную роль учителя и обучающихся на уроке. В рамках урока-беседы учитель, скорее, выступает в качестве «куратора» или «ментора», который подготавливает, направляет и курирует процесс обсуждения.
Именно этот тип урока позволяет раскрыть потенциал обучающихся в рамках прикладных задач. Кроме того, совместное формулирование основных тезисов или предложенных решений задачи, позволяет вести непрерывный мыслительный процесс, корректирующийся педагогическими приемами, в том числе ведением вопросно-ответных процедур. -
6 слайд
Урок-беседа как целостный тип урока в рамках видовой классификации уроков по дидактической цели
-
7 слайд
Необходимо понимать, на каких видах уроков по дидактической цели применение урока-беседы будет максимально эффективным. Составим сравнительную таблицу и опишем основные характеристики урока-беседы в соответствии с дидактической целью урока.
-
-
-
10 слайд
Основные педагогические приемы: вопросно-ответные процедуры как инструмент урока-беседы
-
11 слайд
Урок-беседа, как было сказано ранее, не является простым фронтальным опросом. Важно учитывать, что параметрами различения опроса и беседы является классификация вопросов. Приведем классическую классификацию вопросно-ответных процедур и выделим наиболее подходящие для организации учебного процесса на уроке-беседе формы.
-
12 слайд
Классическая классификация вопросно- ответных процедур
Альтернативные вопросы
«Ли» – вопросы
Частные или специальные «почему?» вопросы -
13 слайд
Альтернативные вопросы
Структура альтернативного вопроса позволяет перечислить ограниченное множество альтернативных ответов. Предполагается, что правильный ответ содержится в явной предпосылке вопроса.
Внешним показателем данного вопроса является наличие или возможность реконструкции предпосылки вопроса – изначального утверждения, содержащегося в вопросе.
Исследователи отмечают важность понимания альтернативы как выбора из двух возможных вариантов.
Важно избегать общих позиций в ситуации выбора, когда за единичным понятием на самом деле скрывается множество. -
14 слайд
Примеры альтернативных вопросов
Пример 1: На первой полке стояло 20 книг, что на 3 книги больше, чем на второй. Сколько книг стояло на второй полке? Сложение или вычитание необходимо выполнить, чтобы найти количество книг на второй полке?
Пример 2: 89˚ – это острый угол или прямой?
Пример 3: 0,25 – это десятичная дробь или
обыкновенная? -
15 слайд
Урок-беседа
Альтернативные вопросы позволяют направить рассуждения обучающих в правильное русло. Задавая такие вопросы можно уточнять мнения, сузить круг высказанных представлений об обсуждаемом предмете. Такой вид вопросно-ответной процедуры лучше использовать по мере появления альтернативных мнений или для уточнения предмета обсуждения. -
16 слайд
«Ли» – вопросы
В обыденном смысле, «ли» – вопросы предполагают ситуацию, в которой возможен ответ «да» или «нет», а также отсутствие ответа «не знаю». Цепочка «ли»-вопросов является инструментом аргументации. Кроме того, этот вопрос может являться «элиминирующим», то есть указывающим на ошибку говорящего.
Примеры «Ли» – вопросов
Пример 1: Можно ли число 1/3 представить в виде десятичной дроби?
Пример 2: (элиминирующий): Правда ли, что 2+2 = 7? -
17 слайд
«Ли»-вопросы также могут выполнять координирующую, направляющую функцию в процессе беседы. Но они могут послужить началом новой «ветки» рассуждений, если будут заданы в ключе главного вопроса по типу: действительно ли…? Правда ли…?
Так как «Ли»-вопросы могут выстраиваться в цепочку и становится процессом аргументации, учитель может воспользоваться этим приемом для завершения беседы или логического вывода.
Урок-беседа -
18 слайд
Частные или специальные «почему?» вопросы
Такие вопросы предполагают ответы, лежащие в разных «пространствах» и требуют специальных вопросительных слов-уточнений (когда? Зачем? Почему? Каким образом?).
Это наиболее распространенный тип вопросов, который крайне гибок и может быть использован внутри беседы не только учителем, но и обучающимися.
Урок-беседа -
19 слайд
Преимущества и недостатки урока-беседы. Нивелирование недостатков
-
-
-
22 слайд
Общие рекомендации проведения уроков типа «беседа»; условия успешного проведения данного типа урока
-
23 слайд
Условия успешного проведения
Проработка опорных вопросов, определяющих вектор рассуждений;
Проработка возможных ответов и «веток рассуждения»;
Выработка эталонного алгоритма проведения беседы с учетом психологических особенностей класса и отдельной личности;
Предварительная подготовка (актуализация необходимых для рассуждений знаний);
Варианты контроля – лист самооценки; озвученный заранее список критериев оценки спикеров; -
24 слайд
Пример проработки вопросно ответного процесса беседы
Главный вопрос
Вариант ответа 1
Вариант ответа 2
Вариант ответа 3
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вариант ответа 1
Вариант ответа 2
Вариант ответа 1
Вариант ответа 2
Вариант ответа 1
Вариант ответа 2
Вопрос-уточнение
Вопрос-уточнение
Вопрос-уточнение
Вариант ответа 3
Вариант ответа 2
Вариант ответа 1
Главный вопрос
Вариант ответа 1
Вариант ответа 2
Итог -
25 слайд
Комментарии
Количество ответов зависит от типа вопросов;Предполагаемое количество ответов зависит от уровня вопроса;
Необходимо определить, с каким вопросом потребуется процесс уточнения, а с каким конкретизация;
-
26 слайд
Заключение
Пользуясь описанными приемами и формулируя задачи в ключе обсуждений можно добиться высокой вовлеченности и мотивации к самообучению у обучающихся;
Урок-беседа не должен быть постоянным типом урока, этот тип урока может стать отличным подспорьем в тот момент, который педагог может определить как готовность обучающихся к обсуждению;
Только педагогическое наблюдение позволит определить готовность обучающихся к уроку-беседе;
В процессе беседы и обсуждения обучающиеся могут усвоить не только предметные знания, но и способ их применения на практике; -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 251 466 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 09.11.2020
- 121
- 0
- 09.11.2020
- 307
- 4
- 09.11.2020
- 210
- 1
- 09.11.2020
- 116
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
-
Курс повышения квалификации «Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Выполнила : Писулина Л.Н.,
учитель начальных классов
МОУ Рыбненской СОШ
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового или проверяет усвоение ими уже изученного
В форме беседы полезно проводить и опрос и объяснение нового, материала на первой ступени обучения. Характерная особенность этой формы урока состоит в том, что учащиеся принимают в нем активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы из демонстрационных опытов, объясняют явления. Все это, конечно, корректирует учитель, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы.
В начале урока целесообразно в форме беседы провести повторение с целью проверить знания учащихся и восстановить картину пройденного материала, чтобы перейти к последующим вопросам.
Затем полезно выявить примеры из жизненного опыта учащихся, связанные с изучаемым вопросом (например, перед введением понятия об архимедовой силе — явления, замеченные ими при плавании), попросить учащихся попытаться объяснить эти явления, тем самым показать им необходимость получения новых знаний (проблемная ситуация).
Урок-беседа — одна из наиболее трудных форм урока. Она требует от учителя хорошей профессиональной подготовки. Нужно тщательно подбирать вопросы и предвидеть возможные варианты ответов на них. Беседа должна проходить живо и непринужденно, только тогда она захватит всех учащихся класса и даст нужный эффект.
И на первой ступени обучения часть урока может занимать длительный связный рассказ учителя. Он неизбежен в том случае, когда учащееся не располагают данными для самостоятельных выводов или описаний явления, например при изложении основных положений молекулярно-кинетической или электронной теории; он необходим при изложении исторических сведений и технических приложений физики.
Беседа помогает:
- побудить учащихся к актуализации имеющихся знаний;
- вовлечь их в процесс самостоятельных размышлений;
- вовлечь в творческий процесс получения новых знаний;
- способствует активизации познавательной деятельности;
- вовлекает в максимальный мыслительный поиск, с целью разрешения противоречий;
- подводит к самостоятельному формированию выводов и обобщений;
- создает условия для оперативного управления процессом познания;
Вводные или вступительные (организующие)
Контрольно-коррекционные беседы
Виды бесед
Сообщения новых знаний
Закрепляющие беседы
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ
- ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ:
а) определить цель беседы;
б) определить целевые вопросы, которые экспериментатор будет задавать:
- вопросы ранжировать в порядке их значимости;
- придать вопросам правильную формулировку в соответствии с психологическими требованиями;
- план беседы должен быть гибким, исходить из конкретной ситуации;
в) определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).
2. ВСТУПИТЬ В КОНТАКТ МОЖНО:
а) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;
б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни и др.;
в) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.
3. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:
а) собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу; б) при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться; в) контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.
4. ОБСТАНОВКА ДЛЯ БЕСЕДЫ:
а) благоприятствующая ( совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната); б) не благоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей, незащищенность: беспокойство, тревога).
5. ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ. СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ:
а) поддерживайте обстановку взаимного доверия;
б) не обнаруживайте признаков властности;
в) не упрекайте и т.д.
6. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ:
а) за особенностями речевого поведения собеседника:
- точностью формулируемых мыслей; оговорками, недомолвками; желанием уйти от ответа; паузами;
- точностью формулируемых мыслей;
- оговорками, недомолвками;
- желанием уйти от ответа;
- паузами;
б) за эмоциональными реакциями: тембр голоса, интонация, мимика, жесты и др.;
в) за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты: затронуто достоинство, самоуважение.
7. ПРАВИЛЬНО ВЕДИТЕ БЕСЕДУ:
- не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);
- вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь домашнее задание?»);
- лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику;
- слушать доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику: сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимально доверительно ВСЕ;
- давать возможность собеседнику высказаться, не торопить его;
- встречные вопросы могут быть заданы только с целью:
- – помощи высказаться;
- – помощи освободиться от возможных страхов;
- – одобрения точности высказанных мыслей;
- не может быть причин, по которым можно прерывать высказывания собеседника : собеседник всегда говорит о значимых для него вещах;
- нужно быть готовым к длительному ведению беседы;
- если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность/алогичность, не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу дальше.
8. ЕСЛИ БЕСЕДА ПРОВОДИТСЯ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ,
то школьникам легче отвечать на вопросы, касающиеся их режима дня.
Школьники всех возрастных групп активнее обсуждают вопросы:
об их интересах и увлечениях;
о взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками;
о потребностях, мотивах, которыми они руководствуются в жизни.
Вопросы, связанные с мировоззрением хорошо обсуждать примерно с 15-летнего возраста, но могут быть и исключения.
9. ДОЛЖНЫ БЫТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТВЕТОВ
Школьник может ответить “да”, чтобы произвести впечатление.
10. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА:
а) можно начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушанием; б) при молчании делайте акцент на расспрос; в) когда школьник говорит о том, что наболело, переходите к активному слушанию.
Каждый вопрос беседы должен преследовать достижение определенной цели.
При анализе беседы обратите внимание на следующее: 1. Получилась ли беседа, если нет, то почему? 2. Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.? 3. Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки. 4. На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему? 5. Какие вопросы достигли цели и почему? 6. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект. 7. Какие задачи решены в результате беседы?
Использованны источники:
https://infourok.ru/statya-s-prezentaciey-beseda-kak-metod-obucheniya-1994139.html
План – конспект занятия-беседы
педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ
Золотарёвой И.М.
в объединении «Креативное рукоделие»
Тема занятия: «Мы за здоровый образ жизни».
«Здоровье – это единственная драгоценность»
Монтень
Цели и задачи:
- Дать воспитанникам представление о том, что такое здоровый образ жизни.
- Заставить ребят задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни.
- Сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред.
- Добиться формирования у воспитанников активной жизненной позиции по данной проблеме.
- Развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.
Предварительная работа: Просмотр видеофильма «На краю пропасти».
Тест-анкета «Твоё представление о здоровом образе жизни».
(Смотри приложение)
План занятия:
- Вводная, организационная часть.
- Теоретическая часть.
- практическая часть.
- заключительная часть.
Используемые методы:
- Словесный : выступление педагога и приглашенных гостей.
- Наглядный : использование плакатов на данную тему.
- Практический : тесты, игровые задания, викторина, физкультминутка.
Ход занятия:
Организационная часть:
- Чтение сказки «История про злого оборотня по имени Ал Коголь и горожан, которые его победили»( сказка М.М. Райтенберга и В.Ш.Шамирзаева в пересказе Е.С. Скворцовой).
Теоретическая часть :
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам « здравствуйте», а это значит , что я вам всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно потому, что здоровье человека – самое важное в жизни. Но, к сожалению, зачастую мы начинаем задумываться о здоровье тогда, когда мы его начинаем терять.
Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. Скажите, пожалуйста, от чего зависит здоровье людей? (Ответы детей).
Главные факторы здоровья – движение, закаливание, режим дня, правильное питание, положительный эмоциональный настрой. Факторы, ухудшающие состояние здоровья,- употребление алкоголя, курение, наркомания.
«Алкоголь», «курение», «наркомания» – эти слова, как ни прискорбно, известны каждому взрослому, подростку и даже ребёнку. Алкоголь и курение человечество знает давно. Но в последнее время проблема состоит в том, что к ним прибегают очень молодые люди и даже дети, которые порой ещё и не осознают, какой вред может нанести это их здоровью. Нравится это кому-то или нет, но факт остаётся фактом: наркотики – проблема номер один в молодёжной среде. Наркотики прочно вошли в наш быт, они на каждом шагу встречаются в нашей жизни. Чтобы остановить наркотический маховик, для начала нужно знать врага в лицо. Чтобы с нами не случилась беда, нужны знания: люди должны быть готовы противостоять опасности, тем более что она рядом. Что же такое наркомания? Ведь некоторые люди кофе считают наркотиком, а другие говорят, что анаша и марихуана практически безопасны. Кто же прав? Сегодня мы узнаем мнение специалиста.
В нашем зале есть человек, которому есть что вам рассказать. На сцену приглашается представитель РУФСКН (Российское управление федеральной службы контроля наркотиков).
Выступление подполковника полиции Савченко О.Г.
Практическая часть:
- Викторина :
- Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья?(Да).
- Верно ли, что жвачка сохраняет зубы?(Нет).
- Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера?(Нет).
- Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10 000 человек?(Да).
- Правда ли, что бананы поднимают настроение?(Да).
- Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма?(Да).
- Правда ли, что есть безвредные наркотики?(Нет).
- Отказаться от курения легко?(Нет).
- Правда ли, что молоко полезнее йогурта?(Нет).
- Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги?(Да).
- Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию?(Да).
- Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год?(Нет).
- Правда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока?(Да).
- Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 8 часов?(Нет).
- Правда ли, что вино марки «Кагор» укрепляет кровеносные сосуды и помогает в лечении малокровия?(Нет)
Все, кто дал больше десяти правильных ответов получают шоколадные медальки, остальным предлагается встать. Прошу вас коснуться руками пола. Вытяните руки вперёд и присядьте несколько раз. Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делаем? Правильно! Разминка, физнагрузка, зарядка, одним словом – активный образ жизни. Он способствует укреплению здоровья или нет?(Да).
- Физкультминутка:
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо – влево.(Вращение головой).
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет.(Вращение прямых рук вперёд и назад).
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим.(Потягивания – руки вверх и в стороны).
Повороты вправо – влево,
Плавно производим.(Повороты туловища влево и вправо).
Наклоняемся легко.
Достаём руками пол.(Наклоны вперёд),
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.(Дети садятся).
Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто болеет один раз в году? А кто болеет два и более раз? Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка. Давайте изменим установку и запомним, что человеку естественно быть здоровым! Учёные доказывают, что человек должен жить 150 – 200 лет! Что же мешает нам быть здоровыми? Одним из факторов мешающим нашему здоровью являются стрессы. Они подстерегают нас на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъём – это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорился… И так далее… Но ведь со стрессом можно бороться!
Я знаю людей, которые говорят: «А ты закури – и всё пройдёт». И вы знаете, как они ошибаются. По вашему мнению, как можно снять стресс? (Можно выйти в лес и громко закричать; залезть под душ; сосчитать до десяти; включить музыку; закрыть глаза). Сегодня я хочу научить вас приёмам быстрого снятия стресса, и , если в течение жизни вы ими воспользуетесь, я думаю, вы будете быстро выходить из стрессового состояния.
- Упражнения для снятия стресса:
- В течение 10 секунд энергично растираем ладошки рук, затем подносим их к глазам и удерживаем 5 секунд.
- Делаем глубокий вдох носом, задерживаем дыхание, затем медленно выдыхаем через рот.
Мы сегодня ещё ничего не сказали о питании, а ведь как известно, от питания зависит порой вся наша жизнь. Недаром древние мудрецы говорили: « Скажи, что ты ешь, и я скажу , кто ты есть». И это правда. Известно, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов. А все ли вы знаете съедобные продукты? Сейчас мы это проверим.
- Игра « Съедобное – несъедобное».
А ещё, недаром в старину говорили «В здоровом теле – здоровый дух!» Во многом наше здоровье зависит от крепкой дыхательной системы, которую не под силу одолеть никаким микробам и простудам. Вот мы сейчас и проверим у кого самый сильный дух.
- Конкурс «Сила духа».
Каждому желающему выдаётся воздушный шарик, по команде все одновременно начинают надувать шары, побеждает тот, кто надует самый большой шар, до такой степени, чтобы он не лопнул.
Молодцы! Зорово работают ваши лёгкие. А чем надёжней всего укреплять здоровье?( ответы детей ). Конечно же, занятия спортом помогают нам укрепить наше здоровье. Поднимите руки, кто занимается спортом? Какие секции вы посещаете?(ответы детей). Сегодня у нас в гостях мастер спорта Конечно же занятия спортом вносят большой вклад в укрепление нашего международного класса по пауэрлифтингу Сизов А.В. Поприветствуем его.
Выступление представителя спорта.
Есть ещё много замечательных средств для нашего физического и духовного здоровья – это и полноценный сон, и соблюдение режима дня, и закаливание, и хорошее настроение. Давайте вместе споём песню о здоровье.
- Песня : «Закаляйся»
Закаляйся, если хочешь быть здоров,
Постарайся позабыть про докторов.
Водой холодной обтирайся,
Если хочешь быть здоров.
Будь умерен и в одежде и в еде,
Будь уверен на земле и на воде,
Всегда и всюду будь уверен,
И не трусь, мой друг. Нигде!
Ты не кутай и не прячь от ветра нос
Даже в лютый, показательный мороз.
Ходи прямой, а не согнутый,
Как какой-нибудь вопрос!
Всех полезней солнце, воздух и вода,
От болезней помогают нам всегда.
От всех болезней всем полезней-
Солнце, воздух и вода!
Все микстуры, все лекарства выливай,
Физкультурой с юных лет овладевай.
Развей свою мускулатуру –
И победу добывай!
Бодр и весел настоящий чемпион,
Много песен, много шуток знает он.
А кто печально нос повесил –
Будет сразу побеждён!
Мамы, папы! Не балуйте вы детей –
Выйдут шляпы вместо правильных людей.
Прошу вас очень, мамы, папы: -Не балуйте вы детей!
Мне о спорте всё известно, мой родной,
Зря не спорьте вы поэтому со мной.
Прошу, пожалуйста, о спорте
Вы не спорьте, мой родной!
Заключительная часть:
Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из неё. Ведь не зря говорят «Здоров будешь – всё добудешь»! Так будьте же все здоровы!
- Приложение: Тест – анкета.
- Опасаются ли твои родители, что ты начнёшь принимать алкоголь?
- Ты рассказываешь своим родителям о том , что делаешь в свободное время?
- В каких ситуациях или по какому поводу ты считаешь возможным употребление алкоголя, наркотиков, курение?
- Кто-нибудь уже предлагал тебе наркотики или алкоголь?
- Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?
- Какие причины могут побудить тебя попробовать алкоголь?
- Представь себе, что твой лучший друг принимает наркотики? Что ты сделаешь?
- Как ты думаешь, по каким причинам люди первый раз пробуют наркотики, алкоголь или курят?
- Как ты справляешься со стрессом?
- Есть ли у тебя три заветных желания?
Беседа как метод обучения и воспитания
Метод беседы один из самых известных методов обучения. Его использовал еще Сократ.
Главной функцией этого метода является побуждение учащихся к участию в уроке или внеклассном мероприятии.
Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Беседа заставляет мысль ученика, следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний.
Достоинства беседы заключается еще в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Велика также воспитательная роль беседы.
В некоторых технологиях беседа поднимается до уровня ведущего метода обучения. Но с ее помощью нельзя достичь всех педагогических целей.
Если у школьников нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается малоэффективной. Сама по себе беседа не может быть универсальным методом, она должна обязательно сочетаться с изложением, лекцией, другими методами, формирующими систему знаний. Кроме того, беседа не дает учащимся практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования.
В беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться как дедуктивным, так и индуктивным путем.
Дедуктивная беседа строится, исходя из уже известных учащимся общих правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.
Согласно современным исследованиям, беседа наиболее эффективна для :
– подготовки учащихся к работе на уроке;
– ознакомления их с новым материалом;
– систематизации и закрепления знаний;
– текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
Предложено несколько способов классификации бесед.
По назначению выделяются беседы:
– вводные или организующие;
– сообщения новых знаний (сократические, эвристические и т.д.)
– синтезирующие или закрепляющие;
– контрольно- коррекционные.
Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы.
Ее цель – выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать.
Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучение нового материала такие беседы дают значительный эффект.
Беседа- сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросно –ответной, не допускающей выражений с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы).
Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.
К нынешней школе преимущество используются эвристические беседы. Учитель, умеющий задавать вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы учащиеся приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.
Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний.
Контрольно- коррекционная беседа применяется для диагностики, а также в том случае, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами, или положениями беседы необходима серьезная подготовка к ней учителя.
Для организации беседы на уроке учитель обязан:
– четко определить тему беседы;
– сообразно теме беседы определить ее цель;
– составить план- конспект беседы;
– подобрать наглядные пособия;
– сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть ходу беседы;
– продумать методику ее организации проведения (порядок включения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сделать обобщения и выводы и т.д.).
Требования к организации и проведению беседы
– очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе.
– по содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует также задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.
– очень важна техника осуществления вопросно-ответного обучения. Каждый вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа.
– не следует поощрять учеников, «выкрикивающих» ответы.
– слабоуспевающих учащихся нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы.
– неуместно ставить длинные или «двойные» вопросы.
– если никто из учащихся не может ответить на вопрос, нужно его переформулировать, раздробить на части, задавать наводящий вопрос.
– не следует добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова, слога или начальные буквы, по которым можно дать ответ, особенно не размышляя.
– успех беседы зависит от контакта с классом.
– нужно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказывать собственное мнение.
– каждый ответ внимательно выслушивается.
– правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные – комментируются, уточняются.
– учащемуся, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, ошибку, и лишь после того, когда он не сумеет это сделать, призывают на помощь товарищей.
– с разрешения учителя учащиеся могут задавать вопросы друг другу, но как только учитель убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются для мнимой активации, это занятие надо прекратить.
Педагогу следует знать, что беседа неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности учащихся, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно, особенно это касается организации бесед в воспитательной работе с учащимися.