Как составить урок по песне

«Музыка нас связала, тайною нашей стала»… признавайтесь, кто пропел? И хотя хит старый, но есть в этих словах истина: музыка способна объединить людей абсолютно разных возрастов, культур и национальностей. Песни — потрясающий инструмент для изучения иностранных языков, поскольку они стимулируют работу мозга, выстраивают прочные ассоциативные связи, повышают вовлеченность ученика в процесс изучения лексики и многое другое. Хотя сами по себе песни не являются учебным материалом, их можно успешно интегрировать в учебный процесс и построить курс «Английский по песням». Летом ученики с радостью придут на нестандартный формат уроков, основанных на песнях и посвященных их исполнителям. С чего же начать?  

Шаг 1. Определите интересы учеников

Если вы работаете с младшими школьниками и дошкольниками, можно смело идти в Youtube и искать всевозможные детские песни по ключевым словам: songs for kids, children songs, songs for children и так далее. Тут есть те, кто еще ни разу не включал в работу с детьми песни с каналов Super Simple Songs, Finny the Shark или English Singsing? Попробуйте включить разные песни и посмотрите, какие больше понравятся ученикам. 

Если же ваши студенты — подростки и взрослые, обязательно узнайте об их любимых жанрах и зарубежных исполнителях. Это можно сделать в формате теста: подготовьте короткую анкету с разными вопросами о любимом стиле музыки, что чаще слушают и т.д. Используйте для этого Google Forms. 

Шаг 2. «Разогрейте» учеников 

Когда мы говорим о создании музыкального курса, мы понимаем, что невозможно выучить английский только с помощью текстов песен, но их можно использовать для введения темы или лексики. Например, на уроке по экологии, защите животных и планеты, можно вместе послушать и разобрать песню «Earth Song» Майкла Джексона, a разбор грамматической темы Conditionals, я очень люблю начинать с песни «If I were a boy» Бейонсе. 

Моя коллега писала статью о том, какие песни подбирать для различных тем: освоение грамматики, знакомство с идиомами, проработка лексики на разных уроках и даже история и культура Великобритании. Советую добавить статью в закладки. 

Шаг 3. «Музыкальные упражнения» 

Мы же с вами говорим о курсе, а это значит, что обязательно нужны language activities

#1. Guess the song 

Одно из хороших заданий — прототип упражнения, когда ученики по описанию угадывают фото и наоборот. Выберите несколько картинок, которые хорошо характеризуют выбранную для урока песню. Попросите ученика описать то, что он видит на картинке. Например, можно сделать такую картинку:

Английский по песням

Ученик может сказать: eyes, fire, boy and guitar. 

Можно спросить: What action can we make with eyes?

Look? See?

Right

What color is a boy’s hair? 

Red

So, do you know what song is it?

А вы угадали? Конечно! Это песня рыжеволосого Эда Ширана «I see fire».

#2. Grammar & Vocabulary Practise 

Из песни слов не выкинешь, это правда, но только не на уроке английского. Еще одно упражнение — взять слова песни в качестве текста для своего урока. Здесь есть несколько вариантов: 

— ученик ищет нужную грамматическую конструкцию, временную форму или прилагательное в тексте;

— из текста убраны глаголы в отдельный список в инфинитиве, а на их месте стоит нужная форма, — ученик должен грамотно их вписать;

— пропущены вспомогательные глаголы в тексте, которые должен вписать ученик; 

— пропущены слова из песни, которые ученик должен вставить в нужные места. 

#3. Essay writing 

Это одно из самых, на мой взгляд, оригинальных упражнений, связанных с музыкой. Тут есть несколько вариантов: 

  1. учитель выбирает песню из своего списка;
  2. ученик слушает ее, стараясь на слух понять смысл песни;
  3. ученик пишет эссе на одну из нижеперечисленных тем:

Imagine that this music is the soundtrack. Describe the plot of the movie it fits. 

What do I feel listening to this song? 

When I’m listening to this song with my eyes closed, I see…. 

Еще один вариант — выбрать песню из списка любимых ученика и попросите его написать эссе, почему он так любит этот трек. 

I love this song, because…

Every time I hear it, I feel….

This song is associated with… 

Поверьте, такое задание поможет вашим студентам раскрыться и станет прекрасной практикой для них, ведь в конечном итоге все учат язык для того, чтобы понимать и уметь выражать свои мысли и чувства. А что есть общее у всех нас, что вызывает чувства? Верно — музыка. 

Шаг 4. Изучите вместе историю 

Это очень богатая почва для совместной работы: можно составить план урока по самым популярным жанрам, вкратце изучить их историю и познакомиться с самыми выдающимися музыкантами и группами этого жанра или разобрать музыку определенной страны, например, Великобритании (здесь можно скачать план урока). 

Также можно составить урок вокруг определенной группы: например, если ваш студент любит Old Rock School, изучите вместе историю таких групп, как Queen, Scorpions, Kiss и многие другие. Работу с текстами можно строить по привычному принципу:

Read the text and answer the questions;

Complete the text with following words;

Make questions to the sentences;

Read and translate.

Это лишь несколько примеров заданий, которые можно включить в свой курс по песням. Главное, помнить, что наша цель — подготовить интересные и запоминающиеся уроки по английскому, а не по музыке. 

Музыка — это универсальный язык, который не нуждается в переводе. Даже не зная слов, мы чувствуем, о чем поет музыкант, потому что песни напрямую «разговаривают» с нашими сердцами. А все, что способно вызывать у нас глубокие эмоции, нам легче запоминать, поэтому неудивительно, что многие преподаватели прибегают к песням на уроках английского. Это помогает сделать процесс обучения не только увлекательным, но и эффективным. Мы знаем, что наши креативные преподаватели часто используют песни на уроках, а как они это делают, мы узнаем из их рассказов.

Песни на уроках английского: опыт наших преподавателей

В нашей статье «Как учить английский язык по песням + 8 крутых ресурсов» вы найдете техники, приемы и сайты, с помощью которых вы сможете оттачивать свои знания и наслаждаться любимыми хитами одновременно.

Опыт работы преподавателем: 5 лет

Опыт работы в Englex: 6 месяцев

Ирина

Ирина

Очень люблю обучать студентов при помощи песен. Мало найдется людей, которые не любили бы слушать музыку. Поэтому я часто задаю слушать песни в качестве домашнего задания, особенно когда нужно закрепить какой-то материал. Слушать песни можно в любой привычной для нас обстановке: дома за уборкой или в транспорте по дороге на работу. Не прилагая практически никаких усилий, можно изучать и запоминать слова, тренировать грамматические конструкции, а также улучшать свое произношение.

Вот небольшой список песен, которые можно слушать, когда работаете с грамматикой:

  • песня We Are the Champions подойдет для изучения времени Present Perfect;
  • Yellow Submarine в исполнении The Beatles — для Past Simple;
  • для отработки будущего времени выберите I Will Survive by Gloria Gaynor, I’ll Always Love You by Whitney Houston или же многими любимый саундтрек к сериалу Friends — I’ll Be There for You;
  • если нужно разобраться с условными предложениями, послушайте If I Were a Boy by Beyonce, If by Red Hot Chili Peppers или Hero by Enrique Iglesias.

И вовсе необязательно заучивать все слова наизусть. Достаточно ознакомиться с текстом песни и отметить для себя те строчки, где содержится важная для изучения грамматика.

Для работы с лексикой я обычно подбираю песни под вкус каждого студента. Если человеку нравится какая-то песня, он часто ее слушает, так почему бы не уделить немного времени разбору слов, которые легко запомнятся после нескольких прослушиваний? И не забывайте подпевать, тогда все запомнится еще быстрее, а ваше произношение будет улучшаться.

Опыт работы преподавателем: 9 лет

Опыт работы в Englex: 2 года 5 месяцев

Юлия

Юлия

Мне нравится использовать песни на уроках, прежде всего потому, что это весело. Если вовлечь в урок хиты, то запоминание слов, а иногда даже конструкций, можно сказать, неизбежно.

Например, песня All I Want for Christmas by Mariah Carry содержит чуть ли не всю новогодне-рождественскую лексику. Стоит разобрать ее текст в канун нового года и можно быть уверенным, что студент волей-неволей повторит все слова, услышав эту песню по радио или в супермаркете. И сами студенты говорят, что это так здорово — не просто слышать знакомую мелодию, а еще и понимать слова!

Конечно, не все увлекаются музыкой, но в моей практике еще не было никого, кто бы ни захотел узнать, о чем пел под Новый год Синатра, почему для Фредди Меркьюри мы чемпионы, кого Битлз просили о помощи.

Есть песни, которые просто выручают с грамматикой. Так, романтическая песня If Tomorrow Never Comes by Ronan Keating помогает моим студентам избавиться от will в условных предложениях. То же правило, но уже с глаголом to be после when, отлично запоминается с When I’m Sixty-Four by The Beatles. Иногда можно не слушать всю песню, а лишь напомнить ученику какой-то кусочек, популярную фразу. Например, фраза relax, take it easy помогает объяснить значение слова easy-going.

Песня Affirmation by Savage Garden или One of Us by Joan Osborne, как и еще многие другие, могут дать отличный старт дискуссии на уроке.

Иногда песни могут сыграть злую шутку. Мне кажется, что ударение в слове hotel у нашего человека сильно пострадало от песни Eagles группы Hotel California. В песне слово исказили в угоду ритму. Поэтому я умоляю всех студентов срочно отправить эту песню «в бан» и переключиться на Heartbreak Hotel by Whitney Houston или любую другую с правильным произношением этого слова.

Я использую песни как подарки для студентов к их дню рождения или другому празднику. В свою студенческую бытность, когда у меня самой закипала голова от спряжений глаголов и прочих прелестей французского языка, я отодвигала в сторонку книги и находила в сети текст и запись какой-нибудь популярной французской песни. Не уверена, что до сих пор помню все окончания глаголов, а вот песни все также пою с удовольствием.

Опыт работы преподавателем: 13 лет

Опыт работы в Englex: 6 лет 4 месяца

Виктория

Виктория

Я нечасто использую песни в работе со студентами, но считаю, что для разнообразия нужно обязательно привлекать музыку в учебный процесс. Если ученик просит разобрать слова понравившейся ему песни, мы обязательно над ней работаем. Переводим все необходимые слова, обращая внимание на контекст. Я объясняю грамматику, если трудно понять отдельные нюансы.

Еще я использую песни в обучающем процессе для объяснения или закрепления грамматики. В определенных композициях порой так точно и четко использована грамматическая структура и передан смысл, что эти примеры лучше шаблонных книжных фраз помогают запомнить, как правильно строить и использовать изучаемую грамматику.

В качестве примера хотела бы поделиться некоторыми композициями:

  • How Can I Miss You by Nelson — второй и третий тип условных предложений;
  • The Reason by Hoobastank — used to и I wish;
  • It Must Have Been Love by Roxette — модальный must c перфектным инфинитивом;
  • Haven’t Met You Yet by Michael Bublé — Present Perfect;
  • Grenade, Count on Me, Just the Way You Are by Bruno Mars — условные предложения.

Песни нелегкие с точки зрения грамматики, поэтому я использую их со студентами уровня Intermediate и выше.

И не стоит забывать об одном из самых популярных ресурсов по работе с песнями на английском языке — lyricstraining.com. Он поможет студентам расширить словарный запас, потренировать грамматику и правописание.

Опыт работы преподавателем: 7 лет

Опыт работы в Englex: 4 года

Светлана

Светлана

Я использую песни на уроках на этапе закрепления материала, когда мы уже изучили новую лексическую или грамматическую тему, и с помощью песен я хочу отработать эту тему со студентом. У меня есть несколько песен, которые мы обязательно слушаем со студентами.

Первая песня в моем хит-параде — это Ka-Ching! by Shania Twain. Песня просто до отказа напичкана фразами, связанными с деньгами. Тут можно встретить: greedy (алчный), to earn (зарабатывать), to spend foolishly (тратить бездумно), to be broke (быть на мели, без денег), to get a loan (брать в кредит), to afford (позволять себе). Согласитесь, редко где можно встретить такое количество тематической лексики в одном произведении. И еще эта песня хороша тем, что потом можно обсудить ее смысл: согласен ли студент с ее идеей.

Также люблю использовать песни при объяснении грамматики. Если я говорю про будущее время, а именно использование will для обещания (promise), то обязательно включаю песню I Will Always Love You by Whitney Houston, где певица с помощью will дает обещание, что будет любить всегда.

Конструкцию let somebody do something (позволять кому-то сделать что-то) легче всего запомнить благодаря песне Let It Be by The Beatles. Особенно если студент сам напоет эту песню несколько раз.

Если мы проходим Present Perfect и говорим о жизненном опыте (I have done something), то можно послушать песню Have You Ever by Brandy. В этой песне вы услышите столько раз have you ever, что навсегда запомните, как правильно строить вопрос в Present Perfect.

А в целом по красоте исполнения, чистоте звуков, произношению, наполненности текстов мне нравятся песни Sting. Из современных «цепляющих» музыкантов могу отметить Ed Sheeran — британец с красивым произношением.

Из моего опыта скажу, что я могу сотни раз слышать песню, но не понимать всех слов из нее. Но в какой-то момент приходит озарение, и ты начинаешь слышать ранее неразличимые слова. И вот тогда, как ребенок, радуешься этой маленькой, но все же победе! Так что песни мотивируют.

Опыт работы преподавателем: 12 лет

Опыт работы в Englex: 4 месяца

Мария

Мария

Я предпочитаю инструментальную музыку. Тем не менее, когда одна моя студентка уровня Elementary на первом нашем уроке сказала, что хочет выучить английский, чтобы понимать слова английских песен, я вспомнила, как в школе на уроках английского мы разбирали песни The Beatles. Итак, я решила, что начнем мы с прослушивания и разбора только припевов известных композиций The Beatles, а затем уже перейдем к полным текстам.

В процессе работы я пришла к выводу, что перевод песен на русский язык неэффективен для обучения, так как в текстах часто встречаются сокращения, фразовые глаголы, сленг, метафоры и неполные грамматические конструкции. Более того, некоторые студенты в итоге расстраиваются, что текст их любимой композиции оказывается банальным или совершенно бессмысленным.

Сейчас я использую песни в качестве тренировки произношения и навыка аудирования. Я часто прошу занятых студентов, у которых не хватает времени на выполнение домашнего задания, слушать английские песни, пока они, например, ведут машину. Более того, я прошу их не просто слушать, а подпевать. На мой взгляд, это отличная тренировка произношения, которая не воспринимается как упражнение, так как доставляет поющему удовольствие. Вот вчера мой студент уровня Elementary получил первое такое задание и выбрал альбом группы Scorpions. Надеюсь, ему понравится 🙂

Опыт работы преподавателем: 14 лет

Опыт работы в Englex: 10 месяцев

Алла

Алла

С песнями, как и с короткими видео и ситуативными диалогами, я люблю работать следующим образом: задаю домой прослушать и записать слова к песне. Прослушивать можно столько раз, сколько нужно. А если какое-то слово или выражение осталось непонятным, вместо него ставим пробел, чтобы потом можно было вписать это слово. Если студент расслышал и записал почти все, то нерасслышанные слова я отправляю списком вразброс, а студент слушает еще раз и находит каждому слову свое место. Если студент многое не услышал, я отправляю скрипт, чтобы студент смог послушать песню, читая одновременно слова. Разбирая песню вместе на уроке, мы выбираем интересные выражения для запоминания, с которыми потом можно работать как с новой лексикой. Если песня длинная, то мы не записываем слова к ней. Студент изначально получает другое задание: я даю небольшой список интересных выражений из песни на русском языке и предлагаю студенту услышать и записать, как эти выражения прозвучали на английском в песне. Затем песни можно заучивать наизусть. Конечно, этот метод подойдет не всем, но многие справляются.

Опыт работы преподавателем: 12 лет

Опыт работы в Englex: 2 года 4 месяца

Инна

Инна

Я использую песни в основном для запоминания лексики и тренировки произношения. Но мы не работаем с текстом песни и не переводим его. Меня интересуют отдельные слова. Например, вчера одна студентка не могла вспомнить значения слов up и down, хотя для их тренировки мы уже разбирали песню Lemon Tree by Fool’s Garden. Я просила ее слушать эту песню за рулем, потому что в песне певец ведет машину, поет и смотрит вверх и вниз (up and down). Когда я напомнила ей эту песню, она сразу вспомнила значения этих слов.

Вторая студентка несколько раз читала слово Europe неправильно. Как-то она упомянула, что ее любимая группа Oomph!, a у них как раз есть песня Wake up, Europe!. Теперь стоило только сказать ей “wake up…”, когда Europe читала неправильно, и студентка подхватывала “Europe”.

Работая со студентами в вузе, я пыталась идти в ногу со временем, подстраиваться под вкусы студентов 17-23 лет. Тогда Coldplay уже завоевали популярность. Но, хотя они и британцы, у них много сокращений, американизмов, отклонений от грамматических норм, а ведь я готовила филологов английского языка. Вот и получалось, что учишь if I were, а в песне отчетливо слышно if I was, и у студента возникает когнитивный диссонанс.

Не люблю рэп, но он также помогает что-то заучить. Особенно детям и подросткам нравится следующее видео. Многим оно помогает выучить неправильные глаголы.

У меня есть девочка-подросток, которая почти каждую неделю ходит в кино на мультики. Мы находим понравившиеся ей песни и поем. Это для девочки стало дополнительной мотивацией к занятиям.

Сделаю вывод, что песни — это прекрасный обучающий материал, но подбирать их надо с умом.

Опыт работы преподавателем: 11 лет

Опыт работы в Englex: 5 лет 8 месяцев

Юлия

Юлия

На своих уроках я использую различные англоязычные песни в качестве дополнительного материала к той или иной грамматической теме. Например, когда мы с учениками разбираем форму будущего времени will, я использую композицию White Flag by Dido или Young And Beautiful by Lana Del Rey.

При изучении конструкции used to мне очень нравится давать студентам послушать старый хит Мадонны This Used to Be My Playground или более современную композицию Somebody That I Used to Know by Gotye.

Мне также нравится использовать песни, на примере которых можно не только объяснить то или иное явление в грамматике, но и прослушать целую историю. Например, It Must Have Been Love by Roxette — это не только отличный пример употребления модальных глаголов, но и грустная love story с прекрасными метафорами и сравнениями. Еще одна замечательная композиция, саундтрек к фильму «Леон», которую, как мне кажется, знают все меломаны — это Shape Of My Heart by Sting. Эта песня также помогает моим студентам выучить названия всех мастей карт 🙂

Однако есть песни, в которых могут быть нарушены некоторые правила английской грамматики, как например: известная всем композиция Ain’t Nobody’s Business в исполнении Ardis или ставшая хитом The Wall by Pink Floyd с «замечательным» припевом “We don’t need no education”. Это всегда приводит в недоумение тех студентов, которые стараются строго соблюдать все грамматические правила. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

Как видите, песни на английском языке могут стать хорошей основой для изучения современного языка. Но нужно быть предельно избирательным в том, что вы слушаете, если хотите учить «правильный» английский. Поэтому мы приглашаем вас на занятия с нашими преподавателями, которые смогут подсказать, где в песне была допущена намеренная ошибка ради благозвучности и как стоило правильно построить фразу.

© 2023 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.

Изучение английского языка по песням – верный способ изучения иностранного, если вам нравится музыка и, тем более, если вы – меломан. Сусанна Зарайская в своей книге «Легкий способ быстро выучить иностранный язык с помощью музыки. 90 действенных советов» подробно рассказывает как учить иностранный язык по песням. Мы сделали для вас выжимку самого главного.

Как учить английский по песням: 15 советов

В качестве примера мы приведем изучение английского языка по песням

  • Слушайте музыку, доставляющую удовольствие
    Очень важно найти музыкальные произведения, которые вы любите. Слушайте и старайтесь подпевать вашим любимым артистам, даже если понимаете не все слова. Неважно, если непонятен даже смысл. Постепенно вы будете учить новые английские слова, чувствовать ритм. Воспринимайте музыкальное произведение как целостное произведение. Не делайте в момент прослушивания ничего другого, ничего не должно вас отвлекать. Даже если вы отвлечетесь или уснете, то ничего страшного. Повторяйте это упражнение, обратив внимание на ритм, а не исключительно на слова. Выбирайте те песни, которые вам нравятся, где четкое произношение слов, темп не слишком быстрый и вы способны понять каждое слово.
  • Используйте музыкальный фон
    Слушайте песни на английском или любом другом иностранном языке, когда готовите на кухне, ведете машину или занимаетесь другими ежедневными рутинными делами. Главное, регулярность такого опыта и тогда вы увидите разницу через некоторое время.
  • Записывайте тексты на слух
    Постарайтесь записать текст с ручкой и листком бумаги. Вряд ли у вас получиться сделать это с первого раза, но не расстраивайтесь. Тратьте столько времени, сколько нужно. Делайте паузу и прокручивайте запись назад. Возможно, вы не поймете все слова, так как в песнях часто используется сленг и редкие слова для рифмы. Затем сравните полученный результат с текстом. В Интернете много сайтов с текстами песен. Если же у вас не получилось найти, то введите название в поисковик, например, «Jingle Bells lyrics”.
  • Изучение песен поможет вам усовершенствовать знание грамматики
    Обратите внимание на структуру предложений и вы сможете избежать зубрежки и улучшите знание грамматики. О каком времени идет речь? Прошлое, настоящее или будущее? Если не понимаете форму глаголов, то посмотрите их в таблице спряжения неправильных глаголов.
  • Выписывайте новые слова
    Выписывайте новые английские слова из песен, используя отдельные карточки. Одно слово – одна карточка. Просматривайте карточки в любую свободную минуту. Главное, использовать любую возможность, пусть даже речь идет о паре свободных минут. Если вы будете изучать одну песню в неделю и регулярно повторять карточки с выписанными словами, то быстро увеличите словарный запас английского языка.
  • Включите воображение и представьте сюжет
    Во многих песнях имеется сюжет. Слушая произведение, закройте глаза и прокручивайте сюжет в вашем воображении. Обращайте внимания на действия и увиденные объекты. Включайте фантазию! Текст запомнится легче, чем при обычной зубрежке. Визуализация – эффективный метод изучения новых слов в иностранном языке. Многие песни имеют видео клип, однако, не всегда видео отражает содержание.
  • Набросайте на бумаге сцены и образы, возникающие при прослушивании
    Попробуйте нарисовать те сцены и образы, о которых идет речь в песне. Это еще один эффективный способ визуализировать текст.
  • Проигрывайте музыку «про себя»
    Потренируйтесь произносить оригинальные звуки и произношение «про себя». Проиграйте песню про себя, произнося каждое слово. Вы заметите улучшение в произношении.
  • Пойте, когда занимаетесь домашними делами
    Проникновение нового языка в вашу жизнь должно быть глубоким, а не от случая к случаю. Например, повесьте текст над раковиной и пойте каждый раз, когда моете посуду.
  • Представьте себя на телевидении
    Перескажите сюжет видеоклипа по мотивам композиции. Тем более, песни на английском занимают основную часть эфирного времени на ТВ каналах. Если вы обучаетесь в группе, то можно сделать театральную постановку, которая бы иллюстрировала сюжет.
  • Ищите грамматические ошибки
    Не все песни (независимо от языка) построены безупречно с грамматической точки зрения. Многие слова сокращаются, артикли игнорируются и даже глаголы спрягаются неправильно. Для носителя языка легко найти ошибку, но для начинающего студента это может быть сложно. Постарайтесь найти ошибку. Не думайте, что в песне не может быть ошибок. Если потребуется, то поинтересуйтесь у носителя английского языка насколько выражение звучит правильно.
  • Учебное задание
    Если вы – учитель английского, то распечатайте полный текст, предварительно удалив те слова и выражения, которые студентам предстоит угадать на слух. Пусть студенты прослушают песню и заполнят пробелы.
  • Притопы и прихлопы
    Поскольку новый язык связан с новым ритмом речи, то не стесняйтесь притопывать и прихлопывать в такт. Это облегчит вашу задачу.
  • Попробуйте раскрасить текст
    При работе с распечатанным текстом песни полезно использовать разные цвета. Например, вы можете выделять существительные, прилагательные, правильные и неправильные глаголы и так далее.
  • Ваш инструмент – это вы. Настройте себя!
    Говоря на разных языках, мы задействуем различные части тела. Гортань, ротовая и носовая полости – главные ответственные за образование звуков. Если вы заметите, что в построении иностранных и родных слов участвуют одни и те же части тела и произношение в целом одинаковое, значит, вы совершаете ошибку. Новый язык означает новая манера речи.

Продолжение темы: 5 полезных сайтов для тех, кто учит английский по песням

Если вам понравилась статья, не забудьте лайкнуть. Это мотивирует нас писать новые полезные материалы об изучении иностранного.

Или поделитесь в социальных сетях, чтобы не потерять.

Источник: https://lingocourse.com/ru/zhurnal/uchit-anglijskij-po-pesnyam

Все мы любим хорошую музыку. Такую, чтобы была мелодичной и вызывала отклик в душе. Наверняка в вашем плейлисте найдутся песни иностранных артистов. И если вы полностью понимаете о чем они поют — прекрасно. Но что, если нет?

Чтобы научиться понимать сложные песни на английском языке, нужно начать с простых. Таких, что были придуманы специально для обучения на ранних уровнях. Музыка отлично подходит для изучения английского языка: рифмованные строки запоминаются проще обычных предложений. Поэтому, чтобы не заскучать — предлагаем отвлечься от повторений грамматики и сложной лексики и немного поучить английский язык по песням.

В этой статье мы поделимся не только рекомендациями о том, как выучить язык по песням, но и самими английскими песнями для легкого освоения. Не стесняйтесь и подпевайте, ведь изучение английского по песням — это не только просто, но еще и весело.

Сегодня иностранные слова настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что их можно услышать в репертуаре не только зарубежных певцов, но и в текстах песен русских исполнителей.

Правда, учить английский по русским песням все-таки не стоит, ведь произношение у артистов, для кого английский язык не является родным, зачастую неправильное. Так что песни на английском от носителей языка идеально подходят для самостоятельного изучения языка.

Зачем учить английский язык по песням?

  1. Увеличить свой словарный запас.

Начав с изучения простых песен вроде «Happy New Year» и не особо сложных композиций современных исполнителей — двигайтесь к более сложным текстам. В них вы найдете массу новых слов и выражений, о которых и не подозревали. Зачастую из песен можно почерпнуть много прилагательных и синонимов известных нам слов.

  1. Изучить идиомы и современный сленг.

Многие артисты используют в своих тексты идиомы английского языка, которые бывает сложно понять и перевести не носителям. Например, у Робби Уильямса в песне «Angels» есть строчка: «And my pain walks down a one way street». Не зная идиомы «one way street», вы можете удивиться, зачем же «боли идти по улице в одну сторону», хотя речь тут идет об отношениях, в которых только один человек делает все для другого, а тот этим пользуется и ничего не дает взамен.

Обязательно загляните в нашу большую статью о распространенных идиомах, чтобы, встретив их в тексте песни, вы знали, о чем именно хотел спеть артист.

  1. Улучшить восприятие речи на слух и потренировать произношение.

Расслышать знакомые или незнакомые слова в песнях зачастую проще, чем при обычной речи иностранца, ведь эти слова наложены на музыку и поются с определенным ритмом. Конечно, треки рэп-исполнителей не совсем подходят для изучения английского на слух из-за высокой скорости читки и обилия междометий и восклицаний. Но вот песни поп-исполнителей, рок-групп, R&B и соула для этих целей подойдут как нельзя лучше.

Кроме того, тренируйте свое произношение в удовольствие: подпевайте любимым трекам и запоминайте, с каким акцентом и звучанием произносят слова артисты. Небольшой совет: если хотите потренировать британское произношение — слушайте британских исполнителей. Аналогично и с американским акцентом. Немного потренировавшись таким образом, вы сможете уже с первых строчек угадать, из какой страны тот или иной артист.

Однако помните, что не всегда можно слепо доверять услышанному в песнях. Реальное произношение певца-носителя языка может кардинально отличаться от произношения, распространенного в поп-музыке. Многие британские, австралийские или ирландские исполнители имитируют американский акцент, чтобы снискать популярность за океаном, но хорошо получается далеко не у всех. Также, слова в песне могут быть намеренно исковерканы, произнесены неправильно ради достижения творческого замысла артиста. Или же, быть просто индивидуальной особенностью его произношения.

Аналогично обстоят дела в песнях и с грамматикой: для сохранения ритма песни слова и предлоги могут опускаться, а иногда и вовсе глаголы употребляются в неправильном времени. Так что грамматику лучше учить по специальным пособиям, а вот песней — просто наслаждаться.

Как учить английский язык по песням?

Существует универсальный подход к изучению нового материала на английском языке, который можно одинаково эффективно применить как к песням, так и к другим аудио-материалам.

Мы подготовили для вас небольшую инструкцию, так что just follow these steps (просто следуйте этим шагам):

  1. Выберете песню.

Во-первых, композиция должна вам нравиться, ведь придется слушать ее не один и даже не два раза. Отталкивайтесь от своих музыкальных вкусов и выбирайте более-менее легкую и медленную песню из репертуара любимого исполнителя: так будет проще разобрать незнакомые слова и потренировать их произношение.

  1. Прослушайте песню несколько раз.

Прокрутите выбранную композицию на повторе, чтобы не только попытаться разобрать текст на слух, но и понять интонации и общий смысл песни. На этом этапе не заглядывайте в текст — просто пропустите через себя мелодию и акцентируйте внимание на словах песни.

  1. Откройте текст и послушайте песню снова.

После того, как вы привыкли к тому, как звучит текст песни и уже про себя отметили новые слова или интересные фразы — откройте текст песни (который сейчас есть практически во всех онлайн-плеерах) и снова включите композицию. Но теперь уже следите за песней по тексту и пытайтесь разобрать каждое слово.

Если какой-то отрывок вам непонятен или кажется, что исполнитель поет его как-то необычно — прокрутите его на повторе, чтобы разобрать до конца.

На YouTube есть много известных песен с текстом на фоне. Для того, чтобы их найти, нужно ввести в поисковой строке запрос song with lyrics (песня с текстом) и искомый трек.

  1. Выпишите незнакомые слова и фразы.

Берите свой блокнот для новых слов (он ведь у вас есть?) и смело выписывайте все незнакомые выражения, что встретились вам в тексте песни. Даже если в тексте есть какое-то хорошо знакомое вам слово, но использовано оно в необычном значении — записывайте его тоже.

Обычно из одной песни можно выписать минимум с десяток фраз и выражений, которые обогатят вашу повседневную речь.

  1. Прослушайте песню еще раз.

После всех манипуляций с текстом и выписыванием новых слов — включите композицию вновь. Послушайте ее, но уже не подглядывая в исходный текст и свои заметки. На этом этапе вы должны уже полностью понять произношение всех слов и цельный перевод песни.

Следуя этим простым шагам вы сможете разобрать любую песню на английском языке и понять ее суть. Главное — выбрать композицию для своего уровня знаний, поэтому начинайте с простых и двигайтесь к более сложным.

Простые песни для изучения языка

Это те несложные песенки, по которым мы учили английский в школе или на курсах. Они знакомы практически всем, кто изучает язык, а их мелодия проста и легко запоминается. Найти такие песни можно в аудио-материалах к пособиям по изучению английского языка или в интернете.

Santa Claus is coming to town
(Санта Клаус приходит в город)

santa claus

I don’t want

(Я не хочу)

I don't want

Песни с британским акцентом

Ниже — небольшой перечень современных и уже ставших любимой классикой композиций, благодаря которым вы сможете освоить британский английский язык. Также, здесь вы найдете артистов и список групп, поющих с британским акцентом.

Любители классики рока могут смело включать любую из песен The Beatles и подмечать произношение, а вот тем, кто предпочитает современных исполнителей, стоит обратить внимание на Coldplay, Adele, Sam Smith и других артистов, о которых мы расскажем ниже.

Adele — Skyfall

Arctic Monkeys — Tranquility Base Hotel & Casino

Bastille — Things We Lost In The Fire

The Beatles — Yesterday

The Clash — London Calling

Coldplay — The Speed of Sound

David Bowie — Space Oddity

Duran Duran — Come Undone

Ed Sheeran — Castle On The Hill

Eric Clapton — Autumn Leaves

Elton John — Can You Feel The Love Tonight

Eurythmics — Sweet Dreams (Are Made Of This)

Florence + The Machine — Ship To Wreck

Foals — London Thunder

George Ezra — Budapest

George Michael — Faith

Hurts — Stay

John Lennon — Imagine

Muse — Supermassive Black Hole

Oasis — Wonderwall

Queen — Show Must Go On

Radiohead — Creep

Robbie Williams — Angels

Rolling Stones — She’s A Rainbow

Sam Smith — Stay With Me

Sex Pistols — God Save The Queen

Slaves — Cheer Up London

Sophie Ellis-Bextor — Murder On The Dancefloor

Sting — Englishman In New York

Verve — Bittersweet Symphony

The Who — My Generation

Years & Years — King

Песни с американским акцентом

Здесь вы найдете список песен и артистов, поющих с американским или псевдо-американским акцентом.

Любите «старую школу»? Тогда вам подойдут Nirvana, ранняя Мадонна или старый добрый рок-н-ролл от Элвиса. Если же вы предпочитаете современный поп — обратите внимание на Бейонсе, Кэти Перри, Рианну, Тейлор Свифт и других молодых артистов.

Avril Lavigne — Girlfriend

Beyonce — Single Ladies

Bon Jovi — Always

Celine Dion — My Heart Will Go On

Elvis Presley — Always On My Mind

Evanescence — Bring Me To Life

Foo Fighters — Best of you

Iggy Pop — Cry For Love

Imagine Dragons — Radioactive

Katy Perry — E.T.

Lady Gaga — Applause

Lana Del Rey — Young and Beautiful

Limp Bizkit — Behind Blue Eyes

LP — Lost On You

Madonna — Music

Metallica — Nothing Else Matters

Michael Jackson — Give In To Me

Nirvana — Where Did You Sleep Last Night

No Doubt — Don’t speak

Pink — Just Give Me A Reason

Rihanna — Diamonds

Red Hot Chili Peppers — Californication
R.E.M. — Losing My Religion
Stevie Wonder — I Just Call To Say I Love You

Taylor Swift — Blank Space

The Eagles — Hotel California

Twenty One Pilots — Stressed Out

Whitney Houston — I Will Always Love You

Смело выбирайте любой трек из списка и включайте его на повтор, чтобы разобрать текст и произношение, следуя простым шагам, описанным в начале статьи. Изучайте с песней!

See ya!

 

Использование песен на уроках английского языка Мотивация учащихся является неотъемлемым фактором в изучении иностранному языку. Ведь в процессе обучения важны как знания, так и впечатления, с которыми учащиеся уходят с урока. А впечатления зависят всецело от разнообразия урока, его живости и яркости. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся является музыка. Использование песен в обучении английскому языку имеет ряд преимуществ: усвоение и расширение лексического запаса, активизация уже знакомой лексики, совершенствование навыков произношения, активизация языковой деятельности и грамматических конструкций, содействие сплочению коллектива, создание благоприятной психологической атмосферы, повышение эмоционального состояния, поддержание интереса к изучению английского языка. Песни должны быть современными, что больше отражает заинтересованность учащихся, мелодия и слова должны быть доступны. Песня может являться релаксацией на уроке, она поможет снять напряжение и усталость. Учащиеся будут петь эти песни не только на уроке, но и за пределами школы для своего удовольствия, что немаловажно.

На уроке песни чаще всего используются для:
1. 

Фонетической зарядки

 на начальном этапе обучения. Здесь я, в основном, использовал короткие детские песни типа “ABC song”, “Happy Birthday” “Old McDonald had a farm“, “Clap your hands“, “What is your name?”, “You put your right hand in” и другие.  
2. Для более прочного 

закрепления лексического и грамматического материала

. Песни могут вводиться в связи с изучением лексической темы, например: ”; Politics  — “Wind of change“; Drugs “Hotel California” (Eagles); Teenagers “Numb” (Linking Park), Appearance “I’ve got two eyes” 
Также введение песни может быть органически связанно с изучением грамматической темы, например: Present Simple – песни из к/ф “Love Story“; Present Progressive – “I’m sitting in the morning”, Complex Object “I saw you dancing“, Past Simple  — “Lady in Red” (Chris de Burg); Past Simple  — “Yesterday“, “Hotel California” (Eagles), оборот there is – “Girl” (Beatles) и др.
3. Как 

стимул для развития речевых навыков и умений

. Например, умение построить рассказ на основе сюжета песни.
4. Как своего рода 

релаксация

 в середине или конце урока, когда учащиеся устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Подборку песен следует разделить на возрастные группы. Это 

детские песни

 как было сказано выше. Здесь с одним и тем же песенным материалом можно работать со 2 класса по 6 класс включительно. По понятным причинам, учитывая возрастные особенности и интересы ребят среднего и старшего звена, с 7 класса лучше подыскивать что-то из взрослого репертуара. Это либо произведения, ставшие современной классикой (песни “Beatles“, “ABBA“, “Pink Floyd”, “Eagles” и т.д.), либо песни, которые постоянно на слуху у учащихся (они их слышат по радио, телевидению, на дискотеках и т.д.) –“Linking Park”, “Black Eyed Peas”. Иногда на уроках по просьбе учащихся разбираем песни, которые особенно понравились им. Поэтому интерес у ребят большой, происходит непроизвольное запоминание слов и целых структур. Узнав слова, дети напевают их под знакомую мелодию и вне урока. 
Работа над песней может быть условно разделена на несколько этапов: 
— фонетический,
— лексический, 
— грамматический, 
— социально-лингвистический 
— страноведческий. 
Деление условно, потому что нет четких границ между этапами: один этап плавно перетекает в другой. Процесс работы над песней может занимать несколько уроков, так как на уроке для этого отводится 5-10 минут.
 Система уроков:
 1 урок. Начинать работу с песней надо с названия, оно записывается на доске. Задание детям: попытаться догадаться, о чем эта песня. 
Учителю необходимо выписать слова, вызывающие фонетические и лексические трудности.
Следующий этап: прослушивание и построчный перевод песни (для этого необходимо раздать тексты). После первого прослушивания проверяем правильность своих предположений относительно содержания песни.

   2 урок. Работа над грамматической стороной песни. Как правило, все песни написаны в каком-нибудь одном грамматическом времени. На доске или в раздаточном материале предлагается выполнять несколько упражнений. Это могут быть пропущены или глаголы, или предлоги, или степени сравнения прилагательных и т.д. На таком уроке повторяются образование вопросительной и утвердительной формы.

   3 урок. Работа над фонетикой. Отрабатывается чтение первого куплета: звук – слово – словосочетание. Работая над фонетикой, необходимо обращать внимание и на мелодику песен – чередование ударных и безударных слогов и слов. Отработав первый куплет, повторяем его за фонограммой. Далее идет работа над вторым и третьим куплетом. 
 4 урок. Работа над запоминанием текста. Можно использовать такие способы запоминания:
— «Цепочка» (Chain). Каждый ученик по очереди произносит одну строчку куплета и так до конца.
— «Снежный ком» (Snowball). Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.
— «Закончи фразу» (Complete the phrase). Учитель произносит начало фразы, учащиеся заканчивают её.
 5 урок. Исполнение песни под фонограмму «плюс» (с голосом). На этом же уроке попробовать исполнить песню под фонограмму «минус один» (без голоса).
 6 урок. Исполнение песни самостоятельно под фонограмму «минус один». Можно устроить конкурс на лучшее исполнение песни (соло, дуэты, трио и т.д.). 
Проработанная подобным образом песня может быть исполнена во время проведения Недели английского языка или на школьных праздниках. Также можно добавить и такой вид работы, как сочинение – размышление на ту или иную тему, затрагиваемую в песне. В этом случае необходимо предъявить лексический минимум, который будет использован в процессе работы над песней.
Надо признать, что не всегда удается использовать вышеприведенную схему. Это зависит от степени подготовленности класса, от содержания песни, а самое главное — от желания учащихся. 

Данный материал можно использовать на уроках в старших классах. Emilia “Big, Big Girl” I’m a big, big girl
In a big, big world
It’s not a big, big thing
If you leave me
But I do, do feel
That I do, do will
Miss you much, miss you much… I can see the first leaf falling
It’s so yellow and nice
It’s so very cold outside
Like the way I’m feeling inside I’m a big, big girl … Outside it’s now raining,
And tears are falling from my eyes.
Why did it have to happen?
Why did it all have to end? I’m a big, big girl … I have your arms around me
Warm like fire,
But when I open my eyes
You’re gone…

I’m a big, big girl …

Работа над песней может включать следующие этапы:

  1. Listen to the song

  2. What is this song about?

Choose the right variant

    1. about nature

    2. about rain

    3. about happiness

    4. about feelings of a girl

3. The girl feels lonely and cold.

4. What adjectives are used to describe the falling leaf and the arm of a boy?

Nice leaf, warm arm

Form comparative and superlative degree of these adjectives.

Nice – nicer – nicest

Warm – warmer – warmest

5. Comparisons

a. Girl’s feeling is like autumn.

b. Rain is compared with tears.

c. Boy’s arms are like fire.

6. What is the meaning of the verb “do” in the following sentences

“I do, do feel

I do, do will

Miss you much”?

  1. What is the difference between these two sentences:

I see the first leaf falling

I’m feeling inside?

  1. What modal verbs are used in the song?

Why did it have to happen?

Why did it all have to end?

I can see the first leaf falling.

What are the main peculiarities of the modal verbs usage?

9. Find sentences in the Present Continuous Tense and the Past Indefinite

Tense.

Present Continuous:

I’m feeling inside

It’s raining

Tears are falling from my eyes

Past Indefinite:

Why did it have to happen?

Why did it all have to end?

10. Find all the nouns in the song and make them plural

Girl(s), world(s), thing(s), leaf (leaves), way(s), tear(s), eye(s), arm(s), fire

11. Write these sentences in the indirect form:

I can see the first leaf falling (She can see the first leaf falling)

I’m feeling inside (She is feeling inside)

Tears are falling from my eyes (Tears are falling from her eyes)

I have your arms around me (She has his arms around her)

12. Fill in the gaps

I’m a big, big girl
In a big, big

I can see the first falling
It’s so yellow and nice

Outside it’s now ,
And tears are falling from my eyes.

  1. Put the verbs in the correct tense form.

A big girl (to feel) lonely in a big world. Her boy (to leave) her, so she (to miss) him very much. She (to admire) autumn leaves, which (to seem) very nice to her, but she (to feel) cold like cold autumn weather. It (to be) raining and she (to cry).

14. Fill in the gaps

I____ a big, big girl
In ___big, big world
It’s not a big, big _____
If you _____me
But I do, do _____
That I do, do _____
Miss you_____, miss you much… I can _____the first leaf falling
It’s so _____and _____
It’s so very cold _____
Like the way I’m feeling _____ Outside it’s now_____,
And _____are falling from my eyes.
Why did it _____happen?
Why _____it all have to end? I have your _____around me
Warm like_____,
But when I open my _____
You’re gone… 15. Let’s sing the song together. 16. Reflection “Received the answer (!) or not (?)” Листы со знаком (!) на одной стороне, где необходимо написать на какие вопросы были получены ответы, и знаком (?) на другой, где необходимо написать, на какие вопросы ответы получены не были. (Анализ ответов позволит правильно спланировать и подготовить следующий урок, выступление) Работа в школе предоставляет учителю возможность разнообразить любой урок, сделать его интересным, незабываемым. Ведь такие уроки вызывают у детей положительные эмоции; их улыбки, горящие интересом глаза вдохновляют учителя, побуждают его на дальнейшую творческую работу с детьми.

Добавить комментарий