Конспект урока
по теме «Общение»
(1 час 20 мин.)
Тип урока- урок объяснения нового материала
Вид урока- урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном)
Формы изучения нового материала на уроке-
лекция;
объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов;
самостоятельная работа с учебником и другими источниками.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке-
Фронтальная,
Индивидуальная,
Групповая.
Оборудование:
-
Карточки с заданиями для групп «Стили решения конфликтов»
-
Текст с материалом «Способы решения конфликта» и «Принципы управления конфликтом»
-
Карточки с домашним заданием
Цель-
овладение знаниями по теме « Общение»
Задачи-
1.дать понятие о видах, формах, функциях, сторонах общения;
2.ознакомить с вербальным общением ;
3.способствовать выработке навыка невербального общения ;
4.сформировать конкретные действияведения беседы и соблюдения территориального права .
Структура урока:
1.Орг. момент (3 мин.)
2.Вводная беседа (3 мин.)
3.Основная часть – лекция с одновременным заполнением опорного конспекта (20 мин.)
4. Работа по вариантам (25 мин.)
5. составление памяток по группам (15 мин.)
6. Рефлексия (7 мин.)
7.Домашнее задание (8 мин.)
Ход урока
-
Организационный момент
-
Вводная беседа
Что такое общение? Ответить на этот вопрос одновременно и легко и очень трудно. Общение – это такое социально-психологическое явление, которое не только сопровождает человека всю его жизнь, но и является важнейшим условием формирования его личности. Общение – основа существования любого социума: оно объединяет людей в единое целое, обеспечивает согласованность их усилий, делает возможным сохранение и передачу групповых норм, традиций, преданий, то есть социального опыта, последующим поколениям. Общаясь, мы познаем мир; потребность в общении – одна из важнейших потребностей человека, одиночество воспринимается нами как одно из величайших бедствий. “Общество” и “общение” – однокоренные слова, ведь любое общество – это не что иное как система различных уровней и форм общения людей.
В психологии общение определяется как взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга. Учитель ведет урок, объясняя новый материал ученикам и проводя опрос; покупатель интересуется у продавца качеством и ценой товара; мать играет с маленьким ребенком; телекомментатор рассказывает о последних новостях – все это различные виды общения. Ежедневно мы сталкиваемся с многочисленными ситуациями, в которых можем наблюдать все разнообразие человеческого общения.
3.Основная часть
В ходе чтения лекции преподавателем студенты заполняют канву таблицы по теме.
Форма для заполнения.
Уважаемые студенты, заполните, пожалуйста, форму по теме «Общение»
Общение- это_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Стороны общения
-
__________________________________________________________
-
_____________________________________________________________
-
__________________________________________________________
Виды общения
-
__________________________________________________________
-
___________________________________________________________
-
__________________________________________________________
-
__________________________________________________________
-
____________________________________________________________
-
____________________________________________________________
-
____________________________________________________________
Функции общения
-
_____________________________________________________________
-
___________________________________________________________
-
__________________________________________________________
-
_____________________________________________________________
-
_____________________________________________________________
-
____________________________________________________________
-
___________________________________________________________
Аффилиация- это _________________________________________________
________________________________________________________________
Текст лекции
Общение – сложное социальное явление, и, хотя оно представляет собой целостный акт, в нем можно выделить три стороны:
-
коммуникативная сторона (коммуникация ~ передача информации) – это обмен информацией, в процессе которого от человека к человеку передаются знания, умения, эмоции;
-
перцептивная сторона (перцепция – восприятие) – это восприятие человека человеком и их взаимопонимание;
-
интерактивная сторона – взаимодействие людей друг с другом.
Любое общение состоит из отдельных, относительно завершенных элементов, которые называются актами общения или коммуникативными актами. Например, учитель задает ученику вопрос и получает ответ. Отдельный акт, как правило, является частью более продолжительного процесса общения.
Виды общения
Многообразие жизненных ситуаций, в которых оказывается человек, и разнообразие его социальных связей определяет и разнообразие видов общения. В качестве примера можно привести классификацию видов общения по уровню контактов.
-
“Контакт масок” – это формальное общение, когда человек не стремится понять своего партнера и не испытывает к нему никаких чувств, а как бы надевает маску: маску вежливости, участия, строгости. Особенно распространен это с.ид общения в современном городе, где контакты между людьми многочисленны, но кратковременны и формальны. Человек не в состоянии хорошо узнать каждого партнера и стремится избавить себя от излишних эмоций.
-
Формально-ролевое общение – это общение в рамках определенных социальных ролей (покупатель – продавец, врач – больной, учитель – ученик и т.д.), когда человек выбирает формы и средства общения. Исходя из своей социальной роли и роли своего партнера. Этот вид общения тоже не требует от людей знания личностных качеств друг друга, а основан на знании ими моделей повеления определенных социальных ролей.
-
Примитивное общение отличается тем, что партнер оценивается по степени полезности: если он воспринимается как нужный, то к нему проявляется интерес и стремление узнать его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны; тщательно выбираются формы и средства общения. Если же необходимости во взаимодействии с этим человеком нет, то он просто отвергается и не рассматривается как возможный партнер по общению.
-
Maнипулятивное общение близко к примитивному. Оно направлено на извлечение выгоды из общения с данным человеком. В этом случаю к собеседнику, как правило, проявляется интерес, учитываются личностные характеристики, демонстрируются эмоции, но все это преследует только одну цель- манипулирование партнером..
-
Деловое общение предполагает серьезные отношения между партнерами, учет ими индивидуальных особенностей друг друга, но на первое место ставится не интерес к человеку, а интересы дела.
-
Светское общение. Суть его в беспредметности. Главная цель этого вида общения поддержание контактов. Люди в процессе светского общения вступают в контакт потому, что так принято, говорят не то, что думают или чувствуют, а то. что принято в данной ситуации.
-
Духовное или межличностное общение – это общение друзей и близких людей, связанных отношениями симпатии. Большую роль в нем играют эмоции, которые определяют и характер общения и выбираемые средства. Основой данного вида общения является знание людьми личностных качеств друг друга и понимание эмоциональных состояний.
Функции общения
Занимая в жизни как отдельного человека, так и общества в целом важное место, общение выполняет разнообразные функции:
-
коммуникативная функция – передача информации;
-
перцептивная функция – восприятие и взаимопонимание людей;
-
интерактивная функция – взаимодействие людей в группе:
-
функция координации – организация совместной деятельности;
-
функция социального контроля – в процессе общения не только происходит формирование социальных норм и их усвоение, но и осуществляется контроль за их выполнением;
-
функция межгруппового взаимодействия;
-
функция аффилиации.
Аффилиация – это отождествление себя с группой, чувство принадлежности к определенному социуму.
Учитывая то, что общение пронизывает буквально все стороны жизнедеятельности человека и играет определяющую роль в формировании его личности, рассмотрим подробнее содержание каждой из трех сторон общения.
4.Работа по вариантам
Студенты 1 варианта готовят сообщение о вербальном общении, 2 варианта- о невербальном общении.
В зависимости от использования средств передачи информации выделяют два вида общения: вербальное (речевое) общение, в котором информация передастся с помощью слов формального языка и невербальное (неречевое), где передача информации осуществляется с помощью таких средств как жесты, мимика, пантомимик
Материал для работы студентов.
Вариант 1
Вербальные средства общения
К вербальным средствам относится речь – своеобразная форма деятельности, в процессе которой информация передается с помощью слов формального языка. Язык представляет собой систему слов и выражений, а так же правила их соединения в осмысленные высказывания. Язык конвенциален по своей природе, то есть является продуктом взаимодействия людей в группе. Современные национальные языки прошли очень длительный путь эволюции; и своеобразие тесно связано с особенностями этносов, с родом занятий, преобладавшем у данного народа в древности, со своеобразием его национального характера и т.д.
Слова языка едины для всех, говорящих на нем, и к употреблению слов и их произношению предъявляются строгие требования. Тот, кто нарушает эти требования, рискует быть непонятым. Язык имеет важное значение в процессе общения не только как средство передачи сообщения: он позволяет человеку ощущать единство со своей группой, отличать чужих и самому отличаться от них. В любом обществе существуют группы (возрастные, профессиональные, социальные и т.д.), использующие свою особую лексику, так называемый сленг. Это могут быть как особые слова, так и общепринятые, со своим специфическим значением. В качестве примера таких групповых языков можно назвать воэовской жаргон или подростковый сленг. Употребление особых слов и выражений в подростковой среде позволяет молодым людям подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе и как бы обособиться от мира взрослых.
Каждое слово – это знак, имеющий свое конкретное содержание. Это содержание, называемое значением, связывает слово с миром реальных вещей и явлений. позволяет человеку выражать свои мысли и передавать информацию. Многовековая связь слов с предметами привела к формированию особого отношения к ним. Произнося слова (“мама”, “Родина”, “смерть”, “враг”), мы не только издаем определенные звуки, но и переживаем чувства, связанные с предметами, которые обозначаются произносимым словом. Слово имеет над человеком огромную власть. Недаром же говорят, что словом можно убить и словом можно исцелить. Психологи доказали, что слово может “включать” определенные психические механизмы. Например, если врач неосторожно скажет больному, что болезнь его неизлечима, то это не только вызовет у больного страх, но и может ухудшить его физическое состояние. Способность слова воздействовать на психические процессы лежит в основе внушения или гипноза. Силу слова каждый может проверить на себе: если девушка каждое утро, смотрясь в зеркало, будет говорить себе: “Какая же я красивая и обаятельная!”- то она действительно станет неотразимой, уверенной в себе красавицей.
Если язык социален, то речь, хоть она и строится на основе формального языка, индивидуальна. В ней отражаются индивидуальные особенности человека, его эмоциональные состояния, интересы, мотивы и т.д.
Вариант 2
Невербальные средства общения
По данным исследований слова составляют в общении от 7 до 30% передаваемой информации, большая же часть приходится на неречевые или невербальные средства. Средства эти очень разнообразны: жесты, мимика, пантомимика, позы, интонация, касание людьми друг друга и многое другое. Существуют специальные науки, изучающие различные виды невербальных средств общения.
Кинесика изучает роль различных движений человеческого тела (кинем) в пэоцессе общения. Объектами изучения кинесики, главным образом, являются мимика, пантомимика и жесты. Движения человеческого тела несут интересную и важную информацию об индивидуально-психологических особенностях человека, например, о темпераменте. Люди с более динамичной нервной системой, с преобладанием холерического темперамента более подвижны, чем флегматики и даже сангвиники. Они быстро жестикулируют, у них выразительная и подвижная мимика, они часто меняют позы в процессе общения. По сравнению с ними флегматики кажутся заторможенными, их мимика невыразительна, что нередко воспринимается как равнодушие или скрытность.
По тому, как движется человек можно определить и его эмоциональное состояние. Сутулая спина, безвольно опущенные руки, “потухший” взгляд и шаркающая походка говорят об общем угнетенном состоянии человека, тогда как бодрая, упругая походка, высоко поднятая голова, выразительная мимика – свидетельство того, что у этого человека хорошее настроение.
Большую роль в общении играет улыбка, которая воспринимается как проявление доброжелательности и стремление идти на контакт. Как правило, она вызывает сходную ответную реакцию. Если вы хотите добиться расположения ваших партнеров по общению, то улыбайтесь им почаще, только улыбка должна быть искренней, а не официальной. Вообще мимика играет важную роль в об- щгнии, так как чаще всего она воспринимается и оценивается на интуитивном уровне. Передача информации с помощью выражений лица и глаз – это древнейший вид коммуникации, он существует не только у приматов(человекообразных обезьян), но и у большинства высших животных Человек может контролировать свою мимику, например, улыбаться, если ему грустно, сделать сочувствующее лицо и злорадствовать про себя, но его всегда выдадут глаза. Недаром говорят, что глаза – это зеркало души. Л.Н.Толстой описывает в своих произведениях более 80 выражений глаз. Выражения глаз несут важную информацию об отношении к собеседнику и к тому, что он в данный момент говорит, об эмоциональном состоянии человека, о том, насколько внимательно он слушает своего партнера и даже о его искренности. Стремление избежать контакта глаз, так называемый бегающий взгляд говорят о том, что человек либо что-то скрывает, либо лжет. Внимание к собеседнику, заинтересованность им или предметом разговора проявляется в блеске глаз. Английский психолог Мак- Клой даже сконструировал аппарат, с помощью которого по яркости сетчатки глаза можно определить степень… влюбленности человека.
Одним из важнейших средств невербального общения являются жесты. В отличие от экспрессивных (выразительных) движений лица и тела жесты конвен- циальны, то есть являются частью культуры группы. Жесты как средство общения очень распространены и имеют большое значение для взаимопонимания. Сопровождая слова, жесты могут подчеркивать смысл, заключенный в них, или менять его на прямо противоположный. Например, один человек другому говорит: “Какой ты умный!” и при этом согнутым пальцем стучит себе по лбу. Смысл сообщения в сочетании с жестом оказывается противоположным тому, что содержится в речевом высказывании. Так как группы социальны, то в разных группах (особенно, если речь идет о разных нациях) система жестов различна, поэтому взаимопонимание людей зависит не только от знания ими формального языка, но и языка жестов. Так, например, если итальянец, общаясь со своим собеседником начинает потирать тыльной стороной ладони Свою щеку, то буквально этот жест означает, что разговор настолько затянулся, что уже начала расти щетина. Его собеседник, даже хорошо зная язык, не сможет правильно построить общение, если не понимает смысл этого жеста.
Жесты и вне речевого общения несут немалую информацию, в основном оценочную, то есть информацию об отношении человека к сообщению, к собеседнику, к конкретной ситуации, а так же информацию об эмоциональном состоянии человека. Однако самостоятельного, полностью заменяющего речь языка жестов не существует. Язык глухонемых не является жестовым языком в собственном смысле слова, так как он тесно связан с формальным языком: жесты в нем соответствуют словам или выражением этого языка и изобретены искусственно для удобства общения людей, лишенных возможности пользоваться речью.
Речь, мимика и жесты – наиболее заметные средства общения. Но в общении есть моменты, на которые мы редко обращаем внимания, но которые, тем не менее, играют важную роль в процессе взаимодействия. Представьте, что вам нужно обсудить с другом (или подругой) важный для вас вопрос. Где вам будет удобнее это сделать? Где-нибудь в уголке; чем меньше вокруг вас будет открытою пространства, тем увереннее вы себя будете чувствовать. А если, наоборот, вы стремитесь привлечь к себе внимание, сделать важное для всех сообщение, выступить в роли лидера или продемонстрировать свое превосходство? Тогда, скорее всего, вы предпочтете открытое пространство, повернетесь лицом к предполагаемой аудитории и, возможно, постараетесь занять возвышенное положение ( на ступеньке лестницы, на кафедре, на трибуне или на стуле). Подобное возвышение человека над окружающими способствует повышению его авторитета в глазах других. Недаром же политические лидеры предпочитают выступать с высоких трибун, а трон властителя всегда помещался на возвышении. Наука, изучающая влияние пространственного расположения людей на процесс их общения, называется проксемикой.
Проксемика так же изучает роль дистанции в процессе общения. Американские социальные психологи установили, что каждый человек, общаясь с другими людьми старается сохранить некое личное пространство. Размер этого личного пространства зависит не только от индивидуальных особенностей человеке, но и от целей общения. Так в процессе интимного общения человек может очень близко подходить к своему партнеру до 45 см. Дистанция дружеского общения – 45-120 см.; официальная дистанция – 120-400 см.; публичная дистанция – 400- 750 см. Однако, следует помнить, что данные цифры характерны для американской культуры и у других народов могут существенно отличаться. Выделяют так называемые ” контактные” народы, представители которых придерживаются очень близкой дистанции общения и часто касаются друг друга в разговоре (итальянцы, мексиканцы и др.) А представители народов Северной Европы (шведы, финны, англичане и др.) придерживаются значительно большей дистанции и касаются друг друга в разговоре очень редко. Русская культура относится к среднему типу.
Склонность к непосредственному контакту в процессе общения зависит не только от национальной принадлежности человека, но и от его от эмоционального состояния, от степени знакомства партнеров и от культуры группы, к которой они принадлежат. Роль прикосновений в процессе общения изучает наука, которая называется такесикой.
К невербальным средствам общения относятся так же некоторые особенности речи. Различная степень громкости речи, интонации, изменения тональности голоса делают нашу речь живой и выразительной, наполняют наши высказывания особым смыслом. Например, выражение: “Как ты хорошо выглядишь!”- можно произнести таким тоном, что собеседник воспримет его как оскорбление или как объяснение в любви. Роль вокальных возможностей голоса в процессе общения изучает паралингвистика. А вот эксталингвистика занимается изучением особенностей речи, связанных с изменением темпа, паузами и включением в речь различных звуков: смеха, покашливания, вздохов и других.
Таким образом, мы видим, что невербальные средства общения занимают очень важное место в нашей жизни. Знание их помогает человеку правильно организовать свое общение, понимать других и быть понятым самому.
5.Работа с памятками
1 группа (материал для памятки «Техника общения»)
Техника общения — это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению, и его поведение в ходе общения.
Приемы общения- наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения.
Для эффективного протекания процесса общения перед его началом важно определиться с наиболее подходящей техникой и приемами общения.
Они должны быть соотнесены с собственными интересами
и с интересами партнера по общению.
На начальном этапе техника общения заключается в принятии определенной позы, выражения лица, выборе соответствующего тона, жестов, правильно подобранных начальных слов.
Выражение лица должно выражать отношение к партнеру, соответствовать цели сообщения и желаемому результату.
Такие же требования предъявляются и к занимаемой позе. Иногда человек сознательно занимает ту или иную позу, принимает выражение лица, использует определенные жесты, чтобы наилучшим образом достигнуть желаемого результата.
Рассмотрим более подробно значение некоторых жестов, которые могут влиять на ход общения.
2 группа (материал для памятки «Психология жестов»)
Психология жестов. Передаваемая словесно информация может быть воспринята неверно, если она сопровождается несоответствующими жестами.
Знание психологии жестов поможет изменить свое поведение, вовремя закончить переговоры и т. д., если что-то идет не так, как хотелось бы.
Жесты открытости:
-
раскрытые руки (руки ладонями вверх);
-
расстегивание пиджака.
Жесты защиты:
-
руки, скрещенные на груди;
-
руки, зажатые в кулак.
Раздумье и критическая оценка:
-
палец вдоль щеки;
-
наклоненная голова (поза внимательного слушания);
-
почесывание подбородка («хорошо, давайте подумаем»);
-
жесты с очками (медленно снятие, долгое протирание стекол и т. д.), к жесту прибегают также, если требуется время на обдумывание, при этом в рот берется дужка очков, говорить при этом сложно, так что остается внимательно слушать, обдумывая ответ;
-
хождение по комнате;
-
пощипывание переносицы.
Подозрение и скрытность:
-
взгляд в сторону («что ты имеешь в виду?»);
-
защита рта рукой: во время речи — лживость; во время слу шания — чувствует, что собеседник лжет;
-
прикосновение к носу — вариант 2 в замаскированной форме;
-
потирание века;
-
почесывание или потирание уха.
Предостережение — нельзя возводить рассмотренные жесты в абсолют.
Может быть, человек замерз и поэтому скрещивает руки, или у него просто чешется нос или ухо.
3 группа (материал для памятки
«Отношение к беседе. Территориальные права»)
Отношение к беседе:
-
ноги (или все тело) обращены к выходу — свидетельство того, что человек хочет закончить встречу, поэтому следует либо закончить разговор, либо перевести его в более интересное русло;
-
подпирание ладонью щеки и подбородка — свидетельство скуки, иногда путают с жестом внимательного слушания, но в этом случае указательный палец направлен вертикально к виску.
Территориальные права:
-
интимная зона (от 15 до 46 см) — это психологическая собственность человека, право нарушить эту зону имеет только очень близкий человек, при вторжении чужого, например, при давке в общественном транспорте, человек испытывает раздражение и дискомфорт;
-
личная зона (от 46 см до 1,2 м) — расстояние для вечеринок и официальных встреч;
-
социальная зона (от 1,2 до 3,6 м) — зона для общения с посторонними людьми, например, на таком расстоянии следует находиться хозяину квартиры и сантехнику, чтобы не вызывать раздражения друг у друга;
-
общественная зона (более 3,6 м) — расстояние для общения с большой аудиторией.
В ситуациях, когда ваш собеседник сидит, не следует нависать над ним, так как это воспринимается как ваше превосходство, а собеседник при этом чувствует себя очень маленьким.
В условиях вынужденной скученности, когда нарушается интимная зона, рекомендуется придерживаться следующих правил:
-
не следует разговаривать даже со знакомыми людьми;
-
нельзя смотреть в упор на других;
-
нежелательно проявление на лице каких бы то ни было
эмоций;
-
при наличии газеты, журнала, книги желательно погрузиться в чтение, хотя бы для видимости;
-
движения должны быть сдержанными;
-
при движении в лифте сосредоточьтесь на указателях этажей.
6. Рефлексия
Что такое общение?
Назовите три стороны общения.
Какие виды общения вы знаете?
Чем отличается вербальное общение от невербального?
Что такое “коммуникативный акт”?
Какие функции выполняет общение?
Какую роль в процессе общения играет обмен информацией?
В чем суть проблемы кодирования и декодирования информации?
Какие средства общения вы знаете?
Какие вы знаете вербальные средства общения?
Какие вы знаете невербальные средства общения?
Какую роль в общении играют жесты?
Что изучают такие области знания как кинесика, такесика, проксемика, экстра- и паралингвистика?
7.Домашнее задание
(задается в вариативном виде, что позволяет студентам самостоятельно определять для себя какие из заданий он будет выполнять)
Выполнить любые три задания на выбор .
-
Подберите примеры из классической литературы, характеризующие каждый из видов общения.
-
Подберите из литературы примеры, где бы описывались выражения глаз. Докажите с помощью примеров конвенциальный характер жестов.
-
Напишите небольшое сочинение-размышление на тему: ” Роль улыбки в общении”.
-
«Ассоциация». С кем или чем ты ассоциируешь себя в данный момент? Можно называть предметы, явления, растения, животных. Упражнение развивает рефлексию и воображение.
-
«Переселение душ». Если б был верен тезис о переселении душ, во что или кого вы хотели бы воплотиться в следующей жизни? Упражнение может указывать на нереализованные стремления личности.
-
«Сводка погоды». Описать своё настроение в форме сводки погоды. Упражнение даёт представление о самочувствии участников тренинга.
-
«Девиз». Практически у каждого из нас есть воспоминание или фраза, которые способны поддержать нас в трудную минуту. Какое высказывание или крылатое выражение вы бы взяли для своего девиза?
-
«Вывеска». Если бы мы все превратились в здания, то какую вывеску вы бы повесили на каждом?
-
«Мои родители и их любимые поговорки». Какие «крылатые выражения» своих родителей вы помните, в каких ситуациях они их использовали?
-
«Кто я?» Ответить на этот вопрос пять раз.
Тема урока: «Темперамент».
Тип занятия: открытие нового знания
Цель урока: выявить взаимосвязь темперамента с психической деятельности человека.
Задачи урока:
– познакомить студентов с понятием «темперамент»; изучить характерные особенности типов темперамента;
– развивать навыки исследовательской работы, самоанализа; интерес к самопознанию;
воспитывать чувство собственного достоинства, личностную неповторимость.
Оборудование:
- методическое оснащение урока:
– учебная литература;
-раздаточный материал: схема- кластер (по количеству студентов), бланки для «Теппинг-теста» (по количеству студентов); бланки с методикой «Формула темперамента» (по количеству студентов); листы А4 с изображением «круга Айзенка» и набором качеств темперамента (4 набора);
- технические средства: интерактивная доска.
Ход занятия
- Организационное начало урока.
– Здравствуйте, уважаемые студенты.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
-По мере ознакомления с новой информацией вы будете отражать ее в кластере.
2. Мотивация к учебной деятельности.
– Проблема, о которой пойдет речь на сегодняшнем уроке, занимает человечество на протяжении нескольких столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы.
– Как вы думаете, от чего это зависит? – Что позволяет отличать одного человека от другого? (Психическое свойство)
– Что относят к психическим свойствам?
– Можете ли вы назвать, какое конкретно из названных вами свойств относится к перечисленным ранее мною характеристикам: подвижный, эмоционально возбудимый, энергичный, спокойный?
– Хотите ли вы узнать больше о психическом свойстве человека, которое указывает на различия между людьми?
– Продолжите фразу «Я хочу» …Каким путем вы хотите пойти на сегодняшнем уроке?
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
– Я предлагаю следующее утверждение: верно ли, что темперамент, являясь индивидуальным свойством психики человека, оказывает влияние на проявление психических особенностей его поведения и эмоционального состояния?
– Можете ли вы дать доказательный ответ на предложенное вам утверждение?
– Итак, вы столкнулись с затруднением. Почему? Чего вам не хватает?
4.Выявление места и причины затруднения.
– Давайте подумаем вместе. В каком месте возникло затруднение?
– Каких знаний вам не хватило?
– Почему трудно ответить на вопрос?
– Что вы пока не знаете, чтобы ответить на вопрос?
-Хотели бы вы получить больше знаний по этой проблеме? И для чего они вам нужны?
5. Построение проекта выхода из затруднения.
– Исходя из причины затруднения, поставьте свою цель работы на уроке. Начните со слова узнать…
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
– С помощью чего будем достигать этой цели? (нам помогут знания, которые мы уже имеем)
– Составим план реализации поставленной цели.
1. Определение базовых понятий.
2. Определение физиологических основ темперамента.
3. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента.
6. Реализация построенного проекта.
– Сейчас вашему вниманию будет предоставлен фрагмент из к/ф, снятого по одноименному произведению А. Дюма «Д Артаньян и три мушкетера». Перед вами предстанут 4 главных героя: Атос, Портос, Арамис и ДАртаньян. Внимательно проследите за ними и ответьте на вопрос: «Отличаются ли главные герои друг от друга?»
Демонстрация фрагмента.
– Итак, пожалуйста, отличаются ли главные герои друг от друга? Чем отличаются главные герои? – Что больше всего их отличает друг от друга?
-В чем проявляются выделенные вами качества? (Поведение, эмоциональность)
– Давайте сделаем вывод и сформулируем общие признаки, которые лежат в основе индивидуального различия людей. (Сила психических состояний и скорость их протекания).
– Таким образом, можно сказать, что выделенные вами признаки лежат в основе динамических особенностей психики, которые являются для каждого человека индивидуальными и характеризуют понятие «темперамент».
– Пожалуйста, попытайтесь сформулировать определение темперамента.
Студенты формулируют определение.-
– А теперь сравните свое определение с тем, которое дано в учебнике психологии Дубровиной Ирины Владимировны
На экране высвечивается определение.
Темперамент– это индивидуальное свойство психики человека, которое определяет динамику его психической деятельности и поведения.
– Отметьте данное определение в кластере.
– Темперамент проявляется в 3-х сферах человеческой жизни:
общей активности, которая определяется интенсивностью и общим объемом взаимодействия человека с окружающей средой (пассивный, активный, спокойный, инициативный);
моторной сфере– определяется конкретная область выражения общей активности (характеризует темп, быстроту, ритм движений человека);
эмоциональной сфере– выражается в различной степени эмоциональной возбудимости и силе проявлений эмоций человека. В данном случае имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность.
СООБЩЕНИЕ СТУДЕНТА о возникновении темперамента (Гиппократ)
- Мы узнали о том, как впервые появилось понятие «темперамент». Научное же объяснение темпераментов дает учение Ивана Петровича Павлова (высвечивается на экране портрет)о типах вышей нервной деятельности. Проводя многочисленные исследования, он установил, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы, выражающие соотношение таких нервных процессов, как возбуждение и торможение.
- Что такое возбуждение? Что называют торможением?
- Эти свойства являются наследственными и плохо поддаются изменению.
- А сейчас. Давайте выявим проявление этих свойств нервной системы у себя.
1) – У вас на столах лежат бланки с начерченными квадратами. Этот теппинг-тест был разработан Е.П. Ильиным и направлен на выявление типа нервной системы относительно возбуждения и характеристик работоспособности. После выполнения этой работы вы должны будете ответить на вопросы:
- Какая закономерность проявилась во время работы?
- Что повлияло на результат?
ЗАДАНИЕ.Удобно расположите лист с квадратами перед собой на столе. В правую руку возьмите карандаш или ручку таким образом, чтобы большой палец сверху упирался в торец карандаша. Локоть держите на вису, без опоры на стол.
По моей команде вы должны в максимальном темпе стучать в каждом квадратике 5 секунд, стараясь поставить как можно больше точек. И только по моей команде «дальше!» перейти в следующий квадрат по схеме.
- Кому задание непонятно? Приготовились. Начали.
Выполняют задание.
– Просчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и запишите результат в углу соответствующего квадрата.
Выполняют задание.
– А теперь в координатной плоскости. На оси абсцисс (горизонтальной линии) отмечены номера квадратов, на оси ординат (вертикальной линии) отмечено возможное число точек в каждом квадрате. Отметьте свой результат.
Выполняют задание.
– А теперь восстановите перпендикуляры из отметок, соответствующих количеству точек к номерам квадратов. Соедините полученные точки линией.
- Далее из точки на оси ординат, где у вас отмечено количество точек в 1-ом квадрате проведите горизонтальную линию параллельную оси абсцисс.
Выполняют задание.
– Итак, пожалуйста, какая закономерность проявилась во время работы?
– Одинаковое ли количество точек вы поставили в каждом квадрате? С чем это связано?
- Как вы думаете, что помогло вам справиться с заданием?
- Что повлияло на результат вашей работы?
– Как можно охарактеризовать нервную систему, которая выдерживает большие нагрузки, не снижая работоспособности? (Сильная)
- Что могло повлиять на противоположный результат?
- А как можно охарактеризовать нервную систему, которая не способна выдерживать сильные нагрузки, быстро утомляется, склонна к проявлению сильного торможения? (Слабая).
- Итак, мы получили 1-ое свойство. – Это сила нервных процессов.
- Какие же типы высшей нервной деятельности выделились в соответствии с этим свойством? (Сильный, слабый).
После ответа студента на экране высвечивается начало схемы.
Типы высшей нервной деятельности
– Давайте вернемся к полученным графикам. Проанализируйте их относительно горизонтально проведенной линии и сравните с представленным на слайде образцом.
Если ваш график является достаточно выпуклым над линией, то у вас сильная нервная система; если вогнутый и нисходящий, то слабая нервная система.
- Когда вы выполняли задание, какие эмоции (чувства) у вас возникали?
- Возникло ли у кого-то желание бросить и не выполнять работу дальше? Почему?
- А почему не бросил? Что тебе помешало это сделать?
- А кто бросил выполнять задание? Почему?
- Как же можно охарактеризовать нервную систему, которая способна проявлять равновесие нервных процессов и позволяет человеку спокойно реагировать на окружающих и выражать свои мысли? (Уравновешенная)
- Следовательно, как назовем нервную систему, у которой возбуждение преобладает над торможением? (Неуравновешенная).
- Какое еще свойство нервных процессов (системы) нам удалось определить? (Уравновешенность).
- Какие типы высшей нервной деятельности выделили по этому свойству? (Уравновешенный, неуравновешенный).
- Как вы считаете, какому из выделенных уже типов присуще проявление данного свойства? Почему?
После ответа высвечивается 2-ая часть схемы.
Типы высшей нервной деятельности
– А теперь вспомните, как проявлялась реакция на мои команды при выполнении теста? (Быстро ли вы реагировали и осуществляли переход из одного квадрата в другой? -Как вы думаете, от чего это зависело?)
– Как можно охарактеризовать нервную систему, которая способна быстро сменять скорость нервных процессов и, следовательно, быстро реагировать на смену деятельности? (Подвижная).
– Как называют человека, который все время двигается, активный, никогда не может надолго задержаться на одном месте.
- Как можно охарактеризовать нервную систему, которая проявляется в медленной смене процессов торможения и возбуждения? (Малоподвижная, инертная).
– Итак, каким еще свойством обладает нервная система? (Подвижность).
- Следовательно, какие типы высшей нервной деятельности выделим в соответствии с этим свойством? (Подвижный, малоподвижный.)
После ответа высвечивается 3-ая часть схемы.
– Итак, давайте подведем итог нашей практической и аналитической деятельности.
(Общая характеристика схемы)
7.Первичное закрепление во внешней речи.
– Теперь мы знаем, что каждому типу высшей нервной деятельности соответствует определенный тип темперамента. Но встает другой вопрос, какими характерными признаками обладает каждый тип темперамента. И мы переходим к рассмотрению следующего вопроса нашего плана.
- У вас на столах лежат рисунки Херлуфа Бидструпа, характеризующие черты типа темперамента.
- На рисунке мы видим реакцию человека на смятую шляпу. Давайте охарактеризуем поведение человека и определим тип темперамента.
- Итак, пожалуйста, рисунок 1.
- Как среагировал данный человек на смятую шляпу?
- Какими качественными признаками можно охарактеризовать его самого и его поведение?
- Каким типом темперамента обладает этот человек?
- Психологическую характеристику данного типа темперамента прочитайте в учебнике, с. 226-227
Далее анализ всех рисунков по схеме.
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Следующее задание вы будете выполнять по подгруппам. Перед уроком вы уже разбились на 4 подгруппы и на время работы будете условно объединяться в подгруппы:
- «Холериков» – № 1;
- «Сангвигиков» – № 2.
- «Меланхоликов» – № 3.
- «Флегматиков» № 4.
У каждой подгруппына столах лежат листы, на которых изображены круги Айзенка с набором качеств, характеризующими типы темперамента.
- Из этого набора качеств каждая подгруппа должна выбрать те,которые соответствуют названию вашей подгруппы, и вписать к соответствующей части. На выполнение задания вам дается 2 минуты
- Кому задание непонятно? Выполняем.
Выполняют задание.
-Проверьте свою работу. Если ответ совпал, ставьте знак плюс, не совпал, ставьте знак вопрос.(Самопроверка.Ответы на слайде).
После самопроверки обязательно организуется диалог:
– У кого есть знаки вопроса? В чем было ваше затруднение? Теперь понятно?
-Кто выполнил задание правильно?
- Скажите, пожалуйста, можно ли оценивать темпераменты как «лучшие» и «худшие»? Почему?
- Действительно, нельзя говорить о том, что один тип темперамента лучше, а другой хуже. Так как любой тип темперамента имеет и положительные и отрицательные признаки своего проявления. Это то свойство человека, которое подчеркивает его индивидуальность. Неповторимость. И каждого человека, какой бы он ни был, мы должны принимать таким, какой он есть: уважать и ценить его личность.
И далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных типов темперамента.
- Включение в систему знаний
– У каждого из вас, наверное, есть желание узнать свой тип темперамента и их сочетание. Это можно сделать с помощью методики «Формула темперамента». У каждого из вас распечатаны листы с этой методикой. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задание. На выполнение этого задания вам дается 10 минут.
- Кому задание непонятно? Работаем.
Выполняют задание.
- Теперь каждый из вас знает, к какому типу темперамента вы относитесь. Может кто-то желает поделиться с нами?
- Совпал ли ваш результат с ожидаемым?
– Полностью согласны с тем, что у вас получилось?
- Рефлексия учебной деятельности на занятии.
- С какими знаниями вы уходите с урока? -Что же удалось вам узнать о темпераменте?
- Что же такое «темперамент»?
- В каких сферах проявляется?
- На чем основывается возникновение и проявление темперамента?
- Какие типы высшей нервной деятельности выделил И.П. Павлов?
- Какие им соответствуют типы темперамента?
- Какими качествами характеризуются люди:
- сангвинического темперамента;
- меланхолического темперамента;
- флегматического темперамента;
- холерического темперамента?
Студенты отвечают по листу контроля
- В каких внешних признаках ярче всего проявляется темперамент? (Поведение, эмоции)
– Можете ли вы теперь дать доказательный ответ на предложенное вам в начале урока утверждение: верно ли, что темперамент, являясь индивидуальным свойством психики человека, оказывает влияние на проявление психических особенностей его поведения и эмоционального состояния?
А сейчас я прошу вас оценить себя на уроке. Перед вами лежат карточки, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.
УРОК |
Я НА УРОКЕ |
ИТОГ |
Интересно |
Работала |
Поняла материал |
Скучно |
Отдыхала |
Узнала больше, чем знала |
Безразлично |
Помогала другим |
Не поняла |
Озвучить работу по карточкам.
- Д/З– уч. с. 221-227; самостоятельно изучить вопрос: «Теории темперамента» и представить сравнительную характеристику; подобрать к каждому типу темперамента пример героев из литературных произведений.
Тема. Конфликт: его сущность и основные характеристики.
Образовательная технология: технология модульного обучения.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: изучить сущность конфликта и его основные характеристики.
Задачи урока:
- актуализировать знания обучающихся по изученному учебному материалу;
- познакомить обучающихся с основными понятиями темы: «конфликт», «объект конфликта», «стороны конфликта», «конфликтогены», «конфликтная ситуация», «инцидент»;
- изучить структуру, динамику, функции и типологию конфликтов;
- развивать навыки анализа ситуаций;
- формировать общие и профессиональные компетенции.
Оборудование: 1) учебная литература: Ефимова Н.С. Психология общения;
2) методический материал: учебные элементы (10 шт.);
3) раздаточный материал: задание на соответствие (8 шт.), ситуация (8 шт.), карточки для рефлексии (16 шт.), сигнальные карточки (12 шт.), текст теста (16 шт.), листы цветной бумаги (12 шт.), листы учета контроля (12 шт.).
Ход урока
- Организационно- мотивационный момент.
- Проверка группы к уроку.
- Упражнение на эмоциональный настрой.
У.- Посмотрите друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.
Положите руку на сердце и повторяйте за мной:
Я есть любовь,
Я есть воля,
Я есть сила,
Я есть добро,
Я есть все прекрасное,
Я есть Человек.
Все зависит от меня,
Все в моих руках.
- Мотивация.
У.- Австрийский писатель Карл Краус говорил: «Общение- это то, что способствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить». Я рада, что мне сегодня предстоит окунуться в тайны общения вместе с вами.
II. Организация учебной деятельности обучающихся по модулям.
УЭ 0. Определение темы и цели урока.
У.- Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из кинофильма «Большая перемена».
ПРОСМОТР ФИЛЬМА
У.- Итак, пожалуйста, какая ситуация представлена нам в видеофрагменте?
– Что произошло между героями фильма?
– Как называются такие ситуации?
– Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
У.- Действительно, сегодня мы будем рассматривать проблемы взаимоотношений людей в процессе общения. И тема урока: «Конфликт: его сущность и основные характеристики». Запишите ее в тетрадь.
У.- Какую цель вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?
У.- Эта тема рассчитана на четыре часа, поэтому сегодня мы с вами рассмотрим основные понятия и характеристики конфликта. Определит ход нашей с вами работы учебный элемент, который лежит у вас на столах. Изучив данный элемент, вы освоите:
– основные понятия темы такие, как «конфликт», «конфликтогены», «объект конфликта», «стороны конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент»;
– структуру, динамику, функции и типологию конфликтов.
У.- Сегодня на уроке у нас будет осуществляться рейтинговая система оценивания. Рейтинговая система оценивания будет предполагать:
1. оценку работы по проверке домашнего материала, которая будет складываться из нескольких видов деятельности:
– устные ответы,
– выполнение тестового контроля,
– выполнение практико- ориентированных заданий;
2. оценку вашей работы на уроке;
3. активность на уроке.
За каждый правильный ответ вы будете начислять себе по одному баллу. Фиксировать результаты работы по каждому виду необходимо будет в индивидуальных листах учета контроля, которые лежат у вас на столах. Подпишите свою фамилию. В конце урока вы подсчитаете общее количество баллов. Те, кто наберет за урок
От 45 до 55 баллов- оценка «5»
От 20 до 44 баллов- оценка «4»
Менее 20 баллов- оценка «3»
У.- Работать по достижению поставленной цели мы начнем с повторения учебного материала, тесно связанного с темой сегодняшнего урока.
УЭ 1. Входной контроль. Актуализация опорных знаний и навыков.
1. Устный опрос.
У.- Итак, пожалуйста, первый вопрос.
- Какие структурные элементы выделяют в процессе общения?
- Что характеризует перцептивная сторона общения?
- Что характеризует коммуникативная сторона общения?
- Что характеризует интерактивная сторона общения.
- Что побуждает людей взаимодействовать?
- Какие типы взаимодействия выделяют в психологии общения?
- Что представляет собой тип взаимодействия кооперация?
- Как по- другому можно сказать? Кооперация- это есть что?
- Сформулируйте определение понятия «конкуренция».
- Конкуренция- это есть что?
У.- Спасибо. Оцените свою работу. Занесите в графу «Устные ответы» то количество баллов, которое вы набрали.
2. Тестовый контроль.
У.- Следующее задание: я зачитываю определение, вы записываете под номером вопроса ответ, который должен содержать понятие данного определения.
- Стратегия поведения во взаимодействии, направленная на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции). (Сотрудничество)
- Стратегия поведения во взаимодействии, предполагающая ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм). (Противодействие)
- Стратегия поведения во взаимодействии, реализующаяся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. (Компромисс)
- Стратегия поведения во взаимодействии, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм). (Уступчивость)
- Стратегия поведения во взаимодействии, которая представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого. (Избегание)
У.- Поменяйтесь тетрадями, осуществите взаимопроверку выполненной работы.
У.- Давайте проверим ответы. Оцените работу в соответствии с установленными критериями, т.е. за каждый правильный ответ начислите по одному баллу и общее количество занесите в лист учета контроля в графу «Тестовый контроль».
3. Практико- ориентированные задания.
У.- Следующее задание вы будете выполнять в парах.
Соотнесите автора с основными положениями его теории взаимодействия:
|
А. Считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. |
|
Б. Каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций: «Р», «Д», «В». |
|
В. Любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех феноменов: позитивные эмоции, решение проблем, постановка проблем, негативные эмоции. |
|
Г. Считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. |
|
Д.Считал, что межличностное взаимодействие определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве. |
|
Е.Ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление. |
Правильные ответы:
1-В; 2-А; 3-Д; 4-Е; 5-Г; 6-Б.
У.- Итак, пожалуйста, что у вас получилось? (Спросить подгруппы)
У.- Сравните свои ответы с правильными. Оцените свою работу.
У.- Для выполнения следующего задания нам понадобятся сигнальные карточки, на которых у вас отмечены позиции взаимодействия, выделяемые Эриком Берном в теории трансактного анализа: «Родитель», «Дитя», «Взрослый».
По физическим признакам и выражениям определите позицию собеседника, поднимая карточку с соответствующим символом.
Похлопывает собеседника по плечу; «хочу»; хмурит брови; «на мой взгляд»; кусает ногти; шмыгает носом; «только попробуй»; сдержан; «запомни раз и навсегда!»; смущается; «правильно ли я понял, что»; внимателен; ставит руки на бёдра; надувает губы; «не буду».
У.- Спасибо. Оцените свою работу. Занесите результат в лист учета контроля в графу «Сигнальные карточки».
УЭ 2. Изучение теоретического материала по новой теме.
У.- Посмотрев в начале урока видеофрагмент из кинофильма «Большая перемена», мы убедились в том, что люди не умеют слушать друг друга, не умеют идти на компромисс, тем самым нарушают взаимоотношения, что ведет к внутреннему разладу, т.е. приводит к внешним и внутренним конфликтам.
Конфликты в последние десятилетия стали основной причиной гибели людей. По приближенной оценке, разного рода конфликты, повлекли за собой в завершившемся столетии около 300 млн. человеческих жизней. Поэтому проблема любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем. Следовательно, для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.
У.- И вот на сегодняшнем уроке мы с вами обратимся к данной проблеме, которая возникает в процессе взаимодействия людей.
У.- Какие ассоциации возникают у вас со словом конфликт?
У.- Действительно, все эти действия и переживания связаны с конфликтами.
У.- Как выдумаете, что же такое конфликт?
У.- Наиболее известными специалистами в области конфликтов являются Валентин Иванович Андреев, Наталья Владимировна Гришина, Борис Иосифович Хасан. Из зарубежных конфликтологов: Хелена Корнелиус и Шошана Фейр.
У.- Обратимся к учебным элементам, которые лежат у вас на столах. На странице 2 учебного элемента даны определения разных авторов. Прочитайте и сравните их. Какие признаки конфликта можно выделить?
У.- Какие же признаки конфликта можно выделить? (Противоречие, две стороны)
У.- Слово «конфликт» происходит от латинского «столкновение», а с точки зрения психологии Конфликт- явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
У.- Выпишите определение конфликта в свои тетради из учебного элемента.
У.- Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены. Прочитайте определение данного понятия в учебном элементе и объясните его.
У.- Что же такое конфликтогены? Как вы это понимаете?
У.- Сам по себе «конфликтоген- одиночка» не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть цепочка конфликтогенов, т.е. получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» отвечает «обидой на обиду», чтобы компенсировать свой психологический проигрыш. При этом его ответ не должен быть слабее, поэтому для полной уверенности он делается с «запасом». В результате сила конфликтогенов возрастает.
У.- Запишите определение понятия «конфликтогены» в тетрадь.
У.- В вашей жизни бывают конфликты? Приведите примеры.
У.- А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Снежинки». Главное условие- работать молча, не смотря на соседей.
Молча возьмите листок.
Сложите его пополам.
Оторвите правый верхний угол.
Сложите ещё раз пополам.
Ещё раз оторвите правый верхний угол.
Ещё раз сложите пополам.
И ещё раз оторвите верхний правый угол.
Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” своим одногруппникам.
У.- Почему все снежинки получились разные, не смотря на то, что был дан четкий алгоритм действий? (Ответы)
У.- Каждый из нас- индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления.
У.- Назовите возможные причины конфликтов?
У.- Все причины, которые могут привести к конфликту, условно разделяют на 4 группы:
- Объективные: наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов общества или группы;
- Организационно- управленческие: присутствие противоборства между различными людьми: официальными и неофициальными руководителями, формальными и неформальными группами;
- Социально- психологические: разрыв отношений между определенными группами и внутри них;
- Психологические: появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами обществами и группами.
У.- Запишите их в тетрадь из учебного элемента.
У.- Конфликт оказывает определенное влияние на внешнюю среду и свои подсистемы. Как вы думаете, какое влияние оказывает конфликт?
У.- Используя учебный элемент, ответьте на вопрос: какие функции выполняет конфликт?
У.- Откройте учебник на стр. 49, запишите в тетрадь, при каких условиях конфликт деструктивен, а при каких конструктивен.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
У.- Итак, пожалуйста, при каких же условиях конфликт деструктивен, а при каких конструктивен?
У.- Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента. Прочитайте в учебном элементе определения этих понятий и запишите их в тетрадь.
У.- Как вы поняли определение понятия «конфликтная ситуация»?
У.- Что такое инцидент?
У.- Используя схему в учебном элементе, изучите структуру конфликтной ситуации и попытайтесь ее описать.
У.- Какие структурные элементы выделяют в конфликтной ситуации? (Объект конфликта, стороны конфликта, позиции конфликта).
У.- Что является объектом конфликта?
Объект– конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта.
У.- Кто принимает участие в конфликте?
Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
У.- В психологии тех, кто участвует в конфликте, еще называют участниками.
У.- Чем отличается внешняя позиция конфликта от внутренней позиции?
Внешняя позиция– это та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам.
Внутренняя позиция- набор истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт (скрытая мотивировка).
У.- Отразите схему «Структура конфликтной ситуации» у себя в тетради.
У.- Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие стадии проходит конфликт в своем развитии? Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вы будете работать в группах по четыре человека.
ЗАДАНИЕ: В течение 5 минут вам необходимо обсудить ситуацию и попытаться определить стадии протекания конфликта. Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них?
СИТУАЦИЯ. Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшим домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспевающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я проводил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не нашел.
Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недовольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать.
Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль постепенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось.
У.- Пожалуйста, какие предположения у вас возникли?
У.- Сравните свои ответы с правильным ответом из учебного элемента и запишите в тетрадь.
У.- Какие же стадии развития конфликта вы отметили?
У.- Оцените работу. В зависимости от того, сколько стадий вы правильно выделили, поставьте соответствующее количество баллов в графу «Работа в группах».
У.- Конфликты представляют собой сложное социально- психологическое явление. Они отличаются большим разнообразием. Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Изучая, конфликт с самых различных точек зрения, исследователи выделяют различные основания для классификации его типов. Мы рассмотрим типы конфликтов, которые выделяются по субъектам взаимодействия.
У.- Снова обратимся к учебному элементу. Какие типы конфликтов выделяют по субъектам взаимодействия? В чем их особенности?
У.- Запишите в тетрадь.
У.- А сейчас я вам предлагаю проанализировать ситуации и определить тип конфликта.
Вопросы для анализа:
- Присутствует ли в данной ситуации конфликт?
- Что является объектом конфликта?
- Выделите стороны конфликта?
- Какой тип конфликта реализуется?
АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ
- Ты должна подготовиться к контрольной работе по психологии на завтра, а по телевизору показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).
- Подруга взяла у тебя тетрадь с конспектами и обещала вернуть её через два дня. С тех пор прошла неделя. Эта тетрадь очень нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонила ей и напомнила про тетрадь, она клятвенно обещала её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыла, куда её положила, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).
- Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).
У.- Оцените работу. Графа «Анализ ситуаций».
УЭ 3. Практическая работа.
У.- Возможно в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?»
– Чтобы развеять ваши сомнения и помочь вам определиться в этом вопросе я предлагаю выполнить тест «Конфликтная ли вы личность?» На выполнение теста вам отводится 10 минут.
У.- На основе проделанной работы вы каждый для себя отметили склонность своей личности к конфликтности. Это даст вам возможность контролировать свои действия и поступки.
УЭ 4. Выходной контроль.
У.- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с такими понятиями как «конфликт», «конфликтогены», «объект конфликта», «стороны конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Выяснили, что существуют разнообразные типы конфликтов. Обсудили структуру и динамику конфликта. А сейчас, чтобы систематизировать полученные знания по изученной теме, я предлагаю вам выполнить задания для закрепления, предложенные в учебном элементе. На выполнение работы 10 минут.
У.- Давайте проверим выполненную вами работу. Оцените свою работу в соответствии с установленными критериями.
Правильные ответы:
1.
А) ссора, обида, вражда, драка, агрессия….
Б) страх, ненависть, сожаление….
В)В.И. Андреев, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан, Х.Корнелиус, Ш.Фэйр.
2.
1) Инцидент.
2) Объект конфликта.
3. Кластер на слайде.
III. Подведение итогов учебной деятельности.
- Рефлексия.
У.- Что нового и полезного вы узнали сегодня на уроке?
– Какое значение лично для вас имеет сегодняшний урок?
– Какой вывод вы сделали сегодня для себя?
У.- А сейчас я прошу вас оценить себя на уроке. Перед вами лежат карточки, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.
УРОК |
Я НА УРОКЕ |
ИТОГ |
Интересно |
Работала |
Поняла материал |
Скучно |
Отдыхала |
Узнала больше, чем знала |
Безразлично |
Помогала другим |
Не поняла |
Озвучить работу по карточкам.
- Выставление оценок.
Отметить активность обучающихся на уроке по пятибалльной системе.
У.- Подсчитайте количество баллов. Соотнесите их с критериями:
Критерии оценивания:
Оценка «5»– от 45 до 55 баллов
Оценка «4»– от 20 до 44 баллов
Оценка «3» – менее 20 баллов
У.- Поднимите руку те, кто набрал от 45 до 55 баллов, вы получаете оценку «5»; кто набрал от 20 до 44 баллов- оценку «4»; кто набрал менее 20 баллов- оценка «3».
- Домашнее задание.
– Выучить изученный теоретический материал.
– Написать эссе на тему «Если мира в тебе нет, то мира и вокруг тебя быть не может».
Тем
Тема: «КАКОЙ Я…»
Цели занятия: введение учащихся в курс занятий, создание условий эффективного взаимодействия, эмоционального принятия членов коллектива, активизация процессов самопознания и самораскрытия школьников.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Вводная часть (5 – 7’).
Ø Ритуал начала занятия. Приветствие.
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите свою улыбку всем присутствующим.
А теперь тихонько коснись своей рукой руки соседа, почувствуй тепло его рук и передай своё тепло…
Ø Лист «Моё настроение»
В конце тетради мы начнём заполнять лист «Моё настроение». Ваша задача, начертить таблицу, которую мы постепенно будем заполнять.
В начале и в конце каждого занятия мы будем отмечать наше настроение карандашом определённого цвета:
Красный – отличное, я всем доволен, я весел и счастлив!
Жёлтое – настроение хорошее, без эмоций.
Синее – у меня плохое настроение, я расстроен (указать в комментариях, чем ты расстроен).
Ø Разминка: (упражнение на повышение умственной работоспособности).
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. . . Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох; Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Ø Ведение в курс занятия.
Что такое психология? Психология – это наука, изучающая мысли чувства людей. Для чего? Чтобы понимать себя и окружающих, уметь жить дружно и помогать друг другу…
На наших занятиях мы будем знакомиться с нашим внутренним миром, миром наших эмоций и чувств, будем учиться общаться и дружить…
Для уроков вам потребуются альбомы для рисования (дневник – «Мои достижения»), фломастеры, цветные карандаши (как на уроки ИЗО), тетради в клетку.
II. Основная часть (20 – 25’).
Ø Упражнение «Все мы разные»
На земле живёт много людей, и каждый человек не похож на другого, почему?
У каждого человека своё «Я», своя внешность, свои привычки, свой характер, у каждого человека своя семья в которой он живёт со своими устоями и традициями, у всех разные условия жизни. Даже если в семье есть близнецы, всё равно они разные, не смотря на кажущееся сходство.
Хорошо, когда у человека есть своё «Я», и он индивидуален, не такой, как все. Однако есть дела, когда человек должен быть как все. Например, как все ходить в школу, готовить уроки, помогать родителям и друзьям, быть членом школьного коллектива. Поэтому давайте жить под девизом «Один за всех и все за одного!»
Ø Упражнение «Мой мир – моя вселенная». Работа в альбомах…
Меня зовут: Мне ________лет У меня ______________глаза Я люблю в себе
Страна в которую я бы съездил лучше всего я умею
Любимые занятия: Любимый цвет: Любимая игрушка; Любимая детская песня:
Подруга (друг): Любимый запах: Любимое блюдо: Любимые игры:
Любимое время года: Любимое животное: Любимые певцы (группа): Любимый фильм:
Любимый цветок: Любимые книги: Писатели/поэты: Любимый учитель:
Любимые предметы: Мои интересы: Посещаю кружки: Школьные поручения:
Моё хобби: Авторитетный человек для меня: Моя мечта:
Ø Упражнение «Кто Я?»
Каждый человек и взрослый и ребёнок задаёт себе вопрос «кто я?». И иногда ответить на него сложнее, чем решить самую сложную задачу. Ответьте письменно на этот вопрос… Зачитайте вслух, что у вас получилось…
Ø Упражнение «Какой Я».
Напишите в тетрадях небольшое сочинение на тему: «Какой я и чем отличаюсь от остальных»?…
Ø Упражнение «Я и моё имя».
У каждого человека есть своё имя, этим именем вас называют ваши родители и друзья, оно сопровождает вас всю вашу жизнь. А сколько в мире имён? 100, 1000, 1 миллион… имён 4 миллиарда!!! И это не удивительно, ведь у каждого народа свои имена. Бывало, что детей называли в честь животных – Волк, Зяблик, Лютик. У некоторых народов и племён были имена, которые говорили о характере человека: Ястребиный глаз, Большой змей, Быстрый олень. Иные имена были и на Руси: Ждан (жданный ребёнок), Неждан (нежданный ребёнок), Старшой, Малуша… Каждое имя награждает человека разными отличительными чертами характера.
Например, Ксения – гостеприимная, Ирина – мирная, Максим – великий, Юлия – пушистая, Галина – светлая, тихая и т.д.
Ø Упражнение «Что значит ваше имя?»
Участникам группы предлагается назвать свое полное имя и рассказать что-нибудь о своем имени. Например, ответить на такие вопросы:
— Нравится ли мне мое имя?
— Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
— Знаю ли я. что обозначает мое имя?
— Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
— Есть ли мои тезки среди известных людей?
— Как имя влияет на мое поведение в жизни?
Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.
III. Рефлексия (3 – 5 ’).
Ø ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: найдите информацию о своём имени (интересные факты, интерпретацию имени, можно найти, кто вы по гороскопу) и оформите материал в альбоме «Мои достижения»
Ø Лист «Моё настроение»
Ø Ритуал окончания занятия.
Ребята встают в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх, хором произносят слова «УХ!», и опускают резко руки…
Примечание: варианты слов могут меняться «уф», «ох», «ах», важно сделать это на выдохе.
Просмотр содержимого документа
«Урок психологии по теме “Какой Я”? »
6
Коми Республикаса йöзöс да том йöз политика министерство
велöдан министерство
«Сыктывкарса сервис да связь колледж»
уджсикасö велöдан канму учреждение
Министерство образования и молодежной политики Республики Коми
государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
(ГПОУ «СКСиС»)
Методическая разработка урока по дисциплине «Психология общения»
Тема: «Понятие конфликта в современном мире»
Автор: |
Н.В. Еголаева, педагог-психолог, преподаватель |
Сыктывкар, 2016 г.
Тема урока: «Понятие конфликта в современном мире»
Тип урока: комбинированный урок, с использованием игровых методов обучения.
Цели урока:
1.воспитания:
– формирование толерантного отношения студентов и обучающихся;
-совершенствование механизма сотрудничества.
2. развития:
– содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности,
– научить управлять конфликтом, так, чтобы деструктивные элементы держать под контролем, а конструктивные вводить и использовать для эффективного разрешения или урегулирования.
3. обучения:
-способствовать актуализации представлений обучающихся о конфликтах, их структуре, динамике протекания;
-создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).
Содержание знаний, умений и навыков:
обучающиеся должны знать:
-основные понятия: конфликт, противоречие, причины конфликта, участники конфликта, предмет и объект конфликта;
-динамику развития и протекания конфликта;
обучающиеся должны уметь:
-уметь находить пути ликвидации и разрешения конфликтов;
-применять эффективные способы и методы выхода из напряженной ситуации.
Обеспечение занятия: интерактивная доска, наглядный материал: Таблица № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов», Таблица № 2 «Типология конфликтов», Рисунок 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу», игра «Постройте пять кораблей».
Методы:
-беседа с элементами объяснения;
-опрос;
-постановка проблемных ситуации;
-игровые методы – игра «Постройте пять кораблей».
Формы организации деятельности:
– фронтальная;
– индивидуальная.
Литература для преподавателей:
1. |
Иванова С. В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. М.: Эксмо, 2005. 304 с. |
2. |
Гришина Н. В. Психология конфликта. Спб.: Питер, 2005. |
3. |
Моргунов Е., Рязанова Н. Бизнес – конфликтология // Управление персоналом, 2005, № 16. С. 11-70 |
4. |
Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с. |
Литература для обучающихся:
1. |
Психология и этика делового общения / сост. М.А. Поваляева. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 352 с. |
2. |
Барышева А. Д. Матюхина Ю. А. Этика и психология делового общения. М.: Альфа-М: ИНФРА – М, 2006. 256 с. |
3. |
Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с. |
Тематический ход урока «Понятие конфликта в современном мире» |
|||||||
№ |
Название этапа |
Время мин |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Методы деятельности |
Средства |
Формы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. |
Организационная часть урока |
2 мин |
Приветствие обучающихся. Проверка отсутствующих по журналу |
Журнал теоретического обучения |
|||
II. |
Вводная часть |
||||||
2.1 |
Привлечение внимания к актуальности проблемы |
3 мин |
Преподаватель сообщает тему, обосновывает актуальность темы. Раздает листы бумаги, просит написать слова-ассоциации связанные конфликтом |
Воспринимают информацию. Пишут слова-ассоциации, вывешивают их на доске |
Беседа, анализ ассоциации, опрос |
доска, листы бумаги |
Фронтальная |
2.2 |
Постановка целей и задач встречи. |
5 мин |
Организует обсуждение. Каких ассоциаций больше? Создает мотивацию путем постановки проблемного вопроса «А как вы думаете, почему конфликт всегда ассоциируется с чем- то плохим, негативным»? Организует беседу, задает вопросы, которые способствуют определению целей занятия. Например, «Можно ли избежать в столкновении негативных эмоций?» Организует формулирование целей урока |
Воспринимают информацию. Обсуждают, принимают решение Отвечают на вопросы Принимают цель |
Опрос, проблемная ситуация |
доска |
Фронтальная |
III. |
Основная часть |
||||||
3.1 |
Понятие конфликта, основные подходы к изучению Изучение понятие конфликта |
15 мин |
Определение понятия конфликта в рамках традиционного и современного подхода: -конфликт как явление, которое всегда сопровождается негативными эмоциями; -конфликт – это выигрыш. Задает решить проблемную ситуацию «Как поделить один апельсин между двумя детьми» |
Воспринимают информацию. Отвечают на вопрос, решают проблему |
Проблемная ситуация |
Апельсин Табл. № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов» |
Фронтальная |
3.2 |
Усвоение новых знаний Динамика протекания конфликта: 3.2.1 Объективная конфликтная ситуация 3.2.2 Осознание конфликтной ситуации 3.2.3 Переход к конфликтному поведению |
35 мин |
Преподаватель на примере столкновения интересов объясняет динамику протекания конфликта. Моделирует сложную коммуникативную ситуацию с конфликтом целей. Ситуация: Два студента, проживают в одной комнате, студент А, у которого было три пары – желает слушать музыку, студент Б, у которого было четыре пары – отдохнуть, поспать. Помогает расширить восприятие обучающихся и показать, что на этой стадии можно разрешить столкновение, найти решение. Преподаватель объясняет стили конфликтного поведения. Для закрепления материала дает задание разместить 5 стилей конфликтного поведения на оси координат. Ось X – ориентация на других, ось Y – ориентация на себя. Организация работы с рис 1 (Приложение 2) |
Воспринимают информацию Отвечают на вопросы. Принимают выводы Работают самостоятельно. Расставляют 5 точек – стиль сотрудничество, компромисс, соперничество, уступка, избегание (Приложение 2) |
Проблемная ситуация |
Рис. 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу» |
Фронтальная Индивидуальная |
3.2.4 Разрешение конфликта |
Преподаватель рассказывает о двух способах разрешения конфликта самостоятельно или вмешательство 3-х лиц. Ставит перед обучающимися задачу решить проблемную ситуацию, конфликт интересов между двумя студентами А и Б, проживающими в одной комнате (Приложение 3) |
Решают конфликт на примере использования различных стратегий поведения, заполняют таб. 2 (Приложение 3) |
Проблемная ситуация |
Таблица 2 «Конфликт в студенческом общежитии» |
Индивидуальная |
||
IV. |
Заключительная часть |
||||||
4.1 |
Закрепление и систематизация знаний. Рефлексия |
18 мин |
Преподаватель перед аудиторией ставит проблему «Возможно ли конструктивно разрешать конфликт?» Для выявления принятия осознанной конструктивной позиции конфликта и освоения навыками разрешения столкновений преподаватель включает обучающих в игру «Постройте пять кораблей» (Приложение 5) В конце, подводя итоги урока, обучающимся было предложено продолжить фразы. Я осознал (а)…. Я понял (а)… Я решил (а) … Я задумался (ась)… Я пришел (а) к выводу, что… Таким образом, конфликт это…. |
Воспринимают информацию. Отвечают на вопросы. Примерные ответы:
Делятся на две группы, задача каждой группы построить 5 кораблей на одном поле Отвечают на вопросы. Принимают решение, делают свой выбор |
Проблемная ситуация Рефлексия |
Интерактивная доска |
Фронтальная |
Домашнее задание |
2 мин. |
Записывают задание на дом |
Приложение 1
Таблица № 1 Положительные и отрицательные функции конфликтов
Позитивные | |
Влияние на личность |
Влияние на группу |
|
|
Негативные | |
|
|
Приложение 2
Рисунок 1
Стратегии конфликтного реагирования (по К. Томасу)
Ориентация на себя
ориентация на других
Приложение 3
Таблица № 2
Конфликт «В студенческом общежитии»
Параметр конфликта |
Сценарий конфликта |
Позиции |
Студент А – слушать музыку Студент Б – лечь отдохнуть, поспать |
Интересы |
Студент А – приятно провести время, послушать музыку Студент Б – устал после четырех пар, отдохнуть |
Избегание (уход) |
|
Уступка |
|
Соперничество |
|
Компромисс |
|
Сотрудничество |
Приложение 4
Игра «Постройте пять кораблей»
Задание: аудитория делится на две группы и каждая группа должна выстроить на представленном поле пять пятипалубных кораблей. Каждая группа по очереди делает ход, который фиксирует преподаватель. По необходимости можно сделать акцент, что эта игра не морской бой, и снова повторить задание
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
А |
||||||||||
Б |
||||||||||
В |
||||||||||
Г |
||||||||||
Д |
||||||||||
Е |
||||||||||
Ж |