Как составить урок по сольфеджио

Открытый урок по сольфеджио

преподавателя

МБОУ ДОД «Детская  школа искусств» г.Шарыпово

Хасановой Риммы Анусовны

Урок проведён с учениками  3класса 8 ДПОП

Тема урока: «Нескучное сольфеджио – как
интересно можно подготовиться к контрольному уроку».

Цель урока: Закрепление пройденного материала. Показать различные формы и   методы
работы, применяемые на уроке сольфеджио с учащимися для  подготовки  к
контрольному уроку.

Задачи урока:

Образовательные

·       
Уметь работать с
ритмическими карточками, ритмоформулами.

·       
Научиться определять на
слух интервалы, мажор, минор 3 вида.

·       
Знать определение и
строение интервалов, ладов (мажор, минор 3 вида, переменный лад).

·       
Уметь строить интервальные
цепочки.

Развивающие

·       
Развитие музыкального и
ритмического  слуха в комплексном подходе, умения применять теоретические
знания на практике,

·       
Развитие аналитического
мышления, образно-эмоциональной сферы;

Воспитательные

·       
Воспитание
организованности, работоспособности, активности, самостоятельности, интереса к
музыке, предмету «Сольфеджио»

·       
Воспитание коммуникативных
качеств – умения общаться и работать в коллективе.

·       
Создание на уроке ситуации
успеха.

Тип урока: урок-закрепление.

Форма работы: практическая, групповая.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-образный,
сравнения и сопоставления, проблемно-поисковый.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение
урока
: фортепиано,
музыкальный центр, доска, ритмические карточки. Раздаточный материал – клавиатуры,
карточки с интервалами, ритмические карточки,  распечатки интервальной цепочки,
музыкальный диктант – мозаика.

Характеристика группы.  В
группе занимаются ученики 3 класса  8ДПОП. Группа неоднородна по музыкальным способностям;
в основном – это «средние» ученики. При этом все дети проявляют упорство,
интерес и добросовестность к урокам сольфеджио, что позволяет преподавателю
добиваться желаемых результатов. С преподавателем налажен хороший творческий
контакт.

План урока:

1.Музыкальное приветствие – пение гимна«Сольфеджио» (муз.   М.Червоная)

2.Теоретическая разминка  (опрос по теме «Гамма»).

3.Распевка в Ре мажоре.

4.Пение №8 из сборника В.В. Кирюшина «Интонационно-слуховые  упражнения
для    развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и
памяти» -фонограмма + и –

5.Работа с ритмогруппами:

·       
повторить ритмослоги.

·       
прохлопать упражнение с
названием ритмослогов.

·       
прохлопать упражнение со
счётом.

·       
прохлопать упражнение под
фонограмму («Добрый жук»).

6.Мелодический диктант – мозаика. Диктант был записан в Ре  мажоре на
одном из предыдущих уроков и выучен наизусть.

·       
вспомнить строение
диктанта (тип периода, повторность и изменение ритмического рисунка, наличие
секвенции).

·       
составить при помощи
карточек  ритмический рисунок 1, 2, 4 фраз.

·       
собрать диктант – мозаику
в транспорте (
C, F, G, A, B).

7.Работа с интервалами:

·       
повторение правил по теме
«Интервалы»

·       
пение  пройденных интервалов
от звука.

·       
слуховой анализ интервалов
вне тональности.

·       
слуховой анализ интервалов
по фрагментам из  музыкальных произведений.

·       
найти и исправить ошибки в
построенных интервалах (приложение №4).

·       
записать интервальную
цепочку в Ре мажоре

8. Мажор, минор, переменный лад:

·       
повторение теоретического
материала.

·       
слуховой анализ по ладам
(мажор, минор, переменный лад) –  от звука

·       
слуховой анализ по ладам –
фрагменты музыкальных произведений из детского репертуара по специальности  в
исполнении учащихся.

9. Домашнее задание: дописать  2-ое предложение мелодии
так, чтобы  получился переменный лад. Строение мелодии не изменять.

Конспект урока

 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады
приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня я хочу представить вашему
вниманию  урок с учащимися 3 класса, обучающихся по 8-ми летней
предпрофессиональной программе обучения. Это учащиеся по классу фортепиано,
скрипки и духовых инструментов.

Тема нашего урока:  «Нескучное сольфеджио –
как можно интересно подготовиться к контрольному уроку».

Вы все когда-то учились в музыкальной школе.
И, конечно, у вас тоже были контрольные уроки по сольфеджио. Наверное, боялись
идти на контрольную и иногда находили причину, чтобы её пропустить! Мои
учащиеся, скажу вам по секрету, не боятся контрольного урока. И мы сегодня вам
это докажем!

У каждой страны есть свой гимн. Он исполняется
во время каких-либо торжественных моментов. У нас тоже  есть свой гимн
Сольфеджио. С него мы и начнём свой урок (Поём по фонограмму)

1)Гимн Сольфеджио.

Торжественно                                                                                                 М.Червоная                        
                                                                       

2)Теоретическая разминка. Как всегда, первое задание на контрольном
уроке – диктант по правилам. Давайте вспомним некоторые теоретические термины:

·       
Как называется ряд звуков,
расположенных по порядку вверх или вниз    от тоники  до её октавного
повторения (Гамма)

·       
Как называются звуки в
гамме (Ступенями)

·       
Какие ступени устойчивые (I,
III,V).

·       
Какие ступени неустойчивые
(
II,IV,VI, VII)

·       
Как называется переход
неустойчивых ступеней в устойчивые  (Разрешение)

·       
Как называется I ступень
в гамме (Тоника)

·       
Тоника + лад = ?
(Тональность)

Вот мы и подошли к нашей
тональности, в которой будем сегодня работать  – это тональность Ре мажор.
Сколько в ней знаков?(2 знака – фа#  и до#).

3) Распевка в Ре мажоре ( #,$ – четвертными, 2 восьмые 1 четвертная, Т53,
развёрнутое Т
53, опевания устойчивых ступеней, вводные ступени.

·       
Пение по музыкальной
лесенке и по руке (показать ступени).

·       
Игра в интонационные
догонялки в Ре мажоре: пропеть небольшие упражнения  на различные виды движений
мелодии, исполненные педагогом на фортепиано.

4) На уроках сольфеджио мы также поём упр. В.Кирюшина, которые помогают
нам в развитии музыкального слуха, памяти (фонограмма-трек №15-16)

                                   В.Кирюшин

5) Работа с ритмогруппами.

Для того, чтобы выполнить
следующее задание, давайте вспомним наши ритмические группы, прочитаем их
ритмослогами и  со счётом.

                                    

                                        

Прохлопать  под фонограмму инструментальной пьесы
«Добрый жук»
.

6)Мелодический диктант – мозаика:

Диктант, который я сейчас вам сыграю. Мы уже
записывали  в Ре мажоре и пели наизусть. ( Сыграть диктант). Вспомнили?
Давайте вместе пропоём его наизусть  с дирижированием.

·       
Разобрать строение
мелодии
– период,  2
предложения, 4 фразы.

        Есть ли одинаковые
фразы?(1 и 3). Значит это период повторного         строения.

·       
Выложить ритм при
помощи  1 фразы
(На доске и
индивидуально).

·       
Выложить ритм 2 и 4
фразы
. Что у них одинаковое,
а что разнее? (ноты, ритм)

·       
Спросить про развитие
мелодии в 1 фразе
(секвенция).

Сегодня наш диктант мы будем собирать как
мозаику. Только тональность, в которой  записан наш диктант, у всех  будет
разная – это пройденные наши мажорные тональности до 3-х знаков при ключе.

Транспозиция –  вспомнить определение.

Пение диктанта в разных тональностях.

7) Работа с интервалами.

       Вы все знаете, что мелодию можно
составить из любых сочетаний двух звуков, которые следуют друг за другом. А как
называется расстояние между двумя звуками? (Интервал)

·       
Повторение правил по теме
интервал.

·       
Пение интервалов от звука.

·       
Слуховой анализ интервалов
от звука.

·       
Слуховой анализ интервалов
по фрагментам из музыкальных произведений (Я играю по сборнику)

На контрольном уроке вы строите
интервалы, а я проверяю ваши построения. Сегодня я построила заданные интервалы
и где-то нечаянно ошиблась.

Ваша задача – помочь мне
исправить ошибки. Вспомните, что сначала мы считаем при построении интервала
(ступени), а только потом тоны и полутоны.

           б.2               б.3              
ч.5            ч.8               м.2              ч.4        м.3          

          б.2             б.3              
ч.5             ч.8              м.2              ч.4              м.3

Ребята очень любят составлять
мелодии по интервальной цепочке. Мы можем одну и ту же цепочку записывать в
различных тональностях.

Сегодня наша цепочка зашифрована в Ре мажоре.

На доске:

                 I     5#      1   
 3$    
2# 
 3#   
2$    
 4#   
8$    
3#  
 1    2$   4#     5$

Ответ:

                  I     5#    1   
 3$ 
  
2#  
 3#  
2$    
 4#    
8$   
3#  
 1      2$     4#      5$

Пропеть записанную мелодию.

8)В слуховой анализ помимо
интервалов входят и отгадывание на слух   ладов.

·       
Вспомнить определение
терминов: Мажор, Минор, 3 вида минора,

·       
Переменный лад,
параллельные тональности.

·       
Слуховой анализ по ладам
от звука.

·       
Слуховой анализ по ладам (Играю
я фрагменты из муз.произведений). 

·       
Играют ученики:

Теплякова Елизавета (ф-но) – К.Черни. Этюд – Минор.

Марьясов Анатолий (кларнет) – В.Моцарт.
Аллегретто – Мажор.

Марьясов Анатолий (кларнет) – Р.н.п. Во саду
ли, в огороде – Минор

Болотникова Елизавета (клавесин)  – старинный
танец Контрданс – Мажор.

Болотникова Елизавета (ф-но)  – этюд  – Переменный
лад.

9)Домашнее задание:

·       
Определить тональность
данной мелодии (Соль мажор).

·       
Определить с какой ступени
начинается данная мелодия (с
III ступени).

·       
Дописать 2-ое предложение
мелодии так, чтобы получился переменный лад (Соль мажор – ми минор). Строение
мелодии не изменяйте.

Ответ:

Заключение.

Поблагодарить всех учащихся за активное участие 
и хорошую работу на уроке и пожелать хороших и отличных оценок на контрольном
уроке.

Закончить урок пением Гимна Сольфеджио.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально – хоровая школа им. Г. Струве»

Открытый урок по сольфеджио:

«Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения»

Выполнила:

преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин 1 категории

Мосина Елена Валериевна

г. Железногорск,

март, 2021г.

Дата проведения: 17.03.2021 г.

Место проведения: «Детская музыкально – хоровая школа им. Г. Струве»

ФИО преподавателя: Мосина Елена Валериевна

Квалификационная категория: специалист I категории

Педагогический стаж: 29 лет

Класс, группа: 3 класс (8 летнее обучение)

Тема урока:  Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения.

Цель урока: 

Способствовать систематизации и закреплению усвоения знаний учащимися.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствование освоения изучаемого материала;

-умение использовать полученные знания на практическом занятии.

Развивающие:

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;

-развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха;

-развитие чувства ритма.

Воспитательные:

-воспитание интереса  и любви к предмету;

-воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;

-воспитание навыков самоконтроля;

-воспитание активности, самостоятельности, коммуникативности.

Ожидаемые результаты:

-умение применять учащимися   приобретенные  теоретические сведения на занятии;

-повышение   познавательной и эмоциональной активности;

-выполнение учащимися упражнений, направленных на максимальный результат.

Методы: – словесныйнаглядныйпрактический.

Реализуемые технологии:

-развивающего обучения;

-творческая лаборатория;

-информационно-компьютерная;

-здоровьесберегающая.

Тип занятий:   

– обобщение и закрепление знаний, умений и навыков;

-применение знаний на практике.

План урока:

I. Организационный момент.           

II. Основной этап:

1.Работа в тональности  Ре мажор 

2. Творческие задания в тональности:        

   Упражнение «Вопрос – ответ».                                                      

3. Работа с ритмом:               

    Ритмическая разминка.  

    Ритмический лабиринт.          

4. Вопросы по теории.      

5. Слуховой анализ.

6. Чтение с листа.            

7. Вокально-интонационные упражнения.    

III. Заключительный этап.

 1. Рефлексия.            

Этапы урока:

I. Организационный момент                 2 мин.

Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы.

II. Основной этап

1.Работа в тональности Ре мажор:         10 мин.

а) повторение знаков альтерации (считалка), знаки тональности Ре мажор

б) пение гаммы Ре мажор:

* с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме

* с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме

* пение гаммы каноном на 2 группы;

* пение устойчивых ступеней с опеванием;

* пение неустойчивых ступеней с разрешением – М7=Т53

* пение ступеней по руке  I-III-V-I-III-I-V-I-VIII-V-I-VII-I 

в) Упражнение «Побегаем за мной» –

 анализ на слух ступеней гаммы Ре мажор:

I-II-III;    I-III-V ; VI-VI-V ; V-VI-VII-VIII ; II-VII-I ;

 VIII-VII-VI-V; V-V-I ; VII-II-IV-VI  ;  I-III-I.

2. Творческие задания в тональности .      5 мин.

Упражнение «Вопрос – ответ».                                                        

Ладовая импровизация.

Пение мелодических оборотов для заключения фразы:

-учащиеся выходят в центр класса, строятся в круг и «включают метроном» хлопают  доли 2/4 в ладоши. Учитель поёт начало фразы (вопрос), а ученик доложен предложить её окончание (ответ).

3. Работа с ритмом.                                       5 мин.

Ритмическая разминка.   

Учащиеся продолжают стучать  « метроном» в ладоши и  исполняют по очереди свой ритмический рисунок с использованием пройденных ритмических фигур. Учитель начинает – ученик продолжает.

Ритмический лабиринт.             

 На экране слайд с ритмическим лабиринтом (11 тактов с ритмом и

стрелки с направлением последовательности тактов).

Определяем размер задания  и по одному, по кругу, стучим ритм.

*Усложняем задание: то же самое простучать под музыкальную фонограмму

 (звучит фонограмма «Добрый жук»).

* Ускоряем темп. (Звучит фонограмма русской народной песни)

Ритмическое упражнение исполняется в подвижном темпе.

По окончанию задания учащиеся садятся на места.

4. Вопросы по теории:                                    5 мин.

1. Переход из неустойчивых ступеней в устойчивые называется – разрешением.

2. Перенос нижнего звука в трезвучии на октаву вверх или наоборот называется – обращением.

3. Сколько обращений имеет трезвучие? – 2

4. Как называется второе обращение? – 6/4= квартсекстаккорд

5. Где находится тоника у секстаккорда? – вверху

(спойте попевку = секстаккорд, тоника)

6. Где находится тоника у квартсекстаккорда? – в середине

(спойте попевчку = это квартсекстаккорд)

7. Самое близкое расстояние между 2 соседними звуками называется Полутон

8. Назовите порядок появления знаков при ключе – диезов и бемолей.

Фа-до-соль-ре-ля-ми-Си.

9. Сколько знаков в ЛЯ мажоре?- 3диеза= фа-до-соль.

10. На какой ступени находится последний диез в мажорных тональностях? – на VII.

11. Что такое тональность? – Высота лада.

12. Назовите главные ступени лада – 1,4,5 = Т, S, Д.

13. Как называется расстояние между 2 звуками? – Интервал

5. Слуховой анализ.                                         5 мин.

Преподаватель играет задание – учащиеся отвечают.

* Интервалы: ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.

* Аккорды: М53, Б53, М6, Б6, М64, Б64, Т-S-Д-Т.

* Гаммы – мажорная, минорные 3 вида.

* анализ музыкальных произведений

6. Чтение с листа № 56                                      5 мин.

На экране номер для чтения с листа.

Учащиеся определяют тональность, размер, вид минора.

Поют настройку в тональности с дирижированием на 2/4

с последующим транспонированием на секунду вниз.

7. Вокально-интонационные упражнения.     5 мин.

 Проверка домашнего задания:

1. Разучить песню «Дома ль воробей (м7)

2. Спеть номер 61 с аккомпанементом.

Учащиеся поют песню по партиям и на 2 голоса.

По желанию исполняют номер 61 в паре: один ученик играет аккомпанемент, другой поет номер сольфеджио.

III. Заключительный этап.                                  3 мин.

Подведение итогов урока.

 Рефлексия.

 Анализ урока.

Ход урока

Начало урока

Организационный момент. Сообщение темы и постановка задач:

– Здравствуйте, ребята и  уважаемые преподаватели!

Сегодня на уроке в 3 классе (8-летнее обучение) мы покажем формы работы, которые присутствуют на каждом занятии. С их помощью мы осваиваем и закрепляем изученный материал.

Ребята, будьте, пожалуйста, внимательны и активны!

Приветствие. Настрой на работу.

Основной этап

1.Работа в тональности Ре мажор:  

а) Педагог: Ребята, мы с вами проходили тональность Ре мажор. Скажите, сколько знаков при ключе в этой гамме?

Учащиеся: два диеза (перечисляют)

Педагог: Давайте повторим знаки альтерации по считалке.

Учащиеся: проговаривают хором считалку про знаки альтерации

Педагог: А что такое знаки альтерации? Какие знаки альтерации вы знаете и каков принцип их действия?

Учащиеся: перечисляют знаки альтерации и объясняют принцип их действия.

 Педагог: мы сейчас споем гамму Ре мажор. Пожалуйста, примите правильное положение, расправьте плечи, старайтесь петь без напряжения, красивым, плавным звуком.

Учащиеся: поют гамму Ре мажор:hello_html_7b0be41f.png

-с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме↓↑

hello_html_m188f2363.png-с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме 

 Педагог:  Давайт споём гамму каноном, делимся на 2 голоса. Начинают сопрано. Затем первыми будут петь альты.

Учащиеся: поют канон а капелла.

 Педагог: Спойте, пожалуйста, ступени по руке  с названием нот.

Учащиеся: поют ступени по руке  I-III-V-I-III-I-V-I-VIII-V-I-VII-I .

Педагог: Ребята, а теперь выполним упражнение «Побегаем за мной» –

 Учащиеся: выполняют анализ на слух ступеней гаммы Ре мажор:

 I-II-III;    I-III-V ; VI-VI-V ; V-VI-VII-VIII ; II-VII-I ;

 VIII-VII-VI-V; V-V-I ; VII-II-IV-VI  ;  I-III-I.

2. Творческие задания в тональности .  

Упражнение «Вопрос – ответ». Ладовая импровизация.

Педагог: ребята, а сейчас мы с вами побудем композиторами. Вы знаете, что при сочинении произведений композитор может импровизировать. А что такое импровизация?

Учащиеся: импровизация – это сочинение на ходу.

Педагог:  в импровизации важно закончить произведение на тонике, чтобы получилось завершение сочинения. Я сейчас буду петь нотами в тональности Ре мажор вопросительное предложение, а вы импровизируйте ответное предложение.

Педагог: Ребята, для следующего задания я приглашаю вас выйти в центр класса и сделать круг.

Учащиеся: выходят в центр класса, строятся в круг и «включают метроном», т.е. хлопают  доли 2/4 в ладоши. Учитель поёт начало фразы (вопрос), а ученик,  используя любой мелодический оборот, доложен предложить её окончание (ответ).

3. Работа с ритмом. 

Педагог: отличная работа, молодцы! Ребята, а сейчас мы немного и отдохнем и, в то же время, поработаем с ритмом.

Учащиеся:  продолжают стучать  « метроном» в ладоши и  исполняют по очереди свой ритмический рисунок с использованием пройденных ритмических фигур  с ритмослогами.

Учитель начинает – ученик продолжает.

Педагог: продолжаем нашу работу, играем в  Ритмический лабиринт,

по одному, по кругу, стучим ритм.          

На экране слайд с ритмическим лабиринтом

(11 тактов с ритмом и стрелки с направлением последовательности тактов).

Учащиеся:  по очереди исполняют заданный ритм.

Педагог: предлагаю вам усложнить задание: надо то же самое задание простучать под музыкальную фонограмму, меняя темп.

 (звучит фонограмма «Добрый жук»)

 Ускоряем темп.

 (Звучит фонограмма русской народной песни «Пойду ль я»)

Педагог: Ну, ребята, отлично, все старались, настроение, как вижу, у вас поднялось, вы оживились! Прошу занять свои места.

Учащиеся:  По окончанию задания учащиеся садятся на места.

4. Вопросы по теории:

Педагог: а сейчас наступила  минутка теории. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

1. Переход из неустойчивых ступеней в устойчивые называется – разрешением.

2. Перенос нижнего звука в трезвучии на октаву вверх или наоборот называется – обращением.

3. Сколько обращений имеет трезвучие? – 2

4. Как называется второе обращение? – 6/4= квартсекстаккорд

5. Где находится тоника у секстаккорда? – вверху

(спойте попевку = секстаккорд, тоника)

6. Где находится тоника у квартсекстаккорда? – в середине

(спойте попевчку = это квартсекстаккорд)

7. Самое близкое расстояние между 2 соседними звуками называется Полутон

8. Назовите порядок появления знаков при ключе – диезов и бемолей.

Фа-до-соль-ре-ля-ми-Си.

9. Сколько знаков в ЛЯ мажоре?- 3диеза= фа-до-соль.

10. На какой ступени находится последний диез в мажорных тональностях? – на VII.

11. Что такое тональность? – Высота лада.

12. Назовите главные ступени лада – 1,4,5 = Т, S, Д.

13. Как называется расстояние между 2 звуками? – Интервал

5. Слуховой анализ.

Педагог: отличная работа, спасибо, ребята! Урок наш продолжается, и сейчас мы с вами послушаем и отгадаем блоки слухового анализа.

Вспомните, какие блоки мы уже проработали?

Учащиеся: гаммы, интервалы и трезвучия.

Педагог: я напоминаю вам, что наши секретики – подсказочки у нас в голове, а отвечать нужно правильными музыкальными терминами.

Учащиеся отгадывают прослушанные элементы         

Преподаватель играет задание – учащиеся отвечают.

* Интервалы: ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.

* Аккорды: М53, Б53, М6, Б6, М64, Б64, Т-S-Д-Т.

* Гаммы – мажорная, минорные 3 вида.

* анализ музыкальных произведений

6. Чтение с листа № 56  

 Педагог: Ребята, нам с вами часто приходится читать ноты, то есть знакомиться с произведением впервые. С чего мы должны начинать разбор музыкального номера или произведения? (На экране номер для чтения с листа.)

Учащиеся  определяют тональность Ля минор, размер 2/4, вид минора гармонический.

Поют настройку в тональности с дирижированием на 2/4.

Педагог: предлагаю вам перенести этот номер на 1 ступень вниз. Как этот способ называется?

транспонирование.

Педагог: правильно, молодцы! Назовите новую тональность, в которой мы сейчас этот номер исполним?

Учащиеся: Соль минор гармонический.

Педагог: поём настройку – тоническое трезвучие и VII повышенную ступень.

Учащиеся: поют номер с дирижированием.

7. Вокально-интонационные упражнения. Проверка домашнего задания:

1. Разучить песню «Дома ль воробей (м7)

2. Спеть номер 61 с аккомпанементом.

Педагог: на прошлом уроке мы знакомились с интервалом м7 и разбирали песню «Дома ль воробей». Надеюсь, все выучили 1 часть песенки?

Учащиеся:  поют песню по партиям и на 2 голоса.

Педагог: спасибо, хорошо, на следующих занятиях мы разучим песню до конца. А сейчас повторим номер 61: поем и аккомпанируем себе на инструменте, т.е. закрепляем тему главные трезвучия лада.

Учащиеся:  по желанию исполняют номер 61 в паре: один ученик играет аккомпанемент, другой поет номер сольфеджио.

III. Заключительный этап.           

Подведение итогов урока. Рефлексия. Анализ урока.

Педагог: ребята, наш урок закончился. Вы довольны своей работой?

Не устали? Вам было интересно? Как вы считаете, все ли у нас получилось? Есть ли у нас проблемы или то, над чем еще стоит работать?

Ответы учащихся

Педагог: я по достоинству оценила работу каждого  из вас. И приготовила приятный сюрприз. Возьмите, пожалуйста, карточки и посмотрите, что в них написано?

Учащиеся: получают подарочные сертификаты в которых есть номинации:

– освобождение от домашнего задания;

– помощь на контрольной работе;

– повышение оценки на 1 балл;

– право на невыставление оценки в журнал.

Педагог: наш урок подошёл к концу. Дорогие ребята и уважаемые преподаватели! Вот на этой замечательной ноте мы расстаёмся.

Спасибо за внимание и  всего доброго!

Анализ урока:

Урок прошел в хорошем темпе и показал достаточные знания, навыки и умения учащихся.

 Цель урока – показать традиционные формы работы на уроках сольфеджио – достигнута.

Учащиеся были эмоционально активны, внимательны, настроены на творческий лад, пытались максимально показать свои знания.

Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для преподавателя и для обучающихся, тем не менее, можно сказать об отсутствии скованности у детей в начале занятия, что радует.

Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены.

Предложенные методы и приёмы были эффективны для осуществления поставленной цели урока.

Данный урок ценен именно тем, что перед учащимися ставятся конкретные задачи и им легче сосредоточиться. Это помогает учащимся эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в работе на уроке.

 Преподаватель оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, подбадривает, направляет внимание в нужное русло.

Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное.

Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает у учащихся умение применить свои знания на практике.

Учащиеся показали навыки и умение работать над деталями и в целом над материалом урока.

Технологическая карта открытого урока

«Развитие мелодического и гармонического слуха, посредством применения различных форм работы на уроках сольфеджио».

Предмет: «Сольфеджио» дополнительных предпрофессионых общеобразовательных программ «Фортепиано», «Народные инструменты», «Струнные инструменты» со сроком реализации 8(9) лет.

Преподаватель: Петухова Нина Васильевна.

Дата проведения: 11 марта 2021 года.

Место проведения: ДМШ № 20 им. М.А. Матренина г. Осинники.

С кем проводится урок: учащиеся 5 класса.

Продолжительность урока: 40 минут.

Цель урока: создание условий для развития творческих и вокальных способностей, повышения мотивации к обучению (по предмету сольфеджио) путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Привить навык работы с нотными текстами.

  • Привить навык интонационного анализа музыкальных тем.

  • Привить навык одноголосного и многоголосного интонирования.

  • Привить навык слухового анализа.

Развивающие:

  • Развить мелодический слух.

  • Развить гармонический слух.

  • Развить мышление учащихся, систематизировать знания.

  • Развить навык слухового контроля.

Воспитательные:

  • Воспитать музыкально-художественный вкус и привить интерес к предмету

сольфеджио.

  • Воспитать личностные качества сотрудничества и взаимопомощи в атмосфере свободного общения.

Форма урока: мелкогрупповая.

Методы реализации:

словесный (беседа объяснение),

– наглядный, практический,

– аналитический.

Тип урока: комбинированный.

Материально-техническое обеспечение урока:

– фортепиано, синтезатор;

– компьютер, телевизор;

– парты, стулья;

– учебная доска;

– канцелярские принадлежности.

Дидактические материалы:

– тематические плакаты;

– карточки;

– раздаточный материал (тестовые задания);

– рабочие тетради.

Ожидаемые результаты:

Расширение слухового опыта, умение интонировать по нотам, закрепление навыка слухового контроля, навыка анализа нотных текстов, умение самостоятельно и в группе решать поставленные задачи.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся, готовность их к занятию, правильная посадка для пения,

наличие учебных пособий и нотных тетрадей.

2. Вводная часть:

Блиц-опрос по теории:

– Лад, классификация ступеней в ладу (устойчивые – неустойчивые; главные – побочные; диатонические – альтерированные).

– Главные трезвучия лада и их обращение.

– Д7аккорд и его обращение.

– Звукоряды (трихорд, тетрахорд, пентахорд, гексахорд).

Методическое обоснование: Знание теоретического материала способствует более качественному и быстрому усвоению музыкального материала и осознанному интонированию в ладу.

3. Распевка:

Упражнения на активизацию дыхания.

– Пение трихордов, тетрахордов, пентахордов от разных звуков по секвенции с хорошей дикцией, правильным дыханием. Данная работа расширяет вокальный диапазон учащегося.

Методическое обоснование: Эти упражнения способствуют активному началу занятий и настраивают голосовой аппарат к вокальной работе.

4. Исполнение скороговорок.

Пропевание скороговорок на секундовых и терцовых интонациях по секвенциям.

  • «На дворе – трава,

На траве – дрова.

Не руби дрова –

На дворе – трава».

  • «Тары-бары, растабары

Растабары, тары-бары – Бом!»

Методическое обоснование: скороговорки активизируют речевой аппарат, вырабатывают четкую дикцию, учащиеся начинают лучше интонировать, активнее произнося слоги.

5. Пение секвенции:

– в основе секвенции движение мелодии по звукам Д7 аккорда.

Методическое обоснование: Учащиеся должны мысленно его строить от разных звуков и петь нотами с разрешением. Эта форма работы способствует активизации внимания на реализацию теоретических знаний и интонационных навыков.

6. Работа в ладу:

– закрепление знания ключевых знаков в тональностях;

– подбор аккомпанемента с использованием главных трезвучий лада;

– пение гамм по квинтовому кругу с аккомпанементом в различных танцевальных жанрах: вальс, полька, краковяк. В качестве концертмейстера приглашается ученик, а группа учащихся поет под его аккомпанемент. (Учащиеся сами выбирают жанр. Приветствуется игра на инструментах, на которых они обучаются по специальности);

Методическое обоснование: Знание ключевых знаков в тональностях дает учащимся свободу в творчестве. Понимание особенностей вокальной тесситуры позволяет выбрать удобный вариант исполнения гаммы: пение в прямом движении или по тетрахордам.

7. Работа в тональности Ля мажор:

– пение гаммы Ля мажор (натуральный, гармонический вид)

– пение неустойчивых ступеней с разрешением в устойчивые (все вместе);

– одновременно каждый ребенок поет свой вариант неустойчивых ступеней с разрешением, звучит многоголосный вариант аккордов, интервалов;

– пение последовательности аккордов Т5/3-Т6-S5/3-Д2-Т6-II7-Д4/3-Т5/3-S6/4-Т5/3. Учащиеся поют в мелодическом, а затем в гармоническом (3х, 4х-голосие) изложении в жанре «вальса», «польки» или «краковяка».

Методическое обоснование: работа в ладу является одной из самых основополагающих на уроках сольфеджио. Учащиеся осознают значение устойчивости и неустойчивости ступеней лада, их взаимосвязь, а к 5 классу должны иметь представления о гармонической функциональности аккордов. Включение метро – ритмических особенностей различных жанров способствует активному эмоциональному восприятию.

8. Определение на слух:

– звукоряды, интервалы, аккорды в ладу и вне лада.

На доске написаны интервалы и аккорды в таблице, ученики должны выбрать только те, которые сыграл преподаватель, и занести в таблицу соответствующие буквы.

Б5/3

м6

Б6/4

М5/3

Ув5/3

ч5

Б6

М6

Ум5/3

б7

А

Б

С

D

А

В

С

D

A

B

Методическое обоснование: умение слышать не только мелодическое звучание звукорядов, но и фоническое звучание (окраска, колорит) интервалов и аккордов – это основа гармонического слуха. Развивать такой слух необходимо постоянно на каждом уроке.

9. Пение с листа:

– музыкальные номера из сборника Г. Арцышевского «Курс систематизированного сольфеджио.

Методическое обоснование: работа с новым музыкальным материалом важна и необходима для укрепления навыков развития мелодического слуха. Очень важно повторять пройденный музыкальный материал, это помогает ученикам чувствовать себя уверенно на уроке, повышается исполнительское мастерство, на уроке создается атмосфера психологического комфорта.

10. Пение двухголосных номеров:

– музыкальные номера из сборника Б. Колмыкова, Г. Фридкина «Сольфеджио II часть»

Методическое обоснование: двухголосное пение одно из важных направлений в развитии гармонического слуха. Хороший гармонический слух необходим в хоровом и ансамблевом пении. Умение держать свой голос и слушать другой, достигается в разных формах работы. По моему наблюдению, очень важно развивать учащихся по принципу «от простого к сложному» т.е. от сольфеджирования простых интонационных упражнений к пению более сложных музыкальных примеров.

11. Подведение итога, оценка работы учащихся.

Урок проведен согласно плану. Смена видов деятельности, применение различных форм работы на уроке, поддержание атмосферы доброжелательного общения способствовали активному вовлечению учащихся в образовательный процесс. Цель урока достигнута. Завершая урок, учащихся следует похвалить, поинтересоваться какие задания были для них сложными, на что нужно обратить внимание и вселить уверенность на то, что все трудности будут преодолены в совместной работе, чтобы не возникло психологических проблем при изучении достаточно сложного предмета «Сольфеджио» в комплексе музыкально-теоретических дисциплин.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования сферы культуры

«Детская музыкальная школа №1»

Открытый урок по сольфеджио:

«Разнообразные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения»

Выполнила:

преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин высшей категории

Сартакова Евгения Викторовна

г. Вилючинск,

13 мая, 2022г.

Дата проведения: 13.05.2022 г.

Место проведения: КУМЦ, г. Петропавловск-Камчатский

ФИО преподавателя: Сартакова Евгения Викторовна

Квалификационная категория: преподаватель высшей категории

Педагогический стаж: 17 лет

Класс, группа: 3 класс (8 летнее обучение)

Тема урока: «Разнообразные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения».

Цель урока: 

Способствовать систематизации и закреплению усвоения знаний учащимися через разнообразные формы работы.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствование освоения изучаемого материала через разнообразные формы работы;

-умение использовать полученные знания на практическом занятии.

Развивающие:

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;

-развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха;

-развитие музыкальной памяти, чувства лада;

-развитие чувства ритма.

Воспитательные:

-воспитание музыкально-художественного вкуса;

-воспитание интереса и любви к предмету;

-воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;

-воспитание навыков самоконтроля;

-воспитание творческой активности, самостоятельности, коммуникативности, умения работать в команде.

Ожидаемые результаты:

-умение применять учащимися   приобретенные теоретические сведения на занятии;

-повышение   познавательной и эмоциональной активности;

-выполнение учащимися упражнений, направленных на максимальный результат.

Методы: – словесный, наглядный, практический.

Реализуемые технологии:

-развивающего обучения;

-творческая;

-информационно-компьютерная;

-здоровьесберегающая.

Тип занятий:   

– обобщение и закрепление знаний, умений и навыков через разнообразные формы работы;

-применение знаний на практике.

Формы работы:

– практические задания, вокально-интонационные упражнения, пение вокальных номеров, слуховой анализ, ритмические упражнения, устные мини-диктанты, творческие задания.

План урока:

I. Организационный момент. 

1. Музыкальное приветствие (с показом влж).

2. Теоретическая разминка (рэп). Повторение. 

II. Основной этап:

1.Работа в одноименных тональностях. Интонационные блоки (подготовка к устным мини-диктантам). Мини-диктанты.

2. Творческие задания в мажорной тональности:

Упражнение «Досочинение каденционного оборота мелодии».

3. Подготовительный этап к слуховому анализу. Вокальное упражнение «Интервалы от звука».

4. Слуховой анализ. Интервалы вне лада.

5. Визуальное определение интервалов.

6. Вокально-интонационное упражнение. Гамма Ре-мажор с дирижированием (канон) в 3-х дольном размере с ритмическим сопровождением.

7. Пение интервалов в минорной тональности ступенями, с показом влж.

8. Преобразование интервальной последовательности в аккордовую. Визуальное определение аккордов.

9. Инструментальное сочинение ученицы «Элегия».

10. Ритмическая разминка. Упражнение «Вспомни меня». Воспроизведение ритмического рисунка нотного примера по памяти.

11. Творческая форма работа с ритмом на основе авторской игры «Фантазёр» (на фоне музыкального иллюстрирования фрагмента из 1-й части Сонатины Штейбельта ученицей).

III. Заключительный этап.

1. Исполнение вокального номера «Казачок» с сопровождением шумовых инструментов.

2. Рефлексия.

Да здравствует сольфеджио!!!

1

Открытый урок на тему «Использование разнообразных методов и

способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1

классе» с учащимися 1 класса Б фортепианного, струнного отделения и

отделения народных инструментов

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – игра.

Цель: Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха,

закрепление терминологии на основе практических форм работы.

Задачи:

1. Обучающие:

Закрепить навыки чтения нот на нотоносце и клавиатуре, познакомить

учащихся с первоначальными теоретическими понятиями и формами работы

на уроках сольфеджио.

Привить учащимся начальные навыки дирижирования, сольфеджирования.

Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка, ритмического

аккомпанемента на примере работы с ритмическими упражнениями.

2. Развивающие:

Способствовать развитию аналитического мышления, образного и

творческого потенциала детей через игровую импровизацию.

Стимулировать развитие музыкальных способностей детей:

певческие, исполнительские через инновационные формы работы на

уроке.

Способствовать развитию у учащихся синтеза двигательных,

зрительных и слуховых навыков.

Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».

3. Воспитывающие:

Воспитывать в детях организованность, работоспособность, активность,

самостоятельность, ответственность.

2

Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных

образов и слуховых впечатлений.

Структура урока

1. Приветствие. Задания на знание нот.

2. Теоретическая разминка, сильные и слабые доли.

3. Вокально интонационные упражнения и игра на фортепиано.

4. Сольфеджирование, чтение с листа.

5. Метро ритмические упражнения.

6. Мажор и минор.

7. Применение полученных знаний в групповых формах работы.

Содержание урока

1. Приветствие. Задания на знание нот.

2. Теоретическая разминка: закрепление понятий темп, метр, ритм,

размер, доли сильные и слабые, диез, бемоль, бекар, тон, полутон,

гамма, строение мажорной гаммы, тоника, устойчивые, неустойчивые,

вводные ступени, тоническое трезвучие, форте, пиано.

Дирижирование в размере 2/4.

3. Вокально интонационные упражнения и игра на фортепиано: песенка

на основе мажорной гаммы «По утру меня дорога», 6 попевок «Совет

тональности» на основе тонического трезвучия.

4.Сольфеджирование и чтение с листа с предварительным анализом

мелодических моделей.

5. Метро ритмические упражнения: работа с ритмическими

карточками–тактами (длительности нот четверти, восьмые,

шестнадцатые, половинные); игра «Ритмический переводчик» выложить

ритмическими карточкамитактами ритм стихотворного текста; сочинение

текста на заданный ритмический рисунок.

6. Мажор и минор: сравнительная характеристика образов музыкальных

3

(песенка «Как под горкой», прозвучавшей в мажоре и миноре), двух

отрывков стихотворений и картин художников разного настроения

(мажорного и минорного); пение и подбор на фортепиано песенки «Ох и

ясный день» от разных нот; слуховой анализ отрывков музыкальных

произведений, написанных в мажоре или миноре. .

7. Применение полученных знаний в групповых формах работы:

«Ты куда идешь, медведь»диалогическая ритмодекламация;

Н. Метлов. «Бьют часы» исполнение песни со «звучащими жестами»

Ритмический аккомпанемент (двухголосная партитура) к пьесе Ф.

Лещинской «Две лошадки».

Методы и приемы обучения:

словесный,

нагляднозрительный,

нагляднослуховой

практический,

игровой метод,

практический

репродуктивный,

сравнения,

частичнопоисковый,

метод проблемного изложения.

Наглядные пособия: лесенка, столбица, таблички теоретических терминов,

учебные карточки, карточки песен, нотные и цифровые карточки,

ритмические таблицы.

Раздаточный материал: пособие «клавиатура», шумовые ударные

инструменты (бубен, «маракасы»),

4

Методическое пояснение

Младшие классы – важнейший период в обучении прочтению и записи

мелодической, метроритмической стороны нотного текста. В этот период

осваиваются основные ритмические фигуры, наиболее употребительные в

музыке размеры, вводится большое количество музыкальных понятий и

терминов. И все это учащиеся должны осознать и практически освоить.

Практика показывает, что дети легко и быстро воспринимают и

усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Осознанная

ребенком мотивация является действенным двигателем в его обучении чему

либо. Лучшим способом для достижения результата является ИГРА.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста

конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное

восприятие явлений окружающей жизни, на уроке используются

разнообразные формы работы, что способствует быстрому переключению

учащихся с одной формы работы на другую, развивая их уровень

мыслительных способностей, и делая урок более динамичным. А игровые

моменты влияют на качество усвоения материала (дети начинают все

«схватывать на лету»).

Данный урок показывает различные игровые формы в таких видах

музыкальной деятельности на уроке сольфеджио, как вокально

интонационнные, ритмические упражнения, сольфеджирование, слуховой

анализ.

Для подготовки и проведения урока преподаватель использовал

учебник сольфеджио 1 2 класс Н. Баевой, Т. Зебряк, сольфеджио для

подготовительных отделений ДМШ М. КотляревскойКрафт, И.

Москальковой, Л. Батхан, свои авторские пособия: «Учим нотки на досуге»,

часть II, Тольятти, 2013 г.; «Воспитание чувства метроритма в 1 классе

5

через ритмодекламацию», Тольятти, 2011 г.; «Песни упражнения»,

Тольятти, 2010 г., и другие источники.

Ход урока

I. Приветствие. Задание на знание нот

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

Сегодня у нас гости. Постарайтесь работать слаженно и внимательно.

1. Задание: Вспомнить считалочку и назвать ноты, расположенные на

нотоносце и показанные преподавателем в разных темпах. (Учащиеся

проговаривают ноты, преподаватель – стихотворный текст).

До, ре, ми, фа, соль, решил узнать король,

Ре, ми, фа, соль, ля, большая ли земля.

Ми, фа, соль, ля, си, весь мир исколесил,

Фа, соль, ля, си, до, был в Риме и в Бордо,

Соль, ля, си, до, ре, на Сене и Днепре,

Ля, си, до, ре, ми, в Чикаго и Перьми.

Си, до, ре, ми, фа. А это что? Уфа!

До, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до .

(Е. Ефимовский)

2.Расшифровать ноты, зашифрованные в стишках «Крокодил»,

«Случай».

(Вызванный учащиеся выходит к доске и читает стих «с листа»).

II.Теоретическая разминка. Теоретическая разминка.

Преподаватель: Я начинаю, а вы, ребята, продолжаете:

1). Чтобы в нотный дом войти,

Надо ключ приобрести.

Ключ красивый, завитой,

Называется ключ?... (Соль)

6

2). Ровные шаги в музыке называются … МЕТР

3). Узоры музыкального времени образуют… РИТМ

4). Показываю карточки с цифрами 2/4, 3/4 , 4/4. Что это …РАЗМЕР,

Сколько долей будет в такте,

нам верхняя цифра покажет,

Длительность каждой доли –

нижняя цифра укажет.

5). Дирижируем на 2/4 под музыку.

Считаем вслух: сильные доли – f, слабые – p.

М. Глинка. Полька d-moll

6). Преподаватель:

Какой длительности равна доля – шаг? (четверть)

Сколько восьмых нот в четверти? (две)

Сколько восьмых в половинной ноте? (четыре)

7). Показываю карточки со знаками альтерации.

Какой знак лесенкой сбит? ДИЕЗ – повышает звук на полтона;

Какой знак капелькой висит? БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона;

Какой знак непростой, он музыкальный постовой,

За порядком наблюдает, эти знаки отменяет?

БЕКАР Отменяет и диез, и бемоль.

8). Преподаватель: Что такое полутон, тон, назвать строение мажорной

гаммы.

Преподаватель показывает на клавиатуре звуки и задает вопросы учащимся,

они отвечают:

Преподаватель: до – ре – это тон?

Ученики: до – ре – это тон.

Преподаватель: ре – ми – это тон?

Ученики: ре – ми это тон, и т.д.

Понятия: метр, ритм,

размер

Понятия:

диез, бемоль, бекар.

Понятия: длительности

нот четверть,

половинная, восьмые

Понятия:тон,

полутон, строение

мажорной гаммы

7

III. Вокально интонационные упражнения.

Мониторинг ЗУН (на материале ранее выученных песен)

1). Преподаватель:

Что такое гамма?

Гамма До мажор?

«Совет тональности»?

Вводные ступени?

Сейчас мы споем песенку «По утру» (стих Р. Муха) с ручными знаками. Но

сначала выберем «дирижера».

2). Песенка «По утру» (ст. Р. Муха) на основе гаммы.

а). Поем с ручными знаками и с «дирижером».

Преподаватель: Что такое аккомпанемент?

б). Поем с аккомпанементом.

3). Преподаватель: Назовите устойчивые ступени лада.

( I III V звук? Нас ТРЕЗВУЧИЕМ зовут).

«Совет тональности». Шесть положений тонического трезвучия и шесть

песенок на эти положения:

a. Песенки на 6 положений Т5/3. Поем с ручными знаками.

б.Песенки на 6 положений Т5/3 играем на фортепиано и поем

(соло, дуэт, трио).

Преподаватель: Какие мелодические модели есть в этих песенках?

(движение по тоническому трезвучию и «топтание»).

IV.Сольфеджирование и чтение с листа.

Преподаватель: Откройте учебник сольфеджио, сейчас мы споем номер из

домашнего задания № 17:

Понятия: Гамма,

тоника, тоника «До»,

устойчивые ступени,

вводные ступени.

Понятие:

Тоническое

трезвучие

8

Какой здесь размер? (2/4);

Какие длительности нот встречаются? (четверти и половинные).

Поем номер сольфеджио и со словами.

Преподаватель: Следующий номер, № 18 мы споем с листа. Сейчас

повторим план нашей работы и покажем родителям, как учить номера,

заданные на дом.

План работы:

1). Проговариваем ритмослогами с дирижированием;

2). Проговариваем нотами с дирижированием;

3). Анализируем мелодические модели (поступенное движение – «кусочек»

гаммы вверх, затем вниз, «топтание»);

4). Поем номер.

V. Метро ритмические упражнения.

1). На доске вывешены карточки–такты на разные ритмические модели:

Задание:

Кому – нибудь из ребят выбрать любые четыре карточки, составить ими

ритмический рисунок из 4х тактов, простучать указанный в них ритм и

прочитать слова в этом ритме под музыку. Останавливаться нельзя!

Г. Левкодимова. Плясовая.

2). Преподаватель: Сейчас мы проверим домашнее задание.

Побежали по лу жайке

И запрыгали как зайки

Понятие: доля (такта),

метр, ритм, ритмические

модели

9

На данную ритмическую модель надо было сочинить слова и уметь их

проговорить:

(Дети под музыку по очереди проговаривают приготовленные дома слова)

Г. Левкодимова. Плясовая.

3). Преподаватель: Игра «Ритмический переводчик». Я говорю текст.

Вам, ребята, надо выложить ритм карточкамитактами:

а)

б)

2. На доске выложен ритм. Это ритм из Д/З.

(Замер лес от удивленья, пишут звери сочиненье).

Задание 1: Узнать что это за ритм?

Задание 2: Показать Д/З (прочитать свой сочинённый текст

на такой же ритм).

а). Учащиеся по очереди читают свой текст (по поднятой руке).

б). Учащиеся по очереди (очередность оговариваем заранее) читают свой

текст под аккомпанемент преподавателя. Задание на ВНИМАНИЕ!

Останавливаться нельзя!

Понятия: размер (2/4),

такт, реприза.

Ветер ветками шумит, ёжик наш до мой спешит

Шап – ка да шуб – ка, вот и весь ми шут ка

10

Д. Кабалевский. Полька.

VI. Мажор и минор.

1. Преподаватель играет и поет песенку «Как под горкой» сначала в C-dur, а

потом в c-moll. Учащиеся характеризуют музыкальный портрет «мужика»: в

До мажоре он – «сильный», «молодой», «радостный», «смелый»; в до миноре

«погрустнел», «постарел», «заболел», «нет сил», «ослаб».

Преподаватель: Ребята, обратите внимание, как смена лада влияет не

только на настроение в музыке, но иногда полностью меняет характер,

образ.

В мажоре мужик здоровый, бодрый, полный сил.

В миноре мужик больной, усталый.

2. Читаю два стихотворения.

Вопрос: какое стихотворение можно назвать мажорным, какое

мминорным?

Приди, весна, и снова

Пусть рощи оживут.

Под шум ручья лесного

Фиалки зацветут.

(Г. Селянин)

Говорила осень хмурая:

«Я пролью дожди унылые,

Прогоню в дорогу дальнюю

Птичьи стаи перелетные».

(Д. Можжевелов)

3.Показываю картины:

А). ЖанМарк Жаньячик «Подсолнухи и лаванда» и Камиль Писсаро

«Осень»:

11

Б). ЖанМарк Жаньячик «Белый парус» и Камиль Писсаро картину с

неизвестным названием:

В). Камиль Писсарою «Каштаны в Овсни»:

Вопрос: какая картина мажорная?, минорная?

12

4.Попевку «Ох и светлый день» играем и поем от разных нот разным

составом исполнителей: дуэтом, solo:

Ох и светлый день, ночка темна я.

5. Слуховой анализ пьес. Играю произведения (отрывки) в мажоре и миноре.

Задание: определить лад.

Д. Шостакович. Марш До мажор

П. Чайковский. «Болезнь куклы»

Ф. Шопен. Ноктюрн. До минор

И. Дунаевский. «Колыбельная»

Преподаватель: Ребята, «Колыбельная» написана в мажорном ладу. А

полька Д. Кабалевского, звучавшая ранее в минорном ладу. Давайте

сосчитаем такты в этой польке. Вспомните как мы такие задания

выполняли на уроках…

VII. Групповые формы работы.

1. Ритмодекламация «Ты куда идешь, медведь»

на слова Г. Виеру с сопровождением. Диалог двух групп.

Ты куда идешь, медведь? В город, елку приглядеть!

А на что тебе она? Новый год встречать пора!

Где поставишь ты ее? В лес возьму, в свое жилье!

Что ж не вырубил в лесу? Жалко, лучше принесу!

13

2. Н. Метлов. «Бьют часы».

Преподаватель: На примере этой песни мы повторим тоническое

трезвучие и пройденные ритмические модели, которые покажем с помощью

«звучащих» жестов:

отмечаем шагами, стучим ладошками,

«скользящими» ладошками.

Исполняем песню «Бьют часы»

1. Ритмический аккомпанемент (двухголосная партитура).

Преподаватель: В заключение исполним ритмическую партитуру. Это будет

ритмическим аккомпанементом к пьесе Ф. Лещинской «Две лошадки».

Маракасы 2/4

Бубен 2/4

Преподаватель: Наш урок окончен. Спасибо всем ученикам за работу, а

присутствующим родителям за внимание. До свидания.

Выводы по уроку. На уроке были показаны основные формы работы

интонационные, ритмические упражнения, сольфеджирование, слуховой

анализ, творческие задания. Эти формы работы находились во взаимосвязи

и основывались на определенных теоретических знаниях. Учащиеся

работали активно, с интересом, показали практическое применение

теоретических терминов (термины запоминают, потому что ими все время

приходиться оперировать), знание нот на нотоносце и клавиатуре, осознание

ритма через стихотворный текст, пройденных мелодических моделей

(повторение звуков, движение по гамме, по трезвучию). В целом учащиеся с

поставленными задачами справились, их музыкальный кругозор постепенно

14

расширяется при помощи вопросов и посильных задач, постепенно

формируется мышление.

В дальнейшем следует продолжить работу над метроритмом:

определять на слух ритмическую пульсацию, сильную долю метра,

отрабатывать навыки дирижирования (тактирования) в размерах 2/4, 3/4 ,

4/4, являющиеся организующим фактором в процессе пения.

Особое внимание следует уделять сольфеджированию: уметь

определить лад и тональность мелодии, размер, особенности ритмического и

мелодического строения; уметь настроиться в данной тональности;

развивать навыки точного интонирования, приучать детей сознательно

слушать музыку, соответственно программе определять по нотному тексту и

по слуху её отдельные элементы, слушать себя при пении, следить за

качеством звука (точности высоты по отношению к строю, протяженности,

силы звука).

15

Характеристика учащихся

В открытом уроке принимают участие учащиеся 1 «Б» класса

фортепианного, струнного отделения и отделения народных инструментов.

Уровень музыкальных способностей детей, участвующих в

представленном уроке, различный. Одни из них эмоционально более

отзывчивы на музыку, их музыкальный слух более активен. В процессе

слушания произведений они быстрее осознают регистры, мажор и минор как

средства отражения света и тени, радости и горя, направление движения

мелодии, точнее воспроизводят звуковысотную линию в мотивах. Другим

детям это удается определить не сразу.

У одних детей чувство ритма более развито. В процессе движения

под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах им быстрее

удается воспринять равномерную пульсацию метрических долей, а также

различить сильные и слабые доли в музыке при ее прослушивании. Усвоение

ритмических фигур, осознание длительностей и пауз, формирование

представлений об их записи, осознание выразительной и изобразительной

сущности ритма таким детям дается легче. Другим детям, чтобы выполнить

ритмические упражнения, требуется больше времени, а порой и помощь

преподавателя.

В представленной группе есть учащиеся, которым сложно

сконцентрировать свое внимание, а, тем более удержать его на протяжении

урока даже при частой смене форм работы.

16

Учащиеся 1 «Б» класса проучились в «Лицее» всего 3,5 месяца (со

второй половины сентября по декабрь). Но, несмотря на разный

первоначальный общий уровень подготовки (не все дети умели на тот

момент бегло читать литературный текст), ученики достаточно легко

воспринимают и усваивают учебный материал по предмету сольфеджио,

проявляют активность, любознательность, заинтересованность,

эмоционально отзывчивы. Предложенные задания выполняются достаточно

четко, в хорошем темпе. Но, надо отметить, что формирование

способностей требует от преподавателя и от родителей упорной и

терпеливой работы. В течение длительного времени надо упорно развивать и

формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к

достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не

очень быстро.

18

Список приложений

Приложение № 1. Нотоносец. Клавиатура.

Приложение 2. Пособие «Расшифровать стих» из Учебного пособия

Бабичевой Е.Г. «Учим нотки на досуге»:

1. «Случай» (стихи Ю. Хазанов). 2. «Крокодил» (стихи Е. Серова).

Приложение № 3. Размер. Знаки альтерации.

Приложение № 4. Песенки «По утру».

Номера для сольфеджирования и чтения с листа.

Попевки на мажорное трезвучие Т5/3 «Совет тональности».

Карточки «Совет тональности».

Приложение № 5. Карточки – такты.

«Ритмический переводчик».

Ритмический рисунок для сочинения текста.

Приложение № 6. р.н.п. «Как под горкой». «Ох, и ясный день».

Репродукции художников: ЖанМарк Жаньячик. «Подсолнухи и лаванда»;

Камиль Писсаро. «Осень»; ЖанМарк Жаньячик. Белый парус; Камиль

Писсаро. Название картины неизвестно; Камиль Писсарою «Каштаны в

Овсни».

Два лада: мажор, минор.

Приложение № 7. Ритмодекламация «Ты куда идёшь, медведь».

Н. Метлов «Бьют часы на башне» (ритмическое оформление)

Приложение № 8. Нотный материал:

19

1. Д. Шостакович. Марш.

2. П. Чайковский. «Болезнь куклы»

3. Ф. Шопен. Ноктюрн до минор, соч. 48, 1.

4. Г. Левкодимова. Плясовая.

5. Ф. Лещинская. «Две лошадки»

6. Н. Метлов. «Часы».

Список рекомендованной литературы:

1. Бабичева Е. Азбука ритма, 1 класс.- Тольятти, 2012.

2. Бабичева Е. Воспитание чувства метроритма в 1 классе через

ритмодекламацию, Тольятти, 2011.

3. Бабичева Е. Г. Песни – упражнения.- Тольятти, 2010.

4. Бабичева Е. Учим нотки на досуге, часть II. Сборник занимательных

стишков и картинок. Тольятти, 2013.

5. Баева Н., Зебряк Т.. Учебник сольфеджио I – II класс. М., «Кифара»,

2006.

6. Котляревская – Крафт М. , Москалькова И. , Батхан Л.. Сольфеджио. –М.,

«Музыка», 1984.

7. http://bigart.com.ua/artgallery/ZHanyachik-ZHan-Mark

8. http://yandex.ru/images/search?text=%D0%

9. http://yandex.ru/images/search?img_url=http%

Добавить комментарий