Как составить урок по внешней политике

План-конспект урока истории в 8 классе

Тема урока: « Внешняя политика Александра II»

1.    
 

ФИО

Виноградова Елена Евгеньевна

2.    
 

Место работы

МКОУ «Тальменская СОШ №5»

3.    
 

Должность

Учитель

4.    
 

Предмет

История

5.    
 

Класс

8

6.    
 

Тема урока

Внешняя политика Александра II

7.    
 

Базовый учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России XIX в.
8 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Класс: 8                                                                                                                                                       
Дата: 08.04.2016

Урок истории: История
России. XIXв.

РазделРоссия во второй половине XIX  в.                                                                             
Номер урока в разделе: 9

Тема: Внешняя
политика Александра II
.

Тип урока. Урок
изучения нового материала.

Вид урока. Урок- презентация

Предварительная работа.

Создать презентацию «Внешняя
политика Александра II», приготовить рабочие листы,  копии документов, тесты,
таблички с название направлений внешней политики «Европейское»,
«Среднеазиатское», «Кавказское», «Дальневосточное», «Русско-американские
отношения»

Цели урока:

Образовательные.

I.                 
Эмпирический
уровень

·        
Познакомить учащихся с
основными событиями внешней политики России при Александре
II и показать влияние конкретных исторических личностей
на развитие этих событий
.

II.              
Теоретический
уровень.
 

·       
выяснить причины и ход
действий Российской дипломатии во главе с Горчаковым А
.М. по
отмене  нейтрализации Черного моря
;

·       
изучить основные этапы
завоевания Средней Азии и вклад
в
этот процесс

генерала Черняева М.Г.;

·       
осветить деятельность
генерал
губернатора Н.Н.Муравьёва
по разрешению проблем дальневосточных территорий
;

·       
изучить новые термины и даты: Лондонская
конференция

1871 г.;
отмена нейтра­лизации Черного моря; 60-80-егг. – присоединение
Средней Азии к России
; 1875 г.
Петербургский договор с Японией
о передаче ей Ку
­рильских островов, а Россиио. Сахалин; 1858
г. –
Айгунский договор, 1860г. – Пекинский
договор России с Китаем о разграничении террито
­рии.

·       
Помочь
осмыслить выводы урока:

– Дипломатическим
и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним
внешнеполитические задачи, обозначить и укрепить свои границы, восстановить
своё положение как великой державы.

– Личность играет в истории немаловажную роль.

  • Продолжить работу над известными
    понятиями и выводами:

·        
дипломатия, международные
отношения, договор, Союз трёх императоров, Парижский договор, международный
авторитет.

·        
Отмена статей
Парижского договора восстанавливала международный авторитет России.  
 

Развивающие. 

  • Продолжить работу по формированию умений:
  • развивать  навыки работы
    с дополнительной информацией, с историческими картами
    , в том числе и контурными,;
  •  анализировать
    исторические источники
    ;
  •  отвечать на вопросы;
  • работать в группе;
  • самостоятельно заполнять
    таблицу, делать выводы
    .

Воспитательные.

·        
воспитывать интерес к
предмету, чувства сопричастности к истории своей страны, патриотизма и любви к
своей Родине.

Формы работы учащихся: проблемнопоисковая, групповая, фронтальная, самостоятельная, презентация по теме.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, учебники, атласы и контурные карты, карточки-тесты,  рабочие листы, копии
документов, памятки по синквейну и ПОПС-формуле, карточки с названиями
направлений внешней политики.

Использованные для подготовки к уроку ЭОР:

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/

    Структура и ход урока

1.Организационный момент (1 минута);

2.Вводный тест (6 минут);

3. Изучение нового материала (20минут)

4.Закрепление знаний, умений и навыков, тест (7 минут)

5.Рефлексия (7минут);

6. Домашнее задание (1минуты).

7. Подведение итогов урока  (3минуты)

Перед уроком учащиеся разделены  на 5 групп

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.момент

1 мин.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята.

Я прошу вас занять места по группам..  

А начать наш урок я хочу с вопроса.

– Ваша ассоциация связанная со словом история?

Всё верно: даты, термины, событиявсё это важно для истории, но большую роль в ней играют личности, стоящие за тем или иным событием.

Стоят у рабочих мест. 

Рассаживаются по группам.

Ответы учащихся

2.Постановка проблемного вопроса и актуализация ранее
изученного материала

6 мин.

(1+4+1)

Слайд 2

1 мин.

Слайд 3

5 мин.

Слайд 4

Слайд 5

Итак, есть гипотеза: «Успехи
государства достигаются конкретными людьми–государственными деятелями,
военачальниками, учёными–которые своими личными качествами: упорством,
патриотизмом, профессионализмом, верностью долгу добиваются не только личных
успехов, но из усилий каждого складывается величие страны»

И мы постараемся доказать её на нашем уроке.

Тема нашего урока «Внешняя политика при Александре
II»

Но прежде чем мы будем говорить о внешней
политике при Александре II,  вспомним, какое внешнеполитическое наследие он
получил.

Для этого нам нужно ответить на вопросы
теста.

ВВОДНЫЙ ТЕСТ (КЛЮЧ, САМОПРОВЕКА)

ПРОВЕРКА.

Отложите пока ваши тесты, у нас сегодня будет несколько форм работы и
участие в каждой

из них это ваш вклад в общую оценку.

Класс выполняет тест. (прил.1)

Самопроверка теста.

Ключ и критерии оценки на слайде

3.Изучение новой темы.

Переход к изучению новой темы.

20 мин. (2+8+10)

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9-12

Слайд 13-15

Слайд 16-25

Слайд 26-28

Слайд-29

На основании тестов
сделайте вывод:

– Какое
внешнеполитическое наследие получил Александр II?  Охарактеризуйте его 1
словом.

 Действительно, внешнеполитическое наследие
было непростым. После окончания Крымской войны основное внимание Александра
II было сосредоточено на проведении внутренних
реформ. Их успех в немалой степени зависел от
внешней обстановки.

– Как вы думаете,
 почему?

 Правильно, новая
война могла сорвать преобразования. Император назначил послами в крупнейших
государствах мира последовательных сторонников своего курса. Во главе
Министерства иностранных дел в 1856 г. Был поставлен князь А. М. Горчаков. В
письме Александру II он так определил основную внешнеполитическую цель
страны: «При   современном положении нашего государства и
Европы вообще главное внимание России должно
быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и
вся внешняя политика должна быть подчинена этой задаче».

Исходя из
этой цели были выделены  главные направления внешней политики
:

Выход из
международной изоляции
развал
антирусского блока, куда входила Англия, Франция и Австрия,   и
восстановление роли России как великой державы, отмена унизительных статей
Парижского мирного договора, запрещавших иметь флот и военные укрепления на
Черном море.

Кроме того,
необходимо было договорами закрепить границы с соседними государствами в
Средней Азии и на Дальнем Востоке. Эти сложные задачи были решены мирным
путем во многом благодаря тем государственным деятелям, которые находились на
службе у Александра.

 Дипломатическая деятельность велась по
нескольким направлениям.  Мы с вами рассмотрим сегодня три из 4, с
ближневосточным  направлением вы подробнее познакомитесь на следующем уроке.
Из этих направлений мы выделим 5 блоков.

Вы уже разделены по
группам и
сейчас будете
работать самостоятельно по блокам. Перед вами на столах находятся документы,
учебники, атласы. С их помощью вам нужно в рабочих листах ( приложение2) заполнить
пропуски в таблице и по событиям из таблицы  определить результаты
дипломатической деятельности во внешней политике. Пропущенные сведения по
другим направлениям  вы заполняете по результатам выступлений других групп.
Однако, мы с вами проверяем гипотезу, а значит вам нужно выделить личность
сыгравшую значимую роль в этих событиях и указать какую роль сыграл этот
человек в данном направлении. Поэтому один из членов группы – эксперт
составит мини-справку по значимой  личности. 

Итак. По истечению 8 минут, вы называете
направление, характеризуете задачи, основные события, результаты, показываете
при необходимости на карте вновь присоединённые территории и значимую
личность, другие группы  заполняют свои рабочие листы по вашим выступлениям.

Выступления
групп

Европейское,

 Кавказское,

Среднеазиатское,

Дальневосточное,

Русско-американские
отношения,

Тем кто хотел бы больше узнать об этих личностях
можно обратиться по этой ссылке (
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb41d91e-e756-4a2e-bdae-73deba0a231d/view/ ) , она есть на ваших рабочих листах. Таким образом, мы видим что внешняя
политика Александра II по всем направлениям носила активный характер
.   

Какие
это были направления?

-Какими путями решались внешнеполитические задачи?

Ответы уч-ся.

(непростое, сложное, проблемное, конфликтное)

Ответы уч-ся.

Слушают и смотрят презентацию.

Слушают инструкцию.

Знакомятся с материалами

Работают самостоятельно в группах с учебниками и
документами, заполняют таблицы, готовят мини справки по историческим
личностям.

Каждая группа озвучивает свою таблицу, показывает на
карте вновь присоединённые территории и зачитывает информацию о значимой
личности, другие группы с  помощью выступлений и слайдов заполняют свои
рабочие листы.

Ответ: Европейское,
Кавказское, Среднеазиатское, Дальневосточное, Русско-американские отношения.

Ответ: дипломатическим и военным

4.Закрепление ЗУН

7 мин.

Итак, дипломатическим и военным путём российскому
государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи,
обозначить и укрепить свои границы, восстановить своё положение как великой
державы
.(мульти карта)

Есть ли вопросы по теме урока?

Тогда, повторим.


Соотнесите название страны и характер ее отношений с Россией при Александре
 II.

А)
Соперничество этой страны с Россией за сферы влияния в Средней Азии

Б) В результате переговоров с этой страной за Россией
закрепился о. Сахалин

2.   
Китай

В) Эти государства стали вассальными владениями России

3.   
Австро-Венгрия

Г) Договора с этой страной позволили России продолжать
освоение Дальнего Востока

4.   
Англия

Д) Эти страны стали союзниками России по «Союзу трех
императоров»

5.   
Бухара

Е) В результате торговой сделки с этой страной Россия получила
7,2 млн. долл.

6.   
Кокард

Выполнили?  проверяем

Работа по «Интерактивной карте роста территории России».

Выполнение  задание . 

Взаимопроверка.

Ключ и критерии оценки на слайде

5.Рефлексия

Вывод по теме

7 мин

Однако вернёмся к нашей гипотезе. Удалось ли нам показать роль
личностей в том или ином событии? Докажите на примерах.

Какой же вывод мы можем сделать?

Действительно, мы убедились в немаловажной роли
личности в истории. И кто знает, может и кто то из вас сможет приумножить
достижения нашего государства, сделать его лучше, богаче, сильнее, опираясь
на великое прошлое наших предков т.е. на историю

В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II»

МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:

ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ИМЕНИ:

ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ СОБЫТИЯ:

ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ДЕЙСТВИЯ:

ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ЧУВСТВА:

Ответы уч-ся с использованием рабочих листов.

Ответы уч-ся

6.Д/з

1 мин.

А теперь, внимание! Записываем д/з  

– §27 изучить,
применяя рабочие листы;

–  отметить на контурных картах вновь присоединённые территории.

Записывают
домашнее задание.

7.Итог урока и оценивание деятельности учащихся.

Окончание урока по звонку.

3 мин.

А какие события и имена запомнились вам больше всего?

Выставление и комментирование оценок

Спасибо за урок, все свободны.

Ответы уч-ся

Подача дневников для выставления оценок.

Тема урока: Внешняя политика России в начале XXI века

Цель: рассмотреть новую внешнеполитическую стратегию России, позиции России на международной арене; развивать умение сравнивать, делать выводы; воспитывать политическую грамотность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «история России» для 10 класса, ч.3, электронная презентация «Внешняя политика России в начале 21 в.», политическая карта мира.

Ход урока

1.      Орг. момент.

2.      Мотивация учебной деятельности

-Какие принципы положены в основу современной российской внешней политики?

3.      Актуализация знаний

– Какие общие черты присущи всем так называемым «цветным революциям»?

-Почему к концу 1990-х гг. произошло ухудшение геополитического положения России в мире?

4.      Изучение нового материала

1)      Разработка новой внешнеполитической стратегии..

В июне 2000г. Президент В. Путин подписал Концепцию внешней политики РФ.

Главный принцип – обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе.

Задача- обеспечить воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного. Справедливого и демократического миропорядка.

Руководство страны исходило из того, что Россия продолжает сохранять статус великой державы. В связи с этим ставилась задача обеспечить воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка.

Особое значение придается отношениям с ближайшими соседями. Ставятся задачи формирования пояса добрососедства по периметру российских границ, содействия устранению имеющихся и предотвращению потенциальных очагов напряжённости и конфликтов в прилегающих к России регионах.

Отмечалось значение всесторонней защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, а также содействия позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России.

–  Как изменилась внешнеполитическая стратегия России в начале XXI в. по сравнению с предыдущим периодом?

Во внешнеполитической стратегии России в начале XXI в. произошли изменения: отказ от политики уступок и соглашательства, отстаивание национальных интересов сочетается с предложениями о партнерских отношениях на основе равноправия.

2) Усиление борьбы с терроризмом

– Какую роль играла Россия в борьбе с международным терроризмом?

Россия в борьбе с международным терроризмом играла и играет большую роль. Терроризм остановлен на территории на территории России. Представители международных террористических центров действовали активно на Северном Кавказе. Территорию Чечни они превратили в плацдарм для развала РФ. Сюда поступала финансовая и военная помощь из-за рубежа, а в составе бандформирований действовали наемники из других стран. РФ активно участвует в работе по нераспространению терроризма в мире. После терактов 11 сентября 2001 г. в США Россия присоединилась к западным странам в борьбе против международного терроризма. Воздушное пространство и железные дороги Российской Федерации были открыты для поставок военных грузов в Афганистан для антитеррористической коалиции. Россия согласилась с размещением американских военных баз в Средней Азии. Руководство России шло на это в интересах обеспечения безопасности своих южных рубежей. По признанию лидеров НАТО, без этих шагов российского руководства успех контртеррористической операции в Афганистане был бы невозможен. В течение короткого времени режим талибов в Афганистане был свергнут. Началась нормализация обстановки и на Северном Кавказе.

3) Отношения России с США и Западом.

– Как складывались отношения России с США и странами Запада?

Отношения с США оставались важнейшим направлением внешней политики России. Исходя из идеи однополярного мира, где сохранилась лишь одна сверхдержава в лице США, администрация президента Дж. Буша-младшего взяла курс на изменение баланса сил на мировой арене в свою пользу. Было объявлено о выходе США из договора 1972 г. по противоракетной обороне (ПРО), о создании национальной системы ПРО. Это разрушало систему стратегической стабильности, которая существовала в течение 30 лет. Лишь под давлением со стороны российского руководства США пошли на сокращение и ограничение стратегических наступательных вооружений, заключив с Россией в 2002 г. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Однако США продолжили свою политику по изменению стратегического баланса. Важнейшим в этом процессе стало расширение НАТО. В 2004 г. в эту организацию были приняты Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония. В 2009 г. в НАТО вошли Албания и Хорватия. Было объявлено о грядущем вступлении в НАТО Украины и Грузии.

С началом вторжения США и их союзников в Ирак в 2003 г. Россия решительно выступила против этой агрессии, назвав повод для нападения надуманным, что в дальнейшем подтвердили сами американцы.

Вскоре США начали искать поводы для нападения на Иран. Для борьбы с «иранской угрозой» Дж. Буш объявил о развёртывании американской системы ПРО в Польше и Чехии, что создало прямую военную угрозу России. Подобные действия мало согласовывались с публичными заявлениями лидеров Запада о стремлении к партнёрству с Россией и в итоге вызвали ответные шаги с её стороны. В апреле 2007 г. Россия объявила о моратории на исполнение подписанного ранее Договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ).

4) Отношения России со странами ближнего зарубежья.

– Какова была политика России по отношению к странам ближнего зарубежья?

Политика России в отношении стран СНГ и Прибалтики определялась процессами, имевшими место в этих странах.

Вступление в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии, их территориальные и материальные претензии к России, переписывание общей истории, нарушение прав русскоязычного населения, глумление над памятью павших в годы Великой Отечественной войны не могли оставить равнодушными граждан и руководство России. Экономические и культурные связи между Россией и прибалтийскими странами значительно сократились.

В ряде стран СНГ при прямой поддержке из-за рубежа произошла смена политического руководства. Осенью 2003 г. в результате «революции роз» в Грузии был свергнут режим Э. Шеварднадзе. Ему на смену пришёл президент М. Саакашвили, поставивший в качестве главной задачи вступление Грузии в ЕС и НАТО. В 2004 г. была спровоцирована кампания непризнания итогов президентских выборов на Украине. При прямом участии США, Евросоюза и НАТО итоги выборов были, по сути, отменены. В результате вместо победившего с незначительным отрывом В.Ф. Януковича, выступавшего за укрепление отношений с Россией, к власти был приведён В.А. Ющенко, стремившийся к вступлению Украины в НАТО. Эти события получили название «оранжевой революции». Попытки нового руководства Украины провести на её территории военные учения с участием войск НАТО вызывали массовые протесты населения. Правительство Украины отказывалось перейти на расчёты за российский газ по рыночным ценам, в результате чего неоднократно возникали перебои со снабжением европейских стран энергоносителями из России. Украинские власти, игнорируя интересы миллионов собственных граждан, усиленно вытесняли русский язык из средств массовой информации, кинопроката, системы образования. Из года в год сворачивались культурные контакты с Россией.

В 2005 г. в результате «революции тюльпанов» был свергнут президент Киргизии А.А. Акаев. Вскоре в Узбекистане была предпринята попытка свержения президента И.А. Каримова. Все эти события заставили руководство России уделить большее внимание отношениям со странами СНГ, расширить сотрудничество с ними.

5) Россия и русская диаспора за рубежом.

В начале 21 в. усилились контакты России с диаспорой в других странах За пределами страны проживало 30 млн. россиян. Был взят курс на поддержку возвращения соотечественников на Родину. Специальная программа на 2007-2012 гг. предусматривала материальную помощь желающим переехать в Росси., выделение ипотечных кредитов, упрощенное получение российского гражданства.

6) Отношения России со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Руководство РФ предприняло усилия по развитию союзнических отношений с ближними соседями на Востоке. В 2001 г. создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в состав которой вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Позже присоединился Узбекистан. ШОС последовательно выступала за укрепление стратегической стабильности, поддержание международного правопорядка. Ежегодные встречи лидеров стран, совместные военные учения, крепнущее экономическое сотрудничество превратили ШОС в динамично развивающуюся международную организацию. Наблюдатели: Индия, Иран, Пакистан, Монголия.

2001г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве с Китаем. Урегулированы пограничные вопросы, вырос товарооборот. «Год Китая» в России и «Год России» в Китае.

Страны БРИК: Бразилия, Россия, Индия и Китай. 2008г. визит главы РФ в Венесуэлу прибыл отряд военных кораблей ВМФ России и группа стратегических бомбардировщиков для проведения совместных военных учений. Отменен визовый режим для россиян, выезжающих в Бразилию, Аргентину, Венесуэлу. Подписаны контракты на разработку месторождений полезных ископаемых в Латинской Америке.

7) Укрепление позиций России на международной арене.

-Назовите факты, свидетельствующие об укреплении позиций России на международной арене.

Открытое провозглашение национальных интересов руководством России, твёрдое отстаивание самостоятельности внешнеполитического курса не могли не вызвать укрепления авторитета нашей страны в мире.

Международный размах приняло празднование в 2003 г. 300-летия Санкт-Петербурга, на которое съехались высшие руководители многих стран мира. В праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. в Москве приняли участие лидеры ведущих мировых держав.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала в Петербурге лидеров «Большой восьмёрки».

В 2007 г. Международный олимпийский комитет принял решение о проведении Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

Изменение внешнеполитической стратегии способствовало росту авторитета России в мире.

Международный размах приняло празднование в 2003 г. 300-летия Санкт-Петербурга, на которое съехались высшие руководители многих стран мира. В праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. в Москве приняли участие лидеры ведущих мировых держав.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала в Петербурге лидеров «Большой восьмёрки».

В 2007 г. Международный олимпийский комитет принял решение о проведении Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

– Подумайте, почему произошло обострение отношений между Россией и США. Почему Россия активно выступает против идеи однополярного мира?

Обострение отношений между Россией и США произошло потому, что США отстаивало идею однополярного мира и свою позицию мирового гегемона. Россия активно выступает против идеи однополярного мира потому, что многополярный мир справедлив. В условиях многополярного мира у всех стран есть возможности для самостоятельности и развития.

Россия не смогла противостоять «цветным революциям», организованным при поддержке США в Грузии (2003), Украине (2004), Киргизии (2005), в ходе которых к власти пришли антироссийские силы.

В своей Мюнхенской речи 10 февраля 2007 г. В.В. Путин в резкой форме раскритиковал внешнюю политику США, неоправданное применение силы к ряду государств, навязывание «однополярного мира», расширение НАТО на Восток. В Валдайской речи, произнесенной в Сочи 24 октября 2014 г., В.В. Путин обвинил США и их союзников в разрушении существующей системы международной безопасности.

В 2004 г. министром иностранных дел РФ стал С.В. Лавров. Усилению позиций России на мировой арене способствовало укрепление военной мощи. В 2010 г. была принята Государственная программа вооружений на 2011-2020 гг. В соответствии с ней на перевооружение российской армии выделяется 20 трлн. рублей.

Идея многополярного мира, построенного на взаимоуважении, нашла отклик у многих стран, с которыми Россия наладила дружественные отношения. В первую очередь, это крупнейшие страны: Бразилия, Индия, Китай, ЮАР, образовавшие с Россией организацию БРИКС. Важнейшей задачей является экономическое сотрудничество с соседними государствами. Россия готова жестко отстаивать интересы российских граждан и свои интересы в непосредственной близости у собственных границ. Это подтвердила «операция по принуждению к миру», проведенная в отношении Грузии, подстрекаемой США, при попытке силового захвата ею республик Южная Осетия и Абхазия в августе 2008 г.

Позиция России смогла предотвратить готовившуюся агрессию США против Сирии в 2012 г. В 2013 г. Россия не выдала США Э. Сноудена, разоблачившего тотальную слежку американских спецслужб. США не смогли смириться с усилением позиций России и снижением своего авторитета в мире. Они организовали смену власти на Украине в феврале 2014 г., способствовав приходу откровенно националистических сил. Главной целью было недопущение сближения Украины с Россией. В марте 2014 г. в Крыму прошел референдум, на котором 96% проголосовало за вхождение в состав России. 18 марта 2014 г. подписан межгосударственный договор о принятии Республики Крым в состав России.

5.      Закрепление

Беседа по вопросам:

– Почему стратегия обеспечения национальной безопасности является ключевой для России?

— Какую роль играла Россия в борьбе с международным терроризмом?

— Как складывались отношения России с США и странами Запада?

— Какова была политика России по отношению к странам ближнего зарубежья?

6. Итоги

Д/З:§52 проработать, задание 4 стр. 96 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем».

Обновлено: 23.05.2023

– способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности у учащихся.

Основные задачи России во внешнеполитической сфере после Смуты.

Западное направление внешней политики.

Итоги внешней политики России в XVII в. в исторической литературе.

Основные понятия: униаты, реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь, острог.

Выдающиеся личности: Б. Хмельницкий, В. В. Голицын.

Изучение нового материала.

Основные задачи России во внешнеполитической сфере после Смуты.

– расширение территории страны

– достижение выхода к Балтийскому Черному морям

– возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий

– обеспечение безопасности южных границ от набегов крымских ханов

2. Западное направление внешней политики.

Учитель: Главными задачами после Смуты было восстановление международного положения России и возвращение земель, отошедших по мирным договорам (Деулинское перемирие и Столбовский мир) к другим государствам.

В 1632 г. Земский собор решил вернуть Смоленск. Осада Смоленска продолжалась 8 месяцев. Полный провал. Воевода Б. И. Шеин был казнен.

Московские политики, вдохновленные успехами в войне с Польшей, намеревались решить еще одну задачу – завоевание выхода к Балтийскому морю. В 1656 г. была объявлена война Швеции, которая длилась два года и была закончена подписанием Валиесарского договора 1658 г. За Россией оставались на время перемирия все занятые русскими войсками территории, включая г. Юрьев. Однако через 3 года Россия, еще не закончив войну с Польшей, была вынуждена вернуть Швеции захваченные города (согласно заключенному в 1661 г. Кардисскому мирному договору).

Покажите на карте присоединенные к России земли.

3. Южное направление.

Учитель: Запорожские казаки жили на днепровских островах, где сформировалась своеобразная казацкая республика (свободное военное братство во главе с выборным кошевым и куренным атаманами). Ядром этой республики был остров Хортица. В Сечь принимали всякого, кто приходил; не спрашивали — кто он, откуда пришел, как и чем прежде жил, лишь бы он был не еврей и не католик. Казаки были народ вольный, долгое время они только номинально считались подцанами великих князей литовских, выбирали своих гетманов, воевали с кем хотели. Здесь было царство православных мужчин, которые жили по законам суровой военной жизни. Чтобы поддерживать боевой дух, использовали наказание — за привод женщин в Сечь предавали казни. Сюда бежали люди из Речи Посполитой, из Российского государства.

Лидером украинского национально-освободительного движения стало казачество. Именно казачество выступило главной военной силой в борьбе против полонизации Украины, возглавил его Зиновий Хмельницкий, прозванный в народе Богданом — “богом данным”. Казаков поддержало крестьянство. Возникла возможность создать украинскую государственность. Территория Украины, подконтрольная казачеству, стала базой государственной консолидации на принципах военной демократии. Население было разделено на полки, сотни, во главе стояли полковники, сотники. Глава Украины—гетман Хмельницкий, который был признан турецким султаном, молдавским и валашским господарями, крымским ханом. Московский царь Алексей Михайлович поздравлял его с победами.

Однако Хмельницкий понимал, что как самостоятельное государство Украина слаба и не может долго противостоять Речи Посполитой, даже имея такого воинственного союзника, как крымский хан. Нужна была поддержка и защита сильного государства. Обсуждались разные варианты: присоединение к Турции, Швеции и др. Но все же наиболее привлекательным вариантом оказался союз с Россией. С ней объединяла вера — православие, глубокие исторические корни, общие черты в культуре и традициях. Непростые переговоры с Россией шли с 1648 г., и наконец 8 января 1654г. в Переяславле состоялась Великая Ради (“Большой Совет” в переводе на русский язык), которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Русские послы приняли присягу украинцев на верность московскому царю. Позже присягу принесли все города и села Украины, включая Запорожскую Сечь.

По царской жалованной грамоте Украине предоставлялась значительная автономия. Сохранялась территориальная целостность государства и таможенная граница между Украиной и Россией.

Главой государства признавался выборный гетман, который утверждался царем. За гетманом сохранялось право дипломатических отношений с зарубежными странами (исключение — Польша и Турция давние противники Москвы). Оставалось неприкосновенным военно-административное устройство Украины, сложившееся в ходе национально-освободительного движения, сохранялась выборность должностных лиц (старшин). На основе местных законов и обычаев продолжал действовать суд. Сохранялись и вооруженные силы — казаки.

Запись в тетрадях:

Гетман — глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утвер ждался королем.

Предложите им самостоятельно нарисовать схему:

Дополнительный материал для преподавателя

О запорожских казаках. Запорожцы собирались на раду – сходку, подобную старинному вечу. На раде выбирались начальники. Главным был атаман, носивший название кошевого, а вся запорожская община называлась кошем – слово татарского происхождения, означавшее стан. Кош разделялся на курени; над каждым куренем был выборный куренной атаман, подчиненный кошевому. Кроме этих начальствующих лиц, выбирались радой полковой писарь (заведовавший письменным производством) и есаулы (распорядители). Когда предпринималась какая-нибудь экспедиция из ограниченного числа запорожцев, то начальником над ними был полковник, нарочно выбираемый для такого предприятия. Кошевой имел безусловную власть над кошем, но по окончании года отдавал отчет в управлении, и в случае злоупотреблений подвергался смертной казни.

Костомаров И. И. Богдан Хмельницкий. В 3-х т. Киев. — С. 24-25.

Учитель: Постепенно польские короли мало-помалу стали подчинять себе казачье войско, стали назначать, в каком числе быть казакам, стали им давать жалованье, за которое требовали от них службы. Земли на Украине стали раздавать польским панам, а казаков, не записанных в реестр, поворачивали в крестьянство и заставляли отбывать на помещиков барщину.

Запись в тетрадях:

Реестр – так называли на Украине список казаков, которые состояли на во енной службе у короля, пользуясь определенными привилегиями и получая коро левское жалование.

Учитель: Потом в 1596 г. подошла Брестская уния. Русский народ терпел от поляков много несправедливости. Казаки решили вступиться за него с оружием в руках. В 1648 г. началось мощное освободительное движение, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Ненависть к полякам ему привил шляхтич Чаплинский, лишивший его имущества, жены и приказавший засечь до смерти сына Хмельницкого. Польские власти остались глухи к просьбам о справедливости, более того, Хмельницкий оказался в тюрьме. Он бежал из тюрьмы и вернулся в Запорожскую Сечь. Хмельницкий нуждался в союзниках, так как казаки не имели военной промышленности и не могли вести широкомасштабные боевые действия. Поэтому Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой принять Украину под покровительство России. Однако в Москве не торопились с ответом: согласие означало начало войны с Речью Посполитой, а в России не было средств на новую войну. Тогда Хмельницкий пригрозил, что он обратится за покровительством к турецкому султану. После долгих колебаний в 1653 г. был созван земский собор, который и принял решение о присоединении левобережной Украины в состав Российского государства (покажите на карте). Год спустя в 1654 г. Переяславская рада подтвердила намерение Украины войти в состав России. Украина в составе России сохраняла широкие права, прежде всего гетманское управление.

Учитель: В 1676 г. турецко-татарская армия вторгается в Малороссию.

Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о русско-турецкой войне и о Чигиринских походах в учебнике (§ 36, с. 249-250) и ответить на следующие вопросы:

Каковы были военные цели турок? (Турки стремились захватить Киев и Чигирин и посадить там своего ставленника.)

Когда началась осада Чигирина? (В августе 1677 г.)

Когда и чем закончилась война? (Война закончилась в 1681 г. подписанием с Крымом Бахчисарайского договора.)

Каковы были условия мирного договора? (Устанавливалось перемирие на 20 лет; Турция и Крым признали переход к России Левобережной Украины и Киева. Население Правобережной Украины южнее Киева подлежало переселению.)

4. Восточное направление.

Западная ее часть была присоединена к России в результате военного поражения Сибирского ханства еще в конце XVI в. Тогда же здесь возникли первые русские города: Тобольск, Тюмень, Березов, Сургут, Томск и др. Началось и хозяйственное освоение этих огромных пространств. Сюда бежали от крепостного гнета крестьяне, направлялись экспедиции, шли за дешевыми охотничьими трофеями (в первую очередь за пушниной) торговцы.

Отсутсутствие на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока государственных объединений (большинство местных племен жили в условиях родового строя), а также то, что русские не посягали на традиционный уклад жизни местного населения, — все это облегчало мирное освоение этих бескрайних просторов русскими первопроходцами, причем совсем малыми силами.

В середине века русские экспедиции стали обычным явлением в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь появляются и первые города и укрепленные поселения: Албазинский (1651), Кумарский (1654), Косогорский, Нерчинский (1658). Приамурье вошло в состав России.

К концу века русские владения в Азии простирались уже до побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. На юге они были ограничены зоной влияния Китая (в основном на Дальнем Востоке и в Забайкалье), а также киргизских племен (в Центральной Азии). С целью урегулирования русско-китайских противоречий на Дальнем Востоке между двумя странами был заключен в 1689 г. Нерчинский договор. Самыми южными владениями России в Сибири были возникшие в XVII в. города Ишим, Курган, Кузнецк, Красноярск, Селенгинск.

По мере своего продвижения первопроходцы строили становища. По уже известной дороге к становищам подходили люди, строили укрепленный поселок, острог, обнесенный бревенчатыми стенами со сторожевыми башнями. Сейчас это большие города: Тюмень, Тобольск, Томск, Сургут, Енисейск, Красноярск, Якутск, Верхоянск. Вызовите ученика к доске и попросите на карте показать эти города.

Запись в тетрадях:

В 1648 г. из устья реки Колымы вышли морем шесть кочей (судов) холмогорца Ф. Попова и казака С. Дежнева. Много невзгод пережили они: морские бури и неприязнь местных жителей, но они не сдавались и плыли дальше, пока не обогнули самую восточную оконечность нашей страны, нашли пролив, отделяющий друг от друга два материка – Евразию и Америку (покажите на карте). В память о человеке сумевшем, несмотря на невзгоды, проплыть этим путем, самую восточную точку нашей страны назвали мысом Дежнева.

В середине века русские появляются и на Амуре. В 1643-1646 гг. – Владимир Поярков по р. Амур вышел в Охотское море, а Ерофей Хабаров присоеднил приамурские земли к России (покажите на карте).

Итоги внешней политики России в XVII в. в исторической литературе.

В течение XVII в. Россия непоследовательно, периодически отступая и накапливая силы, постепенно решала посильные для нее задачи. Но общий итог ее внешней политики был невелик, приобретения же доставались максимальным напряжением сил. Основные стратегические задачи — выход к морям и воссоединение русских земель – остались нерешенными и перешли следующему веку.Более удачным для России было продвижение на восток, чем на запад: в течение XVII в. русские землепроходцы продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихого океана.

§ 37 учебника, работа с контурыми картами.

Историческая задача: Почему река Лена называется Леной? Это название произошло от женского имени Елена?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: на основе изучения основных направлений внешней политики России в 1725-1762гг. подвести учащихся к пониманию, что в 1725-1762гг. Россия проводила активную внешнюю политику на европейском и азиатском направлении, что отражало ее статус великой европейской державы.

Основные понятия: война за польское наследство, война за австрийское наследство, русско-шведская война 1741-1743гг, Семилетняя война, русско-турецкая война 1735-1739гг

Основные события:-

1733—1735 гг. — война за польское наследство

1736—1739 гг. — русско-турецкая война

1741—1743 гг. — русско-шведская война

1756—1763 гг. — Семилетняя война

1. Организация обучающихся

2.Актуализация знаний

– Используя план, рассказать о системе управления страной в период дворцовых переворотов.

– Перечислить привилегии, которые дворяне получили в этот период.

2. Беседа по вопросам

-Как политика в отношении крестьян отразилась на развитии промышленности ?

– Каким образом государство поддерживало развитие промышленности?

– Что было главным промышленным центром страны?

– Каким образом развивалась внутренняя и внешняя торговля в стране?

– Продолжалась ли политика протекционизма и меркантелизма?

4.Мотивация учебной деятельности. Этап целеполагания.

-Определите, что объединяет предложенные понятия, даты и фамилии, населенные пункты: Прутский поход, 1714 год, Лесная, 1695 год, Ништадский мир, 1709 год, Александр Данилович Меньшиков, Карл XII , Полтава, остров Гренгам.

– Попробуйте сформулировать тему, которой можно объединить все эти слова.

-Как вы думаете, почему, изучив внутреннюю политику России в период правления преемников Петра 1, мы вновь заговорили о внешней политике Петра 1?

-Запишите тему нашего урока.

-Имея опыт изучения внешней политики России в ранние периоды ее истории, определите, какие вопросы мы сегодня должны с вами рассмотреть.

(1.Причины и задачи, 2.Направления внешней политики, 3. Основные события, 4. Итоги внешней политики.)

4. Усвоение новых знаний и способов действия

1. Заполнение схемы

-Вспомните основные задачи внешней политики Пётр I.

-Какими были итоги внешней политики Пётр I?

-Выскажите свое предположение об основных задачах внешней политики России в период 1725-1762 года, опираясь на текст учебника п. 1,абз. 1, стр.98

Урок сформирует представления о направлениях внешней политики России в середине – второй половине ХVIII в., основных внешнеполитических событиях.

Описание разработки

Цели:

Сформировать представления о направлениях внешней политики России в середине – второй половине ХVIII в., основных внешнеполитических событиях.

Продолжить формирование у учащихся умений систематизировать информацию, в виде конспекта, таблицы, обобщать, делать выводы.

Ход урока.

1. Организационный момент. Повествование.

Здравствуйте! Сегодня тема урока:

Внешняя политика России в XVIII в.

1.Направления внешней политики России в середине – второй половине XVIII в.

Основные внешнеполитические события.

2. Проверка домашнего задания

Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II (в социальной сфере, экономике, государственном управлении, отношении к церкви, социальные потрясения).

презентация по истории внешняя политика россии

Назовите основные причины, цели, территории, участники, организация повстанцев, причины поражения Крестьянкой войны, государство после Крестьянской войны.

3. Изучение нового материала.

Каких успехов во внешней политике добилась Росси в царствование Петра Великого?

Какие геополитические возможности открывались перед Россией?

Две главные задачи стояли перед Россией во внешней политике на протяжении всего XVIII столетия: борьба за выход в Балтийское море (успешно завершённая в правлении Петра Великого) и завоевание Черноморского побережья (на что были направлены усилия дипломатии и военного ведомства в правлении Екатерины II).

Помимо этих направлений внешнеполитических усилий имелись ещё несколько: поддержание равновесия сил в Европе и борьба с революцией во Франции.

Аналогично вам нужно выделить:

Семилетняя война (1756-1762) – участники, причины, результат войны.

Раздел Речи Посполитой – Почему Россия участвовала в разделах, в чём положительное значение процесса для Российского государства?

Войны с Францией – Почему Россия участвовала в первой и второй антифранцузской коалиции, какую роль в них играла, каких военных успехов добилась?

4. Первичное закрепление материла.

– В чём проявилась преемственность внешнеполитического курса Петра Великого и Екатерины II?

Весь материал – в архиве.

-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cоздать условия для формирования конкретно-исторического представления о внешней политике Российской империи в эпоху Екатерины II;
– познакомить с великими победами и русскими полководцами; на их примерах воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих предков, за страну.

Тема урока: Внешняя политика Екатерины II

Тип урока: урок – изучения нового материала

Форма урока: урок – лекция с элементами дискуссии

Цели:
– создать условия для формирования конкретно-исторического представления о внешней политике Российской империи в эпоху Екатерины II;
– познакомить с великими победами и русскими полководцами; на их примерах воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих предков, за страну.

Планируемые результаты обучения:

– Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности на рассказах о великих русских победах и русских полководцах.

– Уметь излагать собственное мнение, аргументируя свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями.

– сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока (основные направления внешней политики; рассмотреть ход военных событий; определитьпоследствия участия России в разделе Польши);

– уметь работать с различными историческими источниками информации, картами раскрывая их познавательную ценность (показать места основных сражений, территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII века);

– расширить словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями (коалиция, буферноегосударство, нейтралитет).

Метапредметные:

– уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

– логически строить выводы, обосновывая их фактами и аргументировать выбор собственной позиции.

Всеобщая история: 1771 г. – секретное соглашение Австрии и Турции, направленное против России; 1775-1783 гг. – война Англии с североамериканскими колониями; 1783 г. – признание Англией независимости США; 1789 г. – начало революции во Франции. 1792 г. – свержение монархии во Франции; 1764-1795 гг. – правление Станислава Августа Понятовского в Польше.

Структура урока

1.Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3. Изучение нового материала

3.1.1. Основные направления внешней политики Екатерины

3.1.2. Цели и задачи внешней политики Екатерины II

3.1.3. Основные события внешней политики Екатерины II

3.1.4. Итоги внешней политики второй половины XVIII века

4. Закрепление нового материала

6. Домашнее задание

1. Организационный. 2 минуты

Приветствие, определение степени готовности к уроку, настрой на работу.

2. Актуализация опорных знаний (мотивация). 5 минут

Деятельность учителя:

Проблемное задание:

В конце урока доказать или опровергнуть данное выражение В. О. Ключевского использую информацию полученную на уроке.

Деятельность учащихся: Слушают, формулируют ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.

3. Изучение нового материала 20 минут

Основные направления внешней политики

Задачи внешней политики Екатерины II

Борьба с революционной Францией

Результаты внешней политики Екатерины II

Деятельность учителя:

Южное направление: Обеспечение выхода России к черному морю

Западное направление: Возвращение украинских и белорусский земель в состав России

Северное направление: Обеспечение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике

Вопросы к классу:

Давайте подумаем, какие цели и задачи стояли перед государством во время правления Екатерины II?

Императрица преследовала две основные внешнеполитические цели: усиление влияния государства на международной арене; расширение территории.

Основными внешнеполитическими задачами, требовавшими решения, были:

сохранение позиций Российской империи на Балтике;

решение польского вопроса (сохранение или раздел Речи Посполитой);

расширение территорий Российской империи на Юге, выход к Чёрному морю

Цель: определить основные действия и их результаты на восточном направлении.

Охарактеризуйте основные военные действия на суше и море.

Цель: определить основные действия и их результаты на восточном направлении.

Назовите причины начала русско-турецкой 1787-1791 гг.

Охарактеризуйте основные военные действия.

Назовите итоги русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Цель: определить роль России в разделах Польши (Речи Посполитой)

Вопросы и задания стр.44-46

Назовите причины участия России в разделах Польши (Речи Посполитой)

Какое влияние оказали эти разделы на развитие украинских и белорусских земель?

Назовите итоги этого исторического события для России.

Назовите причины борьбы ЕкатериныII против Французской революции.

Охарактерезуйте политику «вооружённого нейтралитет.

Деятельность учащихся:

Планируемые результаты:

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока (основные направления внешней политики; рассмотреть ход военных событий; определить последствия участия России в разделе Польши).

Уметь работать с различными историческими источниками информации, раскрывая их познавательную ценность.

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе

Расширить словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями
(коалиция, буферное государство, нейтралитет).

4. Закрепление нового материала 10 минут

Деятельность учителя:

Показать на карте места основных сражений и сфокусировать внимание учащихся на великих полководцах, принимающих участие в этих сражениях.

– 1770 победы Румянцева на реке Ларга через несколько дней на реке Кагул.
– 7 июля 1770 разгром турецкой эскадры в Чесменской бухте Под командованием А.Г. Орлова и Г. А. Спиридова.
– 1773 г. взятие крепости Туртукай и форсирование Дуная под руководством А.В. Суворова
– 1787 г. Осень войска под командованием Г.А. Потемкина взяли крепость Очаков.
– 11 августа 1790 г. Под командованием А.В. Суворова взяли непреступную крепость Измаил.
– Летом 1791 г. окончательный разгром турецкой армии на Балканах и флота в Керченском проливе у мыса Калиакрия по предводительством Ф.Ф. Ушакова
– Июнь 1790 Выборское морское сражение (мирный договор)

Показать территории приобретенные в результате внешней политики Екатерины II.

Подписанный П. А. Румянцевым в 1774 году Кючук-Кайнарджийский мирный договор оформил присоединения к России территории между Южным Бугом и Днепром с крепостью Кинбург, крепости Керчь и Еникале;
Крымское ханство становилось автономным от Турции.
Россия получала право держать военный флот на Чёрном море, Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе.
Ясский мирный договор 1791 г. граница стала река Днестр.
Турция признала за Россией все завоевания в Северном Причерноморье, протекторат над Грузией (Восточная Грузия).

В результате раздела Речи Посполитой к Росси отошли:

– 1772г. Восточная Белорусь и часть Ливонии.

– 1793г. Белорусь с Минском и правобережная Украина (многие старинные русские земли вернулись)

– 1795г. основная часть Литвы, Западная Белорусь и Западная Волынь, Курляндия.

Деятельность учащихся: Работа с историческими картами. Конспектирование в тетради основных событий и персоналий внешнеполитической деятельности России второй половине XVIII века.

5. Рефлексия 5 минут

Деятельность учителя: Подводим итоги. Слова учителя: главным направлением в деятельности императрицы Екатерины Алексеевны в области внешней политики стало силовое решение территориальных и национальных проблем.

Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768 -1774 гг.; 1787 – 1791 гг.) и войну со Швецией (1788 -1790 гг.).

Россия совместно с Пруссией и Австрией произвела три раздела Речи Посполитой.
Русский флот бороздит теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземноморья, Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке

В состав России вошли Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, население страны достигло 36 миллионов человек, в три раза увеличился флот, доходы страны увеличились в четыре раза.

Деятельность учащихся: Повторяют и обобщают изученное на уроке. Обосновывают выбор варианта ответа на главный вопрос урока, делают общий вывод.

Планируемые результаты: Сформировать у учащихся умений: изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями; самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений.

Читайте также:

      

  • Как различать звуки и буквы 2 класс школа россии конспект урока и презентация
  •   

  • Челночный бег 10х10 конспект мчс
  •   

  • Конспект урока удельная теплота плавления 8 класс презентация
  •   

  • Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара конспект
  •   

  • В мире металла конспект занятия в старшей группе

Цель:

  • Образовательная: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США.
  • Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы.
  • Воспитательная: способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.

Тип урока: Комбинированный.

План урока:

  • Региональные конфликты
  • Афганская война
  • Кризис социалистической системы

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал.

Новые термины: пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева».

Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа), практический (работа с текстом учебника, с текстом документа), наглядный.

Этап урока

Деятельность учителя

Дея-ть учащихся

Орг. момент

Здравствуйте Ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы: Внешняя политика СССР: от разрядки к конфронтации.
Но перед тем как перейти к изучению новой темы давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.

Слушают

Проверка Д/З

Ответьте на вопросы:

  1. В чем состоит главная причина того, что и советское руководство, и лидеры западных стран пошли в первой половине 70-х гг. на разрядку международной напряженности?
  2. Приведите примеры, подтверждающие проведение «политики разрядки»

1 августа 1975 г. – Хельсинское соглашение (по безопасности)- 33 государства, США и Канада
Август 1970 – Советско-западно-германский договор
Декабрь 1970 – между ФРГ и Польшей
1973 – между ФРГ и ГДР
Сентябрь 1971 – Соглашение между США и СССР, Англией и Францией по Западному Берлину.
Май 1972 – Визит президента США (Р.Никсона) в Москву договоры об основных взаимоотношениях 2-х стран
1973 – Соглашение о предотвращение ядерной войны (поворот от конфронтации к разрядке в отношениях Восток-Запад

Отвечают на вопросы

Актуализация знаний
Работа с терминами

Что такое «доктрина Брежнева»?
-меры брежневского руководства по пересмотру характера сотрудничества с союзниками.
Включает: усиление экономической и военной интеграции стран Вост. Европы.
К 70 годам политика разрядки сменилась конфронтацией? Т.к. в результате дипломатической деятельности перевес сил оказался на стороне СССР. Начинается практически открытое противостояние двух держав, через поддержку различных сторон в региональных конфликтах.

Отвечают на вопросы

Изучение новой темы

План урока:

  1. Региональные конфликты
  2. Афганская война
  3. Кризис социалистической системы

Слушают

Работа с терминами

 Давайте поработаем с понятиемРегиональные конфликты. Попробуйте дать определение понятию.
Региональный – местный, относящийся к какой-нибудь определенной области, региону
Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор (семейный, вооруженный).
Давайте теперь сформулируем понятие «региональные конфликты».

Дают определение понятию.

Составление календаря событий
(устно)

Откройте параграф 48 стр. 328. пункт 3
Прочитайте.
Задание: Составьте календарь региональных конфликтов 70-80-х гг.т (устно)
1964 – 1975 – оказание помощи Вьетнаму
1967 – арабо-израильская война. Направление в Египет и Сирию огромное кол-во оружия, но и военных специалистов.
Сер. 70-х г. – поддержка СССР португальским колонизаторам Анголы, Мозамбики, Гвинеи (Бисау)
1974 г. – Свержение монархии и начало гражданской войны в Эфиопии. Поддержка СССР режима М.Х.Мариама
1979 г. – свержение режима Сомосы на Кубе.

Читают и составляют календарь событий.

Вывод

Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования. Также региональные конфликты отрицательно сказывались на экономике страны.

Слушают

Рассказ учителя

Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского государства стала война в Афганистане. Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 г. В результате апрельской революции в Кабуле, столице Афганистана к власти пришли коммунисты во главе с Тараки. Тараки ориентировался на СССР и стремился построить в своей стране социализм. Тараки получал экономическую и финансовую помощь от СССР. Но ему не удается удержаться на посту и в результате его смещают с должности. И вскоре он был задушен в тюрьме. Далее возглавляет правительство Амин, который устанавливает террористический авторитарный режим в стране.  Эти события изменили отношение советского руководства к Афганистану. Решение овводе войск было принято четырьмя членами Политбюро ЦК КПСС – Л.И. Брежневым, А.А.Громыко, Д.Ф. Устиновым (министр обороны), Ю.В. Андроповым. После долгого анализа ситуации они пришли к выводу, что подрывающие афганскую революцию силы в перспективе угрожают СССР. В (24) 25 декабря 1979 г. по приказу высшего руководства СССР советские войска вступили на территорию Афганистана. Такое решение было принято лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым.в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу. Ввод войск не привел к нормализации ситуации в Афганистане. Решение было неожиданным, и даже некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе. 27 декабря 1979 г. советский десантштурмом взял президентский дворец. Амин был смертельно ранен гранатой.
28 декабря положение в Кабуле полностью контролировалось советскими войсками…
…Советские войска… содействовали:
– укреплению органов власти в 21 провинции
-проводили колонны с грузами
-совместно с афганскими частями вели боевые действия против отрядов оппозиции
-вели борьбу с караванами, доставляющими оружие и боеприпасы из Пакистана и Ирана
С течением времени советский воинский контингент все более втягивался вкрупномасштабные военные действия.
Страну возглавил Б.Кармаль, противник Амина.
Ввод войск в Афганистан был отрицательно встречен мировым общественным мнением. Генеральная ассамблея ООН потребовала вывести «иностранные войска» из республики. Сахаров А.Д потребовал прекращения вмешательства во внутренние дела Афганистана и вывода войска из этой страны.
С приходом советских войск на территории Афганистана развернулось партизанское движение под лозунгом джихада (войны с неверными). Советские войска наносили разрушительные удары по селам, которые служили для повстанцев опорой. Около трети населения Афганистана за годы войны бежали в Иран и Пакистан, более миллиона погибло афганцев.
По мнению Сахарова Афганская война изменила политическое положение в мире. Они поставили под удар политику разрядки.
Первые шаги по урегулированию конфликта были сделаны Горбачевым в 1987 г. В апреле 1988. в г. Женеве СССР подписал соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 февраля 1989 г. вывод войск был завершен. В декабре 1989 г. Комитет Верховного Совета СССР  по международным делам официально осудил решение о вводе войск в Афганистан как принятое узким кругом лиц в нарушение Конституции СССР. Виновными в его принятии были названы Брежнев, Устинов (министр обороны), Андропов (председатель КГБ), Громыко (министр иностранных дел). Один из исследователей тех событий назвал войну в Афганистане «последним зарубежным конфликтом умирающейкоммунистической империи».

Слушают

Вывод

Несмотря на серьезные успехи в разрядке международной напряженности, внешняя политика СССР демонстрировала слабость. В неудачах во внешнеполитической сфере проявлялся кризис тоталитарной системы.

Слушают

Задание для учащихся.
Фронтальная беседа.

Ответьте на вопросы:
– Причины Афганской войны
-Характер войны (справедливая и несправедливая)
– Подготовка к войне, соотношение сил перед войной (регулярной армии в Афганистане нет, есть маджахеты). Росс. Армия хорошо подготовлена).
– Ход войны (основные этапы, главные события, окончание и итоги войны)
– Значение Афганской войны (социальные, политические и др. последствия войны)

Отвечают на вопросы

Работа с документами

Задание: Прочитайте документ Расскажите про события в Чехословакии в августе 1968 г.
Документ.
Из воспоминаний участников событий в Чехословакии в августе 1968 г. о вводе советских войск.
…За те семь дней, что я был в Праге, спать приходилось час-полтора в сутки. Ночью в городе стрельба, останавливались предприятия, закрывались магазины, люди оставались без продуктов. Мы назначали командира 20-й дивизии комендантом Праги. «Что хочешь делай, – сказал я ему, – вытаскивай завмагов из квартир, но чтобы магазины работали, шла торговля, люди не голодали!.
27 августа я вернулся из Москвы. Брежнев был в состоянии эйфории: «Слава богу, все кончилось…». Он имел ввиду, что удалось предотвратить военные действия. Но я-то знал, что далеко не все кончилось. И когда добрался домой, сказал жене: «Главное не то, что я вернулся, а то, что вернулся, ни одного чеха не похоронив..»
…И честно говоря, я бы не сказал, что отношение населения к нам было дружелюбным. Несмотря на то, что наша армия освободила Прагу, что мы вместе с чехословацкими войсками участвовали в боевых действиях против гитлеровцев, каждый чех вправе был иметь на нас обиду. Чего мы пришли туда? Мы разбрасывали с самолета листовки, разъясняли, что вошли с мирными намерениями. Но вы сами понимаете, если я, непрошенный гость, приду к вам домой и начну распоряжаться, это не очень понравится…
 В те дни мы не вылетели, а разбили палаточный лагерь неподалеку от аэродрома. Прошло две недели. Дня за четыре до вылета командование раздало нам боеприпасы. Кому сколько под силу прихватить. Набивали даже противогазовые сумки. Когда приземлимся, говорили нам, неизвестно, что нас там ждет. Уже открыта граница между Чехословакией и ФРГ, мы должны опередить германское вторжение..
 ..Рассветало, когда ротный приказал двинуться по направлению к центру Праги. Мы выходили на дорогу, останавливали грузовые машины. Если водитель – чех соглашался подвезти, с ним рядом садился наш офицер, солдаты – в кузов. А если отказывался, такие тоже были, отдавал ключ от машины, мы сами неслись по дороге. Роте поручили охрану Генерального штаба, потом здание советского посольства. Нас обступили симпатичные девушки – чешки в военной форме: «У нас все в порядке, зачем вы, ребята, пришли?»
(Хрестоматия по отечественной истории 1946 – 1995 гг. Учебное пособие для студентов вузов под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина)

Читают документ

Вывод

Вторжение имело серьезное отрицательные последствия не только для для ЧССР. Оно нанесло серьезный ущерб СССР на международной арене.

Слушают

Закрепление изученного материала
Беседа

Давайте обобщим изученный материал
Откройте в учебнике стр. 331
Прочитайте и ответьте на вопрос № 5
Дайте оценку характера отношений СССР с социалистическими, капиталистическими, развивающими странами.

Отвечают на вопросы

Домашнее задание
Оценивание

§ 48, вопросы и задания в конце параграфа.

Записывают Д/З

«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории и обществознания в 11 классе».

Сатаева Анжелика Халилловна, учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ с. Старые Озинки» Озинского района Саратовской области

Задача:

Демонстрация опыта работы по использованию образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории и обществознания.

Тема:

«Внешняя политика России и международные отношения»

1. Цели урока:

деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и

мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),

содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: декларация, договор и т.д.

воспитательная цель: осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей

позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научиться объяснять особенности развития международных отношений, связывая различные факты и понятия в целостную картину.

Линия 3. Историческое мышление.

Научиться выявлять причины и последствия возникновения спора между Россией и Японией.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

При оценке такого общественноисторического явления, как территориальные споры и международные отношения, научиться выявлять

нравственногуманистические стороны способов разрешения спорных вопросов.

Обязательный минимум содержания: достижения в отношениях России и Японии и геостратегическая обстановка.

Компетентности:

личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных

явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять

простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на

электронных носителях;

Добавить комментарий