Как составить урок птицы зимой

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа
–интернат

станицы Ленинградской

Конспект урока по живому миру

в  3 « б  классе

«Зимующие птицы»

учитель начальных классов

Радионенко  Ольга  Анатольевна

ст-ца Ленинградская

2015г.

Конспект  на тему ” Зимующие птицы”.

Цель:

1.    
Познакомить детей с
зимующими птицами ,учить их различать.

Научить проявлять заботу  к голодающим и замерзающим птицам зимой.      
        

Задачи:

Образовательные:

1.    
Уточнить и расширить
представления детей о зимующих  птицах.

2.    
Формировать умения и
навыки наблюдения за птицами;

3.    
Создать благоприятные
условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах.

Развивающие:

1.    
Развивать у детей
потребность общения с природой и окружающим миром.

2.    
Развивать в детях
ответственность за “братьев наших меньших”.

3.    
Создать условия для
совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических,
мыслительных операций;

Воспитательные:

1.    
Воспитывать и развивать
доброжелательное отношение к птицам.

2.    
Сочувствовать и помогать 
птицам  в зимнее время года. 

3.    
Закрепить и обобщить
представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.

4.    
Создать благоприятные
условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Оборудование:

1.    
Фонограмма с голосами
птиц.

2.    
Иллюстративный материал о
птицах: открытки, фотографии, рисунки.

3.    
 Готовые кормушки для
демонстрации,  рисунки эскизов различных кормушек.

4.    
Блюдо с
“угощениями” для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина,
семена растений.

5.    
Компьютер, проектор

6.    
Презентация « Зимующие
птицы».

7.    
Костюмы птиц и зверей.

8.    
 

Предварительная
деятельность учащихся:

     1.  Раскрашивание картинок с изображением птиц.

     2.  Изготовление
кормушки учителем и детьми.

     3.  Изготовление
кормушки родителями и детьми.

     4.  Разучивание
сценок и стихов.

     5.    Чтение
книг о птицах.

I. Организационный момент (вступление в тему).

Прозвенел звонок
весёлый

Мы начать урок готовы

Будем слушать,
рассуждать

И друг другу
помогать.

Давайте улыбнёмся
друг другу, пусть сегодняшний день принесёт всем нам радость общения. Сегодня
на уроке , ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а
помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

– Ребята, а какое
сейчас время года?

Какие изменения в
природе происходят с приходом зимы?

Ребята, у нас сегодня
очень интересное занятие.

Сегодня мы поговорим
о………..

Воробьи, стрижи, пингвины,

 Снегири, грачи, павлины,

 Попугаи и синицы:

 Одним словом это – … (птицы)

II.  
Изучение нового
материала.

      Правильно
ребята, сегодня мы поговорим о птицах.

Каких птиц вы знаете?

-Ребята, птицы бывают
перелётные и зимующие. Как вы думаете почему птиц называют перелётными ( улетают
на юг в тёплые страны). Каких перелётных птиц вы знаете? Мы поговорим с вами о
зимующих птицах, которые остаются с нами зимовать. Каких зимующих птиц вы
знаете?   

     А как вы
думаете: зимой, можно услышать птичье пение?  (Услышать птичье пение зимой
можно).

     Когда поют
птицы?  (Когда им тепло и  они сыты).

1.    
Постановка проблемы

Какие трудности испытывают птицы зимой? (Голодно птицам и холодно).

Как  же птицам перезимовать?

             2.
“Как птице перезимовать?

К.  Мухаммади

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

     3.Беседа о птицах.

 Как вы думаете
ребята, что страшнее птицам холод или голод?

 Ответы детей. (Птицам
страшнее – голод)

 Конечно же, голод.

 Голодно зимой
птицам. Особенно когда  наступают морозы:   кустарники и деревья, остатки сухой
травы  покрываются ледяной коркой, под которой прячутся личинки насекомых.
Птицам туго приходится. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в
такую погоду  птицам прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны,
гибнут. 

    Сейчас мы
познакомимся с жизнью нескольких зимующих птиц. Вы наверняка многих из них
знаете и легко назовёте, отгадав загадки.

Выносливая птица

Усердно ищет корм,

И крошки
подбирает,

Воркуя под окном.

Кто видел голубей?
Какой окраски они бывают? Голуби бывают домашние и дикие. Голуби не умеют
быстро бегать, не могут взять что-то в красную лапу, зато хорошо летают. Голуби
всегда возвращаются домой, могут выполнять роль почтальонов. Белый голубь
считается символом мира и добра.

Как же приходится
зимой диким голубям и чем они питаются вы узнаете из видео фрагмента.

Чем же питаются
голуби зимой?

Стихотворение
«Голубь»

Птица мира и добра

Птица счастья и
тепла!

Эта птица –
почтальон,

Не собьётся с курса
он.

Он живёт на площадях,

На деревьях и ветвях.

 Он воркует , не поёт

Бодро семечки клюёт.

Загадка

Мне едою служат
крошки

Я хитёр и шаловлив

Суетлив, чив-
чив.(воробей)

Сообщение о
воробьях.

Воробьи спокойно
переносят холод. Чаще всего они сидят , прижавшись друг к другу . Воробьи очень
чистоплотны , охотно купаются зимой в снегу, летом в лужах. По воробьям можно
узнать температуру. Если воробьи гладенькие – значит тепло на дворе.

А если взъерошенные,
будто надутые – тут уж береги уши и нос! Воробьи питаются различными семенами,
но своих птенцов выкармливают насекомыми.

Держаться они
стайками, ближе к жилью человека, так легче пережить зиму.

Как это они делают
посмотрите в видеофрагменте.

Игра «Птицы
прилетели»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы

Аисты, вороны

Галки, макароны.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

 Утки, гуси, совы,

Ласточки, коровы.

Прилетели птицы

Голуби, синицы

Бабочки, чижи

 Окуни и воробьи.

Мухи и стрижи.

Загадка о дятле

Кто в берете ярко-
красном

В чёрной курточке
атласной?

На меня он не
глядит

Всё стучит,
стучит, стучит.

Чаще всего у нас
встречается пёстрый дятел. За один день дятел может уничтожить 800-900
короедов.
Спит  дятел в своём дупле – зацепившись когтями за ствол и сидя
на хвосте. Подробнее о дятле вы узнаете из фрагмента.

Физминутка

Птички прыгают,
летают

Птички весело поют,

Птички крошки
собирают,

Птички зёрнышки клюют

Пёрышки почистили

Клювики почистили

Дальше полетели

И на место сели.

Загадка про ворону

Окраской –
сероватая,

Повадкой
–вороватая,

Крикунья
хрипловатая-

Известная персона.

Кто она?  (ворона)  

 Запомните: ворон
– чёрный, а ворона – серая.

Ворона крупная с
большими крупными ногами, голова и крылья чёрные ,а остальное тело –серое.
Зимой ворона держится ближе к жилью человека, здесь она питается остатками пищи
и отбросами.

Посмотрите
видеофрагмент о вороне.

Загадка о синице

Спинкою
зеленовата,

Животиком
желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Давайте закроем глаза
и представим себе, что мы пришли на лесную полянку.

И вот однажды на
лесной поляне был такой разговор.

Сценка «Разговор
на лесной поляне».

 Сцена оформлена в виде лесной полянки. Слышен
шум вьюги. На сцене появляется ворона. Она  в страхе оглядываясь назад.

Ворона. Карррр,  карррр…
Хулиганы! Ох, и тяжко нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится,
особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того
и гляди искалечат.

 Появляется “синица”

Синица. Брр, какой
в лесу мороз! Здравствуйте тетушка ворона! А я слышу, кто-то здесь
разговаривает. Дай думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

 Ворона. Кар,  еле ноги сейчас унесла.
Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! (ворона грозит “крылом”) сидела
на заборе думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня снежками

Синица (вздыхает).
Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую
крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не
найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за
зиму выживает только 9… Бедные мои синички!

Ворона. Что тут и
говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне,
тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает. Как пережить зиму.

Синица. А я
недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой
птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей деревне
кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это
еще за кормушки?

Синица. Да вон,
видишь (показывает “крылом” в зал). У многих ребят в руках кормушки.

Ворона. Кар-
р-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома.
Летала я как-то по деревне. Три дня ничего не ела, Села на ветку, сил нет. Ну,
думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка.
Заглянула я в нее, а там семечки…

 Так я и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той
зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там ничего нет, забыли
ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.

 Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки
правду сказала?

Синица. Не знаю,
сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы
птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим
ребят, чтобы они все – таки кормушки развесили и не забывали в них корм
насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.

Птицам трудно приходится
зимой. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода,
особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

 Кто же может,  и чем
мы можем помочь птицам зимой?   Птицам зимой помогают люди.   Нужно делать
кормушки.

Конечно, можно купить
готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим.

Кормушку можно
повесить на ветку дерева. Важно, выбрать такое место, чтобы оно было недоступно
для кошек и  закрыто от ветра. 

Где Вы предлагаете
повесить  кормушки?

-На деревьях у школы,
чтобы самим птиц кормить. Во дворе дома, где живём.

Прекрасно, если Вы
сможете поместить кормушку для птиц так, чтобы Вам было удобно наблюдать за
ними.

После занятия мы  все
оденемся и  пойдём на улицу. Там мы повесим кормушки, насыплем корм.

А Вы знаете, какой
корм надо давать птицам?

Составим памятки
“Чем кормить птиц зимой?”.

Пшеном, просом,
овсом, пшеницей.       

Семенами
подсолнечника (нежареными!).       

Салом, мясом
(нежареным и несолёным!).       

Для сухопутных птиц
соль в любом количестве – смертельный яд.

Семенами клена и
ясеня.      

Шишками. Жёлудями. Орехами.
  

Птицам
ни в коем случае нельзя скармливать:

·       
пряные,

·       
соленые,

·       
острые,

·       
жареные,

·       
кислые
продукты.

 Птицам
нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов.

 Нежелательно кормить их рисом и гречкой.

Кормление птиц дело не
только важное,   но и ответственное.

Нужно  регулярно  заботиться о том,  чтобы  в 
кормушке была  птичья  еда.

Запомните:  весь
корм должен быть свежим.

Чем разнообразнее
будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали
подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона.

Птицы улетят в другое
место, если обнаружат несколько раз кормушку пустой. Зимняя столовая должна
работать до середины весны.        

 III. Закрепление
изученного материала

Теперь, мы прочитаем стихотворение З. Александровой « Новая столовая» и
повторим птиц,  о которых говорили на уроке.

1.    
З. Александрова  
«Новая столовая».

 Мы кормушку
смастерили,

 Мы столовую открыли.

 Воробей,
снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

 В гости в первый
день недели

 К нам синицы
прилетели.

 А во вторник,
посмотри,

 Прилетели снегири.

Три вороны были в
среду,

 Мы не ждали их к
обеду.

 А в четверг со всех
краёв –

 Стая жадных
воробьёв.

 В пятницу в столовой
нашей

 Голубь лакомился
кашей.

 А в субботу на пирог

 Налетело семь сорок.

 В воскресенье, в
воскресенье

 Прилетел к нам гость
весенний –

 Путешественник –
скворец…

 Вот и песенке конец.

2.    
Игра «Собрать птицу
из частей» (работа в парах)

На каждом столе лежит конверт. В нём две разрезанных картинки зимующих
птиц. Соберите птиц, помогая друг другу. Какие птицы у вас получились?

             3.  
Игра  “Узнай птицу”

 Здесь зашифрованы
названия зимующих птиц. Вам за одну минуту необходимо угадать, что это за птицы
к нам прилетали на занятие.

НИЦАСИ 

синица

БЕЙРОВО

воробей

ЬБУЛОГ

голубь

НАВОРО  

ворона

ТЕДЛЯ

дятел

III.              
Итог урока:

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

     Другие – те
народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

      Сугробами
засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…     

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

“Спасибо вам великое!”.

V. Задание на дом и выставление оценок

Нарисовать в тетради зимующих птиц

Тема: «Птицы зимой»

Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадки, которые вам приготовил Муравьишка.

Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По полям шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Слайд 1

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут!  (снегирь)

Слайд 2

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется (Синица).

Слайд 3

– Где вы видели этих птиц?

– Сейчас зима, сильные морозы. Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам?

– А можем ли мы им помочь и как?

Стихотворение Е. Благининой читает ученик.

Морозы жестокие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за Жучку –

В ее конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

На больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

 В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

– Откройте учебник стр.74 и прочитайте тему нашего урока.

– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

III.    Работа по теме урока

– Ребята вспомните, каких птиц вы видели зимой в нашем городе.

– Рассмотрите птиц на рисунке на стр.74. Прочитайте их названия. Найдите отличительные признаки каждой птицы.

Слайд 4

– Нам на урок Муравьишка принес еще кое что. Узнайте, что это.

     Здесь и гам, и птичье пенье,

     Здесь есть даже угощенье:

     Крошки хлеба и пшено.

     Отгадайте, что это?  (кормушка)

(показываю кормушку сделанную из пакета из-под молока.)

– Вот какую кормушку смастерил Муравьишка. Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.

Слайд 5

  1. Физминутка

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

  1. Продолжение работы по теме урока.
  1. Практическая работа в группах

Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы очень часто голодают. Особенно трудно им время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают только две.

– Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой?

– Кто дома уже повесил кормушку для птиц? Из чего она у вас сделана? Кто видел, какие птицы к вам прилетали покушать?

Сегодня на уроке мы с вами изготовим кормушку из бумажного пакета.

Слайд 6

– Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Чем можно подкармливать птиц?

(пять учеников читают стихотворение З. Александрова)

Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Воробей, снегирь-сосед, 
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели 
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду, 
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв –
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог 
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье 
Прилетел к нам гость весенний –
Путешественник-скворец…
Вот и зимушке конец.

Когда мы повешаем наши кормушки на школьном дворе, то к нам будут прилетать птицы. Они будут кушать, и разговаривать между собой.

– А вот какой разговор подслушал наш Муравьишка.

     2.     Сценка

(учащиеся выходят в шапочках птиц)

Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что я слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока и х раскусишь. У нас от такой пиши на языке мозоли.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове.

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?

Учитель: Успокойтесь птицы! Все будет в порядке.

Вот видите ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо еще подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

– Какой же корм им нужен?

         VI.    Физминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

Слайд 7

  1. Беседа, работа по учебнику

– Откройте учебник стр. 75, прочитайте текст, чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.

– Посмотрите на рисунок ниже. Каких птиц вы видите?

         4.    Работа в парах

Придумайте историю по этому рисунку.

 VII.      Итог урока

– Давайте еще раз прочитаем учебные задачи. Вы научились различать птиц?

Сейчас я показываю вам картинки с  птичками, а вы называете их.

Слайд 8

– Кто может сделать кормушку птицам и правильно подобрать корм?

       VIII.     Рефлексия

Оцените свои достижения на уроке (смайлики).

Птицы зимой

Практическое занятие. Изготовление поделки «Птичка»

Разработала воспитатель продленного дня МБОУ СОШ №40

г. Симферополя Билялова Е.П.

(Начальная школа, 1-2 классы. Конспект занятия в группе продленного дня. Материалы занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии.)

Цели и задачи: расширять знания о зимующих птицах родного края, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц;

закреплять умение детей работать с шаблонами, пользоваться ножницами; развивать мелкую моторику рук, глазомер, усидчивость и аккуратность при работе с бумагой;

формировать творческое воображение.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

– формирование интереса к изучению родной природы;

– осознание необходимости помогать птицам зимой.

Предметные УУД:

знание определения перелетных и зимующих птиц;

– умение правильно подбирать корм для птиц;

– умение пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой.

Познавательные УУД:

умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать главное;

– умение наблюдать, анализировать и делать выводы;

– узнавание зимующих птиц родного края

Коммуникативные УУД:

осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками;

– умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

– умение грамотно строить высказывания.

Регулятивные УУД:

– определение и формулирование цели своей деятельности на каждом этапе занятия,

– умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип занятия (урока): открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: проектный (частично-поисковый), практический; фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование: рисунки (фотографии) птичьих следов на снегу, снегиря, синички, воробья; презентация «Помоги птицам зимой»; шаблоны птиц, цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш; рисунок или макет дерева с кормушкой (формат А-1) на доске, желтые кружочки для смайлов по количеству учащихся .

Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о птицах.

Ход занятия

  1. Организационный момент

– Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы попадём в удивительно интересный мир животных.

II. Проблемная ситуация (самостоятельное формулирование темы и целей занятия)

– А вот о ком пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку (на доске открывается рисунок птичьих следов на снегу):

Кто рисует на снегу длинные цепочки,

Кто расставил на бегу крестики и точки? (Птицы).

– Конечно же, это птицы. О каком времени года идет речь в загадке? (О зиме).

– Кто догадался, как называется наше занятие? (Как птицы зимуют, зимовка птиц, птицы зимой…)

– Что можно узнать о птицах, которые с нами зимуют? (Какие птицы зимуют, почему они не замерзают, где находят корм, какая помощь нужна птицам…) Сегодня мы не только будем говорить о птицах зимой, но и сделаем птичку своими руками.

III. Актуализация знаний

– Итак, на дворе зима. Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, морозно, дует холодный ветер, идет снег, дни стали короче, вода в реках замерзла).

– Какие изменения произошли с растениями? (Деревья и кустарники стоят без листьев, трава высохла и покрылась снегом).

– А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (Есть, но очень мало).

– Можно ли увидеть зимой насекомых? (Нет).

– Насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям – птицам стало холодно и голодно.

– Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? (Нет).

– Действительно, многим птицам приходится очень трудно и они покидают родные места, улетая в теплые края. Как мы называем тех птиц, которые улетают на юг? (Перелетные).

– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

– Как вы думаете о каких птицах, зимующих или перелетных, пойдет речь? (О зимующих, об этом говорят следы на снегу).

– Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Они всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками.

– Ребята, вы никогда не задавали себе вопрос: как же птицы переносят морозы? (Ответы детей).

– Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). Вот и птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое, густое и длинное – зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух, который не подпускает холод и задерживает тепло. Вот они и не мерзнут!
– Кто из вас видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись? Покажите, как сидят нахохлившиеся птички на веточках. Они распушат перышки, молча сидят, песен не поют. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.

– Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (Ответы детей). Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Покажите, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дуплах, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. Покажите, как птички друг друга греют.

В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

IV. Беседа – презентация «Помоги птицам зимой»

Слайд 2. Помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту и душевную щедрость.

Примерное сообщение ученика: Во время подкормки нельзя оставлять газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты и прочий мусор. Кормушки должны быть скромными, лучше не раскрашенными. Корма в кормушках должно быть не много и только полезного для птиц: семена дикорастущих трав, крошки белого хлеба, подсолнечные и арбузные семечки, кусочки несоленого сала. Кормить птиц надо регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.

– Вспомнить зимующих птиц нам помогут загадки.

Слайд 3. Краской сероватая, походкой мешковатая,

Повадкой вороватая крикунья хрипловатая.

Слайд 4. Ворона.

Примерное сообщение ученика: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая! А еще эту птицу называют санитаром города, иногда хозяйкой мусорных куч. По продолжительности жизни среди птиц она впереди всех- 120 лет! Настоящая рекордсменка! Знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая. И это разные птицы!

Слайд 5. Длиннохвоста, белобока,

А зовут ее…

Слайд 6. Сорока.

Примерное сообщение ученика: Сорока – очень общительная птица. Поселяется неподалеку от человеческого жилья. Глухих лесов она избегает. В России и Украине сороку частенько называют воровкой. В Британии она является символом почты вместе с голубем. А в Китае считают её счастливой птицей, приносящей удачу.

Слайд 7. Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор.

Слайд 8. Дятел.

Примерное сообщение ученика:  Дятел сидит на стволе по-особенному, не так как все – «солдатиком». Зацепится острыми коготками, подопрется твердым и упругим хвостом и лущит клювом шишки и кору, извлекает вредителей.

Слайд 9. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

Слайд 10. Воробей.

Примерное сообщение ученика: По воробьям на кормушке можно узнать температуру. Если воробьи гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Так воробьям теплее: вокруг тела между перьями больше воздуха, который удерживает тепло.

Слайд 11. В воде купался, да сух остался.

Когда плывет – прекрасен,

Когда шипит – опасен. (Лебедь)

А рядом по – соседству можно увидеть и другую птицу:

Пухом богата, клюв – лопата.

В речке бродит, в перевалочку ходит. (Утка)

Слайд 12. Примерное сообщение ученика: Лебедь – царь птица: грациозная, величественная и красивая . Большую часть жизни проводит на воде. Эти большие птицы выбирают партнера раз и на всю жизнь. Лебеди – заботливые родители.

Примерное сообщение ученика: Вы не поверите, но утки могут летать на высоте шесть километров и нырять на глубину более 6-и метров для добычи еды.! Крякают только самки уток. Самца утки зовут селезень. Утиные перья покрыты особым жиром и не смачиваются водой. 

Слайд 13. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Слайд 14. Примерное сообщение ученика: Зимой, когда деревья покрыты снегом, синицам приходится очень туго: из 10 синичек за зиму выживает только 1! Благодаря «птичьим столовым» к весне синиц останется гораздо больше. Зимой птицам не до песен. Однако в феврале можно услышать песню большой синицы.

Слайд 15.С первым снегом прилетает,

Красной грудкой щеголяет.

Слайд 16. Примерное сообщение ученика: Снегирь – один из немногих видов птиц, у которого поют и самки, и самцы. Он быстро привыкает к домашним условиям содержания. Держатся снегири обычно стайками по 8-10 птичек. Даже в самый лютый мороз снегири сидят на заснеженных деревьях почти неподвижно. Сорвут ягоду и замирают, и так целыми днями.

Слайды 17 -19.

Чтение стихотворения ” Подкормите птиц зимой”.

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин.

– Давайте не забывать о зимующих птицах, поможем им выживать в холодное время года.

V. Физкультминутка

Гуси серые летели,
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

VI. Практическая работа

Сегодня мы «заселим» птичью столовую. Предлагаю сделать модели снегирей, воробьев и синичек. Для этого нам понадобятся: шаблон, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.

Ход работы:

  1. Обвести шаблон выбранной птички на картоне соответствующего цвета (для снегиря – серый, для синички – светло-зеленый, для воробья – коричневый ).

  2. Вырезать птичку по контуру.

  3. Оформить головку, клюв, глазки, вырезав детали из цветной бумаги.

  4. Обвести по шаблону крыло, вырезать и наклеить «верхние перышки» на него.

  5. Приклеить крыло к спинке птички.

  6. Поместить готовую птичку на дерево – выставку.

VII. Итог занятия

Давайте, ребята, устроим птицам праздник! Смотрите, на ветках висят кусочки сала, кормушки полны корма. Затаимся и посмотрим, сколько птиц прилетит. А вот и первые гости! (Учитель с помощью двустороннего скотча прикрепляет готовых птиц на дереве).

VIII. Рефлексия

Что нового узнали о птицах?

Каких зимующих птиц сегодня вспомнили?

Какую помощь мы можем оказать птицам?

Чем правильно подкармливать птиц?

– Оцените свою работу на уроке: нарисуйте смайлик.

Использованные источники:

1.Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy/#ixzz3yHx2061g

2. http://allforchildren.ru/birds/bird21.php

3. http://www.razumniki.ru/zimuyschie_pticy_zima_progulki.html

4.http://ptici-mira.ru/

5. http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher10/birds/03/

6. http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_zimuyschih_ptic.html

7. http://allforchildren.ru/poetry/winter47.php

Приложения

ВОРОБЕЙ

СИНИЦА

СНЕГИРИ

Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

Тип урока по целеполаганию: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий):

Личностные универсальные учебные действия (далее УУД):

    формирование интереса к изучению родной природы;

  • понимание важности заботы о зимующих птицах;
  • повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

  • Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях.
  • Правильно подбирать корм для птиц.
  • Уметь изготовить простейшую кормушку.
  • Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
  • наблюдать и делать выводы;
  • знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
  • работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
  • приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
  • составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
  • проговаривать в логической последовательности свои действия;
  • учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Технологии:

  • системно-деятельностное обучение;
  • ИКТ:
    • аудиозаписи, видеозаписи;
    • компьютерная презентация.

Методы обучения:

  • По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный
  • По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная
  • Парная
  • Групповая

Система контроля:

  • Контроль учителя
  • Взаимоконтроль
  • Самоконтроль

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Оборудование: презентация «Покормите птиц зимой», учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Ход урока

I. Организационный момент

Вот звенит опять звонок,

Начинается урок.

– Ребята, как вы уже заметили, на нашем уроке присутствуют гости. Обернитесь, посмотрите на них еще раз, подарите им свои улыбки, а они подарят вам свои. И от этих улыбок в нашем классе станет светло и тепло.

Все вы правильно садитесь

И работать не ленитесь.

II. Актуализация знаний

– Поиграем в игру «Снежок».

– Сколько времён года существует? Перечисли.

– Какое время года сейчас?

– Сколько месяцев длится зима?

– Назови зимние месяцы.

– Какой сейчас месяц?

– Какое число?

– Какой день недели?

– Какая сегодня погода?

Игра «Что бывает зимой»

– Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад).

-Летом бывает дождь, а зимой (снег).

– Летом лепят фигурки из песка, а зимой (из снега).

– Летом жарко, а зимой (холодно).

– Летом катаются на роликах, а зимой (на коньках).

– Весной снег тает, а зимой (лежит).

III. Постановка учебной задачи

– Молодцы, ребята, все правильно. А вы согласны, что зима – прекрасное время года? А почему?

(Только зимой мы можем кататься на лыжах, коньках, играть в снежки, лепить различные снежные фигуры, крепости. Вместе с родителями зимой можно сделать снежную горку и кататься с нее на санках сколько хочешь. )

– Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлечений. Я назову вам разные игры и развлечения, а вы говорите «ДА», когда услышите игру, в которую можно играть зимой и «НЕТ», если это не зимнее развлечение

  • кататься на санках
  • кататься на велосипеде
  • купаться в реке
  • играть в снежки
  • строить крепость из снега
  • строить замок из песка
  • кататься на роликах
  • собирать цветы
  • наряжать елку

– А еще можно отправиться на прогулку. Именно это мы и сделаем. На улице очень холодно, нам надо потеплее одеться. (имитируем: одеваем теплую шубку, шапку, надеваем варежки и валенки)

– Вы готовы? (Да)

– Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. (звучит музыка хруст снега под ногами, идём)

– Итак, шли мы, шли и вышли на лесную поляну. Посмотрите, кто-то до нас побывал здесь.

– Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)

– Вспомните, кого называют птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).

– А какую пользу приносят птицы? (Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых.)

– Что необходимо для жизни птицам? (Пища, вода, воздух, свет, тепло).

– Как вы думаете, птицам зимой так же весело, как и вам? Почему? (Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом).

– Можно ли зимой встретить тех птиц, которым не страшны морозы? (да)

– Как называют птиц, которые не улетают на зиму в теплые края? (Зимующие).

– Правильно, ребята, зимующие птицы очень отважные. В честь них 15 января – в самой середине зимы отмечается Всероссийский день зимующих птиц. В это время обычно начинаются продолжительные 30- градусные морозы, которые наносят сильный урон птицам. Многие из них погибают, в лесах становится довольно пусто.

Читает стихотворение ученик:

Морозы жестокие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за Жучку-

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышек,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

– О чем это стихотворение? (О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.)

– С утра до вечера ищут птицы себе пропитание, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?

– Значит о чем сегодня мы поговорим? ( О птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).

– Правильно. Откройте учебники и прочитайте тему урока на стр.74.

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим на уроке? (мы научимся различать птиц, зимующих в наших краях, подбирать корм для птиц).

Что поможет нам при решении нашей сегодняшней задачи? (учебник, рабочая тетрадь).

IV. Открытие новых знаний

– Ребята, существует такая наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые занимаются этой наукой, называются орнитологами. Я предлагаю вам побыть сегодня такими маленькими учеными орнитологами изучить информацию о зимующих птицах и узнать, что же происходит с ними зимой.

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.

Как же люди могут помочь птицам зимой? (кормить их). Отгадайте загадку.

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом

– Поднимите руку те, кто уже сделал и повесил кормушку для птиц. (поднимают руки). Из чего она сделана? Где висит?

Посмотрите в учебнике какими могут быть кормушки для птиц. Из чего они сделаны? (из бутылки, пакет из-под кефира, из дерева)

Да ребята, кормушки бывают самые разные. Как вы думаете, какая из них самая удачная.

При изготовлении кормушки следует помнить несколько нехитрых правил:

Кормушка должна быть с крышкой и, желательно стенками, чтобы ветер и снег не проникал в кормушку. Повесить кормушку можно во дворе или в школьном саду, на высоте не менее 1,5 м от земли. И конечно нельзя прибивать ее гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка развешана за окном – у форточки, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птицы прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую столовую.

– Я предлагаю поиграть в игру «Кормушка». В ходе которой мы вспомним, какие птицы зимуют в наших краях, и кого мы можем увидеть на наших кормушках. У каждого из вас на парте лежит птичка, вы должны по описанию определить свою птичку, выйти к доске и посадить её на нашу кормушку.

– Итак, отгадайте, какие птицы прилетят на нашу кормушку. Вы готовы?

Слушайте внимательно.

1-я гостья нашей кормушки.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой!
Дятел.

Дятлы – это птицы среднего размера, длина до 27 сантиметров, масса тела до 100 грамм. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из – под коры деревьев. Клюв длинный, прямой. В качестве опоры на дереве дятел использует хвост. Хвостом он как бы держится за дерево. У всех дятлов чёрно – белые перья. На голове перья красные, как будто шапочка. Дятел прекрасно летает и громко кричит. Обитает в лесах и парках.

Какие отличительные признаки имеет дятел?

«Собери название птички»

Собери все кружочки и получишь название зимующей птички.

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок.

Чик-чирик! Не робей

Я бывалый … (Воробей)

Воробей – это маленькая шустрая птичка. Длина тела до 16 сантиметров. Весит она до 35 грамм. Живут воробьи недолго – от 1 до 2 лет. Но встречаются и долгожители. Известны факты, когда воробьи доживали до 11 лет. Всего на земле обитает до 1 миллиарда воробьёв. Перья у воробьев сверху коричневые с чёрными пятнами, снизу белые и серые. Зимой из-за холода, воробьи мало чирикают, больше молчат, собираются стайками. Живут в парках, садах, около жилья человека. Питаются личинками насекомых, семенами и ягодами, почками и пищевыми отходами.

– По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?

– Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.

Какие отличительные признаки имеет воробей?

(Маленькая, коричневая с сереньким брюшком быстрая птичка, питается крошками)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Снегирь

Снегирь чуть больше воробья. Голова, крылья и хвост чёрные, брюшко и бока – красные. Живет в хвойных лесах, зимой кормится семенами разных деревьев, но особенно любит рябину. Снегирь – птица доверчивая и общительная, поэтому можно приблизиться к снегирям близко и рассмотреть их. Снегири любят собираться стайками по 8-10 птичек. В лютый мороз они сидят на деревьях почти неподвижно – сорвут ягоду и замирают.

А знаете, почему эту птичку так назвали – снегирь? Потому что она прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.

Какие отличительные признаки имеет снегирь?

(Маленькая птичка, чернокрылая, красногрудая, прилетает с первым снегом )

Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу.

Поползень.

Поползень – небольшая птица, размером с воробья. Оперение густое, пушистое. Спинка -голубовато-серого цвета, брюшко рыжее. Поползень очень подвижная и энергичная птица. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она очень быстро ползает по деревьям вверх и вниз. Обитает в лесах, но можно встретить в садах и парках.

Поползни едят всё: семена различных деревьев, зерновые культуры и даже отходы. Поползень начинает готовить запасы к зиме заранее. В его гнезде можно обнаружить до 2 килограммов корма. Своё потомство поползни выводят в дуплах, занимая под это старые жилища дятлов, или находят никем не занятые дупла.

Какие отличительные признаки имеет поползень?

(Маленькая птичка, чернокрылая, с голубоватой спинкой, передвигается по стволу вниз головой).

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. Синица

Синица – подвижная, вертлявая птица. Размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост. Длина тела синицы 13-17 сантиметров. Весит синица до 21 грамма. Перья у синицы ярко-жёлтые. А на брюшке – чёрные, как будто галстук одет. На голове перья черные, как будто шапочка.

Эта птичка – невеличка за сутки может съесть полтысячи личинок насекомых и гусениц. Из- за такой прожорливости она стала главным защитником полей и огородов. Люди это заметили и стали охранять синиц. Даже 12 ноября в России отмечают Синичкин день.

Зимой синица охотно поедает семена ели, сосны и других растений. Часто прилетает на балконы и расклёвывает завёрнутые в бумагу продукты. Любит несолёное сало. Живут синицы в парках, садах, около жилья человека .

Какие отличительные признаки имеет синица?

(Маленькая, желтое брюшко брюшком быстрая птичка, питается крошками)

Ребус 40 ка (сорока) (прикрепляем картинку с изображением на ель)

-Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и мелких грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездах, в густых ветвях деревьев или кустарников, селятся более мелкие птицы: синицы, воробьи. Эта птичка – всеядная и хищная. Не прочь полакомиться даже маленькими птенцами. Любит семечки арбуза, подсолнечника, дыни.

Обычно кормушку посещают мелкие птички, которым нелегко найти себе еду зимой. Но вот на птичью кормушку прилетела необычная черно-белая пернатая гостья. Что же привлекло крупную птицу на кормушку? (Сорока всеядная. Она может напасть, как хищная птица, на мелких птичек. В кормушке привлек корм.)

– А вот еще две загадки.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти – … . Свиристели

У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто эту птичку назовёт? Клест

– Правильно. Птички эти – свиристель и клёст. А вот узнать о них интересную информацию вы сможете, если поработаете в группах. Вспомните как мы работаем в группе ( вместе, дружно, можно разговаривать, обсуждать, но только тихо).

Ваша задача – выбрать в группе одного человека, который, по вашему мнению, читает лучше всех. Он прочитает текст. Вы выслушаете, обсудите в группе то, о чем говорится в тексте, попытаетесь запомнить самое интересное и вместе рассказать о данной птичке другой группе.

(Учащиеся по группам получают тексты о птицах и работают в группах)

Свиристель – это птица среднего размера. Её длина до 23 сантиметров. Весит она около 60 граммов. На голове большой хохолок. Перья у свиристели розовато – серые, крылья черные с желтыми и белыми полосками. Свиристель очень прожорливая птица. Зимой питается ягодами и плодами рябины, боярышника, шиповника. Обитает в хвойных лесах.

Какие отличительные признаки имеет свиристель?

(Маленькая яркая птичка с хохолком)

Клёст, маленькая, как воробей птичка. У неё чёрная шапочка, жёлтая грудка и зелёная спинка. У него очень острый клюв, который похож на крест. С помощью такого клюва клёст добывает семена из шишек хвойных деревьев. Живет в еловых лесах, питается зимой семенами ели, сосны и почками деревьев. Самое интересное, что клесты выводят своих птенцов зимой, в самые лютые морозы. И маленькие птенцы при этом не замерзают.

-Вот и слетелась стайка пернатых друзей на нашу кормушку. А чем мы их угощать будем? (Насекомыми, семенами растений, ягодами, шишками.)

V. Физкультминутка о птицах (музыкальная)

– Ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать, что в нее можно положить. Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо.

Когда кушаете арбузы, дыни, тыквы, то не выбрасывайте, а соберите и высушите их семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться птицы. Особенно их любят синицы, дятлы и поползни. Но прежде чем давать птицам крупные семена арбузов и тыквы их нужно подавить.

Также синицы любят сало. Только сало не должно быть соленым.

Овес охотно съедают синицы, воробьи и чечетки.

Подсолнечник – особенно мелкий, не жареный, – лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Но перед засыпкой в кормушку семена подсолнечника тоже лучше слегка подавить.

Синицы, голуби и воробьи любят крошки хлеба, причем белого хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучшее использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать.

НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ.

Но самое главное то, что если вы повесили кормушку, то надо корм подсыпать постоянно. Что бы кормушки не висели просто для красоты пустыми.

– Сегодня на урок я постаралась собрать и принести различный корм, который можно давать птицам зимой. Подойдите все сюда и давайте посмотрим, что же я принесла.

(Уч- ся подходят, рассматривают и называют корм)

А сейчас, я предлагаю составить меню для птичьей столовой. Садитесь на места.

Работаем в группах. Каждая группа сейчас получит разрезанную картинку птицы. Ваша задача – собрать картинку, узнать птицу, вспомнить, чем она питается зимой, и набрать в тарелку корм, который она предпочитает.

(Уч-ся работают в группах, затем рассказывают о проделанной работе)

– Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае. Оцените работу вашей группы.(Светофор)

– Ребята кроме столовых, которые устраивают для птиц люди, у них есть еще и природные столовые. Например, деревья рябины, калины, боярышника. Поэтому, берегите эти деревья, посадите их дома, вместе со своими родителями. И тогда зимой птички обязательно прилетят к вам.

VII. Закрепление

– А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я читаю вопрос, а вы хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-».

  1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
  2. Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы? (-)
  3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
  4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
  5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)

Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. Оцените себя.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в парах.

– Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание. №1(с.52)

– А теперь проверьте, правильно ли вы сделали (показ на слайде)

– Задание №2 (с.52) Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке? Выполните задание. (Если будет позволять время)

VIII. Подведение итогов урока

– Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Ответы детей).

– Справились мы с этой задачей?

– Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать корм.

Ребята, я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Сегодня после уроков мы с вами возьмем свои кормушки, корм и пойдем повесим их в школьном саду. Согласны со мной?

А закончить наш урок мне хотелось бы замечательным стихотворением Алексея Яшина, которое нам сейчас прочтет Кира.

Ученица читает стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой», а в это время идет показ видео с музыкой.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в вашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Литература

  1. Волина В.В. Учимся играя. – М., – Новая школа, 1994. – 448 с.
  2. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О.Т.Поглазовой / авт-сост. Г.Е.Болдырева. Волгоград, – Учитель, 2006.-124 с.
  3. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс / [А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова и др.]. М. , – Просвещение, 2012. – 176 с.
  4. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками к УМК А.А.Плешакова 1 класс /авт-сост. Т.Н.Максимова. М.:ВАКО, 2012.-368с.

Интернет-источники

  1. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki(информация о птицах).
  2. Поисковая система «Рамблер» http://images.rambler.ru(фото и картинки для презентации).
  3. Детские загадки о птицах http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_birds3.php

Цель: обобщить и закрепить представления о зимующих птицах.

Задачи:

закрепить  и  уточнить названия зимующих птиц, их характерные внешние признаки, места обитания, питание; обогащать словарь по данной теме;

корригировать мышление, зрительное восприятие, внимание  на основе выполнения  заданий на закрепление;

воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: ноутбук, проектор, флешка с презентацией, раздаточный материал с заданиями, карточки с названиями птиц, кормушка, карточки        с вороной и снегирями.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Прозвенел звонок,

Начинается урок!

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.

 Давайте улыбнёмся  гостям  и начнём урок. Садитесь!

  1. Слово дежурному.

         Сегодня ….

         День недели…

              Температура воздуха.

               На улице …

              Осадки…

  1. Определение темы урока.

(на доске рисунок)

– Ребята, посмотрите, что изображено на рисунке?

– Кого вы видите на картине? (птиц)

– По каким признакам вы это определили? (У птицы есть 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост, голова, туловище.)

– А среди них каких птиц вы уже знаете? (Снегирь, синица…, сорока, ворона, воробей…)

– Каким словом можно назвать этих птиц? (зимующие)

– Значит, о чём мы будем говорить на уроке?

(О зимующих  птицах)

– Правильно. Прочитайте  тему нашего урока.

(Слайд)

– Зимующие  птицы.

IV. Актуализация знаний.

– Каких птиц мы называем зимующими?

(Зимующие птицы не улетают в тёплые страны – остаются зимовать)

– Что мы с вами знаем о синице?

(Синица – маленькая птица с жёлтой грудкой.)

– А что мы знаем о снегире?

 ( Снегирь получил название,  потому что прилетает к  нам с первым снегом. Питается семенами, ягодами. )

  1. Основной момент.

1. Игра «Собери птицу» (из разрезных частей составление  птиц)- Мизенкова Юлия, Якшенбетова Азалия, Галимзянов Камиль

  1. Работа в тетради – Шилов Данила обводит загадки
  1. Игра «Угадай-ка» (разгадывание загадок)- с остальными: Фаррахова Дина, Хузин Артём, Ницер Аркадий. Ивакина Диана,

карточки с названиями  птиц  развешиваем на доске.

– Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать.

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-чирик!» (воробей)

– Эта птица всем знакома-

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут её (ворона).

– Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет всё до срока

Белобокая (сорока)

-Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица-почтальон.

Пролетит любой маршрут. (голубь)

– Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Всё равно он будет мой. (дятел)

– Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (сова)

 -Что это за птица, тонкоклюва, желтогруда? (синица)

– Красногрудый, чернокрылый

Любит ягодки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Физминутка для глаз

(Ребята водят глазами  за птицей.)

Работа с учебником, стр.60-61

Задание 1. Посмотрите на рисунок и скажите, какую из нарисованных птиц можно встретить сейчас. (устно)

Задание 2. Подумай и ответь на следующие вопросы полным ответом: (устно)

– Как называются птицы, оставшиеся на зиму в родных краях?

– Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей?

 – Что страшнее для птицы: голод или холод?

Раскрашивание рисунков (обведение по точкам снегиря)-

Мизенкова Юлия, Галимзянов Камиль, Якшенбетова Азалия,

Шилов Данила

Физминутка

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

(Плавные покачивания поднятыми руками.)

Локти согнули,

Кисти встряхнули.

(Встряхивание кистей рук перед собой)

в стороны руки,

Плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

(Движения руками.)

 VI. Закрепление.

-Что за стол среди берёз,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз.

Птиц зерном и хлебом. (кормушка)

– Для чего нужны кормушки?

– Чем питаются птицы?

– Чем птицы хватают корм?

– Зачем ещё птице нужен клюв?

(Клювом птица хватает добычу, защищается от врагов, долбит кору, роет землю или прощупывает землю, чистит пёрышки, строит гнёзда. У птицы 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост. Птица высиживает яйца, из которых потом появляются птенцы.)

– Что можно положить в кормушку?

(зерно, хлебные крошки, сало, крупы)- показ на подносе

– Молодцы! Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они ищут себе корм. Прилетают к нашим жилищам. Мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Игра на внимание «Летает – не летает»

– Ребята, сейчас я вам буду называть слова, если называемый предмет обозначает «птицу», вы должны махать крыльями, если нет, то тихо сидим.

– Машина, воробей, дерево, дом, синица, ворона, голубь, кровать, муха, ручка, стрекоза, медведь, дятел.

– Правильно, ребята? Молодцы!

Задание «Подбери действие»: (в паре)-

 Артём, Дина, Диана, Аркадий

 (Подобрать слова- действия к слову птица)- работа с карточками )

Трещит, чирикает, читает, воркует, разговаривает, прыгает, рисует, летает.

Игра  на внимание  «Четвёртый лишний»-

закрыть птиц фишками- (работа в паре) – Юлия, Азалия

– Какая птица лишняя в каждом ряду?

Игра  «Назови ласково» (если  останется время)

Кормушка-кормушечка

Синица-синичка

Снегирь-снегирёчек

Воробей-воробушек

Клюв-клювик

Хвост-хвостик

VII.  Рефлексия.

– Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

– Как называют птиц, которые не улетают на юг?

– Почему их так называют?

– Каких зимующих птиц вы запомнили?

– Какая птица вам очень понравилась? Почему?

– Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.

 – Ребята,  у  вас на парте лежат карточки с изображением  птиц. Если вам урок очень  понравился и вы узнали  много нового о зимующих птицах, то возьмите  снегиря   и поставьте на кормушку, если урок не понравился, то возьмите ворону и поставьте на кормушку.

  1. Итоги урока. Оценивание. Домашнее задание:

2б- раскрасить синицу; снегиря

3б- разгадать кроссворд

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока “Зимующие птицы”»

Добавить комментарий