Как составить урок репетитору

Второй попытки создать первое впечатление не существует. А потому репетитору особенно важно серьёзно отнестись к своему первому занятию с учеником. 

Как провести первое занятие репетитору?

Как провести первое занятие репетитору?

Знакомство с учеником

Приветствие является важным аспектом первого занятия репетитора и ученика. Помимо словесного: “Здравствуй”, лично я еще предпочитаю рукопожатие с мальчиками любых возрастов, а с девочками кивок головой, это создает некоторые доверительные отношения, а также вы проявляете свое уважение к ученику.

Начать разговор с учеником стоит с рассказа о себе: кто я, кем работаю, откуда приехал, мое образование и, конечно, интересы и хобби. Стоит очень внимательно выслушать ученика, когда он будет рассказывать то же самое — это пригодится при создании учебной программы и поможет вам выбрать направления для более интересных занятий. 

Например, у меня был ученик, который любил футбол. И я практически все задачи переделывал под футбольную тематику. А был ученик которые любил театр, и мне приходилось для его большей заинтересованности использовать героев из различных пьес и театральных постановок. 

Я даже советую записать эту информацию: всё и обо всех помнить достаточно сложно, а тут будет подсказка

Оценка уровня подготовки

На первом занятии репетитору очень важно провести анализ умственных способностей ученика. Я рекомендую составить небольшой, но достаточно обширный тест по своему предмету или контрольную буквально на 30 минут, не более. Каждый, кто достаточно хорошо разбирается в своем предмете, знает, что является базовыми знаниями — это и необходимо проверить прежде всего. Можно проводить такое тестирование и в устной форме или комбинировать.

Необходимо пояснить ребенку, что списывание и хитрость в данном случае лишь навредят ему: если у репетитора неверно будет сформировано представление о его способностях и знаниях, то он выстроит не подходящую программу обучения, что не даст хороших результатов.

Затем лично я провожу анализ когнитивных способностей: скорость усвоения информации, умение воспринимать данные из текста, память, концентрацию, применения законов (прошу приводить бытовые примеры), а также воображение. Для этого, ориентируясь на то, в каком классе учится мой ученик, составляю небольшой текст по собственной дисциплине (в моем случае это физика, математика и информатика), обязательно вставляю цифровые значения и пишу в тексте определенные выводы. После чего прошу его прочитать и пересказать своими словами. Для проверки памяти и счета использую удобное приложение на телефоне “Quick Brain”, а для проверки концентрации использую таблице Шульте в приложении “Скорочтение”.  Также я всегда прошу своего ученика повоображать, даю ему сухую задачу (то есть с одними цифрами) и прошу придумать самостоятельно для нее условие.

Все эти навыки я оцениваю по 10 бальной шкале и записываю заранее подготовленную в таблицу.

Оценка психологического фона и здоровья

Также на первом занятии репетитору важно оценить и физические способности ученика. Я не предлагаю заставлять его отжиматься или приседать, но комплекция тела, мышцы, рост и вес видны сразу. Также можно ненавязчиво спросить про какие-то спортивные достижения или про физкультуру в школе. Конечно, хотелось бы проводить полный медицинский осмотр перед занятиями, но такое вряд ли возможно.

Но синяки под глазами, пустой взгляд, кашель и некоторую слабость можно увидеть сразу. Если вы это заметили, то стоит поговорить с родителями и с самим учеником — возможно, ваша помощь очень пригодится.

Проанализируйте, как быстро ваш ученик устает, насколько его хватает для обучения, стоит ли делать перерывы и как часто. Все это необходимо для того, чтобы вы понимали, как лучше выстроить обучение: можно заниматься полтора часа или лучше дробить занятия и заниматься по часу несколько раз?

С психологией ученика все гораздо тяжелее. Необходимо понять, хочет ли ученик заниматься сам или его заставляют — иногда лучшим способом является просто спросить в лоб! От этого зависит,нужно ли помогать ученику найти мотивацию, или достаточно просто её поддерживать, или просто объяснить необходимый минимум.

Также не лишним будет понять тип темперамента ученика (холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик) и приспособить ваш курс под него. Обратите внимание на его уверенность в себе, заинтересованность предметом, депрессивные нотки в характере — всё это необходимо для большего понимания проблем и соответственно их решения! 

Разговор с родителями

Всегда сразу же после занятия советую поговорить с родителями, рассказать, что вы увидели и выявили, дабы убедиться в своих выводах или же открыть что-то новое родителям.

Вы должны понимать, что хоть вы и работаете прежде всего с ребенком, нанимают вас родители. Поэтому всю концепцию обучения вам необходимо обсудить с ними: сколько заниматься в неделю, сколько по времени будет проходить занятие, на какие именно моменты вы будете делать упор. Я даже советую передать родителям распечатку учебной программы, где лично я расписываю, когда какие занятия планируются. На первой же встрече я предпочитаю договариваться с родителями о том, что каждый месяц я буду делать небольшой контроль и показывать его результаты, чтобы понимать, что получается, а что стоит подтянуть.

Родители всегда должны быть в курсе всех дел. Но иногда родители не хотят слушать что-то плохое про своих детей, поэтому будьте очень аккуратны с выводами и разумно сообщайте информациюродителям.

Читайте также:

А теперь обобщим:

  1. Постарайтесь на первом же занятие сформировать доверительный отношения с учеником.
  2. Проанализируете умственные способности.
  3. Посмотрите на работоспособность вашего ученика.
  4. При составлении программы отталкивайтесь от собранной вами информации.
  5. Общайтесь с родителями и не бойтесь их. В дальнейшем держите их в курсе всех дел.
  6. Любите свое дело — и тогда с первого занятия вам начнут доверять!

Мне часто приходят письма не только от коллег, но и от родителей учеников. Вот, например, Инна решила по обстоятельствам стать репетитором своему сыну.

Галина, хочу репетиторствовать своему сыну 10 класс (общество, история), перешли на семейное обучение. В планировании плаваю, как возможна мне Ваша помощь? Спасибо.Инна

Мой ответ пригодиться начинающим репетиторам и тем, кто только задумывается им стать.

В планировании ничего сложного нет.

Ваша главная задача — координировать процесс обучения, то есть следовать плану.

  • 1) определите цель

— если курс 10 класса, берите учебник, читайте оглавление с темами и переходите к п.2;

— если ЕГЭ — тогда берёте в интернете кодификатор по предмету (так и пишите в поисковике Кодификатор ЕГЭ 2017 или 18 по истории), выписываете темы (знания, умения и навыки).

  • 2) составляете тематический план — по хронологии порядок тем по каждому предмету, их будет 30-40-50, чем подробнее, тем лучше, их можно сразу разбить на уроки и переходить к п.3. А можно ещё выделить учебные блоки (макро темы, чтобы по ним проводить промежуточный контроль). Возьмите готовое тематическое планирование по предмету для учителей среди методической литературы, чтобы не мучаться, и подкорректируйте.
  • 3) составляете календарно-тематический план — то есть подробный план всех уроков подряд с нумерацией и датами. Это и есть ваш основной инструмент планирования.

  • 4) теперь по каждому уроку подбираете материалы, ищите в интернете:
  1. конспекты
  2. презентации
  3. видео-уроки
  4. рисунки и схемы
  5. соответствующие главы учебника
  6. задания и тесты.
  • 5) На рабочем компьютере создайте отдельные папки, куда будете сохранять все файлы по урокам, своего рода
    картотеку с уроками. Вот как это сделано у меня:

И еще несколько рекомендаций:

  • Могу порекомендовать вам сайт Открытый урок — 1 сентября, там много конспектов уроков по всем предметам именно для педагогов. Хотя может это и лишнее.
  • Хороший сайт с видео-уроками по всем предметам interneturok.ru
  • Поищите группы вконтакте для подготовки по предметам, там часто выкладывают материалы и видео, и даже проводят марафоны по темам.
  • Обязательно используйте доп.литературу типа «Подготовка к ЕГЭ по истории» и сборники тестов (только обязательно тематические, не типовые варианты заданий).

Коллеги, если у вас есть еще советы или рекомендации для начинающих репетиторов, напишите в комментариях.

Оценить материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (7 votes, average: 4,86 out of 5)
Загрузка…

В отличие от стандартных академических занятий, индивидуальные уроки русского языка адаптируются под потребности конкретного ученика.

Это позволяет преподавателю быстрее выявить основные трудности, с которыми сталкивается ученик, сконцентрироваться на проблемных темах и выстроить занятия в удобном и комфортном формате.

Целью частных занятий с преподавателем может быть подготовка к государственным экзаменам, конкурсам или олимпиадам, а также повышение уровня русского языка для профессиональных и личных целей.

Однако, в зависимости от уровня ученика и поставленных им задач, планы уроков, а возможно, и методы обучения будут варьироваться.

Как же подготовить интересное и продуктивное занятие? Об этом расскажем в нашей статье!

Superprof logo

Лучшие преподаватели по русскому языку доступны для занятий

Татьяна

5

5 (12 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Диана

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Дмитрий

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Фатима

5

5 (6 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Екатерина

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Лия

5

5 (8 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Анна

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Любовь

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Татьяна

5

5 (12 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Диана

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Дмитрий

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Фатима

5

5 (6 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Екатерина

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Лия

5

5 (8 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Анна

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Любовь

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Поехали!

Планы уроков русского языка варьируются в зависимости от учителей и потребностей учеников

Многие родители, обратившись к частному преподавателю по русскому языку, ожидают, что у учителя есть заранее подготовленная модель уроков и отработанный сверхэффективный метод, который сделает их ребёнка знатоком русской грамматики и орфографии уже за пару уроков.

Конечно же, это не так.

Каждый урок русского языка и программа обучения составляются или корректируются индивидуально для каждого ученика. Формат и содержание частных занятий варьируются в зависимости от уровня ученика, его способностей, целей и ожиданий.

Русский язык

Главное преимущество занятий с репетитором — это возможность обучаться по индивидуальной программе и прогрессировать в своём темпе. (источник: Pexels)

Поэтому так важно не концентрироваться лишь на одном конкретном способе обучения, а составлять программу занятий, включая наиболее эффективные практики, которые принесут нужный результат в каждом конкретном случае.

Положитесь на свой опыт, знания о языке и принципах педагогики и постарайтесь заинтересовать и замотивировать ученика на изучение русского языка.

Как назначить цену за индивидуальные уроки по русскому языку?

Как выбрать подходящий способ обучения?

Как мы и упомянули ранее, структура урока русского языка может варьироваться в зависимости от уровня и потребностей учеников.

В то время, как некоторые ученики не испытывают сложностей с усвоением информации, следуя фиксированной структуре школьных занятий, другим же придётся прибегнуть к дополнительной помощи, чтобы лучше понять пройденный материал и подтянуть свою успеваемость.

Поэтому учителю важно лучше узнать своего ученика, чтобы подготовить наиболее эффективную программу обучения.

Вы можете иметь уже готовую структуру или план занятий, который можно будет корректировать и дополнять в зависимости от способностей ученика и его способа восприятия информации.

Подумайте о том, чтобы посвятить часть первого занятия на то, чтобы задать ему или ей вопросы об успеваемости, проблемах и затруднениях, а также узнать о его увлечениях и интересах. Это даст вам начальное представление о том, как сделать ваши уроки с учеником интересными и понятными.

Как определить уровень языка?

Первый урок — это, прежде всего, знакомство ученика с учителем русского языка. Именно во время первого занятия нужно постараться узнать ученика получше, оценить его способности и выявить сильные и слабые стороны.

Из-за плохих оценок или натянутых отношений с учителем ребёнок может легко потерять интерес к обучению. Ваша миссия — показать ученику, что русский язык — это легко и интересно.

Частное занятие — это как умственные (со стороны ученика), так и финансовые (со стороны родителей) вложения, которые должны быстро окупиться.

Чтобы не тратить лишнее время, вы можете заранее подготовить 15-минутный экспресс-тест, чтобы выяснить, на каких темах стоит сконцентрироваться в первую очередь: орфография, синтаксис, пунктуация, конкретные правила грамматики и т.д. После такого теста у вас на руках будут все инструменты, чтобы создать для ученика наиболее чёткую и эффективную систему занятий.

Как родители могут помочь в подготовке программы обучения?

Успех дополнительных занятий по русскому языку зависит от трёх участников процесса: учителя, ученика, а также его родителей. Чаще всего именно родители являются инициаторами начала занятий с репетитором, а потому на них ложится важная обязанность — моральная поддержка ребёнка.

Поэтому, будучи преподавателем, не стесняйтесь задавать родителям вопросы, чтобы лучше понять характер и потребности ребёнка.

Помощь в подборе репетитора

Родители играют одну из ключевых ролей в образовании ребёнка. Они могут помочь репетитору лучше узнать ученика, тем самым оказав помощь в составлении адаптированной программы обучения, исходя из характера и способностей ребёнка. (источник: Unsplash)

Неуверенность в себе, отсутствие дисциплины или концентрации, пробелы в базовых знаниях — одна из этих причин может быть источником проблемы неуспеваемости ребёнка по русскому языку.

Родители же могут рассказать не только об особенностях поведения своего ребёнка, но и о его вкусах и действенных способах его мотивации.

Беседу с родителями можно провести после первого занятия с учеником. Найдите пару минут, чтобы обсудить информацию, полученную от ученика, и оценить степень участия и вовлеченности родителей.

Готовы ли они помогать ребёнку? Сколько времени они тратят на домашнее задание? В ч​​ём заключаются основные трудности в обучении?

Все эти вопросы помогут вам выбрать наиболее эффективный и комфортный метод обучения.

Superprof logo

Лучшие преподаватели по русскому языку доступны для занятий

Татьяна

5

5 (12 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Диана

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Дмитрий

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Фатима

5

5 (6 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Екатерина

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Лия

5

5 (8 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Анна

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Любовь

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Татьяна

5

5 (12 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Диана

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Дмитрий

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Фатима

5

5 (6 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Екатерина

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Лия

5

5 (8 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Анна

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Любовь

5

5 (7 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Поехали!

Частные занятия по русскому языку как дополнение к школьной программе

Многие родители требуют, чтобы частный репетитор заставлял ученика работать по школьной программе и использовал тот же подход, что и его основной учитель русского языка и литературы.

Однако, это не совсем верное требование к урокам с репетитором.

Дополнительной ценностью индивидуального занятия является возможность выйти за рамки академической системы и объяснить ученику тот или иной материал, основываясь на его индивидуальном способе усвоения информации и решении конкретных проблем ученика.

Как составить программу идеального урока?

После первого занятия, где вы определите уровень знаний ученика, его основные проблемы и выслушаете пожелания ученика по программе уроков, вы сможете начать составлять план занятия.

Определитесь с учебным пособием

Учебник — это определённая система, обязательная база для построения эффективного учебного процесса. Самостоятельное создание учебной программы может занять много времени, поэтому вам будет легче работать с уже готовым пособием или сразу с несколькими, адаптируя их программу под нужды ученика.

Учебные материалы

В Интернете можно найти множество учебных материалов, видео-уроков или интерактивных заданий, посвященных изучению русского языка. Используйте как можно больше ресурсов для обучения, чтобы сделать ваши уроки интереснее! (источник: Unsplash)

Продумайте формат занятий

В основном это касается преподавателей, который проводят уроки по видеосвязи. В какой именно программе будет проходить занятие? Будет ли ученик использовать учебник в pdf-формате, или вы дадите ему доступ к документу, где он сможет ознакомиться с отправленными вами файлами и инфографикой? Как будет происходить проверка домашних заданий?

Продумать эти моменты лучше заранее, чтобы избежать возникновения технических сложностей, которые могут затянуть или сорвать ваш урок.

Если же занятия будут проходить дома у ученика, заранее подумайте о том, какие канцелярские товары или учебные пособия нужно подготовить ученику для ваших уроков.

Составьте примерный план урока

Например, вы могли бы начинать ваши уроки с проверки домашнего задания или небольшого теста на пройденную на предыдущем занятии тему.

Далее вы можете перейти непосредственно к теме, которую нужно объяснить ученику, и сделать несколько упражнений на закрепление усвоенной информации.

В завершение урока не забудьте дать ученику домашнее задание, а также поинтересуйтесь, есть ли ещё темы, с которыми ученик хотел бы поработать.

Не забудьте добавить элемент игры в занятия русским языком!

Даже если вы хотите настроить ребёнка на серьёзную работу, важно сначала установить с ним доверительные отношения. Поэтому для преподавателя важно быть дружелюбным и открытым и приступать к занятиям в хорошем настроении.

Если вы будете  слишком строги, ученик будет стесняться задавать вопросы и просить вас дополнительно объяснить ту или иную тему. Одна из главных задач репетитора заключается в том, чтобы вдохновить ученика и вернуть удовольствие от изучения русского языка.

Вы можете дополнять ваши занятия интересными справками о культуре и истории языка, а также фактами из жизни писателей и поэтов. Подумайте и о том, как можно добавить в программу интерактивные задания, просмотр видеороликов по теме урока или мотивирующую систему оценки знаний и прогресса ученика.

Доверие между репетитором и учеником — залог эффективных уроков!

Создание полноценного и продуктивного урока  –  это не только об учебной программе, но и комфортной обстановке во время занятий.

Мотивация ученика также во многом зависит от его отношений с учителем, поэтому важно приложить все усилия, чтобы найти контакт с вашим “подопечным”. Вы, наверняка, не раз слышали о том, что ученик начинал отставать по программе из-за натянутых отношений со школьным преподавателем или потерял интерес к учёбе из-за скучной подачи информации.

Это лишний раз демонстрирует, насколько велика роль учителя в поддержании мотивации к изучению того или иного предмета.

Взаимоотношения ученика и репетитора

Доверие к репетитору и комфортная атмосфера во время занятий — это залог успешного обучения и быстрого прогресса ученика! (источник: Unsplash)

Не имея достаточно ресурсов и времени, школьный учитель часто не может позволить себе практиковать индивидуальный подход к каждому из десятков его учеников.

Уметь слушать и создавать комфортную обстановку для ученика во время урока — это главные задачи частного преподавателя, чтобы ученик не стеснялся задавать вопросы, которые побоялся спросить перед большой аудиторией в школе.

Старайтесь выделять немного времени для вопросов ученика в начале и в конце занятия, это только укрепит доверие ученика и сделает вашу работу ещё продуктивнее.

Как правильно выбрать преподавателя по русскому языку?

Ресурсы для подготовки к занятиям по русскому языку

Различные учебные пособия, сайты для преподавателей и приложения — это лучшая помощь в подготовке индивидуальных уроков русского языка. Вам не обязательно чётко следовать программе предложенных курсов, однако можно совместить лучшие практики и наглядные объяснения из разных источников для создания эффективных уроков.

Школьные учебники

Учебники русского языка —  это, пожалуй, один из первых ресурсов, к которому стоит обратиться при подготовке уроков. Однако, будьте внимательны и старайтесь выбирать учебные пособия с актуальными сведениями. Чтобы сэкономить, можно поискать версии данных учебников в Интернете, изучить их в библиотеке или приобрести подержанные книги на сайтах объявлений.

Специализированные сайты для преподавателей

В Интернете можно найти немало ресурсов, специализирующихся на преподавании или изучении русского языка. Обычно на таких сайтах можно найти немало полезных идей и материалов для ваших уроков (видео, игры, инфографика).

Видео на YouTube

Ещё одно увлечение подростков — просмотр видеороликов на YouTube! Здесь можно найти тысячи каналов на различные темы, и многие из них носят образовательный характер. Видеоролики с разбором определённых правил, онлайн-диктанты или видео об истории русского языка — это ещё один способ пробудить в ученике интерес к изучению данного предмета.

Как найти первых учеников для проведения частных уроков?

Секреты опытного репетитора: проводим эффективный онлайн-урок


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Лайфхаками, как провести онлайн-урок так, чтобы он не уступал занятию в оффлайне, поделилась репетитор английского языка с 13-летним стажем, тренер для педагогов Ирина Юдина.

Установить порядок занятия

Внешний порядок — это четкие временные рамки, когда урок должен начаться и закончиться. При дистанционном обучении, когда ребенок легко отвлекается, быстрее устает, это особенно важно. 

Ирина рекомендует:

  • заранее проверить, работает ли видеосвязь, все ли в порядке с онлайн-инструментами, которыми он будет пользоваться,
  • проверить, все ли файлы открываются и воспроизводятся;
  • помнить, что при занятиях онлайн нагрузка на ученика сильнее, поэтому урок должен быть короче, чем оффлайн-занятие. 

Внутренний порядок — деление занятия на этапы. Ирина советует составлять очень подробный план и буквально поминутно расписать каждую часть урока: знакомство с новым материалом, самостоятельное выполнение задание, совместная игра, разминка, тест и т.д. 

Полезно составить перечень видов деятельности ученика и самого репетитора, список материалов и ресурсов, которые понадобятся для занятия. А еще — четкий тайминг урока. Тогда педагог будет чувствовать себя увереннее, ведь на онлайн-уроках намного труднее перестроиться и сориентироваться, если что-то пойдет не по плану.  

Подобрать учебные материалы

Во-первых, определиться с пособием: оно поможет эффективно выстроить образовательный процесс. Без учебника придется самим создавать программу, а это занимает много времени и требует особой квалификации.  

Во-вторых, адаптировать материал: решить, использовать ли бумажную версию, или скачать пособие в электронном виде и делать демонстрацию экрана. 

Но одним учебником на онлайн-занятии не обойтись: понадобятся дополнительные материалы. Здесь Ирина акцентирует внимание на том, что: 

  • материалов, упражнений должно быть достаточно (лучше с запасом), 
  • они должны быть разнообразными.

На онлайн-уроке необходимо больше практики и постоянная (в пределах разумного) смена активностей: изучили новый материал, выполнили упражнение, потом провели игровую викторину, дискуссию, обсуждение, поработали в парах, сделали тест и т.д.

Дополнительные материалы можно подобрать как по теме урока, так и просто для развлечения, смены деятельности (песни, подвижные игры и т.д.).

Контролировать процесс

  1. Напомнить о правилах.

В начале урока стоит проговорить с учениками правила, которые будут действовать на занятии: нужно ли выключить микрофоны, можно ли общаться в чате, когда задавать вопросы — сразу или в конце урока. Не лишним будет напомнить ученикам, как пользоваться платформой. Например, как «поднять руку», или поделиться экраном.

  1. Продумать, как взаимодействовать с учениками. 

В физическом классе учеников можно рассадить по парам, малым группам. В онлайн-формате разделить детей будет не так просто. Поэтому Ирина советует заранее определиться, как работать: обращаться сразу ко всей группе, делить на пары, давать индивидуальные задания. 

  1. Спланировать, как ученики будут выполнять задания.

Пусть кто-то пишет на интерактивной доске, а остальные проверяют; или ученики отвечают по очереди, выполняют самостоятельно в тетрадях, а потом высылают вам. А может быть, это будет интерактивное задание на специальных ресурсах. 

  1. Контролировать, как дети усваивают знания. 

Здесь поможет четкий дедлайн выполнения заданий — будь то упражнение на уроке или домашка. Подойдут традиционные способы контроля: вопрос-ответ, проверка «тетрадей» (высланных учениками сканов), совместная проверка или самопроверка. Можно автоматизировать этот процесс с помощью сайтой с интерактивными заданиями.  

Собирать обратную связь

Живого общения в онлайне мало, поэтому ценность рефлексии повышается. Поэтому на обратную связь нужно обязательно выделять время в конце урока, 2-3 минуты.

На этом этапе Ирина советует подвести итоги занятия, поговорить, чему научились, что нового узнали:

«Можно получить обратную связь не только о самом занятии, но и о качестве связи, удобно ли было пользоваться тем или иным инструментом, какой формат заданий понравился. Если времени на уроке осталось мало, и вы не успеваете получить устный отклик, попросите детей написать в чат». 

От того, как будет спланирован урок и насколько качественной будет подготовка к нему, будет зависеть, насколько хорошо ученики усвоят знания. А это влияет на стоимость преподавателя на рынке репетиторских услуг.


Материалы по теме:

  • 4 ошибки начинающих репетиторов
  • Нет ни кнута, ни пряника: как репетитору мотивировать учеников
  • Как репетитору «подружиться» с родителями учеников

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Эта статья — продолжение статьи «Как провести первый звонок с клиентом». 

И вот наконец наступает день урока. Как я писала ранее, есть шанс, что ученик придет раньше, так что лучше быть готовым уже минут за 15. Быть готовым — это не только про материалы, это про полностью готовое рабочее место.

Впечатление создают детали! Рекомендую поставить телефон на беззвучный режим, положить на стол несколько листочков бумаги и ручку, поставить стакан воды для ученика.

Опоздания 
Несмотря на столь тщательную подготовку, всё равно есть шанс, что ученик опоздает или не придёт вообще. Чаще всего они, конечно, звонят, чтобы предупредить. Однако бывает, что и нет. Нет смысла набирать ученика через минуту после запланированного начала урока. Дайте ему дипломатичные 7 минут. Если он успеет за это время — прекрасно, если нет — дайте ему знать, что надеетесь на то, что теперь он точно знает, за сколько ему выходить, и будет вовремя. Не стоит отчитывать его сразу, первый урок — это и так стресс.

Сменка
Заранее решите для себя проблему со сменной обувью. Казалось бы мелочь, но о ней тоже стоит подумать заранее. Тут есть всего 3 варианта.

  • Ученик приносит с собой сменку (если вы предпочитаете этот вариант, заранее предупредите ученика).
  • Вы даете ученику тапочки/бахилы (тогда позаботьтесь заранее купить что-то для этой цели). Есть любители ходить босиком. Убедитесь, что ваш пол чистый даже для их белых носков :).
  • Вы разрешаете ходить в обуви.

Это именно тот вариант, который предпочитаю я. Возникает этакий разрыв шаблона. И я им пользуюсь, объясняя, что я привыкла к этому, пока жила в Европе, и что выучить язык — это не только про слова и грамматику, это про принятие чего-то, что не как у нас. Вот такой вот лайфхак для преподавателей иностранных языков. 

Начало урока
Свой первый урок я всегда начинаю с предложения ученику рассказать о себе. Все, что он может и помнит, не думая про грамматику и порядок слов, не пытаясь связать всё в один текст. Если вы преподаете какой-то другой предмет, то также имеет смысл провести небольшое тестирование вначале. Заранее говорю, что это не на оценку, это просто, чтобы я понимала, с чем он пришел ко мне. Тут-то вам и откроется его истинный уровень знаний. Но, как мы помним, мы готовы к любому развитию событий. Ну, почти к любому…

Был у меня однажды такой момент, когда ученик в ответ на этот вопрос просто заплакал. И это было впервые за 5 лет преподавания. После этого я стала подстилать ещё больше «соломки». 

Урок: процесс
А дальше уже идёт сам урок. Не рекомендую делать что-то, чего вы не будете делать в дальнейшем. Если вы распечатываете какие-то суперсхемы, слушаете аудио или смотрите фильм, то ученик будет ожидать продолжения этих практик. Однако и стесняться не стоит. Покажите себя с лучшей стороны.

Внимательно следите за временем урока. Я, конечно, не рекомендую бросать задание на середине со словами «всё, твое время закончилось!» 🙂 Но и засиживаться надолго тоже не стоит. Первый урок — это пример, опираясь на который, ученик будет ждать того же и дальше. 

Оплата
Тут все просто, говорим фразу типа «за это занятие с вас…, можно наличными, можно перевести на карту». Если вы принимаете только наличные, предупредите об этом клиента заранее!

Я всегда спрашиваю клиента в конце, соответствовало ли занятие его ожиданиям, и говорю, что он всегда может попросить изменить что-либо. А потом аккуратно спрашиваю, можем ли мы запланировать следующее занятие. Если да — тогда я понимаю, что это однозначно успех. Если нет, тогда говорю, что буду ждать информации от клиента. Для него это тактичный способ отказать, не оправдываясь. Он будет благодарен вам за это.

Автор текста: Светлана Петровна / Профиль в Учительской

Опубликовано: 11.05.2021

Связанные статьи:

Добавить комментарий