Как составить устный рассказ по картине

Пишем сочинение по картине — памятка, составление плана

  1. 1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах
  2. 2. Составление плана сочинения по картине в средних классах
  3. 3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?

1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах

Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.

Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.

Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.

Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.

Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.

Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

Примерный план может выглядеть так:

I.Вступление

  • Название картины, её автор, жанр
  • Короткое сообщение о художнике и картине

II. Описание полотна

  • Сюжет картины
  • Что изображено на переднем плане
  • Описание фона
  • Описание деталей, их значение
  • Цвет в картине
  • Настроение

III. Заключение

  • Что хотел сказать автор?
  • Моё отношение к изброженному на картине

2. Составление плана сочинения по картине в средних классах

Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.

Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.

На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому? Какое время дня, года изображено, если это пейзаж? Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?

Закончить работу нужно высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора. Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника? Из «кирпичиков» – ответов на все эти вопросы легко выстроить план.

Примерный план может выглядеть так:

I.Вступление

  • Краткие сведения о жизни и творчестве художника
  • История создания картины

II. Основная часть (описание картины)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Детали
  • Цветовая гамма
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)

III. Заключение

  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?

Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.

Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?

Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?

Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

Составляя план старайтесь придерживаться следующих пунктов:

I.Вступление

  • Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
  • Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)

II. Основная часть (анализ)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Описание героев картины, если они присутствуют
  • Детали, их роль в картине
  • Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины

III. Заключение

  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!

Весенний пейзажСочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: “Передо мной произведение (художника) (название картины)”.

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

Зимний пейзаж

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие “передний план – детали, задний план – цветовая гамма”, написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Раскрытие темы и вывод

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
  5. В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Ребенок занимаетсяОбучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами “Зачем? Почему?” Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова “сочинение”. Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.

Сочинение по картине

Рассказываем, как писать сочинение по картине в 1-11 классах школы. Описываем этапы написания. Представляем план и готовые клише.

Что такое сочинение по картине?

Особенности сочинения по картине

Сочинение по картине – это сочинение-описание.

Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося.

План сочинения по картине

План сочинения по картине выглядит примерно также, только в основной части необходимо отдельно рассказать про особенности изображения:

  1. Введение;
  2. Основная часть (передний план, задний план, центр рассматриваемой картины, техника изображения);
  3. Заключение.

Как писать сочинение по картине?

Этапы написания сочинения по картине в 1-4 классах

  • Знакомство с картиной и художником.
  • Определение жанра картины (пейзаж, натюрморт, портрет).
  • Составление устного рассказа о картине.
  • Рассмотрение деталей картины.
  • Разговор о цветовой гамме картины.
    • Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные.
    • Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине.
    • Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.
  • Формулировка собственного отношения к увиденному.
    • Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне.
    • Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора.
    • Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять?
    • Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

Этапы написания сочинения по картине в 5-11 классах

Этапы написания сочинения по картине в 5, 6, 7 классах

  • Рассмотрение картина и составление общего впечатления от неё.
  • Определение жанра картины, композиции и на то, что изображено.
  • Ответы на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так.
  • Поиск информации о том, в какое время написана картина.
    • Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника?
    • Необходимо также узнать об истории создания картины.
  • Описание того, что представлено на картине.
    • Как расположены на картине предметы, люди или животные? Описание того, что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.
    • На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому?
    • Какое время дня, года изображено, если это пейзаж?
    • Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?
  • Высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора.
    • Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника?

Этапы написания сочинения по картине в 8, 9, 10, 11 классах

  • Знакомство с биографией и творчеством художника.
    • В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился.
    • Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название?
    • Какое слово в названии, по вашему мнению, главное?
    • Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?
  • Анализ картины.
    • Определение её композиционного центра. Разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона.
    • Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение?
    • Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день.
    • Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности.
    • Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.
  • Рассмотрение мелких деталей, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере.
    • Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины?
    • Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это?
    • Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?
  • Анализ цветовой гаммы картины.
    • Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне?
    • Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра?
    • Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?
  • Высказывание своего отношения к картине.
    • Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала.
    • Определите главную мысль картины.
    • Понравился ли вам авторский замысел?
    • Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор.
    • Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

Речевые клише и слова-помощники для написания сочинения по картине

Речевые клише для сочинения по картине — это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении.

Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.

Примеры сочинений по картине

Конкурс сочинений

Как написать сочинение по картине

Как написать сочинение по картине

Статья “Как написать сочинение по картине” предоставляет советы и подсказки по написанию сочинения на тему описания картины. В ней рассматриваются различные приемы и подходы к описанию элементов картины, включая передний и задний план, цветовую гамму, композицию и детали. Кроме того, в статье приводятся полезные советы по анализу и интерпретации картины, которые помогут написать качественное и интересное сочинение.

Содержание

Написание сочинения по картине – это важное задание, которое может быть предложено в рамках учебного процесса. Несмотря на то, что оно может показаться непростым для тех, кто не имеет опыта в описании произведений искусства, его выполнение поможет раскрыть творческий потенциал и улучшить навыки письма. Для успешного написания такого сочинения важно уделить внимание не только основным приемам описания, но и выбору правильной стратегии написания и использованию различных техник и приемов для создания живых и красочных образов.

В данной статье мы рассмотрим основные шаги, которые помогут вам написать качественное сочинение по картине, сделать анализ и описание изображения, раскрыть содержание и передать свои мысли и чувства, которые вызвала у вас эта картина. 

Кроме того, мы поделимся полезными советами и словами-помощниками, которые помогут сделать ваше сочинение более интересным для читателя.

Структура сочинения по картине

Определение структуры является ключевым моментом при работе с любым текстом и поможет лучше понимать его содержание.

Важно помнить, что текст всегда делится на три основные части:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

При написании сочинения важно придерживаться данной структуры, чтобы логично и последовательно изложить свои мысли и аргументы. Начиная работу над сочинением, необходимо помнить, что эти три части необходимо сочетать в единое целое, чтобы достичь максимальной эффективности в передаче информации и убедительности аргументов.

Вступление

Введение в тексте играет важную роль, так как оно позволяет ввести читателя в основную часть сочинения. Вместе с тем, не стоит делать введение слишком длинным, чтобы не отвлекать читателя от основной темы.

Чаще всего введение начинается со следующего предложения: “Передо мной произведение (художника) (название картины)”. Такой подход позволяет ясно указать тему сочинения и сразу же перейти к ее развитию. В то же время, не стоит забывать, что введение может быть улучшено и дополнено, если это поможет сделать его более интересным и захватывающим для читателя.

В начале сочинения необходимо дать краткую информацию о художнике, чтобы читатель мог понять, какой стиль и направление использовал автор и когда была написана картина. Кроме того, во вступлении нужно указать жанр произведения, название, а также факторы, которые повлияли на создание картины. Это поможет читателю лучше понять контекст и значение произведения.

Для написания вступления можно использовать фразы:

  • Передо мной произведение…
  • Рассмотрим картину…
  • Сегодня мы говорим о…
  • Картина, которую мы рассмотрим, называется…
  • Одна из наиболее интересных картин, которые я когда-либо видел/а, – это…
  • На протяжении веков искусство было одной из главных форм самовыражения. В этом сочинении мы рассмотрим картину…
  • Картина, которую я выбрал/а, называется…
  • Я хотел/а бы рассказать вам о своих впечатлениях от картины…

Основная часть

Описание картины – это одна из важнейших частей сочинения, где необходимо подробно раскрыть все элементы произведения.

Прежде чем начать писать сочинение по картине, необходимо внимательно рассмотреть ее и определить несколько важных элементов, таких как:

  • Передний план
  • Задний план
  • Мелкие детали 
  • Цветовая гамма

Эти элементы помогут составить основу для анализа картины и помогут в написании более интересного и информативного сочинения.

Описание переднего плана должно быть более детальным, так как он является главным объектом в картинах. В то же время, задний план может определять общее настроение произведения и цветовую гамму. Описание внешнего вида главных героев позволяет более глубоко понять сюжет картины и перенестись в мир, который изображен на произведении. Наконец, рассмотрение деталей, цветовой гаммы и используемых художником средств выражения позволяет более полно раскрыть смысл и идею картины.

Описание переднего плана картины

Перед началом написания сочинения по картине, необходимо определить ее жанр, так как разница между портретом и пейзажем огромна.

В случае с визуальным искусством, таким как портрет, анималистика или натюрморт, на переднем плане обычно находится человек, животное или вещь, находящаяся ближе всех к смотрящему. Определение объекта на переднем плане происходит автоматически на подсознательном уровне.

Однако, при пейзаже расположение ключевого объекта не так очевидно. Для определения первого плана пейзажа следует разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Основная идея картины выражена в том месте, где находится больше объектов и ключевых фигур.

Описание переднего плана картины в сочинении должно быть детальным и точным, чтобы передать все элементы, которые находятся ближе к зрителю. Вот несколько советов, которые помогут описать передний план картины:

  1. Начните с общего описания. Опишите, что находится в переднем плане картины, какие элементы занимают основную площадь, и как они расположены на полотне.

  2. Укажите на детали. Опишите все элементы, которые вы видите в переднем плане картины, начиная от главного объекта до мелких деталей. Например, вы можете описать цвет, форму, текстуру, тени, свет и другие особенности.

  3. Используйте описательные слова. Это поможет передать настроение картины и и её эмоциональный окрас. Например, можно использовать слова “яркий”, “кричащий”, “мягкий”, “нежный”, “буйный” и т.д.

  4. Обратите внимание на композицию. Убедитесь, что описание переднего плана соответствует композиции картины и помогает передать общее впечатление от произведения.

  5. Сопоставьте передний план с другими элементами. Сравните передний план с другими элементами картины, например, с задним планом, с перспективой и т.д. Это поможет сформировать более полное и точное описание произведения.

Для описания переднего плана можно использовать выражения:

  • Сначала мы замечаем…
  • Наш взгляд привлекают…
  • На переднем плане мы видим…
  • Несмотря на то, что в центре внимания находится…, мои глаза привлек…

Описание заднего плана картины

Когда мы говорим о заднем плане картины, мы обращаем внимание на фон, на котором расположен главный объект. Задний план может задавать общее настроение произведения и определять его главную идею. В этой связи особое внимание уделяется цветовой гамме, которая может оказать сильное влияние на восприятие картины зрителем.

Картины батального жанра, например, часто детализированы больше, чем произведения других жанров, что позволяет более подробно описать сцену и передать ее атмосферу. Таким образом, задний план является важным элементом композиции, который может влиять на восприятие произведения в целом. Он может помочь создать необходимое настроение и усилить впечатление, которое произведение производит на зрителя.

Описывая задний план картины в сочинении, следует обратить внимание на несколько важных моментов:

  1. Определите, какие элементы находятся в заднем плане. Это может быть ландшафт, здания, небо, горы и т.д.

  2. Опишите цветовую гамму заднего плана. Определите, какие цвета преобладают, какие оттенки и насыщенность использует художник.

  3. Опишите пропорции элементов заднего плана. Это может включать размеры зданий, деревьев, гор и т.д. Сравните размеры с более близкими объектами, чтобы создать ощущение глубины.

  4. Уделите внимание деталям заднего плана. Это может быть текстура поверхности земли, мельчайшие детали архитектурных элементов или даже отдельные деревья на горизонте.

  5. Определите, как задний план соотносится с общей темой картины. Важно понимать, как задний план вписывается в контекст всего произведения и как он помогает передать настроение и эмоции, которые пытался создать художник.

  6. В заключение, вы можете подвести итог и оценить роль заднего плана в создании общего впечатления от картины.

Выражения, с помощью которых можно описать задний план:

  • Вдалеке можно увидеть…
  • На заднем плане расположены…
  • Вдали можно различить…
  • Задний план картины заполнен…
  • Детали на заднем плане позволяют погрузиться в атмосферу…
  • На заднем плане можно увидеть мелкие детали, которые добавляют глубину и объемность образу.

Описание деталей картины

Каждое произведение искусства содержит в себе множество мелких деталей, которые необходимо внимательно рассмотреть и описать. Важно понимать, что эти детали не являются случайными или незначительными, а служат ключевыми элементами в создании общей атмосферы картины. Они могут располагаться как на главном объекте, так и на фоне, и могут быть представлены как тонкими цветовыми переходами, так и более проработанными элементами, такими как складки одежды, аксессуары или взгляд персонажей.

Описание мелких деталей поможет понять их значение и уместность в контексте произведения искусства. Но не следует увлекаться описанием мелких деталей, так как это может отвлечь внимание от главной темы картины.

Описание цветовой гаммы картины

Передача настроения и атмосферы картины во многом зависит от цветовой гаммы, которая является одним из главных элементов визуального искусства. Школьникам необходимо научиться описывать цвета в соответствии с их тоном, насыщенностью и оттенком, чтобы передать настроение картины.

Теплые и холодные цвета играют большую роль в этом процессе, так как они могут вызывать разные эмоции и настроения. Цвета могут быть использованы для подчеркивания основной идеи картины или создания определенной атмосферы. При описании цветовой гаммы картины необходимо обратить внимание на то, как цвета сочетаются друг с другом и как они создают общее впечатление.

В зависимости от цветовой гаммы картины, для её описания можно использовать такие слова:

Яркая: красочная, яркая, живая, солнечная, радостная, энергичная, динамичная

Теплая: уютная, теплая, комфортная, приятная, ласковая, мягкая, спокойная, безмятежная

Холодная: холодная, неприязненная, грустная, мрачная, меланхоличная, печальная, тоскливая, одинокая

Насыщенная: насыщенная, яркая, интенсивная, эмоциональная, сильная, бурная, напряженная, драматическая

Приглушенная: нежная, красивая, романтическая, воздушная, легкая, мечтательная, фантазийная, мягкая

Темная: темная, загадочная, мистическая, таинственная, угрожающая, страшная, напряженная, тревожная.

При соблюдении правил описания переднего и заднего планов картины, а также должном внимании к деталям и цветовой гамме, написание сочинения по картине станет значительно проще. Важно уметь правильно определять главный объект и его значение в композиции, а также понимать, какие элементы являются деталями, несущими смысл картины. Цветовая гамма также играет важную роль в передаче настроения и атмосферы произведения. С помощью умелого использования всех этих элементов можно создать глубокое и содержательное описание картины, которое будет вызывать яркие эмоции и ощущения у читателя.

Заключение сочинения

Заключение – это последняя часть сочинения, где необходимо дать свое собственное мнение о картине, проанализировать основные элементы и общий контекст работы, высказать свои мысли и выводы. Особенно важно уделить внимание тому, что автор хотел сказать через свою работу – это может быть какие-то социальные, культурные или иные идеи, которые он пытался передать через изображение. Также можно проанализировать, какими художественными средствами автор добивался своей цели – это могут быть цветовые композиции, игра света и тени, пропорции объектов на картине и многие другие аспекты. Общий анализ картины поможет лучше понять и оценить ее значимость в контексте искусства и выразить свою точку зрения на произведение искусства.

Для написания заключения можно использовать фразы:

  • В целом, я считаю, что картина…
  • Я наслаждался/лась каждой деталью этой картины.
  • Эта картина заставляет нас задуматься о…
  • Автор показывает…, что позволяет зрителю лучше понять…
  • Эта картина – настоящий шедевр, который заслуживает внимания.

Приемы описания и анализа картин

Каждая картина является уникальным произведением и может содержать различные элементы, которые нужно учитывать при ее описании. Некоторые жанры, например, портреты, могут требовать более подробного описания внешнего вида главных героев, в то время как пейзажи могут сконцентрироваться на цветовой гамме и деталях природы. Однако, элементы описания переднего и заднего планов, цветовой гаммы и деталей являются важными компонентами для раскрытия содержания любой картины, и могут быть использованы как основа для составления плана.

Существует четыре основных метода описания картин тесно связаны друг с другом, но имеют существенные различия в своей основе. Они включают в себя картинное описание, аналитическое описание, образную характеристику и характеристику исторической личности.

Картинное описание

Это метод, который используется для передачи эмоциональных впечатлений от картины. Он особенно эффективен для передачи атмосферы пейзажей или боевых сцен, где необходимо описать факты и передать в тексте настроение, создаваемое художником. Описание выполняется в ярких, образных выражениях, чтобы зритель мог представить себе происходящее на картине. Этот прием позволяет не только передать непосредственные впечатления от картины, но и усилить эффект ее воздействия на зрителя.

Аналитическое описание

Как прием описания картины, аналитическое описание заключается в детальном разборе ее составных элементов. Этот подход помогает увидеть и описать каждую деталь, какую роль она играет в общей композиции, что она символизирует или как связана с другими элементами картины. Аналитическое описание может также раскрыть намерения художника в отношении определенных деталей и их связь с центральной темой картины. Особенно важно использовать этот прием при описании картин, где детали играют важную роль в создании общего настроения, символики или сюжета.

Образная характеристика

Образная характеристика представляет собой прием описания персонажей на картине. Это важно для того, чтобы полностью раскрыть образы и передать настроение, которое художник хотел создать. Знания истории того периода, в котором происходит действие картины, также могут помочь более точно описать персонажей. Наиболее ярко этот прием проявляется на картинах батального жанра.

Характеристика исторической личности

Характеристика исторической личности может использоваться при описании картин, на которых представлены знаменитые политические или военные деятели, монархи, религиозные лидеры и другие исторические персонажи. Важно учитывать не только их внешний облик, но и их роль в событиях, изображенных на картинах, и их влияние на ход истории. Этот прием может также помочь понять, как автор картин интерпретирует определенную историческую личность и ее деяния.

Советы

Несколько советов, которые помогут вам в написании сочинения:

  1. Используйте свои эмоции. Картина может вызывать у вас различные эмоции, такие как радость, грусть, восхищение и т.д. Не стесняйтесь выразить свои чувства в тексте
  2. Обратите внимание на композицию и цветовую гамму. Рассмотрите, какие элементы картину составляют и как они сочетаются между собой. Также стоит обратить внимание на то, как цвета используются на картине, какие эмоции они передают
  3. Опишите основные элементы картины. Начните с описания общего вида картины, а затем переходите к деталям, таким как фон, персонажи, предметы на картины и т.д.
  4. Определите главную идею картины. Попробуйте выделить главную мысль, которую пытается передать художник через свою работу
  5. Используйте свои знания. Если у вас есть знания о художнике, времени, в которое была написана картина, и т.д., то не стесняйтесь использовать их в своем описании
  6. Придайте тексту элегантность. Сочинение-описание картины должно быть не только информативным, но и красивым. Используйте разнообразные лексические и грамматические конструкции, чтобы сделать текст более интересным и привлекательным
  7. Не забывайте о структуре текста. Сочинение должно иметь четкую структуру, состоящую из введения, основной части и заключения. Каждый параграф должен содержать отдельную мысль, которую нужно развить
  8. Проверьте свое сочинение на грамматические ошибки. Не забудьте прочитать свое сочинение еще раз и исправить все ошибки

Подведем итоги

В заключение можно сказать, что написание сочинения по картине – это не только увлекательный, но и очень полезный процесс. Этот вид творческой работы позволяет не только развивать навыки описания и анализа, но и улучшать свои познавательные способности и креативный потенциал. Важно помнить, что для успешного написания сочинения по картине необходимо иметь предварительную подготовку, а именно: изучение истории создания картины, ее стиля и композиции, а также некоторые особенности жизни и творчества художника. Важно уметь использовать разные приемы описания и анализа, такие как картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика и характеристика исторической личности. Наконец, важно помнить, что сочинение по картине – это не только учебное задание, но и возможность насладиться искусством и получить новые знания о мире вокруг нас.

Рекомендуем к просмотру

Содержание статьи

  • С чего начать
  • Сбор информации об авторе и произведении
  • Определение жанра
  • Общее устное описание
  • Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы
  • Анализ основной мысли и настроения произведения
  • Личное отношение
  • Составление плана
  • Клише для отдельных пунктов плана

Описание произведений знаменитых художников – одно из самых распространенных заданий по русскому языку для учеников начальной и средней школы. Чтобы успешно справиться с ним, ребенок должен четко понимать, как писать сочинение по картине, как начать и закончить для 3-5 класса. В этом поможет памятка, в которую включены основные правила и последовательность написания работы. Если ученик усвоит эти принципы, он сможет легко научиться писать сочинения по натюрмортам, пейзажам и портретам.

С чего начать

Прежде чем составить план и начать писать сочинение по картине, требует провести подготовительную работу. Она состоит из нескольких этапов.

Девочка пишет сочинение

Сбор информации об авторе и произведении

Нужно ознакомиться с биографией художника и историей картины. Возможно, толчком для написания полотна послужили знаковые события, произошедшие в этот период. Или идея была навеяна личными переживаниями и эмоциями автора – влюбленностью, болью от потери, воспоминаниями о детстве, любовью к родному краю или определенному времени года и т. д. Эти сведения помогут лучше понять основную мысль и настроение произведения.

К примеру, пейзаж «Золотая осень» Исаака Левитана. Художник родился 15 октября, то есть именно в тот период, когда природа выглядит так, как изображено на холсте. И можно предположить, что это время года автор любил больше всего, потому и посвятил ему свое произведение.

Определение жанра

Живопись классифицируют в зависимости от главных объектов изображения. Существуют следующие жанры:

  • Натюрморт (от французского nature morte, «мертвая природа»). На полотнах изображены предметы обихода, книги, посуда, фрукты, овощи, дичь и т. д.
  • Пейзаж. Картины, изображающие природу, естественную или измененную.
  • Портрет. Воссоздает облик реальных или выдуманных автором людей.

Ко 2-3 классу школьники уже умеют правильно идентифицировать жанры. И в сочинении нужно обязательно указать, о каком типе художественного произведения идет речь.

Мальчик думает и пишет сочинение

Общее устное описание

Основная цель таких заданий – научить ребенка последовательному описанию увиденного, словесному выражению своих мыслей и чувств. Но сначала нужно сделать это в устной форме. Внимательно рассмотрев картину, школьник должен отметить следующие моменты:

  • Сюжет. Что изображено на полотне? Какие события и явления передает произведение?
  • Передний план. Какие объекты сразу привлекают к себе внимание? Что можно сказать о них, какие характерные черты выделить? Если на картине изображены люди или животные, что они делают, какие эмоции и чувства испытывают?
  • Задний план. На фоне чего расположены главные объекты? Как это влияет на общее настроение картины? Какую информацию передает?

Когда речь идет о портретах или натюрмортах, определить объекты переднего и заднего плана легко, чего нельзя сказать о пейзажах. Чтобы выделить эти зоны, нужно визуально разграничить изображение на 2 горизонтальные равные части. Область, в которой находится большее количество предметов, и является передним планом.

Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы

Мелкие элементы присутствуют на работах любого жанра, дополняя основные объекты. Нередко они несут большую смысловую нагрузку, поэтому изучить их нужно с особенным вниманием.

Например, часы на руке женщины, изображенной на картине Федора Решетникова «Опять двойка» (вероятней всего, матери горе-ученика). В совокупности с усталым взглядом они дают понять, что каждый день ее наполнен заботами, и чтобы все успеть, она вынуждена планировать его буквально по минутам. И тем сильнее огорчает ее очередной «неуд» ребенка, причиной которого, скорее всего, является небрежное отношение к учебе.

А также на этом этапе важно обратить внимание на цветовую гамму. Какие тона преобладают, теплые или холодные? Тусклые или насыщенные? Картина отличается цветовым многообразием или за основу взяты несколько оттенков?

Работа Ивана Айвазовского «Буря на море»

Картина Ивана Айвазовского «Буря на море»

К примеру, работа Ивана Айвазовского «Буря на море». Небо, скалы и море выполнены в фиолетово-серых тонах. Но этого достаточно, чтобы передать силу грозной стихии и вызвать чувство тревоги. При взгляде на полотно как будто слышен грохот мощных волн, грозные раскаты грома и шум дождя.

Анализ основной мысли и настроения произведения

В этой части нужно сформулировать идею картины. Что хотел сказать автор своим произведением? Показать красоту пасторальных пейзажей, мощь стихии или эмоции людей в определенных ситуациях, их отношение к происходящим событиям и т. п.

А также нужно упомянуть о том, какими чувствами наполнено полотно и какое настроение оно создает – мрачное и угнетенное или светлое и радостное.

Личное отношение

Изучив произведение, ребенок должен выразить свои впечатления от увиденного. Какие мысли и чувства возникли, глядя на картину? О чем она заставила задуматься? Что понравилось, а что нет? Захотелось ли ознакомиться подробнее с творчеством автора и т. д.

Мальчик школьник

Задача родителей и педагогов на этом этапе – помочь ребенку подобрать яркие, эмоциональные эпитеты, которые помогут точнее описать его отношение. Словарного запаса учеников 4, 5 и 6 классов может не хватить для того, чтобы передать свои чувства.

Составление плана

Текст должен быть поделен на 3 ключевых раздела – вступление, основную часть и заключение. Чтобы правильно оформить работу, нужно написать план. Как правило, описания картин создаются по следующей схеме:

  1. Вступление. Начинается сочинение с краткой справки об авторе, также упоминается жанр и название произведения, дата создания.
  2. Сюжет. Нужно охарактеризовать явление, ситуацию или персонаж, если речь идет о портрете.
  3. Передний и задний план. В этой части надо указать, какие объекты являются центральными, а какие второстепенными. Рассказать об их отличительных чертах, описать внешность героев, если они присутствуют, обратить внимание на фон.
  4. Мелкие детали. Здесь можно подробнее остановиться на одежде персонажей, особенностях и отличительных признаках изображенных предметов.
  5. Цветовая гамма. Потребуется описать основные тона картины или указать на многообразие красок. А также рассказать, какие оттенки преобладают, яркие или приглушенные, теплые или холодные.
  6. Настроение. В этой части нужно проанализировать увиденное и описать, какие чувства и эмоции передает изображение.
  7. Заключение. Закончить сочинение надо, сформулировав основную идею полотна и свое отношение к нему.

Это примерный план, по которому пишутся описания. Для каждого сочинения лучше делать индивидуальную схему в зависимости от жанра и особенностей произведения.

План написания сочинения описания

Клише для отдельных пунктов плана

С поиском подходящих формулировок, которыми можно заполнить основную часть, начать или завершить сочинение, трудности возникают не только у малышей, но и у учеников 7, 8 и 9 классов. В этой ситуации поможет таблица-шпаргалка с шаблонными выражениями.

Часть текста Клише
Вступление
  • ·        Передо мной полотно ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______ замечательного художника _______
  • ·        На уроке русского языка я познакомился с прекрасной картиной ­­­­­­­­­­­­­_______ работы_______
  • ·        Интересна история создания этого полотна (коротко описать)
  • ·        Эта работа сыграла огромную роль в творческой биографии автора (коротко рассказать)
  • ·        Теме_______ посвящено много произведений, потому что (объяснить)
Сюжет
  • ·        Картина _______ изображает _______
  • ·        Интересен сюжет полотна _______ (рассказать)
  • ·        Художник _______ на картине _______изобразил _______
Передний план
  • ·        На переднем плане располагается _______
  • ·        Центральным объектом картины является _______
  • ·        На переднем плане художник изобразил _______
Задний план
  • ·        На заднем плане расположились _______
  • ·        Задний план занимает _______
  • ·        Вдалеке виднеется _______
Цветовая гамма
  • ·        Изображая _______, художник использует множество цветов и оттенков
  • ·        На картине преобладают _______ цвета
  • ·        Используя _______ цвета и оттенки, автор создает _______ настроение
  • ·        Благодаря контрасту _______ оттенков, можно понять идею художника (рассказать)
  • ·        Художник выбрал_______ краски. Этим он показывает _______
Настроение
  • ·        Глядя на картину _______, я думаю о _______
  • ·        Любуясь картиной, я чувствую _______
  • ·        Картина создает _______ настроение
  • ·        От полотна веет _______
  • ·        Картина навевает _______чувства

Это приблизительные варианты, которые не стоит переписывать дословно. Лучше видоизменить их, добавив собственные мысли.

Добавить комментарий