Как составить утверждения по истории

Задания на аргументацию в ЕГЭ по истории — самые сложные. Многие выпускники на них теряют драгоценные баллы. В статье разберем одно из таких заданий и поделимся советами, как без проблем справиться с ответом.

Как решать задание 21 на ЕГЭ по истории в 2023 году

В чем суть 21 задания в ЕГЭ по истории

В 2023 году в задании 21 будет дано утверждение, которое выпускник должен подтвердить двумя аргументами. Один из них должен касаться истории России, а второй — указанной в задании зарубежной страны.

Это задание оценивает, как ученик умеет анализировать исторические факты и процессы, сравнивать и находить общее в ходе истории разных стран. А также аргументировать свою позицию и подкреплять примерами.

За задание можно получить 3 балла, для этого нужно привести два верных аргумента. Один верный аргумент оценивается в 2 балла. Один балл засчитают, если не сформулированы полноценные аргументы или недостаточно исторических фактов.

Пример задания из демоверсии экзамена 2023 года
Пример задания из демоверсии экзамена 2023 года

Как получить максимальный балл за задание

Если хотите хорошо написать задание 21, практикуйтесь как можно больше. Эффективно потренироваться выполнять задание помогут наши советы.

Используйте кодификатор. Скачайте на официальном сайте ФИПИ кодификатор к экзамену. Он содержит основные темы, которые могут встретиться в задании. Вам останется только найти информацию по каждому разделу, выписать основные даты, события, исторические процессы и участвующих лиц.

На картинке только часть списка событий из зарубежной истории. Полный список тем смотрите в кодификаторе
На картинке только часть списка событий из зарубежной истории. Полный список тем смотрите в кодификаторе

Заведите сравнительную таблицу исторических событий. Она пригодится, чтобы сопоставить процессы и явления нашей истории со всемирной. Вы можете фиксировать и сопоставлять исторические события по хронологии, например, в XVI веке у нас была опричнина, а в Европе — Реформация. Или сравнивать факты по сходству государственных процессов, например, отмена крепостного права и отмена рабства в США.

Отработайте структуру аргумента. Чтобы в ответе легко прослеживалась логика суждений, используйте в аргументе три составляющих: факт, пояснение и вывод. Так, например, для задания из демоверсии, которое было дано выше — подходящим аргументом по истории России будет такой:

Три составляющих аргумента для задания 21
Три составляющих аргумента для задания 21

Найдите наставника. Опытный преподаватель знает все исторические факты, может провести параллели и объяснить последствия тех или иных событий. Он поможет разобраться с критериями оценивания, расскажет о ловушках вопроса и научит правильно оформлять ответы.

Чтобы не потерять баллы на экзамене по истории, запишитесь на пробное занятие по подготовке к ЕГЭ. Наши опытные наставники не только научат решать все задания правильно и быстро, но и помогут написать экзамен на высокий балл.

Эссе по истории

Содержание:

  1. Что такое эссе по истории
  2. Как написать эссе по истории
  3. Особенности эссе по истории
  4. Основные признаки эссе по истории
  5. Структура эссе по истории
  6. Введение
  7. Основная часть
  8. Заключение
  9. План написания эссе по истории
  10. Как написать эссе по истории
  11. Алгоритм написания эссе по истории
  12. Советы по написанию эссе по истории
  13. Объем эссе по истории
  14. Оформление эссе по социологии
  15. Шаблон – клише для эссе по истории
  16. Пример написания эссе по истории
  17. Пример№1
  18. Пример№2
  19. Скачать готовые эссе по истории
  20. Образцы эссе по истории

Эссе по истории – это небольшое по объему изложение, которое представляет из себя эмоциональное рассуждение автора по конкретной проблеме по предмету “История”.

Эссе по истории обычно используются для оценки успеваемости учащихся в школе или университете. Исторические эссе проверяют ряд навыков, включая историческое понимание, интерпретацию и анализ. Чтобы написать хорошее эссе по истории, студенты должны изучить вопрос, понять его направленность и требования, получить информацию и доказательства посредством исследований, а затем составить четкий и хорошо организованный ответ.

Если вы хотите научиться сами выполнять эссе по любым предметам, то на странице “что такое эссе и как его написать” я подробно рассказала.

Что такое эссе по истории

Эссе по истории – это прозаическое этюд небольшого объема и свободной композиции, представляющий общие или предварительные соображения по теме предмета “История”

Эссе по истории имеет пояснительный и утвердительно-иллюстративный характер.

В эссе по истории господствует не сюжетная или логическая последовательность, а семантические аналогии и параллели, иллюстрированный анализ. В эссе автор высказывает мнение, положения и пытается его доказать, а не бескомпромиссно утверждать. Эссе носит нравственную окраску, автор выражает и доказывает свою позицию. Наличие конкретной темы эссе не предусматривает исчерпывающего трактовки, определения, утверждения, анализа. Необходимо охарактеризовать явление со всех сторон, не охватывая при этом его полностью.

При выборе темы для эссе помните, что надо быть уверенным в том, что вы:

  1. обладаете неплохими знаниями по данной теме;
  2. ясно понимаете смысл высказывания ;
  3. можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться с ним полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
  4. владеете терминами, которые понадобятся для грамотного обсуждения темы (термины и понятия, которые вы сможете использовать);
  5. сумеете привести в поддержку своей позиции примеры из истории.

Основные требования к написанию эссе по истории:

1) Понимание проблемы, заложенной в цитате (о чем хотел сказать автор цитаты? Какая проблема лежит в цитате?).

Возьмем для примера высказывание историка К.Д.Кавелина: «Царствование Петра было продолжением царствования Иоанна».

О чем хотел сказать автор этих слов?

  • а) о том, что Петр I был всего лишь преемником Иоанна Грозного и его напрасно возводят в ранг великих реформаторов; 1
  • б) о том, что еще Иоанн положил начало тем преобразованиям, которые в XVIII в. кардинально изменили облик России;
  • в) о том, что любой крупный политик и государственник стоит на плечах своих предшественников;
  • г)…

2) Собственное мнение автора эссе (согласен или не согласен он с автором цитаты).

«Я согласен/ не согласен…»; «Мне кажется …»

3) Доказательства автора эссе в пользу своего мнения, основанные на исторических фактах, анализе исторических источников и литературы.

  • исторические примеры: «Проведем аналогии…»; «Сравним …»; «Обратим внимание на различия…»; «Вспомним…»;
  • усиление своих аргументов: «Я выделил несколько факторов: первый… второй…»; «Помимо таких отличий существует еще одно, на мой взгляд, основное»; «Это на первый взгляд незначительное противоречие, усиливается, если посмотреть на…»; «Более того…»;
  • обобщение доказательств: «Таким образом…»; «Это ли не…» и т.п.

4) Вывод автора эссе, который ни в коем случае не должен претендовать на место единственно правильного вывода или мнения; лучше всего закончить работу вопросительным предложением.

  • «Было ли правление Петра продолжением правления Ивана Грозного? Я высказал свое мнение, однако остается еще много вопросов, на которые сложно ответить однозначно/ответить на которые мне мешает ограниченность во времени (если это олимпиада) …» и т. д.

Критерии оценивания эссе:

  1. понимание смысла высказывания, ставшего темой работы;
  2. раскрытие личной позиции автора по теме;
  3. грамотность использования исторических теорий, понятий, фактов;
  4. логичность изложения темы;
  5. аргументированность и точность выводов;
  6. знание освещения данной проблематики в научных теориях, высказываниях ученых, политиков и т.д;
  7. образность, эмоциональность.

Как написать эссе по истории

Эссе диктует необходимость использования исторических и общекультурных понятий, цитат историографии. Автор может показать свою широкую осведомленность по данному вопросу, высказать свою точку зрения.

Цель эссе по истории – выявить умение самостоятельно в письменной форме целостно выразить мнение по определенному вопросу (теме, проблеме), в котором автор должен показать не только умение логично излагать главное, но и анализировать описываемый предмет с разных позиций, аргументировать свое утверждение.

Для написания эссе необходимо хорошее знание предмета рассуждения, развитое мышление, навыки связной речи, знание специфических признаков эссе.

При написании эссе по истории нужно:

  • Знать отличительные особенности эссе как формы произведения и особенности исторического эссе;
  • Видеть проблему, сформулированную в теме работы, четко определять ее пределы;
  • Определять предмет эссе;
  • Делить эссе на смысловые части (видеть структуру работы);
  • Отмечать круг событий, явлений и понятий, необходимых для ответа на вопрос;
  • Иллюстрировать утверждения соответствующими примерами и анализировать их;
  • Выделять причинно-следственные связи;
  • Применять аппарат сравнительных характеристик;
  • Использовать статистические данные, цитаты, применять знания историографии;
  • Структурировать информацию и выкладывать ее логично;
  • Делать промежуточные (текущие) выводы, конечные и обобщения;
  • Демонстрировать владение научным стилем речи;
  • Оформлять эссе аккуратно, в соответствии с требованиями.

Особенности эссе по истории

Эссе по истории – это демонстрация ассоциативных связей между историческими понятиями, фактами, явлениями, эссе принимает форму строго формализованного изложения мыслей с достаточной базой аргументации. Оно требует особого строгости и логичности, точности изложения мысли, взвешенности, объективности, скрупулезности отбора материала и его аргументации. Вместе с тем, в эссе по истории должна быть ясно, четко и просто изложена основная мысль. Эссе не должно быть перегружено несущественными примерами и доказательствами, свободой творческой фантазии, раскидистыми соображениями, оно не должно приобретать ярко эмоциональную форму. Если существует своя оригинальная позиция по высказываемой проблеме, то она должна быть проиллюстрирована убедительными доказательствами. Желательно, чтобы в эссе наблюдалось знания историографии, использовались цитаты (наиболее ярко иллюстрируют утверждение, мнение). Вообще, эссе по истории характеризует достаточное доля консервативности, его в какой-то степени можно сравнить с научной статьей, в которой анализируется какая-то важная проблема.

Основные признаки эссе по истории

  • Наличие конкретной темы
  • Небольшой объем
  • Свободное владение темой и ее личностное осмысление (понимание)
  • Знание алгоритмом раскрытия темы
  • Глубина раскрытия проблемы на теоретическом уровне
  • Логика построения рассуждений
  • Целостность (внутреннее смысловое единство)
  • Согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • Аргументация основных выдвинутых положений, достаточное количество наиболее ярких и важных примеров и доказательств;
  • анализ (разложение проблемы на ее составляющие) информации;
  • В меньшей степени – свободная композиция и открытость (Нет претензии на полное, исчерпывающее раскрытие темы)
  • Использование различных форм и способов, с помощью которых происходит наполнение содержания работы
  • Самостоятельность;
  • Наличие собственного взгляда на предмет рассуждения.

Рассуждать на тему можно, только глубоко понимая суть предмета и, не допуская логических ошибок, следуя алгоритму составления эссе и критериям оценки.

Основным критерием оценки эссе является степень раскрытия содержания: на основе знания и понимания темы должно быть осуществлено ее разностороннее, логическое, аргументированное раскрытие.

Я составила таблицу по которой преподаватели оценивают эссе, посмотрите как они смотрят на эссе:

Критерий Оценивание эссе
Знания и понимание теоретического материала
  • Ученик определяет рассматриваются явления, события, факты и понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; все затронутые явления, события, факты и понятия прямо относятся к изучаемой теме
Анализ
  • Ученик умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи событий и явлений, применяя категории анализа, сопровождает обоснованной интерпретацией приводятся примеры
Использование информационного пространства
  • Ученик использует различные источники информации. Приводятся различные точки зрения и высказывается собственная их оценка. Данные располагаются в удобной для чтения и понимания форме
Построение суждений
  • Работа демонстрирует ясность и последовательность в рассуждениях. Выдвинутые тезисы сопровождаются аргументацией
Оформление
  • Форме изложения при оценке придается второстепенное значение, однако при небрежном оформлении, большом количестве грамматических и стилистических ошибок, затрудняющих понимание, оценка может быть снижена

Структура эссе по истории

Структура эссе, как и любого произведения, должна быть выстроена по традиционному плану:

  1. введение,
  2. основная часть,
  3. заключение.

Введение

Во введении можно продумать вступительные фразы, связанные с основными базисными явлениями, событиями, фактами, анализ которых необходим в эссе. Можно сделать ссылку на личный опыт или провести аналогию с подобными явлениями в истории России или общей истории, поставить проблемы (проблему) или вопросы, написать цитату, пословицы, крылатое выражение; оттолкнуться от важнейшего обобщения, подводит к основной мысли эссе. На этом этапе важно показать, что вы понимаете поставленную перед вами проблему, чтобы развернуто ее сформулировать своими словами, поставить вопросы, на которые в ходе работы необходимо ответить. Можно определить актуальность и важность темы эссе.

Основная часть

Содержание должно включать две составляющие (проблема, как минимум, анализируется с двух сторон) и каждый абзац, содержащий анализ одного любого положения должен быть построен по модели: утверждение-аргумент-объяснение (или усиление утверждения).

Прежде всего, необходимо продумать смысловые куски основной части (структуру), затем тезисы (утверждение положения), затем аргументы (доказательства, примеры). Нужно обратить внимание на логичность, смысловое единство, точность, краткость, доказательность, выразительность. Необходимо использовать доказательства своей позиции – исторические примеры фактов, статистику, высказывания известных личностей, другие подтверждения, раскрывающие основную мысль эссе. На данном этапе написания сначала необходимо продумать главные утверждение, собрать важные аргументы и проанализировать их. лучше,

  • Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью настоящих и связанных с ним суждений, но не тождественных ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и практики. убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленность людей, видимости доказательности (не должно быть характерным для эссе по истории).
  • Доказательство или аргументация – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждает нас в истинности того, о чем идет речь. Любое доказательство имеет структуру, которая включает в себя: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.
  • Тезис – это суждение, которое надо доказать.
  • Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности (факты, статистика, цитаты, законы науки и т. д.).
  • Вывод – мнение, основанное на анализе фактов.
  • Оценочные суждения – это мнения, основанные на убеждениях или взглядах. Тезис и аргумент могут быть связаны методами индукции (от частного к общему), дедукции (от общего к частному) и аналогии (сравнения).

В зависимости от поставленной проблемы (вопроса), анализ может проводиться на основе следующих категорий:

  • причина – следствие,
  • общее – особенное,
  • форма – содержание,
  • часть – целое,
  • постоянство – изменчивость.

Структуру эссе (по абзацам) можно изобразить в виде логической цепочки:

  1. Утверждение – объяснение – пример + утверждение – объяснение – пример = обобщения – утверждение – заключение или
  2. Объяснения – пример – утверждение + объяснение – пример – утверждение = обобщения – вывод.
  3. Утверждение – пример – объяснение – вывод + утверждение – пример – объяснение – вывод = общий вывод.

Составляющие внутри смыслового блока и сами блоки могут меняться.

В процессе построения эссе по истории важно знать, что один абзац (смысловой блок) может иметь только одно утверждение и одно или несколько доказательств.

В основной части содержания, как минимум, должно быть две части, каждая из которых может завершаться текущим выводом. В одной из частей, обычно в первой, автор утверждает, что данное явление (событие, личность …) несет положительную характеристику, а в другой части работы необходимо остановиться на тех проблемах, связанных с этим явлением (событием, личностью. ..).

Заключение

Заключение должно суммировать или еще раз кратко объяснить содержание основной части, заострить внимание на главном выводе, подчеркнуть смысл и значение написанного, выразить свое отношение, вернуться к теме эссе с кратким обобщением написанного. Но самое главное, необходимо дать ответ на главный вопрос темы эссе. При этом коротко суммируются все важнейшие идеи, подводится общий итог рассуждениям и, возможно, предлагается направление дальнейших рассуждений по этой теме. При этом необходимо избегать повторения и перефразирования мыслей, уже приведенных в основной части эссе. Вывод должен быть короткий и представлен в виде основного вывода или оценочного суждения, которое может оставлять поле для дальнейшего суждения.

План написания эссе по истории

План написания эссе по истории должен выглядеть следующим образом:

  • Эпиграф.
  • Вступление (3-5 предложений).
  • Основная часть (2 составляющие):
  • Положительная оценка.
  • Текущий вывод.
  • Проблемы, связанные с предложенной темой работы.
  • Текущий вывод.
  • Вывод (5-10 предложений).

Как написать эссе по истории

Текст эссе должен быть написан четко, разборчиво и ясно.

Эссе это творческая работа и не должна быть описательной в виде реферата, а должна быть сосредоточена на аргументированном изложении автором своей точки зрения, критическом оценивании рассматриваемого материала и затрагиваемых вопросов, что должно раскрыть их аналитические способности. Хорошее эссе возможно только в том случае, если в открытии темы наблюдается неожиданный сдвиг так назваемая “Точка сюрприза“- это то, что может удивить и обогатить, даже возмутить читателя.

Черты, которые свойственны эссе:

  • личный характер восприятия проблемы и ее осмысление;
  • небольшой объем;
  • свободная композиция;
  • непринужденность повествования;
  • парадоксальность;
  • внутреннее смысловое единство.

Основная цель написания эссе по истории – раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов), которые должны подкрепляться доказательствами и иллюстрироваться всевозможными примерами.

Задача эссе по истории состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы.

Алгоритм написания эссе по истории

  1. внимательно прочитайте все темы (высказывания), предложенные для написания эссе;
  2. выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) вам это интересно; б) вы понимаете смысл высказывания; в) вам есть что сказать по теме (вы знаете термины, вы можете привести примеры, у вас есть личный опыт и т.д.);
  3. определите основную идею утверждения (о чем оно?), используйте для этого метод перефразирования (скажите то же самое, но своими словами);
  4. приведите аргументы “за” или “против” высказывания (если у вас будут аргументы “за” и “против” афоризма, взятого за тему, ваше эссе может быть полемическим по своей природе);
  5. выбрать примеры, факты, ситуации из жизни, личный опыт и т.д. для каждого аргумента;
  6. посмотрите на выбранные иллюстрации еще раз: использовали ли вы свои знания по теме;
  7. подумайте о том, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
  8. распределите выбранные аргументы или контраргументы по порядку (это будет ваш условный план);
  9. придумайте введение (вы можете написать в нем, почему вы выбрали это утверждение, определите свою позицию, задайте свой вопрос автору цитаты и т.д.);
  10. изложить свою точку зрения в последовательности, которую вы наметили;
  11. сформулируйте общее заключение по теме эссе и при необходимости отредактируйте его.

Написание эссе по истории должно иметь следующую структуру:

1. Введение (введение) – это исходная идея (проблема), связанная с конкретной темой. В предисловии определяется тема эссе и даются определения основных встречающихся понятий.

  • формулировка темы, ее актуальности и значимости;
  • расхождение мнений относительно предложенного суждения, взгляда;
  • переход к основному суждению.

2. Содержание (основная часть) – аргументированное изложение основных тезисов.

Основная часть этого основана на аналитической работе, в том числе на анализе фактов. Наиболее важные концепции исторической науки, включенные в данное эссе, систематизированы и проиллюстрированы примерами.

Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны.

  • суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, используемых при выдвижении тезисов;

Доказательство – это совокупность логических методов обоснования истинности позиции с использованием других истинных и связанных с ними суждений.

  • Доказательства и поддержка – факты или примеры, подтверждающие суждение, точку зрения;
  • Рассмотрение и опровержение контраргументов (необходимо показать, почему автор считает их слабыми и предпочитает собственное утверждение).

Структура любого доказательства включает в себя:

  • тезис – суждение, которое надо доказать;
  • аргументы – суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
  • вывод – суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

3. Заключение – это окончательное заключение по теме, к которому автор пришел в результате своих рассуждений. В заключении обобщаются основные идеи. Вывод может быть представлен в виде суммы мнений, которые оставляют место для дальнейшего обсуждения.

  • повторение основного суждения, мнения;
  • краткий обзор аргументации в защиту главного вывода;
  • общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.

После того как эссе написано его нужно проверить. Проверить правильность написания эссе по истории можно по этим пунктам:

  • структура (проверьте, существует ли логическая связь между частями эссе);
  • искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);
  • единство стилей (важно определить, что вы не переходите от научного стиля к публицистическому, разговорному и наоборот);
  • объем (помните, что эссе должно быть коротким, значит нужно урезать все лишнее);
  • привлекательность эссе, его индивидуальность (есть ли в эссе что-то особенное, что позволяет вам выделиться из ряда других эссе)?

Советы по написанию эссе по истории

  1. Стоит отметить, что в историческом образовании, с которым мы имеем дело, нет абсолютно “правильных” или “неправильных” ответов на вопросы, как это происходит в физике или математике – есть только более или менее аргументированные точки зрения.
  2. Итоговая оценка (балл) за эссе обычно дается учащимся, их собственным суждениям и рассуждениям.
  3. При изложении собственной позиции основное внимание уделяется: а) способности критически и независимо оценивать диапазон данных и точки зрения/доказательства других; б) способности понимать, оценивать и связывать между собой ключевые моменты любых проблем и вопросов; в) способности различать то, что более или менее важно; г) способности понимать аналитические подходы и модели; д) готовность различать противоположные подходы и модели, а также их применение.
  4. Победителями являются эссе, написанные в краткой, ясной и лаконичной форме.

Объем эссе по истории

Объем эссе по истории составляет от 3 до 8 страниц.

Нет четких критериев для объёма эссе по истории. Иногда длинные эссе не оцениваются высоко, а короткие – высоко оцениваются. Важно не количество страниц эссе, а его содержание.

Оформление эссе по социологии

Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. План в эссе не обязателен, так как структура плана предполагает введение и заключение, а также деление основного вопроса на под вопросы, что в эссе сделать, как правило, затруднительно. Объем эссе не позволяет писать подробные введение и заключение на нескольких страницах. В начале эссе можно ограничиться одной или несколькими фразами, вводящим читающего в курс рассматриваемого вопроса. Вместо заключения достаточно сформулировать вывод, к которому пришел автор в результате рассуждений. В эссе обязателен список использованной литературы и ссылка на используемые источники информации по общепринятым правилам.

Структура оформления эссе по истории:

  • Титульный лист (титульный лист является первой страницей эссе) см. приложение 1;
  • Содержание (содержание включает: введение; наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов основной части задания; заключение; список литературы);
  • Введение (во введении обосновывается актуальность, цель и задачи выбранной темы исследования, а также объект и предмет исследования);
  • Основная часть (состоит из нескольких разделов, в которых излагается суть эссе);
  • Заключение (в заключении формулируются основные выводы о проделанной работе);
  • Полный библиографический список (в том числе и адресов Интернет – сайтов).

Текст:

  • эссе оформляют на листах формата А5 (148х210), объем текста примерно 20 страниц;
  • параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, начертание – обычный, кегль шрифта – 10 пунктов, цвет текста – авто (черный);
  • параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, межстрочный интервал – полуторный.

Нумерация:

  • каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со следующей страницы;
  • страницы нумеруют арабскими цифрами внизу страницы, справа;
  • нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе и на странице «Содержание» номер страницы не указывается, нумерация указывается с цифры 3 (с третьей страницы).

Основная часть:

  • текст основной части разбивают на разделы (при большом объеме информации еще на подразделы, пункты и подпункты);
  • разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;
  • разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят;
  • подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят, например: «1.1»;
  • пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядкового номера раздела, подраздела, пункта, между цифрами и в конце номера точку не ставят, например: «1.1.2».

Ссылки:

Ссылки в эссе, как и в других студенческих работах, можно делать двумя способами:

  1. ссылка размещается внизу страницы
  2. в конце всего текста.

Иллюстрации:

  • иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, схемы) выполняются чёрно-белыми. Формат иллюстраций – JPEG;
  • иллюстрация, выполненная средствами Microsoft Office, должна представлять собой единый объект (все элементы должны быть сгруппированы). Не допускается вставка сканированных изображений;
  • размещение иллюстраций в тексте – с обтеканием текстом сверху и снизу;
  • подрисуночные надписи печатаются в текстовом редакторе (не на самом рисунке);
  • иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
  • выравнивание иллюстраций – по центру;
  • иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например «Рисунок 1. «название рисунка» »;
  • на все иллюстрации в тексте должны быть даны ссылки. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2» и т.п.;
  • подписываются рисунки внизу картинки справа.

Таблицы:

  • выполняются средствами Microsoft Office. Шрифт – Times New Roman 10 пт;
  • таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;
  • таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например «Таблица 1»;
  • название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким;
  • название таблицы следует помещать над таблицей справа, без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через тире, например «Таблица 1 – Структура потребления электроэнергии».

Шаблон – клише для эссе по истории

  • Скачать шаблон – клише для эссе по истории №1
  • Скачать шаблон – клише для эссе по истории №2

Эссе по истории

Пример написания эссе по истории

Пример№1

Эссе по истории на тему “Роль Личности в Истории”

Роль Личности в Истории

У каждого человека своя судьба, у каждой личности своя роль в истории человечества. Можно заметить, что каждый человек доказывал свою правоту, свои мысли. Каждая личность оказалась в нужное время и в нужном месте.

Хотелось бы отметить, что, личность становится великой общественной силой, только тогда, когда свободная деятельность явится сознательным и свободным выражением необходимости и тогда, уже ничто не может помешать ей и ничто не помешает.

Если взять Моно со взглядами Лампрехта, то по их теории можно говорить о том, что если поставить заместо Людвика XV другого человека или изменить его характер, то исход изменился бы не только войны. Этот исход бы повлиял на все будущее, Франция скорее всего бы не потеряла такие ценности, что унесла за собой война, а значит, скорее всего, она могла быть значительно богаче не только в экономическом плане, но даже и в территориальном. Но Моно, как и многие французике историки так и не дали точного и полного ответа на вопрос о роли личностей в истории.

Опираясь на мнение Минье, стоит отметить, что многое зависит не только от личности человека, а также о тех факторах, про которые зачастую мы забываем или не видим. Физические и физиологические силы природы играют огромную роль в истории человечества. И если бы нос Клеопатры был бы короче, то история была бы другой.

Случайности существуют, не все зависит от нас самих, не все зависит от наших сил, здоровья, стремления и так далее. Во многом играет важность время и случайность. Взять, к примеру Бутурлина и заменить на Суворова, то, может быть, история Пруссии пошла бы иначе. Выходит, отсюда следует говорить, что судьба государств зависит иногда от случайностей, которые можно назвать случайностями второй степени. А сейчас задумайтесь и ответьте себе сами, все ли зависит от личности и его роли в истории?

Личность – это нечто большее, чем человек. Не каждый человек является личностью. История пишется не на одном каком-то примере о роли личности, а на примере каждого поступка, мысли, подвига, желания каждой личности, а также случайностей, физиологической и физической силы природы. Для всего человечества открыто огромное поле действий, свободы, действий. Оно открыто абсолютно для каждого человека имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное.

Пример№2

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Скачать готовые эссе по истории

  1. Скачать эссе по истории на тему: Крестьянские войны в истории России
  2. Скачать эссе по истории на тему: Причины распада СССР
  3. Скачать эссе по истории на тему: Внешняя политика Александра 3
  4. Скачать эссе по истории на тему: Моя семья в XX в.
  5. Скачать эссе по истории на тему: Политика Павла I замыслы и реализация
  6. Скачать эссе по истории на тему: Период 1917-1922 года
  7. Скачать эссе по истории на тему: Историческое значение победы в Великой Отечественной войне
  8. Скачать эссе по истории на тему: Античность- Средние века – Новое время. Причины и механизмы смены эпох

Образцы эссе по истории

  1. Корейская война 1950-1953
  2. Восстановление экономики СССР в послевоенные годы
  3. И.В.Сталин как политический деятель
  4. XX съезд КПСС и борьба за власть после смерти И.В.Сталина
  5. Внутренняя политика СССР в период правления Н.С.Хрущева
  6. Внутренняя политика СССР 1953-1964 гг.
  7. Карибский кризис 1962 г. и новый виток «холодной войны»
  8. Война во Вьетнаме 1965-1973
  9. Партизанское движение в СССР в годы Великой Отечественной
  10. войны
  11. Советские полководцы Великой Отечественной войны
  12. Советское общество в 50-е гг.XX в.
  13. Советское общество в 60-70-е гг. XX в.
  14. Свержение Н.С.Хрущева и новый политический курс
  15. Л.И.Брежнев как политический деятель
  16. Экономическая реформа 1965 г. и ее результаты
  17. Внешняя политика СССР в 60-80-е гг. XX в.
  18. Война в Афганистане 1979-1989
  19. Движение диссидентов в СССР
  20. Развитие культуры в период «оттепели»
  21. Развитие науки и техники в 50-60-е гг. XX в.
  22. М.С.Горбачев как политический деятель
  23. Начало политики Перестройки
  24. Реформы политической системы и политика «гласности» в
  25. период Перестройки
  26. Национальная политика в период Перестройки
  27. Внешняя политика М.С.Горбачева
  28. Потсдамская конференция. Итоги и влияние на мировую политику.
  29. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.
  30. Юридическое оформление крепостного права в России
  31. Экспансия с Запада. Борьба с агрессией крестоносцев.
  32. Христианская культура и языческие традиции Руси.
  33. Учреждение патриаршества в России
  34. Утверждение новой модели экономического капиталистические
  35. отношения в промышленности и сельском хозяйстве.
  36. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании.
  37. Торговый путь «из варяг в греки». Его значение для Руси и Византии
  38. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники.
  39. Свержение золотоордынского ига.
  40. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации.
  41. Русь и Степь. История взаимоотношений Руси и Золотой Орды
  42. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
  43. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
  44. Расцвет культуры до монгольской Руси.
  45. Развитие норм права на Руси. Категории населения.
  46. Промышленный переворот и развитие капиталистических отношений в России
  47. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
  48. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.
  49. Причины распада Древнерусского государства.
  50. Причины и характер Смуты
  51. Православная Церковь и идея единства Русской земли.
  52. «Повесть временных лет». Возникновение государства.
  53. Опричнина и ее роль в российской истории
  54. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь.
  55. Петровские преобразования, их значение
  56. Народническое движение.
  57. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в
  58. Либеральное движение. Распространение марксизма в России.
  59. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв.
  60. Культура России в первой половине XIX в
  61. Культура народов Российского государства во второй половине XVI-XVII в.
  62. Культура Древней Руси как один из факторов древнерусской народности.
  63. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.
  64. Монархии и республики.
  65. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.
  66. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
  67. Движение декабристов как начало либерального направления в России
  68. Геополитическое положение средневековой Руси
  69. Восточнославянские племенные союзы и их соседи
  70. Внешняя политика России во второй половине XIX в
  71. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции.
  72. Национальный подъем в России.
  73. Английская революция XVII века: причины, участники, итоги, значение.
  74. Реформы и революции в странах Латинской Америки во второй половине ХХ в.
  75. Эволюция социал-демократических движений в ХХ в.
  76. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.: выбор путей развития.
  77. Освобождение народов Азии и Африки во второй половине ХХ в.
  78. Раскол и объединение Германии во второй половине ХХ в.
  79. Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны: участники, формы, итоги.
  80. «Новый курс» Ф. Рузвельта: сущность и значение для американской и всемирной истории ХХ в.
  81. Европейская культура первой трети ХХ в.
  82. Национал-социализм в Германии.
  83. Тоталитарные и авторитарные режимы в странах Европы в 1920–
  84. 1930-е гг.:приход к власти и причины падения
  85. Освободительные движения в первой трети ХХ в.: революции, ненасильственное сопротивление.
  86. Международные отношения в 1920–1930-е гг.: этапы и тенденции, проблемы
  87. Версальско-Вашингтонская система: принципы и противоречия.
  88. Революции 1918–1919 гг. в Европе: причины, итоги, значение.
  89. Международные отношения в последней трети ХIX – начале ХХ в.
  90. Художественная культура Европы в ХIX в.: основные течения, их представители.
  91. Гражданская война 1861–1865 гг. в США: участники, сущность, итоги.
  92. Национальные движения в странах Европы в ХIX в.
  93. Промышленный переворот в странах Европы в Новое время
  94. (предпосылки, сущность, последствия).
  95. Рабочее движение в Европе в ХIX в.: задачи, этапы развития, результаты.
  96. Реформация и контрреформация в странах Европы.
  97. Французская революция конца ХVIII в.: причины, участники, итоги, значение.

Статьи

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Линия УМК Атласы и контурные карты. История России (6-10)

Атласы и контурные карты. Всеобщая история. Историко-культурный стандарт

Линия УМК Р. Ш. Ганелина. История России (6-10)

ЕГЭ по истории: аргументация точки зрения


Согласно статистике, в прошлом году задание на аргументацию в ЕГЭ по
истории выполнило лишь 20,4% экзаменуемых. О том, как формировать в
детях это важное метапредметное умение уже с пятого класса, рассказал
кандидат исторических наук, педагог Роман Пазин.

15 марта 2018

Актуальность задачи

В новых стандартах образования большое внимание уделено формированию универсальных умений, и многие задания в выпускных экзаменах проверяют результаты работы именно в этом направлении. Низкий процент выполнения задания №24 в ЕГЭ по истории показывает, что далеко не все ученики, даже при большом багаже знаний, могут обосновать точку зрения.

В задании №24 представлено высказывание с той или иной оценкой исторического события или явления, и выпускник должен написать по два аргумента, подтверждающих и опровергающих это высказывание. Критерии не подразумевают штрафы за ошибки и, если приведено нужное количество аргументов и есть неточности, эксперт все равно, вероятно, поставит максимальный балл. Тем не менее, в задании требуется высокий уровень исторического мышления, который необходимо развивать от класса к классу.

Как развить умение аргументировать

Можно выделить 4 этапа формирования любого умения:

  1. Знакомство с новыми способами учебной деятельности.

  2. Действия под руководством учителя.

  3. Тренировка и применение изученных приемов деятельности.

  4. Самостоятельный перенос усвоенных действий на новый материал.

Конечно, за два года старшей школы сложно научить ребят формулировать мнение. Представим, как ученик может постепенно осваивать аргументацию, начиная с 5 класса.

  • 5 класс. Ребенок учится в связном рассказе воспроизводить ход рассуждения, повторяет доводы (исторические факты), подтверждающие тот или иной вывод, сделанный автором ученика или учителем. Требовать от всех пятиклассников творческого подхода в рассуждениях нельзя.

  • 6 класс. Школьник под руководством учителя подбирает исторические факты в подтверждение или опровержение той или иной точки зрения.

  • 7 класс. Ученик самостоятельно подбирает исторические факты в подтверждение или опровержение точки зрения.

  • 8 класс. Происходит переход от образного мышления к понятийному. Ребенок уже может выстраивать под руководством учителя аргументы на основе фактов в подтверждение или опровержение точки зрения.

  • 9 класс. Ученик самостоятельно выстраивает аргументы на основе фактов в подтверждение или опровержение точки зрения. Не стоит ждать, что на этом этапе все дети смогут опровергать устоявшиеся исторические суждения.

  • 10 класс. Школьник под руководством учителя выстраивает аргументы на основе фактов и в подтверждение, и в опровержение точки зрения.

  • 11 класс. Ученик самостоятельно выстраивает аргументы на основе фактов в подтверждение и опровержение точки зрения – что и требуется на экзамене.

Электронная книга PDF. История России. 10 класс. Хрестоматия

Электронная книга PDF. История России. 10 класс. Хрестоматия

Хрестоматия является составной частью УМК “История России. начало XX – начало XXI века.10 класс. ” (авторы О.В. волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов), соответствует историко-культурному стандарту и может быть использована с любым учебником по отечественной истории для 10 класса, входящим в Федеральный перечень.

Купить

Примеры заданий для формирования навыка аргументации на уроках истории

Для наглядности рассмотрим, как именно могут выглядеть задания на аргументацию в средней и старшей школе.

  • 6–7 классы. Существует следующая точка зрения на вопрос о последствиях политической раздробленности Руси: «Политическая раздробленность имела серьезные негативные последствия». Используя исторические знания, приведите два-три исторических факта, подтверждающих данную оценку.

  • 8–9 классы. Существует следующая точка зрения по вопросу о значении реформ, проведенных в период правления Александра I: «Все начинания Александра I были безуспешны». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, опровергающих данную оценку.

  • 10–11 классы. Существует следующая точка зрения на итоги деятельности Н. С. Хрущева: «Реформы Н. С. Хрущева не были продуманы, многие его действия были ошибочны». Используя исторические знания, приведите два-три аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два-три аргумента, опровергающих ее.

В новых УМК корпорации «Российский учебник» представлена поэтапная системная работа с аргументацией. Например, в учебниках для 6-8 классов в конце параграфов есть вопросы, ответы на которые нужно дать и объяснить, опираясь на изученный текст. В учебниках для старшей школы предусмотрена более осмысленная работа с текстом параграфа, есть задания на аргументацию.

Для развития у школьников нужного навыка необходимо использовать разные формы работы. Можно проводить дискуссии, давать групповые задания (например, одна половина класса находит аргументы «за», а другая – «против»), отводить время на письменные упражнения. Главное – разнообразие, чтобы ученикам стало интересно совершенствовать нужный навык.

История России. 10 класс. Технологические карты уроков

История России. 10 класс. Технологические карты уроков

Технологические карты уроков разработаны в соответствии с учебником “История России. Начало XX — начало XXI века. 10 класс” О. В. Волобуева, С. П. Карпачёва, П. Н. Романова, требованиями ФГОС среднего общего образования и историко-культурным стандартом. В пособии приведено содержание курса, определена последовательность изучения учебного материала, отражены планируемые предметные, метапредметные, личностные результаты обучения, виды учебной и познавательной деятельности учащихся, а также формы контроля.

Купить

Правильное и неправильное использование фактов 

Знание фактов существенно влияет на успех аргументации. По сути, ответы должны быть представлены по формуле: Аргумент = Факт (тезис) + Объяснение (пояснение). Абстрактные фразы без конкретики эксперты учитывать не будут. Рассмотрим пример.


Оценка: «Промышленная и финансовая политика Александра III способствовала успешному социально-экономическому развитию России».


Неправильные аргументы:

  • «Своей промышленной и финансовой политикой Александр III способствовал развитию отечественной промышленности» – просто повторение оценки.

  • «При Александре III был издан новый таможенный тариф» — не очевидно, каким образом этот факт подтверждает или опровергает оценку.


Правильный аргумент:

  • «Новый таможенный тариф, принятый в 1891 г., увеличивал ввозные пошлины на многие товары и, таким образом, защищал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, что способствовало ее развитию».

Кстати, один и тот же факт можно развить и для подтверждения, и для опровержения. По сути, это формализм, но – допустимый.

Пример:


Оценка: «Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы»

Подтверждение:

  • «В конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. – 80; в Амстердам – сотни в день. Это свидетельствует о том, что внешние контакты России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада».

Опровержение:

  • «В конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. – 80. Это свидетельствует о постепенном преодолении состояния изоляции к концу XVII в.».

Ученику нужно понимать, что владение аргументацией поможет не только на сдаче ЕГЭ, и не только на уроках по другим предметам. Это умение ценно и во взрослой жизни.

История России. 9 класс. Рабочая тетрадь

История России. 9 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по истории России И. Л. Андреева, Л. М. Ляшенко, О. В. Волобуева и других, соответствует ФГОС основного общего образования, а также историко-культурному стандарту. Структура рабочей тетради полностью соответствует структуре учебника для 9 класса. Рабочая тетрадь предназначена для проверки знаний учащихся и закрепления материала учебника. Она содержит разнообразные задания: тесты, работа с историческими источниками, контурными картами и иллюстрациями, решение кроссвордов; адаптирована для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Купить

ЕГЭ-2020. История. Тематические тренировочные задания

ЕГЭ-2020. История. Тематические тренировочные задания

Пособие содержит задания, максимально приближенные к реальным, используемым на ЕГЭ, но распределенные по темам в порядке их изучения в 10–11 классах старшей школы. Работая с книгой, можно последовательно отработать каждую тему, устранить пробелы в знаниях, а также систематизировать изучаемый материал.

Купить

Более 80% выпускников ежегодно «заваливают» задание на аргументацию, теряя драгоценные баллы. Как же не пополнить печальную статистику и написать блестящий ответ на задание 19 в ЕГЭ по истории?

В этой статье:

О чем 19 задание в ЕГЭ по истории: новая модель задания на аргументацию 2022Ловушки и подводные камни задания 19Как быть с всемирной историей?Как получить максимальный балл за задание 19 в ЕГЭ по истории?Разбор и оценка возможных ответов в задании 19

задание 19 егэ история

Как это решать? Разбор задания 19 в ЕГЭ по истории

О чем 19 задание в ЕГЭ по истории: новая модель задания на аргументацию 2022

С 2022 года задание на аргументацию (бывшее задание 24) полностью видоизменилось. Раньше вам нужно было привести как минимум четыре аргумента (два — за и два — против предложенной точки зрения) для получения максимального балла. Теперь в задании 19 вам необходимо составить лишь два аргумента в подтверждение тезиса из задания. Однако не все так просто. С этого года задание включает в себя элементы всеобщей истории, а значит для получения полного балла (напомню, теперь оно оценивается в три балла) вам придётся продемонстрировать знания не только по Отечественной истории, но и по истории зарубежных стран.

Посмотрим на критерии оценивания задания 19:

задание 19 егэ история

Вот, сколько баллов вы получите в зависимости от того, как выполните задание

Если хотите эффективно подготовиться к ЕГЭ и поступить на бюджет, записывайтесь на наши онлайн-курсы по подготовке к экзамену. Мы подробно разбираем критерии оценивания каждого задания и научим вас давать ответы, которые эксперты оценят на максимальный балл.

А вот и пример задания по новой модели 2022 года:

задание 19 егэ история

Источник: банк заданий ФИПИ

Ловушки и подводные камни задания 19

Согласно спецификации ЕГЭ по истории, задание на аргументацию относится к категории заданий высокого уровня сложности, и это неслучайно. Составители экзамена уделяют особое внимание умению выпускников формулировать полноценные аргументы, что выходит, к сожалению, у немногих.

Прежде всего, важно разобраться со структурой аргумента. На наших курсах по подготовке к ЕГЭ по истории я учу выпускников строить аргумент по трёхчастной модели. Эта структура условная, но она помогает понять логику аргумента.

Формула аргумента:

Аргумент = факт (неоспоримое знание) + пояснение (содержательное, раскрывающее факт в контексте предложенной точкой зрения) + клише* (которое придаёт аргументу законченный вид, опционально).

Так, например, для задания из примера выше, корректным аргументом по истории России будет следующий вариант:

В XVII веке в России началась церковная реформа патриарха Никона. Реформа шла при участии государства. Противники реформы сопротивлялись её проведению. В 1668–1676 гг. произошло Соловецкое восстание, в ходе которого монахи оказали вооружённое сопротивление царским войскам, что подтверждает тезис о том, что обсуждение религиозных вопросов провоцировало вооружённую борьбу.

Давайте разберём наш аргумент на составляющие. 

  1. Есть факты — «в XVII веке в России началась церковная реформа патриарха Никона», «В 1668-1676 гг. произошло Соловецкое восстание», поспорить с этим знанием нельзя 😉
  2. Далее помещаем наши факты в исторический контекст, т.е. раскрываем их с помощью содержательного пояснения: «Реформа шла при участии государства. Противники реформы сопротивлялись её проведению. В 1668–1676 гг. произошло Соловецкое восстание, в ходе которого монахи оказали вооружённое сопротивление царским войскам».
  3. Наконец, добавляем клише. Это вовсе не обязательно! Оно нужно вам скорее для самопроверки, чтобы удостовериться, сошлось ли ваше пояснение с предложенной точкой зрения: «что подтверждает тезис о том, что обсуждение религиозных вопросов провоцировало вооружённую борьбу».

Безусловным плюсом новой модификации задания является то обстоятельство, что отныне указание лишь фактов (правда, в количестве двух штук) уже принесёт вам один первичный балл. И неважно, относятся ли оба факта к одной и той же стране или же вы смогли вспомнить по одному факту для каждой. То есть, если бы вы привели только два факта, например, «в XVII в. России началось проведение церковной реформы патриарха Никона (1), а в 1668-1676 гг. произошло Соловецкое восстание (2)», 1 балл был бы у вас в кармане.

Важно понимать, что сам по себе факт, не помещённый в исторический контекст, в 90% случаев ничего не подтверждает и не опровергает, и потому не может быть принят в качестве аргумента. Таким образом, если вы приведёте положение «в 1668-1676 гг. произошло Соловецкое восстание», оно не будет засчитано за аргумент, так как, хотя и указывает на вооружённую борьбу, но не содержит информации о том, как эта вооружённая борьба связана с обсуждением религиозных вопросов.

Как быть с всемирной историей?

Всеобщая история издавна пугает выпускников на экзамене. Но если раньше она встречалась только в первой части ЕГЭ, а её знание проверялось на уровне механического запоминания 114 дат, то с 2022 года ситуация усложнилась. Теперь работать со всемирной историей придётся в задании с развёрнутым ответом.

Чтобы вы не растерялись в последние месяцы перед экзаменом, отвечаю на самые горячие вопросы по специфике работы со всеобщей историей в задании 19 в ЕГЭ по истории.

Как узнать, какие события / явления / процессы истории зарубежных стран могут встретиться в задании 19? 

В этом вам поможет кодификатор событий всеобщей истории из официальных документов ФИПИ:

задание 19 егэ история

Обратите внимание: на скриншоте лишь часть из списка зарубежных процессов и явлений, которые могут встретиться в задании 19 в ЕГЭ по истории. Полный список смотрите в кодификаторе

Предложенный перечень (и его продолжение до конца ХХ века) поможет вам сформировать первичный «фронт работы».

И что, мне надо зазубрить все события из списка?

Чтобы подготовка стала действительно эффективной, для начала нужно сделать два списка:

  • в первом будут события, о которых вы имеете хотя бы базовое представление (т.е. знаете, когда, где оно происходило, с какими личностями и процессами было связано),
  • а во втором события, с которыми вы столкнулись впервые или о которых имеете самые смутные представления.

Далее фиксируйте важнейшую информацию по каждому из них:

  • страна;
  • эпоха (с точностью до половины века) + 2-3 ключевые даты;
  • сфера (социальное или религиозное движение /военный конфликт/ политические реформы/ культура и пр.);
  • основные личности.

Как понять, какое событие зарубежной истории может быть сопоставлено с событием из российской истории в задании 19?

Важно понимать, что задание на аргументацию проверяет не «сухие» факты, а конкретные навыки выпускников, такие как:

  • анализ и сравнение исторических процессов;
  • умение вычленять общее в различных исторических событиях (институты, преобразования, характер политики, внешнеполитические факторы и т.д.);
  • понимание, чем исторические факты отличаются от аргументов.

Со строением аргумента вы уже разобрались, осталось понять, как овладеть навыком анализа и сравнения исторических событий разных стран и периодов. В этом вам поможет универсальный инструмент — синхронистическая таблица. В ней вы сможете синхронизировать события не только по хронологии (например, в XVI веке в Русском государстве была опричнина, а в Европе — Реформация), но и по значимости / схожести исторических процессов.

задание 19 егэ история

Пример таблицы на соотнесение событий всемирной и Отечественной истории

Множество исторических процессов может быть «запараллелено» таким способом. Главное — уделять внимание и время ведению подобной таблицы. Это обязательно принесёт свои плоды, а работу с теорией превратит из механического заучивания в эффективный инструмент систематизации и запоминания информации.

Как получить максимальный балл за задание 19 в ЕГЭ по истории?

Вы на финишной прямой! Разобрав по косточкам задание, переходим к последним штрихам — ещё пара полезных советов, которые упростят жизнь при подготовке к исторической аргументации.

Прежде всего, это степень детализации вашего аргумента. Чтобы проверить себя, обязательно задайте простой вопрос своим аргументам — «И что?». Если такой вопрос логичен для вашего ответа, значит что-то в нём не так: либо приведён только факт, который никак не подтверждает точку зрения, либо в вашем пояснении пропущено важное логическое звено, которое не позволяет раскрыть этот факт в контексте задания.

Например:

Если в задании предложено аргументированно обосновать, что деятельность Владимира Мономаха способствовала укреплению центральной власти в государстве, а в ответе вы пишете: «Владимир Мономах принимает “Устав”», то на подобный ответ так и напрашивается вопрос «И что дальше?». Ведь из него вовсе не ясно, каким образом этот замечательный «Устав» способствовал укреплению власти. Содержательного пояснения, которое бы увязывало ваш факт с точкой зрения, здесь нет.

Такой нехитрый способ поможет вам проверить себя на экзамене. А чтобы повысить свои шансы на успех и получение максимального балла, открываю небольшой секрет — в задании 19 в ЕГЭ по истории отсутствуют штрафные баллы. А это значит, что из всех приведённых аргументов засчитаны будут только верные. Поэтому главный принцип работы с заданием — чем больше положений вы смогли написать, тем лучше.

Разбор и оценка возможных ответов в задании 19

И, наконец, чтобы окончательно закрепить материал, давайте посмотрим на несколько примеров аргументов.

Попробуйте сначала самостоятельно оценить предложенные ответы, а потом сопоставьте свои оценки с экспертными. Это хорошая тренировка!

задание 19 егэ история

Дадим ответы на примерное задание 19 в ЕГЭ по истории. Источник: банк заданий ФИПИ

Ответ №1

«Аргумент для России: в XIII в. на Руси был период политической раздробленности, князья враждовали, поэтому Русь ослабла в военном плане и с 1237 г. попала в зависимость от Орды в ходе похода хана Батыя в 1237-1238 гг.

Аргумент для Греции: раздробленность V-IV вв. в Греции привела к падению этого великого государства и захвату его Римской империей, и как последствие, потеря независимости Греции и ассимиляции древнегреческого народа».

Оценка: 2 балла, приведён полноценный аргумент для Руси; аргумент для Древней Греции неправильный. Ситуацию в Древней Греции не вполне корректно называть «раздробленностью». Кроме того, Древняя Греция в IV в. до н.э. была завоёвана не Римской империей, а Македонией.

Ответ №2

«Аргумент для России: в XIII в. на Руси была установлена зависимость от Золотой Орды. Одним из условий была поставка русских воинов в ордынскую армию. Это значительно преуменьшало военный потенциал русской армии. Помимо этого, на Руси часто начинались антиордынские выступления, которые жестко пресекались Ордой, это также привело к дефициту хороших воинов на Руси.

Аргумент для Древней Греции: в V-IV вв. до н.э. в Греции был так называемый союз между полисами, в случае внешнего вторжения так и случилось: в 5 веке до н.э. на Грецию напала Персия, но они смогли отразить это нашествие путём объединения полисов».

Оценка: 3 балла, аргумент для России правильный несмотря на то, что в нем идёт речь о ситуации, когда русские княжества и земли уже оказались в зависимости от Орды. Действительно, привлечение русских воинов к участию в походах монголов, подавление антиордынских выступлений в XIII в. объективно ослабляло военную мощь Руси. Аргумент для Древней Греции также принимается. Действительно, объединение полисов позволило победить Персию в ходе греко-персидских войн.

Если вы хотите хорошо написать задание 19, практикуйтесь как можно больше. Не забывайте также готовиться и к другим заданиям: на ЕГЭ по истории нужно действительно много знать — и российскую, и зарубежную историю. Не получить высокий балл и без умения мыслить аналитически и находить яркие параллели между историческими событиями. Наконец, нужно научиться мыслить трезво и не паниковать, если у вас что-то не получается.

Чтобы не нервничать на экзамене и получить высокий балл, записывайтесь на наши курсы по подготовке к ЕГЭ по истории. У нас вы научитесь решать все задания правильно и быстро. На занятиях мы разбираем критерии оценивания, изучаем ловушки каждого вопроса и учимся правильно оформлять ответы. Ни один вредный эксперт не придерется 😉

Эссе по истории — сложная учебная работа, в которой надо не только изложить позицию, но и показать знание выбранного периода.

Это эссе  — обязательная часть ЕГЭ по истории, также его часто задают на профильных факультетах. Если планируете сдавать историю и поступать на подобную специальность, пришло время научиться писать такую работу правильно.

Чтобы получать больше полезной информации и сделать студенческую жизнь яркой и насыщенной, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу. Там вы всегда найдете новые лайфхаки, ссылки на полезные студентам книги, советы по учебе и будущему трудоустройству.

Темы исторического эссе

Можно выделить 2 типа эссе по истории:

  • рассуждение на основе цитаты;
  • анализ выбранного периода.

Рассуждение на основе цитаты

Первый тип иногда задают в старших классах или на непрофильных специальностях. Написать эссе по высказыванию просто: нужно соотнести цитату с деятельностью ее автора и высказать свое отношение к этой исторической персоне.

Чаще всего для таких эссе дают цитаты или однозначно положительных деятелей, чьи заслуги в истории государства неоспоримы, или резко отрицательных (например, диктаторов). В этом виде эссе главное — привести примеры исторических событий, которые подтверждают высказывание.

Анализ выбранного периода

Этот вид работы применяется на ЕГЭ, также его иногда задают студентам-историкам. На выбор предоставляют несколько периодов и предлагают подробно раскрыть значение одного из них.

На ЕГЭ периоды касаются только истории России, в вузах такие эссе могут задавать и по всемирной истории. В обоих случаях структура исторического сочинения будет одинаковой.

Критерии написания эссе по истории

При оценивании работы учитываются:

  1. указание двух конкретных событий в выбранном периоде;
  2. отражение роли двух исторических личностей в этих событиях;
  3. раскрытие двух причинно-следственных связей;
  4. оценка значения периода для истории страны;
  5. использование научной терминологии;
  6. отсутствие фактических ошибок;
  7. корректность формы изложения.

Требования к историческому эссе

Исходя из критериев, главное требование к работе — показать в сжатой форме хорошее знание выбранного периода.

Основой эссе станут два ключевых события: выбирайте самые важные и значимые факты (войны, восстания, смена строя, принятие ключевых документов и пр.).

В зависимости от выбранных событий, отразите в них роль двух исторических личностей. Лучше всего подходят главы государств, члены правительства, военачальники, предводители бунтов.

Чтобы отразить причинно-следственные связи, укажите, какие еще события происходили в исследуемый период, и к чему они привели в дальнейшем. Здесь можно выйти за обозначенные года и рассмотреть, как они отразились на других этапах.

Подведите итог всему вышеизложенному: способствовал ли выбранный период развитию государства или стал кризисным этапом в его истории. Подтвердите мысль конкретными фактами или цитатой авторитетного ученого.

Кстати! Факт: для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Залог хорошей подготовки к эссе — чтение исторических книг

Залог хорошей подготовки к эссе — чтение исторических книг

План написания эссе по истории

Требования к эссе обуславливают его структуру, которая состоит из 4 абзацев:

  • 1 абзац — указываете, что анализируемый период важен для истории страны и подтверждаете это двумя значимыми событиями;
  • 2 абзац — раскрываете роль исторических личностей в данных событиях;
  • 3 абзац — описываете выявленные причинно-следственные связи;
  • 4 абзац — формулируете итоговую оценку значимости периода.

Оформление эссе

В целом для исторического эссе используются те же параметры, что и для подобных работ по другим предметам. Главным отличием станет объем: если по гуманитарным дисциплинам он не превышает 300 слов, то для истории оптимальным будет 300-500.

Не стоит писать работу, в которой меньше 200 слов: в ней явно не удастся раскрыть все нужные аспекты.

Правила написания эссе по истории

Чтобы получить за работу максимальный балл, следуйте таким рекомендациям:

  1. выберите период, который лучше всего знаете;
  2. выделите в нем 4-5 главных событий и подумайте, как отразите их в работе;
  3. подберите самых важных исторических персон;
  4. заранее заучите несколько оценок ученых-историков;
  5. указывайте только те даты, в которых полностью уверены;
  6. не допускайте грамматических и лексических ошибок: помните, что форма изложения также оценивается.

А если вдруг что-то пошло не так и возникли непредвиденные трудности, не паникуйте. Всегда можно положиться на сервис помощи студентам. Его специалисты прекрасно справляются с любыми работами, экономя ваши время и энергию.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Добавить комментарий