Как составить верную пропорцию по определению пропорции

Определение пропорции

Пусть даны четыре отличных от нуля числа abc и d таких, что a : b = c : d. Тогда равенство a : b = c : d называется пропорцией. Т.е. пропорция (лат. proportio — соразмерность, выравненность частей) — равенство двух отношений. Числа a и d называются крайними членами пропорции, а числа b и cсредними членами.

Пишут, a : b = с : d или читают: «а так относится к b, как с относится к d»

Из свойств обыкновенных дробей следует, что справедливы следующие утверждения:

  • Пропорцию a : b = c : d можно записать в виде a/b = c/d.
  • Крайние члены пропорции можно поменять местами: если a/b = c/d, то d/b = c/a.
  • Средние члены пропорции можно поменять местами: если a/b = c/d, то a/c = b/d.
  • Произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов: если a/b = c/d, то ad = bc (основное свойство пропорции). Например: если 20:5 = 16:4, то 20•4 = 5•16, т.е. 80=80. 

Основные свойства пропорций

  • Обращение пропорции. Если a : b = c : d, то b : a = d : c
  • Перемножение членов пропорции крест-накрест. Если a : b = c : d, то ad = bc.
  • Перестановка средних и крайних членов. Если a : b = c : d, то
    • a : c = b : d    (перестановка средних членов пропорции),
    • d : b = c : a    (перестановка крайних членов пропорции).
  • Увеличение и уменьшение пропорции. Если a : b = c : d, то
    • (a + b) : b = (c + d) : d    (увеличение пропорции),
    • (a – b) : b = (c – d) : d    (уменьшение пропорции).
  • Составление пропорции сложением и вычитанием. Если a : b = c : d, то
    • (a + с) : (b + d) = a : b = c : d    (составление пропорции сложением),
    • (a – с) : (b – d) = a : b = c : d    (составление пропорции вычитанием).  

Как из данной пропорции составить три верные пропорции

  • Надо поменять местами: 1) крайние 2) средние 3) одновременно крайние и средние члены пропорции. Например, из верной пропорции 20/5=16/4 получится 3 новые верные пропорции: 1) 4/5=16/20; 2) 20/16=5/4; 3) 4/16 = 5/20

Как найти неизвестный крайний член пропорции

  • Надо произведение средних поделить на известный крайний член пропорции, например: если: х:5=16:4, то х = (5 · 16) : 4, если 20:5=16:х, то х = (16 · 5) : 20 
  • Или еще пример: Необходимо найти неизвестный крайник член AC пропорции:
    • AC : 8 = √2 : 2
    • Решение: AC = 8 · √2 / 2 

Как найти неизвестный средний член пропорции

  • Надо произведение крайних поделить на известный средний член пропорции. Например, если 20:х=16:4, то х = (20 · 4) : 16; если 20:5=х:4, то х = (4 · 20) : 5

Пропорциональными называются две взаимно зависимые величины, если отношение их значений остается неизменным. Значения двух различных величин могут взаимно зависеть друг от друга. Так, площадь квадрата зависит от длины его стороны, и обратно, длина стороны квадрата зависит от его площади.

  • Пример: Масса керосина пропорциональна его объёму: 2 л керосина весят 1,6 кг, 5 л весят 4 кг, 7 л весят 5,6 кг. Отношение массы к объёму всегда будет равно плотности:
    • 1,6 / 2 = 0,8;
    • 4 / 5 = 0,8;
    • 5,6 / 7 = 0,8 и т. д.

Неизменное отношение пропорциональных величин называется коэффициентом пропорциональности.

Коэффициент пропорциональности показывает, сколько единиц одной величины приходится на единицу другой.

Какая зависимость называется прямой пропорциональной

  • Прямой пропорциональная зависимость — такая зависимость, когда с увеличением (или с уменьшением) одной величины в несколько раз вторая увеличивается (или уменьшается) во столько же раз. Например, при постоянной цене стоимость покупки прямо пропорциональна количеству товара: если цена 1 кг сахара равна 20 р., то надо платить за 2 кг — 40 р., за 3 кг — 60 р., и т.д.

Какая зависимость называется обратной пропорциональной

  • Обратной пропорциональная зависимость — такая зависимость, когда с увеличением (или с уменьшением) одной величины в несколько раз вторая уменьшается (или увеличивается) во столько же раз. Например, на имеющиеся 80 р можно купить 4 кг сахара по 20 р. или 2 кг по 40 р., т.е. если цену увеличили в 2 раза, то товара купили в 2 раза меньше на те же 80 р. 

Источники и дополнительная информация:

  • Отношения между числами
  • Математика (детский форум)
  • Пропорция (математика) — Википедия
  • Пропорциональность — Википедия
  • Пропорции
  • Как найти пропорцию
  • Как найти неизвестный член пропорции

Содержание

  1. Что такое пропорция
  2. Что такое пропорция
  3. Основное свойство пропорции
  4. Примеры решения задач с пропорцией
  5. Пропорции
  6. Определение пропорции. Верные и неверные пропорции.
  7. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  8. Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
  9. Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
  10. Оставьте свой комментарий
  11. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  12. Подарочные сертификаты

Что такое пропорция

О чем эта статья:

Что такое пропорция

Пропорция — это равенство двух отношения.

Пропорциональный — это такой, который находится в определенном отношении к какой-либо величине.

Пропорция всегда содержит равные коэффициенты.

Если выразить определение формулой, то выглядеть оно будет так:

  • a : b = c : d

a и d — крайние члены пропорции

Читается это выражение так: a так относится к b, как c относится к d

Например:

Это равенство двух отношений: 15 так относится к 5, как 9 относится к 3.

15 и 3 — крайние члены пропорции.

5 и 9 — средние члены пропорции.

Наглядный пример для понимания:

У нас есть восемь кусочков аппетитной пиццы и, предположим, четыре голодных друга.

  • Запишем эту непростую ситуацию в виде отношения 8 кусочков к 4 голодным друзьям: 8 : 4
  • Далее преобразовываем это отношение в дробь: 8/4
  • Выполняем деление: 8/4 = 2

Это значит, что 8 аппетитных кусочков пиццы будут так относиться к 4 голодным друзьям, что каждому голодающему достанется по 2 кусочка. Прекрасно!

А теперь представим, ситуацию, в которой есть только половина аппетитной пиццы, но при этом и голодных друга — всего два.

Что мы имеем: 4 кусочка и 2 друга, претендующих на них.

  • Запишем в виде отношения: 4 : 2
  • Преобразовываем получившееся отношение в дробь: 4/2
  • Выполняем деление: 4/2 = 2

Это значит, что 4 аппетитных кусочка будут так относиться к 2 голодным друзьям, что каждому из них достанется по 2 кусочка.

Оценив обе ситуации, делаем вывод, что отношение 8/4 пропорционально отношению 4/2. Отношения в пропорции — равные.

Вывод: знание математических пропорций пригодится при заказе пиццы. Быстренько прикидываем отношение количества человек, претендующих на пиццу, и число кусочков — и сразу заказываем побольше пиццы, чтобы никто не остался голодным😉

Основное свойство пропорции

Запомните основное свойство пропорции:

Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов этой пропорции.

В виде формулы свойство выглядит так:

a : b = c : d = a * d = b * c

Мы знаем, что a и d — крайние члены пропорции, b и c — средние.

Это свойство следует применять, чтобы проверить пропорцию. Если все сходится согласно формулировке — пропорция составлена верно, и отношения в пропорции являются равными друг другу.

Давайте проверим несколько пропорций.

Пример 1. Дана пропорция:6/2 = 12/4

  • Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, перемножаем ее крайние члены: 6 * 4 = 24.
  • Далее перемножаем средние члены пропорции: 2 * 12 = 24
  • Произведение крайних членов пропорции равно 24, произведение средних членов пропорции также равно 24.
  • 6 * 4 = 2 * 12
    24 = 24

Делаем вывод, что пропорция 6/2 = 12/4 составлена верно.

Пример 2. Дана пропорция: 10/2 = 16/4

  • Перемножаем крайние члены пропорции: 10 * 4 = 40.
  • Перемножаем средние члены: 16 * 2 = 32.
  • Произведение крайних членов пропорции равно 40. Произведение средних членов пропорции равно 32.
  • 10 * 4 ≠ 16 * 2
    40 ≠ 32

Отсюда делаем вывод, что отношения в пропорции 10/2 ≠ 16/4 не являются равными.

Примеры решения задач с пропорцией

Чтобы потренироваться в составлении пропорций, решим вместе несколько задачек.

Задачка 1. Дана математическая пропорция: 15/3 = x/4

  1. По основному свойству пропорции перемножаем множители:
    15 * 4 = 3x
  2. Получаем уравнение: 60 = 3x
  3. 60/3 = x
    x = 20.

Ответ: в пропорции 15/3 = x/4, x = 20

Задачка 2. Найдите четвертый член пропорции: 18, 9 и 24.

  1. Записываем чиcла в виде дробей: 18/9 = 24/x
    Где x — четвертый член пропорции.
  2. По основному свойству пропорции, перемножаем средние члены: 9 * 24 = 216
  3. Выводим уравнение 18x = 216
  4. Находим x:
    x = 216 : 18
    x = 12
  5. Проверяем: 9 * 24 = 216, 18 * 12 = 216.
    Пропорция составлена верно.

Ответ: четвертый член пропорции — 12.

Задачка 3. 18 человек могут съесть пять килограммов суши за 8 часов, сколько часов понадобится 9 людям?

  1. Записываем числа в виде дроби: 18/9 = x/8
  2. Перемножаем множители по основному свойству пропорции: 18 * 8 = 9x
  3. Находим х:
    144 = 9x
    144 : 9 = 16

Ответ: 16 часов понадобится 9 людям, чтобы съесть все суши.

Задачка 4. Дана пропорция: 20/2 = y/4

  1. По основному свойству пропорции перемножаем множители:
    20 * 4 = 2y
  2. Получаем уравнение: 80 = 2y
  3. Находим у:
    80/2 = y
    x = 40.
  4. Проверяем пропорцию: 20 * 4 = 80, 40 * 2 = 80.

Источник

Пропорции

Цели: Ввести понятие пропорции, ее членов; научить составлять пропорции из отношений; ознакомить с двумя способами проверки верной пропорции; развивать грамотную математическую речь.

Информация для учителя

Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, можно:

1. Вычислить числовое значение каждого отношения, составляющего пропорцию.

2. Если отношения верны, то пропорция составлена верно.

3. Если отношения не равны, то пропорция составлена не верно.

1. Найти произведения крайних членов пропорции.

2. Найти произведение ее средних членов

3. Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна.

I. Организационный момент

1. Найдите: 10% от 500; 40% от 300; 125% от 200; 50% от 620; 250% от 800.

— Как найти процент от числа?

2. Найдите значение выражений: 1/3 + 2/7; 3/8 – 1/3; 4/5 + 2/3; 5/6 – 2/3; 5 – 2/3; 8 – 4/5

III. Работа над задачей

1. Решаем задачу на повторение № 000 (стр.119) (на обратной стороне доски и в тетрадях)

— Решить задачу двумя способами.

— Разобрать только с теми учащимися, которые не понимают, как решать. Они решают только одним способом.

— Зная, что вместо 240 холодильников фактически выпустили 300, что можно знать? (Сколько холодильников выпустили сверх нормы.)

— Зная, сколько холодильников выпустили сверх нормы и зная норму выпуска, что можем узнать? (На сколько процентов увеличилось производство холодильников за смену.)

1) 300 – 240 = 60 (х.) – выпустили сверх нормы.

2) 60 : 240 = 60/240 = 1/4 = 0,25 = 25% — увеличилось производство холодильников за смену.

1) 300/240 = 5/4 = 1,25 = 125% — составляет выпуск холодильников сверх нормы.

В задаче встречается действие деление. Как по другому можно назвать это действие между числами?

Правильно. Так вот мы продолжим изучать отношения …

IV. Сообщение темы урока

— Прочитайте слово: я и о о п п р р ц. Правильно: пропорция. Сегодня на уроке мы познакомимся с пропорциями, узнаем, что они могут быть верными и неверными, научимся составлять верные пропорции.

V. Изучение нового материала

1. Подготовительная работа.

— Придумайте отношение, равное 5.

Записать на доске все ответы.

— Если наши отношения равны 5, я могу составить из них равенства:

100 : 200 = 4: 8 5 : 1 = 500 : 100

100 : 20 = 1/5 : 1/25 50 % 10 = 1/5 : 1/25

— Как по другому записать данное равенство? (Записать частное в виде дроби.)

Определение. Равенство двух отношений называют пропорцией.

2. Работа над новой темой.

а) Запишем пропорцию в буквенном виде: a/b = c/d

Будем считать, что а ≠ 0; b ≠ 0; с ≠ 0; d ≠ 0.

— Читают: отношение a к b равно отношению c к d.

— Или «а так относится к b, как c относится к d».

— Числа a и d называют крайними членами пропорции, а числа b и c — средними членами.

— Назовите крайние и средние члены пропорций.

б) Рассмотрим первую пропорцию: 100 : 200 = 4 : 8.

— Найдите произведение ее крайних и произведение ее средних членов.

— Сравните эти произведения. (Они равны.)

— Проверьте еще две пропорции

— Что интересного заметили?

— Какой вывод можно сделать? (Произведение крайних членов равно произведению средних членов.)

— Я еще добавлю, что это справедливо для пропорции, которая называется верной.

— В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов.

— Сформулируйте обратное утверждение. (Если произведение крайних членов равно произведению средних членов, то пропорция верна.)

— Это свойство называется основным свойством пропорции.

— Запишем это свойство в буквенном виде:

Запись в тетради:

a : b = c : d

a и d – крайние члены

b и c – средние члены

а ≠ 0; b ≠ 0; с ≠ 0; d ≠ 0.

VI. Закрепление изученного материала

а) 5 : 3 = 2 : 1 : 2; 5/3 = 2/1,2; 5/3 = 1 2/3; 2/1,2 = 20/12 = 5/3 = 1 2/3;

б) 0,9 : 1/3 = 45 : 16 2/3; 0,9 : 1/3 = 9·3/10·1 = 2,7; 45 : 16 2/3 = 45·3/50 = 27/10 = 2,7

в) 2/7 : 0,1 = 14 :4,9: 2/7 : 0,1 = 2·10/7·1 = 20/7 = 2 6/7; 14 : 4,9 = 14·10/49 = 140/49 = 2 6/7.

— Какой вывод можно сделать? (Так отношения равны, то пропорции составлены верно.)

— Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, можно вычислить числовое значение каждого отношения.

— Если отношения равны, то пропорция составлена верно.

— Если отношения не равны, то пропорция составлена не верно.

Источник

Определение пропорции. Верные и неверные пропорции.

Тема: Определение пропорции. Верные и неверные пропорции.

Цели: ввести понятие пропорции, научить находить крайние и средние члены пропорции; научить составлять пропорции из отношений: ознакомить с двумя способами проверки верной пропорции; развивать грамотную математическую речь; вычислительные навыки, умение анализировать и делать выводы.

Информация для учащихся

Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, можно:

1. Вычислить числовое значение каждого отношения, составляющего пропорцию.

2. Если отношения равны, то пропорция составлена верно.

3. Если отношения не равны, то пропорция составлена неверно.

2 способ (основан на использовании основного свойства пропорции)

1. Найти произведение крайних членов пропорции.

2. Найти произведение ее средних членов пропорции.

3. Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Познакомить учащихся с результатами самостоятельной работы.

2. Решить задания, где допущено наибольшее количество ошибок.

III. Устный счет

1. Найдите: 10% от 500; 40% от 300; 125% от 200: 50% от 620: 250% от 800.

— Как найти процент от числа?

2. Найдите значение выражений:

3. Сосчитайте количество треугольников на чертеже.

4. На столе горят 7 свечей, 3 свечи потушили. Сколько свечей останется на столе через 5—6 часов? (3.)

5. Сторона квадрата 6 см. На сколько увеличится периметр этого квадрата, если каждая сторона увеличится на 3 см? Что произойдет с площадью квадрата?

IV . Индивидуальная работа

Работу 1-го и 2-го уровня проверяют сильные учащиеся; работу повышенного уровня проверяет учитель.

1 карточка. I уровень

Решите уравнения относительно х:

2 карточка. II уровень

Решите уравнения относительно x :

3 карточка. Повышенный уровень Решите уравнения относительно х:

V. Сообщение темы урока

— Прочитайте слово: я и о о п п р р ц. Правильно: пропорция. Сегодня на уроке мы познакомимся с пропорциями, узнаем, что они могут быть верными и неверными, научимся составлять верные пропорции.

VI. Изучение нового материала

1. Подготовительная работа.

— Придумайте отношение, равное 5.

Записать на доске все ответы.

— Если наши отношения равны 5, я могу составить из них равенства:

— Как по-другому записать данное равенство? (Записать частное в виде дроби.)

Определение. Равенство двух отношений называют пропорцией.

2. Работа над новой темой.

а) Запишем пропорцию в буквенном виде:

Будем считать, что а ≠ 0; b ≠ 0; с ≠ 0; d ≠ 0.

— Читают: отношение а к b равно отношению с к d .

— Или «а так относится к b , как с относится к d ».

— Прочитайте по-разному пропорции, записанные на доске.

— Числа а и d называют крайними членами пропорции, а числа b и с — средними членами.

— Назовите крайние и средние члены пропорций.

б) Рассмотрим первую пропорцию: 100 : 200 = 4:8.

— Найдем произведение ее крайних и произведение ее средних членов.

— Сравните эти произведения. (Они равны.)

— Проверьте еще две пропорции.

— Что интересного заметили?

— Какой вывод можно сделать? (Произведение крайних членов равно произведению средних членов.)

— Я еще добавлю, что это справедливо для пропорции, которая называется верной.

— В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов.

— Сформулируйте обратное утверждение. (Если произведение крайних членов равно произведению средних членов, то пропорция верна.)

— Это свойство называется основным свойством пропорции.

— Запишем это свойство в буквенном виде: а · d = b · с.

Запись в тетради:

a и d — крайние члены

b и с — средние члены

а ≠ 0; b ≠ 0; с ≠ 0; d ≠ 0.

VII. Физкультминутка (слайд шоу )

VIII. Закрепление изученного материала

— Какой вывод можно сделать? (Так как отношения равны, то пропорции составлены верно.)

— Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, можно вычислить числовое значение каждого отношения.

— Если отношения равны, то пропорция составлена верно.

— Если отношения не равны, то пропорция составлена неверно.

IX. Работа над задачей

№ 13 сборник задач(на обратной стороне доски и в тетрадях).

— Решить задачу двумя способами.

— Разобрать только с теми учащимися, которые не понимают, как решать. Они решают только одним способом.

— Зная, что вместо 240 холодильников фактически выпускали 300, что можно узнать? (Сколько холодильников выпускали сверх нормы.)

— Зная, сколько холодильников выпускали сверх норы и зная норму выпуска, что можем узнать? <На сколько процентов увеличилось производство холодильников за смену.)

1) 300 — 240 = 60 (х.) — выпускали сверх нормы.

2) — увеличилось производство холодильников за смену.

1) — составляет выпуск холодильников сверх нормы.

X. Подведение итогов урока

— Что такое пропорция?

— Как называются числа х и у в пропорции х : a = b : у?

— Как называются числа а и b в пропорции х : a = b : у?

— Сформулируйте основное свойство пропорции.

Цвет настроения: оставить на радуге- политре.

Домашнее задание Тестовое задание 1 тема 3

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 287 человек из 69 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 599 человек из 75 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-508892

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема: Определение
пропорции. Верные и неверные пропорции.

 Цели: ввести понятие
пропорции, научить находить крайние и  средние члены пропорции; научить
составлять пропорции из отношений: ознакомить с двумя способами проверки верной
пропорции; развивать грамотную математическую речь; вычислительные навыки,
умение анализировать и делать выводы.

Информация для
учащихся

Чтобы проверить,
верно ли составлена пропорция, можно:

1. Вычислить
числовое значение каждого отношения, составляющего пропорцию.

2. Если
отношения равны, то пропорция составлена верно.

3. Если
отношения не равны, то пропорция составлена неверно.

2 способ
(основан на использовании основного свойства пропорции)

1. Найти
произведение крайних членов пропорции.

2. Найти
произведение ее средних членов пропорции.

3. Если
произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то
пропорция верна.

Ход урока

I.
Организационный момент

II. Актуализация
опорных знаний учащихся

1. Познакомить
учащихся с результатами самостоятельной работы.

2. Решить
задания, где допущено наибольшее количество ошибок.

III. Устный счет

1. Найдите: 10%
от 500; 40% от 300; 125% от 200: 50% от 620: 250% от 800.

—  Как
найти процент от числа?

2. Найдите
значение выражений: http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image931.jpghttp://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image932.jpg

3. Сосчитайте
количество треугольников на чертеже.

http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image933.jpg

4. На столе
горят 7 свечей, 3 свечи потушили. Сколько свечей останется на столе через 5—6
часов? (3.)

5. Сторона
квадрата 6 см. На сколько увеличится периметр этого квадрата, если каждая
сторона увеличится на 3 см? Что произойдет с площадью квадрата?

IV. Индивидуальная
работа

Работу 1-го и
2-го уровня проверяют сильные учащиеся; работу повышенного уровня проверяет
учитель.

1 карточка. I
уровень

Решите уравнения
относительно х:

http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image934.jpg

2
карточка. 
II уровень

Решите уравнения
относительно 
x:

http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image935.jpg

3 карточка.
Повышенный уровень Решите уравнения относительно х:

http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image936.jpg

V. Сообщение
темы урока

— 
Прочитайте слово: я и о о п п р р ц. Правильно: пропорция. Сегодня на уроке мы
познакомимся с пропорциями, узнаем, что они могут быть верными и неверными,
научимся составлять верные пропорции.

VI. Изучение
нового материала

1.
Подготовительная работа.

— 
Придумайте отношение, равное 5.

Записать на
доске все ответы.

—  Если
наши отношения равны 5, я могу составить из них равенства:

http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image937.jpg

— Как по-другому
записать данное равенство? (Записать частное в виде дроби.)

http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image938.jpg

Определение.
Равенство двух отношений называют пропорцией.

2. Работа над
новой темой.

а) Запишем
пропорцию в буквенном виде: http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image939.jpg

а : = с : d

Будем считать,
что а ≠ 0; 
≠ 0; с ≠ 0; ≠ 0.

— Читают:
отношение а к 
b равно отношению с к d.

— Или «а так
относится к 
b, как с относится к d».

— Прочитайте
по-разному пропорции, записанные на доске.

— Числа а
и 
d называют
крайними членами пропорции, а числа 
b и с — средними членами.

— Назовите
крайние и средние члены пропорций.

б) Рассмотрим
первую пропорцию: 100 : 200 = 4:8.

— Найдем
произведение ее крайних и произведение ее средних членов.

— Сравните эти
произведения. (Они равны.)

100 · 8 = 800

200 · 4 = 800

100 · 8 = 200 ·
4

— Проверьте еще
две пропорции.

— Что
интересного заметили?

— Какой вывод
можно сделать? (Произведение крайних членов равно произведению средних членов.)

— Я еще добавлю,
что это справедливо для пропорции, которая называется верной.

— В верной
пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов.

— Сформулируйте
обратное утверждение. (Если произведение крайних членов равно произведению
средних членов, то пропорция верна.)

— Это свойство
называется основным свойством пропорции.

— Запишем это
свойство в буквенном виде: а · 
d = · с.

Запись в
тетради:

http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image940.jpg

крайние члены

http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image941.jpg

средние члены

a и d — крайние члены

b и с — средние
члены

а ≠ 0; ≠ 0; с ≠
0; 
≠ 0.

а · d = · с

VII.
Физкультминутка (слайд шоу )

VIII.
Закрепление изученного материала

.

Решение:

http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image942.jpg

—  Какой
вывод можно сделать? (Так как отношения равны, то пропорции составлены верно.)

— Чтобы
проверить, верно ли составлена пропорция, можно вычислить числовое значение
каждого отношения.

— Если отношения
равны, то пропорция составлена верно.

— Если отношения
не равны, то пропорция составлена неверно.

IX. Работа над
задачей

№  13 сборник
задач(на обратной стороне доски и в тетрадях).

— Решить задачу
двумя способами.

— Разобрать
только с теми учащимися, которые не понимают, как решать. Они решают только
одним способом.

— Зная, что
вместо 240 холодильников фактически выпускали 300, что можно узнать? (Сколько
холодильников выпускали сверх нормы.)

— Зная, сколько
холодильников выпускали сверх норы и зная норму выпуска, что можем узнать? {На
сколько процентов увеличилось производство холодильников за смену.)

Решение:

1  способ

1) 300 — 240 =
60 (х.) – выпускали сверх нормы.

2) http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image943.jpg –
увеличилось производство холодильников за смену.

2 способ

1) http://compendium.su/mathematics/mathematics6/mathematics6.files/image944.jpg —
составляет выпуск холодильников сверх нормы.

2) 125 – 100 =
25%

(Ответ: 25%.)

X. Подведение
итогов урока

— Что такое
пропорция?

— Как называются
числа х и у в пропорции х : 
a = b : у?

— Как называются
числа а и 
b в
пропорции х : 
a = b : у?

— Сформулируйте
основное свойство пропорции.

Цвет настроения:
оставить на радуге- политре.

Домашнее задание
Тестовое задание 1 тема 3



Ученик

(66),
на голосовании



13 лет назад

Голосование за лучший ответ

Андрей Мартин

Мыслитель

(8160)


13 лет назад

Первая пропорция 5:12=7,5:18. Чтобы доказать верность пропорции нужно перемножить крайние члены пропорции (5*18=90) и внутренние члены пропорции (12*7,5=90), если эти произведения равны, то значит пропорция составлена правильно (5*18=12*7,5). ..Во втором варианте пропорция будет такой 1/12 : 4/9 = 1/4 : 1_1/3. Если перемножить крайние и внутренние члены пропорции, то аналогично доказывается правильнось составления пропорции.

Чтобы узнать название темы урока, обратите внимание на картинку.

Попробуйте отгадать ребус.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

На этом уроке вы узнаете, что называют пропорцией, выведете основное свойство пропорции и с помощью него научитесь решать задачи и уравнения.

Слово «пропорция» (proportio) в переводе с латинского – соразмерность, отношение частей (соотношение).

В IV веке до н.э. древнегреческий математик Евдокс Книдский дал определение пропорции, состоящей из величин любой природы, а не только из натуральных величин.

Пропорции применяли с древности при решении различных задач.

Древние греки использовали пропорцию и ее свойство для строительства сооружений, при создании произведений искусства (скульптуры, статуи), в ремесленническом деле и др.

Соблюдение пропорций, определенных соотношений, активно используется и в настоящее время в архитектуре, искусстве, музыке, при решении физических задач.

В географии и моделировании пропорциональные зависимости применяют при создании уменьшенной копии реального объекта.

В швейных технологиях – для изменения размеров выкройки изделия до нужного размера.

В химии для проведения успешной реакции рассчитывают пропорциональное отношение химических веществ.

В медицине и фармацевтике используют пропорции при изготовлении лекарственных препаратов.

В кулинарии, например, с помощью пропорции можно рассчитать рецепт одного и того же блюда для разного количества гостей.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Разберем, что же такое пропорция в математическом понимании.

Возьмем два отношения: (mathbf{frac{36}{9}}) и (mathbf{frac{12}{3}}) и эти отношения равны, так как (mathbf{36div9=4}) и (mathbf{12div3=4}), значит (mathbf{frac{36}{9}= frac{12}{3}})

Равенство двух отношений называют пропорцией.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

С помощью букв запишем пропорцию из двух отношений так: (mathbf{adiv b= cdiv d }) или (mathbf{frac{a}{b}= frac{c}{d}}).

Эту математическую запись читают так: «Отношение a к b равно отношению c к d» или «a так относится к b, как c относится к d».

Все члены пропорции не равны нулю: (mathbf{aneq 0, bneq 0, cneq 0, dneq 0}).

Если внимательно посмотреть на пропорцию (mathbf{{a}div{b}= {c}div{d}}), то можно заметить будто величины a и d стоят по краям равенства, а величины b и c в середине пропорции, в связи с этим легко запомнить, что:

Числа a и d называют крайними членами пропорции.

Числа b и c называют средними членами пропорции.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Теория отношений и пропорции изложена в «Началах» древнегреческого математика Эвклида (3 век до н.э.), в этом же труде было подробно описано и доказано основное свойство пропорции.

Давайте рассмотрим, какими же свойствами обладает пропорция и каким правилам подчиняется.

Пропорция, в которой произведение крайних членов равно произведению средних членов, является верной пропорцией.

Обратное утверждение так же является истинным.

Если произведение крайних членов равно произведению средних членов, то пропорция верна.

Данное свойство пропорции – это основное свойство пропорции.

Найдем произведение крайних членов пропорции (mathbf{adiv b= cdiv d }) и произведение средних членов этой пропорции, получим: (mathbf{acdot d= ccdot b }).

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Пример

Дана пропорция (mathbf{frac{3}{5}= frac{6}{10}}), где числа 3, 10 – это крайние члены этой пропорции, 5, – это средние члены пропорции.

По основному свойству пропорции

(mathbf{3cdot 10= 5cdot 6 = 30 }), значит пропорция (mathbf{frac{3}{5}= frac{6}{10}}) верная.

Если в верной пропорции поменять местами средние члены или крайние члены, то получатся новые верные пропорции.

Дополнительный материал

Пропорция обладает рядом других интересных свойств.

Так как члены пропорции отличны от нуля, то справедливо следующее: если в пропорции перевернуть отношения, то в результате получится тоже верная пропорция.

(mathbf{frac{a}{b}= frac{c}{d}})перевернем отношения и получим (mathbf{frac{b}{a}= frac{d}{c}})

Пример

(mathbf{frac{12}{2}= frac{6}{1}})  перевернем отношения и получим (mathbf{frac{2}{12}= frac{1}{6}})  , проверим полученное равенство.

По основному свойству пропорции (mathbf{2cdot 6= 12cdot 1 = 12 })

Новая пропорция (mathbf{frac{2}{12}= frac{1}{6}}) является верной.

При решении задач иногда используют правило увеличения и уменьшения пропорции.

Если есть пропорция (mathbf{frac{a}{b}= frac{c}{d}}), то равенство сохранится в следующих случаях:

Увеличение пропорции: (mathbf{frac{a + b}{b}= frac{c + d}{d}}),

Уменьшение пропорции: (mathbf{frac{a – b}{b}= frac{c – d}{d}}).

Пропорция обладает еще одним свойством: нахождение пропорции сложением или вычитанием членов пропорции.

Если есть пропорция (mathbf{frac{a}{b}= frac{c}{d}}), то справедливо

составление пропорции сложением (mathbf{frac{a + c}{b + d}= frac{a}{b} = frac{c}{d}})

составление пропорции вычитанием (mathbf{frac{a – c}{b – d}= frac{a}{b} = frac{c}{d}})

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Применяя основное свойство пропорции, можно найти неизвестный член этой пропорции.

Решить пропорцию – это значит найти средний или крайний член пропорции.

Для решения пропорции с неизвестным крайним членом, при условии, что все остальные члены пропорции определены, необходимо умножить средние члены пропорции и полученный результат разделить на известный крайний член пропорции.

Пример 1

(mathbf{frac{a}{2}= frac{6}{1}})

решите пропорцию, найдя значение крайнего члена пропорции (a).

(mathbf{a = frac{2 cdot 6}{1}= 12})

Подставьте значение крайнего члена (а) в пропорцию

(mathbf{frac{12}{2} = frac{6}{1}= 6}) получили верную пропорцию.

Для решения пропорции с неизвестным средним членом, при условии, что все остальные члены пропорции определены, необходимо умножить крайние члены пропорции и полученный результат разделить на известный средний член пропорции.

Пример 2

(mathbf{frac{12}{b}= frac{6}{1}}) решим пропорцию, найдем значение среднего члена пропорции (b)

(mathbf{b = frac{12 cdot 1}{6}= 2})

Подставим значение среднего члена (b) в пропорцию

(mathbf{frac{12}{2} = frac{6}{1}= 6})  получили верную пропорцию.

Часто для решения пропорции используют способ «крест-накрест».

Чтобы вычислить неизвестный член пропорции, нужно перемножить известные члены пропорции, находящиеся на диагональной линии, а затем разделить результат на оставшееся известное число, находящееся на диагональной линии с неизвестным членом пропорции.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Пример 3

(mathbf{frac{8}{2}= frac{x}{8}}) , где x– неизвестный член пропорции,

(mathbf{8 cdot 8 = 64}) перемножили известные значения членов пропорции, находящиеся по диагонали в этой пропорции.

Полученный результат делим на известный член, находящийся по диагонали с неизвестным.

(mathbf{x = 64 div 2 = 32})

Получили пропорцию (mathbf{frac{8}{2} = frac{32}{8}= 4}), пропорция верна

К решению пропорции сводятся многие математические задачи и уравнения.

Рассмотрим некоторые из них.

Задача 1

Решите уравнение (mathbf{frac{y}{1,5}= frac{4}{3}})

Решение:

Найдем неизвестный член пропорции y, применив основное свойство пропорции.

Составим уравнение и решим его

(mathbf{3 cdot y = 1,5 cdot 4})

(mathbf{y = frac{1,5 cdot 4}{3}})

(mathbf{y = frac{6}{3}})

(mathbf{y = 2})

Ответ: (mathbf{y = 2})

Задача 2

На товар была сделана скидка 150 рублей, что составляет 15% от первоначальной цены товара.

Чему равна первоначальная цена товара?

Решение:

В задачах на проценты целое принимают за 100% или 1.

Неизвестную величину обозначают буквой (чаще всего x или y).

Величины в задаче должны быть приведены в одинаковые единицы измерения.

Модель решения задач с процентами при помощи пропорции можно представить в виде таблицы:

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Или с помощью логической схемы

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

В результате пропорция получается такого вида:

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Исходя из вышеизложенного, решение задачи будет выглядеть так:

Пусть x (рублей) – первоначальная цена товара, она составляет 100%.

Часть от целого (первоначальной цены) = 15%

Составим условную запись задачи:

x (руб.) – 100%

150 (руб.) – 15%

Составим пропорцию:(mathbf{frac{x}{150}= frac{100}{15}})

По основному свойству пропорции решим уравнение.

(mathbf{x = frac{150 cdot 100}{15}})

(mathbf{x = 1000 (руб.)}) первоначальная цена товара.

Ответ: (mathbf{x = 1000 (руб.)})

Задача 3

За 5 кг Муки заплатили 195 рублей. Какова стоимость 3 кг этой муки?

Решение:

Пусть x (рублей)- стоимость 3 кг муки.

Составим условную запись задачи.

5 (кг)- 195 (руб)

3 (кг)- (руб)

Составим пропорцию: (mathbf{frac{5}{3}= frac{195}{x}})

По основному свойству пропорции решим уравнение:

(mathbf{x = frac{3 cdot 195}{5}})

(mathbf{x = 117 (руб.)})  стоят 3 кг муки.

Ответ: (mathbf{x = 117 (руб)})

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Добавить комментарий