Урок
– викторина
по
истории Древнего мира для учащихся 5 класса
Тип урока: урок
повторения и систематизирования знаний.
Форма
проведения:
урок – викторина
Задачи
урока:
Ø повторить в
игровой форме, ранее изученный материал;
Ø
закрепить
знания учащихся по истории древнего мира;
Ø
развить
у учащихся интерес к истории, к античной культуре;
Ø
создать
условия для проявления творческих возможностей учащихся и умения работать в
группе;
Ø
развить
у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.
Структура
урока:
1. Оргмомент
2. Приветствие
команд
3. Разминка
4. Историческое
ассорти
5. Назови
страну
6. Физкультминутка
7. Разгадай
ребус
8. Конкурс
капитанов
9. Подведение
итогов урока и награждение команд
- Приветствие
команд
Команды поочередно
встают, называют название, озвучивают девиз.
- Разминка
1 |
2 |
1. Забальзамированное 2. Строительный 3. Значки 4. Богатые, 5. Знатные 6. Древнеегипетская 7. Группы 8. Небольшое 9. Рабы, 10. Переселенцы 11. Столетие 12. Должностное 13. 14. Рабы 15.Приспособление |
1. Передача имущества 2. Наука, 3. Знатный 4. Правила, 5. Значки для 6. Первый 7. Поселение, 8. Царь 9. Власть народа 10. Плата 11. Вера людей в 12. 13. Материал для 14. Книга в виде 15. Хранилище |
- Историческое
ассорти
Состоит из
нескольких мини – заданий. В каждом задании участвует по 2 человека от команды.
За правильный ответ присуждается 1 балл. На вопросы, оставшиеся без ответа могут
отвечать зрители, получая за каждый правильный ответ жетон. Начинает команда, набравшая
в разминке меньшее количество баллов.
Задание
1.
Участники по
очереди называют имена богов и богинь, выигрывает команда, которая последней
назвала имя.
Задание 2.
Участникам предлагается выбрать номер от 1
до 8, каждому номеру соответствует вопрос. Каждой команде достается по 4
вопроса:
1.
В
какой стране были изобретены бумага и бумажные деньги?
/Индия, Китай, Вавилон, Египет/ (КИТАЙ)
2. Алфавит – это тоже изобретение
человечества. Первый в мире алфавит состоял из 22 согласных букв, напоминавших
изображение предметов, названия которых начинались с этих букв. В какой стране
возник этот алфавит?
/Египет, Древний Вавилон, Финикия, Греция/ (ФИНИКИЯ)
3. В одной из стран в период древнего мира были созданы цифры. Европейцы
называли их арабскими, так как узнали их от арабов. Но сами цифры возникли в
другой стране. Где возникли арабские цифры?
/Индия, Рим, Греция/ (ИНДИЯ)
4. В Древней Индии существовала игра, которая называлась “четыре рода
войск”. Как сейчас называется эта знаменитая игра? (ШАХМАТЫ)
5. Система шадуфов для подъема воды при поливе посевов была создана в Вавилоне,
Индии или Египте? (ЕГИПЕТ)
6. Как называется река одной из восточных стран, которую местное население
называло “блуждающей рекой” или “рекой тысячи бедствий”?
/Нил, Ганг, Хуанхе/ (ХУАНХЕ)
7. Что в Древней Египте называли “домами вечности”, “вечными
жилищами”? /Дворцы, гробницы, храмы/ (ГРОБНИЦЫ)
8. Название древнейшего народа, обитавшего в Междуречье? (Шумеры)
Задание
3
Участникам нужно отгадать по 3 загадки :
Он был царем. Потом завоевал Египет И стал хозяином корон Повелевать стал всеми (Фараон) |
Не один год, не один раб Ее строили за просто так Чтобы фараон спокойно Мог в загробном мире жить (Пирамида) |
Судьба его закинула надолго, далеко От сына и жены прекрасной Домой он торопился все быстрей, Царь Аттики, прекрасный… (Одиссей) |
Царь в Вавилонии когда-то был, Могущественным, знаменитым слыл От рабства подданных он защитил Законы царские он учредил. (Хаммурапи) |
Спешат все афиняне спозаранку Занять места получше, Чтоб ничего не пропустить, Что будут все актеры делать В честь бога Диониса, И толпу развеселить. Поспеши быстрее ты назвать Зрелище, которое есть и сейчас. (Театр) |
Как называли власть такую, Когда народ на должность избирал А тот, кого он выбирал перед людьми ответ держал? (Демократия) |
4. Назови
страну
Командам раздаются карточки с буквами А, В,С. Ведущий задает вопрос и 3
варианта ответа. Команды должны поднять карточку с правильным, по их мнению,
вариантом ответа. Засчитывается правильный ответ той команды, которая подняла
карточку первой. За правильный ответ присуждается 2 балла. На вопросы,
оставшиеся без ответа могут отвечать зрители, получая за каждый правильный
ответ жетон. Начинает команда, набравшая в предыдущем конкурсе меньшее
количество баллов. Жюри наблюдает за быстротой ответа.
1. Страна, которая
расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города
Библ, Тир, Сидон.
А.
Индия В. Египет С. Финикия
2. Страна, которая
расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют
«река тысячи бед»
А.
Египет В. Двуречье С. Китай
3. Страна, которая
расположена на берегах Нила от первого порога до средиземного моря.
А. Финикия В. Египет С. Индия
4. Страна, которая
расположена между двумя большими реками Ефрат и Тигр.
А. Двуречье В. Индия С. Финикия
5. Страна, которая
расположена на юге Азии. С севера ее границей служат Гималаи.
А. Китай В. Индия С. Двуречье
7. Конкурс
капитанов
Капитаны
должны назвать главное слово, предварительно отгадав 4 вопроса. Первая буква
каждого отгаданного слова ставится в соответствующую клеточку. За все 4 – 4
балла, за 3 – 3 балла, за 2 – 2 балла, за 1 – 1 балл. В случае, если главное
слово капитан назовет, минуя один из вопросов, он получает + 2 балла.
I капитан:
1. « Желтая река»,
одна из двух великих рек в Китае? Хуанхэ
2.
Пленник, человек без прав и свобод? Раб
3.
Столица Греции? Афины
4.
Рассказы о богах и героях? Мифы
II капитан:
1.
Приносимый в дар божеству предмет или живое существо? Жертва
2.
Легендарный основатель Рима? Ромул
3.
В древности эта страна называлась Та-Кемет. Как мы называем ее теперь? Египет
4.Он
умел делать сразу несколько дел, и среди его убийц был приемный сын?
Цезарь
8.
Подведение итогов урока и награждение команд
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 5 классе
по теме:
Методическое обеспечение.
-
карта “Древний Восток”,
-
иллюстрации к турам игры,
-
набор картин “Древний Восток”,
Цели
Образовательная. Проверить у учащихся знание исторических фактов, имен по истории Древнего Востока.
Развивающая. Формирование умений работать с историческими источниками и картами. Развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ на основе источников.
Воспитательная. Укреплять дружбу и взаимопомощь ребят на основе общего дела и сопереживания за свою команду; способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Сценарий мероприятия
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.
-
Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.
-
Представление членов жюри
-
Конкурсы
ПРАВИЛА ИГРЫ
-
Отвечать на вопросы конкурсов команды будут по очереди.
-
Если команда дает неполный ответ или затрудняется с ответом, опрашивается другая команда. Если команды не справляются с ответом, на вопрос тура отвечают болельщики. Баллы, набранные болельщиками в конце игры причисляются к баллам команды, которую они поддерживают.
-
В случае нарушения дисциплины членами команд у команды вычитается 2 балла.
-
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
I тур
ВИКТОРИНА
-
Какой напиток называют «китайским лекарством»? (чай)
-
Какую страну древние греки образно называли «даром Нила»? (Египет)
-
Какие книги не сгорают? (Глиняные)
-
В какой стране в древности была воздвигнута сохранившаяся и до настоящего времени стена, прозванная «Стена десяти тысяч ли»? (в Китае)
-
Какой дикий зверь является источником жизни для людей государств Передней Азии? (Река Тигр в Двуречье)
-
Что называли «священным письмом египтян»? (Иероглифы)
-
Какая страна является родиной шахмат? (Индия)
-
Кого египтяне называли «языком фараонов»? (Писцов)
II.
«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
В «Черном ящике» находится предмет, который учащиеся должны отгадать по предложенным учителем определениям.
– Прозрачное вещество, получаемое путем плавления кварцевого песка.
– Впервые произведено древними финикийцами.
– Изделия, произведенные из него, являются необходимыми в хозяйстве (Стекло)
III.
«ЧТО ЭТО?»
Команды получают конверты с предметами и отвечают на вопросы, связанные с содержанием конвертов.
Где впервые стали производить этот предмет?
(пурпурная ткань- Финикия),
(сахар- Индия)
IV.
«ЗАМЕНИ ВЫРАЖЕНИЕ»
На столах лежат карточки со словами. Учитель дает определение, учащиеся должны выбрать и поднять нужное слово
– Повелитель Египта (фараон)
– Статуя, изображающая льва с головой человека. (Сфинкс)
– «Жилище богов» (Храм)
– Большое и могущественное государство. (Держава)
– Древние народные сказания о богах, легендарных героях, о происхождении явлений природы. (Мифы)
– Сбор в пользу государства (Налог)
– Знак на теле раба (Клеймо)
– Служители бога (Жрецы)
V.
«ОТГАДАЙ ШАРАДЫ»
Учитель: Шарада – загадка; загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
1.Первая часть слова – название реки в Южной Азии (Инд)
Вторая часть слова – соединительный союз (и)
Третья – самая хвастливая буква алфавита (я)
Целое слово – страна в Южной Азии (на полуострове Индостан) (Индия)
2.Первая часть слова – заостренный с одной стороны кусок дерева, железа (Клин)
Вторая – список учитываемых предметов (Опись)
Целое слово – письмена из черточек в форме клиньев, употреблявшиеся некоторыми древними народами Востока (Клинопись)
3.Первая часть слова – характерное среди современной молодежи сокращенное произношение слова «папа» (Па)
Вторая часть слова – устаревшее название большого званого обеда, угощения (Пир)
Третья часть слова – волосы над верхней губой у мужчин (Ус)
Целое слово означает: 1) травянистое тропическое растение 2) материал для письма, выработанный из этого растения у некоторых древних народов (Папирус)
VI.
«РЕСТАВРАЦИЯ»
Учитель: Представьте, что во время путешествия вы обнаружили древние свитки, местами почерневшие от времени; чернила во многих местах размылись или выцвели. Какую же тайну хранят эти свитки? Об этом вы можете узнать, разгадав (восстановив) содержание текста.
Каждая команда получает текст с описанием истории, культуры, хозяйственной или политической деятельности, природы любой изученной страны Древнего Востока.
Слова, которые должны вставить ученики вместо пропусков: восточном, Средиземного, Финикия, нет, оливковые, оливок, строительным, Библ, Сидон, Тир, колонии.
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ
Учитель: Пока команды восстанавливают текст, проверим, хорошо ли знают наши болельщики географию стран Древнего Востока.
1.На этом полуострове находится государство Индия (Индостан)
2. Эту страну в древности жители Африки называли Черной землей (Египет)
3. Жители этой страны были первыми основателями колоний в Средиземноморье. (Финикия)
4. Эта страна располагалась на севере древнего Междуречья (Ассирия)
5. На этой земле возникло древнее еврейское государство – Израильское царство (Палестина)
6. В какой из стран Востока возведены самые длинные стены (Китай)
7. В этой стране до недавнего времени существовало деление общества на касты (Индия)
8. Эти две реки берут начало в горах Тибета (Янцзы и Хуанхэ)
9. Столицу этой страны в древности называли логовищем львов и Городом Крови (Ниневия, столица Ассирии)
10. Эти две реки берут начало в Гималайских горах (Инд и Ганг)
VII.
«РАЗГАДАЙ КРОССВОРД»
По горизонтали:
1.Правитель Израильского царства в Х в. (Давид)
2.Древнеегипетский злой бог-суховей (Сет)
3. Краска для тканей, добываемая финикийцами из морских раковин (Пурпур)
4. Знатные люди, царские советники, военачальники (Вельможи)
5. Самые высокие горы в мире (Гималаи)
6. Еврейский бог (Яхве)
7. Подневольный человек (Раб)
По вертикали:
1.Большое и могущественное государство. (Держава)
VIII. «ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»
IX
«ЮНЫЕ КАРТОГРАФЫ»
(Работа по контурным картам, умение правильно наносить на карту реки и указывать страну)
Задание:
а) Нанести реки на обозначенную территорию и написать название страны государства.
ОТВЕТ: Египет (река Нил), Междуречье (Ефрат, Тигр), Индия (Ганг, Инд), Китай (Хуанхе, Янцзы).
X
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗООПАРК»
(Знание животных, живших в странах Древнего Востока)
Задание: Помогите вернуть животных в свою страну.
(из разных стран зоопарка сбежали звери)
ОТВЕТ:
Древний Египет – кошка, корова, крокодил, лев, змея, лягушка, ласточка, сокол.
Междуречье – лев, бык, змея, орёл, осёл.
Индия – корова, слон, лев, обезьяна, медведь, змея, ястреб.
Китай – лошади, собаки, бараны, быки.
Рефлексия
Ребята, скажите, что изображено на доске? Совершенно верно, пирамида. Но это необычная пирамида – это пирамида знаний. Вам необходимо поместить человечков на разные ярусы пирамиды.
Если вам все понравилось и не вызвало у вас никаких затруднений, то возьмите красного человечка и поместите его на верхний ярус
Если мероприятие вам в целом понравилось, но были трудности, то возьмите синего человечка и поместите его на средний ярус
Если вам игра не понравилась и вы ничего не поняли, то возьмите зеленого человечка и поместите его на нижний ярус
Список использованной литературы:
-
«Сто игр по истории», Кулагина Г.А., М., «Просвещение», 1983 г.
-
Учебник по истории Древнего мира 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М., «Просвещение».
-
Методическое пособие по истории Древнего мира, О.В. Арасланова, К.А. Соловьев, М., «Вако», 2007 г.
-
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира – выпуск 1, Г.И. Годер, М., «Просвещение», 2003 г.
-
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира – выпуск 2, Г.И. Годер, М., «Просвещение», 2003 г.
Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда
– это ответы на вопросы по истории Древнего мира
и Средних веков, по истории России, по истории
культуры и науки.
Участвуют в викторине все классы: от каждого
класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6).
В конце каждого этапа команда, набравшая меньше
всего баллов, выбывает. В 4 раунде оставшиеся
команды отвечают на 3 вопроса. Выигрывает
команда, ответившая на все вопросы (или
большинство вопросов).
1 раунд История |
||
1 | Столица Древнего Египта | а) Вавилон б) Мемфис в) Каир |
2 | Как называются гробницы фараонов Древнего Египта |
а) храмы б) пирамиды в) катакомбы |
3 | Кому принадлежала верховная власть в Древнем Египте |
а) фараону б) вельможам в) жрецам |
4 | Какому фараону была построена самая большая пирамида |
а) Хеопсу б) Хефрену в) Джосеру |
5 | Как называли бога Солнца – самого могущественного бога Древнего Египта |
а) Осирис б) Амон-Ра в) Анубис |
6 | Как звали жену фараона Эхнатона, скульптура которой до сих пор является символом красоты, гармонии и естественности |
а) Хатшепсут б) Нефертити в) Клеопатра |
7 | Какой древнегреческий историк назвал Египет «дар Нила» |
а) Аристотель б) Тацит в) Геродот |
8 | Какому богу были посвящены Олимпийские игры в Древней Греции: |
а) Зевсу б) Аполлону в) Посейдону |
9 | У какого бога древние греки просили успешного плавания кораблю: |
а) Зевса б) Аполлона в) Посейдона |
10 | Рождение греческого театра связано с праздниками в честь бога: |
а) Зевса б) Посейдона в) Диониса |
11 | Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» был древнегреческий поэт: |
а) Эсхил б) Гомер в) Аристофан |
12 | Какой знаменитый храм греческого архитектора находится на вершине афинского Акрополя: |
а) зиккурат б) Парфенон в) Пантеон |
13 | По легенде, братьев Ромула и Рема – основателей Древнего Рима, выкормила: |
а) лиса б) волчица в) медведица |
14 | Древний Рим располагался: | а) на Пиренейском полуострове б) на Балканском полуострове в) на Апеннинском полуострове |
15 | Как называется огромный амфитеатр Рима, где сражались гладиаторы и в котором могло находиться до 50 тысяч зрителей: |
а) Колизей б) Пантеон в) Форум |
16 | В честь военных побед полководцев в Древнем Риме воздвигали: |
а) храмы б) обелиски в) триумфальные арки |
17 | Как назывался народ, издавна населявший Англию: |
а) бритты б) англы в) норманны |
18 | К какой королевской династии принадлежал Карл Великий: |
а) Меровинги б) Каролинги в) Бурбоны |
19 | Кого в средние века называли рыцарем: | а) королевских приближённых б) крупных феодалов в) владельцев поместий, нёсших военную службу |
20 | Как в средние века называлось земельное владение, за которое несли военную службу: |
а) оброк б) феод в) титул |
21 | В каких произведениях описывались приключения Робина Гуда: |
а) романы б) баллады в) летописи |
22 | Огромная держава монголов была создана: | а) Батыем б) Тамерланом в) Чингизханом |
23 | От какой империи Россия унаследовала двуглавого орла на гербе: |
а) Китайской б) Османской в) Византийской |
2 раунд История |
||
1 | Почему Великий князь Владимирский Всеволод Большое гнездо получил такое прозвище: |
а) имел много братьев и сестёр б) имел много детей в) имел много резиденций |
2 | Когда Москва впервые упомянута в летописи: |
а) в 988 г. б) в 1147 г. в) в 1223 г. |
3 | Перед началом какой знаменитой битвы произошёл поединок Пересвета с Челубеем: |
а) перед Куликовской битвой б) перед битвой на Чудском озере в) при стоянии на реке Угре |
4 | Кто был первым русским царём | а) Иван Калита б) Иван IV Грозный в) Пётр I |
5 | В каком древнем русском городе были найдены берестяные грамоты |
а) в Киеве б) в Нижнем Новгороде в) в Новгороде Великом |
6 | Столицей России в XVII веке был город: |
а) Санкт-Петербург б) Ярославль в) Москва |
7 | Первым русским царём из династии Романовых стал: |
а) Алексей Михайлович б) Пётр Алексеевич в) Михаил Фёдорович |
8 | Кто был первым русским императором: | а) Пётр I б) Павел I в) Александр I |
9 | В каком веке Россия стала империей: | а) в XVII веке б) в XVIII веке в) в XIX веке |
10 | Как назывался первый русский орден, учреждённый Петром I в 1698 году: |
а) орден Андрея Первозванного б) орден Александра Невского в) орден Святого Георгия |
11 | Какая война первой в истории России была названа войной Отечественной: |
а) Отечественная война 1941-1945 годов б) Северная война 1700-1721 годов в) Отечественная война 1812 года |
12 | Какой титул получил Наполеон в 1804 году: | а) король б) император в) царь |
13 | Где Кутузов предполагал дать генеральное сражение в ходе Отечественной войны 1812 года: |
а) под Тарутином б) под Бородином в) под Вязьмой |
14 | Какое решение принимает Кутузов после Бородинского сражения: |
а) оборонять Москву б) совершить манёвр с армией на юг в) сдать Москву |
15 | Переправа через какую реку станет последней битвой Наполеона на территории России в 1812 году: |
а) Неман б) Днепр в) Березина |
16 | В начале царствования какого императора произошло восстание декабристов: |
а) Павла I б) Александра I в) Николая I |
17 | Какой император отменил в 1861 году в России крепостное право: |
а) Николай I б) Александр II в) Павел I |
18 | При императоре Александре II срок службы солдата в русской армии уменьшился на 19 лет и составил 72 месяца. Сколько лет служили в российской армии до этого: |
а) 25 лет б) 20 лет в) 10 лет |
19 | В каком году в России произошли 2 революции: |
а) 1905 г. б) 1914 г. в) 1917 г. |
20 | Кто во время Гражданской войны был создателем и командующим легендарной Конной армии: |
а) Семён Будённый б) Клим Ворошилов в) Михаил Фрунзе |
21 | В честь какого полководца немецкие захватчики назвали план нападения на СССР в 1941 году: |
а) Тамерлана б) Барбароссы в) Наполеона |
22 | Какой вид оружия в годы Великой Отечественной войны назвали «катюшами»: |
а) подводные лодки б) ракетные установки в) автоматы |
23 | Советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны получил название КВ. Как расшифровывается эта аббревиатура: |
а) Красный воин б) Клим Ворошилов в) Командующий войсками |
24 | Какой город выдержал во время Великой Отечественной войны 900-дневную осаду немецких войск: |
а) Севастополь б) Киев в) Ленинград |
25 | Какое название получил период напряжённых отношений между СССР и странами НАТО: |
а) «Ледниковый период» б) «Холодная война» в) «Заморозки» |
26 | Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами России: |
а) Министр обороны б) Президент России в) Председатель правительства |
27 | За что вручали самую известную медаль Великой Отечественной войны: |
а) За храбрость б) За мужество в) За отвагу |
28 | Кто из российских императоров был гроссмейстером Ордена мальтийских рыцарей: |
а) Пётр I б) Павел I в) Александр I |
29 | Крест какого цвета изображён на белом полотнище Андреевского флага: |
а) зелёного б) голубого в) красного |
30 | Где Владимир Ильич Ульянов (Ленин) был изображён без усов, без бороды и с курчавой головой: |
а) на значке пионера б) на значке октябрёнка в) на комсомольском значке |
31 | Кто во время Великой Отечественной войны зачитывал сообщения «от Советского Информбюро»: |
а) Г.Синявский б) Б.Левитан в) И.Кириллов |
3 раунд История |
||
1 | В каком городе находится старейший из ныне существующих в России театров: |
а) в Москве б) в Нижнем Новгороде в) в Ярославле |
2 | Назовите художника, который нарисовал эти картины на исторические темы («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»): |
а) Карл Брюллов б) Валентин Серов в) Василий Суриков |
3 | Этот иконописец написал знаменитую икону «Троица»: |
а) Андрей Рублёв б) Феофан Грек в) Даниил Чёрный |
4 | У какого московского театра стоит памятник великому русскому драматургу А.Н.Островскому: |
а) у Большого театра б) у Малого театра в) у тетра на Таганке |
5 | Первым советским космонавтом был: | а) Г.Титов б) В.Терешкова в) Ю.Гагарин |
6 | Где проходят подготовку к полётам российские космонавты: |
а) в Солнечном городке б) в Звёздном городке в) в Космическом городке |
7 | На какой Кремлёвской башне находятся часы-куранты: |
а) на Спасской башне б) на Боровицкой башне в) на Троицкой башне |
8 | В каком городе в 1862 году был открыт памятник «Тысячелетие России»: |
а) Москва б) Санкт-Петербург в) Новгород Великий |
9 | На какой из этих картин Третьяковской галереи нет изображения лошадей: |
а) «Богатыри» В.Васнецова б) «Всадница» К.Брюллова в) «Тройка» В.Перова |
10 | В начале 1930-х годов с подмосковных аэродромов поднимались бомбардировщики и сбрасывали на полигон бомбы. Глубина воронок тщательно измерялась. Какой параметр будущего строительства вычисляли таким образом: |
а) строительство высотных зданий б) строительство метро в) строительство канала Волга–Москва |
11 | Как назывался первый русский аэродром: | а) Марсово поле б) Куликово поле в) Ходынское поле |
12 | Какой из этих российских императоров не носил ни усов, ни бороды: |
а) Пётр I б) Александр I в) Николай II |
13 | Накануне какой войны был написан марш: «Прощание славянки» |
а) Крымской б) Первой мировой в) Второй мировой |
14 | Какой день в Древней Руси называли «неделя»: |
а) суббота б) воскресенье в) понедельник |
15 | Какой скульптор является автором четырёх конных групп на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге: |
а) В.Мухина б) И.Мартос в) П.Клодт |
16 | Какую игру великий русский полководец А.В.Суворов утвердил как часть программы военной подготовки: |
а) шашки б) городки в) прятки |
17 | Для чего в Древней Руси «точили лясы»: | а) для перил б) для полов в) для колёс |
18 | Сколько корон изображено на гербе России: |
а) одна б) две в) три |
19 | Как называется картина Фёдора Решетникова: |
а) «Ура, пятёрка!» б) «Опять двойка» в) «Тройка» |
20 | Как до 1968 года назывался Звёздный городок: |
а) Космический б) Солнечный в) Зелёный |
21 | Какой певец стал первым народным артистом России: |
а) И.Козловский б) С.Лемешев в) Ф.Шаляпин |
22 | Что такое «арабеска» в средневековой культуре |
а) роспись по сырой штукатурке б) изображение святых на деревянных досках в) сложный узор, созданный на основе математического расчёта |
23 | Какое слово в Древней Руси служило синонимом слова «красота» |
а) лепта б) лепота в) лепнина |
24 | Своё государство жители Китая называли: | а) Непобедимая империя б) Благородная империя в) Поднебесная империя |
4 раунд Ответы |
||
1 | Назовите первую женщину – Президента Академии наук: |
Ответ: Княгиня Екатерина Романовна Дашкова. |
2 | В США самым знаменитым оператором-любителем считают Абрахама Запрудера. А какой эпизод ему удалось снять в 1963 году? |
Ответ: На своей любительской кинокамере он запечатлел момент убийства президента США Джона Кеннеди. |
3 | О каком русском историке идёт речь: «Учился в духовной семинарии. Шесть лет работал над диссертацией «Жития святых». Читал лекции студентам в 4-х учебных заведениях Москвы. Преподавал историю сыну Александра III. Оставил «Курс русской истории» и много афоризмов, например: «История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание урока». |
Ответ: Василий Осипович Ключевский. |
Викторина по истории Древнего мира
Тип урока: урок повторения и систематизирования знаний.
Форма проведения: урок – викторина
Задачи урока:
- повторить в игровой форме, ранее изученный материал;
- закрепить знания учащихся по истории древнего мира;
- развить у учащихся интерес к истории, к античной культуре;
- создать условия для проявления творческих возможностей учащихся и умения работать в группе;
- развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.
Ход урока:
В игре – викторине принимают участие учащиеся 5 класса. До начала викторины учащиеся выбирают участников, делятся на 2 команды по 7-8 человек, знакомятся с правилами игры, ее структурой. Каждая команда выбирает название для своей команды, девиз, капитанов.
Разминка
В течение 3 минут командам задаются вопросы. Их задача: кто быстрее и правильнее ответит на 15 вопросов для каждой команды. Жюри отслеживает время, подсчитывает количество правильных ответов. За правильный ответ присуждается 1 балл.
1 команда |
2 команда |
Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия). Строительный материал в Двуречье (Глина). Значки для письма в Финикии и Греции (Буквы) Богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (Знатные люди) Знатные правители в Афинах (Архонты) Древнеегипетская гробница (Пирамида) Группы людей, на которые делилось население в Индии (Касты) Небольшое самостоятельное государство в Греции (Полис) Рабы, которые сражались на потеху римлян (Гладиаторы) Переселенцы в Риме из других областей (Плебеи) Столетие (Век) Должностное лицо из плебеев (Трибун) Столица Месопотамии (Вавилон) Рабы в Спарте (Илоты) 15.Приспособление для разрушения крепостных стен (Таран) 16. Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам. Её носили с Х по ХVII века, потом она стала бесполезной. Как называлась эта старинная рубашка, состоящая из железных колец?(Кольчуга) |
1. Передача имущества во временное пользование другому человеку за определённую плату (Аренда) 2. Наука, изучающая развитие человеческого общества (История) 3. Знатный человек в Египте (Вельможа) 4. Правила, обязательные для всех жителей государства (Законы) 5. Значки для письма в Египте и Китае (Иероглифы) 6. Первый человек, согласно Библии (Адам) 7. Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония) 8. Царь древнегреческих богов (Зевс) 9. Власть народа в Древней Греции (Демократия) 10. Плата населения в государственную казну (Налоги) 11. Вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (Религия) 12. Правитель Египта (Фараон) 13. Материал для письма, изготовленный из кожи (Пергамент) 14. Книга в виде трубочки в Египте (Свиток) 15. Хранилище государственных денег (Казна) |
Задание « Конкурс капитанов»
Участникам предлагается веер из карточек с вопросами, которые поочередно вытаскиваются капитанами команды. Каждому достается по 2 вопроса:
1.В какой стране были изобретены бумага и бумажные деньги?
/Индия, Китай, Вавилон, Египет/ (КИТАЙ)
2. Алфавит – это тоже изобретение человечества. Первый в мире алфавит состоял из 22 согласных букв, напоминавших изображение предметов, названия которых начинались с этих букв. В какой стране возник этот алфавит?
/Египет, Древний Вавилон, Финикия, Греция/ (ФИНИКИЯ)
3. В одной из стран в период древнего мира были созданы цифры. Европейцы называли их арабскими, так как узнали их от арабов. Но сами цифры возникли в другой стране. Где возникли арабские цифры?
/Индия, Рим, Греция/ (ИНДИЯ)
4. В Древней Индии существовала игра, которая называлась “четыре рода войск”. Как сейчас называется эта знаменитая игра? (ШАХМАТЫ)
5. Система шадуфов для подъема воды при поливе посевов была создана в Вавилоне, Индии или Египте? (ЕГИПЕТ)
6. Как называется река одной из восточных стран, которую местное население называло “блуждающей рекой” или “рекой тысячи бедствий”?
/Нил, Ганг, Хуанхе/ (ХУАНХЕ)
7. Что в Древней Египте называли “домами вечности”, “вечными жилищами”? /Дворцы, гробницы, храмы/ (ГРОБНИЦЫ)
8. Название древнейшего народа, обитавшего в Междуречье? (Шумеры)
Задание 3
Участникам нужно отгадать по 3 загадки :
1. Он был царем. 1. Не один год, не один раб
Потом завоевал Египет Ее строили за просто так.
И стал хозяином корон Чтобы фараон спокойно
Повелевать стал всеми… Мог в загробном мире жить
(Фараон) (Пирамида)
2.Судьба его закинула надолго, 2.Царь в Вавилонии когда-то был,
далеко Могущественным, знаменитым
От сына и жены прекрасной. слыл .
Домой он торопился все быстрей, От рабства подданных он защитил.
Царь Аттики, прекрасный… Законы царские он учредил.
(Одиссей) (Хаммурапи)
3.Спешат все афиняне спозаранку 3. Как называли власть такую,
Занять места получше, Когда народ на должность
Чтоб ничего не пропустить, избирал, ,
Что будут все актеры делать А тот, кого он выбирал перед
В честь бога Диониса, людьми ответ держал?
И толпу развеселить. ( Демократия)
Поспеши быстрее ты назвать
Зрелище, которое есть и сейчас.
(Театр)
Назови страну
Командам раздаются карточки с буквами А, В,С. Ведущий задает вопрос и 3 варианта ответа. Команды должны поднять карточку с правильным, по их мнению, вариантом ответа. Засчитывается правильный ответ той команды, которая подняла карточку первой. За правильный ответ присуждается 2 балла. На вопросы, оставшиеся без ответа могут отвечать зрители, получая за каждый правильный ответ жетон. Начинает команда, набравшая в предыдущем конкурсе меньшее количество баллов. Жюри наблюдает за быстротой ответа.
1. Страна, которая расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон.
А. Индия В. Египет С. Финикия
2. Страна, которая расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют «река тысячи бед»
А. Египет В. Двуречье С. Китай
3. Страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до средиземного моря.
А. Финикия В. Египет С. Индия
4. Страна, которая расположена между двумя большими реками Ефрат и Тигр.
А. Двуречье В. Индия С. Финикия
5. Страна, которая расположена на юге Азии. С севера ее границей служат Гималаи.
А. Китай В. Индия С. Двуречье
8. Разгадай ребус
Принимает участие вся команда. За каждый разгаданный ребус – 5 баллов.
Не разгаданные ребусы могут назвать зрители, получив по 5 жетонов. Каждой команде по 3 ребуса.
1. 2.
Краб → раб Фара + батон
Фараон
3. Пар + парус 4. Спорт + рак
а = и о = а
Папирус Спартак
5. Свитер + цветок 6. Гриб + зарница
и = о
Свиток Гробница
Интеллектуальная викторина может быть использована как сценарий урока обобщения на последнем занятии в учебном году в 5-м классе или как внеклассное мероприятие по истории на повторение изученного материала для учащихся 6-го класса.
Анастасия ФИЛИМОНОВА,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 39 имени И.Д.Лебедева г. Гродно»
В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения был интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь принадлежит современным образовательным технологиям, которые сегодня стали неотъемлемой частью образования.
В 5-м классе учащиеся только приступают к изучению истории, поэтому важно развить интерес к изучаемому предмету. Для этого наряду с традиционными занятиями, немаловажно проводить нетрадиционные уроки, в том числе уроки-викторины. В своей педагогической практике такие уроки чаще всего я провожу в конце изучения раздела, на уроках обобщения и проверки знаний.
Сделать урок-викторину ярким, наглядным, интересным, помогают информационно-коммуникационные технологии, наглядные средства обучения, яркий раздаточный материал. Эту разработку можно использовать на последнем уроке учебного года, как итоговое обобщение (69–70-й час в КТП) или как урок-викторину в рамках предметной недели по истории.
Тема урока: Итоговое обобщение по разделу истории Древнего мира.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок-викторина.
План изучения темы:
1) Понятия и терминология истории Древнего мира.
2) Персоналии истории Древнего мира.
3) География истории Древнего мира.
4) Хронология истории Древнего мира.
Цель урока:
учащиеся демонстрируют знание
– основных периодов и важнейших событий истории Древнего мира, их даты, участников и основные результаты;
– основных явлений и процессов, происходивших в первобытности, цивилизаций Древнего Востока и Античности;
– важнейших исторических деятелей и деятелей культуры изучаемого периода.
Задачи урока:
– закрепить знания основных терминов и понятий;
– формировать навыки работы с лентой времени, закрепить знания хронологии исторических событий истории Древнего мира;
– продолжать формировать умение работать с учебником и историческими источниками;
– совершенствовать навыки работы с географической картой;
– продолжать учить работать с медиатекстом;
– воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Формы организации деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование урока:
– мультимедийный проектор, ноутбук;
– презентация по теме «Что? Где? Когда? Этот загадочный Древний мир» Интеллектуальная викторина PDF;
– карточки с заданиями для всех раундов (прикреплены на доску магнитами, задания напечатаны с обратной стороны);
– музыкальный видеофрагмент для физкультминутки;
– наглядный материал для оформления доски;
– раздаточный материал на парты (по количеству учащихся);
– медали для болельщиков по количеству вопросов;
– грамоты для всех участников.
– «черный ящик» с предметами-отгадками для пятого раунда.
Интеллектуальная викторина
«Что? Где? Когда? Этот загадочный Древний мир»
Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники и любители истории! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в древний мир. А помогут нам в этом вопросы интеллектуальной викторины «Что? Где? Когда? Этот загадочный Древний мир».
Сегодня в нашей викторине свои знания проверят участники четырех команд. Давайте их представим! (Представление участников команд, 4 команды по 6 человек)
Наше жюри (представление жюри).
Поприветствуем болельщиков команд.
Итак, правила игры. Игра состоит из пяти туров: «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Черный ящик». Правила каждого тура я буду объявлять в начале тура. После каждого этапа жюри будет подводить промежуточные итоги.
1-й тур «ЧТО?»
Ведущий: Итак, первый тур «ЧТО?». В этом туре вам необходимо продемонстрировать знание исторических понятий и определений. На доске закреплены задания. Один представитель от команды выбирает задания. За 3 минуты напишите, что за понятие скрывается за вопросом. В заданиях 10 вопросов, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы к заданиям 1-го тура
Карточка № 1 с заданиями «ЧТО?»
1) Историческая наука, изучающая развитие физического облика человека со времени его возникновения до наших дней? (Антропология)
2) Религия Древней Индии, где самыми важными божествами были Брахма, Шива и Вишну? (Индуизм)
3) Рисунчатые знаки древнеегипетского письма? (Иероглифы)
4) Изготовление различных изделий ручным способом? (Ремесло)
5) Самый ранний коллектив людей? (Первобытное человеческое стадо)
6) Первый металл, который человек научился обрабатывать и плавить? (Медь)
7) Период резкого похолодания на Земле? (Ледниковый период)
8) Религия, возникшая в Древнем Китае, на основе учения одного древнекитайского мыслителя? (Конфуцианство)
9) В Древней Греции и в Древнем Риме свободные люди, имевшие определенные права и обязанности назывались? (Граждане)
10) Греческие города-государства назывались? (Полисы)
Карточка № 2 с заданиями «ЧТО?»
1) Наука, изучающая историческое прошлое человека по вещественным памятникам? (Археология)
2) Одна из трех мировых религий, возникшая в Древней Индии в VI–V вв. до н.э.? (Буддизм)
3) Письменность в Месопотамии? (Клинопись)
4) Тип хозяйства, при котором человек берет все в готовом виде от природы? (Присваивающее хозяйство)
5) Несколько братских общин, живших в одной местности, составляющие единый союз? (Племя)
6) Мягкий и вязкий осадок из частиц полусгнивших растений и горных пород? (Ил)
7) Большие группы людей, которые выполняли в обществе одну и ту же важную работу, имели определенные права и обязанности в Древней Индии? (Варны)
8) Искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок? (Графика)
9) Власть народа? (Демократия)
10) Строй войска, при котором воины выстраивались в затылок друг другу несколькими рядами? (Фаланга)
Карточка № 3 с заданиями «ЧТО?»
1) Наука, изучающая жизнь людей в прошлом? (История)
2) Служитель божества в древних религиях, совершающий богослужения, жертвоприношения и другие обряды? (Жрец)
3) Сказания о сотворении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, возникшие в первобытном обществе? (Мифы)
4) Вера во множество богов? (язычество, многобожие)
5) Самый ранний тип человека на Земле? (Человекообразная обезьяна)
6) Плодородная долина реки, напоминающая по своей форме треугольник? (Дельта)
7) Священная книга в Древней Индии? («Веды»)
8) Все китайское общество делилось на большие группы людей, которые имели определенные права и обязанности? (Ранги)
9) Форма правления, при которой власть принадлежит небольшой группе аристократов или богачей, то есть немногим? (Олигархия)
10) Простой народ в Древней Греции? (Демос)
Карточка № 4 с заданиями «ЧТО?»
1) Последовательность исторических событий и наука о времени? (Хронология)
2) Специально предназначение места для молитв и богослужений, дома богов? (Храмы)
3) Многолетнее болотное растение типа тростника, использовалось для письма? (Папирус)
4) Время с первого года от рождения Христа и до наших дней? (Наша эра)
5) Самый опытный и уважаемый сородич, который управлял общиной? (Вождь, старейшина)
6) Величайшие погребальные сооружения древности, гробницы фараонов? (Пирамиды)
7) Частички желтой почвы, остававшиеся после разлива реки Хуанхэ? (Лёсс)
8) Глава объединенного китайского общества, имевший всю полноту власти, «Сын неба»? (Император)
9) Священное место, где боги давали предсказание людям? (Оракул)
10) Поселение, основанное вдали от родины? (Колония)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками.
Игра с болельщиками «ЧТО?», за правильный ответ – медаль.
1) Собрание самых старших и опытных членов родовой или соседской общины? (Совет старейшин)
2) Название египетских царей? (Фараон)
3) Определенный способ счисления дней в году? (Календарь)
4) Все члены родовой общины, состоящие в родственных отношениях? (Сородичи)
5) История и культура Древней Греции и Древнего Рима? (Античность)
6) Верхняя часть города, на которой располагался храм и дворцы правителей в Древней Греции? (Акрополь)
7) Богатые, знатные люди в Древней Греции? (Аристократы)
8) Совет старейшин в Древней Спарте? (Ареопаг)
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.
Жюри объявляет итоги 1-го тура.
2-й тур «КТО?»
Ведущий: Во втором туре «КТО?» вам необходимо продемонстрировать знание персоналий, исторических деятелей. На доске закреплены задания. Один представитель от команды выбирает задания. За 3 минуты, напишите кто зашифрован в ваших вопросах. В заданиях 5 вопросов, за каждый правильный ответ – 2 балла.
Вопросы к заданиям 2-го тура
Карточка № 1 с заданиями «КТО?»
1) Царь, объединивший Верхний и Нижний Египет? (Мина)
2) Бог мудрости и письма в Древнем Египте? (Тот)
3) Самый знаменитый и мудрый царь Древнего Израиля, автор псалмов-песен, вошедших в состав Ветхого Завета? (Соломон)
4) Герой, убивший Минотавра? (Тесей)
5) Богиня любви и красоты в Древней Греции? (Афродита)
Карточка № 2 с заданиями «КТО?»
1) Великий завоеватель древности, при котором территория Египта увеличилась втрое, совершивший за свою жизнь 17 военных походов? (Тутмос III)
2) Бог-крокодил в Древнем Египте? (Себек)
3) Аккадский царь, который создал первую в истории постоянную армию из профессиональных лучников и пеших воинов? (Саргон (Древний))
4) Герой, похитивший огонь для людей? (Прометей)
5) Бог грома и молнии в Древней Греции? (Зевс)
Карточка № 3 с заданиями «КТО?»
1) Фараон, подписавший первый в истории мирный договор? (Рамсес II)
2) Богиня-кошка в Древнем Египте? (Бастет)
3) Самый знаменитый царь Вавилона? (Хаммурапи)
4) Величайший греческий поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи»? (Гомер)
5) Верховная богиня в Древней Греции? (Гера)
Карточка № 4 с заданиями «КТО?»
1) Фараон, который провел религиозную реформу в Египте и сменил культ бога Амона, на культ бога Атона? (Эхнатон)
2) Бог Солнца в Древнем Египте? (Ра)
3) Самый могущественный правитель Персидской державы, который правил с 522 по 486 гг. до н.э.? (Дарий)
4) Чудовище с головой быка и телом человека? (Минотавр)
5) Бог морей и океанов в Древней Греции? (Посейдон)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками.
Игра с болельщиками «КТО?», за правильный ответ – медаль.
1) Основатель Буддизма (Будда)
2) Индийский царь, при котором Индия достигла наивысшего могущества (Ашока)
3) Древний китайский мыслитель, основатель китайской религии (Конфуций)
4) Бог войны в Древней Греции (Арес)
5) Македонский царь, создавший огромную державу (Александр Македонский)
6) Известнейший врач Древней Греции, автор 58 медицинских произведений (Гиппократ)
7) Автор статуй богини Афины и Зевса в Афинах (Фидий)
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.
Жюри объявляет итоги 2-го тура и сумму баллов за 2 тура.
3-й тур «ГДЕ?»
Ведущий: Начинаем третий тур «ГДЕ?». В этом туре вам необходимо продемонстрировать картографические знания. На доске закреплены задания. Один представитель от команды выбирает задания. За 3 минуты, напишите где произошли события, указанные в ваших вопросах. В заданиях 5 вопросов, за каждый правильный ответ – 3 балла.
Вопросы к заданиям 3-го тура
Карточка № 1 с заданиями «ГДЕ?»
1) Государство, зародившееся в долине реки Нил? (Египет)
2) Родина клинописи? (Месопотамия)
3) Каким городом-государством управлял Саргон Древний? (Аккад)
4) Южная столица древнеиндийского государства? (Мохенджо-Даро)
5) Как называется область, в которой проходили в древности Олимпийские игры? (Олимпия)
Карточка № 2 с заданиями «ГДЕ?»
1) Жители этой страны называли ее «Та Кемет» или «Черная Земля», о какой цивилизации идет речь? (Египет)
2) Государство, зародившееся на берегах Тигра и Евфрата? (Месопотамия)
3) Где правил знаменитый царь Хаммурапи? (Вавилония)
4) Северная столица древнеиндийского государства? (Хараппа)
5) Самый большой остров Древней Греции? (Крит)
Карточка № 3 с заданиями «ГДЕ?»
1) Родина первобытного человека? (Африка)
2) Родина пирамид? (Египет)
3) Каким царством правил Навуходоносор? (Нововавилонским)
4) Каким царством правил царь Давид? (Израиль)
5) Родина конфуцианства? (Древний Китай)
Карточка № 4 с заданиями «ГДЕ?»
1) Самые ранние останки «человека разумного» были найдены в пещере? (Кро-Маньон во Франции)
2) Первая столица объединенного Египта? (Мемфис)
3) Крупнейшая финикийская колония, основанная на побережье Средиземного моря? (Карфаген)
4) Какое государство возникло в долинах рек Инд и Сарасвати? (Древняя Индия)
5) Какое государство возникло в долинах рек Хуанхэ и Янцзы? (Древний Китай)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками.
Игра с болельщиками «КТО?», за правильный ответ – медаль.
1) Полуостров, на котором возникла Древняя Греция? (Балканский)
2) Где, по мнению древних греков, жили греческие боги? (Гора Олимп)
3) На каком полуострове возникло Спартанское государство? (Пелопоннес)
4) Как называется Средняя область Древней Греции? (Аттика)
5) Как назывался город, основанный Александром Македонским в честь самого себя? (Александрия Египетская)
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.
Жюри объявляет итоги 3-го тура и сумму баллов за три тура.
4-й тур «КОГДА?»
Ведущий: Четвертый тур «КОГДА?». В этом туре вам необходимо продемонстрировать хронологические знания. На доске закреплены задания. Один представитель от команды выбирает задания. За 3 минуты напишите, когда произошли события, указанные в ваших вопросах. В заданиях 3 вопроса, за каждый правильный ответ – 4 балла.
Вопросы к заданиям 4-го тура
Карточка № 1 с заданиями «КОГДА?»
1) Когда произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта? (Около 3000 г. до н.э.)
2) Начало Троянской войны? (около 1240 г. до н.э.)
3) Изгнание последнего царя из Рима? (510 г. до н.э.)
Карточка № 2 с заданиями «КОГДА?»
1) Когда был подписан первый в истории мирный договор, между хеттами и египтянами? (около1270 г. до н.э.)
2) Когда произошли греко-персидские войны? (500–449 гг. до н.э.)
3) Падение Западной Римской империи? (476 г.)
Карточка № 3 с заданиями «КОГДА?»
1) Время появления неандертальца? (Около 300 тыс. лет назад)
2) Первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)
3) Время пунических войн? (264–146 гг. до н.э.)
Карточка № 4 с заданиями «КОГДА?»
1) Правление вавилонского царя Хаммурапи? (1792–1750 гг. до н.э.)
2) Год легендарного основания Рима? (753 г. до н.э.)
3) Пелопоннесская война? (431–404 гг. до н.э.)
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы немножко отдохнем.
Музыкальная пауза
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.
Жюри объявляет итоги 4-го тура и сумму баллов за 4 тура.
5-й тур «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Ведущий: Пятый, завершающий, тур «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК». В этом туре вам необходимо продемонстрировать свои знания об открытиях и достижениях древних цивилизаций. На доске закреплены задания. Один представитель от команды выбирает задания. За 2 минуты, напишите, о каком открытии идет речь в вашем вопросе, что находится в черном ящике. За правильный ответ – 5 баллов.
Вопросы к заданиям 5-го тура
Карточка № 1 с заданиями «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
В черном ящике находится, то, что случайно изобрели финикийцы. Когда однажды их торговый корабль, перевозивший соду, причалил к песчаному берегу; купцы хотели пообедать и развести костер, но не нашли камней, а вместо них использовали куски соды.
Какое открытие совершили финикийцы? Назовите, что в черном ящике! (Стекло)
Предмет достаётся из «черного ящика» и демонстрируется правильный ответ.
Карточка № 2 с заданиями «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
В черном ящике находится то, что было изобретено финикийцами. Всего это изобретение насчитывало 22 элемента. Это изобретение было заимствовано и усовершенствовано греками.
Назовите изобретение, которое находится в черном ящике. (Алфавит)
Предмет достаётся из «черного ящика» и демонстрируется правильный ответ.
Карточка № 3 с заданиями «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
В чёрном ящике находится то, что было открыто финикийцами. По легенде это открытие совершил Мелькарт, который гулял со своим псом по морскому побережью. Благодаря этому открытию, финикийские ткани славились по всему миру.
О каком открытии идет речь? Назовите, что в черном ящике? (Пурпур)
Предмет достаётся из «черного ящика» и демонстрируется правильный ответ.
Карточка № 4 с заданиями «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
В чёрном ящике находится то, что научились добывать в Древней Индии более 5000 лет назад. Воины Александра Македонского, вступившие на земли Индии, обратили внимание на неизвестное им вещество, твердое, в форме небольших кристаллов. Сегодня это есть в каждом доме.
О каком открытии идет речь? Назовите, что в черном ящике? (Сахар)
Предмет достаётся из «черного ящика» и демонстрируется правильный ответ.
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы немножко отдохнем.
Музыкальная пауза
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.
Жюри объявляет результаты игры
Награждение победителей