Интеллектуальная игра-викторина по обществознанию.
Цель:
В игровой форме проверить знания и владение
терминологией по темам: “Общество. Исторические ступени развития общества”, “Право
на службе государства”, «Подросток и его права», «Юридическая ответственность»,
«Государственные символы».
Повысить интерес к предмету.
Задачи:
- Воспитательная
– развитие
познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности
за общее дело. - Учебная
– повторение
основных понятий, определений. - Развивающая
–
развитие внимательности, памяти, находчивости.
Материалы и оборудование для
проведения игры:
1. Таблички
или веера с цифрами от 0 до 7 для игроков.
2. Презентация
– видеотабло.
3. Бумага
и карандаши.
4. Утешительные
призы для выбывших участников.
5. Приз
для зрителей.
6. Супер-приз
для победителя.
7. Компьютер,
проектор, интерактивная доска.
Правила:
В игре участвуют 6 человек, все остальные
– зрители. Каждый участник должен иметь таблички или веера с цифрами от 0 до 7.
Игра начинается с представления участников.
Игра состоит из 5-ти туров, каждый из которых может содержать от 6 до 9
вопросов. На каждый вопрос отводится определенное количество времени (до 10 сек).
В конкурсе выигрывает тот, кто наберет максимальное количество баллов и
звездочек. За верный ответ дается один балл. Те задания, которые не были
выполнены, разбираются коллективно или с болельщиками.
Вводное
слово учителя:
Сегодня мы
собрались на интеллектуальную игру-викторину “Звездный час”.
Все вопросы,
которые будут заданы, так или иначе связаны с обществом, государственным
устройством РФ, правами детей и с юридической ответственностью при совершении
противоправных действий.
Представляю вам 5
участников – игроков: Пашков Николай, Ким Владислав, Русаненко Наталья,
Стрелкова Мария, Тимофеева Юлия.
Поприветствуем их!
Все участники игры
перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.
Правила
игры
Вопросы
викторины будут высвечиваться на видеотабло в виде небольших картинок. За
каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.
Ответы даются
путём поднятия вверх табличек. Кто первый поднял, тот и отвечает.
Тот
участник, кто дал наибольшее количество правильных ответов, выходит в
следующий тур. После каждого тура, а их – четыре, мы будем терять по
игроку, набравшего наименьшее количество очков (исключение – первый тур – он разминочный).
Пятый тур – финал.
На обдумывание
каждого вопроса дается до 10 сек.
В супер-игре, т.е
в финале сразятся два участника игры, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки
будут 3 члена уважаемого жюри:
1.
2.
3.
Итак, начинаем I тур,
который состоит из 9 отдельных заданий (2 слайда).
1 тур разминочный: После первого тура
никто не отсеивается. Но он имеет значение для следующих туров, т.к. будут
учитываться накопленные баллы за правильные и быстрые ответы.
На слайде№
2
представлены календарные даты:
Ответьте
на следующие вопросы:
1. В какой
день в России празднуют День народного единства? (Ответ: 4 ноября)
2. Этот день
законом Российской Федерации установлен праздничным днем, его история связана с
зарождением в конце XIX века рабочего движения, выдвинувшем в качестве одного
из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Долгое время этот
день был символом революции, непримиримой классовой борьбы. Этот праздник
отмечается в 66 государствах мира. В СССР этот праздник назывался Международным
днем солидарности трудящихся. (Ответ: 1 мая – Праздник весны и труда)
3. В этот
день в 1993 году по результатам всенародного голосования в РФ был принят основной
правовой документ. (Ответ: 12 декабря – День Конституции
Российской Федерации)
4. Это день
посвящен детям. Он знаменует день, в который ассамблея ООН приняла в 1959 году
декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка. Другой
из них – с 1925 году по решению Всемирной конференции в г. Женева,
посвященной вопросам благополучия детей. (Ответ:, 1 июня – Международный
день детей)
5. Это день
знаменателен во всем мире. Именно в этот день Германия объявила о своей
капитуляции. (Ответ: 9 мая- День Победы)
На следующем слайде
№ 3 представлены ступени исторического развития человеческого общества:
1. Индустриальное
общество
2. Общество
огородничества
3. Аграрное
общество
4. Общество земледельцев
и скотоводов
5. Общество
охотников и собирателей
6. Постиндустриальное
общество
7. Информационное
общество
Ответьте на
следующие 5 вопросов:
1. Характерными
чертами данного общества является:
определяющим фактором развития выступает сельское хозяйство; ценности
устоявшиеся, традиционные, преимущественно религиозные; примитивная
технология, основанная на физической силе человека или животных. (Ответ: 3-аграрное)
2. Что
предшествовало обществу огородничества? (Ответ: 5- общество
охотников и собирателей)
3. Какое общество пришло на
смену общества охотников и собирателей?
(Ответ: 2– общество огородничества)
4. Это
общество, в котором главную роль играют знания и информация, оно пришло на
смену индустриальному обществу. (Ответы: 6 и 7 – постиндустриальное,
или информационное)
5. Какие
общества относят к доиндустриальным? (Ответ: аграрные: 2- огородничества,
4- земледельцев и скотоводов, 5- охотников и собирателей)
– Первый тур
окончен. Давайте подсчитаем количество баллов, которые набрали каждый из игроков.
– Слово жюри.
– Спасибо
2 тур включает также 9 вопросов.
На слайде № 4
вашему вниманию представлены разные виды (меры) наказаний за совершенные
преступления и проступки:
1. Конфискация
2. Штраф,
возмещение ущерба
3. Лишение
свободы на определенный срок
4. Исправительные
работы
5. Лишение
наград
6. Лишение
права заниматься определенной деятельностью
7. Смертная
казнь
Для решения Вам
предлагаются следующие 4 вопроса:
1. Это
один из наиболее древних видов наказания. Изначально он возникла в ходе
реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». К настоящему времени в
мире насчитывается 130 стран, отменивших данный вид наказания в законе или на
практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. (Ответ:
7)
2. Какие
виды наказания могут быть применены к несовершеннолетнему лицу? (Ответ: 2,
3, 4)
3. Коля,
ученик 8 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он это не делал.
Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. Какую меру наказания (из перечисленных на
экране) понесет Коля. (Ответ: 2– штраф и возмещение ущерба)
4. Двое
15- летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили
бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 20 тысяч
руб. Какой вид наказания может последовать после заведения на них уголовного
дела. (Ответ: 3 – лишение свободы до 5 лет и возмещение стоимости
ущерба)
–
Слово жюри. Кто из игроков набрал наименьшее количество баллов и покидает нас.
Выбывает участник, набравший
наименьшее количество балов.
На слайде
№ 5
перед Вами имена и фамилии известных политических и государственных деятелей
России:
Ответьте на 6
вопросов:
- Назовите
фамилию председателя Правительства РФ. (Ответ: 3- Д. Медведев) - Кто является
лидером партии ЛДПР (Ответ: 1 –В. Жириновский) - Назовите
первого президента России. ( Ответ: 6- Б. Ельцин) - Кто
возглавляет Совет Федерации Федерального собрания? Подсказка: Он – лидер
партии «Справедливая Россия» (Ответ: 2 – С. Миронов) - Сегодняшний
губернатор Ставропольского края)? (Ответ: 5 – В. Владимиров) - Министр
обороны РФ – (Ответ 7 – С. Шойгу)
На слайде
№ 6
перед Вами сферы общества:
1. Экономическая
2. политическая
3. социальная
4. духовная
Ответьте на 3 вопроса:
1.
Это сфера
идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности
религии, искусства, морали ( Ответ:
4 – духовная)
2.Это
совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении
материальных благ. ( Ответ: 1 –
экономическая)
3.это
отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают
совместную безопасность. . ( Ответ: 2 –
политическая)
–
Слово жюри. Кто из игроков набрал наименьшее количество баллов и покидает нас.
Выбывает участник,
набравший наименьшее количество балов.
3 тур:
На слайде
№ 7
Вашему вниманию предлагается перечень прав человека:
1. Право на
жизнь
2. Право на
образование
3. Право на
труд
4. Право на
неприкосновенность жилища
5. Право на
защиту от экономической эксплуатации
6. Право на
социальное обеспечение
7. Право
пользования учреждениями культуры
И
следующие 4 вопроса:
1. Это право
означает, что дети не должны использоваться в качестве дешевой
рабочей силы. ( Ответ: 5)
2. Данное
право позволяет, например, детям с ограниченными возможностями иметь особую
заботу со стороны государства в виде льгот, пособий, особых условий получения
образования. (Ответ: 6)
3. Согласно
статьи 25 Конституции РФ никто не вправе проникать в жилище против воли
проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом,
или на основании судебного решения. (Ответ: 4)
4. Согласно
Конституции РФ (ст.43) государством гарантируется общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и
на предприятиях. (Ответ: 2)
На слайде
№ 8
перед вами лица и органы, занимающиеся вопросами правопорядка и соблюдения
законности в государстве:
1. Суд
2. Уголовный
розыск
3. Адвокат
4. Уполномоченный
по делам несовершеннолетних
5. Милиция
общественной безопасности
6. Налоговая
полиция
7. Прокуратура
Ответьте на
следующие 5 вопросов:
1. Работники
этого правоохранительного органа обеспечивают правопорядок на улицах, дорогах,
вокзалах и других общественных местах. (Ответ: 5)
2. Основная
функция данного органа следить за тем, правильно ли исполняются законы, не
нарушаются ли права и интересы граждан государства. (Ответ: 7)
3. В этом
органе государственной власти осуществляется правосудие, т.е. на заседаниях
этого органа решается, кто прав в правовых вопросах, а кто виноват и
восстанавливается справедливость. (Ответ: 1 – суд)
4. Основной
задачей этого специалиста является оказание юридической помощи физическим
лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в
том числе защита их интересов и прав в суде. (Ответ: 3)
5. Федеральный
правоохранительный орган, являющийся составной частью сил обеспечения
экономической безопасности РФ, выполняющий функцию по предупреждению,
выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и
сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. (Ответ-
6)
–
Слово жюри. Кто из игроков набрал наименьшее количество баллов и покидает нас.
Выбывает участник, набравший
наименьшее количество балов.
Последний 4 тур
Перед вами названия
различных профессий:
1. Демограф
2. Антрополог
3. Экономист
4. Политик
5. Социолог
6. Психолог
7. Этнограф
Ответьте на 4
вопроса:
1. Найдите
профессию, не связанную с общественными науками.
(Ответ: 0- нет ответа)
2. Специалист,
который занимается подсчетом населения, изучает закономерности воспроизводства
населения, его миграцию и состав, называется… (Ответ: 1- демограф)
3. Этот
специалист изучает особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь этноса (народа).
(Ответ: 7- этнограф)
4. Редкая
профессия. На всю страну не больше 2-х сотен специалистов. Они изучают этапы
развития человека и варианты его физического строения. Исследуют человеческие
расы. (Ответ: 2-антрополог)
На следующих 2х
слайдах вам предлагается найти неправильные ответы. Если есть ошибка в
перечисленных понятиях, необходимо поднять табличку с номером, соответствующим
неправильному ответу.
1) Итак,
перед вами государственные символы РФ: Государственный герб,
Государственный гимн и флаг (Ответ: 3 –ошибка расположение полос
флага)
2) Перед
вами: Президент, Государственная Дума, Совет Федерации
Вопрос: Все они входят в
состав Федерального собрания. (Ответ: 1 – ошибка, Президент –
не входит.)
–
Слово жюри. Назовите нам двух финалистов сегодняшней игры.
Выбывает участник, набравший
наименьшее количество балов.
Финал
В финале 2 игрока соревнуются
друг против друга. Все участники, не прошедшие в финал, получают утешительные
призы.
Предлагается длинное слово, из которого
надо составить как можно больше коротких.
Финалисты соревнуются в умении составить
как можно больше слов из предложенного слова «Справедливость» время – (2
минуты)
Начинает игру, участник, имеющий меньшее
количество баллов.
Возможные варианты слов, составленных из
слова «Справедливость»:
«Мы – знатоки»
Игра – викторина по курсу обществознания 6 класса.
Цель: в игровой форме проверить знания и владение терминологией курса обществознания 6 класса.
Задачи:
- совершенствовать умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
- способствовать развитию коммуникативных умений, командного взаимодействия участников;
- содействовать развитию интереса к изучению обществознания.
Материалы и оборудование для проведения игры:
- Карточки с номерами команд.
- Бумага и карандаши.
- Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Участники игры – сборные команды класса (по 5 – 6человек)
По ходу игры участники заполняют листы с ответами
На обсуждение вопроса дается 1 минута, по истечении которой, секунданты каждой команды собирают карточки с ответами и отдают жюри.
Ход игры
Ведущий:
Все школьные науки интересны в тоже время у каждого предмета свои особенности. Каждый из них индивидуален и неповторим. Но сегодня мы подводим итоги изучения курса обществознания за 6 класс, в форме игры «Мы – знатоки. В каждой команде должно быть сотрудничество между игроками, взаимопонимание и уважение.
Предлагаю выбрать капитанов команд. Его роль очень важна в достижении успеха всей команды.
Правила игры:
Игра состоит из 2-х туров и блиц вопросов. На каждый вопрос отводится определенное количество времени – 1 минута. В конкурсе выигрывает тот, кто наберет максимальное количество баллов и звездочек. За верный ответ дается один балл. После каждого тура помощники собирают бланки с ответами.
1 тур.
1. В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала, стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала, опираясь на руки. Не пила, а лакала, рычала, когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более десяти лет, но ее развитие оставалось на уровне ребенка четырех лет.
Что нужно ребенку, для того чтобы он развивался, как человек?
(ОБЩЕНИЕ)
2. Единым понятием можно обозначить такие слова как труд, учеба, игра, общение. Назовите это понятие.
(ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
3. Назовите имя древнегреческого философа, который видел основное правило жизни в девизе «Самое лучшее – ни в чём не нуждаться». Современники называли его чудаком, проживавшим в бочке из-под вина.
(ДИОГЕН)
4. О каком понятии идет речь в следующем стихотворении?
Мы на сборе не молчим,
Не шумим и не кричим,
Слушаем друг друга,
Говорим по кругу,
Коллективно обсуждаем
И решенья принимаем.
(ГРУППОВЫЕ НОРМЫ / ПРАВИЛА)
5. Давным-давно жил в городе Эфесе юноша-грек по имени Герострат. И очень он хотел прославиться. Но хорошими делами добиться славы он не мог и поэтому захотел совершить такой дурной поступок, чтобы хоть так его запомнили люди. Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской – одно из семи чудес света. Храм сгорел, исчезло навсегда чудесное творение рук человеческих. Так он обессмертил имя свое, но какой ценой?
Сегодня человека, который добивается славы, смотрит на всех свысока, любят только себя, совершают поступки, которые выгодны только им самим, называют Геростратом. Назовите основное качество такого человека?
(БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ)
6. Дайте название внутреннему миру человека, миру его мыслей и чувств, который формируется в процессе познания, т.е. приобретения какого-либо знания.
(ДУХОВНЫЙ МИР)
7. Интерес к своему «Я» человек начинает испытывать очень рано. «Я сам!» – говорит трехлетний ребенок, подчеркивая этим то, что ему под силу сделать самостоятельный шаг. Подросток уже ищет ответ на такие вопросы как «Кто я?», «Каков я?», «Чем я отличаюсь от других?», «Что я могу?» Потребность понять и узнать себя способствует развитию именно этого. Вопрос: чего этого?
(САМОСОЗНАНИЕ)
2 тур.
1. С раннего детства Моцарт проявлял свой музыкальный талант и умение слушать, слышать, создавать музыку, Паскаль – умение решать сложные математические задачи, русские художники Карл Брюллов и Александр Иванов поступили в Академию художеств соответственно в 9 и 11 лет. У некоторых людей творческая активность может продолжаться вплоть до преклонного возраста, например, Лев Николаевич Толстой работал до 82 лет, академик Иван Петрович Павлов – до 87.
Как называется склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое человек делает намного лучше других?
(СПОСОБНОСТИ)
2. Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь. Назовите обобщающее понятие для этих слов. Что это такое?
(ЧУВСТВА)
3. Семья, школьный класс, хоровой кружок, клуб туристов, рабочие, фермеры, народ. Что объединяет эти названия. Определите обобщающее для них слово.
(ГРУППА)
4. Опять Алешку поругали за опоздание на урок, снова Мишу предупредили о необходимости носить сменную обувь, Маша с Аней перестали общаться из-за ссоры, у каждого в группе есть свое определенное прозвище, когда Егор упал в лужу после 5-ой попытки перепрыгнуть через неё, все окружавшие его люди просто стали над ним насмехаться. Какой вид санкций иллюстрируют данные примеры?
(НАКАЗАНИЯ / ПОРИЦАНИЯ)
5. Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мать тут же вошла к нему в комнату и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ, началось столкновение интересов матери и ребенка вплоть до выяснения отношений. Как называется такое столкновение?
(КОНФЛИКТ)
6. Эти правила не записаны ни в одном законе РФ. Придуманы эти правила самим обществом для регулирования отношений в обществе. В основном это правила поведения человека в обществе. Дайте название этим правилам.
(МОРАЛЬ)
Блиц – турнир.
В приведенных ниже пословицах и поговорках пропущено одно слово. Все эти слова означают поступки и качества человека. На каждый ответ – 10 секунд.
- ….- это уголь: не обожжет, так замарает.
- Откладывай … , да не откладывай дела.
- …глаза колет.
- …дружбой, а служба службой.
- За …, за честь хоть голову снесть.
- Где хотенье, там и …
- Старый…. лучше новых двух.
- Птице – крылья, человеку – ….
- … и труд все перетрут.
10. Не дорог подарок, дорога …
11. …. не порок.
12. …. – дело наживное.
13. Труд человека кормит, а … портит.
14. …. города берет.
15. Худой … лучше доброй ссоры.
Ответы
- Клевета. 2. Безделье. 3. Правда. 4. Дружба. 5. Совесть. 6. Уменье. 7. Друг. 8. Разум. 9. Терпенье. 10. Любовь.11. Бедность. 12. Знание. 13. Лень. 14. Смелость. 15. Мир
Жюри подводит итоги, объявляет победителя.
«Звездный час»
Интеллектуальная игра-викторина по обществознанию в 8 классе
Цель:
– обобщить и систематизировать знания обучающихся по предмету;
– способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала обучающихся, умению работать в конкурентной среде;
– продемонстрировать владение умениями и навыками, отрабатываемыми на уроках, повысить интерес к предмету.
Задачи:
-
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.
-
Учебная – повторение основных понятий, определений.
-
Развивающая – развитие внимательности, памяти, находчивости.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска
Вводное слово учителя:
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру-викторину “Звездный час”.
Путешествовать мы с вами будем с 6 участниками. И мы приглашаем с собой в путешествие команду наших гостей. (5-6 человек).
Оценивать нашу игру будет уважаемое жюри.
Все вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с обществом, государственным устройством РФ, правами детей и с юридической ответственностью при совершении противоправных действий.
Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.
Правила игры
А теперь послушайте правила игры: Вопросы викторины будут высвечиваться на видеотабло в виде небольших картинок. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. А самые умные и смышленые ребята получат звезды за самые быстрые, правильные ответы.
На обдумывание каждого вопроса дается до 10 сек.
Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться их звезды.
В супер-игре, т.е в финале сразятся два участника игры, дошедшие до финала.
Итак, начинаем I тур
1 тур разминочный:
На слайде№1 представлены календарные даты:
Командам задается вопрос, задача участников – ответить правильно на вопрос, опередив соперников.
-1. Река начинается с ручейка, а она с улыбки /Дружба/
2. Антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. /правонарушение/
3. Тайное хищение чужого имущества /Кража/
4. Открытое хищение чужого имущества /грабеж/
5. Основной закон страны /конституция/
6. Завладение чужим имуществом путем обмана /мошенничество/
7. Народная форма правления /демократия/
8. Место разрешения споров /суд/
9. Наука , изучающая личность потенциального преступника (криминология)
10 Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей./вандализм/
11. Стремление человека делать добро всем людям /гуманность/
12. Роспись доходов и расходов государства./бюджет/
13. Возможность влиять на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств ( воли, авторитета, закона, насилия и т.д.) /власть/
14. Обязательные платежи, которые государство собирает со всех организаций и граждан /налоги/
15. Человек ничем не делится с окружающими / жадность/
16. Человек рассчитывает, как выгодно и с пользой потратить деньги. /экономия/
На слайде№2 представлены календарные даты:
-
1 июня
-
1 мая
-
4 ноября
-
12 декабря
-
12 сентября
-
12 июня
-
20 ноября
Ответьте на следующие вопросы:
-
В какой день в России празднуют День народного единства? (Ответ: 4 ноября)
-
Этот день законом Российской Федерации установлен праздничным днем, его история связана с зарождением в конце XIX века рабочего движения, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Долгое время этот день был символом революции, непримиримой классовой борьбы. Этот праздник отмечается в 66 государствах мира. В СССР этот праздник назывался Международным днем солидарности трудящихся. (Ответ: 1 мая – Праздник весны и труда)
-
В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования в РФ был принят важный правовой документ. (Ответ: 12 декабря – День Конституции Российской Федерации)
-
Эти два дня посвящены детям и объявлены как международные праздники. Один из них – с 1954 года по рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, как день мирового братства и взаимопонимания детей, он посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Он знаменует день, в который ассамблея ООН приняла в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка. Другой из них – с 1925 году по решению Всемирной конференции в г. Женева, посвященной вопросам благополучия детей. (Ответ: 20 ноября – Всемирный день прав ребенка, 1 июня – Международный день детей)
2 тур
На слайде №3 вашему вниманию представлены разные виды (меры) наказаний за совершенные преступления и проступки:
-
Конфискация
-
Штраф
-
Лишение свободы на определенный срок
-
Исправительные работы
-
Лишение наград
-
Лишение права заниматься определенной деятельностью
-
Смертная казнь
Для решения Вам предлагаются следующие 4 вопроса:
-
Это один из наиболее древних видов наказания. Изначально он возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». К настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменивших данный вид наказания в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. (Ответ: 7)
-
Какие виды наказания могут быть применены к несовершеннолетнему лицу? (Ответ: 2, 3, 4, 6)
-
Коля, ученик 8 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он это не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. Какую меру наказания (из перечисленных на экране) понесет Коля. (Ответ: 2– штраф и возмещение ущерба)
-
Двое 15- летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 20 тысяч руб. Какой вид наказания может последовать после заведения на них уголовного дела. (Ответ: 3 – лишение свободы до 5 лет и возмещение стоимости ущерба)
На слайде №4 перед Вами имена и фамилии известных политических и государственных деятелей России:
-
Борис Грызлов
-
Сергей Миронов
-
Дмитрий Медведев
-
Владимир Путин
-
Лев Кузнецов
-
Борис Ельцин
-
Алексей Кудрин
Ответьте на 5 вопросов:
-
Назовите фамилию заместителя председателя Правительства РФ, министра финансов РФ. (Ответ: 7- А. Кудрин)
-
Кто занимает пост Председателя Государственной Думы (Ответ: 1 –Б. Грызлов)
-
Назовите экс-президента России. ( Ответ: 4 и 6)
-
Кто возглавляет Совет Федерации Федерального собрания? Подсказка: Он – лидер партии «Справедливая Россия» (Ответ: 2 – С. Миронов)
-
Сегодняшний губернатор Красноярского края (с февраля 2010)? В день всех влюбленных 14.02. 2011 г. он стал «шестикратным отцом». (Ответ: 5 – Л. Кузнецов)
3 тур:
На слайде №5 Вашему вниманию предлагается перечень прав человека:
-
Право на жизнь
-
Право на образование
-
Право на труд
-
Право на неприкосновенность жилища
-
Право на защиту от экономической эксплуатации
-
Право на социальное обеспечение
-
Право пользования учреждениями культуры
И следующие 4 вопроса:
-
Это право означает, что дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы. ( Ответ: 5)
-
Данное право позволяет, например, детям с ограниченными возможностями иметь особую заботу со стороны государства в виде льгот, пособий, особых условий получения образования. (Ответ: 6)
-
Согласно статьи 25 Конституции РФ никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. (Ответ: 4)
-
Согласно Конституции РФ (ст.43) государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. (Ответ: 2)
На слайде №6 перед вами лица и органы, занимающиеся вопросами правопорядка и соблюдения законности в государстве:
-
Милиция (полиция)
-
Уголовный розыск
-
Адвокат
-
Уполномоченный по делам несовершеннолетних
-
Милиция общественной безопасности
-
Налоговая полиция
-
Прокуратура
Ответьте на следующие 5 вопросов:
-
Работники этого правоохранительного органа обеспечивают правопорядок на улицах, дорогах, вокзалах и других общественных местах. (Ответ: 5)
-
Основная функция данного органа следить за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. (Ответ: 7)
-
В этом органе государственной власти осуществляется правосудие, т.е. на заседаниях этого органа решается, кто прав в правовых вопросах, а кто виноват и восстанавливается справедливость. (Ответ: 0 – нет ответа, это – суд)
-
Основной задачей этого специалиста является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. (Ответ: 3)
-
Федеральный правоохранительный орган, являющийся составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ, выполняющий функцию по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. (Ответ- 6)
Последний 4 тур
Перед вами названия различных профессий:
-
Демограф
-
Антрополог
-
Экономист
-
Политик
-
Социолог
-
Психолог
-
Этнограф
Ответьте на 4 вопроса:
-
Найдите профессию, не связанную с общественными науками.
(Ответ: 0- нет ответа) -
Специалист, который занимается подсчетом населения, изучает закономерности воспроизводства населения, его миграцию и состав, называется… (Ответ: 1- демограф)
-
Этот специалист изучает особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь этноса (народа). (Ответ: 7- этнограф)
-
Редкая профессия. На всю страну не больше 2-х сотен специалистов. Они изучают этапы развития человека и варианты его физического строения. Исследуют человеческие расы. (Ответ: 2-антрополог)
На следующем слайде вам предлагается найти неправильные ответы. Если есть ошибка в перечисленных понятиях, необходимо поднять табличку с номером, соответствующим неправильному ответу.
-
Итак, перед вами государственные символы РФ: Государственный герб, Государственный гимн и флаг (Ответ: 2 и 3 -ошибки)
-
Перед вами: Президент, Государственная Дума, Совет Федерации
Вопрос: Все они входят в состав Федерального собрания. (Ответ: 1 – ошибка, Президент – не входит.)
Финал
Супер – финал
Участвуют два человека
Садятся за стол друг против друга
На столе табличка с понятием «государство»
Задача: за 1 минуту составить из букв этого слова на листе бумаги новые слова. Побеждает тот у кого больше слов, можно буквы заменять заработанными в ходе урока «звездочками»
Форма проведения: историко-познавательная
викторина
Подготовительная работа к викторине:
- Подготовка жетонов для учащихся за
правильные ответы. - Подготовка компьютерной презентации с
вопросами и заданиями для учащихся. - Подготовка жюри из числа родителей,
учителей. - Приглашение для родителей в историко –
познавательной викторине. - Заготовить разрезные шаблоны флага,
герба России, карточки с заданиями, 2
ватмана, разрезанные пополам, клей. - Повторение учащимися необходимого
материала для викторины по истории
России.
Пояснение к участию в викторине:
- В историко-познавательной викторине
участвуют все учащиеся класса. - За правильные ответы каждый учащийся
получает жетон. - Победитель определяется по количеству
собранных жетонов. - Если ученик, вызвавшийся ответить два
раза, дал неправильный ответ, он выбывает
из игры. - Все учащиеся класса садятся полукругом,
образуя 2 команды. - Из числа родителей и учителей
определяется жюри, которое оценивает
ответы учащихся.
Ход викторины
I. Орг. момент.
Готовность класса к уроку, посадка
учащихся.
II. Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы будем говорить о
государственной символике России, вспомним
ратные подвиги русских героев, полководцев,
которые своим искусством, талантом
отстояли наше Отечество, не позволили
врагам овладеть территорией страны, её
богатствами.
Вот как о своей Родине (России)
высказывается великий русский писатель А.С.Пушкин.(на
доске)
Эпиграф:
“…клянусь честью, что ни за что на
свете я не
хотел бы переменить отечество, или иметь
другую
историю, кроме истории наших предков,
такой,
какой нам Боже дал”.
А.С.Пушкин.
Наш урок будет проходить необычно.
Вы, наверное, уже обратили внимание на то,
что столы стоят не так как всегда, вы
разделены на 2 группы. Сегодня мы с вами
проводим викторину по обществознанию и
истории.
Представление жюри, знакомство с
правилами игры. (слайд № 1)
III. Вопросы викторины.
1. Разминка. (вопросы зачитывает
учитель) (слайд № 2)
Вопрос №1.
Перечислите символы России. (герб, гимн,
флаг)
Вопрос №2.
Какой цвет Российского флага
символизирует храбрость, удаль, красоту?
__________________________(красный)
Вопрос №3.
Какой цвет означает величие, красоту,
ясность? _______________________________(синий)
Вопрос №4.
Цвет чистоты и святости — ___________________(белый)
Вопрос №5. (командам выдаются конверты
с шаблонами полос флага России) – кто
быстрее и правильно составит.
Расположите полосы Флага РФ в правильной
последовательности (белый, синий, красный).
(после выполнения задания на ватмане работа
вывешивается на доску –слайд № 3)
Вопрос №6. (командам выдаются конверты
с шаблонами герба России (+ лишние шаблоны) –
кто быстрее и правильно соберет.
Попробуйте сложить герб в правильной
последовательности (красный щит, поднявший
вверх крылья двуглавый орел, скипетр и
держава в его лапах, три короны, на груди
орла – красный щит, на нем изображение
серебряного всадника в синем плаще, в
доспехах, копьем он поражает черного змия (дракона)).
(после выполнения задания на ватмане работа
вывешивается на доску- слайд № 4)
Вывод: государственные символы, как,
впрочем, любые символы, имеющие широкое и
продолжительное историческое значение, не
исчезают безвозвратно, а остаются
символами скрытыми, но влияющими на
развитие государства. Современные символы
заимствованы из различных периодов
российской истории.
2. Исторический поединок. (вопросы
читает учитель + применение компьютера –
репродукции картин, портреты, …) (слайд №
5)
Внимание на экран! (слайд № 6)
1. В 1223 году к князю Мстиславу Удалому
явился главный половецкий хан Котян; с ним
ещё несколько ханов. Никогда не видели
русские князья половецких ханов в таком
положении: они в страшной тревоге, смиренно,
даже униженно, с поклонами просят Мстислава
о помощи, приносят ему обильные дары.
– Пришли на нас, – говорят они, – лютые враги,
разорили нашу землю. Помогите нам, а не то
они придут и к вам и сделают с вами тоже!
– Кто такие эти враги? – спрашивали князья и
бояре.
Но половцы сами мало знали о врагах своих,
могли только рассказать, что они пришли из-за
Каспийского моря, что полчища их
многочисленны, что они храбры и люты в бою,
пощады никому не дают. Рассказали и о том,
что они сначала победили разные кавказские
племена, а потом напали на половецкие степи,
множество половцев побили, других загнали
за Дон и Днепр. Больше ничего сообщить
половецкие ханы не смогли.
– Как же зовутся ваши враги? – спрашивают
русские.
– Как же звали этих врагов, пришедших на
русскую землю в 1223 году? (Монголо-татары
под предводительством Чингисхана.)
Внимание на экран! (слайд № 7)
2. Летопись рассказывает о шестерых
отличившихся в битве храбрецах. Новгородец
Гаврила Олексич по сходням ворвался на коне
на корабль. Смельчака сбросили в воду, он
выплыл и «наеха, и бися с самем воеводою
середи полку их». Новгородец Збыслав
Якунович «бьяшася единем топором не имея
страха в души». Он влетел на коне в самую
сечу и пошёл крушить неприятельские головы;
следом за ним разил мечом княжеский ловчий
Яков, родом половчанин. Ещё один новгородец
– Миша – незаметно пробрался с несколькими
удальцами вброд к вражеским кораблям,
смельчаки сумели пробить днища у трёх
кораблей и потопить их. Младший дружинник
Александра – Савва – проник в самый
златоверхий шатёр Биргера, подсёк под ним
серединный шест и уронил его. В глазах
захватчиков падение шатра выглядело как
знак поражения. Доблестный княжеский слуга
Ратмир сражался пеший, на него напало
несколько вражеских воинов, и он погиб в
неравном бою.
А всего русичи потеряли не более двадцати
ратников.
– Какое историческое событие изображено
на экране. С каким врагом бились новгородцы
в этом сражении? (Со шведами. Невская битва.
1240 год.)
Внимание на экран! (слайд № 8)
3. «…И пришел к этому городу, а в нем
был молодой князь именем Василий. И
нечестивые узнали, что у людей в городе
крепкий дух, и нельзя обманными словами
взять города. Жители этого города
совещались и решили не сдаваться Батыю,
сказав: «Хотя наш князь и молод, положим
жизнь за него и здесь примем славу этого
мира, и там небесные венцы от Бога получим».
Татары же бились около города, желая
захватить его, разбили стену у города и
взошли на вал. Жители же на ножах резались с
ними и постановили выйти на полки татарские,
и вышли из города, и порубили их стенобитные
орудия, напали на полки их, убили у татар
четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же
взял город и не пощадил никого, от
подростков до грудных младенцев, а о князе
Василии неизвестно: иные говорили, что он в
крови утонул, потому что был очень мал. С тех
пор татары не смеют называть этот город его
прежним названием, но называли его «город
злой», потому что бились около него семь
недель, и убили у татар под ним трех сыновей
темииновых. Татары искали их и не могли
найти их среди множества трупов».
– О защите какого города Руси идет речь в
летописи? (Защита города Козельска)
Вывод: данные репродукции картин,
ратные подвиги героев являются примером
для подражания, доказательством любви к
своему Отечеству
3. Понятийный поединок.(на экране и
карточки) (слайд № 9)
Задание командам. Дать определение
следующим понятиям.
1 команде:
Флаг
Вексиллология
2 команде:
Гимн
Геральдика
4. Даты и события (на экране и
карточки). (слайд № 10)
Задание командам. Установите какое
событие произошло в … .
1 команде:
12 декабря 1993г.
8 сентября 1380г.
1242г.
2 команде:
22 августа 2000г.
1240г.
1223г.
5. Кроссвордово. Отгадайте
кроссворд (кто отгадает больше слов – на
отдельном листе каждой команде) .
- Один из цветов российского флага.
- Основной закон государства.
- Конституция — … закон.
- Закон воинской жизни.
- Торжественная песнь.
- Герой России, капитан подводной лодки «Курск».
Цель этих трех поединков показать,
насколько богата история шашей страны,
которую мы должны стремиться познать.
6. Заключительный этап нашей викторины.
Блиц-турнир. (вопросы читает учитель) (слайд
№ 11)
- Как звали талантливого нойона (князя),
которому в начале XIII веке удалось
подчинить себе все монгольские и
соседние тюркские племена? (Темучин (Чингисхан)) - Когда русские дружины впервые
встретились с монголами? (1223г. на
берегу реки Калка) - Как называется съезд кочевой
монгольской знати? (курултай) - Что считалось главным богатством у
кочевников? (скот и пастбища) - Символом чего является герб и флаг
страны? (суверенитета) - Что изображено на гербе Екатериновского
района? () - Флаг военно-морского флота – это …?(Андреевский)
- Когда изображения двуглавый орёл стал
Государственным гербом России? (XVII век) - Внимание на экран! Что это? (герб
Саратова- появляется по щелчку) (слайд
№ 11)
- Во время правления кого орел стал черным?(Петр
I) - Что является символом Олимпийских игр? (5
колец – участие 5 континентов) - Что означает голубое кольцо Олимпийских
игр? (Северная Америка) - Что означает желтое кольцо Олимпийских
игр? (Южная Америка) - Что означает черное кольцо Олимпийских
игр? ( Африка) - Что означает зеленое кольцо Олимпийских
игр? (Австралия) - Что означает красное кольцо Олимпийских
игр? (Евразия) - Кто является автором гимна,
утвержденного в 2001 году? (С.В.Михалков) - Кто является композитором гимна,
утвержденного в 2001 году? (А.В.Александров) - Внимание на экран! Кто это? (А.Невский)
(слайд № 12)
Заключение: урок показал
заинтересованность и небезразличное
отношение учащихся в происходивших
событиях, содействовал патриотическому
воспитанию.
IV. Подведение итогов.
– Вот и подошла к концу наша
викторина.
– Ребята, чем мы занимались на
уроке?
– Что вам больше всего
запомнилось, понравилось?
– Кто из ваших одноклассников, по
вашему мнению, лучше всех работал на уроке?
Подсчет жетонов. Слово жюри о
работе ребят на уроке.
Награждение победителя
викторины, его фотографирование на фоне
флага и герба России (у доски, где висят
работы учащихся).
Выставление отметок. (слайд № 13)
Список литературы.
- История Российского государства:
сценарии внеклассных мероприятий/ авт.-сост.
Е.А.Гальцова. – Волгоград: Ученики,2007. - Классные часы по теме «Нравственность»:
5 класс. / Дереклеева Н.И. – М. «5 за знания»,
2006.(«Классному руководителю») - История России с древнейших времен до
конца XVI века. 6 класс: дидактический
материал (контрольные задания, тесты,
кроссворды)/ авт.-сост. Н.Ю.Бухарева. –
Волгоград: Учитель, 2008 - Календарь памятных дат: классные часы на
патриотические темы. 5 – 11 классы/ сост. И.И.Варакина,
С.В.Парецкова. – Волгоград: Учитель, 2007 - История России: с древнейших времен до
конца XVI века: учеб.для 6 класса
общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
– 6-е изд. – М.:Просвещение, 2006. - Классные часы по теме «Нравственность»:
6 класс. / Дереклеева Н.И. – М. «5 за знания»,
2006.(«Классному руководителю») - Обществознание: учеб. для 6 кл.
общеобразоват. учреждений/[Л.Н.Боголюбов,
Н.Ф.Виноградова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова,
Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2008. - Поурочные разработки по курсу «Государственная
символика»: Гимн.Гимн.Флаг. – М.: ВАКО, 2005.-
(В помощь школьному учителю).
Приложение
Тест онлайн
Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
К какому понятию относится понятие «государство»?
социальное
географическое
политическое
2.
Какая наука исследует общество?
политология
правоведение
социология
3.
На чём основаны общественные отношения?
на классовой принадлежности
на симпатии
на коллективных правилах
4.
Что из списка является одной из форм общественных отношений?
дружба
сотрудничество
семья
5.
Термин, обозначающий всё то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей и приносить пользу.
социальная сфера
материальное благо
экономика
6.
Что относится к такому виду экономической деятельности, как производство товаров?
рыболовство
строительство
оптовая и розничная торговля
7.
Что является основой деятельности людей?
труд
досуг
удовлетворение потребностей
8.
Чем различаются социальные классы общества?
уровнем образования, дохода
местом жительства
возрастом
9.
Как называют общепринятые, особо оберегаемые обществом образцы поведения?
мораль
правила
нравы
10.
В каком типе общества преобладает промышленность?
аграрное
постиндустриальное
индустриальное
Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Закончили отгадывать?
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину
Оставьте ваш комментарий