Как составить викторину по русскому языку 2 класс

ЗНАТОКИ  РУССКОГО   ЯЗЫКА

2-Б класс 2017 год

Куштева М.В.

Цели:

Развитие интереса к изучению русского
языка.

Обогащение словарного запаса учащихся.

Развитие памяти, логического мышления,
творческого воображения и наблюдательности.

Укрепление и сплочение детского
коллектива.

                                Ход
мероприятия:

        Сегодня
состоится викторина по русскому языку для учащихся 2-х классов. У нас 2
команды. Нам предстоит выяснить кто лучше  знает русский язык. Победители
получат медали «Знатоки русского языка». За каждое правильно выполненное
задание команда получает 1 очко. Желаю удачи!

Конкурс 1. “Составь
слово”.

Учитель раздает командам карточки с
буквами, ученики должны составить по 2 слова. (Работают за столами).

Команда 1:

у к в а б      
 (буква)

а р в а т        
(трава)

с а н о с(сосна)

Команда 2:

о в о л с        
(слово)

е ц с я м        
(месяц)

к я ы з (язык)

Конкурс 2.”В
гости к согласным”.

Учитель раздаёт  командам карточки с
заданиями. (Задание выполняется на карточках).

Замените в каждом слове одну согласную
так, чтобы получилось другое слово.

Например: цвет-свет.

Команда 1:

фара, игра,  дом, кочка, уточка, море

Команда 2:

лев, роща, крыса, чайка,

роза, дуб

Конкурс 3.”В
гости к гласным”.

На доске записаны слова с пропущенными
безударными гласными.

Участники каждой команды по одному выходят
к доске и вставляют нужную букву в слово.

гр…за                тр…ва                

кр…ты                к…ты                

м…ря                ст…лбы                

н…га                г…ра                       

д…жди                сн…га                

с…ва                л…са                        

Конкурс 4. «Угадай-ка».

1.Первое — нота, второе — тоже,
А целое на боб похожа. ( Фа — соль)

2.Первое — предлог, второе— летний
дом,
А целое порой решается с трудом. ( За — дача).

3.Начало — голос птицы, конец — на дне
пруда.
А целое в музее найдёте без труда. ( Картина)

4.С глухим согласным наливаюсь в
поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос).

5.С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза).

6.С «м» — приятен, золотист, очень
сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд).

7.С глухим шипящим кругл, как
мячик,
Со звонким — как огонь горячий. ( Шар — жар).

Конкурс 5. «Восстанови
пословицу».

На доске была записана пословица, но слова
перепутались. Вам нужно подумать, что это за пословица и записать её на
листочках, которые лежат на столах. На выполнение задания даётся 30
секунд.

а        погибай        сам        выручай        товарища
          (Сам погибай, а товарища выручай)

Конкурс 6. Игра 
«10 ос»

Предлагаются по 1 стиху каждой команде.

1
Ос—
– а
На этой осе в октябре позолота,
Ос— – а
А эта растёт на лугу у болота,
— ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
— ос — – — а-
На этой опасно устраивать игры,
— ос — – — а — –
Эта оса на луну улетает,
— ос — – — – а
Эта на солнце худеет и тает,
— – ос — – — – а — –
Эта оса продаётся в бутылке,
— ос — – — а
Эта боится горчицы и вилки,
— ос — а
С этой спит в колыбели малыш,
— о — с — – — – а
Эта по классу крадётся , как мышь.

Конкурс 7. “Раскрой
смысл выражений”.

Команда 1:

“Зарубить на носу”. (Хорошо и
надолго запомнить)

Команда 2:

“Рукой подать”. (Близко)

Конкурс  8. Из
букв слова составь как можно больше новых слов.

 ОГНЕУШИТЕЛЬ

Подведение итогов. Награждение.

В подборку включены вопросы и задания для проведения викторины по русскому языку во 2 классе.

1. Загадки о русском языке для 2 класса

На странице букваря 33 богатыря

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

        Тридцать три сестрички

        Ростом невелички

        Если знаешь их секрет,

        То на все найдешь ответ.

        (Буквы)

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

(Слоги)

        Если б не было его,

        Не сказал бы ничего.

        (Язык)

2. Блиц-опрос о русском языке

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы: 1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

3. Вопросы о буквах, звуках и слогах

Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько парных  согласных? (12)

Как делятся  слова?   (На слоги.)
Сколько в слове слогов?    (Сколько гласных, столько и слогов.)
Как в русском языке воспроизводятся звуки, которые издают кошка, собака, гусь? Как называются эти слова?     (Звукоподражательные)

1.    КОТ, КИТ, МИР  – Какие это слова?   (Односложные)

2.    Назовите двусложные слова    (Пе-нал,  ма-ма, мо-ре )

3.    Назовите трехсложные слова   ( Те-ле-фон, ком-на-та, ли-ней-ка)

4. Вопросы о правилах и орфограммах

Назовите слова-предметы. ( Парта, пенал…)
Назовите слова-признаки.   (Весёлый, умный…)
Назовите слова-действия. (Пишет, читает…)

Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
С помощью какой части слова образуются новые слова?
Что меняется в конце слова?

Как пишется частица НЕ со словами-действиями?
Как писать имена и фамилии?
Как писать предлоги со словами?

1.  Как пишутся в словах сочетания ЖИ-ШИ?   Приведи примеры.

2.  Как пишутся в словах сочетания ЧА-ЩА?   Приведи примеры.

3.  Как пишутся в словах сочетания ЧУ-ЩУ?   Приведи примеры.

Подбери слова, начинающиеся со слога бу- (букашка, бумага, бутон, булавка, Буратино).
Подберите слова со слогом за- (гроза, коза, заноза, засов, лоза).

Подбери слова со слогом ва- (васильки, канава, корова, вагон).

5. Шуточные и занимательные вопросы о русском языке для 2 класса

1. Чей нос называется так же, как мелкая монета?

а) коровы; б) медведя; в) мыши; г) свиньи; д) дельфина.

2.Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?

а) мычит; б) блеет; в) кудахчет; г) ржёт; д) ревёт.

3. В каком слове сорок гласных?

(В слове «сорокА»)

4) В каком слове больше всего букв «Я»?

(Семья)

5) Корова говорит «Му!», собака ? «Гав!», кошка ? «Мяу!». А кто говорит самое длинное «слово»?

(А) утка; (Б) свинья; (В) лошадь; (Г) лягушка; (Д) петух

6) Сестра — сёстры, стол — столы, голос — голоса, плечо — плечи, брат — … .

(А) браты; (Б) брата; (В) братья; (Г) братия; (Д) братики

7) В Королевстве кривых зеркал, куда попала Оля, у неё оказалась подружка Яло — её зеркальное отражение. Оля записала под диктовку Яло имена жителей этого королевства, но в одном ошиблась. В каком из имён ошибка?

(А) Абаж; (Б) Анидаг; (В) Аксал; (Г) Гурт; (Д) Нушрок.

8) Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка: баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель.

Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?

(А) укроп; (Б) лук; (в) капуста; (Г) репа; (Д) тыква

6. Ребусы для викторины по русскому языку

Разгадайте ребусы. Каждая команда получает по листочку с заданием. За правильно выполнение задания 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл

КИС. (ответ: КИСТОЧКА)

ВИ 3 НА (ответ: ВИТРИНА)

100 ЛИЦА (ответ: СТОЛИЦА)

ВО 7 (ответ: ВОСЕМЬ)

ПО 100 ВОЙ (ответ: ПОСТОВОЙ)

7. Буквы в словах перепутались

Командам даётся по листу с заданием (у каждой команды свое задание). Буквы в словах перепутались, восстановите слова!

Разгаданы 5 слов – 3 балла, 4 слова – 2 балла, 3 слова – 1 балл. Время 3-5 минут.

Расшифруйте слова:

ЛАНПЕ (ПЕНАЛ)

ГАНИК (КНИГА)

РЦЕУГО (ОГУРЕЦ)

ВАТРА (ТРАВА)

ЧКАРУ (РУЧКА)

КЗЛОАВ (ВОКЗАЛ)

ШОЛАК (ШКОЛА)

НОРАВО (ВОРОНА)

КИСАРК (КРАСКИ)

ВОНЗОК (ЗВОНОК)

АШАИНМ (МАШИНА)

АДЕЕБС (БЕСЕДА)

ЕВРЕЧ (ВЧЕРА)

ТАРПА (ПАРТА)

ДАНЗА (НАЗАД)

УВКАБ (БУКВА)

ИСОКН (НОСКИ)

ТЕСОМ (МЕСТО)

УРОЧБ (ОБРУЧ)

ЕЛОНЬ (ОЛЕНЬ)

8. Разгадайте слова, используя первые буквы предметов

Ответы: 1. БЕЛКА 2. КАБАН 3.ЗАЯЦ

9. Раскройте смысл крылатых выражений

Каждая команда объясняет по 2 выражения. Перед началом выполнения задания нужно привести пример объяснения:

Смотреть сквозь пальцы – не обращать внимания ни на что

Море по колено – ничего не бояться

Тянуть кота за хвост – долго не приступать к делу, медлить

Задания для команд:

Во весь дух – (быстро)

Рукой подать – (близко)

Прикусить язык – (замолчать)

Витать в облаках (мечтать)

Сломя голову – (быстро)

Крокодиловы слезы – (фальшивые)

10. Игра «Наборщик»

Требуется составить как можно больше слов из букв данного слова. Дается время на выполнение задания, затем каждая команда по очереди называет по одному слову. Уже названные слова повторять нельзя.

Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими командами. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов имён существительных в именительном падеже (повторять буквы нельзя). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, лекарство и др). За каждое правильное слово 1 балл. Можно усложнить задание: за односложные слова давать 1 балл, за двусложные – 2 балла, за трехсложные – 3 балла.

Пример:

Лекарство: вор, кора, сор, сова, ворс, кросс, лор, ствол, рост, стол, корт, вес, лес, рак, ток, кот, рот, крот, трос.

Смирнова Ольга Витальевна,

учитель начальных классов, МАОУ гимназии №49 города Тюмени

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Тема: «Русский язык «Своя игра»

Цель: вспомнить, закрепить и обобщить у учащихся младших классов знания за курс 2 класса по русскому языку

Задачи:

– повысить образовательный уровень;

– формировать у младших школьников интерес к изучению русского языка;

– повторить и закрепить знания учащихся по русскому языку;

– развивать речь и умение представлять информацию перед слушателями;    

– развивать память, мышление.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран
  • жетоны,
  • выставка словарей и книг по русскому я зыку.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Викторина с использованием презентации проводят учащиеся вторых классов в рамках недели по русскому языку, а также может быть приурочена к Дню славянской письменности и культуры, который празднуется 24 мая. В викторине собран материал по знанию русского языка во 2 классе.

Правила проведения викторины:

Викторина может проводиться двумя способами:

  1. Между двумя участниками. Остальные учащиеся отвечают  и дополняют ответы участников, зарабатывая баллы. Набравших наибольшее количество баллов награждают памятными сувенирами;
  2. Между двумя командами, где участники совещаются перед тем, как дать правильный ответ. Порядок выступления определяется по нажатию на кнопку включателя, если нет оборудования, то возможно поочередное выступление команд. Победившая команда получает памятные сувениры. Но самый главный подарок – это совместная деятельность учащихся, их взаимопомощь и взаимовыручка.

На слайде 2 представлены категории вопросов: «Части речи», «Существительное», «Прилагательное», «Местоимение», «Глагол» и стоимость вопросов от 10 до 50. Стоимость вопроса определяется его сложностью. Отвечающая команда выбирает категорию (тему) и номер вопроса. Можно набрать наибольшее количество баллов, отвечая на сложные вопросы. После выбора вопроса ведущий задает вопрос. Отвечает участник (или команда), первым нажавший на кнопку. За правильный ответ ему вручают жетон. Другие участники могут дополнить ответ и тоже получить жетон и 10 баллов. Во время игры учащиеся могут также давать сопутствующую информацию по вопросу, тем самым зарабатывать дополнительные баллы для команды.

Подведение итогов:

Награждение. Подсчёт числа жетонов у участников викторины. Самые активные участники, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются медалями или сувенирами.

Вопросы викторины:

Слайд 3. Категория «Части речи» (10 баллов)

Вопрос В стихотворении С. Я. Маршака есть такая строчка: «Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». Как одним словом можно назвать все слова в этом предложении?

 Ответ: существительные.

Слайд 4. Категория «Части речи» (20 баллов)

Вопрос: Как называется самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Ответ: прилагательное.

Слайд 5. Категория «Части речи» (30 баллов)

Вопрос: Как называется самостоятельная часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделают? Что сделали?

Ответ: глагол

Слайд 6. Категория «Части речи» (40 баллов)

Вопрос:                                        Я, ты, он, она!

Вместе — целая страна,
Вместе — дружная семья!

В слове «мы» — сто тысяч «я».

О какой части речи поют в песне?

Ответ: местоимение

Слайд 7. Категория «Части речи» (50 баллов)

  Вопрос:                               И по трубе водосточной полез.

Третий этаж,

И четвёртый,

И пятый…

Вот и последний,

Пожаром объятый.

Какая часть речи спряталась на этажах в произведении С. Я. Маршака  Рассказ о неизвестном герое?

Ответ: числительное

Слайд 8. Категория «Существительное» (10 баллов)

Вопрос: На какой вопрос отвечают эти слова?

Груша, банан, апельсин, киви, персик, мандарин, апельсин, яблоко.

Ответ: что?

Слайд 9. Категория «Существительное» (20 баллов)

Вопрос: Назовите нарицательные имена существительные.

Собака, печаль, ветер, Емеля, поле, Китай, жук, Лунтик, заяц, мама, часы.

Ответ: Собака, печаль, ветер, поле, жук, заяц, мама, часы.

Слайд 10. Категория «Существительное» (30 баллов)

Вопрос: Подбери и запиши существительные слова антонимы.

Мир-

Лень-

Счастье-

Храбрость-

Ложь-

Веселье-

Любовь-

Ответ: война, активность, беда, трусость, правда, печаль, ненависть

Слайд 11. Категория «Существительное» (40 баллов)

Вопрос: Поставьте имена существительные в форму единственного числа.

Леса, снега, поля, следы, деревья, ножницы, полотенца

Ответ: лес, снег, поле, дерево, полотенце.

Слайд 12. Категория «Существительное» (50 баллов)

Вопрос: Назови имена существительные.

На дереве лежала рыжая кошка. У кошки были зелёные глаза и кисточки на ушах.

Сильные лапы впились в ствол. Это была рысь.

Ответ: дереве, кошка, кошки, глаза, ушах, лапы, ствол, рысь.

                     Слайд 13. Категория «Прилагательное» (10 баллов)

Вопрос: Назовите имена прилагательные

Лес, лесной, сад, садовый, море, морской, железо, железный, берёза, берёзовый.

              Ответ: лесной, садовый, морской, железные, березовый

Слайд 14. Категория «Прилагательное» (20 баллов)

Вопрос: Задай вопрос к именам прилагательным

Солнечный –

Высокая

Голубое –

Радостные-

Ответ: Солнечный –какой?

Высокая-какая?

Голубое –какое?

Радостные-какие?

Слайд 15. Категория «Прилагательное» (30 баллов)

Вопрос: Образуй от слов имена прилагательные в форме единственного числа

              бумага, ковер, белье, цветок, лето

Ответ: бумажный, ковровый, бельевой, цветочный, летний

Слайд 16. Категория «Прилагательные» (40 баллов)

Вопрос: Образуй  имена прилагательные в форме множественного числа

 Товарищ, друг, приятель, семья, родня

Ответ: товарищеские, дружеские, приятельские, семейные, родственные

Слайд 17. Категория «Прилагательные» (50 баллов)

Вопрос: Определи род у имени прилагательного

шустрый котенок, ласковая мама, волшебное слово, скорые поезда

Ответ: м.р.; ж.р.; ср.р.; –

Слайд 18. Категория «Местоимения» (10 баллов)

Вопрос: Найди и назови местоимения

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты –

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

              Ответ: я, ты, он, я, ты, мы, я, ты, мы

Слайд 19. Категория «Местоимения» (20 баллов)

Вопрос: Замени слова местоимениями

 кукушка, мальчик, ребята, солнце, я с мамой

Ответ: она, он, они, оно, мы

Слайд 20. Категория «Местоимения» (30 баллов)

  Вопрос: Вставь нужные местоимения.

а) ______ люблю русскую берёзу!

б) Недавно ______ были в берёзовом лесу.

в) Какой Ваня молодец! Столько подберёзовиков _____ нашёл!

г) А, ______ ребята, сколько нашли?

.

Ответ: а) Я; б) мы; в) он;, г) вы

Слайд 21. Категория «Местоимения» (40 баллов)

Вопрос: Здесь сделаны ошибки в написании местоимений. Найди их, замени местоимение, подходящее для каждого предложения.

Они дома один. Родители на работе. Я придут только вечером. Вы делаю уроки, потом буду смотреть телевизор.

Ответ: он, они, я

Слайд 22. Категория «Местоимения» (50 баллов)

Вопрос: Укажи строчку, в которой все местоимения единственного числа

а) она, я, мы

в) они, вы, мы

б) оно, ты, вы

г) он, она, ты

Ответ: г)

Слайд 23. Категория «Глагол» (10 баллов)

Вопрос: Найди и назови глаголы

Над широкими полями нависла тяжёлая грозовая туча. В небе засверкала ослепительная молния. Прогремел сердитый гром. Хлынул проливной дождь. Тропинка сразу стала гладкой и скользкой.

Ответ: нависла, засверкала, прогремел, хлынул, стала

Слайд 24. Категория «Глагол» (20 баллов)

Вопрос: Поставь правильно вопросы

Утром Леля (        ?) отправилась к морю. Девочка (        ?) увидела в белой пене волн птичку. Волны (        ?) раскачивали её. Леля (___________________?) вбежала в воду и выхватила у волн их добычу. Девочка (        _?) принесла птичку домой, согрела и выпустила на волю.

Ответ: что сделала? что сделала? что делали? что сделала? что сделала?

Слайд 25. Категория «Глагол» (30 баллов)

Вопрос: Подбери  подходящие глаголы.

        Маша __________________ на берегу реки в мячик. Вдруг мячик ________________ и _______________ в воду. Маша _________________ к берегу, а мячик _______________ по воде. _______________ он, _________________ да и _________________ к рыбакам в сеть.

Ответ: играла, упал, попал, подбежала, поплыл, плыл, плыл-плыл, попал

Слайд 26. Категория «Глагол» (40 баллов)

Вопрос: Напиши глаголы, противоположные по смыслу.

открывает —
приходит —
запомнят —
разрушает —

хвалит –

Ответ: закрывает, уходит, забудут, строит, ругает            

Слайд 27. Категория «Глагол» (50 баллов)

Вопрос: Запиши глаголы во множественном числе.

Открыл, хранит, посвистит, притащил, заснёт, проткнёт, забыл. 

Ответ: открыли, хранят, посвистят, притащили, заснули, проткнут, забыли

Викторина по русскому языку

2 класс

1. «Составь букет»

Выберите цветы, в названиях которых есть мягкие согласные:

Роза, люпин, астра, василёк, пион, мак, гвоздика, нарцисс, георгин.

2. «Птичья арифметика»

Сосчитайте в каждом слове количество букв и звуков:

журавль –

ястреб –

воробьи –

дятел –

чайка –

3. «Лесенка»

Заполните лесенки слов:

 ж

и 

 ж

и 

 ж

и 

 ж

и 

 ж

и 

 ж

и 

 

 ч

а 

 ч

а 

 ч

а 

 ч

а 

 ч

а 

 ч

а 

4.  «Слова-друзья»

К словам, записанным в левой колонке, подберите синонимы (близкие по значению слова) из правой:

алфавит                   аккуратный

огонь                        алый

чистый                     скакать

прыгать                   азбука

бросать                   пламя

красный                  кидать

5. «Четвёртый лишний»

Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово:

жиыл

ански

кьионк

нолс

6. «Границы предложений»

Найдите в тексте границы предложений и поставьте, где нужно, точки, вопросительный или восклицательный знаки:

    День был тёплый снег был мокрый вышли ребята во двор что делать Коля стал лепить снеговика у Саши будет медведь у Жени маленький слон Катенька лепит зайчика.

Ответы:

1. Люпин, василёк, пион, гвоздика, георгин.

2. Журавль – 7 букв, 6 звуков;

ястреб – 6 букв, 7 звуков;

воробьи – 7 букв, 8 звуков;

дятел – 5 букв, 5 звуков;

чайка – 5 букв, 5 звуков.

3. жир                                        час

   жижа                                      чаша

   жизнь                                      чайка

   жилище                                   чайник

   животик                                  чародей

   животные                                часовщик

 4. Алфавит – азбука

огонь – пламя

чистый – аккуратный

прыгать – скакать

красный – алый

бросать – кидать

5. Лыжи, санки, коньки, слон.

6. День был тёплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.

Опубликовано 08.10.19 в 19:47



Игра-викторина «Путешествие в страну русского языка».

Цели: формировать интерес к русскому языку посредством игрового и занимательного материала;

обобщить и проверить грамматические знания, умения и навыки учащихся;

развивать речь, логическое мышление, память, воображение;

учить работать в группах.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки-задания, грамоты.

Ход

– Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну русского языка и определим команду знатоков русского языка.

Девиз нашего мероприятия:

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» (Р. Сеф)

Наш язык — язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Оценивать ваши ответы будет честное и доброжелательное жюри.

Представление жюри.

Правила: игра ведется между командами «Познавашки» и «Почемучки».

На обсуждение каждого вопроса дается определенное время.

По его истечении каждая команда должна сказать жюри вариант ответа.

Правила работы в команде:

Работать дружно, все вместе;

Уметь выслушать своего товарища;

Не обижать товарища, который сделал ошибку;

Не смеяться над командой, которая проигрывает;

Не злиться, если вы проиграете.

Наше путешествие начинается.

Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить.

Отправляя поздравленья

Помни правила склонения,

Род, число и падежи —

Крепко в памяти держи.

А приставки и частицы

Вроде маленьких зверьков.

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников.

Люблю тебя грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

Задание 1. «Назови одним словом».

(вместо словосочетания надо назвать одно слово, которое обозначает предмет — имя существительное; например: храбрый человек — храбрец)

БОЛТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК — болтун, болтушка;

ЛЕНИВЫЙ ЧЕЛОВЕК — лентяй, ленивец;

МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК — мудрец;

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК — добряк;

БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК — богатый, богач;

ГРУБЫЙ ЧЕЛОВЕК — грубиян;

СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК — силач;

ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК — весельчак.

Задание 2. «Загадка в загадке».

(прочитай загадку, вставь пропущенные буквы и напиши отгадки)

1. Сидит де . . во сто шу . одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы прол . вает.

2. На п . ляне л . сной

Под могучей с. сной

Стоит старичок,

На нем бурый колпачок.

Задание 3. «Ребусы».

Задание 4. «Составь слова».

Каждой команде из данных букв необходимо составить слово 

РАНАКАДШ, ЧАУРК, ЧОТСИКАК, ОРЕВД

Ответ: карандаш, ручка, кисточка, ведро. (лишнее слово ведро)

ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, СРАКИК, ТЕРЕВ

Ответ: клей пластилин краски ветер. (лишнее слово — ветер)

Задание 5. «Сравнение».

Голоден как … (волк).

Труслив как……

Хитёр как…..

Упрям как…..

Нем как … (рыба).

Болтлив как … (сорока).

Физминутка – игра «Наоборот»
-Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие. 

1) Опустите руки вниз. 
2) Поднимите руки вверх. 2 р. 
3) Голову поднимите. 
4) Голову опустите. 2 р.
5) Поворот туловища вправо. 
6) Поворот туловища влево. 2 р.
7) Закройте глаза ( откройте) 2 р. 
8) Посмотрите вдаль.
9) Привстаньте.
10) Присядьте.
11) Опустите правую (левую) руку.
12) Опустите левую (правую) ногу.

Задание 6. «Заблудившиеся буквы».

1. Мы пришли на огород,

Смотрим: кепка там растет. (репка)

2. Нарушая тишину,

Воют вилки на Луну. (волки)

3. Пышка любит грызть зерно, –

Очень вкусное оно! (мышка)

4.Утром бабушка к рубашке

Прибивала мне кармашки.

(пришивала)

5. Гром был тихий, молчаливый.

Колпачок носил красивый. (гном)

6. На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву. 

7. Говорят один рыбак в речке выловил

башмак, но зато ему потом

На крючок попался дом (сом). 
8. Жучка будку (булку) не доела,

Задание 7. «Слова играют в прятки».

Найдите слова, которые спрятались. Присмотрись к слову и ответь на вопрос:

Что за полем, где растёт гречка?

Какое блюдо готовит стряпуха?

Какой цветок вручили чемпиону?

Кто напугал жужелицу?

Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.

РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ — (петух)

ЛРКМНОДШРКВГА — (кошка)

Задание 8. «Составь новые слова»

Составьте новое слово, заменив в данном слове только одну букву:

БАК — (бок, бык, бук, мак, рак), ТОЧКА — (ночка, дочка, бочка, тучка)

СОМ – (лом, ком, дом, том), ДЕТКА – ( сетка, ветка, метка)

Задание 9. «Собери пословицу».

Из слогов составить пословицу.

Хо, шая, ро, кни, га, ший, друг, луч (Хорошая книга – лучший друг.)

Кто зна мно тот го та ет чи го ет ( Кто много читает, тот много знает.)

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком (книга). 

Черные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд – сейчас заговорят.

(буквы). 

Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведет,

Там заметку кладет. (карандаш). 

Белый зайчик

прыгает по черному полю. (мел и доска).

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель). 

Что в человеке есть одно,

А у вороны двое,

В лисе не встретится оно,

А в человеке втрое. (буква О). 

Что находится в центре слова «земля»?

(буква м).

В каком слове, состоящем из 5 букв,

встречается пять О? (Опять).

Чем кончается как день, так и ночь?

(мягким знаком).

Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите. 

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И сегодня отличился?

Подведение итогов, награждение.

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья, 
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!

Задание 11. «Словесные портреты».

(узнай произведение и автора, каждой команде по три вопроса)

* Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её на свете никого не было. Бабушка подарила ей шапочку …

(Ш.Перро «Красная шапочка»)

* Она так красива, так прекрасна. Глаза ее сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни света …

(Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)

* Месяц под косой блестит.

А во лбу звезда горит:

А сама-то величава,

Выступает, словно пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

* Маленький печальный человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо осыпано пудрой, белой, как зубной порошок …

(А.Толстой «Приключения Буратино», Пьеро)

* По амбару метен, по сусекам скребён,

На сметане мешан,

В печку сажен, на окошке стужён,

Он от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл …

(русская народная сказка «Колобок»)

* В широкополой шляпе. Ходит с прекрасной шарманкой по городу. Пением и музыкой добывает себе на хлеб …

(А.Толстой «Приключения Буратино», папа Карло»

* Мальчик в ярко-голубой шляпе с широкими полями, в брюках канареечного цвета и оранжевой рубашке …

(Н.Носов «Приключения Незнайки»)

* Внимание! Разыскивается мальчик лет шести. Очень самостоятельный, любит животных. С ним могут находиться кот и пес. Оба беспородные. Без определенного места жительства …

(Э.Успенский «Дядя Федор, пёс и кот»)

Задание 12. «Исправь ошибки».

дано предложение или слова с орфографическими ошибками; надо найти ошибки, исправить их и объяснить орфограммы, в которых допущены ошибки)

Молчю, шырокий, чищю, марской, речьной, зовот, тетрать, одежда, ирочька, воробьи, чюлок, ребята, вова, сад, снигирь.

Задание 13. «Заселяем домик».

(прочитай слова, рассели их в домики так, чтобы каждый слог имел свое окошко)

Моют, строю, свистнул, улыбнулся, узнают, песенка, оглянулся, огнями, столовая.

Задание 14. «От Хобота до Чирикина».

(в некотором сказочном государстве жили-были животные, которых звали … ; догадайтесь, какие животные скрываются под этими именами)

ХОБОТ — слон, ПАНЦИРКА — черепаха,

БУДИЛЬНИК — петух, ПОВТОРЮШКА — попугай,

ГАВЧИК — пёс, ПОРХАЙКА — бабочка,

ДАРЮХВОСТКА — ящерица, ПУЧЕГЛАЗКА — лягушка (жаба),

ДВУГОРБИК — верблюд, СЕТЬКИН — паук,

ДЛИННОШЕЙ — жираф, СТУКАЛО — дятел,

КЛЕШНЯ — рак, ТЕЛЬНЯЖКА — зебра,

КОЛЮЧКА — ёж, ТОЛСТОПУЗ — бегемот,

ЛИСТОЕДКА — гусеница, ФОНТАН — кит,

МЕДОНОСКА — пчела, БЕРЛОГИН — медведь,

МЯУКА — кошка, ЧИРИКИН — воробей.

НОЧНУШКА — сова,

3. Подведение итогов, награждения.

9 конкурс «Народная мудрость»
-Я буду читать пословицы,а вы найдите недостающие слова. 
1) Ученье – свет, а не ученье –
2) Знай больше, говори –
3) Не имей сто рублей,а имей –
4) Не бойся врага умного, бойся друга – 
5) Лучшая вещь новая, лучший друг – 
6) Старый друг, лучше новых-
7) Без труда не вытащишь и рыбку-
8) Семь раз отмерь, один раз –

 2-ое

Добавить комментарий