Как составить внеклассную работу

Это какие? Внеклассные мероприятия в школе проводятся с целью разнообразить досуг учеников. Помимо уроков, организуются конкурсы, концерты, выставки и экскурсии, которые вносят разнообразие в будни.

Чем важны? Внеклассные мероприятия оказывают большую роль в деле воспитания подрастающего поколения. С их помощью дети могут раскрыть свой творческий потенциал, сплотиться, стать добрее, активнее, развить чувство патриотизма и ответственность за себя и коллектив.

Оглавление:

  1. Внеклассные мероприятия как часть образовательного процесса
  2. Значимость, цели и задачи внеклассных мероприятий
  3. Форматы проведения внеклассных мероприятий в школе
  4. Этапы проведения внеклассного мероприятия
  5. Правила написания сценария внеклассного мероприятия
  6. Примерный план анализа проведенного внеклассного мероприятия

Внеклассные мероприятия как часть образовательного процесса

Помимо основного учебного процесса, в образовательных учреждениях предусматривается проведение дополнительных мероприятий. Такие занятия направлены на развитие творческих и познавательных способностей школьников и называются внеклассными или внеурочными мероприятиями.

Они проводятся во время, свободное от обязательных школьных уроков. Принимать в них участие могут учащиеся любых классов и параллелей. Внеклассные мероприятия в школе можно разделить на несколько видов в соответствии с целью их проведения. Каждый вид разделяется на несколько форм, которые будут разобраны ниже.

Внеклассные мероприятия

Одна из наиболее важных задач в условиях реформирования системы российского образования – это развитие социальных навыков и творческих способностей детей. Проведение внеклассных мероприятий помогает решить эту задачу. Они сочетают в себе образовательные и воспитательные функции, которые способствуют личностному развитию учащихся.

Внеклассная работа, при правильной ее организации, помогает школьникам реализовать себя, показать свою индивидуальность, повысить интерес к отдельным учебным предметам и процессу обучения в целом, проявить самостоятельность и социализироваться.

Отличие факультативных занятий от уроков состоит в использовании иных способов получения знаний и навыков. Они не требуют соблюдения строгой дисциплины и заучивания материала. Наоборот, для их проведения используется творческий подход с активным вовлечением учащихся в образовательный процесс.

Значимость, цели и задачи внеклассных мероприятий

Внеклассные мероприятия – это целая система разнообразных форм и методик проведения занятий, отличающихся по своему содержанию и назначению. Их основная цель в начальной школе – создание максимально комфортной обстановки для решения образовательных, воспитательных, развивающих и практических задач, связанных с прохождением основной учебной программы.

При помощи внеурочных занятий педагоги имеют возможность:

  • способствовать развитию сразу всех личностных качеств учеников младших классов, путем применения игровой и творческой деятельности;
  • улучшать творческие способности и инициативность учащихся;
  • формировать у детей организаторские навыки, развивать умение работать в команде;
  • обеспечивать психологический комфорт и социальную защищенность каждого ученика;
  • знакомить детей с народным творчеством, прививать им любовь к родному краю;
  • помогать родителям повышать педагого-психологическую культуру с помощью совместной деятельности;
  • продвигать идею здорового образа жизни.

задачи внеклассных мероприятий

Для проведения внеклассной работы современные учителя используют одновременно три направления:

  • учебно-воспитательную деятельность – кружки, творческие мастерские, экскурсии и т.п.
  • досуговую деятельность – различные мероприятия в игровой форме: литературные, спортивные, развлекательные программы, викторины, утренники и т.п.;
  • спортивно-оздоровительную деятельность – прогулки на свежем воздухе, спортивные мероприятия, эстафеты, игры, соревнования и т.п.

Форматы проведения внеклассных мероприятий в школе

Какие формы внеклассных мероприятий бывают в школе? В зависимости от вида занятия выбирается его формат и место проведения. Деятельность осуществляется на территории школы или за ее пределами. Формы внеурочного досуга различаются между собой, но могут иметь некоторые общие элементы.

Например, подготовка к мероприятиям включает три составляющих:

  • теоретическая часть; 
  • критико-аналитический подход;
  • творческая и практическая часть;

Дидактические игры: суть, этапы и примеры

Учебно-воспитательные внеурочные мероприятия:

  • беседа; 
  • экскурсионная деятельность; 
  • викторина; 
  • посещение театра;
  • встреча с интересными людьми;
  • дискуссия; 
  • обучение;
  • соревнования.

Беседа, как одна из форм внеклассной работы, подразумевает живое общение учителя с учениками. Диалог помогает развивать умственную активность, грамотно строить речь, поддерживать интерес к занятию, лучше фокусироваться. Старшеклассники самостоятельно справляются с ведением и поддержанием разговора в установленных рамках, а вот в начальной школе учитель выбирает линию беседы и в соответствии с ней задает вопросы ребятам.

Форматы проведения внеклассных мероприятий

Беседы могут быть: 

  • предварительными; 
  • эвристическими (учитель помогает детям рассуждать и искать решение вопроса);
  • воспроизводящие (рассчитаны на закрепление пройденного материала);
  • коммуникативные;
  • обобщающие (проводятся по итогам внеурочных занятий);
  • повторяющиеся.

Познавательные виды мероприятий:

  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • детские творческие выставки. 

Эти формы предназначаются для стимулирования познавательной и учебной деятельности школьников. Процесс помогает повышать интерес к конкурсам по различным предметам: русскому и иностранным языкам, литературе и точным наукам (математика, физика, химия).

Экскурсионная деятельность (экскурсия) – является одной из форм внеурочных мероприятий, которая наверняка заинтересует как начальные классы, так и подростков. Деятельность помогает:

  • развивать наблюдательность детей;
  • знакомиться с разнообразными объектами;
  • изучать окружающую среду.

Педагог дополнительного образования: компетенции, обязанности

Экскурсии с гидом организовываются практически по всем школьным предметам для учащихся любых возрастов. В младших классах изучается естествознание, идет знакомство с окружающим миром. В старших классах и колледжах проводятся экскурсии, связанные с географией и историей. Подобный формат позволяет расширять свой кругозор вне зависимости от возраста.

Цель досуговых занятий состоит в получении новых знаний и навыков. Их можно развивать на мастер-классах (шитье, рисование, кулинария, лепка, фотография), в театральных кружках, принимая участие в конкурсах и интеллектуальных играх.

Все они являются частью творческой формы внеурочной деятельности, так же как:

  • факультативы (дополнительные занятия);
  • творческие объединения; 
  • кружки по интересам; 
  • мастерские. 

Больше всего в этом виде занятий ценится креативность детей, которую помогают развивать и воспитывать педагоги.

Форматы проведения внеклассных мероприятий

Развлекательные и спортивные мероприятия:

  • спортивные конкурсы и игры;
  • соревнования; 
  • походы.

Спортивно-оздоровительные виды деятельности помогают прививать любовь к спорту, добавлять активные занятия и физическую культуру в повседневную жизнь учащихся.

При составлении плана внеклассных мероприятий для ребят, учащихся в школе, требуется учитывать их разницу в возрасте. Так, для начальной школы больше подойдут подвижные виды деятельности, конкурсы, игры и экскурсии. Старшеклассники же хорошо усваивают длительную, монотонную информацию. Они могут принимать участие в театральных постановках, турпоходах, КВН и брейн-рингах.

Этапы проведения внеклассного мероприятия

Мероприятие – это процесс, состоящий из четырех этапов: подготовки, организации, проведения и анализа.

  • Подготовка

На этом этапе выбирается тематика мероприятия. Педагог подбирает определенную воспитательную направленность для каждого класса и ученика. Для получения успешного результата можно провести анкетирование учеников и их родителей.

Когда тема определена, учитель вместе с классом и их семьями (при желании) ставит цели и задачи мероприятия, для выбора формы, составления дальнейшего плана, списка оборудования и материалов. Участие класса в планировании и организации мероприятия является частью воспитательной деятельности.

  • Организация

Далее распределяются роли и обязанности участников. Лучше всего, когда у каждого из учеников есть своя задача: от роли ведущего до помощи в выполнении поделок. По списку, составленному заранее, производится поиск, отбор и подготовка всех необходимых материалов, в том числе декораций и костюмов, настраивается оборудование. Итогом становится корректировка мероприятия (при необходимости), установка порядка действий и сроков.

Этапы проведения внеклассного мероприятия

  • Проведение

Перед самым началом необходимо проверить уровень готовности и состояние участников, оборудования и помещения. Важно проследить, чтобы никаких отклонений от плана не происходило. Это позволит своевременно корректировать недочеты, возникающие во время проведения мероприятия.

  • Анализ

Как только занятие окончено, учащиеся под присмотром педагога подводят итоги. Полученный опыт позволяет провести анализ и выявить положительные и неудачные моменты внеклассных мероприятий в школе. Стоит проверить, соответствовала ли форма и проведение поставленным целям и задачам, достигнут ли необходимый результат. Если что-то не совпало – выявить причину произошедшего.

Разработка конспектов уроков: требования, элементы, советы профессионалов

Подводя итоги обсуждения, можно провести анкетирование. Ученики смогут выразить свое мнение более подробно, описать моменты, которые им понравились, или, наоборот, не пришлись по душе; предложить варианты, которые помогли бы улучшить следующие занятия.

Правила написания сценария внеклассного мероприятия

Педагоги тратят немало времени на подготовку мероприятий, выбирая наиболее интересный материал по заданной теме, который вовлечет большое количество учащихся и не оставит их равнодушными.

Все части внеурочной деятельности должны быть грамотно распланированы. Стоит определиться с методами и приемами подачи информации, формой проведения мероприятия, оборудованием и необходимыми для занятия материалами.

Какие сценарии может использовать учитель для внеклассного мероприятия? Сценарий – это подробный, правильно оформленный разбор содержания, раскрывающий компоненты досуговой деятельности, собранные в четком логическом порядке.

Правила написания сценария внеклассного мероприятия

Сценарий доложен раскрывать тему и цель, показывать все логические переходы от одного этапа мероприятия к другому. Главная задача сценария – конкретизация общей тематики, поиск и выявление проблемного аспекта поднятого вопроса, который наиболее важен для коллектива. Так каждая деятельность связана с каким-либо праздником, значимой датой или личностью, актуальной темой.

Внеклассные мероприятия в школе должны проводиться по сценариям, соответствующим возрастным особенностям учащихся. Например, они могут посвящаться творчеству известных людей: А. Пушкина, Ф. Шаляпина или А. Ахматовой. Также на занятиях разбираются проблемные темы, значимые для детей определенного возраста: человек в обществе, вред наркотиков, финансовая грамотность, безопасное общение с животными и т.п.

Сценарий подразумевает развитие конкретного сюжета, содержащего в себе какой-нибудь конфликт. Эта часть является наиболее существенной при разборе тем, потому что именно она полностью раскрывает идеи занятия. После завершения мероприятия (вне зависимости от формы) проводится анализ его результатов.

Примерный план анализа проведенного внеклассного мероприятия

Педагог должен уметь осуществлять самоанализ деятельности. Самоанализ – это показатель профессионализма, уровня понимания учителем образовательных задач, относящихся не только к конкретному уроку или мероприятию. Он является наиболее значимым элементом педагогической и внеурочной деятельности, регламентированной ФГОС. Самоанализ позволяет преподавателям выявлять свои ошибки и преодолевать их.

Предлагаем вам ориентировочный план анализа внеклассных мероприятий, проводящихся в начальной, средней и старшей школе. Чем качественнее он будет выполнен, тем продуктивнее будет последующая работа педагога.

  • Общие сведения
    • Актуальность проведенной деятельности.
    • Временные рамки мероприятия.
    • Организатор (учитель или творческая группа педагогов).
    • Тематика и форма занятия, его место в системе воспитательной деятельности образовательного учреждения.
    • Цель мероприятия.
  • Подготовительный период
    • Распределение задач занятия между организаторами.
    • Пошаговая работа с детьми по готовому четкому плану.
  • Содержание воспитательного мероприятия.
    • Соответствие поставленным целям и тематике.
    • Учет возрастных особенностей участников.
    • Новизна и полезность.
    • Наличие связей между предметами.
    • Применение ИКТ.
  • Ход мероприятия
    • Активная вовлеченность участников и зрителей.
    • Влияние занятия на эмоциональное состояние обучающихся.
    • Применение воспитательных методов и приемов при проведении мероприятия.
    • Общая длительность занятия, оценка рациональности распределения времени.
    • Вовлеченность родителей в подготовку и проведение мероприятия.
    • Достижение поставленных целей.
  • Подведение итогов
    • Обсуждение этапов подготовки и проведения воспитательного мероприятия (в комфортной обстановке с помощью различных методов стимулируется участие учеников в общем разговоре).
    • Анализ эмоционального восприятия обучающимися проведенного занятия и их собственной позиции в нем.

Проведение внеурочных занятий – важная часть работы учителя. Это одни из наиболее интересных и запоминающихся составляющих школьной жизни. Внеклассные мероприятия, проводящиеся в школе, требуют длительной подготовки. Занятие должно быть эффективным, увлекательным для учащихся, чтобы проблема не осталась без должного внимания и дальнейшего осмысления.

Организация внеурочной деятельности

  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Для выполнения этих задач мы с Любовью Александровной решили проводить два кружка «Почемучка» и «Как хорошо уметь читать».

Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, а благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях мы стараемся раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, коммуникативные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  На занятиях кружка мы направляем свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

 Наша внеурочная деятельность особое значение уделяет развитию воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование культуры поведения;

  • формирование психологических качеств личности школьника.

А теперь подобнее о кружках.

Кружок «Почемучка» во 2 «б» классе проводится в понедельник 5-ым уроком по расписанию второй смены.

Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

Обучающие:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Курс программы состоит из 10 разделов.

Раздел. Тема занятия

Кол-во ч.

Из них

Примечание

Теоретич.

Практич.

Экскурс

1.

Введение в экологию

4

2

1

1

1.1

.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Веселое путешествие в природу

1

1.2

.Пр.зан. Творческая мастерская

1

1.3

Природа и искусство

1

1.4

Отношение человека к природе Экологическая безопасность.

1

2

Молчаливые соседи

3

1

1

1

2.1

Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

1

2.2

. Чем питаются домашние животные?

1

2.3

Как ухаживать за своим питомцем?

1

3

Пернатые друзья

3

1

2

3.1

Прогулка «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы.

1

3.2

Экологическая акция «Поможем птицам!»

.Прогулка в парк.

1

3.3

3.4

Художественное слово о птицах

Праздник «Птицы-наши друзья»

Конкурс стихов о птицах

1

1

1

4.

О чем шепчут деревья

3

1

1

1

4.1

. Этажи леса.

Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

1

4.2

Сезонные изменения у растений.

1

4.3

Мы – художники.

Загадки леса

1

5.

Загадки животного мира

3

1

1

1

5.1

Зимовье зверей

1

5.2

Заочная экскурсия в отдел природы музея.

1

5.3

5.4

Любопытные факты о живой природе

Конкурс рисунков «Моё любимое животное»

1

1

6

Секреты неживой природы

2

1

1

6.1

Природа – наш общий дом

. Веселое путешествие в природу времена года.

1

6.2

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

1

7.

Оранжерея на окне

3

1

1

1

7.1

Экскурсия в школьный кабинет естествознания

1

7.2

Любители света и тени, влаги и тепла.

1

7.3

Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения

1

8

Человек – часть живой природы

4

1

2

1

8.1

Люди разные нужны, люди всякие важны.

1

8.2

. Выращивание лука в домашних условиях.

.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

1

8.3

Человек! Будь природе другом!

Вредные привычки.

1

8.4

Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

1

9.

Охрана природы.

1

1

9.1

Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

1

10

Досуговые мероприятия

7

7

10.1

День птиц

1

10.2

Акция «Покормите птиц»

1

10.3

КВН «Это интересно»

1

10.4

«Зимняя прогулка»

1

10.5

Экологический проект «Мой цветник»

1

10.6

«Будь здоров!»

1

10.7

Праздник друзей природы

1

Итого

32

9

17

8

Что мы ожидаем от занятий кружка.

Воспитанники должны знать:

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Основные признаки времен года.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

Выполнять правила личной гигиены.

Различать изученные растения, животных.

Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Второй кружок «Как хорошо уметь читать» проводится в четверг 5-ым уроком по расписанию второй смены.

Основная цель работы кружка

Совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи

  1. Образовательные

Закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.

  1. Воспитательные

Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.

  1. Развивающие

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.

Что мы ожидаем от работы кружка:

Результативность

  1. Умение работать с художественным текстом.

  2. Формирование читательской самостоятельности учеников.

  3. Расширение и углубление читательского кругозора учеников и формирование их эстетического отношения к литературному творчеству.

  4. Воспитание коммуникативной культуры школьников.

  5. Формирование психологических качеств личности школьника: самостоятельности, любознательности, наблюдательности, трудолюбия, воли.

Занятия в кружках проводятся в следующих формах:

  1. групповые формы работы;

  2. индивидуальные формы работы;

  3. познавательно-развлекательные викторины;

  4. подготовка и участие в конкурсах и конференциях.

На занятиях кружка ребята изучают творчество таких авторов, как Пушкин, Заходер, Носов, Драгунский, Осеева и др.

Одна из тем данного кружка называлась Рассказы о дружбе «Я и мои друзья».

Ребятам было дано задание на дом. Найти рассказы, сказки, стихи и пословицы о дружбе.

В основном это были произведения Осеевой, Барто, Драгунского и Носова.

Мы прочитали следующие рассказы: Три товарища, Синие листья, Пёрышко, Все вместе и др.

Прочитав, мы начали их анализировать. Ребята отвечали на вопросы

Как вы понимаете слово “ДРУЖБА”?

Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг?

Как вы дружите?

Что такое настоящая дружба?

Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба?

Затем ребята работали в группах

Обсудите ситуации:

“Как бы я поступил?”.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг плохо учится и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Затем ребята в парах составляли и записывали правила настоящей дружбы.

Далее мы играли в игру «Собери пословицу»

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.

Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

Обсуждение пословицы ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ В БЕДЕ.

Чтение стихотворения Андрея Дементьева “Друг познается в удаче”.

Друг познается в удаче

Так же порой, как в беде.

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде.

Друг познается в удаче,

Если удача твоя

Друга не радует, значит,

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его.

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит, но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

На уроке ИЗО ребята раскрашивали две рукавички, одну из которых дарили другу.

Закончили мы стихотворением Л. Измайлова в «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

Методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий в условиях ФГОС

Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеклассной работе много простора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: прежде всего необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализации воспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего внеклассного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию об учащихся и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с учащимися, но и с родителями, учителями, работающими в классе.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных учащихся, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже у талантливого педагога успех внеклассных занятий зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего, методически разработать, смоделировать его проведение.

План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеклассной деятельности.

Результаты моделирования отражаются в плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Материалы и оборудование.

4. Форма проведения.

5. Место проведения.

6. План проведения.

В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.

Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.

Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеклассного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее и диагностичнее будут сформулированы цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут представления педагога о желаемых результатах.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.

К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелки и тряпки и т.д.

Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Эта предварительная работа с учащимися порой оказывается наиболее значимой в воспитательном и образовательном отношении. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.

Формой проведения внеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п. В таком случае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, например: «Викторина по ПДД», «Турнир юных инспекторов дорожного движения», «Экскурсия в автошколу», «Игра по ПДД».

Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).

План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста.

Следует отметить и такой важный элемент подготовки мероприятия, как организационная работа. Преподаватель руководит ею, привлекая учащихся. Он следит за распределением поручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут быть даны классам, группам учащихся. Для организации крупных мероприятий целесообразно создавать оргкомитеты, проводить соревнование на лучшую подготовку. Опираясь при этом на инициативу учащихся, учитель способствуют формированию у них организаторских навыков и умений, приучает к самостоятельности и ответственности.

Должны быть подготовлены и вовремя вывешены объявления о проведении мероприятия, а за день до его проведения – плакаты с напоминаниями: «А ты придешь на КВН?», «КВН в …часов», «Все на КВН». В условиях рыночной экономики важно найти спонсоров и приготовить призы победителям.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

Чтобы сохранить интерес и внимание учащихся, мероприятие должно проходить организованно, динамично, без пауз. Многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, способности быть хорошим организатором, проявлять находчивость и гибкость в неожиданных ситуациях, расположить к себе слушателей, установить с ними контакт. В несложившихся коллективах, независимо от возраста школьников, учителя обычно сами ведут воспитательные занятия. В процессе укрепления коллектива руководство деятельностью учащихся приобретает все более опосредованный характер (воздействие через актив, опора на самодеятельность). По мере приобретения опыта учитель может поручить им самим вести некоторые формы внеклассных занятий, сохраняя при этом контроль над ситуацией.

При проведении внеклассных мероприятий учитель должен позаботиться и о том, чтобы все участники вовремя были на местах, чтобы не подвели технические средства, чтобы намеченный план работы выдерживался во времени, иначе и хорошо задуманное, тщательно спланированное занятие может оказаться малоэффективным.

Особое внимание должно быть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерного творчества, недели информатики, месячника физматнаук). Они должны представлять собой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.

В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам общеклассных занятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия.

1. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость.

Рекомендации: эффективному переключению учащихся на внеучебную деятельность способствует нетрадиционный, занимательный материал в организационном моменте: использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи, переход учащихся в другое помещение и т.д.

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей учащихся, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. На этом этапе педагогу требуется не только увлечь учащихся, но и определить, нужно ли внести коррективы в ход занятия и какого характера они должны быть.

Типичная ошибка – игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции учащихся, что они могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь, отводя учащимся роль пассивных слушателей, не придавая значения эмоциональному настрою учащихся.

Рекомендации: вводная часть в зависимости от содержания может представлять собой вводную беседу (познавательные, эстетические) или разминку (викторины, конкурсы, КВН).

В первом случае вопросы, во втором – задания должны быть не только интересны, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности к восприятию подготовленного материала. Во вводной части должны быть сформированы первичные представления учащихся о предстоящем мероприятии, организована их деятельность (знакомство с системой оценки, планом мероприятия, деление на команды). Должны быть даны четкие критерии оценки, объяснены необходимые правила.

3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.

Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности учащихся, отсутствие наглядности и общая бедность использования средств и методов, преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения, создание учебной атмосферы урока, назидательность, морализаторство.

Рекомендации: воспитательный эффект в реализации функций внеклассной работы выше, если учащиеся максимально активны. В активизации учащихся на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока.

Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, игру, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, игровую и др. Объединяя учащихся в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить учащихся так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом, распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут учащиеся. Только в этом случае у учащихся есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

Методы формирования сознания должны способствовать формированию у учащихся убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообщение, доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внеклассных массовых формах воспитательной работы следует обучать учащихся правилам ведения дискуссии.

4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).

Педагогическая цель: настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.

Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к вопросам типа: «Понравилось?», «Что узнали нового?»

Рекомендации: конкретные задания тестового характера в привлекательной для учащихся форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации учащимся по применению приобретенного опыта в жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, обсуждение ситуаций, в которых учащиеся могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы учащимся по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы учащихся в проведении последующих мероприятий.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Подведение итогов проведенного воспитательного мероприятия – важный момент, который нередко недооценивается. Здесь особенно ответственна роль учителя и методиста, которые должны сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы.

Анализ итогов мероприятия следует проводить систематически, так как только опираясь на достигнутое можно успешно двигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков. Такой анализ итогов имеет две основные функции – организующую и воспитывающую. Регулярный анализ способствует лучшей организации работы, побуждает более серьезно относиться к порученному делу, поскольку его итоги и результат не остаются незамеченными, а подвергаются оценке. Анализ – также и хорошая школа воспитания наблюдательности, самокритичности, требовательности, формирования общественного мнения, правильного отношения к критике, повышения педагогического мастерства.

Анализируя воспитательное мероприятие, следует прежде всего фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованного планирования и улучшения качества всей воспитательной работы в дальнейшем. Педагогический анализ каждого проведенного мероприятия может проводиться в соответствии со следующими основными критериями:

1) наличие цели;

2) актуальность и современность темы;

3) его направленность;

4) глубина и научность содержания, соответствие возрастным особенностям учащихся;

5) подготовленность учителя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.

Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции учащихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорят сразу о многом. Более отдаленные во времени наблюдения за поведением школьников, беседы с ними, анкетирование позволяют глубже оценить эффективность проделанной работы.

Состояние и результаты внеклассной и внешкольной работы необходимо систематически обсуждать на педагогических советах и методических объединениях. К оценке проведенных воспитательных мероприятий следует привлекать и школьников, использовать в этих целях школьное радио, стенные газеты, выставки. Результаты таких форм работы, как соревнования, смотры, конкурсы, месячники и т.п., требуют широкого обсуждения в коллективе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№6

г. Сергиев Посад»

Тема: «Методика организации и проведения внеклассных мероприятий».

Подготовил: учитель первой

квалификационной категории

учитель начальных классов

Есмагулова Т. В.

(Педсовет)

2015г.

Первые шаги по созданию детского       коллектива.

          При формировании первого класса педагогу начальной школы необходимо познакомиться с материалами, которые предоставляет детский сад. Педагогу важно знать, какое мнение о ребенке сложилось у воспитателя, каково было положение малыша в детской группе, как (активно или пассивно) он участвовал в занятиях группы, каким было его поведение в группе, был ли он одинок или общителен, в чем сумел проявить себя уже в детском саду.

    Планируя работу с классом  нужно продумать индивидуальную работу с учащимися, традиции класса.

    Большое внимание классный руководитель должен уделять сотрудничеству со школьным врачом или медсестрой.

    Достаточно информативными являются личные дела учащихся. Многое можно узнать с помощью классного журнала. Классный журнал свидетельствует о степени успешности в учебной деятельности учащегося класса в сравнении с другими учащимися.

    Начиная работу с детским коллективом, важно наладить сотрудничество с работниками школьной психологической службы. В начальной школе школьный психолог должен обратить самое серьезное внимание на адаптацию учащихся к обучению, мотивированность учебных действий, положение и статус в детском коллективе.

  Вместе с социальным педагогом классный руководитель может разработать стратегию своего поведения по отношению к семьям трудных учащихся.

    Одним из документов школы, который необходимо изучить классному руководителю младших школьников, является план воспитательной работы школы. Из плана воспитательной работы школы для классного руководителя являются значимыми: цели и задачи воспитательной работы школы на учебный год, которые являются  приоритетными в воспитательной работе с классом, внеклассные мероприятия, тематика информационных часов и часов общения.

  Еще одним важным документом школы является Устав учебного заведения, который должен знать классный руководитель. Требования, записанные в Уставе школы, должны быть доведены до сведения родителей учащихся и самих учеников.

Методы воспитания  и перевоспитания

                     младших школьников.

  При работе с учащимися классному руководителю необходимо использовать различные методы воспитания и перевоспитания.

 Метод переубеждения нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у детей, на формирование социально ценных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:

– создание положительного общественного мнения;

– воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности;

– создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.

  Метод переучивания нацелен на преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий, изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приемами:

– включение ребенка в активную социально ценную деятельность;

– оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося;

– контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребенку требований;

– предъявление четких запретов на негативные проявления   учащегося.

  Весьма перспективным в воспитательной работе с младшими школьниками является метод взрыва. Целью метода взрыва является стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащегося, отрицательных стереотипов поведения ребенка.

  Конкретными приемами являются:

– доведение до наивысшего эмоционального накала отрицательных переживаний ребенка;

– создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.

  Метод реконструирования дает хорошие результаты после успешного использования метода взрыва, когда ребенок готов к принятию помощи взрослого, способен адекватно оценить свои проблемы в поведении.

  Целью метода реконструирования является внесение определенных корректив в духовный мир ребенка при сохранении уникальности и неповторимости его личности. Метод реконструирования предполагает использование следующих приемов:

– создание положительных перспектив в жизни ребенка;

– использование ведущих положительных качеств ребенка в воспитательной деятельности;

– ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;

– составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.

       Все выше перечисленные методы должны применяться в сочетании методов поощрения и наказания. Целью этих методов является стимулирование положительного поведения учащихся, сдерживание отрицательного поведения.

   Приемами положительного воспитательного воздействия на учащихся могут быть: грамоты; благодарственные письма;поощрительные записи в дневнике;неожиданные сюрпризы для учащихся положительного свойства;

 подарки; различные поощрения в виде поездок, путевок, участия в праздничных мероприятиях и т. д.

   Большое значение в становлении характера ребенка  имеет метод  самоисправления. Для младшего школьника очень важно, чтобы педагог заметил и оценил усилия ребенка. Целью этого метода является развитие активности ребенка и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих личностных качеств, своего характера.

  При использовании этого метода необходимо активно применять следующие приемы, которые могут быть эффективны в работе с младшими школьниками: самоуправление; самоприучение; самооценка.

     Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания  и самовоспитания.

         Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, марафонах, занятия в группах продленного дня во внеучебное время – после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности.

  Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.

 Принцип открытости. Принцип привлекательности будущего дела   Принцип деятельности. Принцип свободы участия.   Принцип обратной связи.   Принцип сотворчества. Принцип успешности.

Формы и методика организации внеклассного мероприятия.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в ходе общения с людьми, в процессе совместной сними деятельности, поэтому классному руководителю нужно уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей.

Организация внеурочной деятельности детей была и останется очень важной для педагога.

Для успешного проведения мероприятия нужно:

  • Знать существующие формы;
  • Уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
  • Владеть методикой организации мероприятия;
  • Уметь придумать полученному результату название.

Всю организацию любого внеклассного мероприятия можно разделить на четыре этапа.

1 этап – Конструирование – чёткое определение целей и задач данного мероприятия, его тематики; соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту детей; создание названия мероприятия; подбор заданий.

2 этап – Подготовка мероприятия – на этом этапе необходимо дать информацию о предстоящем мероприятии (афиша, объявление, реклама); подготовить место проведения мероприятия, музыкальное и световое оформление, техническое обеспечение; приготовить реквизиты, оценочные листы; пригласить жюри; подобрать ведущего; придумать, чем заполнить паузы; подготовить программу мероприятия, призы; написать сценарий; провести необходимое количество репетиций.

3 этап – Проведение  мероприятия – здесь важны следующие правила:

  1. начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
  2. все занятые в проведении мероприятия должны хорошо знать, что и когда следует делать;
  3. мероприятие должно идти на мажоре и по возрастающей;

Совместные дела и праздники, которые вы готовите вместе с детьми можно разделить на четыре уровня:

Первый уровень:  досуговые,  развлекательные мероприятия: (Новый год, календарные праздники, чаепитие и т. д.).

Второй уровень: познавательно – репродуктивные, информационные мероприятия: (экскурсии на предприятия, в музеи, библиотеки, встречи с ветеранами и интересными людьми и т. д.)

Третий уровень: мероприятия эвристические, интеллектуально – поисковые;

Четвёртый уровень:  интеллектуально- творческие мероприятия: (научные конференции, выставки технического творчества;)

 Во внеурочной работе выделяются три типа форм воспитательной работы с детским коллективом, каждый из которых подразделяется на три класса:

Первый тип: «Представление»

  1. представление- демонстрация: (спектакль, концерт, просмотр, торжественное собрание, конкурсная программа, отчётные концерты,  демонстрация моделей одежды и т. д.)
  2. представление – ритуалы: (линейка, митинг);
  3. представление – коммуникация: (беседа, диспут, дискуссия, встречи с интересными людьми, огонёк, круглый стол);

Второй тип: «Созидание – гуляние»:

  1. развлечение – демонстрация: (ярмарка, ёлка, костёр, дискотеки, балы);
  2. развлечение – коммуникация: (вечер общения, ролевые, продуктивные игры);

3.совместное созидание: (субботники, подготовка мероприятия).

Третий тип: «Путешествие»

  1. путешествие – демонстрация: (игры – путешествия);
  2. путешествие – развлечение: (походы, прогулки).
  3. путешествие – исследование: (экскурсии, экспедиции).

В начале учебного года все мы составляете план внеклассных мероприятий, в этом нам помогут наши дети. Для этого стоит проанализировать мероприятия прошлого года или учебной четверти, и мы поймём, какие мероприятия нужны нашим детям. Например, можно поделить все прошедшие мероприятия на несколько групп:

  • самые интересные;
  • самые скучные;
  • самые весёлые;

Все, названные мероприятия, расписывают в три колонки, колонка, где большее количество мероприятий окажется лидирующей.

Уважаемые коллеги, помните, дети – это сосуды, данные нам на хранение. И от нас зависит каким содержанием наполним мы эти сосуды! 

  В конечном итоге главная идея воспитания состоит  в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№6

г. Сергиев Посад»

Тема: «Методика организации и проведения внеклассных мероприятий».

Подготовил: учитель первой

квалификационной категории

учитель начальных классов

Есмагулова Т. В.

(Педсовет)

2015г.

«Внеклассная работа с обучающимися в рамках реализации ФГОС»

Содержание

  1. Значение и функции внеклассной работы с обучающимися разного возраста.

  2. Виды внеклассной работы: клубы, кружки, студии и т.д. Технология разработки плана внеклассной работы

  3. Использованная литература

  1. Значение и функции внеклассной работы с обучающимися разного возраста. Виды внеклассной работы: клубы, кружки, студии и т.д.

Внеклассная работа – это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором). ( Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.)

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Поскольку внеклассная работа является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.

Специфика содержания воспитательной внеклассной работы характеризуется:

– во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);

– во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков. 

Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса – обучающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и прочее.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими способностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный маршрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.

Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

Разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразной человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной обществом деятельности.

В различных видах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой

воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Успех внеклассной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно – полезную направленность.

Внеклассная работа определяется работой классной. Только на некоторые внеклассные мероприятия можно объединить параллельные, а иногда и близкие по развитию классы.

Внеклассная работа может иметь две основные формы: массовые мероприятия, куда вовлекается класс как целое или даже объединения классов, и кружковая работа, объединяющая учащихся из разных классов.

Виды массовой работы во внеклассное время весьма разнообразны. Сюда можно отнести: игры, прогулки, беседы, занятия по пропедевтике труда, по конструированию и моделированию, работу библиотеки, экскурсии, пение, слушание музыки и другие мероприятия.

Экскурсии имеют большое воспитательное и образовательное значение. Многие из них проводятся учителями предметниками и связываются с изучением очередных тем. Работа над полученным на экскурсии материалом легко обнаруживает, что каждый из учеников заметил нечто, оставшееся вне сферы внимания других. Делясь впечатлениями, дети взаимно дополняют сведения о добытом материале, и таким образом у них еще больше расширяется круг представлений.

Немаловажное значение имеет и кружковая работа, которая обеспечивает возможность и осуществляет более тесную связь, общение между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Каждый учащийся, вступая в кружок, берет на себя определенные обязательства: регулярно посещать занятия кружка, выполнять качественно свою работ, стараясь определить ее на выставку.

Посещение выставок, музеев, клубов будет иметь глубокий смысл только тогда, когда эти посещения являются не случайными эпизодами, а органическим звеном в системе учебной и внеклассной работы. К каждому мероприятию с детьми ведется определенная подготовка. Это имеет решающее значение. Надо быть убежденным в том, что виденное дойдет до ученика, затронет его сознание. После каждого посещения надо провести беседу по поводу виденного.

В школах часто организуются школьные выставки. Они бывают: общешкольные, классные, предметные или выставки работ отдельных детских кружков. Выставки, являясь дополнительной стимуляцией учащихся, помогают поднять работу, вызвать интерес, соревнование

Таким образом, вся система внеклассных мероприятий, проводимая педагогами – воспитателями, направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учебе. Дети во время проведения внеклассных мероприятий более раскованы, более инициативны, подвижны, активны

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте.

  • кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные)

В кружках проводятся занятия разного типа: доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др.

Отчёт работы кружка за год проводится в виде: вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся: детские клубы, школьные музеи, общества

Клубы: Дружбы, выходного дня, интересных встреч.

Школьные музеи: краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные.

Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов.

Для этого проводятся: походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве.

Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения.

Массовая работа: конкурс, олимпиада, соревнование, игра, беседа, вечера, встречи с интересными людьми, утренники, спектакли, праздники, смотры, классный час.

Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. 
В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Для формирования коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната педагогами используются следующие эффективные формы досуговой работы по направлениям воспитания:

1.Основы социализации.

2. Спортивно-оздоровительное направление.

3. Художественно-эстетическое направление.

4. Научно – познавательное направление.

5. Гражданско-патриотическое направление.

6. Общественно-полезная деятельность.

7. Игровая деятельность.

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет.

Рассмотрев значение внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа – это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет бóльшую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.

Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

2. Технология разработки плана внеклассной работы.

Планирование внеклассной работы делится на: перспективное – на ряд лет, текущее – на учебный год.

Разделы плана:

  • Общая (вводная часть)

  • Учебная работа (календарно-тематический план)

  • Методическая работа

  • Воспитательная работа, массовые мероприятия

  • Хозяйственная работа

В планировании и проведении внеклассной работы по предмету необходимо принимать во внимание, что она значима и эффективна в том случае, если каждое ее мероприятие органически вписывается в учебно-воспитательный процесс школы. В создании любой педагогической системы существует сложнейшая зависимость между целями, содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса. Конечные цели внеклассной работы по предмету, а именно:

1) расширить и углубить знания, умения и навыки;

2) стимулировать интерес учащихся к изучению предмета;

3) способствовать всестороннему развитию личности, могут быть конкретизированы учителем.

Проанализируем определенную последовательность организации внеклассной воспитательной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.

Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д.

В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы.

Например, в классе есть мальчик, очень замкнутый, не идущий на контакт с педагогом и детьми. Общая цель – формирование общительности, ведущая функция – формирующая в совокупности с развивающей. Допустим, изучение личности этого мальчика показало, что у него очень низкая самооценка и высокая тревожность, конкретные цели – повышение самооценки, снятие тревожности, т. е. формирование положительной «Я – концепции». Дети в 1 классе доброжелательные, ласковые, но нелюбознательные, с практически отсутствующим кругозором. Общая цель внеклассной работы – развитие познавательного интереса, ведущая функция – развивающая, конкретная цель – расширение кругозора детей, формирование познавательной активности.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

Например, относительно уже упоминавшегося замкнутого мальчика учитель заметил, что напряжение ребенка спадает на уроках рисования, он с удовольствием рисует, охотнее идет на контакт с педагогами. Выбрав в качестве содержания творческую деятельность, педагог на первом этапе работы с ребенком организует общеклассное занятие, на котором дети создают коллективную работу. В данной работе качество не имеет решающего значения и ребенок «обречен» на успех. Педагог использует метод поощрения, восхищаясь общим результатом, выделяет работу данного ребенка, отмечает значение его работы для общего результата.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней:

1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели – усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.

Это становится возможным, если ребенок с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

4. При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.

Таким образом, технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.

Важно, чтобы внеклассная работа формировала у учащихся потребность в познании, в накоплении социального опыта, в самопознании, в саморазвитии и самосовершенствовании. Для того, чтобы процесс организации внеклассной работы был именно таким, необходимо проведение этого процесса психологически обеспечить. Это психологическое обеспечение сводится , во-первых, к формированию у каждого ученика соответствующей потребностно – мотивационной сферы его деятельности, а во-вторых, эмоционального насыщения этой деятельности. Принцип психологического обеспечения означает, что внеклассная работа должна быть так организована и так проводиться, чтобы обеспечить мотивацию и положительное отношение к ней Внеклассная работа по предмету должна изменить отношение учащихся к нему.

Эффективность и результативность внеклассной работы находится в прямой зависимости от соблюдения как перечисленных принципов, так и следующих условий: 1) добровольное участие; 2) сочетание самодеятельности и инициативы детей с направленной ролью учителя; 3) устная организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; 4) эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания форм и методов работы; 5) наличие целевых установок и перспектив деятельности: 6) широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.

Все указанные принципы во внеклассной работе имеют разное значение, поэтому ни одному из них нельзя отдать предпочтение. Дополняя друг друга, они составляют нерасторжимое единство. Сущность взаимосвязи и единства принципов обучения и воспитания заключается в том, что они предполагают целенаправленное, последовательное и систематическое воздействие на все стороны развития личности.

Использованная литература:

  1. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

  3. Рзаева Г. И. Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 124-125.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Добавить комментарий