Как составить волонтерский проект

Секция №3 «Взаимодействие
государственных, общественных и молодежных организаций в экологическом
просвещении населения России. Эковолонтерство сегодня»

УДК 37.068

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТОВ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Пекина Мария
Александровна

ГБУДО «Областной Центр
дополнительного образования детей», г. Челябинск, Челябинская область,
jill.mkp@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена
добровольческой деятельности школьников и студентов в области экологии и охраны
окружающей среды.

Ключевые слова: экология;
волонтерство; проекты, школа.

M. Pekina (Russia). MAKING OF PROJECTS TO
REFER ON DEVELOPMENT VOLUNTEERING WORK IN ECOLOGY AND PROTECTION OF
ENVIRONMENT.

Annotation: The article deals with
volunteering work of students in ecology and protection of environment.

Keywords: ecology; volunteer; projects;
school.

Волонтерство сегодня стало довольно
популярной тенденцией нашей страны: 2018 г. был объявлен годом добровольца и
волонтера в России, запущена единая информационная система «Добровольцы России»
[2], создаются региональные, муниципальные центры волонтерства и
добровольчества, проводится множество мероприятий для волонтеров по всей
стране. Добровольчество в области экологии и охраны окружающей среды, несомненно,
является распространенным. Вместе с тем можно выявить некоторые проблемы в
области эковолонтерства [1] (на примере эковолонтерства в Челябинской области):

1. Направленность экологических мероприятий
организаций. Например, образовательные организации или крупные промышленные
организации в перечень мероприятий по экологии включают в основном только
«субботники», которые имеют слабое отношение к решению экологических проблем,
тогда как проблема уборки территории скорее организационного (наличие и
качественная работа служб уборки) и воспитательного характера (нормы и правила
поведения, которые направлены на культуру потребления).

2. Слабая подготовка добровольцев в
области экологии и охраны окружающей среды. На информационных и
промомероприятиях часто волонтеры не могут ответить на вопросы граждан,
касающиеся экологической ситуации в городе/регионе/стране, организационной
структуры (куда нужно обращаться по вопросам экологии) и т.д.

3. Увеличение количества общественных
экологических организаций либо расширение сферы деятельности общественных
организаций по экологическому направлению. В связи с ухудшением экологической
ситуации в Челябинской области, недовольством граждан действиями
административного аппарата и популяризации деятельности общественных организаций
в сфере экологии в процесс развития общественных организации также стал вмешиваться
политический фактор.

4. Подмена понятий и ценностей. При
экологизации жизни гражданина, не поддерживаемой государством, а происходящей с
участием различных общественных организаций, к экологическим мероприятиям
присоединяют различные духовные практики и прочее. Так, например, для граждан,
которые хотят внедрить у себя дома раздельный сбор отходов (пока в Челябинской
области нет такой системы), наряду с мероприятиями по раздельному сбору отходов
активно пропагандируются мероприятия в стиле «
zero waste»,
отказ от определенных продуктов (в т.ч. и продуктов питания), экологизация души
и сознания.

Решением некоторых из этих проблем
может стать обучение волонтеров в области экологии и охраны природы, начиная со
школьного возраста.

В среднем школьном возрасте
определяющую роль играет общение со сверстниками. В этот период ребенок
приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности
в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него
возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой
работе, становиться общественно полезным.

Привитие школьникам навыков командной
работы, планирования и создания собственных проектов в области экологии и
охраны природы способствует повышению качества проводимых мероприятий. Для
достижения этих целей был создан волонтерский экологический проект «Территория
добра».

Создание проектов для мотивированных
школьников обозначено в приоритетном проекте «Доступное дополнительное
образование для детей» [3]. Проект «Территория добра» направлен на поддержку
волонтерских и добровольческих инициатив школьников и студентов в области
экологии и охраны окружающей среды, развитие коммуникативных навыков,
приобретение опыта социально-экологического проектирования.

Задачи проекта:

1) дать представление о волонтерской
деятельности;

2) сформировать навыки социального
проектирования в области экологии и охраны окружающей среды;

3) сформировать представление о
возможностях использования полученных знаний в повседневной жизни.

Проект реализуется на сайте http://cheldobro.ru
с
2018 г., поддержан Всероссийским конкурсом молодежных проектов [4] и
предполагает обучение волонтеров навыкам социального проектирования в области
экологии и охраны окружающей среды, обмен информацией между участниками. В 2018
году было обучено 60 обучающихся и реализовано 11 проектов школьными командами
Челябинской области. В 2019 году проект реализован ГБУДО «Областной Центр
дополнительного образования детей». В 2019 году в проекте приняли участие 325
обучающихся Челябинской области (41 команда), реализовано 29 проектов,
направленных на озеленение школ и пришкольных территорий, проведение
образовательных и развлекательных мероприятий (викторин, эко-игр, квестов),
субботников, экологических акций, создание скворечников, благоустройство,
популяризации экопривычек и проведение других экологических мероприятий (рис.
1.).

Рис.
1. Карта проектов на сайте
http://cheldobro.ru

Особенностью реализации проекта в
2019 году стало привлечение кураторов из числа педагогов, родителей и студентов,
а также сотрудников общественных организаций. Куратор является связующим
звеном, который с одной стороны тоже проходит обучение наряду с обучающимися, а
с другой – является авторитетом и оказывает поддержку обучающимся.

Одним из направлений работы можно
выделить создание творческих групп или лабораторий для кураторов с целью
развития методов, средств и форм обучения и реализации проектов, а также обмен
опытом и идеями именно в области экологии и охраны окружающей среды. Куратор
решает не только образовательные задачи, но и воспитательные, становится
незаменимым помощником юным лидерам и членам команды. Качество проектов,
курируемых кураторами, повышается.

Создание проектов для школьников и
студентов, направленных на развитие волонтерской деятельности в области
экологии и охраны окружающей среды, может способствовать достижению следующих
результатов обучающимися:

1)      сплочение команды,
приобретение навыков командной работы;

2)      приобретение опыта
волонтерства (добровольчества);

3)      привлечение внимание
общественности к решению проблем в области экологии и охраны окружающей среды;

4)      формирование бережного
отношения к природе;

5)      развитие чувства
сопереживания и причастности к коллективному делу.

Таким образом, привлекательность
волонтерских экологических проектов сегодня является средством мотивации для
изучения экологии как науки и расширению знаний об окружающей среде,
привлечению внимания к локальным и глобальным экологическим проблемам.

Библиография.

1. Алиханова Б.А. Проблемы
использования добровольческой деятельности студенческой молодежи в улучшении
социально-экологической ситуации // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 82-85.
— URL: https://moluch.ru/archive/208/51028/ (дата обращения: 11.10.2019).

2. Единая информационная система
«Добровольцы России». – URL: https://добровольцыроссии.рф (дата обращения:
11.10.2019).

3. Паспорт приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016
N 11). – URL:
https://consultant.ru
(дата обращения: 11.10.2019).

4. Приказ Росмолодежи от 6 декабря
2017г. № 486 «Об утверждении списка победителей заочного этапа Всероссийского
конкурса молодежных проектов среди физических лиц в 2017 году». – URL: https://fadm.gov.ru/
(дата обращения: 11.10.2019).

Вам уже надоело звать в свои проекты друзей и знакомых? Они устали помогать вам и просят оставить их в покое? Вы просите волонтёров в ВУЗах, но качество их работы вас не устраивает? Вы пишите и пишите в соцсетях? Но никто не приходит на помощь. Как быть?

Вам поможет пошаговая инструкция по работе с волонтерами. Волонтеры приходят только на правильно организованные проекты. Вы узнаете, как реализовать проект силами волонтёров и как создать сообщество добровольных помощников.  

Ведущий практического семинара – Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы», развивающий социальное волонтtрство 12 лет.

О семинаре.

Практический семинар познакомит сотрудников и активистов СО НКО с алгоритмом подготовки и реализации проектов силами волонтеров.

На семинаре будут разобраны следующие вопросы:

  • Как оценить идею проекта? Какие проекты могут быть реализованы силами волонтеров?
  • Какие необходимые условия для участия волонтеров в проекте?
  • Кто такой координатор проекта и какова его роль?
  • Как разработать и подготовить проект под волонтеров?
  • Как привлечь волонтеров в проект?
  • В чем секрет волонтерской команды?
  • Как качественно реализовать проект?
  • Как сделать так, чтобы волонтеры не разбежались?

Дата и время проведения: 29 октября, вторник, 19:00-21:00.

Адрес: г. Москва, ул. Сергия Радонежского, д.1, стр.1. Аудитория 407.

Школа социального волонтерства — партнерский проект Добровольческого движения «Даниловцы»Центра занятости «Моя карьера» и Ассоциации «Союз волонтерских организаций и движений», регулярные занятия, направленные на подготовку волонтеров, координаторов и руководителей волонтерских групп и сообществ, повышение их квалификации. Задачи «Школы» – стимулировать обмен опытом между волонтерскими организациями, обучить сотрудников и добровольцев НКО полезным навыкам. Основные формы работы – тренинги, семинары, мастер-классы, круглые столы.

Расписание других мероприятий Школы социального волонтерства. Смотрите также видеозаписи предыдущих занятий Школы социального волонтерства.

[timepadregistration eventid=”1101760″]

Проект волонтерского движения «Твори добро»

Актуальность проекта

«Великие дела делаются малыми усилиями многих»

(автор неизвестен)

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования, современному обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью , обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

В настоящее время созрела необходимость определить нравственные ориентиры обучающихся, приобщить их к общечеловеческим ценностям,  культуре поведения в социуме, духовно-нравственному  и патриотическому развитию.

Одно из актуальных воспитательных средств – это волонтерское движение, которое способствует формированию личности гражданина своей страны.

Социальная значимость проекта

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Именно реализация проекта волонтерского движения «Твори добро» способствует воспитанию социальной активности, формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Цель проекта:

Вовлечение детей и подростков в волонтерское движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, профилактики асоциального поведения, формирования культуры.

Задачи проекта:

– Воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков;

– Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

– Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

– Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

– Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;

– Поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;

– Пропаганда здорового образа жизни.

Проект бессрочный.

Концептуальные основы проекта

Программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:

Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т. д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой деятельносмти, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

Последовательность (этапность).

Преемственность.

Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.

Партнерство:консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

Этапы реализации проекта

Сроки

1

Мотивационно – организационный этап:

– анализ проблем жизни школы, социума;

– определение целей и задач.

Сентябрь 2014

2

Познавательно-моделирующий этап:

-изучение реальных возможностей группы;

– составление детального плана работы;

– определение обязанностей и их распределение.

Сентябрь 2014

3

Практический этап:

Организация деятельности по блокам проекта:

– проведение акций;

– мониторинг;

– оформление, размещение информации об этапах реализации проекта на страницах сайта школы;

– подготовка и проведение акций;

С октября 2014 по настоящее время

4

Практический

– участие в волонтёрских акциях;

-выпуск буклетов, листовок, роликов;

– помощь в организации и участие в мероприятиях школы.

Ежемесячно

5

Рефлексивный

Подведение итогов деятельности

Ежегодно

Проект включает в себя 4 блока

1 блок «Милосердие»

Цель: Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

2 блок «Спорт и здоровый образ жизни»

Цель:

1.Пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.

3 блок «Творческий блок»

Цель: Формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

4 блок «Экология»

Цель: Воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Основные мероприятия волонтерского движения

Направление

Мероприятия

«Милосердие»

– помощь пожилым одиноким людям;

-помощь неуспевающим сверстникам;

– участие в акции «Подарок другу»;

-участие в акции «Белый цветок»

– шефство над памятником погибшим в годы ВОВ: уборка, посадка цветов;

– проведение акции «Бессмертный полк»

«Спорт и здоровый образ жизни»

– организация и участие в спортивных праздниках и мероприятиях;

– организация выставок рисунков и листовок о здоровье,

– беседы с медработниками о здоровом образе жизни;

– участие на классных часах, посвященных ЗОЖ.

-участие во всех соревнованиях;

-организация походов, экскурсий

-вовлечение учащихся в спортивные секции;

«Творчество»

– участие в художественной самодеятельности;

– участие в общешкольных месячниках, акциях;

– проведение традиционных праздников: День Знаний, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Здоровья, 9 мая, Последний звонок, День Защиты детей, Выпускной вечер (для 9, 11 классов)

«Экология»

– Помощь в благоустройстве школьной территории;

– охрана и уход за цветами в школе;

– акция выпускников «Посади дерево и сохрани его».

– работа по благоустройству села, школы: посадка деревьев и цветов, уборка территории.

Механизм реализации проекта:

Руководит работой волонтеров – учитель Рябова Е.Н..

Основой волонтерского движения является группы учащихся.

Распространение информации о работе волонтеров.

1. Оформление страницы на школьном сайте

2. Составление годовых отчетов о проделанной работе

3. Презентации волонтерского движения «Твори добро» на различных мероприятиях, имеющих социальную направленность.

В рамках проекта в нашей школе разработана система поощрения, которая представлена:

​ Вручение грамот по результатам успешной работы.

​ Благодарственное письмо родителям.

​ Выполнение наиболее ответственных поручений.

Кадровое обеспечение проекта

1.Администрация образовательного учреждения.

2.Педагог.

3.Классные руководители.

4.Волонтерские группы.

Ожидаемый результат

-создание постоянно действующей волонтерской группы, приобретение учащимися опыта волонтерской деятельности;

-повышение уровня духовности, милосердия школьников;

– повышение уровня творческой активности школьников, их досуговой занятости;

-увлеченность обучающихся идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.

Финансирование

 Внебюджетные средства (спонсорская помощь родителей, преподавателей, мастеров)

Предполагаемый бюджет

Для реализации проекта предполагается использовать следующие источники финансирования:

п/п

Наименование затрат

Затраты

Источник средств

1

Канцелярские принадлежности:

Собственные средства

бумага А4 «Снегурочка» (2 пачки)

380 руб.

Родительские средства

Набор файлов (1 пачка)

100 руб.

Собственные деньги

Ватманы (6 листов)

120 руб.

Собственные деньги

Бланки благодарности для волонтеров (35 штук)

150 руб.

Собственные деньги

2.

Краска для принтера

450 руб.

 Родительские средства

3.

Шары для оформления праздников (200 штук)

300 руб.

 Родительские средства

Итого:

1550 руб.

Мы открыты для сотрудничества со всеми школьными благотворительными организациями района и области. Давайте поможем друг другу!

Список литературы

  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы – http://www.isovet.ru/ 

  2. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200 

  3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003. 

  4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001 

  5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич.  Минск, 2004. 

  6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002. 

  7. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008). 

  8. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001. 

  9. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2005. – № 1. – С. 15-26. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

  10. Лыгина, М. А. Волонтерское движение – новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2008. – № 11. – С. 15-18. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

  11. Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. – № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя). 

  12. Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. – 2007. – № 1. – С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа). 

  13. Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. – 2008. – № 4. – С. 56-60. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

  14. Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. – 2008. – № 1. – С. 42-43. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

  15. Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. – 2010. – № 3. – С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа). 

  16. Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 3. – С. 67-71. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

  17. Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2009. – № 4. – С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа). 

  18. Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. – 2009. – № 4. – С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа). 

  19. Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 3. – С. 291-294. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

  20. Парпина, Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России [Электронный ресурс] / / D/ Парпина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 9. – С. 106-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа). 

Приложение

Заповеди волонтеров

  1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его. 

  2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности. 

  3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье. 

  4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. 

Правила деятельности волонтера:

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих. 

  2. Будь генератором идей! 

  3. Уважай мнение других! 

  4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй! 

  5. Обещаешь – сделай! 

  6. Не умеешь – научись! 

  7. Будь настойчив в достижении целей! 

  8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания. 

  1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным! 

  2. Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе) 

  3. Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо – самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа) 

  4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги “Я – лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”) 

  5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ) 

  6. Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.) 

  7. Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее – это мы! ”) 

  8. День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.) 

  9. Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда. 

МКОУ Криушанская СОШ

Социальный проект волонтерского движения «Твори добро»

учитель: Рябова

Евгения Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Принята

на заседании Педагогического

совета школы

Протокол №1 от 29.08.2016

Утверждено приказом

директора школы

от 02.09.2016  №592 С

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

волонтерского движения

«Навстречу доброте»

на  2016-2017 учебный год

класс: 6 в класс

Автор – составитель:

Лощева Валентина Александровна

2016г.

Содержание

  1. Актуальность
  1. Принципы реализации проекта
  1. Этапы реализации проекта
  1. Основные направления проекта
  1. План мероприятий по реализации социального проекта на 2016-2017 уч. год.
  1. Прогнозируемые результаты
  1. Фотоотчет

1. Актуальность

Детство – время активного социального «развертывания» растущего че-ловека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы

  • самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Современные модели взаимодействия «общество-государство» предусматрива-ет, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, ор-ганизуемых социальными институтами. В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициато-ра и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательного учреждения, учителей, семьи.
  • подростковом возрасте складываются способности к свободному мыш-лению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социально-значимая, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив быть не мо-жет. На самом деле детская социальная инициатива – это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами и увлекшая их. Благодаря помощи и руково-дству взрослых дети взрослеют.
  • настоящее время необходимо скоординировать усилие школы, внешко-льных учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утра-ченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия

сострадания, которые должны воспитываться с детства. Проект «Навстречу доброте» направлен на развитие детского волонтерского движения, основная идея которого – воспитывать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Участниками проекта «Навстречу доброте» могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста, причем содержание мероприятий, входящих в проект, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые, в силу ряда причин, не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Цель проекта – содействие развитию детского волонтерского отряда «Навстречу доброте» – участников волонтерского движения МБОУСШ №8, формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества.

Задачи:

  • формировать гражданские чувства обучающихся, вступивших в ряды волонтеров;
  • поддержать социальные инициативы, направленные на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
  • развивать социальную активность детей и подростков, самостоятельность и ответственность, коммуникативные умения и навыки;
  • предоставить возможность для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально – значимых дел, акций;
  • привлекать средства массовой информации к освещению деятельности волонтерского отряда;
  • создать банк данных детского волонтерского отряда.

2. Принципы реализации проекта

Принципиальные основы деятельности взрослого:

  • обеспечение безопасности ребенка;
  • достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;
  • организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”;
  • продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность;
  • максимальное использование имеющихся материально- технических и природных ресурсов.

Принципиальные основы деятельности ребенка:

  • добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности;
  • реализация личных способностей ребенка;
  • социальная значимость деятельности ребенка;
  • положительный результат участия в проекте.

3.Этапы реализации проекта.

1 этап реализации проекта  подготовительный:

  • отбор обучающихся, желающих вступить в ряды волонтеров путѐм собеседования
  • проведение собрания детей и руководителя отряда

2 этап реализации проекта  теоретический:

  • изучение методической литературы по данной тематике, программ по работе с волонтерами;
  • разработка общего плана мероприятий.

3 этап реализации проекта  практический:

  • проведение массовых социально-значимых мероприятий в школе и в районе;
  • выезд на семинары с целью приобретения опыта.

4 этап реализации проекта  заключительный:

– анализ результатов, оформление документации.

4. Основные направления проекта

  1. “Милосердие” – помощь детям инвалидам, сиротам.

Цель:создание условия для гражданского становления и социальной самореализации “Детей радуги”, оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны

Пути решения:

  • привлечение общественности к проблеме социализации “Детей радуги”;
  • проведение благотворительных акций;
  • оказание шефской помощь ветеранам, инвалидам, узникам ВОВ.
  1. “Мы в ответе за нашу планету” -организация субботников, экологических десантов.

Цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды.

Пути решения:

  • привлечение внимания к сохранению природного наследия родного края.
  • реализация практических программ по развитию экологической куль-туры детей и молодежи.
  1. ” Нам жить и помнить!”-помощь ветеранам ВОВ

Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления.

Пути решения:

  • формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  • воспитать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям своей страны
  1. “Спорт и здоровый образ жизни”-пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании.

Цель: формирование у уч-ся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Пути решения:

  • воспитать у сверстников культ здоровья и научить их основам здорового образа жизни;
  • формировать у школьников навыки сопротивления влиянию социальной среды;
  • способствование преодолению вредных привычек уч-ся путем привлечения их к физкультуре и спорту.

6. План мероприятий по реализации социального проекта на 2016-2017 уч. год.

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

1

Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений

сентябрь

2

Составление плана работы волонтерского отряда

сентябрь

3

Подготовка методического, информационного, раздаточного материала для каждого члена волонтерской команды

сентябрь

4

Акция ” Открытка учителю!” ко Дню Учителя

октябрь

5

Подготовка и проведение информационных минуток для уч-ся школы “Мы здоровые привычки”

октябрь

6

Неделя спорта “Мы хотим всем рекордам наши гордые дать имена!”

ноябрь

7

Акция ” Спорт вместо наркотиков” Конкурс плакатов(к дню отказа от курения)

ноябрь

8

Акция посвященная всемирному Дню борьбы со Спидом “Вместе против СПИДа”

декабрь

9

Выпуск и распространение листовок “Осторожно! Тонкий лед”

декабрь

10

Участие в новогодней акции “Ёлка желаний”

декабрь

11

Выступление агитбригады “Мы будущее нации! Мы за ЗОЖ!”

январь

12

Уроки мужества “День Юного героя антифашиста”

февраль

13

Военно-спортивные соревнований “Мы Родины верные сыны!”

февраль

14

Участие в проекте”Наша общая победа!”

февраль

15

Операция “Забота” Оказание шефской помощи престарелым, ветеранам.

март

16

Всемирный День здоровья Акция ” Я сдаю ГТО!”

март

17

Акция “Подарок маме!”

март

18

Устный журнал”О вреде курения” “Мы говорим “нет наркотикам!”

апрель

19

Экологическая акция”Мы хотим сделать мир чище!”

апрель

20

“Мы память бережно храним”Концерт ко Дню Победы

май

21

Участие  во Всероссийской акции “Бессмертный полк”

май

22

Акция “Больше кислорода(Посадка цветов на клумбах)

Май-июнь

23

Конкурс рисунков на асфальте “Миру-Да! Войне -НЕТ!”

июнь

24

Акция “Венок памяти”.День памяти и скорби

июнь

25

Участие в акции “Дом без одиночества” по оказанию помощи одиноким и престарелым людям, ветеранам войны и труда

Июнь-август

26

Принятие участия в акциях “Чистое и зеленое”

Июль-август

27

Проведение лекций по технике безопасности в каникулярное время

июнь

28

Помощь в подготовке школы к новому учебному году

Июнь-август

29

Подведение итогов работы

7. Прогнозируемые результаты  

В результате реализации данного проекта:  

– у обучающихся повысится уровень информированности о добровольческой деятельности, они научатся работать с людьми различных социальных категорий, приобретут коммуникативные, организаторские навыки; сумеют взять на себя ответственность и принять правильное решение в рабочих условиях;

– волонтеры сумеют применить полученные знания на практике, используя разнообразные формы и методы проведения массовых мероприятий;

– повысится увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования;

 – снижение риска совершения преступления и к употреблению психотропных веществ;

 –  вовлечение большого числа детей и подростков школы в активную общественную жизнь;

 – увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения;

 – активное участие в пропаганде ЗОЖ;

 – снижение заболеваемости детей.    

Мы открыты для сотрудничества со всеми школьными и благотворительными организациями района .

Помогли FSC России создать платформу «Лесные волонтёры» — своеобразный агрегатор волонтёрских проектов в сфере сохранения лесов.

Суть проекта в том, чтобы помочь встретиться людям и организациям, которым небезразлична судьба лесов.

Нам предстояло запустить проект с нуля:

  • Разработать фирменный стиль, сайт, запустить сообщества в соцсетях.
  • Рассказать о платформе организаторам волонтёрских программ и волонтёрам.
  • Начать формировать комьюнити — активное, «живое» сообщество. Объединить людей вокруг проекта и темы восстановления лесов.

Фирменный стиль

Разработали слоган: «Объединяем людей, чтобы сохранить леса».

Придумали логотип и фирменные элементы: дубовый листок и холодный зелёный фон. Ничего лишнего — спокойствие и гармония природы.

Придумали шаблоны в фирменных цветах для оформления развлекательных и дискуссионных постов в соцсетях.

Сверстали сайт

«Лесные волонтёры» поселились на нашей любимой Тильде. Мы любим эту платформу за то, что она позволяет быстро стартовать и в дальнейшем масштабировать сайт по мере развития продукта.

Контент-проект в соцсетях

Мы создали странички проекта в соцсетях «ВКонтакте», Instagram, Facebook, а также канал в Telegram. Прежде чем приглашать подписчиков, опубликовали первый пул постов — обозначили тему и задали tone of voice (тональность проекта, общения с аудиторией).

Мы разработали и запустили несколько рубрик:

  • Продуктовую (об актуальных волонтёрских программах).
  • Развлекательную (игры, тесты, загадки и другие вовлекающие форматы постов).
  • Образовательную (полезное и важное обо всём, что связано с лесом).
  • Дискуссионную (опросы, вопросы).

Рассказали о платформе

Запустили сбор волонтерских проектов

«Лесные волонтёры» собирают предложения от ООПТ, экологически ответственных организаций, добровольческих объединений и компаний лесного сектора. Для удобства совместно с FSC мы разработали анкету, которая позволяет получить от организаторов исчерпывающую информацию о волонтёрских программах.

После того как волонтёрские предложения проходят модерацию со стороны FSC, мы публикуем их на сайте и в соцсетях.

Информация удобна для восприятия: читателям не нужно тратить время, чтобы найти в тексте ответы на свои вопросы. Мы сразу выделили главное. Такие мелочи, как оформление и структурирование текста, демонстрируют заботу о пользователях и помогают им быстрее принять решение.

Сформировали комьюнити

Для такого проекта, как «Лесные волонтёры», очень важно формирование комьюнити. Цель комьюнити-менеджмента — превратить подписчиков-наблюдателей в активных участников, объединённых общей идеей. Члены такого сообщества чувствуют себя сопричастными к проекту, помогают развивать и продвигать его.

Создали чат для общения

Создание комьюнити — длительный и непростой процесс. Один из наших первых шагов в этом направлении — запуск чата для волонтёров в Telegram. Это пространство для непринуждённого общения, знакомства, обсуждения волонтёрских программ. Важно не только создать чат, но и регулярно инициировать в нём общение, чем и занимается наша команда.

Запустили рекламную кампанию

Во «ВКонтакте» и в Instagram мы запустили таргетированную рекламу на привлечение подписчиков. В Facebook — на повышение узнаваемости (реклама вела на сайт).Протестировали разные целевые аудитории и выделили те, от которых получили наилучший отклик:

  • Путешественники, любители туризма и отдыха на природе (в Instagram — женщины 25−34 лет, в Facebook — мужчины 25−34 лет).
  • Подписчики страниц заповедников, нацпарков, природоохранных организаций ВКонтакте (женщины и мужчины 21−24 лет).

Запустили PR-кампанию

Мы рассказали о проекте СМИ и ООПТ: разослали пресс-релиз по заранее подготовленной базе, использовали посевы в соцсетях «ВКонтакте» и Instagram. Вот что у нас получилось:

  • О «Лесных волонтёрах» рассказали 2 федеральных и 17 региональных СМИ. Самый большой PR-эффект пришёлся на Архангельскую область (о запуске платформы даже показали сюжет в новостях по местному ТВ).
  • Больше всего упоминаний — в соцсети «ВКонтакте» (56 публикаций), так как большинство заповедников и нацпарков развивают свои коммуникации в интернете именно там.

Провели конкурс «Лесной волонтёр года — 2021»

В рамках проекта «Лесные волонтёры» FSC России запустил конкурс среди организаторов и участников волонтёрских акций.Для экоактивистов и волонтёров конкурс стал возможностью заявить о себе. Для платформы — привлечь внимание участников и организаторов добровольческих проектов, а также информационных партнёров.Мы занялись курированием и продвижением конкурса.

Организовали приём заявок на сайте

Разработали страницу конкурса и настроили приём анкет.

Конкурс проводился в двух номинациях: «Лесной волонтёрский проект года» и «Лесной волонтёр года». Участниками могли стать как организаторы добровольческих проектов в лесной сфере, так и отдельные экоактивисты. Чтобы принять участие, необходимо было заполнить заявку на сайте, ознакомившись с положением и требованиями к конкурсантам.

Запустили рекламу в соцсетях

Для продвижения конкурса мы использовали таргетированную рекламу в соцсетях «ВКонтакте» и Instagram, а также посевы в тематических пабликах.

В качестве целевой аудитории выбрали женщин и мужчин 18—35 лет, среди интересов которых:

  • охрана природы,
  • работа в ООПТ,
  • треккинг в заповедниках и нацпарках,
  • волонтёрство,
  • лесоводство,
  • экология,
  • экотуризм,
  • походы,
  • экопросвещение.

Благодаря таргетированной рекламе о конкурсе узнали 90 000 человек.

С помощью постинга в тематических пабликах, мы вышли на социально активную аудиторию — людей, которые следят за новостями сообществ, посвящённых защите природе и волонтёрству. В соцсетях конкурс поддержали особо охраняемые природные территории, волонтёрские организации и региональные СМИ.

Запустили PR-кампанию конкурса

При запуске, а также после подведения итогов конкурса мы разослали пресс-релизы в тематические СМИ (посвященные лесной отрасли), а также в онлайн-издания с федеральной и региональной повесткой.В числе прочих о конкурсе написали «Аргументы и факты», «Агентство социальной информации», Recycle — крупнейшее сообщество об экологии в России.

Организовали взаимодействие с членами жюри

В состав жюри конкурса вошли представители Росмолодежи, департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, издательского дома «Аргументы и Факты» и других организаций.

Мы взаимодействовали с ними с момента запуска конкурса и вплоть до подведения итогов: договаривались об онлайн-встречах, подарках победителям, об информационной поддержке.

Что получилось

В конкурсе приняли участие 42 заявки от организаторов добровольческих проектов и волонтёров. Среди них — как небольшие региональные акции, так и крупные экопроекты, например, «Календарь добрых дел» компании «Леруа Мерлен».

Добавить комментарий