Секция №3 «Взаимодействие
государственных, общественных и молодежных организаций в экологическом
просвещении населения России. Эковолонтерство сегодня»
УДК 37.068
СОЗДАНИЕ ПРОЕКТОВ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Пекина Мария
Александровна
ГБУДО «Областной Центр
дополнительного образования детей», г. Челябинск, Челябинская область, jill.mkp@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена
добровольческой деятельности школьников и студентов в области экологии и охраны
окружающей среды.
Ключевые слова: экология;
волонтерство; проекты, школа.
M. Pekina (Russia). MAKING OF PROJECTS TO
REFER ON DEVELOPMENT VOLUNTEERING WORK IN ECOLOGY AND PROTECTION OF
ENVIRONMENT.
Annotation: The article deals with
volunteering work of students in ecology and protection of environment.
Keywords: ecology; volunteer; projects;
school.
Волонтерство сегодня стало довольно
популярной тенденцией нашей страны: 2018 г. был объявлен годом добровольца и
волонтера в России, запущена единая информационная система «Добровольцы России»
[2], создаются региональные, муниципальные центры волонтерства и
добровольчества, проводится множество мероприятий для волонтеров по всей
стране. Добровольчество в области экологии и охраны окружающей среды, несомненно,
является распространенным. Вместе с тем можно выявить некоторые проблемы в
области эковолонтерства [1] (на примере эковолонтерства в Челябинской области):
1. Направленность экологических мероприятий
организаций. Например, образовательные организации или крупные промышленные
организации в перечень мероприятий по экологии включают в основном только
«субботники», которые имеют слабое отношение к решению экологических проблем,
тогда как проблема уборки территории скорее организационного (наличие и
качественная работа служб уборки) и воспитательного характера (нормы и правила
поведения, которые направлены на культуру потребления).
2. Слабая подготовка добровольцев в
области экологии и охраны окружающей среды. На информационных и
промомероприятиях часто волонтеры не могут ответить на вопросы граждан,
касающиеся экологической ситуации в городе/регионе/стране, организационной
структуры (куда нужно обращаться по вопросам экологии) и т.д.
3. Увеличение количества общественных
экологических организаций либо расширение сферы деятельности общественных
организаций по экологическому направлению. В связи с ухудшением экологической
ситуации в Челябинской области, недовольством граждан действиями
административного аппарата и популяризации деятельности общественных организаций
в сфере экологии в процесс развития общественных организации также стал вмешиваться
политический фактор.
4. Подмена понятий и ценностей. При
экологизации жизни гражданина, не поддерживаемой государством, а происходящей с
участием различных общественных организаций, к экологическим мероприятиям
присоединяют различные духовные практики и прочее. Так, например, для граждан,
которые хотят внедрить у себя дома раздельный сбор отходов (пока в Челябинской
области нет такой системы), наряду с мероприятиями по раздельному сбору отходов
активно пропагандируются мероприятия в стиле «zero waste»,
отказ от определенных продуктов (в т.ч. и продуктов питания), экологизация души
и сознания.
Решением некоторых из этих проблем
может стать обучение волонтеров в области экологии и охраны природы, начиная со
школьного возраста.
В среднем школьном возрасте
определяющую роль играет общение со сверстниками. В этот период ребенок
приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности
в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него
возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой
работе, становиться общественно полезным.
Привитие школьникам навыков командной
работы, планирования и создания собственных проектов в области экологии и
охраны природы способствует повышению качества проводимых мероприятий. Для
достижения этих целей был создан волонтерский экологический проект «Территория
добра».
Создание проектов для мотивированных
школьников обозначено в приоритетном проекте «Доступное дополнительное
образование для детей» [3]. Проект «Территория добра» направлен на поддержку
волонтерских и добровольческих инициатив школьников и студентов в области
экологии и охраны окружающей среды, развитие коммуникативных навыков,
приобретение опыта социально-экологического проектирования.
Задачи проекта:
1) дать представление о волонтерской
деятельности;
2) сформировать навыки социального
проектирования в области экологии и охраны окружающей среды;
3) сформировать представление о
возможностях использования полученных знаний в повседневной жизни.
Проект реализуется на сайте http://cheldobro.ru
с
2018 г., поддержан Всероссийским конкурсом молодежных проектов [4] и
предполагает обучение волонтеров навыкам социального проектирования в области
экологии и охраны окружающей среды, обмен информацией между участниками. В 2018
году было обучено 60 обучающихся и реализовано 11 проектов школьными командами
Челябинской области. В 2019 году проект реализован ГБУДО «Областной Центр
дополнительного образования детей». В 2019 году в проекте приняли участие 325
обучающихся Челябинской области (41 команда), реализовано 29 проектов,
направленных на озеленение школ и пришкольных территорий, проведение
образовательных и развлекательных мероприятий (викторин, эко-игр, квестов),
субботников, экологических акций, создание скворечников, благоустройство,
популяризации экопривычек и проведение других экологических мероприятий (рис.
1.).
Рис.
1. Карта проектов на сайте http://cheldobro.ru
Особенностью реализации проекта в
2019 году стало привлечение кураторов из числа педагогов, родителей и студентов,
а также сотрудников общественных организаций. Куратор является связующим
звеном, который с одной стороны тоже проходит обучение наряду с обучающимися, а
с другой – является авторитетом и оказывает поддержку обучающимся.
Одним из направлений работы можно
выделить создание творческих групп или лабораторий для кураторов с целью
развития методов, средств и форм обучения и реализации проектов, а также обмен
опытом и идеями именно в области экологии и охраны окружающей среды. Куратор
решает не только образовательные задачи, но и воспитательные, становится
незаменимым помощником юным лидерам и членам команды. Качество проектов,
курируемых кураторами, повышается.
Создание проектов для школьников и
студентов, направленных на развитие волонтерской деятельности в области
экологии и охраны окружающей среды, может способствовать достижению следующих
результатов обучающимися:
1) сплочение команды,
приобретение навыков командной работы;
2) приобретение опыта
волонтерства (добровольчества);
3) привлечение внимание
общественности к решению проблем в области экологии и охраны окружающей среды;
4) формирование бережного
отношения к природе;
5) развитие чувства
сопереживания и причастности к коллективному делу.
Таким образом, привлекательность
волонтерских экологических проектов сегодня является средством мотивации для
изучения экологии как науки и расширению знаний об окружающей среде,
привлечению внимания к локальным и глобальным экологическим проблемам.
Библиография.
1. Алиханова Б.А. Проблемы
использования добровольческой деятельности студенческой молодежи в улучшении
социально-экологической ситуации // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 82-85.
— URL: https://moluch.ru/archive/208/51028/ (дата обращения: 11.10.2019).
2. Единая информационная система
«Добровольцы России». – URL: https://добровольцыроссии.рф (дата обращения:
11.10.2019).
3. Паспорт приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016
N 11). – URL: https://consultant.ru
(дата обращения: 11.10.2019).
4. Приказ Росмолодежи от 6 декабря
2017г. № 486 «Об утверждении списка победителей заочного этапа Всероссийского
конкурса молодежных проектов среди физических лиц в 2017 году». – URL: https://fadm.gov.ru/
(дата обращения: 11.10.2019).
Вам уже надоело звать в свои проекты друзей и знакомых? Они устали помогать вам и просят оставить их в покое? Вы просите волонтёров в ВУЗах, но качество их работы вас не устраивает? Вы пишите и пишите в соцсетях? Но никто не приходит на помощь. Как быть?
Вам поможет пошаговая инструкция по работе с волонтерами. Волонтеры приходят только на правильно организованные проекты. Вы узнаете, как реализовать проект силами волонтёров и как создать сообщество добровольных помощников.
Ведущий практического семинара – Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы», развивающий социальное волонтtрство 12 лет.
О семинаре.
Практический семинар познакомит сотрудников и активистов СО НКО с алгоритмом подготовки и реализации проектов силами волонтеров.
На семинаре будут разобраны следующие вопросы:
- Как оценить идею проекта? Какие проекты могут быть реализованы силами волонтеров?
- Какие необходимые условия для участия волонтеров в проекте?
- Кто такой координатор проекта и какова его роль?
- Как разработать и подготовить проект под волонтеров?
- Как привлечь волонтеров в проект?
- В чем секрет волонтерской команды?
- Как качественно реализовать проект?
- Как сделать так, чтобы волонтеры не разбежались?
Дата и время проведения: 29 октября, вторник, 19:00-21:00.
Адрес: г. Москва, ул. Сергия Радонежского, д.1, стр.1. Аудитория 407.
Школа социального волонтерства — партнерский проект Добровольческого движения «Даниловцы», Центра занятости «Моя карьера» и Ассоциации «Союз волонтерских организаций и движений», регулярные занятия, направленные на подготовку волонтеров, координаторов и руководителей волонтерских групп и сообществ, повышение их квалификации. Задачи «Школы» – стимулировать обмен опытом между волонтерскими организациями, обучить сотрудников и добровольцев НКО полезным навыкам. Основные формы работы – тренинги, семинары, мастер-классы, круглые столы.
Расписание других мероприятий Школы социального волонтерства. Смотрите также видеозаписи предыдущих занятий Школы социального волонтерства.
[timepadregistration eventid=”1101760″]
Проект волонтерского движения «Твори добро»
Актуальность проекта
«Великие дела делаются малыми усилиями многих»
(автор неизвестен)
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования, современному обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью , обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
В настоящее время созрела необходимость определить нравственные ориентиры обучающихся, приобщить их к общечеловеческим ценностям, культуре поведения в социуме, духовно-нравственному и патриотическому развитию.
Одно из актуальных воспитательных средств – это волонтерское движение, которое способствует формированию личности гражданина своей страны.
Социальная значимость проекта
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Именно реализация проекта волонтерского движения «Твори добро» способствует воспитанию социальной активности, формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Цель проекта:
Вовлечение детей и подростков в волонтерское движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, профилактики асоциального поведения, формирования культуры.
Задачи проекта:
– Воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков;
– Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
– Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;
– Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
– Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;
– Поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;
– Пропаганда здорового образа жизни.
Проект бессрочный.
Концептуальные основы проекта
Программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:
Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т. д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой деятельносмти, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
Последовательность (этапность).
Преемственность.
Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
Партнерство:консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.
№ |
Этапы реализации проекта |
Сроки |
1 |
Мотивационно – организационный этап: – анализ проблем жизни школы, социума; – определение целей и задач. |
Сентябрь 2014 |
2 |
Познавательно-моделирующий этап: -изучение реальных возможностей группы; – составление детального плана работы; – определение обязанностей и их распределение. |
Сентябрь 2014 |
3 |
Практический этап: Организация деятельности по блокам проекта: – проведение акций; – мониторинг; – оформление, размещение информации об этапах реализации проекта на страницах сайта школы; – подготовка и проведение акций; |
С октября 2014 по настоящее время |
4 |
Практический – участие в волонтёрских акциях; -выпуск буклетов, листовок, роликов; – помощь в организации и участие в мероприятиях школы. |
Ежемесячно |
5 |
Рефлексивный Подведение итогов деятельности |
Ежегодно |
Проект включает в себя 4 блока
1 блок «Милосердие»
Цель: Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
2 блок «Спорт и здоровый образ жизни»
Цель:
1.Пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.
3 блок «Творческий блок»
Цель: Формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.
4 блок «Экология»
Цель: Воспитания бережного отношения к окружающей среде.
Основные мероприятия волонтерского движения
Направление |
Мероприятия |
«Милосердие» |
– помощь пожилым одиноким людям; -помощь неуспевающим сверстникам; – участие в акции «Подарок другу»; -участие в акции «Белый цветок» – шефство над памятником погибшим в годы ВОВ: уборка, посадка цветов; – проведение акции «Бессмертный полк» |
«Спорт и здоровый образ жизни» |
– организация и участие в спортивных праздниках и мероприятиях; – организация выставок рисунков и листовок о здоровье, – беседы с медработниками о здоровом образе жизни; – участие на классных часах, посвященных ЗОЖ. -участие во всех соревнованиях; -организация походов, экскурсий -вовлечение учащихся в спортивные секции; |
«Творчество» |
– участие в художественной самодеятельности; – участие в общешкольных месячниках, акциях; – проведение традиционных праздников: День Знаний, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Здоровья, 9 мая, Последний звонок, День Защиты детей, Выпускной вечер (для 9, 11 классов) |
«Экология» |
– Помощь в благоустройстве школьной территории; – охрана и уход за цветами в школе; – акция выпускников «Посади дерево и сохрани его». – работа по благоустройству села, школы: посадка деревьев и цветов, уборка территории. |
Механизм реализации проекта:
Руководит работой волонтеров – учитель Рябова Е.Н..
Основой волонтерского движения является группы учащихся.
Распространение информации о работе волонтеров.
1. Оформление страницы на школьном сайте
2. Составление годовых отчетов о проделанной работе
3. Презентации волонтерского движения «Твори добро» на различных мероприятиях, имеющих социальную направленность.
В рамках проекта в нашей школе разработана система поощрения, которая представлена:
Вручение грамот по результатам успешной работы.
Благодарственное письмо родителям.
Выполнение наиболее ответственных поручений.
Кадровое обеспечение проекта
1.Администрация образовательного учреждения.
2.Педагог.
3.Классные руководители.
4.Волонтерские группы.
Ожидаемый результат
-создание постоянно действующей волонтерской группы, приобретение учащимися опыта волонтерской деятельности;
-повышение уровня духовности, милосердия школьников;
– повышение уровня творческой активности школьников, их досуговой занятости;
-увлеченность обучающихся идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
Финансирование
Внебюджетные средства (спонсорская помощь родителей, преподавателей, мастеров)
Предполагаемый бюджет
Для реализации проекта предполагается использовать следующие источники финансирования:
п/п |
Наименование затрат |
Затраты |
Источник средств |
1 |
Канцелярские принадлежности: |
Собственные средства |
|
бумага А4 «Снегурочка» (2 пачки) |
380 руб. |
Родительские средства |
|
Набор файлов (1 пачка) |
100 руб. |
Собственные деньги |
|
Ватманы (6 листов) |
120 руб. |
Собственные деньги |
|
Бланки благодарности для волонтеров (35 штук) |
150 руб. |
Собственные деньги |
|
2. |
Краска для принтера |
450 руб. |
Родительские средства |
3. |
Шары для оформления праздников (200 штук) |
300 руб. |
Родительские средства |
Итого: |
1550 руб. |
Мы открыты для сотрудничества со всеми школьными благотворительными организациями района и области. Давайте поможем друг другу!
Список литературы
-
Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы – http://www.isovet.ru/
-
Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200
-
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
-
Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
-
Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
-
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
-
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
-
Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.
-
Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2005. – № 1. – С. 15-26. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
-
Лыгина, М. А. Волонтерское движение – новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2008. – № 11. – С. 15-18. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
-
Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. – № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя).
-
Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. – 2007. – № 1. – С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
-
Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. – 2008. – № 4. – С. 56-60. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
-
Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. – 2008. – № 1. – С. 42-43. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
-
Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. – 2010. – № 3. – С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
-
Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 3. – С. 67-71. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
-
Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2009. – № 4. – С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
-
Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. – 2009. – № 4. – С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
-
Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 3. – С. 291-294. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
-
Парпина, Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России [Электронный ресурс] / / D/ Парпина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 9. – С. 106-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
Приложение
Заповеди волонтеров
-
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
-
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
-
Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
-
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
-
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
-
Будь генератором идей!
-
Уважай мнение других!
-
Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй!
-
Обещаешь – сделай!
-
Не умеешь – научись!
-
Будь настойчив в достижении целей!
-
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
-
Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
-
Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
-
Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо – самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
-
Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги “Я – лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)
-
Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
-
Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
-
Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее – это мы! ”)
-
День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
-
Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда.
МКОУ Криушанская СОШ
Социальный проект волонтерского движения «Твори добро»
учитель: Рябова
Евгения Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Принята на заседании Педагогического совета школы Протокол №1 от 29.08.2016 |
Утверждено приказом директора школы от 02.09.2016 №592 С |
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
волонтерского движения
«Навстречу доброте»
на 2016-2017 учебный год
класс: 6 в класс
Автор – составитель:
Лощева Валентина Александровна
2016г.
Содержание
- Актуальность
- Принципы реализации проекта
- Этапы реализации проекта
- Основные направления проекта
- План мероприятий по реализации социального проекта на 2016-2017 уч. год.
- Прогнозируемые результаты
- Фотоотчет
1. Актуальность
Детство – время активного социального «развертывания» растущего че-ловека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы
- самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Современные модели взаимодействия «общество-государство» предусматрива-ет, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, ор-ганизуемых социальными институтами. В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициато-ра и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательного учреждения, учителей, семьи.
- подростковом возрасте складываются способности к свободному мыш-лению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социально-значимая, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив быть не мо-жет. На самом деле детская социальная инициатива – это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами и увлекшая их. Благодаря помощи и руково-дству взрослых дети взрослеют.
- настоящее время необходимо скоординировать усилие школы, внешко-льных учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утра-ченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия
сострадания, которые должны воспитываться с детства. Проект «Навстречу доброте» направлен на развитие детского волонтерского движения, основная идея которого – воспитывать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Участниками проекта «Навстречу доброте» могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста, причем содержание мероприятий, входящих в проект, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые, в силу ряда причин, не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Цель проекта – содействие развитию детского волонтерского отряда «Навстречу доброте» – участников волонтерского движения МБОУСШ №8, формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества.
Задачи:
- формировать гражданские чувства обучающихся, вступивших в ряды волонтеров;
- поддержать социальные инициативы, направленные на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
- развивать социальную активность детей и подростков, самостоятельность и ответственность, коммуникативные умения и навыки;
- предоставить возможность для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально – значимых дел, акций;
- привлекать средства массовой информации к освещению деятельности волонтерского отряда;
- создать банк данных детского волонтерского отряда.
2. Принципы реализации проекта
Принципиальные основы деятельности взрослого:
- обеспечение безопасности ребенка;
- достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;
- организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”;
- продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность;
- максимальное использование имеющихся материально- технических и природных ресурсов.
Принципиальные основы деятельности ребенка:
- добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности;
- реализация личных способностей ребенка;
- социальная значимость деятельности ребенка;
- положительный результат участия в проекте.
3.Этапы реализации проекта.
1 этап реализации проекта – подготовительный:
- отбор обучающихся, желающих вступить в ряды волонтеров путѐм собеседования
- проведение собрания детей и руководителя отряда
2 этап реализации проекта – теоретический:
- изучение методической литературы по данной тематике, программ по работе с волонтерами;
- разработка общего плана мероприятий.
3 этап реализации проекта – практический:
- проведение массовых социально-значимых мероприятий в школе и в районе;
- выезд на семинары с целью приобретения опыта.
4 этап реализации проекта – заключительный:
– анализ результатов, оформление документации.
4. Основные направления проекта
- “Милосердие” – помощь детям инвалидам, сиротам.
Цель:создание условия для гражданского становления и социальной самореализации “Детей радуги”, оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны
Пути решения:
- привлечение общественности к проблеме социализации “Детей радуги”;
- проведение благотворительных акций;
- оказание шефской помощь ветеранам, инвалидам, узникам ВОВ.
- “Мы в ответе за нашу планету” -организация субботников, экологических десантов.
Цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды.
Пути решения:
- привлечение внимания к сохранению природного наследия родного края.
- реализация практических программ по развитию экологической куль-туры детей и молодежи.
- ” Нам жить и помнить!”-помощь ветеранам ВОВ
Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления.
Пути решения:
- формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- воспитать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям своей страны
- “Спорт и здоровый образ жизни”-пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании.
Цель: формирование у уч-ся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Пути решения:
- воспитать у сверстников культ здоровья и научить их основам здорового образа жизни;
- формировать у школьников навыки сопротивления влиянию социальной среды;
- способствование преодолению вредных привычек уч-ся путем привлечения их к физкультуре и спорту.
6. План мероприятий по реализации социального проекта на 2016-2017 уч. год.
№ |
МЕРОПРИЯТИЯ |
СРОКИ |
1 |
Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений |
сентябрь |
2 |
Составление плана работы волонтерского отряда |
сентябрь |
3 |
Подготовка методического, информационного, раздаточного материала для каждого члена волонтерской команды |
сентябрь |
4 |
Акция ” Открытка учителю!” ко Дню Учителя |
октябрь |
5 |
Подготовка и проведение информационных минуток для уч-ся школы “Мы здоровые привычки” |
октябрь |
6 |
Неделя спорта “Мы хотим всем рекордам наши гордые дать имена!” |
ноябрь |
7 |
Акция ” Спорт вместо наркотиков” Конкурс плакатов(к дню отказа от курения) |
ноябрь |
8 |
Акция посвященная всемирному Дню борьбы со Спидом “Вместе против СПИДа” |
декабрь |
9 |
Выпуск и распространение листовок “Осторожно! Тонкий лед” |
декабрь |
10 |
Участие в новогодней акции “Ёлка желаний” |
декабрь |
11 |
Выступление агитбригады “Мы будущее нации! Мы за ЗОЖ!” |
январь |
12 |
Уроки мужества “День Юного героя антифашиста” |
февраль |
13 |
Военно-спортивные соревнований “Мы Родины верные сыны!” |
февраль |
14 |
Участие в проекте”Наша общая победа!” |
февраль |
15 |
Операция “Забота” Оказание шефской помощи престарелым, ветеранам. |
март |
16 |
Всемирный День здоровья Акция ” Я сдаю ГТО!” |
март |
17 |
Акция “Подарок маме!” |
март |
18 |
Устный журнал”О вреде курения” “Мы говорим “нет наркотикам!” |
апрель |
19 |
Экологическая акция”Мы хотим сделать мир чище!” |
апрель |
20 |
“Мы память бережно храним”Концерт ко Дню Победы |
май |
21 |
Участие во Всероссийской акции “Бессмертный полк” |
май |
22 |
Акция “Больше кислорода(Посадка цветов на клумбах) |
Май-июнь |
23 |
Конкурс рисунков на асфальте “Миру-Да! Войне -НЕТ!” |
июнь |
24 |
Акция “Венок памяти”.День памяти и скорби |
июнь |
25 |
Участие в акции “Дом без одиночества” по оказанию помощи одиноким и престарелым людям, ветеранам войны и труда |
Июнь-август |
26 |
Принятие участия в акциях “Чистое и зеленое” |
Июль-август |
27 |
Проведение лекций по технике безопасности в каникулярное время |
июнь |
28 |
Помощь в подготовке школы к новому учебному году |
Июнь-август |
29 |
Подведение итогов работы |
7. Прогнозируемые результаты
В результате реализации данного проекта:
– у обучающихся повысится уровень информированности о добровольческой деятельности, они научатся работать с людьми различных социальных категорий, приобретут коммуникативные, организаторские навыки; сумеют взять на себя ответственность и принять правильное решение в рабочих условиях;
– волонтеры сумеют применить полученные знания на практике, используя разнообразные формы и методы проведения массовых мероприятий;
– повысится увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования;
– снижение риска совершения преступления и к употреблению психотропных веществ;
– вовлечение большого числа детей и подростков школы в активную общественную жизнь;
– увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения;
– активное участие в пропаганде ЗОЖ;
– снижение заболеваемости детей.
Мы открыты для сотрудничества со всеми школьными и благотворительными организациями района .
Помогли FSC России создать платформу «Лесные волонтёры» — своеобразный агрегатор волонтёрских проектов в сфере сохранения лесов.
Суть проекта в том, чтобы помочь встретиться людям и организациям, которым небезразлична судьба лесов.
Нам предстояло запустить проект с нуля:
- Разработать фирменный стиль, сайт, запустить сообщества в соцсетях.
- Рассказать о платформе организаторам волонтёрских программ и волонтёрам.
- Начать формировать комьюнити — активное, «живое» сообщество. Объединить людей вокруг проекта и темы восстановления лесов.
Фирменный стиль
Разработали слоган: «Объединяем людей, чтобы сохранить леса».
Придумали логотип и фирменные элементы: дубовый листок и холодный зелёный фон. Ничего лишнего — спокойствие и гармония природы.
Придумали шаблоны в фирменных цветах для оформления развлекательных и дискуссионных постов в соцсетях.
Сверстали сайт
«Лесные волонтёры» поселились на нашей любимой Тильде. Мы любим эту платформу за то, что она позволяет быстро стартовать и в дальнейшем масштабировать сайт по мере развития продукта.
Контент-проект в соцсетях
Мы создали странички проекта в соцсетях «ВКонтакте», Instagram, Facebook, а также канал в Telegram. Прежде чем приглашать подписчиков, опубликовали первый пул постов — обозначили тему и задали tone of voice (тональность проекта, общения с аудиторией).
Мы разработали и запустили несколько рубрик:
- Продуктовую (об актуальных волонтёрских программах).
- Развлекательную (игры, тесты, загадки и другие вовлекающие форматы постов).
- Образовательную (полезное и важное обо всём, что связано с лесом).
- Дискуссионную (опросы, вопросы).
Рассказали о платформе
Запустили сбор волонтерских проектов
«Лесные волонтёры» собирают предложения от ООПТ, экологически ответственных организаций, добровольческих объединений и компаний лесного сектора. Для удобства совместно с FSC мы разработали анкету, которая позволяет получить от организаторов исчерпывающую информацию о волонтёрских программах.
После того как волонтёрские предложения проходят модерацию со стороны FSC, мы публикуем их на сайте и в соцсетях.
Информация удобна для восприятия: читателям не нужно тратить время, чтобы найти в тексте ответы на свои вопросы. Мы сразу выделили главное. Такие мелочи, как оформление и структурирование текста, демонстрируют заботу о пользователях и помогают им быстрее принять решение.
Сформировали комьюнити
Для такого проекта, как «Лесные волонтёры», очень важно формирование комьюнити. Цель комьюнити-менеджмента — превратить подписчиков-наблюдателей в активных участников, объединённых общей идеей. Члены такого сообщества чувствуют себя сопричастными к проекту, помогают развивать и продвигать его.
Создали чат для общения
Создание комьюнити — длительный и непростой процесс. Один из наших первых шагов в этом направлении — запуск чата для волонтёров в Telegram. Это пространство для непринуждённого общения, знакомства, обсуждения волонтёрских программ. Важно не только создать чат, но и регулярно инициировать в нём общение, чем и занимается наша команда.
Запустили рекламную кампанию
Во «ВКонтакте» и в Instagram мы запустили таргетированную рекламу на привлечение подписчиков. В Facebook — на повышение узнаваемости (реклама вела на сайт).Протестировали разные целевые аудитории и выделили те, от которых получили наилучший отклик:
- Путешественники, любители туризма и отдыха на природе (в Instagram — женщины 25−34 лет, в Facebook — мужчины 25−34 лет).
- Подписчики страниц заповедников, нацпарков, природоохранных организаций ВКонтакте (женщины и мужчины 21−24 лет).
Запустили PR-кампанию
Мы рассказали о проекте СМИ и ООПТ: разослали пресс-релиз по заранее подготовленной базе, использовали посевы в соцсетях «ВКонтакте» и Instagram. Вот что у нас получилось:
- О «Лесных волонтёрах» рассказали 2 федеральных и 17 региональных СМИ. Самый большой PR-эффект пришёлся на Архангельскую область (о запуске платформы даже показали сюжет в новостях по местному ТВ).
- Больше всего упоминаний — в соцсети «ВКонтакте» (56 публикаций), так как большинство заповедников и нацпарков развивают свои коммуникации в интернете именно там.
Провели конкурс «Лесной волонтёр года — 2021»
В рамках проекта «Лесные волонтёры» FSC России запустил конкурс среди организаторов и участников волонтёрских акций.Для экоактивистов и волонтёров конкурс стал возможностью заявить о себе. Для платформы — привлечь внимание участников и организаторов добровольческих проектов, а также информационных партнёров.Мы занялись курированием и продвижением конкурса.
Организовали приём заявок на сайте
Разработали страницу конкурса и настроили приём анкет.
Конкурс проводился в двух номинациях: «Лесной волонтёрский проект года» и «Лесной волонтёр года». Участниками могли стать как организаторы добровольческих проектов в лесной сфере, так и отдельные экоактивисты. Чтобы принять участие, необходимо было заполнить заявку на сайте, ознакомившись с положением и требованиями к конкурсантам.
Запустили рекламу в соцсетях
Для продвижения конкурса мы использовали таргетированную рекламу в соцсетях «ВКонтакте» и Instagram, а также посевы в тематических пабликах.
В качестве целевой аудитории выбрали женщин и мужчин 18—35 лет, среди интересов которых:
- охрана природы,
- работа в ООПТ,
- треккинг в заповедниках и нацпарках,
- волонтёрство,
- лесоводство,
- экология,
- экотуризм,
- походы,
- экопросвещение.
Благодаря таргетированной рекламе о конкурсе узнали 90 000 человек.
С помощью постинга в тематических пабликах, мы вышли на социально активную аудиторию — людей, которые следят за новостями сообществ, посвящённых защите природе и волонтёрству. В соцсетях конкурс поддержали особо охраняемые природные территории, волонтёрские организации и региональные СМИ.
Запустили PR-кампанию конкурса
При запуске, а также после подведения итогов конкурса мы разослали пресс-релизы в тематические СМИ (посвященные лесной отрасли), а также в онлайн-издания с федеральной и региональной повесткой.В числе прочих о конкурсе написали «Аргументы и факты», «Агентство социальной информации», Recycle — крупнейшее сообщество об экологии в России.
Организовали взаимодействие с членами жюри
В состав жюри конкурса вошли представители Росмолодежи, департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, издательского дома «Аргументы и Факты» и других организаций.
Мы взаимодействовали с ними с момента запуска конкурса и вплоть до подведения итогов: договаривались об онлайн-встречах, подарках победителям, об информационной поддержке.
Что получилось
В конкурсе приняли участие 42 заявки от организаторов добровольческих проектов и волонтёров. Среди них — как небольшие региональные акции, так и крупные экопроекты, например, «Календарь добрых дел» компании «Леруа Мерлен».