Как составить вопрос к задаче

  1. Постановка учащимися вопроса к данному условию.

Например: «На
одной полке 5
книг, на другой на 2 меньше».

  • Можно
    ли назвать это задание задачей? (Нет,
    здесь нет вопроса.)

  • Поставьте вопрос
    к данному условию. (Сколько книг стояло
    на второй полке?)

Если дети не могут
самостоятельно справиться с этим
заданием, то можно предложить им
несколько вариантов вопросов, из которых
они могут выбрать возможный.

Например:

а) Сколько книг
на первой полке?

б) На сколько книг
на первой полке меньше, чем на второй?

в) На сколько книг
на первой полке больше, чем на второй?

г) Сколько книг
на второй полке?

д) Сколько книг
на двух полках вместе?

е) Сколько книг
на третьей полке?

Использование
этого приема будет стимулировать
учащихся к анали­зу текста, к
высказыванию суждений, к их обоснованию,
способствуя тем самым развитию ребенка.
Например, прочитав первый вопрос (это
может сделать ученик, умеющий читать
или учитель), дети отмечают, что в нем
спрашивается о том, что в задаче уже
известно (на первой полке 5 книг): значит
этот вопрос не подходит. Такой же вывод
они делают относительно второго вопроса.

В третьем вопросе:
«Сколько книг на второй полке?» —
спрашивается

о том, что неизвестно,
значит этот вопрос можно поставить к
данному условию.

Полезно в перечень
вопросов включать и такие, в которых
спрашива­ется о том, что неизвестно
(напр., шестой вопрос), но поставить его
к данному условию нельзя, так как в
задаче говорится о двух полках. Такие
вопросы-«ловушки» особенно эффективны
для активизации дея­тельности
школьников. После того как задача
составлена, можно перехо­дить к ее
решению, используя либо наглядность,
исключающую возможность пересчитывания,
либо рассуждения, заменяя понятие
«мень­ше» действием вычитания.

Задание
113.
Опишите варианты приема выбора вопросов
к следу­ющим условиям задач:

а) «В гараже было
10 машин, из них 3 грузовые».

б) «У Коли было 7
марок. Он подарил другу 4».

в) «8 яблок разложили
поровну на 2 тарелки».

  1. Составление условия к данному вопросу.

Применяя данный
прием, следует предлагать ученикам
сначала такие вопросы, по которым они
смогут составить только один вариант
условия.

Например:

а) «Сколько
карандашей в двух коробках?»

Дети могут
рассуждать так: «Для ответа на этот
вопрос нужно знать — сколько карандашей
в одной коробке и сколько в другой».

б) «На сколько
марок у Пети больше, чем у Вовы?»

Для ответа на этот
вопрос нужно знать, сколько марок у
Пети и сколь­ко у Вовы.

Если же ответ на
поставленный вопрос предполагает
различные фор­мулировки условия, то
можно использовать прием выбора условия
для

7. Можно предлагать задачи, в условии которых даны два известных числа, но используя их, нельзя ответить на вопрос задачи.

«Зайчик съел
сначала 3 морковки, затем 4. Сколько
морковок осталось в корзинке?»

Или: «У зайчика в
корзинке было 4 морковки. 6 он съел.
Сколько морковок осталось в корзинке?».
(Зайчик не мог съесть морковок больше,
чем у него было.)

После анализа
такой задачи можно предложить детям
изменить одно из данных таким образом,
чтобы ее можно было решить.

Учитель может
использовать различные сочетания
методических при­емов в зависимости
от содержания задачи, тех целей, которые
он ставит на уроке, от уровня подготовленности
учащихся.

Задание
114.
Познакомьтесь с фрагментом урока, на
котором учи­тель организовал работу
над задачей, применяя различные
методические приемы.

Предложите свои
варианты работы над следующей задачей:
«На де­реве сидели 7 птичек. 3 из них
улетели. Сколько птичек осталось?».

Фрагмент.

Учитель начинает
урок с задания: «На дереве сидели птички.
3 из них улетели. Сколько птичек осталось?».
(Задачу решить нельзя, мы не зна­ем,
сколько птичек сидело на дереве.)

  • Молодцы, мы
    действительно не можем ответить на
    вопрос. Здесь не хватает данных. Давайте
    подумаем, сколько птичек могло сидеть
    на дереве? (Дети предлагают числа: 4, 5,
    6 и т.д.) На доске таблица, в кото­рую
    учитель заносит эти данные.

Было

4

6

7

8

3

9

Улетело

3

3

3

3

3

3

Осталось

  • Запишите решение
    первой задачи. (4—3=1 (п.).)

  • Почему
    выбрали вычитание? (3 птички улетели,
    поэтому их стало

меньше.)

  • Как вы думаете, в
    какой задаче самый большой ответ? (В
    послед­ней.)

  • Почему?
    (В ней больше птичек сидело на дереве.)

  • А в какой меньше?
    (Там, где сидело 3 птички. В ней птичек
    на дереве вообще не останется.)

Теперь самостоятельно
решите такую задачу: «На дереве сидело
6 птичек, 8 улетело. Сколько птичек
осталось? (Эту задачу решить нельзя, не
может улететь больше птичек, чем их было
на дереве.)

Задание
115.
Составьте 5-6 фрагментов работы над
различными простыми задачами из учебников
Ml
(I-III, I-IV),
используя для этой цели различные
методические приемы:

а) для тех учеников,
которые справляются с решением
самостоятель­но;

б) испытывают
затруднения при самостоятельном решении;

в) совсем не могут
самостоятельно справиться с решением
задач.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Цели:

  1. Закрепление навыков устного счёта в пределах 10.
  2. Повторить составление выражений по рисункам, соотношение
    между целым и его частями.
  3. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие,
    вопрос, выражение, решение, ответ.
  4. Научить делать краткую запись в виде схем, познакомить с
    записью решения в тетради.
  5. Учить составлять задачи по схемам и числовым выражениям.
  6. Развивать мышление, речь, творческие способности.

Оборудование:

  • наглядность к устному счёту: ромашки, поезд, зайчик,
    Великий Математик;
  • иллюстрация к задаче;
  • плакаты: условие, вопрос, схема, выражение, решение,
    ответ;
  • схемы к задачам;
  • плакат (проверка № 5 с. 45).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

– Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся с вами
путешествовать в страну Математики и нас будет сопровождать Великий Математик.
Математика – это точная наука, требующая хороших знаний, чёткого выполнения всех
арифметических действий.

– Какие действия мы с вами уже знаем? (Сложение и
вычитание.)

– Во 2 классе мы познакомимся с умножением и делением.

– Сегодня на уроке мы будем заниматься наблюдениями,
открывать математические закономерности, изучать новый материал.

III. Устный счёт.

1) Путешествовать мы с вами отправляемся на поезде, но
прежде, чем наш поезд тронется, мы должны получить билеты. Для этого разделимся
на команды и поиграем в игру «Кто быстрее?»

(Учащиеся выходят к доске и дописывают нужные числа.)

I ряд – 1 команда.

II ряд – 2 команда.

III ряд – 3 команда.

2) А теперь надо узнать № поезда. Для этого решим цепочку
примеров:

Проверка (у каждого учащегося цифры, ответ показывает каждый
с места).

(На доске картинка с зайчиком).

– Зайчик тоже хочет отправиться с нами путешествовать, но он
не знает номер поезда, ему достался трудный пример. Он записан под цепочкой.

(Учащиеся записывают пример в тетради и решают.)

3 + 4 – 2 + 3 – 4 + 5 = ?

– Что вы заметили? (В примере выполнены те же действия,
что и в цепочке. Значит ответ будет такой же 9.)

Значит Зайка едет в нашем поезде – берём его с собой.

Наш поезд отправился, давайте сосчитаем:

– Сколько пассажиров в каждом вагоне?

9-6 3 4+5 9 8-4 4
3+3 6 7-5 2 3+4 7

(Ответы в тетради.)

– Прочитаем ответы.

3 6 9 2 4 7

– Запишите их в порядке возрастания и вы отгадаете слово.

(На доске все картинки перемешаны, выходит ученик и
располагает их в порядке возрастания.)

– Какое слово получилось? (Дети отвечают хором.)

IV. Знакомство с новым материалом.

Тема сегодняшнего урока: Задача.

Наш поезд делает I остановку в лесу. Рассмотрите иллюстрацию.
Составьте задачу про детей.

«Мальчик и девочка пошли в лес за грибами. Мальчик нашёл 2
гриба, а девочка 4.Сколько всего грибов нашли дети?»

– Правильно. Без чего нет задачи? (Без вопроса.)

– В задаче всегда о чём-то спрашивается, без вопроса нет
задачи. Это нужно хорошо понять и запомнить.

– Задачу можно разбить на 2 части:

  1. Условие – то, что известно.
  2. Вопрос – то, что неизвестно.

(На доске постепенно открываются плакаты: условие, вопрос,
схема, выражение, решение, ответ.)

– Давайте повторим условие нашей задачи, вопрос.

– А теперь запишем в тетради: Задача.

– Ниже запишите выражение: 4 + 2.

– Найдите его значение: 4 + 2 = 6(гр.)

– Полученное равенство называют решением задачи, а значение
выражения 6 грибов – ответом задачи.

Ответ: 6 грибов. (На доске записан образец записи.)

– Разобраться в этом помогает рисунок, но если числа большие
то делать рисунок неудобно – слишком много предметов надо рисовать. На помощь
приходит схема-отрезок, разбитый на части. Разбивая отрезок на части, мы
получаем те же самые соотношения между частью и целым, что и при разбиении
совокупностей предметов.

(На доске схема.)

– Какой мы делаем вывод? (Наглядно представить содержание
задачи можно сопоставив целое всему отрезку, а части – частям отрезка.)

– Что такое целое? (Отрезок.)

– Что обозначает весь отрезок? (Число грибов, собранных детьми.)

– Что такое части? (Части отрезка.)

– Что обозначают части отрезка? (Грибы, собранные
мальчиком и девочкой.)

– Что показывает знак вопроса? (Находят целое.)

– Каким действием решаем задачу? (Сложением.)

– Почему? (Находим целое.)

V. Закрепление.

1) Следующая остановка нашего поезда «Поиграй-ка».

– А сейчас мы с вами немного поиграем.

– Великий Математик прислал конверты с задачами.

(Работа в группах).

– Каждой группе нужно определить, что относится к условию,
вопросу, найти схему, записать выражение, решение, назвать ответ.

Проверка:

А) Условие. Во дворе играли 6 ребят. Двое ушли домой.

Вопрос. Сколько ребят осталось во дворе?

Схема:

На доске выражение: 6 – 2.

Решение: 6 – 2 = 4(р.)

Ответ: 4 ребят.

Б) Условие. В хоре пело 4 мальчика и 6 девочек.

Вопрос. Сколько детей пело в хоре?

Схема:

Выражение: 6 + 4.

Решение: 6 + 4 = 10(д.)

Ответ: 10 детей.

В) Условие. Из клетки улетело сначала 2 попугая, а потом ещё
3.

Вопрос. Сколько попугаев улетело из клетки?

Схема:

Выражение: 2 + 3.

Решение: 2 + 3 = 5(п.)

Ответ: 5 птиц.

Физкультурная минутка.

2) Наш поезд продолжает путешествие.

– Следующая остановка: «Объясни-ка».

– Откройте учебник с. 44 урок 23 № 2.

– Что нужно сделать? (Соотнести записи в рамках с
соответствующими терминами.)

– Выполните самостоятельно.

– Назовите условие, вопрос, выражение, решение.

– Что обозначает весь отрезок? (Число конфет у девочки.)

– Его части? (Число конфет, которые она подарила и число
конфет, которые у неё остались.)

– Почему задача решается вычитанием? (Ищем части.)

– Как найти часть? (Из целого вычитаем другую часть.)

3) Перейдём к №3. Составьте задачу по рисунку.

На столе лежали яблоки в 2-х вазах. В 1 вазе – 5 яблок, во 2
– 2 яблока.

– Сколько всего яблок лежало в двух вазах?

– Назовите условие, вопрос, выражение, решение.

– Что обозначает весь отрезок? (Все яблоки, лежащие на 1 и
2 вазе.)

– Его части? (1 ваза с яблоками, 2 – с яблоками.)

– Почему задача решается сложением? (Находим целое.)

4) Путешествие наше продолжается, но нам надо забрать багаж в
камере хранения ( №5).

Расшифруем записи – код ячеек.

– Что нужно выполнить? (Составить выражение с заданным
числовым значением и дорисовать картинки.)
Выполните самостоятельно.

Проверка (плакат на доске).

№ 6

– Наше путешествие подходит к концу.

– И в последнем задании Великий Математик зашифровал слово.

– Если вы правильно выполните действие и сосчитаете, то
узнаете слово (умница).

– Великий Математик считает, что вы все умницы, так как
хорошо работали на уроке и правильно отвечали на все вопросы, и выполнили все
задания.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали, чем занимались на уроке?

– Где можно использовать эти знания?


Ребята, откройте учебник на странице 75, № 240.

-Давайте
прочитаем задачу. Найдите условие ( Маша и Катя стреляли из лука) . Какой
вопрос? ( кто из них оказался победителем после трех попыток). Внимательно
посмотрите на рисунок, данный к этой задаче и подумайте:

– Можно
ли ответить на вопрос задачи, не выполняя арифметических действий?

Арифметического
действия мы не выполняли.

-Поставь
к данному условию ( показываю его) ,у Маши такие попытки (показываю
мишень Маши),
у Кати вот какие попытки ( показываю мишень Кати)
вопросы, для ответа на которые нужно выполнить арифметические действия.

-Какой
вопрос можно поставить к этому условию?

 Сколько
очков набрала Маша?
Что вы будите делать для того чтобы
ответить на этот вопрос? Какие числа мы должны сложить? ( 7,8,10) Пожалуйста
выполните это действие в тетради. Запишите : задача № 240 и приступаем к
решению.

7+8+10=25
(оч.) – набрала М.

Какой
еще вопрос мы можем поставить к данному нам условию? ( Сколько очков
набрала Катя?). ?
Что вы будите делать для того чтобы ответить на этот
вопрос? Какие числа мы должны сложить? ( 7,9,10) Пожалуйста выполните это
действие в тетради. Записываем под первым действием

7+9+10=26
(оч.) – набрала К.

Еще
какой вопрос можно поставить ? ( На сколько больше очков у Кати, чем у
Маши).
Что вы будите делать для того чтобы ответить на этот вопрос? Записываем это под вторым  действием

26-25=1 (оч.) – на 1 оч. у К.> у М

Записываем ответ : на 1 очко

А как еще можно узнать, на сколько больше очков у Кати чем у
Маши?
(сравнить
те числа, которые не равны: 8 и 9)

Записываем
это в тетрадь ниже.

8 <9
На сколько ребята 8 меньше 9 ?

Правильно.
Молодцы.

-Ребята,
вот до этого мы с вами отвечали на вопросы, которые мы придумали сами, а
какой вопрос был в задаче ? ( читают вопрос),а кто у нас победил? Катя.

Значит и
ответ мы запишем только на вопрос задачи

Ответ:
победила Катя

Переходим
к следующему заданию. Найдите 241 номер.

-Отступаем
вниз 2 клеточки, записываем еще раз слово задача №241. Прочитайте задачу. Поставьте
палец на тест задачи и читаем ее вместе.

-Нужно
ли выполнять арифметические действия , чтобы ответить на вопрос задачи?

В первой
задачи нам бы дан рисунок и все было понятно. Тут рисунка нет. Поэтому что мы
делаем сначала?

Читаем
условие ( У Коли 38 марок. У Миши на 8 марок меньше). Читаем вопрос ( на
сколько больше марок у Коли, чем у Миши) . Условие и вопрос соответствуют
друг другу.

Здесь
нет рисунка, поэтому что нам здесь нужно сделать?

-Про
кого говорится в задаче? (Колю и Мишу)

 

 

К.                                               

 

                         
?

М.     

 

-Что сказано
про Колю? ( У Коли 38 марок)

-Что сказано
про Мишу ( что у Миши на 8 марок меньше) – черчу отрезок короче

-Как
показать, что у Миши на 8 марок меньше? ( вызываю к доске)

-Прочитайте
вопрос задачи ( На сколько больше марок у Коли, чем у Миши?)

-Нужно
выполнять какое-то арифметическое действие? -Почему? Если у Миши на 8 меньше,
значит у Коли на 8 марок больше. Т.е. арифметического действия, для того
чтобы ответить на вопрос задачи  выполнять не нужно, все сказано в условии.

-Составьте
к данному условию вопросы, на которые вы сможете ответить, выполнив
арифметическое действие.

1.     
Сколько
марок у Миши? ( схема) Запишите арифметическое действие. Какое равенство
записали?

38 –
8=30 (м.) – у Миши

         
Ответ: 30 марок

2.     
Сколько
марок у Коли и Миши вместе?  Как это узнать? Вот чтобы узнать сколько всего
марок у Коли и у Миши, нужно знать что? ( сколько марок у Миши и сколько
марок у Коли) . Знаем мы сколько марок у Миши? ( нет) Но мы уже знаем как это
узнавать. Запишите действие. А как теперь узнать сколько всего марок? Какие
числа нужно сложить? ( 38 и 30)

1)38 –
8=30 (м.) – у Миши

2)
38+30=68 (м.) – у К. и М. вместе

          
Ответ: 68 марок

Посмотрите
на решение Маши.( слайд 6 )  Как вы думаете на какой вопрос отвечала
Маша, если ее решение вот такое?

А на
какой вопрос отвечал Миша?( 7 слайд)

 – А
задачу, которая дана на странице снизу, вы решите дома.

Сейчас
мы с вами разберем очень интересную задачу.
Прочитайте ее.
( вслух). Прочитайте условие ( читает кто-то один). Прочитайте вопрос.
(читают вопрос) Посмотрите на схему, которую нарисовала Маша к задаче. ( 9
слайд)
Как вы думаете, правильно ли она это сделала? Почему? ( потому что
в условие дано, что дано 14  тетрадей, из них 9 в клетку, а на схеме показано
5 тетрадей). Значит данная схема не соответствует условию.

-Посмотрите
на следующую схему. Соответствует ли она? Почему? ( потому что соответствует
условию)

А теперь
посмотрите на те схемы, которые нарисовали Миша и Маша в учебнике.

 – Как вы
думаете, кто из них не внимательно читал текст задачи? ( потому что сказано
что всего 14 тетрадей).

– Чем 
схема Маши отличается от той схемы, которую я вам предложила? ( ничем, 
потому что здесь 9 тетрадей отложили с правого конца, а другая с левого). Так
какая же схема правильная? Начертите любую из них к себе в тетрадь. Запишите
решение задачи.

-Какое
решение вы записали? (хожу по классу и проверяю)

14 – 9=5
(т.) – в линейку

          
Ответ: 5 тетрадей

А сейчас
послушайте внимательно задачи, которые я вам прочитаю.( 13 слайд)

1)      У Коли 5
марок, а у Пети на 2 больше. Сколько марок у Пети?

2)     
У
Коли 5 марок. Сколько марок у Пети, если у него на 2 марки больше?

3)      Сколько
марок у Пети, если у Коли их 5, а у Пети на 2 марки больше?

-Ребята,
сейчас зеленым цветом я буду подчеркивать условие в каждой задаче, а красным
цветом вопрос.

-Читаем
первую задачу ( хором). Какое здесь условие? Читаем вторую. Какое здесь?
Читаем третью. Какое условие здесь?

Сейчас
находим вопрос в первой задаче. Во второй, третьей.

– Что мы
можем сказать об условии в этих трех задачах?( оно одинаково)

-Что
можем сказать про вопросы? ( они одинаковы, но по-разному сформулированы)

Нарисуйте
схему и решите задачу.

Переходим к 243 номеру. ( 14 слайд)

Посмотрите
на тройки чисел данные в этом задании. Давайте посмотрим на первую тройку
чисел. ( 12 9  3). Что можем сказать о ней?

-Как вы
думаете, по какому правилу подобраны эти 3 числа? Какие
действия можно с ними выполнить, чтобы узнать, какое число пропущено?
(
если сложить второе и третье, то получим первое, если из первого вычесть втрое
, то получим третье число)

-Кто
вспомнит, какое правило подошло бы здесь ?( правило о взаимосвязи компонентов
и результатов действий сложения и вычитания)

-Как
найти вычитаемое? Как найти разность?

Подберите
по этому же правилу пропущенные числа и запиши с ними верные равенства.(
работают самостоятельно)

 14- 5
=9, 5+9=14, 9+5=14, 14 – 9=5

А 
сейчас поработаем в тетрадях на печатной основе ,
найдем 103 номер на с. 42. Ваша задача заполнить таблицу
.

Математика, 2 класс

Урок № 34. Решение задач.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

– Как составить план решения задачи?

Глоссарий по теме:

Задача – это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.

Выражение – формула, выражающая какие–либо математические отношения.

Схема – своеобразный чертёж, в котором составные части — его элементы и связи между ними изображены условно, без соблюдения масштаба.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.10, 11.
  2. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.7, 8.
  3. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.18.

Математика. Тетрадь учебных достижений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2017. – с.41.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите на эти изображения. Знакомы ли нам они? Да, это схемы задач.

Мы умеем составлять схемы к задачам и по схемам находить задачу.

Определим, какая схема подходит к задаче.

В этой задаче мы находим целое.

Подходит такая схема.

Выберем схему ко второй задаче.

В этой задаче мы находим часть

от целого. Подходит данная схема.

И к последней схеме мы составим такую задачу:

Папа поймал на рыбалке 6 окуней и 8 лещей. Сколько всего рыб поймал папа?

Папа поймал на рыбалке 6 окуней и 8 лещей. Сколько всего рыб поймал папа?

Рассмотрите такую схему.

Знакома ли она вам? С такими схемами мы ещё не встречались. Это схемы рассуждения при поиске решения задачи. Составим схему рассуждения при решении уже известной нам задачи. «Папа поймал на рыбалке 6 окуней и 8 лещей. Сколько всего рыб поймал папа?». Для решения задачи начнём рассуждать от вопроса, составляя при этом схему. Что нужно найти в задаче? «Сколько всего рыб поймал папа?»

Ставим в схеме знак вопроса.

Что для этого достаточно знать?

Верно, нужно знать, сколько и каких рыб поймал папа.

Это окуни и лещи. Ставим числа 8 и 6,

рисуем стрелки к вопросу.

Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

Да.

8 + 6 = 14 (р.) поймал папа

Попробуем составить схему рассуждения к более сложной задаче.

«Папа поймал на рыбалке 8 окуней, а сын на 2 рыбы меньше. Сколько всего рыб поймали папа и сын?».

Что нужно узнать в задаче? «Сколько всего рыб поймали папа и сын?»

Ставим в схеме знак вопроса.

Что для этого достаточно знать?

Верно, нужно знать сколько рыб поймал папа

и сколько рыб поймал сын. Рисуем два круга и стрелки к вопросу.

Что из этого мы знаем, а что нужно найти?Правильно, мы знаем сколько рыб поймал папа. Ставим число восемь в схему.

Но мы не знаем, сколько рыб поймал сын.

Ставим знак вопроса.

Что нужно знать, чтобы сосчитать рыб, которых поймал сын?

Нужно знать количество рыб у папы и

на сколько меньше поймал рыб сын.

Рисуем два круга и стрелки к вопросу.

Ставим в схему числа восемь и два.

Каким будет первое действие? Узнаем, сколько рыб поймал сын.

1) 8 – 2 = 6 (р.) поймал сын.

Ответили мы на вопрос задачи? Нет. Каким будет второе действие?

Узнаем, сколько всего рыб поймали папа и сын.

2) 8 + 6 = 14 (р.) поймали всего.

Вывод: Для выбора способа решения задачи, мы выстраиваем цепочку рассуждения. Её можно представить в виде схемы. Составляя схему рассуждения «от вопроса к данным», мы отвечаем на такие вопросы: «Что достаточно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Что мы знаем уже? Как найти то, что ещё неизвестно?». Текст задачи можно моделировать разными способами: в виде схематического чертежа, таблицы, диаграммы.

Тренировочные задания.

1.Выберите схему рассуждения, подходящую к задаче «Юра съел 9 конфет, а Коля на 4 конфеты меньше. Сколько конфет съели мальчики?»

Правильные ответы:

2. Дополните диаграмму данными из текста.

Сел Миша на пенёк, съел пирожок… А ещё две баранки, пять пончиков и девять яблок.

Правильные ответы:

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Задачи
  5. Образцы оформления задачи

В разделе “Задачи” мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть “Сколько всего?”

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе “Сколько … осталось?”

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?


3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии “на … больше”

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?


В условии “на … меньше”

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?


4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе “На сколько больше…?”

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  “На сколько меньше…?”

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?


5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии “Было…Стало…”

В вопросе “Сколько добавили?”

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?


6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии “Было… Осталось…”

В вопросе “Сколько уехало?”

                  “Сколько человек вышло?”

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии “Убрали… Осталось…”

В вопросе “Сколько было сначала?”   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?


Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором – на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?


Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?


Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?


Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?


II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?


Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?


Советуем посмотреть:

Обратные задачи

Цена. Количество. Стоимость

Скорость, время, расстояние

Задачи


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 25,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 28,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 31,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 44,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 6,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

2 класс

Страница 55. ПР 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 14,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 26,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 96,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 58,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 73,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Страница 63,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 64,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 76,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 106,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 72,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 33. ПР 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 74. ПР 2. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 16,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 18,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 110,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

4 класс

Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 45,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 87,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 25,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 79,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 36,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 42,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 45,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 79,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Задание 367,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Номер 15,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 108,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 166,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 293,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 366,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 367,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 503,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 728,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 3,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Задание 362,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 363,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 365,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 384,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 393,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 409,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 432,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 434,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 436,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 443,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник


Добавить комментарий