Как составить вопрос на английском языке схема в разных временах

Из предыдущих статей нашего блога вы уже знаете, какие типы вопросительных предложений существуют в английском языке, и как такие предложения строятся. Помимо этого, вы уже наверняка ознакомились со всеми временами, которые могут использоваться в английской речи. На нашем сайте вы можете найти сводную таблицу всех времен. Объединив эти две темы, вы научитесь легко строить вопросительные предложения разного типа в разных временах.

Итак, напомним, что в английском языке выделяют 5 основных типов вопросов:

  1. Общие вопросы (general questions);
  2. Специальные вопросы (special questions);
  3. Вопросы к подлежащему (questions to the subject);
  4. Разделительные вопросы (tag questions / disjunctive questions);
  5. Альтернативные вопросы (alternative questions).

Далее разберемся с каждым из этих типов, но, перед этим, введём условные обозначения, которые будут применяться в таблицах:

  • Ssubject — подлежащее (может быть выражено местоимением, существительным, герундием).
  • Vverb — глагол.
  • V2verb2 — вторая форма глагола или глагол с окончанием —ed, если это правильный глагол.
  • Vingverb ing — глагол с окончанием —ing.
  • V3verb3 — третья форма глагола или глагол с окончанием —ed, если это правильный глагол.
  • Wh – вопросительное слово.

В каждой из ячеек данных таблиц есть общая формула построения и пример для наглядности.

А теперь рассмотрим, собственно, как строится каждый тип вопросов.

Сначала разберём общие вопросы, те вопросы, на которые можно получить ответ либо «да», либо «нет». Для построения этих вопросов вспомогательный глагол выносится на первое место. Вот как это будет выглядеть в разных временах:

Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
Present Do (does) + S + V To be (am/is/are) + S + Ving Have/has + S + V3 Have/has + S + been + Ving
Do you work here? Are you working here? Have you worked here? Have you been working here?
Past Did + S + V To be (was/were) + S + Ving Had + S + V3 Had + S + been + Ving
Did you work here? Were you working here? Had you worked here? Had you been working here?
Future Will + S + V Will + S + be + Ving Will + S + have + V3 Will + S + have + been + Ving
Will you work here? Will you be working here? Will you have worked here? Will you have been working here?

Напомним, что выбор между вспомогательными глаголами am / is / are, do / does, have / has зависит от лица подлежащего данного предложения, то есть, если подлежащим выступает местоимение в третьем лице, единственном числе, то глагол to be принимает форму is, глагол to do — does, а глагол to havehas соответственно.

Разобрав общие принципы построения общих вопросов, перейдём к специальным вопросам. К счастью, схема построения данного типа вопросов практически не отличается от схемы построения общих вопросов. Единственное отличие заключается в том, что в начале такого предложения ставится вопросительное слово (why, what, where, when, whose, which, whom, how), или вопросительная конструкция (what time, what kind of / what sort of, how often, how long, how many / how much, how old, with whom, etc.) На такие вопросы нельзя ответить просто «да» или «нет».

Рассмотрим, как это выглядит:

Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
Present Wh + do(does) + S + V Wh + to be (am/is/are) + S + Ving Wh + have/has + S + V3 Wh + have/has + S + been + Ving
Where do you work? Where are you working? Where have you worked? Where have you been working?
Past Wh + did + S + V Wh + to be (was/were) + S + Ving Wh + had + S + V3 Wh + had + S + been + Ving
Where did you work? Where were you working? Where had you worked? Where had you been working?
Future Wh + will + S + V Wh + will + S + be + Ving Wh + will + S + have + V3 Wh + will + S + have + been + Ving
Where will you work? Where will you be working? Where will you have worked? Where will you have been working?

Теперь разберём, как строятся вопросы к подлежащему. В данном типе вопросов порядок слов совпадает с утвердительным предложением, а место подлежащего занимает вопросительное слово who или what:

Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
Present Wh + Vs Wh + is + Ving Wh + has + V3 Wh + has + been + Ving
Who works here? Who is working here? Who has worked here? Who has been working here?
Past Wh + V2 Wh + was + Ving Wh + had + V3 Wh + had + been + Ving
Who worked here? Who was working here? Who had worked here? Who had been working here?
Future Wh + will + V Wh + will be + Ving Wh + will have + V3 Wh + will have + been + Ving
Who will work here? Who will be working here? Who will have worked here? Who will have been working here?

Следующими разберём разделительные вопросы. В этих вопросах тоже сохраняется прямой порядок слов, но в их конце ставится так называемый хвостик, который может переводиться на русский язык следующими выражениями: не так ли? не правда ли? хорошо? да? и т.д. Напомним, что, если первая часть такого вопроса является утвердительной, то наш «хвостик» будет отрицательным, и, наоборот. В таблице ниже приведена схема построения разделительного вопроса, когда его первая часть утвердительная:

Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
Present S + V, do/does/is/are + not + S S + to be (am/is/are) + Ving, are/is + not + S S + have/has + V3, have/has + not + S S + have/has + been + Ving, have/has + not + S
You work here, don’t you? You are working here, aren’t you? You have worked here, haven’t you? You have been working here, haven’t you?
Past S + V2, did/was/were + not + S S + to be (was/were) + Ving, was/were + not + S S + had + V3, had+not+S S + had + been + Ving, had + not + S
You worked here, didn’t you? You were working here, weren’t you? You had worked here, hadn’t you? You had been working here, hadn’t you?
Future S + will + V, will + not + S S + will be + Ving, will + not + S S + will have + V3, will + not + S S + will have been + Ving, will + not + S
You will work here, won’t you? You will be working here, won’t you? You will have worked here, won’t you? You will have been working here, won’t you?

И, наконец, пятый тип вопросов английского языка, альтернативный, представляет собой выбор между предметами, действиями, лицами и т.д. В таком типе вопросов присутствует союз или (or). Если в таком вопросе нет вопросительного слова, то он строится по принципу общего вопроса с добавлением альтернативного, второго варианта. Если же вопросительное слово присутствует, то схема построения этого вопроса совпадает либо со специальным вопросом, либо с вопросом к подлежащему. Своей отдельной структуры такой вопрос не имеет, поэтому мы не будем приводить для него отдельную таблицу. Более подробно об этом типе вопросов вы можете почитать в статье «Альтернативный вопрос в английском языке».

Заметим, что эта статья представляет собой обобщенную схему построения вопросов английского языка во всех временах действительного залога. Каждый тип имеет свои особенности, которые освещены в соответствующих статьях нашего сайта. Тем не менее, представленные выше схемы могут служить основой для построения вопросительных предложений. Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, сложность формул, приведенных в таблицах, они довольно просты и удобны в использовании.

Если вы в процессе изучения языка любите всё упорядочить и разделить на категории, то такая форма подачи материала может оказаться для вас полезной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Уметь составлять вопросы на английском – важный аспект в изучении языка. Это тема кажется простой и лёгкой, но выделяются некоторые нюансы. Как справиться с ними и научиться правильно составлять вопросы на английском, узнаете в этой статье.

Знак вопроса

Этапы составления вопросов на английском языке

Для грамматически правильного составления вопросов на этом иностранном языке создали чёткую, а главное простую схему:

  1. Найти глагол в предложение и понять, какой он (основной, модальный или to be).
  2. Правильно определить время этого глагола (требуется знание времён).
  3. Применяем правило составления вопросов (едино почти для всех видов) – либо перестановка глагола на первое место, либо использование вспомогательного глагола.

Общая формула: вопросительное слово + вспомогательный глагол + подлежащее + сказуемое + другие члены предложения?

Пример:

  • A cat likes milk. – Кот любит молоко. (утвердительное предложение).
  • Does a cat like milk? – Кот любит молоко? (вопросительное предложение).

Чтобы составлять вопросы, требуется знание времён глаголов, модальных глаголов и эквивалентов.

5 типов вопросов в английском языке

В английском языке выделяют пять типов вопросов:

  • Общие;
  • Альтернативные;
  • Разделительный;
  • Специальные;
  • Вопрос к подлежащему.

Типы вопросов в английском

Общие вопросы

Это легкий вид вопросов, который подразумевает только ответ «да» или «нет» (развёрнуто можно не отвечать).

Формула:

Вспомогательный глагол/модальный глагол Подлежащее Смысловой глагол (сказуемое) Дополнение (другие члены предложения)
Does a cat like мilk?
Can Ann play volleyball?

Как видно, на эти вопросы требуется только ответ «да» или «нет».

Прошедшее время

Общие вопросы прошедшего времени составляют по стандартной формуле, но с некоторыми изменениями.

Чтобы составлять вопросы в обычном Past Simple требуется использование вспомогательного глагола did.

Формула:

Вспомогательный глагол Подлежащее Смысловой глагол (сказуемое) Дополнение
Did you know them?
Did he like oranges?

Примечание! Вспомогательный глагол did един как для единственного числа, так и для множественного. При использовании глагола did смысловой глагол употребляется без окончания.

Утвердительное предложение Вопросительное предложение Перевод
Tom finally arrived at the party. Did Tom finally arrive at the party? Том наконец пришёл на вечеринку?
I was a pupil. Was I a pupil? Я был учеником?

Примеры:

  • Did you play chess a day ago? – Ты играл в шахматы день назад?
  • Did Mary go to school last week? – Мэри пошла в школу на прошлой неделе?
  • Did Nick and Jim go to the same gym? – Ник и Джим ходили в один и тот же спортзал?
  • Did you like her? – Ты любил её?
  • Did your teacher give you a nice gift? – Твой учитель дал тебе милый подарок?

Ответ на такой вопрос:

  • Положительный – Yes, I did.
  • Отрицательный – No, I did not (didn`t).

Чтобы построить вопрос в других более сложных прошедших временах следует использовать так называемый обратный порядок (перестановка слов).

Формула:

Вспомогательное слово Подлежащее Смысловой глагол Дополнение (другие члены предложения)
Was Ann doing homework?
Had you heard about this situation?

Примечание! Глагол was ставится с I, he, she, it, а глагол were с you, we, they.

Утвердительное предложение (обычный порядок слов) Вопросительное предложение (обратный порядок слов) Перевод
He had spent all his money. Where had he spent all his money? Куда он потратил все свои деньги?
It was snowing a lot last year. Was it snowing a lot last year? В прошлом году было много снега?

Примеры:

  • Was she fixing breakfast at five o`clock? – Она готовила завтрак в пять часов?
  • Had you done your homework before your mother came? – Ты сделала свою домашнюю работу до того, как твоя мама пришла?
  • Had John been reading a big book before his friends came? – Джон читал большую книгу до того, как его друзья пришли?
  • Were they drawing yesterday? – Они рисовали вчера?
  • Had Mrs. Rose written a book before she met her husband? – Миссис Роуз написала книгу до того, как встретила своего мужа?

Краткие ответы на подобные вопросы правильно составлять так:

  • Положительный – Yes, I was/ they were, отрицательный – No, I was not (wasn`t)/ they were not (weren`t).
  • Положительный – Yes, I had, отрицательный – No, I had not (hadn`t).
  • Положительный – Yes, I had, отрицательный – No, I had not (hadn`t).

ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode



Настоящее время

Общие вопросы в настоящем времени формируют по общей формуле, но с некоторыми исключениями.

Чтобы составить вопрос следует использовать вспомогательный глагол настоящего Do/ Does.

Формула:

Вспомогательный глагол Подлежащее Сказуемое Дополнение (другие члены предложения)
Do you prefer coffee?
Does she go to the gym once a week?

Примечание! Вспомогательный глагол does ставится с единственным числом – he, she, it, а do со множественным – you, they, we. При использовании глагола does смысловой глагол ставится без окончания.

Утвердительное предложение Вопросительное предложение Перевод
He works in a bank. Does he work in a bank? Он работает в банке?
They are good and kind people. Are they good and kind people? Они хорошие и добрые люди?

Примеры:

  • Does my mother teach children? – Моя мама учит детей?
  • Do we play tennis every week? – Мы играем в теннис каждую неделю?
  • Does he speak English very well? – Он хорошо говорил по-английски?
  • Do we start to work at 9? – Мы начинаем в 9?
  • Does he hate cooking? – Он ненавидит готовить?

Краткий ответ на такой вопрос формируют таким образом:

  • Положительный – Yes, I do/ she does.
  • Отрицательный – No, I do not (don`t)/ she does not (doesn`t).

Чтобы составлять вопросы с другими более сложными настоящими временами, используют так называемую перестановку слов.

Формула для Present Continuous Tense:

Вспомогательный глагол Подлежащее Сказуемое Дополнение
Is Mary watching TV?
Are they writing compositions right now?

Примечание! Глагол is используется с единственным числом – he, she, it, а are со множественным – you, we, they. С местоимением I используется am. Глагол has используется с единственным числом – he, she, it, а глагол have со множественным – you, we, they, I.

Утвердительное предложение (прямой порядок слов) Вопросительное предложение (обратный порядок слов) Перевод
She has gone to France. Has she gone to France? Она уехала во Францию?
Somebody has broken this window Has anybody broken this window? Кто-то сломал это окно?

Примеры:

  • Девушка думаетAm I playing good? – Я хорошо играю?
  • Are they cooking breakfast now? – Они готовят завтрак сейчас?
  • Have you heard from Jack recently? – Ты слышала что-нибудь от Джека недавно?
  • Have you been doing your homework all day? – Ты делаешь домашнюю свою работу весь день?
  • Is she listening the music now? – Она сейчас слушает музыку?

Краткие ответы на такие вопросы дают таким образом:

  • Положительный – Yes, I am/ he is/ they are, отрицательный – No, I am not/ he is not (isn`t)/ they are not (aren`t).
  • Положительный – Yes, she has/ they have, отрицательный – No, she has not (hasn`t)/ they have not (haven`t).
  • Положительный – Yes, she has/ they have, отрицательный – No, she has not (hasn`t)/ they have not (haven`t).

Вопросы с модальными глаголами

Чтобы составлять вопросы с модальными глаголами, запомните все перечисленные сверху правила, потому что здесь работает такая же схема с обратным порядком слов.

Формула:

Модальный глагол Подлежащее Смысловой глагол Дополнение (другие члены предложения)
Can I use your pencil?

Примеры:

  • May I come in the room? – Могу ли я войти в комнату?
  • Can I borrow your blue pen? – Могу я позаимствовать твою голубую ручку?
  • Do you have to wear a uniform? – Ты вынужден носить униформу?
  • Can I go out tomorrow? – Могу я завтра пойти на улицу?
  • Should Mary do this right? – Мэри следует сделать это правильно?

Краткие ответы на подобные вопросы составляют следующим образом:

  • Положительный – Yes, I can.
  • Отрицательный – No, I cannot (can`t).

Примечание! Модальный глагол have to – Yes, I do/ No, I do not (don`t).

Если Вы устали учить английский годами?

Наши читатели рекомендуют попробовать 5 бесплатных уроков курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» с Анастасией Божок.

Те, кто посещают даже 1 урок узнают больше, чем за несколько лет!
Удивлены?

Получите 5 бесплатных уроков здесь…

Без домашки. Без зубрежек. Без учебников

Из курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» Вы:

  • Научитесь составлять грамотные предложения на английском без заучивания грамматики
  • Узнаете секрет прогрессивного подхода, благодаря которому Вы можете сократить освоение английского с 3 лет до 15 недель
  • Будете проверять свои ответы мгновенно + получите доскональный разбор каждого задания
  • Скачаете словарик в форматах PDF и MP3, обучающие таблицы и аудиозапись всех фраз

Получить 5 уроков бесплатно можно тут

Альтернативные вопросы

Альтернативные вопросы используют с той целью, чтобы отвечающий выбрал одно из двух. Для этого используется союз or (или).

Пример:

  • Do you like books or comics? – Тебе нравятся книги или комиксы?

Ответ на альтернативный вопрос нужно составлять только развёрнутым.

Пример: 

  • Did you buy a new blouse or a new shirt? – I bought a new blouse. (Ты купила новую блузку или рубашку? – Я купила новую блузку).

Для того чтобы составлять такой вид вопросов используют общую формулу.

Общая формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + первая альтернатива + or + вторая альтернатива?

Утвердительное предложение Вопросительное предложение Перевод
I like volleyball. Do you like basketball or volleyball? Тебе нравится баскетбол или волейбол?

Примечание! Иногда вместо второй альтернативы можно использовать частицу not: Do they drive me mad or not? – Они сводят меня с ума или нет?

Альтернативные вопросы бывают разных видов, которые направлены на разные части предложения.

Вопрос к подлежащему

Вопрос к подлежащему употребляется, если мы хотим узнать кто или что совершает какое-либо действие.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее (первая альтернатива or вторая альтернатива) + смысловой глагол + дополнение?

Примеры:

  • Does your sister or brother prefer coffee? – Твоя сестра или твой брат предпочитают кофе?
  • Did you or Frank go to the shop? – Ты или Фрэнк сходил в магазин?
  • Was a car or a bike bought last week? – Машина или велосипед был куплен на прошлой неделе?
  • Does your parents or grandparents have this old car? – Твои родители или бабушка с дедушкой владеют этой старой машиной?
  • Do you or they like this kind of sweet? – Тебе или им нравится этот сорт конфет?

Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.

Вопрос к сказуемому

Мы задаём альтернативный вопрос к сказуемому, когда хотим узнать, что именно сделал кто-то или что-то.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол (первая альтернатива or вторая альтернатива) + дополнение (другие члены предложения)?

Примеры:

  • Did you hear this or see this? – Ты услышала это или увидела?
  • Do you hate or love her? – Ты любишь или ненавидишь её?
  • Did she buy this coat or steal it? – Она купила это пальто или украла?
  • Did our teacher say this or write this? – Наш учитель сказал это или написал?
  • Did you kiss or hit your boyfriend last week? – Ты поцеловала или ударила своего парня на прошлой неделе?

Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.

Вопрос к дополнению

Мы задаём альтернативный вопрос к дополнению, когда хотим узнать о дополнительный информации.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + определение (первая альтернатива or вторая альтернатива) + дополнение?

Примеры:

  • Do you prefer driving a car or a bike? – Ты предпочитаешь водить машину или велосипед?
  • Did you choose Alice or Mary? – Ты выбрал Элис или Мэри?
  • Have your ever heard about me or my best friends? – Ты когда-либо слышал обо мне или моих друзьях?
  • Do you like math or biology? – Тебе нравится математика или биология?
  • Has she written these books or those poems? – Она написала эти книги или те стихи?

На такие вопросы следует составлять только подробные ответы.

ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode



Вопрос к определению

Мы задаём альтернативные вопросы к определению, когда хотим узнать о качестве того или иного предмета или существа.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + определение (первая альтернатива or вторая альтернатива) + другие члены предложения?

Примеры:

  • Is this car blue or orange? – Это машина голубая или оранжевая?
  • Do you prefer colorful books or black-and-white? – Ты предпочитаешь цветные книги или чёрно-белые?
  • Is a cat brown or black? – Этот кот коричневый или чёрный?
  • Were her hair blonde or red? – Её волосы были светлыми или красными?
  • Are they look kind or angry? – Они выглядят добрыми или злыми?

Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.

Вопрос к обстоятельству места

Мы задаём альтернативный вопрос к обстоятельству места, чтобы узнать месторасположение.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + дополнение + обстоятельство места (первая альтернатива or вторая альтернатива)?

Примеры:

  • Are they in the shop or at home? – Они в магазине или дома?
  • Did you swim in the river or in the lake? – Ты плавал в реке или в озере?
  • Have you ever been to London or Paris? – Ты когда-нибудь был в Лондоне или Париже?
  • Did you kiss for the first time in the park or at school party? – Ты впервые поцеловался в парке или на школьной дискотеке?
  • Will you meet me at the bus stop or near the market? – Ты встретишь меня на автобусной остановке или около рынка?

Ответ на такой вопрос следует составлять развёрнутым.

Вопрос к обстоятельству времени

Мы используется альтернативные вопросы к обстоятельству времени, когда хотим узнать в какой промежуток времени что-либо происходит.

Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + дополнение + обстоятельство времени (первая альтернатива or вторая альтернатива)?

Примеры:

  • Does she always cook breakfast at 8 o`clock or 9 o`clock? – Она всегда готовит завтра в восемь часов или в девять?
  • Do you play games in the morning or in the evening? – Ты играешь в игры утром или вечером?
  • Does he like training in the ending of week or in the beginning? – Он любит тренироваться в конце недели или в начале?
  • Have you been learning Korean all your life or all your school days? – Ты изучаешь корейский всю свою жизнь или в течение школьных дней?

Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.

Специальные вопросы

Специальные вопросы используются с целью узнать о конкретной детали более подробно. Исходя из этого они задаются не ко всему предложению, как общие, а к отдельной его части.

Формула:

Вопросительное слово Вспомогательный глагол Подлежащее Смысловой глагол Дополнение
When did you break the chair?
Where does she go every evening?

Чтобы составлять вопросы данного типа следует использовать специальные слова:

  • Человек и красный знак вопросаWhat – что/какой;
  • Which – какой, который;
  • Which of – кто из/какой из;
  • Whose – чей;
  • Where – где/ куда;
  • When – когда;
  • Why – почему;
  • How – как;
  • How many – как много (с исчисляемыми существительными);
  • How much – как много (с неисчисляемыми существительными);
  • How old – сколько лет;
  • Who – кто;
  • Whom – кого.

Примечание! Если слова Who и What являются подлежащими в предложении, то это другой вид вопросов, который к данной таблице не относятся.

Примеры:

  • What do like to do in the evening? – Что ты любишь делать по вечерам?
  • What color is your hat? – Какого цвета твоя шляпа?
  • Which suit will you take, black or brown? – Какого костюм ты возьмёшь, чёрный или коричневый?
  • Which of these compositions does she need? – Какое из этих сочинений ей нужно?
  • Часы и знак вопросаWhose bag is it? – Чья эта сумка?
  • Where is my pencil case? – Где мой пенал?
  • Where did you go yesterday evening? – Куда ты ходил вчера вечером?
  • When will you come back to me? – Когда ты вернёшься ко мне?
  • Why did you do such bad things? – Почему ты делал такие плохие вещи?
  • How did you do your homework? – Как ты делаешь свою домашнюю работу?
  • How many pupils are there in your group? – Как много учеников в группе?
  • How much ice cream did you eat yesterday? – Как много мороженого ты съел вчера?
  • How old is this shelter? – Сколько лет этому приюту?
  • Whom did you meet there? – Кого ты встретил здесь?

Ответы на данные вопросы нужно составлять в развёрнутом виде:

  • What have you found in our garden? – I have found a beautiful bird. (Что ты нашёл в нашем саду? – Я нашёл красивую птицу).

Вопрос к подлежащему и его определению

Мы задаём альтернативные вопросы к подлежащему, чтобы узнать кто или что в предложении является подлежащим. Для этой цели используются только два слова who и what.

Формула:

Who/ what (подлежащее) Смысловой глагол Дополнение
Who came with Molly yesterday?
What happened with all my friends?

Примечание! В данном типе вопросов слова Who и What ставятся на место подлежащего, а порядок слов в предложении остаётся без изменений.

Примеры:

  • Who has written this book in 1855? – Кто написал эту книгу в 1855?
  • Who is swimming in the river at that moment? – Кто плавает в реке в данный момент?
  • Who has any pets at home? – У кого дома есть домашние питомцы?
  • Who will get a nice present for birthday? – Кто получит замечательный подарок на день рождения?
  • What happened last night when you came home? – Что случилось прошлой ночью, когда ты пришёл домой?
  • Who wants to get higher education? — Кто хочет получить высшее образование?

Иногда такие вопросы можно задавать определению, которое привязано к подлежащему. Для этого используются такие слова, как what (в значении какой), whose, how many (much) и другие.

Примеры:

  • Whose dog is sleeping near my armchair? – Чья собака спит около моего кресла?
  • What weather will be tomorrow evening? – Какая погода будет завтрашним вечером?
  • How many books and dictionaries were read by this little boy? – Как много книг и словарей было прочитало этим маленьким мальчиком?
  • Whose newspapers and notebooks are laying on the desk? – Чьи газеты и тетради лежат на столе?
  • How much cream was eaten by our mates? – Как много крема было съедено нашими товарищами?

Ответ на такой вопрос следует составлять развёрнутым.

Разделительные вопросы

Разделительные вопросы – это особый вид вопросов, состоящий из двух взаимосвязанных частей. Первая часть — это обычное предложение, построенное согласно используемого времени, а вторая часть — это так называемый «хвостик» или «tag». На русский язык этот «хвостик» переводится, как «не так ли?».

Формула в таблице:

Подлежащее Смысловой глагол Дополнение «Хвостик»
Ann cooks very well does not (doesn`t) she?
Molly does not (doesn`t) know this subject very well does she?

Примечание:

  • «Хвостик» всегда противоположен по значению основному предложению. То есть если главная часть положительная, то «конец» отрицательный.
  • Строится хвост при помощи вспомогательного/ модального глагола и местоимения, которое будет заменять подлежащее.

Примеры:

  • Человечек и вопросительный знакThere is a round table and five chairs in the middle of the classroom, isn’t there? – В середине класса круглый стол и пять стульев, не так ли?
  • Alice has been to Australia for five times, has not (hasn`t) she? – Элис была в Австралии пять раз, не так ли?
  • You have been learning Spanish all your life, have not (haven`t) you? – Ты изучаешь испанский всю свою жизнь, не так ли?
  • We have to bring our own paper, do not (don`t) we? – Мы вынуждены принести нашу собственную бумагу, не так ли?
  • Alice can draw and read, cannot (can`t) she? – Элис может рисовать и писать, не так ли?

Подойдет краткий ответ на вопрос, например:

  • We go home at 9 o’clock, don’t we? — Yes, we do. — Мы идем домой в 9, да? — Да, идем.

Упражнения

Задание по теме разделительных вопросов скачивайте тут. 

Упражнения на общие и альтернативные вопросы скачивайте здесь.

Упражнения на специальные вопросы находятся тут

Заключение

Уметь правильно и грамотно задать вопросы на английском – важно для владения этим языком. Эта тема кажется лёгкой, поэтому изучающие не уделяют построению вопросов достаточного количество внимания, что и является ошибкой. Ведь чтобы научиться правильно составлять вопросы, нужно знать правила грамматики (времена глаголов, вопросительные местоимения и слова, модальные глаголы) и интонацию.

Чтобы быстро усвоить данную тему и развить употребление вопросов в речи, нужно как можно больше практиковаться (например, делать упражнения онлайн) и не сдаваться на полпути. Только это поможет одолеть этот сложный раздел грамматики.

Удачи в изучении английского языка!

Построение вопросительных предложений является важнейшей темой в английской грамматике. Каждый знает, что человеческая речь, вне зависимости от языка, состоит из вопросов и ответов. Вопросительные предложения, естественно, подразумевают соответствующую интонацию. Именно благодаря ей в русском языке становится понятно, когда тебе задают вопрос. Однако в английской речи, к сожалению, одной интонацией обойтись не удастся.

Разберемся, как строятся вопросительные предложения в английской речи в различных временах.

10 вопросительных предложений в Present Simple

Present Simple — простое настоящее время. Оно означает обычное, регулярное действие, которое происходит сейчас или будет в будущем по расписанию или графику.

1

Do you like dogs?

Ты любишь собак?

2

Where do you work?

Где Вы работаете?

3

Is your child sleeping well?

Ваш ребенок хорошо спит?

4

What time do you go to bed?

Во сколько ты ложишься спать?

5

Do you drive a car?

Ты водишь машину?

6

Do you like pickles or fresh ones?

Тебе нравятся соленые огурцы или свежие?

7

Alice likes this cartoon, right?

Алисе ведь нравится этот мультфильм, правда?

8

Why don’t you help a friend?

Почему бы тебе не оказать помощь товарищу?

9

What kind of sport do you prefer?

Какой вид спорта ты предпочитаешь?

10

Are they important?

Они важны?

10 вопросительных предложений в Past Simple

Past Simple (простое прошедшее время) используется тогда, когда действие произошло в прошлом, при этом время или указано, или подразумевается (ago, last, yesterday, вопрос when).

1

Did she send a message yesterday?

Она отправила сообщение вчера?

2

Did they meet last year?

Они познакомились в прошлом году?

3

Did you have a bike when you were in

elementary school?

У тебя был велосипед, когда ты учился в начальной школе?

4

Did he come to your birthday party?

Он пришел на твой день рождения?

5

Have you read her book?

Ты читал ее книгу?

6

Did Sam watch that show over the

weekend?

Сэм смотрел тот сериал в выходные?

7

What did she eat?

Что она ела?

8

What did Mom cook yesterday?

Что мама вчера приготовила?

9

What did you tell her?

Что ты ей сказал?

10

Did your father sell the car?

Твой отец продал автомобиль?

10 вопросительных предложений в Future Simple

Future Simple Tense (простое будущее время) обозначает действие, которое произойдет в будущем фактически или по вашему предположению.

1

Is your sister going to the sea in a month?

Твоя сестра поедет на море через месяц?

2

Will it rain this weekend?

В выходные будет дождь?

3

Will she write an essay?

Будет ли она писать реферат?

4

Will he wake up at five o’clock in the

morning?

Он проснется в пять часов утра?

5

Will you help me with the baby tomorrow?

Ты поможешь мне с ребенком завтра?

6

Can I help you carry your bags?

Могу ли я вам помочь донести сумки?

7

Who will send me the money?

Кто пришлет мне деньги?

8

Why would she play the piano?

Почему она будет играть на пианино?

9

Are they going shopping tomorrow?

Они поедут завтра по магазинам?

10

Will he buy pizza for dinner?

Он купит пиццу на ужин?

10 вопросительных предложений во временах Continuous

Времена группы «Continuous» обозначают действия, которые протекают (протекали, будут протекать) в точно указанное время (настоящее, прошедшее и будущее).

1

Are you drinking this drink?

Ты пьешь этот напиток?

2

Are these girls waiting for a taxi?

Эти девушки ждут такси?

3

Are you throwing a birthday party for your daughter?

Ты устраиваешь вечеринку в день рождения дочери?

4

Are you currently hiring salespeople?

Вы сейчас принимаете на работу продавцов?

5

Were you asleep when you heard the crash?

Ты спал, когда услышал грохот?

6

What were you doing when I wrote to you?

Чем ты занимался, когда я тебе написал?

7

Why was she crying?

Почему она плакала?

8

Are you going to cook lunch tomorrow?

Ты будешь готовить обед завтра?

9

Does she arrive at eight in the morning?

Она прилетает в восемь утра?

10

Will you be sitting in the front row?

Ты будешь сидеть в первом ряду?

10 вопросительных предложений во временах Perfect

Времена формы «Perfect» (совершенное настоящее, прошедшее, будущее) применяются для обозначения действий, которые уже завершились к какому-то определенному времени. Обычно они подразумевают наличие результата, который сохраняется к моменту их упоминания.

1

Have you ever tasted snails?

Ты когда-нибудь пробовала улиток?

2

Have you discussed this with your mother?

Ты обсуждал это с матерью?

3

How long have they been living together?

Давно они живут вместе?

4

Have you thought about moving to

America?

Ты не думал переехать в Америку?

5

Did the taxi arrive at the required time?

Приехало ли такси к необходимому времени?

6

Before he sold the business, he had a fight, didn’t he?

Прежде чем продать бизнес, он поссорились, не так ли?

7

Did you have lunch before Maria came?

Вы пообедали до прихода Марии?

8

Will you put wallpaper on for the weekend?

Вы поклеите обои к выходным?

9

Will he finish his job easily?

Легко ли он завершит свою работу?

10

When will he finish writing the book?

Когда он закончит писать книгу?

10 вопросительных предложений во временах Perfect Continuous

Времена Perfect Continuous используются для обозначения действия, которое началось в прошлом, продолжалось определенное время до некоего момента в прошлом (Past Perfect Continuous), настоящем (Present Perfect Continuous) или будущем (Future Perfect Continuous).

1

Have you been cleaning for two hours when I came home?

Ты уже два часа убирался, когда я пришла домой?

2

Was she driving for three hours when I called?

Она вела машину три часа, когда я позвонил?

3

Were they building a bridge when you moved there?

Они строили мост, когда вы туда переехали?

4

He looked tired when I saw him in

September. Has he been working all

summer?

Он выглядел уставшим, когда я увидела его в сентябре. Он все лето работал?

5

Have you been reading this book for six months?

Ты читаешь эту книгу уже на протяжении полугода?

6

Are you waiting for the bus for an hour?

Ты ждешь автобус на протяжении часа?

7

He looked exhausted. Did he work all night?

Он выглядел изнеможенным. Он работал всю ночь?

8

Will he be playing football for ten years next year?

В следующем году он будет играть в футбол уже десять лет?

9

When I get back at six in the morning, will you get enough sleep?

Когда я вернусь в шесть утра, ты достаточно выспишься?

10

How long will you have been practicing at the time of graduation?

Как долго ты уже будешь проходить практику на момент окончания учебы?

Правила построения предложений в английском языке довольно строгие. В отличие от русского языка, здесь есть четкий порядок слов. Если знать основную конструкцию английского предложения, можно построить любую фразу.

Члены предложения в английском языке, как и в русском, делятся на главные и второстепенные.

Главные члены предложения – это те, благодаря которым образуется грамматическая основа высказывания. Без них предложение не будет иметь смысла. К главным членам относятся подлежащее и сказуемое.

Примеры:

(Кто?) Они (что делали?) думали. — They thought.

Кто?) Кот (что делает?) идет. – The cat is going.

(Что?) Яблоко (что сделает?) упадет. — The apple will fall.

Подлежащее

Как правило, подлежащее выражается существительным или местоимением, это главное действующее лицо предложения, отвечающее на вопросы «кто?», «что?».

Существительное используется в своей стандартной словарной форме, в единственном или множественном числе.

Примеры:

a product — products (продукт — продукты)

a magazine — magazines (журнал — журналы)

a university — universities (университет — университеты)

Артикль может быть определенным, неопределенным или отсутствовать вообще, в зависимости от подразумеваемого предмета/лица.

Что касается местоимений, то в качестве подлежащего чаще всего употребляются личные местоимения в именительном падеже: I (я), we (мы), you (ты/вы), he (он), she (она), it (это /оно), they (они).

А также некоторые неопределенные и отрицательные местоимения: someone/somebody (кто-то), no one/nobody (никто), everyone/everybody (все), something (что-то), nothing (ничего), everything (все), each (каждый).

В разговорной речи it может заменяться на this (это), that (то).

В утвердительном предложении подлежащее стоит в начале предложения до сказуемого.

Сказуемое

Эта часть предложения выражается глаголом и является ключевой при построении предложений на английском языке, потому как она показывает, в какое время произошло, происходит или произойдет действие. Сказуемое отвечает на вопрос «что делать?».

В составе сказуемого глаголов может быть два, вспомогательный и смысловой.

Вспомогательный глагол — глагол, который используется для выражения времени. Как такого значения он сам по себе не имеет и на русский язык никак не переводится. Однако его присутствие необходимо, если того требует временная форма.

Примеры:

Для Present Simple — do / does
Для Past Perfect — had
Для Future Continuous — will be

Основной или смысловой глагол — это глагол, который выражает действие, совершаемое подлежащим.

Примеры:

She runs. — Она бегает.

We went. — Мы пошли.

I want to be there. — Я хочу быть там.

Второстепенные члены предложения — это те, которые поясняют главные. Без них предложение все равно будет иметь смысл, так как они не являются грамматической основой предложения. К второстепенным членам относят определение, дополнение и обстоятельство.

Определение

Этот член предложения отвечает на вопросы «какой?» и «чей?». Определение стоит рядом с подлежащим или дополнением и описывает его свойства, может выражаться практически любой частью речи.

В большинстве случаев определение выражается:

  • Прилагательными: nice (милый), brave (смелый).
  • Причастиями: sold (проданный), crying (плачущий).
  • Причастными оборотами: made of plastic (сделанный из пластика), laughing out loud (громко смеющийся).
  • Числительными: first (первый), thirty (тридцать).
  • Существительным в притяжательном падеже: Nick’s (Ника), Diana’s (Дианы).
  • Личными местоимениями в объектном падеже: my (мой), your (твой).

Примеры:

I see a beautiful girl next to him. — Я вижу (какую?) красивую девушку рядом с ним.

My red cat is lying on the windowsill. — (Чей?) Мой (какой?) рыжий кот лежит на подоконнике.

Определение может стоять как перед подлежащим, так и перед дополнением.

Примеры:

Her wavy hair is so beautiful. — Ее волнистые волосы такие красивые.

I have read a great book. — Я прочитал замечательную книгу.

Определение, выраженное причастным оборотом, обычно идет после подлежащего и дополнения.

Пример: The girl singing on stage is my sister. — Девушка, поющая на сцене — моя сестра.

Дополнение

Согласно конструкции предложений в английском языке, дополнение располагается после сказуемого. Оно может выражаться существительным или местоимением, отвечает на падежные вопросы.

Примеры:

I see a girl with him. — Я вижу (кого?) девушку (с кем?) с ним.

She is reading a book to the children. — Она читает (что?) книгу (кому?) детям.

Существует два вида дополнения:

  • Прямое — дополнение, отвечающее не вопросы винительного падежа «кого?», «что?».
  • Косвенное — дополнение, отвечающее на все остальные падежные вопросы «кого?», «чего?», «кому?», «чему?».

Если в одном предложении используются сразу два вида дополнения, сначала употребляется прямое, а затем косвенное.

Пример: I play a computer game with her. — Я играю в компьютерную игру с ней.

Обстоятельство

Эта часть речи обозначает место, причину, время, образ действия и тому подобное. Обстоятельство связано со сказуемым, однако его можно использовать как в начале, так и в конце предложения. Первый вариант, встречается реже. Обстоятельство сообщает «где?», «когда?», «как?», «почему?» произошло какое-то действие.

Примеры:

My red cat lies on the windowsill. — Мой рыжий кот лежит (где?) на подоконнике.

Yesterday I saw her with him. — (Когда?) Вчера я видел ее с ним.

He behaved differently. — Он вел себя (как?) по-другому.

Обстоятельство может быть выражено:

  • Наречием: today (сегодня), slowly (медленно).
  • Существительным с предлогом: in Paris (в Париже), behind the scenes (за кулисами).

Как составлять предложения на английском языке – схема

В английском языке есть два основных порядка слов: прямой и обратный. Прямой используется в утвердительных и отрицательных предложениях, обратный — в вопросах.

Английское предложение отличается от русского порядком слов. В русском языке он свободный, в английском – строго определенный.

Пример: Mother was cleaning the frame. — Мама мыла раму./Раму мыла мама./Мыла раму мама.

Структура утвердительных и отрицательных предложений

Прямой порядок слов в английском предложении выглядит следующим образом: на первом месте стоит подлежащее, на втором — сказуемое, на третьем — дополнение. В некоторых случаях обстоятельство может стоять на первом месте. В английском предложении у основного глагола может появиться вспомогательный глагол.

Порядок слов в утвердительном предложении:

1. Обстоятельство.
2. Подлежащее (возможно с определением).
3. Сказуемое.
4. Дополнение (возможно с определением).
5. Обстоятельство.

Примеры

Yesterday I learned English words — Вчера я учил английские слова.

Yesterday (обстоятельство) I (подлежащее) learned (сказуемое) English words (дополнение с определением).

My little sister will visit me in three days — Моя младшая сестра навестит меня через три дня.

My little sister (подлежащее с определением) will visit (сказуемое) me (дополнение) in three days (обстоятельство).

Порядок слов в отрицательном английском предложении тоже прямой. Для того чтобы показать отрицание, используется частицу not, которая соответствует русской частице «не». Также в отрицательном предложении всегда есть вспомогательный глагол, именно к нему примыкает not.

Порядок слов в отрицательном предложении:

1. Обстоятельство.
2. Подлежащее (возможно с определением).
3. Вспомогательный глагол + not.
4. Основной глагол.
5. Дополнение (возможно с определением).

Примеры

Yesterday I did not learn English words — Вчера я не учил английские слова.

Yesterday (обстоятельство) I (подлежащее) did not (вспомогательный глагол + not) learn (основной глагол) English words (дополнение с определением).

My little sister will not visit me in three days — Моя младшая сестра не навестит меня через три дня.

My little sister (подлежащее с определением) will not (вспомогательный глагол + not) visit (основной глагол) me (дополнение) in three days (обстоятельство).

Структура вопросительных предложений

Когда вопрос задается на русском языке, порой, только по интонации говорящего можно определить, что это вопрос. При построении английских предложений в форме вопроса подлежащее и сказуемое меняются местами — используется обратный порядок слов. Но на первое место выносится только часть сказуемого — вспомогательный глагол, а основной глагол все равно стоит после подлежащего.

Пример

Они живут в городе. — They live in the city.

Они живут в городе? — Do they live in the city?

Порядок слов в вопросительном предложении:

Вспомогательный глагол.
Подлежащее (возможно с определением).
Основной глагол.
Дополнение (возможно с определением)
Обстоятельство.

Примеры

Did I learn English words? — Я учил английские слова?

Did (вспомогательный глагол) I (подлежащее) learn (основной глагол) English words (дополнение с определением)?

Will my little sister visit me in three days? — Моя младшая сестра навестит меня через три дня?

Will (вспомогательный глагол) my little sister (подлежащее с определением) visit (основной глагол) me (дополнение) in three days (обстоятельство)?

При ответе на вопрос можно использовать краткий ответ. Но в английском языке нельзя просто сказать Yes/No, такой ответ может считаться грубым или недоброжелательным в некоторых случаях. Правильно построенный краткий ответ должен помимо Yes/No содержать подлежащее и вспомогательный глагол.

Примеры

Вопрос: Do they work in the office? — Они работают в офисе?

Ответ: Yes, they do. / No, they don’t. — Да. / Нет.

Вопрос: Has he visited the British Museum? / Он посетил Британский музей?

Ответ: Yes, he has. / No, he hasn’t. — Да. / Нет.

Вопрос: Will you call me? — Ты позвонишь мне?

Ответ: Yes, I will. / No, I won’t. — Да. / Нет.

Вопрос: Do you like tea? — Вы любите чай?

Ответ: Yes, I do. / No, I don’t. — Да. / Нет.

Альтернативные грамматические конструкции английских предложений

Построение английских предложений может в некоторых случаях отходить от нормы. Современный английский язык чрезвычайно богат грамматическими структурами. Некоторые из них не являются нормой в общепринятом понимании, зато отражают современные языковые тенденции. К ним относятся contraction (сокращение), ellipsis (опущение), insert (вставка), preface and tag (введение и тег).

Contraction — сокращение

Данное явление достаточно привычно и понятно в большинстве случаев.

Примеры: can’t = cannot, don’t = do not, I’m = I am

Сокращения считаются признаком разговорного стиля, тем не менее вышеупомянутые формы являются нормой, то есть их употребление не противоречит установленным грамматическим правилам. Согласно правилам разговорного английского, можно при сокращении совмещать вспомогательные глаголы с модальными даже с отрицательной частицей not.

Примеры: Mike couldn’t’ve known about it. — Майк не мог об этом знать. You shouldn’t’ve gone there. — Не надо было тебе туда ходить.

В разговорной речи можно использовать сокращение при наличии подлежащего, выраженного несколькими существительными.

Примеры: Mark and Jenny’ve passed the exam. — Марк и Дженни сдали экзамен. The President and his team’re going to the summit. — Президент и его команда едут на саммит.

Ellipsis — опущение

В разговорной речи может быть опущена часть традиционной конструкции английского предложения, если значение высказывания при этом сохраняется. Данное явление экономит время и делает речь более беглой. Чаще всего пропускают слова в начале предложения или недалеко от него.

Опускать можно:

  • Вспомогательный глагол

    Пример: How are you doing? — Как ты поживаешь? Эллипсис: How you doing? — Как ты?

    Пример: I’m alright, thanks. — У меня все хорошо, спасибо. Эллипсис: Alright, thanks. — Хорошо, спасибо.

  • Подлежащее + be/will

    Пример: I’ll see you later. — Увидимся позже. Эллипсис: See you later. — До скорого.

    Пример: I’m not sure about that. — Я в этом не уверен. Эллипсис: Not sure about that. — Не уверен.

  • Части вопросительной формы (часто с глаголами see, hear, think)

    Пример: Are you going with us? — Ты идешь с нами? Эллипсис: Going with us? — Идешь с нами?

    Пример: Would you like some lemonade? — Ты бы хотел немного лимонада? Эллипсис: (Some) lemonade? — Лимонада?

    Пример: Do you want some water? — Ты хочешь воды? Эллипсис: Want some water? — Хочешь воды?

    Пример: Have you got a little time? — У тебя есть немного времени? Эллипсис: Got a little time? — Есть время?

    Пример: Do you like it? — Тебе это нравится? Эллипсис: Like it? — Нравится?

  • Существительное

    Пример: I can’t complain. — Я не могу жаловаться. Эллипсис: Can’t complain. — Не жалуюсь.

    Пример: I don’t know. — Я не знаю. Эллипсис: Don’t know. — Не знаю.

  • Артикль

    Пример: The delivery man’s here. — Курьер здесь. Эллипсис: Delivery man’s here. — Курьер здесь.

  • It и there

    Пример: It might get colder tomorrow. — Завтра может похолодать. Эллипсис: Might get colder tomorrow. — Завтра может похолодать.

    Пример: Is anybody there ? — Там есть кто-нибудь? Эллипсис: Anybody there? — Есть кто?

Грамматические структуры в русском и английском языках не совпадают, поэтому разница между полным и эллиптическим предложением не всегда видна в переводе, который иногда может не быть дословным.

Также возможно опущение слов в конце предложения, особенно в кратких ответах.

Примеры

Вопрос: Will you be at the meeting? — Ты будешь на встрече?

Ответ: I should be. — Должна.

Вопрос: Are you singing at the gala concert? — Ты поешь на гала концерте?

Ответ: I hope to. — Надеюсь.

Insert – вставка

Вставка слова или выражения при построении английских предложений выполняет некоторые коммуникативные функции. Например, размышление вслух, акцентирование внимания, согласие и пр. Вставка обычно помогает речи звучать более плавно и логично, на письме не используется.

Примеры вставок:

  • Well — выражение сомнения или паузы перед тем, как вернуться к предмету предыдущего обсуждения.

    Well, I haven’t been there yet. — Ну, я там еще не был.

  • Right — привлечение внимания, убеждение, что слушатель согласен с тем, о чем говорится.

    Right. Can you switch off your phones, please? — Итак. Не могли бы вы выключить свои телефоны?

    You’re OK, right? — С тобой все в порядке, да?

  • I mean — перифраз, объяснение, уточнение.

    I speak this language, I mean, English. — Я говорю на этом языке, я имею в виду, английском.

  • You know — убеждение в том, что слушатель понимает, о чем идет речь.

    I really liked French cuisine, you know, frogs’ legs and so on. — Мне действительно понравилась французская кухня, знаете, лягушачьи лапки и так далее.

  • OK — убеждение в том, что слушатель согласен со сказанным, обычно стоит в конце высказывания.

    See you at 5, OK? — Увидимся в 5, ладно?

  • Now — изменение темы или возвращение к предыдущей теме.

    That was interesting. Now, who wants to listen to another story? — Это было интересно. Ну а теперь, кто хочет послушать другую историю?

  • Like — пауза, указание на то, что высказывание не завершено и далее следует дополнительная информация по теме.

    I didn’t join them because it was, like, dangerous. — Я не пошел с ними, ведь это было, ну, опасно.

Вставки могут использоваться не только говорящим, но и слушателем для той или иной цели.

Вопрос: There’s been another bank robbery. — Было еще одно ограбление банка.

Ответ: Really? — Правда?

(вставка использована для демонстрации интереса говорящему)

Вопрос: I’m sick and tired of his behaviour. — Я сыт по горло его поведением.

Ответ: Uh huh. — Ну да.

(вставка использована слушателем для показания толерантности, понимания того, что говорит его собеседник)

Preface and tag — введение и тег

Preface — вводное слово или фраза. Tag — слово (фраза), следующее после основного высказывания. Оба явления используются для того, чтобы удостовериться, что слушатель следует ходу ваших мыслей, понимает, о чем идет речь.

Пример с вводной фразой: That night club, what’s it called? — Тот ночной клуб, как он называется?

Пример с тегом: What is she doing, that girl? — Что она делает, та девушка?

Вводная фраза или слово могут также использоваться для введения новой темы.

Пример: Ireland, what a lovely country it is! — Ирландия, какая прекрасная страна!

В этом уроке мы рассмотрим виды вопросов в английском языке, разберем правила их построения и приведем примеры.

Сравнивая русский язык с английским языком мы можем утверждать, что такое понятие как «типы вопросов» в русском языке не существует. Мы можем задать вопрос в русском языке при помощи интонации:

  • Он живет в Риге (утвердительное предложение).
  • Они живет в Риге? (вопросительное предложение, выражается интонацией).

В английском языке задать вопрос при помощи интонации мы можем в неформальной речи, когда допускаются некоторые нарушения грамматических правил. Чтобы грамотно общаться и уметь писать личные письма и документы необходимо соблюдать грамматические правила, то есть, использовать вспомогательные глаголы.

Формирование вопросительных предложений в разных грамматических временах рассмотрены в уроках Present Simple, Present Continuous и др.

Материал предназначен для новичков и изучающих английский с нуля, а так же для всех, кто желает освежить и систематизировать свои знания.

6 типов вопросительных предложений

Для начала познакомьтесь с названиями всех шести типов английских вопросов:

  1. Общие (General questions)
  2. Альтернативные (Alternative questions)
  3. Специальные (Special questions)
  4. Вопрос к подлежащему (Wh-questions) с вопросительным словом: whose, how, many, what, what kind of, who.
  5. Разделительные (Disjunctive questions)
  6. Косвенный вопрос (Indirect questions)

Грамматическая разница между ними заключается в схеме построения, и в способе ответа. С точки зрения схемы построения вопросительных предложений, для первых трех типов вопросов глагол ставится перед подлежащим, а последние три типа вопросов в первой части предложения строятся как утвердительные предложения.

Обратите внимание, что в разных грамматических временах один и тот же тип вопроса будет строиться по одной и той же схеме, но форма и число глаголов будут зависеть от конкретного грамматического времени.

Рассмотрим каждый тип вопросительных предложений более подробно.

General questions (общие вопросы)

Общие вопросы – это вопросы ко всему предложению, на который чаще всего дается краткий ответ «да» (yes) или «нет» (no). Для построения общего вопроса мы должны знать вспомогательные глаголы для того грамматического времени, в котором хотим построить вопрос:

  • Do/does в Present Simple
  • Was/were в Past Continuous
  • Shall/will в Future Simple и др.

Общая схема построения общего вопроса для любого грамматического времени следующая:

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ + ЛИЦО + СМЫСЛОВОЙ ГЛАГОЛ + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА

Does he work in a bank? – No, he doesn’t

Он работает в банке? – Нет.

Пояснение: в вопросе Present Simple, вспомогательный глагол does.

Will you marry me? – Yes, I shall

Ты выйдешь за меня? – Да.

Пояснение: в вопросе Present Future, вспомогательный глагол will.

Did she do her homework?

Она сделала свою домашнюю работу?

Пояснение: в Past Simple, вспомогательный глагол did.

Также следует заметить, что глагол to be (в любом лице и числе) строит вопрос сам, без вспомогательных глаголов, также как и модальные глаголы (must, should, can, may, ought и др).

Схема построения вопросительного предложения с глаголом to be или с модальными глаголами:

ФОРМА TO BE или МОДАЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ + ЛИЦО + СМЫСЛОВОЙ ГЛАГОЛ + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА

Are you married? – Yes, I am.

Ты женат/замужем? – Да.

Пояснение: в вопросе используется глагол to be, 2 лицо, форма are.

Are there any plates in the kitchen? – No, there aren’t.

На кухне есть тарелки? – Нет.

Пояснение: оборот речи there is / there are – это оборот с глаголом to be

Can you play the piano? – Yes, I can.

Ты можешь/умеешь играть на пианино?

Пояснение: модальный глагол can строит вопрос без вспомогательных глаголов

Общий вопрос в отрицательной форме выражает удивление и соответствует вопросу в русском языке, начинающемуся со слова «разве» или «неужели»:

Don’t you know this man? – No, I don’t.

Разве ты не знаешь этого человека? – Нет.

Aren’t you happy with Tom? – No, I amn’t.

Разве ты не счастлива с Томом? – Нет.

Alternative questions

Альтернативные вопросы показывают нам выбор между двумя вещами, людьми, признаками и др. Они строятся по типу общих вопросов, но с разделительным союзом or (или). На этот тип вопроса дается полный ответ. Примеры:

Do you like meat or fish? – I like fish.

Ты любишь мясо или рыбу? – Я люблю рыбу.

Are you leaving for Moscow today or tomorrow? – Today.

Ты уезжаешь в Москву сегодня или завтра? – Сегодня.

Are you hungry or angry? – Neither. I am tired.

Ты голодный или злой? – Ни то, ни другое. Я устал.

Will you bring me books or pencils this evening? – Books.

Ты принесешь мне книги или карандаши этим вечером? – Книги.

Special questions

Специальные вопросы ставятся к одному из членов предложения с целью уточнения информации. На такой вопрос требуется определенный ответ (полный ответ). Примеры:

Where is the yellow pencil? – It is in my bag.

Где желтый карандаш? – У меня в сумке.

Where does he live? – He lives in Rome.

Где он живет? – В Риме.

How many letters are there in this word? – There are 12 letters in the word.

Сколько букв в этом слове? – В этом слове 12 букв.

How much can you do in an hour? – Not very much, I think.

Сколько вы можете сделать за час? – Думаю, не много.

How much water should you drink? – I don’t remember.

Сколько воды вам следует пить? – Я не помню.

Как видно из примеров, для построения специального вопроса необходимо запомнить вопросительные слова:

# Вопросительное слово (рус) Вопросительное слово (англ)
1 Кто? Who?
2 Где? Куда? Where?
3 Кого? Whom?
4 Когда? When?
5 Чей? Whose?
6 Как? How?
7 Что? Какой? What?
8 Сколько? How much/many?
9 Который? Which?

Subject questions (вопрос к подлежащему)

Вопрос к подлежащему образуется по типу утвердительного предложения, где вопросительное слово (who, what, which, which of you и др) выступает в функции подлежащего, а сказуемое согласуется с ним в 3-ем лице ед.числа. В Present Simple и Past Simple вспомогательный глагол do/does и did не употребляется. Схема построения вопроса:

ВОПР.СЛОВО + ГЛАГОЛ в форме 3-го лица, ед.числа + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА

Например, для Present Simple – смысловой глагол стоит в форме 3-го лица ед.числа. А в Present Continuous – глагол to be в форме is. Примеры:

Who knows this? – Peter does (ед.число) / Peter and Helen do (множ. число).

Кто знает это? – Петя. / Петя и Лена.

Who is entering the room? – Victor is. / The Browns are.

Кто входит в комнату? – Виктор. / Брауны.

Who saw this film? – Peter did.

Кто видел это фильм? – Петя.

What is your address?

Какой твой адрес?

What is there in your luggage?

Что в твоем багаже?

What is on tonight?

Что сегодня вечером?

Whose sister lives near the bank?

Чья сестра живет рядом с банком?

How many people come to the party?

Сколько людей приходит на вечеринку?

Disjunctive questions (разделительные вопросы)

Разделительный вопрос (еще одно название – question tag) представляет собой высказывания, утверждения заканчивающиеся вопросом, «не так ли?», «правда?». Первая часть этого вопроса строится по типу утвердительного предложения, вторая по типу вопросительного (усеченный общий вопрос). Если первая часть утвердительная, то вторая – отрицательная, и наоборот. Примеры:

You want to be a teacher, don’t you? – Yes, I do.

Ты хочешь быть учителем, не так ли? – Да.

You aren’t a doctor, are you? – No, I amn’t.

Вы не доктор, правда? – Нет.

They spent their vocation in Spain, didn’t they?

Они провели свой отпуск в Испании, не так ли?

В ряде случаев разделительный вопрос имеет специфические формы образования:

I am wiser than you, aren’t I?

Я мудрее тебя, не так ли?

I have a new flat in Madrid, haven’t I / don’t I? 

У меня есть новая квартира в Мадриде, не так ли?

You have some flats in Bulgaria, don’t you?

У тебя есть несколько квартир в Болгарии, не так ли?

Вопрос к повелительному наклонению:

Open the door, will you?

Открой дверь, ладно?

Let’s go to the cinema, shall we?

Пойдем в кино, хорошо?

Let him do this task himself, will you?

Пусть он сам сделает это, не так ли?

Don’t enter the room, will you?

Не входите в комнату, ладно?

There is some butter in the fridge, isn’t there?

В холодильнике есть немного масла, не так ли?

This / that is a good book, isn’t it?

Это хорошая книга, не так ли?

При использовании местоимений nobody, everybody, anybody в разделительном вопросе будет множественное число:

Anybody likes swimming, don’t they?

Все любят плавать, не так ли?

No one can cope with this task, can they?

Никто не может справиться с этим с задачей, не так ли?

Indirect questions

Косвенные вопросы образуются на базе утвердительных предложений, перед которыми могут стоять фразы:

I wonder…

Интересно….

I would like to know…

Я бы хотел знать…

Do you happen to know…

Вы случайно не знаете…

I am interested…

Мне интересно…

Could you tell me…

Не могли бы вы мне сказать…

После этих фраз употребляется if/whether – “ли” и утвердительная структура предложения, либо вопросительное слово в специальном вопросе:

I wonder if he is a good teacher?

Интересно, хороший ли он учитель?

I’d like to know who visited Lena last week?

Я хотел бы знать, кто посетил Лену на прошлой неделе?

Can you tell me where the nearest bank is?

Можете ли вы сказать мне, где находится ближайший банк?

Do you happen to know who is going to become a doctor?

Вы случайно не знаете, кто собирается стать врачом?

I want to know why you will pass your test?

Я хочу знать, почему вы пройдете тест?

Заключение

В очередной раз хочется добавить, что в авторских текстах (в основном не англоязычных авторов, чьи работы написаны по-английски) возможны различные изменения грамматики.

Thank you for using my lessons with love. Tatiana.

Задавайте вопросы по теме в комментариях ниже. Мы постараемся ответить в течение суток. Желаем успехов!

Добавить комментарий