Как составить вопросы для диспута

Диспут — публичный спор на определенную тему. Проведение диспута способствует не только воспитанию активности, но и творче­скому отношению молодежи к важнейшим событиям и явлениям на­шей жизни. Свободный обмен мнениями заставляет школьников глубже, всестороннее осмыслить окружающую действительность, а также подвергнуть анализу свои взгляды и убеждения. Чаще всего они проводятся со старшеклассниками или со старшими подростками. Лучше проводить диспут в специально выбранном месте (в зале, школьном музее и т.п.); если диспут проводится в классной комнате, то ее следует оформить плакатами, правилами ведения спора и т.п.

Методика организации и проведения диспута - Подготовка к диспуту

Подготовка к диспуту

1. Выбор темы, ее утверждение. Можно провести анкети­рование на темы: «Какие вопросы тебя особенно волнуют, и ты
не находишь на них ответа?», «О чем бы ты хотел поспорить, поговорить откровенно с товарищами?» и др.

2. Формулирование вопросов по выбранной теме. Реко­мендуется сформулировать три-четыре вопроса, но чтобы они звучали проблематично. Например, существуют ли критерии современного человека? Быть современным — значит быть мод­ным. Согласны ли вы с таким утверждением? и т.п.

3. Собственно подготовительный период, главной задачей которого является изучение мнения коллектива по выдвинутым во­просам, включает в себя следующие моменты: а) анкетирование по вопросам диспута; б) составление анкетных карточек, противопо­ложных по мнению (с них-то можно и начать диспут: зачитать одну, потом — другую, попросить каждого доказать свое мнение по поводу выделенных точек зрения); в) изучение учащимися рекомендован­ной литературы; г) инсценирование (или «модель») будущего дис­пута: за несколько дней до диспута рекомендуется собрать несколь­ко самых активных учащихся класса для выяснения их мнения по вопросам диспута. Это могут быть члены временной инициативной группы. Не навязывая своего мнения, педагог просит этих школьни­ков подготовить более тщательно свои выступления для того, чтобы на диспуте они дали «толчок» для начала общего спора

Формулировка темы должна быть острой, проблематичной, будить мысль учащихся, заключать в себе нравственную или эстетическую проблему, которая в жизни, в литературе решается по-разному, вызывает противоречивые суждения. Таким образом, педагогически ценной является такая тема диспута, которая взволнует учащихся, «заденет их за живое», привлечет внимание своей необычностью, новизной.

-Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь спорить.

-Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.

-Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

-Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.

-Старайся говорить своими словами.

-Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего «противника».

— Заканчивай выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

В ходе обсуждения основной темы диспута обычно возникает немало вопросов, имеющих косвенное к ней отношение. В заключительном слове, давая обстоятельный и убедительный ответ на все вопросы, ведущий, ссылаясь на мнение выступающих, выделяет новые мировоззренческие и нравственные проблемы, ценные для воспитания учащихся. Таким образом, на диспуте учащиеся не только учатся спорить, думать, отстаивать свои убеждения, но и получают ответы на интересующие их вопросы, растут духовно.

Заключительное слово, желательно, чтобы было кратким, ярким и убедительным, так как оно произносится искренне и задушевно, страстно и доказательно, выслушивается с исключительным вниманием, запоминается надолго.

Примерные темы диспутов

1. Мировоззрение. Мораль.

-В чем смысл и цель жизни?

— Что значит строить жизнь и пристраиваться в жизни?

-Гражданином быть обязан…» А что такое гражданин?

— В чем счастье?

— Почему говорят: «Бойся равнодушных?»

— Кто является для тебя идеалом?

— Кто является героем нашего времени?

— Как бы ты хотел прожить свою жизнь?

— Чувство долга и чести. Как ты их понимаешь?

-Моя учеба – мое личное дело… Согласны ли вы с этим?

— Хорошо учиться – твой долг или радость?

— Мечты и фантазия… Надо ли мечтать?

— Умеешь ли ты дружить?

— Правильно ли ты живешь? Доволен ли ты собой, своей жизнью?

2. Воля, характер, самовоспитание. Внешний облик. Культура поведения.

— У меня такой характер… Можно ли его изменить?

-Как воспитывать в себе мужество, храбрость, героизм?

— «Хочу и надо». Как их соотнести?

— О вкусах спорят.

— О хорошем и дурном вкусе.

— Как мы говорим? О культуре и красоте речи.

-О красоте внутренней и внешней.

3.Выбор профессии.

— Твое место в жизни. Как его найти?

— Кем быть и каким быть?

— Как ты представляешь свое будущее?

-Твое будущее..От чего оно зависит: от способности? Активности? Удачи?

— Как избежать ошибки при выборе профессии?

— Что такое призвание и кто его находит?

— Способности и талант… Это от природы или результат труда?

— Всякое ли дело может быть интересным, творческим?

— Правомерно ли деление профессий на мужские и женские?

4. Литература. Искусство.

-Любишь ли ты искусство? За что? Какое? Почему?

-Умеем ли мы слушать музыку?

— Какой он положительный герой?

-Что ты больше всего ценишь в искусстве?

— Мой любимый кинофильм. Почему он мне нравится?

Иногда темы диспутов непосредственно связаны с учебным процессом, рождаются на уроке, когда учитель разъясняет учащимся, что на тот или иной вопрос существуют разные взгляды, и рекомендует им самим разобраться в существе вопроса.

После того как определена тема диспута, обычно составляется план его подготовки и проведения с указанием ответственных за определенный участок работы. В плане предусматривается и подбор литературы по теме, плакатов, выставок, оформление помещения, в котором будет проведено мероприятие.

Вопросы для обсуждения, как и тема диспута, должны будить мысль, заключать в себе скрытые противоречия, отличаться полемичностью, вызывать желание поспорить.

В совокупности вопросы должны исчерпывать основную проблему диспута, преследовать задачу достижения цели и подаваться в такой формулировке, чтобы они сталкивали различные точки зрения и содержали вариантность ответов. Не годятся вопросы, на которые можно дать лишь однозначные ответы.

Например, при подготовке диспута на тему «Всегда ли ты правдив и честен?» можно провести анкету:

— Какой смысл ты вкладываешь в понятие «правдивость» и «честность»?

— Может ли у человека наблюдаться несоответствие между правдивостью и честностью? Привести 2-3 примера из жизни и литературы.

— Как добиться, чтобы правдивость и честность дополняли друг друга, помогали твоему нравственному совершенствованию?

Такие вопросы заставляют думать, спорить друг с другом, советоваться со старшими, что способствует развитию у учащихся нравственного мышления. Кроме того, право не подписывать анкету делает обычно ответы школьников более свободными и интересными.

Технология диспута

Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии необходимо следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

Правила проведения дискуссии

  1. Дискуссия — это спор во имя истины; здесь важен обмен мнениями, основанными на конкретных фактах, аргументах, доказательствах, результатах исследований.
  2. Дискуссия успешна, если все участники хорошо знают предмет обсуждения, не отвлекаются на другие проблемы.
  3. Сопоставление своей и чужой точек зрения, опровержение неправильной должно быть этичным.
  4. Не обидь, не оскорби, не унизь человека — девиз всякой дискуссии.
  5. Человека уважают в споре уже за то, что он искренен, хотя и ошибается.
  6. Дискуссия — это школа, вырабатывающая демократическое восприятие плюрализма мнений, отношений к поступку, действию.

Диалог завершается принятием решения, при котором каждый из учеников берет на себя какую-то работу, дело, конкретное обязательство. Учитель — оказать профессиональную помощь типа консультации, собеседования; родители — создать максимально благоприятные для ребенка условия, подросток воспитать в себе волевые качества, предъявить к себе требования последовательно и постоянно заботиться о здоровье и вести здоровый образ жизни.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.
Как руководить дискуссией в группе

  1. Приглашать к участию стеснительных детей.
  2. Направлять комментарии и вопросы одного ученика к другому.
  3. Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять.
  4. Вытягивать больше информации.
  5. Не отвлекаться от предмета дискуссии.
  6. Давать время подумать над ответом: некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
  7. Когда ученик заканчивает ответ, оглядеть класс, оценить реакцию других детей.

Плюсы и минусы дискуссии*

Плюсы Минусы
1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.
2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
4. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.
1. Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в «к обмену глупостями». Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога.
2. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны.
3. Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Разновидность  учебной встречи является  диспут. Организация диспута,  основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело.  Успех  диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две  разноречивые позиции. В ходе дискуссии  необходимо  следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

Требования к организации и проведению диспута

Диспут может быть проведен исключительно в тех случаях, когда дети обладают некоторым опыт бесед о жизни и сформированными начальными навыками общения, позволяющими исключить неуважительное отношение к выступающему. Более того, существует целый ряд правил по успешному проведению диспута:

  • Выбор темы для диспута должен основываться на ее значимости, проблемности, актуальности. Также выбранная тема должна предоставлять различные точки зрения.
  • Тема конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 33 до 66.
  • Объявления и пригласительных билеты необходимо подготовить своевременно.
  • Оформление помещения должно соответствовать проводимому в нем мероприятию ( диспуту), элементами оформления могут быть различные баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты.
  • Подбор и предоставление участникам соответствующей теме литературы.
  • Верный выбор ведущего, который способен «зажечь» аудиторию.
  • Важно установить четкий регламент по выступлениям.
  • В конце необходимо дать оценку и выразить признательность участникам диспута.

Занимаясь организацией диспута, педагогу необходимо иметь в виду, что:

  • диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
  • педагог должен владеть методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
  • в ходе обсуждения вопроса нужно сформировать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, не боясь осуждения кого бы то ни было;
  • общаться с участниками диспута просто, свободно, так как это способствует существенному сближению учителя и учащихся;
  • позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение и уверять в нем других участников.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Метод проектов как инновационная форма организации образовательной деятельности
  2. Модернизация традиционной системы обучения
  3. Образовательные технологии по ФГОС
  4. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и успеваемости подростков
  5. Организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении
  6. Метод изучения педагогической документации
  7. Структура процесса обучения
  8. Задачи экологического воспитания в доу
  9. Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи
  10. Теоретические основы дошкольного образования

В современное мире особо остро стоит вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе. Классические уроки, как правило, не предоставляют расширенную возможность общения в силу соблюдения дисциплины и большого объема материала, который необходимо преподнести учащимся. В связи с этим появились так называемые уроки-диспуты, направленные именно на развитие общения.

Методика организации и проведения диспута

Как и в ходе обсуждения вопроса, при помощи диспута осуществляется проблемный расклад к организации различных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с поиском ответов на темы из жизни школы, класса, моральных норм личности согласно с требованиями современности.

Как известно, истина находится в споре, в конфликте воззрений. Однако, диспуты предполагают не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, от случая к случаю учащиеся исполняют конкретные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагог должен специально стимулировать спор, подсказывая неверные решения, создавая при этом атмосферу поиска правды. В обсуждении вопроса увеличивается учебная активность слабых учеников, все становятся более общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Таким образом, диспут – это не просто форма учебной работы, а высокая духовная форма общения. Дети приобретают умения, необходимые им в жизни: выстраивают свое поведение с позиции других людей, воспитывают культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности.

В зависимости от уровня подготовки аудитории выделяют:

  • диспут-лекцию;
  • диспут-конференцию;
  • диспут-дискуссию.

По содержанию диспуты бывают:

  • нравственно-этические;
  • общественно-политические;
  • эстетические;
  • профессиональные.

Основные этапы

В основе диспута заложены три этапа его подготовки и проведения: подготовительный, основной, итоговый.

  1. Подготовительный этап:
  • определение темы, цели;
  • создание организационной группы;
  • распределение обязанностей;
  • выбор ведущего;
  • анкетирование, формулировка проблемных вопросов;
  • подготовка инструкций и оборудования;
  • выбор помещения и его соответствующее оформление.
  • Основной этап:
    • ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов.

    Перед началом обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной темы, конкретизировать предмет обсуждения, уточнить отдельные понятия.
    Началом может быть проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который создает проблемную ситуацию, песни, стихотворения по проблеме.

    Методика организации и проведения диспута

    Составной частью диспута станет резюме проблемы, выражающее истину. Это могут быть взгляды на проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты, примеры.

  • Итоговый этап:
    • краткий анализ диспута, его плюсов и минусов, путей решения задач, поощрительная оценка участников, определение новых дискуссионных проблем.

    Требования к организации и проведению диспута

    Диспут можно проводить исключительно в тех случаях, когда у детей есть опыт беседы о жизни, также сформированы начальные навыки общения, позволяющие избежать неуважительного отношения к выступающему. Кроме того, существует ряд правил по успешному проведению диспута:

    1. Тема диспута должна быть значимой, проблемной, предоставляющей разные точки зрения.
    2. Она конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 3 до 6.
    3. Своевременная подготовка объявлений, пригласительных билетов.
    4. Надлежащее оформление помещения, в котором будет проходить диспут (баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты).
    5. Подбор и предоставление участникам соответствующей литературы.
    6. Верный выбор ведущего, способного «зажечь» аудиторию.
    7. Важно установить четкий регламент по выступлениям.
    8. В конце обязательно дать оценку, выразить признательность участникам.

    Организуя диспут, педагог обязан иметь в виду, что:

    • диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
    • преподаватель должен обладать методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
    • в ходе обсуждения вопроса нужно создать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, без страха осуждения;
    • общаться с участниками диспута просто, свободно, что существенно сближает учителя и учащихся;
    • позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение, уверять в нем других.

    Муниципальное
    автономное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная
    школа № 36

    с углубленным изучением отдельных
    предметов» г. Сыктывкара

    Статья
    учителя русского языка и литературы Е. М. Семуковой

    ТЕХНОЛОГИЯ
    ПРОВЕДЕНИЯ ДИСПУТОВ

    Диспуты, умело включенные в систему
    воспитательных мероприятий, оказывают сильное влияние на формирование цельного
    научного мировоззрения, высоких гражданских чувств и соответствующего им
    поведения учащихся.

    Диспуты воспитывают активность и
    самостоятельность суждений учащихся, инициативу и страстность, приучают их
    мыслить.

    Участие в диспуте способствует развитию
    критики и самокритики, культуры речи и логического мышления, учит умению
    спорить и проверять правильность своих взглядов и убеждений.

    Диспут
    (от латинского – рассуждать, спорить) всегда предполагает спор, столкновения
    различных, иногда прямо противоположных точек зрения. Он требует от учащихся
    ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.

    Предметом диспута должна быть проблема,
    которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному.

    Ценность диспута
    как формы воспитания заключается прежде всего в том, что он отражает диалектику
    нравственных, волевых и других качеств подростков.

    Любое положительное качество воспитывается
    в борьбе с ему противоположным: человечность в борьбе с жестокостью, душевная
    щедрость – с черствостью, коллективизм – с эгоизмом. А на диспуте обычно
    высказываются разные взгляды, убеждения, создается проблемная ситуация,
    вызывающая глубокий интерес у всех присутствующих.

    В спорах, в борьбе противоречивых суждений
    рождается истина. А истина, завоеванная и выстраданная в борьбе, надолго
    является руководством в поведении.

    Настоящий диспут – это столкновение
    убеждений. Это великая наука спорить. Он не исключает, а предполагает глубину и
    всесторонность раскрытия проблемы, которая на нем обсуждается.

     Сила воздействия диспута в значительной
    мере определяется качеством его подготовки. Важно, чтобы тема диспута не
    навязывалась учителем. К выбору темы необходимо привлечь самих учащихся. В
    некоторых случаях тема диспута может быть подсказана сложившейся в классе
    ситуацией:

     отсутствие дружбы в коллективе или факты
    нарушения дисциплины, нерадивое отношение к учебе…

     Формулировка темы должна быть острой, проблематичной,
    будить мысль учащихся, заключать в себе нравственную или эстетическую проблему,
    которая в жизни, в литературе решается по-разному, вызывает противоречивые
    суждения. Таким образом, педагогически ценной является такая тема диспута,
    которая взволнует учащихся, «заденет их за живое», привлечет внимание своей
    необычностью, новизной.

    Примерные темы диспутов:

    1. Мировоззрение. Мораль.

    -В чем смысл и цель жизни?

    – Что значит строить жизнь и
    пристраиваться в жизни?

    -Гражданином быть обязан…» А что такое
    гражданин?

    – В чем счастье?

    – Почему говорят: «Бойся равнодушных?»

    – Кто является для тебя идеалом?

    – Кто является героем нашего времени?

    – Как бы ты хотел прожить свою жизнь?

    – Чувство долга и чести. Как ты их
    понимаешь?

    -Моя учеба – мое личное дело… Согласны
    ли вы с этим?

    – Хорошо учиться – твой долг или радость?

    – Мечты и фантазия… Надо ли мечтать?

    – Умеешь ли ты дружить?

    – Правильно ли ты живешь? Доволен ли ты
    собой, своей жизнью?

    2. Воля, характер, самовоспитание. Внешний
    облик. Культура поведения.

    – У меня такой характер… Можно ли его
    изменить?

    -Как воспитывать в себе мужество,
    храбрость, героизм?

    – «Хочу и надо». Как их соотнести?

    – О вкусах спорят.

    – О хорошем и дурном вкусе.

    – Как мы говорим? О культуре и красоте
    речи.

    -О красоте внутренней и внешней.

    3.Выбор профессии.

    – Твое место в жизни. Как его найти?

    – Кем быть и каким быть?

    – Как ты представляешь свое будущее?

    -Твое будущее..От чего оно зависит: от
    способности? Активности? Удачи?

    – Как избежать ошибки при выборе
    профессии?

    – Что такое призвание и кто его находит?

    – Способности и талант… Это от природы
    или результат труда?

    – Всякое ли дело может быть интересным,
    творческим?

    – Правомерно ли деление профессий на
    мужские и женские?

    4. Литература. Искусство.

    -Любишь ли ты искусство? За что? Какое?
    Почему?

    -Умеем ли мы слушать музыку?

    – Какой он положительный герой?

    -Что ты больше всего ценишь в искусстве?

    – Мой любимый кинофильм. Почему он мне
    нравится?

     Иногда темы диспутов непосредственно
    связаны с  учебным процессом, рождаются на уроке, когда учитель разъясняет
    учащимся, что на тот или иной вопрос существуют разные взгляды, и рекомендует
    им самим разобраться в существе вопроса.

     После того как определена  тема диспута,
    обычно  составляется план его подготовки и проведения с указанием ответственных
    за определенный участок работы. В плане предусматривается и подбор литературы
    по теме, плакатов, выставок, оформление помещения, в котором будет проведено
    мероприятие.

    Вопросы для обсуждения, как и тема
    диспута, должны  будить мысль, заключать в себе скрытые противоречия,
    отличаться полемичностью, вызывать желание поспорить.

     В совокупности вопросы должны исчерпывать
    основную проблему диспута, преследовать задачу достижения цели и подаваться в
    такой формулировке, чтобы они сталкивали различные точки зрения и содержали
    вариантность ответов. Не годятся вопросы, на которые можно дать лишь
    однозначные ответы.

    Например, при подготовке диспута на тему
    «Всегда ли ты правдив и честен?» можно провести анкету:

    – Какой смысл ты вкладываешь в понятие
    «правдивость» и «честность»?

    – Может ли у человека наблюдаться
    несоответствие между правдивостью и честностью? Привести 2-3 примера из жизни и
    литературы.

    – Как добиться, чтобы правдивость и
    честность дополняли друг друга, помогали твоему нравственному
    совершенствованию?

    Такие вопросы заставляют думать, спорить
    друг с другом, советоваться со старшими, что способствует развитию у учащихся
    нравственного мышления. Кроме того, право не подписывать анкету делает обычно
    ответы школьников более свободными и интересными.

              ПРАВИЛА  ДИСПУТА

    -Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь
    спорить.

    -Спорь честно и искренне, не искажай
    мыслей и слов своих товарищей.

    -Помни, что доказательством и лучшим
    способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

    -Доказывая и опровергая, говори ясно,
    просто, отчетливо, точно.

    -Старайся говорить своими словами.

    -Если доказали ошибочность твоего мнения,
    имей мужество признать правоту своего «противника».

    – Заканчивай выступление, подведи итоги,
    сформулируй выводы.

     В ходе обсуждения основной темы диспута
    обычно возникает немало вопросов, имеющих косвенное к ней отношение. В
    заключительном слове, давая обстоятельный и убедительный ответ на все  вопросы,
    ведущий, ссылаясь на мнение выступающих, выделяет новые мировоззренческие и
    нравственные проблемы, ценные для воспитания учащихся. Таким образом, на
    диспуте учащиеся не только учатся спорить, думать, отстаивать свои убеждения,
    но и получают ответы на интересующие их вопросы, растут духовно.

    Заключительное слово, желательно, чтобы
    было кратким, ярким и убедительным, так как оно  произносится искренне и
    задушевно, страстно и доказательно, выслушивается с исключительным вниманием,
    запоминается надолго.

    Методика организации и проведения дискуссии, диспута

    Диспут (от латинского спорить, рассуждать)
    предполагает спор, столкновение различных
    иногда прямо противоположных точек
    зрения. В диспуте необходимо прийти к
    истине, выводу, он всегда предполагает
    принятие обсуждения.

    Дискуссия представляет собой обмен
    мнениями, требующий принятие общего
    решения.

    «Круглый стол» по правилам близок к
    диспут), решения круглого стола обязательны
    для выполнения.

    Успешность проведения дискуссии, диспута
    в значительной мере зависит от выбора

    темы. Она должна быть актуальной
    проблемной и способной вызвать
    противоположные суждения.

    После формулировки темы ее следует
    конкретизировать с помощью вопросов,
    четко

    определяющих суть поставленной проблемы
    и максимально способствующих вызвать
    активное обсуждение участников.
    Неряшливость в постановке вопросов
    может свести на нет все усилия в подготовке
    диспута.

    Пример, Тема: «Как, по вашему мнению
    связаны образования и духовные качества
    человека?» Вопросы: 1) Кого можно назвать
    образованным человеком? 2) Что вкладывается
    в понятие «воспитанный человек»? 3) Можно
    ли считать современным человека не
    стремящегося к знаниям? 4) Может ли широко
    образованный и культурный человек быть
    мещанином? 5) Нужно ли стремиться знать
    то, что непосредственно не связано с
    твоей работой?

    Некоторые организаторы думают, что
    выбор темы и определение вопросов для
    обсуждения достаточно для того, чтобы
    проводить дискуссию, диспут. Чтобы
    диспут состоялся нужна большая
    подготовительная работа. Для его
    подготовки и проведения необходимо
    создать инициативную группу.

    Инициативная группа должна позаботиться
    о:

    – составлении подробного плана подготовки,

    – распределении заданий между участниками,

    – определение ведущего (ведущих), оказание
    помощи ему,

    – составление вопросов диспута и подбор
    необходимой литературы для подготовки
    к их обсуждению,

    – подготовка помещения,

    – определение регламента диспута,

    – подготовка объявления,

    и если необходимо:

    – выпуск тематических газет,

    – составление вопросов анкеты диспута,
    распространение ее, сбор и систематизация

    предложений, ответов, вопросов школьников,

    – можно взять интервью у известных людей
    города по вопросам диспута,

    – и т.п.

    Если предполагаемые участники диспута
    не имеют достаточного опыта и знаний о

    правилах диспута, инициативной группе
    следует подумать о выработке рекомендаций
    для

    участников диспута.

    Примерные советы и правила для памятки
    (проф. В. Т. Лисовский):

    1. Прежде чем спорить, подумай, о чем
    будешь спорить.

    2. Спорь честно и искренно, не искажай
    мысли и слов товарищей.

    3. Начиная спорить, ясно и четко выскажи
    положения, которые будешь защищать,
    доказывать.

    Педагогический отряд «Юность»

    4. Помни, что доказательством и лучшим
    способом опровержения являются точные
    и бесспорные факты.

    5. Если доказана ошибочность твоего
    мнения, имей мужество признать правоту
    своего оппонента.

    6. Заключая выступление, подведи итоги,
    сформулируй выводы.

    Очень важно, чтобы участники диспута
    отчетливо представляли цель диспута.
    Спор только тогда может достигнуть
    цели, если его участники будут осознавать,
    что диспут преследует главную цель –
    нахождение истины. В. Г. Белинский
    указывал, что «убеждение должно быть
    дорого потому, что оно истинно, а совсем
    не потому, что оно наше».

    К сожалению, часто встречается, что
    участники дискуссии готовы спорить во
    имя того, чтобы одержать победу над
    «противником». В этом случае спор
    становится неинтересен для большинства
    его участников, так как спорят между
    собой двое, стремящихся во что бы то ни
    стало «сразить противника», не интересуясь,
    приведет ли это к нахождению истины.

    Построение диспута может быть различным.
    Рассмотрим два варианта. Первый –
    краткое вступительное слово ведущего
    с изложением цели, задач и основных
    вопросов диспута. Второй – выступление
    двух докладчиков с изложением
    противоположных точек зрения по важнейшим
    вопросам диспута. После чего развивается
    обсуждение.

    Заключительное слово в диспуте должно
    быть кратким, убедительным, должно
    опираться на наиболее удачные и интересные
    выступления и отражать возможные пути
    практического решения проблем,
    поставленных в диспуте.

    Роли при проведении дискуссии: ведущий,
    секретарь (летописец), докладчики,
    эксперты, участники.

    Ведущий

    Очень Многое зависит от ведущего.
    Необходимо создать атмосферу свободного
    выражения своих взглядов, полемичности,
    такта, уважительного отношения к позиции
    оппонентов. Ведущему приходится постигать
    основные мысли оппонентов, умело их
    подавать, направляя развитие спора,
    чувствовать настроение аудитории, уметь
    создавать обстановку приглашения к
    размышлению, свободного высказывания
    своего мнения.

    Обязанности:

    – соблюдать регламент, своевременно
    предоставлять слово участникам;

    – обосновать актуальность выбранной
    темы для обсуждения;

    – руководить работой летописцев;

    – изучить литературу по обсуждаемой
    теме.

    Права:

    – прекращать выступления участников
    диспута, если они превысили регламент.

    Ведущий не имеет право:

    – высказывать свое отношение к обсуждаемым
    позициям, вопросам.

    Летописец

    Права:

    – вносить предложения по организации и
    ведению диспута.

    Обязанности:

    – фиксировать все предложения по решению
    проблемы;

    – следить за соблюдением регламента
    диспута.

    Докладчики (выступающие)

    Обязанности:

    – изучить литературу по обсуждаемой
    теме;

    – четко и ясно излагать свою позицию,
    использовать научные проверенные факты;

    – соблюдать регламент;

    Педагогический отряд «Юность»

    – быть предельно корректным по отношению
    к сопернику;

    – проявлять терпимость и уважение к
    чужой точке зрения.

    Права:

    – задавать уточняющие вопросы;

    – отвечать на поставленные вопросы;

    – использовать в своем выступлении
    материалы предыдущих выступлений,
    ответы на вопросы;

    – использовать для большей наглядности
    своей позиции аудиовизуальные средства.

    Эксперт может быть подготовлен
    заранее из числа участников дискуссии,
    или им может быть человек, обладающий
    определенными знаниями, опытом по теме
    дискуссии, или просто интересный человек.

    Обязанности:

    – изучить литературу по обсуждаемой
    теме.

    Права:

    – реагировать (в рамках дозволенного)
    на ход диспута, поддерживая ту или иную
    позицию;

    – задавать вопросы.

    Формы и виды проведения дискуссий

    1. Оптимист – Пессимист. Все участники
    делятся на две группы (случайные) одна
    из которых должна в поставленной проблеме
    найти положительные аспекты, выступать
    «за», вторая – отрицательные моменты,
    выступать «против». Выбирается группа
    экспертов, которая оценивает
    доказательность, логику, истинность
    (по совокупности) той или иной группы.

    2. Дискуссионные качели (имитация
    раскачивающихся качелей): Две группы,
    расположенные “Друг против друга,
    поочередно высказывают суждения по
    предложенному вопросу.

    3. Ролевая дискуссия ( от имени профессии,
    социального слоя, возраста, социальной
    роли (мама, папа, бабушка и т.д. или
    учитель, директор, ученик, родитель)).

    4. Суд (адвокат, свидетели, обвинитель,
    присяжные заседатели, обвиняется
    какое-нибудь явление, событие, предмет).

    5. Круглый стол.

    28

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Как провести диспут

    Диспут – это публичный спор, предметом которого является общественно значимая научная тема или проблема. Форма диспута может быть разнообразной: обсуждение значимых исторических событий, диссертации, защита тезисов. Отличие от дискуссии в том, что диспут утверждает позиции спорящих людей.

    Инструкция

    1

    Подготовку к диспуту начните за неделю до назначенного срока. Процесс проведения диспута состоит из нескольких этапов: выбор темы, назначение руководителя, подбор группы активистов, составление плана проведения диспута, извещение участников о проведении диспута.

    2

    На подготовительном этапе определитесь с темой для диспута. Она должна быть актуальной и значимой для участников.

    3

    Обязательным условием выбора темы является ее неоднозначность, то есть то, что может вызвать споры. Составьте план диспута, определив основную проблему и несколько второстепенных вопросов, которые помогут раскрытию темы.

    4

    В качестве темы диспута обычно выступают судьбоносные события истории, которые по разному освещаются в исторической литературе и вызывают жаркие споры.

    5

    Разделите аудиторию на условные группы и проведите консультации с ними. В каждую группу включите людей с разным уровнем знаний.

    6

    Ознакомьте участников диспута с правилами проведения научного спора. Это – уважение к оппоненту, точные факты, последовательность и логичность изложения своих мыслей. Недопустимо повышение голоса и размахивание руками.

    7

    Начните диспут с вводного слова, в котором сформулируйте тему. Определите регламент выступления всех участников и правила проведения диспута.

    8

    Ваше поведение должно быть корректным. Не прерывайте выступающих участников и не вмешивайтесь в обсуждения. Вмешаться можно, если участник выступает не по существу.

    9

    Направляйте рассуждения к верным выводам, подталкивайте участников к формированию общей позиции по обсуждаемой теме. Отсекайте избыточную информацию, группируйте выводы и сближайте точки зрения участвующих в диспуте.

    10

    Руководите ходом диспута, при необходимости ставьте дополнительные вопросы. Помогайте найти правильное решение, делайте обоснованные выводы. Следите за тем, чтобы диспут не перерос в межличностный конфликт, и обсуждение не зашло в тупик.

    11

    В конце мероприятия отметьте наиболее активных участников диспута. Оцените содержание высказанных мыслей, их умение спорить и аргументировать свои мнения.

    12

    Подведите итоги диспута, ответьте на вопросы, которые не были освещены в процессе выступлений или оказались спорными.

    Правила диспута:

    1. Диспут – свободный обмен мнениями.
    2. На диспуте все активны. В споре все равны.
    3. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
    4. Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать.

    Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

    Законы диспута:

    1. Здесь нет наблюдателей! Каждый – активный участник разговора.
    2. Неуместные шутки запрещаются.
    3. Помоги изжить комплексы своим товарищам.
    4. Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
    5. Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.

    Памятка участнику диспута:

    1. Прежде чем спорить, подумай.
    2. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
    3. Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.
    4. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
    5. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
    6. Старайся говорить своими словами.
    7. Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.
    8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

    ПРОВЕДЕНИЕ ДИСПУТА

    Диспут может начинаться по-разному; и со вступительного слова ведущего, и с сообщения анкетных материалов, и с непринужденных выступлений учащихся, и с анализа литературных и жизненных фактов.

    Направленность диспута, его эффективность в значительной степени определяются умением ведущего во вступительном слове ясно и  четко “подать” тему диспута, остро, убедительно и дискуссионно поставить вопросы перед аудиторией, сразу же всколыхнуть ее, заставить думать, спорить, обсуждать. Недопустимо бесстрастное вступительное слово ведущего : “Вопросы по теме диспута вы знаете. Кто будет выступать?” Такое начало не вызывает желания спорить.

    Структура вступительного слова не может быть единой. Оно прежде всего определяется содержанием и воспитательными задачами диспута, уровнем владения учащимися искусствам спора наличием заготовленного для диспута материала, эрудицией и опитом ведущего.

    Иногда диспут начинается с указания, что в художественных произведениях или известных публицистических, критических статьях проблема спора решается по-разному. Ведущий просит учащихся высказать свою точку зрения по этой проблеме.

    Можно начать диспут с хорошо известного всем изречения и заострить с его помощью внимание собравшихся на узловых вопросах диспута.

    Оправдало себя и такое начало диспута, когда ведуний сообщает, что проведенные анкеты или интервью по теме диспута выявили самые разнообразные, торой прямо противоположные взгляда учащихся.

    Руководить диспутом нелегко. Сам по себе спор не разгорится. Его нельзя пускать на самотек, нельзя сковывать схемой. Мастерство ведущего диспут проявляется не только в широкой эрудиции, но в умении “подогреть” или “охладить” участников спора. Ведущему следует выявить разнообразные мнения по теме диспута,’ уметь логически развить и аргументировать любое мнение, даже ошибочное, предусмотреть самые неожиданные вариации выступлений. Важно не просто поспорить, а подвести в итоге к осознанному принятию единого правильного мнения по тому или иному вопросу.

    Роль ведущего в ходе диспута не должна сводиться только к тому, чтобы предоставлять слово выступающим. Он может комментировать очередное выступление, подчеркивая его основную мысль, сталкивать новую точку зрения с высказанной ранее, обращаться к присутствующим с предложением выразить свое отношение к определенному высказыванию, жестом иди мимикой реагировать на спорные утверждения, или, напротив, выражать солидарность с утверждениями, соответствующими его взглядам. Все это ведущий делает с соблюдением определенной меры и такта, поддерживая и стимулируя начатый разговор, направляя его в нужное русло.

    Не следует запрещать на диспуте реплики, полемические выпады, вопросы с места. Это помогает оживить диспут, повышает эмоциональный накал, интерес аудитории. Ведущий должен умело реагировать на эти реплики и вопросы, переадресовывая их выступающему или приглашая желающих подробнее развить высказанную мысль, а также ответить на вопрос.

    Не следует опасаться высказывания ошибочных мнений по тому или иному вопросу. Напротив, диспут проводится для того, чтобы

    выявить эти ошибочные мнения, подвергнуть их критике со стороны товарищей, противопоставить им правильные. Комментируя такое выступление, ведущий должен привлечь внимание аудитории к нему, возбудить у присутствующих желание противопоставить высказанной ошибочной точке зрения правильную. Во время диспут должна быть создана атмосфера взаимного доброжелательства.

    В целях поддержания активности можно иногда допустить обсуждение вопросов и не в той последовательности, в какой они записаны в объявлении

    Как бы громко и глубоко не обсуждались вопрос, необходимо заключительное слово ведущего. Причем заключительное слово не всегда кладет конец дискутированию. Напротив, иногда в спорах возникают новые, волнующие проблемы, которые могу потом очередного диспута.

    Заключительное олово нельзя строить по строго установленной схеме. Однако весьма желательно, чтобы заключение:

    а)  было кратким, ярким и убедительным;

    б)   указывало на правильное решение поставленной проблемы;

    в)   опиралось на более удачные и интересные выступления участников диспута;

    г)  формировало критическое, нетерпимое отношение к равнодушию, эгоизму неорганизованности и лени в среде учащихся;

    д) ставило новые проблемы перед учащимися, вызывало у них интерес к знаниям, культуре, желанию совершенствовать свой нравственный облик.

    Заканчивая диспут, ведущий благодарит учащими и гостей принявших активное участие в дисскутировании, всех присутствующих и приглашает их на новую встречу.

    Добавить комментарий