Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
1. Контролирующую;
2. Обучающую;
3. Развивающую;
4. Воспитывающую;
5. Диагностическую;
6. Прогностическую.
Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и так и при изучении
нового материала, его закреплении и обобщении и при итоговом контроле.
При изучении нового материала тесты применяются для организации
самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только
опираться на знания, полученными учащимися на предыдущих уроках, но иметь
поисковый, эвристический, проблемный характер.
При закреплении или проверки текущего материала используются тесты-минутки
рассчитанные на 10–15 мин урока и содержащие 5–10 вопросов.
При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом тесты
охватывают материал по крупным блокам (определенную тему, раздел). Их выполнение
рассчитано на целый урок. Экзаменационный тест должен охватывать материал всего
курса географии России в 9 классе или экономической и социальной географии мира
в 10–11-х классах. Школьные экзаменационные тесты проводятся, как правило, в
течении 2 часов и содержат от 25 до вопросов и заданий.
Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной
работе учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще
подобрать материал, для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его
развития, возрастным мотивационным особенностям.
Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве
домашнего Задания, в отдельных случаях можно предложить учащимся составить
тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет
способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания
применять их на практике.
Методика составления и проведения тестов.
Основными этапами любого тестирования являются:
- Целеполагание т.е постановка конкретных целей перед тестированием и
понятных учащимся. - Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей
школьной программе, учебникам и пройденному материалу. - Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов
тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований:
надежность, точность, лаконичность;
недопустимость применения двусмысленных вопросов;
использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для
составления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных
классов и школ, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися. - Подготовка участников тестирования заключается в мотивации, настрое и
тренинге. - Непосредственно тестирование должно стать одним из видов учебной
деятельности учащихся. - После проведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с
помощью ключа - Итогом результатов тестирования должен стать анализ результатов.
- Публикация результатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с
результата тестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных
работ и имеют право на апелляцию.
При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных
группы тестов:
- задание на выбор правильного ответа;
- приведение в соответствие или классификацию объектов;
- расположение объектов в определенном порядке;
- “открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.
Виды тестов по форме.
Наиболее простыми при составлении и самыми распространенными видами тестовых
заданий являются тесты-определители, составленные по принципу вопрос – ответ.
1. Тесты – определители с одним правильным ответом.
Сложность данного типа тестового задания зависит, от количества указанных
ответов: два, три и т. д. Например: выделите страну, господствующей религией в
которой является ислам: 1. Ангола, 2. Италия, 3. Пакистан, 4. Канада, 5. Перу,
6. Фиджи.
Кооперирование – это:
а) выпуск предприятием соответствующей продукции;
6) сосредоточение на одном предприятии технологически последовательно связанных
производств;
в) сосредоточение предприятий на одной территории;
г) объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции.
Ли6о наоборот: вопросом является определение, а ответом – само понятие.
Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это:
1. специализация;
2. комбинирование;
3. кооперирование;
4. концентрация.
2. Тесты – определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов,
причем обходимо назвать их максимальное количество.
Летом тропические ВМ господствуют:
1) в тропическом климатическом поясе;
2) в тропическом и субтропическом климатических поясах;
3) в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах.
3. Тесты – определители, где все ответы правильные.
Крупными производителями автомобилей являются:
1) Япония;
2) Западная Европа;
3)США;
4 )все указанные регионы.
4. Тесты – определители, имеющий несколько правильных ответов и указано их
количество (один, два, три и т. д.).
В данном списке выделите два региона России, в которых нет городов –
миллионеров:
- Центральный;
- Дальневосточный;
- Западно-Сибирский;
- Центрально-Черноземный;
- Волго-Вятский;
- Северо-Кавказский.
5. Тесты – определители, имеющие несколько правильных ответов, построенные по
принципу выделения неправильных ответов, но неуказанно их количество.
Выделите объекты, относящийся к формам рельефа:
1) холм;
2) ветер;
3) песок;
4) равнина;
5) овраг;
6) гранит.
6. Тесты – определители построенные по принципу выделения неправильных
ответов, имеют, как правило, в задании какие – либо отрицания.
Выделите объект, не относящийся к Средней Сибири:
1) траппы;
2) Саяны;
3) Таймыр;
4) лиственница;
5) Путорана.
7. Тесты – определители с использованием рисунков, графиков, схем или
диаграмм.
На какой из приведенных диаграмм верно указано соотношение суши и воды на
Земле:
8. Альтернативные тесты формулируются в виде вопроса – утверждения и требует
однозначного ответа “да” или “нет”. Альтернативный тест может содержать один или
несколько заданий.
В развитых капиталистических странах ввиду высокого уровня жизни наблюдается
высоки естественный прирост населения.
1)да; 2)нет.
9. Опознавательные тесты, т.е. определение объекта по краткой характеристике,
где названы примеры объектов, один из которых правильный.
Определите физико-экономический район России по данной характеристике:
занимает большую площадь территории, большая часть которой занята древней
платформой, преобладают плоскогорья, особенностью геологического строения
являются траппы, на большей части территории климат резко – континентальный, на
территории района находится “полюс холода; широко распространены мерзлотно –
таежные почвы и лиственничные леса.
1) Русская равнина;
2) Горы Южной Сибири;
3) 3аподно – Сибирская равнина;
4) Средняя и Севере – Восточная Сибирь.
10. Определение объекта по краткой характеристике, ответ необходимо вписать
самостоятельно.
По данной характеристике определите страну Европы: внутриконтинентальная
страна, федеративная республика, член ЕС, проводит политику постоянного
нейтралитета, столица является крупнейшим городом страны.
——————————————————————————————————–
Ответ: Австрия
11. Определение объекта по списку других объектов, где указаны варианты
ответов.
По списку типичных животных определите природную зону Африки (Горилла,
шимпанзе леопард, карликовый бегемот, окапи, птица – носорог):
1) влажные экваториальные леса;
2) средиземноморская;
3) саванны;
4) пустыни.
12. Определение объекта по списку других объектов без вариантов ответа.
По списку приграничных государств определите страну Азии (Исламабад, Пекин,
Дакка, Катманду).Ответ:
–———————————————————————————————————-
Ответ: Индия
13. Приведение в соответствие, причем количество вариантов первого первого
столбика совпадает с количеством вариантов второго столбика.
Приведите в соответствие горные системы и их геологический возраст:
1)Гималаи 2)Уральские горы 3)Кордильеры |
а) древняя складчатость б) средняя складчатость в) новая складчатость |
Ответ: 1-в; 2-а; З-б
14. Приведение в соответствие, причем количество ответов первого столбика не
совпадает количеством вариантов второго столбика.
Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:
1)Урал 2)Хибины 3)3аподно-Сибирская равнина 4)Сихоте-Алинь |
а) щит б) молодая платформа в) герцинская складчатость г) мезозойская складчатость |
Ответ: 1-в;2-а;3-б;4-д
15. Приведите в соответствие, подразумевающее вариативность правильных
ответов.
Приведите в соответствие климатические пояса и характерные для них ВМ:
1 .экваториальный 2. субэкваториальный 3. тропический 4. субтропический |
а) тропические б) умеренные в) субэкваториальные г) экваториальные |
Ответ: 1– а;2-а;3-а;4-а,б
16. Тесты на приведение в соответствие. В одном из столбиков есть “лишний”
вариант. Приведите в соответствие отрасли промышленности и факторы их
размещения:
1. гидроэнергетика 2. металлургия алюминия 3. судостроение 4. сахарная промышленность |
а) потребительский б) сырьевой в) энергетический |
Ответ: 1-б;2-г;3-а;4-б
17. “Открытые” (или перспективные) тесты.
В отличие от тестовых заданий, предполагающих необходимость самостоятельно
вписать верный ответ, в “открытых” тестах в отдельных случаях не “связан” одним
верным ответом, а имеет право самостоятельного выбора объектов, отвечающим
названным требованиям.
Вставить пропущенные слова. При данной постановке вопроса у тестируемого, как
правило нет самостоятельного выбора – необходимо вписать конкретные слова.
Вставьте пропущенные слова: Низменность – это вид ______, с ____ высотой до __
метров, (равнины, абсолютной, 2000.)
Самостоятельно вписать примеры – данный вид тестового задания подразумевает
полную свободу действий тестируемого.
Назовите три основных государства Азии:
———————————————————————————————–
—————————————————————————————————-
на выбор: Бахрейн, Бруней, Кипр, Мальдивские о-ва, Сингапур, Тайвань, Шри –
Ланка, Филиппины, Япония.
18. Тесты связанные с заполнением таблицы без вариантов ответа.
Заполните таблицу:
Воздушные массы | Район формирования | Температура и влажность |
Жаркая и влажная | ||
тропические | ||
Умеренные широты над океаном | Лето: Зима: | |
антарктические |
19. Тесты, связанные с заполнением таблицы с вариантами ответов.
Заполните таблицу, используя предложенные варианты ответов:
Страна | Столица | Форма правления | Административно-территориальное устройство |
Канада | |||
Прага | |||
Конституционная монархия | |||
Оман | |||
Конфедерация | |||
Варианты ответов: Чехия, Швейцария, Норвегия, Маскат, Оттава, Берн, Осло,
республика, абсолютная монархия, государство Британского Содружества, унитарное,
федеративное.
20. Тесты связанные с заполнением схемы с вариантами ответов.
Заполните схему, используя следующие слова:
1. Мировой океан;
2. болота;
3. ледники;
4. горные;
5. подземные воды;
6. реки;
7. покровные.
8. моря;
9. заливы.
21. Тесты, связанные с заполнением схемы без вариантов ответов.
Заполните схему:
22. Тестовые задания, требующие выполнение расчетов, с вариантами ответов.
Используя рисунок 60 на странице 96 (Суханов В.П. Физическая география. 6
класс.) или рисунок 80 на странице 144 (Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П.
География. Начальный курс.).
Определите, сколько выделится воды, если температура воздуха снизится с 20 С до
10 С при условии, что относительная влажность воздуха равнялась 100%: 1) 9 г; 2)
8 г; 3) 17 г.
23. Тесты, требующие выполнение расчетов без вариантов ответов.
Определите коэффициент увлажнения, если известно, что в городе Н испаряемость
равна 31 мм. и в течении года выпадает 488 мм. осадков:
Ответ 1,3
Тесты – классификаторы.
Тесты – классификаторы формулируются в виде набора определенных объектов,
и тестируемый должен провести их классификацию по указанному критерию или
выбрать критерий классификации самостоятельно. Данный вид теста наиболее удобен
для установления внутрипредметных или межпредметных связей.
24. Тесты – классификаторы с указанием классификации.
Разделите горные породы, приведенные в данном списке, на три группы:
а) известняк; б) гранит; в) мрамор; г) базальт; д) туф; е) ракушечник; ж) гнейс;
з)галька; и) уголь; к) обсидиан; л) графит; м) доломит.
Осадочные:
————– |
Метаморфические:
——————- |
Магматические:
—————— |
Проклассифицируйте указанные объекты по природным зонам России и результаты
занесите в таблицу: Лиственница, лемминг, ковыль, бурундук, ягель, песец,
соболь, дрофа, кедр, кролик.
25. Тесты на самостоятельную классификацию.
Сгруппируйте по языковым семьям народы России:
Русские, карелы, татары, осетины, якуты, украинцы, коми, буряты, башкиры,
удмурты.
А | Б | В | Г |
———– ———– ———– |
———- ———- ———- |
———- ———- ———- |
———- ———- ———- |
26. Тесты, проверяющие знания географической карты и географического
пространства построенные по принципу альтернативного теста.
В каждой паре подчеркните страну, расположенную севернее:
Норвегия – Дания;
Испания – Бельгия;
Чехия – Венгрия;
Швейцария – Германия.
27. Расставить по порядку.
Распределите горные страны по мере увеличения их высоты:
Гималаи – _____ 4
Уральские –____ 1
Альпы – ________2
Кордильеры – ____3
28. Тесты на установление причинно – следственных связей.
Укажите правильную последовательность причинно – следственных связей:
Развитие земледелия – __________ 4
Агроклиматические ресурсы – ___1
Географическая широта – _______2
Плодородие почв – ____________ 3
29. Тесты по нахождению “лишнего” объекта, где даны критерии ответа.
В данном списке выделите народ, отличающийся от остальных по религиозному
признаку: Русские, сербы, грузины, греки, поляки
30. “Лишний” объект – нет критериев ответа.
В данном списке выберите ответ отличающийся от остальных: Гранит, базальт,
пемза, обсидиан, мрамор.
Как создать тестирование для оценки знаний?
Правила составления тестов и полезные сервисы
Как создать тестирование
для оценки знаний?
Правила составления тестов и полезные сервисы
Видео, вебинары, лонгриды — всё это важный контент в обучающем курсе. Но для максимальной вовлечённости учеников этого мало. Мы уже говорили о том, как важно делать обучение интерактивным. Один из действенных инструментов мобилизации и погружения участников в материал курса — этап проверки знаний.
Тестирование — быстрый, удобный и эффективный способ понять, как ученики усваивают материал. Но есть важное условие: только качественно составленное тестирование отражает реальный уровень знаний. Как сделать онлайн-тест грамотно без подключения методистов и педдизайнеров, расскажем в этой статье.
Чёткая постановка цели — первый шаг на пути её достижения. Тестами можно развивать, развлекать, ставить в тупик — мы будем ориентироваться только на тесты, отражающие уровень знаний.
Помните об этом, когда захочется сбить учеников с толку неясной формулировкой, двусмысленным вариантом ответа или, наоборот, спрятать подсказку.
Мотивируйте. Весь обучающий контент должен качественно готовить учеников к этапу проверки знаний. Позаботьтесь об эффективности каждого инструмента. О том, как снимать чёткие видеоуроки, читайте здесь.
На вебинаре, в отдельном видео или тексте объясните, зачем нужно тестирование, какую конкретную пользу получат ученики. Кроме структурирования знаний это может быть сертификат, ваша консультация при условии абсолютно правильного выполнения теста или другие поощрения.
Определите круг тем. Озаглавьте тест в соответствии с темами, знание которых собираетесь проверять. Так вы сфокусируете внимание учеников на определённых сферах.
Плохой заголовок:
«Тестирование по результатам раздела».
Хороший заголовок:
«Геометрические характеристики куба».
Обозначьте формат. Заявите, сколько будет вопросов, какого типа, сколько тест займет времени и как будет оцениваться. Количество вопросов зависит от вашей цели, но обычно их число не превышает 100. Чем больше заданий, тем объективнее результаты.
Важно, чтобы в тесте были предусмотрены блоки с разными типами вопросов и сопровождение медиафайлами — регулярная смена формата не даст утомиться. На решение каждого вопроса должно уходить в среднем 2 минуты, но не более 5.
Можете ориентироваться на школьный формат оценки результатов:
•
85–100% выполнения
— блестяще, получай сертификат с отличием;
•
70–84% выполнения
— есть, к чему стремиться, но в целом хорошо;
•
55–69% выполнения
— усвоена только база;
•
менее 55% выполнения
— необходимо вернуться к материалу и пройти тест снова.
Шаг 3. Оформляем вопросы.
При кажущемся многообразии можно выделить 3 основных типа вопросов:
- закрытые вопросы с односложным ответом: да/нет или слово в именительном падеже,
- вопросы выбора с возможностью нескольких правильных вариантов ответа,
- открытые вопросы, требующие развёрнутого ответа.
Их процентное соотношение обычно такое: 30х40х30. Не следует смешивать задания разных типов — они должны идти блоками, чтобы облегчить участникам восприятие сути вопроса. Разберём каждый тип на примерах.
Одиночные вопросы такого типа не слишком информативны, а вот серия закрытых вопросов покажет, насколько хорошо ученик овладел новыми понятиями.
Можно использовать троеточие, вместо которого ученик вставляет подходящее по смыслу слово, но, если вы составляете свой первый тест, начинайте формулировку с вопросительного сочетания и заканчивайте знаком вопроса.
Пример закрытого вопроса:
Верно ли, что в развитых капиталистических странах благодаря высокому уровню жизни отмечается высокий естественный прирост населения?
Ответ: да/нет.
Вопросы с выбором варианта
Самое сложное в этих вопросах — подобрать правдоподобные неверные варианты ответа,
«дистракторы». Здесь вам поможет «тестирование тестирования» — получение обратной связи от фокусной группы, даже если это компания ваших знакомых.
Вы обнаружите бесполезные варианты, на которые никто «не попадается» и методом мозгового штурма найдёте им замену. Не экспертам в теме сделать это порой даже проще.
Есть ещё несколько секретов составления вопросов с возможностью выбора. Вот они:
- Используйте от 3 до 6 вариантов ответа с не более чем тремя верными.
- Все варианты должны быть примерно равны по числу знаков.
- Чтобы не повышать вероятность угадывания, не используйте варианты вроде «все ответы верны» или «ни один из перечисленных».
- Расставляйте варианты ответа в алфавитном порядке, чтобы не сбиться в последовательность, когда верными чаще оказываются ответы под одной и той же цифрой.
Пример вопроса с выбором ответа:
Какое определение раскрывает понятие «империя»?
A. Государство, управляемое императором.
Б. Государство, состоящее из метрополий и колоний.
В. Недемократическое государство.
Г. Огромное государство.
Д. Сильное государство.
Они более полно раскрывают понимание темы учениками, но требуют ручной проверки. Заранее продумайте, как вы организуете обработку ответов на вопросы этого типа.
Примеры открытых вопросов:
- Продолжите фразу: «Тестирование — один из эффективнейших инструментов обучающего курса, поскольку…»
- Дайте определение понятию «дистрактор».
- Объясните, почему разработку теста нужно начинать с постановки цели.
- Приведите 3 примера открытых вопросов для теста.
Составляя вопросы или проверяя их, вычищайте все «красивые» обороты, иностранные модные словечки, оценочные и неконкретные слова вроде «много/мало» и «некоторый/нечто» — всё то, что заставляет перечитывать задание ещё и ещё раз.
Вопрос должен быть длиннее, чем варианты ответа к нему, но желательно не больше 20 слов.
Отточить формулировки вам поможет сайт Главред. Проверить грамотность можно в Яндекс.Спеллере, а сверстать тест в удобном редакторе We.Study.
Но тестирование не заканчивается последним вопросом. Обязательный шаг — это комментирование результатов преподавателем. Для того чтобы ваша обратная связь была максимально полезной, вам понадобится доступ к статистике прохождения теста участниками.
В конструкторе онлайн-курсов We.Study вы можете:
- получить общую информацию о тесте: количество участников, проходивших и успешно завершивших тестирование, средний балл участников, среднее затраченное время на прохождение теста,
- узнать результат каждого конкретного участника,
- выявить слишком сложные или простые вопросы в тестах (система сама рассчитает коэффициент сложности и сообщит вам о необходимости правок).
Подробнее о функции умной статистики We.Study читайте в статье.
Попробуйте создать свой онлайн-курс c тестированием в конструкторе We.Study бесплатно. В этом вам поможет наш промокод BLOG20, который обеспечивает бесплатный доступ к платформе на 2 недели.
Попробуйте We.Study бесплатно!
Познакомьтесь с We.Study и создайте свой первый курс прямо сейчас.
По промокоду BLOG20 вы получите бесплатный доступ на 2 недели.
Было полезно? Поделитесь мнением!
Анна Гуркова
Автор Webinar.ru
Подпишитесь на рассылку блога. Пишем редко, кратко и по делу.
канд. пед. наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования КГУ. Автор массовых онлайн открытых курсов (ИКТ в образовательном процессе).
Эксперт: в области информационных технологий и учебного видео
Прежде чем мы перейдем к принципам разработки тестов, необходимо сделать ряд замечаний.
Различия между тестом и заданиями в тестовой форме
В обыденном сознании постоянно смешиваются понятия теста и системы заданий в тестовой форме (или предтестовых заданий).
Тест только тогда может считаться тестом, когда были произведены необходимые статистические расчеты – выявлены показатели трудности, надежности, валидности и ряд других.
Как правило, тест разрабатывается коллективом исследователей и апробируется в течении определенного времени. После апробации в тест вносятся коррективы. Тест состоит из тестовых заданий. В англоязычной литературе для обозначения теста употребляется термин «Quiz» (но не «Test»!).
Таким образом, преподаватель (учитель) не может создавать тесты. Вместо этого, он разрабатывает задания в тестовой форме, которые внешне похожи на тест, но не проходят статистической и иной апробации. Такие задания можно использовать в образовательном процессе для решения определенных педагогических задач.
Из этого следует принципиальная невозможность использования ряда характеристик теста. Например, трудность тестового задания определяется экспериментально, исходя из результатов большого объема выборки учащихся. На практике учитель не располагает как временем для проведения эксперимента, так и необходимым объемом выборки. Поэтому часто трудность определяется «на глазок».
В общем виде задания в тестовой форме (как и тестовые задания) отвечают следующим требованиям:
- краткость;
- технологичность;
- определённость цели;
- логическая форма высказывания;
- определенность места для ответов;
- одинаковость правил оценки ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Так, краткость заданий в тестовой форме обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смыслового содержания задания. Технологичность заданий определяется как свойство, которое позволяет вести процесс тестирования с помощью технических средств, и делать это точно, быстро, экономично и объективно. Логическая форма высказывания – это средство упорядочения и эффективной организации содержания задания.
Формы тестовых заданий
Кроме того, принципы разработки тестовых заданий (заданий в тестовой форме) связаны с их формами. Разные авторы по-разному классифицируют формы тестовых заданий. Положение усугубляется тем, что каждая автоматизированная система для проведения тестирования называет одни и те же формы по-разному. Обобщим все многообразие форм тестовых заданий следующей классификацией.
- Верно/Неверно (Правда или Ложь, от анг. True or False) – содержит утверждение, с которым обучающийся должен либо согласиться, либо нет.
Например:
Первым президентом США был Джордж Вашингтон
- Верно
- Неверно
В ЕГЭ подобные задания встречаются в КИМах по иностранным языкам в заданиях на аудирование: учащиеся слушают текст, далее переходят к заданиям типа Правда или Ложь.
Данная форма тестовых заданий самая простая как для составления преподавателем, так и для ответа обучающимся. Такие формы задания характеризуются высокой степенью угадывания правильного ответа.
2. Множественный выбор (задания с выбором одного или нескольких правильных ответов). Эта самая распространённая форма тестовых заданий. Она содержит утверждение (вопрос) и альтернативные ответы.
Для заданий с выбором одного правильного ответа рекомендуется не менее 4 (если меньше, то вероятность угадывания правильного ответа увеличивается) и не более 6 (трудно придумать правдоподобные альтернативы).
Для заданий с выбором нескольких правильных ответов рекомендуется не менее 6 альтернатив.
3. Задания на установление соответствия. Оно представляет собой набор элементов в двух столбцах – обучающемуся нужно установить соответствие между элементами левого и правого столбцов. Наличие заголовка для каждого набора столбцов является обязательным – он позволяет учащемуся не тратить время на обобщение элементов в столбцах и сразу перейти к упражнению.
Сравните:
- a) Ярлык
- b) Улус
- c) Волостень
- d) Порок
- e) Плинфа
- Стенобитное сооружение
- Кирпич
- Ханская грамота
- Правитель волости
- Владение
Тоже задание, переформатированное с учетом специфических требований:
Древнерусские названия |
Современные аналоги |
a) Ярлык | 1. Стенобитное сооружение |
b) Улус | 2. Кирпич |
c) Волостень | 3. Ханская грамота |
d) Порок | 4. Правитель волости |
e) Плинфа | 5. Владение |
Как мы видим, во втором случае задание более читабельно, его смысл легко улавливается. Обратите внимание, что, например сервис OnlineTestPad и некоторые другие позволяют добавлять такие заголовки. Другие (как Moodle) не обладают таким функционалом. В этом случае необходимо писать полную инструкцию, например, «Установите соответствие между ….и….»
В бумажных тестах такой формы заданий для правильного ответа предлагается заполнить специальную табличку. Вариант со стрелочками считается менее технологичным для проверки, поэтому его следует избегать.
1 |
2 | 3 | 4 |
5 |
Также желательно устанавливать нечетное количество элементов левого и правого столбца, чтобы последний элемент выбирался не методом исключения.
Посмотрите на это задание:
Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности (по возрастанию) их деятельности
Дмитрий Пожарский
Алексей Ермолов
Михаил Скобелев
Алексей Орлов
Это тоже задание на установление соответствия, точнее, его разновидность – задание на установление правильной последовательности. Ряд зарубежных исследователей склонны к такому объединению. Именно поэтому, например в Moodle мы не найдем такой формы. Но ее легко можно сконструировать из задания на установление соответствия. Для наглядности немного переформатируем предыдущее задание:
Хронологическая последовательность (по возрастанию) их деятельности |
Полководцы |
1 | a. Дмитрий Пожарский |
2 | b. Алексей Ермолов |
3 | c. Михаил Скобелев |
4 | d. Алексей Орлов |
Мы видим классическое задание на соответствие, просто левый столбец представляет собой числовой порядок. Правильные ответы обучающийся также заносить в специальную таблицу.
Иногда описанные выше задания верно-неверно, множественного выбора и соответствия объединяют в группу заданий закрытого типа, которые обладают следующими общими чертами:
- Присутствует в явном виде правильный ответ, его нужно просто выбрать тем или иным способом;
- Ответы на вопросы можно угадать (вероятность угадывания вырастает с уменьшением количества альтернатив);
- Ответы можно припомнить
- Ответы можно подобрать логически, откинув явно неправильные альтернативы.
5. Дополнение (краткий ответ). В этих заданиях учащемуся необходимо дописать правильный ответ. Иногда такой тип заданий называют заданиями открытого типа. В отличие от рассмотренных выше форм тестовых заданий, такие стратегии как угадывание, припоминание правильного ответа и др. «не работают». Поэтому данный тип задания считается более трудным для обучающихся.
6. Эссе – краткий ответ учащегося по сути вопроса. Строго говоря эссе не является формой тестового задания, т.к. он не соответствует необходимым критериям краткости, технологичности и прочее. По нашему мнению, эссе было введено для преодоления известных трудностей при составлении типичных тестовых заданий, главные из которых – невозможность представить весь учебный материал в тестовом виде и репродуктивный характер типичных тестовых заданий.
Тем не менее в заданиях эссе должны быть предложен(ы) эталон(элементы) оптимального ответа вместе со стандартизованными правилами оценки результатов его выполнения.
Пример:
При каких значениях х соответственные значения функций f(х)=log2x и g(х) = log2(3 – х) будут отличаться меньше, чем на 1?
Критерии для оценивания правильного ответа
Баллы | Критерии оценки выполнения задания 9 |
2 | Приведена верная последовательность шагов решения:
1) составление неравенства, содержащего модуль; 2) решение неравенства. Все преобразования и вычисления проведены правильно, получен верный ответ |
1 | Приведена верная последовательность шагов решения. При решении неравенства в шаге 2 допущена описка и/или негрубая вычислительная ошибка, не влияющая на правильность дальнейшего хода решения. В результате этой описки и/или ошибки может быть получен неверный ответ |
0 | Все случаи решения, не соответствующие указанным выше критериям выставления оценок в 1 или 2 балла |
Принципы разработки заданий в тестовой форме
Следующее, на чем нас стоит остановиться – на принципах разработки заданий в тестовой форме.
Долгое время существовала убеждённость, что тест сам по себе является объективным средством контроля. Однако затем пришло понимание, что тест обеспечивает, в первую очередь процедурную объективность. Для оценки же качества теста существует ряд смежных направлений – надежность (гарантия отсутствия в тесте случайных ошибок), валидность (гарантия, что тест измеряет именно то, что он должен измерять), трудность и т.д. Как мы указывали выше, все эти параметры разрабатываются на основе различных математических моделей в ходе экспериментальной работы авторского коллектива и недоступны для учителей, преподавателей. Поэтому мы лишь остановимся на ряде теоретических требований к разработке заданий в тестовой форме.
- Начинайте конструировать задание с правильного ответа. Часто так случается, что задание формально содержит больше правильных ответов, чем запланировано. Встречаются и обратные случаи – задание вообще не содержит правильного ответа.
- Содержание задания опирается на требования программы и отражает предметное (метапредметное) содержание. Иногда в тест пытаются включить вопросы, правильного ответа на которые просто не существует.
Например:
Мы будем изучать латинский язык потому, что…
- На нем говорят во многих странах мира
- Хотим лучше понимать родной язык, так как в нём много слов, заимствованных из латыни
- Хотим лучше понимать историю и культуру древнего мира
Это хорошее задание. Но его следует использовать в социологическом опросе, а не в заданиях на проверку учебных достижений.
- Вопрос должен быть направлен на выявление одного элемента знания, одной законченной мысли. В противном случае трудно диагностировать причину невыполнения задания.
Конфуций ..
- жил в Африке
- жил в Китае
- был врачом
- был правителем
- был философом
Данное задание направленно на выявление сразу двух элементов – где жил Конфуций и кем он был. Необходимо разделить эти два вопроса.
- При составлении вопросов следует избегать слов «иногда», «часто», «всегда», «мало», «больше» и т.д. Подобные слова имеют субъективное значение и могут приводить к ошибочным ответам. Тестовые задания (задания в тестовой форме) должны иметь четкий однозначный ответ.
- Избегайте вводных фраз или предложений, имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждениям.
Например:
«Анадырская впадина. Очень плоско, и Анадырь по ней виляет огромным удавом… «Анадырь – жёлтая река», – можно так назвать потом очерк. Тундра и озёра по всей впадине. Трудно понять, чего больше: или озёр, или земли» (О. Куваев). В какое море впадает эта река?
Вполне понятно желание авторов разнообразить задание в тестовой форме, сделать его более поэтичным. Однако прочтение вводной части занимает много времени и размывает суть задания.
- Правильные ответы должны быть правдоподобны, умело подобраны, не должно быть явных неправильных ответов (они являются своеобразной подсказкой – данный ответ уж точно является ошибочным). Неправильные ответы, очень похожие на правильные, называют дистракторами. Например:
Родина Карла Маркса:
- Трир
- Карл-Маркс-Штадт
- Штургард
- Мюнхен
Здесь можно предположить, что город Карл-Маркс-Штадт получил свое название потому, что в именно в нем родился Карл Маркс. Однако правильный ответ – Трир.
- Не следует задавать вопросы с подвохом – скорее всего в заблуждение будут введены наиболее способные или осведомленные учащиеся, которые знают достаточно для того, чтобы попасться в ловушку, а также это противоречит цели – определению уровня знаний и понимания.
- Следует использовать более длинные вопросы и более короткие ответы, грамматически согласованные с основной частью задания.
Например:
Какое суждение верно?
- Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен один из главных членов
- Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен один из второстепенных членов
- Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения ‒ главный или второстепенный
Нетрудно увидеть, что здесь есть повторяющееся словосочетание, которое и следует вынести в формулировку задания:
Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен
- один из главных членов
- один из второстепенных членов
- какой-либо член предложения ‒ главный или второстепенный
- Не используйте отрицание в основной части вопроса. Во-первых, это приводит к непониманию сути задания. Во-вторых, объектом контроля должны быть элементы знания, а не элементы незнания.
Например:
Жили ли или нет эти люди в реальности в Древней Греции?
- Гомер
- Ахилл
- Зевс
- Перикл
- Фидий
- Аристотель
- Сократ
В данном случаи не ясно как отвечать – да жили, или да не жили. Поэтому вопрос нужно сформулировать более точно, например: Назовите мифологических персонажей Древней Греции.
- При чередовании правильных ответов в вопросах не должно быть явной системы – например, всегда только 1 варианты правильные, или правильными вариантами являются последовательно первый, второй, третий, четвертый вариант. В компьютерном тестировании обычно такой проблемы не существуют, потому что компьютер автоматические перетасовывает альтернативы.
- Если ставится вопрос количественного характера, то необходимо указать последовательность (от меньшего к большему или наоборот) выбора правильных ответов.
Например:
Удаленность от Солнца
a) Сатурн
b) Меркурий
c) Земля
d) Уран
e) Венера
f) Марс
В данном пример существуют как бы два набора правильных вариантов ответов – одна последовательность от наиболее близкой планеты от Солнца, другая – от наиболее удаленной.
- Вопрос и ответ должны отличаться шрифтовым и пространственным оформлением. Например, вопрос (задание) выделяется жирным шрифтом, ответ – обычным. Для записи ответов используются дополнительные отступы. Но это правило касается только бумажных тестов – в компьютерных автоматизированных системах оформление задается программное, которое изменять не целесообразно.
И помните – не каждое задание можно представить в виде тестового контроля.
При написании статьи использовались примеры http://koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/
Изображение с сайта Freepik
5 советов для тех, кто хочет составлять качественные вопросы для тестов
Тесты в дистанционных курсах необходимы для того, чтобы понять, насколько учащиеся усвоили (и поняли) материал курса. При этом только правильные вопросы помогут составить полноценную картину успеваемости ваших студентов.
Представляю вашему вниманию 5 советов по составлению хороших опросников.
Совет 1. Вопросы должны соответствовать целям курса.
Тесты в курсах — неотъемлемая часть учебных материалов: они мотивируют к чтению текста, просмотру видео, изображений и инфографики, не дают пролистывать материалы, не изучая их.
Поэтому все вопросы и задания должны касаться, конечно же, только изучаемого материала, не должно быть никаких внезапных вопросов, которые не были освещены в курсе. Пользователь не должен чувствовать себя дураком.
Совет 2. Используйте вопросы разных типов.
Есть множество видов вопросов, которые вы можете применять в ваших курсах: от обычных с единственным верным вариантом ответов до открытых вопросов, drag’n’drop и прочих. Каждый тип имеет своё дидактическое назначение. Не зацикливайтесь на излюбленных стандартных вопросах с одним правильным вариантом. Пробуйте разные типы.
Совет 3. Вопрос должен быть понятным и однозначным.
Неправильно понятый и неверно интерпретированный вопрос вряд ли вызовет положительные эмоции и желание продолжить прохождение курса. Вопрос должен быть коротким, в идеале не более одного предложения. Используйте стандартные формулировки и вопросительные слова: кто, что, где, когда, почему и как. И обязательно избегайте жаргона и прочего искажения языка.
Сравните 2 вопроса:
Вопрос #1: Какие действия должен предпринять специалист по потребительскому кредитованию при заполнении заявки на получение потребительского кредита, если он запрашивает информацию о стаже работы заёмщика и узнаёт, что стаж работы опрашиваемого заёмщика составляет более пяти лет?
Вопрос #2: Каковы действия специалиста по потребительскому кредитованию при заполнении заявки на кредит, если стаж работы заёмщика более пяти лет?
При идентичном содержании второй пример почти в 2 раза короче. Сложные вопросы по мнению некоторых заказчиков курсов лучше, т.к. они «заставляют сосредоточиться и внимательно вчитываться». Скорее они вызывают раздражение и желание никогда больше к курсу не возвращаться.
Совет 4. Будьте внимательны к ответам.
Я не понаслышке знаю, как сложно придумывать неправильные ответы. Как только вы сочинили вопрос, написали к нему правильный ответ, начинаются мучения… Ответы получаются или глупые, или простые и очевидные, или правильные.
Постарайтесь поглядеть на вопрос со стороны. Зачастую те неверные ответы, которые кажутся вам глупыми или очевидными, не так уж и очевидны для учащихся. Они же только входят в тему.
Старайтесь избегать частично правильных ответов и очень похожих ответов, отличающихся одной буквой или хитрой частицей «не». Это тоже вызывает только раздражение, ведь получается, что вы тренируете не знания, а внимательность. Лучше 3 хороших варианта ответа, чем 5 каких попало.
Не гнушайтесь инструкциями к вопросам тестов: сколько правильных вариантов ответа: один или несколько? Сколько попыток? Есть ли ограничения по времени? Пусть лучше ваша инструкция будет чрезмерно подробности, но по крайней мере пользователь будет знать, что делать.
Совет 5. Добавьте обратную связь.
Обратная связь — это реакция на выбранный пользователем ответ. Это весьма мощный и полезный инструмент, который позволяет заполнить пробел у учащегося, если он что-то пропустил и теперь отвечает неправильно. Чтобы обратная связь была максимально эффективной, делайте её развёрнутой, а не просто давайте комментарий «правильно» или «неправильно». При этом обратная связь должна быть короткой, конструктивной и ёмкой, иначе её просто не будут читать.
Используя перечисленные выше советы, вы сможете составлять хорошие тесты, которые помогут учащимся учиться с удовольствием и получать качественные знания.
Хотите поделиться опытом разработки тестов или задать вопрос? Милости прошу в комментарии!