Катерина Леонидовна Боброва
Эксперт по предмету «Социология»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Требования к формулировке социологических вопросов – это правила, которыми руководствуются исследователи при составлении вопросов, необходимых для проведения социологического исследования.
В современном понимании социологические опросы стали применять в науке во второй половине XIX века. Самыми первыми их использовали К. Маркс и Ф. Энгельс во время подготовки своих трудов о положении рабочих. Широкое распространение опросы получили в начале XX века с развитием эмпирической (прикладной) социологии. Сегодня опросы широко применяются в социологическом исследовании, что в какой-то мере становится даже своеобразной визитной карточкой самой науки социологии.
В социологической литературе существует множество правил и советов по составлению вопросов для анкет и интервью, требования помогают избежать грубых ошибок и неэффективных вопросов, ведь если допустить ошибки во время составления вопросов, скорей всего не избежать ошибок и во время формирования выборки, сбора и анализа сведений.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Основные правила составления вопросов
-
Недвусмысленные характер, к примеру такой вопрос: “Согласны ли вы с утверждением, что стиральный порошок “Миф” лучше отстирывает вещи, чем порошок “Пемос”, как по-вашему можно улучшить качество порошка “Пемос”?”, данный вопрос носит двусмысленный характер, таких вопросов следует избегать.
-
Простота и краткость – необходимо избегать длинных и сложных для понимания вопросов, не стоит формулировать вопросы, в которых содержатся более 25 слов.
-
Избегать сложных слов и терминов – не используйте в вопросах слова, которые могут быть не понятны респондентам, так как многие просо могут не знать значение того или иного слова или не правильно его трактовать, в результате ответа на вопрос либо не будет, либо он будет носить не достоверный характер. Стоит избегать сложных технических терминов, сленга, все эти слова заменять более понятными и простыми для понимания.
-
Избегать двойного отрицания. Пример: ” Вы бы не стали использовать пасту, которую не одобрили стоматологи?” Ответ здесь очевиден, лучше сделать вопрос ясным и не затуманивать его отрицанием очевидного.
-
Избегать предубежденности при составлении вопроса. Избегайте вопросов, которые заранее подсказывают нужный вам ответ, так как он будет не точным для респондента, но желаемым для исследователя. Таким образом, заведомо создается систематическая ошибка и пристрастность ответов.
«Требования к формулировке социологических вопросов» 👇
Вопросы для телефонного опроса
Помимо анкетных опросов, в социологическом исследовании опросы могут быть телефонными и почтовыми, такие опросы имеют как достоинства, так и недостатки.
К достоинствам можно отнести высокую оперативность результатов, отсутствие влияния интервьюера, большой географический охват, не большое количества затраченных средств, возможность быстрой обработки полученных данных с помощью компьютерной техники.
К недостаткам можно отнести ограничение по времени, использование самых простых вопросов, не возможность использования наглядных материалов, опасность смещения выборки из-за низкого уровня телефонизации (или, например, из-за большого количества незарегистрированных в справочниках номеров).
Вопросы для почтовых опросов
Не потеряли своей актуальности и почтовые опросы, они также имеют свои достоинства и недостатки. Из достоинств можно выделить следующее: удобное для респондента время, отсутствие влияния интервьюера, широкий охват, не высокая стоимость, высокая анонимность.
Почтовые опросы также имеют и недостатки: отсутствие контроля за процессом, при таком опросе нет возможности что-то уточнить или пояснить. Вопросы должны быть простыми и понятными, по времени такой опрос длится долгий период.
Вопросы для интервью
Определение 2
Интервью – это вид общения с человеком, который используется для сбора информации, чаще всего интервью применяется в социологии.
В анкете респондент самостоятельно интерпретирует вопросы в пределах своего собственного знания, в стандартизированном интервью общение обычно строго регламентировано, специально составленными вопросами, которые предназначены для интервьюера. Во время интервью необходимо точно придерживаться вопросов, не искажать их формулировку и последовательность.
Если во время интервью возникает необходимость уточнить неясные понятия или объяснить смысл вопроса интервьюер не должен при этом допускать произвольного толкования и отклонения от смысла первоначальной формулировки вопроса.
Интервью с открытыми вопросами не предусматривает стандартизации поведения между интервьюером и респондентом. Интервьюер задает вопросы и получает на них ответы, которые он должен максимально четко и полно зарегистрировать без добавления лишнего.
Таким образом, правильная формулировка вопроса имеет решающее значение для качества получаемой информации.
Составление вопросов для анкет – это больше искусство, чем наука, главное, чтобы вопросы были понятны аудитории, для составления вопросов необходимо следовать следующим правилам:
- ясные и понятные вопросы;
- предполагаемые ответы должны быть удобными для записи;
- соблюдать порядок размещения предложенных вопросов;
- удобство анкеты;
- перед запуском основной анкеты, провести пилотажное исследование;
- вопросы должны быть короткими;
- вопросы должны вызывать правдивые и точные ответы;
- не использовать малоизвестные слова и сложные технические термины;
- вопросы должны быть последовательными и логичными;
- если есть необходимость, вопрос может содержать уточнение или пояснение, но при этом формулировка должна быть лаконичной;
- конкретный характер, избегать абстрактности;
- в вопросах не должно быть подсказок;
- вопросы должны предотвращать шаблонные ответы.
- избегать неприемлемых вопросов, которые могут вызвать негативные реакции;
- недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Правильная формулировка вопросов, их распределение на анкетном листе и редактирование – дело профессионалове, можно сказать, что речь здесь идет о научной «кухне» социологического исследования.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов
На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов
Как провести
социологический опрос
Краткая инструкция
для студентов-практикантов
-
ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат экономических наук
Можно выбрать любую интересующую вас тему об образовании, городской инфраструктуре, о литературе, искусстве, спорте в Москве. Единственное требование: об этой теме существует общественное мнение, люди должны об этом думать, а если это учреждения культуры и искусства, посещать их. У экспертов (специалистов в данной области) берут экспертные интервью, среди посетителей проводят опросы.
Вам нужно определиться с целевой аудиторией опроса. Если вы хотите изучать отношение посетителей театров, музеев, спортивно-зрелищных учреждений и пр. к деятельности этих учреждений, можно провести интернет-опрос, а можно распространить маленькую анкету в самих этих учреждениях, опросить их посетителей. В первом случае анкета может быть более подробная, во втором очень краткая. В ходе интернет-опроса можно выяснить собственную активность людей (насколько регулярно бывают в музеях, в каких, что нравится и не нравится). Если вы опрашиваете людей в самом учреждении культуры, искусства и пр., то тема исследования должна быть более узкая, чтобы анкета была достаточно короткой. Например, можно выяснить, как часто ваши респонденты (участники опроса) бывают в музеях, когда были в музее в последний раз, а остальные вопросы должны касаться конкретного музея: почему выбрали для посещения именно его, что там понравилось, а что не понравилось, что бы хотелось изменить и пр. Это относится и ко всем остальным учреждениям культуры, искусства и пр.
Если вы проводите онлайн-опрос, сложно будет получить информацию от людей среднего и старшего возраста, поэтому в качестве целевой аудитории лучше выбрать молодежь. Если вы задаете вопросы сами, тут возраст значения не имеет. Желательно, чтобы в исследовании приняли участие люди разных возрастов.
Предварительный этап
Вам нужно написать техническое задание (ТЗ) на проведение опроса. Без такого короткого документа вы не сможете составить анкету, потому что это инструмент для реализации вашей цели и решения задач. Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Если нет проблемы, нет и исследования, оно просто не требуется. Проблема – это противоречие, которое формулируется коротко и четко. Если есть проблема, тогда тема требует изучения. Прежде чем писать техническое задание, полезно ознакомиться с похожими исследованиями, проведенными до вас: вы не первые, кто об этом задумался. Почитайте литературу, ознакомьтесь с проведенными профессионалами опросами общественного мнения. Результаты этих опросов можно будет сравнить с полученными вами данными, а некоторые формулировки можно использовать при составлении вашей анкеты.
Структура технического задания
Оно начинается с достаточно подробного описания актуальности: почему выбранная тема важна для исследования, причем не вообще, а именно в данное время. При этом можно давать ссылки на литературные источники и проведенные ранее опросы общественного мнения. Здесь же необходимо написать, какая целевая аудитория вас интересует и почему. А заканчивается эта часть ТЗ кратким резюме, где вы формулируете, почему данная тема актуальна для исследования. Далее идет формулировка проблемы, то есть существующее противоречие. Затем вы одним предложением формулируете цель своего исследования – то, что вы хотите выяснить в итоге. Например: «Почему московская молодежь редко посещает театры?» или «Как оценивают посетители сайт и страницы в социальных сетях такого-то музея?». Для достижения цели требуется сформулировать задачи, решить которые необходимо для достижения цели. Это очень важная часть ТЗ, поскольку ваша анкета будет состоять из блоков, каждый из которых включает вопросы, необходимые для решения каждой задачи.
Задача не может решаться с помощью одного вопроса, их всегда несколько.
Если цель всегда одна, то задач несколько. Очень хорошо, если вам удастся сформулировать гипотезу или две-три гипотезы, которые вы будете проверять в ходе исследования. Классический массовый опрос – это проверка гипотез. Гипотеза должна быть связана с предыдущими частями ТЗ, не появляться неожиданно. В результате исследования она может подтвердиться, подтвердиться частично или быть опровергнута. Не важно, подтвердилась ли гипотеза или была опровергнута, в любом случае это результат вашей работы. Никогда нельзя писать: «гипотеза доказана», ее проверяют, а не доказывают.
И последняя часть ТЗ – это целевая аудитория, то есть параметры людей, которых вы будете опрашивать: это может быть возраст, образование, род занятий, интерес к тем или иным видам культурно-досуговой деятельности и пр. Если опрос проводится онлайн, это, как правило, молодежь.
Составив техническое задание, можно начинать работать над инструментарием опроса, то есть анкетой.
ТЗ должно иметь единую логику, каждая его часть связана с предыдущей!
-
Преамбула
Если вы проводите опрос онлайн, сначала надо написать преамбулу к анкете, чтобы будущие респонденты знали, к кому вы обращаетесь. Вот пример такой преамбулы: «Дорогие друзья! Если вам от 16 до 23 лет, и вы посещаете московские театры, приглашаем вас принять участие в нашем социологическом опросе, заполнив небольшую анкету. Для того чтобы ответить на вопрос, нужно выбрать один или несколько вариантов ответов, либо написать собственное мнение по предложенному вопросу. Заполнение анкеты займет у вас не более 10 минут, анкеты полностью анонимны. Заранее благодарим за сотрудничество!»
-
Структура анкеты
Анкета состоит из блоков, каждый из которых предполагает решение задачи, сформулированной в ТЗ. Анкета должна быть логичной, вопросы и темы следуют друг за другом в понятной респонденту последовательности. Важный принцип: вопросы идут от простого (да – нет) к сложному, а затем к самому простому («паспортичка»). Начинаем с самых простых вопросов (на поведение, на элементарные мнения). Продолжаем более сложными, в т.ч. связанными с мотивацией. Заканчиваем самыми простыми (паспортичкой). Последний блок – это всегда «паспортичка», то есть информация о респонденте: пол, возраст, образование и пр. информация, которая вас интересует.
Анкета не начинается, а заканчивается «паспортичкой».
-
Типы вопросов
- закрытые (к ним даются варианты ответов);
- полузакрытые (и вариант «другое»);
- открытые (с возможностью высказывания своего мнения по предложенному вопросу). Для этого нужно оставить достаточно места в бумажной анкете или выбрать «абзац» в Google Forms и пр.
Требования к формулировкам вопросов: короткие и ясные – никакого многословия. Прочитав длинный вопрос невнимательно, респондент плохо понимает, о чем мы хотели спросить. Не дочитав до конца, он выбирает вариант ответа наобум или вообще пропускает вопрос. Нейтральные формулировки – никаких наводящих вопросов. Нежелательно использовать «нет» и «не». Никаких двойных и тройных вопросов: их невозможно интерпретировать. Пример: Когда вы в последний раз покупали телевизор? Здесь «спрятаны» два вопроса, что недопустимо:
- Покупали ли вы телевизор?
- Если покупали, то когда это было в последний раз?
Избегайте бюрократического языка, чаще используйте глаголы! Люди должны понимать ваши вопросы, им должно быть все понятно и интересно.
-
Закрытые вопросы
Самые простые: согласие – несогласие (да – нет, знаю – не знаю, нравится – не нравится и пр.). В нужных случаях добавляем вариант «Затрудняюсь ответить». Стандартная 5-звенная оценочная шкала:
- полностью согласен (согласен);
- скорее, да, чем нет;
- скорее нет, чем да;
- не согласен;
- затрудняюсь ответить.
Очень часто у людей нет категорического мнения, поэтому 5-звенная шкала так популярна. Меню – набор всех возможных и релевантных вопросу вариантов ответа. Если нет уверенности, что перечень полный, добавьте «другое» (что именно?). Если можно дать более 1 варианта ответа, это надо обязательно указать: «Можно выбрать не более 3 вариантов ответов» или, если это вам больше подходит, «Можно выбрать все подходящие варианты ответов». Число ответов не должно быть почти таким же, как общее число вариантов.
Никогда не пишите: «Можно выбрать несколько вариантов ответов».
Ранжирование. Предлагаем присвоить каждому варианту меню ранг по уровню важности. Например: «Поставьте оценку от 1 до 5, где 1 – совсем не нравится, 5 – больше всего нравится». Таблица используется, если надо задать несколько однородных вопросов. Например, вы хотите узнать, как респонденты относятся к театрам, музеям, выставочным залам и пр. Варианты ответов тут будут одни и те же (стандартная 5-звенная шкала). Тогда мы все эти учреждения культуры даем в таблице в строках, а названия столбцов – это элементы 5-звенной шкалы.
-
Несколько важных замечаний
Будьте вежливыми, начинайте вопрос словами «Скажите, пожалуйста». Проверяйте, соответствуют ли варианты ответов формулировке вопроса. Если вы спрашиваете, нравится ли что-то респондентам, то и в вариантах должны быть слова «нравится – не нравится». Если в вариантах ответов есть интервалы (например, возраст), то они должны идти последовательно, не перекрывая друг друга. Правильно: 16-19 лет, 20-29 лет. Неправильно: 16-20 лет, 20-30 лет. Варианты ответов всегда идут в логическом порядке: от минимального к максимальному, по значимости или наоборот. Вариант «затрудняюсь ответить» всегда последний. Не бойтесь после закрытого вопроса дать и открытый, где респондент напишет свое мнение. Пример: после вопроса «Как бы вы оценили экспозицию музея?» с вариантами ответов, дайте открытый вопрос: «Почему?»
-
Анкета составлена, что дальше?
Сначала надо проверить, что все задачи решаются с помощью поставленных вопросов, цель достигнута, формулировки вопросов и вариантов ответов четкие, логичные и понятные. Если все правильно, можно начинать опрос.
Если у вас получено не менее 100 анкет, ответы на закрытые вопросы рассчитываются и даются в процентах (с точностью до десятых, но не сотых процента). Если анкет меньше, то в количестве ответивших. Если можно было выбрать один вариант ответа, то сумма ответов в процентном отношении – 100. Если можно было выбрать более одного варианта, то проценты рассчитывают не к числу ответивших, а к числу ответов, а их сумма больше 100 %. Все распределения ответов на вопросы анкеты представляют в виде таблиц или рисунков. Название и номер таблицы ставится над самой таблицей, рисунков – под ними. В обоих случаях после названия пишется в скобках единица измерения: % или число ответов (чел.).
Отчет представляется в виде текста и обычно презентации. Отчет начинается с введения, где должны быть описаны проблема, цели, задачи, гипотезы и пр. Далее следует описание исследования. Анкета приводится в приложении. Анализ ведется не по вопросам, а по темам. Помним, что вопросник – это инструмент. В тексте приводятся самые важные таблицы, остальные в приложениях, на которые дается ссылка в тексте, если оттуда приводятся какие-то данные. В заключении даются все основные выводы и рекомендации, а также сообщается, подтвердились ли гипотезы.
- Главная
- Темы
- Рекомендации
- Контакты
Ни одно социологическое исследование не обходится без практического действия, нацеленного на сбор первичной информации и получение первых представлений, контрольных результатов в рамках выбранной темы. Притом реализация данного этапа происходит путём непосредственного контакта между организатором (экспертами) и респондентами (целевой аудиторией). Данный этап социологического НИР чаще всего представлен в виде опроса или анкетирования, к которому следует предварительно подготовка. Именно об этом пойдет речь в нашей статье.
Роль опросов в социологическом исследовании
Миссия любого НИР по социологии заключается в погружении в конкретную тему и проблему, определение общественного мнения по отношению к ней, а также оценке степени воздействия проблемы на социум (как повлияла на жизнь общества). Притом нередко результаты подобных исследований в корне меняют изначально выдвинутые решения с целью достижения «консенсуса», минимизации общественного негодования и получения достойного результата.
Проведение социологического изыскания предполагает прохождение базовых этапов:
- Подготовительный, в рамках которого утверждается тема и разрабатывается научный аппарат и программа мероприятий, устанавливающие ориентиры и границы изыскания, методологию и пр.;
- Организационный, предполагающий переход от теории к действиям и подготовку ко взаимодействию с респондентами: формирование основных вопросов, разработка контрольных вопросов, выбор подходящей разновидности опроса, утверждение шкалы оценивания полученных результатов и пр.;
- Полевой, который предполагает непосредственную реализацию всех намеченных мероприятий с дальнейшей обработкой собранных данных;
- Результативный. Его миссия – констатировать конкретные тенденции на основе полученных первоисточников и грамотно оформить отчет по НИР, выработать рекомендации по решению проблемы и пр.
Фактически, ключевым моментом в проведении социологического исследования выступает опрос, основные функции которого сводятся к следующим действиям:
- Поиск первоисточников в рамках конкретной темы, сбор первичной информации в сжатые или конкретные сроки;
- Целенаправленность, которая проявляется в том, что исследователь изначально определяет кого и как будет опрашивать, какие вопросы задавать. Отсюда следует, что опрос позволяет получить ответ на конкретный вопрос, по определенной теме/проблеме и пр.;
- Актуальность. Этот принцип предполагает, что исследователь оценивает современное положение дел в отрасли/теме, определяя мнение респондентов на данный момент;
- Краткость и емкость = темп исследования. Исследователь получает моментальный ответ на поставленные условия. При этом задаваемые вопросы должны соответствовать принципу «чем проще, тем лучше»: они будут быстрее усвоены, проанализированы и решен (предоставлен ответ). Притом важно не перегружать респондента вопросами, а определить наиболее важные (интересующие) моменты в них.
Таким образом, опросный метод социологического исследования призван собрать информацию по конкретной проблеме/теме и предоставить исследователю общую картину и отношение социума к ней. Притом данный прием является основополагающим методом социологической НИР.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Виды опросов в социологическом исследовании
Проведение опроса – это основная часть НИР социологического характера, требующая немало времени и сил, как на подготовку, так и реализацию. А затем дальнейшую обработку полученных результатов.
Исследователю следует заранее определиться с видом опроса. Выделяют следующие вариации опросного метода в социологическом изыскании:
- По масштабам: сплошной опрос – когда опрашиваются первые встречные люди без распределения их по группам (возраст, опыт работы, образование, доход и пр.), выборочный – предполагает выделение целевой аудитории или группы по конкретному признаку. Именно мнение данного класса будет учитываться при подведении итогов. Здесь же можно выделить индивидуальный опрос – когда обращение конкретизировано к конкретному лицу, групповой опрос – когда одновременно может опрашиваться целая группа;
- По форме проведения: устный опрос – когда организатор или эксперт вживую общается с участниками (здесь пометки, фиксирует результаты и ответы делает интервьюер), письменный – в этом случае взаимодействие между опрашиваемым лицом и экспертом минимальное, притом участнику опроса предстоит письменно отвечать н поставленные вопросы, заполнять определенный бланк и пр. Также уместно здесь же выделить очный опрос – то есть непосредственный живой контакт между экспертом и участником, заочный – прямого контакта нет, опрос проводится в дистанционной форме (онлайн-тест, анкета и пр.);
- В зависимости от степени проработанности социологического исследования: стандартизированный опрос — то есть запланированный. С четко очерченными и заранее подготовленными вопросами. Нестандартизированный – основанный на импровизации в рамках заданной темы.
Каждый исследователь выбирает подходящий вид опроса с учетом имеющихся у него возможностей и способностей, потребностей и ограничений. Как правило, окончательное решение относительно подходящей разновидности основывается на текущем уровне подготовке и интересах эксперта: студенты предпочитают более простые и стандартизированные форматы, а опытные исследователи – не прочь от импровизационных или детализированных, комбинированных вариаций.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как подготовиться к опросу исследователю?
Всю опросную схему в рамках социологического исследования можно разбить на несколько общих этапов:
Первый – подготовительный. Здесь автору социологической НИР представит определиться с существенными и общими моментами: тема-проблема, цель и задачи, гипотеза (что именно он намерен проверить) и пр. То есть на основе выбранной области и темы, автору НИР важно продумать научный аппарат и определить границы исследования, конкретизировать интересующие его моменты и возможности их оценки, выбрать подходящую шкалу и способ обработки данных и пр.
Также на данной стадии происходит планирование и организация непосредственно опроса. Этот шаг предполагает реализацию следующих действий:
- Постановка границ исследования: сроки проведения, примерные масштабы и объемы НИР (число контрольной группы или выборки, примерное количество вопросов и пр.), тема-проблема-предмет и объект — и пр.;
- Определение целевой аудитории: кого и где будет опрашивать исследователь? Здесь важно определить контингент респондентов: возраст особенности, где их можно найти с учетом темы и характера исследования. Допустим, социолог намерен определить мнение к новой кинокартине, тогда опрос целесообразно проводить в кинотеатре (на выходе из зала и пр.). Согласитесь, глупо искать кинолюбителей определенной картины в торговых секциях или спортклубах.
- Разработка списка вопросов. На данной стадии автору социологической НИР необходимо ориентироваться на констатированный научный аппарат и выбранный метод исследования: опрос, анкета и пр. В любом случае важно подготовить точный список вопросов, позволяющий узнать мнение в отношении интересуемого объекта. Притом важно помнить, что полноценно оценить ситуацию на базе одного вопроса невозможно. Поэтому постарайтесь сформировать несколько предельно точных конструкций. Все подготовленные вопросы должны быть оформлены в виде специальных листов или анкет. Такой подход упростит в дальнейшем обработку информации и формирование полученных результатов.
Вторая стадия – реализационная, которая предполагает выполнение всех намеченных программой социологического исследования действий: поиск респондентов, беседа или анкетирование, сбор данных и пр.
Третья стадия – заключительная. Ее миссия обработать собранные материалы и сформировать соответствующие выводы, а затем рекомендации.
Остановимся подробнее на этапе разработки, подготовки к опросу в рамках социологического исследования. Здесь уместен следующий алгоритм действий:
- Для начала исследователю важно задать конкретные границы и основные параметры исследования, установив интересуемое его явление/процесс – объект и гипотеза с учетом выбранной темы.
- Далее необходимо продумать, какой прием или способ ему близок и удобен: общительные организаторы предпочитают живое общение – опрос, интервью, а стеснительные или более «поспешные» — письменные опросы, анкеты и пр.;
- Вслед за конкретизацией целевой аудитории и формата опроса грядет самый ответственный и важный этап – разработка списка вопросов. Здесь важно постараться кратко и емко уместить суть в нескольких (в среднем до 5-10 вопросов). Главное придерживаться простых формулировок, предполагающих получение конкретного и простого ответа (в краткой форме и пр.): да/нет, короткий ответ и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Опросная часть социологического исследования чаще всего тотально планируется. Импровизационный подход не позволяет получить полной картины относительно изучаемого явления, объекта. Поэтому здесь в любом случае должен быть точный план действий. Независимо от того, в какой форме будет проходить опрос (беседа, анкетирование, онлайн-формат), организатору предстоит проработать опросный лист. В его структуре принято выделять следующие основные элементы:
- Вводная часть. Здесь целесообразно обращение к респонденту – приветствие, обращение с просьбой принято участие в исследовании и ответить на несколько вопросов. Важно показать, что мнение каждого участника важно и ценно.
Также здесь будет присутствовать короткое описание исследования и инструкция для респондента: цель мероприятия, что нужно делать (на сколько вопросов ответить, как это сделать и пр.);
- Основная часть, состоящая из конкретного перечня вопросов. Притом все они будут очерчены вокруг конкретной проблемы и гипотезы, но с разных ракурсов, чтобы получить всестороннюю оценку. Здесь организатор формирует список интересующих его вопросов в самых разных вариациях: закрытые и открытые, общие и частные и пр. Главное – не переборщить с их количеством и сложностью. Вопросы следует располагать с учетом логичности и последовательности. Средний объем «анкеты» или опросного листа – 1 страница.
Опрос призван собрать сведения не только по проблеме, но и получить основную информацию о респонденте: имя, пол, возраст, опыт работы ли уровень образования и пр. Данная часть важна если социологическое исследование носит целевой характер – важная конкретная выборка и пр.
В перечне вопросов должна быть обязательная часть, а также дополнительная – заполняемая по желанию.
В зависимости от выбранного формата заполнение опросного листа будет производиться либо непосредственно исследователем (беседа, интервью), либо участником (анкетирование, тестирование).
- Финальный блок. Здесь уместно собрать сведения о респонденте ил перейти к словам благодарности за принятие участия в опросе.
Список вопросов рекомендуется формировать с учетом таких правил, как простота изложения (чем проще, тем лучше), разнообразие (различные формы: открытые, закрытые краткий ответ, тест и пр.). Не забываем об оформлении опросного листа, творческий подход вполне целесообразен и способен больше заинтересовать участников.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правила проведения опроса в социологическом исследовании
Чтобы опрос принес пользу и позволили получить конкретные результаты, важно придерживаться следующих простых постулатов.
Во-первых, организатор и эксперт должен сам тщательно разобраться в поставленной задаче и теме: что исследовать, с кем контактировать, как фиксировать и обрабатывать результаты. Корреспондент должен быт общительным и эрудированным, подкованным.
Во-вторых, все вопросы должны быть интересными и понятными, затрагивать сугубо выбранную тему и область исследования. Притом все они должны быть сформированы на простом русском языке, с учетом действующих норм. Рекомендуется отказаться от бюрократического стиля.
В-третьих, опрос должен быть оптимальным по срокам и объемам, количеству вопросов. Опытные специалисты рекомендуют проводить социологическое исследование сроком от 1-3 до 10-14 дней, а количество респондентов подбирать с учетом задействованных специалистов (в среднем на одного эксперта приходится до 50-100 анкет при средних масштабах НИР), оптимальное количество вопросов – до 10-15, а продолжительность опроса – 1-3 минуты. Поэтому тщательно продумайте, что Вы будете спрашивать и как. Не все готовы проходить опрос до конца и тратить свое время.
Какие ограничения действуют при проведении опросов в социологическом исследовании?
Любая научная деятельность сопровождается введением ряда ограничительных параметров. Притом часть из них носит обязательный характер и граничит с научным аппаратом и программой изыскания, а вторая – определяется индивидуально исследователем с учетом его возможностей, желания и пр.
Самыми очевидными и явными ограничениями при планировании и реализации опроса в рамках социологической НИР выступают:
- Сроки проведения;
- Количество вопросов: общее, контрольные, дополнительные и пр.;
- Объем выборки, количество участников;
- Научная область: тема и проблема, предмет и объект;
- Уровень подготовки корреспондентов и привлекаемых специалистов;
- Бюджет на организацию и проведение социологического исследования и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства и недостатки опросного метода в социологическому исследовании
Опросы позволяют получить общее представление относительно существующей проблемы и сложившейся ситуации, а также определить мнение социума по отношению ко всему происходящему, выработать оптимальный вариант решения, при котором каждая из сторон-участниц останется довольна, а риски и потери будут минимизированы.
К явным достоинствам данного метода следует отнести:
- Стандартизация и проработанность исследования, возможность использования одного и того же списка вопросов для всех респондентов и получение различных мнений и точек зрения в отношении одной проблемы/темы;
- «Живой опрос» позволяет получить более точное представление об отношении и эрудиции респондента: понимание проблемы, ее воздействие на конкретного человека, более глубокое освещение темы, учет моральных, культурных и иных сторон;
- Возможность провести сравнительный анализ, выделить различные точки зрения, их соотношение (что доминирует) и пр.;
- Легкость обработки полученных данных посредством использования современных технологий и пр.
Среди недостатков опросного варианта можно отметить:
- Субъективная оценка ситуации со стороны респондентов и невозможность получения максимально точных результатов. Повторный опрос может дать кардинально иные итоги;
- Субъективность организатора. Каждый исследователь понимает и видит картину, проблему по-своему. Поэтому проведение опроса будет также субъективным и опишет тенденции с определенной позиции и замысла автора НИР;
- Ограниченность исследования не всегда благоприятно сказывается на результатах и их достоверности.
Несмотря на столь яркие черты опроса, ни одно социологическое исследование не может обойтись без использования данного метода (в разных вариациях). Именно опрос является основным приемом и ключевой частью программы социсследования. Поэтому его роль – одна из важнейших.
- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ >
- ТИПОЛОГИЯ ВОПРОСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. ТРЕБОВАНИЯ К ВОПРОСАМ
Типология вопросов, используемых в социологических исследованиях. Требования к вопросам
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и
запомнить
Вопрос в соц. исследовании – все речевые сообщения как в вопросительной, так в утвердительной или отрицательной форме, предлагаемые социологом респонденту и побуждающие его реагировать на них, направленные на получение информации, необходимой для решения исследовательской задачи.
Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение, в закрытых предложены варианты ответа. Полузакрытые вопросы – это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть позиция другое.
Основные типы вопросов:
-
Фактологические вопросы выявляют свершившиеся действия или наличие факта. Например: Сколько газет Вы выписывали в прошлом году? Не представляют трудности для восприятия и сложности для ответа, иногда могут требовать напряжения памяти, если мы спрашиваем респондента о прошлых событиях.
-
Статусные вопросы – это вопросы о социально-демографических характеристиках участников опроса (объекта изучения): пол, возраст, образование и т. д.
-
Вопросы о знаниях или уровне информированности выявляют, что знает респондент, а что нет. Например: Какие политики из нижеперечисленных Вам известны?.
-
Вопросы о мнениях выявляют оценки, мнения, суждения респондентов, основанные на индивидуальных представлениях. Например: Кто, на Ваш взгляд, должен быть главой семьи?.
-
Вопросы о мотивах выявляют субъективные представления человека о мотивах деятельности, ценностных ориентациях и установках. Эти вопросы направлены на то, чтобы понять причины. Например: Скажите, пожалуйста, почему Вы решили уволиться?.
Вспомогательные типы вопросов:
-
Контактные вопросы созданы, чтобы установить контакт с респондентом, заинтересовать его, настроить на работу. Информация, полученная с помощью таких вопросов, может в дальнейшем и не использоваться. Такие вопросы должны быть просты, не вызывать отрицательного ответа, но иметь смысл, например: начать разговор с того, что интересует людей.
-
Вопрос-ловушка, задача: проверить искренность, правдивость ответов респондентов. Например: спросить о моменте из рекламы, которого в рекламе и не было.
-
Контрольный вопрос тоже относится к вспомогательному типу. Его задача состоит в проверке правильности ответов на основной вопрос.
Закрытые вопросы бывают следующих видов:
-
дихотомические – это такие вопросы, на которые предусмотрен ответ: да или нет;
-
вопрос меню или кафетерий, когда можно выбрать несколько вариантов ответов. Обычно к таким вопросам есть пометки: выбрать два-три варианта, или не больше четырех;
-
матричные вопросы, то есть в форме таблиц;
-
вопросы на интенсивность. В форме оцените от 1 до 5.
Основные правила составления вопросов:
-
Вопросы должны носить недвусмысленные характер.
-
Простота и краткость – необходимо избегать длинных и сложных для понимания вопросов.
-
Избегать сложных слов, сленгов и терминов – не используйте в вопросах слова, которые могут быть не понятны респондентам.
-
Избегать двойного отрицания. Пример: Вы бы не стали использовать пасту, которую не одобрили стоматологи?.
-
Избегать предубежденности при составлении вопроса. Избегайте вопросов, которые заранее подсказывают нужный вам ответ, так как он будет неточным для респондента, но желаемым для исследователя.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты
Легко создавать, делиться и просматривать с устройств
Доступно в ПК-версии сайта
Студенты факультетов, изучающих социологию, регулярно участвуют в составлении и последующем проведении социологических опросов. Зачастую данные опросы составляются ими самостоятельно, а затем направляются на проверки и правки их научным руководителям.
Образец опроса, посвященный теме “Мнение современной молодежи о религии и нравственности”
Уважаемые участники опроса, просим вас дать ответы на представленные ниже вопросы. Ваше мнение поможет в организации международной конференции “Психология нравственности и религия: XXI век”. Опрос носит анонимный характер, а полученные нами данные будут применены лишь в виде статистики. Если в вопросе не указано иное, просим выбирать только один вариант ответа.
1. Укажите Ваш пол:
а) мужской;
б) женский.
2. Укажите Ваш возраст:
а) до 17 лет;
б) 17–22 года;
в) 23–27 лет;
г) старше 27 лет.
3. Уровень Вашего образования?
а) неоконченное среднее;
б) среднее;
в) неполное высшее;
г) высшее.
4. Приверженцем какой религии Вы являетесь?
а) православие;
б) иные течения христианства (католицизм, протестантизм);
в) иудаизм;
г) ислам;
д) иная (неавраамическая) религия;
с) не исповедую ни одну из религий.
5. Оцените свою религиозность по 10-бальной шкале.
Укажите один из 10 баллов на шкале, где цифры размещены в порядке возрастания религиозного чувства:
Не верю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Верю
6. Соблюдает ли Ваша семья какие-либо религиозные обычаи, традиции? (например, посещение храма, чтение литературы религиозного характера, празднование религиозных праздников и дат, проведение обрядов и т.д.)
а) да;
б) да, традиции есть, но им не придается большое значение;
в) нет.
7. Как часто Вы посещаете храмы и участвуете в религиозных службах?
а) никогда не посещал(а);
б) 1 раз/год либо реже;
в) 1 раз/месяц либо 1 раз/полгода;
г) 1 раз/неделю либо чаще.
8. Отмечают ли в Вашей семье религиозные праздники?
а) да, регулярно, нам помогает религиозный календарь с отмеченными датами;
б) да, но тлишь самые значимые и известные;
в) редко, если получается;
г) нет, в нашей семье это не практикуется.
9. Если Вы когда-либо участвовали в религиозных обрядах, чем это было обусловлено?
а) в связи с необходимостью данных действий для верующего;
б) это эстетично выглядит со стороны;
в) участвовал(-а) из человеческого любопытства;
г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
д) не участвую в подобного рода действиях.
10. Выбирая одежду (украшения), Вы опираетесь на предпочтения и рекомендации вашей религии?
а) да, я всегда останавливаюсь на той одежде, которая не противоречит нормам религии;
б) скорее да, но если вещь мне очень понравилась, то невзирая на противоречия нормам моей религии я ее приобрету;
в) религиозная символика в одежде (украшениях) –часть моего стиля и облика;
г) нет, мой образ не имеет связи с религией.
11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
а) да, я сделал(-а) выбор профессии (специальность), не противоречащую нормам этики и устоям моей религии;
б) немного, это в большей степени касается моих отношений с коллегами (однокурсниками). Мы помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
в) нет, на мою работу (учебу) вера и религиозные устои никак не воздействуют.
12. Влияет ли религия на Ваше поведение либо образ жизни?
а) да, я всегда придерживаюсь предписаний моей религии и исключаю все то, что попадает под религиозный запрет;
б) я стараюсь поступать соответствующе религиозным этическим нормам (пытаюсь не конфликтовать с людьми, ни ругаться, ни обманывать умышленно);
в) моя жизни никак не зависит от религиозных норм. Я самостоятельно решаю, как мне следует жить.
13. Какие из приведённых ниже поступков Вы бы могли оправдать?
Отметьте наиболее близкие Вам варианты ответа.
Поступки | Оправдываю | Затрудняюсь ответить | Не оправдываю |
Приобретение денег и имущества при первой же возможности | |||
Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия | |||
Супружеская измена | |||
Пренебрежительное отношение к людям, не способным достичь успеха | |||
Отказ от дружбы с человеком. который богатеет и не хочет делиться | |||
Грубый ответ на несправедливость | |||
Самоубийство после длительной полосы жизненных неудач |
14. Какие из 10 заповедей Библии Вы считаете самыми важными для исполнения?
Заповеди | Важно | Затрудняюсь ответить | Неважно |
Почитай единого Бога | |||
Не создай себе кумира | |||
Не поминай имя Господа всуе | |||
Шесть дней работай, а седьмой посвящая Богу | |||
Почитай отца твоего и мать твою | |||
Не убивай | |||
Не прелюбодействуй | |||
Не кради | |||
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего | |||
Не желай дома ближнего твоего |
15. Питаете ли Вы доверие к современным представителям духовенства?
а) да;
б) нет.
16. Смогли бы Вы совершить поступок, являющийся недопустимым с точки зрения вашей религии, но не порицаемый, а возможно, даже одобряемый социумом?
а) точно нет;
б) почему нет? В современном обществе принято множество того, что не одобряется со стороны веры;
в) религия не влияет на мои поступки.
17. Обозначьте Ваше отношение к людям, которые поступают безнравственно, но лишь тогда, когда их отступлении от морали не приносит вред окружающим?
а) терпимое (сочувственно-понимающее);
б) равнодушное;
в) крайне отрицательное.
18. Почему люди отходят от норм морали?
а) не осознают по-настоящему их важность для социума;
б) предпринимают попытку самоутверждения;
в) привыкли не соблюдать правила, которые были установлены другими людьми;
г) уверены в своей безнаказанности;
д) трудны либо невозможные для соблюдения нормы морали;
е) иное.
19. Как Вы считаете, что является оправданием безнравственных поступков?
а) юный возраст;
б) незначительность причиненного людям морального или материального ущерба;
в) действия в случае крайней жизненной необходимости;
г) неведение норм морали;
л) ничто;
е) иное.
20. Считаете ли Вы верным утверждение о том, что образ жизни современного общества и светская система ценностей оказывают помощь при распространении аморальных поступков?
а) да;
б) нет.
21. Как, на Ваш взгляд, возможно не допустить распространения аморальности и отсутствия нравственности в социуме?
а) с помощью разъяснительной работы касательно важности соблюдения моральных норм;
б) ужесточением возмездий за разного рода нарушения;
в) личным примером;
г) распространение религиозных нравственных ценностей;
д) иное.
22. Стоит ли вводить в учебных заведениях дисциплину, знакомящую учащихся с ключевыми тезисами религиозных доктрин?
а) да, стоит ввести в качестве обязательного предмета “Основы религиозного знания”, а также предпочтительно, чтобы занятия проводил представитель духовенства;
б) можно ввести лишь просто ознакомительный курс, например, “Истории религий” либо “Религиоведение”;
в) любой подобный предмет стоит преподавать только как факультатив, т.е. по желанию учащихся;
г) наше государство – светское, а вся пропаганда религиозных учений и верований должны быть вынесены за стены учебных заведений.
Благодарим, что приняли участие!
Образец опроса, посвященный теме “Отношение молодёжи г. Москва к идеям феминизма”
Добрый день! Просим Вас поучаствовать в социологическом опросе молодежи. Будьте добры, ответьте на вопросы, представленные ниже. Анкета полностью анонимна, а полученные данные будут использованы с научными и практическими целями.
1. Пожалуйста, укажите Ваш пол:
а) женский;
б) мужской.
2. Укажите Ваш возраст:
а) 18–21 год;
б) 22–25 лет;
в) 26–29 лет.
3. Уровень Вашего образования?
а) неоконченное среднее;
б) среднее;
в) средне-специальное;
г) неполное высшее;
д) высшее.
4. Ваше семейное положение?
а) холост/не замужем;
б) женат/замужем;
в) сожительство.
5. По Вашему мнению, феминизм – это:
а) борьба женщин, которых дискриминируют, с целью уравнивания социальных прав с мужчинами;
б) цель женщин господствовать над мужчинами;
в) политическое движение, главная цель которого предоставление женщинам прав избирателей;
г) иное___________ (укажите, что конкретно).
6. Ваше отношение к идеям феминизма?
а) целиком согласен(а);
б) частично согласен(а);
в) резко отрицательное;
г) безразлично.
7. Как Вы считаете, сохранился ли феминизм в настоящем?
а) да, конечно;
б) да, но претерпел изменения за последние годы;
в) нет.
8. На современном этапе в России есть перечень женских общественных движений. На Ваш взгляд, руководствуются ли их действия идеями феминизма?
а) да, так как женщины в них отстаивают свои права;
б) вероятно, но это бессмысленно в нашей стране;
в) нет, так как у них отсутствует конкретная иеология;
г) иное____________ (укажите, что именно);
д) не знаю.
9. Ущемляются ли права женщин в России в наши дни?
а) да;
б) да, в ряде вопросов;
в) нет.
10. Равные права мужчин и женщин – это:
а) уравнивание в социальных правах;
б) уравнивание и в правах, и обязанностях;
η) что-то нереальное;
г) иное (укажите, что именно).
11. Возможен ли обмен мужчин и женщин социальными ролями?
а) да, конечно: мужчина в состоянии выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
б) да, конечно, но не во всех сферах деятельности;
в) да, могут, но это не приведет ни к чему хорошему;
г) нет, это против природы.
12. Если у женщины “лидирующая” позиция в семье, то это:
а) неприемлемо;
б) нормально;
в) допустимо в том случае, если она использует данное положение на благо семье, не принижает супруга;
г) иное____________ (укажите, что именно).
13. Ущемит ли Вас попытка представителя противоположного пола доминировать над Вами?
а) да, в любых проявлениях;
б) нет, умеренно это допустимо;
в) нет, я спокойно отношусь к таким проявлениям.
14. Как приверженность феминистических взглядов девушек может отразиться на их общении с молодыми людьми?
а) никак;
б) большинство таких девушек не найдут вторую половину;
в) станет стимулом для молодых людей взять все аспекты отношений в свои руки;
г) молодые люди “сядут на шею” таким девушкам;
д) будут провоцировать постоянные ссоры по поводу главенствующей роли в семье;
е) иное___________ (укажите, что именно);
ж) не знаю.
15. Что может склонить молодого человека к согласию с идеями феминизма?
а) принципиальное разделение идеи о социальном равноправии;
б) круг его общения, в котором будут девушки-феминистки;
в) влияние гендерных стереотипов, которые сформировались в семье;
г) чувства к девушке-феминистке;
л) влияние пропаганды;
е) иное____________ (укажите, что именно);
ж) не знаю.
16. Легло ли молодому человеку коммуницировать с девушкой-феминисткой?
а) довольно легко;
б) затруднительно;
в) просто невозможно;
г) не знаю.
17. Назовите ключевые проблемы, возникающие во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
а) конфликт на почве обоюдного стремления к лидерской позиции;
б) обоюдное непонимание;
в) желание уменьшить общение друг с другом;
г) конфликт из-за стремлений молодого человека изменить взгляды своей спутницы;
д) пренебрежение и насмешки со стороны партнера;
е) не думаю, что должны возникать проблемы;
ж) иное________________ (укажите, что именно);
з) не знаю.
18. Какие эмоции вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
а) положительные;
б) любопытство;
в) вызывает улыбку;
г) отрицательные;
д) вызывает безразличие;
е) иное________________ (укажите, что именно).
19. Общались бы Вы с девушкой-феминисткой?
а) да, так как мне близки идеи феминизма;
б) да, так как для меня неважны идейные разногласия;
в) да, но крайне осторожно;
г) категорически, нет;
д) не знаю.
20. Есть ли в Вашем окружении люди, которые склонны к феминизму?
а) да, я в моем окружении есть такой человек (люди);
б) нет;
в) не знаю.
Благодарим за участие в опросе!
Образец опроса, посвященный теме “Проблема безработицы молодых специалистов “
Просим вас принять участие в социологическом опросе, который проводится для выяснения отношения молодежи г. Москвы к вопросам безработицы молодых специалистов. Вашему вниманию предлагается перечень вопросов.
Пожалуйста, определите вариант ответа, который более других соответствует вашей точке зрения. Мы гарантируем Вам анонимность и конфиденциальность полученных данных!
1. Безработица, на Ваш взгляд, это:
а) довольно позитивное явление в экономической жизни страны (стимулирует повышение квалификации и активности населения);
б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, необходимые для ее работы);
в) отрицательное явление (в ней кроется причина остросоциальных конфликтов и роста уровня преступности).
2.Каков уровень безработицы в Москве на сегодняшний день, по Вашему мнению?
а) высокий;
б) в пределах нормы (естественный);
в) низкий.
3. Назовите, на Ваш взгляд, ключевые причины безработицы в городе Москва?
а) уменьшение промышленного производства;
б) наплыв мигрантов из стран зарубежья;
в) возникновение принципиально новых отраслей экономики, для которых сложно найти кадры;
г) иное (укажите)____________________________.
4. Какие категории людей, на Ваш взгляд, сегодня в зоне риска безработицы?
а) молодежь (до 30 лет);
б) люди среднего возраста (30-40 лет);
в) люди старшего возраста (40-55 лет);
г) пенсионного возраста;
д) иное (укажите)______________________________.
5. Каковы Ваши планы по окончанию ВУЗа?
а) поиск работы;
б) продолжение учебы в своем ВУЗе (магистратура, бакалавриат);
в) новое образование в другом ВУЗе;
г) служба в армии;
д) иной вариант__________________________________.
6. При устройстве на работу Вы надеетесь на:
а) помощь семьи и друзей;
б) содействие со стороны учебного заведения;
в) службу занятости;
г) агентства по трудоустройству;
д) собственные способности;
е) благоприятное стечение обстоятельств;
ж) иное (укажите)______________________________.
7. По каким причинам, по Вашему мнению, могут отказать в трудоустройстве молодому специалисту?
а) отсутствие опыта работы;
б) личные качества соискателя, которые не понравились нанимателю;
в) неприемлемое семейное положение;
г) неприемлемое образование;
д) отсутствие вакансий;
е) стереотипы касательно “зеленых” сотрудников;
ж) другое__________________________________.
8. Хотели бы Вы пройти “последипломную” практику в организации с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
9. Предпринимали ли Вы когда-либо попытку трудоустроиться?
а) да;
б) нет.
10. Испытываете ли Вы острую необходимость в получении работы?
а) да;
б) нет.
11. Что для Вас играет главную роль при выборе места работы?
а) уровень предлагаемой заработной платы;
б) уровень компании, престиж;
в) социально-психологический климат в коллективе;
г) отрасль деятельности;
д) возможность самовыражения;
е) возможность карьерного роста;
ж) получение практических знаний и умений;
з) гибкий график работы;
и) иное___________________________________.
12. Считаете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью альтернативой для себя в случае отсутствия возможности найти работу?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
13. Укажите сферу занятий в случаи организации собственного бизнеса_________________________
14. Укажите, почему для Вас не приемлемо явление безработицы:
а) снижение социального статуса;
б) безденежье;
в) сужение круга общения;
г) отсутствие возможности реализовать себя;
д) зависимость в материальном плане от кого бы то ни было;
е) нет ответа;
ж) иное____________________________________.
15. Каковы причины, на Ваш взгляд, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
а) чрезмерные требования самих молодых людей к выбираемому месту работы;
б) нежелание работодателей трудоустраивать молодых специалистов;
в) недостаточное внимание местной администрации касательно вопросов занятости молодежи города Москва;
г) отсутствие желания работать у молодых людей;
д) иное______________________________________.
16. По-Вашему, в Москве легче найти работу, нежели в других городах?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
17. Ситуация, при которой молодой специалист с высшим образованием является безработным, объясняется:
а) отсутствием возможности трудоустроиться;
б) отсутствием желания трудиться;
в) не приемлемыми условиями труда.
18. Как Вы считаете, возможна ли борьба с проблемой безработицы?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
19.Какие, по-Вашему, существуют пути борьбы с явлением безработицы?
а) формирование новых рабочих мест;
б) формирование и организация бирж труда и других видов служб занятости;
в) повышение квалификационных навыков сотрудников;
г) меры по поддержке развивающегося малого и среднего бизнесов;
д) приоритетная роль местного населения перед мигрантами при распределении рабочих мест;
г) иное___________________________________.
20. Согласны ли Вы с тем, что организациям стоит заблаговременно планировать и готовить для себя специалистов, заключая для этого договорные отношения с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
21. В какой помощи Вы нуждаетесь от специалиста-профконсультанта службы занятости?
а) узнать о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда;
б) пройти тестирование для профессиональной ориентации;
в) выбрать учебное заведение для дальнейшего поступления;
г) найти работу;
д) никакую;
е) иную__________________________________.
22. Кто является виноватым, на Ваш взгляд, в современной ситуации с безработицей молодых специалистов?
а) государство;
б) биржи труда;
в) сама молодежь;
г) работодатели;
д) организации и предприятия;
е) учебные заведения;
ж) иное (укажите)_________________________________.
23. Является ли кто-либо в Вашей семье безработным?
а) да;
б) нет.
24. Как Вы думаете, каким образом государство могло бы поддерживать молодых специалистов, находящихся в поиске работы? (Укажите несколько вариантов);
а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
б) распределение выпускников ВУЗов на работу согласно их специальностям;
в) финансовая поддержка при открытии индивидуального предпринимательства;
г) создание новых рабочих мест;
д) развитие молодежных бирж труда;
е) создание учреждений для оказания социально-психологической адаптации молодых специалистов;
ж) иное (укажите)_________________________________.
25. Опишите свое отношение к случаям, когда наниматель отказывать принимать на работу женщин?
а) мне кажется, это несущественная проблема;
б) с пониманием – есть работы, которые предназначены только для мужчин;
в) негативно – половая дискриминация неприемлема.
Поделитесь, пожалуйста, с нами некоторыми сведениями о себе.
26. Ваш возраст?
а) менее 20 лет;
б) 20-25 лет;
в) 25-30 лет.
27. Ваш пол?
а) мужской;
б) женский.
28. Уровень Вашего образования?
а) среднее общее;
б) начальное профессиональное;
в) средне-профессиональное;
г) высшее;
д) неполное высшее.
Благодарим, что приняли участие в нашем опросе и желаем успехов в трудоустройстве!
Образец опроса, посвященный теме “Причины возникновения конфликтов в молодой семье”
1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол?
а) мужской;
б) женский.
2. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст?
а) до 21 года;
б) 21–25 лет;
в) 26–30 лег;
г) 31–35 лет.
3. Уровень Вашего образования?
а) среднее;
б) средне-специальное;
в) неполное высшее;
г) высшее.
4. Зарегистрирован ли Ваш брак официально?
а) да, мы зарегистрировали брак в ЗАГСе;
б) не регистрировали брак, живем “гражданским браком”;
в) холост/не замужем.
5. Какова длительность Вашего брака на сегодняшний день?
а) менее 1 года;
б) 1–3 года;
в) 4–6 лет;
г) 7–9 лет;
д) более 9 лет;
е) холост/не замужем.
6. Имеете ли Вы детей?
а) да, одного;
б) да, двух;
в) трех и более;
г) нет, но в планах завести ребенка;
д) нет, и пока нет планов завести ребенка.
7. Устраивает ли Вас доход семьи?
а) да, целиком;
б) скорее да, чем нет;
в) не полностью;
г) нет, совсем не устраивает.
8. Каковы Ваши жилищные условия?
а) наличие собственного жилья;
б) проживание с родителями (родственниками);
в) съемное жилье;
г) жилье, оформленное в ипотечный кредит;
д) общежитие.
9. Устраивают ли Вас Ваши условия проживания?
а) полностью;
б) не совсем;
в) совершенно нет.
10. Оцените психологический климат в Вашей семье?
а) комфортный;
б) приемлемый;
в) неблагоприятный;
г) конфликтный.
11. Как часто в Вашей семье возникают конфликтные ситуации?
а) довольно часто;
б) время от времени;
в) не возникают.
12. Назовите основные причины возникновения конфликтных ситуаций в Вашей семье. Можно выбрать более одного пункта:
а) жилищная и бытовая неустроенность;
б) недостаточные финансовые средства, низкий уровень доходов;
в) отсутствие либо наличие проблем при трудоустройстве;
г) проблемы с устройством ребенка в (до-)школьное учреждение;
д) проблемы в отношении родителей одного либо обоих супругов;
е) наличие вредных привычек (алкоголизм, курение, игромания);
ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы взаимоотношений;
з) неверность супруга(и), ревность;
и) отсутствие общих интересов, отличие в образовании;
к) грубое отношение, домашнее насилие;
л) несовпадение взглядов, точек зрения и убеждений в т.ч. политических, религиозных;
м) желание одного из супругов строить карьеру;
н) трудности с рождением либо воспитанием ребенка;
о) долги;
п) в нашей семье отсутствуют конфликты;
р) иное (укажите, что конкретно) __________________________.
13. Каковы, на Ваш взгляд, главные проблемы молодых семей в России? Можно указать более одного варианта ответов:
а) жилищные проблемы;
б) низкий уровень заработной платы;
в) безработица;
г) необходимость сочетания работы с учебой;
д) отсутствие поддержки со стороны государства;
е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
ж) конфликтные ситуации между родителями и детьми;
з) неготовность молодежи принимать ответственные решения;
и) иное (укажите, что именно) ____________________________.
14. Что чаще всего провоцирует конфликтные ситуации в семьях?
а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, недостаток денег);
б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, отличия в характерах);
в) расхождения ценностей, идеалов;
г) не знаю.
15. Оказывает ли влияние на климат и конфликтные ситуации в Вашей семье социально-экономическая обстановка, которая сложилась в стране?
а) да, довольно значительно;
б) да, незначительно;
в) нет, не влияет;
г) не знаю.
16. Как думаете, серьезно ли отличающаяся этническая (либо религиозная) принадлежность супругов может оказать влияние на конфликты внутри семьи?
а) довольно сильно оказывает влияние;
б) оказывает влияние, но лишь в случае отсутствии любви между супругами;
в) почти не влияет;
г) не знаю.
17. Есть ли прямая зависимость между конфликтами в семье и уровнем образования супругов?
а) конечно;
б) да, но она нечасто проявляется;
в) нет;
г) не знаю.
18. Кто, на Ваш взгляд, должен решать проблемы молодых семей?
а) супруги своими силами;
б) супруги с помощью родных и близких;
в) государство, правительство;
г) иное (укажите, что именно) ___________________________
19. Выскажите свое отношение к политике государства касательно поддержки молодой семьи:
а) считаю, что она эффективна;
б) считаю, что она неэффективна;
в) не знаю.
20. Принимаете ли Вы участие в каких-либо программах государства касательно поддержки молодых семей?
а) нет;
б) нет, но есть желание;
в) да, принимаем участие___________________ (напишите, в каких конкретно)
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе!