Как составить вопросы для социологического опроса

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

Как провести
социологический опрос

Краткая инструкция
для студентов-практикантов

  • ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат экономических наук

Можно выбрать любую интересующую вас тему об образовании, городской инфраструктуре, о литературе, искусстве, спорте в Москве. Единственное требование: об этой теме существует общественное мнение, люди должны об этом думать, а если это учреждения культуры и искусства, посещать их. У экспертов (специалистов в данной области) берут экспертные интервью, среди посетителей проводят опросы.

Вам нужно определиться с целевой аудиторией опроса. Если вы хотите изучать отношение посетителей театров, музеев, спортивно-зрелищных учреждений и пр. к деятельности этих учреждений, можно провести интернет-опрос, а можно распространить маленькую анкету в самих этих учреждениях, опросить их посетителей. В первом случае анкета может быть более подробная, во втором очень краткая. В ходе интернет-опроса можно выяснить собственную активность людей (насколько регулярно бывают в музеях, в каких, что нравится и не нравится). Если вы опрашиваете людей в самом учреждении культуры, искусства и пр., то тема исследования должна быть более узкая, чтобы анкета была достаточно короткой. Например, можно выяснить, как часто ваши респонденты (участники опроса) бывают в музеях, когда были в музее в последний раз, а остальные вопросы должны касаться конкретного музея: почему выбрали для посещения именно его, что там понравилось, а что не понравилось, что бы хотелось изменить и пр. Это относится и ко всем остальным учреждениям культуры, искусства и пр.

Если вы проводите онлайн-опрос, сложно будет получить информацию от людей среднего и старшего возраста, поэтому в качестве целевой аудитории лучше выбрать молодежь. Если вы задаете вопросы сами, тут возраст значения не имеет. Желательно, чтобы в исследовании приняли участие люди разных возрастов.

Предварительный этап

Вам нужно написать техническое задание (ТЗ) на проведение опроса. Без такого короткого документа вы не сможете составить анкету, потому что это инструмент для реализации вашей цели и решения задач. Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Если нет проблемы, нет и исследования, оно просто не требуется. Проблема – это противоречие, которое формулируется коротко и четко. Если есть проблема, тогда тема требует изучения. Прежде чем писать техническое задание, полезно ознакомиться с похожими исследованиями, проведенными до вас: вы не первые, кто об этом задумался. Почитайте литературу, ознакомьтесь с проведенными профессионалами опросами общественного мнения. Результаты этих опросов можно будет сравнить с полученными вами данными, а некоторые формулировки можно использовать при составлении вашей анкеты.

Структура технического задания

Оно начинается с достаточно подробного описания актуальности: почему выбранная тема важна для исследования, причем не вообще, а именно в данное время. При этом можно давать ссылки на литературные источники и проведенные ранее опросы общественного мнения. Здесь же необходимо написать, какая целевая аудитория вас интересует и почему. А заканчивается эта часть ТЗ кратким резюме, где вы формулируете, почему данная тема актуальна для исследования. Далее идет формулировка проблемы, то есть существующее противоречие. Затем вы одним предложением формулируете цель своего исследования – то, что вы хотите выяснить в итоге. Например: «Почему московская молодежь редко посещает театры?» или «Как оценивают посетители сайт и страницы в социальных сетях такого-то музея?». Для достижения цели требуется сформулировать задачи, решить которые необходимо для достижения цели. Это очень важная часть ТЗ, поскольку ваша анкета будет состоять из блоков, каждый из которых включает вопросы, необходимые для решения каждой задачи.

Задача не может решаться с помощью одного вопроса, их всегда несколько.

Если цель всегда одна, то задач несколько. Очень хорошо, если вам удастся сформулировать гипотезу или две-три гипотезы, которые вы будете проверять в ходе исследования. Классический массовый опрос – это проверка гипотез. Гипотеза должна быть связана с предыдущими частями ТЗ, не появляться неожиданно. В результате исследования она может подтвердиться, подтвердиться частично или быть опровергнута. Не важно, подтвердилась ли гипотеза или была опровергнута, в любом случае это результат вашей работы. Никогда нельзя писать: «гипотеза доказана», ее проверяют, а не доказывают.

И последняя часть ТЗ – это целевая аудитория, то есть параметры людей, которых вы будете опрашивать: это может быть возраст, образование, род занятий, интерес к тем или иным видам культурно-досуговой деятельности и пр. Если опрос проводится онлайн, это, как правило, молодежь.

Составив техническое задание, можно начинать работать над инструментарием опроса, то есть анкетой.

ТЗ должно иметь единую логику, каждая его часть связана с предыдущей!

  • Преамбула

    Если вы проводите опрос онлайн, сначала надо написать преамбулу к анкете, чтобы будущие респонденты знали, к кому вы обращаетесь. Вот пример такой преамбулы: «Дорогие друзья! Если вам от 16 до 23 лет, и вы посещаете московские театры, приглашаем вас принять участие в нашем социологическом опросе, заполнив небольшую анкету. Для того чтобы ответить на вопрос, нужно выбрать один или несколько вариантов ответов, либо написать собственное мнение по предложенному вопросу. Заполнение анкеты займет у вас не более 10 минут, анкеты полностью анонимны. Заранее благодарим за сотрудничество!»

  • Структура анкеты

    Анкета состоит из блоков, каждый из которых предполагает решение задачи, сформулированной в ТЗ. Анкета должна быть логичной, вопросы и темы следуют друг за другом в понятной респонденту последовательности. Важный принцип: вопросы идут от простого (да – нет) к сложному, а затем к самому простому («паспортичка»). Начинаем с самых простых вопросов (на поведение, на элементарные мнения). Продолжаем более сложными, в т.ч. связанными с мотивацией. Заканчиваем самыми простыми (паспортичкой). Последний блок – это всегда «паспортичка», то есть информация о респонденте: пол, возраст, образование и пр. информация, которая вас интересует.

    Анкета не начинается, а заканчивается «паспортичкой».

  • Типы вопросов

    • закрытые (к ним даются варианты ответов);
    • полузакрытые (и вариант «другое»);
    • открытые (с возможностью высказывания своего мнения по предложенному вопросу). Для этого нужно оставить достаточно места в бумажной анкете или выбрать «абзац» в Google Forms и пр.

    Требования к формулировкам вопросов: короткие и ясные – никакого многословия. Прочитав длинный вопрос невнимательно, респондент плохо понимает, о чем мы хотели спросить. Не дочитав до конца, он выбирает вариант ответа наобум или вообще пропускает вопрос. Нейтральные формулировки – никаких наводящих вопросов. Нежелательно использовать «нет» и «не». Никаких двойных и тройных вопросов: их невозможно интерпретировать. Пример: Когда вы в последний раз покупали телевизор? Здесь «спрятаны» два вопроса, что недопустимо:

    1. Покупали ли вы телевизор?
    2. Если покупали, то когда это было в последний раз?

    Избегайте бюрократического языка, чаще используйте глаголы! Люди должны понимать ваши вопросы, им должно быть все понятно и интересно.

  • Закрытые вопросы

    Самые простые: согласие – несогласие (да – нет, знаю – не знаю, нравится – не нравится и пр.). В нужных случаях добавляем вариант «Затрудняюсь ответить». Стандартная 5-звенная оценочная шкала:

    • полностью согласен (согласен);
    • скорее, да, чем нет;
    • скорее нет, чем да;
    • не согласен;
    • затрудняюсь ответить.

    Очень часто у людей нет категорического мнения, поэтому 5-звенная шкала так популярна. Меню – набор всех возможных и релевантных вопросу вариантов ответа. Если нет уверенности, что перечень полный, добавьте «другое» (что именно?). Если можно дать более 1 варианта ответа, это надо обязательно указать: «Можно выбрать не более 3 вариантов ответов» или, если это вам больше подходит, «Можно выбрать все подходящие варианты ответов». Число ответов не должно быть почти таким же, как общее число вариантов.

    Никогда не пишите: «Можно выбрать несколько вариантов ответов».

    Ранжирование. Предлагаем присвоить каждому варианту меню ранг по уровню важности. Например: «Поставьте оценку от 1 до 5, где 1 – совсем не нравится, 5 – больше всего нравится». Таблица используется, если надо задать несколько однородных вопросов. Например, вы хотите узнать, как респонденты относятся к театрам, музеям, выставочным залам и пр. Варианты ответов тут будут одни и те же (стандартная 5-звенная шкала). Тогда мы все эти учреждения культуры даем в таблице в строках, а названия столбцов – это элементы 5-звенной шкалы.

  • Несколько важных замечаний

    Будьте вежливыми, начинайте вопрос словами «Скажите, пожалуйста». Проверяйте, соответствуют ли варианты ответов формулировке вопроса. Если вы спрашиваете, нравится ли что-то респондентам, то и в вариантах должны быть слова «нравится – не нравится». Если в вариантах ответов есть интервалы (например, возраст), то они должны идти последовательно, не перекрывая друг друга. Правильно: 16-19 лет, 20-29 лет. Неправильно: 16-20 лет, 20-30 лет. Варианты ответов всегда идут в логическом порядке: от минимального к максимальному, по значимости или наоборот. Вариант «затрудняюсь ответить» всегда последний. Не бойтесь после закрытого вопроса дать и открытый, где респондент напишет свое мнение. Пример: после вопроса «Как бы вы оценили экспозицию музея?» с вариантами ответов, дайте открытый вопрос: «Почему?»

  • Анкета составлена, что дальше?

    Сначала надо проверить, что все задачи решаются с помощью поставленных вопросов, цель достигнута, формулировки вопросов и вариантов ответов четкие, логичные и понятные. Если все правильно, можно начинать опрос.

Если у вас получено не менее 100 анкет, ответы на закрытые вопросы рассчитываются и даются в процентах (с точностью до десятых, но не сотых процента). Если анкет меньше, то в количестве ответивших. Если можно было выбрать один вариант ответа, то сумма ответов в процентном отношении – 100. Если можно было выбрать более одного варианта, то проценты рассчитывают не к числу ответивших, а к числу ответов, а их сумма больше 100 %. Все распределения ответов на вопросы анкеты представляют в виде таблиц или рисунков. Название и номер таблицы ставится над самой таблицей, рисунков – под ними. В обоих случаях после названия пишется в скобках единица измерения: % или число ответов (чел.).

Отчет представляется в виде текста и обычно презентации. Отчет начинается с введения, где должны быть описаны проблема, цели, задачи, гипотезы и пр. Далее следует описание исследования. Анкета приводится в приложении. Анализ ведется не по вопросам, а по темам. Помним, что вопросник – это инструмент. В тексте приводятся самые важные таблицы, остальные в приложениях, на которые дается ссылка в тексте, если оттуда приводятся какие-то данные. В заключении даются все основные выводы и рекомендации, а также сообщается, подтвердились ли гипотезы.

  • Главная
  • Темы
  • Рекомендации
  • Контакты

Студенты факультетов, изучающих социологию, регулярно участвуют в составлении и последующем проведении социологических опросов. Зачастую данные опросы составляются ими самостоятельно, а затем направляются на проверки и правки их научным руководителям. 

Образец опроса, посвященный теме “Мнение современной молодежи о религии и нравственности”

Уважаемые участники опроса, просим вас дать ответы на представленные ниже вопросы. Ваше мнение поможет в организации международной конференции “Психология нравственности и религия: XXI век”. Опрос носит анонимный характер, а полученные нами данные будут применены лишь в виде статистики. Если в вопросе не указано иное, просим выбирать только один вариант ответа. 

1.  Укажите Ваш пол:
а) мужской;
б) женский.

2. Укажите Ваш возраст:
а) до 17 лет;
б) 17–22 года;
в) 23–27 лет;
г) старше 27 лет.

3. Уровень Вашего образования?
а) неоконченное среднее;
б) среднее;
в) неполное высшее;
г) высшее.

4. Приверженцем какой религии Вы являетесь?
а) православие;
б) иные течения христианства (католицизм, протестантизм);
в) иудаизм;
г) ислам;
д) иная (неавраамическая) религия;
с) не исповедую ни одну из религий.

5. Оцените свою религиозность по 10-бальной шкале.
Укажите один из 10 баллов на шкале, где цифры размещены в порядке возрастания религиозного чувства:
Не верю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Верю

6.  Соблюдает ли Ваша семья какие-либо религиозные обычаи, традиции? (например, посещение храма, чтение литературы религиозного характера, празднование религиозных праздников и дат, проведение обрядов и т.д.)
а) да;
б) да, традиции есть, но им не придается большое значение;
в) нет.

7. Как часто Вы посещаете храмы и участвуете в религиозных службах?
а) никогда не посещал(а);
б) 1 раз/год либо реже;
в) 1 раз/месяц либо 1 раз/полгода;
г) 1 раз/неделю либо чаще.

8. Отмечают ли в Вашей семье религиозные праздники?
а) да, регулярно, нам помогает религиозный календарь с отмеченными датами;
б) да, но тлишь самые значимые и известные;
в) редко, если получается;
г) нет, в нашей семье это не практикуется.

9. Если Вы когда-либо участвовали в религиозных обрядах, чем это было обусловлено?
а) в связи с необходимостью данных действий для верующего;
б) это эстетично выглядит со стороны;
в) участвовал(-а) из человеческого любопытства;
г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
д) не участвую в подобного рода действиях.

10. Выбирая одежду (украшения), Вы опираетесь на предпочтения и рекомендации вашей религии?
а) да, я всегда останавливаюсь на той одежде, которая не противоречит нормам религии;
б) скорее да, но если вещь мне очень понравилась, то невзирая на противоречия нормам моей религии я ее приобрету;
в) религиозная символика в одежде (украшениях) –часть моего стиля и облика;
г) нет, мой образ не имеет связи с религией.

11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
а) да, я сделал(-а) выбор профессии (специальность), не противоречащую нормам этики и устоям моей религии;
б) немного, это в большей степени касается моих отношений с коллегами (однокурсниками). Мы помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
в) нет, на мою работу (учебу) вера и религиозные устои никак не воздействуют.

12. Влияет ли религия на Ваше поведение либо образ жизни?
а) да, я всегда придерживаюсь предписаний моей религии и исключаю все то, что попадает под религиозный запрет;
б) я стараюсь поступать соответствующе религиозным этическим нормам (пытаюсь не конфликтовать с людьми, ни ругаться, ни обманывать умышленно);
в) моя жизни никак не зависит от религиозных норм. Я самостоятельно решаю, как мне следует жить.

13. Какие из приведённых ниже поступков Вы бы могли оправдать?
Отметьте наиболее близкие Вам варианты ответа.

Поступки Оправдываю Затрудняюсь ответить Не оправдываю
Приобретение денег и имущества при первой же возможности      
Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия      
Супружеская измена      
Пренебрежительное отношение к людям, не способным достичь успеха      
Отказ от дружбы с человеком. который богатеет и не хочет делиться      
Грубый ответ на несправедливость      
Самоубийство после длительной полосы жизненных неудач      

14. Какие из 10 заповедей Библии Вы считаете самыми важными для исполнения?

Заповеди Важно Затрудняюсь ответить Неважно
Почитай единого Бога      
Не создай себе кумира      
Не поминай имя Господа всуе      
Шесть дней работай, а седьмой посвящая Богу      
Почитай отца твоего и мать твою      
Не убивай      
Не прелюбодействуй      
Не кради      
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего      
Не желай дома ближнего твоего      

15. Питаете ли Вы доверие к современным представителям духовенства?
а) да;
б) нет.

16. Смогли бы Вы совершить поступок, являющийся недопустимым с точки зрения вашей религии, но не порицаемый, а возможно, даже одобряемый социумом?
а) точно нет;
б) почему нет? В современном обществе принято множество того, что не одобряется со стороны веры;
в) религия не влияет на мои поступки.

17. Обозначьте Ваше отношение к людям, которые поступают безнравственно, но лишь тогда, когда их отступлении от морали не приносит вред окружающим?
а) терпимое (сочувственно-понимающее);
б) равнодушное;
в) крайне отрицательное.

18. Почему люди отходят от норм морали?
а) не осознают по-настоящему их важность для социума;
б) предпринимают попытку самоутверждения;
в) привыкли не соблюдать правила, которые были установлены другими людьми;
г) уверены в своей безнаказанности;
д) трудны либо невозможные для соблюдения нормы морали;
е) иное.

19. Как Вы считаете, что является оправданием безнравственных поступков?
а) юный возраст;
б) незначительность причиненного людям морального или материального ущерба;
в) действия в случае крайней жизненной необходимости;
г) неведение норм морали;
л) ничто;
е) иное.
 

20. Считаете ли Вы верным утверждение о том, что образ жизни современного общества и светская система ценностей оказывают помощь при распространении аморальных поступков?
а) да;
б) нет.
 

21. Как, на Ваш взгляд, возможно не допустить распространения аморальности и отсутствия нравственности в социуме?
а) с помощью разъяснительной работы касательно важности соблюдения моральных норм;
б) ужесточением возмездий за разного рода нарушения;
в) личным примером;
г) распространение религиозных нравственных ценностей;
д) иное.
 

22. Стоит ли вводить в учебных заведениях дисциплину, знакомящую учащихся с ключевыми тезисами религиозных доктрин?
а) да, стоит ввести в качестве обязательного предмета “Основы религиозного знания”, а также предпочтительно, чтобы занятия проводил представитель духовенства;
б) можно ввести лишь просто ознакомительный курс, например, “Истории религий” либо “Религиоведение”;
в) любой подобный предмет стоит преподавать только как факультатив, т.е. по желанию учащихся;
г) наше государство – светское, а вся пропаганда религиозных учений и верований должны быть вынесены за стены учебных заведений.

Благодарим, что приняли участие!

Образец опроса, посвященный теме “Отношение молодёжи г. Москва к идеям феминизма”

Добрый день! Просим Вас поучаствовать в социологическом опросе молодежи. Будьте добры, ответьте на вопросы, представленные ниже. Анкета полностью анонимна, а полученные данные будут использованы с научными и практическими целями.

1. Пожалуйста, укажите Ваш пол:
а) женский;
б) мужской.

2. Укажите Ваш возраст:
а) 18–21 год;
б) 22–25 лет;
в) 26–29 лет.

3. Уровень Вашего образования?
а) неоконченное среднее;
б) среднее;
в) средне-специальное;
г) неполное высшее;
д) высшее.
 

4. Ваше семейное положение?
а) холост/не замужем;
б) женат/замужем;
в) сожительство.

5. По Вашему мнению, феминизм – это:
а) борьба женщин, которых дискриминируют, с целью уравнивания социальных прав с мужчинами;
б) цель женщин господствовать над мужчинами;
в) политическое движение, главная цель которого предоставление женщинам прав избирателей;
г) иное___________ (укажите, что конкретно).

6. Ваше отношение к идеям феминизма?
а) целиком согласен(а);
б) частично согласен(а);
в) резко отрицательное;
г) безразлично.
 

7. Как Вы считаете, сохранился ли феминизм в настоящем?
а) да, конечно;
б) да, но претерпел изменения за последние годы;
в) нет.
 

8. На современном этапе в России есть перечень женских общественных движений. На Ваш взгляд, руководствуются ли их действия идеями феминизма?
а) да, так как женщины в них отстаивают свои права;
б) вероятно, но это бессмысленно в нашей стране;
в) нет, так как у них отсутствует конкретная иеология;
г) иное____________ (укажите, что именно);
д) не знаю.

9. Ущемляются ли права женщин в России в наши дни?
а) да;
б) да, в ряде вопросов;
в) нет.

10. Равные права мужчин и женщин – это:
а) уравнивание в социальных правах;
б) уравнивание и в правах, и обязанностях;
η) что-то нереальное;
г) иное (укажите, что именно).

11. Возможен ли обмен мужчин и женщин социальными ролями?
а) да, конечно: мужчина в состоянии выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
б) да, конечно, но не во всех сферах деятельности;
в) да, могут, но это не приведет ни к чему хорошему;
г) нет, это против природы.

12. Если у женщины “лидирующая” позиция в семье, то это:
а) неприемлемо;
б) нормально;
в) допустимо в том случае, если она использует данное положение на благо семье, не принижает супруга;
г) иное____________ (укажите, что именно).

13. Ущемит ли Вас попытка представителя противоположного пола доминировать над Вами?
а) да, в любых проявлениях;
б) нет, умеренно это допустимо;
в) нет, я спокойно отношусь к таким проявлениям.

14. Как приверженность феминистических взглядов девушек может отразиться на их общении с молодыми людьми?
а) никак;
б) большинство таких девушек не найдут вторую половину;
в) станет стимулом для молодых людей взять все аспекты отношений в свои руки;
г) молодые люди “сядут на шею” таким девушкам;
д) будут провоцировать постоянные ссоры по поводу главенствующей роли в семье;
е) иное___________ (укажите, что именно);
ж) не знаю.

15. Что может склонить молодого человека к согласию с идеями феминизма?
а) принципиальное разделение идеи о социальном равноправии;
б) круг его общения, в котором будут девушки-феминистки;
в) влияние гендерных стереотипов, которые сформировались в семье;
г) чувства к девушке-феминистке;
л) влияние пропаганды;
е) иное____________ (укажите, что именно);
ж) не знаю.

16. Легло ли молодому человеку коммуницировать с девушкой-феминисткой?
а) довольно легко;
б) затруднительно;
в) просто невозможно;
г) не знаю.

17. Назовите ключевые проблемы, возникающие во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
а) конфликт на почве обоюдного стремления к лидерской позиции;
б) обоюдное непонимание;
в) желание уменьшить общение друг с другом;
г) конфликт из-за стремлений молодого человека изменить взгляды своей спутницы;
д) пренебрежение и насмешки со стороны партнера;
е) не думаю, что должны возникать проблемы;
ж) иное________________ (укажите, что именно);
з) не знаю.

18. Какие эмоции вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
а) положительные;
б) любопытство;
в) вызывает улыбку;
г) отрицательные;
д) вызывает безразличие;
е) иное________________ (укажите, что именно).

19. Общались бы Вы с девушкой-феминисткой?
а) да, так как мне близки идеи феминизма;
б) да, так как для меня неважны идейные разногласия;
в) да, но крайне осторожно;
г) категорически, нет;
д) не знаю.

20. Есть ли в Вашем окружении люди, которые склонны к феминизму?
а) да, я в моем окружении есть такой человек (люди);
б) нет;
в) не знаю.

Благодарим за участие в опросе!

Образец опроса, посвященный теме “Проблема безработицы молодых специалистов “

Просим вас принять участие в социологическом опросе, который проводится для выяснения отношения молодежи г. Москвы к вопросам безработицы молодых специалистов. Вашему вниманию предлагается перечень вопросов.

Пожалуйста, определите вариант ответа, который более других соответствует вашей точке зрения. Мы гарантируем Вам анонимность и конфиденциальность полученных данных!

1. Безработица, на Ваш взгляд, это:
а) довольно позитивное явление в экономической жизни страны (стимулирует повышение квалификации и активности населения);
б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, необходимые для ее работы);
в) отрицательное явление (в ней кроется причина остросоциальных конфликтов и роста уровня преступности).

2.Каков уровень безработицы в Москве на сегодняшний день, по Вашему мнению?
а) высокий;
б) в пределах нормы (естественный);
в) низкий.

3. Назовите, на Ваш взгляд, ключевые причины безработицы в городе Москва?
а) уменьшение промышленного производства;
б) наплыв мигрантов из стран зарубежья;
в) возникновение принципиально новых отраслей экономики, для которых сложно найти кадры;
г) иное (укажите)____________________________.

4. Какие категории людей, на Ваш взгляд, сегодня в зоне риска безработицы?
а) молодежь (до 30 лет);
б) люди среднего возраста (30-40 лет);
в) люди старшего возраста (40-55 лет);
г) пенсионного возраста;
д) иное (укажите)______________________________.

5. Каковы Ваши планы по окончанию ВУЗа?
а) поиск работы;
б) продолжение учебы в своем ВУЗе (магистратура, бакалавриат);
в) новое образование в другом ВУЗе;
г) служба в армии;
д) иной вариант__________________________________.

6. При устройстве на работу Вы надеетесь на:
а) помощь семьи и друзей;
б) содействие со стороны учебного заведения;
в) службу занятости;
г) агентства по трудоустройству;
д) собственные способности;
е) благоприятное стечение обстоятельств;
ж) иное (укажите)______________________________.

7. По каким причинам, по Вашему мнению, могут отказать в трудоустройстве молодому специалисту?
а) отсутствие опыта работы;
б) личные качества соискателя, которые не понравились нанимателю;
в) неприемлемое семейное положение;
г) неприемлемое образование;
д) отсутствие вакансий;
е) стереотипы касательно “зеленых” сотрудников;
ж) другое__________________________________.

8. Хотели бы Вы пройти “последипломную” практику в организации с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

9. Предпринимали ли Вы когда-либо попытку трудоустроиться?
а) да;
б) нет.

10. Испытываете ли Вы острую необходимость в получении работы?
а) да;
б) нет.

11. Что для Вас играет главную роль при выборе места работы?
а) уровень предлагаемой заработной платы;
б) уровень компании, престиж;
в) социально-психологический климат в коллективе;
г) отрасль деятельности;
д) возможность самовыражения;
е) возможность карьерного роста;
ж) получение практических знаний и умений;
з) гибкий график работы;
и) иное___________________________________.

12. Считаете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью альтернативой для себя в случае отсутствия возможности найти работу?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

13. Укажите сферу занятий в случаи организации собственного бизнеса_________________________

14. Укажите, почему для Вас не приемлемо явление безработицы:
а) снижение социального статуса;
б) безденежье;
в) сужение круга общения;
г) отсутствие возможности реализовать себя;
д) зависимость в материальном плане от кого бы то ни было;
е) нет ответа;
ж) иное____________________________________.

15. Каковы причины, на Ваш взгляд, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
а) чрезмерные требования самих молодых людей к выбираемому месту работы;
б) нежелание работодателей трудоустраивать молодых специалистов;
в) недостаточное внимание местной администрации касательно вопросов занятости молодежи города Москва;
г) отсутствие желания работать у молодых людей;
д) иное______________________________________.

16. По-Вашему, в Москве легче найти работу, нежели в других городах?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

17. Ситуация, при которой молодой специалист с высшим образованием является безработным, объясняется:
а) отсутствием возможности трудоустроиться;
б) отсутствием желания трудиться;
в) не приемлемыми условиями труда.

18. Как Вы считаете, возможна ли борьба с проблемой безработицы?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

19.Какие, по-Вашему, существуют пути борьбы с явлением безработицы?
а) формирование новых рабочих мест;
б) формирование и организация бирж труда и других видов служб занятости;
в) повышение квалификационных навыков сотрудников;
г) меры по поддержке развивающегося малого и среднего бизнесов;
д) приоритетная роль местного населения перед мигрантами при распределении рабочих мест;
г) иное___________________________________.

20. Согласны ли Вы с тем, что организациям стоит заблаговременно планировать и готовить для себя специалистов, заключая для этого договорные отношения с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

21. В какой помощи Вы нуждаетесь от специалиста-профконсультанта службы занятости?
а) узнать о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда;
б) пройти тестирование для профессиональной ориентации;
в) выбрать учебное заведение для дальнейшего поступления;
г) найти работу;
д) никакую;
е) иную__________________________________.

22. Кто является виноватым, на Ваш взгляд, в современной ситуации с безработицей молодых специалистов?
а) государство;
б) биржи труда;
в) сама молодежь;
г) работодатели;
д) организации и предприятия;
е) учебные заведения;
ж) иное (укажите)_________________________________.

23. Является ли кто-либо в Вашей семье безработным?
а) да;
б) нет.

24. Как Вы думаете, каким образом государство могло бы поддерживать молодых специалистов, находящихся в поиске работы? (Укажите несколько вариантов);
а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
б) распределение выпускников ВУЗов на работу согласно их специальностям;
в) финансовая поддержка при открытии индивидуального предпринимательства;
г) создание новых рабочих мест;
д) развитие молодежных бирж труда;
е) создание учреждений для оказания социально-психологической адаптации молодых специалистов;
ж) иное (укажите)_________________________________.

25. Опишите свое отношение к случаям, когда наниматель отказывать принимать на работу женщин?
а) мне кажется, это несущественная проблема;
б) с пониманием – есть работы, которые предназначены только для мужчин;
в) негативно – половая дискриминация неприемлема. 

Поделитесь, пожалуйста, с нами некоторыми сведениями о себе.
26. Ваш возраст?
а) менее 20 лет;
б) 20-25 лет;
в) 25-30 лет.

27. Ваш пол?
а) мужской;
б) женский.

28. Уровень Вашего образования?
а) среднее общее;
б) начальное профессиональное;
в) средне-профессиональное;
г) высшее;
д) неполное высшее.

Благодарим, что приняли участие в нашем опросе и желаем успехов в трудоустройстве!

Образец опроса, посвященный теме “Причины возникновения конфликтов в молодой семье”

1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол?
а) мужской;
б) женский.

2. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст?
а) до 21 года;
б) 21–25 лет;
в) 26–30 лег;
г) 31–35 лет.

3. Уровень Вашего образования?
а) среднее;
б) средне-специальное;
в) неполное высшее;
г) высшее.

4. Зарегистрирован ли Ваш брак официально?
а) да, мы зарегистрировали брак в ЗАГСе;
б) не регистрировали брак, живем “гражданским браком”;
в) холост/не замужем.

5. Какова длительность Вашего брака на сегодняшний день?
а) менее 1 года;
б) 1–3 года;
в) 4–6 лет;
г) 7–9 лет;
д) более 9 лет;
е) холост/не замужем.

6. Имеете ли Вы детей?
а) да, одного;
б) да, двух;
в) трех и более;
г) нет, но в планах завести ребенка;
д) нет, и пока нет планов завести ребенка.

7. Устраивает ли Вас доход семьи?
а) да, целиком;
б) скорее да, чем нет;
в) не полностью;
г) нет, совсем не устраивает.

8. Каковы Ваши жилищные условия?
а) наличие собственного жилья;
б) проживание с родителями (родственниками);
в) съемное жилье;
г) жилье, оформленное в ипотечный кредит;
д) общежитие.

9. Устраивают ли Вас Ваши условия проживания?
а) полностью;
б) не совсем;
в) совершенно нет.

10. Оцените психологический климат в Вашей семье?
а) комфортный;
б) приемлемый;
в) неблагоприятный;
г) конфликтный.

11. Как часто в Вашей семье возникают конфликтные ситуации?
а) довольно часто;
б) время от времени;
в) не возникают.

12. Назовите основные причины возникновения конфликтных ситуаций в Вашей семье. Можно выбрать более одного пункта:
а) жилищная и бытовая неустроенность;
б) недостаточные финансовые средства, низкий уровень доходов;
в) отсутствие либо наличие проблем при трудоустройстве;
г) проблемы с устройством ребенка в (до-)школьное учреждение;
д) проблемы в отношении родителей одного либо обоих супругов;
е) наличие вредных привычек (алкоголизм, курение, игромания);
ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы взаимоотношений;
з) неверность супруга(и), ревность;
и) отсутствие общих интересов, отличие в образовании;
к) грубое отношение, домашнее насилие;
л) несовпадение взглядов, точек зрения и убеждений в т.ч. политических, религиозных;
м) желание одного из супругов строить карьеру;
н) трудности с рождением либо воспитанием ребенка;
о) долги;
п) в нашей семье отсутствуют конфликты;
р) иное (укажите, что конкретно) __________________________.

13. Каковы, на Ваш взгляд, главные проблемы молодых семей в России? Можно указать более одного варианта ответов:
а) жилищные проблемы;
б) низкий уровень заработной платы;
в) безработица;
г) необходимость сочетания работы с учебой;
д) отсутствие поддержки со стороны государства;
е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
ж) конфликтные ситуации между родителями и детьми;
з) неготовность молодежи принимать ответственные решения;
и) иное (укажите, что именно) ____________________________.

14. Что чаще всего провоцирует конфликтные ситуации в семьях?
а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, недостаток денег);
б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, отличия в характерах);
в) расхождения ценностей, идеалов;
г) не знаю.

15. Оказывает ли влияние на климат и конфликтные ситуации в Вашей семье социально-экономическая обстановка, которая сложилась в стране?
а) да, довольно значительно;
б) да, незначительно;
в) нет, не влияет;
г) не знаю.

16. Как думаете, серьезно ли отличающаяся этническая (либо религиозная) принадлежность супругов может оказать влияние на конфликты внутри семьи?
а) довольно сильно оказывает влияние;
б) оказывает влияние, но лишь в случае отсутствии любви между супругами;
в) почти не влияет;
г) не знаю.

17. Есть ли прямая зависимость между конфликтами в семье и уровнем образования супругов?
а) конечно;
б) да, но она нечасто проявляется;
в) нет;
г) не знаю.

18. Кто, на Ваш взгляд, должен решать проблемы молодых семей?
а) супруги своими силами;
б) супруги с помощью родных и близких;
в) государство, правительство;
г) иное (укажите, что именно) ___________________________

19. Выскажите свое отношение к политике государства касательно поддержки молодой семьи:
а) считаю, что она эффективна;
б) считаю, что она неэффективна;
в) не знаю.
20. Принимаете ли Вы участие в каких-либо программах государства касательно поддержки молодых семей?
а) нет;
б) нет, но есть желание;
в) да, принимаем участие___________________ (напишите, в каких конкретно)

Спасибо, что приняли участие в нашем опросе!
 

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное – проводится с одним участником;
  • групповое – анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета – участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник – исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос – этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета – вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы – этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы – такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы – они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос – это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Автор статьи

Катерина Леонидовна Боброва

Эксперт по предмету «Социология»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Требования к формулировке социологических вопросов – это правила, которыми руководствуются исследователи при составлении вопросов, необходимых для проведения социологического исследования.

В современном понимании социологические опросы стали применять в науке во второй половине XIX века. Самыми первыми их использовали К. Маркс и Ф. Энгельс во время подготовки своих трудов о положении рабочих. Широкое распространение опросы получили в начале XX века с развитием эмпирической (прикладной) социологии. Сегодня опросы широко применяются в социологическом исследовании, что в какой-то мере становится даже своеобразной визитной карточкой самой науки социологии.

В социологической литературе существует множество правил и советов по составлению вопросов для анкет и интервью, требования помогают избежать грубых ошибок и неэффективных вопросов, ведь если допустить ошибки во время составления вопросов, скорей всего не избежать ошибок и во время формирования выборки, сбора и анализа сведений.

Основные правила составления вопросов

  1. Недвусмысленные характер, к примеру такой вопрос: “Согласны ли вы с утверждением, что стиральный порошок “Миф” лучше отстирывает вещи, чем порошок “Пемос”, как по-вашему можно улучшить качество порошка “Пемос”?”, данный вопрос носит двусмысленный характер, таких вопросов следует избегать.

  2. Простота и краткость – необходимо избегать длинных и сложных для понимания вопросов, не стоит формулировать вопросы, в которых содержатся более 25 слов.

  3. Избегать сложных слов и терминов – не используйте в вопросах слова, которые могут быть не понятны респондентам, так как многие просо могут не знать значение того или иного слова или не правильно его трактовать, в результате ответа на вопрос либо не будет, либо он будет носить не достоверный характер. Стоит избегать сложных технических терминов, сленга, все эти слова заменять более понятными и простыми для понимания.

  4. Избегать двойного отрицания. Пример: ” Вы бы не стали использовать пасту, которую не одобрили стоматологи?” Ответ здесь очевиден, лучше сделать вопрос ясным и не затуманивать его отрицанием очевидного.

  5. Избегать предубежденности при составлении вопроса. Избегайте вопросов, которые заранее подсказывают нужный вам ответ, так как он будет не точным для респондента, но желаемым для исследователя. Таким образом, заведомо создается систематическая ошибка и пристрастность ответов.

«Требования к формулировке социологических вопросов» 👇

Вопросы для телефонного опроса

Помимо анкетных опросов, в социологическом исследовании опросы могут быть телефонными и почтовыми, такие опросы имеют как достоинства, так и недостатки.

К достоинствам можно отнести высокую оперативность результатов, отсутствие влияния интервьюера, большой географический охват, не большое количества затраченных средств, возможность быстрой обработки полученных данных с помощью компьютерной техники.

К недостаткам можно отнести ограничение по времени, использование самых простых вопросов, не возможность использования наглядных материалов, опасность смещения выборки из-за низкого уровня телефонизации (или, например, из-за большого количества незарегистрированных в справочниках номеров).

Вопросы для почтовых опросов

Не потеряли своей актуальности и почтовые опросы, они также имеют свои достоинства и недостатки. Из достоинств можно выделить следующее: удобное для респондента время, отсутствие влияния интервьюера, широкий охват, не высокая стоимость, высокая анонимность.

Почтовые опросы также имеют и недостатки: отсутствие контроля за процессом, при таком опросе нет возможности что-то уточнить или пояснить. Вопросы должны быть простыми и понятными, по времени такой опрос длится долгий период.

Вопросы для интервью

Определение 2

Интервью – это вид общения с человеком, который используется для сбора информации, чаще всего интервью применяется в социологии.

В анкете респондент самостоятельно интерпретирует вопросы в пределах своего собственного знания, в стандартизированном интервью общение обычно строго регламентировано, специально составленными вопросами, которые предназначены для интервьюера. Во время интервью необходимо точно придерживаться вопросов, не искажать их формулировку и последовательность.

Если во время интервью возникает необходимость уточнить неясные понятия или объяснить смысл вопроса интервьюер не должен при этом допускать произвольного толкования и отклонения от смысла первоначальной формулировки вопроса.

Интервью с открытыми вопросами не предусматривает стандартизации поведения между интервьюером и респондентом. Интервьюер задает вопросы и получает на них ответы, которые он должен максимально четко и полно зарегистрировать без добавления лишнего.

Таким образом, правильная формулировка вопроса имеет решающее значение для качества получаемой информации.

Составление вопросов для анкет – это больше искусство, чем наука, главное, чтобы вопросы были понятны аудитории, для составления вопросов необходимо следовать следующим правилам:

  • ясные и понятные вопросы;
  • предполагаемые ответы должны быть удобными для записи;
  • соблюдать порядок размещения предложенных вопросов;
  • удобство анкеты;
  • перед запуском основной анкеты, провести пилотажное исследование;
  • вопросы должны быть короткими;
  • вопросы должны вызывать правдивые и точные ответы;
  • не использовать малоизвестные слова и сложные технические термины;
  • вопросы должны быть последовательными и логичными;
  • если есть необходимость, вопрос может содержать уточнение или пояснение, но при этом формулировка должна быть лаконичной;
  • конкретный характер, избегать абстрактности;
  • в вопросах не должно быть подсказок;
  • вопросы должны предотвращать шаблонные ответы.
  • избегать неприемлемых вопросов, которые могут вызвать негативные реакции;
  • недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Правильная формулировка вопросов, их распределение на анкетном листе и редактирование – дело профессионалове, можно сказать, что речь здесь идет о научной «кухне» социологического исследования.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Чтобы рассчитать количество респондентов, обратитесь к статистическому анализу и отталкивайтесь от размера генеральной совокупности и требуемой точности. Если вы не эксперт в этой сфере, исходите из задачи и бюджета.

Опрос до 300 человек. Например, вы подготовили концепцию дизайна продукта и хотите на ранних этапах узнать, стоит ли выделять на это ресурсы — опросите до 300 человек. Такой опрос стоит недорого, а собранные данные позволят вам сделать выводы.

Опрос на 1000 человек. Например, ваша цель — узнать, насколько бренд известен в России. Тогда нужно минимум 1000 ответов.

Яндекс Взгляд позволяет опросить до 2000 человек. Подробнее в сравнении конструкторов опроса.

Добавьте приглашение. Объясните респонденту, какая цель исследования и зачем ему проходить опрос. Дайте краткую инструкцию по заполнению, если она нужна. Четко сформулируйте правила, чтобы их можно было понять с первого раза.

Плохо Хорошо
Выберите варианты ответов ниже. Мы стремимся сделать наш сервис лучше. Пожалуйста, выберите варианты ответа, которые наиболее точно описывают наш продукт.

Продумайте расположение вопросов. Разместите вопросы от простых к сложным, чтобы респондент с большей вероятностью прошел опрос до конца.

Плохо Хорошо
  • Сколько вам лет?

  • Как часто вы пользуетесь нашими услугами?

  • Почему вы выбрали именно нашу компанию?

  • Почему вы выбрали именно нашу компанию?

  • Как часто вы пользуетесь нашими услугами?

  • Сколько вам лет?

Поблагодарите пользователя. Поблагодарите пользователей за участие в исследовании. Можно добавить поле для замечаний и обратной связи.

Плохо Хорошо
Спасибо, что выбрали нашу компанию. Спасибо за участие в исследовании. Мы будем рады, если вы оцените опрос.

Придумайте понятные вопросы. Формулируйте мысли однозначно, без скрытого подтекста и сложных оборотов. Придерживайтесь правила: один вопрос — одна тема.

Плохо Хорошо
Согласны ли вы с тем, что в наших ресторанах быстро обслуживают и хорошо готовят? Нравится ли вам обслуживание в наших ресторанах?
Вы довольны качеством еды и напитков?

Используйте простые термины. Не используйте сложные термины, которые требуют от пользователя специальных знаний.

Плохо Хорошо
Вы пользуетесь хинтами, чтобы разобраться с функциями кнопок? У каждой кнопки есть всплывающая подсказка — нужно навести на кнопку указатель мыши и чуть-чуть подождать. Вы видели такие подсказки?

Соблюдайте логику. Если респондент уже сказал, что не пользуется сервисом, не стоит спрашивать о частоте использования. Чтобы избежать логических ошибок, настройте условия показа вопросов.

Плохо Хорошо
  • Вы были в нашем ресторане?

  • Вам понравилась музыка?

  • Вы видели рекламу ресторана?

  • Вы были в нашем ресторане?

  • Если был: Вам понравилась музыка?

  • Вы видели рекламу ресторана?

Задавайте вопросы объективно. Вопросы не должны содержать качественных оценок и подсказывать пользователю «правильный ответ». Не давите на респондента явно или скрыто — дайте возможность поделиться собственными впечатлениями.

Плохо Хорошо
Что вы думаете о приветливых менеджерах по работе с клиентами нашей компании? Как быстро вы получили ответ от менеджера по работе с клиентами нашей компании?
Хотели бы вы получить приложение, которое за год научит вас французскому языку? Нужно ли вам приложение для изучения французского?

Охватите все варианты. Старайтесь предусмотреть все возможные ответы и разделить их на варианты так, чтобы пользователь легко выбрал нужный. Это особенно важно, если нельзя написать свой вариант ответа.

Плохо Хорошо

Когда вы в последний раз пользовались нашим приложением?

  • Вчера

  • Два-три дня назад

  • Неделю назад

  • Две недели назад

  • Месяц назад

Когда вы в последний раз пользовались нашим приложением?

  • Вчера или сегодня

  • От трех до семи дней назад

  • Несколько недель назад

  • Больше месяца назад

Придумайте уникальные ответы. Пользователь запутается, если разница в ответах небольшая. Это особенно важно, когда есть только один вариант ответа. Но даже если вариантов несколько, старайтесь не делать их слишком близкими по смыслу.

Плохо Хорошо
Зачем вы обычно ходите на наши конференции?

  • Пообщаться с коллегами

  • Лучше изучить индустрию

  • Расширить кругозор

Зачем вы обычно ходите на наши конференции?

  • Пообщаться с коллегами

  • Узнать что-то новое в индустрии

  • Поработать: я спикер

Пишите просто и понятно. Избегайте формального стиля. Живой естественный язык в опросе дает пользователю понять, что его ответ вам интересен.

Плохо Хорошо
Какова наиболее частая цель посещения вами нашего сайта? Зачем вы обычно заходите на наш сайт?

Формулировки должны быть без жаргона, разговорных выражений и канцеляризмов.

Плохо Хорошо
Случился крэш приложения Приложение неожиданно закрылось
Ага Да
Я являюсь программистом Я программист

В вопросах используйте второе лицо, а в ответах — первое. В вопросах вы всегда обращаетесь к читателю, поэтому выбирайте второе лицо местоимений и глаголов.

Исключение: вопросы-утверждения, с которыми нужно согласиться или нет. В ответах лучше использовать первое лицо или безличную форму, где это возможно.

Плохо Хорошо
Я доволен этим приложением

  • Верно

  • Неверно

Нравится ли вам приложение?

  • Да

  • Нет

Для чего вы чаще всего заходите на наш портал?

  • Читаете статьи

  • Общаетесь с другими пользователями

  • Смотрите видеоролики

Для чего вы чаще всего заходите на наш портал?

  • Читаю статьи

  • Общаюсь с другими пользователями

  • Смотрю видеоролики

Для чего вы чаще всего заходите на наш портал?

  • Почитать статьи

  • Пообщаться с другими пользователями

  • Посмотреть видеоролики

Ведите диалог с пользователем. В удачно составленном опросе вопрос и ответ складываются в естественный диалог. Вместо того чтобы предлагать пользователю закончить фразу, лучше задать ему прямой вопрос.

Плохо Хорошо
Вы предпочитаете смотреть новости:

  • В соцсетях

  • В СМИ

  • Через Яндекс Новости

  • Другое

Где вы читаете новости?

  • В соцсетях

  • В СМИ

  • На сервисе Яндекс Новости

  • Другое

Отметьте, где вы читаете новости:

  • Соцсети

  • СМИ

  • Сервис Яндекс Новости

  • Другое

Используйте универсальные формулировки. Если среди ваших респондентов есть и мужчины, и женщины, старайтесь формулировать вопросы и ответы так, чтобы они подходили всем.

Плохо Хорошо
С какими неудобствами вы столкнулись при вызове технической помощи?

  • Долго ждал помощи, а она не приехала.

С какими неудобствами вы столкнулись при вызове технической помощи?

  • Пришлось долго ждать помощи, которая так и не приехала.

Добавить комментарий