Как составить вопросы к зачету

Как составлять экзаменационные билеты

Составить экзаменационные билеты для студентов или школьников – занятие непростое. Часто для этого нужно учитывать особенности класса или группы, пройденный материал, знания учащихся.

Как составлять экзаменационные билеты

Для составления билетов нужно воспользоваться учебником или пособием, которое использовалось на уроках – это главный источник знаний для студента и ученика, а его конспекты и правила, записанные в тетради – дополнительный материал. Когда в билетах будут обозначены темы, которые учащийся может найти и разобрать с помощью учебника, это повысит его уверенность в себе и позволит более спокойно подготовиться к сдаче экзамена. Если преподаватель во время учебного года давал какие-то дополнительные задания из другой литературы для обязательного прочтения, этот материал также можно включить в обязательный для сдачи его в устной или письменной форме.

Как правило, вначале преподаватель составляет список вопросов по всем темам, пройденным с учениками. Обычно их бывает от 30 до 60, но может быть и больше. Однако стоит учесть, что для успешной подготовки к экзамену количество вопросов должно быть разумным, чтобы учащиеся успели их подготовить в срок. Обычно чем меньше предмет изучается или чем младше ученики по возрасту, тем меньшее количество вопросов им дается. Такой список нужно отдать ученикам заблаговременно, а на основе него составить экзаменационные билеты.

Для начала решите, сколько в каждом билете должно быть вопросов. Если список их не очень велик, можно определить в каждый билет не более двух заданий, но иногда преподаватели готовят даже пять или более вопросов для каждого ученика. Здесь нужно смотреть на простоту таких заданий, количество требуемых билетов для класса или группы, а также учитывать время подготовки учащегося. Потому что если вопросов будет много, а времени дается всего 30 минут, студент физически может не успеть подготовить их все. К тому же вряд ли самому преподавателю захочется выслушивать каждого ученика по часу, что очень утомительно как для экзаменующегося, так и для экзаменатора. Поэтому оптимальное количество заданий в билете должно быть рассчитано на 40 минут подготовки и 10-15 минут ответа. Обычно для любых предметов хватает двух-трех вопросов для одного ответа, в практических дисциплинах место одного вопроса занимает задача.

Главное правило при составлении билетов – это принцип справедливого распределения вопросов в них, без перекосов, то есть чтобы во всех бланках задания были примерно равны по сложности. К примеру, сложное задание разумно поставить вместе с более легким вопросом. Сделать это не так уж просто, поэтому многие преподаватели распределяют задания по какому-нибудь алгоритму, например, берут вопросы с разных концов списка или объединяют их через один, делят по разделам и добавляют в билеты по одному заданию из каждого раздела. В принципе, каждый такой метод распределения достаточно обоснован, поэтому только самому преподавателю остается решать, каким воспользуется он. После написания билетов их нужно утвердить на кафедре, у директора или на педсовете в школе.

ВИКТОРИНА “ЧИСЛА…ЧИСЛА…”

(не ответил – узнай ответ у друга)

1. Знак математического действия из четырех букв.

2. Записать из одной или нескольких цифр .

3. Часть прямой, которая ограничивается двумя точками .

4. Многоугольник, в котором имеется четыре вершины .

5. Старинная мера длины из четырех букв .

6. Часть прямой, которая ограничивается с одной точкой .

7. Упражнения, выполняемые с помощью рассуждений .

8. Число разрядов в классе .

9. Как называют числа, которые перемножают?                                  

10. Чему равно произведение m  и  1?

11. Отрезок координатного луча .

12. Как называют результат умножения?  

13. Сколько сантиметров в одном квадратном дециметре .

14. Что означает, решить уравнение?

15. Какой доле килограмма равен 1 грамм?  

16. Что называют процентом?                                            

17. Какой угол называют развернутым?  

18. Место, занимаемое цифрой в записи число .

19. Натуральный корень уравнения Х2 = Х .

20. Как называют сотку?

21. Отрезок, который соединяет точку окружности с центром .

22. Единица массы драгоценных камней .

23. Как называют равенство двух отношений?  

24. Как называют первое число при делении?  

25. Чёртова дюжина в квадрате .

26. Наименьшее четырёхзначное число, составленное из цифр 6, 1, 4, 3. Цифры не               должны повторяться .

27. Соотношение между числами?  

28. Результат действия .

29. Фигура, которая состоит из трёх точек и трёх отрезков, их соединяющих .

30. Единица массы, равная 1000 кг .

31. Счётный прибор, которым пользовались древние греки и египтяне .

32. Прямоугольник, все стороны которого равны .

33. Наименьшее четырёхзначное число.

34. Мера длины в прежней России – это расстояние от плеча до конца среднего

пальца вытянутой руки .

35. Что записывает ученик в тетради перед примером или задачей?  

36. Нахождение всех корней уравнения .

37. Самое маленькое натуральное число .

38. Английский учёный – путешественник, который в 1120 году ввёл в Европе десятичную систему записи чисел .

39. Единица длины, равная длине первой фаланги большего пальца руки .

40. 28(29)-30 – 31 дней .

41. Единица массы, равная 100 кг .

42. Сторона грани прямоугольного параллелепипеда .

43. Одна из основных величин, характеризующих геометрическое тело,

например, куб, параллелепипед.

44. Единица площади многих западных стран .

45. Число, которое иногда получается при делении .

46. Площадь квадрата со стороной 10 м .

47. Совокупность символов для обозначения математических объектов.

48. Часть круга, ограниченная двумя его радиусами и дугой окружности .

49. Центральный угол, длина дуги которого равна радиусу .

50. Одна из характеристик вектора .

51. Выдающийся древнегреческий математик (III в. до н. э. ), автор сочинений

«Начала»  

52. Наука о числах и операциях над ними .

53. Вертикальная, горизонтальная или наклонная прямая, к которой неограниченно приближается график функции .

54. Утверждение, не требующее доказательства .

55. То, что приходится делать в уме, если нет калькулятора .

56. Учебник, напичканный задачами .

57. Ученый, прозревший после удара по голове .

58. Математическое действие, воспетое в песне Шаинского .

59. Близкий родственник квадрата .

60. Школьная крыса .

61. Богатый родственник квадрата. Богаче в шесть раз .

62. «Если долго мучиться, что-нибудь получится. . . »  

63. «А ну-ка, отними!» наоборот .

64. Зловещее место в Бермудах .

65. Проблеск света в темном царстве .

66. Что бывает даже у любого  ученика, если очень постараться .

67. Ученый, который любил купаться в ванной .

68. Связь между числителем и знаменателем .

69. Дырка от бублика .

70. Забор для математических действий .

71. Привычное место непослушного ребёнка .

72. Постоянная величина в данной задаче .

73. Среднеазиатский философ, врач, математик, астроном конца Х – Х?????I веков  

74. Соразмерность, пропорциональность в расположении частей чего – либо по обе стороны от середины центра .

75. Русская мера длины, равная 2 м 13 см .

76. Произвольная линия .

77. Научно-популярный физико-математический журнал .

78. Старинная русская денежная единица, равная 1 копейки .

79. Один из видов уравнений .

80. Местоположение точки на прямой .

81. Стоимость одного изделия или единицы товара .

82. Французский математик Х в. , который ввел координаты точки на плоскости .

83. Число богатырей на известной картине В. М. Васнецова .

84. Автор четырехзначных математических таблиц .

85. Прибор для измерения углов на местности .

86. Часть круга, отсекающаяся хордой .

87. Четная тригонометрическая функция .

88. Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла .

89. Точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы предписаний (операций).

90. Три теленка. Сколько ног?

91. Отношение длины линий на плане или карте к длине линии на местности  

92. Вторая буква греческого алфавита .

93. Монета достоинства в 3 копейки .

94. ОХ -это ось абсцисс, ОУ -это…,ОZ – это … .

95. Денежная единица Франции, Бельгии, Швеции и некоторых других стран  .

96. Необходимая часть текста задачи .

97. Утверждение, требующее доказательства .

98. Результат сложения однородных величин .

99. Числовой, буквенный или иной символ, которым снабжается обозначение математической величины .

100. Многочлен, содержащий в точности три члена .

101. Авторы учебника «Математика 5 класс » .

102. Конечная область вместе с границей .

103. Единичный вектор .

104. Вторая степень числа .

105. Связь между величинами, выражения условными знаками .

106. Первая русская женщина-математик .

107. Метка, предмет, условное изображение чего-нибудь .

108. Древнегреческий ученый, известна формула площади треугольника его имени  

109. Единица языка, служащая для названия отдельного понятия .

110. Прибор для измерения и построения углов .

111. Знак корня .

112. Получени6е образования, усвоение каких-либо знаний, навыков .

113. Как называется в геометрии, длина замкнутого контура .

114. Мера бумаги, прежде равная 480 листам, а в метрической системе 1000 листам.

115. Чему равен диаметр окружности, если радиус равен 50?  

116. Угол разбивает плоскость на две части. Как называется каждая часть?

117. Как называется отношение противолежащего катета к гипотенузе в

 прямоугольном треугольнике?

118. Как называется ломаная , если у нее концы совпадают?

119. Чему равна площадь прямоугольника?

120. Что больше: пять третьих или три вторых?

121. Чему равно десять в третьей степени ?

122. Как называется зависимость переменной у от переменной х, при которой

каждому значению переменной  х соответствует единственное значение

 переменной у?

123. Как называется уравнение вида ах4 + вх2 + с = 0, где а  не = 0? 

124. Как называется последовательность, каждый член которой, начиная со

 второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом?

125. Чему равно пять в минус второй степени?

126. Как называется угол поворота по часовой стрелке?

127. Чему равен синус тридцати градусов?

128. Какой знак имеет синус в третьей четверти .

129. Чему равен приближенно один радиан?

130. Что означает приставка «Би»?

131. Чему равен угол в квадрате?

132. Сколько земли в дыре глубиной 2м, шириной 2м, длиной 2м?

133. Кто (Что) в году четыре раза переодевается?

134. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? .

135. Один человек купил трех коз и заплатил 3 руб. Спрашивается: почему пошла каждая коза?

136. Линия, соединяющая центры оснований цилиндров .

137. Как называется абсолютная величина числа?

138. График квадратной функции .

139. Как называется все значения независимость переменной?

140. Как называют сотую часть рубля?

141. Чему равен объем куба с ребром 2см?

142. Что найдем, если расстояние разделим на скорость?

143. Сколько ребер у куба?

144. Шоколадка стоит 10 рублей и еще половина шоколадки? Сколько стоит шоколадка?

145. Когда заходим в школу мы поднимаемся по лестнице. Сколько ступенек на лестнице?

146. Почему штативы к фотоаппаратам , рояль имеют три ноги, а не четыре?

147. Какое число делится на все числа без остатка?

148. Как называется точка Д луча ДЕ?

149. Единица массы, равная 10 центнерам .

150. Проживают в трудной книжке   хитроумные братишки.

         10 их, но братья эти   сосчитают все на свете.  

151. Когда исполнится козе 7 лет, что будет дальше .

152. Какие три числа, если сложить или перемножить дают и тот же результат?

153. Как называются прямые, если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны?

154. В каком году родился А. С. Пушкин?

155. Первый космическая скорость.

156. Самая длинная река в мире – это Нил. Чему равна ее длина?

157. Чему равняется число Авогадро?

158. Сколько глав в романе «Евгений Онегин»?

159. Какой год был следующим за 74-ом годом до нашей эры?

160. Сколько ног у пауков?

161. Сколько граммов составляет 1 моль этиловый спирт?

162. Ускорение свободного падения чему равняется? (9,8 м/с2).

163. Сколько положений эволюционной теории развития органического мира?

164. Сколько видов животных существует на земле?

165. Сколько строк в строфах в романе «Евгений Онегин»

166. Самая высокая гора – это Гималаи (пик Джомолунгма или Эверест? Чему

равна высота этой вершины?

167. Чему равна молекулярная масса воды?)

168. Чему равен 1 пуд?

169. Шла старуха в Москву. Навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в

 Москву?

170. Какова глубина озера Байкал?

171. К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз

увеличилось число?

172. Какую часть часа составляет 20 мин?

173. Периметр прямоугольника равен 64 см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром?

174. Какого года рождения наш президент – Владимир Владимирович Путин?

175. Какой знак надо поставить между двойкой и тройкой, чтобы получилось

 число больше 2 и меньше 3?

176. Как называется треугольник со сторонами 3,4,5?

177. Как называется угол с вершиной в центре окружности?

178. Разделите сто на половину, сколько будет?

179. В каком году Христофор Колумб открыл Америку?

180. Чему равняется произведение чисел 7,8,125?

181. Какой буквой записывалось число 50 в Древнем Риме?

182. Чему равно произведение: 13*15*0*0,1?

183. Что легче: 1кг ваты или 1кг железа?  

184. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?

185. Что больше: 34*56 или 43*55?

186. Чему равняется 1% метра?

187. Прибор для измерения углов?

188. Специфическая единица измерения объема нефти?

189. Наука, изучающая свойства фигур в пространстве?

190. Что такое экер?

191. Чему равен один фунт?

192. Может ли угол параллелограмма быть равным 2000?

193. Фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудаленных от одной точки?

194. Переведите на древнегреческий язык слова «натянутая тетива».

195. Что больше: 5 или корень из 28 ?

196. Площадь квадрата 49 см2. Чему равен его периметр?

197. Единица измерения скорости на море?  

198. Может ли при умножении получиться нуль?

199. Зачем нужна рейсшина?

200. Мог ли Омар Хайям быть учеником Евклида?

http://le-savchen.ucoz.ru/img/img_1/Deti_4.png                                                http://le-savchen.ucoz.ru/img/img_1/Deti_5.png                                       http://le-savchen.ucoz.ru/img/img_1/Deti_3.png

Формирование списка экзаменационных билетов, или билетов для зачета, может быть полезным при документировании фонда оценочных средств для аттестации по какой-либо дисциплине. Методические рекомендации требуют, чтобы в ФОС (фонде оценочных средств) были сформированы

  1. примерный перечень вопросов к экзамену (дифференцированному зачету/зачету), для оценивания результатов обучения в виде “знаний”
  2. примерный перечень простых практических контрольных заданий к экзамену (дифференцированному зачету/зачету), для оценивания результатов обучения в виде “умений”
  3. примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к экзамену (дифференцированному зачету/зачету), для оценивания результатов обучения в виде “владений”

Билеты должны формироваться случайной выборкой из приведенных выше перечней, при этом каждый билет должен включать в себя вопрос, простое ПКЗ (практическое контрольное задание), комплексное ПКЗ (практическое контрольное задание). Таким образом есть задача по готовым спискам вопросов/заданий разных типов/тем/категорий сформировать определенное число билетов. Калькулятор ниже и предназначен для решения этой задачи.

Здесь вы можете указать число категорий, то есть типов вопросов/заданий (я решил пока ограничиться тремя, как рекомендуют, но если оставите комментарий, добавлю больше), и ввести перечень вопросов – по одному вопросу на каждой строке. Также можно указать способ формирования билетов, отдельно для каждой категории.
Для каждой категории можно:

  • указать число вопросов, которые должны попасть в билет из данной категории. По умолчанию берется по одному вопросу.
  • задать, как выбираются вопросы: по порядку (т.е. билет №1 содержит первый вопрос из перечня, билет №2 – второй вопрос из перечня, и т.д.) или случайным образом (т.е. билет №1 содержит, например, 18 вопрос из перечня, билет №2 – 7 вопрос, и т.д.). Вопросы не повторяются, вопрос, уже внесенный в билет, пропадает из списка вопросов, доступных для выбора.
  • если число билетов, которые нужно сформировать, больше числа доступных вопросов в какой-либо категории, надо выбрать настройку “начать сначала при исчерпании”. В противном случае генератор будет считать, что вы не полностью заполнили перечень вопросов и генерация остановится.

В форме ниже уже заполнены списки вопросов и настройки категорий, которые должны хорошо иллюстрировать логику работы генератора. Если нужны еще какие-то настройки, пишите в комментариях.

PLANETCALC, Создание билетов для зачета или экзамена по спискам вопросов различных типов

Создание билетов для зачета или экзамена по спискам вопросов различных типов

Количество КАТЕГОРИЙ вопросов/задач в билете

Первая категория

Список вопросов из первой категории

Вторая категория

Список вопросов из второй категории

Третья категория

Список вопросов из третьей категории

Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.

Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.

Правильный вопрос: какой он?

Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Почему так важно уметь задавать нужные вопросы? 

Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.

Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.

А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.

Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»

Чего можно добиться правильным вопросом?

 Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:

  • пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
  • повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
  • управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
  • удерживать инициативу в общении.

Спрашивать могут не все. Задавать вопросы – удел смелых людей, которые не боятся обозначить свою позицию, раскрыть собственную систему ценностей собеседнику.

Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Типы вопросов

Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.

Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!

Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.

Закрытый вопрос

Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».

С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».

Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».

Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.

Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)

Открытый вопрос

Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.

Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.

Особенность таких вопросов в следующем:

  • собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
  • у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
  • открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
  • партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.

Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.

Наводящие вопросы

Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.

Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».

В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:

  • разве,
  • конечно,
  • ведь,
  • тоже,
  • не правда ли.

Есть также основные, второстепенные и последующие вопросы. Их можно продумать заранее или задать спонтанно. Цель таких вопросов – уточнить услышанное.

Альтернативные вопросы

Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.

Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»

Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.

А вот для беседы с чрезмерно разговорчивым человеком рекомендуются закрытые вопросы

Название

Риторический вопрос

На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.

Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»

Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.

Переломный вопрос

Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.

Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»

Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.

Вопрос для обдумывания

С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.

Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»

Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.

Зеркальный вопрос

Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.

Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.

Контрольный вопрос

Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.

Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).

Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.

Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:

  1. Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
  2. Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
  3. Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.

Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.

Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.

Сессия – «горячая пора» для каждого студента. Приходится сдавать множество зачетов и экзаменов. С письменными испытаниями большинство справляется успешно. Кто-то использует собственные знания, кто-то – старые добрые шпаргалки, а есть и такие, что заказывают помощь со стороны. Что касается устных экзаменов и зачетов, то при их сдаче проблемы возникают чаще. Причины могут быть разные – от банальной нехватки времени на подготовку до отсутствия взаимопонимания с преподавателем. Чтобы избежать подобных недоразумений и успешно сдать сессию, многие молодые люди предпочитают обратиться за помощью к специалистам.

Подготовка к экзамену

Порядок проведения устного зачета

Для начала давайте разберемся, как проходит устный зачет. Обычно преподаватель делит студентов на группы по 5-6 человек. Каждый из них тянет билет, который содержит 2-3 вопроса (в зависимости от предмета). Молодым людям дается время на подготовку. За 20-30 минут они могут обдумать вопросы и записать на них краткий ответ. После беседы с экзаменатором студент покидает аудиторию, а ему на смену приходит другой.

Следующий этап – непосредственное общение с преподавателем. Оно может оказаться сложным и зависеть от:

  • посещаемости лекций;
  • уровня знаний студента;
  • личных взаимоотношений с экзаменатором.

Тот, кто справился с подготовкой первый, идет общаться с преподавателем. Зачитав вопрос, студент дает на него максимально исчерпывающий ответ. В процессе общения опытный учитель понимает, понимают молодые люди предмет или нет. Если отвечающий спокойно излагает информацию и демонстрирует хорошие знания, его могут прервать и попросить перейти к следующему вопросу. Чтобы проверить, имело ли место списывание, преподаватель может задать уточняющие вопросы по теме.

Мнение о том, что экзаменатор делает все возможное, чтобы «утопить» отвечающего, ошибочно. Поняв, что студент ориентируется в материале, преподаватель может «вытянуть» его наводящими вопросами. Поэтому, если молодые люди посещали лекции и исправно вели конспекты, проблем со сдачей зачета не возникнет.

Беседа с преподавателем: как наладить контакт?

Преподаватели – тоже люди. У каждого свой характер, манера поведения, принципы, личные качества. Об этом нужно помнить всегда. Чтобы беседа с экзаменатором была направлена «в нужное русло», предлагаем несколько рекомендаций студентов «со стажем»:

  1. Дресс-код или что одеть на зачет. Глубокие декольте, обтягивающие мини-юбки, рваные джинсы, яркие толстовки – это не одежда для встречи с преподавателем. Студент должен уважать свое учебное заведение и его правила, поэтому для похода на зачет нужно выбирать строгий деловой стиль. Девушкам важно «не переборщить» с макияжем. Хоть многие считают, что яркая внешность способна отвлечь учителя от отсутствия знаний по предмету, но на самом деле это не так.
  2. Доброжелательный тон и деловое общение. Зачет – не дружеская беседа за чашечкой кофе. Даже если в процессе учебы с экзаменатором сложились хорошие отношения, молодым людям нужно внимательно следить за речью. Вежливое и уважительное отношение обязательно будет оценено преподавателем. Но тут важно «не переиграть». За время работы в ВУЗе люди не только совершенствуют свои знания и передают их другим, но и становятся хорошими психологами. Неискреннее отношение чувствуется сразу. Об этом нужно помнить всегда.
  3. Правильное построение ответа. Не существует четких правил оформления ответа на вопросы билета. Каждый студент пишет так, как ему удобно. Можно изложить всю информацию, зафиксировать тезисы, подготовить план. Главное, чтобы в беседе с преподавателем было понятно, что отвечающий знаком с материалом. Хорошо, если в процессе разговора студент затронет тему, связанную с вопросом билета. Это позволит продемонстрировать его интерес к дисциплине и глубину знаний.

Зачет – это лотерея. Его успешная сдача часто зависит от простого везения. У каждого опытного студента есть история о том, как он умудрялся выбирать единственный не выученный билет. Главное – не теряться и помнить, что в голове все равно осели какие-то знания. Паника – не лучший помощник для отвечающего. Ели удача повернулась к вам спиной, попробуйте вспомнить что-нибудь, связанное с вопросом билета. Преподаватели тоже не любят тратить время на переэкзаменовки. Если учитель почувствует, что какие-то знания в голове студента есть, он предпримет все силы, чтобы «достать их оттуда».

Подготовка к экзамену

Правила поведения или как справиться с волнением

Для студента, который отправляется сдавать устный зачет, важен внутренний настрой. Не имеет значения, являетесь ли вы отличником, хорошистом или двоечником – волнуются все. Причины нервозности могут быть разные:

  • Недоученные билеты. Многие боятся, что на зачете попадутся именно они. Нужно постараться отогнать эти мысли и поверить в собственные знания и удачу.
  • Плохое настроение преподавателя. С подобным страхом обычно сталкиваются студенты-первокурсники, которые перед зачетом слушают рассказы старших товарищей. Выше мы рассказали о нескольких простых правилах общения с экзаменатором. Воспользуйтесь ими, и все пройдет гладко.
  • Неуверенность в собственных силах. Подобные опасения возникают при сдаче сложных предметов. Вспомните о том, что не зря весь семестр посещали занятия. Можно подготовить шпаргалки. Пользоваться ими не обязательно, но процесс написания поможет запомнить материал.
  • Другие страхи. Не нужно думать о том, что на зачете могут возникнуть какие-то другие трудности. Вас ждет успех! Такой настрой должен обязательно присутствовать перед походом в ВУЗ.

Не надо пытаться что-то «доучивать» в день зачета. Лучше выйти пораньше и немного прогуляться перед предстоящим испытанием. Свежий воздух поможет успокоиться. Не окажется лишним и ранний приход в аудиторию. У студента будет достаточно времени, чтобы осмотреться, выбрать подходящее место и решить, когда заходить в класс.

Тем, кто сильно волнуется перед зачетом, не рекомендуется долго ждать под кабинетом. Оптимальный вариант – заходить после первой пятерки. Это позволит выяснить:

  • какое настроение у преподавателя;
  • задает ли экзаменатор дополнительные вопросы;
  • удалось ли кому-то использовать шпаргалки или нет.

Если уровень знаний «оставляет желать лучшего» или дисциплина оказалась слишком сложной для понимания, лучше заходить в аудиторию в конце. Такое решение можно принимать только при условии, что экзаменатор не отличается вспыльчивым характером. В противном случае, если преподавателю надоест слушать глупости, шансы «успешно проскочить» снизятся практически до нуля.

Когда бы ни решил студент заходить в кабинет, алгоритм его последующих действий таков:

  • Поздороваться с преподавателем. Приветствие должно быть сдержанным и культурным, допускается легкая улыбка.
  • Выбрать билет. Не стоит гадать или пытаться определить, в каком порядке они разложены.
  • Занять место. Если экзаменуемый не идет в первой пятерке, выбирать ему не приходится, он садится за освободившуюся парту. При наличии выбора, сесть лучше в середине аудитории. Задние и боковые места обычно садятся те, кто списывает, и преподаватели об этом хорошо знают.
  • Ознакомиться с содержанием билета. Не стоит сразу «бросаться в бой» и писать все, что вспомнилось. Несколько минут нужно посидеть, успокоиться и подумать, как изложить информацию.
  • Определиться с построением ответа. Студенты «со стажем» имеют свой подход. Первокурсникам рекомендуем составить план, а затем записать по нему тезисы. Так будет гораздо легче построить беседу с экзаменатором. Записывать ответы на вопросы можно в любом порядке, поэтому начинать нужно с более знакомой темы. Это позволит оставить больше времени на обдумывание остальных вопросов.

Когда подготовка позади, отвечающий подходит к столу экзаменатора. Обычно студенты отвечают в порядке очереди, но если удалось справиться раньше, можно сообщить об этом преподавателю. Это существенно увеличит шансы на успех, так как будет понятно, что к зачету готовились и хорошо усвоили материал.

При разговоре надо следить за своей интонацией и тоном. Спокойная и размеренная речь лучше воспринимается экзаменатором. Желательно не делать большие паузы, это лишит экзаменатора возможности задавать в процессе беседы дополнительные вопросы.

Опытный педагог способен определить уровень знаний по первым 5-7 предложениям. Даже если материал был не слишком хорошо усвоен и вы «плаваете» в теме, надо постараться продумать и уверенно произнести вступительную часть ответа.

Не стоит расстраиваться, если в процессе беседы экзаменатор будет делать замечания или задавать уточняющие вопросы. Растеряться при сдаче зачета может каждый, и педагог об этом прекрасно знают. Приняв замечания и поправив ответ, можно заслужить его расположение.

Готовясь к ответу, надо обращать внимание на вопросы, которые задаются другим студентам. Возможно, они будут касаться вашей темы, и услышанную информацию можно будет использовать.

Студентам, которые не готовы к зачету, нельзя заходить в аудиторию в компании отличников. Реакция педагога на мямлящего отвечающего после блестящего ответа может быть непредсказуемой.

Что же делать, если оказались совершенно не готовы к предстоящему испытанию? Можно воспользоваться помощью со стороны. Устный зачет на заказ – одна из услуг, которую оказывают исполнители фриланс-биржи «Напишем». Такие заявки выполняют только квалифицированные специалисты, в совершенстве владеющие предметом.

Каким бы ни был уровень подготовки, на зачет идти нужно. Преподаватели не любят тех, кто впервые появляется перед ними на переэкзаменовках, по их мнению, это проявление неуважения.

Перед входом в аудиторию нужно максимально успокоиться и поверить в себя. Ничего не знать может только студент, который вообще не посещал лекции. Время на парах не проходит даром. Все равно какая-то информация откладывается в голове.

Спокойствие, уверенность в себе, умение правильно себя вести и грамотная речь – вот основное оружие не готового к зачету студента. Нельзя также забывать о необходимости визуального контакта. Педагог, который увидит перед собой ерзающего на стуле и отводящего взгляд молодого человека, сразу все поймет.

Добавить комментарий