Тест по теме Муниципальное право России с ответами
Правильные ответы отмечены +
1. К источникам муниципального права относятся:
+ внешние формы, которые выражают муниципально-правовые нормы;
– учебные пособия, монографии и труды по изучению актуальных проблем муниципального права;
– граждане и органы муниципальной власти, которые обладают правами решать местные вопросы.
2.тест. Каким источником муниципального права служит нормативный правовой акт, который был принят посредством местного референдума?
+ Локальным;
– Территориальным;
– Корпоративным.
3. Предметом муниципального права являются:
+ общественные отношения, касающиеся осуществления местного самоуправления;
– процедура принятия решений по местным вопросам муниципальными органами власти;
– комплекс задач, которые стоят перед муниципальными властями в процессе местного самоуправления.
4. Понятие муниципального права как отрасли:
+ это система правовых норм, которые направлены на урегулирование отношений, касающихся реализации населением в допустимых формах местного самоуправления в ходе решения местных вопросов, а равно при осуществлении определенных государственных полномочий в рамках одного муниципального образования;
– это комплекс знаний, представлений и идей о правовом регламентировании местного самоуправления;
– это комплекс законодательных норм, которые призваны регулировать вертикальные отношения власти-подчинения, субъектами которых, с одной стороны, выступает государство в лице его властных органов, а с другой – граждане.
5. Кто является общим индивидуальным субъектом муниципального права?
+ Граждане;
– Депутаты;
– Муниципальное образование.
Тест – 6. Принцип муниципального права, заключающийся в запрещении указывать местным органам, как именно им следует осуществлять муниципальную власть, – это принцип:
+ относительной самостоятельности местного самоуправления;
– развития местного самоуправления на всей территории РФ;
– народовластия.
7. Как классифицируются нормы муниципального права в зависимости от их содержания?
+ Материальные и процессуальные;
– Общие, детализирующие и исключающие;
– Императивные и диспозитивные.
8. Муниципальное право является:
+ самостоятельной отраслью права;
– институтом государственного права;
– входит в Особенную часть административного права.
9. Норма Конституции РФ, гарантирующая и признающая в государстве местное самоуправление, является:
+ обеспечительной;
– декларативной;
– оперативной.
10. Что выступает объектом муниципальных правоотношений?
+ Материальные или нематериальные блага, которые определяют взаимодействие между субъектами правоотношений;
– Направления деятельности, в которых осуществляют свою работу местные органы власти;
– Основные начала, которыми руководствуется в своей деятельности муниципальная власть.
11 – тест. Теория, согласно которой местное самоуправление сочетает в себе как публично-властные, так и общественные начала, называется:
+ дуалистическим подходом;
– политической теорией;
– теорией социального обслуживания.
12. Какой этап проявления местного самоуправления считается самым ранним на Руси?
+ Вечевая демократия;
– Дворянские советы;
– Земское самоуправление.
13. Что признается системой актов права, целью которых служит регулирование общественных отношений в области местного самоуправления?
+ Правовые основы местного самоуправления;
– Консолидация источников муниципального права;
– Методы муниципального права.
14. Муниципальная собственность:
+ представляет собой самостоятельную форму собственности;
– является составной частью государственной собственности;
– на государственном уровне не признается.
15. Кем определяется структура местных органов власти?
+ Самим населением;
– Исполнительными органами власти субъектов РФ;
– Федеральным законодательством.
16. Что называется городским поселением?
+ Город или поселок, где местная власть реализуется населением непосредственно или посредством выборных и иных органов местного самоуправления;
– Городской округ, который поделен на внутригородские районы;
– Территория вне границ поселений.
17. Федеральные органы власти в области местного самоуправления полномочны:
– определять общие начала и основы организации местной власти на всей территории государства;
– регулировать ответственность местной власти по предметам ведения субъектов РФ;
– регулировать содержание прав и обязанностей государственно-властных органов субъектов РФ в области реализации местного самоуправления.
18. Официальные символы муниципальных образований:
+ учреждаются уставами этих муниципальных образований;
– не подлежат государственной регистрации;
– не должны отражать местные исторические традиции.
19. Территория с низкой плотностью сельского поселения ниже средней плотности сельского поселения по России:
+ более чем в три раза;
– более чем в два раза;
– более чем в пять раз.
20. Что не является преобразованием муниципальных образований?
+ Упразднение;
– Смена статуса;
– Объединение.
21. Какова максимальная численность сельского поселения с низкой плотностью, которое может быть упразднено решением населения, принятым на сходе граждан?
+ 100 человек;
– 150 человек;
– 200 человек.
22. Кто обладает полномочием по назначению местного референдума?
+ Представительный орган муниципального образования;
– Глава муниципального образования;
– Глава исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
23. Когда должен быть назначен местный референдум после того, как соответствующие документы попали в представительный орган муниципального образования?
+ В течение 30 дней;
– В течение 20 дней;
– В течение 45 дней.
25. Кем должно быть утверждено решение, принятое на местном референдуме?
+ Оно не нуждается в дополнительном утверждении;
– Главой муниципального образования;
– Представительный органом субъекта РФ.
26. В поселении с какой численностью граждан, обладающих избирательным правом, не проводится сход граждан, выполняющий функции представительного органа?
+ Более 1000 человек;
– Не более 100 человек;
– От 100 до 300 человек.
27. Староста сельского населенного пункта:
+ не может находится в трудовых отношениях с органами местного самоуправления;
– может назначаться из числа лиц, имеющих непогашенную судимость;
– может замещать государственную должность.
28. Какие органы местного самоуправления не являются обязательными?
+ контрольно-счетные;
– представительные;
– исполнительно-распорядительные.
29. Кто не может стать инициатором отправления в отставку главы муниципального образования?
+ Представительный орган субъекта РФ;
– Муниципальный представительный орган;
– Глава исполнительной власти субъекта РФ.
30. Средства самообложения на местном уровне предполагают:
+ разовые платежи граждан;
– систематические платежи наравне с налогами;
– добровольные пожертвования граждан местным органам власти.
15 вопросов
Выполним любые типы работ
- Дипломные работы
- Курсовые работы
- Рефераты
- Контрольные работы
- Отчет по практике
- Эссе
Практические
задания по теме «Муниципальное право»
Задача №1.
На территории с
высокой плотностью населения имеются два хутора на разных берегах реки. Река
брода не имеет. Мост находится на 20 км. ниже по течению.
Вопрос: Могут ли
эти два хутора быть объединены в одно поселение, если в течение рабочего дня
сходить пешком из одного хутора в другой не представляется возможным?
Ответ: В
соответствии с п.11 ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003
г. границы сельского поселения, в состав которого входят два и более
населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности
до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей
всех населенных пунктов, входящих в его состав. Указанные требования в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на
территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и
труднодоступных местностях (п. 11 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N
186-ФЗ), однако в данном случае речь идёт о территории с высокой плотностью
населения. Так что ответ однозначен: не могут.
Задача №2.
Главой
администрации Н-ской области издано постановление о реформе библиотечного дела
на территории области. Главам муниципальных районов поручается в месячный срок
провести реорганизацию всех библиотек области.
Вопрос: Можно ли
данное постановление реализовать на практике?
Ответ: Данное
постановление можно реализовать на практике только при условии принятия
соответствующих постановлений в муниципальных образованиях области. В соответствии
со ст.14-16 ФЗ-131 организация библиотечного дела на территории соответствующих
муниципальных образований отнесена к вопросам местного значения соответственно
поселений, муниципальных районов (межпоселенческие библиотеки) и городских округов.
Разумеется, существуют государственные библиотеки регионального уровня. Если
реформа библиотечного дела в данной области действительно необходима, её можно
осуществить совместными усилиями органов государственной власти субъекта РФ и
органов местного самоуправления.
Задача №3.
В посёлке Луговое
был проведён референдум о газифицикации данного сельского поселения. Было
принято решение о сборе с каждого жителя 15 тыс. руб. для проведения газоотвода
высокого давления из райцентра до посёлка.
Вопрос: Какие
нормы закона были нарушены при проведении данного референдума?
Ответ: Поскольку в
данном случае речь идёт о проведении газоотвода из районного центра, то данный
референдум фактически рассматривал вопросы местного значения муниципального
района, что противоречит ч.4 п.1 ст.15 ФЗ-131.
Задача №4.
Проведён местный
референдум об изменении взаимной границы двух муниципальных образований.
Решение принято положительное.
Вопрос: Каким
правовым актом данное решение должно быть закреплено?
Ответ: Ответ
прост: законом субъекта РФ. В соответствии со статьёй 12 ФЗ-131, изменение
границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской
Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов
государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов
государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом. Инициатива
населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке,
установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом
субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного
референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов
государственной власти об изменении границ муниципального образования
оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов
государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ
муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной
кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального
образования, в период кампании местного референдума (в ред. Федерального закона
от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
Необходимо
учитывать также следующее:
·
Изменение
границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих
в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других
муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и
(или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного
частью 3 статьи 24 ФЗ-131, либо на сходах граждан с учетом мнения
представительных органов соответствующих муниципальных районов.
·
Изменение
границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав
населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия
населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования,
предусмотренного частью 3 статьи 24 ФЗ-131, либо на сходах граждан с учетом
мнения представительных органов соответствующих поселений.
·
Изменение
границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий
отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов
соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений,
осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами
соответствующих муниципальных районов и поселений.
·
Уменьшение
численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов
относительно минимальной численности населения, установленной пунктом 6 части 1
статьи 11 настоящего Федерального закона, после установления законами субъектов
Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями настоящего
Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования
органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры
изменения границ поселений.
Задача №5.
При подготовке
устава сельского поселения группа депутатов предложила провести выборы на
территории поселения нового совета по мажоритарной системе. В поселении
проживают 1 500 избирателей и в его составе находятся два хутора: в одном
– 150 избирателей, в другом – более 300.
Вопрос: Какие
организационные мероприятия необходимо провести для осуществления данного
предложения?
Ответ: Прежде
всего, необходимо сформировать одномандатные и (или) многомандатные
избирательные округа с соблюдением требования о примерном равенстве одномандатных
избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней
нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в
труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 30 процентов. Избирательный
округ образует единую территорию: не допускается образование избирательного
округа из не граничащих между собой территорий. Поэтому в данном случае
на территории каждого хутора должен быть создан избирательный округ (округа).
При образовании
многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа
избирателей на один депутатский мандат. Кроме того, необходимо образовать избирательные
участки постановлением главы местной администрации поселения с тем, чтобы на
территории каждого из хуторов находился избирательный участок (ст.18 и 19
Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Задача №6.
Представительный
орган городского округа принял решение об установлении новой формы налога – на
недвижимость. Этот налог должен платиться непосредственно жителями, имеющими
отдельные здания, строения и сооружения.
Вопрос:
Правомерно ли поступила городская Дума?
Ответ: городская
Дума поступила неправомерно. В соответствии с п.2 ст.16 ФЗ-131, действительно,
к вопросам местного значения городского округа относится установление,
изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа. В соответствии с
п.10 ст.35 указанного закона, установление, изменение и отмена местных налогов
и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах относится к исключительной компетенции представительного органа
муниципального образования. Необходимо, правда отметить, что нормативные
правовые акты представительного органа муниципального образования,
предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов,
осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на
рассмотрение представительного органа муниципального образования только по
инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной
администрации (п.12 ст.35). Однако п.1 ст.47 ФЗ-131 говорит о том, что муниципальные
правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального
образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов
местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии
с Налоговым кодексом Российской Федерации, то есть к данному постановлению применяется
особое правовое регулирование.
В
соответствии же с п.6 ст.12 ч.1 Налогового Кодекса РФ не могут устанавливаться
федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные
настоящим Кодексом. Ст.15 ч.1 Налогового Кодекса вводит закрытый перечень местных
налогов (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ):
1)
земельный налог;
2)
налог на имущество физических лиц.
Как
видим, налога на недвижимость здесь нет.
Задача №7.
Жители сельского
поселения Петровское обратились к главе муниципального района с предложением
освободить от должности главу этого сельского поселения в связи с тем, что он
проживает в другой местности и со своими обязанностями не справляется.
Вопрос: Дайте
рекомендации жителям сельского поселения: что бы они могли реально сделать в
целях отзыва главы муниципального образования?
Ответ: Глава
муниципального района не имеет полномочий по освобождению от должности главы
сельского поселения, входящего в данный район. Жители данного сельского
поселения могут отозвать главу сельского поселения (ч.9 п.6 ст.36 ФЗ-131) в
случае его избрания непосредственно жителями данного поселения, а в случае его
избрания из состава представительного органа действия по его освобождению от
должности может предпринять сам представительный орган (в соответствии с
уставом поселения) либо жители могут попытаться отозвать его как депутата, что
автоматически повлечёт за собой в случае успешной процедуры отзыва сложение им
полномочий главы поселения.
Задача №8.
Областная Дума
приняла Закон о порядке избрания глав муниципальных образований, в соответствии
с которым глава каждого муниципального образования избирается из состава
представительного органа муниципального образования, а местную администрацию
возглавляет управляющий, избираемый по контракту на конкурсной основе?
Вопрос: Законна ли
такая система муниципального управления? Что необходимо сделать для её
утверждения?
Ответ: В
данном случае областная Дума поступила неправомерно. В соответствии с п.3 ст.
34 порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность
органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности
указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Только наименования
представительного органа муниципального образования, главы муниципального
образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа
муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации
с учетом исторических и иных местных традиций.
В
соответствии со ст.36 ФЗ-131 глава муниципального образования в соответствии с
уставом муниципального образования:
1)
избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального
образования из своего состава;
2) в
случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного
органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия
его председателя, либо возглавляет местную администрацию (п. 2 в ред. Федерального
закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ);
3) в
случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет
полномочия его председателя (п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N
93-ФЗ);
4) не
может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа
муниципального образования и полномочия главы местной администрации (п. 4 в
ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ);
5) в
случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии
с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия
его председателя (п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
В соответствии с
п.2 ст.37 ФЗ-131 главой местной администрации является глава муниципального
образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по
контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности
на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Задача №9.
Местная
администрация обязала жителей улицы Вишнёвой повесить за свой счёт на домах
указатели с названием улицы и номером дома?
Вопрос: Правомочно
ли такое требование?
Ответ: Такое
требование в большинстве случаев не может быть признано правомочным. Во-первых,
оно не может быть обращено к жителям, проживающим в муниципальном жилом фонде,
содержание которого возложено на ОМСУ муниципального образования. Во-вторых,
оно принято с превышением полномочий местной администрации.
Задача №10.
В муниципальном
районе организовано платное дошкольное образование.
Вопрос: Необходимо
ли организовывать ещё и доступное бесплатное дошкольное образование?
Ответ: На этот
вопрос можно дать однозначный ответ. В соответствии с ч.1 п.1 ст.15 ФЗ-131 организация
предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного
дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам
местного значения муниципального района. Более того, в соответствии с п.2 ст.43
Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях.
Задача №11.
Во время
исполнения депутатских полномочий гражданину стали известны некие обстоятельства,
интересующие следствие. Как известно, за отказ от дачи свидетельских показаний
наступает уголовная ответственность, но данная информация была доверена гражданину
как депутату для дальнейшего независимого депутатского расследования.
Вопрос: Как имеет
право поступать депутат?
Ответ: Данный
вопрос является дискуссионным только в случае, если речь идёт о депутате
Государственной Думы ФС РФ. Примечание к ст. 308 УК гласит, что не подлежит уголовной
ответственности лицо за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга
или близких родственников. Данная норма является реализацией свидетельского иммунитета,
предусмотренного ст. 51 Конституции РФ. Согласно ст. 56 УПК РФ не могут
допрашиваться в качестве свидетеля: 1) судья, присяжный заседатель об
обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в
производстве по уголовному делу; 2) защитник подозреваемого, обвиняемого – об
обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве
по уголовному делу; 3) адвокат – об обстоятельствах, которые стали ему известны
в связи с оказанием юридической помощи; 4) священнослужитель – об
обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; 5) член Совета Федерации,
депутат Государственной Думы без их согласия – об обстоятельствах, которые
стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий. Таким образом,
депутат Госдумы может отказаться от дачи свидетельских показаний, а депутат
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ
или представительного органа местного самоуправления – нет.
Задача №12.
Вопрос: Имеет ли
право стать высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации гражданин в
возрасте 29 лет, доктор экономических наук, профессор, награждённый
государственными орденами?
Ответ: Не имеет. В
соответствии с п.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшим
должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть
гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства
либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на
постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории
иностранного государства, и достигший возраста 30 лет (п. 3 в ред. Федерального
закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ). Так что данному лицу необходимо подождать ещё
минимум один год.
Задача №13.
Руководитель
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ до окончания
срока своих полномочий решил выехать на постоянное место жительства на Украину?
Вопрос:
Посредством каких средств связи он может руководить своим субъектом РФ?
Ответ: В данном
случае речь может идти о том, что данное лицо утрачивает своё право руководить
субъектом РФ. В соответствии с тем же п.3 ст.17 Федерального закона от
06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного
государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право
на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного
государства, каковым и является Украина.
Задача №14.
В структуре
системы управления городом отсутствует отдел по работе с населением, поэтому
население не информировано о деятельности органов местной власти и не имеет
возможности участвовать в решении проблем местного значения.
Вопрос: Ваши
варианты возможности решения данной ситуации (не менее 2-х с обоснованием
эффективности).
Ответ: Среди
вариантов решения этой проблемы может быть как непосредственное создание отдела
по работе с населением, так и создание информационно-аналитического отдела
(управления), которому могут быть приданы функции информирования избирателей о
деятельности органов местного самоуправления, а также сбор и анализ данных о
социальных, политических процессах, происходящих в городе, об оценке населением
деятельности ОМСУ. И первый, и второй варианты могут быть эффективны. Необходимо
отметить, что вопросы компетенции информационно-аналитического отдела
(управления) более обширны, чем в первом варианте.
Задача №15.
В сентябре 2004
г. Воронежская областная Дума приняла постановление о передаче поселка
«Краснолесный» из состава г. Воронежа в состав Верхнехавского района. Жители
поселка не согласны с данным решением.
Вопрос: Если
учесть, что поселок не имеет общих границ с г. Воронежем, а жители поселка
референдум не проводили, как можно выйти из этой ситуации?
Ответ: Данная
нелёгкая правовая и управленческая ситуация была решена в результате реформы
законодательства о местном самоуправлении. Первоначальная редакция Федерального
закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ не допускала включения более чем одного
городского населенного пункта в состав городского округа, в связи с чем поселок
Краснолесный был наделен статусом городского поселения и включен в состав
Верхнехавского района. Изменение территориальной принадлежности вызвало резкую
негативную реакцию жителей поселка. Кроме того, Федеральным законом от 28
декабря 2004 г. N 186-ФЗ была изменена норма, не позволяющая включать в состав
городских округов более одного городского населенного пункта. Органы местного
самоуправления города Воронежа обратились в Воронежский городской суд, который
признал решение об образовании городского поселка Краснолесный в составе
Верхнехавского муниципального района с исключением его территории из состава
города Воронежа незаконным.
Задача №16.
Местным органам
власти муниципального образования не хватает финансовых средств на
восстановление окружающей среды, а именно, для очищения местной реки, которую загрязняет
завод федерального значения, расположенный на территории этого муниципального
образования. Завод превышает предельно допустимые нормы сбросов загрязняющих
веществ в данную реку, при этом он исправно платит штрафы. Но законодательство
таково, что заводу выгоднее платить штрафы, чем затрачивать огромные средства
на покупку новейшего очистного оборудования. Тогда местные органы власти решили
повысить штрафы за нарушение предельно допустимых норм сбросов и издали
соответствующий документ. Но завод отказывается платить, мотивируя тем, что он
является заводом федерального значения и обязан платить только те штрафы,
которые установлены федеральным законодательством, возникла конфликтная
ситуация.
Вопрос: Обоснуйте
правомерность действий каждой из сторон. Ваши предложения по разрешению
возникшей конфликтной ситуации.
Ответ: Данная
ситуация имела под собой реальную основу и была связана с конфликтом
администрации городского округа город Воронеж и руководством ОАО «Воронежсинтезкаучук».
Обе стороны действовали в рамках собственного понимания законодательства и
ответственности перед населением города. В данном случае вопрос может быть
решён либо путём компромисса, либо в судебном порядке. Администрация городского
округа может обратиться в суд с требованием о приостановлении деятельности
предприятия как наносящего вред здоровью жителей муниципального образования.
Задача №17.
В начале 2004
г. Нововоронежская городская Дума приняла решение об освобождении от должности
главы исполнительной власти Нововоронежа Синицына В.Н., который был избран на
эту должность общегородскими выборами.
Вопрос: Почему
решением городского суда Синицын В.Н. был восстановлен в своей должности, что
при этом нарушили депутаты Думы, может ли в этот конфликт вмешиваться областная
власть?
Ответ: Городской
суд отменил решение Нововоронежской городской Думы в связи с тем, что в данном
случае был нарушен устав города, не предусматривавший освобождение от должности
главы города представительным органом. Данную проблему ряд депутатов пытались
разрешить через проведение местного референдума, который также носил спорный
правовой характер и не состоялся в связи с низкой явкой избирателей. Более
подробно об этом можно прочитать в статье В.А.Лихоносовой «Особенности
организации и проведения референдума в условиях местного самоуправления» (на
примере г. Нововоронежа) в сборнике «Российская модель местного
самоуправления…» (по материалам межрегиональной научно-практической
конференции). В соответствии со ст.73 ФЗ-131 возможно вмешательство областной
власти в данный конфликт через роспуск представительного органа МСУ, допустившего
нарушение. Но основания в этом случае для роспуска пока не являются
достаточными. Они будут достаточными, если представительный орган муниципального
образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в
течение иного предусмотренного решением суда срока не примет в пределах своих
полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменит
соответствующий нормативный правовой акт.
общественные отношения, возникающие в процессе выбора населением организационных форм осуществления местного самоуправления
отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством, исполнением местного бюджета
отношения, возникающие в ходе осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
общественные отношения в области организации и осуществления местного самоуправления
не являются субъектами муниципально-правовых отношений
не обладают субъективными правами в области местного самоуправления
выступают равноправными субъектами муниципального права
могут быть субъектами муниципально-правовых отношений
занимает место среди отраслей публичного права
является одной из фундаментальных отраслей права
относится к числу отраслей частного права
отличается комплексным характером составляющих его норм
основная отрасль российского права, регулирующая порядок создания и деятельности органов местного самоуправления
комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области организации и осуществления местного самоуправления
совокупность правовых норм, определяющих формы и методы осуществления территориального самоуправления
отрасль, регулирующая общественные отношения, возникающие при организации и функционировании муниципального хозяйства
Союз государств, в которых развивается местное самоуправление
Съезд муниципальных образований стран Европы
местное население, органы местного самоуправления, физические и юридические лица
индивидуальные и коллективные субъекты права, обладающие право- и дееспособностью
те, кто вступает в общественные отношения в области организации и осуществления местного самоуправления
участники муниципально-правовых отношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями
акты Конституционного Суда России
нормы муниципального права
нормативные правовые акты, которые содержат нормы муниципального права
акты правоприменительных органов по вопросам организации местного самоуправления
жителей муниципального образования
органы местного самоуправления
граждане России, проживающие на территории муниципального образования
совокупность граждан России, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования
совокупность жителей муниципального образования
все жители, независимо от пола, возраста, расы, должностного положения, которые постоянно или преимущественно проживают в данном поселении
специфический круг субъектов муниципально-правовых общественных отношений
разнообразие общественных отношений возникающих в области организации и осуществления местного самоуправления
большое количество нормативных правовых актов – источников данной отрасли права
сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования отношений в области местного самоуправления
совокупность норм муниципального права, регулирующих однородные отношения в области организации местного самоуправления
муниципальные правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от роли и значения в регулировании общественных отношений
совокупность правовых норм, объединенных в муниципальные институты, которые регулируют однородные отношения в области организации и осуществления местного самоуправления
отрасли права, нормы которых регулируют отношения в области организации и осуществления местного самоуправления
городской, сельский населенный пункт
городское, сельское поселение
муниципальное образование
две группы, внутри каждой из которых различаются по две подгруппы
соотносятся как общее и частное
равнозначны по своему содержанию
не имеют ничего общего между собой
соотносятся как частное и общее
Безобразов, Градовский, Коркунов
Бахрах, Старилов, Тихомиров
Алексеев, Лазарев, Эбзеев
теория естественных прав общины
науки и учебной дисциплины
совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области организации и осуществления местного самоуправления
комплексная отрасль права, включающая в себя положения различных отраслей права, регулирующих вопросы организации местного самоуправления
система знаний, идей, представлений, теорий о местном самоуправлении, истории и формах его осуществления, развитии муниципального права
законодательная база местного самоуправления
большевистское направление
Глава I. Понятие, предмет, метод, нормы, институты, наука, система, принципы, функции, правоотношения, источники муниципального права
Что такое муниципальное право?
Муниципальное право Российской Федерации представляет собой совокупность норм публичного и частного права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в системе местного самоуправления.
Муниципальное право имеет следующие признаки отрасли права:
1) определение понятия муниципального права имеет свои особенности, выраженные в комплексности отрасли;
2) предмет муниципального права включает обособленную группу общественных отношений, характерных только для местной публичной власти;
3) свой, комплексный метод правового регулирования;
4) принципы, присущие только публичной власти;
5) систему, предлагающую разделение муниципального права, в зависимости от групп институтов, на общую и особенную части;
6) научную дисциплину, характерную для муниципального права;
7) функции с присущими особенностями местной публичной власти;
8) институты, которые характеризуются самостоятельностью и конструируются на основе властеотношений и норм различных отраслей права;
9) источники муниципального права, обладающие самостоятельностью и особенностями, характерными для местной публичной власти.
Что такое предмет муниципального права?
Под предметом муниципального права следует понимать совокупность общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления.
Предмет муниципального права составляют следующие отношения:
1) возникающие в процессе осуществления местного самоуправления гражданами путем прямого волеизъявления. К формам прямого волеизъявления относятся местный референдум, собрания, сходы граждан, выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, гражданская правотворческая инициатива, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, опросы граждан, конференции, публичные слушания и т. д.;
2) связанные с осуществлением деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению задач местного значения и осуществлению отдельных государственных функций;
3) возникающие в связи с формированием и функционированием финансово-экономической основы местного самоуправления;
4) возникающие в связи с установлением территориальной основы местного самоуправления и изменением границ территорий;
5) связанные с участием субъектов муниципального права в гражданском обороте;
6) установления и реализации гарантий местного самоуправления;
7) ответственности в системе местного самоуправления;
8) взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти и их должностных лиц;
9) установления и осуществления муниципальной службы;
10) взаимодействия с хозяйствующими субъектами.
Какие группы отношений можно выделить в предмете муниципального права?
1. Организационно-правовые: первая, вторая, шестая, седьмая, девятая группы.
2. Экономические — третья, пятая, десятая группы.
3. Политико-правовые — шестая и восьмая группы.
При этом следует заметить, что каждую группу отношений регулирует определенная группа норм права, содержащихся в различных отраслях права. Преимущественно это нормы муниципального права.
Что такое метод правового регулирования?
Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на общественные отношения.
В муниципальном праве метод правового регулирования имеет комплексный характер, что обусловлено комплексностью норм и регулируемых ими общественных отношений.
В этой связи можно определить метод правового регулирования в муниципальном праве как способ воздействия норм публичного и частного права на группы общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления.
Муниципальное право сочетает два метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный.
Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т. е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.
В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.
Примером императивной нормы может служить часть 7 ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.), в которой установлено, что «принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами…»
Это означает, что данное решение должно быть выполнено таким образом, как это в нем указано, без всякой альтернативы.
Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.
Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.
При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т. д.
Следует заметить, что диспозитивные нормы присущи не только частному праву, но и муниципальному, т. е. у муниципального права есть свои родные диспозитивные нормы.
Так, ст. 35 ФЗ «Об общих принципах…» (2003 г.) устанавливает два возможных варианта формирования представительного органа местного самоуправления. Он может быть сформирован либо из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, либо может быть избран на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населением. Точно такой же подход может быть использован при выборах главы муниципального образования. Либо он избирается населением, либо представительным органом (ст. 36 ч. 2 ФЗ «Об общих принципах…» (2003 г.).
Таким образом, муниципальное право имеет собственные императивные и диспозитивные нормы, которые преобладают, а также заимствованные, что дает основание сделать вывод о самостоятельности муниципального права как отрасли.
Что такое норма муниципального права?
Под нормой муниципального права следует понимать общеобязательное правило поведения, установленное государством, а также международным сообществом, к которому присоединилось государство, жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления, обеспеченное соответственно субъектами принуждения.
Такая конструкция вытекает из определения структуры источников муниципального права, закрепленных в ст. 15 Конституции РФ и ст. 4 ФЗ «Об общих принципах…» (2003 г.).
Муниципально-правовые нормы имеют, таким образом, свою природу, т. к. они содержатся в основном в нормативных актах разной юридической силы, издаваемых на различных уровнях с использованием различных форм их принятия.
Каким образом можно классифицировать нормы муниципального права?
1. По группам общественных отношений.
2. По характеру предписаний: дозволяющие, обязывающие, запрещающие.
3. По юридической силе.
4. По масштабу действия: общефедеральные, субъекта Федерации, международные, муниципального образования.
5. По предназначению: материальные, процессуальные, принадлежащие только муниципальному праву.
Что такое институт муниципального права?
Институт муниципального права представляет собой взаимосвязанную группу однородных норм права, предназначенных для регулирования однородной группы общественных отношений, складывающихся в системе местной публичной власти. Нормы привязываются к естественно сложившимся отношениям, которые по сути составляют основы местного самоуправления.
Классификация институтов муниципального права имеет свои особенности.
Во-первых, они классифицируются по группам норм и общественных отношений, складывающихся при осуществлении местной публичной власти.
Во-вторых, институты муниципального права можно делить на две части исходя из степени их принадлежности к муниципальному праву. В этом смысле они могут принадлежать только муниципальному праву. Сюда включаются институты непосредственной и представительной демократии.
Кроме того, среди институтов есть такие, которые сформированы из групп норм и отношений других отраслей права: финансового, гражданского, коммерческого, предпринимательского др.
Муниципальное право объединяет эти две крупные группы институтов — собственный и смежный, что создает необходимые условия местной публичной власти для осуществления его функций и компетенции. Это одна из важнейших функций муниципального права.
Что представляет собой муниципальное право как наука?
Под наукой муниципального права следует понимать: совокупность знаний о природе, понятии, истории, системе норм и институтов муниципального права, способе их воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления, о местной публичной власти, формах и способах ее осуществления, о муниципальной службе, о теориях местного самоуправления и практике их реализации.
Что составляет предмет науки муниципального права?
Предмет науки муниципального права составляют: учение о нормах и отношениях, формирующих институты муниципального права; о практике реализации этих норм; об истории и фактическом сотоянии местного самоуправления и перспективах его совершенствования; о природе муниципальной службы и пути ее развития.
Что составляет источники науки муниципального права?
Источниками являются: практическая деятельность, выраженная в формах непосредственной и представительной демократии, а также деятельность должностных лиц местного самоуправления; результаты осуществления местного самоуправления и способы достижения этих результатов; нормативные акты органов местного самоуправления, государственных органов; теоретическая, научная и учебная литература, отечественная и зарубежная; судебная практика по проблемам местного самоуправления; комплексные исследования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в решении задач местного значения, сформированные в научных и практических обзорах, информациях, справках, аналитических служебных записках; материалы научно-практических конференций по проблемам местного самоуправления.
Что такое система муниципального права?
Под системой муниципального права следует понимать: совокупность собственных и смежных институтов права, определений их понятий; принципов; источников; способов правового регулирования отношений; правоотношений; функций муниципального права и способов их осуществления.
Система муниципального права предопределена:
во-первых, наличием институтов, собственных и смежных;
во-вторых, обозначением других общих и особенных элементов;
в-третьих, наличием субъектов и объектов муниципальных правоотношений с определенной для них компетенцией и ответственностью.
В этой связи можно сделать вывод о том, что муниципальное прав состоит из общей и особенной частей.
При этом нормы общей части закрепляют принципиальные общие положения: понятие, предмет, метод, принципы, науку, источники, правоотношения, функции, историю муниципального права, нормы муниципального права и их отличительные особенности.
В особенной части устанавливается статус субъектов местного самоуправления; порядок их формирования, их функции, компетенция, ответственность, гарантия местного самоуправления.
Таким образом, систему муниципального права составляют элементы общего и особого характера, которые неразрывно связаны, взаимозависимы и немыслимы каждый в отдельности.
Фактическое наличие таких элементов единой системы свидетельствует о полном наборе признаков, присущих отрасли права.
Что такое принципы муниципального права?
Под принципами муниципального права понимаются конституционно-правовые нормы, имеющие общеобязательный характер и составляющие основу всей системы нормативных актов о местной публичной власти.
Принципы имеют многофункциональное значение.
Во-первых, они отражают сущность общественно-политического строя и особенности правового регулирования общественных отношений.
Во-вторых, закрепляют концепцию (модель) местной публичной власти, ее соотношение с обществом и государством.
В-третьих, провозглашают перспективы становления и развития гражданского общества.
В-четвертых, допускают возможность сочетания юридического равенства субъектов муниципального права с административной соподчиненностью.
В-пятых, они могут быть использованы в правоприменительной практике в случае обнаружения пробелов в законодательстве либо при противоречии законодательства этим принципам.
Если, допустим, нормы принятого федерального закона вступают в противоречие с нормами Конституции РФ, то для восстановления справедливости при рассмотрении спора суд обязан применить норму Конституции РФ в силу того, что Конституция обладает высшей юридической силой, чем закон.
Если же в законах о местной публичной власти отсутствуют нормы, регулирующие те или иные отношения, то применяются нормы-принципы, содержащиеся в Конституции РФ. При отсутствии таких норм в законах субъектов РФ применяются нормы федерального закона либо Конституции РФ.
Принципы муниципального права заложены в его нормах. К ним можно отнести:
1) принцип народовластия;
2) принцип соблюдения прав и свобод человека;
3) принцип демократизма в формировании местной публичной власти;
4) принцип повсеместности становления развития местного самоуправления;
5) принцип относительной самостоятельности местной публичной власти и взаимодействия ее с государственной властью;
6) принцип внутренней соподчиненности органов и должностных лиц местного самоуправления;
7) принцип сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью;
8) принцип судебной защиты и ответственности субъектов муниципально-правовых отношений:
а) имущественная;
б) административная;
в) уголовная.
Принципы муниципального права, равно как и понятие муниципального права, не совпадают с принципами местного самоуправления в силу того, что между муниципальным правом и местным самоуправлением нельзя ставить знак равенства. Право — это совокупность норм, самоуправление — это публичная власть, которая сама является творцом права.
Муниципальное право формируется из совокупности норм различных отраслей, поэтому оно имеет комплексный характер, но ни в коем случае не является правом местного самоуправления, как это иногда утверждается в литературе. Не может быть такого, что публичная власть равна праву.
К тому же власть — это базисная категория, правонадстроечная. Каждое понятие, каждый элемент занимают свое место в системе «власть и право».
Что понимается под функциями муниципального права и каким образом они классифицированы?
Под функциями муниципального права следует понимать основные направления правового воздействия, определяющие значение права в регулировании общественных отношений.
В системе муниципального права можно выделить две крупные группы функций: общую и специальную.
К общей относятся:
1) экономическая (право устанавливает муниципальную форму собственности, бюджетно-финансовую систему муниципального образования; упорядочивает экономические отношения органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами);
2) организационно-политическая (право устанавливает формы осуществления местной публичной власти, порядок формирования органов местного самоуправления и института должностных лиц; определяет способы организации управления на территории; определяет статус субъектов муниципальных отношений и пределы их компетенции);
3) организационно-идеологическая (формирует идеологию осуществления местной публичной власти, а также правовую культуру субъектов муниципальных отношений; прививает навыки к формированию гражданского общества и правового государства);
4) коммуникативная (обеспечивает связь между субъектом и объектом муниципального управления).
К специальным функциям относятся регулятивная и охранительная.
Регулятивная функция первична, т. к. муниципальное право призвано содействовать развитию и совершенствованию социально-экономических, управленческих и организационных отношений. Регулятивная функция оказывает фактическое воздействие на все функции общего характера. В системе муниципального права она формирует самоуправленческие начала и предоставляет субъектам муниципальных отношений реальные возможности для самоорганизации и саморегулирования.
В связи с тем что в муниципальном праве имеются нормы диспозитивного характера, причем собственные, можно вполне убедительно констатировать, эта регулятивная функция допускает саморегулирование в системе местного самоуправления (избрать народом или представительным органом главу муниципального образования; сформировать представительный орган муниципального района всенародно либо из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений) и т. д.
Охранительная функция предполагает и устанавливает основные направления воздействия на обеспечение гарантий местной публичной власти (экономических, политических, социальных, а также судебной защиты субъектов муниципальных отношений). В соответствии с гражданским законодательством и ФЗ «Об общих принципах…» субъекты муниципального права могут защищать свои интересы в судебных органах.
Охранительная функция вторична потому, что она призвана обеспечивать регулятивную функцию. Например, охрана прав и защита нарушенных прав в муниципальном праве начинают действовать в случае нарушения этих прав или в случае препятствия к их осуществлению. Охранительная функция имеет как профилактический, так и репрессивный характер.
Таким образом, функция муниципального права базируется на функциях общей теории права, равно как и функции других отраслей права, имея свои отличительные особенности, заключающиеся в специфике местной публичной власти и способах ее формирования и осуществления.
Что такое муниципальное правоотношение? Каковы его содержание и структура?
Под муниципальным правоотношением следует понимать отношение, складывающееся по поводу осуществления местного самоуправления, урегулированное нормами муниципального права.
Правоотношения имеют классификацию, аналогичную классификации отношений, составляющих предмет муниципального права. В силу комплексности муниципального права правоотношения имеют оттенки публичного и частного права.
Чисто публичными являются правоотношения, исключающие участие субъектов муниципального права в гражданском обороте.
Публично-частными можно назвать правоотношения, складывающиеся в результате частноправовых действий субъектов муниципального права, выражающихся в участии последних в гражданском и коммерческом обороте.
Чисто публичные правоотношения имеют публично-властный характер и не являются стоимостными, возмездными, т. к. в данном случае действия субъектов направлены на формирование власти и ее осуществление.
Публично-частные правоотношения могут быть как возмездными, так и безвозмездными.
Объект правоотношения имеет свои особенности в связи с комплексностью муниципального права. В правоотношениях чисто публичного характера объектом являются действия субъектов по осуществлению власти и управления в различных формах.
Объектом публично-частного правоотношения являются как действия субъектов, так и имущество (вещи), выполняемые работы, оказываемые услуги (для гражданского оборота) либо товар (для коммерческого оборота).
Содержание муниципального правоотношения составляют субъективные права и обязанности, принадлежащие субъектам правоотношений.
Структурно правоотношение состоит из субъектов и объекта. Субъектами являются жители муниципального образования, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления других территорий и т. д., то есть это физические и юридические лица.
Глава II. Принципы и элементы системы местного самоуправления
Какие принципы и элементы местного самоуправления закреплены в Конституции РФ?
Конституция Российской Федерации закрепила следующие принципы местного самоуправления:
1. Экономической самостоятельности, означающей:
а) равноправие муниципальной собственности среди других форм собственности;
б) самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
в) самостоятельное утверждение и исполнение местных бюджетов;
г) самостоятельное установление местных налогов и сборов;
д) соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции.
2. Организационно-правовой направленности, означающий:
а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
б) организационное обособление местного самоуправления;
в) многообразие форм осуществления местного самоуправления;
г) обязательное наличие выборных органов местного самоуправления;
д) учет мнения населения при изменении границ муниципального образования;
е) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
ж) гласность в системе местного самоуправления;
з) коллегиальность и единоначалие в системе местного самоуправления;
к) соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
К элементам системы местного самоуправления относятся: местный референдум, выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, собрания, конференции, опросы, публичные слушания, правотворческая инициатива, сходы граждан, митинги, демонстрации, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, муниципальная служба, территориальное общественное самоуправление.
Глава III. Теории местного самоуправления
Какие теории местного самоуправления были созданы учеными?
Теории о местном самоуправлении появляются в первой половине XIX века на основе рассуждений о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органов власти в условиях демократического государства и самодержавия. Местное самоуправление, предполагающее относительную децентрализацию и автономию, стало предметом внимания различных политических сил и движений, выгодным лозунгом в борьбе за власть. С ним связано проведение ряда реформ XVIII–XIX веков.
Среди зарубежных ученых большой вклад в развитие теории местного самоуправления внесли Токвиль, Гнейст, Штейн, Лабанд. Российской науке известны такие имена, как Васильчиков А. В., Безобразов В. П., Коркунов К. М., Чичерин Б. Н., Свешников М. И., Градовский А. Д., Михайлов Г. С., Лазаревский Н. И. и др.
Ученые использовали различный подход к определению числа теорий о местном самоуправлении.
Лазаревский Н. И. считал, что существуют всего четыре теории самоуправления: теория свободной общины; хозяйственная и общественная теория самоуправления; самоуправляющаяся единица как юридическое лицо; политические.
Михайлов Г. С. доводит до нашего сведения наличие трех теорий самоуправления: хозяйственную и общественную; государственную; политические.
Фадеев В. И. называет пять теорий самоуправления: теория свободной общины; общественная теория самоуправления; государственная теория самоуправления; теория дуализма муниципального управления; теория социального обслуживания.
Теория свободной общины была разработана немецкими учеными в начале XIX века. Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественницей государства. Последнее появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам. В догосударственный период община является независимой, самостоятельной единицей в решении всех задач. Она свободна от внешнего влияния. Сторонники теории свободной общины стояли на позиции независимости общины от государства.
Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права.
Хозяйственная и общественная теория самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства. Ее сторонники утверждали, что собственные дела общины — это дело общинного хозяйства и что таким образом самоуправление есть управление делами местного хозяйства. При этом на первый план выдвигались дела хозяйственного характера. Хозяйственная и общественная теория самоуправления, равно как и теория свободной общины, основывалась на противопоставлении государства обществу.
Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Самоуправление есть государственное управление — вот откровенный вывод школы германских юристов.
Сторонники теории государственного самоуправления доказывали, что предметы ведения, составляющие компетенцию местного самоуправления, входят в задачи государственного управления.
Политические теории местного самоуправления. Согласно одной из политических теорий, созданной Р. Гнейстом, сущность местного самоуправления заключается в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. Смягченной формой этой теории является учение О. Майера, согласно которому сущность самоуправления заключается в выполнении в нем должностных функций лишь в порядке побочных, неосновных занятий.
Глава IV. История местного самоуправления в России
Периоды становления и развития местного самоуправления Древней Руси
Становление и развитие местного самоуправления можно разделить на два периода.
Первый период охватывает время становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную.
Второй период связан с образованием и развитием государства и принятием христианства на Руси.
Следует заметить, что самоуправление вообще существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов, на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.
Какие элементы составляли основы местного самоуправления?
Основными элементами, составляющими основы местного самоуправления, были люди, производство и территория.
Люди — это одна из главных основ местного самоуправления. Без человека нет самоуправления.
Объединение славян в общины было обусловлено экономическими интересами и стремлением организовать защиту от нападения неприятеля.
Следует обратить внимание на то, что в основу деятельности общин было положено производственное, трудовое начало. Люди осознавали, что без создания продукта или товара первой необходимости, без приобретения его путем промысла, без строительства жилья существование невозможно.
Изначально община имела не столько территориальный признак, сколько производственный. Затем развитие производственных общин как форм самоуправления постепенно приводит их к свободному объединению по интересам на определенной компактной территории.
Формы осуществления местного самоуправления в Древней Руси
Местное самоуправление существовало в форме непосредственной и представительной демократии. Самоуправление производственных, территориальных общин проявлялось в том, что большинству из них была присуща вечевая форма управления.
Летописец Нестор, упоминая о вечевом устройстве общественной жизни у русских славян, отмечает: «Новгородцы бо изначала, и Смоляне, и Кияне и вся власти, яко же на думу на вече сходятся, и на чем старшие сдумают, на том и пригороды станут». Как видно, высшим органом власти было городское вече, решение которого для всех в равной степени считалось обязательным к исполнению. Пригороды выступали в роли территорий, на которых были свои вече и избираемые ими органы или должностные лица. И. Д. Беляев считал, что «общинное вечевое устройство» у славян проникло во все стороны общественной жизни. Каждое племя являлось союзом городов, город являлся союзом улиц, улица — союзом семейств. В каждом городе было свое вече. Город делился на улицы. Улицы имели свои вече и избираемых ими должностных лиц.
Как взаимодействовало местное самоуправление с центральной властью?
Важнейшим вопросом, имеющим актуальное значение на протяжении всех периодов развития местного самоуправления, является вопрос о его взаимоотношении с центральной властью.
В данный период взаимоотношения строились, судя по утверждению Нестора, по принципу подчиненности пригородов старшим городам, являвшимся политическими центрами. Из этого вытекает, что решения, принимаемые на вече старшего города, являлись законом, обязательным к исполнению всеми, в том числе вече, должностными лицами и органами местного самоуправления пригородов, улиц, общин и т. д.
В Новгородской земле, где вече сильно ограничивало княжескую власть, князь в меньшей степени мог влиять на местные органы. У него фактически отсутствовало право на собственность, на осуществление действенных финансовых и налоговых операций. Даже старосты, которые избирались вече улиц и пригородов, фактически не подчинялись князю. Они подчинялись решениям вече старшего города и тех вече, которые их избрали. Это свидетельствует о большой значимости и действенности народной власти в лице вече и избираемых им должностных лиц.
Земщина вполне могла воздействовать на князя и заставить его выполнять определенные задачи. Так, например, киевская земщина заставила князя Святослава отказаться от похода в Дунайскую Болгарию, когда в его отсутствие на Киев напали печенеги. И Святослав выполнил указание земщины.
Взаимодействие с центральной властью состояло и в том, что в состав общегородского веча обязательно входили представители частей старшего города, улиц, общин, пригородов.
Каким образом формировалась компетенция местного самоуправления?
Уже в тот далекий от нас исторический период в реальной жизни сложились элементы понятия компетенции самоуправляющихся общин.
Компетенция осуществлялась общинами через вече и избираемые ими органы посредством реализации прав и обязанностей применительно к определенным предметам ведения.
Что касается вече улиц, отдельных профессиональных общин, пригородов и их выборных должностных лиц, то они решали задачи на основе решений вышестоящего общегородского вече, приближенные к нуждам и потребностям местных жителей. Сюда, по-видимому, относились вопросы организации сбора налогов, обработки земли, производства различного рода продуктов и товаров, развития ремесла и промыслового дела, обустройства территорий и т. д.
К компетенции вече общин, улиц, пригородов были также отнесены вопросы избрания своих старост и других выборных должностных лиц. В ряде случаев местное вече осуществляло судебные функции как суд первой инстанции.
Кроме того, следует заметить, что в связи с тем, что все-таки вече избирало своих старост, оно определяло и круг их полномочий. Такими полномочиями были участие старост в общегородском вече, право старост представлять других участников в общегородском вече.
Старосты и другие выборные лица осуществляли экономические функции и оперативное управление делами местного значения, собирали народ на вече, вели вече, организовывали работу общин, представляли их интересы в различных отношениях, вплоть до заключения международных договоров.
Правовую основу организации и деятельности местного самоуправления составляли решения вече старшего города, а также принимаемые на их основе собственные решения вече частей города, улиц, пригородов, отдельных общин. Местное нормотворчество не должно было противоречить решениям, принимаемым на вече старшего города. Центральным актом, в какой-то мере регулирующим правовое положение местного самоуправления, является Договор князя Игоря с греками от 945 г.
Первое указание этого договора касается значения земщины на Руси. На первой странице договора встречается целый ряд имен послов, отправленных в Грецию для заключения договора. Здесь, кроме послов от Игоря, от сына его Святослава, от княгини Ольги, встречаются имена послов от какой-то славянки Предславы, от дружинников и от купцов. То есть здесь мы встречаем представителей общин как самоуправляющихся единиц.
Конец ознакомительного фрагмента.