Обучение
школьников составлять вопросы к тексту как один из путей формирования навыков
смыслового обучения на уроках истории
Из опыта работы учителя истории и
обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3»
г.Белогорска Республики
Крым Хомяковой Г.Н.
Современное общество является информационным обществом, и одна из важнейших
задач школы – научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию.
Единицей информации является текст– по сути, законченное, устное,
письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является
одним из основополагающих умений для человека. Наряду с письмом и владением
компьютером к базовым умениям сегодня относится чтение.
Навык чтения – это и база всего последующего образования. Работая много
лет учителем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, могу
сказать, что именно несформированные навыки чтения и работы с текстом
являются одной из главных причин низкого уровня знаний и умений обучающихся.
Недостаточный темп чтения, непонимание прочитанного не позволяют обучающимся
усвоить информацию, а о ее преобразовании, интерпретации часто говорить не
приходится. И если под руководством учителя, пошагово, обучающиеся еще разбираются
в учебном материале, то оставшись один на один с информацией, текстом,
(параграфом учебника, математической задачей, тестовым заданием и т.д.) очень
многие школьники с ним не справляются. Всем учителям, конечно, приходилось
сталкиваться с ситуацией, когда на уроке школьники прекрасно усваивали
материал, активно отвечали, хорошо решали у доски, а итоги самостоятельных
и контрольных работ оказывались низкими. Проводимый анализ ученических работ
показывает, что одной из главных причин низкой результативности
образовательного процесса является неумение школьников самостоятельно работать
с текстом, элементарное непонимание читающим смыслового содержания текста. Часть
школьников вообще не работают с учебником, часть работают, как умеют, то есть
многократно прочитывают текст с установкой на запоминание. У многих
обучающихся к концу начального обучения не сформирована даже техника чтения
(темп, способ, правильность, выразительность чтения). Анализ же текста
проводится под полным контролем учителя. Между тем наблюдения показывают, что
мало кто из учителей-предметников (кроме учителей-филологов) работают над
формированием у обучающихся навыков смыслового чтения и работы с текстом
Сегодня всем, работающим в школе, должно быть понятно, что, если школа не
сформирует в ребенке грамотного читателя, который способен понимать текст,
рефлексировать на него и его использовать, достичь планируемых результатов
обучения будет невозможно. Смысловое чтение является метапредметным
результатом освоения образовательной программы основного общего
образования, а также является универсальным учебным действием. Научить пониманию текста сложно, но учитель
может создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами
понимания и совершенствования чтения в целом. Понимание и интерпретация
информации основаны на её анализе учеником. Читая, ученик мысленно выделяет
структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между
ними, а затем фиксирует это либо в плане, тезисе, пометках, либо в граф-схеме,
либо в таблице. Такая работа помогает ученику всю полученную информацию
привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей
работе. Нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без
специально организованного обучения приёмам переработки информации:
составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т. д.
Поэтому, очень важно, что в соответствии с ФГОС основного общего
образования Основная образовательная программа основного общего образования
предусматривает реализацию междисциплинарной программы «Стратегии смыслового
чтения и работа с текстом».
Целенаправленная и систематическая работа над реализацией этой программы
должна быть неотъемлемой частью преподавания истории в школе. Сформированный
навык смыслового чтения и работы с текстом является базовым условием достижения
планируемых результатов изучения школьного курса истории. Вместе с тем
специфика этого предмета создает благоприятные условия для систематической
работы над формированием у школьников умений работать с текстом и
использовать стратегии смыслового чтения.
На примере преподавания истории Древнего мира в 5 классе хочу поделиться
некоторым опытом работы в данном направлении, конкретно опытом обучения школьников
составлять вопросы к тексту. Пятый класс, на мой взгляд, очень благоприятный
период для формирования в ребенке грамотного читателя:
-дети переходят на более «»взрослую» ступень, а они хотят быть
более взрослыми;
– интерес вызывают новые учителя;
– есть потенциал начальной школы;
-у детей еще есть желание учиться;
-учебник истории содержит много интересных, доступных текстов.
К ключевым направлениям формирования умений работы с
текстом в 5 классе относят следующие:
-выделение главного в тексте;
-составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
-умение
найти в тексте ответ на поставленный вопрос.
Выделяется пять основных приёмов осмысления текста. Основным приемом в процессе
уяснения содержания является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на
них. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному
досмотру, выделяет главное, обнаруживает новые связи, не всегда для него
ясные, находит непонятные места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их
заполнить. «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак», – сказал
великий французский писатель Оноре де Бальзак.
Постановка вопросов и поиск ответа на них включает :
–
постановку
к тексту и поиск в тексте
–
рассуждения
и умозаключения;
–
припоминание;
–
обращение к учителю, однокласснику .
Работу по обучению учащихся составлять вопросы учителю истории нужно сразу
же с начала работы с пятиклассниками. В первую очередь, необходимо выяснить
насколько это умение сформировано у обучающихся в начальной школе. Для этого
можно просто на первых уроках предлагать обучающимся задания на составление
вопросов к тексту параграфа. После того, как учитель получил необходимую
информацию, можно начинать работать с обучающимися по этому направлению.
Чтобы добиться планирумых результатов учителю нужно:
-на
первом этапе уделять внимание обучению учащихся составлять вопросы к
тексту практически на каждом уроке;
-практиковать
эту работу на разных этапах урока, в том числе в домашней, в проектной
работе школьников;
-давать
обучающимся необходимые теоретические знания с учетом их возраста и
познавательных возможностей;
-осуществлять
постепенный переход от групповых, парных форм работы к самостоятельной работе,
сочетать эти формы работы;
–
с целью мотивирования обучающихся использовать разнообразные технологии, такие
приемы обучения, которые содержать элементы игры, занимательности;
-правильно
подбирать тексты для работы, они должны соответствовать цели работы;
-уже в пятом классе можно учить школьников
работать не только со сплошными текстами( текст параграфа, документ,
художественное произведение и т.д.), но и с текстами не сплошными ( в учебнике
истории Древнего мира это карты, картосхемы, таблицы.
У некоторых пятиклассников часто вызывает затруднения построение
вопросительных предложений. Поэтому в начале работы с ними уместно будет
повторить вопросительные слова: что, где, когда, почему и поупражняться в
составлении таких предложений на разные темы. Следующим шагом может быть
задавание вопросов к предложению. Предложение несет много информации. Задача
читающего – эту информацию извлечь. Вместе с учителем ученик должен уметь
выполнить следующие шаги:
1)
чтение предложения;
2)
выделение главной мысли;
3)
задавание вопроса по поводу основного смысла предложения;
4)
задавание вопросов по содержанию дополнительной информации.
Например, на уроке «Древнейшие люди» работаем с текстом пункта 4 «Овладение
огнем»:
-Прочитайте
про себя первое предложение(Разные опасности подстерегали человека).
-Выделите
в нем главную мысль(Древнейшего человека подстерегало много опасностей).
-Задайте
вопрос по поводу основного смысла предложения(Что подстерегало древнейшего
человека?)
-Какие
еще вопросы мы можем поставить к этому предложению?(Почему жизнь древнейших
людей была трудной?)
Затем переходим к следующему предложению. Текст небольшой по объему. Такая
работа позволяет не только поработать над формированием умений работать с
текстом, но и усвоить учебный материал.
Точно такая же техника применима в работе с текстом. Информационное поле при
этом расширяется. Пошаговая деятельность аналогична той, которая проводилась
при работе над предложением:
1)
чтение текста;
2)
выделение смысловых кусочков текста;
3)
задавание вопросов к смысловым кусочкам.
В практической работе учителю поможет приведенная в книге академика А.Г.Асмолова
(«Формирование универсальных
учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий :
пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и
др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. ) классификация
вопросов по Б.Блуму:
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,
вспомнить, воспроизвести некую информацию.
2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты
говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы нужны для
предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что
сказал.
3.Объясняющие
вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на
установление причинно-следственных связей.
4.Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его
формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что
бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события
дальше?».
5.Оценочные
вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или
иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем
один герой отличается от другого?».
6.Практические
вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и
практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».
Пятиклассникам еще трудно использовать такую классификацию. Использую памятку
«Такие разные вопросы», которую предлагают учителя начальных классов»:
1.
«Вопросы с поверхности».
-Кто..?
-Что
сделал..?
-Где..?
2.
«Вопросы – подводники».
-Почему..?
-Как..?
-А
что если..?
-Будет
ли так..?
3.
«Вопросы из сундука».
-Как
текст связан с событиями из твоей жизни?
-Если
бы ты был на месте..?
-На
что похоже..?
-Есть
ли связь с тем, что происходит сегодня..?
-Что
хотел сказать автор?
Чтобы закрепить у пятиклассников понятие о классификации вопросов, использую
прием «тонких» и «толстых» вопросов, который широко применяют в своей работе
многие учителя. Этот прием может быть использован на любой из стадий урока.
Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на
которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии
осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу
чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Начинаю использовать этот прием, ввожу понятие «тонких» и «толстых» вопросов
в ходе изучения темы «Древний Египет». Целью первого урока по теме «Государство
на берегах Нила» ставлю: сформировать у обучающихся представление
о местоположении Египта на карте мира, особенностях природных и климатических
условий; помочь обучающимся понять процесс образования единого государства в
Древнем Египте; способствовать усвоению школьниками понятий: речные пороги,
оазис, рельеф, фараон, столица.
Планируемые
результаты:
-предметные:
устанавливать
причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни
египтян; анализировать и обобщать данные исторической карты, использовать их
для получения нового знания;
метапредметные:
–
регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели;
– познавательные УУД:
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний; анализировать,
сравнивать, обобщать факты; давать определения понятиям;
-работать
с учебным текстом( правильно составлять вопросы к тексту );
–коммуникативные УУД:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать
мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на
вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою
точку зрения;
личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание
необходимости изучать историю, выражать свое отношение к роли истории в жизни
человеческого общества.
Работу с учебным
текстом (обучение правильно составлять вопросы к тексту ) провожу на этапе
изучения нового материала.Фрагмент урока
III. Работа по теме
урока
2.Разливы Нила
2.1. Работа с
карточками.
-Прочитайте молча
предложения, которые записаны на карточке.
-Согласны ли вы с тем,
что эти предложения -это вопросы? Почему? (они содержат вопросительные слова)
-Какую роль играют
вопросы в нашей жизни, в нашей речи?
Учитель: в школе вас учат многому: писать, считать, думать, работать с
компьютером. Одним из основополагающих умений, которое приобретает ученик в
школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не
только его учебные успехи в школе, но и профессиональные достижения в
последующей жизни. Очень важно, чтобы каждый из вас стал грамотным читателем:
умел понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни. На уроках истории мы тоже
стараемся стать грамотными читателями, учимся работать с текстом. Для этого
есть разные пути. Один из них –умение правильно ставить вопрос: Оно
поможет вам научиться самостоятельно работать с текстом, понимать информацию,
содержащуюся в тексте. Составление вопросов -дело непростое, и сегодня мы
продолжаем ему учиться.
-Распределите вопросы, которые есть на ваших карточках на две группы:
обозначьте цифрой 1 вопросы, на которые можно ответить одним словом, а цифрой 2
вопросы, на которые одним словом ответить нельзя.
-Зачитайте
вслух вопросы, на которые можно ответить одним словом. Объясните свой
выбор(идет обсуждение, исправление допущенных ошибок).
-Зачитайте
вопросы, на которые нельзя ответить одним словом. Объясните свой
выбор(обсуждение, исправление ошибок).
Учитель: вопросы,
требующие однословного ответа называют «тонкими» вопросами. Вопросы, требующие
размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, называют «толстыми»
вопросами.
2.2.Работа
в парах по вариантам с текстом учебника (п.2 «Разливы Нила»).
_-Прочитайте
молча в параграфе пункт 2 «Разливы Нила».
-Составьте
к нему «тонкие» вопросы(по два вопроса) и ответьте на него:
1вариант:
вопрос, который начинается со слова «Что?»
2
вариант: вопрос, который начинается со слова «Когда?»
3
вариант: вопрос, который начинается со слова «Где?»
-Составьте
по одному «толстому»вопросу, который начинается со слова «Почему?»
2.3.
Проверка итогов работы в парах (обучающиеся зачитывают свои вопросы, отвечают
на них, класс обсуждает правильность составленных вопросов). Домашнее задание.
-Можно
ли эти вопросы назвать «тонкими», «толстыми»? Почему?
-При
подготовке домашнего задания подготовьте по тексту параграфа «Государство на
берегах Нила» один «тонкий» и один «толстый вопрос». На следующем уроке при
проверке домашнего задания вы получите возможность задать его одноклассникам.
Приложение
№1.(карточка с вопросами)
Какой |
|
Нравиться |
|
Почему? |
|
Для |
|
Какие |
|
О |
|
Как |
|
В |
Закрепляем умения школьников на следующем уроке «Как
жили земледельцы и ремесленники». Фрагмент урока:
I. Проверка домашнего
задания.
1. Игра «Задай вопрос
другу»(закрепление умений формулировать «тонкие
вопросы»)
-Задайте по одному
«тонкому » вопросу своему другу по теме «Государство на берегах Нила». Заданные
вами вопросы должны помочь нам вспомнить местоположение Египта на карте,
природу Египта, ее влияние на жизнь древних египтян.
III. Работа по теме
урока
План
1.Жители Египта.
2.Труд и жизнь
земледельца.
3. Ремесла и обмен.
4. Писцы собирают
налоги.
3.2.Работа в группах (овладевать основами смыслового чтения учебных и художественных
текстов).
Цель для обучающихся:
-Изучить жизнь и быт
крестьян в Древнем Египте.
-Подумать, какое
значение для нас имеет опыт жизни и труда древнеегипетских крестьян.
-Учиться составлять к
тексту вопросы по заданной теме.
1 группа
Задание:
1.Прочитайте п. 1
(стр. 38-39) «Труд земледельца».
2. Составьте к
тексту вопросы, по теме «Труд земледельца»:
-два вопроса ,
которые начинаются со слова «Как?»;
-один вопрос,
который начинается со слова «Для чего?».
3. Подготовьте
ответы на эти вопросы.
4. Распределите
между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.
2 группа
Задание:
1.Прочитайте
фрагмент «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу» (стр. 38).
2.
Составьте к тексту вопросы по теме «Труд земледельца»:
-один
вопрос, который начинается со слова «Как?»
-два
вопроса, которые начинаются со слова «Что?»
3.
Подготовьте ответы на вопросы цитатами из текста.
4.
Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них
отвечать.
3 группа
Задание:
1.Прочитайте п. 3
(стр. 40-41) «В гостях у египтянина».
2. Составьте к
тексту вопросы, по теме «Быт древнеегипетского крестьянина»(еда,
жилище, одежда и укращения):
-один вопрос ,
которые начинаются со слова «Чем?»;
-один вопрос,
который начинается со слова «Как?»;
-один вопрос,
который начинается со слова «Какие?»
3. Подготовьте
ответы на эти вопросы.
4. Распределите
между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.
3.3.Проверка
результатов групповой работы.
-Как
вы думаете, какое значение для нас имеет опыт жизни и труда древнеегипетских
крестьян?
-Поделитесь,
какие мысли чувства, возникли у вас в связи с изученной темой.
Не требует больших затрат времени, но дает хорошие результаты прием «Задай
вопрос» . Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует
вопросы к новому учебному материалу. Например, во время самостоятельной работы
над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать
вопросы, которые начинались бы со слов «Кто…?», «Когда…?», «Где…?», «Почему…?»
и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление.
Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень
важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик
должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее,
чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая
ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный
материал. Подобную работу можно провести в форме игр «Почемучки»,
«Кто?Что?», «Где? Когда?». Учитель предлагает обучающимся задать к тексту
все возможные вопросы, которые , например, начинаются с вопроса «Кто?», «Что?»,
«Почему?», «Где?», «Для чего?» и т.д. Игра «Кто? Что?» может быть проведена
на уроках «Древнейшие люди», «Родовые общины охотников и
собирателей»,«Возникновение земледелия и скотоводства», «Библейские сказания».
Игру «Где? Когда?» рекомендую провести на уроках «Финикийские мореплаватели»,
«Персидская держава «царя царей»», «Греческие колонии на берегах Средиземного и
Черного морей ». На уроке «Олимпийские игры в древности», «В городе богини
Афины» хорошо проходит игра «Приставалки», «Почемучки». Учебные тексты данных
уроков способствуют этому.
Считаю, что для обучения школьников задавать вопросы к тексту, учитель может
успешно использовать и такой известный прием как «Маркировка текста». На
уроке «Жизнь египетского вельможи »провожу следующую работу.Фрагмент
урока:
III. Работа
по теме урока
3.2.
Самостоятельная работа по вариантам. Упражнение «Маркировка текста» «В
усадьбе вельможи»(стр.43-44)
Задания
по вариантам:
1
вариант
-Прочитайте
текст, отметьте на полях буквой «Г» предложения, в которых содержится ответ на
вопрос «Где?». Задайте этот вопрос классу.
2
вариант
-Прочитайте
текст, отметьте на полях буквой «Ч» предложения, в которых содержится ответ на
вопрос «Что?». Задайте этот вопрос классу.
3
вариант
-Прочитайте
текст, отметьте на полях буквой «К» предложения, в которых содержится ответ на
вопрос «Кто?». Задайте этот вопрос классу.
Задание
для всех:
-Сравните
быт крестьянина и быт вельможи в Древнем Египте. Сделайте свои выводы.
-Подумайте,
чему вы научились, выполняя это задание.
На уроке «Военные
походы фараонов» так использую прием «Цепочка вопросов».
Фрагмент
урока:
III. Работа
по теме урока
3.2.
Фронтальная работа с текстом учебника параграф 8, п.2 (стр. 47-48) «Боевые
колесницы» (продолжить
работу по овладению навыками смыслового чтения). Игра «Цепочка вопросов».
а/Задание
обучающимся. Чтение текста молча:
–
Мы продолжаем с вами учиться быть грамотными читателями. Из начальной школы вы знаете
способ чтения «цепочкой». Сейчас мы с вами тоже будем читать «цепочкой». Но
«цепочкой» необычной, а «цепочкой» , состоящей из вопросов.
-Прочитайте
текст молча. Попробуйте заменить предложения вопросами к ним.
Затем
мы «цепочкой » будем читать вслух эти вопросы. Из игры выбывает тот, кто не
смог или неправильно заменил предложение вопросом.
б/игра
«Цепочка вопросов»(учащиеся читают текст вслух, заменяя предложения вопросами к
ним).
-Почему
колесницы считались самым грозным оружием египтян?
-Дома
подготовьте вопросный план по теме «Боевые колесницы». Подготовьте по нему
устный рассказ.
Уже в 5 классе на
уроках истории мы обучаем школьников составлять простой план текста. Учить
составлению вопросов к тексту мы можем на примере вопросного плана. Для этого
на уроке «Искусство Древнего Египта» использую прием «Экскурсовод».Фрагмент
урока:
Ход урока:
II. Работа по теме
урока
План
1. Первое из чудес
света.
2. Храмы-жилища богов.
3. Гробница фараона
Тутанхамона.
4. Пойдемте в музей.
2.1. Самостоятельная
работа с текстом параграфа 11 «Искусство Древнего Египта» стр. 56-57(п.1
«Первое чудо света») Упражнение «Экскурсовод»(составление
простого плана в виде вопросов по тексту)
-Представьте себя
экскурсоводом, которому предстоит провести экскурсию к одному из чудес
света, первому чуду света- египетским пирамидам. Экскурсантами являются ваши
одноклассники. Вам необходимо подготовиться к этой экскурсии, чтобы она
была интересной и познавательной. Поможет вам в этом материал учебника(стр.
57-56 «Первое чудо света»).
-Прочитайте
самостоятельно текст учебника, составьте на его основе план своей экскурсии.
Пусть он будет в виде вопросов, отвечая на которые, вы сможете интересно и
грамотно рассказать туристам о египетских пирамидах.
-Расскажите по
составленному плану о египетских пирамидах.
Интересным приемом
работы по обучению пятиклассников задавать вопросы по тексту может стать игра
«Следопыт (Вслед за героем)». На уроке «Поэма Гомера «Одиссея» мы предлагаем
обучающимся с помощью вопросов проследить путь Одиссея и его товарищей от Трои
до Итаки( где он оказался, что с ним произошло, кого Одиссей встретил, куда он
направился дальше и.т.д.). Этот же прием можно использовать на уроках «Поход
Александра Македонского на Восток», «Вторая война Рима с Карфагеном»,
«Восстание Спартака».
Для обучения
пятиклассников составлению вопросов использую прием «Тайм-аут» (Чтение с
остановками). «Тайм -аут»- одна из стратегий смыслового чтения. Цели
стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах
и в группе. Подробный алгоритм реализации стратегии следующий :
1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й
пункт текста параграфа. Дальше работайте в парах.
2. Задайте друг другу вопросы уточняющего
характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа,
вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с
текстом.
3. Проделайте ту же работу со следующими
абзацами.
4. Найдите значение новых слов, пользуясь
любой стратегией.
5. Суммируйте то новое, что вы узнали из
текста,
6. Составьте краткий пересказ из
нижеследующих предложений, расположив их в нужном порядке.
Многие учителя
истории дают учащимся задания творческого характера. Среди них есть и задания,
которые способствуют формированию умения вдумчиво читать,
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования, а
также составлять вопросы по тексту. Упражнение «Составь задание» может
предусматривать составление тест, учебная задача по теме или составление
викторины, ребуса, кроссворда, головоломок. Но в 5 классе к таким заданиям
следует относиться взвешено. В течение традиционного урока ученик не
обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или
остроумную головоломку. Поэтому такие задания лучше задать на дом. Можно
предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Такая
работа уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление,
анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Подготовленные школьниками
задания можно использовать для проверки домашнего задания, повторения
изученного.
Обучение школьников постановке вопросов к тексту и поиску ответов на них
является важнейшим условием формирования у обучающихся стратегий смыслового
чтения и работы с текстом. Умения школьников ставить вопросов к тексту и
находить в тексте ответы на них –основа для уяснения обучающимися
содержания учебного текста . Вести работу по обучению школьников ставить
вопросы к тексту и находить ответы на них можно на всех этапах урока.
Творчески работающий учитель может успешно использовать существующие
образовательные технологии, приемы для обучения школьников стратегиям
смыслового чтения и работе с текстом. Уроки истории играют большую роль в
формировании этого важнейшего метапредметного универсального учебного
действия. А для учителя истории открываются новые возможности для
педагогического творчества, профессионального роста.
Источники:
1.
А.Г.Асмолова («Формирование универсальных учебных действий в основной школе :
от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов,
Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М.
: Просвещение, 2010.
2.Сметанникова, Н.Н.
Стратегиальный подход к обучению чтению: Междисциплинарные проблемы чтения и
грамотности.-М.: Школьная библиотека,2005.-512 с.
3.Сметанникова, Н.Н.
Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки
и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения
: проблемы и возможности : научно-практический сборник / сост.: Е.И. Кузьмин, О.К.
Громова. – М.: МЦБС, 2007.
4.Соболева
О. В. Обучение пониманию текста: учебная книга — учитель — ученик //
Психологическая наука и образование. — 2006. — № 1.
Обычно после прочтения текста учитель задает классу вопросы, чтобы проверить, как ученики поняли содержание. Однако гораздо больший эффект мы получим, если научим ребят самих задавать вопросы по прочитанному.
Зачем это нужно?
Умение отвечать на вопросы – это репродуктивный способ получения информации. Умение задавать вопросы – это деятельностный подход. Прежде чем задать вопрос, ученик должен осмыслить содержание, осознать цель задаваемого вопроса, подобрать правильное вопросительное слово и лишь потом уже сформулировать сам вопрос. Это сложный умственный процесс, который способствует более глубокому усвоению информации.
Как учить задавать вопросы?
В этой статье я коротко расскажу о некоторых основных приемах, с помощью которых учитель может научить детей правильно формулировать вопросы к прочитанному тексту.
Прием 1. Вопросы учителя
Разумеется, на первых порах мы будем использовать традиционный репродуктивный метод задавания вопросов. Учитель сам составляет вопросы к тексту и предлагает их классу, или ученики читают вопросы, данные в учебнике, и отвечают на них.
На этом этапе стоит обращать внимание на сами формулировки вопросов, на то, что вопросы типа “Что?”, “Кто?”, “Где?”, “Когда?” нацелены на поиск фактов, а вопросы типа “Почему?”, “С какой целью?”, “При каком условии?” и т.п. заставляют сравнивать, анализировать прочитанное. Стоит поинтересоваться у детей, какие вопросы показались им более простыми и сложными; на какие можно дать однозначный ответ, а на какие нельзя; для ответов на какие вопросы недостаточно привести только один факт из текста и т.д.
Таким образом мы знакомим детей с разновидностями вопросов, показываем, что у каждого вопроса своя цель.
Кстати, о типах вопросов, которые можно задавать ученикам я писала здесь.
Прием 2. Вопросы-навигаторы
Учитель заранее составляет к тексту вопросы, которые будут выполнять для учеников навигационную функцию при чтении текста. Вопросы надо записать на доске или на карточках. Ориентируясь на них, ученики будут знать, какую именно информацию им следует найти в тексте.
Найденные ответы дети подчеркивают простым карандашом и помечают на полях цифрами, соответствующими номерам вопросов. После прочтения текста необходимо обсудить с учащимися полученную информацию.
Таким образом мы показываем ученикам, что к любому тексту надо “идти с вопросами”.
Более подробно об этом и других приемах можно прочитать здесь.
Прием 3. Чтение с остановками
Это одна из стратегий технологии критического мышления. Учитель делит текст на смысловые части, после прочтения каждой их которых останавливает ребят и задает вопрос, касающийся или прочитанного, или прогнозов о дальнейшем содержании. Когда ребята освоят этот прием, можно предлагать им самим ставить подобные вопросы.
Эта стратегия способствует вдумчивому чтению, развитию воображения.
Более подробно про эту стратегию читайте здесь.
Прием 4. Вопросный план
Такой план записывается в виде вопросов к каждой части (микротеме) текста. Вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут вопросительные слова: кто, что (и их падежные формы), как, когда, где, куда, сколько, почему, ли.
Подробно об этом и других видах планов можно узнать здесь.
Прием 5. Вопросительные слова
Просим учеников составить вопросы по содержанию текста, используя вопросительные слова:
- Как..?
- Что..?
- Кто..?
- Где..?
- Почему..?
- Сколько..?
- Откуда..?
- Какой..?
- Зачем..?
- Каким образом..?
- Какая взаимосвязь..?
- Что дальше..?
Этот прием поможет ученикам правильно формулировать вопросы, так как зачастую дети не знают, каким именно образом задать вопрос. Вопросительные слова направляют их мысли.
Прием 6. Кубик Блума
Это еще один прием технологии критического мышления, который позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Для этого используется кубик с надписями на гранях: “Назови”, “Почему”, “Объясни”, “Предложи”, “Придумай”, “Поделись”. Дети бросают кубик и придумывают вопросы с опорой на выпавшее на грани слово.
“Назови”. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. (“Назови, кто…”).
“Почему”. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
“Объясни”. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы (“Объясни, как…”).
“Предложи”. Ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций (“Предложи, где можно использовать…”)
“Придумай”. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла (“Придумай, что будет, если…”).
“Поделись”. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке (“Поделись, что ты чувствуешь…”).
Прием 7. Толстые и тонкие вопросы
Учитель предлагает детям придумать вопросы по прочитанному тексту. «Тонкие» вопросы предполагают репродуктивный (однозначный) ответ, а «толстые» (проблемные) требуют глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.
Тонкие вопросы: кто…, что…, когда…., где…, куда…, откуда…, как…, может ли…, будет ли…, мог ли…, как звали…, было ли…, согласны ли вы…, верно ли…
Толстые вопросы: дайте объяснение, почему…; почему вы думаете…; почему вы считаете…; в чем разница…; предположите, что будет, если…, что, если…
Этот прием помогает учить детей задавать разные типы вопросов.
Прием 8. Пять вопросов
После прочтения текста (возможно, домашнего) учитель предлагает ученикам составить вопросы по содержанию текста и записать каждый на отдельный листочек. Затем все вопросы складывают в коробку (шляпу, мешочек), к доске вызывается один из учеников, который, как в лотерее, вытаскивает 5 вопросов по очереди и отвечает на них. Отметка ставится по количеству правильных ответов. Автор лучшего вопроса награждается.
Прием 9. Интервью с героем (автором)
Учитель вызывает двух учеников, один из которых интервьюер, а второй – герой прочитанного текста (или как вариант – его автор). Первый ученик должен провести “интервью” с героем (автором), задав ему несколько вопросов с опорой на прочитанный текст. Вопросы можно подготовить заранее.
Прием 10. Ответ – вопрос
Учитель дает ученикам несколько фактов из прочитанного текста, которые звучат как ответы. Ученики должны подобрать к каждому ответу вопрос.
Например.
Ответ: “Митраша попал в болото, потому что не послушал свою сестру Настю”. (Предполагаемый вопрос: “Почему Митраша попал в болото?”).
Ответ: “Выбраться из болота Митраше помогла собака Травка”. (Предполагаемый вопрос: “Кто помог Митраше выбраться из болота?”).
Используя эти приемы, можно научить ребят задавать вопросы к тексту. Конечно, произойдет это не за один день, но систематическая работа обязательно принесет свои плоды.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.
Download Article
Download Article
A research question helps you narrow your research and write a clear, arguable thesis. Your research question needs to be concise, arguable, and focused on your particular topic. Before writing your research question, narrow down your topic and brainstorm possible questions. Then, select the best question and craft it into a good research question. As another option, choose the type of research question that fits your purpose and format your question to fit that style.
Research Questions
-
1
Review your assignment to make sure you understand the expectations. Read over your assignment sheet several times, and study the rubric so you know how your work will be graded. If you have any questions, talk to your instructor for guidance and to clarify the guidelines.
- When you decide on a research question for your work, it’s best to run it by your instructor.
-
2
Pick a broad topic that provides opportunities for research. Stick to a broad, generalized topic, as you’ll narrow it down later. Try to choose something you’re passionate about, which will make working on your research project more interesting.[1]
- For instance, great topics for a high school paper might include family dynamics during the civil war, body image among teens, or type 2 diabetes.
- If you’re doing a college-level project, a good topic might be the environment’s influence on human development, cultural influences on a poet’s work, or the ethics of technological advancements.
- In some cases, your topic may be provided to you, such as when you’re writing a paper for a class. You can still use the same process for narrowing your topic and selecting a research question.
Advertisement
-
3
Conduct preliminary research on your topic to learn more about it. Start with a basic internet search to find general information about the subject. Then, expand to library databases, journal articles, and books. Read as much information as you can in the time you have available. This will help you understand the potential avenues of research, which you’ll address with your research question.[2]
- The purpose of this research is to learn more, not gather sources. That means it’s okay to check sites like Wikipedia, which aren’t typically considered reliable sources.
-
4
Write a list of open-ended questions about your topic. Do a brainstorming session to generate questions you may have based on your research. Start by listing things you wanted to know more about as you read. Then, consider what your audience might want to learn about your topic. Try to come up with at least 5-10 potential questions.[3]
- What, why, and how questions make the best research questions.
- Write down the first questions that come to mind without worrying if they’ll make a good research question. You can always revise your question later to make it better.
- For example, let’s say you chose body image among teens as your topic. You might write questions like, “How does social media impact body image?” “How does the amount of time spent on Instagram relate to a teen’s sense of self-worth?” “Are peers or family members a bigger influence on body image in teens?” and “What factors make teens more likely to have a poor body image?”
- Similarly, you might write a college paper about the ethics of technological advancements. Questions you might ask include, “How is social media altering the culture of society?” “How does screen time alter the brain’s neural processing?” and “How might current advancements affect society over the next 25 years?”
Tip: If you find yourself drawn to a particular question, don’t keep brainstorming potential questions. Instead, start evaluating the question that interests you to figure out if it might be right for your research project.
Advertisement
-
1
Select a question that both interests you and can be researched. Look over the questions you’ve come up with during your brainstorming session, and pick an open-ended question you think will be the best one for you to research. This question should require you to do research and analysis to arrive at an answer. However, don’t pick something that is too obscure for you to tackle well in the time you have available.[4]
- As an example, the question “What jobs will humans lose to robots over the next 50 years?” may be too difficult to answer. Instead, you might ask, “How has the field of robotics changed the manufacturing industry?”
Tip: When choosing your question, consider your skill level and purpose. If you’re doing this project for a class, how will it be graded? What are your instructor’s expectations? Additionally, make sure your question fits the scope of the assignment.
-
2
Evaluate your question to make sure it will be a good research question. Some questions are interesting but don’t make good research topics. This is usually because they are too easy to answer or aren’t specific enough to allow you to write a focused paper. Fortunately, you can spot these issues before they derail your research project. Here are some questions to ask yourself when you’re evaluating your question:[5]
- Is this question clear enough to guide my research?
- Is this question specific?
- Does this question allow for research and analysis?
- Can I answer this question based on current research? If so, could I easily find the answer by looking at basic reference works (which means the question is too easy to answer), or will it require more in-depth analysis using multiple sources?
- Has this question already been answered?
- Can I answer the question in an objective manner, based on evidence?
- Can I answer this question in the time I have allotted for this project?
-
3
Narrow your question down until it’s specific. Focus your question on a specific set of circumstances rather than being general. This usually means naming the individual items or conditions that you’ll be discussing in your paper. Here are some examples of how to narrow a topic:
- “What factors cause teens to have poor body image?” is better stated “What environmental and social factors contribute to poor body image in teens?”
- “How does T.S. Elliot use symbolism?” becomes “Why does T.S. Elliot use tea as a symbol in ‘The Lovesong of J. Alfred Prufrock?’”
- “What happened to family dynamics during the civil war?” can be narrowed to “How did the fracturing of families during the civil war affect society?”
- “How does screen time alter the brain’s neural processing?” might be narrowed to “How does spending 2 hours a day on social media impact neural processing in preteens?”
-
4
Make sure your question can’t be easily answered. If you can answer your question with a quick search on the internet, then it’s not a good research question. You want a topic that you can thoroughly examine in your paper while still leaving room for additional thought. It helps to choose a topic that’s arguable, as these topics rarely have a right or wrong answer.[6]
- For instance, questions like, “What season of the year do parrots typically breed?” or “What era did William Wordsworth write?” are not great research questions because they are too easy to answer.
- The research question “Are peers or family members a bigger influence on body image in teens?” is arguable because you could make a case for either peers or family members having a greater influence on teenagers. Similarly, “Why does T.S. Elliot use tea as a symbol in ‘The Lovesong of J. Alfred Prufrock?’” is arguable because different critics may have varying interpretations of the poem.
- As another example, “How does spending 2 hours a day on social media impact neural processing in preteens?” is debatable because you can focus on different effects. It’s possible to interpret these effects differently, depending on your stance on the issue.
Tip: Research your question and see what comes up. If you feel like the search results effectively cover what you want to say, then you might want to pick a different question.
Advertisement
-
1
Form a descriptive question to examine conditions or characteristics. You can use a descriptive question to explore something that is happening. This might include defining the conditions surrounding an issue or looking at the issue in more detail. This type of question can be used in most subjects, including the humanities. Here are some examples of a descriptive question:
- “What environmental factors cause birds to move nests?”
- “What changes to the habitat can encourage parrots to mate?”
- “What political conditions contributed to the start of the War of 1812?”
- “What symbols does T.S. Elliot use in ‘The Lovesong of J. Alfred Prufrock?’”
-
2
Use an observational-relational question to look at how things affect each other. In most cases, you’ll examine how 2 or more selected variables behave together under a specific set of circumstances. This type of question is used most often in the sciences or social sciences. Here’s a list of examples:
- “If two different plants are both provided the same amount of sunlight and fertilizer, will they grow at the same rate?”
- “If two identical solutions are exposed to different quantities of an element, will they show equal or different reactions?”
- “If two test subjects are asked to perform a task alone and then together, how will collaboration affect their outcome?”
-
3
Opt for a cause and effect question to look for a causal relationship. This type of question helps you determine if one factor is causing other conditions to occur. You’re most likely to use this type of question in the sciences or social sciences. These are example cause and effect questions:
- “Will the introduction of a new plant to a biodome affect the ecosystem?”
- “Does changing team assignments cause workers to lose morale?”
- “Do metered ramps on highways change driver behavior?”
Advertisement
Add New Question
-
Question
Is it ideal to design research questions in the past tense ?
Yes it’s fine. As a rule, use past tense to describe events that have happened in the past, but not generally accepted facts.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
Make sure your research question is narrow enough to write a specific paper. If it’s too broad, your paper will be too general and vague to make a clear point. A narrow research question will help you write a focused paper.
-
A clear, specific research question will help you create a good thesis for your paper.
-
If you’re doing your research as part of a class assignment, talk to your instructor if you’re having trouble writing your research question. Tell them what you’re considering and ask them for guidance.
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To write a research question, start by writing a list of open-ended questions that relate to the topic you’re researching. For example, if your topic was social media, your questions might look something like “How does social media impact body image?” or “What impact does social media have on our culture?” Next, choose the question that interests you the most, and try to make it as specific as possible. Also, make sure it can’t be easily answered since you want a topic that you can thoroughly examine. For more advice, like how to choose a topic to research, keep reading!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 73,078 times.
Reader Success Stories
-
“I’m doing a research question project. I need to look up how to write a proper research question, this…” more
Did this article help you?
Не так давно мы уже говорили о том, какие 15 вопросов стоит задать каждому продающему тексту. Поскольку тема оказалась достаточно полезной для читателей, продолжение напросилось как-то само собой.
Единственная разница – говорить мы сегодня будем не о продающих текстах, а о самых обычных статьях. Пишите ли вы материал для своего сайта или по заказу клиента это уже дело второе. Любой текст должен соответствовать современным требованиям. А вот каким именно, вы сможете прочитать в этой заметке.
10 общих вопросов к статье
- Объясняет ли заголовок содержание статьи?
- Есть ли в заголовке запятая? (лучше без нее, она «ломает» заголовок)
- После первого абзаца читатель может понять, о чем будет статья?
- Использованы ли в статье подзаголовки? (они обязательно нужны, если объем материала больше 1 000 знаков).
- Не слишком ли однообразен ритм текста? (старайтесь «рвать» ритм, чередуя короткие предложения с длинными и средними)
- Не слишком ли велики абзацы? (читателя пугают простыни текста)
- Есть ли в тексте предложения, без которых легко можно обойтись? (если есть, вычеркивайте)
- Нет ли в тексте слишком сложных предложений, которые невозможно понять » с ходу»? (если есть, обязательно дробите и упрощайте)
- Сделана ли правильная концовка (проблема в том, что копирайтеры часто отписываются от читателя быстрой концовкой, и это чувствуется)
- Подводит ли концовка финальную черту, резюмируя кратко все вышесказанное?
10 SEO-вопросов
- Включено ли прямое вхождение ключевого слова в Title? (необходимо это сделать, желательно поставить ключ как можно ближе к началу)
- Включено ли непрямое вхождение в заголовок? (необходимо)
- Использованы ли в тексте шлейфовые слова?
- Использовано ли главное ключевое вхождение в первых 80 словах текста? (это важно, лучше использовать прямое вхождение в первых 80 словах или, на крайний случай, можете мерить все первым абзацем).
- Не слишком ли вы переборщили с ключами? (плотность вхождения в 7 — 10% давно в прошлом, сейчас за такое уходят в дальние дебри выдачи)
- Нет ли в тексте неестественных ключевых запросов? (ключи вида «Москва варежки купить недорого оптом» использует только самые дремучие оптимизаторы, которые застряли в SEO десятилетней давности).
- Есть ли картинка в тексте, уникальна ли она?
- Прописан ли Alt у картинки? (старайтесь прописывать Alt так, чтобы в него входил ключевой запрос)
- Достаточно ли велика статья? (по моим собственным наблюдениям, статьи свыше 5 000 знаков чаще заходят в ТОП)
- Релевантна ли статья тем ключам, которые вы в ней использовали? (если вы используете ключи «купить комбайн», а пишите о разведении пионов, это негативно скажется на выдаче).
Думаю, то эти рекомендации будут вам полезны. По крайней мере, первичное тестирование на интересность и SEO-оптимизацию материала провести вы сможете. Если хоть какие-то навыки создания текстов уже есть, использование тестовых вопросов способно значительно усилить материал.
У вас есть какие-то собственные наработки и любимые вопросы? Приглашаю неистово комментировать!
Дополнительная информация
Источник: Убедительные тексты для бизнеса.
Автор: Петр Панда — Журналист. ТОП-копирайтер. Автор двух книг о копирайтинге. В качестве консультанта и коммерческого писателя работает в нескольких крупных компаниях. Основатель направления «Панда-копирайтинг». Креативен, умен, смел в поиске нестандартных решений. Приверженец написания текстов с учетом психологии ЦА, сторонник позитивного и открытого стиля в копирайтинге. Любит котиков и панд.
Вам также может понравиться
Содержание:
- Разработка вопроса исследования
- Как написать вопрос исследования для дипломной работы
- Типы вопросов исследования
- Как сделать исследование вопроса
- Целенаправленный и исследовательский вопрос
- Возможные и конкретные вопросы
- Сложный и спорный вопрос
- Актуальный и оригинальный вопросы
- Пример дипломной работы отвечающей на вопросы исследования
- Образец дипломной работы отвечающей на вопросы исследования
- Учебник по написанию и оформлению дипломной работы
Хороший вопрос исследования важен для дипломной работы. Он точно определяет, что вы хотите узнать, и дает вашей дипломной работе четкую направленность и цель.
Все вопросы исследования должны быть:
- Сосредоточены на одной проблеме или проблеме
- Возможность исследования с использованием первичных и вторичных источников
- Возможны ответы в установленные сроки и с практическими ограничениями
- Достаточно конкретны, чтобы ответить полностью
- Достаточно сложны, чтобы развить ответ в пространстве дипломной работы
- Соответствуют вашей области обучения и общества в целом
Разработка вопроса исследования
В дипломной работе вы, как правило, пишете один исследовательский вопрос, который будет направлять ваше чтение и мышление. Ответ, который вы разрабатываете, – это ваше тезисное утверждение – центральное утверждение или позиция, за которую будет выступать ваша дипломная работа.
В более крупном исследовательском проекте, таком как диплом, у вас может быть несколько исследовательских вопросов, но все они должны быть четко связаны и сосредоточены вокруг центральной исследовательской проблемы.
Существует много типов исследовательских вопросов, которые соответствуют различным типам исследований.
Как написать вопрос исследования для дипломной работы
Процесс разработки вашего вопроса исследования состоит из нескольких этапов:
- Выберите широкую тему
- Проведите предварительное чтение, чтобы узнать об актуальных дебатах и проблемах
- Сузьте конкретную нишу, на которой вы хотите сосредоточиться
- Определите практическую или теоретическую проблему исследования, которую вы будете решать
Если у вас есть четко определенная проблема, вам нужно сформулировать один или несколько вопросов. Подумайте, что именно вы хотите знать и как это будет способствовать решению проблемы.
Пример исследования задачи: | Пример исследования вопроса: |
Учителя в школе X не имеют навыков распознавания или правильного руководства одаренными детьми в классе. | Какие практические методы могут использовать учителя в школе X, чтобы лучше идентифицировать и направлять одаренных детей? |
В возрасте до 30 лет все чаще участвуют в «экономике концертов» вместо традиционной занятости на полный рабочий день, но мало изучается опыт молодых людей в этом виде работы. | Каковы основные факторы, влияющие на решения молодых людей участвовать в экономике концерта? Что рабочие воспринимают как его преимущества и недостатки? Влияют ли возраст и уровень образования на то, как люди воспринимают этот вид работы? |
Типы вопросов исследования
Как качественные, так и количественные исследования требуют исследовательских вопросов. Тип вопроса, который вы используете, зависит от того, о чем вы хотите узнать, и от типа исследования, которое вы хотите провести. Это сформирует ваш исследовательский вопрос.
В таблице ниже приведены некоторые из наиболее распространенных типов вопросов исследования. Имейте в виду, что многие вопросы дипломного исследования будут более сложными, чем эти примеры, часто объединяя два или более типов.
Тип исследовательского вопроса | Формулировка |
Описательное исследование | Каковы характеристики X? |
Сравнительное исследование | Каковы различия и сходства между X и Y? |
Корреляционное исследование | Какова связь между переменной X и переменной Y? |
Поисковое исследование | Каковы основные факторы в X? Какова роль Y в Z? |
Пояснительное исследование | Влияет ли X на Y? Какое влияние Y на Z? Каковы причины X? |
Оценка исследования | Каковы преимущества и недостатки X? Насколько хорошо работает Y? Насколько эффективен или желателен Z? |
Исследование действий | Как можно достичь Х? Каковы наиболее эффективные стратегии для улучшения Y? |
Как сделать исследование вопроса
Написание вопросов само по себе не является сложной задачей, но может быть трудно решить, если у вас есть хороший вопрос для исследования. Вопросы исследования лежат в основе всего вашего проекта, поэтому важно потратить некоторое время на их уточнение. Приведенные ниже критерии могут помочь вам оценить силу вашего вопроса исследования.
Целенаправленный и исследовательский вопрос
Критерии | Объяснение |
Фокусируется на одной теме и проблеме | Ваш центральный исследовательский вопрос должен следовать из вашей исследовательской задачи, чтобы сфокусировать вашу работу. Если у вас есть несколько вопросов, все они должны четко относиться к этой главной цели. |
Отвечает с использованием первичных или вторичных данных | Вы должны быть в состоянии найти ответ, собирая количественные и качественные данные, или читая научные источники по этой теме, чтобы разработать аргумент. Если к таким данным невозможно получить доступ, вам придется пересмотреть свой вопрос и задать что-то более конкретное. |
Не требует субъективной оценки |
Избегайте субъективных слов, таких как «хорошо», «плохо», «лучше» и « хуже», поскольку они не дают четких критериев для ответа на вопрос. Если ваш вопрос оценивает что-то, используйте термины с более измеримыми определениями. Не правильный вопрос: X или Y – лучшая политика? |
Не спрашивает почему |
Почему вопросы обычно слишком открыты, чтобы служить хорошими вопросами для исследования. Часто существует так много возможных причин, по которым исследовательский проект не может дать исчерпывающего ответа. Попробуйте задать какие или как вопросы вместо этого. Не правильный вопрос: Почему X происходит? |
Возможные и конкретные вопросы
Критерии | Объяснение |
Ответственный в рамках практических ограничений | Убедитесь, что у вас достаточно времени и ресурсов для проведения исследований, необходимых для ответа на вопрос. Если вы считаете, что вам может быть трудно получить доступ к достаточному количеству данных, рассмотрите возможность сужения вопроса, чтобы быть более конкретным. |
Использует конкретные, четко определенные концепции |
Все термины, которые вы используете в вопросе исследования, должны иметь четкое значение. Избегайте расплывчатых формулировок и широких идей и четко определите, что, кто, где и когда отвечает на ваш вопрос. Не правильный вопрос: Как социальные сети влияют на сознание людей? |
Не просит окончательного решения, политики или курса действий |
Исследование об информировании, а не инструктировании. Даже если ваш проект ориентирован на практическую проблему, он должен стремиться улучшить понимание и предложить возможности, а не запрашивать готовое решение. Не правильный вопрос: Что должно сделать правительство по поводу низкой явки избирателей? |
Сложный и спорный вопрос
Критерии | Объяснение |
Невозможно ответить да или нет |
Закрытые вопросы да / нет слишком просты, чтобы их можно было использовать в качестве хороших вопросов для исследования – они не дают достаточных возможностей для исследования и обсуждения. Не правильный вопрос: Было ли увеличение количества бездомных в Великобритании за последние десять лет? |
Нельзя ответить и легко найти факты и цифры | Если вы можете ответить на вопрос с помощью поиска Google или прочитав одну книгу или статью, это, вероятно, не достаточно сложно. Хороший исследовательский вопрос требует оригинальных данных, синтеза нескольких источников, интерпретации и аргумента, чтобы дать ответ. |
Обеспечивает возможности для обсуждения | Ответ на вопрос не должен быть простым констатацией факта: вам нужно пространство для обсуждения и интерпретации того, что вы нашли. Это особенно важно в эссе или исследовательской работе, где ответ на ваш вопрос часто принимает форму аргументированного тезиса. |
Актуальный и оригинальный вопросы
Критерии | Объяснение |
Решает проблему, относящуюся к вашей области или дисциплине | Вопрос исследования должен быть разработан на основе первоначального прочтения по вашей теме , и он должен быть сосредоточен на решении проблемы или пробела в существующих знаниях. |
Способствует актуальным социальным или академическим дебатам | Этот вопрос должен быть направлен на то, чтобы внести свой вклад в существующие дебаты – в идеале, которые обсуждаются в вашей области или в обществе в целом. Он должен давать знания, на которые могут опираться будущие исследователи или практики. |
Еще не ответили | Вам не нужно задавать что-то принципиально новое, о чем никто никогда раньше не задумывался, но у этого вопроса должен быть какой-то аспект оригинальности (например, сосредоточиться на конкретном месте или по-новому взглянуть на длительные дебаты). |
Пример дипломной работы отвечающей на вопросы исследования
Образец дипломной работы отвечающей на вопросы исследования
- Образец работы отвечающей на вопросы исследования
Учебник по написанию и оформлению дипломной работы
- Что такое дипломная работа
- Как правильно оформить дипломную работу
- Как написать дипломную работу самостоятельно
- Цели и задачи исследования в дипломной работе
- Объект и предмет исследования в дипломной работе
- Гипотеза в дипломной работе
- Проблема исследования в дипломной работе
- Методы исследования в дипломной работе
- Методические указания по выполнению дипломной работы
- Обзор литературы в дипломной работе
- Объем дипломной работы
- Структура дипломной работы
- Оформление аннотации к дипломной работе
- Оформление титульного листа дипломной работы
- Как написать актуальность дипломной работы
- Аналитическая часть дипломной работы
- Экономическая часть дипломной работы
- Написание технологической части дипломной работы
- Как написать заключение к дипломной работе
- Как проверить диплом на антиплагиат
- Как написать и оформить список литературы дипломной работы
- Оформление заголовков в дипломной работе
- Как оформлять ссылки на литературу в дипломной работе
- Ссылки в дипломной работе: примеры и образцы
- Как написать и оформить рецензию на дипломную работу
- Как оформлять списки в дипломе
- Как оформлять рамки в дипломе
- Как оформить список сокращений в дипломе
- Как правильно оформлять формулы в дипломе
- Как правильно оформить цитаты в дипломной работе
- Как правильно оформлять рисунки в дипломной работе
- Оформление схем в дипломной работе
- Пример оформления таблиц в дипломной работе
- Как заполнить дневник преддипломной практики
- Как сшить дипломную работу
- Оформление титульного листа презентации к дипломной работе
- Оформление презентации к дипломной работе
- Апробация дипломной работы
- Отзыв на дипломную работу
- Нормоконтроль дипломной работы
- Акт внедрения результатов дипломной работы