Глагол как самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что делал? что сделал? и пр.
Выясним, на какие вопросы отвечает глагол в русском языке, если определим его конкретную грамматическую форму вида, наклонения, времени, лица, числа, рода.
Чтобы правильно задать вопрос к глаголу, исходим из того, что эта самостоятельная часть речи обозначает действие или состояние. Его начальной формой является инфинитив.
Вопросы к глаголу в форме инфинитива
Инфинитив, или неопределенная форма глагола, обозначает действие безотносительно к лицу и ко времени его протекания. Его важным постоянным грамматическим признаком является совершенный или несовершенный вид. В зависимости от видовой принадлежности к неопределенной форме глагола ставятся вопросы:
- что сделать? (совершенный вид);
- что делать? (несовершенный вид).
Мне надо (что сделать?) узнать его намерения.
Родину (что делать?) любить — это значит (что делать?) беречь её богатства.
Чтобы поставить вопрос к глаголу в какой-либо грамматической форме, далее необходимо выяснить наклонение. В русском языке различают изъявительное, повелительное и условное наклонение глагола, каждое из которых обладает своими специфичными признаками.
Рассмотрим характерные вопросы глаголов, которые можно поставить к словам этой части речи в форме одного из трех наклонений.
Вопросы к глаголам изъявительного наклонения
Глагол в форме изъявительного наклонения обозначает действие, сопряжённое со временем его протекания. Различают настоящее, будущее и прошедшее время глагола.
Глаголы несовершенного вида изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. В соответствии с видовой принадлежностью к личным формам глагола настоящего времени зададим соответствующие вопросы:
- 1 лицо я (что делаю?) гуляю — мы (что делаем?) гуляем
- 2 лицо ты (что делаешь?) гуляешь — вы (что делаете?) гуляете
- 3 лицо он (что делает?) гуляет — они (что делают?) гуляют.
Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, а образуют формы простого будущего времени, которые отвечают на вопросы:
- 1 лицо я (что сделаю?) нарисую — мы (что сделаем?) нарисуем
- 2 лицо ты (что сделаешь?) нарисуешь — вы (что сделаете?) нарисуете
- 3 лицо он (что сделает?) нарисует — они (что сделают?) нарисуют.
Глаголы несовершенного вида образуют формы сложного будущего времени с участием вспомогательного слова «быть», которое приобретает личные формы, в сочетании с неопределённой формой смыслового глагола. В постановке вопросов используются те же личные формы глагола «быть»:
- 1 лицо я (что буду делать?) буду читать — мы (что будем делать?) будем читать
- 2 лицо ты (что будешь делать?) будешь читать — вы (что будете делать?) будете читать
- 3 лицо он (что будет делать?) будет читать — они (что будут делать?) будут читать.
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают уже состоявшееся действие, которое произошло до момента речи о нём. В формах прошедшего времени глаголы не имеют лица, а изменяются по родам и числам. В соответствии с их видовой и родовой принадлежностью и категорией числа к глаголу в форме прошедшего времени поставим следующие вопросы:
- ученик (что делал?) читал — ученик (что сделал?) прочитал (м. р.);
- девочка (что делала?) шила — девочка (что сделала?) пришила (ж .р.);
- солнце (что делало?) сияло — солнце (что сделало?) засияло (ср. р.);
- дети (что делали?) плавали — дети (что сделали?) переплыли (мн. ч.)
Вопросы к глаголу в повелительном наклонении
Глагол в форме повелительного наклонения обозначает побуждение к действию в виде совета, просьбы, пожелания, приказа, запрета и пр. Слова этой части речи имеют грамматические формы только 2 лица единственного или множественного числа.
В соответствии с видовыми различиями к глаголу в формах повелительного наклонения следует задать вопросы:
- ты (что делай?) неси — ты (что сделай?) принеси;
- вы (что делайте?) скажите — вы (что сделайте?) расскажите.
Вопросы к глаголу в форме условного наклонения
Глагол в форме условного наклонения выражает возможность действия или состояния при соблюдении некоторых необходимых условий. Такое слово напоминает форму прошедшего времени, к которой присоединяется частица «бы». Соответственно глагол в форме условного наклонения не имеет категории времени и лица, а изменяется по родам и числам и отвечает на те же вопросы, но с участием формообразующей частицы:
- он (что делал бы?) говорил бы — он (что сделал бы?) уговорил бы;
- она (что делала бы?) пела бы — она (что сделала бы?) спела бы;
- оно (что делало бы?) светило бы — оно (что сделало бы?) засветило бы;
- они (что делали бы?) брали ба — они (что сделали бы?) собрали бы.
Вопросы к безличным глаголам
Безличные глаголы обозначают действие или состояние человека или природы, не связанное с действующим лицом. По грамматической форме они совпадают с формами 3 лица единственного числа настоящего, прошедшего или будущего времени глагола изъявительного наклонения или условного. В соответствии с категорией вида и времени к безличному глаголу ставятся вопросы:
- (что делает?) смеркается;
- (что сделает?) рассветёт;
- (что будет делать?) будет светать;
- (что делало?) светало;
- (что сделало?) рассвело;
- (что делало бы?) знобило бы;
- (что сделало бы?) рассвело бы.
Итак, в русском языке глагол отвечает на вопросы в полном соответствии с его грамматической формой вида, наклонения, времени, лица, числа и рода.
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 20
1. На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать)
2. Чем является в предложениях? (сказуемым)
3. Какие времена есть у глагола? (настоящее, прошедшие, будущие)
4. В будущем времени на какие 2 группы делится глагол? (простая, составная)
5. Что значит спрягается? (изменяется по лицам и числам)
5. Как пишется не с глаголом? (раздельно)
6. Как определить пишется -тся- или -ться-? (по вопросу)
7. Когда пишется буква и в корне с чередованием е-и? (если после корня суффикс а)
8. Как определить какой суффикс пишется в прошедшем времени перед глаголом? (надо поставить глагол в неоправданную форму какой суффикс перед ть то такой и в прошедшем времени)
9. Как определить вид глагола? (нужно задать вопрос)
10. Как образуется неопределенная форма глагола? (по вопросу)
0
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Что такое вид глагола?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.
Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, ограниченность или неограниченность действия.
Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:
- совершенный вид;
- несовершенный вид.
Глаголы несовершенного вида
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?: сидеть, говорить, играть.
Глаголы несовершенного вида имеют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.
Например:
- (что делал?) толкал – прошедшее время, возможно, действие повторялось несколько раз и неизвестно, был ли достигнут нужный результат;
- (что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;
- (что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно, действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца.
Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: зажигал, зажигаю, буду зажигать.
Глаголы совершенного вида
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что сделать?: присесть, поговорить, прочитать.
Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие.
Например:
- (что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;
- (что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится.
Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться: заговорил, заговорю.
Образование видов глаголов
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:
- Добавление приставки: писать – подписать, сидеть – досидеть.
- Отбрасыванием суффиксов: давать – дать, спасать – спасти.
- Заменой суффиксов: удваивать – удвоить, решать – решить, прыгать – прыгнуть.
- Заменой суффиксов и чередованием букв в корне: прощать – простить, засыхать – засохнуть.
При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:
- опоздать — опаздывать;
- стереть — стирать:
- вздохнуть — вздыхать;
- изложить — излагать;
- утомить — утомлять;
- защитить — защищать;
- упросить — упрашивать.
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.
Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например: (что сделать?) решить — (что делать?) решать.
Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:
1. суффиксами
- бросить — бросать;
- кончить — кончать;
- встретить — встречать;
- обидеть — обижать;
- сосредоточить — сосредоточивать;
- приурочить — приурочивать;
- уполномочить — уполномочивать;
- достигнуть — достигать;
- решать – решить.
2. приставками
- готовить — приготовить;
- брать — собрать;
- гнать — выгнать;
- звать — назвать;
- работать — переработать;
- морозить — подморозить;
- говорить – поговорить;
- читать – дочитать.
Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:
Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:
- засыпа́ть – засы́пать,
- разреза́ть – разре́зать,
- отреза́ть – отре́зать.
Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:
- Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда
(настоящее время, несовершенный вид). - Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде
(будущее время, совершенный вид).
Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.
Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:
- (что сделать?) грянуть, очутиться;
- (что делать?) присутствовать, сожалеть.
Как определить вид глагола
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Первый способ — вопрос
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делали? и т. д.
Примеры: летать, рисует, выбирали.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
Примеры: вернуться, напишет, пришли.
Второй способ — слово «буду»
- К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: петь — буду петь (несовершенный вид).
- К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: спеть — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).
Видеоурок по теме: виды глаголов и видовые пары
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
[su_youtube_advanced url=»https://www.youtube.com/embed/M6U4YAzBjQA?feature=oembed&wmode=opaque»]
Времена глагола – что отличает прошедшее время, настоящее и будущее, как они образуются и что про них обязательно надо знать
Время глагола – это его непостоянный признак. То есть один и тот же глагол может быть в разных временах: читаю (сейчас), читал (вчера), буду читать (завтра). Эта морфологическая категория нужна для того, чтобы привязать описываемое действие к какому-то реальному моменту времени. В русском языке времен только три: настоящее, прошедшее и будущее.
Время есть только у реальных действий, то есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Если наклонение повелительное или сослагательное – времени вообще нет и быть не может.
Настоящее время
Оно обозначает два типа действий: которые происходят в данный момент и которые происходят регулярно.
Например, мы используем форму настоящего времени, чтобы сказать «Я рисую, мама печет блины, брат смотрит мультики». А также: «После лета наступает осень. Планеты вращаются вокруг солнца. Теплый воздух всегда поднимается вверх».
В русском не различаются формы глаголов, которые показывают действие «в данный момент» и действие, которое протекают постоянно, регулярно.
Про английский
В английском эта разница есть. Например: «I am painting» – «я рисую» (сейчас, в данный момент занимаюсь этим), «I paint» – «я рисую» (уже в смысле, что увлекаюсь рисованием, то есть у меня на стенах везде есть рисунки, я хожу в художку и пр).
Настоящее время образуется от инфинитива глагола двумя способами:
- Просто с помощью личных окончаний: везти – везу, молить – молю, плыть – плыву.
- С помощью суффикса j: играть – играет (игра-j-эт), мечтать – мечтает (мечта-j-эт), вить – вьет (в-j-от).
Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. То есть у таких, к которым мы задаем вопрос «что делать?»: выть, пить, читать, играть, учиться, вспомнить и пр. Подробнее об этом читайте в моей статье про вид глагола.
Или смотрите в видео. Оно тоже мое
Если вид совершенный, то есть глагол отвечает на вопрос «что Сделать?» (если есть буква С в вопросе, значит вид Совершенный) – настоящего времени нет. Смотрите: (что сделать?) сыграть – сыграл (прошедшее), сыграет (будущее). Как образовать настоящее? Никак, его нет. Нельзя говорить «играет», потому что «играет» – «что делает?» – это глагол другого вида, несовершенного.
Глаголы в настоящем времени не изменяются по родам. Смотрите: он/она/оно прыгает, он/она/оно зевает – никакой разницы, окончания всегда одинаковые.
Но они меняются по лицам: Я молчу, Ты молчишь, Он молчит. И по числам: кукую – кукуем, кукуешь – кукуете, кукует – кукуют.
Прошедшее время
Обозначает действия, которые произошли до момента речи. Как давно это было – без разницы. Я написал сочинение (только что), я писал сочинение (два дня назад), Я писал сочинения (сто лет назад, когда в школе учился).
- Действие произошло только что и результат «налицо»: I have written a composition – я написал сочинение (вот оно, мам, похвали меня).
- Происходило в прошлом, с настоящим не связано: I wrote compositions at school (я писал сочинения в школе).
- Длилось в прошлом небольшое время, человек был занят только этим: I was writing a composition from 2 to 3 p.m. yesterday (вчера с 2 до 3 я был занят тем, что писал сочинение).
- Длилось в прошлом долго, человек этим регулярно занимался: I have been writing compositions for 11 years at school (В школе я одиннадцать лет писал сочинения).
- Закончилось в прошлом к какому-то моменту: I had written a composition by 3 p.m. yesterday (Вчера я написал сочинение к 3 часам – закончил его в три).
В русском это время образуется с помощью суффикса -л, который присоединяется к инфинитиву: написать – написал, звать – звал, обедать – обедал.
Иногда он не используется: везти – (что делал?) вез, нести – нес. Но все равно появляется в женском и среднем роде: она везла, несла, оно везло, несло.
Если у вас инфинитив заканчивается на -чь, то в прошедшем времени будет чередование: стеречь – стерег, печь – пек, помочь – помог, смочь – смог.
Правило
Перед -л пишется тот же гласный, что и перед -ть: белеть – белел, молить – молил.
Я один раз блестяще ответил это правило, но затупил со словом «клеить» – сказал, что там «я» перед «-ть». Запомните, там «и»: клеИть, клеИл.
Здесь мы уже можем увидеть род: он прыгал, она прыгала, оно прыгало. По числу тоже есть изменения: прыгал – прыгали.
А вот изменения по лицам нет: я прыгал, ты прыгал, он прыгал.
Прошедшее время есть у глаголов любого вида: сорвать (что сделать? – совершенный) – сорвал, срывать (что делать? – несовершенный) – срывал.
Будущее время
Обозначает такие действия, которые произойдут после момента речи. Бывает простым и сложным. Простое образуется от глаголов совершенного вида: прочитать (что сделать?) – прочитаю, потанцевать (что сделаю?) – потанцую.
Сложное образуется от глаголов несовершенного вида. Оно называется так потому, что появляется формообразующая частица «быть»: читать (что делать?) – буду читать, танцевать (что делать?) – буду танцевать.
Вообще «быть» – это глагол, но при образовании будущего времени он «превращается» в частицу. Запомните это.
Что обязательно надо знать
Сложное будущее время – это всегда простое глагольное сказуемое. Оно не составное, потому что его можно заменить одним глаголом: буду радоваться – порадуюсь, будем смеяться – посмеемся.
Как определить форму времени глагола
Любое действие происходит когда-то: вчера, сегодня, завтра. Сто веков назад или через пару сотен лет. Время глагола – это как раз та категория, что помогает нам понять, происходило уже действие, сейчас происходит или когда-то произойдет.
Категория времениу глаголов в грамматике русского языка – непостоянный признак и характерна исключительно для слов в форме изъявительного наклонения. Изменяются глаголы (ГЛ) по временам, сохраняя все постоянные признаки. Особенно важно при изменении глагола по временам не потерять вид и возвратность.
К 4-му классу ученики уже уверенно определяют, в каком времени стоит тот или иной глагол. Дети изменяют слово по временам, видят, чем отличаются формы ГЛ.
В русском языке только у глаголов три времени. В каждом из них – своя система изменения слова, т. е. разные формы времени отличаются окончаниями. Но возможны и другие способы формообразования.
Изменение глаголов в прошедшем времени
Когда рассказывают событиях, происходивших до момента речи, говорят в прошедшем времени. Причем, если действие уже закончилось, употребляют ГЛ совершенного вида:
- узнали, увидели, приобрела, построил, получилось.
Когда результат неважен или неизвестно, завершено ли протяженное во времени действие, нужны ГЛ несовершенного вида:
- думали, пересаживали, рисовала, поменял, моросило.
Только в прош.времени глаголов определяют род, если слово стоит в единственном числе.
Различают род или число в прош.вр. по окончаниям, место которых – после формообразующего суффикса -л:
Инфинитив | Ед.ч. мужск.р. | Ед.ч. женск.р. | Ед.ч. средн.р. | Множ.ч. |
---|---|---|---|---|
улыбаться | улыба-Л-[ ]-ся | улыба-Л-А-сь | улыба-Л-О-сь | улыба-Л-И-сь |
петь | запе-Л-[ ] | запел-А | запел-О | запел-И |
беречь | берег[ ] (без -Л-) | берег-Л-А | берег-Л-О | берег-Л-И |
Из таблицы видно:
- в словах муж. р. всегда окончание нулевое;
- у форм жен. р. – А;
- глаголы ср. р. имеют флексию – О;
- во множ. ч. невозможно определить род, а окончание всегда – И.
Если ГЛ возвратный, то окончание (даже нулевое) стоит между суффиксом прош. вр. –Л– и постфиксом –СЯ.
Последний пример из таблицы (беречь) демонстрирует особенности образования форм прош. вр. Подобным бессуфиксальным способом образуется форма муж. рода, если основа слова заканчивается на:
- Г – стерег, стерегла;
- К – испек, испекла;
- Х – высох, высохла;
- З – привез, привезла;
- С – отнес, отнесла;
- Б – выгреб, выгребла;
- -ереть – стереть, стер, стерла.
Суффикс отсутствует только в муж. р. Остальные формы рода и числа образуются при помощи –Л–.
Отличается образование форм прош. вр. слов прийти, идти, выйти и других однокоренных. Только в прош. вр. эти глаголы имеют другую основу: пришел, шла, вышли.
Глаголы настоящего времени
Попытки поставить в наст. время глаголы соверш. вида не приведут к успеху, потому что в этом времени употребляются только ГЛ, которые отвечают на вопрос «что делать?». Это происходит потому, что глаголы наст. вр. обозначают действие, которое:
- происходит здесь и сей момент, в процессе рассказа, параллельно и одновременно, оно не завершено:
Иду из школы и звоню маме. - происходит регулярно, повторяется постоянно, характерно для исполнителя:
Дети учатся в школе, а потом поступают в техникумы и институты. - происходит вне времени, неизменно, не зависит от человека:
Луна вращается вокруг Земли, а наша планета крутится вокруг своей оси.
Иногда в художественных текстах или при разговоре глаголы настоящего времени употребляют:
- на месте ГЛ прош. времени, чтобы приблизить уж бывшее событие читателю (слушателю), сделать повествование более живым, осязаемым:
Еду я как-то, лет 10 назад, в Питер – в командировку. - на месте ГЛ буд. времени, чтобы обозначит срочные дела, которые вот-вот должны состояться, завершиться:
Через час выхожу к тебе, и мы клеим обои вместе.
В наст. вр. ГЛ изменяются по лицам и числам, а правописание окончаний зависит от постоянного признака – спряжения:
Первого спряжения
По правилу в ГЛ I спряжения гласные У(Ю) пишут в окончаниях 1 л. ед.ч. и 3 л. множ.ч. В остальных формах – Е:
Инфинитив | Единств.ч. | Множеств.ч. |
---|---|---|
Стелить | стел-ю | стел-ем |
стел-ешь | стел-ете | |
стел-ет | стел-ют |
Второго спряжения
В ГЛ II спряжения:
- у(ю) – 1 л. ед. ч.;
- ат(ят) – 3 л. мн. ч.;
- гласная И – в остальных формах.
Образование глаголов будущего времени
О том, что когда-то произойдет – через минуту или тысячелетие – мы говорим используя ГЛ будущ. времени. В будущ. вр. можно поставить любое слово, но форма зависит от вида глагола:
- ГЛ соверш. вида в буд. вр. имеют простую форму:
получу, доберусь, закончу. - ГЛ несоверш. вида в буд. вр. состоят из двух слов: быть (в личной форме) + инфинитив:
буду получать, будем добираться, будешь заканчивать.
Лицо и число у составной формы ГЛ определяют по вспомогательному слову «буду, будешь», окончание которого пишется по правилу ГЛ I спряжения.
Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения
Окончания выбирают по тому же принципу, что и в настоящем времени:
- определяют спряжение;
- решают, какое лицо и число;
- выбирают нужный вариант.
Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения
Инфинитив | Единств.ч. | Множеств.ч. |
---|---|---|
Угнаться | угон-ю-сь | угон-им-ся |
угон-ишь-ся | угон-ите-сь | |
угон-ит-ся | угон-ят-ся |
Для подведения итогов – еще раз о том, что характерно для категории времени у глаголов:
Урок 17. Смысловой глагол в английском языке, его времена и формы
В этом уроке не будет слов для заучивания и упражнений. Учить ничего не нужно, просто внимательно прочитайте материал. Этот урок – краткий обзор того, что мы будем разбирать на протяжении нескольких следующих уроков. Вы узнаете, что такое смысловой глагол в английском языке, времена и формы глагола.
Содержание:
- Смысловой глагол.
- Время и вид глагола.
- Активный и пассивный залог.
- Шесть форм глагола.
- Герундий – не глагол, но и не существительное.
- Неправильные глаголы.
Смысловой глагол в английском языке
До этого урока мы использовали только один глагол – to be. Теперь мы добавим в схему смысловые глаголы, обозначающие самые разные действия и состояния.
Смысловой глагол – это глагол, обозначающий действия, состояния, другими словами, это “обычный” глагол. Почти все глаголы в английском языке – смысловые, за исключением небольшой группы особенных глаголов вроде will, который сам по себе ничего не значит, но используется с другими глаголами для выражения будущего времени.
Пройдите тест на уровень английского:
Время и вид глагола
Часто говорят, что в английском языке много времен. Не только настоящее, будущее и прошедшее, а еще штук двадцать других. Это не совсем так. Как и в русском языке, в английском глагол может относиться к настоящему, прошедшему и будущему времени. В этом он не отличается от русского. По-английски времена называются:
- Present – настоящее,
- Past – прошедшее,
- Future – будущее.
Пока все как в русском языке. Но в каждом из времен глагол может быть четырех видов, отличающихся по смыслу и форме:
- Simple (простой) – действие в общем смысле, действие «вообще», либо разовое действие.
- Continuous (длительный) – длительное действие, происходящее в определенный момент.
- Perfect (совершенный) – наличие результата завершенного действия. Используется намного реже простого и длительного.
- Perfect Continuous (совершенно-длительный) – что-то среднее между длительным и завершенным действием, действие которого длилось, но завершилось только что. Используется очень редко.
В русском языке такого разделения на виды нет, но аналоги найти можно.
Возьмем предложение: «Я работаю на стройке». Здесь «работаю» – это действие в общем смысле (Simple), оно не происходит в данный момент. Я могу сидеть за барной стойкой и говорить, что «работаю на стройке», имея в виду, что работаю не сейчас, а вообще.
Но представим, что я мешаю строительный раствор, мне позвонили, и я отвечаю по телефону, что не могу разговаривать, потому что «я работаю на стройке». В данном случае «работаю» – это длительное действие (Continuous), оно происходит в настоящий момент.
Затем я замешал раствор и говорю прорабу: «Я замешал раствор» – это будет завершенное действие (Perfect). Действие закончено, результат присутствует в настоящем.
Затем я присел на скамейку отдохнуть, коллега спросил, почему у меня такой уставший вид. Я отвечаю, что «весь день проработал» – это будет завершенно-длительное (Perfect Continuous) действие. Я работал в прошлом, но только что уже закончил работать.
В этом основная разница между видами глагола. В русском языке такие же виды есть, но они не выделяются в специальные формы глаголов. А в английском выделяются.
Итого в английском три времени и четыре вида, легко посчитать, что в сумме это дает 12 видовременных форм. Их названия складываются из времени и вида. Например, форма настоящего времени простого вида называется Present Simple, так как это время Present (настоящее), а вид Simple (простой). Вот названия всех 12 видовременных форм:
Simple | Continuous | Perfect | Perfect Continuous | |
Present | Present Simple | Present Continuous | Present Perfect | Present Perfect Continuous |
Past | Past Simple | Past Continuous | Past Perfect | Past Perfect Continuous |
Future | Future Simple | Future Continuous | Future Perfect | Future Perfect Continuous |
Видовременные формы для краткости называют просто временами (tenses), то есть когда говорят, что в английском языке много времен, подразумевают на самом деле видовременные формы .
В речи эти времена (то есть видовременные формы) употребляются не одинаково часто. Нужнее всего времена Simple и Continuous – это процентов 90 речи, если не больше, намного реже встречается Present Perfect, остальные времена попадаются редко не только в разговорной речи, но и на письме.
Активный и пассивный залог
Глагол может быть в активном или пассивном залоге. Но что значит “залог”?
Залог – это направление действия, выраженного глаголом. Если действие совершает подлежащее (большинство случаев), глагол в активном залоге. Если действие совершается НАД подлежащим (реже), глагол в пассивном залоге.
Для ясности приведу примеры активного и пассивного залога в русском языке:
- Глагол в активном залоге: Я посадил капусту.
- Глагол в пассивном залоге: Капуста посажена мной.
В пассивном залоге в английском языке возможны только восемь форм:
Simple | Continuous | Perfect | |
Present | Present Simple Passive | Present Continuous Passive | Present Perfect Passive |
Past | Past Simple Passive | Past Continuous Passive | Past Perfect Passive |
Future | Future Simple Passive | Future Perfect Passive |
Итого у нас 12 + 8 = 20 видовременных форм (или времен) в активном и пассивном залоге.
Число устрашающее, но во-первых, вы скоро увидите, что времена образуются без особых хитростей, а во-вторых, в реальной речи в большинстве случаев используются далеко не все времена (видовременные формы). Чаще всего используются времена Simple и Continuous, значительно отстают времена Perfect, а времена Perfect Continuous встречаются очень редко. Из пассивного залога используется только одна основная форма, остальные – намного реже.
В общем, на практике вам будут нужны в первую очередь не все 20 времен, а только несколько основных.
Шесть форм глагола
У английского глагола есть замечательная особенность. Во многих языках, например, в русском, глагол может принимать множество форм, присоединяя разные окончания: видел, вижу, видели, видела, видите, видали, увижу, видит, видят и т. д. Все эти формы с окончаниями нужно учить наизусть – очень утомительное занятие.
У английского же глагола всего шесть форм – запомнить их очень просто.
1. Начальная форма – это форма глагола без окончаний, как в словаре. Она может использоваться тремя способами:
- Как глагол в каком-то лице и числе:
Примечание: я надеюсь, вы помните со школьной программы русского языка, что у глагола бывает три лица: 1-ое – я делаю, 2-ое – ты делаешь, 3-е – он, она, оно делает. Английский глагол также может быть в одном из трех лиц и двух чисел – единственном и множественном.
I close – Я закрываю (1 лицо, ед. число).
We invite – Мы приглашаем (1 лицо, мн. число).
- Как глагол в повелительном наклонении:
Close! – Закрой!
Invite! – Пригласи!
- Как инфинитив, то есть глагол в неопределенной форме, в форме, не относящейся к какому-либо лицу и числу:
close – закрывать,
invite – приглашать.
Напомню опять же школьную программу по русскому языку: инфинитив (неопределенная форма глагола) – это такая форма глагола, которая не привязана ни к какому лицу. Нельзя сказать “я закрывать”, “ты закрывать”, “он закрывать”. Это, скажем так, действие, подвешенное в пустоте, в вакууме, действие без деятеля. В русском языке инфинитив используется в речи в сочетании с глаголом в личной форме, например: “Я хочу (“хочу” – личная форма) пить (инфинитив)”. В английском языке что-то подобное, к этому мы вернемся позже.
2. Вторая форма (форма прошедшего времени) – к глаголу добавляется окончание -ed. Используется для образования простого прошедшего времени (Past Simple). Пример:
I closed the window. – Я закрыл окно.
I invited a friend. – Я пригласил друга.
3. Третья форма (причастие прошедшего времени) – к глаголу добавляется окончание -ed. Используется для образования причастия прошедшего времени, то есть разновидности глагола с оттенком прилагательного, к такому слову можно задать вопрос «какой? что сделанный?». Пример:
The window is closed. – Окно закрыто.
I am invited. – Я приглашен.
Третья форма, как вы поняли, образуется так же, как и вторая, полностью совпадая по форме, но у некоторых глаголов (так называемые неправильные глаголы) такого совпадения нет, потому что у них вторая и третья формы образуются не с помощью -ed, а по-особому.
4. Длительная форма (причастие настоящего времени) – к глаголу добавляется окончание -ing. Используется для образования причастия настоящего времени – что-то вроде русского причастия, к нему можно задать вопрос «какой? что делающий?», часто используется фактически как прилагательное. Пример:
The closing door. – Закрывающаяся дверь.
The door is closing. – Дверь закрывается (букв.: «Дверь является закрывающейся»).
5. Форма 3-го лица единственного числа настоящего времени – в этом лице, числе и времени к глаголу добавляется окончание -s или -es. В остальных лицах и числах в настоящем времени глаголы никак не меняются (не считая уникального глагола to be). Пример:
He drives. – Он водит (машину).
She runs. – Она бегает.
6. Инфинитив с частицей to – если начальная форма выражает инфинитив, то есть глагол в неопределенной форме, в предложении к нему во многих случаях (но не во всех) примыкает частица to, например:
to close – закрывать,
to invite – приглашать.
Обратите внимание, что у английского глагола нет формы множественного числа, а также форм рода, как в русском языке. То есть множественное число и род у них, конечно же есть, но нет специальных форм для этого с какими-либо окончаниями.
В дальнейшем для краткости я иногда буду использовать условные обозначения. Рассмотрим их на примере глагола invite – приглашать.
- Начальная форма (в любом из трех случаев) – verb.
- Вторая форма – verb-2
- Третья форма – verb-3
- Длительная форма – verb-ing
- Форма 3-го лица единственного числа настоящего времени – verb-s
- Инфинитив с частицей to – to-verb
Обратите внимание, что:
- Вторая и третья форма образуется особым образом у неправильных глаголов. Например, у глагола know – знать: 2-ая форма – knew, 3-я форма – known.
- Есть несколько глаголов, которые изменяются не по этим правилам. Например, глагол to be изменяется по лицам и числам, глагол will не образует ни одной из перечисленных форм.
Герундий – не глагол, но и не существительное
Отдельно стоит выделить герундий – это фактически не форма глагола, а другая часть речи, которая внешне выглядит как глагол в длительной форме. Герундий – это что-то среднее между глаголом и существительным. В русском языке нет точного аналога герундия, но больше всего на него похоже отглагольное существительное:
Swimming – плавание
Drawing – рисование
Герундий внешне похож на глагол, но в предложении выполняет роли, присущие существительному, например, может служить подлежащим:
Swimming is good for your health. – Плавание полезно для вашего здоровья.
Drawing is my hobby. – Рисование – это мое хобби.
У герундия есть и признаки глагола. Во-первых, у него предметное, но близкое к глаголу значение: занятие, процесс. Во-вторых, перед герундием не употребляется артикль и у него не бывает формы множественного числа, как у существительного.
Неправильные глаголы
Неправильные глаголы – это глаголы, у которых 2-ая и 3-я формы (с другими формами все в порядке) образуются особым образом. Например:
- Know (знать) – knew – known
- See (видеть) – saw – seen
- Put (класть) – put – put
Неправильных глаголов не так много, наиболее употребительных – около ста. Позже вы познакомитесь с основными из них.
[spoiler title=”источники:”]
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/vremena-glagola
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-formu-vremeni-glagola.html
[/spoiler]
Вид глагола проще всего определить с помощью “запоминалки” на букву С в глагольном вопросе: что Сделать? – Совершенный вид. Если буквы С в вопросе нет – что делать? – то это глагол несовершенного вида. система выбрала этот ответ лучшим Тори Торичка 6 лет назад Вид глагола можно определить следующим образом: 1) по вопросу: глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что Сделал? и глаголы несовершенного вида – на вопрос что Делал? 2) по значению: глаголы совершенного вида обозначают действие совершенное, а несовершенного – то действие, которое еще длится. Rogneda 6 лет назад Чтобы определить вид глагола, задаем к слову вопросы: что делает? или что сделает? Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” (что делаешь? что будешь делать? и т.д.), то он имеет несовершенный вид, например: что делает? играет, купается, красит; что делаем? играем, купаемся, красим; что делаете? играете, купаетесь, красите. Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое продолжается, совершается в момент речи или не привязано ко времени.Такое действие не закончено, не завершено. Глаголы имеет совершенный вид, если отвечают на вопросы: что сделать? что сделает? что сделаешь? что сделают? Глаголы совершенного вида указывают, что действие завершилось, имеет результат или конец. Что сделать? написать, вычертить, достигнуть, нарисовать. Azamatik 7 лет назад Различают совершенный и несовершенный виды глаголов. Глаголы совершенного вида, находясь в неопределенной форме, отвечают на вопрос “Что сделать?” Примеры глаголов совершенного вида: купить, сосчитать, построить и тд. Ставить в неопределенную форму необязательно, можно задать вопрос и, если вопрос начинается на “С” (что сделал, что сделает, что сделали, что сделаем и тд), то этот глагол относится к совершенному виду. Глаголы же несовершенного вида в неопределенной форме отвечают на вопрос “Что делать?” Примеры глаголов несовершенного вида: петь, играть, лить, бегать и тд. И в этом случае можно задать вопрос, не ставя глагол в неопределенную форму, и понять к какому виду он относится. Что делает, что делаешь, что делала, что делают и тд – на такие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида. Ксарфакс 5 лет назад Существует два вида глаголов: совершенный вид и несовершенный вид. Чтобы определить, к какому виду относится тот или иной глагол, достаточно задать к нему вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы – что сделать? что сделает? что сделал? и др. (они варьируются в зависимости от рода и числа). Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы – что делать? что делал? что делает? что будет делать? и др. Также можно определить вид глагола по его значению. Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени (в отличие от глаголов несовершенного вида). Они указывают на: 1) Действие, которые было завершено. Например: Солнце (что сделало?) зашло. Я (что сделал?) почистил зубы. 2) Однократное действие, которое необходимо сделать или хотелось бы сделать. Например: Тебе нужно (что сделать?) сходить туда. Мне хотелось бы (что сделать?) посмотреть на это. Глаголы несовершенного вида, в свою очередь, указывают на: 1) Действие, которое происходит в данный момент и которое ещё не завершено. Например: Он (что делает?) учится в институте. Ремонт (что делают?) делают уже полгода. 2) Действие, которое повторяется (или должно повторяться) постоянно. Например: Я (что делаю?) хожу на работу к 9 часам. Тебе необходимо (что делать?) принимать это лекарство 2 раза в день – утром и вечером. дольфаника 5 лет назад В русском языке есть два вида глаголов, к какому виду отнести глагол можно с помощью поставленного вопроса. Понимая смысл слова, выраженного глаголом можно определить и без вопроса вид глагола, например, глаголы с приставкой С относятся к глаголам совершенного вида. По вопросам определяет следующим образом, поставим вопрос что делает и сто сделает, на последний вопрос отвечают глаголы совершенного вида Помочь запомнить помогут две таблицы с определением видов глаголов, какие вопросы к какому виду относятся. Если написать в столбики виды глаголов, то разница хорошо видна и определить уже намного легче. tana76 6 лет назад Для ответа на вопрос, какой же вид у данного глагола, – задайте к этому глаголу вопрос: что делать? (делает, делал, будет делать) или что сделать? (сделал, сделает). Если вопрос содержит слово “делал” – это несовершенный вид глагола Примеры:
Если вопрос содержит слово “сделал” – это совершенный вид. Примеры:
Вид глагола может быть совершенным или несовершенным. Узнаем о виде глагола с помощью вопросов (для начальной формы глагола): что сделать? (совершенный вид) и что делать? (несовершенный). Примеры: Сходи в магазин – что сделай? (сов. вид) Ходят в магазин – что делают? (несов. вид) Ходила по магазинам – что делала? (несов. вид) Сходим в магазин – что сделаем? (сов. вид) ВитаМиночка 4 года назад Определить вид глагола (совершенный или несовершенный) можно двумя простыми способами:
Например: Что сделал? – Написал сочинение (совершенный вид); Что делал? – Писал сочинение (несовершенный вид). Nelli4ka 6 лет назад Задать к этому глаголу вопрос. Например: “весна наступила рано” – “весна (что сделала?) наступила”. Вопросы типа “сделала”, “сделать”, “сделаю” и т.д., т.е. имеющие в своем составе приставку “с”, указывают на то, что перед нами глагол совершенного вида. Другой пример: “ребята резвились во дворе” – “ребята (что делали?) резвились” – перед нами несовершенный глагол. Так будет и в случае, если будут иметь место другие вопросы без приставки “с”: “делаю”, “делать” и т.д. Знаете ответ? |