Как составить вопросы по видам глаголов вопросы

Глагол как самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что делал? что сделал? и пр.

Выясним, на какие вопросы отвечает глагол в русском языке, если определим его конкретную грамматическую форму вида, наклонения, времени, лица, числа, рода.

Чтобы правильно задать вопрос к глаголу, исходим из того, что эта самостоятельная часть речи обозначает действие или состояние. Его начальной формой является инфинитив.

Вопросы к глаголу в форме инфинитива

Инфинитив, или неопределенная форма глагола, обозначает действие безотносительно к лицу и ко времени его протекания. Его важным постоянным грамматическим признаком является совершенный или несовершенный вид. В зависимости от видовой принадлежности к неопределенной форме глагола ставятся вопросы:

  • что сделать? (совершенный вид);
  • что делать? (несовершенный вид).

Мне надо (что сделать?) узнать его намерения.

Родину (что делать?) любить — это значит (что делать?) беречь её богатства.

Чтобы поставить вопрос к глаголу в какой-либо грамматической форме, далее необходимо выяснить наклонение. В русском языке различают изъявительное, повелительное и условное наклонение глагола, каждое из которых обладает своими специфичными признаками.

Рассмотрим характерные вопросы глаголов, которые можно поставить к словам этой части речи в форме одного из трех наклонений.

Вопросы глаголов

Вопросы к глаголам изъявительного наклонения

Глагол в форме изъявительного наклонения обозначает действие, сопряжённое со временем его протекания. Различают настоящее, будущее и прошедшее время глагола.

Глаголы несовершенного вида изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. В соответствии с видовой принадлежностью к личным формам глагола настоящего времени зададим соответствующие вопросы:

  • 1 лицо  я (что делаю?) гуляю — мы (что делаем?) гуляем
  • 2 лицо  ты (что делаешь?) гуляешь — вы (что делаете?) гуляете
  • 3 лицо  он (что делает?) гуляет — они (что делают?) гуляют.

Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, а образуют формы простого будущего времени, которые отвечают на вопросы:

  • 1 лицо  я (что сделаю?) нарисую — мы (что сделаем?) нарисуем
  • 2 лицо  ты (что сделаешь?) нарисуешь — вы (что сделаете?) нарисуете
  • 3 лицо  он (что сделает?) нарисует — они (что сделают?) нарисуют.

Глаголы несовершенного вида образуют формы сложного будущего времени с участием вспомогательного слова «быть», которое приобретает личные формы, в сочетании с неопределённой формой смыслового глагола. В постановке вопросов используются те же личные формы глагола «быть»:

  • 1 лицо  я (что буду делать?) буду читать — мы (что будем делать?) будем читать
  • 2 лицо  ты (что будешь делать?) будешь читать — вы (что будете делать?) будете читать
  • 3 лицо  он (что будет делать?) будет читать — они (что будут делать?) будут читать.

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают уже состоявшееся действие, которое произошло до момента речи о нём. В формах прошедшего времени глаголы не имеют лица, а изменяются по родам и числам. В соответствии с их видовой и родовой принадлежностью и категорией числа к глаголу в форме прошедшего времени поставим следующие вопросы:

  • ученик (что делал?) читал — ученик (что сделал?) прочитал (м. р.);
  • девочка (что делала?) шила — девочка (что сделала?) пришила (ж .р.);
  • солнце (что делало?) сияло — солнце (что сделало?) засияло (ср. р.);
  • дети (что делали?) плавали — дети (что сделали?) переплыли (мн. ч.)

Вопросы к глаголу в повелительном наклонении

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает побуждение к действию в виде совета, просьбы, пожелания, приказа, запрета и пр. Слова этой части речи имеют грамматические формы только 2 лица единственного или множественного числа.

В соответствии с видовыми различиями к глаголу в формах повелительного наклонения следует задать вопросы:

  • ты (что делай?) неси — ты (что сделай?) принеси;
  • вы (что делайте?) скажите — вы (что сделайте?) расскажите.

Вопросы к глаголу в форме условного наклонения

Глагол в форме условного наклонения выражает возможность действия или состояния при соблюдении некоторых необходимых условий. Такое слово напоминает форму прошедшего времени, к которой присоединяется частица «бы». Соответственно глагол в форме условного наклонения не имеет категории времени и лица, а изменяется по родам и числам и отвечает на те же вопросы, но с участием формообразующей частицы:

  • он (что делал бы?) говорил бы — он (что сделал бы?) уговорил бы;
  • она (что делала бы?) пела бы — она (что сделала бы?) спела бы;
  • оно (что делало бы?) светило бы — оно (что сделало бы?) засветило бы;
  • они (что делали бы?) брали ба — они (что сделали бы?) собрали бы.

Вопросы к безличным глаголам

Безличные глаголы обозначают действие или состояние человека или природы, не связанное с действующим лицом. По грамматической форме они совпадают с формами 3 лица единственного числа настоящего, прошедшего или будущего времени глагола изъявительного наклонения или условного. В соответствии с категорией вида и времени к безличному глаголу ставятся вопросы:

  • (что делает?) смеркается;
  • (что сделает?) рассветёт;
  • (что будет делать?) будет светать;
  • (что делало?) светало;
  • (что сделало?) рассвело;
  • (что делало бы?) знобило бы;
  • (что сделало бы?) рассвело бы.

Итак, в русском языке глагол отвечает на вопросы в полном соответствии с его грамматической формой вида, наклонения, времени, лица, числа и рода.

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 20

1. На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать) 
2. Чем является в предложениях? (сказуемым) 
3. Какие времена есть у глагола? (настоящее, прошедшие, будущие) 
4. В будущем времени на какие 2 группы делится глагол? (простая, составная) 
5. Что значит спрягается? (изменяется по лицам и числам) 
5. Как пишется не с глаголом? (раздельно) 
6. Как определить пишется -тся- или -ться-? (по вопросу)
7. Когда пишется буква и в корне с чередованием е-и? (если после корня суффикс а)
8. Как определить какой суффикс пишется в прошедшем времени перед глаголом? (надо поставить глагол в неоправданную форму какой суффикс перед ть то такой и в прошедшем времени) 
9. Как определить вид глагола? (нужно задать вопрос) 
10. Как образуется неопределенная форма глагола? (по вопросу)



0



Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Что такое вид глагола?

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, ограниченность или неограниченность действия.

Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

  • совер­шен­ный вид;
  • несо­вер­шен­ный вид.

Глаголы несовершенного вида

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос  что делать?: сидеть,  говорить,  играть.

Глаголы несовершенного вида имеют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.

Виды глаголов: примеры, правило, вопросы, способы определения. ВИДЕОУРОК

Например:

  • (что делал?)  толкал – прошедшее время, возможно, действие повторялось несколько раз и неизвестно, был ли достигнут нужный результат;
  • (что делают?)  читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;
  • (что буду делать?)  буду рисовать – будущее сложное время, возможно, действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца.

Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: зажигал,  зажигаю,  буду зажигать.

Глаголы совершенного вида

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что сделать?: присесть,  поговорить,  прочитать.

Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие.

Например:

  • (что сделал?)  присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;
  • (что сделают?)  поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится.

Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться: заговорил,  заговорю.

Образование видов глаголов

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

  • Добавление приставки: писать – подписать, сидеть – досидеть.
  • Отбрасыванием суффиксов: давать – дать, спасать – спасти.
  • Заменой суффиксов: удваивать – удвоить, решать – решить, прыгать – прыгнуть.
  • Заменой суффиксов и чередованием букв в корне: прощать – простить, засыхать – засохнуть.

При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:

  • опоздать — опазды­вать;
  • стереть — стирать:
  • вздохнуть — вздыхать;
  • изложить — излагать;
  • утомить — утомлять;
  • защитить — защищать;
  • упросить — упрашивать.

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.

Виды глаголов: примеры, правило, вопросы, способы определения. ВИДЕОУРОК

Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например: (что сделать?) решить — (что делать?) решать.

Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:

1. суф­фик­са­ми

  • бросить — бросать;
  • кончить — кончать;
  • встретить — встречать;
  • обидеть — обижать;
  • сосре­до­точить — сосре­до­точивать;
  • при­урочить — при­урочивать;
  • упол­но­мочить — упол­но­мочивать;
  • достигнуть — достигать;
  • решать – решить.

2. при­став­ка­ми

  • гото­вить — пригото­вить;
  • брать — собрать;
  • гнать — выгнать;
  • звать — назвать;
  • рабо­тать — перерабо­тать;
  • моро­зить — подморо­зить;
  • говорить – поговорить;
  • читать – дочитать.

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

  • засыпа́ть – засы́пать,
  • разреза́ть – разре́зать,
  • отреза́ть – отре́зать.

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

  • Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда
    (настоящее время, несовершенный вид).
  • Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде
    (будущее время, совершенный вид).

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся:  телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить  и некоторые другие.

Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) гря­нуть, очу­тить­ся;
  • (что делать?) при­сут­ство­вать, сожа­леть.

Как определить вид глагола

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Первый способ — вопрос

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

Примеры: летать, рису­ет, выби­ра­ли.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

Примеры: вер­нуть­ся, напи­шет, при­шли.

Второй способ — слово «буду»

  • К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: петь — буду петь (несовершенный вид).
  • К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: спеть — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).

Видеоурок по теме: виды глаголов и видовые пары

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

[su_youtube_advanced url=»https://www.youtube.com/embed/M6U4YAzBjQA?feature=oembed&wmode=opaque»]

Времена глагола – что отличает прошедшее время, настоящее и будущее, как они образуются и что про них обязательно надо знать

Времена глагола в русском языке: настоящее, прошедшее и будущее

Время глагола – это его непостоянный признак. То есть один и тот же глагол может быть в разных временах: читаю (сейчас), читал (вчера), буду читать (завтра). Эта морфологическая категория нужна для того, чтобы привязать описываемое действие к какому-то реальному моменту времени. В русском языке времен только три: настоящее, прошедшее и будущее.

Время есть только у реальных действий, то есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Если наклонение повелительное или сослагательное – времени вообще нет и быть не может.

Настоящее время

Оно обозначает два типа действий: которые происходят в данный момент и которые происходят регулярно.

Например, мы используем форму настоящего времени, чтобы сказать «Я рисую, мама печет блины, брат смотрит мультики». А также: «После лета наступает осень. Планеты вращаются вокруг солнца. Теплый воздух всегда поднимается вверх».

В русском не различаются формы глаголов, которые показывают действие «в данный момент» и действие, которое протекают постоянно, регулярно.

Про английский

В английском эта разница есть. Например: «I am painting» – «я рисую» (сейчас, в данный момент занимаюсь этим), «I paint» – «я рисую» (уже в смысле, что увлекаюсь рисованием, то есть у меня на стенах везде есть рисунки, я хожу в художку и пр).

Настоящее время образуется от инфинитива глагола двумя способами:

  1. Просто с помощью личных окончаний: везти – везу, молить – молю, плыть – плыву.
  2. С помощью суффикса j: играть – играет (игра-j-эт), мечтать – мечтает (мечта-j-эт), вить – вьет (в-j-от).

Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. То есть у таких, к которым мы задаем вопрос «что делать?»: выть, пить, читать, играть, учиться, вспомнить и пр. Подробнее об этом читайте в моей статье про вид глагола.

Или смотрите в видео. Оно тоже мое

Если вид совершенный, то есть глагол отвечает на вопрос «что Сделать?» (если есть буква С в вопросе, значит вид Совершенный) – настоящего времени нет. Смотрите: (что сделать?) сыграть – сыграл (прошедшее), сыграет (будущее). Как образовать настоящее? Никак, его нет. Нельзя говорить «играет», потому что «играет» – «что делает?» – это глагол другого вида, несовершенного.

Глаголы в настоящем времени не изменяются по родам. Смотрите: он/она/оно прыгает, он/она/оно зевает – никакой разницы, окончания всегда одинаковые.

Но они меняются по лицам: Я молчу, Ты молчишь, Он молчит. И по числам: кукую – кукуем, кукуешь – кукуете, кукует – кукуют.

Прошедшее время

Обозначает действия, которые произошли до момента речи. Как давно это было – без разницы. Я написал сочинение (только что), я писал сочинение (два дня назад), Я писал сочинения (сто лет назад, когда в школе учился).

  • Действие произошло только что и результат «налицо»: I have written a composition – я написал сочинение (вот оно, мам, похвали меня).
  • Происходило в прошлом, с настоящим не связано: I wrote compositions at school (я писал сочинения в школе).
  • Длилось в прошлом небольшое время, человек был занят только этим: I was writing a composition from 2 to 3 p.m. yesterday (вчера с 2 до 3 я был занят тем, что писал сочинение).
  • Длилось в прошлом долго, человек этим регулярно занимался: I have been writing compositions for 11 years at school (В школе я одиннадцать лет писал сочинения).
  • Закончилось в прошлом к какому-то моменту: I had written a composition by 3 p.m. yesterday (Вчера я написал сочинение к 3 часам – закончил его в три).

В русском это время образуется с помощью суффикса -л, который присоединяется к инфинитиву: написать – написал, звать – звал, обедать – обедал.

Иногда он не используется: везти – (что делал?) вез, нести – нес. Но все равно появляется в женском и среднем роде: она везла, несла, оно везло, несло.

Если у вас инфинитив заканчивается на -чь, то в прошедшем времени будет чередование: стеречь – стерег, печь – пек, помочь – помог, смочь – смог.

Правило

Перед -л пишется тот же гласный, что и перед -ть: белеть – белел, молить – молил.

Я один раз блестяще ответил это правило, но затупил со словом «клеить» – сказал, что там «я» перед «-ть». Запомните, там «и»: клеИть, клеИл.

Здесь мы уже можем увидеть род: он прыгал, она прыгала, оно прыгало. По числу тоже есть изменения: прыгал – прыгали.

А вот изменения по лицам нет: я прыгал, ты прыгал, он прыгал.

Прошедшее время есть у глаголов любого вида: сорвать (что сделать? – совершенный) – сорвал, срывать (что делать? – несовершенный) – срывал.

Будущее время

Обозначает такие действия, которые произойдут после момента речи. Бывает простым и сложным. Простое образуется от глаголов совершенного вида: прочитать (что сделать?) – прочитаю, потанцевать (что сделаю?) – потанцую.

Сложное образуется от глаголов несовершенного вида. Оно называется так потому, что появляется формообразующая частица «быть»: читать (что делать?) – буду читать, танцевать (что делать?) – буду танцевать.

Вообще «быть» – это глагол, но при образовании будущего времени он «превращается» в частицу. Запомните это.

Что обязательно надо знать

Сложное будущее время – это всегда простое глагольное сказуемое. Оно не составное, потому что его можно заменить одним глаголом: буду радоваться – порадуюсь, будем смеяться – посмеемся.

Как определить форму времени глагола

Любое действие происходит когда-то: вчера, сегодня, завтра. Сто веков назад или через пару сотен лет. Время глагола – это как раз та категория, что помогает нам понять, происходило уже действие, сейчас происходит или когда-то произойдет.

Категория времениу глаголов в грамматике русского языка – непостоянный признак и характерна исключительно для слов в форме изъявительного наклонения. Изменяются глаголы (ГЛ) по временам, сохраняя все постоянные признаки. Особенно важно при изменении глагола по временам не потерять вид и возвратность.

К 4-му классу ученики уже уверенно определяют, в каком времени стоит тот или иной глагол. Дети изменяют слово по временам, видят, чем отличаются формы ГЛ.

Как определить форму времени глагола

В русском языке только у глаголов три времени. В каждом из них – своя система изменения слова, т. е. разные формы времени отличаются окончаниями. Но возможны и другие способы формообразования.

Изменение глаголов в прошедшем времени

Когда рассказывают событиях, происходивших до момента речи, говорят в прошедшем времени. Причем, если действие уже закончилось, употребляют ГЛ совершенного вида:

  • узнали, увидели, приобрела, построил, получилось.

Когда результат неважен или неизвестно, завершено ли протяженное во времени действие, нужны ГЛ несовершенного вида:

  • думали, пересаживали, рисовала, поменял, моросило.

Только в прош.времени глаголов определяют род, если слово стоит в единственном числе.

Как определить форму времени глагола

Различают род или число в прош.вр. по окончаниям, место которых – после формообразующего суффикса :

Инфинитив Ед.ч. мужск.р. Ед.ч. женск.р. Ед.ч. средн.р. Множ.ч.
улыбаться улыба-Л-[ ]-ся улыба-Л-А-сь улыба-Л-О-сь улыба-Л-И-сь
петь запе-Л-[ ] запел-А запел-О запел-И
беречь берег[ ] (без -Л-) берег-Л-А берег-Л-О берег-Л-И

Из таблицы видно:

  • в словах муж. р. всегда окончание нулевое;
  • у форм жен. р. – А;
  • глаголы ср. р. имеют флексию – О;
  • во множ. ч. невозможно определить род, а окончание всегда – И.

Если ГЛ возвратный, то окончание (даже нулевое) стоит между суффиксом прош. вр. –Л– и постфиксом –СЯ.

Последний пример из таблицы (беречь) демонстрирует особенности образования форм прош. вр. Подобным бессуфиксальным способом образуется форма муж. рода, если основа слова заканчивается на:

  • Г – стерег, стерегла;
  • К – испек, испекла;
  • Х – высох, высохла;
  • З – привез, привезла;
  • С – отнес, отнесла;
  • Б – выгреб, выгребла;
  • -ереть – стереть, стер, стерла.

Суффикс отсутствует только в муж. р. Остальные формы рода и числа образуются при помощи –Л–.

Отличается образование форм прош. вр. слов прийти, идти, выйти и других однокоренных. Только в прош. вр. эти глаголы имеют другую основу: пришел, шла, вышли.

Глаголы настоящего времени

Попытки поставить в наст. время глаголы соверш. вида не приведут к успеху, потому что в этом времени употребляются только ГЛ, которые отвечают на вопрос «что делать?». Это происходит потому, что глаголы наст. вр. обозначают действие, которое:

  • происходит здесь и сей момент, в процессе рассказа, параллельно и одновременно, оно не завершено:
    Иду из школы и звоню маме.
  • происходит регулярно, повторяется постоянно, характерно для исполнителя:
    Дети учатся в школе, а потом поступают в техникумы и институты.
  • происходит вне времени, неизменно, не зависит от человека:
    Луна вращается вокруг Земли, а наша планета крутится вокруг своей оси.

Иногда в художественных текстах или при разговоре глаголы настоящего времени употребляют:

  • на месте ГЛ прош. времени, чтобы приблизить уж бывшее событие читателю (слушателю), сделать повествование более живым, осязаемым:
    Еду я как-то, лет 10 назад, в Питер – в командировку.
  • на месте ГЛ буд. времени, чтобы обозначит срочные дела, которые вот-вот должны состояться, завершиться:
    Через час выхожу к тебе, и мы клеим обои вместе.

В наст. вр. ГЛ изменяются по лицам и числам, а правописание окончаний зависит от постоянного признака – спряжения:

Как определить форму времени глагола

Первого спряжения

По правилу в ГЛ I спряжения гласные У(Ю) пишут в окончаниях 1 л. ед.ч. и 3 л. множ.ч. В остальных формах – Е:

Инфинитив Единств.ч. Множеств.ч.
Стелить стел-ю стел-ем
стел-ешь стел-ете
стел-ет стел-ют

Второго спряжения

В ГЛ II спряжения:

  • у(ю) – 1 л. ед. ч.;
  • ат(ят) – 3 л. мн. ч.;
  • гласная И – в остальных формах.

Образование глаголов будущего времени

О том, что когда-то произойдет – через минуту или тысячелетие – мы говорим используя ГЛ будущ. времени. В будущ. вр. можно поставить любое слово, но форма зависит от вида глагола:

  1. ГЛ соверш. вида в буд. вр. имеют простую форму:
    получу, доберусь, закончу.
  2. ГЛ несоверш. вида в буд. вр. состоят из двух слов: быть (в личной форме) + инфинитив:
    буду получать, будем добираться, будешь заканчивать.

Лицо и число у составной формы ГЛ определяют по вспомогательному слову «буду, будешь», окончание которого пишется по правилу ГЛ I спряжения.

Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения

Окончания выбирают по тому же принципу, что и в настоящем времени:

  • определяют спряжение;
  • решают, какое лицо и число;
  • выбирают нужный вариант.

Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения

Инфинитив Единств.ч. Множеств.ч.
Угнаться угон-ю-сь угон-им-ся
угон-ишь-ся угон-ите-сь
угон-ит-ся угон-ят-ся

Для подведения итогов – еще раз о том, что характерно для категории времени у глаголов:

Урок 17. Смысловой глагол в английском языке, его времена и формы

В этом уроке не будет слов для заучивания и упражнений. Учить ничего не нужно, просто внимательно прочитайте материал. Этот урок – краткий обзор того, что мы будем разбирать на протяжении нескольких следующих уроков. Вы узнаете, что такое смысловой глагол в английском языке, времена и формы глагола.

Содержание:

  • Смысловой глагол.
  • Время и вид глагола.
  • Активный и пассивный залог.
  • Шесть форм глагола.
  • Герундий – не глагол, но и не существительное.
  • Неправильные глаголы.

Смысловой глагол в английском языке

До этого урока мы использовали только один глагол – to be. Теперь мы добавим в схему смысловые глаголы, обозначающие самые разные действия и состояния.

Смысловой глагол – это глагол, обозначающий действия, состояния, другими словами, это “обычный” глагол. Почти все глаголы в английском языке – смысловые, за исключением небольшой группы особенных глаголов вроде will, который сам по себе ничего не значит, но используется с другими глаголами для выражения будущего времени.

Пройдите тест на уровень английского:

Время и вид глагола

Часто говорят, что в английском языке много времен. Не только настоящее, будущее и прошедшее, а еще штук двадцать других. Это не совсем так. Как и в русском языке, в английском глагол может относиться к настоящему, прошедшему и будущему времени. В этом он не отличается от русского. По-английски времена называются:

  • Present – настоящее,
  • Past – прошедшее,
  • Future – будущее.

Пока все как в русском языке. Но в каждом из времен глагол может быть четырех видов, отличающихся по смыслу и форме:

  • Simple (простой) – действие в общем смысле, действие «вообще», либо разовое действие.
  • Continuous (длительный) – длительное действие, происходящее в определенный момент.
  • Perfect (совершенный) – наличие результата завершенного действия. Используется намного реже простого и длительного.
  • Perfect Continuous (совершенно-длительный) – что-то среднее между длительным и завершенным действием, действие которого длилось, но завершилось только что. Используется очень редко.

В русском языке такого разделения на виды нет, но аналоги найти можно.

Возьмем предложение: «Я работаю на стройке». Здесь «работаю» – это действие в общем смысле (Simple), оно не происходит в данный момент. Я могу сидеть за барной стойкой и говорить, что «работаю на стройке», имея в виду, что работаю не сейчас, а вообще.

Но представим, что я мешаю строительный раствор, мне позвонили, и я отвечаю по телефону, что не могу разговаривать, потому что «я работаю на стройке». В данном случае «работаю» – это длительное действие (Continuous), оно происходит в настоящий момент.

Затем я замешал раствор и говорю прорабу: «Я замешал раствор» – это будет завершенное действие (Perfect). Действие закончено, результат присутствует в настоящем.

Затем я присел на скамейку отдохнуть, коллега спросил, почему у меня такой уставший вид. Я отвечаю, что «весь день проработал» – это будет завершенно-длительное (Perfect Continuous) действие. Я работал в прошлом, но только что уже закончил работать.

В этом основная разница между видами глагола. В русском языке такие же виды есть, но они не выделяются в специальные формы глаголов. А в английском выделяются.

Итого в английском три времени и четыре вида, легко посчитать, что в сумме это дает 12 видовременных форм. Их названия складываются из времени и вида. Например, форма настоящего времени простого вида называется Present Simple, так как это время Present (настоящее), а вид Simple (простой). Вот названия всех 12 видовременных форм:

Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
Present Present Simple Present Continuous Present Perfect Present Perfect Continuous
Past Past Simple Past Continuous Past Perfect Past Perfect Continuous
Future Future Simple Future Continuous Future Perfect Future Perfect Continuous

Видовременные формы для краткости называют просто временами (tenses), то есть когда говорят, что в английском языке много времен, подразумевают на самом деле видовременные формы .

В речи эти времена (то есть видовременные формы) употребляются не одинаково часто. Нужнее всего времена Simple и Continuous – это процентов 90 речи, если не больше, намного реже встречается Present Perfect, остальные времена попадаются редко не только в разговорной речи, но и на письме.

Активный и пассивный залог

Глагол может быть в активном или пассивном залоге. Но что значит “залог”?

Залог – это направление действия, выраженного глаголом. Если действие совершает подлежащее (большинство случаев), глагол в активном залоге. Если действие совершается НАД подлежащим (реже), глагол в пассивном залоге.

Для ясности приведу примеры активного и пассивного залога в русском языке:

  • Глагол в активном залоге: Я посадил капусту.
  • Глагол в пассивном залоге: Капуста посажена мной.

В пассивном залоге в английском языке возможны только восемь форм:

Simple Continuous Perfect
Present Present Simple Passive Present Continuous Passive Present Perfect Passive
Past Past Simple Passive Past Continuous Passive Past Perfect Passive
Future Future Simple Passive Future Perfect Passive

Итого у нас 12 + 8 = 20 видовременных форм (или времен) в активном и пассивном залоге.

Число устрашающее, но во-первых, вы скоро увидите, что времена образуются без особых хитростей, а во-вторых, в реальной речи в большинстве случаев используются далеко не все времена (видовременные формы). Чаще всего используются времена Simple и Continuous, значительно отстают времена Perfect, а времена Perfect Continuous встречаются очень редко. Из пассивного залога используется только одна основная форма, остальные – намного реже.

В общем, на практике вам будут нужны в первую очередь не все 20 времен, а только несколько основных.

Шесть форм глагола

У английского глагола есть замечательная особенность. Во многих языках, например, в русском, глагол может принимать множество форм, присоединяя разные окончания: видел, вижу, видели, видела, видите, видали, увижу, видит, видят и т. д. Все эти формы с окончаниями нужно учить наизусть – очень утомительное занятие.

У английского же глагола всего шесть форм – запомнить их очень просто.

1. Начальная форма – это форма глагола без окончаний, как в словаре. Она может использоваться тремя способами:

  • Как глагол в каком-то лице и числе:

Примечание: я надеюсь, вы помните со школьной программы русского языка, что у глагола бывает три лица: 1-ое – я делаю, 2-ое – ты делаешь, 3-е – он, она, оно делает. Английский глагол также может быть в одном из трех лиц и двух чисел – единственном и множественном.

I close – Я закрываю (1 лицо, ед. число).

We invite – Мы приглашаем (1 лицо, мн. число).

  • Как глагол в повелительном наклонении:

Close! – Закрой!

Invite! – Пригласи!

  • Как инфинитив, то есть глагол в неопределенной форме, в форме, не относящейся к какому-либо лицу и числу:

close – закрывать,

invite – приглашать.

Напомню опять же школьную программу по русскому языку: инфинитив (неопределенная форма глагола) – это такая форма глагола, которая не привязана ни к какому лицу. Нельзя сказать “я закрывать”, “ты закрывать”, “он закрывать”. Это, скажем так, действие, подвешенное в пустоте, в вакууме, действие без деятеля. В русском языке инфинитив используется в речи в сочетании с глаголом в личной форме, например: “Я хочу (“хочу” – личная форма) пить (инфинитив)”. В английском языке что-то подобное, к этому мы вернемся позже.

2. Вторая форма (форма прошедшего времени) – к глаголу добавляется окончание -ed. Используется для образования простого прошедшего времени (Past Simple). Пример:

I closed the window. – Я закрыл окно.

I invited a friend. – Я пригласил друга.

3. Третья форма (причастие прошедшего времени) – к глаголу добавляется окончание -ed. Используется для образования причастия прошедшего времени, то есть разновидности глагола с оттенком прилагательного, к такому слову можно задать вопрос «какой? что сделанный?». Пример:

The window is closed. – Окно закрыто.

I am invited. – Я приглашен.

Третья форма, как вы поняли, образуется так же, как и вторая, полностью совпадая по форме, но у некоторых глаголов (так называемые неправильные глаголы) такого совпадения нет, потому что у них вторая и третья формы образуются не с помощью -ed, а по-особому.

4. Длительная форма (причастие настоящего времени) – к глаголу добавляется окончание -ing. Используется для образования причастия настоящего времени – что-то вроде русского причастия, к нему можно задать вопрос «какой? что делающий?», часто используется фактически как прилагательное. Пример:

The closing door. – Закрывающаяся дверь.

The door is closing. – Дверь закрывается (букв.: «Дверь является закрывающейся»).

5. Форма 3-го лица единственного числа настоящего времени – в этом лице, числе и времени к глаголу добавляется окончание -s или -es. В остальных лицах и числах в настоящем времени глаголы никак не меняются (не считая уникального глагола to be). Пример:

He drives. – Он водит (машину).

She runs. – Она бегает.

6. Инфинитив с частицей to – если начальная форма выражает инфинитив, то есть глагол в неопределенной форме, в предложении к нему во многих случаях (но не во всех) примыкает частица to, например:

to close – закрывать,

to invite – приглашать.

Обратите внимание, что у английского глагола нет формы множественного числа, а также форм рода, как в русском языке. То есть множественное число и род у них, конечно же есть, но нет специальных форм для этого с какими-либо окончаниями.

В дальнейшем для краткости я иногда буду использовать условные обозначения. Рассмотрим их на примере глагола inviteприглашать.

  1. Начальная форма (в любом из трех случаев) – verb.
  2. Вторая форма – verb-2
  3. Третья форма – verb-3
  4. Длительная форма – verb-ing
  5. Форма 3-го лица единственного числа настоящего времени – verb-s
  6. Инфинитив с частицей to – to-verb

Обратите внимание, что:

  1. Вторая и третья форма образуется особым образом у неправильных глаголов. Например, у глагола know – знать: 2-ая форма – knew, 3-я форма – known.
  2. Есть несколько глаголов, которые изменяются не по этим правилам. Например, глагол to be изменяется по лицам и числам, глагол will не образует ни одной из перечисленных форм.

Герундий – не глагол, но и не существительное

Отдельно стоит выделить герундий – это фактически не форма глагола, а другая часть речи, которая внешне выглядит как глагол в длительной форме. Герундий – это что-то среднее между глаголом и существительным. В русском языке нет точного аналога герундия, но больше всего на него похоже отглагольное существительное:

Swimming – плавание

Drawing – рисование

Герундий внешне похож на глагол, но в предложении выполняет роли, присущие существительному, например, может служить подлежащим:

Swimming is good for your health. – Плавание полезно для вашего здоровья.

Drawing is my hobby. – Рисование – это мое хобби.

У герундия есть и признаки глагола. Во-первых, у него предметное, но близкое к глаголу значение: занятие, процесс. Во-вторых, перед герундием не употребляется артикль и у него не бывает формы множественного числа, как у существительного.

Неправильные глаголы

Неправильные глаголы – это глаголы, у которых 2-ая и 3-я формы (с другими формами все в порядке) образуются особым образом. Например:

  • Know (знать) – knew – known
  • See (видеть) – saw – seen
  • Put (класть) – put – put

Неправильных глаголов не так много, наиболее употребительных – около ста. Позже вы познакомитесь с основными из них.

[spoiler title=”источники:”]

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/vremena-glagola

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-formu-vremeni-glagola.html

Урок 17. Смысловой глагол в английском языке, его времена и формы

[/spoiler]

Вид глагола проще всего определить с помощью “запоминалки” на букву С в глагольном вопросе: что Сделать? – Совершенный вид. Если буквы С в вопросе нет – что делать? – то это глагол несовершенного вида.

система выбрала этот ответ лучшим

Тори Торич­ка
[59.3K]

6 лет назад 

Вид глагола можно определить следующим образом:

1) по вопросу: глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что Сделал? и глаголы несовершенного вида – на вопрос что Делал?

2) по значению: глаголы совершенного вида обозначают действие совершенное, а несовершенного – то действие, которое еще длится.

Rogne­da
[416K]

6 лет назад 

Чтобы определить вид глагола, задаем к слову вопросы:

что делает? или что сделает?

Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” (что делаешь? что будешь делать? и т.д.), то он имеет несовершенный вид, например:

что делает? играет, купается, красит;

что делаем? играем, купаемся, красим;

что делаете? играете, купаетесь, красите.

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое продолжается, совершается в момент речи или не привязано ко времени.Такое действие не закончено, не завершено.

Глаголы имеет совершенный вид, если отвечают на вопросы:

что сделать? что сделает? что сделаешь? что сделают?

Глаголы совершенного вида указывают, что действие завершилось, имеет результат или конец.

Что сделать? написать, вычертить, достигнуть, нарисовать.

Azama­tik
[55.3K]

7 лет назад 

Различают совершенный и несовершенный виды глаголов.

Глаголы совершенного вида, находясь в неопределенной форме, отвечают на вопрос “Что сделать?”

Примеры глаголов совершенного вида: купить, сосчитать, построить и тд.

Ставить в неопределенную форму необязательно, можно задать вопрос и, если вопрос начинается на “С” (что сделал, что сделает, что сделали, что сделаем и тд), то этот глагол относится к совершенному виду.


Глаголы же несовершенного вида в неопределенной форме отвечают на вопрос “Что делать?”

Примеры глаголов несовершенного вида: петь, играть, лить, бегать и тд.

И в этом случае можно задать вопрос, не ставя глагол в неопределенную форму, и понять к какому виду он относится. Что делает, что делаешь, что делала, что делают и тд – на такие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида.

Ксарф­акс
[156K]

5 лет назад 

Существует два вида глаголов: совершенный вид и несовершенный вид. Чтобы определить, к какому виду относится тот или иной глагол, достаточно задать к нему вопрос.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы – что сделать? что сделает? что сделал? и др. (они варьируются в зависимости от рода и числа).

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы – что делать? что делал? что делает? что будет делать? и др.


Также можно определить вид глагола по его значению.

Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени (в отличие от глаголов несовершенного вида).

Они указывают на:

1) Действие, которые было завершено. Например:

Солнце (что сделало?) зашло.

Я (что сделал?) почистил зубы.

2) Однократное действие, которое необходимо сделать или хотелось бы сделать. Например:

Тебе нужно (что сделать?) сходить туда.

Мне хотелось бы (что сделать?) посмотреть на это.

Глаголы несовершенного вида, в свою очередь, указывают на:

1) Действие, которое происходит в данный момент и которое ещё не завершено. Например:

Он (что делает?) учится в институте.

Ремонт (что делают?) делают уже полгода.

2) Действие, которое повторяется (или должно повторяться) постоянно. Например:

Я (что делаю?) хожу на работу к 9 часам.

Тебе необходимо (что делать?) принимать это лекарство 2 раза в день – утром и вечером.

дольф­аника
[379K]

5 лет назад 

В русском языке есть два вида глаголов, к какому виду отнести глагол можно с помощью поставленного вопроса. Понимая смысл слова, выраженного глаголом можно определить и без вопроса вид глагола, например, глаголы с приставкой С относятся к глаголам совершенного вида. По вопросам определяет следующим образом, поставим вопрос что делает и сто сделает, на последний вопрос отвечают глаголы совершенного вида Помочь запомнить помогут две таблицы с определением видов глаголов, какие вопросы к какому виду относятся. Если написать в столбики виды глаголов, то разница хорошо видна и определить уже намного легче.

tana7­6
[124K]

6 лет назад 

Для ответа на вопрос, какой же вид у данного глагола, – задайте к этому глаголу вопрос:

что делать? (делает, делал, будет делать)

или что сделать? (сделал, сделает).

Если вопрос содержит слово “делал” – это несовершенный вид глагола

Примеры:

  • делал – ходил, летал, говорил…
  • делаю – иду, говорю, лечу…

Если вопрос содержит слово “сделал” – это совершенный вид.

Примеры:

  • сделал – сходил, поговорил, вылетел…
  • сделает – схожу, поговорю, полечу…

Вид глагола может быть совершенным или несовершенным. Узнаем о виде глагола с помощью вопросов (для начальной формы глагола): что сделать? (совершенный вид) и что делать? (несовершенный).

Примеры:

Сходи в магазин – что сделай? (сов. вид)

Ходят в магазин – что делают? (несов. вид)

Ходила по магазинам – что делала? (несов. вид)

Сходим в магазин – что сделаем? (сов. вид)

ВитаМ­иночк­а
[51.6K]

4 года назад 

Определить вид глагола (совершенный или несовершенный) можно двумя простыми способами:

  1. Задать вопрос к глаголу: “Что делать/делал?” или “Что сделать/сделал?”. Если глагол отвечает на вопрос “что сделать?”, то он является совершенным, а если на вопрос “что делать?”, то несовершенным. То есть, если в слове делает есть приставка “С”, тогда глагол совершенный и наоборот.

  2. Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже завершено/закончено, а действие глагола несовершенного вида еще не завершилось до конца.

Например:

Что сделал? – Написал сочинение (совершенный вид);

Что делал? – Писал сочинение (несовершенный вид).

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Задать к этому глаголу вопрос.

Например: “весна наступила рано” – “весна (что сделала?) наступила”. Вопросы типа “сделала”, “сделать”, “сделаю” и т.д., т.е. имеющие в своем составе приставку “с”, указывают на то, что перед нами глагол совершенного вида.

Другой пример: “ребята резвились во дворе” – “ребята (что делали?) резвились” – перед нами несовершенный глагол. Так будет и в случае, если будут иметь место другие вопросы без приставки “с”: “делаю”, “делать” и т.д.

Знаете ответ?

Добавить комментарий