Как составить вопросы причины

Когда возникает какая-то проблема, мы хотим понять причину, из-за которой она появилась в нашей жизни. В компании «Тойота», с легкой руки основателя Сакити Тойоды, для поиска решения проблем используют невероятно простую и при этом очень эффективную методику – правило 5 вопросов.

Содержание

  • Достоинства метода.
  • Автор.
  • Что такое «правило пяти вопросов».
  • Когда использовать.
  • В чем суть.
  • Почему именно пять?
  • Чем завершить анализ по методу «5 почему».
  • Примеры.
  • Вместо заключения.
  • Техника проста и универсальна – она подходит не только для бизнеса или производства, но и для любой другой сферы и в любых обстоятельствах.
  • Позволяет провести быстрый анализ ситуации и найти правильный выход, основанный на понимании первопричины.
  • Экономит время – для решения даже очень сложного вопроса, как правило, требуется не более 10 минут.
  • Позволяет расставить все на свои места и найти корень проблемы, чтобы в будущем избежать повторения неблагоприятной ситуации.

Кто создал

Автором правила считается предприниматель и изобретатель Сакити Тойода (Тоёда), который предположительно сформулировал эту идею в 30-х гг. прошлого века. Однако надо заметить, что подобный метод использовался для поиска первопричин еще философами IV-III веков до нашей эры, а основоположником логической концепции нахождения причинно-следственных связей, применяемых для любых доказательств, считают Сократа. Но «в наше время» именно на «Тойоте» впервые стали применять «правило 5 почему» с целью повышения производительности труда и сокращения производственных издержек.

правило 5 почему сакити тойода

Правило пяти «почему»

«5 почему» является эффективным инструментом для выявления причинно-следственных связей, которые вызвали ту или иную проблему, определения сопутствующих причинных факторов и понимания корня проблемы. Метод подходит как для индивидуального, так и для коллективного применения.

Когда использовать

В тех случаях, когда настоящая причина ситуации или проблемы неясна, что делает невозможным поиск и принятие адекватного решения, а для глубокой проработки недостаточно ресурсов.

Можно пользоваться для решения производственных вопросов, проблем в бизнесе, разрешения личных проблемных ситуаций и т. д.

В чем суть метода

Суть методики – в задавании самому себе серии из 5 последовательных вопросов «Почему?» и получении честных ответов. Каждый вопрос вскрывает новый причинный слой, а последний – открывает настоящую причину.

Вот как схематично можно представить суть методики «5 почему»

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

5 почему методика

Главная задача этой техники – не найти виновного и обвинить его во всех грехах, а выяснить закономерности и устранить вероятность системных ошибок. Очевидно, что решение промежуточных проблем будет временным и неправильным и в будущем приведет к новым сбоям.

Почему именно пять?

Сакити Тойода считал, что пяти вопросов достаточно для поиска первопричины ситуации. Но привязываться к этой цифре не стоит: чтобы докопаться до истинного источника проблемы, может потребоваться как больше, так и меньше «Почему?». Кроме того, в отдельных случаях и самих причин может быть несколько.

Чем завершить анализ по методу «5 почему»

Поиск причины сам по себе ничего нам не дает. Настоящая цель анализа – принятие решения, учитывающего корень проблемы. Поэтому заканчивать анализ нужно вопросом «Как?», а затем реализовывать найденное решение.

Методика «5 почему» в примерах

А вам приходилось, столкнувшись с какой-то проблемой, остановиться и пять раз подряд задать себе вопрос: «Почему это случилось?» Нет?.. Тогда давайте сделаем это сейчас. Чтобы вы могли полнее представить себе все возможности метода, приведем несколько ярких примеров его использования.

Пример 1. Представьте, что у вас сломался автомобиль. И вы начинаете задавать вопросы «почему» и отвечать на них.

  1. Автомобиль остановился. Почему?
  2. Потому что была перегрузка, и полетел предохранитель. Почему?
  3. Потому что подшипник был плохо смазан. Почему?
  4. Потому что насос, подающий смазку, плохо работал. Почему?
  5. Потому что поршень износился и разболтался. Почему?
  6. Потому что не поставили фильтр, и в поршень попала металлическая стружка.

Суть проблемы часто гораздо глубже, чем нам может показаться на первый взгляд, чаще всего она прячется за лежащими на поверхности причинами. Пятикратное повторение вопроса «Почему?» дает ответ, в чем кроется изначальная причина, которая привела к ситуации с поломкой, и поможет решить проблему в корне. Не пройдя полный цикл вопросов, вы можете подумать, что будет достаточно замены предохранителя или поршня насоса. И тогда через некоторое время проблема повторится.

Пример 2. Опоздания и их настоящая причина.

  1. Почему я постоянно опаздываю? Потому что мне постоянно не хватает времени.
  2. Почему мне постоянно не хватает времени? Потому что я долго собираюсь.
  3. Почему я долго собираюсь? Потому что хочу хорошо выглядеть.
  4. Почему я хочу хорошо выглядеть? Потому что я хочу нравиться мужчинам.
  5. Почему я хочу нравиться мужчинам? Потому что хочу выйти замуж.

Пример 3. Канонический пример использования методики «5 почему» с шубой. Представим, что вам хочется шубу.

  1. Вы спрашиваете себя: почему я хочу шубу? Потому что я хочу всех удивить.
  2. Второй вопрос: почему я хочу всех удивить? Потому что хочу, чтобы на меня обратили внимание.
  3. Третий вопрос: почему мне нужно, чтобы на меня обратили внимание? Потому что я чувствую себя неуверенно.
  4. Четвертый вопрос: почему я чувствую себя неуверенно? Потому что я никак не могу реализовать себя, потому что я сижу на одном месте.
  5. Пятое «почему»: почему я не могу реализоваться? Потому что занимаюсь тем, что мне не нравится. И подумайте теперь, при чем тут шуба?

Пример 4. Вас пригласил на свой юбилей малознакомый человек, но вы не можете принять решение – принять приглашение или отказаться. Используем технику пяти вопросов.

  1. Я не хочу идти. Почему?
  2. Потому что я буду чувствовать себя не в своей тарелке. Почему?
  3. Потому что все принесут дорогие подарки и меня это будет расстраивать. Почему?
  4. Потому что мой подарок будет хуже – я не могу сейчас позволить себе большие траты. Почему?
  5. Потому что хочу поехать в отпуск с женой и детьми и провести его с комфортом. Почему?
  6. Потому что семья и отдых для меня важнее.

В таких обстоятельствах выбор – чужой юбилей или семейный отдых – очевиден.

Вместо заключения

Метод позволяет отсечь все лишнее, и Сакити Тойода своими достижениями доказал, что эта техника он более чем эффективна. Чаще всего мы очень невнимательны к своему внутреннему миру: своим мыслям и настоящими, а не навязанным воспитанием, социумом, окружением желаниями. «5 почему» помогает увидеть ситуацию под другим углом и более объективно. Найдя истинную причину возникшей проблемы, «выведя себя на чистую воду», вы сможете направить энергию в правильное русло.

А вы пробовали использовать эту технику? Поделитесь в комментариях результатами.

Поделиться в социальных сетях

Почему важно спрашивать «Почему»?

3 года назад · 4437 просмотров

Чтобы добраться до сути проблемы, порой достаточно несколько раз спросить: «Почему?» На этом строится теория, разработанная основателем корпорации Toyota Сакити Тойода. Предприниматель был приверженцем простых вопросов, которые, по его мнению, помогали решать трудные задачи.

«Правило пяти «Почему»

Почему?

Источник:

Данный метод строится на причинно-следственных связях, об особой силе которых заявлял еще Сократ. Изначально способ предполагал решение производственных задач внутри японской компании. Однако метод оказался универсальным, а потому охватил практически все сферы жизни.
Тойода для решения какой-либо проблемы рекомендовал пять раз задать вопрос «Почему?» Благодаря такому подходу можно было выявить ее характер и прийти к решению.
Схема примерно такая: сначала формулируется проблема. Затем исследователь задает вопрос: «Почему это произошло (происходит)?» После получения ответа он вновь спрашивает: «Почему?», выясняя причину причины. После пяти вопросов выстраивается логическая цепочка, позволяющая добраться к сути.
Этот метод обладает рядом достоинств: в первую очередь, он прост, им может воспользоваться любой человек. Во-вторых, для него не требуется много времени. Разве что собеседник может долго подбирать ответ на очередное «Почему?» Наконец, для его использования не требуется оборудование: вы выстраиваете причинно-следственную связь в уме самостоятельно или при общении с другими людьми.
Приведем пример работы этого метода. Вопрос первый: «Почему мне постоянно не хватает денег?» Ответ: «Потому что трачу все, что зарабатываю».
Вопрос второй: «Почему я все трачу?» Ответ: «Потому что у меня маленькая зарплата».
Вопрос третий: «Почему у меня маленькая зарплата?» Ответ: «Потому что я занимаю маленькую должность».
Вопрос четвертый: «Почему я занимаю маленькую должность?» Ответ: «Потому что у меня недостаточно знаний и опыта для более высокой позиции».
Вопрос пятый: «Почему у меня недостаточно знаний и опыта?» Ответ: «Потому что я не хочу их получать, мне лень». Вот так, задав вопрос о нехватке денег, можно прийти к тому, что человек ленится хорошо зарабатывать.

Сакральная пятерка

Сакити Тойода

Источник:

Данный метод не предполагает жестких правил и ограничений. Вы можете задавать какое угодно количество вопросов до тех пор, пока не выясните первопричину. Во многом результат зависит от знаний человека и его упорства.
Тойода считал, что пяти итераций достаточно для того, чтобы прояснить ситуацию. Однако бывают настолько запутанные случаи, что приходится спрашивать по 10-15 раз. Важно, чтобы отвечающий избегал предположений и логических ловушек. Если какой-либо ответ непонятен, то нужно задавать новый вопрос. Необходимо убирать со своего пути все абстрактные ответы и доходить до самой сути.
Пять «Почему?» были выбраны, скорее всего, эмпирически, хотя в этом числе заключена доля сакральности. Дело в том, что пятерка означает завершенность. А, как уже было сказано, именно пяти вопросов бывает достаточно для выявления источника проблемы.
Тойода рекомендовал завершать анализ ответом на вопрос: «Как?» Когда перед вами предстает корень проблемы, необходимо понять, как исправить сложившуюся ситуацию.

Источник:


16 сентября 2021

Жизнь

Простотой и универсальный способ проникнуть в самую суть и отыскать причины, которые не лежат на поверхности.

Как разобраться в любой проблеме: техника «5 почему»

Идея исследования причинно-следственных связей была выдвинута ещё Сократом. Но сам метод, получивший название «5 почему», был разработан основателем Toyota Сакити Тоёдой. Первоначально техника предназначалась для решения производственных задач компании.

Задавая вопрос «Почему?» пять раз, вы определяете характер проблемы, решение становится понятным.

Тайити Оно

создатель производственной системы Toyota

Первым делом формулируется исходная проблема. Затем исследователь задаёт вопрос: «Почему это произошло (происходит)?» Получив ответ, он снова спрашивает: «Почему это произошло?» — выясняя таким образом причину причины.

В результате выстраивается логическая цепочка, ведущая к первопричине. Предполагается, что именно воздействие на первопричину будет наиболее эффективным для решения исходной проблемы. Проиллюстрируем это на примере.

Исходная проблема: в семье участились конфликты, отношения между супругами напряжённые.

Шаг 1. Почему это происходит? Потому что муж постоянно на работе и совсем не уделяет время семье.

Шаг 2. Почему он так много времени проводит на работе? Из-за множества дел, требующих его внимания.

Шаг 3. Почему так много дел требуют его внимания? Потому что никто не может их сделать.

Шаг 4. Почему никто не может их сделать? Потому что нет сотрудников, которые были бы компетентны в этих вопросах.

Шаг 5. Почему нет таких сотрудников? Их никто не нанимал.

В этом примере мы пришли от неудовлетворённости семейными отношениями к недостаточной численности управленцев среднего звена.

Не обязательно задавать именно пять вопросов. Это число выбрано эмпирически и является средним. Некоторые проблемы можно рассмотреть и за меньшее (или большее) число шагов.

Для лучших результатов рекомендуется записывать все шаги, чтобы не упустить ничего важного. Повышает эффективность групповое обсуждение: группа способна выявить объективно более значимые причины.

Метод «5 почему» обладает рядом несомненных достоинств. Во-первых, простота. Его применение доступно любому. Во-вторых, малые затраты времени по сравнению с большинством других техник. В-третьих, минимальные требования к оборудованию: искать причины можно даже в уме.

Но есть и существенные ограничения. Метод подходит только для простых проблем, когда нужно найти одну, самую существенную причину. Результат сильно зависит от способности исследователя отыскать её.

В приведённом примере на третий вопрос правильным мог быть ответ «Потому что он не делегирует полномочия сотрудникам», и первопричина была бы совсем другой.

Отчасти эти ограничения можно преодолеть, разрешив называть несколько ответов. Тогда результатом применения техники становится «дерево» причин. Но в этом случае отсутствует способ выделить какую-то одну в качестве ведущей.

Несмотря на эти ограничения, метод «5 почему» с успехом используется во многих концепциях управления, например в кайдзене, бережливом производстве и других.

Читайте также 🧐

  • Парадокс Соломона: почему решать чужие проблемы проще, чем свои
  • Универсальный способ решения проблем от математического гения
  • Наш мозг умеет решать проблемы, пока мы спим. Вот как это работает

Техника «5 почему» позволяет определить причинно-следственные связи, лежащие в основе той или иной проблемы посредством постановки последовательных логических вопросов.

Чтобы разобраться с любой проблемой нужно найти ее первопричину. Нам часто кажется, что она очевидна, однако в большинстве случаев за любой неприятностью стоит целый ряд событий, которые на наш взгляд второстепенные, совсем не связаны между собой. Именно техника «5 почему» дает возможность разобраться в любой проблеме, найти ее корень и быстро ее решить.

Как это работает?

1. Формулируется проблема, для которой необходимо найти решение. Можно записать ее на листе бумаги, чтобы легче было увидеть развязку. Определение проблемы должно быть четким и лаконичным.

2. Задается вопрос «Почему это произошло?». Определите варианты ответов на поставленный вопрос. Ответов может быть несколько. Запишите их под или сбоку от проблемы. Ответы также нужно формулировать кратко. Для поиска ответов может применяться метод мозгового штурма. Чтобы структурировать все решения, можно предварительно определить основные подобласти, которые приводят к возникновению несоответствия.

3. Ставится вопросом «почему?» к ответам в п. 2. Ответы на этот вопрос записываются на третьем уровне детализации.

4. Проводится проверка возможности дальнейшей детализации причин. Если детализация возможна, то цикл постановки вопроса повторяется. Как правило, чтобы детализировать причины до самого низкого уровня достаточно 5-ти повторений цикла.

5. Выявление первопричины. Если дальнейшая детализация причин станет невозможна, просмотрите все обнаруженные причины и определите ключевые. В ходе просмотра диаграммы некоторые из причин могут перемещаться с уровня на уровень или дублироваться в разных ветвях дерева причин.

К примеру:

Вовремя не были отправлены документы.

Почему? – вы забыли.

Почему? – вы отложили это на потом.

Почему? – было множество других дел на которых вы концентрировались.

Почему? – вы считали их более важными на тот момент.

Почему? – вы не спланировали свой день, не расставили приоритеты.

Пример довольно простой и примитивный, но на нем четко видно, как один вопрос вытекает из предыдущего. При этом после получения ответа, становится более понятно, как можно решить данную проблему. В данном случае, например, целесообразным может быть освоение техник тайм-менеджмента, принятия на работу секретаря или дополнительных рабочих и тому подобное.

Обратите внимание!

1. Интересно отметить, что последний ответ указывает на процесс. Это один из важных аспектов метода пяти почему — реальная причина должна указывать на процесс, который не работает достаточно хорошо или отсутствует. Ответы часто указывают на классические причины: нехватка времени, недостаток финансирования, нехватка рабочей силы и т.п. Однако это только этап к выявлению подлинной предпосылки.

2. При ответах на вопросы этой техники нельзя переводить фокус внимания на другого. Речь идет только о вашей личной роль в развитии событий.

3. Не обязательно ставить именно пять вопросов. Это число выбрано эмпирически и является средним. Некоторые проблемы можно рассмотреть и за меньшее (или большее) количество шагов.

4. Привлекайте правильных людей, знакомых с процессом и проблемой, чтобы они могли ответить, почему что-то случилось. Также полезно иметь участника со свежим взглядом — часто, они задают вопросы, помогающие получать реальные причины возникновения проблем.

5. Не стоит никого обвинять, это заканчивается только тем, что человек чувствует себя виноватым. Если кто-то не выполнил своих обязанностей, задайте вопрос: «Почему он не смог это сделать?» и / или «Что может помочь человеку сделать это?».

Вы когда-нибудь сталкивались с «вечной» проблемой? Что бы вы ни делали, она рано или поздно всегда возвращалась — возможно, в другой форме.

Трудноразрешимые или повторяющиеся проблемы часто симптомы более глубоких подводных камней. Лежащие на поверхности «быстрые решения» очень удобны, но они обычно справляются только с поверхностными проблемами и растрачивают ресурсы, которые можно было бы использовать для устранения реальной причины.

В этой статье мы рассмотрим технику «5 почему» (“5 whys”, иногда известную как “5Y”). Это простой, но мощный инструмент для быстрого устранения внешних симптомов и выявления глубинных причин проблемы, помогающий разобраться с ней раз и навсегда.

Истоки техники «5 почему»

Сакити Тойода, японский промышленник, изобретатель и основатель Toyota Industries, разработал методику «5 почему» в 1930-х годах. Она стала популярной в 1970-х годах, и компания Toyota до сих пор использует ее для решения проблем.

Toyota использует философию “иди и смотри”, означающую, что принятие решений основано на глубоком понимании того, что на самом деле происходит на местах, а не на том, что, по мнению кого-то в зале заседаний, может происходить.

Техника “5 почему” верна этой традиции, и она наиболее эффективна, когда ответы исходят от людей, имеющих практический опыт работы с рассматриваемыми процессом или проблемой.

Метод на удивление прост: когда возникает проблема, вы докапываетесь до ее первопричины, пять раз задавая вопрос “почему?”. Затем, когда контрмера становится очевидной, вы осуществляете ее, чтобы предотвратить повторение проблемы.

В технике “5 почему” используются “контрмеры”, а не “решения”. Контрмера — это действие или набор действий, направленных на предотвращение повторного возникновения проблемы, в то время как решение может быть направлено просто на устранение симптома. Таким образом, контрмеры более надежны и в большинстве случаев полностью ликвидируют проблему.

Когда использовать метод «5 почему»

Метод «5 почему» можно использовать для устранения неполадок, улучшения качества и решения проблем, но он наиболее эффективен для разрешения простых или не слишком трудных ситуаций и практически бесполезен в случае сложных или важных задач.

Это связано с тем, что метод «5 почему» может привести вас к поиску одного или ограниченного числа путей исследования, в то время как на самом деле причин может быть несколько. В подобных случаях более эффективным может быть более широкомасштабный метод, такой как причинно-следственный анализ (Cause and Effect Analysis) или анализ видов и последствий сбоев (FMEA).

Однако простой анализ «5 почему» часто может помочь быстро раскрыть первопричину проблемы. Поэтому всякий раз, когда система или процесс работают со сбоями, попробуйте применить эту технику прежде чем перейти к более глубокому исследованию и, естественно, попытаться разработать решение.

Простота инструмента также придает ему большую гибкость, поэтому анализ «5 почему» хорошо сочетается с другими методами и техниками, такими как, например, анализ первопричин проблем (RCA). Его часто ассоциируют с бережливым производством, где он используется для выявления и устранения неэкономичных практик. Он также используется в методологии улучшения качества “Шесть сигм” на этапе анализа.

Как использовать метод «5 почему»

Модель представляет собой очень простой 7-ступенчатый процесс.

1. Соберите команду

Соберите людей, знакомых со спецификой проблемы и с процессом, который вы пытаетесь исправить. Подключите кого-нибудь в качестве фасилитатора, который сможет сфокусировать команду на выявлении эффективных контрмер.

2. Определите проблему

Постарайтесь понаблюдать за проблемой в действии. Обсудите ее со своей командой и напишите краткое, четкое изложение проблемы, с которым все будут согласны. Например, “Команда A не выполняет свои целевые показатели” или “Выпуск программного обеспечения Б привел к слишком большому количеству сбоев”.

Затем напишите это утверждение на доске или стикере, оставив вокруг него достаточно места, чтобы добавить свои ответы на повторяющийся вопрос “Почему?”.

3. Задайте первый вопрос “Почему?”

Спросите свою команду, почему возникает проблема. Например, “Почему команда А не выполняет свои целевые показатели?”

Вопрос “почему?” звучит просто, но ответ на него требует серьезных размышлений. Ищите ответы, основанные на фактах: они должны описывать то, что действительно произошло, а не быть предположениями о том, что могло произойти.

Это предотвращает превращение «5 почему» в процесс дедуктивного рассуждения, который может породить большое количество возможных причин и создать еще большую путаницу, вызванную поисками гипотетических проблем.

Члены вашей команды могут назвать одну очевидную причину или несколько правдоподобных. Запишите их ответы в виде кратких фраз, а не в виде отдельных слов или длинных утверждений, под (или рядом с) формулировкой вашей проблемы. Например, выражение “сотруднику приходится отвечать на слишком большое количество звонков” лучше, чем расплывчатое “сотрудник перегружен”.

4. Задайте вопрос “почему?” еще четыре раза

Для каждого из ответов, которые вы сгенерировали на шаге 3, задайте последовательно еще четыре вопроса “почему”. Каждый раз формулируйте вопрос в ответ на только что записанный ответ.

Старайтесь быстро переходить от одного вопроса к другому, чтобы получить полную картину, прежде чем делать какие-либо поспешные выводы.

На приведенном ниже рисунке показан пример «5 почему» в действии при одном направлении запроса.

Рис. 1. Пример «5 почему» (одно направление)

Метод «5 почему» также работает при нескольких направлениях запроса, как показано на рисунке 2 ниже.

В нашем примере на вопрос “Почему доставка опоздала?” дается второй ответ (причина 2). После вопроса “почему?” ответ раскрывает единственную причину (причину 1), которую можно устранить с помощью контрмеры.

Аналогично, на вопрос “Почему работа заняла больше времени, чем ожидалось?” имеется второй ответ (причина 2), и вопрос “почему?” в этот момент раскрывает единственную причину (причину 1). Еще одно “почему?” здесь определяет две возможности (причины 1 и 2), прежде чем потенциальная контрмера станет очевидной.

Существует также вторая причина для вопроса “Почему у нас закончились чернила для принтера” (причина 2), и единственный ответ на следующий вопрос “почему?” (причина 1), которая затем может быть устранена с помощью контрмеры.

Рис. 2. Пример «5 почему» (несколько направлений)

Шаг 5. Вовремя остановитесь

Вы поймете, что выявили первопричину проблемы, когда вопрос “почему” больше не даст полезных ответов. При этом должны стать очевидными соответствующая контрмера или изменение процесса. Как упоминалось ранее, если вы не уверены, что обнаружили истинную первопричину, рассмотрите возможность использования более глубокой методики решения проблем, такой как причинно-следственный анализ, анализ первопричин проблем (RCA) или анализ видов и последствий сбоев (FMEA).

Если на шаге 3 вы определили несколько причин, повторите этот процесс для каждой из ветвей вашего анализа, пока не найдете исходную причину для каждой из них.

Число пять в методе «5 почему» — на самом деле просто эмпирическое правило. В некоторых случаях вам возможно придется спросить “почему?” еще несколько раз, прежде чем вы доберетесь до сути проблемы.

В других случаях вы можете достичь ответа еще до того, как зададите свой пятый вопрос “почему?”. Но в таком случае убедитесь, что вы не остановились слишком рано и не идете на поводу у простых “автоматических” ответов.

Важный момент заключается в том, чтобы перестать спрашивать “почему?”, когда полезные ответы закончатся.

По мере проработки своей цепочки вопросов вы можете обнаружить, что кто-то не предпринял необходимых действий. Самое замечательное в методе «5 почему» то, что он побуждает вас пойти дальше, чем просто возложить вину и спросить, почему это произошло. Он часто указывает на организационные проблемы или области, где процессы нуждаются в усовершенствовании.

6. Устраните первопричину

Теперь, когда вы определили как минимум одну первопричину, вам необходимо обсудить и согласовать контрмеры, которые предотвратят повторение проблемы. Если первопричин несколько — постепенно устраните их все.

7. Контролируйте свои показатели

Внимательно следите за тем, насколько эффективно ваши контрмеры устраняют или сводят к минимуму первоначальную проблему. Возможно вам потребуется внести в них коррективы или полностью заменить их. В таком случае рекомендуется повторить процесс “5 почему”, чтобы убедиться в правильном определении первопричины.

Добавить комментарий