В любом языке в письменной и устной речи используются вопросы. Это огромный пласт речевых конструкций. Чтобы свободно общаться, необходимо выучить все типы вопросов в английском языке – их всего 5 видов.
Кроме того, нужно знать, по какой схеме образуются и когда употребляются вопросы в английском языке. Это очень важная тема, так как способ формирования английских вопросительных предложений намного сложнее, чем в русском языке.
Содержание
- Классификация вопросов в английском
- General question (общий вопрос)
- Special question (специальный вопрос)
- Вопрос к подлежащему
- Alternative question (альтернативный вопрос)
- Disjunctive question (разделительный вопрос)
- Таблица: типы английских вопросов
Классификация вопросов в английском
Наше общение друг с другом состоит, как правило, из вопросов и ответов, то есть из диалогов. Есть даже специльное обозначение непренужденных диалогов — Small talk. Чтобы задать вопрос на русском языке, нужно просто использовать специальную интонацию.
В английском же для постановки вопроса необходимо не только обозначить его интонационно, но и поменять в предложении порядок слов, а некоторые типы также требуют применения вспомогательных слов.
Итак, 5 типов вопросов в английском языке:
- Общий – задают, когда требуется разузнать общую информацию о чем-либо или ком-то: Ты закончил школу? — Did you finish school?
- Специальный – используют, чтобы узнать конкретную информацию о человеке или событии: Когда ты закончил обучение? — When did you finish your studies?
- Вопрос к подлежащему – применяют, чтобы разузнать, кто именно выполнил действие: Кто преподавал у тебя информатику? — Who taught you computer science?
- Альтернативный – употребляют в речи, чтобы предоставить выбор двух вариантов: Ты ходил в школу или гимназию? — Did you go to school or gymnasium?
- Разделительный – предполагает использование утверждения или отрицания, а также краткого вопроса общего типа: Ты тоже посещал курсы иностранного языка, не так ли? — You went to a foreign language class, too, didn’t you?
Разберем по порядку более подробно все виды вопросов в английском языке с примерами.
General question (общий вопрос)
Как уже было указано, общий вопрос в английском языке (General question) используется в ситуациях, когда необходимо получить основную, общую информацию.
К примеру:
- Do you like movies? — Тебе нравятся фильмы?
В этом вопросительном предложении (Interrogative sentence) не уточняется, какие именно фильмы нравятся человеку. Мы хотим разузнать, любит ли он смотреть их вообще.
Ответить на General question можно только «ДА» или «НЕТ».
Для построения общего вопроса в английском языке применяется следующая схема:
Вспомогательный глагол + действующее лицо + совершаемое действие?
Кроме того, такая конструкция отличается обладает обратным порядком слов начинается с вспомогательного или модального глагола:
- Did you go to Clark’s party yesterday? – Ты вчера ходил на вечеринку Кларка?
- May I stay? – Можно ли мне остаться?
Вспомогательные глаголы выполняют роль указателей и не переводятся на русский язык, но при этом определяют количество лиц, выполняющих действие (один или несколько) и время, когда происходит событие (настоящее, будущее, прошлое).
К примеру:
- Are Alice and Mark working now? – Элис и Марк работают сейчас? (Present Continuous)
- Have they already finished their project? – Они уже завершили свой проект? (Present Perfect)
Поэтому нужно знать правила использования времен английских глаголов, чтобы верно составить вопросительного предложение общего типа.
При этом общие вопросы могут содержать отрицание, сомнение или удивление. Тогда частица «not» помещается сразу после вспомогательного глагола.
К примеру:
- Aren’t children supposed to be at school? – Разве дети не должны быть в школе?
В художественной литературе General question часто используется в качестве риторического вопроса.
Special question (специальный вопрос)
Специальные типы вопросов в английском языке означают буквально то, что они предназначены исключительно для конкретной цели. Так, Special question необходимо для получения конкретной, более точной информации.
К примеру:
- Where are we going now? – Куда мы сейчас идем?
На такой вопрос нельзя просто ответить «ДА» или «НЕТ». В этом случае нужен развернутый ответ, указание конкретной информации.
Для построения специального вопроса в английском языке применяется следующая схема:
Вопросительное слово + вспомогательный глагол + действующее лицо + совершаемое действие?
Чтобы задать Special question необходимо применять особые вопросительные слова: who (кто), what (что), where (где, куда), when (когда), why (почему), а также how long/much/often (как долго/много/часто).
Данные слова выносятся на первое место в предложении, а дальше фраза строится по типу общего вопроса.
К примеру:
- Why do they like to travel? – Почему им нравится путешествовать?
- How do you say it in Spanish? – Как ты скажешь это на испанском языке?
- What is he doing here? – Что он здесь делает?
Кроме того, если специальный вопрос относится к дополнению или обстоятельству с предлогом, то предлог, как правило, выносится в самый конец предложения.
К примеру:
- What house do you live in? – В каком доме ты живешь?
При этом Special question может быть задан к любому члену предложения.
Вопрос к подлежащему
Следующий из 5 типов вопросов в английском языке относится именно к подлежащему. Напомним, что подлежащее – это грамматическая категория, которая называет то, о чём или о ком ведется повествование.
Английский вопрос к подлежащему используется вместе с особыми словами – вопросительными местоимениями: «who», «what», «which». Данные конструкции заменяют собой предмет или действующее лицо, о которых идёт речь в предложении.
К примеру:
- Who speaks in the living room? – Кто говорит в гостиной?
- Which of the children… – Который из детей…
- What was in the box? – Что было в коробке?
Для построения вопроса к подлежащему в английском языке используется простая схема:
Who + действие?
То есть вопросах к подлежащему сохраняется порядок слов утвердительного повествовательного предложения.
К примеру:
- They were in the car (Они были в машине). – Who were was in the car? (Кто был в машине?)
Заметьте, что в этом случае вопросительное предложение строится, как будто на месте «who/what» стоит «he/she».
Alternative question (альтернативный вопрос)
Исходя из собственного названия, альтернативный вопрос (Alternative question) предполагает выбор между несколькими вариантами, то есть альтернативу одного или другого. Как правило, задавая его на выбор собеседника предлагается два варианта, но их может быть и больше.
К примеру:
- Did you buy apples or pears? Ты купил яблок или груш?
- Do you want some coffee, tea or just water? – Ты хочешь кофе, чай или просто воду?
- Did you traveled to Africa or Brazil? — Ты путешествовал в Африку или в Бразилию?
Части английского альтернативного высказывания присоединяются при помощи союзного слова «or (или)». При этом первая часть выражения говорится с восходящей интонацией, а вторая – с понижающейся.
Для построения альтернативного вопроса в английском языке применяется следующая схема:
Вспомогательный глагол + действующее лицо + совершаемое действие + ___ or ___?
Таким образом, в Alternative question применяется непрямой порядок слов, как и в случае общего вопроса, и не забывай те про конструкция выбора с союзом «or».
Disjunctive question (разделительный вопрос)
Данный тип вопросительного предложения называют ещё «вопросом с хвостиком», потому что разделительный вопрос (Disjunctive question) используется для выражения сомнения или желания подтверждения чего-то.
К примеру:
- They went to the nightclub, didn’t they? — Они пошли в ночной клуб, не так ли?
- They speak Turkish, don’t they? – Они говорят по-турецки, не так ли?
- You haven’t forgotten to phone her, have you? – Ты не забыл позвонить ей, так ведь?
А называется он разделительным, потому что содержит две части, которые разделены запятой.
При этом первая часть строится как утверждение или отрицание с обычным порядком слов, а вторая часть («хвостик») выглядит как краткий вопрос. На русский язык данный «хвостик» переводится, как «не так ли»/«не правда ли».
Утверждение стоится по схеме:
Повествовательное предложение + , + вспомогательный глагол + not + лицо?
Пример:
- They play tennis every weekends, don’t they? – Они играют в теннис каждый выходной, не так ли?
А отрицание по схеме:
Отрицательное предложение + , + вспомогательный глагол + лицо?
Пример:
- Your sister will not buy a car, will she? – Твоя сестра не будет покупать машину, не правда ли?
Получается, что вторая часть Disjunctive question зависит от начала предложения. Одна из частей (а не обе сразу) обязательно должна содержать отрицание.
Знаки препинания в английском языке
Таблица: типы английских вопросов
Мы уже рассмотрели все типы вопросов в английском языке с примерами. Теперь в качестве итоге составим краткую таблицу использования всех 5 видов со схемами и примерами.
Вопрос | Случаи употребления | Схема | Пример |
Общий (General question) | Задается, чтобы узнать общую информацию. | Вспомогательный глагол + действующее лицо + совершаемое действие? | Do you play computer games? – Ты играешь в компьютерные игры? |
Специальный (Special question) | Задается, чтобы узнать конкретную информацию. | Вопросительное слово + вспомогательный глагол + действующее лицо + совершаемое действие? | Who were they waiting for? — Кого они ждали? |
К подлежащему | Задается, чтобы узнать кто выполняет действие. | Who + действие? | Which book is the best? — Какая книга самая лучшая? |
Альтернативный (Alternative question) | Задается, чтобы поставить выбор из нескольких вариантов. | Вспомогательный глагол + действующее лицо + совершаемое действие + ___ or ___? | Have you tried red or white wine? — Ты пробовал красное или белое вино? |
Разделительный (Disjunctive question) | Используется для выражения сомнения или желания получить подтверждение. | Повествовательное предложение + , + вспомогательный глагол + not + лицо? | Mary was busy, wasn’t she? — Мэри была занята, не правда ли? |
Отрицательное предложение + , + вспомогательный глагол + лицо? | They won’t leave for Warsaw, will they? – Они не уедут в Варшаву, не так ли? |
Скопируйте и распечатайте эту таблицу, чтобы постоянно повторять все 5 вопросов в английском языке, пока не заучите их наизусть. Ведь они является важной частью навыков общения по-английски.
Успехов!
Смотрите также: much, many — правило употребления
Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.
Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.
Правильный вопрос: какой он?
Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.
Почему так важно уметь задавать нужные вопросы?
Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.
Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.
А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.
Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»
Чего можно добиться правильным вопросом?
Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:
- пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
- повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
- управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
- удерживать инициативу в общении.
Спрашивать могут не все. Задавать вопросы – удел смелых людей, которые не боятся обозначить свою позицию, раскрыть собственную систему ценностей собеседнику.
Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.
Типы вопросов
Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.
Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!
Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.
Закрытый вопрос
Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».
С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».
Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».
Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.
Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)
Открытый вопрос
Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.
Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.
Особенность таких вопросов в следующем:
- собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
- у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
- открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
- партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.
Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.
Наводящие вопросы
Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.
Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».
В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:
- разве,
- конечно,
- ведь,
- тоже,
- не правда ли.
Есть также основные, второстепенные и последующие вопросы. Их можно продумать заранее или задать спонтанно. Цель таких вопросов – уточнить услышанное.
Альтернативные вопросы
Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.
Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»
Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.
Риторический вопрос
На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.
Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»
Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.
Переломный вопрос
Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.
Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»
Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.
Вопрос для обдумывания
С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.
Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»
Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.
Зеркальный вопрос
Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.
Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.
Контрольный вопрос
Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.
Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).
Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.
Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:
- Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
- Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
- Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.
Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.
Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.
Any questions?
Вопросы есть?
Конечно, у вас есть вопросы: английский язык, бывает, задает задачки. Например, как составлять вопросы на английском? Какие бывают виды вопросов? Как задать вопрос с правильной интонацией, чтобы носителям языка не пришлось гадать — это вопрос или нет?
Итак, 5 видов вопросов в английском языке:
Общие вопросы, или yes/no questions
Специальные вопросы, или WH questions
Альтернативные вопросы
Разделительные вопросы, или tag questions
Вопросы к подлежащему
Рассмотрим подробнее все типы вопросов с примерами.
Общие вопросы — это такие вопросы, на которые можно ответить либо да, либо нет (еще можно ответить «не знаю», но это же не про нас).
Do you like opera? — No, I don’t.
Ты любишь оперу? — Нет, не люблю.
Are you a football player? — Yes, I am.
Ты футболист? — Да.
Общие вопросы всегда начинаются с глагола. Это может быть один из вспомогательных глаголов (be, do, have), может быть глагол to be (быть, являться) в его прямом значении, а может быть и модальный.
Как задать YES/NO вопрос с глаголом to be
Образование вопросов в английском языке становится возможным благодаря изменению структуры предложения. Если вам известна самая элементарная структура предложения в английском (подлежащее-сказуемое-дополнение) — вы сможете задать такой вопрос. Просто поменяйте местами подлежащее и сказуемое.
Посмотрите, как меняется место глагола to be в вопросе:
Заметьте, что в русском переводе ничего не меняется — мы вопрос привыкли обозначать интонацией, и инверсии — изменения порядка слов в предложении — у нас нет, или встречается редко.
Как задать такой вопрос на английском с помощью глагола to do
Помимо to be в предложении может быть любой другой глагол:
The fish swims in the ocean — Рыба плавает в океане
My friends play football — Мои друзья играют в футбол
I sing opera — Я пою оперу
И тогда нужно использовать глагол-помощник DO
Does the fish swim in the ocean?
Do my friends play football?
Do I sing opera?
Слова с такой функцией в русском нет. Мы говорим просто: Рыба плавает в океане? Стоит заменить знак вопроса на точку, как смысл меняется радикально. Удобно? Может быть. Но отнеситесь к вспомогательному do снисходительно. Он старается изо всех сил. Видите, как он забрал у глагола swim окончание -s? Это чтобы нам с вами было сразу понятно, что речь про одну единственную рыбу. Да и вообще, это как маячок: слышишь do в начале предложения — жди общий вопрос.
Так что ставим глагол do в начало предложения перед подлежащим, и общий вопрос готов. Только нужно выбрать правильную его форму в соответствии с числом и временем.
Если смысловой глагол — тоже do (делать), то вспомогательный все равно будет do. Получится два слова do в одной фразе:
Does she do her homework? — Делает ли она свои домашние задания?
Еще раз обратите внимание, что вспомогательный глагол do изменился в соответствии с женским родом — превратился в does, а смысловой остался в начальной форме.
Как задавать вопросы в английском с модальными глаголами
Я имею возможность купить козу. Но не имею желания.
(из фильма «Кавказская пленница»)
Модальные глаголы — это такие глаголы, которые выражают наши желания и возможности. Это глаголы can, may, must, should и другие. Задаем вопросы с ними при помощи инверсии, т.е. меняем местами подлежащее и сказуемое.
+
You can buy a goat.
Ты можешь купить козу.
?
Can you buy a goat?
Ты можешь купить козу?
Также модальные глаголы очень часто используются, когда задавать прямой вопрос не очень вежливо.
Could you pass me the salt? — Не могли бы вы передать мне соль?
Would you do me a favor? — Не могли бы вы сделать мне одолжение?
May I come in? — Я могу войти?
Should I wait here? — Нужно ли мне подождать?
Как отвечать на общий вопрос?
Как известно, на вопрос иногда можно получить ответ, и вот тут важно не растеряться и понять его. Чаще всего, сначала это будет обычный короткий ответ, а после него уже могут следовать подробности.
Yes, I do, или:
No, I don’t.
Или:
Yes, it is
Yes, I can
Какой глагол будет использоваться в ответе, напрямую зависит от вопроса. Если вопрос содержал вспомогательный do, то и в ответе будет do. Если у вас спросили:
Did you go the supermarket yesterday? — Вы ходили вчера в супермаркет?
Нужно ответить
— Yes, I did, или
— No I didn’t
В крайнем случае,
— I don’t remember
— Я не помню
Но не допускайте такую ошибку:
— Did you go to the supermarket yesterday?
Не отвечайте
— No, I wasn’t.
Нужно, чтобы ваши с собеседником глаголы совпадали, тогда у вас будет полная языковая гармония и понимание.
Зачем вообще эти короткие ответы? Так быстрее и удобнее. Вместо того, чтобы говорить «Yes, I went to the supermarket yesterday», можно просто сказать «I did». И это не звучит резко, даже если вы больше ничего не скажете, хотя, конечно, частенько за этим следует более подробный рассказ.
Специальные вопросы, или WH questions
Я спросил у ясеня where is my любимая
Как видно из английского наименования, специальные вопросы — это те, которые начинаются на буквы wh.
Например,
Where — где?
Who — кто?
What — что?
Which — который?
When — когда?
Why — почему?
How — как?
и вопросы, имеющие в своем составе «how»:
how often — как часто?
How far — как далеко?
How old — чтобы спросить о возрасте
И так далее.
Таким образом, WH questions включают в себя Wh questions + How
Where is my darling? — Где моя любимая?
Те из вас, кто уже умеет задавать общие вопросы, удивятся, когда узнают, насколько просто формируется специальный вопрос в английском.
Рассмотрим его строение на примере:
Why do you like swimming? — Почему ты любишь плавать?
Если мы уберем вопросительное слово why, получится
Do you like swimming?
Это обычный общий вопрос, который требует ответа «да» или «нет». Мы добавили why, и получился специальный вопрос.
Давайте немного потренируемся. Сделайте из следующих общих вопросов специальные, добавив к ним любые вопросительные слова.
- Does she go tho the supermarket?
- Can I buy a goat?
- Should I wait here?
- Do your friends play football?
- Does she do her homework?
- Are you waiting for me?
Наверное, у вас получилось что-то вроде этого:
- When does she go tho the supermarket?
- Where can I buy a goat?
- Why should I wait here?
- How often do your friends play football?
- When does she do her homework?
- Where are you waiting for me?
Вопрос к подлежащему
Во многих британских учебниках этот вид вопроса отдельно не выделяют и относят к группе специальных вопросов. Да, вопросы к подлежащему тоже начинаются с вопросительных слов, которые начинаются с Wh.
Но многие рассматривают именно пять типов вопросов в английском языке, потому что вопрос к подлежащему имеет очень простую структуру, чему, конечно, нельзя не порадоваться.
Когда мы задаем вопрос к подлежащему, то вспомогательный глагол не нужен. Инверсия тоже не нужна. Посмотрите на пример:
Bulgakov wrote «Master and Margarita» — Булгаков написал «Мастера и Маргариту».
Подлежащее — Булгаков. Он в этом предложении действующее лицо, он написал роман. Допустим, мы не знаем этого известного факта и хотим задать вопрос к подлежащему: Кто написал «Мастера и Маргариту»?
Для этого вместо подлежащего вставляем who. Получается,
Who wrote «Master and Margarita»?
Все, больше ничего делать не нужно, вопрос готов. Можно не вспоминать про правила, а просто переводить слово в слово, потому что в русском эта структура выглядит так же:
Кто читает книги?
Who reads books?
Какой город является самым большим?
Which city is the biggest?
Кстати, почему в примере «Who reads books?» у глагола окончание s? Дело в том, что, задавая вопрос «Кто?», мы всегда подразумеваем третье лицо единственного числа, даже если на самом деле действующих лиц много.
В русском мы делаем то же самое:
Кто читает? (читает – глагол с окончанием 3 лица, единственного числа).
Таким же образом поступаем и в present perfect:
Альтернативные вопросы
Это любые вопросы, в которых дается альтернатива и есть разделительный союз. Выбор может быть между предметами, действиями, качествами и т.д. С точки зрения структуры, это два общих вопроса, разделенные союзом or (или). Вторая часть чаще всего неполная:
Are you married or single? — Вы замужем или нет?
Do you work or study? — Вы работаете или учитесь?
Do you like classical music or jazz? — Вы любите классическую музыку или джаз?
В русском такая конструкция тоже есть, поэтому, как задавать вопросы на английском в ситуации выбора, достаточно ясно.
Разделительные вопросы или tag questions
Этот вид вопросов еще называется «tail questions» — буквально «вопросы-хвостики». Так их назвали потому, что такой вопрос короткий и является придатком к главному, более длинному предложению.
Они особенно пригождаются, когда мы в чем-то неуверенны и хотим уточнить, подтвердить свои мысли, узнать, правильно ли мы поняли. А еще, для того, чтобы вовлечь собеседника в диалог.
В tag questions есть две части:
- Первая, главная часть — это то, что вы думали, но хотите уточнить. Вы озвучиваете свою мысль. Может быть как в утвердительной, так и в отрицательной форме.
- Потом, как бы сомневаясь в своих словах, спрашиваете, так ли это, правильно ли вы подумали. Вторая часть — это сам вопрос в краткой форме. Он состоит из глаголов be, do, have, либо модального глагола, и подлежащего, чаще всего выраженного местоимением.
Если первая часть утвердительная, вопрос должен быть с отрицанием. И наоборот, если в главной части было отрицание, в «хвосте» его уже не будет.
Здесь во всем царит симметрия — если в первой части использовался глагол to be, его же мы увидим в хвостовой части:
You are Masha’s sister, aren’t you? — Ты Машина сестра, верно?
Если вначале был модальный глагол, скажем, can, он же будет и в конце:
You can’t swim, can you? — Ты не умеешь плавать, не так ли?
Когда вспомогательного или модального глагола, или глагола to be в первой части нет, во второй мы используем do, does или did
Masha went to Moscow last week, didn’t she? — Маша ездила в Москву на прошлой неделе, не так ли?
His little brother ate all the sweets, didn’t he? — Его младший брат съел все конфеты, не правда ли?
Если в первой части предложения есть I am, то в вопросе это трансформируется в aren’t I?
I am right, aren’t I? – Я прав, разве нет?
Ниже расположена таблица, в которой еще раз демонстрируется правило: если в первой части утверждение (+), в вопросе будет отрицание (-), и наоборот.
Чаще всего в английском можно услышать именно отрицание в вопросительной части.
Вопросительный «хвост» произносится с повышением интонации. Но бывает, что интонация в этом месте идет, наоборот, вниз. С таким интонированием получается вопрос-утверждение. Говорящий уверен в своей правоте, он как-бы говорит «согласись со мной», «раздели моё мнение».
Сравните интонацию в «уверенных» и «неуверенных» разделительных вопросах:
Бывает и так, что в обоих частях таких предложений есть утвердительная конструкция, и это не является ошибкой. Так можно сделать, когда вы только что услышали информацию и повторяете, чтобы показать свою заинтересованность, удивление, озабоченность или какую-то другую реакцию.
So you are keen on drawing, are you? — Так тебе нравится рисовать, не так ли?
Короткие вопросы в устной речи
Мы рассмотрели все основные виды вопросов, но не стоит думать, что английский на этом заканчивается. В разговорной речи свои законы и правила, и, чаще всего, они направлены на сокращение и упрощение. Кому нравятся громоздкие конструкции? Темп жизни ускоряется и поэтому, например, вместо
— Are you ready?— You ready?— Ready?
Еще примеры укороченных вопросов и их длинные аналоги:
Seen it? — Have you seen it?
Got it? — Have you got it?
Going to school? — Аre you going to school?
Any questions? — Have you got any questions?
Когда говорящим хорошо известен контекст, например, потому что ваши собеседники — это друзья или коллеги, полный вопрос покажется даже странным.
И вспомогательный глагол, и местоимение часто оказываются отброшенными.
Но:
Нельзя отбрасывать вспомогательный глагол и местоимение, если это местоимение — I:
Have I said it before? — Я уже это говорил?
«Said it before?» — неправильный вариант.
Теперь вы знаете, как задать вопрос в английском языке, если вы разговариваете с друзьями, близкими людьми, находитесь в расслабленной обстановке. Также эти формы вопросов очень часто можно слышать в фильмах.
Немного об интонации в вопросах
Интонация — это тот мелодический рисунок, который всегда возникает в речи. Мы же не говорим на одной ноте? Тем более, когда задаем вопросы. Нередко получить ответ бывает очень важно, поэтому вопросы во всех языках интонируются особо. Очень часто это повышение интонации, которое возникает к концу предложения. Тем не менее, вопросы английского языка могут быть заданы с тремя разными интонациями, в зависимости от типа вопроса.
Нисходящая интонация.
Характерна для специальных вопросов.
Восходящая интонация.
Типична для общих вопросов.
Смешанная интонация (fall-rise intonation)
Такая интонация выражается схематически изображается так: . Особенно полезно ей воспользоваться, когда нужно запросить какую-то информацию или вежливо пригласить собеседника присоединиться к трапезе или какому-то делу (обычно, приятному).
Но какие бы ни были интонации, вопросы в английском языке основываются не на тоне голоса, а на определенных грамматических структурах. Следите за тем, как построено предложение, на каких местах находятся его части, есть ли там инверсия или вспомогательный глагол.
Часто изучающие язык охотно отвечают на вопросы преподавателя, могут назвать все виды вопросов в английском языке, но есть проблема с тем, чтобы самим задавать вопросы. Если вы занимаетесь с преподавателем, иногда берите инициативу в разговоре на себя. Спросите что-то про преподавателя, его семью, его опыт. Побудьте журналистом, берущим интервью.
Будьте любопытны, и пусть это отражается на вашем уровне владения английским!
В этом уроке мы рассмотрим виды вопросов в английском языке, разберем правила их построения и приведем примеры.
Сравнивая русский язык с английским языком мы можем утверждать, что такое понятие как «типы вопросов» в русском языке не существует. Мы можем задать вопрос в русском языке при помощи интонации:
- Он живет в Риге (утвердительное предложение).
- Они живет в Риге? (вопросительное предложение, выражается интонацией).
В английском языке задать вопрос при помощи интонации мы можем в неформальной речи, когда допускаются некоторые нарушения грамматических правил. Чтобы грамотно общаться и уметь писать личные письма и документы необходимо соблюдать грамматические правила, то есть, использовать вспомогательные глаголы.
Формирование вопросительных предложений в разных грамматических временах рассмотрены в уроках Present Simple, Present Continuous и др.
Материал предназначен для новичков и изучающих английский с нуля, а так же для всех, кто желает освежить и систематизировать свои знания.
6 типов вопросительных предложений
Для начала познакомьтесь с названиями всех шести типов английских вопросов:
- Общие (General questions)
- Альтернативные (Alternative questions)
- Специальные (Special questions)
- Вопрос к подлежащему (Wh-questions) с вопросительным словом: whose, how, many, what, what kind of, who.
- Разделительные (Disjunctive questions)
- Косвенный вопрос (Indirect questions)
Грамматическая разница между ними заключается в схеме построения, и в способе ответа. С точки зрения схемы построения вопросительных предложений, для первых трех типов вопросов глагол ставится перед подлежащим, а последние три типа вопросов в первой части предложения строятся как утвердительные предложения.
Обратите внимание, что в разных грамматических временах один и тот же тип вопроса будет строиться по одной и той же схеме, но форма и число глаголов будут зависеть от конкретного грамматического времени.
Рассмотрим каждый тип вопросительных предложений более подробно.
General questions (общие вопросы)
Общие вопросы – это вопросы ко всему предложению, на который чаще всего дается краткий ответ «да» (yes) или «нет» (no). Для построения общего вопроса мы должны знать вспомогательные глаголы для того грамматического времени, в котором хотим построить вопрос:
- Do/does в Present Simple
- Was/were в Past Continuous
- Shall/will в Future Simple и др.
Общая схема построения общего вопроса для любого грамматического времени следующая:
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ + ЛИЦО + СМЫСЛОВОЙ ГЛАГОЛ + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА
Does he work in a bank? – No, he doesn’t
Он работает в банке? – Нет.
Пояснение: в вопросе Present Simple, вспомогательный глагол does.
Will you marry me? – Yes, I shall
Ты выйдешь за меня? – Да.
Пояснение: в вопросе Present Future, вспомогательный глагол will.
Did she do her homework?
Она сделала свою домашнюю работу?
Пояснение: в Past Simple, вспомогательный глагол did.
Также следует заметить, что глагол to be (в любом лице и числе) строит вопрос сам, без вспомогательных глаголов, также как и модальные глаголы (must, should, can, may, ought и др).
Схема построения вопросительного предложения с глаголом to be или с модальными глаголами:
ФОРМА TO BE или МОДАЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ + ЛИЦО + СМЫСЛОВОЙ ГЛАГОЛ + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА
Are you married? – Yes, I am.
Ты женат/замужем? – Да.
Пояснение: в вопросе используется глагол to be, 2 лицо, форма are.
Are there any plates in the kitchen? – No, there aren’t.
На кухне есть тарелки? – Нет.
Пояснение: оборот речи there is / there are – это оборот с глаголом to be
Can you play the piano? – Yes, I can.
Ты можешь/умеешь играть на пианино?
Пояснение: модальный глагол can строит вопрос без вспомогательных глаголов
Общий вопрос в отрицательной форме выражает удивление и соответствует вопросу в русском языке, начинающемуся со слова «разве» или «неужели»:
Don’t you know this man? – No, I don’t.
Разве ты не знаешь этого человека? – Нет.
Aren’t you happy with Tom? – No, I amn’t.
Разве ты не счастлива с Томом? – Нет.
Alternative questions
Альтернативные вопросы показывают нам выбор между двумя вещами, людьми, признаками и др. Они строятся по типу общих вопросов, но с разделительным союзом or (или). На этот тип вопроса дается полный ответ. Примеры:
Do you like meat or fish? – I like fish.
Ты любишь мясо или рыбу? – Я люблю рыбу.
Are you leaving for Moscow today or tomorrow? – Today.
Ты уезжаешь в Москву сегодня или завтра? – Сегодня.
Are you hungry or angry? – Neither. I am tired.
Ты голодный или злой? – Ни то, ни другое. Я устал.
Will you bring me books or pencils this evening? – Books.
Ты принесешь мне книги или карандаши этим вечером? – Книги.
Special questions
Специальные вопросы ставятся к одному из членов предложения с целью уточнения информации. На такой вопрос требуется определенный ответ (полный ответ). Примеры:
Where is the yellow pencil? – It is in my bag.
Где желтый карандаш? – У меня в сумке.
Where does he live? – He lives in Rome.
Где он живет? – В Риме.
How many letters are there in this word? – There are 12 letters in the word.
Сколько букв в этом слове? – В этом слове 12 букв.
How much can you do in an hour? – Not very much, I think.
Сколько вы можете сделать за час? – Думаю, не много.
How much water should you drink? – I don’t remember.
Сколько воды вам следует пить? – Я не помню.
Как видно из примеров, для построения специального вопроса необходимо запомнить вопросительные слова:
# | Вопросительное слово (рус) | Вопросительное слово (англ) |
---|---|---|
1 | Кто? | Who? |
2 | Где? Куда? | Where? |
3 | Кого? | Whom? |
4 | Когда? | When? |
5 | Чей? | Whose? |
6 | Как? | How? |
7 | Что? Какой? | What? |
8 | Сколько? | How much/many? |
9 | Который? | Which? |
Subject questions (вопрос к подлежащему)
Вопрос к подлежащему образуется по типу утвердительного предложения, где вопросительное слово (who, what, which, which of you и др) выступает в функции подлежащего, а сказуемое согласуется с ним в 3-ем лице ед.числа. В Present Simple и Past Simple вспомогательный глагол do/does и did не употребляется. Схема построения вопроса:
ВОПР.СЛОВО + ГЛАГОЛ в форме 3-го лица, ед.числа + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА
Например, для Present Simple – смысловой глагол стоит в форме 3-го лица ед.числа. А в Present Continuous – глагол to be в форме is. Примеры:
Who knows this? – Peter does (ед.число) / Peter and Helen do (множ. число).
Кто знает это? – Петя. / Петя и Лена.
Who is entering the room? – Victor is. / The Browns are.
Кто входит в комнату? – Виктор. / Брауны.
Who saw this film? – Peter did.
Кто видел это фильм? – Петя.
What is your address?
Какой твой адрес?
What is there in your luggage?
Что в твоем багаже?
What is on tonight?
Что сегодня вечером?
Whose sister lives near the bank?
Чья сестра живет рядом с банком?
How many people come to the party?
Сколько людей приходит на вечеринку?
Disjunctive questions (разделительные вопросы)
Разделительный вопрос (еще одно название – question tag) представляет собой высказывания, утверждения заканчивающиеся вопросом, «не так ли?», «правда?». Первая часть этого вопроса строится по типу утвердительного предложения, вторая по типу вопросительного (усеченный общий вопрос). Если первая часть утвердительная, то вторая – отрицательная, и наоборот. Примеры:
You want to be a teacher, don’t you? – Yes, I do.
Ты хочешь быть учителем, не так ли? – Да.
You aren’t a doctor, are you? – No, I amn’t.
Вы не доктор, правда? – Нет.
They spent their vocation in Spain, didn’t they?
Они провели свой отпуск в Испании, не так ли?
В ряде случаев разделительный вопрос имеет специфические формы образования:
I am wiser than you, aren’t I?
Я мудрее тебя, не так ли?
I have a new flat in Madrid, haven’t I / don’t I?
У меня есть новая квартира в Мадриде, не так ли?
You have some flats in Bulgaria, don’t you?
У тебя есть несколько квартир в Болгарии, не так ли?
Вопрос к повелительному наклонению:
Open the door, will you?
Открой дверь, ладно?
Let’s go to the cinema, shall we?
Пойдем в кино, хорошо?
Let him do this task himself, will you?
Пусть он сам сделает это, не так ли?
Don’t enter the room, will you?
Не входите в комнату, ладно?
There is some butter in the fridge, isn’t there?
В холодильнике есть немного масла, не так ли?
This / that is a good book, isn’t it?
Это хорошая книга, не так ли?
При использовании местоимений nobody, everybody, anybody в разделительном вопросе будет множественное число:
Anybody likes swimming, don’t they?
Все любят плавать, не так ли?
No one can cope with this task, can they?
Никто не может справиться с этим с задачей, не так ли?
Indirect questions
Косвенные вопросы образуются на базе утвердительных предложений, перед которыми могут стоять фразы:
I wonder…
Интересно….
I would like to know…
Я бы хотел знать…
Do you happen to know…
Вы случайно не знаете…
I am interested…
Мне интересно…
Could you tell me…
Не могли бы вы мне сказать…
После этих фраз употребляется if/whether – “ли” и утвердительная структура предложения, либо вопросительное слово в специальном вопросе:
I wonder if he is a good teacher?
Интересно, хороший ли он учитель?
I’d like to know who visited Lena last week?
Я хотел бы знать, кто посетил Лену на прошлой неделе?
Can you tell me where the nearest bank is?
Можете ли вы сказать мне, где находится ближайший банк?
Do you happen to know who is going to become a doctor?
Вы случайно не знаете, кто собирается стать врачом?
I want to know why you will pass your test?
Я хочу знать, почему вы пройдете тест?
Заключение
В очередной раз хочется добавить, что в авторских текстах (в основном не англоязычных авторов, чьи работы написаны по-английски) возможны различные изменения грамматики.
Thank you for using my lessons with love. Tatiana.
Задавайте вопросы по теме в комментариях ниже. Мы постараемся ответить в течение суток. Желаем успехов!
Уметь составлять вопросы на английском – важный аспект в изучении языка. Это тема кажется простой и лёгкой, но выделяются некоторые нюансы. Как справиться с ними и научиться правильно составлять вопросы на английском, узнаете в этой статье.
Этапы составления вопросов на английском языке
Для грамматически правильного составления вопросов на этом иностранном языке создали чёткую, а главное простую схему:
- Найти глагол в предложение и понять, какой он (основной, модальный или to be).
- Правильно определить время этого глагола (требуется знание времён).
- Применяем правило составления вопросов (едино почти для всех видов) – либо перестановка глагола на первое место, либо использование вспомогательного глагола.
Общая формула: вопросительное слово + вспомогательный глагол + подлежащее + сказуемое + другие члены предложения?
Пример:
- A cat likes milk. – Кот любит молоко. (утвердительное предложение).
- Does a cat like milk? – Кот любит молоко? (вопросительное предложение).
Чтобы составлять вопросы, требуется знание времён глаголов, модальных глаголов и эквивалентов.
5 типов вопросов в английском языке
В английском языке выделяют пять типов вопросов:
- Общие;
- Альтернативные;
- Разделительный;
- Специальные;
- Вопрос к подлежащему.
Общие вопросы
Это легкий вид вопросов, который подразумевает только ответ «да» или «нет» (развёрнуто можно не отвечать).
Формула:
Вспомогательный глагол/модальный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол (сказуемое) | Дополнение (другие члены предложения) |
Does | a cat | like | мilk? |
Can | Ann | play | volleyball? |
Как видно, на эти вопросы требуется только ответ «да» или «нет».
Прошедшее время
Общие вопросы прошедшего времени составляют по стандартной формуле, но с некоторыми изменениями.
Чтобы составлять вопросы в обычном Past Simple требуется использование вспомогательного глагола did.
Формула:
Вспомогательный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол (сказуемое) | Дополнение |
Did | you | know | them? |
Did | he | like | oranges? |
Примечание! Вспомогательный глагол did един как для единственного числа, так и для множественного. При использовании глагола did смысловой глагол употребляется без окончания.
Утвердительное предложение | Вопросительное предложение | Перевод |
Tom finally arrived at the party. | Did Tom finally arrive at the party? | Том наконец пришёл на вечеринку? |
I was a pupil. | Was I a pupil? | Я был учеником? |
Примеры:
- Did you play chess a day ago? – Ты играл в шахматы день назад?
- Did Mary go to school last week? – Мэри пошла в школу на прошлой неделе?
- Did Nick and Jim go to the same gym? – Ник и Джим ходили в один и тот же спортзал?
- Did you like her? – Ты любил её?
- Did your teacher give you a nice gift? – Твой учитель дал тебе милый подарок?
Ответ на такой вопрос:
- Положительный – Yes, I did.
- Отрицательный – No, I did not (didn`t).
Чтобы построить вопрос в других более сложных прошедших временах следует использовать так называемый обратный порядок (перестановка слов).
Формула:
Вспомогательное слово | Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение (другие члены предложения) |
Was | Ann | doing | homework? |
Had | you | heard | about this situation? |
Примечание! Глагол was ставится с I, he, she, it, а глагол were с you, we, they.
Утвердительное предложение (обычный порядок слов) | Вопросительное предложение (обратный порядок слов) | Перевод |
He had spent all his money. | Where had he spent all his money? | Куда он потратил все свои деньги? |
It was snowing a lot last year. | Was it snowing a lot last year? | В прошлом году было много снега? |
Примеры:
- Was she fixing breakfast at five o`clock? – Она готовила завтрак в пять часов?
- Had you done your homework before your mother came? – Ты сделала свою домашнюю работу до того, как твоя мама пришла?
- Had John been reading a big book before his friends came? – Джон читал большую книгу до того, как его друзья пришли?
- Were they drawing yesterday? – Они рисовали вчера?
- Had Mrs. Rose written a book before she met her husband? – Миссис Роуз написала книгу до того, как встретила своего мужа?
Краткие ответы на подобные вопросы правильно составлять так:
- Положительный – Yes, I was/ they were, отрицательный – No, I was not (wasn`t)/ they were not (weren`t).
- Положительный – Yes, I had, отрицательный – No, I had not (hadn`t).
- Положительный – Yes, I had, отрицательный – No, I had not (hadn`t).
ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode
Настоящее время
Общие вопросы в настоящем времени формируют по общей формуле, но с некоторыми исключениями.
Чтобы составить вопрос следует использовать вспомогательный глагол настоящего Do/ Does.
Формула:
Вспомогательный глагол | Подлежащее | Сказуемое | Дополнение (другие члены предложения) |
Do | you | prefer | coffee? |
Does | she | go | to the gym once a week? |
Примечание! Вспомогательный глагол does ставится с единственным числом – he, she, it, а do со множественным – you, they, we. При использовании глагола does смысловой глагол ставится без окончания.
Утвердительное предложение | Вопросительное предложение | Перевод |
He works in a bank. | Does he work in a bank? | Он работает в банке? |
They are good and kind people. | Are they good and kind people? | Они хорошие и добрые люди? |
Примеры:
- Does my mother teach children? – Моя мама учит детей?
- Do we play tennis every week? – Мы играем в теннис каждую неделю?
- Does he speak English very well? – Он хорошо говорил по-английски?
- Do we start to work at 9? – Мы начинаем в 9?
- Does he hate cooking? – Он ненавидит готовить?
Краткий ответ на такой вопрос формируют таким образом:
- Положительный – Yes, I do/ she does.
- Отрицательный – No, I do not (don`t)/ she does not (doesn`t).
Чтобы составлять вопросы с другими более сложными настоящими временами, используют так называемую перестановку слов.
Формула для Present Continuous Tense:
Вспомогательный глагол | Подлежащее | Сказуемое | Дополнение |
Is | Mary | watching | TV? |
Are | they | writing | compositions right now? |
Примечание! Глагол is используется с единственным числом – he, she, it, а are со множественным – you, we, they. С местоимением I используется am. Глагол has используется с единственным числом – he, she, it, а глагол have со множественным – you, we, they, I.
Утвердительное предложение (прямой порядок слов) | Вопросительное предложение (обратный порядок слов) | Перевод |
She has gone to France. | Has she gone to France? | Она уехала во Францию? |
Somebody has broken this window | Has anybody broken this window? | Кто-то сломал это окно? |
Примеры:
- Am I playing good? – Я хорошо играю?
- Are they cooking breakfast now? – Они готовят завтрак сейчас?
- Have you heard from Jack recently? – Ты слышала что-нибудь от Джека недавно?
- Have you been doing your homework all day? – Ты делаешь домашнюю свою работу весь день?
- Is she listening the music now? – Она сейчас слушает музыку?
Краткие ответы на такие вопросы дают таким образом:
- Положительный – Yes, I am/ he is/ they are, отрицательный – No, I am not/ he is not (isn`t)/ they are not (aren`t).
- Положительный – Yes, she has/ they have, отрицательный – No, she has not (hasn`t)/ they have not (haven`t).
- Положительный – Yes, she has/ they have, отрицательный – No, she has not (hasn`t)/ they have not (haven`t).
Вопросы с модальными глаголами
Чтобы составлять вопросы с модальными глаголами, запомните все перечисленные сверху правила, потому что здесь работает такая же схема с обратным порядком слов.
Формула:
Модальный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение (другие члены предложения) |
Can | I | use | your pencil? |
Примеры:
- May I come in the room? – Могу ли я войти в комнату?
- Can I borrow your blue pen? – Могу я позаимствовать твою голубую ручку?
- Do you have to wear a uniform? – Ты вынужден носить униформу?
- Can I go out tomorrow? – Могу я завтра пойти на улицу?
- Should Mary do this right? – Мэри следует сделать это правильно?
Краткие ответы на подобные вопросы составляют следующим образом:
- Положительный – Yes, I can.
- Отрицательный – No, I cannot (can`t).
Примечание! Модальный глагол have to – Yes, I do/ No, I do not (don`t).
Если Вы устали учить английский годами?
Наши читатели рекомендуют попробовать 5 бесплатных уроков курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» с Анастасией Божок.
Те, кто посещают даже 1 урок узнают больше, чем за несколько лет!
Удивлены?
Получите 5 бесплатных уроков здесь…
Без домашки. Без зубрежек. Без учебников
Из курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» Вы:
- Научитесь составлять грамотные предложения на английском без заучивания грамматики
- Узнаете секрет прогрессивного подхода, благодаря которому Вы можете сократить освоение английского с 3 лет до 15 недель
- Будете проверять свои ответы мгновенно + получите доскональный разбор каждого задания
- Скачаете словарик в форматах PDF и MP3, обучающие таблицы и аудиозапись всех фраз
Получить 5 уроков бесплатно можно тут
Альтернативные вопросы
Альтернативные вопросы используют с той целью, чтобы отвечающий выбрал одно из двух. Для этого используется союз or (или).
Пример:
- Do you like books or comics? – Тебе нравятся книги или комиксы?
Ответ на альтернативный вопрос нужно составлять только развёрнутым.
Пример:
- Did you buy a new blouse or a new shirt? – I bought a new blouse. (Ты купила новую блузку или рубашку? – Я купила новую блузку).
Для того чтобы составлять такой вид вопросов используют общую формулу.
Общая формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + первая альтернатива + or + вторая альтернатива?
Утвердительное предложение | Вопросительное предложение | Перевод |
I like volleyball. | Do you like basketball or volleyball? | Тебе нравится баскетбол или волейбол? |
Примечание! Иногда вместо второй альтернативы можно использовать частицу not: Do they drive me mad or not? – Они сводят меня с ума или нет?
Альтернативные вопросы бывают разных видов, которые направлены на разные части предложения.
Вопрос к подлежащему
Вопрос к подлежащему употребляется, если мы хотим узнать кто или что совершает какое-либо действие.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее (первая альтернатива or вторая альтернатива) + смысловой глагол + дополнение?
Примеры:
- Does your sister or brother prefer coffee? – Твоя сестра или твой брат предпочитают кофе?
- Did you or Frank go to the shop? – Ты или Фрэнк сходил в магазин?
- Was a car or a bike bought last week? – Машина или велосипед был куплен на прошлой неделе?
- Does your parents or grandparents have this old car? – Твои родители или бабушка с дедушкой владеют этой старой машиной?
- Do you or they like this kind of sweet? – Тебе или им нравится этот сорт конфет?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Вопрос к сказуемому
Мы задаём альтернативный вопрос к сказуемому, когда хотим узнать, что именно сделал кто-то или что-то.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол (первая альтернатива or вторая альтернатива) + дополнение (другие члены предложения)?
Примеры:
- Did you hear this or see this? – Ты услышала это или увидела?
- Do you hate or love her? – Ты любишь или ненавидишь её?
- Did she buy this coat or steal it? – Она купила это пальто или украла?
- Did our teacher say this or write this? – Наш учитель сказал это или написал?
- Did you kiss or hit your boyfriend last week? – Ты поцеловала или ударила своего парня на прошлой неделе?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Вопрос к дополнению
Мы задаём альтернативный вопрос к дополнению, когда хотим узнать о дополнительный информации.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + определение (первая альтернатива or вторая альтернатива) + дополнение?
Примеры:
- Do you prefer driving a car or a bike? – Ты предпочитаешь водить машину или велосипед?
- Did you choose Alice or Mary? – Ты выбрал Элис или Мэри?
- Have your ever heard about me or my best friends? – Ты когда-либо слышал обо мне или моих друзьях?
- Do you like math or biology? – Тебе нравится математика или биология?
- Has she written these books or those poems? – Она написала эти книги или те стихи?
На такие вопросы следует составлять только подробные ответы.
ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode
Вопрос к определению
Мы задаём альтернативные вопросы к определению, когда хотим узнать о качестве того или иного предмета или существа.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + определение (первая альтернатива or вторая альтернатива) + другие члены предложения?
Примеры:
- Is this car blue or orange? – Это машина голубая или оранжевая?
- Do you prefer colorful books or black-and-white? – Ты предпочитаешь цветные книги или чёрно-белые?
- Is a cat brown or black? – Этот кот коричневый или чёрный?
- Were her hair blonde or red? – Её волосы были светлыми или красными?
- Are they look kind or angry? – Они выглядят добрыми или злыми?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Вопрос к обстоятельству места
Мы задаём альтернативный вопрос к обстоятельству места, чтобы узнать месторасположение.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + дополнение + обстоятельство места (первая альтернатива or вторая альтернатива)?
Примеры:
- Are they in the shop or at home? – Они в магазине или дома?
- Did you swim in the river or in the lake? – Ты плавал в реке или в озере?
- Have you ever been to London or Paris? – Ты когда-нибудь был в Лондоне или Париже?
- Did you kiss for the first time in the park or at school party? – Ты впервые поцеловался в парке или на школьной дискотеке?
- Will you meet me at the bus stop or near the market? – Ты встретишь меня на автобусной остановке или около рынка?
Ответ на такой вопрос следует составлять развёрнутым.
Вопрос к обстоятельству времени
Мы используется альтернативные вопросы к обстоятельству времени, когда хотим узнать в какой промежуток времени что-либо происходит.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + дополнение + обстоятельство времени (первая альтернатива or вторая альтернатива)?
Примеры:
- Does she always cook breakfast at 8 o`clock or 9 o`clock? – Она всегда готовит завтра в восемь часов или в девять?
- Do you play games in the morning or in the evening? – Ты играешь в игры утром или вечером?
- Does he like training in the ending of week or in the beginning? – Он любит тренироваться в конце недели или в начале?
- Have you been learning Korean all your life or all your school days? – Ты изучаешь корейский всю свою жизнь или в течение школьных дней?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Специальные вопросы
Специальные вопросы используются с целью узнать о конкретной детали более подробно. Исходя из этого они задаются не ко всему предложению, как общие, а к отдельной его части.
Формула:
Вопросительное слово | Вспомогательный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение |
When | did | you | break | the chair? |
Where | does | she | go | every evening? |
Чтобы составлять вопросы данного типа следует использовать специальные слова:
- What – что/какой;
- Which – какой, который;
- Which of – кто из/какой из;
- Whose – чей;
- Where – где/ куда;
- When – когда;
- Why – почему;
- How – как;
- How many – как много (с исчисляемыми существительными);
- How much – как много (с неисчисляемыми существительными);
- How old – сколько лет;
- Who – кто;
- Whom – кого.
Примечание! Если слова Who и What являются подлежащими в предложении, то это другой вид вопросов, который к данной таблице не относятся.
Примеры:
- What do like to do in the evening? – Что ты любишь делать по вечерам?
- What color is your hat? – Какого цвета твоя шляпа?
- Which suit will you take, black or brown? – Какого костюм ты возьмёшь, чёрный или коричневый?
- Which of these compositions does she need? – Какое из этих сочинений ей нужно?
- Whose bag is it? – Чья эта сумка?
- Where is my pencil case? – Где мой пенал?
- Where did you go yesterday evening? – Куда ты ходил вчера вечером?
- When will you come back to me? – Когда ты вернёшься ко мне?
- Why did you do such bad things? – Почему ты делал такие плохие вещи?
- How did you do your homework? – Как ты делаешь свою домашнюю работу?
- How many pupils are there in your group? – Как много учеников в группе?
- How much ice cream did you eat yesterday? – Как много мороженого ты съел вчера?
- How old is this shelter? – Сколько лет этому приюту?
- Whom did you meet there? – Кого ты встретил здесь?
Ответы на данные вопросы нужно составлять в развёрнутом виде:
- What have you found in our garden? – I have found a beautiful bird. (Что ты нашёл в нашем саду? – Я нашёл красивую птицу).
Вопрос к подлежащему и его определению
Мы задаём альтернативные вопросы к подлежащему, чтобы узнать кто или что в предложении является подлежащим. Для этой цели используются только два слова who и what.
Формула:
Who/ what (подлежащее) | Смысловой глагол | Дополнение |
Who | came | with Molly yesterday? |
What | happened | with all my friends? |
Примечание! В данном типе вопросов слова Who и What ставятся на место подлежащего, а порядок слов в предложении остаётся без изменений.
Примеры:
- Who has written this book in 1855? – Кто написал эту книгу в 1855?
- Who is swimming in the river at that moment? – Кто плавает в реке в данный момент?
- Who has any pets at home? – У кого дома есть домашние питомцы?
- Who will get a nice present for birthday? – Кто получит замечательный подарок на день рождения?
- What happened last night when you came home? – Что случилось прошлой ночью, когда ты пришёл домой?
- Who wants to get higher education? — Кто хочет получить высшее образование?
Иногда такие вопросы можно задавать определению, которое привязано к подлежащему. Для этого используются такие слова, как what (в значении какой), whose, how many (much) и другие.
Примеры:
- Whose dog is sleeping near my armchair? – Чья собака спит около моего кресла?
- What weather will be tomorrow evening? – Какая погода будет завтрашним вечером?
- How many books and dictionaries were read by this little boy? – Как много книг и словарей было прочитало этим маленьким мальчиком?
- Whose newspapers and notebooks are laying on the desk? – Чьи газеты и тетради лежат на столе?
- How much cream was eaten by our mates? – Как много крема было съедено нашими товарищами?
Ответ на такой вопрос следует составлять развёрнутым.
Разделительные вопросы
Разделительные вопросы – это особый вид вопросов, состоящий из двух взаимосвязанных частей. Первая часть — это обычное предложение, построенное согласно используемого времени, а вторая часть — это так называемый «хвостик» или «tag». На русский язык этот «хвостик» переводится, как «не так ли?».
Формула в таблице:
Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение | «Хвостик» |
Ann | cooks | very well | does not (doesn`t) she? |
Molly | does not (doesn`t) know | this subject very well | does she? |
Примечание:
- «Хвостик» всегда противоположен по значению основному предложению. То есть если главная часть положительная, то «конец» отрицательный.
- Строится хвост при помощи вспомогательного/ модального глагола и местоимения, которое будет заменять подлежащее.
Примеры:
- There is a round table and five chairs in the middle of the classroom, isn’t there? – В середине класса круглый стол и пять стульев, не так ли?
- Alice has been to Australia for five times, has not (hasn`t) she? – Элис была в Австралии пять раз, не так ли?
- You have been learning Spanish all your life, have not (haven`t) you? – Ты изучаешь испанский всю свою жизнь, не так ли?
- We have to bring our own paper, do not (don`t) we? – Мы вынуждены принести нашу собственную бумагу, не так ли?
- Alice can draw and read, cannot (can`t) she? – Элис может рисовать и писать, не так ли?
Подойдет краткий ответ на вопрос, например:
- We go home at 9 o’clock, don’t we? — Yes, we do. — Мы идем домой в 9, да? — Да, идем.
Упражнения
Задание по теме разделительных вопросов скачивайте тут.
Упражнения на общие и альтернативные вопросы скачивайте здесь.
Упражнения на специальные вопросы находятся тут.
Заключение
Уметь правильно и грамотно задать вопросы на английском – важно для владения этим языком. Эта тема кажется лёгкой, поэтому изучающие не уделяют построению вопросов достаточного количество внимания, что и является ошибкой. Ведь чтобы научиться правильно составлять вопросы, нужно знать правила грамматики (времена глаголов, вопросительные местоимения и слова, модальные глаголы) и интонацию.
Чтобы быстро усвоить данную тему и развить употребление вопросов в речи, нужно как можно больше практиковаться (например, делать упражнения онлайн) и не сдаваться на полпути. Только это поможет одолеть этот сложный раздел грамматики.
Удачи в изучении английского языка!