Профессиональные редакторы рекомендуют выбрасывать первый абзац текста. В большинстве случаев это справедливое требование. В погоне за логикой авторы часто делают начало статьи похожим на школьные сочинения. В результате первый абзац не выполняет главную функцию: он не цепляет аудиторию. Наоборот, начало материала становится неинтересным, тяжелым и отталкивающим. Это случается, когда автор использует следующие неудачные приемы:
- Начинает статью с объяснения своих намерений. Вы наверняка сталкивались с такими примерами:
— Цель этой статьи — рассказать о…
— В этом обзоре речь пойдет…
— Я столкнулся с… и решил рассмотреть это в новом посте.
Подобные конструкции не являются абсолютным табу. Их можно использовать в конце первого абзаца, когда вы уже заинтересовали аудиторию. Однако начинать с них текст не стоит.
- Начинает статью с определения. Это делает материал похожим не только на школьное сочинение, но и на нашпигованный ключами текст эпохи дикого SEO. Сравните два примера:
— Лишний человек в произведениях классиков русской литературы — это…
— Продвижение сайтов по позициям — это услуга, которая позволяет вывести сайт в топ с гарантией.
Олдскульные сеошники требовали от авторов начинать тексты с определений, так как это гарантировало вписывание основных ключей в первый абзац и даже в первое предложение. Сегодня это неактуально в контексте продвижения. А для живых читателей такой подход не был актуальным никогда.
Я фрилансер – как мне выгоднее платить налоги?
- Заходит издалека. В условиях информационного шума и бешенного темпа жизни у авторов нет времени на разогрев аудитории. Читатели хотят немедленно получать необходимую информацию. Если первый абзац не подтверждает, что в статье есть нужные данные, посетитель уходит.
- Показывает неуверенность. Если читатель усомнится в экспертизе автора, он не станет читать материал. Избегайте следующих вступлений:
— Мне кажется…
— Я до конца не уверен, но…
— Прошу прощенья за…
Обычно такие слова в начале текста неуместны.
Для чего нужен бриф: налаживаем взаимопонимание с клиентом
7 способов подцепить аудиторию на крючок
- Задайте вопрос. Он должен заставить читателей задуматься. Если это произошло, считайте, что посетитель дочитает материал до конца. Кроме того, с помощью вопросов можно формировать ожидания и управлять потребностями аудитории.
- Шокируйте, удивите, заинтересуйте аудиторию. Это можно сделать фактами, провокационными сравнениями, необычной аналогией.
- Сыграйте на противоречиях, противопоставьте два противоположных явления. Посмотрите, как это получилось у авторов Snob.ru.
- Начните с цитаты или пословицы. Слова известных людей или народная мудрость всегда привлекают внимание. Esquire начинает интервью с Пелевиным с цитаты, которая сразу показывает нестандартное мышление писателя.
- Расскажите историю. Помните, что речь идет о первом абзаце. Поэтому история должна уместиться в нескольких предложениях.
- Начните с уникального торгового предложения. Этот подход работает, если вы рассказываете о продукте, который действительно отличается от аналогичных предложений конкурентов.
- Пошутите, расскажите анекдот, поиграйте словами. Это отличный способ заинтересовать аудиторию.
Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа
Интересно и эффективно
Подробнее
Формула идеального первого абзаца
Хороший первый абзац состоит из нескольких предложений. Первое цепляет аудиторию и заставляет ее обратить внимание на статью. Следующие 2-3 предложения носят информационный характер: они формулируют проблему, рассказывают читателю о материале и т.п. Завершающие 1-2 предложения поясняют аудитории идею материала, рассказывают о его пользе, обещают выгоды. Используйте эту формулу, чтобы всегда писать хорошие первые заголовки. Применяйте описанные методы, чтобы с первых фраз привлекать внимание посетителей и заставлять их читать ваши статьи.
Как начать статью, чтобы привлечь и удержать читателя? 5 секунд.
Именно столько у вас времени, чтобы захватить внимание аудитории. И чтобы «проскочила искра» и «вспыхнула страсть», первый абзац должен быть просто огненным. Но как сделать его таковым?
Именно для этого мы здесь и собрались. Сегодня мы изучим лучшие способы создания классного первого абзаца и разберем интересные примеры начала статьи, собранные прямо в Сети. Только практика. Только лучшие методы. Только факты.
Начало статьи: самые эффективные способы
Прежде чем приступить к примерам, давайте обозначим важность первого абзаца (лида). Поймем, почему он так ценен для любоого материала.
Лид в переводе с английского означает «вести». И куда он приведет – к конверсионному действию или к закрытию сайта – зависит от мастерства копирайтера.
Заголовок и первый абзац – это ключевые структурные элементы текста. По формуле AIDA заголовок цепляет взгляд (Attention), а лид должен заинтересовать (Interest). Первый абзац еще называют подводкой или содержательным подзаголовком.
Главные функции лида:
- Привлечь внимание, создать спрос на тему статьи, «продать» ее аудитории.
- Обозначить саму тему. Человек должен понимать, о чем будет текст.
- Рассказать о ключевых моментах. Читатель должен иметь представление о том, что он получит, прочитав текст.
Мы уже рассказывали об интересных приемах начала статьи, но сегодня зайдем еще дальше. Сегодня мы дадим примеры того, как начать статью абсолютно любого формата. Будет еще больше полезной практической информации, фишек и советов.
Скользкая горка Шугермана
Этот метод мы использовали в первом абзаце статьи, которую вы сейчас читаете. Схема такая:
- Первое предложение короткое и очень интригующее.
- Второе немного поясняет первое, но не до конца.
- Третье дает еще немного информации к первым двум фразам, но опять не раскрывает всю суть полностью. И вот читатель и сам не заметил, как его втянули в текст.
🔵 Пример начала статьи со скользкой горки в исполнении автора:
Подробнее о методе скользкой горки мы уже рассказывали вот здесь.
Задаем вопросы в начале текста
Это один из самых популярных приемов, как начать статью. Вопросы действенны для вовлечения аудитории, т. к. читатель неосознанно отвечает на них и автоматически продолжает чтение.
Самый популярный формат – «три ДА» («Надоел день сурка? Устали от рутины и серых будней? Давно ничто не радует? Тогда мы идем к вам…»).
И честно говоря, он уже немного поднадоел, особенно в продающих постах для соцсетей. Так что давайте посмотрим другие решения. Благо, они есть.
🔵 Например, можно задать всего один вопрос, который свяжет заголовок с лидом в одно целое:
🔵Или весь первый абзац усеять вопросами (только для продвинутых копирайтеров, т. к. очень важно чувствовать текст, чтобы не переборщить):
Интересный и незаезженный формат «Да – нет». Вопросы задаются не аудитории, а автору, и он на них сам отвечает.
🔵 Вот пример начала статьи в таком исполнении:
Приводим статистические данные в лиде
Если ваша статья основана на статистике, цифрах или аналитике, то можно не ломать голову с тем, как написать начало статьи.
🔵Просто берем самый красноречивый факт и выносим его в лид. Ниже аналогичный пример начала статьи:
Провокация как способ начать статью
Практически 100-процентный прием в умелых руках. Главная цель – получить эмоциональный отклик, неважно, позитивный или негативный. В ход идут запретные темы и ассоциации, бранная и нецензурная лексика, жесткий или черный юмор. Но, конечно, нужно помнить, что далеко не все бренды, СМИ и площадки рассчитаны на использование такого формата.
Мы, например, в “Панда-копирайтинг” такого не используем, это противоречит нашей этике, но если вы не против подобного, то можно пробовать и практиковать.
Примеры начала статьи с помощью провокаций:
🔵Начало статьи с использованием нецензурной лексики:
“Чистый лист”. 2000+ вариантов начала текста
* откроется в новой вкладке
🔵Пример лида с раскрытием и обсуждением личной жизни:
История в лиде статьи
Сторителлинг сейчас в тренде среди методов, как лучше начать статью. Не имеет значения, реальная ли это история или выдуманная. Важный момент: первый абзац должен быть кратким и емким, никаких «однажды в далекой-далекой галактике». Тему надо обозначить сразу без лишних описаний и экспозиций.
🔵Например, начать текст можно так:
🔵Интрига – лучший друг сторителлинга:
Личный опыт как способ начать статью
Продолжаем делиться интересными примерами начала статьи. Подвид сторителлинга – рассказ от первого лица. Прием хорош тем, что вызывает доверие и эмоциональный отклик, подчеркивает экспертность.
🔵 Пример истории, которая наверняка захватит внимание многих читателей:
Эмоции могут стать центром всего первого абзаца, моментально вызывая эмпатию и сопереживание у читателя. Люди особенно чувствительны к эмоциональным текстам, они читают их с реальным интересом.
🔵Пример начала статьи, который отлично работает со страхом:
Создаем образ для погружения в статью
В маркетинге этот прием также называется гипновставкой. Суть в том, чтобы начать статью с шаблонов «Представьте, что вы», «вообразите себе» и пр. Необходимо создать очень красочный и живой образ, который втянет человека не просто в текст, а в определенное эмоциональное состояние. Чаще всего используется в продающих и рекламных текстах.
🔵Пример погружения человека в нестандартную ситуацию сразу же в начале статьи:
Цитирование как способ начать текст
Один из самых популярных методов, как начать статью о человеке. Просто вынести в первый абзац самое яркое его высказывание. Если текст не о конкретной личности, то можно использовать цитаты известных людей или персонажей (но очень осторожно, чтобы не скатиться в банальность).
Не забывайте проверять авторство, Джейсон Стейтем сам не подозревает, как много он наговорил умных фраз на русском языке.
🔵Пример цититрования в начале статьи для захвата внимания:
Кстати, цитировать можно не только известных людей, но и вашу аудиторию. Отзывы и вопросы читателей станут поводом для статьи и одновременно ее началом.
🔵 Один из вариантов такого решения:
Сегментация целевой аудитории
Не самый популярный, но вполне действенный способ начать статью. В самом начале текста сразу заявляем, кому интересна будет эта статья. Здесь важно соблюсти тонкую грань – выделить «целевую» аудиторию так, чтобы «нецелевой» тоже захотелось прочитать. Поэтому важно создать яркий образ сегмента и «накрутить» интригу.
🔵 Пример поста с сегментацией целевой аудитории:
Решаем проблему читателя
Очень распространенный способ создания начала статьи в информационном и LSI-копирайтинге. В первом абзаце необходимо сразу обозначить пользу, которую получит аудитория от прочтения текста. То есть необходимо конкретно поставить проблему и предложить ее решение.
🔵 Вот, например, как это можно сделать:
Новость в начале статьи
Если статья написана «по горячим следам», то можно позаимствовать оформление первого абзаца из новостных жанров, т. е. ответить на вопросы «что? где? когда?». Новости всегда лояльно воспринимаются аудиторией и охотно читаются. Кстати, у нас есть отдельная статья о том, как писать сильные новости.
🔵Пример новостного лида:
🔵Модернизированный вариант этого приема – начать текст с «хорошей и плохой» новости:
Как НЕ надо начинать статьи
- Со сложных формулировок. Обилие терминов, сложных конструкций, абстрактных понятий оттолкнет любого читателя. Даже если это научная статья, ее можно начать просто и интересно.
- Издалека. Если ваша статья о продающем копирайтинге в соцсетях, то не надо начинать ее со слов «Копирайтинг – одно из самых перспективных направлений фриланса в России».
- С обобщений. «Каждый из нас хотя бы раз в жизни…» без сожалений закрывал статью, начинающуюся с этих слов.
- С клише. Хрестоматийные «Ни для кого не секрет» и ему подобные – это убийцы любого текста.
- С мудростей Капитана Очевидности. Сюда относятся выражения «Правильное питание – залог нашего здоровья», «Все мы, женщины, разные», «Скоро Новый год» и прочий словесный мусор.
Надо отметить, что профессиональные копирайтеры способны заставить работать на себя даже эти методы (обычно высмеивая их). В этом примере, скажем, вполне удачно использовано обобщение:
Но авторам, которые сомневаются в своих силах, лучше обратиться к безопасному списку методов и примеров, как можно написать начало текста.
Вместо выводов
Если у вас нет идей о том, как лучше начать статью, не изобретайте велосипед, просто обратитесь к перечисленным приемам и советам. Крадите, как художник: заимствуйте лучшее и перерабатывайте на свой лад. Можно сочетать несколько методов.
В этом примере есть и провокация, и вопросы, и цитаты:
И помните, что лучшие друзья первого абзаца – интрига, новизна, польза, эмоции и цифры. А худшие враги – банальность, скука и серость. Добра вам!
“Чистый лист”. 2000+ вариантов начала текста
* откроется в новой вкладке
Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Филолог, журналист, профессиональный копирайтер.
Всем привет, на связи Павел Ямб и сегодня мы разбираем начало, самые первые предложения ваших будущих статей. Прежде чем говорить о правилах написания введения, прочитайте, пожалуйста, внимательно следующий абзац. Думаю, вам, как начинающим авторам, он будет весьма интересен.
Размер заработка у разных копирайтеров свой. И часто он зависит от количества заказов, которые каждый из них может выполнить в день. Как сделать так, чтобы доход не зависел от частоты постукиваний по клавиатуре? Существует ли пассивный доход в копирайтинге? Как интенсивно поработать вначале, а потом только пожинать плоды своего труда? Ответы на эти вопросы вы сможете узнать дальше, если посвятите этой статье 10 минут своего времени и вникните в тему.
Что это было?
Вы только что прочитали первую часть статьи. Как вам она? Перед вами хорошее введение, имеющее вопросы. Хотите ли вы узнать, что написано дальше? Введение заинтересовало вас? Побудило ли оно к дальнейшему чтению? Захотелось ли вам получить ответы на заданные в нем вопросы? Думаю, да. Тогда цель, которая заключалась в том, чтобы заинтриговать читателя, можно считать достигнутой.
Обратите внимание на размер. Нет каких-то жестких правил по количеству символов в нем, есть лишь средние критерии. Это 4-6 предложений по теме или 200-500 букв без пробелов. Оно может быть немного больше, если предполагается написание внушительной статьи. Но не меньше, потому что вводную часть из одного предложения вряд ли можно назвать полноценным введением.
Способы написания введения
Итак, введение – первая часть статьи, следующая после заголовка, в котором определена тема. Как написать цепляющий заголовок, вам известно. Если он по-настоящему интересен, то ему уже удалось «продать» ваше будущее введение, которое, в свою очередь, «продаст» следующую часть статьи. Абзац за абзацем читатель погружается в тему, находит ответы на свои вопросы или просто узнает что-то новое. Чтобы процесс был именно таким, необходимо хорошо подумать, каким будет ваше введение. В нем обязательно должна присутствовать некая проблема, которая будет решена в теле статьи (ее основной части).
Определить проблему и грамотно написать ее можно несколькими способами:
- Задать вопрос.
- Использовать цитату по теме.
- Включить интересный факт.
- Написать небольшую историю.
Какой бы из способов вы ни выбрали для того, чтобы придумать введение, важно присутствие в нем интриги. Разберем их подробнее, с примерами.
Введение-вопрос
Вопросы должны касаться темы статьи и заинтересовывать читателя. Вот несколько примеров:
- Хотите накачать пресс, затрачивая в день всего лишь 10 минут?
- Задумывались ли вы когда-нибудь об удаленном заработке?
- Вы знали, что память у слона в 10 раз лучше, чем у вас?
- Что делать, если супруг, приходя с работы, ест, смотрит телевизор и спит?
- Как себя вести, когда жена постоянно ворчит и ей тяжело угодить?
- Как воспитать детей так, чтобы в гостях не было стыдно за их поведение?
- Что приготовить на Новогодний стол, чтобы удивить гостей?
- Стоит ли заводить питомца, когда в доме малыш?
- Как сдерживать себя в присутствии свекрови и не грубить ей?
- Как помирить мужа с мамой, чтобы теща стала для него другом?
После вопроса следует написать 3-5 предложений, которые немного «приоткроют занавес» будущей статьи, и дадут возможность «заглянуть за кулисы».
Пример
Слоны – животные с удивительным интеллектом. Вы знали, что их память в 10 раз лучше вашей? Если вы его обидите, он это обязательно запомнит. И даже если вы встретите его через несколько лет, он вспомнит вас и с легкостью прихлопнет своей массивной лапой. Познакомимся поближе с этими интересными животными, узнаем их повадки и привычки.
Все. Сделать введение в виде вопроса не составило большого труда. Получилось пять полноценных предложений, цепляющих читателя и побуждающих его перейти к следующему абзацу. Это классический способ написания первой части статьи, который часто используется многими копирайтерами.
Введение-цитата
Цитатой обычно служит выказывание какого-нибудь знаменитого человека, живущего сейчас или оставившего о себе память в прошлых веках. Главное, чтобы она подходила к теме статьи, плавно подводила к ней и гармонично смотрелась во введении. Как правило, цитата пишется сразу после заголовка и заключается в кавычки, по желанию в скобках указывается автор высказывания. Дальше следует несколько предложений, «вытекающих» из нее.
Напишу несколько цитат, касающихся работы копирайтера:
- «Писать то же, что смеяться или заниматься любовью; даешь волю чувствам, и все» (Хулио Кортасар).
- «Я никогда не составляю плана. Если составляю, то с первых страниц начну писать не то, что в плане. План для меня лишь руководящая идея, верхи, по которой двигаются действующие лица» (А. Толстой).
- «Превосходные слова! Интересно, где вы их украли?» (Джонатан Свифт).
А вот цитаты великих копирайтеров прошлого, которые были продавцами и сами придумывали тексты для своей рекламы:
- «Большие идеи – это обычно простые идеи», Дэвид Огилви (1911—1999). Дальше можно писать о том, как выбрать идею для написания будущей статьи. О том, что не нужно в этом деле изобретать велосипед, потому что чем проще повествование, тем лучше.
- «Часто простая смена заголовка изменяет эффективность рекламы в 5-10 раз», Клод Хопкинс (1866—1932). Прекрасное высказывание, которое идеально подойдет для статьи, раскрывающей тему о написании заголовка для продающего текста.
- «Наша работа заключается в том, чтобы продавать товар, а не себя. Наша работа заключается в том, чтобы избавиться от «заумства», позволяющего блистать нам, а не товару», Уильям Бернбах (1911—1982). Более глубокой цитаты о продающих статьях не найти. Получается, что копирайтеру нужно продавать товар, а не себя, только тогда он будет блистать, потому что станет настоящим мастером своего дела.
Только читая цитату из любых двух верхних списков, в голове сразу возникает тема статьи и ее примерное содержание. Прекрасный способ в то время, когда не знаешь, о чем писать.
Пример
«Кто пишет, чтобы жить, — живет, но не пишет; а кто живет, чтобы писать, — пишет, но не живет» (А. Рейхани).
Порой именно так и происходит в работе современного копирайтера. Когда пишешь ради денег – зарабатываешь их, но не пишешь от души и с радостью. Когда изливаешь чувства на бумагу и пытаешься продать свое творение, понимаешь, что оно и даром никому не нужно, отчего приличного дохода не получается. Однако золотая середина в жизни автора статей все же есть. Разберемся, как работать в удовольствие и получать за свой труд достойную оплату.
Правда, интересное введение получилось? Точно так же можно «обыграть» абсолютно любую цитату!
Ведение-факт
Начало статьи с этим способом немного похоже на введение-вопрос. Там нами был приведен факт, что слон крайне злопамятное животное. Но отличие данного способа в том, что вопрос задавать необязательно. Факт не должен быть выдумкой. Взять его необходимо из достоверных источников, которыми могут быть крупные сайты-энциклопедии или Википедия.
Рассмотрим историческую статью, введение которой может содержать следующие факты:
- Петр I придумал когда-то собственный способ борьбы с пьянством, поражающий своей гениальностью. Пьяницу награждали медалью! Но весила она 7 килограммов. А снимать ее было нельзя.
- В истории Англии есть сражение, которое произошло у страны с Занзибаром. Длилась битва, ни больше ни меньше, 38 минут. Эта война считается самой короткой за всю историю человечества.
- Времена Тюдоров загадочны и необычны. Тогда девственниц было видно издалека. Свое физическое и интимное отличие от женщин, познавших страсть постельных утех, они должны были выделить одеждой – носить на руках браслеты и максимально затягивать корсет.
- Женщины древнего Китая туго бинтовали ноги. Эта процедура проводилась с детства. Ее задача – сделать стопу как можно меньше, оставив бинтованием ее рост. Считалось, что маленькая изогнутая стопа была женственной и красивой. Сейчас, смотря на фото, так не кажется. Но…о времена, о нравы!
- Многие ругают Советский Союз. Но тогда лучше знали, как бороться с малой рождаемостью. В 1941 году был введен налог на бездетность. Работающий человек, не имеющий детей, каждый месяц должен был отдавать государству 6% из своего заработка.
Достаточно добавить еще пару предложений к каждому факту и введение исторической статьи готово. Этот способ тоже часто применим копирайтерами, потому что сразу завлекает читателей, которым не терпится узнать еще что-нибудь интересное по заявленной автором теме.
Введение-история
История в виде введения весьма популярна. Она, как мне кажется, больше всего интригует человека и подталкивает его к дальнейшему прочтению, хорошо «продает» следующий абзац. Где взять историю? Есть три источника:
- с просторов Интернета, коих очень много там;
- придумать самому, если вы обладаете незаурядным воображением;
- написать реальную историю, которая произошла с вами или с родными (друзьями).
В истории допустимы вопросы и игривое повествование. Если вам самим написанное будет интересным, то и читатели оценят введение, которое привлекает и интригует. Исторические статьи и тексты о копирайтинге мы рассмотрели, поэтому приведу примеры введения-истории для строительного контента, который часто стоит в топе тех самых продаваемых статей.
Пример
Совсем недавно я купил двушку-хрущевку. Убитую – с деревянными окнами, обшарпанными полами, практически без обоев и старой сантехникой, которую и сантехникой-то трудно назвать. А друг приобрел черновую однокомнатную с пластиковыми окнами, но абсолютно «голую». И кто, вы думаете, потратил на ремонт больше денег? Конечно, я! Поэтому сейчас расскажу вам, почему черновой вариант квартиры куда выгоднее вторички, и как экономить на покупке строительных материалов.
Вот и введение, которое включает в себя историю приобретения старых квадратных метров и затрагивает весьма насущную проблему выбора между рынками новостроек и вторичного жилья.
Сделаем вывод
Самый распространенный способ написания вводной части заключается в постановке вопроса, на который читатель захочет найти ответ, если он будет завлекающим и интересным. Введение может содержать цитату или факт, которые нужно дополнить несколькими предложения.
Одну и ту же цитату можно использовать для статей разных тем, потому что каждый понимает ее по-своему. А факт должен быть неоспоримым. Без каких-либо дополнений введение можно написать и в виде истории, реальной или выдуманной. Она больше всего цепляет читателя, успешно «продает» дальнейшее содержание.
Не забываем и об объеме вводной части, которая не должна быть ни большой, ни маленькой. Если введение интересно вам самим, тогда задачу можно считать выполненной и спокойно переходить к написанию основной части статьи.
Для того чтобы стать более компетентным в вопросах структурирования статьи и работы копирайтера, вам будет полезно пройти мой полный курс, касающийся этого вида удаленного заработка. А чтобы закрепить сегодняшнюю тему, предлагаю посмотреть видео из этого курса:
Вступительная статья
Вступительная
статья – оригинальный литературный
материал, который помещают перед текстом
авторского произведения. Это своеобразное
вступление к теме произведения. В отличие
от предисловия, вступительная статья
всегда оригинальна, неповторима. Она
не имеет стандартного условия. Как
правило, вступительную статью помещают
в большинстве художественных изданий,
реже в научных, крайне редко вступительная
статья сопровождает дополнительные
издания.
Виды
вступительной статьи:
1)
библиографическая справка об авторе
произведения;
2)
литературно-критический очерк творчества
писателя (или научного работника);
3)
распространённая разновидность
вступительной статьи – комплексная вступительная
статья, которая
объединяет информацию о творчестве и
биографии писателя;
4)
вступительная статья о жанре, подается
в сборниках литературных произведений
одного жанра (сонеты, сказки, поэмы);
5)
вступительная статья – воспоминания
о писателе, как правило специально не
пишется, а добирается редактором с
воспоминаний людей, которые хорошо
знали автора произведения;
6)
вступительная статья, типа: «Как я писал
свои произведения.» – оригинальная
статья, которую составляет сам автор,
она знакомит с личностью творчества
писателя.
Однако
вышеперечисленными типами вступительной
статьи не ограничиваются, часто в
изданиях можно увидеть неожиданные по
замыслу вступительные статьи (интервью
с автором).
Редактор
не может ориентироваться на стандартные
подходы к вступительной статье, он
должен заботиться о том, чтобы вступительная
статья была полезна и интересна читателю
(как помочь глубже понять авторские
идеи: где содержание произведения, а
где история написания произведения).
Вступительную
статью пишут как правило:
1.
литературовед;
2. историк
литературы;
3.
исследователь творчества писателя;
4.
в отдельных случаях опубликовываются,
собранные редактором материалы.
Вступительная
статья имеет особенно-оригинальное
название. Ее составляют меньшим кеглем.
Вступительная
статья располагается после предисловия,
перед авторским текстом. После текста
вступительной статьи отмечают фамилию
её автора.
В
собраниях сочинений может быть несколько
вступительных статей. Общая вступительная
статья – это статья, которая относится
и к первому тому , и к отдельным
произведениям в каждом последующем
томе.
Вступительная
статья должна быть тактична и не
навязывать идеи читателям, перед
прочтением произведения.
Вступительная
статья не должна дублировать сведений,
представленных в предисловии.
31.
Комментарии и примечания
Примечание
–
короткая объективная справка к авторскому
тексту, которая содержит объяснение к
неизвестному слову, перевод иностранного
текста, главное – объективность.
Комментарий –
довольно обширная справка, которая
содержит научное истолкование факта,
слова, части текста или произведения,
вообще, и носит субъективный характер,
поскольку в документирование приглашают
лучших специалистов по истории литературы.
По
смыслу существует четыре вида
комментариев и примечаний:
1.
лингвистический (словарный) – это прежде
всего истолкование слова, объяснение
фразы, которые не понятны для современного
читателя, это и устаревшие слова,
архаизмы, неологизмы, диалектизмы, и
малоупотребительные слова, объяснения
слов, которые употребляются с подтекстом,
особым содержанием. К лингвистическим
компонентам принадлежит также, перевод
иностранных слов и непривычная
фразеология.
2.
реальный (реально-исторический) – это
фактические справки к содержанию
авторского текста, информация о фактах
малоизвестных лиц, исправление авторских
ошибок, истолкование намёков и недомолвок.
3.
литературный (историко-литературный)
– это большой по объему материал, который
содержит критический анализ и оценку
литературного произведения, определяет
его место в литературном процессе и в
творчестве автора. Подаётся информация
для современного читателя, этот
комментарий готовит высококвалифицированный
специалист. Литературный комментарий
большой по объему, по смыслу близок к
вступительной статье. Этот комментарий
предназначен для высококвалифицированного
читателя, в отличии от вступительной
статьи и послесловия, которые имеют
первое значение.
4.
текстологический – это, как правило,
характеристика состояния литературного
наследия, сведения об источнике, которым
печатается текст, публикация вариантов
произведения или вариантов его частей.
Это чрезвычайно сложный комментарий,
который интересует исключительно
высококвалифицированных специалистов.
Существуют
специальные группы читательского
адреса:
1
и 2 группа – массовый читатель;
3
и 4 группа – элитарный читатель.
Если
в изданиях для специалистов можно
увидеть все четыре вида комментариев,
то в изданиях для массового читателя
используют лишь первый и второй виды.
За
авторской принадлежностью комментарии
бывают двух разновидностей:
–
авторский – составлен автором;
–
издательский – составлен издательством.
По
месту расположения в тексте комментарии
бывают:
1)
внутритекстовые (середтекстові) –
непосредственное объяснение мысли в
тексте или вынесенное отдельным абзацем;
2)
подстрочные (підпорядкові) –
связанные с текстом с помощью знака
астерикс Ú, или с помощью цифровых
индексов.
Нумерация
может быть: сквозная – для всего
произведения, или поколонная –
самостоятельная для каждого столбца
(полоса).
3)
затекстовые (затекстові) – комментарии
и примечания в конце главы, раздела или
книги в специальном разделе, которые
так и называются: комментарий и примечания.
Это сложный вид коментария и примечания,
однако его используют чаще всего. В
самом тексте вмещают крайне важные
авторские примечания. К подстрочным
примечаниям относятся: лингвистические
и реально-исторические. К затекстовым
относятся: реально-исторические,
текстологические, литературные. Последние
два иначе, как за текстом не подают (так
как они большие).
Затекстовые
комментарии и примечания целесообразны
в научных изданиях. В учебной литературе
и книгах, которые рассчитаны, на менее
подготовленного читателя наиболее
целесообразны подстрочные комментарии
(они удобнее).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Совет 1 — придерживаться установленной структуры и объема
У введения научной статьи есть структура, очень похожая на план курсовой и дипломной работы. Следовать этой структуре необходимо, чтобы читатель адекватно понял материал, который последует дальше. Учитывая это, как автору вам необходимо сделать следующее.
Описать актуальность и новизну темы (2-3 предложения)
Если коротко, то нужно привести аргументы, почему тематика важна для современного общества. Возможно, это проблема, которая не была решена в предыдущих похожих исследованиях, поэтому требует устранения в ближайшее время — это и будет актуальность, и она тем выше, чем быстрее указанная проблема должна быть решена. Новизна же должна показывать, чем отличается результат данной работы от итогов, полученных другими авторами.
Установить цель и задачи исследования
Чтобы правильно указать цель, нужно ответить на вопрос: «Чего вы хотите добиться в результате проведенного исследования?». Итогом может быть готовая методика, классификация, алгоритм, методическая разработка, новый вариант существующей технологии. В формулировке цели должны быть такие глаголы, как «выявить», «выяснить», «обосновать», «определить», «проверить», «сформировать» и пр. Каждая поставленная задача должна устранять причину возникшей проблемы и в итоге вести к достижению цели.
Привести предмет и объект исследования
Под объектом понимают то, что будет изучаться в ходе работ, а под предметом — сформированный образ объекта, т. е. определенный взгляд на него с какой-либо стороны.
Перечислить методы исследования и гипотезы
В практических работах могут использоваться разные методы: анализ, эксперименты, наблюдение, сравнение, моделирование, сбор статистики и пр. Кроме того, научные статьи часто пишут на основе какой-либо гипотезы, чтобы ее подтвердить или опровергнуть. В таком случае гипотезу необходимо указать уже во введении.