Как составить высказывание на лингвистическую тему

«Составление монологического
высказывания на  лингвистическую тему.»

Урок русского языка  в 7
классе.

Цель урока:  Обучение составлению
монологического высказывания на  лингвистическую тему.

Обучающая:    Обобщить материал
предыдущих уроков по теме «Глагол»; Углубить знания по построению монологического
ответа, аргументированного текстом.

Развивающая:   Развивать у учащихся
умение творчески мыслить, пользоваться  словарями. Развивать навыки
выразительного чтения. Повысить навыки самостоятельности и творческой
активности учащихся.

Воспитательная:    Воспитывать общую
культуру; совершенствовать навыки общения. Приобщать к культуре речи.

Тип урока:  Комбинированный.

Оборудование:  Ожегов С.И. Толковый
словарь русского языка.- М.: Русский язык 1981;  Малыхина Е. В. Учебник
русского языка 7 класс.- К.: Генеза, 2007; Учебник русского языка 7 класс под
ред. Малыхиной Е. В., плакат «Щечки в чернилах», аудиозапись с монологическим
высказыванием по теме «Глагол», памятки, раздаточный материал к уроку. (См. Приложения)

Оформление доски: «Глагол – самая живая часть
речи. Назначение глагола – выражать само действие». (А. Югов).

«Вся выразительность прозы – в
глаголе, ибо глагол – это действенность характера». (Ю. Бондарев).

ЭПИГРАФ К УРОКУ

Когда
суть дела обдумана заранее,

Слова
приходят сами собой.

Гораций

Ход 
урока.

Организационный момент.

I.                 
Вступительное слово учителя 

Добрый день,
ребята! Начнем урок русского языка – урок общения. Улыбнитесь друг другу,
подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению и дает
положительный настрой.

А теперь
прикройте глаза и мысленно проговорите: «Я внимателен, я хорошо думаю, я
сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

Теперь у вас все
получится.

РЕЧЕВАЯ 
РАЗМИНКА.

На доске написана скороговорка: Ученик
учил уроки, у него в чернилах щёки

Прочитайте
скороговорку хором, но вполголоса. Молодцы!   А теперь  прочитайте немного
по-другому и с разной интонацией.

Осторожно.         Какой усердный
ученик!

С
осуждением.
   Какой неаккуратный ученик!

С
удивлением.
    Почему щеки в чернилах?

Спасибо.  Мы немного поиграли, а
теперь поговорим серьёзно о глаголе. 

Глагол –
необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие,
и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных
действий сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности, а
также различные явления природы.  По частоте употребления в речи глагол
занимает второе место после существительного.

Кроме
содержательной насыщенности глагола он обладает еще и высокой эстетической
ценностью, на что обращали внимание многие писатели. На доске записаны два
наиболее ярких высказывания писателей о глаголе. Прочитайте их.

II.  Сообщение темы и целей урока, запись
темы в тетради, работа над содержанием эпиграфа.

Ребята, запишите в тетради слова
Горация, вынесенные в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы их понимаете?
Почему происходит такое явление?

III.  Введение в тему урока.
Объяснение учебного  материала.

1.      О глаголе, как о части речи,
вы знаете почти всё. Но сможете ли вы предъявить эти знания в течение 1 – 2
минут? (Столько времени мы отводим на монологическое высказывание на
лингвистическую тему: «Глагол как часть речи»).     

– Знаете ли вы,
что такое «монолог»,  «лингвистика»?  

РАБОТА  СО 
СЛОВАРЕМ.

На некоторых этапах урока будем
работать в  группах. (Каждой группе выдаются опережающие карточки-задания для
составления плана устного высказывания по теме «Глагол»).  (См. Приложение 2).

2.      Каждый день нам приходится
много говорить и писать в различных ситуациях. Если мы владеем речевой
культурой, то особых затруднений это не вызывает. Но если мы не в ладах с
правильной речью или не научились употреблять языковые средства в соответствии
с целями и условиями общения, то конфуза нам не избежать.

Внимательно прослушайте диалоги. Какие нарушения речевой культу­ры
(а с ней и культуры поведения)  вы заметили?  Обоснуйте свой ответ.

Диалог  1.

Саша, привет!

-Что вы там сегодня изучали по русскому?

-Глагол.

-И что?

-Что «что»?

-Ну, что такое глагол?

-Это такие слова, которые обозначают действия.

-Угу, понятно. А что училка задала?

-Упражнение 125.

-Ну, спасибочки, пока!

Диалог  2.

– Ленка, приветик! Я сегодня
не была в школе. Что изучали по русскому?

– Глагол.

– А ты можешь мне
по–быстрячку обьяснить – что это такое, чтоб я «вьехала»?

– Слушай. Глагол – это часть
речи, которая отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?».  Ну там
«писать, читать».

– Да-да, понятненько.

– Ну, короче  говоря, они
обозначают все действия.

– А, ясно, спасибо!

– Что можно сказать о речевой компетенции
ребят?

– Компетентен ли ученик, составивший диалог?

– Каков словарный запас этих ребят?

– Что значит «речевая компетенция» и
«компетентный»? Где мы можем найти значение этих слов? (В словаре.) Найдите,
прочитайте, запишите.(Работа с толковым  словарем Ожегова С. И.)

– Так что можно сказать о речевой
компетенции ребят?  А ученика?

3.         Чтобы составить монологическое
высказывание на лингвистическую тему, нам надо провести исследовательскую
работу по отрывкам произведений А.С. Пушкина с целью повторения темы «Глагол».

Материал для
работы:
  отрывки из произведений А.С.Пушкина, учебник, см. приложения № 1,2
к уроку.

РАБОТА В ГРУППАХ.
Задание для работы см. в Приложениях №№ 1,2.

         Мы повторили основные
сведения о глаголе, как части речи,  но это были отдельные высказывания.    А
теперь послушайте как должно звучать монологическое высказывание.

         ЗВУЧИТ  АУДИОЗАПИСЬ.

4.      САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА 
УЧАЩИХСЯ.

Составьте самостоятельное монологическое
высказывание, пользуясь памяткой и критериями оценивания. (См. Приложение 3.)

VI. Подведение итогов урока.

         – Что нового вы узнали на
уроке?

– Что запомнилось
и заинтересовало на уроке больше всего?

         – Закончите предложение:
«Сегодня на уроке я …».

Спасибо . Итак, не забывайте слова Горация
( Эпиграф).

Домашнее задание.

– Составить сложный план к
монологическому высказыванию по теме «Глагол».

– Подготовить монологическое
высказывание по теме «Лексика».

– Написать в газету заметку о нашем
открытом уроке (газеты «Успех» или « Зеленая лампа»).

Я надеялась, что
этот урок поможет вам относиться к словам с большим уважением, аккуратностью и
требовательностью к самим себе.

Закончить урок я
хочу стихотворением А. Наумова:

Учите
русский – горы кряду,

С душой, с
усердьем и с умом!

Вас ждет
великая награда,

И та
награда –  в нем самом.

*             *             *              *             *

Приложение 1.   Отрывки из произведений А. С. Пушкина.  

1.       Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

                Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче … погляди в окно:

А. С. Пушкин
«Зимнее утро».

2.      Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

А. С. Пушкин
«Зимний вечер».

3.      Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею…»

А. С. Пушкин «Полтава».

Приложение 2.  Работа в группах.

1-ая группа

Прочитайте все 3
отрывка.

Найдите в них
возвратные глаголы. Как определяется категория возвратности?

2-ая группа

Прочитайте 1-ый
отрывок.

Выпишите глаголы.
Определите постоянные признаки глагола (вид, переходность, спряжение) по
первому отрывку. Сделайте вывод. Какие признаки глагола являются постоянными?

3-я группа

Прочитайте 2-ой
отрывок.

Определите
непостоянные признаки глагола ( время, число, лицо, род) по второму отрывку.
Сделайте вывод. Какие признаки глагола являются непостоянными?

4-ая группа

Прочитайте 3-ий
отрывок.

Спишите отрывок.
Найдите глаголы. Определите их синтаксическую роль.

Приложение 3. 
Памятка.

 КАК СОСТАВИТЬ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ НА
ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

1.  Вступление. Придумайте начальную фразу, формулирующую тему вашего

     высказывания, используйте цитаты.

2. Продумайте  размещение отдельных частей высказывания (составьте
простой план).

3. Сохраняйте стилевое единство, используйте языковые средства
характеристики для  научно-учебного стиля речи.

4.  Приведите примеры.

5.  Сделайте вывод.

Критерии оценивания монологического высказывания

1. Соответствие теме и полнота
раскрытия   ( 3 ).

2. Правильность речи, соответствие
нормам (синтаксическим, лексическим, орфоэпическим, грамматическим
)                 (  3 ).

3. Логичность  ( 2 ).

4. Эрудиция     ( 2 ).

5. Выразительность ( 2 ).

Использованная литература.

1.                
Ожегов
С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: Русский язык 1981.

2.                
Малыхина
Е. В. Учебник русского языка 7 класс.- К.
: Генеза, 2007

3.                
Пушкин А.
С. Сочинения. В 3-х т. Т 1.- М. : Худож. лит., 1985

4.                
Розенталь
Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9  классов: Путешествие в страну слов:
Учебное пособие.- М.: Дрофа,1995.

5.                
Водолазькая
С.В. Предметная неделя русского языка в школе. – Ростов-на-Дону.:Феникс, 2007.

6.                
Русский
язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учеб.пособие для 6 – 7 кл.; Науч. ред.
В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 2002.

Готовимся к ОГЭ: сочинение 9.1 на лингвистическую тему

Тема 9.1 требует не только хороших лингвистических знаний, но и умения находить в тексте различные языковые явления и объяснять их. Как подготовить девятиклассников к этому виду сочинения-рассуждения?

Предлагаю материал, который учителя-словесники и репетиторы могут использовать при подготовке учеников к ОГЭ.

Суть задания

Выпускнику необходимо раскрыть высказывание о русском языке одного из выдающихся лингвистов или писателей.

Формулировка задания

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ФИО лингвиста: «Цитата». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Лингвистические понятия из открытого банка заданий ФИПИ

Речь, язык, грамматика, синтаксис, пунктуация, знаки препинания, части речи, стили речи, монологическая речь, диалог, композиция, грамматическая связь, БСП, СПП, неполные предложения, восклицательные предложения, окончание, приставка, суффикс, существительное, прилагательное, деепричастие, частицы, союзы, местоимение, двоеточие, тире, абзац, выразительность, образ. художественные средства (средства выразительности), эпитеты, метафора, фразеологизм, повтор, слово, разговорная лексика, синонимы, лексическая сочетаемость слов, лексическое значение слова и др.

Словарик лингвистических терминов

Выразительность речи — качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у читателя, воздействовать на его разум и чувства.

Грамматика — это раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий из двух разделов: морфологии и синтаксиса.

Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции: разделение и выделение смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, эмоциональную окраску, законченность предложений и др.

Лексическое значение слова — это соотношение слова с предметом, его смысл.

Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

Образ — это обобщённое художественное восприятие действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.

Пунктуация — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.

Речь — это универсальное средство выражения мысли, форма, в которой проявляется сознание человека, когда он контактирует с другими людьми.

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое лексическое значение.

Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает правила построения словосочетаний, предложений и текстов.

Слово — основная единица языка, выполняющая номинативную функцию, то есть дающая название определённому понятию.

Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности (эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы, фразеологизмы и др.).

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении.

Часть речи — категория слов языка, определяемая морфологическими, синтаксическими и семантическими признаками.

Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

Язык — это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.

Другие определения можно найти в любом словаре лингвистических терминов, например, здесь.

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение — это изложение собственных мыслей на заданную тему.

Структура сочинения-рассуждения

  1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
  2. Доказательства (аргументы) + примеры.
  3. Вывод.

Чек-лист

  1. Внимательно прочитайте высказывание о языке, выделите в нём ключевые слова.
  2. Определите, о каких свойствах языка, лингвистических понятиях

или явлениях идет речь. Дайте определение понятию.

3. Объясните смысл цитаты (как вы понимаете слова лингвиста).

4. Найдите примеры этих лингвистических понятий (явлений) в тексте. Подумайте, для чего они там нужны, какую роль играют.

5. Продумайте вывод (для чего вы приводили все эти аргументы).

6. Составьте план сочинения (Памятка 1).

7. Подберите речевые клише и логические переходы, связки для своего сочинения (Памятка 2).

8. Напишите черновик.

9. Проверьте черновик. Обратите внимание на количество абзацев (3 – 4 абзаца), логику рассуждения, речевые повторы, строение предложений, орфографию и пунктуацию. Пользуйтесь орфографическим словарём — его вам должны дать на экзамене!

10. Перепишите на чистовик и ещё раз проверьте.

План сочинения

  1. Цитата. Пояснение смысла цитаты.
  2. Первый аргумент + пример из текста.
  3. Второй аргумент + пример из текста.
  4. Вывод.

Клише

Клише для 1 части (тезиса)

Вариант 1

Известный лингвист (филолог, писатель, философ) ФИО утверждал (сказал, писал): «…» (цитата из задания). Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Понятие — это (дать толкование термина)… Я считаю, что (своё понимание высказывания)…

Вариант 2

Нельзя не согласиться с мнением известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), который утверждал, что «…» (вводится цитата). Как понять смысл этих слов? Понятие — это (дать толкование термина)… Я думаю, что (своё понимание высказывания)…

Клише для 2 части (аргументов)

Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста (ФИО автора текста в родительном падеже). Во-первых, в предложениях (указать номера предложений) автор использует (назвать лингвистическое понятие). Это помогает ему… (дать комментарий, для чего именно использовано понятие).

Во-вторых, в предложениях (указать номера предложений) писатель употребляет (назвать лингвистическое понятие). Этот пример показывает, что (как) (дать комментарий, для чего именно использовано понятие)…

Клише для 3 части (вывода)

Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (писатель, публицист, философ) ФИО, говоривший о (важности, пользе, необходимости, уникальности, неповторимости, важной роли, большом значении, своеобразии и др.) …

Работа с цитатой

Важно!

В самой цитате находится подсказка о том, что искать в тексте и в каком направлении развивать мысль в комментарии к приведённому примеру. Внимательно прочитайте цитату и найдите ключевые слова:

  • само понятие;
  • что о нём говорится.

Примеры

Пример 1

Высказывание лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».

Что искать? Местоимения.

Как комментировать? Показать, зачем они нужны: 1) заменяют самостоятельные части речи и помогают избежать повторов и 2) связывают части предложений или предложения в тексте.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова…

Притяжательное местоимение «её» является средством связи предложений 6 и 7.

(15) Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

Относительное местоимение «который» заменяет существительное «Шулепа» и связывает главную и придаточную части в СПП.

Пример 2

Высказывание лингвиста Власа Платоновича Жукова: «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской».

Что искать? Фразеологизмы.

Как комментировать? Показать, зачем они нужны: 1) помогают дать оценку герою или его поступку и 2) делают речь более образной, эмоциональной.

(12)Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.

Фразеологизм «души не чаять» обозначает «сильно любить» и помогает понять, насколько тёплым было отношение учительницы к рассказчику, а также делает повествование более ярким, эмоциональным.

– (21)Привык на уроках ворон считать! – завелась она с пол-оборота.

Фразеологизм «ворон считать» имеет значение «быть невнимательным, рассеянным, отвлекаться, заниматься бессмысленными делами» и показывает неодобрение учительницы по отношению к поведению главного героя.

Другие идеи для ваших уроков на кананле “Учительская мастерская”.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

 в формате ГИА

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как может быть сформулировано задание С2?

Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, представляет собой высказывание лингвистов, писателей, деятелей культуры о русском языке и его составляющих.

Например:

  1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Успенский Л.В., русский филолог).
  2.  «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Реформатский А. А., российский лингвист).
  3. «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (М.А.Рыбникова).
  4. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Чернышевский Н.Г.).
  5. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Кожина М.Н.)

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Подробнее о 
критериях оценивания задания С2 можно прочитать в другой статье.

Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.

Шаг 1. Знакомимся с высказывание.

Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
Выясните, о каких 
свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление.

Во вступлении необходимо:

  • сформулировать позицию автора высказывания
  • выразить своё отношение к ней.

    Сформулировать 

    позицию автора вам помогут слова и выражения:

  • автор анализирует
  • характеризует
  • рассуждает
  • отмечает
  • доказывает
  • сравнивает
  • сопоставляет
  • противопоставляет
  • называет
  • описывает
  • разбирает
  • подчёркивает
  • ссылается на…
  • останавливается на …
  • раскрывает содержание
  • отмечает важность
  • формулирует
  • касается
  • утверждает
  • считает, что …
  • и т.д.

    Для выражения 

    своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

  • действительно
  • на самом деле
  • не могу не согласиться с автором высказывания
  • я полностью согласен с …
  • вынужден согласиться с …
  • я разделяю точку зрения автора высказывания
  • я поддерживаю мнение автора
  • бесспорно мнение автора о том, что …
  • и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить 
цитированиенапример:
        К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитированиянапример:

        Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 

или:
       

     Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:

        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

! Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.

Шаг 4. Пишем основную часть.

Основную часть можно начать следующими словами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста…

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста … 

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

  • Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

    примеров 

    должно быть 2;

  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но иобъяснить его значение и указать роль в тексте.

Например: 

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова “
во-первых“, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение.

     В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
     Таким образом, … 

Итак, …

Следовательно, …

В итоге можно прийти к такому выводу: …

В заключение можно сказать, что …

Мы убеждаемся в том, что …

Обобщая сказанное, …

Из этого следует, что …

и т.д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. 

То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ!

Урок русского языка в 6 классе

учителя ГБОУ СОШ № 3

Щулиной Оксаны Владимировны

Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний, формирование умений, систематизация знаний)

Тема:

«Обучение составлению монологического высказывания на лингвистическую тему».

Цели:

обобщить теоретический материал, посвященный теме « Глагол»;

Повысить уровень самостоятельности и творческой активности учащихся.

Продолжить работу над выразительным чтением.

Совершенствовать умения анализировать, обобщать , строить монологический ответ, аргументированный текстом.

Развивать у учащихся умение творчески мыслить, пользоваться словарями.

Воспитывать уважение к одноклассникам, терпимость к чужому мнению, приобщать к культуре речи.

Средства обучения: ПК, проектор, презентация, учебник русского языка 6 класс под редакцией Быстровой Е,А.,Русское слово.2014 год. Энциклопедический словарь юного филолога , плакаты, памятки, раздаточный материал к уроку.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель.

Добрый день, ребята! Начнем нетрадиционный урок русского языка – урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо!

Улыбка всегда располагает к общению и дает положительный настрой.

А теперь прикройте глаза и мысленно проговорите: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

Теперь у вас все получится.

Речевая разминка.

На доске написана скороговорка.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки

Учитель предлагает ученикам прочитать скороговорку хором, но вполголоса.

Учитель.

А сейчас вы прочитаете эту скороговорку, но уже немного по-другому и с разной интонацией.

Осторожно. Какой усердный ученик!

С осуждением. Какой неаккуратный ученик!

С удивлением. Почему щеки в чернилах?

III. Сообщение темы и целей урока

Учитель.

Ребята! Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о глаголе. Научимся составлять монологические высказывания на лингвистическую тему. Знаете ли вы что такое «монолог», «диалог»? Что такое «лингвистика»? Неоценимую помощь в понимании новых понятий нам окажут верные и незаменимые наши помощники – словари.

Будем работать в командах, или группах. Команда не может работать кое-как. Она должна работать слаженно, как единый механизм. Поэтому существуют правила работы в группе. Они есть у вас на партах. Прочитайте их.

– Каждой группе выдаются опережающие карточки-задания для составления плана устного высказывания по теме «Глагол».

IV. Вхождение в тему урока.

Учитель.

Каждый день нам приходится много говорить и писать в различных ситуациях. Если мы владеем речевой культурой, то особых затруднений это не вызывает. Но если мы не в ладах с правильной речью или не научились употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, то конфуза нам не избежать.

Внимательно прочитайте диалоги. Какие нарушения речевой культу­ры (а с ней и культуры поведения) вы заметили? Обоснуйте свой ответ.

Ученик. 1. Сестры разговаривают по телефону.

Едь ко мне. Не забудь полувер и цепочку. Поняла?

Поняла, поняла. Жди. Буду где-то через час.

Учитель. Прокомментируйте значение слов “полувер” и “цепочка“?

Ученик. 2. Семиклассник заглянул в учительскую.

— Здрасьте, Нин Васильна!

— Здравствуй, Саша.

Где библиотекарша, не подскажете?

Я, Саша, подсказывать не вижу необходимости. А сказать могу: библиотекарь Мария Гавриловна уехала на базу. Будет к одиннадцати часам.

Ага. Значит, где-то в 11 подойдет. Ништяк. Успеваю.

И школьник исчез.

Учитель. Почему учительница не захотела «подсказывать»?

В каком значении слово «где-то» употребляется в литературном языке?

Учитель.

Давайте посмотрим в «Энциклопедическом словаре юного филолога» что значит «культура речи»? (Умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения).

Зачем человеку умение правильно говорить и правильно писать?

Что значит «употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общении»?

Учитель.

Представьте такую ситуацию: ваш товарищ пропустил из-за болезни занятия в школе. Он звонит вам и спрашивает, какую тему вы изучили (Например: «Глагол»). Составьте диалог. (5-7 реплик).

Учитель.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной и т.д.), различные явления природы.

По частоте употребления в речи глагол занимает второе место (после существительных).

Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что обращали внимание многие писатели. У вас на партах, в приложении к уроку, находятся два наиболее ярких высказывания писателей о глаголе – А.Югова и Ю.Бондарева. Прочитайте и запишите в тетрадь одно понравившееся вам высказывание.

1. Задание на доске. Соедини пословицы.

О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Трудовая денежка до веку кормит.

– Выделите окончания.

– Как вы понимаете смысл этих пословиц? Чему они учат?

2. Самостоятельная работа. Восстановите пословицы по данным словам.

Труд, рыбка.

Тише, дальше.

Посеешь, пожнешь.

Посмешишь, насмешишь.

3. Игра. Кто больше?

Назовите общие слова, обозначающие трудовую деятельность. (Работать, делать, трудиться).

А в каждой отрасли есть свои слова. В сельском хозяйстве, в строительстве, в домашнем обиходе. Назовите их. Какая группа больше.

В сельском хозяйстве: пахать, сеять, боронить, полоть, убирать, молотить, косить, сгребать, жать, и т.д.

В строительстве: строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить.

В домашнем обиходе: варить, чистить, мыть, убирать, стирать, печь, полоскать, выжимать, резать, гладить, солить.

4. Восстановите текст. Добавьте недостающие слова.

5. Глаголы звучания и цвета.

Учитель.

Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает грузовик, на кухне гремят посудой, булькает вода.

А сколько новых звуков мы можем услышать в лесу. Назовите эти звуки, используя картинку.

Замечательный русский писатель Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту, создает яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих голосов. (Работа по Приложению). Обратите внимание на многообразие и выразительность глаголов, используемых здесь автором. Выпишите глаголы цвета и звука.

А теперь посмотрим как работают глаголы в поэзии.

Исследователи творчества А.С.Пушкина отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. А идейно-художественным центром текста становились глаголы. Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Образ вьюги сначала дается через зрительные впечатления:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

Затем автор переходит к звуковым образам:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Слух поэта различает и завывание ветра, и плач ребенка, и шорох соломенной крыши, и стук в окошко. Весь отрывок полон движения, жизни. И достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов звука. Что делает буря? Она «кроет небо», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Почти все глаголы имеют приставку «за», которая сообщает им, с одной стороны, значение начала действия, а с другой – единый музыкальный ритм строфы.

V. Работа с учебником.

Учитель.

– А теперь откроем учебники и выполним упражнение 293.

(Упражнения выполняются по группам. Отвечает один ученик от группы.)

Упражнение 292.

– Давайте вспомним, какие стили речи вам известны. Дайте стилистическую характеристику словам синонимического ряда, написанным на доске (работать, трудиться, вкалывать; бегать, гонять; говорить, болтать; выучить, вызубрить), и составьте с ними предложения.

– Обратимся к заданию, которое вы получили на карточках в начале урока. От каждой группы по одному человеку выступить с монологической речью по составленному плану.

VI. Итоги урока.

Учитель.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?

– Закончить предложение: «Сегодня на уроке я …».

Литература.

http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/sborniki-stihov-pri-zhizni.htm

http://www.mista.ru/pogovorki.htm

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/05/10/glagol-samaya-ognepyshushchaya-samaya-zhivaya-chast-rechi

https://books.google.com/books?id=Tt38AgAAQBAJ&pg=PA151&lpg=PA151&dq=высказывания+писателей+о+глаголе&source=bl&ots=X91lMw0h8O&sig=I5SR09g5

Приложения к уроку (Раздаточный материал)

Приложение 1. Отрывки из произведений А. С. Пушкина.

1.      Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

                Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче … погляди в окно:

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

2.      Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

3.      Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею…»

А. С. Пушкин «Полтава».

Приложение 2.  Работа в группах.

1-ая группа

Прочитайте все 3 отрывка.

Найдите в них возвратные глаголы. Как определяется категория возвратности?

2-ая группа

Прочитайте 1-ый отрывок.

Выпишите глаголы. Определите постоянные признаки глагола (вид, переходность, спряжение) по первому отрывку. Сделайте вывод. Какие признаки глагола являются постоянными?

3-я группа

Прочитайте 2-ой отрывок.

Определите непостоянные признаки глагола ( время, число, лицо, род) по второму отрывку. Сделайте вывод. Какие признаки глагола являются непостоянными?

4-ая группа

Прочитайте 3-ий отрывок.

Спишите отрывок. Найдите глаголы. Определите их синтаксическую роль.

Приложение 3.  Памятка.

 КАК СОСТАВИТЬ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

1.  Вступление. Придумайте начальную фразу, формулирующую тему вашего

     высказывания, используйте цитаты.

2. Продумайте  размещение отдельных частей высказывания (составьте простой план).

3. Сохраняйте стилевое единство, используйте языковые средства характеристики для  научно-учебного стиля речи.

4.  Приведите примеры.

5.  Сделайте вывод.

Критерии оценивания монологического высказывания

1. Соответствие теме и полнота раскрытия   ( 3 ).

2. Правильность речи, соответствие нормам (синтаксическим, лексическим, орфоэпическим, грамматическим )                 (  3 ).

3. Логичность  ( 2 ).

4. Эрудиция     ( 2 ).

5. Выразительность ( 2 ).

Приложение 1.

1.         «Все деревья в полном соку, все травы цветут, благо­ухают. Куда ни оглянись, все цветы, цветы и цветы… Там  желтеет  зверобой,  синеют  темно-голубые бубенчики и середь яркой изумрудной зелени белеет  благовонная купена и алеют  зрелые ягоды костяники.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку  трещат  в вы­сокой сочной траве кузнечики и кобылки, вьются над цветами жучки и разновидные козявки, воркуют серо-сизые с зеленой шейкой дикие голуби, как в трубу тру­бит черная желна, стучат по деревьям дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются либо кошкой взвизги­вают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно ку­куют кукушки и на разные голоса весело щебечут  сви­ристели, малиновки, лесные жаворонки и другие мелкие пташки… И все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни и довольства жизнию».                                          (А. Мельников-Печерский)

2.                                            Буря мглою небо кроет,

 Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

                                                                                                              (А.Пушкин,  «Зимний вечер»)

3.                                 Утро

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом,— на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок,— воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

                                                                                                                                                             (И. Никитин)

Приложение 1.

Диалог  1.

-Саша, привет!

-Что вы там сегодня изучали по русскому?

-Глагол.

-И что?

-Что «что»?

-Ну, что такое глагол?

-Это такие слова, которые обозначают действия.

-Угу, понятно. А что училка задала?

-Упражнение 125.

-Ну, спасибочки, пока!

Диалог  2.

-Ленка, приветик! Я сегодня не была в школе. Что изучали по русскому?

-Глагол.

-А ты можешь мне по–быстрячку  обьяснить – что это такое, чтоб я «вьехала»?

-Слушай. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?».  Ну там «писать, читать».

-Да-да, понятненько.

-Ну, короче  говоря, они обозначают все действия.

-А, ясно, спасибо!

Внимательно прочитайте диалоги.   Какие нарушения речевой культу­ры (а с ней и культуры поведения)  вы заметили?  Обоснуйте свой ответ.

1.  Сестры разговаривают по телефону.

— Едь ко мне. Не забудь полувер и цепочку. Поняла?

— Поняла, поняла.  Жди. Буду где-то через час.

Прокомментируйте значение слов “полувер” и “цепочка“?

2. Семиклассник заглянул в учительскую.

—  Здрасьте,  Нин Васильна! 

—  Здравствуй, Саша.                                                 

—  Где библиотекарша,  не подскажете?

— Я, Саша, подсказывать не вижу необходимости. А сказать могу: библиотекарь Мария Гавриловна уехала на базу. Будет к одиннадцати часам.

—  Ага. Значит,  где-то в 11 подойдет. Ништяк. Успеваю.

И школьник исчез.

                        Почему учительница не захотела «подсказывать»?

                        В каком значении слово «где-то» употребляется в литературном языке?

 Высказывания о глаголе (записать в тетрадь)

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!

                                                                                     (А. Югов)

         … По моему глубокому убеждению, вся выразительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера…

                                                                                     (Ю. Бондарев)

Составьте высказывание на лингвистическую тему «Язык и речь» или «Речь и её разновидности».

На странице вопроса Составьте высказывание на лингвистическую тему «Язык и речь» или «Речь и её разновидности»? из категории Русский язык вы найдете
ответ для уровня учащихся 5 – 9 классов. Если полученный ответ не
устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую
систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами
других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно,
вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где
можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Добавить комментарий