Повторение пройденной темы.
Игра «Поймай ошибку!».
Учитель предлагает ученикам поиграть в игру,
чтобы повторить пройденную тему урока. Обращает внимание учеников на доску.
Просит взять заранее подготовленные карточки с текстом.
– Ребята, давайте поиграем в игру под
названием «Поймай ошибку!». Перед вами текст. В этом тексте допущены ошибки с
границами предложений. Вам нужно исправить ошибки.
Учитель читает текст.
Текст.
Я твёрдо решил в Антарктиду поехать чтоб
закалить. Свой характер в Антарктиде всегда. Зима и совсем нет. лета туда
только. Самые смелые. Едут так Вовкин. Папа сказал.
После выполненной работы, учитель проводит
проверку и оценивание.
– Молодцы ребята!
Чтобы найти границы предложений, нужно определить законченность мысли.
– Сегодня на уроке,
вы будете выполнять ещё много интересных заданий и играть в игры. А оценивать
их будете на оценочных листах. После каждого задания на них вы будете
отмечать предметы за правильные ответы, а какие это предметы, вы узнаете
отгадав загадки.
Учитель читает
загадки.
Загадки.
Сижу верхом не
на коне,
А у туриста на
спине.
(рюкзак)
Наведёт
стеклянный глаз,
Щёлкнет раз и
помнит вас.
(фотоаппарат)
На ладонь он ляжет весь,
Не часы – а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
(компас)
– Ребята, для чего эти предметы нужны? Куда
человек использует их?(ответы детей).
– Верно! Туристы пользуются этими предметами
в путешествиях. А сейчас, мы с вами тоже совершим путешествие. Путешествие в
мир профессий.
Учитель читает
стихотворение.
Актуализация жизненного опыта.
Целеполагание.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
-Ребята, кто из вас знает какие профессии
связаны с путешествием? (ответы детей).
Обращает внимание учеников на доску.
– Посмотрите на доску, познакомьтесь со
следующими профессиями.
Читает стихотворения, демонстрирует
иллюстрации.
Он рассказывает внятно,
Он экскурсии ведёт.
Нам становится понятно
То, что он – …экскурсовод
Экскурсовод
проводит экскурсии в музеях. Похожая
профессия и у гида. Гид сопровождает туристов во время путешествий, проводит
экскурсии по достопримечательностям городов.
Когда тебе нужно,
В удобный момент
Оформит путёвку в тур
Турагент.
Турагент помогает туристу подобрать маршрут
(тур) путешествия, купить билеты, найти гостиницу для проживания с питанием и
развлечениями. Есть похожая профессия туроператор. Его работа связана с тем,
чтобы предоставлять турагенту готовые туры.
Игра «Кто быстрее!»
– А сейчас давайте поиграем ещё в одну игру
«Кто быстрее!». Участвовать в игре вы будете парами. Каждая пара должна
расшифровать тему нашего урока. Кто быстрее это сделает, должен произнести
СТОП. Затем прочесть получившееся предложение.
Учитель раздаёт карточки с заданием каждой
паре учеников.
– Тема урока зашифрована в первых буквах
этих профессий. Некоторые из них вам не знакомы, их названия вы можете
посмотреть на доске.
Показывает задание на доске.
Учитель останавливает игру, после того как
одна из пар произнесла СТОП. Вместе с остальными учениками проводится
проверка расшифрованного предложения.
– Молодцы ребята!
Тема нашего урока: «План
высказывания». Сегодня вы
узнаете, как составить высказывание по плану.
1. Оформление тетрадей
________мая
Классная работа
2.Запись пословицы с соблюдением высоты,
ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений.
Хочешь ехать далеко – начинай с
близкого.
Работа с пословицей по плану:
1. Чтение пословицы.
2. Объяснить значение непонятных слов.
3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и
чему учит?
4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно
употребить данную пословицу.
Работа над темой урока.
Учитель обращает внимание учеников на доску.
– Ребята, посмотрите на доску и прослушайте текст.
Читает начало текста.
Если
вы собрались путешествовать, то у вас обязательно возникнут вопросы: Куда
поехать отдохнуть? Где лучше остановиться? Какие места посетить?
Никто не ответит на эти вопросы лучше, чем… . Потому что … .
Учитель
предлагает варианты профессий.
Гид
Экскурсовод
Жители
Глобус
Турист
Энциклопедия
Путеводитель
Атлас
Карта
– Ребята, люди
какой профессии помогают выбрать тур/маршрут?
(Ответы детей).
– Верно! Никто
не ответит на эти вопросы лучше, чем гид. Потому что он много путешествует
вместе с туристами и знает много красивых мест.
А сейчас я
попрошу вас высказать своё мнение о профессии гид. Как вы считаете, полезная
ли это профессия? Начните своё высказывание со слов:
На мой взгляд
… .
Мне кажется,
что … .
Я думаю, что
… .
По – моему …
.
Учитель
прослушивает высказывания детей.
– Молодцы!
Давайте изучим план высказывания.
– А сейчас я
предлагаю вам выполнить парную работу. Посмотрите на эти карточки разных
профессий. Вам нужно о каждой из них дать информацию. Первую карту мы уже
заполнили. Это карта гида. В первом задании вам нужно заполнить карту гида.
Парная работа.
Задание 1.
«Карта гида».
Ученики
составляют из предложений связанное высказывание. Записывают его на карту.
Пример
задания.
Гид –
интересная и нужная профессия.
Он может
ответить на все вопросы туристов.
Гид знает
много интересного о крае.
После завершения
работы, учитель проводит проверку и оценивание.
Групповая
работа.
Задание 2.
«Карта ветеринара».
Учитель
объединяет учеников в группы. Предлагает выполнить групповое задание.
Ученикам нужно прочесть текст. Подробней познакомиться с профессией
ветеринар. Составить и записать план высказывания с опорой на рисунки к
тексту.
Пример задания.
После завершения
работы, учитель проводит проверку и оценивание.
Физминутка
Групповая работа.
Задание 3. «Карта профессий».
Учитель предлагает выполнить ещё одно задание в
группах. Группы должны рассмотреть фотографии и составить высказывание о
профессиях связанных с туризмом и путешествием по плану.
Группа 1.
«Карта экскурсовода».
Экскурсовод – интересная и нужная профессия.
Он расскажет много интересного об экспонатах музея.
Экскурсовод изучает историю происхождения всех
экспонатов музея.
Группа 2.
«Карта стюардессы»
Стюардесса – нужная и интересная профессия.
Она сопровождает пассажиров самолёта, обеспечивает
им комфортное путешествие.
Стюардесса умеет вежливо обращаться к пассажирам.
Группа 3.
«Карта – проводника»
Проводник – нужная и интересная профессия.
Он сопровождает пассажиров поезда во время
путешествия.
Проводник знает весь маршрут по которому едет поезд.
Группа 4.
«Карта фотографа»
Фотограф – очень интересная и нужная профессия.
Он делает красивые фотографии природы всей планеты.
Фотограф умеет фотографировать красивые моменты.
После выполненной работы учитель вместе с учениками
проводят проверку и оценивание.
Дифференцированная работа.
Задание 4. «Проверь себя!»
Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу.
Задание 1.
Соотнеси профессию с предметами, которые он
использует в своей работе.
Задание 2.
Запиши что делают люди данных профессий.
Учитель _______________________
Строитель _____________________
Художник ______________________
Задание 3.
Выбери одну профессию. Запиши высказывание по плану.
Я думаю, что … .
ФО. Оценочный лист
Критерии:
Верно определить
границы предложений.
Дескрипторы:
Читает текст.
Определяет законченную мысль предложений перетавляя точки.
ФО. Оценивается
уровень развития речи.
ФО. Словесная
оценка
Критерии:
Расшифровать тему
урока.
Дескрипторы:
Определяет
профессию по иллюстрации;
Составляет
предложение по первым буквам названий профессии.
ФО
Оценивается
каллиграфия
ФО
«Аплодисменты»
Составил
высказывание.
ФО.
Оценочный лист
Критерии:
Составить
из предложений связанное высказывание.
Дескрипторы:
Записывает
высказывание связывая предложения между собой.
ФО.
Оценочный лист
Критерии:
Составить
высказывание по рисункам.
Дескрипторы:
Читает
текст о профессии ветеринар;
Составляет
и записывает высказывание с опорой на рисунки.
ФО.
Оценочный лист
Критерии:
Составить
высказывание о профессии.
Дескрипторы:
Рассматривает
фотографии разных профессий;
Составляет
высказывание по плану.
ФО.
Оценочный лист
Оценивание
по дескрипторам:
Критерии:
Определить
предметы, которые использует для работы врач, строитель и художник. Записать
что делает человек данной профессии. Составить высказывание по плану.
Дескрипторы:
Соотносит
предметы с профессией, которая использует их для работы;
Записывает
предложение о том, что делают люди данной профессии;
Составляет
высказывание по плану со слов:
Я
думаю, что… .
Учимся составлять план текста 2 класс 21 век
Составила: Кулиненко Н.И.
Минута чистописания.
- Заяц тетерев рысь животные
- Что общего у этих слов?
(существительные)
- Какое слово лишнее?
(животные)
- Эта буква в лишнем слове выделяет непарный ,согласный, твёрдый звук .
Составьте текст из 3 предложений со словом животные
Что это?
Что это?
Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку. Они долго висят, украшая сосны.
Дождь перестал. Все стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми лучами радуги.
1. Дождь развесил капли-сережки
2. Солнечный луч озарил капли сережки
Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Ни одной сережки.
3. На ветках ни одной сережки
Тема урока
Учимся составлять
план текста
Цель урока:
сформировать понятие
«план текста»
Задачи:
– учиться
соотносить заголовок с основной мыслью текста
-формировать умение
составлять план текста
- корректировать неправильно составленный
план
Игра «Закончи предложения»
Текст –это…
предложения, связанные между собой по смыслу
Текст состоит из…
предложений
По заголовку можно узнать …
о теме текста
План текста – это главные предложения (ключевые слова), каждого абзаца текста, расположенные по порядку.
Прочитайте текст. Подберите заголовок к тексту, составьте план.
На дереве лежит пушистая рыжая кошка.
У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь.
Берегитесь, зайцы и тетерева!
– из скольки пунктов будет состоять наш план?
-прочитай каждую часть плана, выбери ключевые слова.
1 абзац
На дереве лежит пушистая рыжая кошка.
1.Пушистая кошка.
2 абзац
У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь.
2.Хищная рысь.
3 абзац
Берегитесь, зайцы и тетерева!
3.Берегитесь, зайцы и тетерева!
План.
1.Пушистая кошка.
2.Хищная рысь.
3.Берегитесь, зайцы и тетерева!
-последнее предложение по цели высказывания какое?
(восклицательное, побудительное)
Что такое план текста?
План текста – это главные предложения (ключевые слова), каждого абзаца текста, расположенные по порядку.
Почему важно, чтобы пункты плана были написаны по порядку?
Потому что иначе план не будет соответствовать тексту
Что мы можем узнать из плана текста?
Последовательность частей текста, о чем говорится в частях текста.
Как правильно составить план текста?
Сначала выяснить, сколько всего частей в тексте, потом найти ключевые слова в каждой части и записать их по порядку.
Это и будет план текста.
Нужно ли нам уметь составлять план текста?
Нужно,потому что план текста помогает лучше понять текст, помогает понять последовательность абзацев, так проще запомнить текст.
А зачем нужно уметь составлять план текста
Умение составлять план- развивает речь.
Чем больше уровень вашего понимания материала урока, тем больше должно быть раскрашенных ячеек в первой линейке. Оцените, насколько вы старались работать сегодня на уроке. А насколько аккуратно вы оформляли записи в тетради?
- Понял материал
- Старался
- Работал в тетради аккуратно
Слайд 1
Урок 127,128 План текста. Учимся составлять план текста. Корнеева Е.П. учитель начальных классов МБОУ Школа №12 г.о. Самара
Слайд 2
Откройте тетрадь и запишите :
Слайд 3
Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь. Поставьте ударение. Словарь: кв… ртира , косм…с, п…нал, ср…да, д… ревня , р…бота, пл…ток, скор…, быстр…, г…рой, м… чта , д… кабрь , р… бята , вдру … .
Слайд 4
Откройте учебник с. 101 Новое словарное слово! Л о пата Составьте предложение.
Слайд 5
с. 98
Слайд 7
Прочитайте. (с. 99) Как составить план текста. -Сколько абзацев в тексте? -Какое предложение является главным? -Выделим ключевые слова каждого абзаца
Слайд 8
1 абзац: весенняя песня 2 абзац: песня лета 3 абзац: звучит музыка природы
Слайд 9
Сравним текст и план этого текста. Помогает ли план представить последовательность абзацев, то есть порядок основной мысли текста?
Слайд 11
с. 99-100 упр.4 Как составить план текста? Прочитайте текст Озаглавьте текст Прочитайте 1 абзац, выделите ключевое слово Прочитайте 2 абзац, выделите ключевое слово Прочитайте 3 абзац, выделите ключевое слово Прочитайте полученный план
Слайд 13
Домашнее задание с. 98-99 учить, с.101 упр.2
Я как-то рассказывала о том, как научить ребёнка составлять план текста. В этой статье я покажу, как это делать, на примере произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
Прежде, чем составлять план рассказа, ребенку нужно его прочитать. Да, он уже читал его в классе. Возможно, ребенок будет говорить, что помнит содержание. Составление плана – работа с текстом. Она начинается с прочтения этого текста. Ведь составление плана текста – это подготовка к его пересказу.
После того, как ребенок прочитал текст, нужно определить, на сколько частей можно разделить этот текст. И здесь дети часто испытывает сложности. Кто-то из ребят сразу может определить верное количество частей и их границы, помня содержание. А кому-то это сложно сделать. Мы говорим о том, как помочь детям, испытывающим сложности при составлении плана.
Берем карандаш и в тексте будем отмечать начало и конец каждой части. Как правило, одна часть заканчивается тогда, когда завершается какое-то событие. В следующей части происходит новое событие или появляются новые герои.
В нашем рассказе первая часть заканчивается, когда шляпа падает на пол.
Спросите ребёнка, о чем шла речь в первой части (это нужно делать после определения границ каждой части). Теперь нужно придумать название для этой части. Это будет первый пункт плана.
Дальше определяем границы второй части. В ней идёт речь о том, как ребята раскрашивали картинки в комнате и испугались, увидев движущуюся шляпу.
Попросите ребенка придумать название для этой части. Это второй пункт плана.
Определяем границы третьей части. Она начинается с последнего абзаца на странице 55, а заканчивается после первого абзаца на странице 58.
В третьей части идет речь о том, как ребята прибежали на кухню и приняли решение кидаться в шляпу картошкой. Название этой части – следующий пункт плана.
Оставшаяся часть текста – четвёртая. Обсудите с ребёнком, о чём идет речь в этой части и попросите его придумать название.
Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал
Обновлено: 20.05.2023
Цель: Закрепить различные виды предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
отрабатывать умения определять цель предложения;
развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
Воспитывать культуру речи, умение слушать других.
Оборудование: учебник, раздаточный материал: тетрадь, карточки для индивидуальной работы, проектор, компьютер, презентация.
I. Организационный момент (слайд 1, приложение 1)
Здравствуйте, дети. Давайте создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. Садитесь. На каждом уроке мы совершаем маленькое открытие. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мною своими открытиями, которые мы сделали на предыдущих уроках и сделаете еще маленькое, но важное открытие.
II. Минутка чистописания + «вхождение» в тему урока:
– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прежде чем начнем писать, давайте сделаем зарядку нашим пальчикам: (Любопытные пальчики)
– Сколько у нас пальцев? (5).
– А сколько букв на доске? (5)
– Какие звуки они обозначают? ( шипящие)
– Какая буква здесь лишняя и почему? (р-звонкая)
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь. (Слайд 3)
– Пропишем только шипящие.
– Придумайте слова с этими шипящими. Запишем несколько слов.
III. Словарно – орфографическая работа. Игра « Вижу – слышу».
– Работать с нами будут Дамы-орфограммы. Они прислали 3 задания. – Пойдут к доске и выполнять эти задания…, … .
Индивидуальные задания по карточкам:
1 ученик работает с карточкой ( жи – ши, ча- ща)
Задание: выпиши слова с пропущенной орфограммой и подчеркни её.
Еж.. в тиш..не ш..пят на ш..шки.
2 ученик (у доски) вставляет пропущенные буквы.(ча-ща)
Задание: выпиши слова с пропущенной орфограммой и подчеркни её.
Мы за ч..ем не скуч..ем по три ч..шки выпиваем.
3 ученик исправляет ошибки, допущенные в тексте.
Задание: вставь пропущенные орфограммы и подчеркни их.(чу-щу)
Ч..гун стоял на полке в ч..лане
В это время работа с классом.
– А с остальными поиграем в игру « Вижу – слышу».
– Ребята, что это за слова? ( словосочетания)
– Что такое словосочетания? ( Словосочетания – это соединение двух слов, главного и зависимого, связанных между собой по смыслу и грамматически).
Крепкое здоровье
Верные друзья
Сильная вьюга
Белые хлопья
Новое пальто (Слайд 4)
– Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? ( существительные и прилагательные)
– На какие группы можно разделить существительные? ( одуш .и неодуш.)
– Какое слово может быть лишним? (друзья – одуш.)
– Составьте предложение используя одно из словосочетаний. Запишите его. ( Заслушать 1 – 2 учеников). Молодцы.
– Какая орфограмма встречается в именах существительных? (Раздел ь)
– Когда он пишется? ( Раздел. Ь пишется после согласных, перед буквами е,ё,ю,я,и).
Коллективная проверка работы у доски (индивидуальная)
– Проверим ребят, выполняющих работу Дам-орфограмм.
– На какие правила нам прислали задания Дамы-орфограммы? (Слайд 5)
IV. Актуализация опорных знаний.
– Давайте вспомним, что такое предложение? ( законченная мысль)
– Чем могут отличаться предложения друг от друга? ( О.д.)
Вывод: Предложения по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? ( о.д.)
– Верно, сегодня повторим какие предложения бывают по цели высказывания. (слайд 6)
V. Раскрытие темы урока:
Встретились два друга. И разговорились. (слайд 7, приложение 1 )
– Черепаха, унеси меня домой.
– А где ты живешь?
Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)
Какая это речь? (Разговорная)
Сколько героев участвует в разговоре? (2)
Кто они? (Черепаха и муравей)
Как называется такой текст? (диалог) Что называют диалогом?
( В словаре Ожегова диалог – это разговор между двумя лицами)
С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)
Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)
Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное)
Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)
Какой знак стоит в конце предложения? (?)
Как называются такие предложения?
Что сообщается в последнем предложении?
Какой знак стоит в конце предложения?
Как называются такие предложения?
VI. Обобщения (выводы).
-Что содержит вопросительное предложение?
-Что содержит повествовательное предложение?
-К чему побуждают побудительные предложения? (слайд 8)
Приведите на каждый вид свои примеры.
По цели всегда различай предложения.
Вопрос в вопросительном (даешь ответ).
А в побудительном – просьба, совет.
VII. Физминутка. (слайд 9)
VIII. Работа в группах.
– Откройте учебник на с. 172. Поработаем в группах по упр.760.
1 группа – выписывает только повествовательные предложения
2 группа – только вопросительные
3 группа – только побудительные
Взаимопроверка. Коллективная проверка.
I Х. Индивидуально –групповая работа с использованием разно уровневых заданий.
– Ребята, на столах у вас лежат карточки с заданиями разных уровней. Задания для себя вы выбираете сами, но с учётом своих возможностей.
1 уровень . (на 3 балла)
Поставьте нужные знаки препинания.
Из-под них показался ёжик (! ? .) Какой он запасливый (! ? .) На его иголках зазеленели яблоки (? ! .) В кустах послышался шорох (.! ?) Кто это там (. ! ? )
2 уровень . (на 4 балла)
Приведите примеры предложений по цели высказывания и запишите их.
3 уровень . (на 5 баллов)
Определите по началу предложения каким оно будет. Допиши предложения. Поставь знак в конце предложения
Коллективная проверка. ( Слайд 10.)
– Поднимите руки кто получил 5 баллов? ( 4 балла, 3 балла)
Х. Повторение ранее изученного. Работа с предложением.
– Что вы заметили? (нет знаков препинания)
– Запишите получившиеся предложения, поставив правильные знаки препинания.
Хорошо весной на улице светит яркое солнце вы любите это время года (Слайд 11)
– Проверка по слайду. ( Слайд 12)
Х I. Итог.
– Что повторили о предложении?
– Какие бывают предложения по цели высказывания?
Х II. Рефлексия.( Слайд 13)
Ствол дерева, ладошки.
– Ребята, у вас на столах лежат ладошки разных цветов. Зелёный – вам всё было понятно на уроке. Жёлтый – остались вопросы по уроку.
Красный – непонятно ничего.
– Выберите ладошку и приклейте к стволу дерева.
Х III. Домашнее задание.
Выписать из учебника литературы по 2 предложения разных по цели высказывания.
Читайте также:
- Что значит выражение рулит
- 54 кодовые фразы для счастья и удачи
- Как в записанном высказывании отражается идея рассказа голубая стрекоза
- Почему в учении л витгенштейна все этические высказывания бессмысленные
- Фразы для приветствия в письме