Научный стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая применяется в сфере науки с использованием терминов, абстрактных слов и сложных синтаксических конструкций.
Узнаем, что такое научный стиль в русском языке, определим его задачу, стилевые черты, жанры и языковые средства. Приведем примеры текстов научного стиля речи.
Что такое научный стиль?
Определение
Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Научный стиль является одной из разновидностей книжных стилей русского языка. Он принадлежит сфере научных исследований и формулированию их результатов. Эта разновидность литературного языка используется в трудах учёных и исследователей в какой-либо области знаний.
Задача научного стиля
Основная задача научного стиля — сообщить точные сведения, проанализировать их, объяснить причинно-следственные связи, обобщить результаты исследований.
Обычная форма реализации исследуемого стиля — это монолог.
Языку науки характерны следующие стилевые черты:
- объективность изложения;
- подчёркнутая логичность;
- точность формулировок;
- доказательность.
Пример научного стиля речи
Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)
Основные признаки научного стиля речи
Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.
Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.
На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.
Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.
Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.
В научной литературе широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
Жанры научного стиля
Научный стиль реализуется в следующих жанрах:
- диссертация
- научный доклад, статья;
- монография
- аннотация
- тезисы
- лекция
- курсовые и дипломные работы студентов;
- энциклопедия, учебник, справочник и пр.
Языковые средства научного стиля
Для этого книжного стиля характерно предварительное обдумывание излагаемого материала, строгий отбор языковых средств, соблюдение лексических, морфологических и синтаксических норм русского языка. С этой точки зрения научный стиль — это нормативный язык науки.
Языковые особенности научного стиля
Языковые средства | Примеры |
Уровень языка: лексика | |
Термины – точное название какого-либо понятия из области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. (однословные и словосочетания).
Общенаучная лексика, а также книжная (но не высокая) лексика абстрактного значения. |
Медицина: диагноз, наркоз, отоларингология, рецепт.
Философия: агностицизм, базис, диалектика, материя. Число, система, функция, процесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться. |
Уровень языка: морфология |
|
Преобладание имени существительного над другими частями речи. | Основу проблематики социальной лингвистики составляет исследование влияния общества на язык и языка на общество. |
Частотность существительных в И. п. и Р. п. | Социальная лингвистика – наука об общественном характере возникновения, развития и функционирования языка. |
Широкое использование абстрактных сущ. ср. рода | Движение, количество, явление, отношение, образование, изменение. |
Преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени. | Среди стилистически окрашенных средств выделяются такие, которые довольно регулярно используются в определенных функциональных стилях. |
Отсутствие форм глагола 2-го л. ед. и мн. ч.; использование формы 1-го л. мн. ч. при указании на автора. Соответственно использование местоимения мы вместо местоимения я. | Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о разложении определителя по элементам какого-нибудь столбца. |
Употребление указательных местоимений. | В данном случае, этот процесс |
Употребление причастий и деепричастий. | Варианты – разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Сгруппировав слова со сходными значениями, мы полнее почувствуем своеобразие стилистических категорий. |
Уровень языка: синтаксис |
|
Грамматически полные предложения, повествовательные невосклицательные предложения с прямым порядком слов. | Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему. |
Пассивные конструкции (с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями) и безличные предложения. | К деловым текстам предъявляются те же требования, что и к текстам других функциональных стилей. Все названные средства сконцентрированы в начале абзаца. Можно обозначить эту функцию также через ХУ. |
Языковые средства | Примеры |
Предложения, осложненные однородными, обособленными членами, вводными словами и конструкциями; сложные предложения. | В социальной лингвистике изучаются дифференциация языка, вызванная социальной неоднородностью общества, формы существования языка, сферы и среды его использования, социально-исторические типы языков (язык-диалект племени, язык народности, национальный язык), языковая ситуация, разные виды двуязычия и диглоссии (использование двух форм существования одного и того же языка), социальный характер речевого акта. |
Вводные и вставные конструкции. | По мнению автора; как отмечает автор; во-первых; во-вторых; с одной стороны; с другой стороны; например; напротив; итак; таким образом. |
Разнообразные средства связи отдельных абзацев в одно композиционное единство. | Вначале попытаемся…; сказанное, разумеется, не означает…; как мы уже знаем…; как было подчеркнуто… |
Рассмотрим подробнее особенности средств научного стиля на разных уровнях языка.
Особенности средств научного стиля
Научный стиль требует точности в изложении материала, поэтому слова употребляются в прямом значении. Для научного стиля речи характерно использование множества терминов и однозначных слов.
В текстах преобладают абстрактные имена существительные. В соответствии с областью применения (математика, медицина, психология, лингвистика и пр.) отметим существенные отличия в терминологии текстов научного стиля, но основные стилевые черты остаются неизменными.
Разговорная лексика отсутствует. Эмоционально окрашенные и экспрессивные слова употребляются редко.
Уже доказано, что лекарственные свойства золотого уса обусловлены содержанием в нем витаминов, флавоноидов, стероидов и ряда микроэлементов (железа, хрома, меди). Эти вещества оказывают антибактериальное и общеукрепляющее действие, поэтому препараты из золотого уса полезно принимать не только для лечения, но и для профилактики заболеваний. Например, прием отвара каллизии в осенне-зимний период помогает уберечься от простудных заболеваний и гриппа.
В области морфологии научного стиля речи отметим следующие характерные черты:
- использование единственного числа имен существительных в значении множественного при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков.
Ель европейская — это вечнозеленое хвойное дерево из семейства сосновых. В благоприятных условиях ель вырастает в высоту до 50 м. Продолжительность жизни ели составляет триста-четыреста лет.
- вещественные имена существительные приобретают форму множественного числа (высокопрочные стали, смазочные масла);
- употребление глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени (считается, полагают, утверждают);
- причастия и деепричастия;
- составные предлоги и союзы (в связи с, из-за того что, ввиду того что, благодаря тому что).
Отметим такую немаловажную особенность, что в научной литературе предпочтителен выбор большого количества имен существительных и прилагательных, уточняющих и расширяющих их значение, чем глаголов.
Для синтаксиса научного стиля характерны признаки:
- прямой порядок слов в предложении;
- преобладание сложных предложений;
- использование вводных слов и конструкций.
В зависимости от задач текста различают следующие разновидности научного стиля:
- научно-популярный
- научно-деловой
- научно-технический
- научно-публицистический
- учебно-научный.
Видео «Научный стиль (10 класс)»
Научно-популярный стиль
Эта разновидность научного стиля используется для популяризации научных открытий и достижений. Авторы научно-популярного стиля в увлекательной и занимательной форме повествуют о космосе и загадочных планетах, о жизни животных и растений, о тайнах морей и океанов, то есть обо всём, что интересует любознательных читателей.
Научно-популярный стиль сохраняет основные особенности научного стиля. В нем используются термины, отвлеченные существительные. У глаголов преобладают формы третьего лица единственного числа. Но в отличие от других видов научного стиля в тексте употребляется разговорная и эмоционально-экспрессивная лексика. Для оживления повествования используются образные средства (эпитеты, сравнения, различные виды повторов), а монолог иногда приобретает черты диалога.
Пример научно-популярного стиля
Понаблюдаем, как в популярном изложении объясняется, что все растет из корня, в «Занимательной грамматике» Н. Ф. Александрович:
«Зри в корень!» — гласит известный афоризм Козьмы Пруткова. Это шутливое, но очень верное изречение. И если оно годится для всех случаев жизни, когда мы хотим отыскать первопричину какого-либо явления, то особенно важно помнить, когда нам нужно разобрать слово по его составу. Тут уж действительно надо «зреть», то есть смотреть, остальные части слова, понять его и написать без ошибок. Недаром среди учащихся ходит поговорка:
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Как ствол и ветки дерева растут из корня, так и родственные слова появились из одного корня. Это родство иногда обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни запрятаны, как глубоко бывают скрыты под землёй и корни дерева. Поэтому приходится другой раз основательно «покопаться», чтобы обнаружить такой притаившийся корень.
«Копаясь» среди корней, можно узнать много интересного. Мы узнаем, что медведь не простое слово, а сложное, и составлено оно из двух корней: мёд и ведать. Так назвали зверя потому, что он любит лакомиться мёдом (отведывать мёд).
Е. Ковалева,
19 сентября 2020
При написании дипломной или курсовой работы настоятельно рекомендуется придерживаться научного стиля речи. Ознакомившись с материалом представленной ниже статьи, вы узнаете об особенностях, присущих данному способу повествования, а также основных правилах написания текста научным стилем.
Содержание:
- Научный стиль и его характеристика
- Подтипы научного стиля
- Признаки научного стиля
- Основные способы построения научного текста
- Описание
- Рассуждение
- Повествование
- Структура научного текста
- Примеры текстов в научном стиле
Научный стиль и его характеристика
Научный стиль – это одна из разновидностей литературного языка, которая применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности. Его главное предназначение заключается в передаче структурированной, логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности изложенного. В научном тексте прежде всего представлены понятия, закономерности и факты. Реже – идеи, способы получения знаний, методы, приемы, процедуры анализа.
Этому литературному стилю присущ ряд специфических особенностей, проявляющихся независимо от характера науки (точной, гуманитарной, естественной) и жанровых различий (научная статья или доклад, учебник, монография и пр.). Среди них следует отметить:
- предварительное обдумывание высказываний;
- монологический характер;
- строгий отбор языковых средств;
- тяготение к нормированной речи.
Научный стиль обслуживает сферу общения, которая требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. В нем широко применяются следующие языковые средства:
- специализированные слова (в том числе термины);
- специфическая фразеология;
- сложные синтаксические конструкции, между которыми выстраивается упорядоченная связь (для этого часто используются, к примеру, вводные слова);
- конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.
Такому стилю повествования свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов, при котором слова употребляются преимущественно в прямом значении. Преобладающая функция данной разновидности литературного стиля – информативная, ключевая форма речи – письменная, типичный вид речи – монолог.
Подтипы научного стиля
В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля:
- Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа – академическое изложение, особенности – точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
- Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
- Научно-популярный. Употребляется для создания лекций, статей и очерков. Основное отличие от других подтипов научного стиля – сведения преподносятся аудитории в общедоступной форме, понятным для большинства языком.
- Учебно-научный. Используется в составлении учебников, методических пособий, конспектов, лекций и научных программ. Как правило, данный подтип подразумевает наличие иллюстрированного материала, множества примеров и тщательных пояснений.
- Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
- Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.
Каждому подстилю и жанру свойственны индивидуальные стилевые особенности, которые не нарушают единство научного стиля, соблюдая его общие признаки и специфику.
Признаки научного стиля
Научный стиль отражает серьезность владения предметом и общий уровень знаний автора проекта. Специфика данного стиля повествования прослеживается в следующих особенностях:
- Точность. Достигается путем тщательного подбора слов, использования их в прямом значении, многократного применения терминов и специальной лексики.
- Логичность. Подразумевает составление логической цепочки, в которой каждый довод, высказывание, утверждение возникают из предыдущего написанного абзаца, главы и т.д.
- Последовательность. Информация передается четко, доступно, достоверно и по пунктам. Не используются философские отступления, многократные повторения, а также фразы и предложения, несущие нулевую смысловую нагрузку.
- Абстрактность. Предполагает применение абстрактных понятий, прежде всего терминологических, которые трудно представить, увидеть, ощутить. Например, точка, тело, молекула, вектор.
- Ясность. Предусматривает доступное, понятное и читабельное повествование.
- Объективность. В тексте излагаются научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты.
Научному стилю не свойственно употребление восклицательных высказываний, а также изложение собственного субъективного мнения.
Основные способы построения научного текста
Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы:
Описание
Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель – раскрыть особенности, установить связь (внешний вид, назначение и пр.).
Пример:
Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации… Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием… («Материаловедение»).
Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, – прочитал комендант. – Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».
Рассуждение
Ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, передает процесс получения нового знания, а также выражает мнение автора. Основная цель – найти истинность или ложность утверждения, используя аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение подразумевает под собой цепочку умозаключений автора научного изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях.
Пример:
В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами…Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».
Повествование
Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности. Основная задача – выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и обобщениями.
Пример:
«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг». Экономическая теория.
Структура научного текста
Тексты научной направленности имеют четкую структуру построения, независимо от жанра и подтипа.
- В основе текста находится главный тезис, включающий в себя предмет, явление или процесс, о котором говорится в научном труде, а также ключевые особенности того, о чем пойдет речь.
- В качестве обоснования главного тезиса используются аргументы, доводы, основания и прочие доказательства, полученные в ходе исследований. Их количество напрямую зависит от жанра и размера научной работы.
- Для сложной аргументации тезиса применяются иллюстрации – примеры, которые доказывают выдвинутые автором теоретические предположения.
В заключительной части научного текста излагаются выводы, содержащие аналитическую оценку проведенного исследования.
Примеры текстов в научном стиле
Из учебника химии по теме «Агрегатные состояния вещества»:
Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. При нагревании твердые вещества плавятся, а жидкие закипают, превращаясь в пар. Понижение температуры приводит к обратным превращениям. Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.
Из учебника биологии по теме «Амеба протей»:
Тело амебы представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. Ее форма постоянно меняется, благодаря чему клетка перемещается. Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки. Эти выросты называются ложноножками. Когда на пути амебы возникает скопление бактерий или остатки других организмов, ложноножки окружают их и замыкают в себе. Так начинается процесс пищеварения у амебы протей.
Из учебника географии по теме «Климатические пояса»:
Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс «суб» обозначает «между»).
Из учебника о животных:
На основании данных по результатам экспериментов и информации, которая представлены в работе №5 и отображена на Рис.2, можно сделать вывод, что ежи, живущие в Северной Африке, являются психологически ранимыми существами.
Из медицинского пособия:
Гастрит представляет собой воспалительный процесс слизистой оболочки стенок желудка. Симптоматикой данного заболевания являются боли, которые проявляются при голоде либо после приема пищи, тошнота, рвота, проблемы со стулом. Диагноз ставится после проведения эндоскопического обследования желудка. Лечение проводится медикаментозным способом, помогающим снизить кислотность в желудке.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.
Не только у ученых, но даже у студентов и школьников
возникает необходимость рассказать о своих научных исследованиях. Для этого
ученые пишут монографии, студенты — курсовые работы, а школьники делают
“проекты” и презентации. Конечно, все это — разные уровни научности.
Но есть то, что их объединяет — научный стиль изложения. Да, монография ученого
по ядерной физике и сообщение школьника на эту же тему — тексты совершенно
разные, но функционально они похожи. И тот, и другой текст транслируют научную
информацию определенной аудитории. Именно эту задачу и решает научный стиль. О
том, что это такое, в чем его особенности и каких ошибок следует избегать,
чтобы овладеть научным стилем, мы расскажем в этой статье.
Что
такое стиль и, в частности, научный стиль
Сегодня
мы говорим о научном стиле, а несколько веков назад — вплоть до XVIII века — у
науки был не просто стиль, а свой язык — латынь. Представьте, если бы вам
приходилось писать реферат, а потом устно делать доклад по нему ab ovo usque ad
mala на латыни! А ведь буквально три века назад студенты могли не просто писать,
но — общаться на этом древнем языке! Потому что действительно это — гимнастика
для ума.
Также рекомендуем:
Стиль научной статьи
Однако
постепенно наука (вслед за литературой и дипломатией) перешла на национальные
языки. И уже внутри национальных языков около науки оформился свой стиль,
который и получил название научного.
Что вообще такое стиль? Если попробовать объяснить
по-простому, то это — разновидность употребления языка. Язык содержит в себе
огромное количество элементов, «этажей», структур. Но не всё в нём годится для
того, чтобы создавать научные труды. Ученый выбирает лишь некоторые элементы — и
из них строит свой текст. Этот выбор элементов и последующее их применение и
называется стилем. В нашем случае — научным, так как область функционирования
этого стиля — наука. Кстати, выделяемый именно по «области функционирования»
научный стиль является одним из так называемых «функциональных стилей».
Вообще, с научной точки зрения, не очень научно (извините
за тавтологию) выделять стиль на основе внеязыковых реалий. Но что поделать,
если в данном случае это наиболее простой и точный способ. Итак, научный стиль
— это выбор и применение тех элементов языка, которые способны передать научную
информацию наиболее полно и точно.
Какие «элементы»
языка входят в научный стиль
Как и всякий другой,
научный стиль характеризуется:
-
определенным составом языковых элементов
(единиц) -
определенной организацией этих элементов
в текст
Ниже мы проследим основные особенности как языковых
единиц, так и их организации, а также отметим основные ошибки, которые
допускают люди при написании научного текста.
Здесь же отметим, что внутри научного стиля есть свои
разновидности. Скажем, одна и та же информация, изложенная, с одной стороны, в
монографии, с другой — в учебнике и, с третьей, — в научно-популярной книжке, —
будет преподнесена по-разному, хотя и сохранит единство научного стиля. Во всех
трех случаях будут видны его оттенки, или «подстили». Но на них мы в данном
случае останавливаться не будем.
Зачем науке свой стиль
Свой стиль науке нужен
по двум причинам. С одной стороны, та информация, которую транслирует наука,
слишком специфична, чтобы обходиться обыденным языком.
Попробуйте, например, языком домохозяйки пересказать теорию Большого Взрыва.
Нет, нет, не сериал, а именно физическую теорию! Получится очень приблизительно
и крайне неточно, если вообще получится. А вот в научно-популярных книгах
Стивена Хокинга она изложена и точно, и так, что ее могут понять даже,
извиняюсь, гуманитарии.
А с другой стороны,
специфична не только информация, которую передает наука, но и само научное
сообщество. Все-таки заниматься наукой «человек с улицы» не сможет, для этого
нужна, по крайней мере, осведомленность в области какой-либо науки, своего рода
«посвященность». А эта «посвященность» предполагает и особый язык (вернее,
конечно, стиль), непонятный для профанов, но такой, по которому с полуслова
понимают друг друга ученые. А вот пример НЕпонимания, скажем, медицинской
терминологии дан в фильме «Кавказская пленница»: врач говорит, что у пациента
«белая горячка», а товарищ Саахов подтверждает: «Да, да, белый, белый, совсем
горячий!» Конечно, это гротеск, необходимый для комедии, но довольно
показательный.
Специфика научной информации
Итак, какие же особенности
научного стиля связаны со спецификой научной информации:
-
Терминологичность
. Любая наука имеет
свой терминологический, понятийный аппарат. Все эти понятия и термины
содержатся и объясняются в специальных словарях. Но
научные тексты
рассчитаны на тех, кто уже знаком с терминологией
. Поэтому в самих текстах
термины не объясняются. -
Точность
. Одно из
фундаментальных свойств науки, находящее свое отражение в тексте.
Точными
должны быть не только слова
(лексические и фразеологические единицы),
но
и формулировки
. Это, конечно, не исключает метафор или каких-нибудь
эмоциональных маркеров в тексте, но делает их применение крайне узким и почти
всегда нуждающимся в обосновании. -
Логическая
последовательность
. Свойство, относящееся не к отдельным языковым
единицам, а к тексту в целом.
Логическая последовательность обеспечивает
надежную научную аргументацию
. -
Однозначность
. Многие слова в языке
обладают таким свойством, как полисемия — многозначность. Мы часто используем
его в разговорной речи, писатели любят прибегать к нему в художественных
текстах. А вот в науке полисемия очень часто — пагубное явление, она разрушает
точность научного высказывания. Поэтому
даже если вы используете
многозначные слова, старайтесь делать так, чтобы из контекста было понятно то
значение, которое вы вкладываете
.
Специфика научного сообщества
В научных текстах она
проявляет себя следующим образом:
-
Клишированность
. Почти все науки имеют
дело с повторяющимися, воспроизводимыми явлениями (экспериментами, алгоритмами,
формами взаимодействия с миром и человеком). Для описания этих явлений в каждой
науке сложились определенные языковые стереотипы, клише. Когда вы сами будете
описывать свои эксперименты или наблюдения, то так или иначе будете прибегать к
этим клише. Они с течением времени, что называется, входят в «плоть и кровь»
научного текста. Чаще всего
клишированными бываютаннотации к научным статьям
, строящиеся по единому образцу
(некоторые издания в требованиях к
публикациям указывают
даже слова и речевые обороты, которые нужно употреблять
в аннотации — не проходите мимо этих указаний
). Да и сама
форма научных
статей достаточно стереотипна
: опыт предшественников (+литература по
предмету) — собственные изыскания — выводы. Клишированность в науке (в отличие
от искусства) не порок, а достоинство: она тесно связана с научной
аргументацией и позволяет ученым быстрее вникать в суть дела. -
Научная фразеология
. В целом, это, как
правило, составные понятия, образованные по принципу фразеологизма. У каждой
науки они свои, поэтому нет смысла давать каких-то рекомендаций. С течением
времени фразеология вашей науки станет неотъемлемой частью вашего стиля. Так,
например, историкам не нужно объяснять, что такое
«потемкинские деревни»
или
«столыпинский
галстук»
. А вот неисторикам такие вещи иногда приходится
«прогугливать». -
Местоимения
.
В науке принято
говорить не от «я», а от «мы»
:
мы считаем, нам кажется, с нашей точки
зрения
.
«Я»-кать не принято!
Естественно, это касается научных
статей и текстов подобного рода. В устном выступлении «я» будет уместнее, чем
«мы». -
Сложные синтаксические построения
. Наука занимается
сложными вещами, и рассказать о них «просто» получается не всегда. К тому же
деятельность ученого, как правило, направлена на описание каких-либо объектов и
процессов, а не на действие. В тексте это выражается тем, что
существительных
больше, чем глаголов
. А раз действий мало, а описаний много —
усложняются
и синтаксические конструкции
. И в этом смысле совет один:
учите правила
пунктуации
.
Типичные ошибки при написании научных
работ
Наконец, перейдем к тем
ошибкам, которые чаще всего встречаются при написании научных работ.
Естественно, мы не будет здесь говорить об орфографических, грамматических и
синтаксических ошибках, которые делаются из-за незнания школьной программы
(хотя и это, увы, не редкость). Остановимся только на ошибках стилистических — возникающих
именно при использовании научного стиля.
Подобные ошибки мы
разделили бы на три части.
Ошибки, связанные
с
усложнением языка
-
Неоправданная замена
русских слов иностранными
. Если есть русские синонимы, вполне
точно передающие смысл, лучше употреблять их, например:
нетерпимость
вместо
интолерантность
;
прогулка
вместо
променад;
обзор
(или
краткое
изложение
) вместо
дайджест
. Конечно, не стоит
уподобляться Шишкову, который ратовал за слово «мокроступы» вместо «галоши», но
следить за чистотой русского языка все-таки не помешает. -
«Птичий язык»
. Как правило, может
встречаться у студентов, которые пытаются овладеть научным стилем и для этого стараются
как можно сильнее усложнить текст, сделать его наименее понятным, нагрузить
всей возможной терминологией. Удачно такой «птичий язык» пародирует Н.В. Гоголь
во втором томе «Мертвых душ»: Чичиков находит книгу с таким названием:
«Предуготовительное
вступление в область мышления. Теория общности, совокупности, сущности, и в
применении к уразумению органических начал обоюдного раздвоения общественной
производительности»
. Конечно, увлекаться подобными вещами не стоит,
ведь термины созданы для того, чтобы максимально прояснять, а не затемнять
смысл.
Ошибки, связанные с неточностью словоупотребления.
Это
целый пласт речевых ошибок, для простого описания которых не хватит и отдельной
статьи. Поэтому мы укажем только на некоторые:
-
Жаргонизмы
. Например, компьютерные
баг,
дрова, железо, кряк
— в научном тексте недопустимы. -
Неправильный выбор синонима
.Например,
вместо: «Шахматы в Омске
культивируются
с конца XIX века», — лучше написать: «Шахматы
в Омске
развиваются
с конца XIX
века». -
Смешение паронимов
, типа
практичный
— практический, сакральный — сакраментальный, сущность — существо, провести — произвести
.
Естественно, что ошибочность словоупотребления в данном случае будет видна
только из контекста. Правда, приходилось сталкиваться и с очевидными
(внеконтекстными) ошибками. Некоторые, например, путают (по значению!)
пассионарный
и пассивный
. -
Полисемия
. Сама по себе многозначность
не ошибка, нужно просто четко следить за тем, в каком значении употребляется то
или иное слово и даже термин. Например, термин «контекст» означает определенные
внутри- или межтекстовые связи. А в выражении «в контексте эпохи» это слово
употребляется уже в переносном значении. В научном тексте лучше всего
разграничивать и оговаривать оба эти случая (если оба они имеют место).
Ошибки, связанные с различными
излишествами:
-
Тавтологии
. Повторы однокоренных
слов:
в описании писателя, изучение учения, пересказ рассказа
и
другие. Исправляется подбором синонимов. -
Многословие
. Часто возникает в том
случае, если в вашем тексте нет подлинно научного содержания. Лучше всего,
помня о том, что «краткость — сестра таланта», стараться изложить свои идеи
максимально кратко. Если краткость превзошла все ожидания и от идей не осталось
ничего, дело, видимо, не во владении научным стилем, а в отсутствии самих идей. -
Плеоназмы
.
Долгий и продолжительный,
экфрастическое описание
и другие. Вообще речевая избыточность «лечится»
сокращениями, вычеркиваниями лишних слов. Как шутил (шутил ли?) П.А. Вяземский,
переиздание чего-либо должно быть не «исправленным и дополненным», а
«исправленным и убавленным».
Тональность текста
Ошибки в тональности текста, вероятно, больше сопутствуют
текстам по гуманитарным предметам. Во всяком случае, не только
научно-популярные, публицистические, критические, но даже и научные издания по
этим дисциплинам очень часто содержат оценочные суждения, выраженные очень
пристрастно. К тому же профессиональные историки (или филологи) могут
исповедовать разные политические взгляды и отстаивать их. Конечно, в идеале
никакие политические и — шире — мировоззренческие установки не должны влиять на
научность. Научность не должна приноситься в жертву
мировоззрению. Однако так бывает далеко не всегда.
А молодые историки и филологи, читая «страстные» книги
своих старших коллег, извлекают из них не только факты, но и способ их
изложения — чаще всего полемический (мы в данном случае, безусловно, говорим не
обо всей науке, а только о наиболее характерных образцах подобного рода,
которые оказываются в то же время наиболее читаемыми).
Однако научная статья должна все-таки быть относительно
нейтральной и оперировать проверяемыми данными, не основанными на
приверженности ее автора какому-то узкому мировоззрению. Безусловно, научность
не исключает полемики — однако эта
полемика должна вестись адекватно, этично
и не выходить за пределы научности
.
И напоследок — два полезных совета
Больше читайте научной литературы
. Читая научную
литературу, вы не только изучаете свой предмет, но и усваиваете научный стиль.
Любой писатель (даже если этот писатель — ученый) — это прежде всего читатель.
Также рекомендуем:
Как искать информацию для научной статьи
Старайтесь писать научные тексты
. Доклады, рефераты,
курсовые — для преподавателей это способ проверить ваши знания, а для вас
написание подобных работ — прекрасная возможность на практике овладеть научным
стилем. А если у вас уже есть научный руководитель, просите его проверять ваши
статьи не только с точки зрения соответствия научной специфике, но и с точки
зрения стиля.
Научный текст и научная статья в копирайтинге отличаются особым стилем, который имеет четкие требования к написанию. В этом материале будут рассмотрены ключевые моменты оформления научных текстов с примерами и пояснениями. К концу прочтения этой статьи Вы будете сами в состоянии создавать собственные примеры научного текста.
Если Вам нужен наглядный пример научной статьи, то его можно найти на этой странице.
Любому копирайтеру рано или поздно приходится столкнуться с задачей написания научного текста. Цели таких текстов могут быть различными, например, создание материала с подробным техническим обоснованием или просто выполнение заказа на написание научной статьи. Однако в отличие от продающих текстов, традиционных веб-публикаций или записей в блоге, научный текст требует к себе особого подхода. Проявляется этот подход в строгом стиле и жестких рамках. Рассмотрим подробнее на примерах.
1. Структура научного текста
Для научных текстов не актуален принцип «перевернутой пирамиды». Вместо этого используется четкая последовательная структура. Научный текст должен обязательно быть логичным и последовательным.
Как правило, заключение дается в конце текста, в то время как для классического копирайтинга и веб-публицистики характерно ставить выводы в начале.
Если в научных текстах предлагается анализ, то следом за анализом обязательно должен идти вывод.
Пример научного текста №1:
Неверно: Принцип перевернутой пирамиды определяет местоположение вывода в начале текста. Эксперименты показывают, что люди не всегда просматривают веб-страницу целиком. Многие читатели сканируют текст и пропускают самую важную информацию.
В этом примере научного текста нет структуры. Вывод идет в начале текста и вызывает сразу ряд вопросов: «Почему?», «Откуда?». Несмотря на то, что вопросы могут раскрываться далее по тексту, структура уже нарушена.
Верно: Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста.
2. Манера изложения научного текста
Научные тексты и научные статьи отличаются двумя ярко выраженными особенностями в плане манеры изложения автора:
- Научный текст пишется всегда в безличной форме.
- В научном тексте отсутствует диалог с читателем.
В плане манеры изложения научный текст прямо противоположен записи в блоге. Для него неприемлем разговорный стиль. Все пишется жестко и официально.
Пример научного текста №2:
Неверно: Я с гордостью рад представить Вам новую программу. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько времени Вы тратите на пустые действия в своей повседневной жизни? Забудьте об этом! Новая программа P организует Ваш день, освободив Вам до 70% свободного времени!
Верно: Программное обеспечение P позволяет рационально организовать распорядок дня и освободить до 70% времени.
3. Лексика научного текста
Научный текст всегда пишется с использованием слов (лексики), которые характерны для той или иной области знаний. В любой отрасли, будь то юриспруденция, биология, молекулярная физика или любая другая, есть термины, которые знающим читателям известны и не требуют расшифровки. Кроме того, существует общепринятая лексика научных текстов, для которой характерны такие слова как:
- характерно
- соответственно
- исходя из
- следовательно
- применительно
- относительно
- предполагает использование и т.д.
Пример научного текста №3:
Неверно: Большие емкости для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки часто используются в виде вагонов поездов.
Верно: Включение цистерн в состав локомотива характерно для современной транспортной промышленности.
4. Примеры в научном тексте
В отличие от традиционного копирайтинга, где самые лучшие примеры – примеры из повседневной жизни, научные тексты требуют использования научных аргументированных выкладок.
Пример научного текста №4:
Неверно: Очередной пример борьбы с воровством: вчера тетя Глаша «запалила» маленького Яшу, бесстыдно тырящего у нее в саду яблоки, достала ружье и начала палить солью с таким энтузиазмом, что на следующий день сесть не могли не только Яша, но и три голубя, две вороны, а также бывший разведчик, ныне пенсионер, дядя Ваня, который, на свою беду, в то время сидел на соседней яблоне с биноклем.
Верно: Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника.
5. Сложность научной статьи
Для традиционного копирайтинга чем проще текст – тем он лучше и доступнее. Научный текст доступность в приоритет не ставит. Для научного стиля простота предложений не характерна, вот почему рекомендуется использовать предложения средней сложности.
Кроме того, в научных текстах, как правило, никогда не «разжевываются» прописные истины. Научный текст пишется для узкого круга компетентных людей, а не для широкой аудитории.
Пример научного текста №5:
Неверно: Простота – залог успеха. Эксперимент это доказал.
Верно: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха.
6. Сленг и жаргон в научном стиле
Сленг и жаргон не используются в научном стиле. Даже те слова, которые пользуются популярностью в кругу специалистов, в тексте заменяются характерной лексикой. Любое сленговое выражение можно заменить научным аналогом.
Пример научного текста №6:
Неверно: Кривой грызун спохабил все результаты эксперимента.
Верно: результаты эксперимента были недостоверны из-за неисправности манипулятора.
7. Ссылки и авторские права
Как правило, все новые научные знания базируются на открытиях, совершенных ранее. Новые диссертации, например, пишутся на основе уже существующей литературы с внесением собственного вклада автора. При использовании чужих публикаций и работ в научном тексте, автор текста обязательно должен сделать ссылку. Ссылки могут также указывать на приложения, рисунки и таблицы.
Самым наглядным примером использования ссылок является всемирно известная Википедия.
В конце научного текста, как правило, указывается список литературы и прочих источников, на которые в самом тексте делается ссылка.
Пример научного текста №7:
Неверно: В результате проведенных экспериментов было доказано, что психика североафриканских ежей крайне чувствительна и уязвима.
Верно: На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в работе [1] и отображены на Рис. 5, можно сделать вывод, что североафриканские ежи ранимы в психическом аспекте.
1. Ежов Е.Е. Психология североафриканских ежей, М.: Издательство, 2010 г.
8. Требования нормативных документов
В большинстве случаев оформление научных текстов регламентируется тем или иным общепринятым стандартом (например, ГОСТом). Вот почему в зависимости от типа публикации могут предъявляться различные требования к оформлению рисунков, таблиц, абзацев и прочего.
Такие требования, как правило, не актуальны для публикации текстов в сети Интернет.
9. Полнота научного текста
В идеале научный текст в копирайтинге должен соответствовать одному важному правилу, которое уже было затронуто в статье «Оптимальный размер статьи в копирайтинге»: он «должен быть как шар». Иными словами, Ваш текст должен раскрывать тему настолько полно, чтобы не оставлять никаких лишних вопросов.
10. Разнообразие научных текстов
Научные тексты бывают трех видов:
- Научный
- Научно-учебный
- Научно-популярный
У каждого из них свой адресат и для каждого существуют свои требования. Самый строгий вид научного текста – научный. Используется специалистами для специалистов.
Научно-учебный текст обладает средней сложностью, используется для создания учебных и методических пособий, учебников и т.д.
Наконец, научно-популярный текст связывает науку с широкими массами. К нему не предъявляются строгие требования, он не содержит массу терминов, а если и содержит, то все они подробно объясняются.
Резюме: умение писать научные тексты и статьи позволяет копирайтеру существенно поднимать цену своего труда. А знание основ научного стиля и изучение готовых научных текстов позволит развить это умение. Как результат, копирайтер может зарабатывать больше.
Опубликовано 01.03.2021 – 6:30 – Наука
1. Маркеры-клише, используемые при написании научных работ
1.1 Четкая структурированность научных текстов
Как правило, в тексте любого научного документа можно выделить три семантических блока:
Введение;
Основная часть;
Заключение.
Каждый из этих блоков делится на более мелкие текстовые фрагменты – аспекты содержания.
Определение 1. Аспект содержания – относительно самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством.
1.2 Клишированность научной речи
Независимо от отрасли знания, к которой относится первичный документ, в структуре научных текстов выделяются формальные текстовые признаки – устойчивые словесные обороты, своего рода словесные клише, штампы, позволяющие различать отдельные аспекты содержания в тексте, проследить развитие авторской мысли в тексте. К числу формальных текстовых признаков относятся:
Определение 2. Маркеры – характеристические слова или словосочетания, однозначно определяющие тот или иной аспект содержания.
Каждый аспект обладает своим специфическим наборов маркеров, причем в текстах различных областей знания маркеры одних и тех же аспектов не имеют существенных отличий. Задать полный список маркеров для каждого аспекта содержания невозможно в силу богатства естественного языка, его вариативности. Приведем примерный перечень, содержащий основные типы конструкций маркеров для каждого из наиболее часто встречающихся в текстах научных документов аспектов содержания.
Обычно в ходе редактирования извлеченных из первичного документа маркированных предложений пропуску подлежат слова типа «данная статья», «настоящая работа», «итак», « таким образом», «следовательно», «например», «в частности», «в том числе», «при этом» и т.п.
Приведем примеры использования клишированности научной речи.
Аспект содержания |
Маркер аспекта |
Семантический блок 1 – Введение |
|
Актуальность проблемы |
Одной из актуальных проблем… в настоящее время является… Огромную важность приобретают вопросы… Особое значение приобретает вопрос… Социальная значимость темы определяется… Среди проблем, связанных с пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о … В связи с… большое значение приобрела проблема… Интерес к проблеме… обусловлен… |
Известный вариант решения |
Известно, что… Известны способы… Широкое применение получили… Проблеме… посвящено значительное число публикаций (1-15) Вопросу … отводится большое место в работах (5-9) В последние годы данной проблеме уделялось большое внимание в таких работах, как (14-18) Освещение проблемы… нашло отражение в монографиях (9-11); в ряде статей (12-18); диссертаций (3-5) |
Достоинства известного варианта решения |
Предложенный в (19) метод выгодно отличается от…, позволяя повысить улучшить…, устранить… К числу достоинств описанного в монографии (7) подхода следует отнести… Преимуществом предложенного В. П. Дубовиным (9) способа является… Концепция … , сформированная коллективом авторов монографии (3), позволяет открывает возможности… |
Недостатки известного варианта решения |
Недостатком известных способов … является … Использование… связано с серьезными трудностями Высокая трудоемкость … не позволяет не дает возможности Однако, несмотря на существуют препятствия… Наряду с достоинствами предложенный авторами работы (8) подход обладает следующими недостатками… Тем не менее предлагаемое в (4) решение не позволяет не дает возможность… Однако подход к решению вопроса о … , описанный в (11), не дает ответа на неоправданно сужает возможности… Предложенный в (17) способ … ограничивает отрицательно сказывается на… |
Целевая установка |
Цель настоящей статьи… Целью настоящей публикации является… Цель данной работы состоит в… В задачу данной публикации входит… Настоящая работа имеет целью… К числу основных задач исследования относятся… Основная задача монографии –… |
Семантический блок 2 – Основная часть |
|
Описание предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения |
Предлагаемая … форма … базируется на… Предлагается такой метод при котором… Ниже предлагается один из методов… Предлагаемый подход … основан на… |
Особенность (новизна) предлагаемого варианта решения |
Особенность предлагаемого способа … состоит в… Особенностью … является… Отличительная черта предлагаемого нами метода … состоит в… Отличительная черта предлагаемого нами метода … состоит в… Характерным признаком, отличающим наш способ является… Новизна предлагаемого подхода состоит в… Новизна … проявляется в… Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в… |
Назначение предмета |
…используются для |
Рассмотрения |
… предназначен для… … служит для… … может быть использован в качестве… … возможно его использование как… |
Место исследования |
В МГУ разработан… Сотрудниками ВИНИТИ предложен… В ГАГУ ведется исследование… На базе школы-гимназии N 3 г. Горно-Алтайска проведен… |
Технические средства, |
Система реализована на ЭВМ… |
Оборудование |
В ходе исследования использовалась следующая аппаратура… Технической базой системы послужила сеть ЭВМ… Для … применялось оборудование, включавшее… С целью … был использован аппарат… |
Метод исследования |
В данной работе используется метод… Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как… Для … использовалось интервью… Сочетание наблюдения и тестирования позволило… Применение таких методов, как дало возможность… В состав методов, обеспечивших проведение данной НИР, входили… …применялась методика… … метод основан на… |
Экспериментальная проверка |
Эксперимент показал, что… Эксперимент проводился в… Цель эксперимента –… Наши эксперименты доказали, что… Опытным путем показано… Опты подтвердили, что… Испытания проводились… Серия испытаний позволила установить… |
Примеры |
Например,.. Рассмотрим на примере… Приведем пример… Обратимся к примеру… Этот пример подтверждает, что… Данный пример дает основание говорить… |
Математический аппарат |
Воспользуемся формулой … (наличие математических символов) Расчеты показывают, что… Исходя из формулы… |
Наглядное представление информации |
См. рис.: См. табл.(график, схему…) На рис. 1 наглядно видно Данные, приведенные в табл. 6, позволяют утверждать, что… График демонстрирует зависимость… На схеме наглядно отражена… |
Семантический блок 3 – Заключение |
|
Результаты |
Результаты показали следующее Результаты … оказались следующие… Из полученных результатов видно, что… Основные результаты исследования заключаются в следующем… Главным результатом проведенного анализа следует считать… Полученные результаты … позволяют утверждать, что… |
Выводы |
Итак, можно сделать вывод, что… Проведенные исследования позволяют сделать вывод о… Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:.. В заключение отметим , что… Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать… Подводя итоги нашего анализа, следует отметить… Из всего сказанного следует вывод о… Таким образом, можно сделать вывод… Следовательно, мы приходим к выводу… … работа позволяет сделать вывод, что… |
Преимущества предложенного варианта решения |
Этот способ имеет то преимущество, что… Следовательно, преимущества состоят в… Анализ показал преимущества метода… Предлагаемый способ позволяет повысить … , ускорить снизить… |
Рекомендации |
Система может быть рекомендована для… Как… , так и … могло бы быть рекомендовано для… Этот метод может быть рекомендован для… …. может найти применение для… |
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Маркеры-клише, используемые при написании научных работ
1.1 Четкая структурированность научных текстов
Как правило, в тексте любого научного документа можно выделить три семантических блока:
Введение;
Основная часть;
Заключение.
Каждый из этих блоков делится на более мелкие текстовые фрагменты – аспекты содержания.
Определение 1. Аспект содержания – относительно самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством.
1.2 Клишированность научной речи
Независимо от отрасли знания, к которой относится первичный документ, в структуре научных текстов выделяются формальные текстовые признаки – устойчивые словесные обороты, своего рода словесные клише, штампы, позволяющие различать отдельные аспекты содержания в тексте, проследить развитие авторской мысли в тексте. К числу формальных текстовых признаков относятся:
Определение 2. Маркеры – характеристические слова или словосочетания, однозначно определяющие тот или иной аспект содержания.
Каждый аспект обладает своим специфическим наборов маркеров, причем в текстах различных областей знания маркеры одних и тех же аспектов не имеют существенных отличий. Задать полный список маркеров для каждого аспекта содержания невозможно в силу богатства естественного языка, его вариативности. Приведем примерный перечень, содержащий основные типы конструкций маркеров для каждого из наиболее часто встречающихся в текстах научных документов аспектов содержания.
Обычно в ходе редактирования извлеченных из первичного документа маркированных предложений пропуску подлежат слова типа «данная статья», «настоящая работа», «итак», « таким образом», «следовательно», «например», «в частности», «в том числе», «при этом» и т.п.
Приведем примеры использования клишированности научной речи.
|
|
|
|
|
Огромную важность приобретают вопросы… Особое значение приобретает вопрос… Социальная значимость темы определяется… Среди проблем, связанных с пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о … В связи с… большое значение приобрела проблема… Интерес к проблеме… обусловлен… |
|
Известны способы… Широкое применение получили… Проблеме… посвящено значительное число публикаций (1-15) Вопросу … отводится большое место в работах (5-9) В последние годы данной проблеме уделялось большое внимание в таких работах, как (14-18) Освещение проблемы… нашло отражение в монографиях (9-11); в ряде статей (12-18); диссертаций (3-5) |
|
К числу достоинств описанного в монографии (7) подхода следует отнести… Преимуществом предложенного В. П. Дубовиным (9) способа является… Концепция … , сформированная коллективом авторов монографии (3), позволяет открывает возможности… |
|
Использование… связано с серьезными трудностями Высокая трудоемкость … не позволяет не дает возможности Однако, несмотря на существуют препятствия… Наряду с достоинствами предложенный авторами работы (8) подход обладает следующими недостатками… Тем не менее предлагаемое в (4) решение не позволяет не дает возможность… Однако подход к решению вопроса о … , описанный в (11), не дает ответа на неоправданно сужает возможности… Предложенный в (17) способ … ограничивает отрицательно сказывается на… |
|
Целью настоящей публикации является… Цель данной работы состоит в… В задачу данной публикации входит… Настоящая работа имеет целью… К числу основных задач исследования относятся… Основная задача монографии –… |
|
|
|
Предлагается такой метод при котором… Ниже предлагается один из методов… Предлагаемый подход … основан на… |
|
Особенностью … является… Отличительная черта предлагаемого нами метода … состоит в… Отличительная черта предлагаемого нами метода … состоит в… Характерным признаком, отличающим наш способ является… Новизна предлагаемого подхода состоит в… Новизна … проявляется в… Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в… |
Назначение предмета |
…используются для |
|
… может быть использован в качестве… … возможно его использование как… |
|
Сотрудниками ВИНИТИ предложен… В ГАГУ ведется исследование… На базе школы-гимназии N 3 г. Горно-Алтайска проведен… |
|
|
|
Технической базой системы послужила сеть ЭВМ… Для … применялось оборудование, включавшее… С целью … был использован аппарат… |
|
Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как… Для … использовалось интервью… Сочетание наблюдения и тестирования позволило… Применение таких методов, как дало возможность… В состав методов, обеспечивших проведение данной НИР, входили… …применялась методика… … метод основан на… |
|
|
|
Рассмотрим на примере… Приведем пример… Обратимся к примеру… Этот пример подтверждает, что… Данный пример дает основание говорить… |
|
Расчеты показывают, что… Исходя из формулы… |
|
|
|
|
|
|
|
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о… Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:..
Подводя итоги нашего анализа, следует отметить…
|
|
Следовательно, преимущества состоят в… Анализ показал преимущества метода… Предлагаемый способ позволяет повысить … , ускорить снизить… |
|
Как… , так и … могло бы быть рекомендовано для… Этот метод может быть рекомендован для… …. может найти применение для… |
- Мне нравится